Как вести себя, когда машину останавливает гаи. Какие требования инспектора ГАИ для водителя обязательны

Глава 1

Общие положения

Дорога

2.15. дорога - комплекс инженерных сооружений либо полоса земли , предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов ;

2.78. элементы дороги - одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки , расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности , выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины ;

Элементы дороги

2.55. проезжая часть дороги - элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, - для движения пешеходов ;

2.75. усовершенствованное покрытие - покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;

Дорога с усовершенствованным покрытием

Дорога без усовершенствованного покрытия

2.50. полоса движения - любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд ;

2.57. разделительная зона - выделенный горизонтальной дорожной разметкой элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально обозначенных мест;

2.58. разделительная полоса - выделенный конструктивно элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально оборудованных и обозначенных мест;

2.10. газон - участок земли с естественным или искусственно созданным растительным , преимущественно травяным, покровом ;

Очень легко запомнить, где полоса, а где зона при помощи запоминалки: Наша зона - без газона, полоса - коси коса!

2.72. тротуар - элемент дороги , примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами;

2.17. дорожное движение - движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения;

2.65. технические средства организации дорожного движения - устройства , конструкции и изображения, применяемые на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его безопасности и повышения пропускной способности дорог;

2.45. перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне . Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников ;

2.33. обозначенный перекресток - перекресток, перед которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета ;

2.11. главная дорога - дорога, обозначенная дорожными знаками «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия , дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой, любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон . Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с пересекаемой;

2.79. эстакада - инженерное сооружение для поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения , а также для размещения на определенной высоте дороги, которая не имеет съездов на другую дорогу ;

2.29. населенный пункт - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» или дорожными знаками «Начало границы населенного пункта» и «Конец границы населенного пункта» ;

2.32. обзорность дороги - объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя ;

2.7. видимость дороги - максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им;

2.35. ограниченная обзорность дороги - обзорность дороги, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами ;

2.63. темное время суток - промежуток времени , который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца ;

Человек

2.77. участник дорожного движения - физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы ;

К регулировщику приравнивается сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн , в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь;

2.8. водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной ).

2.74. управление транспортным средством - воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального ;

2.44. пассажир - непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве , а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства;

2.39. организованная пешеходная колонна - группа пешеходов, обозначенная в соответствии с настоящими Правилами, имеющая руководителя и передвигающаяся по определенному маршруту ;

2.14. дети - несовершеннолетние участники дорожного движения , возраст которых известен либо очевиден по внешним признакам другим участникам дорожного движения;

Транспортные средства

2.69. транспортное средство - устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования ;

Транспортные средства
Механические Немеханические
Автомобили Мопеды Мотоциклы Троллейбусы Трамваи Колесные тракторы Велосипеды Гужевые транспортные средства Прицепы
Легковые Грузовые Автобусы

2.54. прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством ;

2.26. механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем ;

Может ли инспектор ДПС остановить машину просто для проверки документов, можно ли снимать на видео разговор с гаишником?

Ответы на злободневные вопросы публикуют «Белорусские новости» .

1. Почему мы об этом говорим?

За месяц случились два скандала, связанных с белорусскими гаишниками . В Бресте при задержании водителя инспектор ГАИ послал его на три буквы. Руководство автоинспекции, кстати, заявило, что это не оскорбление. А в Новогрудском районе гаишник, чтобы задержать водителя, разбил окно его машины. По мнению милиции, и здесь всё было по закону.

2. Может ли инспектор ДПС остановить машину просто для проверки документов?

По закону, сотрудники органов внутренних дел, к которым относятся и инспекторы ГАИ, имеют право проверять у граждан документы, в том числе, водительское удостоверение, если есть подозрения, что данный человек совершил правонарушение. Это закреплено в законе «Об органах внутренних дел». То есть если вы ехали по правилам, останавливать вас не должны.

Однако на практике гаишники ссылаются на положение о ГАИ, в котором закреплено, что инспекторы осуществляют контроль за соблюдением правил дорожного движения. В ПДД указано, что водитель должен иметь при себе определенный перечень документов. Поэтому проверку инспекторы ДПС трактуют как должный контроль за выполнением данных правил.

Два важных момента. Во-первых, закон «Об органах внутренних дел» имеет большую юридическую силу, чем положение о ГАИ, утвержденное постановлением Совмина. Во-вторых, произвольная проверка документов недопустима. Согласно нормам ПИКоАП, вы не можете априори быть подозреваемым в совершении правонарушения каждый раз, когда садитесь за руль. У инспектора должны быть достоверные данные о том, что конкретно у вас нет с собой удостоверения, техпаспорта или страховки. Причем свое опасение гаишник должен документально оформить.

3. Можно ли снимать на видео разговор с гаишником?

Деятельность ГАИ является гласной, поэтому вы можете, но не обязаны предупреждать инспектора, что ведете аудио-, фото- или видеозапись. То же касается и публикации ролика в интернете.

4. Обязательно ли передавать документы инспектору или можно показать со своих рук?

То, что водитель при остановке не передает свои документы, а показывает их через стекло, инспекторы зачастую трактуют как «неповиновение законному требованию должностного лица» (ст. 23.4 КоАП, санкция - штраф от 2 до 50 базовых величин), реже - как «нарушение иных правил дорожного движения» (ч. 5 ст. 18.22 КоАП, санкция - предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины). Так что лучше передать инспектору ГАИ весь набор документов.

5. Права остались дома. Что мне за это будет?

Инспекторы по базе проверят, есть ли у вас действующее водительское удостоверение. За данное нарушение грозит предупреждение или штраф (до 2 базовых величин). Если добровольно признаете вину и заявите, что готовы понести наказание, заплатите 0,5 базовой величины. Кстати, недавно в МВД предложили не штрафовать забывчивых водителей. Возможно, данную норму исключат из закона.

6. Должен ли я выходить из машины по требованию гаишника?

Вы не обязаны выходить из машины и пересаживаться в авто ГАИ для разговора с инспектором или составления протокола об административном правонарушении. Однако если гаишник подозревает, что вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, выйти все-таки придется. Отказ от освидетельствования приравнивается к управлению транспортным средством под воздействием выше перечисленных веществ. Кроме того, выйти из автомобиля придется, если местом ведения административного процесса является управление ГАИ. По мнению адвоката Павла Латышева, автомобиль ДПС к нему приравниваться не может.

7. А пассажиров тоже могут попросить на выход?

При требовании покинуть автомобиль инспектор обязан пояснить причину со ссылкой на закон. Если машину эвакуируют в связи с неправильной парковкой, понятно, что пассажирам придется выйти. Если водителя забирают в управление ГАИ, которое обозначено как место ведения административного процесса, пассажиров также могут туда отвезти, чтобы опросить как свидетелей. Но если протокол оформляется в автомобиле ДПС, пассажиры могут оставаться на месте.

8. Инспектор разбивает стекло моей машины. Это вообще законно?

По мнению руководства ГАИ - вполне. Это объясняется вынужденной мерой при неповиновении законному требованию должностного лица. Так же трактуют и применение физической силы.

Однако по закону инспектор, во-первых, сначала должен пояснить, в чем заключается нарушение со стороны водителя. Во-вторых, предупредить его о том, что в случае неповиновения будет применена физическая сила. При этом должен соблюдаться принцип соразмерности. Заблокировать автомобиль нарушителя - куда меньшее зло, чем избить человека и повредить его авто.

Сотрудник милиции должен стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу человека, а также оказать ему первую помощь.

О каждом случае применения физической силы сотрудник органов внутренних дел обязан подать рапорт своему начальнику. Однако ознакомиться с содержанием документа водитель, к сожалению, не может. Рапорт отнесен к разряду внутренней документации.

9. Имеет ли право гаишник меня задержать?

То, что вы отказались выйти из машины, инспектор ДПС может трактовать как неповиновение. В этом случае вас могут задержать. Требуйте, чтобы время задержания внесли в протокол. С этого момента вы имеете право на защитника. Неправомерное задержание вы можете обжаловать в суде.

10. Обязательно ли платить штраф на месте?

Если вы признаёте вину и заявляете, что готовы понести наказание, заплатить штраф можно на месте или в течение пяти дней. Данное правило не распространяется на нарушения, по которым санкцией статьи также предусмотрены арест, лишение прав, конфискация или депортация. Или если своими действиями вы нанесли ущерб имуществу, здоровью человека. В иных случаях на оплату штрафа дается месяц.

Общение с ГАИшниками (Беларусь)

Сколько не изучай ПДД, сколько не совершенствуйся в навыках безопасной езды - управление средством повышенной опасности непременно приведет вас к необходимости общения с работниками правоохранительных органов, а не только с инспекторами ГАИ. Как регламентируются законом наши взаимоотношения, права и обязанности - интересует многих автовладельцев.

Если вашу машину остановили

Прежде всего водитель должен знать, что при управлении автомобилем он обязан остановиться лишь по требованию сотрудников милиции и ГАИ. (Все остальные требования (МЧС, дорожных служб и т.д.) - регламентируются особыми обстоятельствами и в данном случае не рассматриваются). Требование об остановке должно быть понятно участникам дорожного движения, а сигналы водителям подаваться своевременно и не создавать помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.). Если вы неожиданно слышите свисток, но не видите сотрудников ГАИ, или видите сотрудника, но не слышите свистка - вы можете строго по правилам продолжать движение. Принимать сомнительные решения можно, однако следует оценивать и их последствия. Если вы не уверены в своей правоте, то не искушайте судьбу. Был свисток, не было... Если же знак жезлом и свисток относится к вам, то, без сомнений, включайте указатель поворота и плавно подруливайте к тротуару или обочине. Часто водители находятся в нерешительности, когда остановившуюся машину и инспектора отделяют десять-двадцать метров. Необходимо ли в этом случае сдавать задним ходом или, может быть, выйти и подойти к инспектору? Для того чтобы принять решение, адекватное конкретному случаю, вы должны знать, что это является правом водителя, но не обязанностью. Следуя букве закона, инспектор должен сам подойти, назвать свою фамилию, должность, подразделение, где он работает, а также объяснить причину, по которой он вас остановил.

Проверка

Водитель должен иметь при себе не только документы, удостоверяющие личность и подтверждающие его права на вождение соответствующего транспортного средства, но и документы на перевозимые им предметы, хранение или ношение которых допускается только по специальному разрешению.

Инспектор ГАИ вправе: проверить удостоверение личности, документы на право управления транспортным средством, а также документы на само транспортное средство, в том числе и документы о прохождении технического осмотра; проверить документы пассажиров, находящихся в машине; проверить с применением технических средств техническое состояние автомобиля; провести медицинское освидетельствование водителя на предмет наличия в организме алкоголя; произвести досмотр груза, если есть основания полагать, что перевозится он незаконно; составить протокол об административном правонарушении (если таковое состоялось); осуществить административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение; отстранить от управления транспортным средством лиц, находящихся в состоянии опьянения либо не имеющих документов на управление транспортным средством; наложить административное взыскание за нарушение правил управления транспортным средством. Водитель должен знать, что правомочия сотрудников ГАИ и иных работников милиции далеко не аналогичны. Остановить вас на дороге, составить административный протокол, потребовать документы, произвести осмотр и досмотр автомобиля может любой работник милиции. В пункте 22 статьи 16 Закона "О милиции" сказано, что работник милиции имеет право беспрепятственно использовать "транспортные средства, принадлежащие учреждениям или гражданам, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для проезда к месту происшествия в случаях, не терпящих отлагательства". Только для этих целей работники милиции и могут использовать транспортные средства. Обвинить водителя в нарушении ПДД они не могут. Штрафовать, делать запись о нарушениях правил или заставлять вас дуть в трубку контроля трезвости имеет право только работник ГАИ.

А теперь о вашем праве. По вашему требованию (в соответствии с Законом "О милиции") инспектор, милиционер, обязан предъявить служебное удостоверение. Он не имеет права дать его вам в руки, но обязан предъявить и предоставить возможность переписать указанные в нем сведения. Таким образом, вы будете знать, на кого жаловаться, а инспектор будет предполагать, что на него могут пожаловаться. Как минимум он объяснит, в чем выражаются его претензии. Необходимо подчеркнуть, что у инспектора на груди должен быть приколот специальный жетон (знак) с номером. Отсутствие жетона должно вызвать у вас подозрение. Если инспектор не предъявляет вам своих документов или взимает штраф без выдачи соответствующей квитанции, будьте осторожны. Лучше выполнить все требования инспектора и постараться запомнить место и время остановки.

Предлагать водителю выйти из салона автомобиля он вправе лишь в следующих случаях: для устранения технической неисправности вашего транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения; для проведения сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; для проведения досмотра транспортного средства и осмотра груза; когда водитель или пассажир подозреваются в совершении преступления. В иных случаях,- когда требуется участие водителя для оформления необходимых документов либо оказания помощи другим участникам дорожного движения.

Задержание

Конечно, существуют и непредсказуемые ситуации, когда, отдав инспектору свои документы, вы просто будете вынуждены проследовать за ним. Чаще всего они требуют, чтобы водитель пересел в патрульную машину. Но каждый водитель должен знать, что это его право, но не обязанность. А обязанностью станет с того момента, когда сотрудник милиции составит протокол задержания. Протокол задержания не следует путать с административным протоколом, где указывается, в каком деянии гражданин обвиняется. Задержание производится в исключительных случаях: при отсутствии документов, подозрении в угоне, в управлении транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т.д. Согласно ст.242 КоАП РБ срок административного задержания не может превышать трех часов. Поэтому вы вправе потребовать составить протокол и указать в нем время составления. Иначе вас могут "катать" по городу всю ночь: из отделения милиции в наркологический диспансер, потом в отдел ГАИ и т.д. После составления протокола сотрудники милиции будут чаще поглядывать на часы. Согласно ст.240 КоАП РБ ("по просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы"). Содержание протокола об административном правонарушении подробно изложено в ст.235 КоАП РБ. В нем должно быть указано: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела. Давать объяснения и подписывать протокол - это права водителя, а не обязанности. Поэтому следует внимательно отнестись к тексту этого документа. Следует отметить, что нарушителем водителя может признать в конечном итоге только суд. Если вы не признаете себя виновным, то в набранной типографским способом строчке "подпись нарушителя" зачеркните ручкой слово "нарушителя" и напишите сверху слово "водителя". В этом есть определенный смысл. Кроме того, обязательно найдите в протоколе свободное место и напишите "не согласен". При разборе жалобы будет ясно, что вы с первых минут не согласны с инспектором, с его оценкой ваших действий, с бездоказательными обвинениями. Ошибочно мнение, что подпись гражданина под протоколом есть признание им своей вины. Это не так. Подписание протокола лицом, которое подозревается или обвиняется в том или ином административном правонарушении, означает лишь то, что это лицо ознакомилось с содержанием протокола и ему стало известно, о каких его действиях или нарушении какого нормативного акта в нем говорится. Более того, подписание протокола даже не означает согласия гражданина с его содержанием.

По требованию работника милиции предъявить документы покажите сначала водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства, а уже потом, если это необходимо, и все остальные. Работник милиции имеет право провести досмотр вашего автомобиля (ст.16 Закона РБ "О милиции"). Не препятствуйте ему в этом, а постарайтесь проявить выдержку и терпение. Но следует различать досмотр, проводимый по устному желанию досматривающего, и обыск, который должен проводиться по постановлению следователя или прокурора. Поэтому вы не обязаны подчиняться требованию милиционера распаковывать свои сумки и выворачивать карманы. Поскольку действия милиционера ограничиваются лишь целями досмотра. Следует заметить, что уважение чести и достоинства граждан, недопустимость нарушений их прав и свобод - норма закона (Закон "О милиции" ст.5). Следовательно, вы вправе обжаловать действия должностных лиц, нарушающих свои обязанности, в том числе с требованием возмещения морального вреда.

Когда право неправо

Если работник ГАИ совершил действия, по вашему мнению, незаконные, то

Вы можете обжаловать его действия. Однако прежде чем обращаться в суд, необходимо подать жалобу в вышестоящий в порядке подчиненности орган (если обжалуется решение организации) либо вышестоящему должностному лицу (если обжалуются действия конкретного работника). В заявлении необходимо указать, какое действие или решение вы обжалуете и почему. Заявление должно быть рассмотрено в течение одного месяца. Если в течение этого срока вы ответа не получите, либо если ответ вас не устраивает, можете обратиться с жалобой в суд. Жалоба в двух экземплярах подается в суд либо по месту жительства владельца автомобиля, либо по месту нахождения Госавтоинспекции. При этом владелец автомобиля имеет право выбора суда. В суд можно обратиться в течение трех месяцев с момента, когда вам стало известно о нарушении прав, или в течение одного месяца с момента получения письменного отказа вышестоящего органа удовлетворить жалобу, либо со дня истечения срока для получения ответа на жалобу, если ответ не был получен.

Игорь МОСКАЛЕНКО

ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

24. Сотрудник ДПС обязан:
24.1. знать требования Правил дорожного движения, основания и условия административной ответственности, административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 63, 2/946) (далее – КоАП), порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания, требования иных актов законодательства Республики Беларусь в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также положения настоящей Инструкции;
24.2. располагать сведениями об оперативной обстановке в зоне поста, маршрута патрулирования, закрепленного участка, доведенными на инструктажах перед заступлением на службу и совещаниях;
24.3. знать место расположения и радиопозывные ближайших нарядов дорожно-патрульной службы, место нахождения ОВД, общественных пунктов охраны правопорядка, представителей добровольных дружин по охране правопорядка на территории обслуживания и систему связи с ними, места расположения и режим работы организаций здравоохранения, охраняемых автостоянок, станций технического обслуживания и других объектов сервиса на закрепленном участке;
24.4. получить по прибытии на пост, маршрут патрулирования от сменяемого сотрудника ДПС информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на дорогах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств организации дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к выполнению должностных обязанностей;
24.5. проверить в случае, если в предшествующую смену надзор за дорожным движением на посту, маршруте патрулирования не осуществлялся, состояние технических средств организации дорожного движения, дорог, порядок проведения на них ремонтно-строительных и других работ;
24.6. доложить о принятии поста, маршрута патрулирования и выявленных недостатках непосредственному начальнику;
24.7. принимать меры общей и индивидуальной профилактики правонарушений, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь;
24.8. выявлять и пресекать непосредственно обнаруженные преступления и административные правонарушения, выяснять в пределах компетенции причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своей компетенции вести административный процесс при наличии поводов и оснований к его началу и отсутствии обстоятельств, исключающих такой процесс;
24.9. проверять у водителей, задержанных за совершение правонарушений, наличие документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;
24.10. докладывать в течение суток о выявленном административном правонарушении, совершенном иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции, непосредственному начальнику для направления в трехдневный срок материалов в УГАИ МВД и разрешения вопроса об ответственности указанного иностранного гражданина за административное нарушение дипломатическим путем;
24.11. при получении информации о готовящемся преступлении немедленно сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел или доложить непосредственному начальнику и принять возможные меры к его предотвращению;
24.12. при получении сведений от граждан о совершенных (совершаемых) преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях записать все установочные данные о заявителях, конкретном месте их совершения, кем и против кого оно совершено, и другую информацию, имеющую значение для их раскрытия. Немедленно, принять возможные меры по пресечению преступления, административного правонарушения, оказанию необходимой помощи пострадавшим, выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, административное правонарушение, установлению очевидцев, сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел. До прибытия следственно-оперативной группы (далее – СОГ) обеспечить охрану места преступления, административного правонарушения, сохранность следов и вещественных доказательств;
24.13. производить неотложные действия на месте ДТП, всесторонне, полно и объективно проводить проверку обстоятельств и причин его возникновения;
24.14. по прибытии на место ДТП СОГ действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить в ОДС подразделения ГАИ или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ);
24.15. выявлять и задерживать лиц, объявленных в розыск, транспортные средства, водители которых скрылись с мест ДТП, а также используемые в противоправных целях, и на которые компетентными органами наложен арест;
24.16. оказывать, в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
24.17. осуществлять при необходимости регулирование дорожного движения, в том числе путем подачи сигналов жезлом, жестом руки согласно приложению 4;
24.18. предупреждать участников дорожного движения о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить. Предупреждение осуществляется регулировочно-распорядительными действиями, а также ограждением опасных участков дороги, в том числе с применением транспортного средства оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками в соответствии с Правилами дорожного движения;
24.19. быть вежливым и внимательным к гражданам;
24.20. при вынужденной обстановке оказывать содействие водителям в выведении транспортных средств за пределы проезжей части дороги, по возможности в устранении возникших технических неисправностей, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, людям пожилого возраста и детям при пересечении ими проезжей части улиц;
24.21. оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств оперативного назначения, аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (далее – чрезвычайные ситуации), по команде ОДС подразделения ГАИ или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ) осуществлять охрану общественного порядка в этих местах и получение средств индивидуальной защиты дыхательных путей и кожных покровов;
24.22. изучать порядок и условия движения транспортных средств и пешеходов и вносить в порядке, установленном Инструкцией о порядке деятельности подразделений организации дорожного движения и дорожной инспекции Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13 июня 2005 г. № 181 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 108, 8/12778), предложения по улучшению организации дорожного движения и повышению его безопасности;
24.23. осуществлять контроль за состоянием улично-дорожной сети и исправностью технических средств организации дорожного движения, исправностью наружного освещения, принимать возможные меры к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения, препятствий для дорожного движения и обозначению опасных участков, соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении на дорогах ремонтно-строительных и других работ;
24.24. докладывать по окончании несения службы своему непосредственному начальнику о результатах работы;
24.25. выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.
25. При несении службы нарядом в составе двух или более сотрудников ДПС назначается старший наряда (непосредственный руководитель).
26. Старший наряда обязан:
26.1. организовать работу состоящих в наряде сотрудников ДПС, докладывать непосредственному начальнику (командиру) о необходимости внесения изменений в их расстановку и порядок несения ими службы в зависимости от складывающейся оперативной обстановки;
26.2. осуществлять контроль за несением службы сотрудниками ДПС и оказывать им практическую помощь при выполнении поставленных задач;
26.3. проверять правильность ведения служебной документации, качество оформления материалов ДТП и по делам об административных правонарушениях, принимать немедленные меры по устранению выявленных недостатков;
26.4. контролировать правильность использования оперативно-технических и специальных средств.

ПРАВА СОТРУДНИКА ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

27. Сотрудник ДПС при выполнении возложенных задач имеет право:
27.1. останавливать транспортные средства, требовать предъявления и проверять документы у водителей механических транспортных средств, предусмотренные пунктами 12-15 Правил дорожного движения;
27.2. отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно не имеющих права управления транспортными средствами. Физическое лицо отстраняется от управления транспортным средством после устного предупреждения о запрещении движения, применяя в случае неподчинения изъятие ключа замка зажигания, принудительный вывод водителя из кабины (салона) транспортного средства, создание помех для дальнейшего следования;
27.3. проводить в устанавливаемом законодательством порядке самостоятельно, а при необходимости – с участием врача или иного специалиста, освидетельствование физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего физического лица, а также физического лица, отстраненного от управления транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
В случае отказа лица, в отношении которого ведется административный процесс, от освидетельствования, оно может быть доставлено в специальный кабинет наркологического диспансера, в наркологический кабинет центральной районной больницы, в приемное отделение организации здравоохранения и госпиталя, в медико-санитарную часть, в медицинскую научно-исследовательскую организацию, в медицинский научно-практический центр, в клинику медицинского учреждения образования (далее – учреждение здравоохранения), в передвижной наркологический пункт для освидетельствования в принудительном порядке;
27.4. применять в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь, задержание и принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортных средств и другие меры обеспечения административного процесса;
27.5. временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов по дорогам (их отдельным участкам), а также доступ граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их покинуть определенное место для проведения процессуальных действий, обеспечения общественного порядка, личной и общественной безопасности;
27.6. осуществлять в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке деятельности подразделений технического надзора Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. № 177 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 8/14719), контроль за конструкцией, техническим состоянием, своевременностью прохождения государственного технического осмотра и правомерностью переоборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, контроль за соблюдением требований технических нормативных правовых актов при перевозке опасных грузов;
27.7. запрещать участие в дорожном движении транспортных средств, если их конструкция или техническое состояние не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов. Запрещение действует до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;
27.8. запрещать в случае выявления нарушения правил перевозки крупногабаритного, либо тяжеловесного, либо опасного груза дальнейшее движение перевозящего его транспортного средства до получения соответствующего указания от непосредственного начальника или оперативного дежурного (старшего оперативного дежурного, старшего инспектора-дежурного, инспектора-дежурного) ОДС подразделения ГАИ или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ) (далее – оперативный дежурный), по возможности приняв меры к отводу таких транспортных средств с проезжей части;
27.9. требовать от соответствующих организаций устранения недостатков в содержании дорог, приостанавливать или запрещать проведение ремонтных и других работ на дороге, выполняемых с нарушением технических требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
27.10. вызывать граждан по находящимся в производстве материалам и делам об административных правонарушениях;
27.11. применять в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь, специальные средства для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения;
27.12. проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан и должностных лиц, если имеются достаточные основания полагать, что они причастны к совершению преступления или административного правонарушения;
27.13. производить фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку лиц, в отношении которых ведется административный процесс, лиц, состоящих на профилактическом учете, и других предусмотренных законом лиц;
27.14. хранить, носить, применять и использовать оружие, применять физическую силу, специальные средства, боевую и специальную технику в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
27.15. осуществлять досмотр транспортных средств при проведении операции по задержанию лиц, совершивших преступление или побег из-под стражи, на участках местности, где вероятно их появление;
27.16. производить личный обыск лиц, задержанных на основании и в порядке, установленных законом, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств, изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами;
27.17. изымать имущество и предметы, запрещенные к обороту на территории Республики Беларусь, документы, имеющие признаки подделки, информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности либо пропагандирующую такую деятельность, и доставлять их в ОВД;
27.18. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие организациям или гражданам, для выполнения неотложных служебных обязанностей, связанных с преследованием подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, при принятии надлежащих мер по обеспечению безопасности водителя и пассажиров транспортного средства, для доставки в организации здравоохранения лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, а также использовать при необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие организациям или гражданам.
28. Сотрудникам ДПС предоставляются другие права в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
29. Действие подпунктов 27.15–27.18 настоящей Инструкции не распространяется на организации и лиц, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь обладающих правом дипломатической неприкосновенности (иммунитетом).
В отношении указанных лиц процессуальные действия, установленные Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 14, 2/1291) (далее – ПИКоАП), производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь;
30. Если для установления неисправности или условия, при наличии которых запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, требуется проведение проверки (испытания, контроля), то решение о начале административного процесса и запрещении эксплуатации принимаются только на основании данных, полученных с помощью соответствующих специальных приборов, приспособлений и инструментов, прошедшими в предусмотренных нормативными правовыми актами случаях государственную поверку.

По долгу работы я много езжу по дорогам страны. Случается, что по различным причинам, а иногда и беспричинно меня останавливают инспекторы ГАИ. Несколько раз они привлекали меня к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, с чем я был не согласен. Какие полномочия им предоставлены? Как водитель должен вести себя в такой ситуации?
Виктор Л., г.Логойск

Каждому водителю хоть один раз в жизни приходилось встречаться на автомобильных дорогах с инспектором ГАИ, который легким движением руки останавливает транспортное средство и произносит знакомую всем фразу: "Ваши права, пожалуйста…". Даже если управлять автомашиной очень аккуратно, строго соблюдать правила дорожного движения и не допускать никаких нарушений — все равно встречи с инспектором ГАИ избежать не удастся. Он вправе остановить любое транспортное средство без всякой на то веской причины, например для проверки документов. И уверенней себя чувствует тот водитель, который знает его полномочия, а также свои права и обязанности.

Когда водитель обязан остановиться?

Водителю придется остановить транспортное средство по требованию инспектора ГАИ, выраженному сигналом жезла, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения маячка красного цвета на транспорте оперативного назначения. Обязательное требование — эти сигналы должны быть поданы инспектором ГАИ своевременно, должны быть видны и понятны водителю. И самое главное — они не должны повлечь за собой создание аварийной ситуации на дороге.
Как вести себя, если инспектор ГАИ остановил машину и их разделяет расстояние в несколько десятков метров? Некоторые водители выходят из салона автомобиля и с необходимым пакетом документов быстро идут ему навстречу. Чаще всего это бывает, когда они нарушили правила дорожного движения, провинились и тем самым хотят смягчить свою вину. Другие начинают движение на автомашине задним ходом, включив аварийные сигналы. Эти действия не всегда законны и могут послужить дополнительным поводом для наказания слишком строптивых водителей. А кто-то сидит в салоне транспортного средства и терпеливо ждет, когда к нему подойдут. Если же строго следовать букве закона, то инспектор ГАИ сам должен подойти к водителю, приветствовать его, назвать должность, место службы, фамилию, а также объяснить причину остановки. На форменной одежде инспектора ГАИ должен быть приколот специальный жетон (знак), на котором указан его личный номер. Отсутствие жетона должно вызвать подозрение. Скорее всего, это "липовый гаишник", который вышел на дорогу подзаработать или совершить другие противоправные действия. Об этом следует немедленно сообщить правоохранительным органам.

Что вправе делать инспектор ГАИ?

Остановив автомашину, инспектор ГАИ, прежде всего, может проверить документы, удостоверяющие личность водителя, подтверждающие его право на вождение транспортного средства, а также на перевозимые им предметы, хранение и ношение которых требует специального разрешения. Изучению могут быть подвергнуты и пассажиры, находящиеся в салоне, которым также придется предъявить документы, удостоверяющие их личность.

Инспектор ГАИ вправе потребовать, чтобы водитель вышел из салона автомобиля. Его требование будет законно, если необходимо устранить технические неисправности транспортного средства или нарушения правил перевозки грузов, освидетельствовать водителя на предмет состояния опьянения, провести сверку номеров на транспортном средстве с регистрационными документами, а также для проведения досмотра транспортного средства и груза.

Проверка водителя на наличие алкоголя может быть проведена на месте с помощью прибора "Индикатор на алкоголь". В этом случае водителю придется дуть в трубку, и по изменению цвета зернистой индикаторной массы инспектор ГАИ сделает вывод о его состоянии. Сегодня существуют и другие приборы, исследующие выдыхаемый водителем воздух. Однако при таком освидетельствовании возможны ошибки и погрешности. Поэтому более точно наличие алкоголя в организме водителя проверяется в специальных кабинетах наркологических диспансеров или центральных районных больницах, которые работают круглосуточно. И только в случае, если инспектор ГАИ имеет достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, он вправе отстранить его от управления, а транспортное средство отбуксировать на охраняемую стоянку.

Инспектор ГАИ вправе составить протокол и произвести личный досмотр водителя, который совершил административное правонарушение, а также досмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях.

Уполномоченным должностным лицам ГАИ также предоставлено право осуществлять административное задержание. Согласно статье 8.2. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях задержание водителя проводится в целях пресечения его противоправной деятельности, установления личности, составления протокола не по месту задержания и в некоторых других случаях. Длительность задержания не должна превышать трех часов. Однако если водитель находится в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство, его можно задержать на более длительный срок — до вытрезвления, но не более семидесяти двух часов. По просьбе задержанного водителя сотрудник ГАИ обязан известить о его задержании членов семьи, близких родственников, защитника и нанимателя, с которым он состоит в трудовых отношениях.

Как водителю защитить свои права?

Стопроцентная защита — это неукоснительное соблюдение водителями правил дорожного движения. Однако если инспектор ГАИ все же злоупотребляет своим служебным положением и оформляет документы об административном правонарушении, которого вы, уважаемый Виктор, не совершали, обязательно внимательно читайте протокол. Подписание протокола не свидетельствует о признании вины. Это всего лишь подтверждение факта ознакомления с ним. Желательно в строке "подпись нарушителя" слово "нарушителя" зачеркнуть, а сверху написать "водителя". Ни в коем случае не следует спорить с блюстителем порядка на дорогах, это бесполезно, потому что он наделен широкими властными полномочиями и может доставить вам массу неприятностей. В протоколе найдите место и обязательно напишите "с протоколом не согласен", а также кратко аргументируйте свою позицию. В случае административного задержания проследите, чтобы в протоколе было проставлено точное время задержания. Если этого не сделать, то продолжительность задержания может увеличиться вдвое. Следует помнить, что постановление сотрудника ГАИ о привлечении к административной ответственности вы вправе обжаловать вышестоящему должностному лицу. Ну а последнюю точку в решении вопроса о виновности поставит только суд.