Движение по полосам на перекрестке штраф. Отвественность и штраф за нарушение знака о движении по полосам

Действующие правила дорожного движения содержат множество знаков. Некоторые из них применяются довольно редко, поэтому водители попросту забывают о них. «Движение по полосам» является именно таким знаком. Автолюбители, обращающие внимание к дорожной разметке, в большинстве игнорируют его. На деле ему обязательно надо следовать, так как есть немалый штраф за нарушение знака «движение по полосам».

Иногда водители возражают из-за наложения штрафа за несоблюдение этого знака. Если они им руководствовались, но разметка на отрезке дороги являлась спорной, то водители могут доказать свою правоту и не выплачивать штраф: ведь данный знак приоритетнее разметки.

В случаях, когда на шоссе не имеется разметки, то его зрительно делят на 3 полосы. Водитель вправе двигаться по всем трем полосам. Но если впереди есть перекресток, то необходимо перестроить машину в две полосы, чтобы не заработать штраф.

Знаки «движение по полосам» дополнительно устанавливаются за 50 либо 100 метров до основных указателей. Это производится с целью дополнительного информирования автомобилистов, чтобы они не мотивировали нарушение правил плохой установкой знака и точно соблюдали правила.

Важно! Знаки, указывающие на изменение числа полос, перестраивают потоки и ряды автотранспорта, однако не предоставляют право на перемещение в иной ряд.

Основные виды знаков «движение по полосам»

Эти знаки подразделяются на пять видов:

  • Указывающие направление движения. Они установлены на тех проезжих частях, которые имеют много направленных в противоположные стороны полос движения.
  • Показывающие направление движения. Обычно монтируется на дорожном полотне, имеющем всего одну полосу. Указывают водителям направление;
  • Указывающие на поворот. Помещается на перекрёстках либо до них с целью указания направления поворота с каждой полосы;
  • Показывающие начало и конечную часть полосы;
  • Регулирующие режимы движения по полосам. Подразделяется на два вида: запрещающие движение конкретных типов транспорта и ограничивающие скорость.

Штрафы за нарушение знаков

Величина штрафа за несоблюдение знаков движения по полосам на 2018 год:

  • если движение осуществляется не в зоне полос, а по их разделительным линиям, то на нарушителя налагается штраф размером в 500 рублей;
  • если автомобилист перемещается по полосам и при этом не использует необходимы сигналы, то в этом случае его обязывают погасить штраф в 500 рублей;
  • если водитель поворачивается на перекрёстке с непредусмотренной для этого полосы, то такое действие карается штрафом в 1500 рублей;
  • если водитель выехал на встречную полосу, то его ждет более серьезное наказание : проезд по встречной для объезда какого-либо препятствия и движение по рельсам, предназначенным для трамвая, облагается штрафом до 1500 рублей. Если водитель обгоняет по встречной полосе, то такое действие наказывают штрафом до 5000 рублей либо отбирают права на период до 6 месяцев;
  • в случае передвижения по полосам, предназначенным для велосипедов, предусмотрен штраф в 2500 рублей.

Важно! КОАП также установил специальное наказание за перемещение легковых автомобилей по полосам для автобусов. Действие наказывается суммой до 1500 рублей. Стоит учесть, что для столицы и Питера сумма штрафа в два раза больше - 3000 рублей.

Тип и величина штрафа определяется по ограничениям, предусмотренным знаком движения по полосам. К примеру, знак не разрешает перемещение грузового транспорта по левой полосе. При несоблюдении данного запрета предусмотрено наказание не за нарушение знака движения по полосам, а за несоблюдение скоростных параметров.

Чтобы у начинающего водителя не возникло затруднений, четко оговорим: движением по полосе называют перемещение транспортного средства в рамках своей полосы – однонаправленного автомобильного ряда, огражденного от противоположного потока дорожной разметкой. Нужно понимать, что на любой дороге водители движутся либо вперед, либо возвращаются, поэтому как минимум два ряда – прямого и встречного движения – присутствуют везде.

На больших трассах плотность потока гораздо выше, чем на обычных дорогах, поэтому там разметка нанесена даже на путях одного направления движения – для разделения и регуляции множества транспортных средств.

Дорожные знаки движения по полосам

Верное следование правилам ПДД невозможно без дорожных знаков – маяков для любого водителя. Основное регулирование движения по полосам осуществляется с помощью знаков особых предписаний , а именно – знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.3, 5.15.4, 5.15.5, 5.15.6, 5.15.7, 5.15.8.
Рассмотрим наиболее значимые из этих знаков:

  • Направление движения по полосам. Знак 5.15.1 указывает количество полос на данной дороге или трассе, а также направление движения по ним. Выезжая на дорогу, водителю автомобиля необходимо ориентироваться именно на этот знак, чтобы безопасно для себя и остальных влиться в поток машин.
  • Направление движения по полосе. Дорожным знаком 5.15.2 водителям дается сигнал о том, какие маневры и направления следования можно осуществлять между однонаправленными полосами: обгоны, перестраивания, уход с полосы движения и т.д.
  • Знак 5.15.7. Он мало отличается от другого дорожного обозначения 5.15.2. Разница лишь в том, что данный знак используется на дорогах с большим числом полос, а также применяется для ограничения движения каким-либо видам транспортных средств (гужевым, грузовым и т.д.).

Следование этим знакам поможет водителю даже в зимний период различить число направлений на дороге. Важно! Если по каким-либо причинам на проезжей части нет данных знаков и видимость дорожной разметки затруднена, то водителю требуется, учитывая направление движения остальных автомобилей, занять свое место в ряду транспортных средств и следовать за остальными участниками потока.

Характеристика и стандарты полосы дорожного движения

Для любой дороги характерны определенные нормы, которые позволяют сделать перемещение по ней максимально предсказуемым, комфортным и безопасным. Самой главной такой нормой является ширина проезжей части.

Принципиально разделение на общую ширину всей дороги и ширину полосы. Также очень важные характеристики трассы: число и тип полос. Разберем с каждой из них:

  • Ширина проезжей части. Согласно ГОСТу Р 52399 , принятому в 2005-ом году, ширина проезжей части не должна быть меньше 2,75 метра , поэтому по узким дорогам движение запрещено (муниципальный и специальный транспорт – исключения). Для скоростных магистральных трасс (до 100 или 130 км/ч) ширина полосы должна составлять 3,75 метра , а общая ширина приезжей части – от 15 метров. В городе для большинства улиц, разрешенным значением является 3,5 метра, если на дороге не больше 6 полос.

Важно! При любом нарушении водителем ПДД по причине малой ширины трассы он, доказав, что проезжая часть действительно не соответствует требованиям ГОСТа, может рассчитывать на уменьшение штрафа или же освобождение от него.

  • Число полос. Минимальное число полос для любой дороги – 2: встречная и попутная. На магистралях оно может достигать 8-и (ширина дороги при этом должна быть от 30 метров). Если на трассе нет разметки и регулирующих знаков, то количество полос всегда четно , а движение, как и в любом другом случае, осуществляется по правой стороне дороги.
  • Виды полос. Принципиально полосы движения разделяют только на встречные и попутные относительно водителя. На дорожных знаках их тип обозначается определенной стрелкой: если она указывает по направлению вашего движения – ряд попутный, если в противоположном – встречный.

ПДД при движении по различным полосам

Выделенная полоса общественного транспорта предназначена только для движения маршрутного транспорта, автобусов, такси и муниципальных транспортных средств.

Обыкновенному водителю по ней передвигаться запрещено, исключая перестроение через нее на другую полосу: если иных путей перестроения нет, то выезд разрешается , согласно п. 18.2 ПДД 2018-го года.

Транспорт с включенными проблесковыми маячками и олимпийский транспорт может передвигаться по выделенной полосе.

Движение по трассам, магистралям или просто дороге в населенном пункте является основным типом передвижения автомобиля. В данном случае от водителя требуется соблюдение ПДД: не превышать установленную скорость, не пересекать разметки, следить за маневрами автомобилей позади себя. Перестроение или обгон может производиться, но лишь при прерывистой линии разметки.

Приближаясь к , водителю необходимо заблаговременно перестроиться на ближайшую к нужному для него повороту полосу, руководствуясь дорожной разметкой и регулирующими знаками, или сигналами светофора, регулировщика (если перекресток регулируемый).

Нарушение правил движения и штрафы

Все нарушения на дороге фиксируются либо непосредственно инспекторами ГИБДД, либо камерами со встроенными радарами.

Штраф выписывается соответственно: либо на месте, либо приходит по номеру вашего транспортного средства. Расскажем о самых частых нарушениях ПДД при движении по полосам:

  • В ПДД указано, что движение необходимо осуществлять в середине полосы. Если автомобилист двигается по разделительной линии – это штраф в размере 500 рублей . Такая же сумма взимается и за перестроение с выключенными сигналами поворота.
  • Съезд к перекрестку через разметку, запрещающую поворот на данном участке пути, наказывается штрафом в размере 1500 рублей .
  • Выезд на полосу встречного движения – это одно из самых частых нарушений ПДД, к сожалению, также одно из самых печальных. Наказание здесь куда строже: если водитель через сплошную линию совершил , ему грозит лишение права водить в течение полугода или же административный штраф в размере 5000 рублей . Уменьшить сумму до 1500 рублей можно, доказав, что полотно было уже положенного , — это рассматривается как обгон при препятствии .
  • Выезд на выделенную полосу общественного транспорта и дальнейшее движение по автобусной полосе– штраф 1500 рублей . Если же полоса предназначена для велосипедистов, то 2500 рублей .

Соблюдение описанных правил при движении по проезжей части поможет любому водителю сохранить и средства, и здоровье. Удачи на дорогах!

Полезное видео

Узнайте, в каких случаях можно ехать по выделенной полосе для общественного транспорта:

Ранее в статье “Поворот из двух полос” мы рассмотрели иерархию норм в , когда одно требование может быть конкретизировано другим требованием, тем самым перекрывая первое общее требование. Рассмотрели иерархию требований пункта 8.5 Правил, в частности при применении знаков 5.15.1(2) допускающих поворот из двух полос.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Абсолютное большинство склонно считать, что знаки особых предписаний 5.15.1(2) ,допускающие поворот из двух полос отменяют требования пункта 8.5 Правил, в том числе и автор статьи “Поворот из двух полос”, в части требования занять положение на проезжей части. Аналогичное мнение встречается и в официальных ответах ГИБДД.

Согласитесь, как то сложно для достаточно простой ситуации строить иерархические лестницы. Мы решили усомниться в этой теории отмены пункта 8.5 Правил. Если знаки 5.15.1(2) этот пункт отменяют – для поворачивающих не из крайних полос требования к занимаемому положению на проезжей отсутствуют. И возможна неприятная ситуация, как на схеме ниже.


К водителю красного автомобиля же не применяется пункт 8.5 Правил, так как есть знаки 5.15.2. И как же определить приоритет?

Попробуем ответить на вопрос, а есть ли вообще связь между пунктом 8.5 и знаками 5.15.2 в части положения транспортного средства перед маневром?

Знаки 5.15.1(2) устанавливаются на расстоянии достаточном для перестроения в требуемую полосу поэтому будем считать, что выполнять требования п.8.5 ПДД мы будем уже, имея информацию о разрешенном направлении.


Итак, мы выбрали для левого поворота правую полосу, Правила допускают такой маневр. Теперь смотрим, какое положение на проезжей части будет крайним, согласно нашему выбору?

Толкование пункта 8.5 ПДД

…занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении…

В общем случае для поворота количество полос не обозначено и исходя из требования занять крайнее положение такое положение приходится на крайнюю полосу движения. В особом же режиме движения на нашем примере на проезжей части для поворота предназначено две полосы движения .

Вспомним термин полоса движения:

“Полоса движения” – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Полоса движения неотъемлемый элемент проезжей части.

В особом режиме движения – две и более полос движения для поворота. С проезжей части единовременно совершается два и более поворотов. Для выполнения поворота из каждой полосы, каждому водителю необходимо выполнить требования п.8.5, то есть в каждой полосе занять соответствующее крайнее положение перед выполнением поворота.


Мысль, которую хотелось обозначить в рамках данной статьи: Пункт 8.5 ПДД не привязывает свои требования к границам проезжей части. Основное назначение этого пункта при применении и в общем случае, и при особых режимах движения – не допустить пересечения траекторий между маневрирующими транспортными средствами и транспортными средствами, которые движутся в прямом направлении. Особенно это актуально с развитием двухколесного транспорта.

На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес.
Но не спешите уходить! Далее вы найдете, подобранные специально для Вас интересные материалы наших партнеров и ссылки на другие статьи нашего сайта.

А если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1 , 1.3 или разметкой 1.11 , прерывистая линия которой расположена слева.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами , знаками и (или) разметкой.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

(см. текст в предыдущей редакции)

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

(см. текст в предыдущей редакции)

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т - только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1 , 24.2 - 24.4 , 24.7 , 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

Несмотря на то, что знак Направление движения по полосам встречается на отечественных дорогах достаточно часто, а за игнорирование его требований предусмотрены ощутимые штрафные санкции, многие водители «не замечают» его и продолжают движение так, как удобно только им. Если же в целом требования указателя и соблюдаются, отмечается забывчивость автовладельцев в части некоторых нюансов.

Мало того, все это по совокупности нарушений серьезно увеличивает сумму штрафа. Достаточно часто из-за несоблюдения элементарных и несложных требований указателя Направление движения по полосам возникают серьезные дорожно-транспортные происшествия. К сожалению, в таких ситуациях часто страдают люди, получая серьезные травмы. Это происходит с завидной регулярностью, хотя требования знака предельно понятны - для того, чтобы правильно интерпретировать нужно всего лишь занять нужный ряд и следовать указаниям стрелок.

Несмотря на то, что все участники дорожного движения проходили обучение в автошколе и сдавали экзамены, до сих пор встречаются такие водители, которые полностью убеждены в том, что белая стрелка на голубом фоне, это не что иное, как простая рекомендация, выполнять требования которой совсем не обязательно. На самом деле, эту группу дорожных указателей относят к знакам особых предписаний, выполнение которых строго обязательно для каждого водителя любого транспортного средства.

Часто бывает так, что водитель элементарно не успевает вовремя сориентироваться и совершить перестроение, в результате чего принимает решение о том, что имеет право совершить левосторонний поворот из крайней правой полосы. Это в корне неверное мнение, которое прямо противоречит знаку, четко указывающему направление движения по полосам, и штраф за подобную невнимательность составляет до 1500 рублей. Если сотрудник ГИБДД зафиксирует и какое-либо сопутствующее нарушение, сумма административного штрафа многократно увеличится.

Стоит отметить, что игнорирование таких простых, на первый взгляд, требований, может привести к тому, что водитель после совершения некорректного маневра окажется на полосе, которая предусматривает лишь одностороннее движение во встречном направлении. Подобное нарушение ПДД является тяжелым и влечет за собой более серьезное наказание. Так, в зависимости от обстоятельств нарушения, штраф может составить уже пять тысяч. Кроме этого, в качестве наказания суд может вынести постановление о временном лишении права управления ТС. Срок такого «приговора» может составлять от 4 месяцев до полугода или до одного года, если подобное нарушение повторное.

Зачем используется знак движение по полосам

Знак Направление движения по полосам на перекрестке несет в себе очень важную для каждого водителя информацию - он указывает каким образом можно продолжать дальнейшее движение, из каких полос можно совершать безопасные маневры. Данные указатели могут быть расположены как сбоку дороги, так и непосредственно над дорогой, а на стрелках, указывающих разрешенное направление могут быть изображены дополнительные условия проезда ТС. К примеру, ограничение скорости или вид транспорта, которому разрешено дальнейшее движение по конкретной полосе.

Достаточно распространенной ситуацией, когда требуется установка данного указателя - разное число полос для движения. Чтобы вовремя сориентироваться в условиях невозможности увидеть дорожную разметку или ее полного отсутствия, устанавливается данный указатель. Игнорировать требования, которые налагает на водителя установленный указатель, могут лишь водители маршрутных транспортных средств. Стоит понимать, что, завидев имеющийся на дороге знак Направление движения по полосам, водитель должен успеть перестроиться в ту полосу, на которой будет разрешен маневр, который ему будет необходимо совершить. Так, если сделать этого автовладелец не успеет, и совершит левый поворот из крайне-правой полосы, инспектор ГИБДД вправе выписать ему штраф.

Подобные указатели могут устанавливаться в виде одного блока, на котором показаны разрешенные направления движения, а могут устанавливаться и по отдельности - над каждой из присутствующих на участке дороге полос. В этих случаях никаких принципиальных различий в порядке разрешенного дальнейшего проезда нет. Если на дороге отсутствует читаемая разметка, знак Направление движения по полосам поможет каждому водителю правильно и быстро сориентироваться даже на самом широком участке автодороги с интенсивным движением. Многие водители, которые так или иначе нарушили правило, которое предписывалось знаком Направление движения по полосам, говорят о том, что в заблуждение их ввела разметка. Стоит понимать, что, если требования знаков и разметки различаются, руководствоваться следует исключительно знаками, в т. ч. установленными на временной основе.

Где устанавливается указатель и зона его действия

Несмотря на то, что знак Направление движения по полосам не совсем адекватно воспринимается многими водителями, он существенно упрощает процесс правильной ориентации на широкой проезжей части, включающей в себя большое количество полос. Как правило, этот указатель устанавливается перед сложным перекрестком, и призван облегчить его пересечение большим числом транспорта одновременно. Он может устанавливаться только двумя способами.

  1. На правой стороне - на обочине, как правило, за 50-150 метров до начала перекрестка.
  2. На растяжках, непосредственно над самой проезжей частью.

Вне зависимости от способа размещения обозначает он одно и тоже, и трактовать его требования по-своему, водитель права не имеет.

Как правило, первый способ установки можно наблюдать на дорогах, не отличающихся большим количеством полос. А второй тип монтажа указателя напротив, оптимален на широких проезжих частях со множеством полос. В этом случае водители, занимающие левые полосы элементарно не смогут увидеть знак, расположенный на обочине. Вне зависимости от способа расположения, его действие распространяется только на тот перекресток, перед которым он установлен. После пересечения перекрестка, следует принимать во внимание уже другие указатели и дорожную разметку.

Стоит обратить внимание на такой момент, как наличие по центру перекрестка трамвайных путей. Если нет указателей, запрещающих левый поворот и разворот, а для совершения этого маневра неизбежно придется выехать на пути, делать это допускается исключительно из крайней левой полосы - она будет расположена справа от путей. С других полос совершать такое маневрирование строго запрещено. Строгое и четкое выполнение требований знака Направление движения по полосам позволяет грамотно организовать движение транспортных средств даже на самом загруженном перекрестке. От водителя в этом случае требуется лишь правильно и своевременно сориентироваться, занять соответствующую полосу, с которой будет допустимо совершать планируемый в дальнейшем маневр. Важно, чтобы он не противоречил ПДД и не стал помехой другим участникам дорожного движения. На видео можно посмотреть «разбор» последствий несоблюдения этого требования: