Каковы основы конституционного строя российской федерации кратко. Раздел первый. Основные положения

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Понятие «конституционный строй» применимо только к такому государству, в котором все соответствует конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений , устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Иначе конституционный строй можно определить как устройство гражданского общества и государства, закрепленное конституцией.

Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Основы конституционного строя

Под основами обычно понимаются важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие главные свойства, черты, особенности, определяющие его сущность, содержание.

Исходя из этого, основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие суть конституционного строя, а лишь главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства.

Основополагающие принципы организации общества и государства образуют как бы фундамент конституционного строя. Эти нормы в научной литературе чаще всего именуются нормами-принципами.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Гражданское общество как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. I Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся от этатизма (установления тотального государственного контроля за общественной жизнью). Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16 , где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституционного строя не могут быть пересмотрены . Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов и Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

Центральное место в системе конституционного права занимают нормы специфического характера – основы конституционного строя. Ведущим исследователем проблематики основ конституционного строя является О. Г. Румянцев. В своей монографии "Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления)" он раскрыл понятие основ конституционного строя, их специфику, уровни и элементы.

Выделение основ конституционного строя в качестве отдельной главы и размещение ее перед всеми другими разделами Конституции РФ не случайно. Законодатель стремился показать приоритетность положений, закрепляемых в гл. 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя". Действительно, основы конституционного строя представляют собой каркас системы конституционного строя, на который опираются все нормы, действующие в Российском государстве.

Основы конституционного строя – это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

Основы конституционного строя – это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это подтверждается усложненной процедурой их изменения и дополнения. Так, в соответствии со ст. 135 Конституции РФ положения гл. 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Такое право предоставлено Конституционному Собранию, которое либо подтверждает неизменность

Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой конституции. Этот проект принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. Положениям гл. 1 Конституции РФ должны соответствовать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

  • 1) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;
  • 2) основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права;
  • 3) конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

Предложенные уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах, что придает в итоге всей системе правовую значимость.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт, присущих данному институту конституционного права. А именно:

  • – основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;
  • – политико-правовой характер;
  • – нормативность и общеобязательность;
  • юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других нормативных актов государства;
  • – сжатость и концентрированность изложения;
  • – общепризнанность;
  • – целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из особой юридической силы основ конституционного строя можно говорить об особой юридической природе норм гл. 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией РФ и иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основываясь на смысле статей гл. 1 Конституции РФ.

Впервые перечень основных элементов конституционного строя РФ был закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., получившей дальнейшее развитие в Конституции РФ.

1. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Конституции РФ). В науке конституционного права обычно различаются понятия народного, национального и государственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежит в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет являются основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это – важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях.

Российская Федерация как суверенное государство является полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципом суверенного равенства государств Российская Федерация обязана уважать суверенитет других государств. В пределах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

2. Приоритет прав и свобод человека (ст. 2, 6 Конституции РФ). Идея прав человека является связующим звеном и главным содержанием Конституции РФ, ст. 2 которой рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым выдвигая личность на передний план.

Современные демократические правовые государства провозглашают приоритет человека, его нрав и свобод по

отношению к остальным социальным ценностям. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством, цель деятельности которого состоит в обеспечении интересов человека.

Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать и защищать эти права и свободы.

Государство обязано создавать систему защиты прав и свобод, в которую были бы включены судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

3. Народовластие (ст. 3, 12 Конституции). Демократия – это форма правления, в условиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие "народ" – это собирательное понятие, конструкция человеческого разума. В ст. 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на определенных им же условиях.

Суверенитет народа – это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. Народ представляет собой совокупность индивидов, в то же время не отождествляя себя ни с одним из них. Данная разновидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

Способами осуществления народного суверенитета являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демократического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Общество может оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конституционного строя.

Народовластие также предполагает и такую форму его осуществления, как местное самоуправление. Российское государство в соответствии с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления (15 октября 1985 г.) берет на себя обязательство содействовать реализации и защищать право на местное самоуправление.

4. Федерализм (ст. 5 Конституции РФ). Россия является федеративным государством, территория которого состоит из территорий субъектов РФ.

Для России оптимальной формой нациοнально-государственного устройства является федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации, которая, как показывает исторический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

  • – огромной территорией;
  • – спецификой экономического развития отдельных регионов;
  • – этническим многообразием населения;
  • – социокультурными различиями.

В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопределение и самоуправление наций в составе России. Особое значение в этом контексте имеет положение о том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Последнее, к сожалению, не всегда соблюдается на практике.

5. Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ). Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Такое государство берет на себя обязанность о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Важнейшим условием для реализации прав и свобод гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собственными усилиями достигали нормального материального достатка для себя и своей семьи, а социальную защиту от государства получали бы лишь те категории населения, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

6. Многообразие и свобода экономической деятельности (ст. 8, 9 Конституции РФ). Российское государство признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, обеспечивая их равную правовую защиту.

Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, вместе с гем общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.

Конституция закрепляет новое для России право – право частной собственности, в том числе и на землю. Одним из важнейших проявлений свободы личности является свобода предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантией которой выступает запрет на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

7. Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ). Основополагающим условием установления демократического режима и его функционирования является последовательное проведение в жизнь идеи разделения властей. Трем основным функциям государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной корреспондируют соответствующие органы государства. В целях предотвращения злоупотребления властью все три ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ – Правительство РФ – судебные органы РФ), так и по вертикали (федеральные органы власти – органы государственной власти субъектов РФ).

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов нс может присваивать себе полномочия но осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

Конституционный принцип, в соответствии с которым "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную", предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению указанных функций эти государственные органы самостоятельны и независимы, по при этом они не могут не взаимодействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограничений получила название "система сдержек и противовесов" и в той или иной мере применяется в большинстве демократических государств.

Принцип разделения властей является фундаментальным для всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, так как в юридической форме определяет те важные качественные связи, которые свойственны ее организации. Для обеспечения его реализации предусмотрены соответствующие материальные, политические, социальные и правовые гарантии. Другими словами, принцип разделения властей находится под защитой государства, воплощая в себе политико-правовое правило разумной и справедливой организации государственной власти.

Принцип разделения властей регулирует обширный круг общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти, распределением властных полномочий между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти, организацией государственного механизма, формированием правового государства и гражданского общества и т.д. Свою конкретную реализацию данный принцип находит через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

8. Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ), являющееся одной из незыблемых основ конституционного строя России, предполагает наличие множества мнений, т.е. различных суждений, взглядов на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование.

Учитывая горький опыт существования официальной идеологии марксизма-ленинизма и травлю инакомыслящих, создатели Конституции РФ пошли па прямой запрет – ч. 2 ст. 13 гласит: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Это является еще одной гарантией для россиян: не боясь никакого государственного преследования, выражать свои мысли, убеждения, даже если они не совпадают с мнением большинства.

Идеологическое многообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что благодаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возможностей, терпимость по отношению к различным группам в обществе (политическим, социальным и религиозным).

Под политическим плюрализмом понимается прежде всего многопартийность – система власти, основанная на взаимодействии и "противовесах" партий и объединений.

Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках конституции всех политических сил с помощью легитимных средств.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

В Российской Федерации действует более 50 политических партий. Наиболее активными являются парламентские партии – "Единая Россия", "Справедливая Россия", КПРФ, ЛДПР. В мае 2011 г. был создан Общероссийский народный фронт – широкое объединение различных социально-политических сил.

9. Светскость российского государства (ст. 14 Конституции РФ). Достижение свободы совести – непременное условие на пути создания светского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений – как материалистических, так и идеалистических.

Провозглашенный Российским государством принцип отделения церкви от государства означает взаимное невмешательство как государства в дела церкви, так и церкви в государственные дела. Это означает полное невмешательство государственных институтов в дела религиозных объединений и отсутствие у последних каких-либо государственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освящение начала строительства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).

Религиозные объединения в соответствии с ч. 2 ст. 14 Конституции РФ отделены от государства и равны перед законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям в Российской Федерации.

10. Целостность и незыблемость основ конституционного строя РФ (ст. 15, 16 Конституции РФ). Основы составляют единую систему, где каждая норма взаимообусловливает и взаимодополняет друг друга. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость Российского конституционного строя.

Среди вышеперечисленных элементов конституционного строя целесообразно обратить внимание на те положения гл. 1 Конституции РФ, которые характеризуют формы принадлежности власти народу и способы ее осуществления.

Конституционный строй: понятие и основные элементы

Понятие конституционного строя и его основ:

Каждое государство имеет определенные специфические черты, совокупность которых позволяет судить о форме или способе его организации, т.е. о государственном строе. Этот строй, закрепленный в конституции, становится конституционным строем.

Конституционный строй (в узком смысле) - установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) - совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

В понятие основ конституционного строя России входят закрепленные конституцией характеристики как демократического, правового, социального, светского, федеративного государства с республиканской формой правления.

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.

Основы конституционного строя РФ - основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ". Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.

Принятие конституции означает установление обязанности государства подчиняться конституционным предписаниям. В противном случае существование основного закона теряет всякий смысл, также как и понятие правового государства. Однако понятие конституционного строя относится не ко всякому государству. Оно применимо лишь к государству, в котором конституция признает, закрепляет, надежно охраняет и гарантирует права и свободы человека и гражданина, все право соответствует этой конституции, а государство во всем подчиняется праву. Конституционный строй, следовательно, не сводится только к факту существования конституции, а предполагает наличие двух необходимых условий: конституция демократическая и она соблюдается.

Таким образом, конституционный строй - это форма или способ организации государства, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, и обеспечивается подчинение государства праву.

Элементы конституционного строя РФ:

1. республиканская форма правления;

2. суверенитет РФ;

3. права и свободы личности;

4. источник власти - многонациональный народ России;

5. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6. федеративное государственное устройство;

7. гражданство РФ;

8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

9. организация местного самоуправления.

В понятие конституционного строя часто включают сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

В связи с этим к признакам конституционного строя можно отнести:

» верховенство права;

» широкие права и свободы человека, их гарантированность;

» участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;

» разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается:

Особым порядком предложения и внесения поправок в главе I Конституции - Основы конституционного строя;

Неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действия, направленные на свержение конституционного строя.

Основы конституционного строя определяют принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Именно в этом заключатся значение этих основ.

Основы конституционного строя Российской Федерации регулируют не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Конституционное закрепление основ конституционного строя обеспечивает их провозглашение от имени народов России, их государственной воли. Это обусловливает их юридическую значимость, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений. Основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме все важнейшие связи, свойственные ее организации. Все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации. При этом никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя (ст. 16 Конституции РФ).

Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя, систему их гарантий образуют как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии, а их реализация должна обеспечиваться государством.

Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);

9) разделение властей;

10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

Общество свободных людей (гражданское общество) обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.

Конституционные гарантии, определяющие основы конституционного строя России в экономической и политических областях, состоят в следующем:

Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции;

Признание частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и их защита равным образом;

Отношение к земле и другим природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и возможность их нахождения в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;

Запрет на установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, признание идеологического и политического многообразия, многопартийности;

Право граждан создавать общественные объединения и свобода их деятельности.

Характеристика основ конституционного строя:

Основы конституционного строя РФ условно можно разделить на следующие группы:

♦ государственного устройства - государственные основы;

♦ политической системы - политические основы;

♦ экономической системы - экономические основы;

♦ социальной системы - социальные основы;

♦ правовой системы - правовые основы;

♦ правового статуса личности.

Основы государственного устройства конституционного строя РФ, это:

» по форме правления РФ - республика;

» по форме территориально-государственного устройства РФ - федерация;

» по форме государственного режима РФ - демократическое государство;

» в РФ гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти;

» Российская Федерация - суверенное государство;

» территория РФ целостна и неприкосновенна;

Основой конституционного строя России является народовластие.

Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Элементы народовластия в РФ:

› коллективный субъект - граждане РФ;

› объект - власть.

Формы народовластия:

1) непосредственная (прямая) демократия;

2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии:

1) референдум;

2) выборы;

3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Формы косвенного народовластия:

1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;

2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;

3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;

4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Основы конституционного строя Российской Федерации определяются Конституцией, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 Российская Федерация является суверенным государством, юрисдикция которого распространяется на всю территорию России. При этом РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, которая включает в себя территорию субъектов РФ.

По форме правления РФ представляет собой республику смешанного типа - президентско-парламентарную, поскольку содержит в себе элементы той и другой. Как и в президентской республике, Правительство в РФ формируется Президентом, однако Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной думы. Как и в парламентарной республике, Государственная дума может выразить недоверие правительству, но окончательную судьбу этого вотума решает Президент РФ, который может как согласиться с решением Государственной думы, так и отклонить его. Более того, Президент вправе распустить Государственную думу, если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие Правительству, а Президент не согласится с этим решением Думы.

По форме государственного устройства РФ представляет собой, как уже указывалось, федеративное государство. Субъекты РФ различаются между собой по величине территории, национальному составу, численности и плотности населения, экономическому потенциалу и другим признакам. Тем не менее, Конституция РФ провозглашает их равноправие между собой и в отношениях с федеральной властью. Состав субъектов РФ может быть изменен двумя путями: принятием новых членов и формированием внутри РФ нового субъекта. И тот и другой варианты должны регулироваться федеральным конституционным законом, который, однако, пока отсутствует.

Принципы конституционного строя Российской Федерации означают:

1. Принцип демократизма: любое государство, стремящееся стать правовым, непременно должно иметь демократический характер.

2. Принцип приоритета прав и свобод гражданина: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и государство обязано признавать, соблюдать и защищать эти ценности.

3. Принцип народовластия: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В силу этого принципа обеспечивается, во-первых, народовластие как основное выражение государственной власти в целом. Например, местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.03); во-вторых, суверенитет Российского государства как юридическое выражение народного суверенитета.

4. Принцип федерализма: целостность и неприкосновенность территории России не может быть поставлена под сомнение в связи с ее федеративным устройством. Согласно этому принципу, все законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Принцип федерализма также означает, что лица, имеющие российское гражданство, пользуются одинаковыми правами и имеют равный объем обязанностей независимо от территории проживания, национальной принадлежности и вероисповедания.

5. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве социального государства: основным направлением деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Принцип единства экономического пространства устанавливает единое экономическое пространство на всей территории Российской Федерации, разрешает свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах границ России. Этот принцип также провозглашает множественность форм собственности, в том числе и на землю.

7. Принцип разделения государственной власти: в Российской Федерации существуют три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), которые выполняют свои функции самостоятельно соответствующими органами государственной власти: Федеральным Собранием, Правительством, Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами закрепляется наличие президентской власти. Являясь главой государства, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Согласно данному принципу гарантируется и признается самостоятельность самоуправления, органы которых не входят в систему органов государственной власти.

8. Принцип политического и идеологического многообразия в Российской Федерации предусматривает создание и деятельность любых общественных объединений, кроме запрещенных законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. В ст. 13 Конституции РФ указывается, что в России признается политическое многообразие, многопартийность. Плюрализм – это свобода политических мнений и действий. Плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, легализует политическую свободу. Защита политического многообразия – одна из предпосылок функционирования правового государства.

9. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве светского государства провозглашает свободу совести и вероисповеданий, запрещает устанавливать или навязывать населению какие-либо религиозные вероучения в качестве официальной государственной религии. Согласно этому принципу, государство не должно вмешиваться в деятельность законных религиозных объединений и не может поручать им выполнение каких-либо государственных функций.

По своему государственно-правовому режиму Российская Федерация является либерально-демократическим государством. Но России еще предстоит добиться строгого соблюдения законности, верховенства закона, господства права, неуклонной защиты прав и свобод граждан и др. Но уже сейчас можно констатировать установление плюрализма в политической жизни, в том числе многопартийности, ликвидацию единой государственной идеологии, отмену цензуры печатных и иных изданий, установление судебного порядка защиты прав и свобод граждан.

2.2. Особенности федеративного устройства России

Особенность федеративного устройства РФ выражается, в частности, в структуре ее представительного и законодательного органаФедерального Собрания РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федераций и Государственной думы * . В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Федеральное Собрание является постоянно действующим представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституционный статус РФ базируется также на принципе разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. В частности, в Конституции РФ закреплены предметы ведения, принадлежащие исключительно РФ, и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Субъекты РФ имеют возможность участвовать и в осуществлении Федерацией ее исключительных полномочий через своих представителей в Федеральном Собрании и в других федеральных органах посредством права законодательной инициативы и через другие каналы.

Статус субъектов РФ определяется Конституцией РФ 1 , конституциями республик (в отношении субъектов-республик) и уставами края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, которые принимаются соответствующими субъектами РФ, областей; их взаимоотношения с субъектами, в состав которых они входят, регулируются, кроме того, договорами, заключаемыми между автономным округом и субъектом, в составе которого округ расположен. Для статуса субъекта РФ характерно: статус его может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта; границы между субъектами можно изменить только с их взаимного согласия; субъекты имеют право образовывать собственные органы государственной власти и издавать собственное законодательство; республики вправе устанавливать свои государственные языки наряду с общегосударственным языком РФ - русским языком, а всем народам гарантируется право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития; субъекты-республики имеют свои столицы, а другие субъекты – административные центры, а также право на свою символику; субъекты выступают самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, координацию которых осуществляет РФ.

2.3. Система органов государственной власти

Одним из признаков государства является наличие государственного аппарата - системы всех наделенных властными полномочиями органов и учреждений государства, созданных для решения стоящих перед ней задач и осуществления ею функций. Орган государства - это структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные законом функции и обладающее необходимыми для этого государственно-властными полномочиями. Каждый государственный орган осуществляет: государственную деятельность определенного направления. Его задачи, цели, компетенция и структура определяются в соответствующих нормативных актах.

Так, например, в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 09.03.04 и Указом Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» № 649 от 20.05.04 предусмотрено следующее деление руководства деятельностью указанных федеральных органов исполнительной власти.

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации.

Деление федеральных органов исполнительной власти в зависимости от функции представлено ниже.

Федеральное министерство

Федеральная служба (служба)

Федеральное агентство

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр)

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа

Кроме этого, в зависимости от направления деятельности, задач, объема полномочий, порядка образования и деятельности можно выделить следующие виды органов государства :

1. Законодательные (представительные) органы - Федеральное собрание - парламент Российской Федерации и парламенты республик в составе РФ, а также представительные органы (собрания, думы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

2. Органы исполнительной власти: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрация прочих субъектов Федерации.

З. Правоохранительные органы:

а) судебные органы, включающие Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, а также систему местных общих и арбитражных судов, рассматривающих в судебных заседаниях гражданские и уголовные дела;

Судебная власть Российской Федерации

б) органы внутренних дел, обеспечивающие охрану общественного порядка и осуществляющие борьбу с преступностью;

в) органы внешней разведки, обеспечивающие безопасность РФ и охрану ее интересов за пределами территории России;

г) прокуратура - орган надзора за точным и единообразным исполнением законов на территории России.

4. Органы внешних сношений - органы государственного управления, осуществляющие внешнеполитические связи РФ. Особенностью этих органов является их централизованный характер: они не имеют своих территориальных органов внутри России.

5. Органы военного управления - Министерства обороны РФ, которые, так же как и Министерство иностранных дел, не имеют своих территориальных органов в субъектах Федерации.

Особое место занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами, возглавляет Совет безопасности РФ, является гарантом Конституции и в соответствии с нею определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Президент определяет состав Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение об отставке Правительства, может председательствовать на заседаниях Правительства. Президент вправе в особых случаях, определенных Конституцией, распустить Государственную думу, он также вправе объявить проведение референдума.

Конституция РФ провозглашает Президента РФ гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент вправе требовать от всех федеральных органов соблюдения Конституции, прав и свобод личности. Президент может обратиться в Конституционный суд с ходатайством о признании неконституционными актов федеральных органов и субъектов РФ (последних - по вопросам совместной компетенции). С указанных позиций Президент может оценивать деятельность подчиненных ему органов и должностных лиц. Как гарант соблюдения прав и свобод личности Президент вправе использовать право помилования граждан. На Президента возложена обязанность охраны суверенитета РФ, независимости и государственной целостности РФ. Выполнение этой важной обязанности осуществляется посредством определения Президентом основных направлений внутренней и внешней политики государства. Это не означает, что эта политика определяется единолично Президентом, в данном процессе участвуют различные политические силы и все ветви государственной власти. К этой обязанности примыкает обеспечение Президентом согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Иначе говоря, Президент выполняет координирующую функцию, обладая для этого необходимыми юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти. В частности, на деятельность законодательной власти Президент имеет возможность воздействовать посредством осуществления права законодательной инициативы, права вето, права роспуска Государственной думы.

Право законодательной инициативы, кроме Президента РФ, принадлежит Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации, Верховному суду Российской Федерации и Высшему арбитражному суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Например, в Государственную думу законопроекты об изменениях в Бюджетный кодекс РФ, о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Законодательный процесс - это процедура принятия закона в Федеральном Собрании. Процедура принятия закона проходит в несколько этапов: первый - законодательная инициатива; второй этап принятия закона - обсуждение; третий - принятие закона; четвертый - подписание и обнародование (опубликование) федерального закона. Назначение Федерального Собрания как законодательного органа состоит в том, что Государственная дума принимает, а Совет Федерации одобряет принятые федеральные законы.

На исполнительную власть Президент может воздействовать посредством назначения (с согласия Думы) Председателя Правительства, а также назначения и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам или указам Президента. Что касается судебной власти, то она независима, но Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда и Высшего арбитражного суда.

2.4. Основы правового статуса человека и гражданина

В Конституции РФ человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ. В ней закреплены важнейшие права и свободы человека и гражданина. При этом установлены следующие принципы:

  • признание прав человека естественными и неотчуждаемыми, принадлежащими ему от рождения (ст. 17);
  • ничто не может служить основанием для умаления достоинства человека (ст. 21);
  • равенство всех перед законом и судом независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения и др. (ст. 19);
  • невмешательство в личную жизнь, соблюдение личной и семейной тайны (ст. 23);
  • непосредственное действие прав и свобод, т. е. каждый может защищать свои права в случае их нарушения, прямо ссылаясь на Конституцию РФ.

Личные права принадлежит каждому человеку независимо от признания их государством. К такого рода правам и свободам относятся: право на жизнь, на личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища; тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право свободно определять, указывать свою национальную принадлежность; право пользоваться родным языком; свобода выбора воспитания, обучения и творчества; свобода передвижения, в том числе свобода выбора места пребывания и жительства, свобода выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения в нее; свобода совести, мысли и слова. Ограничение этих прав и свобод допустимо только по решению суда.

Право на жизнь означает, что никто не может быть произвольно лишен этого права. Данное право обеспечивается рядом гарантий, среди которых запрет пыток, насилия, право на благоприятную экологическую среду, добровольное согласие на проведение в отношении человека медицинских, научных и иных опытов, социальное обеспечение, установление уголовной ответственности за убийство, доведение до самоубийства, неоказание медицинской помощи больному и др. УК РФ сохранил меру наказания в виде смертной казни. Однако она сохраняется в качестве временной меры наказания, применение ее ограниченно, т. е. назначается только за особо тяжкие преступления против жизни, например убийство при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др.

Охрана достоинства предполагает защиту достоинства не только взрослого человека, но и ребенка, а также душевнобольного. Ничто - ни осуждение лица за совершение преступления и заключение в колонию, ни заболевание СПИДом или иной тяжелой болезнью - не может служить основанием для умаления достоинства человека. Законом РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» всем психически больным гарантируется право на уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства.

Неприкосновенность личности предполагает, что заключение под стражу, содержание под стражей допускаются лишь по судебному решению. Неприкосновенность жилища означает, что никто не имеет права войти в жилище, оставаться там против воли проживающих в нем лиц. Нарушение неприкосновенности жилища возможно только по решению суда (или с санкции прокурора). Проникновение в жилище считается законным в трех случаях:

1) при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах - пожар, наводнение, авария водопровода, канализации и др.;

2) при подозрениях о смерти хозяина жилища;

3) при защите правопорядка и пресечении преступления.

Тайна личной жизни может быть сведена к запрещению без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни. Свобода передвижения есть право выбора места жительства в пределах РФ, места пребывания. В соответствии с международными нормами допускаются ограничения свободы передвижения в пограничной полосе, закрытых военных городках, зонах экологического бедствия, в районах, где введено чрезвычайное положение, и др. Свобода совести - это право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и распространять религиозные и иные убеждения. Свобода мысли, убеждений, слова предполагает, что никто не принуждаться к выражению своих убеждений или мнений. Вместе с тем человек имеет право свободно выражать свои мысли, убеждения мнения. Важной гарантией этой свободы служит отмена в нашей стране цензуры.

Свобода убеждений имеет три основания для своего ограничения:

1) уважение прав и репутации других лиц;

2) охрана государственной тайны;

Политические права и свободы обладают той особенностью, что они принадлежат не каждому человеку, а только гражданам РФ.

В соответствии Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации » (№ 62-ФЗ от 31.05.02г., в ред. Федерального закона от 11.11.03 № 151-ФЗ) гражданство Российской Федерации определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Таким образом, гражданами Российской Федерации являются:

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Законодательством предусмотрены основания приобретения гражданства Российской Федерации:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

К политическим правам и свободам относятся право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, право участия в референдуме 2 , равный доступ к государственной службе, право на петиции (т. е. право лично обращаться или направлять в государственные органы и в органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения), право участия в отправлении правосудия и др.

Например, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О референдуме Санкт-Петербурга» № 136-21 от 19.03.04 и Законом Санкт-Петербурга «О местном референдуме Санкт-Петербурга» № 138-22 от 19.03.04 установлены виды референдумов от места жительства гражданина и вопросов, выносящихся на референдум.

Среди политических прав и свобод заслуживают быть упомянутыми право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Инициаторами названных мероприятий могут быть граждане не моложе 18 лет. Указами Президента РФ установлен порядок организации данных мероприятий. В частности, предусмотрен порядок предварительного уведомления властей о проведении митингов, демонстраций, шествий и др.

Что касается права на объединение, то оно тоже может быть отнесено к политическим, однако оно предоставляется не только гражданам РФ, но и каждому для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

Социальные права включают достаточно большой перечень. К ним относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, в том числе на землю, свобода труда. Надо отметить, что в условиях рыночной экономики государство гарантирует свободу распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Государство гарантирует также реализацию труда в условиях, отвечающих требованиям безопасности гигиены, а также устанавливает минимальный размер оплаты труда. Каждому гарантируется право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и потери трудоспособности. Вместе с тем государством признается право на забастовку. Среди социальных прав важное значение имеет право на жилище. Однако государство предоставляет бесплатно жилище лишь малоимущим и нуждающимся (ст. 40). В соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с изменениями 1992 и 1994 гг. граждане, занимающие жилые помещения по договору найма в домах государственного, муниципального и ведомственного фонда, могут приобрести это жилище бесплатно в собственность в порядке приватизации. Собственники приватизированного жилья вправе им распоряжаться по собственному усмотрению, в том числе продать, завещать, сдавать в аренду, подарить и т.д.

К социально-экономическим правам относится также право на отдых, т. е. на ежегодный оплачиваемый отдых, выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме того, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В государственных и муниципальных медицинских учреждениях медицинская помощь оказывается бесплатно. Установлено два вида медицинского страхования - обязательное и добровольное. Для неработающего населения, например пенсионеров, страховые взносы на обязательное страхование вносит государство, для работающего предусмотрено внесение взносов предприятиями, организациями, лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, и лицами свободных профессий. Большую значимость имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на образование предполагает общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Высшее образование можно получить не только на конкурсной основе и не только в государственных и муниципальных вузах. И, наконец, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.

Конституционные обязанности возлагаются на всех, кто проживает на территории РФ. Это, например, обязанность соблюдать Конституцию и законы, платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обязанность родителей заботиться о своих детях и обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Среди обязанностей есть и такие, которые возлагаются только на граждан РФ, например обязанность нести военную службу. При этом возможна замена военной службы альтернативной. В соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» (№ 113-ФЗ от 25.07.02), который регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Конституционный строй – это определенная форма организации государства, закрепленная в его конституции и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Основы конституционного строя принято подразделять: политические, экономические, социальные и духовные.

Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный ха­рактер данного государства.

Основами конституиирнного строя согласно Конституции РФ являются:

признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

демократический характер государства;

правовой характер государства;

социальный характер государства;

федеративная форма государственного устройства;

республиканская форма правления;

признание частной собственности, равенство всех форм собст­венности;

суверенитет;

единое экономическое пространство.

Все нормы Конституции, иное законодательство связаны основа­ми конституционного строя. Это значит, что нельзя принять поправку к Конституции, иной нормативно-правовой акт, ко­торые не соответствуют основам конституционного строя. На­пример, нельзя включить в Конституцию норму об унитарном характере государства, пока одной из основ конституционного строя является федерализм.

Политические и духовные основы конституционного строя.

Ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократия – это такая форма организации государства, при которой единственным источником власти является народ.

Демократический характер государства выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании защиты прав и свобод гражданина, в разделении властей, в гарантии местного самоуправления, политическом многообразии, многопартийности, в свободе экономической деятельности, в многообразии форм собственности.

Признаки демократического и правового государства во многом пересекаются. Для правового государства характерно: верховенство права, верховенство закона, разделение властей, соблюдение и защита прав человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправие и самоопределение народа.

Главным признаком республиканской формой правления является выборность и сменяемость главы государства.

Форму правления РФ можно определить как смешанную (президентско – парламентская республика), сочетающую признаки президентской и парламентской республики.

Духовные основы конституционного строя РФ характеризуются светским характером государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Экономические и социальные основы конституционного строя РФ. Экономическими основами являются единство экономического пространства РФ, свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности.

Социальные основы. Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и иных пособий государственной защиты.

1. Основные права человека делятся на три большие группы:

Личные права;

Политические права;

Экономические, социальные и культурные права.

Личные права определяют статус человека как биосоциального

организма. К ним относятся: У право на жизнь;

Право на достоинство;

Право на свободу;

Право на личную неприкосновенность;

Право на неприкосновенность жилища;

Право на выбор места жительства и свободное передвижение;

Право на пользование родным языком и определение нацио­нальности;

Право на информацию и защиту информации;

Право на свободу совести; I право на свободу мысли и слова;

Право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности - государства. Как правило, политиче­скими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие "права человека и гражданина": права челове­ка принадлежат всем лицам, проживающим в данном государст­ве, права гражданина-его гражданам).

Основные политические права человека и гражданина в России:

Право на объединение;

Право на проведение собраний, митингов и демонстраций;

Право участвовать в управлении государством;

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;

Иные политические права.

Экономические, социальные и культурные права определяют ста­тус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. Группа осно­вополагающих экономических, социальных и культурных прав:

Право частной собственности;

Право на свободное предпринимательство;

Право на труд;

Право на отдых;

Право на образование;

Право на забастовку;

Право на жилище;

Право на медицинское обслуживание;

Право на социальное обеспечение;

Право на поддержку в старости;

Право на участие в культурной жизни;

Право на свободу творчества.

Данная классификация в Конституции не указана, но нормы Основного закона, регулирующие права и свободы человека, расположены в тексте Конституции в соответствии с приве­денной классификацией. Перечень прав и свобод, закрепленных конституционно, не является исчерпывающим и не умаляет дру­гих прав, не названных в Конституции.

5.5. Конституционные обязанности человека и гражданина

Наряду с субъективными правами - мерами возможного пове­дения существуют и обязанности - меры должного поведения человека в обществе. Обязанности необходимы для поддержа­ния жизнеспособности государства и порядка в нем.

Основные обязанности человека и гражданина в России: Обязанности граждан РФ

1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы страны. Эта норма как самостоятельная в Конституции не сформулирована, но она вытекает из смысла и содержания Основного Закона страны и касается любого лица, находящегося на ее территории. Если в стране не будут соблюдаться законы и существовать режим законности, то все провозглашенные права и свободы останутся пустыми декларациями.

2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Содержанием ее является необходимость финансирования государства. Налоги и сборы позволяют создать механизм перераспределения доходов людей от более обеспеченных к менее обеспеченным.

Налоги и сборы формируют государственный бюджет, за счет которого и живет страна.

3. Обязанность по охране природы и окружающей среды (ст. 58). Природа и окружающая среда - сфера обитания человека. Если ее не сохранить или нарушить баланс, то встает вопрос о сохранении человека как биологического вида. Следовательно, выполнение этой обязанности каждым - вопрос выживания человечества и каждого отдельного человека.

4. Обязанность защиты Отечества и несение военной службы (ст. 59). Несмотря на то, что эти обязанности содержатся в одной статье Конституции, их объем и субъекты различны. Защита Отечества - это долг каждого гражданина, необходимость его выполнения наступает в экстремальной ситуации - в случае вооруженной агрессии против России. Что же касается военной службы, то обязанность по ее несению касается только лиц мужского пола, достигших 18 лет, на условиях либо профессиональной, либо срочной службы. Действующее законодательство предусматривает и службу в запасе.

По мотивам противоречия воинской службы убеждениям и вере она может быть заменена альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

5. Обязанность получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43). В Российской Федерации оно установлено в объеме 9 классов. Особенность этой обязанности состоит в том, что возложена она на родителей либо лиц, их заменяющих, поскольку в том возрасте, в котором ребенок идет в школу, он еще не может осознать необходимость получения образования.

6. Обязанность по сохранению исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44). Смысл этой нормы состоит в осознании человеком себя как личности, а формирование качеств личности напрямую зависит от уровня культуры и образования, который, в свою очередь, является результатом исторического процесса. Существование любой нации, любого народа невозможно без бережного отношения к его истории и культуре.

Исходя из анализа вышеперечисленных обязанностей видно, что они защищают не только интересы государства, но и всего общества в целом и его отдельных индивидов.

Некоторые права одновременно являются и обязанностью (напри­мер забота о детях, посещение начальной и средней школы).