Землепользование. Основы землепользования

Стандартизованное определение земли (ГОСТ, 1980): земля - важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства /10/. Однако, это определение не вполне точно. Например, если рассматривать земли водного фонда как средство производства, то важны не столько сами воды, но и водный режим, технология водопользования; далее: земля - пространственный базис не только для предприятий и организаций отраслей народного хозяйства (в том числе коммунального), но и для отдыха, здоровья людей и сохранения их культуры, исторической памяти и т.д.

Поэтому предлагается более лаконичное, хотя, возможно, и не вполне исчерпывающее определение - земля, как объект хозяйствования и жизни человека, представляет собой объемно-пространственный базис жизнеобеспечения и воспроизводства жизни на планете. "Пространственность " отражает "опорную" поверхность, на которой человек живет, строит, отдыхает, по которой перемещается и т.д. "Объемность" отражает вовлечение в хозяйственный оборот, хозяйственное использование толщи почв и грунтов (под определенным пространством) для получения пище­вых, технических, лекарственных или иных продуктов, недр для добычи энергетических, сырьевых и иных ископаемых ресурсов; вмещающего "резервуара" для строительства (фундаменты, подземные коммуникации и т.п.).

В русской терминологии нет однозначного толкования термина "земле­пользование". В устаревшем ГОСТ 17.5.1.05 дается два определения: 1) землепользование, как объект права пользования, - земельный участок или участки, предоставленные в установленном порядке отдельному землепользователю для определенных целей и ограниченные на местности; 2) землепользование, как деятельность, - процесс и порядок пользования землей. Поскольку понимание землепользования более разнообразно, а приведенные толкования не совсем точны, предлагаются следующие определения:

Землепользование (1) - эксплуатация земель, интенсивность и направленность которой определяется экологическими, социально-экономическими и ландшафтными позициями, а также текущими и перспективными потребностями общества. То есть в данном случае землепользование рассматривается как процесс (использование, эксплуатация). В таком понимании землепользование может быть активным и пассивным, травмоопасным (по отношению к земле, почве), экологичным или неэкологичным, продуктивным и непродуктивным, постоянным и временным и т.д.


Землепользование (2) - участок земли, находящийся в чьем-либо ведении, владении, пользовании, собственности. Например: фермерское, общинное, муниципальное, колхозное, личное и т.п. В этом случае землепользование рассматривается как юридический объект, объект права -владение, собственность или аренда.

Землепользование (3) - экологически или экономически обусловленная пригодность, целесообразность, приоритетность отнесения конкретного земельного участка к тому или иному виду землепользования, например: к аграрному, лесному, селитебному, рекреационному, коммуникационному и т.п.

Практически во всех определениях земельного кадастра отражена динамичность земельных ресурсов. Последние постоянно претерпевают различного рода количественные и качественные изменения вследствие неизбежных при эксплуатации земель нагрузок, смен видов пользования или землепользователя, а также в результате природных процессов. Все это требует фиксации и своевременного внесения необходимых корректив в регистрационные, учетные и оценочные документы, составляющие основу земельного кадастра и обеспечивающие эффективное управление земельными ресурсами.

Под эффективным управлением земельными ресурсами или эффективным землепользованием следует понимать организованное землепользование, максимально адаптированное к экологическим, экономическим и социальным условиям. Тесно связаны с этой трактовкой определения "рациональное" и "оптимальное" землепользования.

Оптимальное землепользование - использование максимально воз­можного в данных природных условиях функционального потенциала земель при наименьших затратах и без травматических последствий, в том числе и для смежных участков. Реально осуществление оптимального землепользования крайне мало вероятно, так как даже без видимых следов травматизма любое вторжение в окружающую среду изменяет исходную природную ситуацию. Здесь уместно сравнение: как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так дважды нельзя войти в один и тот же биогеоценоз, ландшафт, не вызывая хотя бы минимальных деструктивных последствий, не говоря уже о последствиях при целенаправленном хозяйственном их использовании. Поэтому реально можно говорить лишь о рациональном землепользовании. Единое понимание последнего отсутствует.

В соответствии с ГОСТ 26640-85 рациональное использование земель - это "обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами". Статьей 285 Гражданского законодательства так определены признаки нерационального использования земель: 1) нецелевое использование; 2) использование, приводящее к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель; 3) использование земель, приводящее к заметному ухудшению экологической обстановки. Очевидно, что два последних признака - индикаторы деструктивного землепользования. Представляется, что точнее следующая формулировка: нерациональное землепользование - это неполное использование земельного потенциала или/и излишнее, не соответствующее возможностям конкретного земельного участка, вложение средств.

Б.В. Ерофеев (1998) считает, что, помимо сохранности плодородия и экологической ситуации, необходимо учитывать соблюдение норм отвода земель. К количественным критериям рационального использования земель он относит их экономное использование (из-за ограниченности земельных ресурсов) и экономное размещение объектов недвижимости. Ка­чественные критерии: 1) сохранение плодородного слоя при необходимо­сти разрушения почв; 2) ограничение использования сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд; 3) выполнение пользователем обязанностей по повышению плодородия почв; 4) сохранение и за­щита почв от эрозии, загрязнений, заражения; 5) отвод для несельскохозяйственных нужд земель, не пригодных для сельского хозяйства, либо земель худшего качества. Автор справедливо считает, что "стержневым правилом рационального землепользования является приоритет земель сельскохозяйственного назначения, а поэтому расширение площадей под выращивание сельскохозяйственной растениеводческой продукции всяче­ски поощряется государством, если это расширение не входит в противоречие с правилом, закрепленным в статье 33 Закона РФ от 19.12.91 "Об охране окружающей среды", запрещающим превышать предельно допустимые нагрузки на окружающую среду" /17, с. 294/.

Таким образом, анализ существующих подходов позволяет предложить следующую формулировку: рациональное землепользование - это использование максимально возможного в данных природных условиях функционального потенциала земель при наименьших затратах на их эксплуатацию при минимизированных затратах на поддержание естественного потенциала.

В конечном итоге, уровень рациональности землепользования опре­деляется двумя моментами - правильным выбором приоритетной функции, которой обладает конкретный земельный участок, и наличием лимитирующего ("мешающего") фактора, препятствующего реализации наиболее продуктивных или приоритетных для данных условий функций.

Приоритетная функция определяет целевое использование земли. Однако надо признать, что само это понятие не может иметь постоянной временной основы, так как обычно меняется по мере изменения экономической, экологической или иной ситуации, например, изъятие земель и перевод их в другие категории в связи с коммуникационным, дорожным или иным строительством, расширение территорий зеленых зон, перевод земель в категорию особо охраняемых территорий и т.д. Поэтому целевое использование земель надо рассматривать как исторически и экономически сложившуюся на конкретное фиксируемое время систему приоритетного использования конкретного участка земли. Именно на этом основании в стране принято разделение земельного фонда страны на следующие категории земель: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космиче­ской деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и их объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Смена вида природо- и землепользования осуществляется с ведома землепользователя и в случае потерь должна компенсироваться.

Под лимитирующим фактором понимается то или иное свойство земли или почвы, или территории в целом, или иных элементов окружающей среды, которое снижает функциональный потенциал земель. К лимитирующим факторам, помимо климатических, в частности относятся: рельеф, мелкоконтурность, чересполосица, высокий уровень пестроты почвенного покрова, при котором фоновая почва выражена очень слабо, что резко снижает технологичность сельскохозяйственных земель.

Одним из важнейших факторов, влияющих на продуктивность сель­скохозяйственных земель, является рельеф. На этом основании принята международная система разделения земель по продуктивности (рисунок 1).

В практике природо- и землепользования встречаются случаи нерегистрируемого использования земель, что не всегда можно квалифицировать как самозахват. Поэтому предлагается термин стихийное землепользование (неорганизованное, неучитываемое), т.е. использование земельного участка без ведома или с молчаливого (документально неоформленного) согласия землевладельца или собственника земли. Примеры: туризм, временное использование под огороды незанятых земель, если оно осуществляется без регистрации и соответствующего разрешения; использование неосвоенных минеральных источников (например, на Дальнем Востоке многие такие источники, особенно имеющие бальнеологическое значение, до их организованного освоения активно использовались местным населением. Этот вид землепользования требует введения определенных регламентирующих нормативов).

1 - высокая, необходима только правильная обработка; II - достаточная, но нужны меры охраны; III -посредственная, обязательны интенсивные противо-эрозионные меры; IV - ниже средней, необходимы посадки многолетних растений; V - VIII -значительно ниже средней, ис­пользование под пастбища, сенокосы, леса, заповедники и места отдыха (Куражсковский, 1969)

Рисунок 1 - Рельеф и продуктивность земли (классы земель)

В лесном фонде важным неуправляемым фактором динамики земель являются лесные пожары. По отношению к лесным землям их следует считать стихийным деструктивным фактором, который необходимо учитывать в системе организации лесного землепользования.

Контрольные вопросы

1)Чем объясняется неоднозначность понятия "землепользование"?

2)Оптимальное и рациональное землепользования - в чем различив?

3)Назовите основные классы продуктивности земель.

4)В чем заключается сущность лимитирующего фактора?

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЙ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ

Землевладения и землепользования сельскохозяйственных, промышленных и иных предприятий, учреждений, организаций и граждан составляют организационно-территориальную основу ведения производственной деятельности и природопользования в административном районе.

Совершенствование системы землевладений и землепользовании заключается в следующем:

Реорганизация существующей системы землевладений и землепользовании в целях образования новых сельскохозяйственных предприятий и хозяйств;

Устранение недостатков землевладений и землепользовании;

Образование новых землепользовании предприятий несельскохозяйственного назначения.

Особенно актуально совершенствование организации территории в тех районах, где земельная реформа проводится без единой научно обоснованной программы.

Образование новых землевладений и землепользовании обусловлено реорганизацией сельскохозяйственных предприятий, выделением земель для крестьянских (фермерских) хозяйств и другими причинами. Источником выделения земель новым предприятиям и хозяйствам служит районный фонд перераспределения земель. За счет излишних земель промышленных отраслей создают, как правило, индивидуальные землевладения и землепользования граждан.

Наиболее частыми причинами образования новых землевладений и землепользовании являются расформирование колхозов и совхозов по долевому принципу с выделением кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличением индивидуальных наделов; преобразование колхозов и совхозов в акционерные общества открытого или закрытого типа, коллективно-долевые и другие предприятия; объединение (ассоциирование) первичных землевладельцев и землепользователей с созданием самостоятельных предприятий по производственному и сервисному обслуживанию.

Возьмем, к примеру, Ставропольский район Самарской области. Там в 1991 г. имелось 14 колхозов, 8 совхозов и 4 предприятия иных производственных форм (рис. 4). За годы земельной реформы многое в землепользовании района изменилось. Площадь земель сельскохозяйственных предприятий сократилась на 17,9 % за счет передачи ее в ведение сельских и поселковых органов самоуправления, изъятия для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, садоводческих и огородных кооперативов, усадебного строительства, создания районного фонда перераспределения земель. Колхозы и совхозы изменили свой производственный статус, прошли соответствующую перерегистрацию.

Рис. 4. Сельскохозяйственное землепользование района (фактическое)

В результате Волжский Гипрозем составил новую схему землеустройства района, предусматривающую функционирование 1 колхоза, 15 акционерных обществ открытого и закрытого типов, 2 кооперативов и 4 товариществ с ограниченной ответственностью. Намечаются укрупнение существующих крестьянских (фермерских) хозяйств и организация новых за счет приватизированных земельных долей сельскохозяйственных предприятий и районного фонда перераспределения земель. Численность этих хозяйств возрастет. Пригородное сельскохозяйственное предприятие будет передано в состав города республиканского подчинения. Создается новое народное акционерное общество. При этом районный фонд перераспределения земель сохраняется (рис. 5).

Рис. 5. Сельскохозяйственное землепользование района (по схеме землеустройства).

При разработке предложений по созданию новых землевладений и землепользовании необходимо обеспечить соответствие площадей и качества земель целям и объемам производства, экологическую безопасность производственной деятельности, учитывать требования по удовлетворению социальных нужд населения.

Землевладения и землепользования крестьянских (фермерских) хозяйств размещают по возможности компактно в местах с развитой инфраструктурой и разнообразным ландшафтом, чтобы создать лучшие условия для ведения производства, использования капитальных вложений и снижения затрат, производственного кооперирования и бытового обслуживания. Коллективным садоводством, огородничеством и животноводством предпочтительнее заниматься на землях с хорошими дорогами, находящихся в непосредственной близости от места жительства граждан.

Процесс совершенствования системы землевладений и землепользовании в административном районе включает последовательное решение следующего комплекса социально-экономических и экологических задач:

1. Уточняют межотраслевое распределение земель, размещение крупных массивов сельскохозяйственных угодий с учетом освоения новых земель и трансформации деградированных; обосновывают целесообразную систему землевладений и землепользовании по формам собственности и хозяйствования.

2. На основе показателей агроэкологического потенциала земель определяют состав и соотношение отраслей растениеводства и животноводства, рассчитывают возможный объем производства сельскохозяйственной продукции, устанавливают экономически оправданные (оптимальные) размеры землевладений и землепользовании.

3. По условиям строительства, водоснабжения, доступности транспорта, ведения приусадебного хозяйства определяют местоположение усадеб предприятий и хозяйств, основные элементы производственной, социальной и природоохранной инфраструктуры. Взаимное размещение землевладений, землепользовании и усадеб хозяйств при необходимости корректируют.

Границы землевладений и землепользовании согласовывают с границами агроэкологических выделов территории, урочищами, элементами организации территории (дорогами, каналами, лесополосами).

4. В зависимости от складывающейся организационно-территориальной структуры района производят размещение объектов по переработке сельскохозяйственной продукции, производственному и сбытовому обслуживанию предприятий и хозяйств, других объектов производственной и социальной инфраструктуры, имеющих межхозяйственное значение.

5. Разрабатывают природоохранные и экологические требования, режимы, ограничения в использовании земельных и других природных ресурсов.

Разделение земель на классы агроэкологической пригодности служит естественно-информационной базой для принятия предварительных решений по структуре земель и сельскохозяйственных культур, экономически эффективному сочетанию отраслей.

В свою очередь, целесообразный в рыночных условиях объем производства при различиях в продуктивности земель определяет приемлемый размер конкретных землевладений и землепользовании или групп.

Результаты расчетов анализируют с экономических позиций. Доходность, прибыльность хозяйства должны быть достаточными для расширенного воспроизводства во вновь образуемом сельскохозяйственном предприятии.

Устранение недостатков землевладений и землепользовании - важнейшая задача совершенствования территориальной организации производства в районе. Ликвидация нерациональности в структуре земельных угодий осуществляется на основе учета агроэкологического качества земель, их межотраслевого перераспределения, изменения специализации производства и размеров хозяйств.

Дальноземелье, чересполосица, вкрапливание, вклинивание преодолевают посредством укрупнения или разукрупнения предприятий и хозяйств, спрямления их внешних границ. Экологически опасное размещение землевладений и землепользований устраняют путем согласования их границ и основных производственных объектов с выделами агроэкологического микрорайонирования.

Малопродуктивные сельскохозяйственные угодья передают для ведения лесного и водного хозяйства, строительства промышленных предприятий. Наоборот, высокоплодородные земли вовлекают в сельскохозяйственный оборот. Практикуют обмен земельными участками между предприятиями и хозяйствами одной отрасли, аренду земель.

Организация землевладения и землепользования опирается на сложившуюся систему размещения населенных пунктов и производственных центров. Высокоэффективное использование земли возможно только при условии рационального размещения сельского населения. При этом решают следующие вопросы:

Осуществляют ранжирование населенных пунктов по функциональному назначению (усадьбы предприятий, хозяйств, производственных подразделений) и определение их хозяйственной роли на перспективу;

Устанавливают возможность использования имеющихся производственных центров и находящихся в них животноводческих, складских и других построек;

Производят размещение усадеб новых сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств в существующих населенных пунктах или на новом месте.

Современные требования к размещению населенных пунктов и производственных центров предусматривают хозяйственно-целесообразное развитие всех сельских поселений, восстановление утраченных деревень в качестве усадеб крестьянских (фермерских) хозяйств, малых кооперативов, производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий. Особое внимание уделяют использованию земель населенных пунктов, переданных в ведение органов местного самоуправления. Определяют местоположение внутрихозяйственных и межхозяйственных пунктов переработки сельскохозяйственной продукции, производственного и рыночного обслуживания.

Применительно к выбранным системам расселения составляют баланс трудовых ресурсов, рассчитывают объемы жилищного, культурно-бытового и производственного строительства. Для производственных центров рассматривают возможность реконструкции, инженерного обустройства, технического и технологического оснащения, обеспечивают соблюдение санитарных и ветеринарных режимов.

Условия хозяйственного и социального развития в сельской местности, уровень использования земли и трудовых ресурсов в значительной мере предопределяются наличием, размещением и состоянием дорожной сети. Поэтому в схемах землеустройства районов намечают мероприятия по строительству и реконструкции дорог и дорожных сооружений, размещению карьеров строительных материалов и специализированных дорож-но-строительных организаций. Наряду с требованиями обеспечения круглогодичной надежной связи населенных пунктов и производственных центров с внутрихозяйственными и внешними объектами ставят задачи более равномерного размещения дорожной сети, экономии земель при дорожном строительстве, совмещения дорог с границами севооборотов и полей, учета агроэкологических особенностей территории, охраны природной среды. Расчеты единовременных и ежегодных затрат на модернизацию и эксплуатацию дорожной сети, а также ожидаемого эффекта выполняют по аналогам и укрупненным нормативам.

Совершенствование системы землевладений и землепользовании - 5.0 out of 5 based on 1 vote

Классификации инфраструктуры по различным признакам.

Принципы формирования и функционирования ИМО.

Муниципальная служба осуществляется на всей территории РФ, российских, сельских, городских территориях. Территория муниципального образования – это города, поселки, станицы, хутора и т.п. Свое право на М.с. граждане РФ осуществляют на определенной конкретной территории. ФЗ `Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ` к территориям муниципальных образований относит города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы), другие муниципальные образования (ч. 1 ст. 12).

В целях защиты конституционного строя и обеспечение обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав местного самоуправления. Но в основном право местного самоуправления по всей стране признается и гарантируется конституцией РФ.

Вопросы образования, объединения или преобразования внутригородских границ в муниципальном образовании решается непосредственно населением. Установление или изменение границ с учетом исторических и других традиций происходит по инициативе только органов местного самоуправления, населения и представительных органов. Но изменение этих границ необходимо только с разрешения населения.

Основной порядок разделения территории на муниципальные образования необходим для того, чтобы в пределах данного муниципального образования существовали те структуры, которые бы обеспечили минимальный уровень для существования населения.

В нашей стране существует двух уровневая система местного самоуправления. Объединение нескольких муниципальных образований в один – школьный округ, медицинский округ. Когда на территории муниципального образования есть больница, но на территории другого муниципального образования нет. Для удовлетворения общих интересов эти муниципальные образования объединяют свои усилия.

Кроме того, к территориальным основам ФЗ относит также различные виды земель, которые составляют территорию муниципального образования.

Любое муниципальное образование является самостоятельным, подчиненность одного из них другому не допускается (ч. 3 ст. 6). Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление М.с. (ч. 1 ст. 12), которое осуществляется в пределах муниципальных образований.

Местное самоуправление – это управление населением осуществляемое с жителями какой-либо локальной территории.

Органы МС разделяются:

1. По способу образования (выборные и др.). в отношении выборных органов существует обязательность выполнения основных принципов МС котор заложены в конституции РФ. Др органы могут создаваться по мере необходимости. Бывают органы формируемые на добровольной основе и органы на основе назначения (администрация). Органы на основе кооптации по установленным нормам (жилищные формы, комиссии администрации).



2. По назначению или по степени специализации бывают общего и специального назначения. Органы с широкой или узкой специализацией. Органы общего назначения затрачивают все сферы МС. Под специальными органами понимаются отраслевые.

3. По предметам веденья. Органы МС решают вопросы не только местного значения, но и отдельные гос полномочия котор исполняют органы общего назначения, органы созданные для решения спец вопросов (загсы, органы подконтрольные гос органам, органы специализирующиеся на выполнении судебных обязанностей, не определ материально~финансового обеспечения при учете гарантий гос~ом их деятельности).

4. По способу принятия решений. В зависимости от способа, решения могут приниматься коллегиально или единолично.

Функции классификаций:

1. Проектная – органы МС должны представлять интересы объекта МС.

2. Программная – когда эти интересы должны реализовываться.

Двум типам функций соответствуют 2 типа органов, но это не разделение властей, а классификация органов МС:

1. Представительный – наделяется той исполнительной компетенцией кот не передается другим органам, представляет местный бюджет, устанавливает общеобязательные правила на территории муниципального образования, решает вопросы о распоряжении муниципальной собственности, контролирует от имени населения деятельность др органов МС. Представительный орган это сеть мелких структурных единиц взаимоопределяющих место и роль в системе МС.

2. Исполнительный орган – имеет более сложную структуру в кот важно установить место каждой его определяющей, которые могут быть как самостоятельным органом так и структурным подразделением, органом или просто должностным лицом. Орган и структурное подразделение отличает наличие самостоятельных юридических решений по отдельным вопросам которые относятся к компетенции органов МС.

Земля является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. 1) природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. 2) стоимость.

Формирование муниципальной собственности на землю не завершено. Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", принятый в 2001 году, относит к муниципальной собственности:

Земли особо охраняемых природных территорий местного значения, водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

Земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

Земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

Земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

Упомянутый Федеральный закон разграничил по формам собственности (федеральной, региональной, муниципальной) земельные участки в границах населенных пунктов, принадлежащие приватизированным предприятиям, в зависимости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до приватизации.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003 года относит к вопросам местного значения в сфере землепользования утверждение правил землепользования и застройки, резервирование и изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление контроля использования земель. На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий.

Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи.

Для превращения муниципального образования в реального земельного собственника органам местного самоуправления в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования. В частности, на муниципальном уровне необходимо:

Разработать и принять правила землепользования и застройки территории;

Установить порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

Определить порядок установления органами местного самоуправления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные в черте поселения;

Установить нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

Принять положения о муниципальном и общественном земельном контроле и т.д.

Законодательство устанавливает различные формы землепользования.

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собственника. Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях использования земельного участка не по целевому назначению категории; использования земельного участка, которое приводит к существенному ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для муниципальных нужд и т.п.

Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставленных гражданам на момент вступления Кодекса в силу. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.

Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения общественных интересов, в том числе интересов населения, проживающего на данной территории. Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе и т.п.

В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) на основании договора земельные участки могут предоставляться работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд (например, для строительства дорог или размещения объектов муниципального значения при отсутствии других экономически целесообразных вариантов возможного размещения этих объектов).

Платность землепользования и цена земли

Использование земли в РФ является платным и регулируется Законом РФ "О плате за землю". Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли, порядок определения которой утверждается Правительством РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной.

Органы местного самоуправления имеют право получать арендную плату от муниципальных земель, сдаваемых в аренду, и земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования. Экономические механизмы землепользования в муниципальных образованиях могут быть следующими:

Оценка стоимости земель промышленных предприятий, что может повлиять на себестоимость выпускаемой ими продукции или размещение предприятия (вновь создаваемого);

Земельные аукционы (дают возможность открытой реализации земельных участков, что приводит к увеличению поступлений в бюджет);

Регулирование цен на рынке муниципальных земельных участков (это позволит привлечь новых инвесторов) и т.д.

Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения.

Действие вышеуказанных факторов зависит от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Например, для земли, используемой для объектов торговли, культуры, банков, гостиниц, важнейшими факторами будут близость к центру города, плотность населения и транспортная доступность. Для земельных участков, предназначенных для жилой застройки, важны транспортная доступность, экологическая безопасность, близость к рекреационным зонам; для объектов промышленности и коммунально-складских объектов - инженерно-транспортная обеспеченность и плотность прирельсовой территории.

Политика муниципальной власти в сфере землепользования должна учитывать все многообразие факторов, влияющих на ценность земельных участков. Все земли необходимо использовать в соответствии с их целевым назначением, генеральным планом поселения и проектами планировки и застройки.

Осуществление муниципальной земельной политики требует от муниципальных образований создания в местных администрациях соответствующих структурных подразделений. Чаще всего их руководители имеют двойное подчинение (органу местного самоуправления и территориальному подразделению федерального органа, ведущего земельный кадастр), осуществляют функции и муниципального управления, и государственного контроля использования земель и являются государственными служащими.

1

Статья посвящена исследованию междисциплинарной научной категории «землепользование». С позиций географической науки дано определение региональной системе землепользования, рассмотрена ее структура и классификация (виды, типы). Проведен анализ теоретических подходов изучения трансформации системы землепользования. Предложены основные методы, позволяющие выявить особенности механизма трансформации и определить основные направления развития трансформационных процессов.

система землепользования

трансформация

оптимизация

1. Большой российский энциклопедический словарь: энциклопедия. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – 1887 с.

2. Земельные ресурсы: географическая концепция изучения / С.Г. Покровский, Г.Д. Мухин, А.Е. Осетров, В.А. Углов // Вестник Моск. университета. Сер. 5. геогр. 2001. № 3. – С. 14-19.

3. Земельный кодекс Российской Федерации. – М.: Изд-во «Приор», 2002. 80 с.

4. Иванов Ю.Г., Кочуров Б.И. О содержании теории землепользования // Проблемы региональной экологии. – № 3. – 2004. – С. 84-88.

5. Региональное природопользование: методы изучения, оценки, управления / П.Я. Бакланов, П.Ф. Бровко, Т.Ф. Воробьева и др.: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 160 с.

6. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.

Изучение трансформационных процессов имеет особую актуальность не только для организации рационального природопользования отдельных регионов России, но и всей страны в целом. Происходящие с начала 1990-х годов кардинальные изменения политического, экономического и социального характера затронули все сферы хозяйствования населения, вызвав структурные изменения, а вместе с тем конфликты и противоречия в территориальных системах природопользования. Существенным изменениям, на наш взгляд, подверглась система землепользования, являющаяся пространственной основой осуществления любой деятельности, в том числе производства сельскохозяйственной продукции. Коренным образом поменялись правовые, экономические, организационно-хозяйственные и экологические условия землепользования, позволяющие говорить о трансформационных процессах в данной области, продолжающихся до сих пор.

В большинстве исследований землепользование рассматривается как сельскохозяйственное использование земельных ресурсов. Намного меньше работ, исследующих систему землепользования как совокупность видов использования земельных ресурсов на определенной территории: сельскохозяйственное землепользование, лесохозяйственное, рекреационное, промышленное, селитебное и т.д., в зависимости от целей, для которых используются земельные ресурсы . В таких случаях объективнее проследить основные изменения, происходящие именно в системе землепользования, а не только с позиций сельскохозяйственного производства. Данное направление географических исследований, на наш взгляд, является актуальным и перспективным, поскольку имеет и теоретический, и прикладной аспект, позволяет выявить особенности механизма трансформации, определить основные направления развития трансформационных процессов и на этой основе предложить пути оптимизации системы землепользования конкретного региона.

Цель исследования: выявление теоретико-методических особенностей изучения трансформационных процессов в региональной системе землепользования.

Результаты исследования. Прежде всего, следует дать определения понятиям «землепользование», «система землепользования» и «трансформация».

В Российском энциклопедическом словаре землепользование - это «пользование землей в установленном законом порядке» . Современный Земельный кодекс РФ почти не употребляет понятие «землепользование», заменяя его понятием «отношения по использованию и охране земель» (ст. 1 Земельного Кодекса РФ) .

Ученые категорию «землепользование» трактуют по-разному. Н.Ф. Реймерс определял землепользование как: 1) порядок, условия и формы эксплуатации земель (юрид.); 2) совокупность земельных участков, эксплуатируемых землепользователями (адм.) .

Объект права пользования - земельный участок, используемый для определенных целей и ограниченный на местности. Он характеризуется сочетанием природных условий и особенностей хозяйственной или иной деятельности людей.

Деятельность - порядок, условия и формы эксплуатации земель - совокупность природно-хозяйственных (или чисто хозяйственных) процессов, отличающихся по содержанию и интенсивности проявления.

По определению Ю.Г. Иванова, Б.И. Кочурова пользование землей на основе осознанных общезначимых потребностей, регулируемое законодательными нормами и организованное территориально, составляет процесс землепользования.

Таким образом, землепользование - это процесс использования земельных ресурсов для различных целей (производства сельскохозяйственной продукции, размещения населенных пунктов, промышленных объектов, различных коммуникаций, добычи полезных ископаемых, рекреационных целей и др.), осуществляемый на основе законодательных норм и правил.

При разработке исследовательской концепции мы исходили из теоретических представлений о землепользовании как региональной системе, представляющей собой совокупность видов использования земельных ресурсов на определенной территории и включающей четыре основных компонента: экологический, территориальный, экономический и правовой (рис. 1). Экологический компонент определяет круг вопросов, характеризующих связи в системе «человек - земельные ресурсы», а также обусловленных воздействием хозяйственной деятельности на состояние земельных ресурсов (проблемы землепользования). Территориальный компонент отвечает за территориальную организацию землепользования, рациональную организацию территории (землеустройство). Экономика землепользования и земельное право тяготеют к общественной сфере и затрагивают вопросы собственности на землю, регламента (правил) землепользования, кадастровой стоимости земель, арендной платы и др.

Структурная схема региональной системы землепользования

На приведенной схеме региональная система землепользования подразделяется на виды и типы. Вид землепользования определяется природными и социально-экономическими предпосылками и отличается один от другого разными целями использования земельных ресурсов (существуют сельскохозяйственный, лесохозяйственный, промышленный, рекреационный, селитебный и др. виды землепользования). А тип землепользования - категория качественная - определяется экстенсивными и интенсивными факторами. Различают, как правило, экстенсивный и интенсивный типы землепользования.

Основной структурной составляющей региональной системы землепользования являются земельные ресурсы, которые выступают одновременно как территории, на которых осуществляется производственная деятельность (пространственный базис труда), а также как предмет и средство труда, т.е. средство производства в сельском и лесном хозяйстве, рекреационном природопользовании и т.д., поэтому важность их рационального использования для устойчивого развития региона трудно переоценить.

Особую актуальность научное обоснование проблемы оптимизации землепользования приобретает в условиях различных трансформационных процессов в регионах, когда происходит перераспределение и изменение целевого назначения земель. Причиной таких трансформаций может являться реализация крупных инвестиционных проектов: освоение месторождений полезных ископаемых, строительство промышленных предприятий, транспортных путей, туристско-рекреационных комплексов и др. При этом важно определить оптимальный (из всех возможных) вариант использования земельных ресурсов (поскольку перевод угодий из одной категории в другую часто необратим), и сохранить наиболее ценные сельскохозяйственные земли.

Трансформация - это преобразование, количественно-качественные изменения системы землепользования, приводящие к изменению ее структуры, перестройке всех ее компонентов. Можно сказать, что трансформация - это уже свершившийся факт, в то время как трансформационные процессы характеризуют особенности происходящих преобразований.

Исследования, касающиеся проблемы трансформации территориальных систем, можно подразделить на работы, посвященные природным и социально-экономическим системам. В физико-географических исследованиях широко рассматриваются вопросы трансформации ландшафтов, динамики геосистем (Исаченко А.Г., Сочава В.Б., Зейдис И.М., Кружалин В.И., Симонов Ю.Г. и др.). В экономико-географических работах большое внимание уделяется изменениям, произошедшим в территориальной организации общества в постсоветское время (Гранберг А.Г., Дружинин А.Г., Зубаревич Н.В., Колосов В.А., Кузнецова О.В., Нефедова Т.Г., Пилясов А.Н., Стрелецкий В.Н., Трейвиш А.Н. и др.); теоретические вопросы трансформации территориальных социально-экономических систем разрабатываются в меньшей степени (можно отметить работы Бакланова П.Я., Мажар Л.Ю., Шарыгина М.Д. и др.).

Многочисленны исследования в междисциплинарной научной области - природопользовании, и землепользование, как один из его видов, не является исключением. Следует отметить, что трансформация системы землепользования рассматривается учеными - представителями разных наук по-разному: юристами - с позиций земельного права (Боголюбов С.А., Краснова И.О., Крассов О.И. и др.), экономистами - с позиций оценки земли (Варламов А.А., Волков С.Н., Комов Н.В.), историками - развитие и становление земельных отношений (Кауфман А.А., Скляров Л.Ф., Шунков В.И. и др.), представителями аграрной науки - с позиций производства сельскохозяйственной продукции и изменения свойств почв (Бурлакова Л.М., Костычев П.А., Стебут И.А. и др.). В географических исследованиях землепользование, как правило, рассматривается комплексно, территориально и полимасштабно, анализируются современное использование земельных ресурсов, существующие проблемы и предлагаются различные пути рационализации (Зархина Е.С., Зворыкин К.В., Каракин В.П., Красноярова Б.А., Крючков В.Г., Николаев В.А., Покровский С.Г., Ракитников А.Н. и др.).

За рубежом работы, посвященные трансформационным процессам, в том числе в сфере землепользования, активно проводятся в странах Восточной Европы и постсоветских государствах, столкнувшихся с теми же проблемами, что и Россия (I. Bicik, L. Jelecek, P. Mares и др.). В рамках Международного географического союза действует специальная Комиссия по землепользованию и изменению земельного покрова (IGU LUCC commission), одной из главных задач которой является развитие географических исследований в области землепользования на разных уровнях: от локального до глобального.

Изучение трансформационных процессов - сложная и многоаспектная задача, требующая использования разнообразных методических подходов. В географических исследованиях в качестве основного используют общепризнанный системный подход, опирающийся на территориальный и пространственный, позволяющие рассматривать объект исследования как сложное системное образование, состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, развивающихся как единое целое, с учетом территориальной дифференциации.

С позиций системного подхода для изучения трансформационных процессов региональной системы землепользования применимы методы: историко-географический, сравнительно-географический, районирования, картографический, статистический (кластерный анализ) с использованием геоинформационных технологий.

Историко-географический метод позволяет изучить процесс формирования и развития региональной системы землепользования в пространственно-временном масштабе, выявить особенности региональной системы землепользования на разных этапах становления с учетом влияния конкретных условий и факторов.

Метод районирования, как важнейший метод пространственного анализа, позволит дифференцировать территорию региона на районы, различающиеся между собой особенностями трансформации системы землепользования.

Кластерный анализ статистических показателей состояния системы землепользования и сравнительно-географический метод дадут возможность выявить территории в пределах одного региона, где процессы трансформации имеют одинаковый или различный характер.

С помощью картографического метода и ГИС визуализируются качественные и количественные характеристики процесса трансформации региональной системы землепользования, его территориальные особенности.

Использование данного методического аппарата поможет выявить причины и специфику происходящих трансформационных процессов в региональной системе землепользования и предложить основные мероприятия для ее оптимизации.

Заключение

Изучением процессов землепользования, систем землепользования занимаются представители разных наук, что обусловлено положением данной научной категории на стыке общественной и естественной отраслей знания. Особенностями географических исследований являются комплексность и территориальность, а также возможность полимасштабного рассмотрения изучаемых явлений и объектов.

На наш взгляд, региональная система землепользования представляет собой совокупность видов использования земельных ресурсов на определенной территории и включает четыре основных компонента: экологический, территориальный, экономический и правовой. Трансформация - это преобразование, количественно-качественные изменения системы землепользования, приводящие к изменению ее структуры, перестройке всех ее компонентов.

Изучение трансформационных процессов региональной системы землепользования является актуальным и перспективным в географических исследованиях, поскольку имеет и теоретический, и прикладной аспект, позволяет выявить особенности механизма трансформации, определить основные направления развития трансформационных процессов и на этой основе предложить пути оптимизации системы землепользования конкретного региона.

Библиографическая ссылка

Шарабарина С.Н. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-4. – С. 361-364;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34612 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Землепользование - это двоякое понятие. С одной стороны, оно представляет собой свод правил и законов, направленных на правомерное использование земельных фондов, а с другой - распоряжение земельной деятельностью и эксплуатацию земли посредством собственного или наемного труда. Правила землепользования и застройки городов, поселков и районов регламентируются государственными законами, а землепользователь, в отличие от собственника земли, имеет ограниченный круг прав. Об этом и многом другом пойдет речь ниже.

Резюме

Способ использования земельных фондов имеет большое значение как в развитии сельскохозяйственной экономики государства, так и в социальном отношении. Общее количество продуктов, произведенных отдельными хозяйственными единицами, растет тогда, когда землевладелец заинтересован в результатах его труда или труда его подопечных. Вместе с тем, господствующий вид землепользования государства определяет распределение доходов граждан от землевладения в различных общественных классах.

Формы

По формам землепользование классифицируется на:

  1. Рабское хозяйство;
  2. Личное пользование;
  3. Наемный труд или батрачество;
  4. Крепостное хозяйство;
  5. Половничество или аренда.

Историческая справка

Земельная собственность издавна считалась ключевой формой капитала. Она давала владельцу не только средства к существованию, но и власть. Владеть землей мог лишь полноправный гражданин государства, в котором она расположена. В завоеванных странах земельные владения делились между высшими или военными чинами страны завоевателя. Населения разделенных земель становилось рабами или крепостными, которые, как правило, занимались обработкой этой самой земли для своего хозяина.

Феодализм

Феодальные земельные владения классифицировались следующим образом:

  1. Аллод - собственность большой семьи, которая в обязательном порядке должна быть неотчуждаемой и неразделимой.
  2. Феод - территории, которые сеньор пожаловал вассалу в наследственное владение, при условии, что вассал будет добросовестно нести придворную, военную или административную службу у сеньора.
  3. Ординат - наследственный переход земельных владений магната-ордината, его старшему сыну, в качестве неделимого и неотчуждаемого имущества.
  4. Фригольд - пожизненное или наследственное свободное владение, в Англии средних веков.
  5. Альменда - земельные угодья в Западной Европе средних веков, находящиеся в общем пользовании (не делились) всех членов той или иной общины. К таким землям могли относиться: леса, луга, пустоши, водоемы и прочее.
  6. Сервитут - ограниченное право на пользование чужой землей.
  7. Издольщина - аренда земли, плата за которую была равна предварительно оговоренной доле урожая полученного с нее.
  8. Испольщина - вариант издольщины, арендная плата при котором равна половине урожая.

Сопутствующие понятия

Рассмотрим основные понятия, с которыми мы можем столкнуться, обсуждая особенности и правила землепользования.

Землепользователь - лицо (физическое или юридическое), которое имеет право на пользование земельным участком. Оно может быть бессрочным, долгосрочным или же временным.

Аренда земли - форма землепользования, которая предполагает, что владелец участка предоставляет право на его пользование другому лицу за определенную плату, на определенный срок.

Земельный сервитут - разновидность вещного права на землю, предполагающая, что лица, не являющиеся собственниками участка, могут пользоваться землей оговоренным в соглашении образом. Обычно сервитут используется в случаях, когда нужно получить право на проезд или проход через чужой участок, или же прокладывание по нему трубопроводов и прочих коммуникаций. При этом владелец земли сохраняет право на пользование и распоряжение своим участком.

Землеустройство - комплекс мероприятий, направленных на урегулирование землепользования и организацию охраны земельных участков. Именно совокупность мероприятия землеустройства делает землепользование упорядоченным и открывает возможности для внедрения новых систем ведения хозяйства.

Разрешенное использование участка земли - полный перечень задач, решать которые разрешается на определенном участке земли. Составляется на основании схемы зонирования территории.

Регистрация землепользователя - запись в земельной книге и государственном земельном кадастре о правах юридических и физических лиц в отношении определенного участка земли. Данная запись имеет установленное содержание и является главным правоустанавливающим документом. Зарегистрированные земли получают гарантированную защиту правительства.

Земли сельскохозяйственного назначения - земли, находящиеся за чертой поселения и представляющиеся для реализации сельскохозяйственных нужд.

Классификация земель

Землепользование - это форма управления и распоряжения земельными участками с целью извлечения из них прибыли или полезных свойств. Реализовать землепользование можно путем:

  1. Рациональной организации территорий;
  2. Свободного хозяйствования;
  3. Защиты земельных фондов от разрушительных и загрязняющих факторов;
  4. Использования полезных ископаемых, обнаруженных на определенном участке;

Правила землепользования строго оговаривается в соответствующих законодательных актах.

Категорией земель называют часть единого государственного земельного фонда, которую выделяют под основное целевое назначение. Категория земель всегда имеет определенный правовой режим. По функциональному назначению земли бывают:

  1. Сельскохозяйственного назначения.
  2. Территория населенных пунктов.
  3. Транспортного, промышленного и прочего подобного назначения.
  4. Историко-культурного, природоохранного и рекреационного фонда.
  5. Лесного фонда.
  6. Водного фонда.
  7. Земли запаса.

Сельскохозяйственные земли

Земли сельскохозяйственного назначения являются главным и наиболее масштабным объектом землепользовательских отношений, поэтому на них стоит остановиться отдельно. К землям сельскохозяйственного назначения относят не только сельскохозяйственные угодья, но и территории, на которых расположены:

  1. Коммуникации.
  2. Внутрихозяйственные дороги.
  3. Древесно-кустарниковая растительность, предназначенная для защиты земель от негативных техногенных, антропогенных и природных явлений.
  4. Замкнутые водоемы.
  5. Всяческие здания и сооружения, используемые для хранения и переработки продуктов сельского хозяйства.

Сельскохозяйственными угодьями называют участки земли, используемые для производства сельскохозяйственной продукции. Угодья делятся на: многолетние насаждения, пашни, сенокосы и пастбища. Также они могут быть орошаемыми и неорошаемыми.

Пастбища

Отдельного внимания заслуживают пастбища. Они представляют собой участки земли с травянистой растительностью, которые регулярно используются для выпаса травоядных животных. До распространения практики механизации сельского хозяйства пастбища служили основным источником пищи для лошадей и рогатого скота. Пастбища по сей день применяются для выпаса животных, особенно в тех регионах, где из-за засушливого климата земля не подходит для других видов сельскохозяйственного производства.

По виду рельефа пастбища делятся на: суходольные, заболоченные, обводненные и прочие. А по степени обработки - на культурные и естественные. Культурные пастбища создаются посредством засевания пашни травами, обладающими высокой питательной ценностью.

Управление земельными ресурсами

Землепользование - это довольно динамичный процесс. Дело в том, что земельные ресурсы постоянно претерпевают количественные и качественные изменения, связанные с неизбежным истощением земли, сменой способов ее использования и воздействием разных природных процессов. Отсюда возникает необходимость в фиксации всех изменений, и своевременном внесении корректив в учетные, регистрационные и оценочные документы, которые являются основой кадастровой системы и обеспечивают эффективное управление земельными фондами.

Под эффективным управлением подразумевается организованное землепользование, адаптированное к экономическим, социальным, и, конечно же, экологическим условиям. Правила землепользования и застройки поселения должны учитывать все особенности конкретного участка земли. В практике землепользования также фигурируют такие понятия, как рациональное и оптимальное землепользование.

Оптимальные землепользование и застройки предполагают использование максимального функционального потенциала земель, который возможен в конкретных природных условиях, при минимальных затратах, без негативных последствий. Практика показывает, что осуществление такого подхода маловероятно, так как любое вторжение в окружающую среду, даже если оно не оставляет видимых следов, приводит к изменению природной ситуации.

Рациональное сельское и городское землепользование - более реальное понятие. Оно предполагает, что в процессе производства все землепользователи будут достигать наибольшего эффекта в достижении своих целей, учитывая при этом соображения охраны земель и оптимального взаимодействия с природой. Нерациональное землепользование выражается в:

  1. Нецелевом использовании земель.
  2. Использовании, которое ведет к снижению плодородия и истощению земли.
  3. Использовании, которое ведет к ухудшению экологической ситуации.

Таким образом, рациональное землепользование - это пользование максимально возможным функциональным потенциалом земли при минимальных затратах и сохранности плодородия.

Нормы отвода земли

Кроме заботы об экологической ситуации и сохранности плодородия, учитываются также нормы отвода земель. Правила землепользования и застройки сельского поселения предполагают соблюдение количественных и качественных критериев рационального использования. К количественным критериям относят экономное использование земли и такое же экономное размещение на ней объектов недвижимости. К качественным критериям относится:

  1. Сохранение плодородного слоя в случае необходимости разрушения почвы.
  2. Ограничение на использование сельскохозяйственных угодий в несельскохозяйственных целях.
  3. Увеличение плодородия почв как обязанность землепользователя.
  4. Защита почв от загрязнений, заражений и эрозии.
  5. Отвод под несельскохозяйственные нужды земель, которые не пригодны для сельскохозяйственной деятельности.

Расширение сельскохозяйственных площадей

Правила землепользования сельских поселений основаны на приоритете земель сельскохозяйственного назначения. Следовательно, расширение площадей под выращивание растениеводческой продукции должно поощряться правительством. Главное, чтобы это расширение не противоречило правилу, запрещающему превышение предельно допустимой нагрузки на окружающую среду.

Показатель рациональности землепользования

Данный показатель состоит из двух составляющих. Первая - правильный выбор приоритетной функции конкретного участка. И вторая - наличие лимитирующего фактора, который препятствует реализации приоритетных или максимально продуктивных функций.

Приоритетная функция представляет не что иное, как целевое использование земли. Данный фактор непостоянен, он может колебаться, в зависимости от изменения экологической, экономической или какой-либо другой ситуации. Примером тому может послужить изъятие земель и смена их целевого использования в связи с дорожными, коммуникационными или строительными работами, расширением площади зеленых зон, и так далее. Правила землепользования и застройки района предполагают, что в случае смены вида деятельности землепользователя, владелец участка должен быть в обязательном порядке осведомлен об этом, а если он может понести потери - они должны компенсироваться.

Лимитирующим факторами называют свойства почвы, снижающие ее функциональный потенциал. К ним, кроме климатических факторов, относят: рельеф, чересполосицу, мелкоконтурность, высокий уровень пестроты покрова почвы и тому подобное. При этом именно рельеф является важнейшим фактором, определяющим землепользование сельских поселений.

Нерегистрируемое землепользование

Существуют примеры нерегистрируемого пользования землями, которые не всегда считаются самозахватом. В таком случае используют понятие «стихийное землепользование», которое обозначает использование участка без ведома землевладельца и оформления соответствующей документации. Примером стихийного землепользования могут выступить: туризм, разработка земель под огороды, использование неосвоенных минеральных источников и прочее.