На основании ст 144 упк рф. Теория всего

Принятие решения о начале уголовного производства допускается только на основании объективного, полного и всестороннего анализа и оценки поступивших сведений. Приняв сообщение о преступлении или покушении на него, должностное лицо обязано проверить информацию, содержащуюся в нем. Порядок рассмотрения поступивших сведений, а также особенности принятия решения по результатам проверки устанавливает не одна статья (144, 145 УПК РФ), что означает, что законодатель особое внимание уделяет четкости и точности проведения предварительных мероприятий, по результатам которых подозреваемый или виновный будет привлечен к ответственности.

Основные вопросы

При поступлении сообщения о преступлении должностное лицо оценивает качество сведений. При этом ему следует ответить на вопросы:

  1. Выступает ли источник данных с заявлением либо сообщением по существу и по форме.
  2. Являются ли факты и события реальными, а информация достоверной.
  3. Имеет ли деяние, о котором сообщается, признаки преступления, можно ли его квалифицировать по какой-нибудь статье Уголовного кодекса.
  4. Необходимо ли проведение мероприятий для предотвращения, пресечения неправомерного поведения, закрепления следов, выяснения информации о пострадавших, оказания им помощи.
  5. Нужно ли выполнять проверочные действия для обнаружения сведений, которые указывают на признаки преступления.
  6. Есть ли сведения о деянии, которое не представляет собой угрозу обществу в силу своей малозначительности.
  7. Относится ли разрешение сообщения, заявления к (либо его следует передать по предметной/территориальной подсудности/подследственности).

В качестве центрального вопроса при рассмотрении сообщения по норме 144 УПК РФ выступает выявление оснований для возбуждения уголовного производства.

Специфика оценочных мероприятий

Обычный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях выражен в комплексе последовательных действий органа дознания, следователя, прокурора либо дознавателя. Его устанавливает статья 144 УПК РФ, что означает, что дела, относящиеся к частному обвинению, исследуются несколько иным способом. Он касается компетенции судьи. Перечень проверочных мероприятий, проводимых до того, как будет принято процессуальное решение, приводится в ч. 1 нормы 144 УПК РФ. В ней упоминается возможность выполнения определенных ревизий, проверок. В положениях приводятся исключительно следственные мероприятия, которые разрешается производить без постановления о начале уголовного производства. К ним, в частности, относят осмотр места преступления, назначение судмедэкспертизы, освидетельствование.

Организация проверки

Как правило, к материалам мероприятий, выполняемых по норме 144 УПК РФ, относят разные акты, справки и другие документы. При осуществлении регламентированных законом действий реализуются полномочия должностных лиц от правоохранительных органов. Их круг устанавливается в соответствующих отраслевых законодательных актах. В данном случае реализуются полномочия на получение от должностных лиц и граждан необходимых объяснений. Организацию проверочных мероприятий в круглосуточном режиме относительно сообщений, которые требуют незамедлительного реагирования, выполняют служащие дежурных частей (нарядов, смен), входящих в структуру органов дознания, прокуратуры, предварительного следствия.

Ответственные лица

Их также устанавливает ст. 144 УПК РФ. Что означает "ответственное лицо за организацию проверки"? Это служащий, уполномоченный на осуществление контроля над соответствием предварительных мероприятий установленным требованиям закона. К ответственным лицам относят руководителей органов прокуратуры, предварительного следствия либо дознания. При этом не имеет значения, приняли ли они сообщение лично, непосредственно прибыв на место предполагаемого преступления, либо изучив доклады о поступившей информации, в том числе в отношении которой были приняты неотложные меры реагирования. К последним следует относить:

  • Пресечение и предотвращение преступлений.
  • Установление и преследование подозреваемых по "горячим следам" для их задержания.
  • Выполнение определенных следственных мероприятий по закреплению следов деяния.
  • Введение в действие особых планов по выявлению и и проч.

Особенности проверки

Ее выполняет прокурор, следователь либо дознаватель. Однако полномочия этих служащих могут возлагаться руководителем компетентного органа либо его заместителем на иных лиц, входящих в его штат, с учетом уровня их юридической подготовки. Это осуществляется посредством утверждения соответствующего организационно-распорядительного акта. Должностные лица, выполняющие проверку либо ее организацию, согласно сведений, которые присутствуют в сообщении и требуют незамедлительного реагирования, в рамках своей компетенции обязаны предпринимать неотложные меры по:

  1. Выявлению признаков преступления.
  2. Пресечению деяния.
  3. Фиксации и сохранению следов и доказательств, требующих изъятия, закрепления и исследования.
  4. Проведению розыскных и оперативных мероприятий для установления и задержания по "горячим следам" или с поличным граждан, совершающих или уже совершивших преступление.

О мерах незамедлительного реагирования по сведениям, присутствующим в сообщении, а также об их результатах докладывается руководителю соответствующего органа либо прокурору для организации дальнейших Данная процедура должна осуществляться в короткий срок (в течение суток).

Статья 144 УПК РФ: характеристика

Данная норма считается одной из самых объемных в 19-й главе Кодекса. Статья 144 УПК РФ, как выше было сказано, предусматривает предварительную проверку заявления (сообщения) об уголовном деянии, некоторые средства ее проведения и процедуру их реализации. Вместе с этим в норме устанавливаются: срок данной стадии начала производства, пределы и порядок его увеличения, гарантии соответствия требованиям законодательства и прочие процессуальные положения. Однако не все авторы уделяют должное внимание сути положений, которые присутствуют в ст. 144 УПК РФ. В частности, мало кто разъясняет вопрос, касающийся субъектов, уполномоченных на принятие сообщения. Целесообразно рассмотреть его более подробно.

Принятие сообщения/заявления

Ст. 144 УПК РФ в части первой уголовно-процессуальные положения разъясняет несколько условно. В ней, как и в ч. 2 и 3, упоминается о прокуроре, следователе и органе дознания. В связи с этим многие авторы в комментариях к ст. 144, 145 УПК РФ ограничивают круг исполнителей соответствующих действий именно приведенными субъектами. Некоторые же говорят обо всех должностных лицах, входящих в штат правоохранительных органов, как о сотрудниках, которым вменяется обязанность принятия заявления/сообщения. Между тем эти полномочия возлагаются не только на лиц, которые указаны в нормах 144, 145 УПК РФ, но тем не менее не на всех служащих правоохранительных органов. Принять заявление/сообщение вправе и обязано только то лицо, к компетенции которого относится возбуждение уголовного производства.

Уполномоченные служащие

Кроме лиц, перечисленных в норме 144 УПК РФ, при некоторых обстоятельствах уполномоченным субъектом на и, соответственно, на принятие сообщения/заявления может (обязан) быть начальник следственной группы или руководитель следственного отдела. В качестве одного из условий в этом случае выступает получение согласия прокурора. Руководитель группы наделяется правом в отдельное производство. Порядок данной процедуры зафиксирован в ст. 153-155 кодекса. Это указывает на то, что руководитель уполномочен и на оформление дела в отдельное производство для выполнения предварительного расследования вновь совершенного преступления, а также относительно нового лица. Решение об этом, в соответствии со ст. 154, ч. 3, не может приниматься без одновременного возбуждения дела.

Сотрудник следственной группы

Вопрос о его полномочиях остается сегодня спорным. Его право допускается по смыслу норм 144, 145 УПК РФ, что означает, что во всех случаях, когда к члену следственной группы обращаются с соответствующими заявлениями/сообщениями, ему рекомендуется принять необходимые меры для того, чтобы о поступившей информации стало известно руководителю. Это нужно для того, чтобы полномочия на принятие сведений и проведение предварительной проверки были делегированы сотруднику либо проведены при участии начальника.

Правоохранительные органы

Ряд авторов указывает на то, что понятие сотрудника, входящего в штат этих структур, слишком широкое, чтобы применять его в качестве синонима к категории лиц, обязанных принять сообщение/заявление о преступлении. Правоохранительным называют учреждение (а в ряде случаев и служащего - судью, следователя или физлицо, оказывающего гражданам юридическую помощь), которое по закону вправе и обязано обеспечивать защиту интересов, прав и свобод людей и организаций, государства, субъектов, муниципальных образований, поддерживать правопорядок и законность.

Важный момент

Предварительная проверка сообщения/заявления о преступлении выполняется посредством использования процессуальных приемов. Вместе с ними применяются результаты непроцессуальных средств, вовлеченных в процесс. В ряде изданий высказывается мнение, что проверка повода для начала производства выполняется с учетом правил, предусмотренных в 87-й норме кодекса, поскольку большинством сотрудников признается допустимость доказывания на этапе возбуждения дела.

Сообщение о преступлении

Это понятие использует далеко не одна статья (144, 145 УПК РФ). Что означает "сообщение о преступлении"? Данный термин используется в нормах в трех значениях.

  1. В частях 1 и 5 нормы 144 УПК РФ сообщением о преступлении считается не только повод для начала производства, но и любой иной. К последним, в частности, относят явку с повинной и заявление.
  2. Часть 2 144-й статьи указывает только на определенную разновидность сообщения о готовящемся либо уже совершенном противоправном деянии, полученного от разных источников. В соответствии с нормой 143 составляется рапорт о выявлении признаков преступления.
  3. Часть четвертая ст. 144 сообщение о преступлении называет заявлением - поводом для начала производства по делу, предусмотренному ст. 140 и 141.

Дополнительно

Проверка с использованием уголовно-процессуальных средств может выполняться относительно любого повода для начала уголовного производства. Срок этой процедуры исчисляется с момента первого поступления соответствующей информации о готовящемся, совершенном либо совершаемом преступлении в орган дознания, члену либо руководителю следственной группы, прокурору и прочим указанным выше уполномоченным лицам. При этом сообщение должно содержать признаки объективной части состава преступления, имеющие процессуальное значение.

Пределы компетенции

О чем еще рассказывает статья 144 (145) УПК РФ? Здесь указывается на то, что уполномоченные органы принимают сообщение, проверяют его и выносят процессуальное решение. Пределы компетенции предполагают ограничения не только права возбуждения дела, но и возможности осуществления предварительной проверки. Итак, статья 144 (145) УПК РФ не допускает проведение указанных мероприятий лицами, не уполномоченными на начало уголовного производства.

Решения

Мероприятия, предусмотренные ст. 144, 145 УПК РФ, выполняются по определенному порядку. Так, по результатам предварительной проверки начальник следственного органа, дознаватель или иное уполномоченное лицо осуществляет одно из следующих действий:

  1. Отказывает в возбуждении дела.
  2. Передает сообщение по подследственности согласно ст. 151 кодекса, а по заявлениям частного обвинения - в судебную инстанцию.
  3. Возбуждает производство.

О решении, которое будет принято, уполномоченное лицо сообщает заявителю. При этом последнему должно быть разъяснено право на обжалование и сам порядок оспаривания. По смыслу норм 144, если будет принято решение о передаче материалов по подследственности или в судебную инстанцию, уполномоченные лица должны обеспечить сохранение следов преступления.

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 144 УПК РФ

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении (действующая редакция)

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, - в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь - физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье - страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 144 УПК РФ

1. Комментируемая статья регламентирует предварительную процессуальную проверку сообщений о преступлениях, входящую в содержание стадии возбуждения уголовного дела. При этом Кодекс устанавливает две процедуры такой проверки: а) по делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. ч. 1 - 4 ст. 144, ст. 146, ч. ч. 2 - 4 ст. 147) и б) по делам частного обвинения (ч. 6 ст. 144, ч. 1 ст. 147, ст. ст. 318 - 319).

2. Обязанность по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя СО). Эта обязанность вытекает из принципа публичности, предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Аналогичную обязанность предусматривают и иные нормативные акты (п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"). Прокурор уполномочен проверять исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК). Ведомственные приказы предписывают ему проводить такие проверки не реже одного раза в месяц.

На основе межведомственных типовых положений приняты внутриведомственные нормативные акты, детально регулирующие прием, регистрацию и учет сообщений о преступлениях или происшествиях в различных органах следствия и дознания.

3. Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то принимается решение о передаче сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). О действиях по сообщению о преступлении в неотложных ситуациях см. также ком. к ст. 157.

4. Прием сообщения о преступлении сопровождается его соответствующей регистрацией в соответствующих книгах (в ОВД и ФСКН - книге учета сообщений о преступлениях, в ФСБ - книге N 1 регистрации сообщений о преступлениях и т.д.). Регистрация обычно фиксируется проставлением специального штампа, указанием даты, порядкового номера регистрационной записи и подписи лица, осуществившего регистрацию, а также выдачей заявителю талона-уведомления.

5. После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка с учетом правил ст. 87 УПК. Передача сообщений и иной информации исполнителю для проведения проверки без регистрации запрещена.

Проверка состоит в мыслительной деятельности по оценке данных, указывающих на признаки преступления. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела (передачи сообщения по подследственности), то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Если в принятом поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления, то могут быть проведены проверочные действия - собирание дополнительных доказательств, необходимых для принятия решения в порядке ст. 145 УПК. Проверка производится путем производства непринудительных способов собирания доказательств - истребования и принятия представленных предметов и документов (см. ком. к ст. 86). В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. В силу того что исследование трупов, предусмотренное ч. 1 ком. статьи, не может подменять собой судебно-медицинскую экспертизу (производимую после возбуждения уголовного дела), оно может производиться лишь при отсутствии признаков преступления, в т.ч. криминальных причин смерти.

Проведение аналогичных проверочных действий помимо УПК предусматривается ФЗ о прокуратуре (ст. 6), ФЗ о ФСБ (ст. 13), ФЗ о полиции (п. п. 3 - 5 ч. 1 ст. 13) и др. нормативными актами. По общему правилу производство следственных действий (как принудительных процессуальных действий) до возбуждения уголовного дела не допускается. Исключение предусмотрено лишь для осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), поскольку при его проведении элемент принуждения минимален, осмотра трупа (ч. 4 ст. 178) и освидетельствования (ч. 1 ст. 179).

При применении положений ч. 1 ком. статьи о праве давать органу дознания поручение о проведении ОРМ следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. О поручении следователя также см. ком. к п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 1 ст. 152.

6. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке ст. 145 УПК не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения трехсуточного срока, если будут установлены основания для возбуждения дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Если регистрация повода к возбуждению дела была задержана, то срок исчисляется не с момента его регистрации, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа повода к возбуждению дела. Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново - с момента получения сообщения другим органом расследования.

Судебная практика по статье 144 УПК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 205-АПУ17-28, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Сведения, изложенные им в этих протоколах содержат данные о совершении конкретных преступных действий, в том числе детали, которые заранее не могли быть известны лицам производящим расследование дела. На предварительном следствии проверялось в порядке ст. 144 , 145 УПК РФ заявление Ризаева об оказании на него физического воздействия в целях принуждения к даче признательных показаний...

  • Решение Верховного суда: Определение N 1-АПУ15-25, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Кроме того, проверкой, проведенной в порядке ст. ст. 144 -145 УПК РФ, в действиях сотрудников полиции Д Т следователя Б сотрудников ИВС ОМВД России по району признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, не установлено...

  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-284, Апелляционная коллегия, апелляция

    Ссылка в апелляционной жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 г. № 842-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сонина К В на нарушение его конституционных прав статьями 144 , 145 и 146 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации» о незаконности обжалуемого решения суда не свидетельствует...

+Еще...

1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 144 УК РФ

1. . Реализация этого права во многом сопряжена с профессиональной деятельностью журналистов.

Потерпевшим от этого преступления является журналист, выполняющий свой профессиональный долг.

Под профессиональной деятельностью журналистов понимаются редактирование, создание, сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ на основе трудовых или иных договорных отношений журналиста с редакцией зарегистрированного СМИ либо по ее уполномочию (см. ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации») (в ред. от 14.06.2011) .
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2011. N 25. Ст. 3535.

Профессиональная деятельность журналистов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».

2. Объективная сторона преступления выражается в деянии в форме воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста, а также характеризуется способом воспрепятствования — принуждением к распространению либо к отказу от распространения информации.

Воспрепятствование — это противодействие со стороны других лиц путем принуждения журналистов к распространению информации. Принуждение может быть осуществлено как путем воздействия на орган массовой информации: угроза прекращения или приостановления его деятельности, уничтожение тиража или его части и иные подобные деяния, так и путем воздействия на самого журналиста. В частности, принуждение может выразиться в применении к самому журналисту или его близким насилия, в угрозе его применения, в уничтожении или угрозе уничтожения имущества, угрозе увольнением, понижения в должности, шантаже, т.е. угрозе разглашения нежелательных сведений и других действиях, нарушающих законные права и интересы журналиста (распространения сведений, порочащих журналиста и его близких), и т.д.

Причинение вреда иным объектам при воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов потребует квалификации по совокупности преступлений.

Под распространением информации понимается любая форма доведения ее до неопределенно большого круга лиц, массового потребителя: опубликование, выступление по радио, по телевидению и т.п.

3. Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения самого деяния независимо от того, удалось ли добиться от журналиста распространения или отказа от распространения той или иной информации.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

5. Субъект основного состава преступления — общий. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. В квалифицированном составе субъект специальный — должностное лицо СМИ, где работает журналист, или любое иное лицо, обладающее служебным положением, которое используется для воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста.

6. Частью 3 комментируемой статьи предусмотрен особо квалифицированный состав воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов. К особо квалифицирующим признакам рассматриваемого преступления законодатель отнес применение насилия к журналисту или его близким либо повреждение или уничтожение их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия.

Применение насилия в данном случае охватывает насилие любого характера и причинение легкого вреда здоровью и вреда здоровью средней тяжести. Причинение тяжкого вреда здоровью при совершении деяния требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК.

По ч. 3 комментируемой статьи следует квалифицировать деяние не только в тех случаях, где насилие реально применено, но и тогда, когда имело место угроза применения насилия.

Под уничтожением имущества следует понимать приведение его в полную негодность для использования по целевому назначению при невозможности восстановления имущества. Повреждение же предполагает приведение имущества в частичную негодность или полную негодность, но при возможности восстановления.

Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса. 4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой. 5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения. 6.

Основание указано — ст. 144, 145, 148 упк рф и статья 24 часть 1 п.

УПК РФ, выполняются по определенному порядку. Так, по результатам предварительной проверки начальник следственного органа, дознаватель или иное уполномоченное лицо осуществляет одно из следующих действий:

  1. Отказывает в возбуждении дела.
  2. Передает сообщение по подследственности согласно ст. 151 кодекса, а по заявлениям частного обвинения — в судебную инстанцию.
  3. Возбуждает производство.

О решении, которое будет принято, уполномоченное лицо сообщает заявителю. При этом последнему должно быть разъяснено право на обжалование и сам порядок оспаривания.

Что означают статьи 144 упк рф и 145 упк рф?

Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению. (часть 1.2 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ) 2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Статья 148. отказ в возбуждении уголовного дела

А также в порядке этих статей направляются жалобы и заявления, содержащие информацию о совершении преступлений, из прокуратуры в СОСУСК и УВД по подследственности для проверки доводов заявителя. Еще проводятся дополнительные проверки отказных материалов УВД по постановлению прокуратуры об отмене постановления об отказу в возбуждении уголовного дела.

  • Статья 144.
    Порядок рассмотрения сообщения о преступлении1. Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь.

Статья 144. порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления. (часть 9 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ) (см.

Статья 148 упк рф. отказ в возбуждении уголовного дела

Организация проверки Как правило, к материалам мероприятий, выполняемых по норме 144 УПК РФ, относят разные акты, справки и другие документы. При осуществлении регламентированных законом действий реализуются полномочия должностных лиц от правоохранительных органов.
Их круг устанавливается в соответствующих отраслевых законодательных актах. В данном случае реализуются полномочия на получение от должностных лиц и граждан необходимых объяснений.

Внимание

Организацию проверочных мероприятий в круглосуточном режиме относительно сообщений, которые требуют незамедлительного реагирования, выполняют служащие дежурных частей (нарядов, смен), входящих в структуру органов дознания, прокуратуры, предварительного следствия. Ответственные лица Их также устанавливает ст. 144 УПК РФ.

An error occurred.

О чем говорят статьи 144, 145 УПК РФ?

  1. По анонимному звонку, в дежурную часть, у нас был проведн осмотр наркотиков, без каких либо документов, но это был не осмотр, а целый обыск. Участковый заглядывал в каждую щель, где только можно.

    Хотя этот аноним организовал сам участковый из за личной неприязни. Законны ли деяния этого участкового?

  2. я потерял телефон или украли думаю что не найдут.

    потому что я инвалид а не чиновник или бизнесмен-это им все находят гте -то за один час у них уже все намести. У меня автомобиль угнали и то ненашли.

  3. В порядке ст. 144-145 УПК проводятся процессуальные проверки УВД и Следственным комитетом отказных материалов, сообщений о преступлениях, жалоб и заявлений, если в них указано на совершение преступления.

Что означает отказ от возбуждения уголовного дела по статьям 144, 145, 148?

Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

(часть 1.1 введена

Важно

Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса.

При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает меры по сохранению следов преступления.

  • сейчас читала Акт добровольной выдачи н с спайса гонококом после проверочной закупки там указано согласно ст 144 понятой должен подтвердить что это тот самый наркотик который якобы наркоман сбыл оперативнику -потом в суде согласно его показаниям человека сажают гонококи используют штатных понятых у которых голова кругом потому что им вдалбливают запомнить то что они не видели и на суде они несут такую ересь-судья прокурор дежурный адвокат не возражают-наркоман законов не знает и его сажают как наркоторговца гонококу за это премия и зарплата

О чем говорят статьи 144, 145 упк рф?

  • Уголовное право
  • В соседней с моей квартирой проживает 79летняя больная старушка, однажды я выходил из дома и из раскрытого окна бабушка обратилась ко мне с просьбой, чтобы я нашел её сына и сказала его адрес и ещё она сказала, что сидит дома запертая снаружи уже 3 дня. Я не поехал искать сына, он живет за городом, а пошёл в палицию и попросил их найти её сына.

    Сотрудники полиции нашли сына и открыли квартиру. А через 2 недели мне приходит письмо из палиции в нем говорится, что мне отказано в возбуждении уголовного дела руководствуясь п.