К субъектам конституционного права российской федерации относятся. Конституционно-правовые отношения и субъекты конституционного права

права любой страны, которая определяет и закрепляет основы конституционного строя государства и общества.

Чтобы правильно и точно дать характеристику любому государству, достаточно открыть и посмотреть его Конституцию - Основной закон. Во-первых, на ее основании можно легко выяснить, кому в данной стране принадлежит власть, в каких основных формах она осуществляется, определить каковы возможности власти, ее влияние на экономическую и социальную сферы. Все эти правовые аспекты характеристики государства составляют содержание понятия "конституционный строй" .

Во-вторых, устройство государства и общества раскрывается в характеристике взаимоотношений государства и личности. Прежде всего, важно понять, какой принцип лежит в основе этих взаимоотношений, насколько человек значим для государства, каким образом гражданин может влиять на власть, а власть защитить его. Все названные стороны рассматриваемых взаимоотношений закреплены нормами конституционного права , которые складываются в правовой институт "конституционный статус человека и гражданина" .

В-третьих, невозможно дать правовую характеристику государству, если не выяснены территориальные пределы его власти (территориальная юрисдикция), не изучены организация его территории, распределение власти между отдельными территориальными частями государства, статус отдельных регионов, территориальных единиц и т. д. Здесь мы имеем дело с институтом "государственное устройство и административно-территориальное деление" . Для России как федеративного государства названный институт конкретизируется в наименовании: федеративное устройство.

В-четвертых, во всяком государстве власть осуществляется через систему государственных органов, каждый имеет свои функции, полномочия, структуру, специфические формы деятельности, но вместе с тем действует во взаимосвязи с другими органами. Такая система государственных органов, а также их правовое положение закрепляются нормами конституционного права , которые образуют такой институт, как "система органов государства" .

Исходя из сказанного, можно смело утверждать, что конституционное право Российской Федерации - это отрасль права , состоящая из совокупности конституционно-правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя в РФ, конституционный статус личности в России, федеративное устройство РФ и административно-территориальное деление ее субъектов, систему органов Российского государства и их конституционно-правовой статус.

Предметом регулирования конституционного права являются общественные отношения по поводу принадлежности организации и осуществления власти в Российской Федерации и взаимоотношений Российского государства с личностью. Эти отношения называют конституционно-правовыми, а нормы, их регулирующие, являются конституционно-правовыми нормами. Они входят в различные нормативные акты, принимаемые государственными органами. Такие акты относятся к источникам конституционного права .

Метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех отношений, которые регулируются конституционным правом. Значительную часть из них составляют властеотношения. Однако в демократических государствах значительная часть конституционно-правовых норм устанавливает содержание и гарантии прав человека.

Основным источником конституционного права является Конституция Российской Федерации. Все ее нормы обладают высшей юридической силой и регулируют важнейшие общественные отношения. К источникам конституционного права , безусловно, относятся федеральные конституционные законы, законы о поправках к Конституции. В них обязательно содержатся конституционно-правовые нормы. А вот федеральные законы только тогда являются источником конституционного права , когда состоят или включают в себя нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Так, например, законы "О гражданстве Российской Федерации", "Об общественных объединениях", "О национально-культурной автономии в Российской Федерации", о выборах и др.

Указами Президента РФ также могут регулироваться конституционно-правовые отношения. В основном они связаны с организацией и определением структуры исполнительной власти. Правда, часто Президент РФ регулирует своими указами отношения, касающиеся прав и свобод граждан. Однако это должно быть редким явлением, поскольку права и свободы - сфера законодательного регулирования, а указы являются актами подзаконными. Но отсутствие определенного закона вынуждает Президента РФ принимать указ в данной области общественных отношений.

В качестве источников конституционного права иногда могут рассматриваться решения Конституционного Суда РФ. К другим видам источников конституционного права относятся регламенты и некоторые иные акты Федерального Собрания РФ, в редких случаях постановления Правительства РФ, акты субъектов Федерации - конституции, уставы, ряд законов.

Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права . Во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права , выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в Основном Законе содержатся базовые нормы всех отраслей системы права . Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права . В-третьих, и это особенно важно, конституционно-правовыми нормами определен сам порядок "рождения" любого законодательного акта. Именно поэтому правоведы считают, что конституционное право составляет ядро всей правовой системы национального права .

Большинство норм конституционного права носят обобщенный характер и излагаются на уровне принципов. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права . Они являются нормами прямого действия, т. е. должны применяться непосредственно, без подтверждения нормами специальных отраслей права . Исключение составляют нормы международного права , которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права . Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т. е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права , либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права , состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Субъектами конституционного права могут быть как граждане, так и лица без гражданства, организации, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, а также Российская Федерация, субъекты РФ, нации, народности.

Слово "конституция" имеет двоякий смысл. В первом случае конституция понимается как строение, конструкция, фигура, устройство. Это есть фактическая конституция, которая появляется вместе с возникновением самого общества. Во втором случае под конституцией понимается установление и закрепление в письменном виде характера и специфики существующих общественных отношений в данной стране. В отличие от фактической конституции это юридическая конституция. Таким образом, юридическая конституция есть отражение и закрепление в нормах права фактической конституции общества .

Если существование фактической конституции исчисляется многими тысячелетиями, то возраст юридической конституции гораздо меньше - насчитывается всего лишь примерно 200 лет. Первые цельные юридические конституции связаны с возникновением буржуазного общества и государства. Первыми юридическими конституциями являются Конституция США (1787 г.) и Конституция Франции (1791 г.).

По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юридический документ конституция является Основным законом государства.

Место Конституции в правовой системе РФ определяется ее верховенством, высшей юридической силой и соотношением с законами и другими правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации. Верховенство как юридическое свойство Конституции означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе ее норм является Основным законом, составляет вершину правовой системы и действует на всей территории России.

Высшая юридическая сила конституции определяется степенью ее обязательности. Особое значение это свойство конституции приобретает в условиях федеративного государства, в состав которого входят субъекты, имеющие собственные конституции. Соблюдать Конституцию РФ должны все органы государственной власти, как федеральные, так и региональные, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. Особая обязательность Конституции состоит в том, что все законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.

Для законов, иных правовых актов Конституция является юридической базой. Она устанавливает, во-первых, виды правовых актов, принимаемых государственными органами, соотношение (иерархию) таких актов; во-вторых, определяет сферу и объекты законодательного регулирования; в-третьих, прямо называет законы, которые должны быть приняты.

Непосредственно примыкают к Конституции по их правовым качествам федеральные конституционные законы. Конституционные законы в силу их особой значимости принимаются в отличие от обычных законов в усложненном порядке.

Характеристика конституции как правового документа позволяет определить ее понятие. Конституция - это Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов государственной власти, управления, суда, основные

До этого исторического события наша страна прошла несколько этапов конституционного развития. До революции 1917 г. в Российском государстве не было конституции как единого правового акта, обладающего высшей юридической силой. Конституционной истории советской России известны четыре основных закона:

  • Конституция РСФСР 1918 г. - первая социалистическая конституция, которая провозгласила государство диктатуры пролетариата, республику Советов;
  • Конституция РСФСР 1925 г. - первая конституция России как учредителя и члена Союза ССР;
  • Конституция РСФСР 1937 г., объявившая Россию социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которой составили Советы депутатов трудящихся;
  • Конституция РСФСР 1978 г., провозгласившая построение "общенародного государства" и "развитого социализма".

С принятием в 1993 г. новой Конституции РФ конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением является принятие предусмотренных Конституцией новых законов, приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также развитие конституционных норм в законах и подзаконных нормативных актах субъектов России.

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

4) Государства (РФ, субъекты Федерации).

5) Органы государственной власти:

    федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

    субъектов Федерации;

    государственные органы на местах.

6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и естьправосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

    Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.

    Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

7. Система российского права как единство и взаимосвязь его отраслей, естественно, имеет объективные основания. Но в то же время она подвержена сильному влиянию субъективных факторов, зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой законодатель и правоприменители, а также исследователи права. В своем конкретном построении система права может приобрести различные очертания. Виды отраслей права должны охватывать всю совокупность норм российского права, адекватно отражать общие и специальные закономерности их бытия и развития.

Вопрос о системе права был и остается дискуссионным. Не потерял он своей остроты и в настоящее время. Более того, система российского права требует существенной корректировки, что обусловлено переходом к новой общественной системе, к смене акцентов в целях и задачах правового регулирования общественных отношений. Федеративный характер Российского государства и соответствующая система законодательства на федеральном и региональном уровнях еще более усложняют решение данной проблемы.

Различие характера и уровней публичной власти неизбежно приводит к обособлению государственного и муниципального права, а в силу действия принципа разделения государственной власти в государственном праве формируются (либо уже сформировались) такие отрасли российского права, как парламентское; административное (регулятивное); судебное; охранительное; устанавливающее деликты (правонарушения) и соответствующие им меры юридической ответственности (см. схему).

Вершиной (фундаментом, ядром) российского права являетсяконституционное право , имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера в их единстве.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.)- Таким образом, мы можем сформулировать, что под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности. Разделим их на три группы: физические лица, негосударственные объединения и государственные образования. Рассмотрим каждую категорию более подробно. Физические лица:

1. Граждане Российской Федерации.

2. Лица без гражданства.

3. Иностранцы.

4. Лица с двойным (и более) гражданством. Негосударственные образования:

1. Органы местного самоуправления.

2. Ассоциации граждан - общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т. п.

3. Общности людей - народ в целом в Российской Федерации, население субъекта РФ, административного деления.

Государственные образования:

1. Государство в целом (Российская Федерация).

2. Субъекты Российской Федерации (края, области, республики, города федерального значения, автономии).

3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.).

4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т. п.).

5. Источники конституционного права: понятие и виды

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом

смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание

права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические

отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы,

посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы.

Формами в этом случае выступают правовые акты.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых

устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими

считаются только действующие в настоящий период правовые акты.

Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены.

После отмены акта он перестает быть источником действующего права.

Особое место среди актов, действующих на территории Российской Федерации,

занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником

отрасли. Эта ее роль обусловлена следующими факторами:

1. В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения.

2. Конституция как источник права характеризуется широтой содержания установленных в них норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

3. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

4. В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименование правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция - акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы Российской Федерации - федеральные законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятия;

4) по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом Российской Федерации.

К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как Закон о гражданстве, Закон о статусе депутата Государственной думы, Федерального собрания и др.

В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы

правовые акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации,

Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты

Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления

Правительства.

Источником отрасли являются регламенты Палат Федерального собрания, положения о

различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и

исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации:

Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России,

Декларация прав и свобод человека и гражданина.

Такие декларации имеют правовое значение. В них формируются принципы,

считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития

государства, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие

государства.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории

субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других

субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие

правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию,

структуру органов государственной власти.

Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и

федеральным законам. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к

другим правовым актам субъекта Федерации.

Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного

субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые

органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся

и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие

конституционно-правовые нормы, в частности их уставы (положения).

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить договоры.

В их числе можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора,

и органами всех видов субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и

полномочий, договоры между Российской Федерацией и Татарстаном. Такие договоры о

разграничении полномочий предусмотрены Конституцией России и могут быть

заключены с любым субъектом Федерации. Судебные решения также являются

источниками конституционного права.

Принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской

Федерации». Решения Конституционного суда обязательны на всей территории

Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных

органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,

организаций, должностных лиц и граждан.


Похожая информация.


Определение 1

Конституционное право – это определенная и установленная отрасль системы права, принятая на территории Российской Федерации. Система и номы конституционного права представляют собой определенную совокупность правил поведения, а также общеобязательных норм, которые санкционированы и установлены государственным строем. Конституционное право регулируется не только процессами исполнения правовой системы, но и различными методами принуждения.

Стоит отметить, что данная правовая система может быть подразделена на определенные отрасли права, которые способны выделяться в самостоятельные части государственного права. Если рассматривать конституционное право с точки зрения юридической науки, то можно говорить о существовании отдельного предмета и метода системы правового регулирования.

Предмет конституционного права

Предметом системы конституционного права в виде отдельной отрасли российского права являются установленные общественные отношения, которые возникают на основании связей с регулированием и закреплением:

  • Основы системы конституционного права на территории Российской Федерации. Здесь речь идет также о суверенитете форм осуществления и народа. Кроме того, основы системы конституционного российского права включают в себя: разделение властей, устройство властей, идеологическое многообразие, светский характер государственного строя, социальный характер государственного строя, а также верховенство Конституции в Российской Федерации.
  • Взаимоотношение между личностями и имеющимся государством. Здесь также речь идет о правовых основах, которые определяют статус российского гражданина, а также лиц без гражданства и иностранных граждан. Стоит отметить, что на этом же этапе формируются свободы и права гражданина и человека, а также гарантии процессов их непосредственной реализации.
  • Федеративное устройство Российской Федерации. Здесь необходимо говорить также о составе, компетенции каждого отдельного субъекта России.
  • Функционирование и процесс, направленный на организацию системы работы органов федеральной, то есть государственной власти, которые установлены на территории Российской Федерации. Кроме того, это система органов судебной власти, и органов местного самоуправления.

Замечание 1

Важно понимать, что российское конституционное право представлено в виде отрасли российского права, который является отраслью российского права и имеет определенные совокупности правовых норм, которые установлены государственным строем. Все конституционные права определяются и устанавливаются при помощи Конституции Российской Федерации.

Субъекты конституционного права в России

Основными субъектами российского конституционного права на сегодняшний день являются следующие субъекты: государство, государственные органы, государственные сообщества, государственные коллективы. Кроме того, субъектами российского конституционного права являются физические лица и все лица, которые участвуют в системе конституционных отношений. Все установленные конституционные отношения являются отражением норм национального права, то есть это общеобязательные правила поведения, которые могут регулироваться общественными отношениями.

Субъект конституционного права – лицо, организация или другое образование, за которыми законом признается способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Следует сделать акцент на том, что только закон может устанавливать и признавать то особое юридическое качество или свойство, которое позволяет лицу или организации стать субъектом правоотношения. Это качество, или свойство, называется правосубъектностью. Для того чтобы лицо имело право быть участником правоотношения, оно обязательно должно владеть кроме правоспособности еще и дееспособностью, т.е. способностью своими действиями приобретать право и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за осуществимые правонарушения (т.е. обладать деликтоспособностью).

Субъекты конституционного права делятся на две группы (схема 1.4):

  • а) физические лица;
  • б) общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы (в Италии и Словении, например, группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Физические лица различаются по своему статусу. Объем прав, предоставленных национальным конституционным правом, бывает разным и зависит от того, находится данное физическое лицо в гражданстве этого государства или явля-

Схема 1.4.

ется иностранцем либо лицом без гражданства. Соответственно, национальное конституционное право каждой отдельной страны содержит определенную совокупность правовых норм, которые регулируют порядок приобретения и потери гражданства, его статус, правовой режим иностранцев, правовой статус лиц без гражданства. Данные нормы определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Если политические права, как правило, принадлежат гражданам (хотя и этот постулат конституционного права сегодня подвергается пересмотру в странах Европейского Союза), то личные права и свободы закрепляются за всеми лицами независимо от различий в их правовом статусе.

Кроме этой группы субъектов особый характер имеет конституционная правосубъектность депутатов, прежде всего депутатов парламента. Их правосубъектность, конечно, связана с компетенцией органа народного представительства. Депутаты не являются должностными лицами, они представляют нацию и в качестве ее представителей являются органической частью представительного органа. Отдельные конституции наделяют членов парламента специальной правосубъектностью. Так, согласно ст. 69 Конституции Греции доклады в парламент "подаются через соответствующего депутата или передаются главе государства". Статья 70 Конституции Италии наделяет законодательной инициативой любого члена палаты. Из ч. 1 ст. 77 Конституции Испании вытекает, что петиции от демонстраций граждан принимаются через депутатов.

Ко второй группе субъектов конституционного права относят население государства в целом, органы государства (парламент, глава государства, правительство и др.), иногда их отдельные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), отдельные социальные сообщества (территориальные коллективы самоуправления и их органы), общественные объединения (профсоюзы, объединения лиц свободных профессий), политические партии, в некоторых государствах – церковь.

Важнейшей специфической особенностью национального конституционного права является то, что носителем прав и обязанностей может выступить население государства в целом, т.е. народ в форме публичной организации в лице государства, а также народ непосредственно как население страны, что решает многие вопросы ее государственно-правового развития. Конституционное право подавляющего большинства государств признает источником власти только народ в целом, при этом конституции нередко подчеркивают, что никакое лицо, никакая часть народа не могут осуществлять государственную власть. Свое полновластие народ реализует с помощью определенных юридических процедур: общего избирательного права, референдума, т.е. народной инициативы, и др. Государство в целом как субъект конституционного права является участником правоотношения, которое непосредственно выражает его суверенитет. Так, государство в целом выступает участником конституционно-правовых отношений в сфере судопроизводства. С этим связаны, в частности, процессуальные гарантии прав и свобод личности, реализация которых обеспечивается авторитетом государства. В таких правоотношениях государственные органы и должностные лица выступают как представители государства в целом. Примером, когда государство является субъектом конституционного права, служат правоотношения, связанные с гражданством (его обретением и прекращением). В данном случае соответствующие государственные органы и должностные лица, осуществляя свои полномочия, выступают не как самостоятельные участники правоотношения, а как представители государства в целом. Государство находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношения, и тогда, когда идет речь об отношениях федеративного государства с субъектами федерации. Оно действует или через государственные органы, или с помощью референдума.

Субъектами конституционного права являются государственные органы. Как субъекты правоотношения они наделяются определенной компетенцией согласно возложенным на них задачам (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т.п.).

Нередко конституционной правосубъектностью наделяются группы депутатов. Например, ст. 183 Конституции Португалии закрепляет за парламентскими группами права: а) принимать участие в работе комиссий Ассамблеи; б) высказываться при составлении повестки дня и обращаться к пленарному заседанию для просмотра подготовленной повестки дня; в) требовать от Постоянной комиссии содействия в созыве Ассамблеи; г) требовать создания парламентских комиссий; д) осуществлять законодательную инициативу; е) вносить резолюцию об отклонении программы Правительства; ж) вносить резолюцию недоверия Правительству; з) регулярно получать информацию непосредственно от Правительства о прохождении принципиальных вопросов, которые представляют общественный интерес.

В некоторых странах субъектами конституционного права выступают группы избирателей, которые наделены правом народной законодательной инициативы.

В конституционно-правовой сфере действуют субъекты права, которые присущи именно этой области правоотношения. Так, почти во всех современных государствах существуют территориальные самоуправляющиеся коллективы, которые имеют в своем распоряжении собственные выборные представительные органы. Эти территориальные самоуправляющиеся коллективы владеют довольно широким кругом полномочий в сфере ведения преимущественно местных дел. Они реализуют свои права через собственные органы или непосредственно с помощью референдума.

К субъектам конституционного права относят также политические партии, которые играют исключительно важную роль в формировании и практическом функционировании некоторых государств (например, ст. 4 Конституции Франции). В конституциях государств (ст. 39 Конституции Италии, ст. 28 Конституции Японии) определяется правосубъектность профсоюзов. В некоторых государствах субъектом конституционного права является и церковь (Великобритания, Швеция).

Характерной особенностью конкретных конституционноправовых отношений является то, что их субъекты – стороны неравноправные. В этих отношениях действует принцип властвования и подчинения. При этом один и тот же субъект конституционного права в разных отношениях может как иметь власть, так и быть подчиненной стороной. Так, внесение депутатом Бундестага в палату проекта закона влечет возникновение между ними конституционно-правовых отношений, а прибытие избирателя на избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между ним и участковой избирательной комиссией.

Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политико-государственного властвования в обществе.

Выводы

Предмет науки конституционного права зарубежных стран – общие закономерности конституционного развития зарубежных стран и особенности конституционно-правового регулирования наиболее важных общественных отношений в зарубежных странах.

Методы конституционно-правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Наука конституционного права зарубежных стран подробно изучает отрасль конституционного права зарубежных стран, анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития конституционного права, многие иные вопросы конституционного права.

Учебная дисциплина – понятие более узкое, чем наука. Отличие учебной дисциплины "Конституционное право" от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины – доведение до определенного круга (например, студентов) наиболее важных положений науки, т.е. не изучение отрасли, а ознакомление с ней.

Конституционное право зарубежных стран образует определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

Основной элемент системы конституционного права зарубежных стран – правовой институт – группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Основы теории конституционного права зарубежных стран включают в себя следующие основные институты:

Конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью конституционно-правовых норм – выраженных в конституции, законах, иных источниках общеобязательных правил должного или возможного поведения, защищенных принудительной силой государства.

Существенные отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права состоят в том, что конституционно- правовые нормы характеризуются: основополагающим, базовым характером, а также повышенной стабильностью.

Субъектами (т.е. участниками) конституционно-правовых отношений являются: человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства); группы людей – партии, общественные организации, собрания избирателей и т.д.; народ в целом; государственные органы; органы местного самоуправления; составные части государства – субъекты федерации, административно-территориальные образования; государство; иные субъекты.