Соотношение принципов и правил. Правило правдивости. Правило конфиденциальности. Понятие врачебной тайны. Правила информированного согласия. Основные принципы биомедицинской этики

Обратимся к словарю: Конфиденциальность касается хранения секретов. Секрет – знание, которое человек имеет право или обязанность скрывать.

Положение о конфиденциальности диагностической информации введено, в частности, в Законе Российской Федерации Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вся информация, получаемая в процессе обучения и обследования, должна быть конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

Личное дело учащегося, письменные документы, видео- и магнитофонные записи, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить доступ к ним лиц, не имеющих отношения к работе с этим человеком и не обладающих специальными полномочиями. Если учащиеся не достигли совершеннолетия или считаются не способными позаботиться о себе, педагоги и психологи должны получить разрешение родителей или опекунов.

Преподаватель должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали свою личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка, а не видели в этом лишь вину ребенка, которого за это можно и нужно наказывать.
Все, что касается условий жизнедеятельности учащегося и его родителей, их личностных качеств и проблем является конфиденциальной информацией.
При работе с детьми имеющими ограниченные возможности очень важно, чтобы ребенок знал, что может доверять специалисту любую информацию и не боялся ее разглашения.

Принцип конфиденциальности – это один из ведущих принципов в педагогической работе, который определяет следующие нормы и стандарты поведения в деятельности специалиста.

Осознанные педагогические позиции

1. Устанавливать позитивные контакты с семьей.

2. Организовать консультации для родителей с целью повышения педагогической компетентности.

3. Соблюдать конфиденциальность и такт при обсуждении личности ребенка.

4. Знакомить родителей с письменными материалами о их детях.

5. Обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания.

Принципы деятельности

1. Тщательное осмысление и обсуждение участия родителей в работе ОУ с целью исключения давления, некорректного обращения, наносящего вред непрофессионализма.

2. Предоставлять право родителям на выбор ОУ и участие в его деятельности.

3. Сообщать родителям о возможных травмирующих ситуациях, проблемах в развитии ребенка.

4. Всегда сообщать родителям о любого вида диагностике, проводить которую следует только с их согласия.

5. Получив полную информацию о членах семьи, ограждать ребенка от лиц, которые могут нанести ущерб личности.

6. Не использовать взаимодействие с семьей, с целью улучшения положения (материального) педагога.

7. Не вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) информировать соответствующие органы с целью своевременного оказания помощи.

8. Знакомиться с объективным положением ребенка в семье, знать социальный статус семьи и материальное положение.

Из личного опыта могу сказать, что с детьми установить контакт гораздо проще, чем с их родителями. Потому что детская психика более «пластична», легче поддается коррекции, чего нельзя сказать о возможностях взрослой психики. Так как у них чаще всего уже сформировано ограниченное восприятие окружающей действительности. Поэтому общение с родителями строю следующим образом: обязательная встреча - консультация с мамой, где знакомлю её с достижениями и успехами ребенка, где мы обговариваем специфические, социальные и медицинские проблемы и потребности данной семьи с её особыми психологическими и иными обстоятельствами и трудностями. (обговариваем проведение, контрольных работ, чтобы это не навредило самочувствию ребенка, не совпало с посещением врача; обговариваем мат. возможности, использование эл учебников и т.д.)

Завершить свое выступление хочу следующими словами «…Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери. Задача школы и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - это высказывание В. А. Сухомлинского в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех совместной деятельности родителей и педагогов.

означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

4.1. Правило кодирования сведений психологического характера . Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчётом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передаётся заказчику по акту , если это необходимо по условиям работы.

4.2. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получивших доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

4.3. Правило корректного использования сведений психологического характера .

Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать , и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

5. Принцип осведомлённого согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.

1.4. Права и обязанности психологов

Психолог должен принимать активное участие в решении вопросов научной, социальной, производственной жизни. В его обязанности входит следующее.

1. Повышать средствами психологии производительность труда и качество продукции, снижать материальные, энергетические, временные затраты и затраты рабочей силы.

2. Содействовать психологическими средствами внедрению социальных, технических и других нововведений.

3. Улучшать качество подготовки специалистов путём применения психологической профориентации, профконсультации, профотбора, профобучения и психопрофилактики.

4. Добиваться снижения текучести кадров, формирования стабильных коллективов, опираясь на психологические закономерности этих явлений.

5. Добиваться возвращения к активной трудовой и социальной жизни людей, нуждающихся в психологической реабилитации, психологической консультации по профессиональным вопросам и по проблемам личной и общественной жизни.

6. Стремиться к... психологической оптимизации параметров окружающей среды, оборудования, технологических процессов.

7. Прогнозировать социально-психологические последствия социальных, научных и технических инноваций.

8. Развивать теоретическое и методическое обеспечение [своей деятельности].

9. Руководствоваться в своей работе этическими принципами и правилами и законом «не навреди».

Психолог имеет следующие права.

1. Получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых.

3. Участвовать в работе комиссии по обсуждению и согласованию проектов, уставов, законов и др.

4. Проводить исследование причин происшествий, аварий, различного рода событий и докладывать результаты на заседаниях комиссий по их расследованию.

5. Принимать участие в работе по совершенствованию методов воспитания, обучения и внедрять их в практику.

6. Участвовать в работе приёмных, квалификационных, аттестационных комиссий в качестве их члена.

7. Изучать и добиваться в случае необходимости изменения эксплуатационных характеристик оборудования, параметров технологических процессов, окружающей рабочей среды.

8. Использовать материалы своей работы в процессе индивидуально-психологического консультирования на предприятиях, в школах, в консультациях, в лечебных учреждениях, сообщать о них на конференциях, съездах и в печати.

9. Разрабатывать новые методы психологической работы и получать на них авторские права со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.А. Введение в практическую психологию. М., 1990

2. Вопросы психологии, 1989, №3 и 1986 № 3.

4. Вопросы психологии,1990. N 5, 6. С.148-153.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:Изд-во МГУ,1988,с.7-19.

6. Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное // Вопросы психологии, 1995, № 2, с. 118-124.

7. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева. Изд. 2-е, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000. С. 545-552.

Контрольные вопросы

1. Назовите внешние функции профессионального сообщества психологов.

2. Назовите внутренние функции профессионального сообщества психологов.

3. Каковы основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога?

4. Назовите основные принципы работы психолога.

5. Что относится к правам практического психолога?

6. Каковы обязанности практического психолога?

Лекция 2. Личность психолога и её связь с особенностями выполняемой деятельности.

Вопросы:

Личность психолога-теоретика и психолога-практика.

Идея самоктуализирующейся личности в психологии.

2.1. Личность психолога-теоретика и психолога-практика

Психология относится к профессиям типа «человек – человек» . Это одна из таких профессий, в которых тесно связаны профессиональные и личностные качества. Выделяют два типа профессиональных психологов – психолог-практик и психолог-теоретик.

Долгое время психология была теоретической и экспериментально-прикладной наукой. Сейчас в самосознании психологов происходят процессы, которые свидетельствуют о внутрипрофессиональном разделении труда (Е.А.Климов). Наряду с психологами традиционного типа, производящими научную психологическую информацию появился тип психолога-практика. Этот процесс нашел свое отражение и в том, что на факультете психологии МГУ существуют два варианта учебного плана: «Психолог. Преподаватель» и «Психолог. Практическая психология».

Таким образом, психология есть область производства информации и одновременно - область производства полезных действий определенного рода. Эти области взаимосвязаны.

Однако эта взаимосвязь не является полной по ряду причин. Теоретики далеко не всегда учитывают запросы практики, а психологи-практики часто не располагают необходимыми сведениями, или по причине их недоступности, разбросанности по специальным изданиям, или по причине нехватки времени на их изучение у практического психолога. Существует и такая причина, как игнорирование практиками теоретических законов и научно-экспериментальных данных. Эта тенденция зарождается уже в стенах вуза, хотя общеизвестно, что теория без практики мертва, а практика без теории слепа. Иногда возникает такая ситуация, когда психология в индивидуальном исполнении отдельных специалистов вообще ни жива, ни мертва. В таких случаях исследования проводятся ради них самих или на потребу дня, для удовлетворения спонтанно возникающих запросов практики без глубокого осмысления причин вскрытых фактов.

Знание теории и практики, владение навыками экспериментально-исследовательской работы необходимо всем психологам - и теоретикам, и практикам. При этом важно исключить внутрипрофессиональные распри типа «Кто самый нужный?» (Е.А.Климов).

Поиск фундаментальных закономерностей с одной стороны и работа психолога-практика с другой требуют разных складов личности профессионала. Это связано с различием продукта работы психолога. Для теоретика продукт это новые факты, раскрытие содержания новых феноменов, систематизация понятий, разработка концепций. Человек при этом рассматривается как объект экспериментального исследования, характеристики которого следует подвергнуть анализу. Психологом–практиком человек рассматривается как целостный предмет внимания и заботы , ради которого мобилизуются различные ресурсы науки.

Различны и личностные качества психологов - практиков и теоретиков (Е.А.Климов). Психолог-практик должен быть контактным, инициативным в общении, эмпатичным, терпимым, наблюдательным, хорошим организатором ситуации общения. Он должен держать в памяти много фактов поведения человека и множество теоретических знаний, обладать хорошим распределением и переключением внимания. Психолог, занятый фундаментальными исследованиями , должен обладать способностью сосредоточиться на узких и, возможно, бесполезных в настоящее время для практики вопросах. Он должен обладать способностью видеть скрытые связи, отличаться аналитичностью и глубиной мышления, уметь обобщать разрозненные факты.

Часто говорят о том, что основным рабочим инструментом психолога является его личность. В.Ф.Петренко проведено исследование, выявляющее профессиональные представления студентов-психологов о людях своей профессии (по предлагаемому списку качеств). Выявлено несколько факторов, которые представлены ниже в обобщенном виде.

1 фактор «настоящий парень»;

2 фактор отражает образ сдержанного корректного «правильного» человека;

3 фактор - фактор деловитости;

4 фактор - фактор социальной зрелости, опыта;

5 фактор – фактор норматива.

Таковы представления студентов о людях своей профессии. В психологии существует некий эталон, «идеальный» человек - это представления о самоактуализирующейся личности, выработанные в гуманистической психологии.

2.2. Идея самоактуализирующейся личности в психологии.

Идея самоактуализирующейся личности разрабатывалась американскими психологами Карлом Роджерсом (1902-1987) и Абрахамом Маслоу (1908-1970).

С точки зрения А.Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Самоактуализация – наиболее полное раскрытие способностей и реализация скрытого в человеке потенциала. Потребность в самоактуализации А.Маслоу считает наивысшей человеческой потребностью. По его мнению, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Что же такое самоактуализирующаяся личность? А.Маслоу изучал людей, достигших жизненного успеха (каждый понимал его по своему), людей, которые могут считаться здоровыми в психологическом отношении. Обобщив полученные данные, он выделил следующие черты, присущие этим людям: - объективное восприятие реальности;

Полное самопринятие (принятие себя таким какой есть);

Увлеченность каким-либо делом, преданность чему-либо или кому-либо;

Спонтанность – простота и естественность в поведении;

Потребность в уединении, самостоятельности, независимости;

Интенсивный мистический и религиозный опыт, опыт высших переживаний. Под высшими переживаниями понимается сильное и необычное чувство любви, наслаждения от общения с природой и с произведениями искусства;

Принятие другими таких какие они есть, доброжелательное и сочувственное отношение к людям;

Нонконформизм (сопротивление внешнему давлению);

Демократический тип характера;

Потребность в творчестве, творческое отношение к жизни;

Высокий уровень социального интереса.

По мнению А.Маслоу, люди, имеющие такие черты, составляют не более 1% населения в американской популяции. Обычно это люди среднего и старшего возраста. Они, как правило, не подвержены неврозам.

Таков один из эталонов личности, выработанный в психологии. Познакомимся еще с одним эталоном. Согласно К. Роджерсу, психологическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

Открытость по отношению к новому опыту любого типа;

Намерение жить полной жизнью в любой ее момент;

Способность прислушиваться больше к собственным инстинктам, к интуиции, чем к рассудку и мнению окружающих;

Чувство свободы в мыслях и поступках;

Высокий уровень творчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вопросы психологии, 1986, № 3.

2. Вопросы психологии, 1989, №3.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996.

4. Овсянникова В.В. Динамика "Образа своей профессии" в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии.1981. № 5.С. 133-137.

5. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. Изд. 2-е, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000. С. 545-552.

6. Петренко В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии, 1986,№ 3, с. 133.

7. Человек и профессия. Л.: Лениздат, 1984. Вып. 8.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные особенности психолога- теоретика?

2. Назовите характерные черты психолога-практика?

3. Чем обусловлены различия в личности психолога- теоретика и психолога-практика?

4. Назовите 7-8 черт самоактуализирующейся личности.

Взаимоотношения между людьми строятся на различных принципах. Среди них существует принцип конфиденциальности информации, которого часто придерживаются государственные работники и деловые люди, однако и в личных отношениях он действует..

В обыденной жизни под конфиденциальностью понимается сохранение тайны или секрета. Люди вынуждены скрывать некоторую информацию о себе. Это сделано для того, чтобы ею не воспользовались в корыстных или злых целях. Человеку приходится скрываться, недоговаривать, не раскрываться полностью, что является нормальным явлением, как и то, что у него есть тайное желание найти такое лицо, которому можно доверить тайну и быть уверенным, что секрет останется при нем.

В личных отношениях сохранение тайны и является конфиденциальностью. Здесь речь в первую очередь идет о доверии, когда человек рассказывает ранимое и сокровенное другому в надежде, что все сказанное останется между ними. Человек волен сам выбирать, кому раскрывать свои секреты. Но если секреты раскрывают перед конкретным лицом, значит, они предназначены лишь для его ушей и ни для чьих более. Не теряйте доверия к себе, поскольку в следующий раз вам могут ничего не рассказать, если будут знать, что потом эти тайны станут известными всем.

Во-вторых, это вопрос открытости. Есть такие моменты в жизни каждого человека, которые он бы не хотел разглашать. Поэтому они и называются тайнами, поскольку не предназначены для широкого круга лиц. Хотели бы вы, чтобы самое сокровенное, что у вас есть, знали все люди? Хотели бы вы, чтобы ваши тайны стали известны всему миру? Если вы хотели бы свои секреты оставить втайне, тогда не удивляйтесь, что другие люди хотят того же самого. Если вам рассказывают некий секрет, то он предназначен именно для вас, а не для оповещения всему миру.

Сохраняйте тайны, которые вам доверяются. Таким образом, вы будете знать больше, нежели бы вы сплетничали за спинами людей, которые не захотели бы вам больше ничего рассказывать.

Что такое конфиденциальность?

Обычно в профессиональных кругах используется такой термин, как конфиденциальность. Что это такое? Это доверие, сохранение тайны или важной информации, откровенность. Простыми словами, конфиденциальность – это сохранение той информации, которая была высказана другим человеком, втайне от других ушей, глаз. Данного принципа придерживаются люди многих профессий:

  • Психологи, которым рассказывают пациенты свои сокровенные тайны и глубинные мотивы.
  • Юристы, которые получают приватную информацию о своих клиентах и обязуются ее не разглашать.
  • Врачи, которые присягаются о неразглашении диагнозов и методов лечения конкретных лиц, которые обращаются к ним за помощью.
  • Деловые люди, которые вынуждены хранить втайне всю информацию, полученную на деловых переговорах с целью сохранения доверия к себе.

Конфиденциальность очень важна в мире, где сеть Интернет уже не способствует сохранению тайн и секретов. Жизнь многих людей выставлена напоказ. О каких секретах здесь можно говорить? Если раньше распространением конфиденциальной информации занимались сплетники, соседи, враги, то сегодня достаточно сети Интернет, где можно найти практически все, что в нее запускается.

Человек вынужден молчать, если он желает, чтобы некую информацию о нем никто не знал. Однако молчать очень сложно, а порой и невозможно, особенно если речь идет о необходимости лечиться или предоставлять личные данные в государственные органы. Здесь очень важно, чтобы предоставленная информация в любом виде была сохранена в том формате, на который согласился человек.

Почему человек нуждается в сохранении важной информации втайне?

  1. Потому что ее можно использовать в злых умыслах. Чтобы у других лиц не было достаточно инструментов для причинения вреда человеку, необходимо, чтобы информация оставалась втайне и выдавалась лишь по необходимости.
  2. Потому что она причиняет боль. Здесь речь скорее идет о душевных секретах. Если человек раскроет некую информацию о себе, то ею можно его «уколоть», душевно ранить. Данная информация часто выдается близким родственникам, друзьям или психологам. Здесь важно соблюдать определенные принципы сохранения чужой тайны.

Во-первых, человек, раскрывая свою тайну, желает, чтобы любая ее фиксация оставалась у того индивида, которому она выдается. Если это друзья, тогда им выдается информация в виде слов – человек хочет, чтобы эти слова дальше не передавались другим лицам. Если это психолог, тогда он может письменно что-то фиксировать, делать аудио- или видеозаписи. Данный материал должен быть в руках только у психолога и не попадаться на глаза других людей.

Важно перед тем, как душевно общаться или проводить консультацию, обговорить вопрос, как именно можно фиксировать любую информацию, которая будет оглашена в течение беседы. Также здесь важно обговорить другой вопрос: кому данную информацию можно передавать еще? Пусть человек, который раскрывает свои данные и тайны, сам скажет, кому еще можно рассказать их. Если его просьба будет нарушена, тогда речь идет о разглашении конфиденциальной информации.

Конфиденциальность – это сохранение тайны другого человека, который ее раскрывает. В профессиональных кругах конфиденциальность является одним из главных принципов, на которых устанавливается доверие между обычным человеком и тем лицом, органом, организацией, в которую он обращается.

Можно использовать тайную информацию лишь в научных целях. Она при этом не должна содержать никаких данных, по которым можно определить лицо, о котором идет речь. Здесь не выдается имени, контактной информации и прочих данных, которые указывают на конкретное лицо. Также конфиденциальная информация может быть использована правоохранительными органами в крайнем и законном случае. В остальных ситуациях каждый профессионал, который обязуется сохранять конфиденциальные данные, должен придерживаться обещанного слова.

К сожалению, сохранение конфиденциальности даже при всех нынешних мерах остается под вопросом. Существует множество способов того, из-за которых происходит «утечка» информации и попадание ее в чужие руки.

  • Друзья могут рассказать чужие секреты, не удержав своих языков за зубами.
  • Записи могут попасть в руки третьих лиц, которые знают пароли или имеют ключи от тех систем, где хранится информация.
  • Данные попадают в руки недобросовестных работников, которые в своих корыстных целях ее используют, нарушая трудовые обязанности.

Конфиденциальность очень легко нарушается, поскольку информация в любом виде имеет контакт с человеком, который является неидеальным и может совершать ошибки.

Принцип конфиденциальности

Главный принцип конфиденциальности заключается в том, чтобы информация, которая раскрывается одним человеком другому, далее не разглашалась и не распространялась по инициативе того лица, который ее получил. Разглашать собственные тайны имеет право только ее владелец. Другие лица могут ее лишь воспринимать или получать, но не распространять далее.

Анонимность является одним из принципов конфиденциальности, когда происходит автоматическое неполучение важной информации. Когда человек не выдает о себе личных данных, а просто занимается решением своих вопросов, тогда автоматически тайное остается с ним и не передается в чужие уши.

Однако не всегда решение вопроса может сопровождаться анонимностью. Здесь важным становится принцип, когда информация, выдаваемая человеком, обязательно остается в руках или голове того, кому она предоставлялась.

Помимо соблюдения принципов конфиденциальности, важно обеспечение и предотвращение распространения информации. Это зависит от того человека, который получил конфиденциальную информацию. Это он должен сделать все, чтобы информация дальше не распространялась.

В профессиональных кругах подписывается специальный договор о неразглашении информации, что обязуются исполнять работники. В противном случае назначается штраф. В обыденной жизни все строится на доверии и даче обещания ничего не говорить другим людям. Как карается нарушение обещанного? Чаще всего разрывом отношений человека, который раскрыл свою тайну, с тем, кто ее разгласил после доверительного получения.

Принцип конфиденциальности очень важен в настоящее время, когда люди понимают, что личные данные выдавать о себе лучше не следует. Сплошь и рядом находятся уши, которые готовы потом злословить или выдавать чужую информацию в корыстных целях. Конфиденциальность зачастую сохраняется по двум причинам:

  1. Сам человек, который хранит тайну, ее никому не выдает.
  2. Сделан правильный выбор того лица, которому выдалась тайна и который сумел ее сохранить.

Государство не озабочено тем, чтобы личные данные об отдельных гражданах хранились втайне. Это следует учитывать, поскольку существует множество поощрительных мер, когда выдавать чужие тайны считается нормальным и желанным, нежели их сохранение.

Правило конфиденциальности

Правилами конфиденциальности являются:

  1. Кодирование. Информацию следует шифровать, другими знаками обозначать и хранить ее отдельно от всех записей, где кодировка используется.
  2. Контролируемое сохранение. Обговорить срок и формы хранения информации, а также дату ликвидации всей документации.
  3. Корректное использование. Тайная информация никому не будет разглашена, а также не будет использована с целью причинения вреда человеку, который ее выдал.

Зачем следует придерживаться правил конфиденциальности? Здесь дается 6 объяснений:

  • Сохранение неприкосновенности личной жизни, в которую и так многие желают влезть.
  • Сохранение контроля над собственной жизнью. Если важная информация не разглашена, тогда человеку ничто не может навредить.
  • Сохранение того статуса, который человек занимал и ранее.
  • Сохранение тех отношений и рабочих связей, которые уже установлены у человека с другими людьми, не знающими об его тайнах и секретах.
  • Установление доверительных отношений с тем, кому тайны раскрываются.
  • Развитие высоких моральных принципов у того человека, который сохраняет чужую тайну.

Итог

Личная жизнь становится достоянием общественности, когда человек все о себе рассказывает или доверяет свои тайны людям, которые не могут их сохранить. Вот почему важна конфиденциальность, которая направлена в первую очередь на установление доверительных отношений между людьми. Умение человека сохранять чужую информацию втайне приводит его к хорошему итогу – другие люди обращаются к нему еще.

Это очень важно в профессиональной деятельности, особенно той, где люди вынуждены раскрывать о себе личные данные и не желают, чтобы она передавалась обществу.

Так же, как и медицинское обследование, любое психодиагностическое обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдать кодекс и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического общества и лишен права лицензии на психологическую практику. Воссозданное в 1994 г. Российское психологическое общество подготавливает совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами (прежде всего с Министерствами образования и здравоохранения РФ) серьезные законопроекты, регламентирующие доступ к психодиагностической информации и порядок использования психологических тестов в стране.

Ведомственные организационные нормативы и правила проведения психодиагностики отражены, в частности, в «Положении о службе практической психологии образования в Российской Федерации» (Вестник образования. 1995. № 7). Здесь будут освещены лишь основные принципы, имеющие прежде всего этическое значение.

В настоящем разделе кратко излагаются основные профессионально-этические принципы в том виде, в каком они распространяются на всех пользователей сертифицированных психодиагностических методик.

1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики

Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов и опросников и особенно проективных техник требуется относительно длинный период интенсивного обучения, в то время как для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна минимальная специальная подготовка.

Психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для конкретной цели, с которой он проводит обследование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Например, психолог, занимающийся диагностикой нарушений развития, должен не только владеть методиками, но и знать особенности детей, относящихся к разным категориям нарушенного развития, а также уметь общаться с ними таким образом, чтобы, не выходя за рамки инструкций и правил применения методик, полностью раскрыть возможности ребенка в выполнении предъявляемых заданий.

Психолог также должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способным оценить технические параметры таких ее характеристик, как репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность. Известно, что результаты диагностики чувствительны ко множеству условий ее проведения. Психодиагност в подписываемом им заключении должен зафиксировать, что все необходимые методические условия были соблюдены. Психодиагност делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической информации в свете другой касающейся индивида информации. В тех случаях, когда результаты стандартизированных методик явно противоречат другим источникам информации о человеке, психолог должен взять на себя ответственность за то, чтобы признать результаты проведенного обследования недостоверными, но обосновать это свое заключение указанием на объективные факты, свидетельствующие о недостоверности этих результатов.

Психолог должен знать границы своей компетентности и ограниченность используемых методов и не предлагать своих услуг, а также не использовать методик, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам , установленным в отдельных областях практики и для определенных категорий методик.

Как правило, в большинстве развитых стран получения диплома о высшем психологическом образовании еще недостаточно для получения права на психологическую практику. Для получения соответствующей лицензии кандидат проходит процедуру аттестации , включающую специальные экзамены и анализ опыта работы по использованию психодиагностических методик.

Такого рода процедуры аттестации с использованием стандартной системы требований к любым исполнителям (пользователям) независимо от их уровня и направленности образования предусматриваются в работе соответствующих комиссий Российского психологического общества. Профильное образование в данном случае служит инструментом более адекватной подготовки к подобным профессиональным испытаниям, служащим своего рода вступительным экзаменом для новых членов психологического общества.

2. Принцип личной ответственности

Если психолог привлекает к определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), то вся полнота ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит именно на психологе. При проведении группового тестирования по разветвленной психодиагностической программе (независимыми исполнителями в разных помещениях в разное время) психолог должен лично завизировать разработанную им программу обследования и лично подписать отчет, содержащий проинтерпретированные им результаты обследования.

3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны)

В кратком изложении этот принцип гласит, что сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.

Этот принцип тесно связан с предыдущим и имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения.

Доступ к таким методикам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование, т. е. они должны быть доступны только тем специалистам, которые будут проводить психологическую диагностику и отвечать за достоверность ее результатов.

Специально подчеркнем здесь, что сохранение профессиональной тайны имеет значение не столько для поддержания авторитета и социального статуса психологов, сколько для обеспечения корректной и точной психодиагностики. Профессиональные психодиагностические методики не должны поступать в открытую продажу. Свободный доступ к методикам может привести, например, к тому, что родители будут натаскивать своих детей на выполнение заданий, входящих в эти методики, в результате чего их диагностическое применение станет абсолютно бессмысленным, они утратят диагностическую ценность, что приведет к серьезным ошибкам и при переводе в специальные школы детей с недостатками развития (профиль школы будет не соответствовать характеру дефекта развития) и при определении направления дальнейшего профессионального обучения и т. п.

Проиллюстрируем это одним уже историческим примером. В середине 1950-х гг. в России начали создаваться первые детские сады для умственно отсталых. Началась разработка содержания занятий в этих садах, при этом, естественно, в такие занятия стали вводиться различные действия, которыми овладевает нормально развивающийся ребенок в преддошкольном и дошкольном возрасте, например складывание пирамидки из цветных колец, построение домиков из кубиков, складывание разрезных картинок, вкладывание предметов в коробку форм и др. Эти же действия традиционно использовались при диагностике детей на медико-педагогических комиссиях, осуществляющих отбор в специальные школы, с целью выявления отставания в умственном развитии. Они действительно представляют определенные трудности для умственно отсталых детей, не прошедших дошкольной подготовки. Неудивительно поэтому, что первое появление выпускников специальных детских садов для умственно отсталых на медико-педагогических комиссиях вызвало некоторое замешательство у работавших там специалистов: заведомо умственно отсталые дети довольно успешно справлялись со многими заданиями, имевшими для специалистов критическое диагностическое значение.

Вскоре после создания новой методики ее распространяют только для исследовательских целей. Это условие должно быть ясно указано в руководстве, и, соответственно, применение этой методики должно быть ограничено только кругом лиц, участвующих в накоплении банка данных по этой методике и не использующих ее для вынесения отдельных выводов без параллельного использования других надежных методик.

Обязанностью автора и издателя диагностических методов является их проверка и повторная стандартизация, проводимые так часто, как это требуется, чтобы предотвратить их старение. Быстрота, с которой методика устаревает, очень различна и зависит от ее содержания. Сертифицированные психодиагностические методики и их основные части нельзя печатать в газете, журнале или популярной брошюре ни в целях описания, ни для использования их при самооценке. Исключение составляют устаревшие тесты достижений, задания этих тестов можно публиковать в специальных брошюрах для тренировки учащихся в выполнении подобных тестов.

Исключения , касающиеся тестов достижений и методов экспертной оценки, формулируются следующим образом.

1. Сертифицированные тесты достижений, разработанные в центрах, аккредитованных органами народного образования, могут использоваться педагогами как для оперативного, так и для аттестационного контроля уровня знаний. Любой педагог может самостоятельно разработать тест достижений, но использовать его он может только для оперативного контроля за уровнем знаний своих учеников.

2. Методы экспертной оценки личностных качеств учащихся могут использоваться любым педагогом, но их результаты могут иметь применение только в оперативной педагогической работе с данными учащимися и не могут иметь аттестационного значения, т. е. передаваться другим лицам и организациям.

4. Принцип обеспечения суверенных прав личности

Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности. Это сложный вопрос, поскольку о сущности некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, человеку не сообщается и он может проявить такие черты в ходе тестирования, которые для него самого нежелательны, не осознавая, что он это делает.

Основной этический принцип в данном случае гласит, что человек не должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. Это значит, что человек перед обследованием должен быть предупрежден о том, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть им приняты. В том случае, если обследованию подвергаются несовершеннолетние дети, такое предупреждение должны совершенно официально получить родители.

Поясним здесь, что проинформированный о целях и общем смысле обследования (но, конечно, не о содержании тестовых заданий) испытуемый получает следующие возможности :

1) психологически мобилизоваться для его наилучшего выполнения;

2) отказаться от обследования, осознавая при этом, от каких возможностей он отказывается в случае положительных результатов обследования;

3) не формулировать своего отказа в явной форме, но применить собственную тактику выполнения методики, которая, с его точки зрения, позволяет ему скрыть истинную информацию о себе.

Данный этический принцип, который охраняет право индивида отказываться от участия в обследовании и, следовательно, защищает тайну его личности, осложняет работу психолога и повышает требования к его квалификации. При правильных взаимоотношениях и взаимном уважении психолога и обследуемого число отказов от участия в диагностировании может быть сведено к незначительному числу.

5. Принцип объективности

Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его исполнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личности обследуемого: симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственное состояние или настроение.

К сожалению, этот принцип слишком часто нарушается лицами, не имеющими специальной подготовки для проведения психодиагностических обследований и не обладающими необходимыми элементами самоуважения в своем профессиональном самосознании и практическими навыками корректного, доброжелательно-нейтрального общения с испытуемым. Например, доброжелательное отношение к испытуемому ни в коем случае не может выразиться в появлении подсказок и других форм прямой помощи, искажающей результаты. Кроме того, любые ошибки испытуемого, которые говорят о том, что испытуемый просто не понял инструкции к тесту, должны быть тут же скорректированы.

6. Принцип конфиденциальности

Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

В отличие от предыдущей проблемы в данном случае вопрос состоит о том, кому и в какой форме психолог может сообщать информацию по результатам обследования. Один из ответов на этот вопрос вытекает из принципа 5: можно сообщать информацию тем лицам, о которых был предупрежден испытуемый. Ну, а что же это все-таки за люди? Имеет ли право сам испытуемый получать эти сведения? Или это должны делать родители обследованного ребенка? Если сообщать родителям ученика результаты тестирования, то как это делать?

Психолог должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали свою личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка по тестам, а не видели в этом лишь вину ребенка, которого за это можно и нужно наказывать. Но если ребенок не был предупрежден о том, что результаты по тесту узнают учителя и родители, то психолог вообще не имеет права сообщать их ни тем ни другим.

Особые ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются новыми людьми, как, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят представить им данные тестового обследования индивида, проведенного в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями.

Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения от психолога категорически требуется обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц к этим данным, в том числе учителей и школьной администрации. Психолог обязан сообщать информацию по этим тестам по специальному запросу, отвечая на те вопросы, которые ему задает при этом педагог или директор школы. Требование конфиденциальности психологической информации может нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических данных представляет опасность для обследуемого индивида или для общества.

Применительно к обследованию детей на психолого-педагогических консультациях (комиссиях) в целях выявления недостатков развития следует отметить, что школа получает общее заключение об итогах исследования, но официальные данные о результатах выполнения примененных тестов могут быть переданы только с согласия самого обследованного, его родителей или представляющих его лиц (например, опекунов). Положение о конфиденциальности диагностической информации введено, в частности, в проект Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

7. Принцип психопрофилактического изложения результатов

В последнее время все шире во многих странах распространяется следующий этический норматив: испытуемый также должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Очевидно, что в этом случае мы получаем как минимум, два серьезных производных требования :

1) при сообщении результатов самому испытуемому должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против их неправильного использования, неверной интерпретации или возможного появления невротически-депрессивных реакций или обострения депрессивного состояния (т. е. результат должен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку контексте);

2) если испытуемый настаивает на том, чтобы переделать тестовое задание, психолог должен иметь наготове запасной вариант практически эквивалентной методики (ряд профессиональных методик специально имеют так называемые параллельные формы), чтобы убедить самого испытуемого, что ему предоставлен дополнительный шанс, с одной стороны, и что результаты первого тестирования были достаточно достоверны, с другой стороны.

В тех случаях, когда школьному психологу заведомо известно, что данные тестирования могут быть использованы родителями или учителями школьника как дополнительный инструмент в конфронтации с ним, которая носит психотравмирующий характер для ребенка, он должен преподносить свою информацию в форме, снижающей риск обострения подобной конфронтации.

Если учитель не запрашивает какой-то информации о ребенке, а психолог владеет этой информацией, но опасается, что эта информация приведет к ухудшению положения ребенка в классе, то психолог имеет право вообще не сообщать эту информацию учителю. Во всех своих профессиональных действиях психолог следует главному императиву своего этического кодекса «Не повреди!». И знание об этом должно сделать понятным для всех, почему психолог ограничивает распространение психодиагностической информации: он делает так не ради сохранения этой информации в тайне, а ради благополучия, психического и физического здоровья всех людей, а в школе – прежде всего ради детей. Но поскольку вся деятельность педагога также должна быть подчинена этому высшему этическому приоритету, то для продуктивного сотрудничества психолога и педагога в школе существуют все необходимые объективные предпосылки.

Билет 10:

1.вопро:В чем заключается принцип конфиденциальности? Приведите соответствующие примеры из практики работы педагога психолога, свидетельствующие о соблюдении им этого принципа и его нарушении. (Полная версия всех принципов)

Существует несколько профессиональных этических принципов, обязательных для представителей всех профессий, работающих с людьми. Например, международный этический стандарт психологов включает в себя принципы ответственности (за свою работу и принимаемые решения), компетентности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды профессии психолога, конфиденциальности (сохранения профессиональной тайны), благополучия клиента, информирования его о целях обследования, морально-позитивного эффекта исследования, гражданственности и патриотизма.

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует обязательного сохранения в тайне всей информации, полученной о другом человеке (в частности, ученике) в ходе работы.

Все, что обсуждается между педагогом-психологом и учеником, и вся информация, полученная об ученике в ходе уроков и вне их, остается известной только им двоим. Ничто не должно быть обращено во вред ни педагогу-психологу, ни ученику. Если не будут соблюдены дополнительные условия, ничто не должно обсуждаться с другими людьми: родителями, другими учениками или учителями. Специалист может обсуждать с посторонними свои мысли, чувства и поведение, но не мысли и чувства других, которые доверены ему.

Для того чтобы иметь моральное право на использование полученной информации, необходимо добиться разрешения у ребенка на обсуждение этих сведений с другими людьми. Взрослый человек также не имеет морального права скрывать от ребенка, какие решения могут быть приняты на основе полученных сведений. Иногда бывает, что педагог-психолог считает себя профессионально обязанным обсудить информацию с кем-то более компетентным или имеющим больше влияния на ребенка с целью оказать ему помощь в серьезной ситуации или предотвратить серьезный проступок, а ребенок не дает ему разрешения. В этом случае возможно просто заранее поставить ученика в известность о том, с кем и в каком объеме педагог будет обсуждать полученные сведения, но если такого разрешения не получено или он заранее не предупредил ученика, хранить тайну обязательно. Данное правило распространяется на все сведения об особенностях личности, характера, поведения и успеваемости учеников. Разумеется, каждый раз спрашивать разрешение учеников сложно. Избежать этих трудностей помогут несложные правила:

    Не заводить с коллегами разговоры о детях, если нет цели им помочь (например, если выдалась свободная минута в учительской и ее нечем занять); лучше поговорить о чувствах, которые вызвал у учителя тот или иной поступок ребенка, или обсудить свой опыт, т. е. говорить о себе, а не об учениках;

    Договориться с детьми, что они могут подойти и предупредить о своем нежелании, чтобы тот или иной случай обсуждался где бы то ни было (дать им право "вето").

Кроме того, принцип конфиденциальности предполагает проведение личных разговоров с учениками в соответствующей обстановке (без присутствия посторонних людей или иных отвлекающих моментов); взаимное уважение педагога-психолога и ученика, избегание высказываний, дискредитирующих личность, наносящих ущерб престижу и достоинству; соблюдение нейтралитета и свободу от авторитетов, максимальную объективность; желание идти от возможностей и потребностей ученика, давать рекомендации, а не жесткие указания.

2. Принцип объективности и ответственности за принимаемые решения. За любое решение, принимаемое относительно ученика - его успеваемости, отношения к предмету, черт характера, педагог-психолог несет единоличную ответственность. Соблюдение данного принципа приведет к тому, что педагог будет стараться максимально обосновать свое решение, используя теоретические знания и по нескольку раз перепроверяя результаты наблюдений за учеником. Если специалист стремится быть объективным, то он не будет слепо доверять мнению других людей, может быть, даже и более знающих. В сомнительных и спорных случаях педагог-психолог может прибегать к советам экспертов - более опытных учителей, психологов, своих преподавателей, - к литературе и др. Он будет сравнивать мнения разных людей со своими выводами и принимать решения только на основе этих сравнений. Быть объективным педагогу-психологу поможет соблюдение морального закона "не навреди". Это относится как к словам и действиям, направленным на учеников, так и к разговорам и выводам о них. Любое возможное отрицательное воздействие на ребенка, проистекающее из поведения специалиста, должно быть исключено. Соблюдение принципа объективности поможет педагогам-психологам избежать многих ошибок в оценивании учеников и, следовательно, конфликтов с ними, коллегами и родителями. Разумеется, объективность потребует большой работы, особенно для начинающих, которые только учатся делать выводы о детях на основе анализа реальных поступков, но эта работа обернется доверием со стороны учеников, которые быстро поймут, что педагог-психолог не делает необоснованных и неоправданных выводов.

3. Принцип юридической и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу. Возможно, соблюдение данного принципа приведет к тому, что ученик не будет полностью откровенен или постарается исказить часть информации, даже откажется от тестирования или эксперимента. Преодолеть этот недостаток можно, используя надежные и специально сконструированные методики, находя нужные слова и тон.

разговора при объяснении необходимости применения той или иной методики. В крайнем случае, можно скрыть истинную цель тестирования (это предлагается в инструкциях ко многим психологическим методикам) и способы интерпретации результатов, но личность не должна подвергаться обследованию обманным путем.

Данный принцип говорит также о том, что ученик должен быть полностью проинформирован о способах использования выводов, особенно если исследование проводится для какого-либо учреждения (например, для школы, отдела образования, медико-педагогической комиссии и т. д.). Особо в кодексе оговорены права несовершеннолетних детей. Их можно обследовать либо с разрешения школы (если результаты исследования используются только в школе и не передаются за ее пределы), либо с согласия родителей (особенно если речь идет об изучении личности). Для детей старше 16 лет достаточно лишь их согласия.

4. Принцип морально-позитивного эффекта исследования важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога неудовлетворенными или расстроенными.

Возможно, что во время консультации были затронуты неприятные для ребенка или учителя темы либо разговор получился резким. Возможно, что тестирование привело к результатам, не удовлетворяющим клиента (например, более низкий, чем ожидалось, уровень интеллекта), или были вскрыты нежелательные для человека особенности личности, характера, темперамента и т. д. В работе психолога следует быть готовым к тому, что объективный "портрет" человека будет значительно расходиться с его представлениями о самом себе. Особенно часто это может происходить при работе с детьми, которые еще не научились объективно оценивать себя и более эмоционально реагируют на все, что связано с их личностью или особенностями общения со сверстниками. Тем не менее всегда следует помнить: что бы ни происходило во время тестирования, какими бы "плохими", с точки зрения клиента, ни оказались результаты, посетитель не должен

уходить из кабинета педагога-психолога расстроенным или неудовлетворенным . Всегда можно найти слова, поддерживающие или ободряющие человека, переключиться при завершении консультации на более приятный разговор и найти еще множество способов положительного завершения работы.

Существует по меньшей мере еще одна причина, объясняющая необходимость соблюдения принципа морально-позитивного эффекта исследования. Деятельность психолога еще не до конца понятна людям, особенно тем, кто имеет низкий уровень образования. Иногда ее путают с работой психиатра или сравнивают с работой гипнотизера. Все это вызывает определенные опасения у людей, боящихся, что психолог будет манипулировать ими или раскроет их сокровенные тайны и начнет использовать эту информацию не по назначению. Поэтому соблюдение принципа морально-позитивного эффекта исследования важно для поддержания имиджа и авторитета профессии в целом. С этой же целью важно, чтобы посетитель каждый раз узнавал что-то новое во время работы с педагогом-психологом.

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества, являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.

    Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию, или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.

    1. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав, свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации.

      Правило безопасности для испытуемого применяемых методик . Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

      Правило предупреждения неправильных действий заказчика относительно испытуемого . Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые могли бы ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

    Принцип компетентности психолога требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психо-коррекционных или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования.

    1. Правило сотрудничества психолога и заказчика.

Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределе своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласиезаказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.

      Правило профессионального общения психолога и испытуемого.

Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения спсихологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

      Правило обоснованности результатов исследования психолога.

Психолог формулирует результаты исследования в терминах им понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

    Принцип беспристрастности психолога не допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика .

    1. Правило адекватности методик, применяемых психологом.

Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых.

      Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

      Правило взвешенности сведений психологического характера, передаваемых заказчику психологом.

Психолог передает заказчику результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика , коллектива, в котором они сотрудничают.

    Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога , ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

    1. Правило кодирования сведений психологического характера. Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого, и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

      Правило контролируемого хранения сведений психологического характера .

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

      Правило корректного использования сведений психологического характера. Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

    Принцип осведомленного согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.