Ч 3 ст 27 упк рф комментарии

Полный текст ст. 27 УПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 27 УПК РФ.

1. Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям:
1) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
2) прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1-6 части первой статьи 24 настоящего Кодекса;
3) вследствие акта об амнистии;
4) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
5) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
6) пункт исключен с 27 июля 2002 года Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 98-ФЗ;
7) пункт исключен Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 58-ФЗ;
6) отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.

2. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в пунктах 3 и 6 части первой статьи 24, статьях 25, 28 и 28.1 настоящего Кодекса, а также пунктах 3 и 6 части первой настоящей статьи, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

3. Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению по основанию, указанному в пункте 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса. По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование и в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом.
4. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, допускается прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого без прекращения уголовного дела.

Комментарий к статье 27 УПК РФ

Непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления
1. Для прекращения уголовного преследования по такому основанию, как непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п.1 ч.1 к.с.), требуется совокупность следующих условий:
- установление события преступления;
- привлечение лица в качестве обвиняемого (нахождение его в статусе подозреваемого) по данному уголовному делу;
- имеющиеся в деле материалы не могут служить основанием для вывода об участии данного обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, а органы предварительного расследования исчерпали все возможности для собирания дополнительных доказательств об участии в совершении преступления лица, привлеченного в качестве обвиняемого (подозреваемого).

2. Непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления означает, что лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, задержанный, лицо, в отношении которого избрана мера пресечения до предъявления обвинения или которому обвинение предъявлено, признается невиновным и полностью реабилитированным. Это значит, что по данному основанию прекращать уголовное дело в целом нельзя. Дело может быть прекращено только в части конкретного лица.

3. Вся совокупность предусмотренных Особенной частью УК преступлений подразделяется на те, которые может совершить любой человек, и те, совершение которых возможно лишь одним строго определенным субъектом. Например, когда в отсутствие хозяев кто-то проник в квартиру и тайно похитил принадлежащую хозяевам шубу, то это деяние мог совершить любой человек. Если не доказано участие обвиняемого в совершении этого преступления, значит, украсть шубу мог кто-то другой. В отношении обвиняемого применяется п.1 ч.1 к.с., а предварительное расследование продолжается или приостанавливается по п.1 ч.1 ст. 208 УПК в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого.

4. Другое дело, когда расследуется преступление в отношении конкретного субъекта, без которого нет преступления вообще. К примеру, военнослужащий обвиняется в дезертирстве, то есть самовольном оставлении места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, но доказать самовольность его действий органам предварительного следствия не удается. Не доказав вину обвиняемого, тем самым следователь не доказал, что было преступление, а это значит, что прекращать уголовное дело он должен не по п.1 ч.1 к.с., а по п.2 ч.1 ст. 24 УПК - за отсутствием состава преступления. Напоминаем, отсутствия события преступления здесь не будет, так как деяние, по поводу которого возбуждено уголовное дело, - оставление места службы, - имело место, но, исходя из положений презумпции невиновности, оно было не самовольным.

5. Законодателем закреплено правило, что следует руководствоваться тем уголовным законом, который действовал на момент совершения преступления. Иногда же из-за неизвестности точного времени начала и окончания преступных действий правоприменитель не в состоянии утверждать, что в данный конкретный момент была предусмотрена уголовная ответственность за совершение инкриминируемого лицу деяния. Такое лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности, а уголовное дело - прекращению по п.2 ч.1 ст. 24 УПК.

Наличие акта амнистии (п.3 ч.1 к.с.)
6. Согласно ст. 84 УК амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, обычно освобождаются от уголовной ответственности.

7. Применение акта амнистии возможно только в отношении обвиняемых в совершении конкретного, отмеченного соответственно в акте амнистии преступления. Практике известны случаи, когда самим актом амнистии предусматривалась возможность прекращения уголовных дел, по которым лицо, совершившее преступление, правоохранительным органам не известно. В таких случаях также подлежит применению п.3 к.с.

8. Общий порядок применения акта амнистии, изданного во время судебного разбирательства дела, заключается в том, что суд в таком случае доводит разбирательство до конца и при вынесении обвинительного приговора освобождает осужденного с учетом амнистии от наказания. Это правило действует даже тогда, когда сам нормативный акт, которым урегулирован порядок применения амнистии, предписывает немедленное его исполнение. И в этом случае уголовное преследование привлекаемых к ответственности лиц не может быть прекращено непосредственно на том этапе, на котором находится судебное разбирательство.

________________
См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 марта 1994 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1995. - N 8.

Акт помилования
9. В к.с. ничего не сказано о наличии такого основания прекращения уголовного преследования, как помилование. Тем не менее законодатель неоднократно упоминает о нем в других статьях УПК. В соответствии с требованиями ч.3 ст. 310 УПК председательствующий обязан разъяснить подсудимому право ходатайствовать о помиловании, если последний осужден к смертной казни. Согласно ч.5 ст. 413 УПК новые обстоятельства, служащие основанием возобновления производства по уголовному делу, могут устанавливаться не только приговором, но и определением или постановлением суда, постановлением следователя (дознавателя и др.) о прекращении уголовного дела вследствие акта помилования и др.

10. Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица. Помилованию подлежат уже осужденные за совершение преступления лица. Они освобождаются от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное им наказание сокращается или заменяется более мягким видом наказания, или с них снимается судимость (ст. 85 УК).

Наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п.4 ч.1 к.с.)
11. Это основание может быть как реабилитирующим, так и нереабилитирующим. Реабилитирующим его следует признавать в тех случаях, когда приговор, определение или постановление суда о прекращении дела было вынесено в связи с наличием реабилитирующего основания. И наоборот, если приговор, определение (постановление) суда, положенное в основу принимаемого следователем (дознавателем и др.) решения, не реабилитировало гражданина, то и фактическое основание вынесения постановления следователя (дознавателя и др.) будет нереабилитирующим.

12. В постановлении, где ссылаются на данное обстоятельство, не требуется дополнительно упоминать о тех обстоятельствах, которыми руководствовался суд, вынося вышеуказанные приговор, определение или постановление.

Наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления следователя (дознавателя и др.) о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п.5 ч.1 к.с.)
13. Так же как и при прекращении уголовного дела по п.4 к.с., завершающее предварительное расследование постановление следователя (дознавателя и др.) может быть как реабилитирующим, так и нереабилитирующим.

14. В нем не требуется помимо упоминания о п.5 к.с. дополнительно ссылки на те обстоятельства, которыми ранее руководствовался следователь (дознаватель и др.), вынося свое соответствующее постановление.

Недостижение к моменту совершения запрещенного уголовным законом деяния возраста, с наступлением которого согласно закону возможно привлечение лица к уголовной ответственности (ч.3 к.с.)
15. В части 3 к.с. говорится о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность. Несомненно, это выражение не должно толковаться буквально. Уголовная ответственность не может наступить в связи с тем, что лицо достигло какого-то возраста. Здесь речь идет о достижении лицом к моменту совершения запрещенного уголовным законом деяния возраста, с наступлением которого, согласно закону, возможно привлечение его к уголовной ответственности.

16. Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет, а в случае совершения перечисленных в ст. 20 УК преступлений, общественная опасность которых понятна и в более раннем возрасте, - которым исполнилось четырнадцать лет.

17. В соответствии со ст. ст. 19, 20 УК, п.1 ч.1 ст. 421, ст. 73 УПК установление возраста несовершеннолетнего обязательно, поскольку его возраст входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию, является одним из условий его уголовной ответственности.

Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток. При установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

________________
См.: О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01 февраля 2011 года N 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2011. N 4.

18. Но даже если несовершеннолетний достиг возраста, с момента наступления которого в обычных условиях он может подлежать уголовной ответственности, закон требует дополнительно выяснять, не отстает ли он от своих сверстников в психическом развитии и соответственно мог ли он в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

19. Это необходимо, потому что уголовное дело подлежит обязательному прекращению по п.2 ч.1 ст. 24 УПК в отношении несовершеннолетнего, который достиг возраста, предусмотренного чч.1, 2 ст. 20 УК, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом.

Порядок применения оснований прекращения уголовного преследования
20. Если суд во время судебного разбирательства придет к выводу о необходимости освобождения подсудимого от наказания в связи с наличием акта амнистии или помилования суд, постановляя в отношении подсудимого обвинительный приговор, должен в его описательно-мотивировочной части обосновать принятое решение. В резолютивной части приговора, признав подсудимого виновным в совершении преступления и назначив наказание по соответствующей статье уголовного закона, суд указывает об освобождении осужденного от наказания. Этот порядок не распространяется на уголовные дела, возбужденные вопреки акту амнистии, освобождающему обвиняемого от уголовной ответственности. Такие дела на основании к.с. подлежат прекращению на любой стадии судопроизводства, если против этого не возражает подсудимый.

________________
См.: О судебном приговоре: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 года // Там же. - С.158.

21. В тех случаях, когда лицо, в отношении которого ведется расследование, возражает против прекращения уголовного дела в связи с наличием акта амнистии (помилования), производство по делу продолжается в обычном порядке.

22. См. также комментарий ст. 24, 212, 213, 239, 254, 309 УПК.

Консультации и комментарии юристов по ст 27 УПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 27 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Новая редакция Ст. 27.1 КоАП РФ

1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Комментарий к Статье 27.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цели, основания и процедура применения каждой из них конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП. В целом целями применения указанных мер являются: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности нарушителя; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) исполнение принятого по делу постановления.

Важно отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением и только специально уполномоченными на это лицами. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Отметим, что с 1 июля 2008 г. часть 1 статьи 27.1 будет дополнена пунктом 5.1, согласно которому к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении будет добавлено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

2. В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от 25 мая 2006 г.) требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Другой комментарий к Ст. 27.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная статья посвящена мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Эти меры представляют собой принудительное воздействие с целью пресечения правонарушения и обеспечения условий для своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления о назначении административного наказания. Основанием применения таких мер является совершение административного правонарушения, а сами меры носят административно-процессуальный характер.

2. Статья закрепляет цели применения указанных мер: а) пресечение правонарушения; б) установление личности правонарушителя; в) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; г) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; д) обеспечение своевременного и правильного исполнения принятого по делу постановления.

3. Меры обеспечения производства применяются только в связи с административным правонарушением, по отношению к лицу, подозреваемому в совершении данного правонарушения, и предшествуют последующим процессуальным действиям - возбуждению производства по делу, рассмотрению дела, вынесению постановления по делу и исполнению постановления.

4. КоАП РФ предусматривает гарантии законности при применении рассматриваемых мер. Гарантии выражаются в том, что применяться могут только меры, предусмотренные КоАП РФ; право принимать решение о применении мер обеспечения производства в пределах установленной компетенции предоставлено уполномоченным лицам. О применении мер пресечения обязательным является составление протокола.

5. Рассматриваемая статья закрепляет следующие меры:

доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

В УПК содержится норма, закрепляющая основания и процессуальный порядок прекращения уголовного преследования - ст. 27. Рассмотрим ее подробно.

Ст. 27 УПК РФ (в новой редакции)

В первой части нормы закреплены основания для прекращения преследования субъекта, подозреваемого/обвиняемого. К числу относят:

  • Непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления .
  • Завершение производства по основаниям, закрепленным 1-6 пунктами первой части 24 статьи УПК.
  • Постановление об амнистии.
  • Наличие вступившего в действие приговора или судебного постановления о прекращении дела по этому же обвинению.
  • Неотмененное постановление следователя, прокурора, органа дознания о прекращении производства либо об отказе в его возбуждении по этому же обвинению.
  • Несогласие Госдумы на лишение неприкосновенности Президента, прекратившего выполнение полномочий, или отказ СФ от снятия с него неприкосновенности.

В ранее действовавшей редакции нормы было предусмотрено еще два основания. Однако положениями ФЗ № 98 они были исключены.

Нюансы

Прекращение уголовного преследования в связи с основаниями , закрепленными в п. 3 и 6 1 части 24 статьи, ст. 28 и 25, 25. 1 и 28.1, п. 3 и 6 ч. 1 27 нормы УПК, не допускается при несогласии обвиняемого/подозреваемого с данным процессуальным действием.

В таких ситуациях производство подлежит продолжению в обычном порядке.

В ряде случаев преследование может быть окончено без прекращения уголовного дела .

Особые категории граждан

Если лицо не достигло такого, преследование должно быть прекращено. Основанием является п. 2 1 части 24 статьи УПК.

Аналогичным образом следует поступать в случае, когда лицо достигло такого возраста, с какого наступает уголовная ответственность , но в силу отставания в своем психическом развитии не мог осознавать угрозу для общества и фактический характер своего поведения и руководить им при совершении деяния. При этом данное отставание не должно быть связано с психическим расстройством.

Ст. 27 УПК РФ с комментариями

Положения нормы распространяются на подозреваемых, осужденных, подсудимых и обвиняемых.

Предписания, закрепленные в ст. 27 УПК РФ , является обязательными для исполнения дознавателем, прокурором, судом, следователем. При этом продолжение производства допускается в обычном порядке.

Прекращение уголовного дела регулируется статьями 24-25 УПК. В отличие от правил, закрепленных этими нормами, уполномоченные служащие при наличии хотя бы одного основания, предусмотренного ст. 27, должны прекратить преследование в отношении определенного (конкретного) гражданина.

Классификация обстоятельств

Законодатель связывает причины прекращения преследования, закрепленные в ст. 27 УПК РФ , с разными факторами. Условно их разделяют на реабилитирующие и нереабилитирующие.

К первым традиционно относят обстоятельства:

  • исключающие преступность поведения лица;
  • указывающие на отсутствие виновности гражданина в преступлении;
  • свидетельствующие об отсутствии события преступления;
  • исключающие причастность субъекта к посягательству;
  • указывающие на отсутствие в поведении гражданина признаков преступления.

Нереабилитирующие факторы предполагают прекращение преследование в отношении виновных лиц. К их числу относят:

  • окончание сроков давности;
  • наличие приговора по этому же обвинению, вступившего в силу;
  • смерть гражданина;
  • акт об амнистии.

Особенности классификации

Некоторые основания, закрепленные ст. 27 УПК РФ , можно считать как реабилитирующими, так и нереабилитирующими. Отнесение их к той или иной категории зависит от обстоятельств конкретного производства.

Такими основаниями, к примеру, можно считать наличие постановления суда, дознавателя/следователя о закрытии дела/отказе в его открытии по этому же обвинению. Если эти акты вынесены в связи с обстоятельствами, исключающими преступность поведения или виновность гражданина, основания для последующего отказа от преследования, предусмотренные пунктами 4 и 5 1 части ст. 27 УПК РФ , считаются реабилитирующими.

Если в основе постановлений лежат обстоятельства, не исключающие вину субъекта в преступлении, соответственно, основания признаются нереабилитирующими.

Отнесение факторов к той или другой категории зависит и от статуса участника производства. Имеются в виду, в частности, положения 3 и 4 пунктов 2 части 133 статьи УПК. Если на досудебном этапе производства лицо признано подозреваемым/обвиняемым, а сроки давности, отведенные для преследования, истекли, то основание для его прекращения не считается реабилитирующим.

Если же гражданин имеет статус осужденного, приговор, вынесенный по результатам разбирательства в суде и вступивший в силу, отменен частично или полностью, а дело прекращено, например, ввиду истечения давностного срока, согласно положениям 4 пункта 2 части 133 статьи Кодекса, основание для прекращения преследования признается реабилитирующим.

Непричастность к деянию

Под ней, согласно положениям 5 статьи УПК, следует понимать неустановление причастности или установление непричастности гражданина к преступлению.

В уголовном праве предусмотрена презумпция невиновности. Это означает, что субъект считается непричастным к деянию, пока не будет установлено обратное. Бремя доказывания при этом возлагается на участников процесса, уполномоченных вести преследование.

Обвиняемый/подозреваемый доказывать невиновность не должен. Однако закон не запрещает лицу предоставлять сведения, подтверждающие его непричастность к деянию. Если она будет доказана, преследование в отношении субъекта прекращается. Согласно 4 пункту 2 части 133 статьи Кодекса, граждане, в отношении которых преследование было прекращено ввиду непричастности к посягательству, могут рассчитывать на реабилитацию.

Ссылка на ст. 24

В этой норме регламентируются основания для прекращения дела (пункты 1-6 части 1). С ними связан п. 2 ч. 1 ст. 27.

Довольно часто на практике преследование по нескольким эпизодам осуществляется по одному, двум и более составам преступлений, закрепленным нормами Особенной части УК. Если оно прекращается на основании положений пунктов 1-6 24 статьи, подозреваемый, осужденный, обвиняемый может рассчитывать на реабилитацию, в соответствии с нормами гл. 18 УПК.

Необходимо сказать, что обстоятельства прекращения преследования часто имеют связь с провокацией противоправного действия. Так, по одному из дел Судебной коллегией ВС был отменен приговор в части осуждения лица по ч. 3 30 стати и 1 части ст. 228.1 УК по эпизоду о покушении на сбыт наркотиков в связи с отсутствием в действиях гражданина признаков преступления. При исследовании доказательств инстанция выяснила, что "контрольная закупка" была произведена с нарушением положений 2 статьи ФЗ № 144, поскольку оперативно-розыскные мероприятия должны осуществляться уполномоченными служащими для пресечения неправомерных действий гражданина и привлечения его к ответственности.

Акт об амнистии

Положения 27 статьи, предусматривающие прекращение преследования в связи с принятием такого постановления, обладают бланкетным (отсылочным) характером. Освобождение от наказания и ответственности по акту об амнистии регламентируются положениями IV раздела УК.

Амнистия , по положениям 84 статьи УК, распространяется на неопределенный круг лиц. Акт о ней принимается Госдумой и освобождает от ответственности граждан, совершивших посягательства определенных категорий. Кроме того, он может освободить от наказания или смягчить его.

Принятие постановления об амнистии не считается реабилитирующим основанием.

Важный момент

Преследование в отношении субъекта, обвиняемого/подозреваемого в посягательстве, не может прекратиться в связи с актом об амнистии, если он против этого возражает.

Данное правило не распространяется на дела, которые были возбуждены вопреки акту, освобождающему от ответственности, или по окончании срока давности преследования. Эти производства, в соответствии с ч. 2 27 статьи УПК, прекращаются на любом этапе судопроизводства при отсутствии возражений со стороны подсудимого.

Конституционное право гражданина

На основании положений 1 части 50 статьи Конституции, ни одно лицо не может привлекаться дважды к ответственности за одно преступление. Это правило согласуется с принципом, закрепленным в Международном пакте о политических и гражданских правах и Протоколе № 7 к Конвенции, регламентирующей защиту основных свобод и прав человека. Суть принципа заключается в том, что никого нельзя осудить повторно в рамках юрисдикции одной и той же страны за деяние, за которое субъект был осужден или окончательно оправдан на основании законодательства и процессуальных норм этого государства.

Окончательными судебными решениями считаются такие постановления, которые вступили в силу и должны быть исполнены после реализации участниками уголовного производства права на рассмотрение материалов дела в вышестоящей инстанции.

Соответственно, наличие приговора, вступившего в действие, постановления (определения) о прекращении дела по этому же обвинению являются безусловными основаниями для прекращения преследования. Это обстоятельство признается реабилитирующим.

Досудебные постановления

Достаточно часто в рамках производства по делу обнаруживается наличие неотмененного акта об отказе прокуратуры в возбуждении уголовного дела по этому же обвинению. В таких случаях закон предусматривает незамедлительное прекращение преследования. Аналогичное правило действует и при наличии неотмененного акта следователя/дознавателя о закрытии дела.

Указанные предписания также основываются на конституционном принципе, запрещающем повторное привлечение лица к ответственности по одному и тому же поводу.

Особенности неприкосновенности

Обстоятельства, предусмотренные п. 6 первой части 27 статьи УПК, связаны с особым порядком производства по делам с участием отдельной категории лиц. Эти основания распространяются не на всех таких субъектов, а только на Президента, прекратившего выполнение полномочий.

Право на неприкосновенность гарантируется первому лицу государства положениями 3 статьи ФЗ № 12. Президент, прекративший выполнение полномочий, не может привлекаться к уголовной, административной ответственности за действия, совершенные в период президентства.

Между тем бывшее первое лицо страны может быть лишено неприкосновенности за совершение тяжкого деяния. Решают этот вопрос Госдума и СФ. Если нижняя палата не даст согласие, а верхняя - откажется от лишения Президента неприкосновенности, преследование в отношении него должно быть прекращено.

О говорится в 19 статье ФЗ № 3. В п. 2 устанавливается запрет на привлечение депутатов нижней палаты к административной и уголовной ответственности.

При возбуждении дела по преступлению, предусмотренном в Особенной части УК, орган, ведущий производство, обязан направить сообщение в Генпрокуратуру о лишении лица депутатской неприкосновенности . На это отводится 3 дня.

Законодательство не предусматривает особого порядка прекращения преследования в отношении депутатов и членов СФ. Соответственно, на них распространяются общие правила, закрепленные 27 статьей УПК.

Согласие обвиняемого/подозреваемого

Оно считается одним из обязательных условий прекращения преследования по основаниям, закрепленным пунктами 3 и 6 первой части 24 статьи, п. 3, 6 ч. 1 ст. 27, а также положениями норм 28 и 28.1 УПК.

Если лицо возражает против этого процессуального действия, оно не может быть совершено. Соответственно, производство подлежит продолжению в общем порядке.

Необходимо сказать, что положения 2 части 27 статьи УПК признаны неконституционными в той степени, в которой они лишают гражданина возможности обжаловать акты органов следствия/дознания, вынесенные в отношении него, в том числе фиксирующие подозрения, обвинение в преступлении, применение процессуальных принудительных мер, а при установлении необоснованности и незаконности этих актов - признания за лицом права на реабилитацию.

Приведенное выше правило распространяется на случаи прекращения преследования на досудебном этапе производства в связи с принятием нового закона, устраняющего наказуемость и преступность вменяемого деяния.

Недостижение возраста ответственности

Это обстоятельство рассматривается как безусловное . При этом во внимание принимается возраст, в котором субъект находился в момент совершения деяния.

Между тем законодательство закрепляет возможность прекращения преследования несовершеннолетнего, достигшего возраста ответственности, при определенных условиях. В первую очередь, должно быть констатировано отставание в психическом развитии. При этом оно не должно быть обусловлено психическим расстройством. Данное состояние должно быть подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы.

Положение 27 статьи о прекращении преследования несовершеннолетних, находящихся в возрасте ответственности, связано с правилами 3 части ст. 20 УК. В этой норме регламентированы основания, исключающие привлечение указанных лиц к ответственности при наличии приведенных выше условий.

Прекращение дела

Основания, закрепленные законодателем в 27 статье УПК, влекут прекращение преследования. Это, однако, не предполагает автоматический отказ от возбуждения производства или закрытие уголовного дела. Указанные последствия могут возникнуть при наличии обстоятельств, приведенных во втором пункте 1 части 27 статьи.

В случаях, предусмотренных в комментируемой норме, прекращение преследования обвиняемого/подозреваемого допускается без закрытия дела.

К примеру, установлена непричастность гражданина к преступлению. Преследование в отношении него прекращается на основании положений 27 статьи УПК. Вместе с тем производство по делу продолжается, поскольку оно необходимо для установления личности виновного.

Прекращение преследования имеет место и в случае смерти субъекта, подозреваемого/обвиняемого в посягательстве. Однако производство по делу в отношении него может быть продолжено для реабилитации лица.

Отказ от обвинения

О нем говорится в 246 статье УПК. Согласно ч. 7 нормы, частичный/полный отказ гособвинителя от обвинения в процессе разбирательства в судебной инстанции влечет прекращение преследования полностью на основании 1 и 2 пунктов 1 части ст. 27 УПК.

Процессуальный порядок

О прекращении преследования, как и, собственно, уголовного дела, уполномоченное лицо (судья) обязано вынести мотивированное постановление (определение). В нем приводятся сведения о субъекте, в отношении которого велось преследование, обстоятельства, обусловившие его прекращение. При этом в тексте не просто должны присутствовать ссылки на норму УПК, а пояснения и выводы относительно конкретных обстоятельств, послуживших причиной принятия решения.

На основании положений 42, 44, 213, 54 статей УПК, копии указанного акта должны быть направлены гражданским истцу/ответчику и потерпевшему. Исполнение этого требования обеспечивает реализацию гарантий участников судопроизводства, установленных законодательством.

Стороны процесса вправе оспорить постановление/определение о прекращении преследования по правилам норм 16 главы УПК.

Право на въезд и выезд с территории Российской Федерации, включая временный проезд, регулируется Конституцией РФ, межнациональными соглашениями, Федеральным законом №114, постановлениями Правительства РФ и другими общефедеральными законами.

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 18 июня 1996 года. Согласно данному документу, каждый желающий горожанин имеет право выезжать за пределы Российской Федерации, а также не имеет никаких препятствий для возвращения обратно.

Структура настоящего Федерального закона состоит из 8 разделов и 40 статей:

  • раздел 1 (статьи 1-6). Основные положения закона;
  • раздел 2 (ст 7-14). Процедура оформления и выдачи документации для въезда и выезда граждан РФ с территории России;
  • раздел 3 (ст 15-23). Порядок выезда иностранного гражданина РФ из Российской Федерации;
  • раздел 4 (ст 24-25.10). Процедура оформления и выдачи документации для въезда и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • раздел 5 (ст 25.11-28). Въезд и выезд с территории РФ иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданство;
  • раздел 6 (ст 29-32). Порядок временного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию России;
  • раздел 7. Был исключен из соответствующего Федерального закона;
  • раздел 8 (ст 36-40). Заключительные положения нормативно-правового акта.

27 статья закона № 114 устанавливает ограничения относительно получения соответствующего разрешения для въезда и выезда с российской территории иностранным гражданам.

Статья 27 114-ФЗ: описание, изменения

Для пересечения границы, иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства, необходимо оформить визу. Данная процедура не понадобится лишь в том случае, если условия посещения России заранее были оговорены в международных межправительственных договорах. Иностранцы, которые получили ВНЖ российского образца, не лишаются права покидать территорию Российской Федерации, если они могут в любое время предоставить документ, подтверждающий временное проживание и действующий паспорт.

Статья 27 114 закона запрещает въезд на территорию РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, если:

  • Пункт 1. Это необходимо в целях гарантирования обороноспособности и безопасности страны, либо общественного порядка, либо охрана здоровья всего населения. Исключениями могут быть случаи, которые предусмотрены вторым абзацем пунктом 3 ст 11 ФЗ №38 «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека». Статья 27 часть 1 последним изменениям подвергалась в конце декабря 2015 г.;
  • П 2 ст 27 ФЗ 114. В отношении иностранного гражданина было вынесено решение об общеадминистративном выдворении за пределы РФ, а также о депортации либо о реадмиссии соответствующего лица сроком от 5 лет. Последние изменения были одобрены 23 июля 2013 года;
  • Пункт 3. Иностранный гражданин или лицо, которое не имеет никакой гражданственности, имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение преднамеренного преступления на территории РФ, а также за ее пределами;
  • Пункт 4 ст 27. Соответствующие лица не предоставили пакет документов, необходимый для получения разрешения;
  • Пункт 5. Иностранцем не был предоставлен медицинский полис, действительный на территории Российской Федерации. Исключениями являются сотрудники политических представительств и консульских организаций иностранных граждан, а также работники межнациональных учреждений;
  • Последние изменения в пункте 6 ФЗ 114 были приняты еще в июле 2008 года. При запросе на получение визы, соответствующие лица не смогли подтвердить наличие денег для проживания на российской территории и последующего выезда из страны;
  • Пункт 7. Въезд строго запрещен иностранным гражданам, в отношении которых было принято решение о нежелательном пребывании и (или) проживании в Российской Федерации, а также иностранным гражданам, включенным в перечень граждан США, которым запрещен въезд. Данный пункт дополнился 28 декабря 2012 г.;
  • Пункт 8. 23 июля 2013 года данный документ утратил свою правовую силу;
  • П 9 статьи 27. Были использованы подложные документы;
  • Пункт 10. Иностранный граждан во время предыдущего пребывания на территории Российской Федерации уклонился от уплаты налогов или любого административного штрафа. Процесс погашения задолженности устанавливается Правительством РФ;
  • Пункт 11. Выезд не разрешается, если иностранный гражданин в течение одного года многократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений. Это может быть связано с посягательством на общественный порядок или социальную безопасность, а также с несоблюдением законодательных актов, устанавливающих нормы пребывания иностранных граждан на российской территории;
  • Пункт 12 статья 27 Федерального закона регламентирует следующее: если иностранный гражданин или лицо без гражданства во время своего предыдущего пребывания превысили допустимый срок пребывания на территории России, но выехал в течение 180 суток, въезд будет запрещен в течение 3 лет со дня выезда из РФ;
  • Пункт 13. Если гражданин превысил допустимый срок пребывания в России и не выехал в течение 180 суток, а превысил лимит до 270 суток, в этом случае иностранному лицу грозит депортация на протяжении 5 лет;
  • Пункт 14. Если же соответствующие лица не выехали из страны в положенный срок и находились свыше 270 суток со дня окончания предусмотренного периода, въезд будет запрещен в течение 10 лет. Последние 2 пункта были изменены и дополнены 31 декабря 2014 года Федеральным законом №524-ФЗ.

Важно! Согласно новой редакции, действие подпункта 7 части 1 распространяется на граждан стран, принявшие решение о запрете въезда горожан РФ на территории этих стран.

Скачать

Главным основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан является письменное обращение в дипломатическое представительство или консульскую организацию РФ.

Важно! Во время проведения межнациональных мероприятий, въезд в Российскую Федерацию запрещен всем иностранным лицам, в отношении которых имеются сведения о фактах нарушения ими общественного порядка при проведении публичных, спортивных и (или) других массовых мероприятий.

Скачать Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ в последней редакции .

1. Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям:
1) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
2) прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ;
3) вследствие акта об амнистии;
4) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению;
5) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела;
6) исключен. — Федеральный закон от 24.07.2002 N 98-ФЗ;
7) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 58-ФЗ;
6) отказ Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.
2. Прекращение уголовного преследования по основаниям, указанным в пунктах 3 и 6 части первой статьи 24, статьях 25, 25.1, 28 и 28.1 настоящего Кодекса, а также пунктах 3 и 6 части первой настоящей статьи, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 98-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 03.07.2016 N 323-ФЗ)
3. Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного уголовным законом, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению по основанию, указанному в пункте 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса. По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование и в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом.
4. В случаях, предусмотренных настоящей статьей, допускается прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого без прекращения уголовного дела.

Комментарий к Ст. 27 УПК РФ

1. Главный смысл и новизна комментируемой статьи заключаются в различии оснований для прекращения всего производства по уголовному делу и случаев (оснований) прекращения уголовного преследования в отношении конкретного лица, иначе говоря — прекращения обвинения (подозрения) в инкриминируемом преступлении. Производство по уголовному делу прекращается целиком, полностью лишь в случаях, когда уголовное преследование кого-либо вообще не начиналось, т.е. в деле нет ни обвиняемого, ни подозреваемого, или же уголовное преследование в отношении всех без исключения обвиняемых и подозреваемых прекращено на законном основании, независимо от того, каком именно.

2. Первым основанием прекращения уголовного преследования в отношении данного лица названа непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (пункт 1 части первой статьи 27 УПК). В наиболее распространенном варианте такая формулировка означает, что преступление совершил не тот, кто подвергался уголовному преследованию, а кто-то другой (установленная непричастность). Оборотная же сторона такой ситуации заключается в том, что причастность данного лица к совершенному преступлению не доказана, обвинительные доказательства полностью не опровергнуты, а все возможности для собирания дополнительных доказательств исчерпаны (неустановленная причастность лица к совершению преступления, недоказанность участия в совершении преступления). В силу презумпции невиновности обе ситуации юридически равнозначны, а неразвеянные сомнения в причастности к преступлению значения иметь не могут (недоказанная виновность равнозначна доказанной невиновности). Независимо от того, является ли преступление групповым или одиночным, прекращение уголовного преследования ввиду непричастности к преступлению данного подозреваемого или обвиняемого не означает прекращения уголовного дела в целом (производства по уголовному делу), которое должно быть продолжено для установления лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности за данное преступление.

3. Уголовное преследование прекращается также вследствие акта амнистии, т.е. акта высшего органа государственной власти (по действующей Конституции амнистия объявляется Государственной Думой) в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (статья 84 УК). Не отменяя уголовного закона, карающего за данное преступление, акт амнистии может предписать замену назначенного судом наказания другим, более мягким, либо вообще прекратить начатое уголовное преследование, а если оно еще не начато, такой акт амнистии является обстоятельством, исключающим возбуждение уголовного дела.

4. Уголовное преследование подлежит прекращению также при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении дела по тому же обвинению (пункт 4 части первой статьи 27 УПК), а также при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (пункт 5 части первой статьи 27 УПК). В основе указанных правил находится известное положение, согласно которому никто не может отвечать дважды за одно и то же. Данное положение признано мировым сообществом и получило закрепление в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 14 которого гласит: «Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны».

5. Прекращение уголовного преследования вследствие истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности (п) и вследствие акта амнистии (пункт 3 части первой комментируемой статьи), а также по другим нереабилитирующим основаниям, к которым отсылает часть вторая комментируемой статьи, не допускается, если обвиняемый против этого возражает. Орган, осуществляющий уголовное преследование данного лица, придя к выводу о наличии указанных оснований для прекращения уголовного преследования, должен объявить о своем намерении прекратить уголовное преследование и выяснить его отношение по данному поводу. В случае возражения обвиняемого против прекращения уголовного преследования по названным основаниям производство по уголовному делу должно быть продолжено в обычном порядке, завершено составлением обвинительного заключения и направлено в суд, где подсудимый и его защитник могут отстаивать свою позицию, добиваться полной реабилитации в наиболее благоприятных условиях судебного разбирательства (устность, гласность, непосредственность, состязательность сторон).

6. Согласно части третьей комментируемой статьи уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния, предусмотренного УК, возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению за отсутствием состава преступления (мыслится — отсутствие субъекта преступления). Такое правило в теоретическом отношении спорно. «Презумпция неразумения», на которой базируются нормы об освобождении от уголовной ответственности лиц, не достигших определенного возраста, и отсутствие состава преступления — явления различные. Отсутствие состава преступления — реабилитирующее основание освобождения от уголовной ответственности. Его применение означает, что гражданин оказался жертвой судебной, следственной или прокурорской ошибки (или всех вместе взятых ошибок) и что государство по отношению к такому гражданину является должником, чего никак нельзя сказать ни про одиннадцатилетнего убийцу, ни про тринадцатилетнего разбойника.

7. За отсутствием состава преступления подлежит прекращению уголовное преследование и в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного УК (так называемая ограниченная вменяемость — см. часть третью статьи 20 УК). Приравнивание подобных ситуаций к отсутствию состава преступления также спорно. Прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления означает признание невиновности, что влечет комплекс восстановительно-компенсационных правоотношений между государством, с одной стороны, и безвинно пострадавшим гражданином — с другой. Между тем извинения со стороны государства, принесенные ограниченно вменяемому насильнику, который, например, подвергался задержанию, и возмещение причиненного ему вреда с очевидностью выпадают из формулы справедливости и противоречат здравому смыслу.