Статья 38 упк рф с комментариями. Обеспечение подозреваемым и обвиняемым права на защиту

При ведении уголовного дела следователь играет одну из важнейших ролей. От его работы зависит своевременность привлечения виновного лица к уголовной ответственности и полноценность доказательной базы в судебном процессе. Понятие «Полномочия следователя в уголовном процессе» прямо не закреплено в Кодексе, но подразумевается, исходя из содержания статьи.

Полномочия следователя по УПК РФ

В полном объеме уголовно-процессуальное законодательство раскрывает полномочия следователя в в статье 38. Согласно статье, следователь относится к категории должностных лиц, которые осуществляют процесс проведения следствия на предварительном этапе по делам уголовного характера в рамках установленных законом полномочий.

В рамках предоставленных ему полномочий следователь вправе осуществлять следующие действия:

  1. Принимать решение о возбуждении уголовных дел в определенном законом порядке.
  2. Принимать уголовные дела к производству или передавать дела руководителю отдела следствия для передачи по подследственности.
  3. Осуществлять самостоятельное руководство направлением хода расследования, принятием решений об осуществлении действий следственного и процессуального характера, исключая случаи, когда на осуществление этих действий требуется санкция суда или согласие руководителя органа следствия.
  4. Письменно поручать сотрудникам органов дознания проводить мероприятия оперативно-розыскного характера, производить отдельные действия следственного характера, исполнять постановления о приводе, задержании, аресте, осуществлении других действий процессуального характера или совместном выполнении этих действий.
  5. Подавать согласованную с руководителем органа следствия жалобу на решение представителя прокуратуры об аннулировании постановления, позволяющего осуществить возбуждение уголовного дела, о проведении доследования путем возвращения дела следователю, об изменении категорий или классификаций предъявленных обвинений, о составлении нового заключения обвинительного характера или устранении недостатков в уже составленных документах.

Если следователь не согласен с решением прокурора, он вправе подать жалобу через своего непосредственного начальника - руководителя органа следствия, который доносит тезис жалобы до прокурора.

Определение полномочий

Статьей 38 УПК РФ полномочия следователя в уголовном процессе не ограничиваются. В разной степени они отображаются в других статьях.

В начале Кодекса (пункт 41 статьи 5) указано, что следователь проводит все этапы предварительного следствия по делу, а также осуществляет другие полномочия, которые предусмотрены законодательством уголовно-процессуальной сферы.

Все полномочия представляют систему процессуальных обязанностей и прав следователя, которые необходимы и достаточны для осуществления процессуальных действий:

  • принятия правильного решения по сообщениям о преступлении;
  • установления отсутствия или наличия обстоятельств, которые подлежат доказыванию по делу уголовного характера;
  • обеспечения соответствующих условий для законного рассмотрения и судебного разрешения дела по существу;
  • освобождения от несения уголовной ответственности человека, который совершил нетяжкое преступление или преступление средней степени тяжести;
  • реабилитации лица, признанного невиновным.

Некоторые понятия полномочий следователя в уголовном процессе процессуального характера определены другими законодательными актами, в том числе федеральными законами. Организационные полномочия отображены в нормативных документах Генеральной прокуратуры, МВД и ФСБ РФ, которые раскрывают особенности процесса организации этапа предварительного следствия. Некоторые моменты раскрываются в актах этих ведомств совместно с руководителями прочих комитетов, служб и министерств.

Классификация полномочий

Анализ положений статей, отображающих содержание уголовно-процессуальных норм, позволяет провести классификацию полномочий следователя в уголовном процессе. Все полномочия делятся на следующие виды:

  • рассмотрение и разрешение сообщений о совершенных, совершаемых или планируемых преступлениях;
  • установление обстоятельств, которые входят в предмет процесса доказывания по уголовным делам;
  • осуществление преследования уголовного характера в отношении подозреваемых или обвиняемых в совершении уголовных правонарушений;
  • охрана в рамках закона прав, свобод и интересов лиц, которые привлекаются к участию в уголовном производстве;
  • дача поручений органам дознания.

Также можно провести классификацию полномочий следователя в уголовном процессе, разделив их на два вида:

  1. Защитные.
  2. Властные.

Рассмотрение и разрешение сообщений следователями

Особенности полномочий следователя в уголовном процессе закреплены статьями 148, 38, 146 и 147 УПК РФ. Они реализуются в рамках подследственности в уголовных делах, согласно статье 151 УПК РФ.

В период выяснения субъекта, которому надлежит передать дело по подследственности, заинтересованные лица могут уничтожить следы преступления, фальсифицировать доказательства или совершить другие действия, направляющие следствие по ложному следу.

Чтобы исключить такую возможность, следователь, принявший сообщение, обязан его рассмотреть, возбудить дело и провести первоочередные следственные мероприятия по выяснению обстоятельств дела, а потом передать дело по подследственности, на основании части 5 статьи 152.

Рассмотрение и разрешение сообщений специальными органами

В уголовном процессе полномочия следователей каждой по возбуждению дел об уголовных правонарушениях реализуются на основе Приказа прокуратуры на федеральном уровне № 54 от 9 сентября 2002 года, разграничивающего компетенцию территориальных, военных и прочих специализированных прокуратур.

К ведению следователей, относящихся к военным прокуратурам, относится возбуждение уголовных дел о преступлениях, которые совершили следующие категории людей:

  1. Военнослужащие.
  2. Лица, которые проходят военные сборы.
  3. Гражданский персонал, относящийся к Вооруженным Силам Российской Федерации.
  4. Люди, относящиеся к прочим войскам или формированиям воинского типа и органам, которые созданы в соответствии с законами федерального уровня.
  5. Лица, деятельность которых связана с работой на территории воинских частей, соединений или учреждений.

Полномочия в уголовном процессе следователей, прикрепленных к закрытым территориальным образованиям г. Межгорье и комплексу «Байконур», распространяются на все преступления, которые совершены в пределах этих территориальных образований, исключая преступления военнослужащих и других лиц, относящихся к ведению военных следователей.

Функции и полномочия в уголовном процессе следователей территориальных и транспортных органов, занимающихся внутренними делами, определены Указанием совместно Генеральной Прокуратуры, Министерства путей сообщения и Министерства внутренних дел, регулирующим порядок реагирования на обнаруженные признаки уголовных правонарушений и порядок рассмотрения сообщений и заявлений, касающихся хищения грузов.

Установление обстоятельств предмета доказывания

Полномочия следователя в уголовном процессе по УПК РФ определяются статьей 85. Они включают в себя сбор, проверку и оценку имеющихся доказательств. Согласно ч. 1 ст. 86 кодекса, следователь собирает доказательства в процессе производства процессуальных и следственных действий. В большинстве случаев реализуется только сбор доказательств, так как уголовно-процессуальным кодексом реализация других действий процессуального характера, с помощью которых можно получить сведения, которые отвечают требованиям законодательства (ч. 1 ст. 74 УПК РФ), за исключением направления запроса об оказании помощи правового характера зарубежным отделам правоохранительных органов (ст. 453 УПК РФ).

Один из способов - сбор доказательств. Это получение документов, составленных в письменной форме, и предметов, которые представляются в качестве материала приобщения к делу как доказательств обвиняемым, подозреваемым, гражданскими истцами, потерпевшим, гражданскими ответчиками и представителями сторон (ст. 86, ч. 2). Но законодательством не определен порядок получения этих предметов и документов.

Полномочия следователя в уголовном процессе, по статье 38 УПК РФ, включают также возможность давать поручения на выполнение следственных действий. Если полученные в результате этого данные и сведения будут соответствовать параметрам достоверности, допустимости и относимости, они будут приняты в качестве доказательств.

Осуществление уголовного преследования

Обеспечение подозреваемым и обвиняемым права на защиту

Понятие и полномочия следователя в уголовном процессе в сфере защиты обвиняемой стороны отражены в пункте 4 части 2 статьи 38 УПК РФ. На основании процессуального законодательства следователь может давать сотрудникам органа дознания поручения о проведении действий оперативно-розыскного характера и других следственных мероприятий, включая исполнение постановлений о приводе, аресте или задержании и другие действия процессуального характера. Кроме того, следователь вправе при самостоятельном осуществлении указанных полномочий получать от дознания содействие в осуществлении всех мероприятий.

Поручение как полномочие следователя в уголовном процессе по УПК - это письменная просьба следователя к отделу дознания о выполнении некоторых процессуального типа действий или мероприятий оперативно-розыскного характера. Поручение включает данные о поручителе, адресате, содержание сути дела, нормативную базу и конкретные необходимые действия. Поручение может включать разъяснения процесса его выполнения.

Для дачи поручения дознанию должны быть соблюдены определенные требования, в частности:

  1. Давать поручения можно только в том случае, если есть объективные причины невозможности осуществления необходимых следственных действий самим следователем.
  2. Нельзя поручать дознанию принятие самостоятельных решений, требующих оценки всей совокупности доказательств, которые имеются в деле, и выполнения необходимых действий. К таким действиям относится предъявление обвинений, допрос, избрание пресекательной меры, признание человека потерпевшим лицом или другим участником уголовного процесса, назначение экспертизы и т. д.
  3. Нельзя поручать дознанию осуществление самых важных для уголовного дела действий и действий, требующих особых навыков и квалификации (например, осматривать место происшествия, предъявлять лицо для опознания, проводить следственные эксперименты).

Составленное поручение направляется руководителю отдела дознания, который назначает необходимого сотрудника для его исполнения. Согласно процессуальным статьям, полномочия следователя в уголовном процессе позволяют ему направлять поручение конкретному сотруднику отдела дознания, если он является частью следственно-оперативной группы. Копию поручения, вместе с протоколами произведенных действий, приобщают к делу. Если это процессуальное действие не произведено, результаты проведенных следственных мероприятий могут признать незаконными.

Согласно части 7 статьи 164 УПК, полномочия следователя в уголовном процессе включают возможность вовлечения в участие в действиях следственного характера должностного лица органа, который осуществляет проведение мероприятий оперативно-розыскного характера, что отражается в протоколе.

Предел осуществления полномочий у следователя достаточно широк. Он вправе самостоятельно задавать направление ходу расследования, решать вопрос о производстве каких-либо действий процессуального или следственного характера. Исключения составляют только случаи, когда выполнение определенных действий требует судебной или прокурорской санкции.

Перечень ограничений в осуществлении полномочий следователя в уголовном процессе является исчерпывающим. В процессуальном плане следователь независим в отношении принятия решений о перенаправлении дела, при определении тактики проведения действий следственного характера и последовательности их проведения.

В целом процессуальная самостоятельность и независимость ведущего дело следователя состоит в том, что, кроме прокурора и начальника органа следствия, никто не вправе требовать материалы, относящиеся к уголовному делу, по которым вынесено постановление об отказе завести дело об уголовном правонарушении, сами материалы дела для осуществления проверки хода расследования. Кроме того, сторонние лица не вправе изучать ведущиеся уголовное дела и давать по ним указания, определять квалификацию преступлений или другими способами осуществлять вмешательство в процессуальные действия следователя.

Полномочия следователя в уголовном процессе, по статьям 38 и 39 кодекса, обеспечиваются с помощью законодательного ограничения прокурорских полномочий и полномочий начальника отдела следствия, касающихся осуществления процессуального руководства процессом следствия на предварительном этапе.

Властный характер полномочий

Властная составляющая полномочий следователя в уголовном процессе заключается в следующем:


В течение двух недель, по заявлению реабилитированного, следователь обязан направить сообщения в письменной форме о реабилитации человека на место его работы, учебы или других значимых мест.

Если подробности задержания, заключения под стражу, временного отстранения от должности, применения принудительных медицинских мер или осуждения реабилитированного лица попали в печать, на радио и телевидение или иным образом были переданы средствам массовой информации, то реабилитированный вправе требовать публичного сообщения о реабилитации в течение месяца.

Если к моменту реабилитации гражданин умер, все указанные действия должны быть осуществлены по отношению к его родственникам.

Следователь, осуществляющий уголовное расследование, обладает большим объемом полномочий, в том числе и некоторых, независимых от руководства и вышестоящих органов. Осуществление этих полномочий строго регламентировано нормативными актами Российской Федерации, в том числе уголовным.

Полный текст ст. 38 УПК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 38 УПК РФ.

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Комментарий к статье 38 УПК РФ

1. Постановления, требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах его процессуальных полномочий, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч.4 ст. 21 УПК).

2. На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он должен в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч.2 ст. 21 УПК), принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение (ч.1 ст. 144 УПК), в пределах своей компетенции вынести постановление о прекращении уголовного преследования, принять иное процессуальное решение при наличии к тому фактических оснований. Следователь обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч.2 ст. 73 УПК).

3. В отличие от некоторых органов дознания следователь не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК). Между тем у него есть ряд полномочий, которые отсутствуют у дознавателя.

4. В то же время следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия. Однако когда следователь не согласен с направленным в его адрес требованием прокурора, он обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа. Последний информирует прокурора об обжаловании следователем его требования и приступает к рассмотрению требования прокурора, а также письменных возражений следователя на указанные требования. По результатам такого рассмотрения руководитель следственного органа дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.

5. Обязательные для исполнения письменные указания следователю вправе давать и руководитель следственного органа. Но у следователя имеются возможности попытаться отстоять свое мнение по наиболее важным вопросам расследования. Так, когда непосредственный руководитель следственного органа занимает отличную от подчиненного ему следователя, в производстве которого находится уголовное дело, позицию, он по ряду вопросов не может навязать свое мнение следователю.

6. Обжалование вышестоящему руководителю следственного органа письменного указания непосредственного начальника следователя, касающегося изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, направления дела в суд или его прекращения, приостанавливает исполнение этого указания до рассмотрения жалобы. В этом случае вышестоящий руководитель следственного органа вправе отменить указание нижестоящего руководителя следственного органа, или же отстранить следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК. Данные возможности вышестоящего руководителя следственного органа следуют из перечня общих прав всех руководителей следственных органов.

7. Исходя из правил подследственности, по делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 УПК.

8. Органам дознания следователь по расследуемым им делам вправе давать поручения и указания о производстве любого следственного действия и (или) оперативно-розыскного мероприятия.

9. Выполнение поручений (указаний) следователя бывает нескольких видов:
а) выполнение органом дознания следственных и (или) розыскных действий по поручению следователя;
б) привлечение следователем представителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в производстве отдельных следственных действий;
в) принятие мер, призванных создавать необходимые условия для успешного производства отдельных следственных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.;
г) исполнение постановления суда об избрании в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения в виде заключения под стражу;
д) выполнение постановлений следователей о задержании, приводе, о производстве иных процессуальных действий.

10. Поручение - это требование о производстве следственных и (или) розыскных действий. Указание следователя дополняет его поручение и заключается в разъяснении, как провести выполнение его поручения.

________________
См.: Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Процессуальные функции. - М.: Юрид.лит., 1986. - С.123.

См.: Белозеров Ю.Н. Органы дознания и предварительного следствия МВД и их взаимодействие: Учеб.пособие / Ю.Н.Белозеров [и др.]. - М.: Юрид.лит., 1973. - С.92.

11. Учеными рекомендуется в поручении следователя органу дознания указывать следующее:
- наименование органа дознания, которому адресовано поручение;
- указание, от кого исходит поручение;
- краткое изложение существа дела, по которому дается поручение;
- указание на юридическую основу дачи поручения (ссылка на ст. 38 УПК);
- содержание поручения, то есть вопросы, подлежащие выяснению;
- указание о порядке (последовательности и т.п.) исполнения поручения;
- сведения, которые следует учесть при исполнении поручения, или рекомендация, как поступить при получении определенного результата;
- целесообразные тактические приемы проведения процессуального действия;
- сроки исполнения;
- указание, у кого можно получить дополнительные разъяснения по заданию.

________________
См.: Гапанович Н.Н. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений: Учеб.пособие / Н.Н.Гапанович, И.И.Мартинович. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - С.90-97.

12. Наличие поручения предполагает определенный срок его исполнения. Когда следователь сам указывает время производства мероприятия, его нарушать нельзя. Указанное требование обусловлено тем, что порой возникает необходимость одновременного производства серии следственных (розыскных) действий, к примеру, обысков. Если время производства возложенного на подразделение мероприятия изменить, провести его в другой день, не только оно само, но и весь круг намеченных следователем мер могут не дать ожидаемого положительного результата.

13. Вместе с тем не всегда следователь в отдельном поручении указывает конкретную дату производства следственного или розыскного действия. В таком случае следует руководствоваться правилами ч.1 ст. 152 УПК, где указанный срок ограничивается 10 сутками. В пределах указанных границ срок исполнения поручения может быть определен начальником органа дознания.

________________
Данное правило не распространяется на случаи, когда исполнение поручения должно осуществляться до наступления определенного результата (к примеру, установление лица, совершившего преступление и т.п.) или в ходе производства всего предварительного расследования (допустим, поручение о сборе доказательств совершения преступления и др.).

14. Ответ на поручение должен состоять из следующих реквизитов:
а) фамилия, инициалы, должность, звание, место работы следователя, которому адресован ответ. Важно помнить, что следователь по закону - это процессуально самостоятельный орган предварительного расследования, поэтому ответ адресуется тому лицу, от кого получено поручение. Направление ответа начальнику органа внутренних дел и даже начальнику следственного подразделения, в штатах которого числится данный следователь, не будет соответствовать уголовно-процессуальному закону;
б) дата и место происшествия (для преступлений, совершенных на транспорте, - обнаружения последствий). Номер исходящего и дата отправления в органы дознания поручения. У следователя в производстве может находиться не одно дело. Эти данные позволят ему, сэкономив время, сразу выяснить, к какому из дел сведения имеют отношение;
в) указание на юридическую основу исполнения поручения (ссылка на ч.4 ст. 157 УПК);
г) лаконичный и полный ответ на каждый из вопросов, поставленных следователем;
д) указание на то, что ход исполнения поручения не нарушен. Если орган дознания все же отступил от предложенного следователем порядка, в ответе должна быть подробно обоснована причина такового;
е) дополнительная информация, задание на выявление которой не давалось, но она была установлена в процессе исполнения поручения. Здесь же по возможности отражается, как эти сведения повлияли на последовательность сбора материала и внутреннее убеждение дознавателя. Обоснование их значимости для расследования;
ж) сведения, которые могут повлиять на выбор тактических приемов производства предварительного следствия. По возможности, характеристика поведения отдельных участников уголовного процесса (подозреваемого, свидетелей и др.) с целью создания у следователя о них более полного представления. Не помешает и соответствующие умозаключения дознавателя на чем они основаны;
з) основания, если таковые имелись, нарушения сроков исполнения поручения и меры, направленные как на их сокращение, так и на уведомление следователя о факте, препятствующем своевременному исполнению поручения;
и) указание, к кому может обращаться следователь, если понадобится проведение дополнительных мероприятий. Эти данные особенно важны в тех ситуациях, когда непосредственный исполнитель уходит в отпуск, уезжает в командировку и т.п.;
к) перечень материалов, следующих с ответом, количество и краткое описание вещественных доказательств, а равно их упаковки;
л) указание, какой орган и кто именно: фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание, адрес места работы и рабочий телефон - исполнял поручение и готовил ответ. Приведенные данные необходимы для быстрой организации возможной обратной связи. Даже в тех случаях, когда специального ответа не составлялось, указанные данные должны найти свое отражение в соответствующем сопроводительном письме. Полнота изложения сведений в ответах на поручение (указание) следователя и сопроводительных письмах - непременное условие качественного и эффективного обеспечения предварительного следствия.

15. В п.5 ч.2 к.с. помимо иных прав следователю предоставлена возможность обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч.4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Несмотря на то, что законодатель не указывает, о чьем постановлении идет речь, не трудно догадаться, что подразумевается постановление именно того следователя, которому предоставлено право обжалования такового.

16. Нам представляется, что данная редакция п.5 ч.2 к.с. порождает ряд вопросов:
- где в законе закреплено право прокурора отменять постановления следователя о возбуждении уголовного дела;
- если такое право у прокурора имеется, то уполномочен ли он отменять и аналогичные постановления руководителя следственного органа;
- обладает ли руководитель следственного органа правом обжаловать в порядке, установленном ч.4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела и при каких условиях;
- если вправе, то должен ли он получать на то согласие и если должен, то у кого?
17. Самый неоднозначный ответ на первый вопрос. Сразу оговоримся, что нам известно содержание п.1.4 приказа Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 года N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" и некоторых других ведомственных нормативных актов. Там, действительно, прокурорам предписано, признав постановление органа предварительного следствия о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения присланных органом предварительного следствия материалов, на основании которых было принято указанное процессуальное решение, отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление.

________________
См.: Законность. - 2011. - N 11.

Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации: Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 года N 1.

18. Не будем заниматься исследованием ретроспективы вопроса. Это не диссертация, а комментарий действующего закона. И сейчас, несомненно, коль у следователя есть право обжаловать решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, значит, у прокурора имеется право принимать такое решение. Именно поэтому мы не ставим вопроса о наличии или отсутствии у прокурора соответствующего права. Право имеется. Но неужели его правовой основой является п.5 ч.2 к.с.? В ст. 37 УПК закреплено право прокурора "отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном" УПК (п.6 ч.2), но ни чего не сказано о его праве отменять какие-либо незаконные или необоснованные постановления следователя. Напротив, текст ст. 37 УПК, которая всецело посвящена правовому статусу прокурора, построен так, что вполне может возникнуть мысль, что у него отсутствует право отменять постановления следователя и руководителя следственного органа.

19. Значит, правовой основы отмены прокурором вынесенного следователем постановления о возбуждении уголовного дела в ст. 37 УПК нет. Уверен, что мои оппоненты станут заверять меня, что таковая закреплена ч.4 ст. 146 УПК. Однако и данное утверждение при существующей формулировке ст. 146 УПК не безупречно.

20. Смотрите сами: толкование действующей редакции ч.4 ст. 146 УПК вполне может быть двояким. С одной стороны, здесь, действительно, есть предложение: "о принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело". Именно из редакции указанного предложения (аналогичной редакции его в прошлом) делается вывод, что прокурор вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем (руководителем следственного органа). Иначе с чего бы следователь (руководитель следственного органа) незамедлительно уведомлял заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, если прокурор имеет право отменять лишь решение органа дознания и, реализуя это право, отменил такое постановление органа дознания?
21. С другой стороны, в исследуемом предложении законодатель не уточняет, о каком решении идет речь. Да, с учетом прошлых редакций данной статьи закона, последовательно говорить, что здесь подразумевается решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Но та же ч.4 ст. 146 УПК начинается с требования незамедлительно направлять прокурору копию постановления следователя (руководителя следственного органа) о возбуждении уголовного дела. Без принятия мысленного решения о необходимости и возможности осуществления этого предусмотренного законом действия названное действие осуществлено не будет. Значит и здесь принимается решение о направлении прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела. И это может быть решением следователя (руководителя следственного органа).

22. Почему же мы полностью отрицаем возможность того, что именно об указанном решении следователь (руководитель следственного органа) обязан незамедлительно уведомить заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело? Тем более что в случае отмены постановления о возбуждении уголовного дела в уголовном процессе не будет лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Закон же требует уведомить о принятом решении именно лицо, в отношении которого возбуждено, а не ранее было возбуждено уголовное дело. И второе. Предпоследнее предложение ч.4 ст. 146 УПК звучит так: "В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело". Здесь не конкретизируется, о постановлении какого органа предварительного расследования идет речь. Так как в п.6 ч.2 ст. 37 УПК предоставляет прокурору право отменять постановления лишь нижестоящего прокурора и дознавателя, то можно предположить, что оно не касается отмены постановления органа предварительного следствия.

23. Более того, обратите внимание: в анализируемом предложении говорится о "получении материалов". Материалы же прокурор получает не от органа предварительного следствия. Исходя из редакции первого предложения ч.4 ст. 146 УПК, от следователя (руководителя следственного органа) он принимает не материалы, а всего-навсего копию постановления о возбуждении уголовного дела. В предпоследнем предложении ч.4 ст. 146 УПК говорится не о копии постановления, а о самом постановлении. Таковое согласно предшествующему ему предложению передается прокурору лишь органами дознания, причем такими органами дознания, как капитаны морских или речных судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий или зимовок, начальники российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации.

24. Если же распространять право отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела и на решения органов предварительного следствия, то следует заметить, что указанный в ч.4 ст. 146 УПК срок (24 часа) следует исчислять не с момента получения прокурором копии постановления о возбуждении уголовного дела, а с момента получения им от руководителя следственного органа, во исполнение закрепленного в абз.1 п.1.10 приказа Следственного комитета РФ от 15 января 2011 года N 1 "Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации" (аналогичного требования иных ведомственных нормативных актов) требования, "материалов уголовного дела, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения о его возбуждении".

25. Однако данное требование названного приказа в некоторой степени не согласуется с буквой уголовно-процессуального закона. В случае выявления прокурором факта принятия незаконного решения о возбуждении уголовного дела следователем (руководителем следственного органа) ему следовало бы не отменять данное постановление, а обратиться к руководителю следственного органа (вышестоящему руководителю следственного органа) с требованием об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Кто-то может возразить, что возбуждение уголовного дела не является частью предварительного следствия. Не можем с этим не согласиться. Между тем, заметим, производство предварительного следствия по факту и (или) в отношении лица без наличия фактических оснований (повода) для возбуждения уголовного дела есть нарушение федерального законодательства, допущенное в ходе предварительного следствия. Именно о данном нарушении федерального законодательства вправе сообщить руководителю следственного органа прокурор в своем требовании.

26. Не будем дальше развивать эту мысль. Для нас вполне понятным является тот факт, что мы имеем дело с несовершенством формулировки закона и с, по сути, правильной его интерпретацией на практике. Однако данное толкование пока не соответствует букве закона, хотя и отвечает его духу. Одновременно с констатацией такого положения вещей мы высказываемся против формулировки, позволяющей ее двоякое понимание. В этой связи мы считаем необходимым усовершенствование текста ч.4 ст. 146 УПК. Предлагается следующая ее редакция: "Копия постановления органа предварительного расследования о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом предварительном расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. По запросу прокурора для проверки законности и обоснованности принятого решения о возбуждении уголовного дела органом предварительного расследования прокурору направляются также материалы проверки сообщения о преступлении. В случае если прокурор признает постановление органа предварительного расследования о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом прокурором решении руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого было возбуждено уголовное дело".

27. Думается, последовательно также было бы закрепить в п.1 ч.2 ст. 37 УПК право прокурора отменять незаконные и (или) необоснованные постановления следователей о возбуждении уголовного дела.

28. Почему мы предлагаем заменить в первом предложении ч.4 ст. 146 УПК фразу "руководителя следственного органа, следователя, дознавателя" на выражение "органа предварительного расследования"? Потому что возбудить уголовное дело может не только руководитель следственного органа, следователь, дознаватель. Причем перечень субъектов, которых законодатель наделил правом возбуждать уголовные дела, со временем может измениться. Но, думается, всегда это будут лишь те должностные лица (учреждения), которые наделены правом производства какой-нибудь из закрепленных в законе форм предварительного расследования. Правила же ч.4 ст. 146 УПК распространяются на всех должностных лиц (на все органы), уполномоченных возбуждать уголовные дела. Поэтому, представляется, более точным здесь речь вести об органах предварительного расследования.

29. И последнее. Помимо перечисленных в настоящей статье возможностей следователю предоставлено право в случае производства неотложного следственного действия и необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и (или) близких лиц выносить постановление о сохранении в тайне данных о личности указанных лиц, без получения на то согласия руководителя следственного органа. Одновременно закреплена и гарантия того, что при вынесении соответствующего постановления не будет нарушена законность. Действующая ч.9 ст. 166 УПК требует от следователя, вынесшего такое постановление, передать его руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно, как только у него появится для этого реальная возможность.

30. О значении понятия "процессуальное действие" см. комментарий ст. 49 УПК.

31. См. также комментарий ст. 5, 39, 113, 151 УПК.

Консультации и комментарии юристов по ст 38 УПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 38 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Ежедневно в стране совершаются преступления. Найти виновного и восстановить справедливость предстоит следователю. Представитель закона должен обладать набором качеств и навыков, позволяющих найти виновника происшествия и выяснить мотив преступления. Все они регулируются законом (статья 38 УПК).

Понятие должности «следователь» раскрыто в ст. 38 УПК РФ. Согласно УПК в последней редакции следователь – должностное лицо, наделённое правом проводить следственные действия в рамках своей компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным кодексом.

Следователь имеет право:

  1. Возбуждать уголовное дело.
  2. Вести уголовное дело и решать все вопросы, связанные с делом, принимать соответствующие меры.
  3. В индивидуальном порядке определять ход расследования, принимать решение о проведении следственных действий. Исключением являются случаи, когда необходимо получить согласие суда или вышестоящего руководства.
  4. Выдаватьорганам дознания в письменном виде поручение о проведении комплекса розыскных мероприятий.
  5. Принимать участие в судебных заседаниях.
  6. Выдавать постановление на задержание, привлечение к уголовной ответственности, аресте, проведении процессуальных действий.
  7. Обжаловать решение прокурора, отменять действие постановления о возбуждении уголовного дела, возвращать уголовное дело на доследование, изменять вменяемую статью или переквалифицировать действия подсудимого, устранять выявленные в ходе расследования недоработки.
  8. Направлять в письменном виде свои возражения руководителю следственного отдела относительно возникших несогласий с действиями прокурора, противоречащими действующему законодательству.

Действия следователя направлены на обеспечение правопорядка в обществе и устранение угрозы населению страны.

К личным качествам следователем относятся:

Знание законодательства и умение строить логическую цепочку событий является отличительной чертой квалифицированного работника силовых структур.

Кратко рассмотрим основные положения:

  1. Все запросы, поручения и постановления, оформленные следователем в рамках действующего законодательства, должны беспрекословно выполняться предприятиями, компаниями, бюджетными учреждениями, должностными лицами, которым они адресованы (статья 21 часть 4 УПК).
  2. Комментируемая статья описывает обязанности, возложенные на следователя при выявлении действий, нарушающих закон. В случае правонарушения следователь должен принять меры по устранению факта преступления, выявитьлиц, виновных в совершении преступления, принять и проверить информацию о готовящемся правонарушении (теракте, заговоре) в рамках своей компетенции, принять решение относительно его предотвращения, выносить постановление относительно прекращения уголовного преследования или иное решение относительно произошедшего действа.
  3. В отличие от органов дознания, у следователя нет права принимать оперативно-розыскные меры (ст. 40 кодекса), но есть полномочия, которые не входят в компетенцию дознавателя.
  4. Следователь имеет право выражать прокурору своё несогласие относительно его замечаний по поводу ошибок, выявленных в ходе предварительного следствия или его отводе от дела. Он может в письменном виде представить свои возражения руководителю следственного отдела, который проинформирует прокурора о выдвинутых следователем возражениях. Руководитель следственного отдела изучает все выдвинутые требования и возражения, и принимает решение об исполнении (неисполнении) таковых.Одновременно информируя о своём решении следователя и прокурора.
  5. Следак (разговорный вариант названия должности) должен беспрекословно выполнять все распоряжения и указания высшего руководства. Но если у следователя имеется иное мнение относительно ведения расследования, он вправе его отстаивать.
  6. Следователь может, не дожидаясь проведения необходимых действий органами дознания (ст. 157 УПК), начать предварительное следствие по правонарушению (в случаях, когда предварительное следствие является обязательным условием);
  7. Имеет право давать поручения дознавателю относительно проведения следствия или оперативно-розыскных мероприятий.
  8. Поручение – письменное требование на проведение определённых действий (оперативных или розыскных). Указание выступает дополнением к поручению и даёт пояснение,что нужно делать, чтобы выполнить поручение.
  9. В поручении указывается срок его исполнения, и нарушать его нельзя, поскольку бывают ситуации, когда нужно одновременно проводить розыскные действия (обыски). Просрочка исполнения поручения может нарушить весь ход расследования.
  10. Если в поручении не указан срок проведения следственных мероприятий,согласно п.1 ст. 152 УПК все необходимые мероприятия нужно провести в течение 10 суток.
  11. На каждое поручение следователя ему должен направляться письменный ответ от ответственного лица.

Все поручения и указания даются следователем в письменном виде и должны иметь ответ от уполномоченного лица о проведённых мероприятиях по их исполнению.

Поручения следователя могут быть нескольких видов:

  1. Проведение дознавателем оперативно-розыскных мероприятий.
  2. Привлечение органов дознания к проведению некоторых следственных действий.
  3. Принятие дополнительныхмер для проведения следствия (окружение и его охрана).
  4. Заключение под стражу подсудимого в случае вынесения такого решения судом.
  5. Постановление об аресте,задержании или прочих процессуальных действиях.

Указания следователя могут быть различного характера, но должны выполняться в строгости с предписанием.

Поручение (указание) должно содержать в себе следующую информацию:

  • название органа дознания, которому направлено поручение;
  • данные лица (имя, фамилия, должность), давшего поручение;
  • основания выдачи поручения (ссылка на статью процессуального кодекса);
  • суть поручения(вопросы, которые требуют детализации);
  • последовательность выполнения поручений;
  • совет как себя вести для получения определённой информации;
  • срок исполнения указания;
  • сведения о том, где можно получить вспомогательные разъяснения относительно поставленных задач.

Если в поручении не указано время его исполнения, то его необходимо выполнить в десятидневный срок.

Следователь в уголовном процессе руководствуется Кодексом действия и другими нормативно-правовыми актами. Он должен раскрывать преступления способами и средствами, описанными Уголовно-процессуальным кодексом. Закон гласит, что следователь должен выяснить все действия и факты, требующие доказательства, обеспечить всесторонне полное и объективное расследование и добраться до истины.

Согласно изменениям от 2007 года возможность влияния прокурора на следователя значительно ограничена.В свою очередь, возможности следственного отделарасширены.В ходе расследования следователь может выполнять функции главы следственной группы и давать поручения органам дознания.

Ещё одной задачей следователявыступает предостережение от совершения преступления. Это означает разъяснение всех негативных последствий всем привлекаемым в ходе расследования гражданам. А также восстанавливает права лиц, незаслуженно привлечённых к ответственности.

Рассмотрим случаи судебной практики по данной статье.

Адвокат Б. подал в суд жалобу на постановление следователя об объявлении в розыск гражданки К. Заявитель утверждает, что вынесенное постановление необоснованно, поскольку у следователя нет доказательств того, что гражданка К. скрывается от следствия. Подозреваемую и её адвоката надлежащим образом неуведомили о проведении следственных мероприятий. Документы, подтверждающие вызов в следственный комитет, отсутствуют. Также нет подтверждения тому, что следоватьпытался установить местонахождение гражданки К. В этой совокупности у следователя не было оснований объявлять гражданку К. в розыск. Подозреваемая от следствия не скрывалась, а проходила лечение в стационаре, о чём есть подтверждающие справки. Изучив все документы, судья оставил жалобу без удовлетворения. Суд установил, что все необходимые меры по установлению местонахождения гражданки К. проводились, а постановление о приводе исполнено не было, поскольку последняя отсутствовала по месту регистрации, что было квалифицировано как уклонение от следствия. Вынесенное постановление признать законным, так как согласно ст. 38 УПК оно вынесено уполномоченным лицом с соблюдением всех законодательных норм, входит в его компетенцию и имеет все основания.

Гражданин Иванов решением суда №* был осуждён на 2 года по ч. 1 ст. 109 УК со следующими ограничениями: подписка о невыезде за пределы республики, невозможность смены места работы или проживания без согласия контролирующих органов, ему нельзя посещать культурно-массовые мероприятия, один раз в месяц необходимо отмечаться в специализированном государственном органе. Также обвиняемый оплатил потерпевшей Б. штраф за нанесённый моральный вред в размере… рублей.

Потерпевшая Б. при поддержке своего адвоката подала жалобу с несколькими дополнениями на решение суда №*. Потерпевшая считает решение суда незаконным и требует его отмены. Поскольку в заключении экспертной комиссии вопрос наличия/отсутствия преступного умысла в совершении преступления не поднимался,что, в свою очередь, не позволяет делать вывод о неосторожности действий гражданина Иванова. Следователь преднамеренно переквалифицировал дело подсудимого на ч.1 ст. 109 УК Российской федерации. В деле чётко указано, что Иванов умышленно нанёс сильный удар в лицо сыну гражданки Б., который повлёк за собой летальный исход. В ходе предварительного следствия следователь не провёл с Ивановым следственный эксперимент для установления всех обстоятельств: силы удара, расстояния между конфликтующими, местонахождение свидетелей. По словам очевидцев, Иванов находился в нетрезвом виде, но нет ни одного заключения эксперта, подтверждающего этот факт.

Когда личность виновного лица была установлена, сотрудники полиции отнеслись халатно к своим обязанностям и не отправились на его задержание. До явки с повинной в участок у Иванова было время придумать новую версию всего произошедшего. Подозреваемый утверждает, что гражданин М. напал на него, а свидетели утверждают обратное.

После избиения гр.М., Иванов не вызвалскорую и не осмотрел потерпевшего, а оставил его умирать, уехав на своей машине с места преступления. Подсудимый должен был предвидеть последствия от своего удара. Эти факты не учтены ни следователем, ни судом первой инстанции. Действия Ивановаспровоцировали смертьсына потерпевшей Б.Этот факт также не учёл суд. В ходе судебного разбирательства со слов свидетеля П.было установлено, что в следственный комитет всех свидетелей привозили родственники Иванова, это свидетельствует о том, что с ними была проведена необходимая беседа. В свою очередь, свидетель Н. отрицает данный факт. Гражданка Б. утверждает, что и само следствие проведено с нарушениями: не установлено время нанесения удара, его сила, а также область попадания.

Прокурор изначально был настроен против гражданки Б. и выгораживал Иванова. Вопросы, задаваемые свидетелям на первом заседании, были нечёткими, имели неточную формулировку и содержали в своей формулировке ответ. Прокурор поддерживал все ходатайства подсудимого, за что получил замечание от судьи, ведущего дела. Ходатайства своих клиентов о возврате дела на доследование и переквалификацию статьи не поддержал. С приговором судьи о возмещении материального вреда не согласился, хотя имелись все чеки с указанием даты и стоимости предоставленных услуг.

Изучив все материалы дела, суд принял решение, что все доказательства вины Иванова собраны с соблюдением всех требований. По делу выявлены все необходимые обстоятельства, имеющие значимость. Заключение проведённых экспертиз совпадают по времени и обстоятельствам с данными, указанными подсудимым и свидетелями.

Относительно доводов жалобы о том, что следователем не проведён следственный эксперимент, указано, что в соответствии с п. 3 ч.2 ст. 38, следователь вправе самостоятельно определять ход расследования, и принимать решение о проведении (непроведении) следственных действий. Суд отрицает необъективность ведения следствия, поскольку согласно УПК были установлены время и место происшествия, способ и прочее необходимое данные о совершённом преступлении.

При определении наказания были учтены характер и степень угрозы обществу, все отягчающие и смягчающие обстоятельства. Нарушения УПК или закона, способствующие отмене приговора судом низшей инстанции, не допущены. Суд вынес решение жалобу оставить без удовлетворения, а приговор без изменения.

В случае вызова свидетеля для дачи показаний следователь должен направить по адресу проживания гражданина повестку о вызове на допрос.

Если следователь дал указание дежурному вызвать свидетеля на допрос, а тот отказал, ссылаясь на отсутствие соответствующего указания от начальника следственного отдела, – такие действия нарушают закон, поскольку согласно статье 38 УПК РФ в определенных случаях следователь имеет статус начальника отдела и наделяется его полномочиями.

Прокурор не вправе склонять на свою сторону следователяи навязывать ему своё мнение относительно расследуемого дела.

Следователь не можетначать следствие без постановления о принятии им дела к производству.

Если следователь отказал в ходатайстве проводить следственный эксперимент, нужно обратиться в прокуратуру с жалобой на его бездействие.

Также представитель закона не имеет права давать распоряжения относительно проведения следственных действий до тех пор, пока не будет возбуждено уголовное дело.

Следователь не может привлекать к уголовному делу человека, проходящего по одному и тому же делу в качестве подозреваемого и свидетеля.

Претенденты на вакансию следователя должны пройти не только собеседование, но и тестирование. Также для проверки профпригодности сотрудников министерство внутренних дел проводит переаттестацию, которая состоит из тестовых заданий по логике изнанию уголовно-процессуального законодательства.

Представители этой профессии могут работать в отделе МВД, следственном комитете, службе безопасности и ФСКН. Среди сотрудников следствия выделяют профессию следователя-криминалиста. Такие специалисты самыми первыми прибывают на место происшествия. Проводят осмотр места преступления, снимают отпечатки пальцев, собирают частицы тканей, волос, находят реквизит, с помощью которого производилось правонарушение, упаковывают все вещественные доказательства для детального осмотра и изучения в лаборатории.

В лабораториях проводят множество экспертиз, основные из них:

  • баллистическая – изучение найденного оружия и патронов;
  • трасологическая – исследование лоскутов одежды, обуви, а также волос, ногтей и прочего;
  • техническая – изучение документов, таблиц;
  • фоноскопическая – изучение аудиозаписей с целью идентификации личности по голосу и манере разговаривать.

Для сбора максимального количества доказательствот граждан, обнаруживших место происшествия, криминалистытребуют ни к чему не прикасаться и ничего не передвигать.

Для работы следователем важно не только получить высшее юридическое образование и знать содержание специализированных научных учебников и законодательства. Нужно быть стрессоустойчивым, ответственным, выдержанным, иметь аналитический склад ума, умение составить образ правонарушителя по мелким деталям. Следователь – это уважаемая и ответственная профессия. Работа зачастую сопровождается ненормированным рабочим днем и небольшой заработной платой.

Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и последующей передачи уголовного дела в суд для рассмотрения по существу или прекращения уголовного дела.

Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно - процессуальном законодательстве применительно к производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, возникающим в ходе предварительного следствия.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

Следователь процессуально самостоятелен при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий.

Вместе с тем прокурор, осуществляя свои надзорные полномочия, вправе требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (п. 3 ч. 2ст. 37 УПК РФ).

Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, представлять необходимые предметы документы.

Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК).

Властный характер полномочий следователя обнаруживается в его взаимоотношениях с органами дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о произведении оперативно - розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

В случае незаконного или необоснованного уголовного преследования следователь принимает надлежащие меры по реабилитации лица.

Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь, определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ).

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. 2. Следователь уполномочен: 1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом; 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; 4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; 5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. 3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Консультации юриста по ст. 38 УПК РФ

Задать вопрос:


    Жанна Смирнова

    Если нет руководителя организации при проведении орд, могут ли его проводить сотрудники без представителя? А также взламывать замки в складские помещения и при этом не предоставив никому копию постановления?

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Анатолий Сенягин

    сущесвтует ли приглашение-уведомление в следственный отдел? ссылаются на ст. 38 УПК РФ. вызвали в следственный комитет по повестке о вызове на допрос. Следователь оформил её с нарушениями, не вручили, а подпихнули под дверь. Мы написали жалобу и перечислили нарушения.... Прислали ответ, что это было якобы приглашение-уведомление согл. ст. 38 УПК и оно не имеет формализованного бланка. Как обосновать уже на это жалобу?

    • Обязательно.. . Повесткой о вызове на допрос называется...

    Лариса Петухова

    Должен ли следователь давать указания органу дознания только в письменном виде, если приказом начальника УМВД. несколько сотрудников органа дознания закреплены за следователем для расследования конкретного уголовного дела?

    • Ответ юриста:
  • Валерий Семиотрочев

    В чём отличие следователя от дознавателя???

    • Ответ юриста:

      Основные отличия: 1. Различная подследственность (определена в ст. ст. 150 и 151 УПК РФ) , т. е. каждый расследует уголовные дела отнесенные к его подследственности. Однако, следователь вправе расследовать уголовные дела отнесенные к подследственности дознания, а дознаватель уголовные дела, отнесенные к подследственности следователя расследовать не вправе. 2. Различные полномочия (определены в ст. ст. 38 и 41 УПК РФ) , например, следователь принимает решения самостоятельно, дознаватель же с согласия прокурора и указания которого для дознавателя обязательны, в отличие от следователя, и т. д. 3. Дознаватели есть не во всех федеральных структурах: например, дознавателей нет в СК РФ. Следователи также есть не во всех структурах: например, следователей нет в ФССП. P.S. Так что на деле и согласно Закону далеко НЕ "те же яйца".

  • Тамара Морозова

    Господа юристы, помогите с одним вопросом. Решаю вот задачу и возник вопрос: если обвиняемый и его защитник обратились с ходатайством об ознакомлении с материалами дела, ходатайство удовлетворили. Обвиняемый и защитник приступили к ознакомлению, хотели снять копии интересующих их документов, но ксерокс в следственном органе был сломан, а вынести материалы дела, чтобы снять с них копии им не разрешили, имеется ли здесь нарушение права обвиняемого на защиту? Я считаю, что нет, но опять же меня смутило то, что в УПК не содержится прямого указания, что снимать копии при ознакомлении с материалами можно только в следственных или судебных органах, но можно же делать выписки или фотографирование...

    • Ответ юриста:

      Вообще копии с материалов дела обвиняемый и защитник вправе делать за свой счет.. . ст. 47 ч. 4 п. 13 УПК РФ. Следовательно следователь не обязан им предоставлять тех. средства для снятия копий и нарушения права на защиту нет, кроме того место и время проведения следственных действий в том числе и ознакомление с материалами уголовного дела определяет следователь. ст. 38 и 152 УПК РФ.

    Вера Яковалева

    кто может возбудить уголовное дело и на основании чего?. какие полномочия у участкового, может ли он возбудить уголовное дело и как?

    • Ответ юриста:

      Возбуждать уголовные дела вправе следователи, руководители следственных органов, дознаватели и руководители подразделений дознания. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ , и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ст. 38-41 УПК РФ) . Поводами для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ст. 140 УПК РФ) . Таким образом, участковый уполномоченный полиции правом возбуждения уголовного дела не обладает.

    Илья Ростов

    Как стать следователем? Хочу стать следователем.

    • Ответ юриста:

      Для начала разберемся, кто такой следователь. Следователь (ст. 38 УПК) - это должностное лицо, упол¬номоченное осуществлять расследование уголовного дела, со¬бирать доказательства, подтверждающие событие преступле¬ния, а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении. В России нет единого следственного аппарата. Следователи находятся в четырех ведомствах: Следственный комитет России Органы внутренних дел, Федеральная служба безопасности . Структуры разные, категории дел, расследуемых следователями ведомств тоже разные. Для работы следователем нужно соответствовать следующим требованиям: - Быть гражданином Российской Федерации - Имеють высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования - Обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами - Быть способным по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на следователя служебные обязанности. Помните по долгу службы вы будете обязаны решать судьбы людей, а это без того нелегкая задача, без хороших, специальных знаний во всех отраслях права просто невыполнима. Любой руководитель Следственного органа отдаст большее предпочтение кандидату, закончившему приличное Высшее Учебное Заведение, а не какой нибудь заштатный коммерческий ВУЗ, поэтому задумайтесь перед выбором учебного заведения. Говоря о юридическом образовании, Багмет отметил, что выпускники коммерческих юридических вузов, не могут качественно расследовать уголовные дела из-за недостатка знаний. "Поэтому задача заключается в том, чтобы на рынке образовательных услуг остались только те высшие учебные заведения, дипломы которых являются "знаком качества" полученного образования", – подытожил гость интернет-интервью, организованного 23 сентября ИА "ГАРАНТ", сообщил директор Института повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации Анатолий Багмет. Лучше всего оканчивать ведомственные учебные заведения систем МВД, ФСБ, ФСКН и СК России.

    Эдуард Адонисов

    Подскажите мне пожалуйста по какой ст.решать!. В производстве следователя находилось уголовное дело по обвинению Волошина и Сергеева в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 161 УК РФ . За несколько дней до окончания предварительного следствия прокурор дал письменные указания следователю о необходимости квалифицировать действия Сергеева по ч. 1 ст. 161 УК РФ , а в отношении Волошина прекратить уголовное преследование за отсутствием в его действиях состава преступления. 1.Вправе ли прокурор давать указания следователю? Если да, то в какой форме?

    • Ответ юриста:

      На данном этапе уголовного процесса прокурор не вправе давать указание следователю о необходимости изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого, а так же о прекращении уголовного дела. (п. 15, ч. 2, ст. 37 УПК РФ) . Следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа. (п. 3, ч. 2, ст. 38 УПК РФ) . Прокурор имеет право принять решение о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями после окончания предварительного расследования и получения от следователя уголовного дела с обвинительным заключением (ст. 221 УПК РФ) . Однако следователь уполномочен обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ , решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 5, ч. 2, ст. 38 УПК РФ) .

    Александра Тимофеева

    выбор работы. хочу стать следователем. чем различаются следаки из мвд, след. комитета и. т. п. ? в каких еще структурах есть следователи и чем они различаются друг от друга?

    • Ответ юриста:

      Для начала разберемся, кто такой следователь. Следователь (ст. 38 УПК) - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять расследование уголовного дела, собирать доказательства, подтверждающие событие преступления, а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении. В России нет единого следственного аппарата. Следователи находятся в четырех ведомствах: 1. Следственный комитет России 2. Органы внутренних дел 3. Федеральная служба безопасности 4. Органы по контролю за оборотом наркотиков Структуры разные, категории дел, расследуемых следователями ведомств тоже разные. Поэтому определитесь каким следователем вы хотите стать и в каком Ведомстве работать, В каждом ведомстве свои нюансы и подводные камни при поступлении на службу. Основное отличие - это категории дел, определенных статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. , расследуемых следователями конкретного ведомства. Престижнее же всего служить в системе Следственного комитета России Созданный в 2011 году "Следственный комитет России". Призван быть консолидирующим звеном всей уголовно-процессуальной системы. Все самые резонасные преступления, преступления о коррупции и взятничестве, превышении должностных полномочий, убийства и износилования находятся в исключительном ведении сотрудников этого Ведомства! А все сотрудники СКР наделены огромными полномочиями, обладают высоким статусом и правовым иммунитетом (неприкосновенностью).

    Яков Кошельков

    Для тех, кто работает или знает про профессию следователь,прокурор.. Скажите пожалуйста! Кто работает, работал или что-то знает про работу следователей? сложно ли? да и вообще, кротко про эту профессию, помогите?

    • Ответ юриста:

      Для начала разберемся, кто такой следователь. Следователь (ст. 38 УПК) - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять расследование уголовного дела, собирать доказательства, подтверждающие событие преступления, а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении. В России нет единого следственного аппарата. Следователи находятся в четырех ведомствах: 1. Следственный комитет России 2. Органы внутренних дел, 3. Федеральная служба безопасности 4. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ . Структуры разные, категории дел, расследуемых следователями ведомств тоже разные. Говорю за Следственный комитет (Бывший Следственный комитет при прокуратуре) , т. к. сам собираюсь связать свою жизнь со службой в этом ведомстве. Все самые резонансные преступления, преступления о коррупции и взятничестве, превышении должностных полномочий, убийства и изнасилования находятся в исключительном ведении сотрудников этого Ведомства. Сотрудники Следственного комитета наделены огромными полномочиями, обладают высоким статусом и правовым иммунитетом (неприкосновенностью) . У меня знакомый 1,5 года был общественным помощником Следователя Следственного комитета, когда устроился на должность, полгода не выдержал подал на увольнение. Его коментарии по этому вопросу: «У меня семья, ребенок. Жена недовольная постоянно, где ты сутками пропадаешь, я одна тебя всё нет и нет И т. д. " Поэтому удерживаются там те, у кого ни семьи ни детей… Вот у нас в городском Университете преподает бывшая следователь СКП, Старший советник юстиции (чин прокурорского работника приравненный к воинскому званию полковник) в отставке – типичный следователь. К 60 годам у неё ни семьи, ни детей. Но зато начав свою карьеру в районной прокуратуре, она дослужилась до должности Следователя при Генеральной прокуратуре, там и ушла в отставку, на пенсию… В следствии нужны вот такие люди как она, я например, готов к такой жизни. Мой выбор это Служба всю жизнь в Следственных органах! Я выбрал эту профессию, я на нее учусь. И жаловаться никогда не буду. Потому что это всё равно, что плевать самому себе в лицо. В Прокуратуре же, как правило, дислоцируются одни "блатные" так как высокий статус и ранг, работа, спокойнее и чище, легче чем в следствии. Согласно действующему законодательству на органы прокуратуры возложены следующие задачи: *Осуществление всеобщего надзора за соблюдением законов на территории РФ *Надзор за органами предварительного расследования, дознания, оперативно-розыскных действий *Поддержка Государственного обвинения в Судах То есть, за всеми оперативными сотрудниками и следователями надзирает прокурор. О всех задержаниях, о любых постановлениях вынесенных следователями и дознавателями незамедлительно ставится в известность прокурор. Прокурор следит за ходом следствия, ходатайствует в суде об избрании меры пресечения, отменяет незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя. Утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет дело в суд; возвращает дело следователю и дознавателю для дополнительного расследования со своими указаниями; В суде прокурор поддерживает государственное обвинение. Главная сложность при работе в прокурорско-следственных органах заключается в том, что очень много бумажной работы, ненормированный график работы. Присутствует профессиональный риск, ответственность за принятые решения, действия (бездействия) . В общем, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА со всеми её вытекающими!! !

    Вероника Федорова

    Поручение следователя и отдельное поручение следователя. В чем отличие?. Как будет правильнее? Я в каком то издании читал, что словосочетание "Отдельное поручение" является не достаточно удачным.

    • в количестве слов-по сути своей-это одно процессуальное действие-отдельное поручение следователя

    Геннадий Синяев

    стоит ли учится на следователя? знакомые и родственники отгаваривают))????говорят это ад....

    • Ответ юриста:

      В Прокуратуре следователей уже нет с 2007 года!! ! с 2007 года Образовался Следственный комитет при Прокуратуре (СКП РФ) А с 2011 года решением Президента России на базе СКП образовался независимый следственный орган - "Следственный комитет России". Призванный быть консолидирующим звеном всей уголовно-процессуальной системы. Все самые резонасные преступления, преступления о коррупции и взятничестве, превышении должностных полномочий, убийства и износилования находятся в исключительном ведении сотрудников этого Ведомства. Для начала разберемся, кто такой следователь. Следователь (ст. 38 УПК) - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять расследование уголовного дела, собирать доказательства, подтверждающие событие преступления, а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении. В России нет единого следственного аппарата. Следователи находятся в четырех ведомствах: 1. Следственный комитет России 2. Органы внутренних дел, 3. Федеральная служба безопасности 4. Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ . Структуры разные, категории дел, расследуемых следователями ведомств тоже разные. У меня знакомый 1,5 года был общественным помощником Следователя Следсвенного комитета, устроился на должность, полгода не выдержал подал на увольнение. «У меня семья, ребенок. Жена недовольная постоянно, где ты сутками пропадаешь, я одна тебя всё нет и нет И т. д. - его слова. Поэтому удерживаются там те, у кого ни семьи ни детей… Вот у нас в городском Университете преподает бывшая следователь СКП, Старший советник юстиции в отставке – типичный следователь. К 60 годам у неё ни семьи, ни детей. Но зато начав свою карьеру в районной прокуратуре, она дослужилась до должности Следователя при Генеральной прокуратуре, там и ушла в отставку, на пенсию… В следствии нужны вот такие люди как она, я например, готов к такой жизни. Мой выбор это Служба всю жизнь в Следственных органах! Я выбрал эту профессию, я на нее учусь. И жаловаться никогда не буду. Потому что это всё равно, что плевать самому себе в лицо.

    Алексей Маракушев

    Полиция и прокуратура). Племянница-школьница, впечатлилась каким-то детективом и захотела пойти учиться и далее работать в полицию) Но дело не в этом, дело в том что она закидала меня кучей вопросов, на которые как я поняла я сама не очень-то могу найти ответы) Вот смотрите, полиция, это то место куда приходят писать заявление по поводу краж, драк и т. д. А прокуратура это то место где расследуют убийства, ведь так?) Тобишь прокуратура главнее полиции) Где надо учиться что бы попасть в прокуратуру?) можно ли сразу туда пойти работать после например университета мвд или чего-то в этом роде) обязательно ли сначала работать просто в полиции?) переводят ли из полиции в прокуратуру или это вообще абсолютно разные враждующие вещи?) вообщем ряд наверно глупых вопросов, но тем не менее меня заинтересовавших)

    • Ответ юриста:

      1.Полиция занимается охраной общественного порядка, расследованием преступлений в форме предварительного следствия и дознания. 2.Долгое время и в СССР, и в России следственные функции лежали в основном на прокуратуре. Теперь же прокуратура расследованием дел заниматься не будет, её функцией станет надзор за соблюдением законности и поддержка гособвинения в судах. То есть, создание Следственного комитета можно считать частью общей реформы правоохранительной системы. Чтобы в их новой структуре каждый занимался определенным делом: одни - охраной правопорядка, другие - оперативной работой, третьи - следственной, как, в общем-то, и действует правоохранительная система в большинстве стран мира. 3.Расследованием преступлений, как правило, занимается следователь или дознаватель. Теперь разберемся, кто такой следователь. Следователь (ст. 38 УПК) - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять расследование уголовного дела, собирать доказательства, подтверждающие событие преступления, а также устанавливающие все его обстоятельства и изобличающие лицо в его совершении. В России нет единого следственного аппарата. Следователи находятся в четырех ведомствах: 1)Следственный комитет России 2) Органы внутренних дел, 3) Федеральная служба безопасности 4) Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ . Структуры разные, категории дел, расследуемых следователями ведомств тоже разные. В полиции делать нечего! Там бытовуха, хулиганы, пьяницы, бомжы, кражи, мошенничество и т.п. Полиция занимается расследованиями таких преступлений как "драка пьяных подростков в ночном клубе" - вот и вся ментовская романтика... После моих слов Вы до сих-пор считаете это интересной и захватывающей профессией? А на "серьёзные дела" и большую дичь - ловец другой, как правило, Прокуратура, Следственный комитет, ФСБ... Расследование самых сложных преступлений находится в исключительном ведении Следственного комитета России. Все сотрудники данного ведомства наделены огромными полномочиями, обладают высоким статусом и правовым иммунитетом(неприкосновенностью). При этом, оперативно-розыскную деятельность(оперативное сопровождение при расследовании преступлений) осуществляют оперативные сотрудники МВД(Чаще всего Уголовный Розыск), ФСБ, ФСКН и другие. То есть руки следователя это «опера». Следователь раздает поручения сотрудникам МВД, ФСБ и ФСКН. «Оперативники» ведут наружное наблюдение, работают с агентурой(осведомителями в криминальных кругах), прослушивают телефоны, отрабатывают ранее судимых за аналогичные преступления, проводят задержание преступников и лиц подозреваемых в совершении преступлений., а результаты всей этой работы Следователь приобщает к делу, допрашивает, назначает экспертизы, обыски, ходатайствует в суде об избрании меры пресечения. А за всеми оперативными сотрудниками и следователями надзирает прокурор. О всех задержаниях, о любых постановлениях вынесенных следователями и дознавателями незамедлительно ставится в известность прокурор. Прокурор следит за ходом следствия, ходатайствует в суде об избрании меры пресечения, отменяет незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя. Утверждает обвинительное заключение или обвинитель¬ный акт и направляет дело в суд; возвращает дело следователю и дознавателю для допол¬нительного расследования со своими указаниями; В суде прокурор поддерживает государственное обвинение. P.S. Опыт работы нужно получать будучи "общественным помощником" в прокуратуре или в Следственном комитете(!) А Если прослужить хоть день в МВД, дорога в такие структуры как Прокуратура и ФСБ для такого кандидата 100% заказана! Бывших ментов туда не берут! Конкуренция служб! Про то как стать прокурорско-следственным работником, смотрите мои ответы: http://otvet./question/75299829/ http://otvet./question/75343396/ http://otvet./question/76582428/

    Любовь Денисова

    нарушена подписка о не выезде. Обвиняемым нарушена подписка о не выезде (направлялся в аэропорт) . Следователь был информирован. Однако времени на возбуждение перед судом ходатайства о применении в отношении обвиняемого заключения под стражу в качестве меры пресечения, а так же получения согласия прокурора не было. как стоило поступить в данной ситуации? мог ли следователь задержать обвиняемого по ст. 91 92 УПК РФ

    • Ответ юриста:

      Следователь вправе в соответствии с ч. 2 ст. 91 УПК РФ задержать обвиняемого в связи с необходимостью возбуждения перед судом ходатайства об измекнении обвиняемому меры пресечения и заключения его под стражу. Общий срок задержания не свыше 48 часов, и получает согласие на возбуждение соотвествующего ходататйства не у прокурора, а у руководителя следственного подразделения (ст. 38, 39, 91 и ст. 108 УПК РФ).

    Геннадий Палагушкин

    Почему прокуратура всегда стоит на стороне следствия, а не законности?

    • А наша прокуратура не то, чтобы на стороне следствия. Так удобно: работы меньше. Я вообще считаю, что в нашем государстве КПД органов прокуратуры 0,0%.

    Оксана Жукова

    Помогите решить задачу.

    • Следователем является процессуально самостоятельное лицо, которое вправе решать кого и каким образом допрашивать. Свидетель предупреждается за отказ от дачи показаний по