Ли организация выдать займ другой организации. Учет займов, предоставленных другим организациям

Предоставление другим организациям и физическим лицам займов является одним из видов финансовых вложений, рассчитанных на получение дохода в виде процентов по займу.

Первоначальная стоимость финансовых вложений в займы определяется как денежное выражение суммы выданного займа.

Организации имеют право предоставлять другим юридическим и физическим лицам денежные и иные займы в соответствии с заключенными договорами займа.

Моника Белдовска Петр Дробек - председатель Витольд Клаус Лидия Колука-Лук Кристиан Легирски. Мы по-прежнему консультируемся с различными мудрыми и опытными людьми. Местом Фонда является Варшава. Область деятельности Фонда - это вся территория Республики Польша, но в той мере, в какой это необходимо для надлежащего осуществления ее целей, Фонд может также действовать за пределами Республики Польша. Фонд может использовать перевод названия на выбранных языках в целях сотрудничества с зарубежными странами.

У основания есть отличительный графический знак. Фонд также использует другие знаки и печати в соответствии с образцом, принятым Советом Фонда. Срок действия Фонда неограничен. Надзор за Фондом контролируется министром, компетентным за справедливость.

По договору займа организация-заимодавец вправе претендовать*на возврат денежных средств или вещей, аналогичных переданным ранее заемщику, и уплату процентов за пользованием займом. В то же время договор займа может быть безвозмездным (беспро­центным).

Организация-заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.

Цели и принципы работы Фонда. Фонд сотрудничает с другими учреждениями, организациями и отдельными лицами для достижения общих уставных целей. Это сотрудничество может осуществляться в форме организационной поддержки, частичного или полного финансирования предприятия или помощи в получении необходимых средств из других источников. Фонд может преследовать свои уставные цели также через членство в учреждениях, связывающих польские и иностранные субъекты с уставными целями, сходящимися или идентичными целям Фонда.

Все доходы, полученные Фондом, расходуются исключительно на уставные операции. В случаях принятия пожертвований и наследования декларации, требуемые законом, представляются Советом Фонда. В случае создания Фонда для наследования Правление Фонда делает заявление о принятии наследства в пользу инвентаря или об отказе в наследовании.

При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется су­ществующей в месте нахождения или месте жительства заимодавца ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

На территории РФ используется единая учетная ставка (процентная ставка рефинанси­рования), устанавливаемая ЦБ России. При отсутствии иного соглашения проценты вы­плачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.

Фонд может вести бизнес в Польше и за рубежом в соответствии с действующими правилами. Доходы от предпринимательской деятельности Фонда служат только для выполнения уставных целей. Фонд осуществляет предпринимательскую деятельность только в размерах, обеспечивающих выполнение уставных целей. Бизнес-деятельность Фонда разделяется на уровне бухгалтерского учета и бухгалтерского учета.

Совет Программы может действовать в Фонде. Всякий раз, когда Статут ссылается на собрание, он должен также означать общение между членами органов Фонда посредством видеоконференций или других средств связи на расстоянии. Всякий раз, когда Статут ссылается на принятие резолюций, это также означает сбор голосов членов органов Фонда посредством электронной почты. В этом случае голоса собираются соответственно Председателем Совета или Президентом Совета. Совет и Правление могут принимать правила, определяющие порядок их функционирования.

Учет движения предоставленных организацией другим юридическим и физическим кроме работников организации) лицам денежных и иных займов осуществляется на суб­счете 58-3 «Предоставленные займы». Предоставленные организацией другим юридиче­ским и физическим лицам (кроме работников организации) займы, обеспеченные векселя­ми, учитываются на этом субсчете обособленно.

Совет является контролирующим и оценочным органом Фонда. Совет состоит из Учредителей и от 1 до 5 других членов. Совет не может сосчитать менее 3 человек. Члены первого состава Совета назначаются Учредителями. Совет имеет право назначать членов Совета вместо тех, кто прекратил выполнять эту функцию, или расширить состав Совета с согласия всех Учредителей, заседающих в Совете. Совет избирает Председателя из числа своих членов, который руководит своей работой. Члены Совета не получают вознаграждение за участие в работе этого органа, за исключением случаев, когда документально подтверждены расходы, связанные с их участием в заседаниях Совета, включая путевые расходы.

Займы, предоставленные в денежной форме, отражаются по дебету счета 58 «Финан­совые вложения» (субсчет 58-3) в корреспонденции со счетами учета денежных средств счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.).

В случае если по договору займа передаются вещи (имущество), принадлежащие орга­низации-заимодавцу, то их передача отражается в учете по дебету счета 58 «Финансовые вложения» (субсчет 58-3) в корреспонденции со счетами учета имущества (счета 07 «Обо­рудование к установке», 10 «Материалы» и др.).

Членство в Совете не может сочетаться с тем, чтобы занимать должность в Совете или с трудовыми отношениями с Фондом. Если член Совета назначается с его согласия на Совет или член Совета устанавливает трудовые отношения с Фондом, членство такого лица в Совете приостанавливается, соответственно, на время действия или продолжительности трудовых отношений. В особо обоснованных случаях увольнение члена Наблюдательного совета может состояться в результате решения, принятого единогласно другими членами Совета Фонда.

Таким образом, учредители не могут быть лишены членства в Совете. Совет Фонда собирается не реже одного раза в год. Совет Фонда созывается Председателем Совета по его собственной инициативе или по просьбе Совета. Каждый член Совета имеет один голос. В случае равного количества голосов голос Председателя решает. Для рассмотрения неотложных вопросов заседание Совета может созываться в чрезвычайном режиме каждым членом Совета по его собственной инициативе или по письменному запросу Правления или одного из Учредителей.

Аналитический учет предоставленных займов ведется по заемщикам и срокам возврата займов.

Еще по теме Учет займов, предоставленных другим организациям:

  1. Показатель максимального размера предоставленных межбанковских займов.
  2. Учет операций с облигациями федеральных займов с переменным купонным доходом ОФЗ-ПК
  3. Феоктистов И.А.. Расходы фирмы (организации). Бухгалтерский и налоговый учет. Полное практическое руководство. М.: ГроссМедиа, - 608 с., 2007

Располагая достаточным количеством средств, организация может выдавать займы – как юридическим (если речь идет о больших суммах), так и физическим (например, сотрудникам) лицам. Займы предоставляются на возмездной (если целью ставится получение дополнительного дохода) либо безвозмездной (допустим, если займ выдается «дочке») основе. Но во всем многообразии подобных сделок нас будут интересовать лишь сделки с юридическими лицами, получающими средства под проценты. Ведь именно в такой ситуации у организации-займодавца могут возникнуть вопросы, связанные с исчислением НДС. Является ли реализацией услуги выдача процентного займа? Должна ли организация выставлять счета-фактуры на начисленные проценты? Надо ли ей вести раздельный учет?

Внеочередное заседание Наблюдательного совета должно быть созвано не позднее 21 дня с даты подачи заявки. Для эффективности заседания Наблюдательного совета и действительности его резолюций необходимо уведомить членов Наблюдательного совета о его дате заказным письмом или электронной почтой не позднее, чем за 14 дней до запланированной даты проведения собрания. Уведомление должно содержать повестку дня заседаний и проекты резолюций.

Совет управляет деятельностью Фонда и представляет его на улице. Правлению требуется ежегодно представлять Совету годовой отчет о деятельности Фонда. Правление может назначать доверенных лиц для управления отдельной областью дел, относящихся к задачам Фонда.

На эти и некоторые другие вопросы мы постараемся дать ответы в настоящей статье.

Начнем с бухгалтерских правил

Информация о денежных займах, предоставленных другим юридическим (впрочем, и физическим, если исключить работников организации) лицам, обобщается на счете 58 « », субсчет 58-3 «Предоставленные займы». По дебету указанного счета отражают суммы предоставленного займа, по кредиту, соответственно, возвращенные средства.

Совет состоит из 2-5 членов. Совет Фонда имеет право назначать членов Правления вместо тех, кто перестал выполнять эту функцию или расширить состав Правления. Правление избирает Президента и Вице-президента из числа его членов. Председатель Правления имеет право использовать звание Директора Фонда.

Член Правления, который не выполняет своих обязанностей или принимает меры, противоречащие Уставу, может быть уволен Советом единогласным решением. Члены Правления не получают вознаграждение за участие в работе этого органа. Правление принимает решения на собраниях в форме резолюций - простым большинством присутствующих на заседании членов. Каждый член Правления имеет один голос. В случае равного количества голосов голос Председателя Правления является решающим, однако в таком случае по крайней мере два члена Правления должны принять решение.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о финансовых вложениях организации установлены ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» . В силу п. 34 названного бухгалтерского стандарта доходы по финансовым вложениям признаются доходами от обычных видов деятельности либо прочими доходами.

Так, если предоставление займов не является для организации предметом деятельности, полученные проценты (что следует из п. 7 и 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации» ) признаются прочими доходами и отражаются по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие доходы». Датой признания дохода в этом случае является каждый истекший отчетный период.

Все члены Правления должны быть проинформированы о встрече. Правление может назначить в рамках резолюции Совет по программе Фонда. Правление имеет право назначать и увольнять членов Совета по программе. Членами Совета по программе могут быть люди, чьи знания и полномочия важны в связи с деятельностью Фонда. Совет по программам, если он назначен, является консультативным и консультативным органом Фонда. Оба члена Совета по программе имеют право на консультационные и консультативные заключения по отдельности.

Члены Совета Фонда могут также быть членами Совета по программе. На основании этой резолюции Правление может предоставить конкретным доверенным лицам конкретные действия и сделать заявления от имени Фонда по доверенности. Изменение целей деятельности Фонда также требует согласия всех Учредителей.

Пример 1

Организация-заимодавец 01.07.2012 предоставила организации-заемщику заем в сумме 500 000 руб. сроком на 1 мес. Процентная ставка по договору займа составляет 14% годовых. Условиями договора займа определено, что проценты по договору уплачиваются одновременно с возвратом суммы займа. Займ возвращен в срок – 31.07.2012.

В бухгалтерском учете организация-заимодавец сделает следующие проводки:

Фонд может объединиться с другой основой для эффективного осуществления своих целей. Фонд ликвидируется, если цели, для которых он был установлен, или в случае его финансовых ресурсов и активов, исчерпаны. Ликвидаторы Фонда назначаются и увольняются Советом.

Отчет о прибылях и убытках Фонда Паноптикон. Социальные ссуды находятся на рынке почти 10 лет, но все еще не так популярны, как на Британских островах. В процессе социального кредитования вы можете участвовать в двух направлениях - путем предоставления займов, инвестиций или принятия обязательств.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены денежные средства, предоставленные по договору займа

Начислены проценты, причитающиеся к получению за июль

(500 000 руб. х 14%) / 365 дн. х 30 дн.

Социальный кредит или социальное кредитование

Социальный кредит, то есть английское социальное кредитование, предусматривает выполнение кредитных соглашений между частными лицами, минуя банковский сектор и другие финансовые учреждения. Промежуточная платформа играет основную роль в социальных займах. Он связывает тех, кто хочет заимствовать свои деньги, и тех, кто хочет заимствовать у таких инвесторов. Хотя этот рынок скоро будет отмечать десятую годовщину в Польше, он до сих пор не полностью открыт и используется. Социальные ссуды по-прежнему борются с проблемами и эффективностью проверки заемщиков в качестве инвестиционного инструмента.

Возвращена сумма займа

Получены проценты по договору займа

* Субсчет «Расчеты по причитающимся процентам».

НДС-нормы или требования официальных органов

Обратимся к пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ , согласно которому операции займа в денежной форме, включая проценты, не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения). Поскольку «тело» займа (с учетом пп. 1 п. 2 ст. 146 , пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ ) не признается объектом налогообложения, освобождение от обложенияНДСприменяется именно в отношении процентов, начисляемых на сумму займа. (см., например, Письмо Минфина России от 22.06.2010 № 03-07-07/40 .)

В чем разница между социальным кредитом и обычным небанковским кредитом?

Как упоминалось выше, общий кредит не является традиционным небанковским кредитом, поскольку он фактически предоставляется вторым частным лицом, минуя сектор финансовых услуг. Портал социальных займов является лишь посредником, а не кредитором. Это похоже на то, что вы хотели купить квартиру через агентство недвижимости, которое вам нужно заплатить за обращение к частному лицу, которое хочет продать свою квартиру.

Кредитные учреждения небанковского сектора подчиняются многим правовым нормам, благодаря которым у вас есть гарантия, что сумма кредита будет своевременно доходить до вашей учетной записи. Более того, таким образом вы избежите потенциальных проблем, связанных с ненадежным кредитором.

Эта самая сумма процентов, констатируют финансисты (письма от 22.06.2010 № 03-07-07/40 , от 29.11.2010 № 03-07-11/460 ), признается стоимостью услуг по предоставлению займа в денежной форме, оказываемых заимодавцем заемщику. Такого же мнения (с обозначением сего в качестве финансовой услуги ) придерживаются и налоговики (письма ФНС России от 06.11.2009 № 3-1-11/886@ , УФНС по г. Москве от 02.10.2007 № 19-11/093428 ).

Для кого это социальный кредит?

Вы можете использовать социальный кредит двумя способами. Прежде всего, вы можете инвестировать свои деньги и предоставлять социальный кредит, в обмен на кредитор в социальных сетях будет делиться вашей комиссией с вами. Умные инвесторы используют этот вид кредита как возможность заработать несколько дополнительных злотых.

С другой стороны, вы можете стать заемщиком, заплатив деньги за поставленные вами цели. Чем выше рейтинг заемщика, тем больше вы можете снизить комиссионные. Однако представляется, что этот метод оценки кредитоспособности не может быть полностью достигнут. В случае заемщика с отрицательной кредитной историей ему предоставляется кредит на более высокий процент. Таким образом, непроверенный человек должен заплатить более высокую сумму, с которой он вряд ли сможет справиться.

Обратите внимание

При осуществлении операций займа в денежной форме от обложения НДС освобождаются проценты, начисляемые заимодавцем в размере, определенном договором займа. В случае отсутствия такого условия (о размере процентов) расчет не облагаемых НДС процентов производится исходя из ставки банковского процента (ставки рефинансирования) (Письмо Минфина России от 29.11.2010 № 03-07-11/460 ).

Каковы риски, связанные с социальным кредитом, и каковы его преимущества?

Главная проблема с социальными кредитами - это риск получения ненадежных заемщиков, участвующих в рынке. Посредники этого типа займов борются с проблемой проверки кредитоспособности и доверия к заемщикам. Кредитор в случае возникновения проблем с погашением кредита может обратиться за помощью к посреднику, который может вмешаться с взысканием долгов. Это, в свою очередь, может ввести кредиторов в последующие расходы. Бесспорным преимуществом социального кредита является возможность заимствовать большие суммы, если клиент сначала показывает хорошую кредитную историю и будет оценен положительными оценками со стороны существующих социальных инвесторов.

Если речь заходит о реализации (услуг), подключается соответствующий механизм. В частности, выдача процентных займов должна сопровождаться выставлением (на сумму процентов) счетов-фактур с отметкой на документе «Без НДС» (п. 5 ст. 168 , п. 3 ст. 169 НК РФ ). На сумму займа («тело» займа) счет-фактура заимодавцем не составляется.

Выставленный счет-фактуру следует зарегистрировать в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур , а также в книге продаж (п. 3 Правил ведения книги продаж ).

Кроме того, ведущий наряду с облагаемыми НДС (например, в соответствии с основным видом деятельности) освобожденные от налогообложения (выдача займов) операции, обязан (в силу п. 4 ст. 149 НК РФ ) вести раздельный учет таких операций, а также «входного» НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ ) по товарам, работам, услугам, имущественным правам, основным средствам, нематериальным активам (далее, подразумевая перечисленное, будем говорить о приобретении , покупке ). Дело в том, что суммы «входного» НДС учитываются в стоимости приобретения (если таковое будет использоваться в не облагаемых НДС операциях) либо принимаются к вычету (если покупка предназначена для облагаемых НДС операций). Но в случае использования покупки как для облагаемой, так и для не подлежащей налогообложению операции налог следует поделить (в соответствующей пропорции): одна часть увеличит стоимость приобретения, к другой будет применен налоговый вычет.

Такие разъяснения (ссылаясь на нормы НК РФ) дают официальные органы (письма Минфина России от 30.11.2011 № 03-07-07/78 , от 29.11.2010 № 03-07-11/460 ) для тех налогоплательщиков, которые (в числе прочих операций) выдают юридическим лицам займы под проценты.

Так ли все просто?

Безусловно, утверждение о том, что предоставление процентного займа есть не что иное, как оказание финансовой услуги, стоимость которой – проценты к получению займодавцем, весьма сомнительно. Судите сами.

Согласно нормам Налогового кодекса (п. 5 ст. 38 ) услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ведения этой деятельности. Иными словами, лицо, оказывающее услугу, должно совершить какие‑то действия. Однако по договору займа заимодавец лишь передает заемщику определенную сумму, в результате чего у последнего появляется долговое обязательство (п. 1 ст. 807 ГК РФ ). А проценты по займу – это плата за пользование деньгами (п. 1 ст. 809 ГК РФ ). Вот и получается, что никто никому не оказывает никаких услуг.

К тому же согласно Гражданскому кодексу (ст. 779 и 807 ) возмездное оказание услуг и предоставление займа – тоже разные понятия. Впрочем, данный факт при наличии своего определения услуги в НК РФ не имеет значения. Тем не менее, ссылаясь именно на гражданское законодательство, ВАС (правда, в контексте налога на прибыль) высказал мнение, что предоставление займа не обладает признаками услуги для целей налогообложения (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 № 3009/04 ). Поскольку определение услуги для целей налогообложения в НК РФ одно, причислять заем к услуге неправильно.

Однако такая постановка вопроса явно вызовет споры с контролирующими органами. На чьей стороне при этом окажется суд? Несмотря на имеющиеся положительные (для налогоплательщика) судебные постановления , вероятность проигрыша тоже велика.

Автор настоящей статьи придерживается мнения, что наименее безопасен подход, изложенный в Определении от 13.10.2011 № ВАС-12760/11 . Здесь высшие арбитры, соглашаясь с нижестоящими инстанциями, указали: предоставление займа не является оказанием финансовых услуг , вместе с тем доходы, полученные организацией в виде процентов по договору займа, должны учитываться аналогично порядку учета платы за оказанные финансовые услуги по предоставлению займов в денежной форме.

Наши дальнейшие рассуждения будут строиться именно на этом утверждении.

О налоговых вычетах

Итак, мы исходим из того, что наряду с основным видом деятельности (облагаемой НДС операцией) налогоплательщик выдает займы юридическим лицам на возмездной основе. В этой связи у него возникает обязанность вести раздельный учет таких операций для целей раздельного учета сумм налога, подлежащих и не подлежащих вычету.

«Входной» НДС по покупке, предназначенной «для того и другого», идет в зачет в определенной части (другая, напомним, включается в стоимость покупки). Пропорцию, которая позволит произвести расчет, следует определить исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости (за ) отгрузки (п. 4 ст. 170 НК РФ ).

Пример 2

Выручка от основного (облагаемого НДС) вида деятельности организации за квартал составила 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).

Проценты по выданному юридическому лицу займу за указанный промежуток времени – 10 000 руб.

Рассчитаем процент выручки, полученной от не облагаемой НДС операции (выдача займов): 10 000 / (118 000 - 18 000 + 10 000) = 9%.

Сумма «входного» («совместного») НДС по приобретению, предназначенному для облагаемых налогом и не подлежащих налогообложению операций, которую можно зачесть из бюджета, составит 91% общей суммы налога. А вот 9% этой суммы пойдут на тот же счет, куда определяется покупка.

Специальные возможности, предоставленные НК РФ

Совсем иначе может сложиться ситуация, если доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ .

Иными словами, если доля расходов, приходящаяся на займы, незначительна по сравнению с «основными» расходами, налогоплательщик может не вести раздельный учет и весь «входной» НДС принимать к вычету.

В общем-то, на словах понятно. Но как только дело доходит до практики, возникает множество вопросов.

О моменте оказания услуги по предоставлению займа

Что следует считать моментом оказания услуги по предоставлению займа? К примеру, выдача займа приходится на один налоговый период, а получение процентов по нему (согласно условию договора займа) – на другой (а то и вообще через несколько периодов). Какие проценты – начисленные или полученные – выступают в качестве стоимости «отгруженных» услуг?

На наш взгляд, в случае предоставления займа оснований для признания дохода от оказанной услуги реже, чем каждый налоговый период, нет. Ведь услуга оказывается постоянно и, следовательно, доход должен отражаться в течение всего срока действия договора . Иными словами, проценты для исчисления «пропорционального» НДС должны учитываться ежеквартально. Получается, что и счета-фактуры (с пометкой «Без НДС») надо оформлять по окончании каждого квартала (хотя в действительности такой подход вызывает сомнения).

Правило «пяти процентов» до и после октября 2011 года

Вопросы возникают и по расходной части, причем они актуальны как до, так и после октября 2011 года .

От редакции

Дополнительно см. статью Н. В. Фирфаровой «Изменения произошли, но проблемы остались», № 6, 2012.

Дело в том, что Налоговым кодексом порядок и условия определения совокупных производственных расходов (ведения раздельного учета) не определены, а многочисленные изменения и корректировки НК РФ конкретики в него не вносят.

Порядок и условия определения совокупных производственных расходов (ведения раздельного учета) утверждаются налогоплательщиком самостоятельно.

Так, до обозначенной даты (октябрь 2011 года) абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ действовал в редакции, которая воспринималась (надо сказать, не беспочвенно) многими налогоплательщиками так: правило «пяти процентов» может применяться независимо от осуществляемых операций (будь то торговля, производство и т.д.), однако при определении пропорции в расчет нужно брать только расходы на производство . Поскольку таковых на выдачу займов нет и быть не может (иными словами, такие расходы равны нулю), налогоплательщик автоматически получает право представлять к вычету всю сумму «входного» НДС.

Данный вывод сторонники представленной позиции подкрепляют и правилами бухгалтерского учета, рассуждая так.

Для большинства организаций предоставление займов – пассивная операция, не требующая каких-либо ресурсов, прямых затрат. Общехозяйственные расходы (в определенной, относящейся к займам, части) также не причастны к производственным затратам. Так (см. проводки в начале данной статьи), в соответствии с п. 3 ПБУ 19/02 займы относятся к финансовым вложениям. В соответствии с п. 9 ПБУ 19/02 в фактические затраты на приобретение финансовых вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы не включаются, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением финансовых вложений.

Обособленный учет процентных займов на счете 58 не предусматривает корреспонденции со счетом 26 «Общехозяйственные расходы» (см. Инструкцию по применению Плана счетов ).

Таким образом, вся сумма НДС по общехозяйственным расходам относится к операциям иным, чем оказание услуг по предоставлению займа в денежной форме, и налогоплательщик вправе воспользоваться налоговым вычетом в полной сумме (разумеется, при соблюдении всех необходимых для этого условий).

Причем в арбитражной практике есть судебные решения, подтверждающие правомерность подобных рассуждений – см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2012 № А41-483/11 .

Схожие выводы сделаны и в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 № А41-35712/11 , где судьи резюмировали: расходы по аренде, расходы на информационные услуги, бензин, приобретение автотранспорта, расходы на канцелярские товары и коммунальные услуги являются расходами общехозяйственного назначения и не являются расходами, связанными с предоставлением займа (кстати, здесь же имеется ссылка на Постановление ФАС МО от 22.02.2012 № А41-23656/11 , в котором выражена аналогичная позиция). Таким образом, доводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумм НДС и операций, облагаемых и не облагаемых налогом, являются ошибочными и неправомерными.

Еще один пример – Постановление от 14.04.2011 № КА-А40/2725-11 , в котором ФАС МО, принимая во внимание учетную политику, принятую обществом, согласился с последним: расходы, связанные с предоставлением организацией другим компаниям займов, признаются прочими расходами, не относящимися к основному виду деятельности организации, и подлежат отражению на счете 91-2. Следовательно, расходы, учитываемые по дебету счета 90 (в составе – себестоимость покупных товаров, расходы на продажу, расходы на производство), не могут относиться к деятельности, связанной с осуществлением финансовых вложений. В этой связи довод инспекции о превышении обществом 5%-го барьера во внимание не принимается.

Несмотря на многочисленную арбитражную практику, подтверждающую, что у налогоплательщика есть шансы отстоять свою позицию, автор настоящей статьи очень настороженно относится к утверждению о том, что у организации вообще отсутствуют расходы на необлагаемые операции (в том числе и общехозяйственные). Причем судебных решений, где судьи занимают сторону налоговиков, тоже предостаточно.

Налогоплательщик не вправе предъявлять к налоговому вычету НДС, уплаченный в составе общехозяйственных расходов, в части (пропорции), приходящейся на операции, не признаваемые объектом налогообложения.

Так, ФАС СЗО в Постановлении от 12.01.2012 № А42-7307/2010 отметил: поскольку доходы общества, связанные с предоставлением займов, освобождены от обложения НДС, при учете своих общехозяйственных расходов налогоплательщик обязан был при исчислении НДС принимать к вычету либо учитывать в их стоимости суммы налога в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налого­обложения). Данная позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1407/11 , в котором указано, что при совершении операций, не признаваемых объектом налогообложения, и операций, освобожденных от налогообложения, указанный налог (НДС) в бюджет не поступает, поэтому получение его из бюджета в форме налогового вычета противоречит положениям гл. 21 НК РФ .

Еще одна (впрочем, уже знакомая нам) ссылка – Определение ВАС РФ № ВАС-12760/11 , где судьи отклонили доводы организации об отсутствии у нее расходов на операции по выдаче займов. В этом деле, по мнению налогового органа, проценты, полученные по договорам займа, были неправомерно не учтены обществом в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) при расчете единой пропорции, применяемой для определения суммы налоговых вычетов при осуществлении облагаемых НДС и освобожденных от НДС операций (в том числе операций по предоставлению процентных займов в денежной форме), что послужило основанием для доначисления недоимки, пеней и налоговых санкций.

Но наиболее значимый аргумент, к которому апеллирует автор – абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ , действующий с октября 2011 года в новой редакции. Если по одному направлению (что рассматриваемую норму вправе на законных основаниях применять и торговые организации) коррективы гл. 21 НК РФ весьма долгожданны, то по другому – лишь усугубили ситуацию. Во всяком случае новая формулировка (на наш взгляд) однозначно свидетельствует о том, что с IV квартала 2011 года правило «пяти процентов» может применяться в отношении любых операций, освобождаемых от НДС. При этом в расчет пропорции следует включать все расходы по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС.

К сведению

В упомянутой нами статье «Изменения произошли, но проблемы остались» была дана ссылка на Определение ВАС РФ от 28.04.2012 № ВАС-2676/12 . Напомним, по данному делу рассматривался спор, в котором инспекция посчитала применение абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ торговой организацией неправомерным. Тогда же мы пообещали ввести читателей в курс дела. Сообщаем: Президиум ВАС, которому было передано дело, поддержал налогоплательщика. В Постановлении от 21.06.2012 № 2676/12 высшие судьи указали, что порядок, определенный абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ , распространяется на всех плательщиков НДС независимо от видов экономической деятельности, а наличие экономических различий между расходами на производство и реализацию продукции расходами на приобретение и продажу товаров на решение вопросов налогообложения не влияет. Впрочем, как уже было отмечено, в настоящее время данный вопрос решен на законодательном уровне. А представленное судебное решение необходимо взять на вооружение тем налогоплательщикам (не производственникам), к которым пришла проверка и предъявила претензии о применении правила «пяти процентов».

Вместо заключения

Итак, мы постарались рассмотреть спорные вопросы, связанные с исчислением НДС в случае, если организация наряду с облагаемой НДС операцией выдает займы юридическим лицам. Избежать возможных споров ей поможет ведение раздельного учета подобных операций, а также выставление счетов-фактур на сумму процентов по выданному займу.

Обратите внимание

За отсутствие счетов-фактур на суммы процентов по выданным другим компаниям займам организации могут быть предъявлены штрафы в размере 10 000 или 30 000 руб. по ст. 120 НК РФ . Что касается неведения раздельного учета – здесь последствия могут быть более серьезными – отказ в вычете НДС по всем общехозяйственным расходам (абз. 8 п. 4 ст. 170 НК РФ ).

Заметим также, если организация уже ведет раздельный учет по другим необлагаемым операциям и не включает проценты по займу в сумму выручки от таких операций, рассчитываемую для определения пропорции, это приведет к завышению налогового вычета. Размер завышения также может составить значительную величину, например при больших суммах общехозяйственных расходов.

В то же время организация вправе (если есть тому основания) применить правило «пяти процентов».

Если переложить сказанное на цифры, получим следующий пример.

Пример 3

За II квартал 2012 года организацией получен доход в виде: выручки от реализации услуг (облагаемая НДС операция) – 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.) начисленных процентов по предоставленным займам – 500 000 руб. Себестоимость оказанных услуг – 700 000 руб. Прямых расходов на предоставление займа не было.

Общехозяйственные расходы за II квартал составили: на аренду офисного помещения – 177 000 руб. (в том числе НДС – 27 000 руб.) на приобретение канцтоваров – 7 080 руб. (в том числе НДС – 1 080 руб.; на заработную плату административно-управленческого персонала (с начисления-
ми) – 300 000 руб.

Определим долю начисленных процентов в общем доходе общества: 500 000 руб. / (1 180 000 - 180 000 + 500 000) руб. х 100% = 33,33%.

Общехозяйственные расходы компании, приходящиеся на операции по выдаче займов, составляют: (177 000 - 27 000 + 7 080 - 1 080 + 300 000) руб. х 33,33% = 151 985 руб.

В совокупных расходах компании эта сумма занимает: 151 985 руб. / (700 000 + (177 000 - 27 000 + 7 080 - 1 080 + 300 000) руб. х 100% = 13,14%.

Расчеты показали, что компания обязана вести раздельный учет сумм «входного» НДС по приобретенным покупкам, используемым для осуществления как не облагаемых так и «обремененных» НДС операций. Следовательно, суммы «входного» НДС нужно разделить.

Не подлежит вычету НДС:

  • 9 000 руб. (27 000 руб. х 33,33%) по расходам на аренду офиса;
  • 360 руб. (1 080 руб. х 33,33%) по расходам, связанным с приобретением канцелярских товаров.

Данные суммы, соответственно, идут на увеличение стоимости покупки, а оставшаяся часть налога подлежит вычету.

В бухгалтерских записях это выглядит так:

  • по расходам на аренду офиса:

Дебет 26 Кредит 60 – 150 000 руб.;

Дебет 19 Кредит 60 – 27 000 руб.;

Дебет 26 Кредит 19 – 9 000 руб.;

Дебет 68 Кредит 19 – 18 000 руб. (27 000 - 9 000);

  • по расходам, связанным с приобретением канцелярских товаров:

Дебет 26 Кредит 60 – 6 000 руб.;

Дебет 19 Кредит 60 – 1 080 руб.;

Дебет 26 Кредит 19 – 360 руб.;

Дебет 68 Кредит 19 – 720 руб. (1 080 - 360).

Утверждено Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н.

Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.

Аналогичная позиция была высказана финансистами и ранее (письма от 28.04.2008 № 03 07 08/104, от 02.04.2009 № 03 07 07/27).

Приложение 3 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее – Постановление № 1137).

Приложение 5 к Постановлению № 1137.

К примеру, в Постановлении от 21.12.2010 № КА-А40/14451-10 ФАС МО подчеркнул: обязательным признаком услуги является результат деятельности, не имеющий материального выражения, в то время как по договору займа деятельность не осуществляется. Значит, операции по предоставлению займов в денежной форме, осуществляемые налогоплательщиком, не обладающим статусом финансовой организации, реализацией услуг не являются. С учетом положений п. 5 ст. 38 и пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ проценты, полученные по займам, не признаются ценой услуги. Указанные операции не являются ни облагаемыми, ни необлагаемыми (льготными), поскольку они не признаются объектом (базой) налогообложения в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ и не подпадают под действие гл. 21 НК РФ.

Исключение (в части соответствующего квартального расчета) предусмотрено лишь для основных средств и нематериальных активов, принимаемых к учету в первом или втором месяцах квартала – в этом случае пропорцию определяют исходя из стоимости месячной отгрузки.

По аналогичным услугам, оказываемым перманентно (предоставление в аренду помещений, оказание услуг связи и т. д.), например, позиция финансового ведомства заключается в необходимости определения налоговой базы каждый налоговый период (см. Письмо от 04.04.2007 № 03 07 15/47).

Редакция данной нормы до октября 2011 года: «Налогоплательщик имеет право не применять положения п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ».

См. также постановления ФАС ПО от 13.03.2007 № А12-9675/06, от 21.09.2011 № А12-220/2011, ФАС ВСО от 01.06.2012 № А78-5482/2001.

Стоит отметить, что судьи подходят к решению данного вопроса не столь категорично. Сторону налогоплательщика они могут занять в случае, если последний в течение налогового периода (квартала) не выставил лишь один счет-фактуру (действительно, в ст. 120 НК РФ речь идет о счетах-фактурах во множественном числе). Об этом свидетельствуют и примеры из арбитражной практики (см. постановления ФАС УО от 10.05.2005 № Ф09-1872/05 С2, ФАС СЗО от 25.02.2003 № А56-25760/02). Однако если организация не выставляет счета-фактуры постоянно, вряд ли стоит рассчитывать на положительное судебное решение.