Юстиция и министерство юстиции в рф. Образовательный портал - все для студента юриста

1. Министерство юстиции РФ: понятие, система органов.

Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, деятельности судебных приставов, нотариата, адвокатуры, органов регистрации.

Деятельность Министерства юстиции РФ регулируется нормами Положения «О Министерстве юстиции Российской Федерации».

Система органов Министерства юстиции РФ:

Центральный аппарат министерства юстиции.

Территориальные органы Министерства юстиции РФ.

Подведомственные федеральные службы и агентства:

а. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).

б. Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

в. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФГУ).

Подведомственные учреждения и подразделения:

а. Судебно-экспертные учреждения.

б. Государственная регистрационная палата.

в. Научный центр правовой информации.

г. Российская правовая академия.

д. Научно-исследовательские и иные учреждения обеспечительного характера.

Также система органов Министерства юстиции РФ отражена в таблице.

2. Компетенция Министерства юстиции РФ.

Наиболее полно полномочия Министерства юстиции отраженны в Главе 2 Положения « О Министерстве юстиции РФ».

В общих чертах, полномочия Министерства юстиции РФ сводятся к:

Деятельность в сфере принятия и контроля нормативных правовых актов.

Деятельность в сфере юридической экспертизы.

Деятельность в сфере контроля и надзора за адвокатурой и нотариатом.

Деятельность в сфере государственной регистрации.

Деятельность в сфере международно-правовых отношений.

3. Федеральная служба судебных приставов РФ: понятие и система органов.

Федеральная служба судебных приставов - государственный орган исполнительной ветви власти, реализующий полномочия по обеспечении установленного порядка деятельности судов, деятельность по исполнению судебных актов и актов других органов государственной власти.

Система органов Федеральной службы судебных приставов представлена в этой таблице.

Правовую регламентацию деятельности Федеральной службы судебных приставов РФ осуществляют нормы права отраженные в следующих нормативных правовых актах:

ФЗ «Об исполнительном производстве».

ФЗ «О судебных приставах»

4. Задачи и полномочия Федеральной службы судебных приставов РФ.

Задачами Федеральной службы судебных приставов РФ являются:

Деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции РФ, арбитражных судов РФ, КСРФ, ВСРФ, ВАС РФ.

Деятельность по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов определенных (ссылка на статью ФЗ об исполнительном производстве) органов государственной власти и должностных лиц.

Деятельность по обеспечению исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным УПК РФ к

Федеральной службе судебных приставов присущи следующие полномочия:

5. Федеральная служба исполнения наказания РФ понятие и система органов.

Федеральная служба исполнения наказания РФ - государственный орган исполнительной ветви власти, осуществляющий деятельность по контролю в сфере исполнения уголовных наказаний, функции по содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых лиц, а также, функции по их охране и конвоированию, контролю поведения условно осужденных лиц.

Система органов Федеральной службы исполнения наказания РФ представлена в этой таблице.

Федеральная служба исполнения наказаний РФ создана и регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Указом Президентом РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний.

6. Задачи и полномочия Федеральной службы исполнения наказаний.

Задачами Федеральной службы исполнения наказаний являются:

Деятельность по содержанию под стражей подозреваемых, обвиняемых, подсудим лиц.

Деятельность по контролю поведения условно освобожденных лиц.

Деятельность по охране прав и свобод осужденных и лиц, которые находятся под стражей.

Деятельность по обеспечению правопорядка и законности в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Деятельность по охране и конвоированию лиц, содержащихся под стражей.

Деятельность по созданию условий содержания под стражей в рамках правовых норм международного права.

Деятельность по организации осужденным помощи в социальной адаптации.

Деятельность по управлению территориальными органами и учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний.

Осуществляющего законность за соблюдением нормативно-правовых актов в стране, исполняющий многочисленные функции, а также обладающий рядом специфических полномочий, которые присущи лишь этому государственному звену.

XIX век: начало

Система органов юстиции Российской империи впервые была впервые введена российским императором Александром I, который издал специальный манифест «Об учреждении министерств». Данное событие произошло в 1802 году, 8 сентября. Данный нормативно-правовой акт предусматривал не только полномочия органов юстиции, но и в качестве руководителя провозглашал министра, должность которого мог занимать только генерал-прокурор Российской Империи.

Деятельность органов юстиции на тот момент состояла из подготовки законодательных актов, а также координации учреждений прокуратуры и судебной деятельности. в качестве дополнительных функций министерство осуществляло перевод, перемещение, увольнение должностных чинов, занимающих место в служебном аппарате государства. Первым и наиболее выдающимся министром юстиции стал Державин Гавриил Романович, который в своей жизни совмещал любовь к поэзии и государственную деятельность.

Непосредственное участие Министерство юстиции приняло в реализации судебной реформы, благодаря которой полномочия руководителя данного органа существенно увеличились. На момент наступления 1864 года этот элемент управления осуществлял не только руководство судебными звеньями и прокуратурой, но также занимался управлением тюремной и межевой частями, руководил нотариатом.

Роль органов юстиции в истории прослеживается благодаря отраслевым реформам, например, министерство ввело институт мирового судьи, который функционирует по сей день; принимало непосредственное участие в разработке государственной политики, а также претворении провозглашённых нормативных документов в жизнь.

XX век: послереволюционные реформы

История органов юстиции в двадцатом веке обернулась преобразованием вышеназванного ведомства в под названием «Народный комиссариат юстиции». Несмотря на коренное изменение наименования министерства, деятельность его осуществлялась в том же направлении - формирование судебных органов и подбор высококвалифицированных профессионалов своего дела. Непосредственная роль в формировании новой государственной политики советского государства заключалась в разработке и внедрении качественного нового законодательства СССР.

В 1936 году происходят радикальные изменения - прокуратура выделяется в самостоятельное ведомство. Однако в связи с подобными реформами задачи органов юстиции существенно увеличиваются в сфере систематизации и подготовке кодифицированных нормативно-правовых актов. складывался из трёх основных этапов:


Научно-исследовательские лаборатории, институты, разработки также входили в органы юстиции. Функции государственного аппарата во второй половине XX века в области законотворческой деятельности были самыми существенными по сравнению с другими ведомствами и оказывали на Правительство СССР непосредственное влияние.

В 1991 году Верховный Совет постановил впредь именовать данный орган Министерством Юстиции Российской Федерации. В 1992 году были внесены все соответствующие поправки в Конституцию государства, а также были изданы новые федеральные законы и иные подзаконные нормативно-правовые акты.

Органы юстиции: функции, понятие, место на современном этапе развития государства

На сегодняшний день органы юстиции - это неотъемлемый элемент правительственного аппарата государства. Существует огромное количество мнений о терминологическом значении слова «юстиция». Одни предполагают, что деятельность юстиции означает законную деятельность, другие считают, что перевод говорит о координации судебной деятельности. В любом случае, какая бы точка зрения ни была вам ближе, терминологическое значение слова связано с законной деятельностью, то есть той, которая носит юридический характер. Разбираясь в данном вопросе более подробно, необходимо уточнить, что терминологическое толкование слова «юстиция» в большей мере связано с историческими традициями и историей развития данного органа.

На данный момент органы юстиции Российской Федерации осуществляют функции организационно-управленческого характера. Основным регулирующим документом, осуществляющим координацию деятельности вышеназванного элемента государственного аппарата, является Положение о Министерстве юстиции РФ. Немаловажную роль в этой сфере играют многочисленные постановления Правительства РФ, а также указы главы государства.

Органы юстиции: задачи, функции, система

Органы юстиции - это государственное ведомство, на которое возложен следующий перечень задач:

Основные функции органов юстиции распределены по её системе, которая выглядит следующим образом:

  1. Министерство юстиции РФ.
  2. Органы и учреждения УИС.
  3. Министерства юстиции краёв, республик и иных регионов, входящих в состав Российской Федерации.

Министерство юстиции как главенствующий, центральный аппарат системы

Органы юстиции - это учреждения и организации, которые входят в главное Министерство юстиции страны. К таковым, как правило, относят нотариаты, органы ЗАГС, Российскую правовую академию, центры правовой информации, лаборатории по осуществлению судебной экспертизы, редакции журналов официального выпуска и так далее.

Министерство юстиции - это центральное звено, основная деятельность которого складывается из руководящих и координирующих полномочий в отношении территориальных органов и учреждений, которые входят в вышеперечисленную систему. В России статус управленца данным элементом государственного аппарата выступает Министр юстиции, который несёт персональную юридическую ответственность за полноту реализации возложенных на министерство задач.

Каким образом происходит работа «законодательной» системы? Министр юстиции вносит на рассмотрение главы государства либо Правительства РФ проекты документов нормативно-правового характера. Важно отметить, что министр вправе вносить на рассмотрение лишь те документы, которые непосредственно относятся к выполняемой им деятельности.

Что касается структуры данного государственного ведомства, то оно состоит преимущественно из управлений, департаментов и отделов. Каждое занимается отведённым ему видом деятельности в порядке, установленным нормативно-правовыми актами. В качестве примера, на данный момент, полномочия органов юстиции Российской Федерации принадлежат управлению по систематизации законодательства, управлению экспертных учреждений, отделу судебной практики и так далее.

Вспомогательная роль отводится Научному центру правовой информации, центру судебной экспертизы на федеральном уровне, а также Российской правовой академии.

Органы юстиции РФ в субъектах страны

Нетрудно догадаться, исходя из представленной выше системы, что органы юстиции Российской Федерации на региональном уровне представлены в качестве министерств краёв, республик, отделов субъектов РФ. Каждым регионом определяется самостоятельно возглавляющая данное министерство должность начальника или министра.

Все органы юстиции на местах, независимо от формы их образования, подчиняются Министерству юстиции и другим федеральным исполнительным органам государственной власти. Полномочия органов юстиции на местах во многом сходны с деятельностью центрального аппарата, так региональные органы юстиции задачи, функции выполняют следующим образом:

  • Осуществляют нормотворческую деятельность в незапрещённых законом пределах.
  • Организуют работу нотариата на местах.
  • Осуществляют лицензионную деятельность: выдачу лицензий, контроль за сроком действия, применение юридических мер ответственности к лицам, нарушивших законодательство и так далее.

В дальнейшем планируется возложить на органы субъектов полномочия по организации обеспечения материально-технической базы для мировых судов.

Основные направления деятельности органов юстиции в субъектах заключаются в:

  1. Правовом обеспечении нормотворческой деятельности.
  2. Осуществление государственной регистрации локальных нормативных актов как органов государственной власти, так и юридических и физических лиц (регистрация сделок с недвижимостью, запись актов гражданского состояния и так далее).

Роль министерства юстиции в нормотворческой деятельности органов правительства

Одной из главнейших сфер деятельности (понятие органов юстиции это подтверждает) является нормотворческая.

Осуществляя поручения президента Российской Федерации, представители Министерства участвуют в экспертизе по проверке соответствия нормативно-правовых актов на предмет законности по отношению к вышестоящим правовым документам. Причём это относится лишь к тем актам, которые направляются на подпись президенту страны и ещё не прошли стадию официального опубликования. К данной отрасли также относятся полномочия по рассмотрению предложений Правительства РФ по вопросу совершенствования законотворческой деятельности. Уполномочено Министерство юстиции и давать заключения о необходимости разработки того или иного законопроекта, обосновывая свою точку зрения в письменном виде.

Исходя из вышесказанного, неудивительно, что органы юстиции Российской Федерации обладают полномочиями по самостоятельной разработке законопроектов, которые впоследствии вносятся на рассмотрение в Правительство РФ. Юридическая экспертиза по проверке законности нормативно-правовых актов заключается в том, что в случае выявления каких-либо несоответствий (Конституции РФ, федеральному законодательству и так далее) органу, принявшему данный документ, выносится мотивированное заключение. Вследствие этого каждый орган, который принял тот или иной правовой акт, обязан отправлять копию на рассмотрение в Министерство юстиции.

Ещё одним направлением деятельности является осуществление работы, связанной с систематизацией законодательства. Так, юстиция в РФ содержит Единый банк нормативных актов государства, где каждый желающий может ознакомиться с той или иной нормой. Кроме того, Министерство юстиции является непосредственным участником в деятельности по составлению и изданию Свода законов РФ.

Контроль за ведомствами и учреждениями на местах

Реализация данной функции непосредственно связана с нормотворческой деятельностью органов юстиции, так как контроль осуществляется в том числе и посредством проверки соответствия ведомственных НПА Конституции РФ, федеральному законодательству и постановлениям Правительства. Только после полной проверки «местного» законопроекта с согласия органов юстиции он проходит стадию официального опубликования. Те акты, которые не прошли регистрацию, однако, вопреки несогласию органа юстиции, были обнародованы, не имеют юридической силы, а, следовательно, их несоблюдение не влечёт ответственности.

Контроль местных органов также осуществляется путём государственной регистрации их уставов: общероссийских, межрегиональных, международных объединений. Также к данной категории относятся религиозные организации. В случае отказа в государственной регистрации религиозного образования оно должно немедленно прекратить свою деятельность, в противном случае объединение приобретает статус религиозной секты, которая не имеет права на существование в России.

Другой формой контроля является реализация государственных полномочий в сфере регистрации коммерческих и некоммерческих организаций. Все необходимые данные подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.

Служба судебных приставов как структурный элемент аппарата Министерства юстиции

Многочисленные проблемы органов юстиции связаны с тем, что они обладают обширным кругом полномочий, разграничить которые между отделами или ведомствами представляется весьма затруднительным. Для того чтобы внести ясность в структуру функционирующего аппарата, необходимо упомянуть об отдельном ведомстве, который входит в систему Минюста - это

Основная деятельность этого структурного подразделения направлена на обеспечение соблюдения порядка проведения судебных заседаний, исполнение уголовного наказания в виде штрафа, а также реализацию иных принудительных мер.

Организация и координация деятельности данного ведомства содержатся в ФЗ «О судебных приставах», а также в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность исполнительного производства.

В состав этого структурного подразделения входят:

  1. Главный департамент судебных приставов, относящихся непосредственно к Минюсту РФ.
  2. Служба судебных приставов военных судов.
  3. Служба судебных приставов, располагаемые на местах в субъектах: в районных или межрайонных подразделениях.

Все приставы подразделяются на две группы, в зависимости от выполняемых ими функций:

  • Приставы, которые обеспечивают установленный порядок деятельности и функционирования судов, судебных заседаний.
  • Приставы, которые уполномочены осуществлять исполнение уголовного наказания в виде штрафа, а также иные решения суда.

В целях реализации возложенных полномочий судебные приставы обладают законными основаниями применения физической силы, например, для обеспечения порядка в зале судебного заседания.

Уголовно-исполнительная система как один из элементов юстиции

Уголовно-исполнительная система представлена Центральным аппаратом, главная задача которого - осуществлять координирующую деятельность и разработку государственной политики в сфере исполнения и отбывания уголовных наказаний. Помимо руководящего органа, в УИС присутствует огромное множество учреждений, непосредственно исполняющих уголовных наказания, а также применяющих иные меры уголовно-правового характера. Центральный аппарат представлен в виде отдельного ведомства под названием Федеральная служба исполнения наказаний, которая также обладает определённой иерархичной структурой.

Деятельность УИС складывается из следующих направлений:

  1. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы. Как правило, основная роль здесь отводится структурным подразделениям в лице уголовно-исполнительных инспекций, которые ведут учёт, контроль исправления лиц, осуждённых к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы и так далее.
  2. Исполнение уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества , организация деятельности учреждений по исполнению и отбыванию наказания в виде лишения свободы в определённом судом виде исправительного учреждения.
  3. Выполнение по постановлению суда меры пресечения в виде заключения под стражу путём организации функционирования следственных изоляторов, а также ряд иных полномочий.
  4. Осуществление сотрудниками УИС конвоирования осуждённых к лишению свободы.
  5. Ресоциализация осуждённых и возвращение их в общество после отбытия уголовного наказания.

Важно отметить, что вышеизложенный перечень деятельности не является исчерпывающим, так как уголовно-исполнительная система представлена разрозненной ветвью организаций различного характера, в том числе и научно-исследовательских институтов ФСИН, высших учебных заведений, контролирующих органов и так далее.

Министерство юстиции Российской Федерации - правоохранительный орган государства, чья деятельность направлена на укрепление законности, безопасности и правопорядка в Российской Федерации.

Правовое положение министерства юстиции РФ регламентируется рядом правовых актов, а именно: Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации», Положением о министерстве юстиций Российской Федерации от 4 ноября 1993 года № 1187, Постановлением правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года № 1177 «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации», а также иными нормативными актами.

Систему министерства юстиции составляют: Министерство юстиции Российской Федерации, территориальные органы Министерства юстиции РФ (Министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) юстиции краев, областей, автономных округов, городов

Москвы и Санкт-Петербурга, учреждения и организации, подчиненные Министерству юстиции РФ (нотариат, лаборатории судебных экспертиз, загсы, учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

К основным функциям Министерства юстиции относят- 1.

Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности. Министерство юстиции осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов, вносимых в Федеральное Собрание Правительства Российской Федерации в порядке законодательной инициативы. 2.

Проведение юридической экспертизы правовых актов. В случае установления несоответствия правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или Федеральному закону Министерство юстиции представляет мотивированное заключение в орган государственной власти, принявший данный акт, и в соответствующие федеральные органы государственной власти. 3.

Государственная регистрация ведомственных нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти. Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, Федеральным законам РФ, Указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации; ведет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер; осуществляет контроль за своевременностью и

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Государственная регистрация уставов общественных объединений и религиозных организаций. Функция по государственной регистрации уставов общественных объединений возложена на органы юстиции Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года1. 5.

Государственная регистрация юридических лиц. В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица подлежат регистрации в органах юстиции в установленном законом порядке. 6.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Исполнение этой функции предполагает:

проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

проверку наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

государственную регистрацию права;

выдачу документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

выдачу информации о зарегистрированных правах.

1 СЗ РФ. 1997. № 39.

167 7. Государственная регистрация актов гражданского состояния.

Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое положение граждан.

Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.

органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;

порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;

порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния;

порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния;

порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг).

Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 8.

Обеспечение установленного порядка деятельности судов. На основании Федерального закона «О судебных приставах» Министерство юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов. На судебных приставов возложено решение задач по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению су-

1 СЗ РФ. 1997. Ко 47

дебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве1 от 21 июля 1997 года.

9. Обеспечение исполнения уголовных наказаний. Органы уголовно-исполнительной системы переданы в ведение Министерства юстиции в 1997 году. Во главе уголовно- исполнительной системы стоит Главное управление исполнения наказаний (ГУИН), на которое возложены функции по созданию, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также предназначенных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы предприятия, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные уч- реждения. 10.

Обеспечение кадрами органов и учреждений юстиции, повышение квалификации кадров. Министерство юстиции сотрудничает с образовательными учреждениями по вопросам подготовки кадров, организует подготовку и повышение квалификации для федеральных органов исполнительной власти и т.д. 11.

Реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности. 12.

Руководство деятельностью судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений юстиции. 13.

Участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан. Министерство юстиции участвует в представлении предложений, согласованных с Министерством иностранных дел, о заключении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи юридическим и физическим лицам по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями.

169 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

14. Регулирование сферы правового обслуживания. Министерство юстиции и органы юстиции сотрудничают с объединениями и организациями адвокатов (контролируют соблюдение коллегиями адвокатов юридической помощи гражданам и организациям, обобщают практику работы коллегий адвокатов, издают инструкции и методологические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры и др.).

Министерство юстиции возглавляет министр, который назначается в установленном законом порядке Президентом Российской Федерации. Министр юстиции обладает следующими полномочиями:

вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов;

издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения;

дает указания и проверяет их исполнение;

назначает и освобождает руководителей краевых, областных, городов Москвы и Санкт-Петербурга органов юстиции, а также назначает и освобождает от должности работников центрального аппарата министерства и руководителей подведомственных министерству учреждений и организаций;

присваивает классные чины работникам центрального аппарата министерства, органов и учреждений юстиции, а также представляет в установленном порядке к присвоению классных чинов и воинских званий;

руководит коллегией Министерства, являющейся совещательным органом. Коллегия на своих совещаниях рассматривает вопросы деятельности Министерства.

осуществляет другие полномочия, предоставленные законом.

Министр юстиции имеет заместителей, между которыми он сам распределяет обязанности.

В составе Министерства юстиции имеются различные департаменты (конституционный, социальный, судебных приставов я другие). Возглавляют департаменты соответствующие руководители. Департаментам подчинены службы. В состав Министерства юстиции входят Федеральный центр судебных экспертиз, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия, Научно-консультативный совет, редакции журналов «Хозяйство и право», «Человек и закон», газеты «Юридический вестник», «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ».

Еще по теме § 1. Министерство юстиции Российской Федерации:

  1. Ким Александра Владимировна. ПРАВОВАЯ И АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва - 2017, 2017

Министерство юстиции Российской Федерации является органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в установленной сфере деятельности, а также занимается нормативно-правовым регулированием. Кроме того, реализация функций Минюста распространяется также на сферу исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций и отделений международных организаций.

Министерство юстиции Российской Федерации регулирует законность деятельности общественных объединений и политических партий. Ведомство осуществляет установленные законом функции в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов. Структурными подразделениями Минюста являются Центральный аппарат и Территориальные органы министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно законодательству Российской Федерации, Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Министром юстиции в России является Коновалов Александр Владимирович.

Официальная страница министерства находится по адресу http://minjust.ru/ ​ и содержит детальную информацию о структуре ведомства, составе руководства, деятельности министерства, обращениях граждан и государственных услугах, оказываемых министерством. Отдельное место занимают онлайн-сервисы, горячая линия для обращения граждан и справочные материалы по вопросам взаимодействия с МВД России.

Соглашения с АРПОиС РФ

Взаимоотношения с органами государственной власти и управления, иными социальными институтами Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб выстраивала на протяжении всего периода своего существования. Учитывая значительный социально-политический вес АРПОиС РФ, огромный потенциал ее руководителей и большую деловую активность за эти годы подписано большое количество соглашений о сотрудничестве с различными министерствами, ведомствами, общественными организациями, союзами, ассоциациями и другими формами организаций. Больше двадцати лет Ассоциация реализует целевые проекты в тесном сотрудничестве и продуктивной совместной работе с Минюстом Российской Федерации.

Соглашения с профильными министерствами и ведомствами заключены с учетом стратегии и тактики развития Ассоциации, уточняют взаимные интересы и прописывают конкретную программу действий. Эти соглашения действительно работают, удовлетворяя взаимную необходимость в сотрудничестве. За каждым большим субъектом отношений (министерство, ведомство и т.д.) закреплен конкретный куратор из числа руководства Ассоциации, ее вице-президентов, членов Президиума.

Сотрудники Министерства юстиции Российской Федерации имеют непосредственное право быть членами АРПОиС РФ, получать юридическую, социальную и профессиональную поддержку со стороны Ассоциации, пользоваться всеми правами, предусмотренными ее уставом. Также члены АРПОиС РФ из числа сотрудников Минюста России имеют уникальную возможность напрямую обратиться к главе Министерства юстиции Российской Федерации с вопросами, касающимися их профессиональных интересов и трудоустройства.

Минюст занимается государственной регистрацией нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Наконец-то мы дошли до самого юридического из всех министерств, которое действует на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации . У него есть много важных и полезных для нас функций, поэтому рассмотрим их по порядку.

1. Минюст занимается государственной регистрацией нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти , которые касаются прав, свобод и обязанностей человека, или устанавливают правовой статус организаций или имеют межведомственный характер. Во 2 главе уже говорилось, что если они не зарегистрированы Минюстом, то не вступают в силу и не могут применяться.

2. Минюст руководит Службой судебных приставов , которая занимается принудительным исполнением судебных решений. Ею руководит Главный судебный пристав - заместитель Министра юстиции РФ.

В нее входят: департамент судебных приставов Минюста, служба судебных приставов Управления военных судов Минюста, службы судебных приставов субъектов Российской Федерации, а также районные, межрайонные и т.д. подразделения судебных приставов.

И здесь все обстоит очень просто: на нижестоящие подразделения судебных приставов нужно жаловаться в вышестоящие.

3. Минюст занимается исполнением уголовных наказаний , содержанием подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охраной, этапированием и конвоированием, а также контролем за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Раньше эту работу выполняло МВД, но теперь ею занимается Минюст.

4. Минюст руководит работой судебно-экспертных учреждений , правда, учреждения, проводящие судебные экспертизы есть и в других ведомствах (например, Экспертно-криминалистический центр при МВД РФ и т.д.). Главным экспертным учреждением Минюста является Федеральный центр судебных экспертиз РФ, находящийся в г. Москве. В регионах экспертизы проводят экспертные центры, лаборатории и т.д.

5. Минюст наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий , контролирует исполнение ими своих обязанностей, выдает им лицензии, и т.д.

Контролем за нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, занимаются органы юстиции, а за нотариусами, занимающимися частной практикой - нотариальные палаты.

Определение . Нотариальная палата - это некоммерческая и негосударственная организация, в которую входят все нотариусы, занимающиеся частной практикой. Поэтому можно сказать, что в лице нотариальной палаты нотариусы контролируют сами себя и они редко бывают к себе слишком строги.

6. Минюст ведет реестры адвокатов и участвует в работе адвокатских палат. При этом Минюст руководствуется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" 35 .

Определение Адвокатские палаты - это некоммерческие организации, членами которых являются адвокаты, именуемые в законе “независимыми советниками по правовым вопросам”. Палаты создаются в каждом субъекте федерации и, кроме того, существует Федеральная палата адвокатов РФ.

Об адвокатах и о контроле за ними мы поговорим в 6 главе.

7. Минюст удостоверяет подлинность подписи нотариуса и его печати при легализации документов . Документы, полученные из другого государства, должны быть легализованы, т.е. специальный орган (в нашей стране это Минюст) должен подтвердить подлинность печатей и подписей на них, поскольку органы другого государства не имеют возможности проверить ее сами.

Легализация - это сложная процедура, поэтому в некоторых международных договорах предусматривается, что подписавшие их государства принимают друг у друга официальные документы без легализации, если на них есть апостиль т.е. штамп, подтверждающий подлинность подписей и печатей .

Наконец есть страны, которые принимают документы даже без апостиля, но на это должно быть специально указано в международных договорах

8. Минюст регулирует работу по регистрации актов гражданского состояния , которой занимаются органы ЗАГСа .

Определение . Актами гражданского состояния называются рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

9. Минюст является уполномоченным органом по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Недвижимость, (т.е. земельные участки, недра, и все, что прочно связано с землей, иными словами, вещи, которые нельзя переместить без ущерба для их назначения, в том числе леса, здания, сооружения) - это наиболее ценные и важные для общества вещи. Поэтому права на них регистрируются государством в особом порядке .

Регистрацию проводят специальные органы юстиции, которые создаются субъектами федерации. Например, в Москве это Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Москвы, а в Московской области - Московская областная регистрационная палата.

Минюст контролирует их работу, оказывает им помощь, а также назначает и освобождает от должности регистраторов по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации.


Утверждено Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954