Теория государства и права: понятие, предмет, функции. Основные теории государства

2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001 . - 776 с.

В Курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные действующей программой по теории государства и права, а также ряд новых проблем. Книга отражает современное состояние юридической науки и практики, конституционное и текущее законодательство, происходящие в России процессы. Во второе издание Курса включены дополнительные, актуальные темы (правовая политика, льготы и поощрения, ошибки в праве и др.). Некоторые темы расширены, переработаны, изложены с учетом новейших российских реалий и тенденций.

Для студентов юридических вузов, слушателей школ и институтов МВД, других высших и средних учебных заведений, в которых преподаются основы государственно-правовых знаний.

Формат: doc / zip

Размер: 890 Кб

/ Download файл

Оглавление
Предисловие (Н.И. Матузов) 5
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (М.И. Байтин) 13
1. Предмет теории государства и права 13
2. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками 19
3. Метод изучения теории государства и права 22
Тема 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (В.Л. Кулапов) 29
1. Плюрализм теорий происхождения государства 29
2. Возникновение государства 31
3. Возникновение права 37
Тема 3. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 42
1. Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная) власть 42
2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства. Понятие государства 47
3. Признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества 51
4. Типы государства 53
Тема 4. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВАМИ. Байтин, И.Н. Сенякин) 60
1. Понятие и классификация функций государства " (М.И. Байтин) 60
2. Основные внутренние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 64
3. Основные внешние функции (М.И. Байтин, И.Н. Сенякин) 71
4. Формы осуществления функций государства (М.И. Байтин) 75
Тема 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА (В.Л. Кулапов, 0.0. Миронов) 79
1. Понятие формы государства (В.Л. Кулапов) 79
2. формы правления (В.Л. Кулапов) 80
3. Формы государственного устройства (0.0. Миронов) 86
4. Государственно-правовой режим (В.Л. Кулапов 93
Тема 6. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин) 97
1. Орган государства: понятие, признаки, виды 97
2. Понятие механизма государства 100
3. Принципы организации и деятельности механизма государства 102
4. Структура механизма государства 106
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ГОСУДАРСТВО (А.И. Демидов) 114
1. Системный подход к анализу политической жизни 114
2. Понятие, структура и функции политической системы 116
3. Место и роль государства в политической системе 121
4. Основные субъекты политической системы 123
5. Политический режим 125
Тема 8. СУЩНОСТЬ ПРАВА (М.И. Байтин) 130
1. Основные направления учения о праве 130
2. Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение 137
3. О широком понимании права 145
4. Принципы права 151
5. функции права 156
Тема 9. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА, ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ (В.Л. Кулапов) 162
Тема 10. ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА (Н.И. Матузов, В.Н. Синюков) 178
1. Понятие и структура правовой системы (Н.И. Матузов) 178
2. Классификация правовых систем (В.Н. Синюков) 186
3. Основные правовые семьи народов мира (В.Н. Синюков) 190
Тема 11. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ПРАВО, ГОСУДАРСТВО (Н.И. Матузов, Б.С. Эбзеев) 200
1. Гражданское общество (Н.И. Матузов) 200
2. О принципе «не запрещенное законом, дозволено» (Н.И. Матузов 214
3. Государство и право в их соотношении (Н.И. Матузов) 235
4. Соблюдение и защита прав человека - обязанность государства (Б.С. Эбзеев) 244
Тема 12. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (А.В. Малько) 247
1. Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли 247
2. Понятие правового государства 252
3. Принципы правового государства 254
Тема 13. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ (Н.И. Матузов, А.С. Мордовец) 263
1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды (Н.И. Матузов) 263
2. Право как мера свободы и ответственности личности (Н.И. Матузов) 269
3. О праве в объективном и субъективном смысле. Гносеологический аспект ^Н.И. Матузов) 281
4. Основные права личности (Н.И. Матузов) 289
5. Теория и практика прав личности (Н.И. Матузов) 299
6. Юридические обязанности личности (Н.И. Матузов) 306
7. Гарантии прав личности: понятие и классификация (А.С. Мордовец) 311
Тема 14. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (Н.И. Матузов) 320
1. Социальные и технические нормы 320
2. Понятие и классификация социальных норм 323
3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия 326
4. Право и другие социальные нормы 342
5. Правовые презумпции и аксиомы 351
Тема 15. НОРМЫ ПРАВА (М. И. Байтин) 357
1. Понятие и признаки правовой нормы 357
2. Структура юридической нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта 361
3. Классификация правовых норм 368
Тема 16. ФОРМЫ ПРАВА (В.Л. Кулапов) 374
1. Понятие формы права. Соотношение формы и источника права 374
2. Виды форм права 377
3. Система нормативных актов в Российской Федерации 381
4. Понятие и виды законов. Краткая характеристика основных стадий законотворческой деятельности 382
5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 390
Тема 17. СИСТЕМА ПРАВА (Н.И. Матузов) 394
1. Понятие и структурные элементы системы права 394
2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты 399
3. Частное и публичное право 403
4. Общая характеристика отраслей российского права 406
Тема 18. ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (И.Н. Сенякин) 412
1. Правотворчество: понятие, принципы, виды 412
2. Стадии законотворческого процесса 415
3. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь 418
4. Систематизация законодательства 421
5. Тенденции развития современного российского законодательства 425
6. Специализация и унификация российского законодательства как основные тенденции его развития 429
Тема 19. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (И.М. Зайцев, А.С. Мордовец) 440
1. Понятие и содержание юридического процесса (И.М. Зайцев 440
2. Стадии юридического процесса (И.М. Зайцев) 442
3. Основные начала юридического процесса (И.М. Зайцев) 444
4. Правовые процедуры и судебные процессы (И.М. Зайцев) 445
5. Демократия, право, процедура (А.С. Мордовец) 448
Тема 20. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 453
1. формы реализации права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов). 453
2. Применение права как особая форма его реализации (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 454
3. Стадии правоприменительного процесса (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 457
4. Акты применения права: понятие и виды (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 460
5. Пробелы в праве и пути их преодоления в практике применения. Аналогия закона и аналогия права (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) 463
6. Юридические коллизии и способы их разрешения (Н.И. Матузов 465
Тема 21. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА (А.В. Осипов, Б.С. Эбзеев) 478
1. Понятие и необходимость толкования права (А.В. Осипов) 478
2. Виды толкования права по субъектам^А.В. Осипов) 480
3. Способы толкования права (А.В. Осипов) 483
4. Толкование права по объему (А.В. Осипов) 485
5. Акты толкования права: понятие и виды (А. В. Осипов) 487
6. Толкование Конституции и иных законов Российской Федерации Конституционным Судом (Б.С. Эбзеев) 488
Тема 22. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (В.Н. Карташов) 496
1. Понятие юридической практики 496
2. Структура юридической практики 498
3. Виды юридической практики 501
4. Функции юридической практики 502
5. Пути совершенствования юридической практики 505
Тема 23. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Н.И. Матузов) 510
1. Понятие правоотношений как особого вида обществен-то ных отношении 510
2. Предпосылки возникновения и функционирования правоотношений. Взаимосвязь нормы права и правоотношения 515
3. Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность 517
4. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения 525
5. Объекты правоотношений: понятие и виды 528
6. Юридические факты и их классификация 530
7. Общерегулятивные правоотношения и их специфика 532
Тема 24. ЗАКОННОСТЬ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ (А.Б. Лисюткин) 546
1. Понятие и принципы законности 546
2. Гарантии законности 555
3. Ошибки в праве 557
Тема 25. ПРАВОПОРЯДОК (В.В. Борисов) 562
1. Правовой порядок: понятие, общая характеристика 562
2. Структура правопорядка 567
3. Уровни упорядоченности и функции правопорядка 571
4. Право, законность, правопорядок 574
Тема 26. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ (В.Л. Кулапов) 579
1. Понятие и основные виды правомерного поведения 579
2. Понятие и основные признаки правонарушения 582
3. Юридический состав правонарушения 584
4. Виды правонарушений 589
5. Причины правонарушений и пути их устранения 591
Тема 27. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (И.Н. Сенякин, Е.В. Черных) 595
1. Социальная ответственность и ее виды (И.Н. Сенякин) 595
2. Понятие, признаки и виды юридической ответственности (И.Н. Сенякин) 597
3. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность (И.Н. Сенякин) 601
4. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности (И.Н. Сенякин) 603
5. Юридическая ответственность и государственное принуждение (Е.В. Черных) 605
Тема 28. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ (Т.В. Синюкова) 611
1. Понятие, структура и виды правосознания 611
2. Взаимосвязь права и правосознания 620
3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы 623
Тема 29. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (В.П. Сальников) 626
1. Понятие и общая характеристика 626
2. Структура и функции правовой культуры 631
Тема 30. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА (Н.И. Матузов) 639
1. Общая характеристика политики 639
2. Сущность и основные принципы правовой политики 647
3. Современные приоритеты российской правовой политики 666
Тема 31. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ (Н.И. Матузов) 683
1. Нигилизм как общесоциальное явление 683
2. Понятие и источники правового нигилизма 689
3. Формы выражения правового нигилизма 695
4. Правовой идеализм и его причины 712
Тема 32. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (А.В. Малько) 722
1. Правовые средства: понятие и виды 722
2. Правовое регулирование и правовое воздействие 724
3. Понятие механизма правового регулирования 725
4. Структура механизма правового регулирования 727
5. Эффективность механизма правового регулирования 732
Тема 33. СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В Малько) 734
1. Информационно-психологический аспект действия права 734
2. Понятие и виды правовых стимулов 737
3. Понятие и виды правовых ограничений 739
4. Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории 742
5. Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах 744
Тема 34. ЛЬГОТЫ И ПООЩРЕНИЯ В ПРАВЕ (А.В. Малько) 746
1. Понятие, признаки и функции правовых льгот 746
2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений 755
3. Поощрительные санкции 761

§ 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки.
§ 2. Предмет и методология теории государства и права.
§ 3. Место теории государства и права в системе юридических наук.
§ 4. Теория государства и права как учебная дисциплина.

Глава II. ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

§ 1. Что такое общество?
§ 2. Власть и нормы поведения при первобытнообщинном строе.
§ 3. Причины возникновения государства.
§ 4. Государство как важнейший элемент политической системы общества.

Глава III. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

§ 1. Разнообразие определений государства.
§ 2. Основные признаки государства.
§ 3. Сущность и социальное назначение государства. Определение понятия государства.

Глава IV. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

§ 1. Возникновение и развитие идеи правового государства.
§ 2. Основные характеристики правового государства.

Глава V. ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

§ 1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему.
§ 2. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима.

Глава VI. МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА

§ 1. Понятие механизма (аппарата) государства.
§ 2. Органы государства и их классификация.
§ 3. Вооруженные силы в механизме государства.

Глава VII. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

§ 1. Понятие функций государства и их классификация.
§ 2. Основные внутренние и внешние функции государства.
§ 3. Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства.

Глава VIII. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ

Глава IX. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

§ 1. Понятие и виды социальных норм.
§ 2. Соотношение права с моральными нормами.
§ 3. Право и социально-технические нормы.
§ 4. Правосознание: понятие, структура, роль в общественной жизни.
§ 5. Особенности социальных норм, действующих в вооруженных силах.

Глава Х. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА

§ 1. Принципы права.
§ 2. Функции (роль) права в общественной жизни.
§ 3. Значение права в строительстве и деятельности вооруженных сил.

Глава ХI. НОРМЫ ПРАВА И ИХ СТРУКТУРА

Глава XII. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Глава XIII. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ

§ 1. Формы реализации права.
§ 2. Понятие применения права. Основные стадии процесса применения норм права.
§ 3. Акты применения правовых норм: понятие, виды.
§ 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
§ 5. Пробелы в праве. Применение права по аналогии.

Глава XIV. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

§ 1. Понятие толкования правовых норм. Толкование-уяснение норм права.
§ 2. Результаты толкования норм права. Ограничительное и распространительное толкование правовых норм.
§ 3. Толкование-разъяснение правовых норм. Официальное и неофициальное, нормативное и казуальное толкование правовых норм.

Глава XV. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Теория государства и права – общественная политико-юридическая наука, изучающая специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Государство – это универсальная, суверенная политическая организация власти, призванная обеспечить нормальное функционирование общества.

Выделяют следующие признаки государства:

· Территория – пространство, на которое распространяется юрисдикция государства;

· Административно-территориальная организация населения стра­ны и властного аппарата – распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, которое неизбежно влечет его деление па административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.);

· Наличие публичной власти – совокупность государственных аппаратов, которые включают в себя аппараты защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные службы и правоохранительные органы) и аппараты управ­ления (органы законодательной и испол­нительной власти);

· Государственный суверенитет – независимость, самостоятельность государственной власти при осуществлении ей своей политики в пределах собственной территории (внутренний суверенитет) и в международных отношениях (внешний суверенитет);

· Налоги и сборы, которые взимаются с населения на содержание органов государственного управления, развитие национальной и регио­нальной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохра­нение, образование, социальное обеспечение и т. д.).

Функции государства - это основные направления его деятельности. В зависимости от сферы деятельности выделяются внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее раз­витие общества; внешние функции - направления деятельности в от­ношениях с другими государствами.

Внутренние функции:

· политическая функция заключается в обеспечении го­сударственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социально­го согласия, разрешении социальных конфликтов и т.д.;

· экономическая функция призвана обеспечить нормаль­ное функционирование и развитие экономики, в том числе посред­ством охраны существующих форм собственности, установления нор­мативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.;

· социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание не­обходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по независящим от них причинам не могут самостоя­тельно обеспечить себе средства для достойного существования и т.д.


Внешние функции:

· оборона страны;

· свобода поддержания мирового порядка;

· свобода интеграции в мировую экономику (вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), участие в иных международных организациях);

· сотрудничество с государствами для решения глобальных проблем

Формы осуществления функций государства: правовые и неправовые (организационные). К правовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· правотворчество – разработка и принятие законов и иных норма­тивных актов;

· правоприменение – государственно-властная деятельность специ­ально уполномоченных органов власти по реализации норм права;

· правоохрана – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.

К неправовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· экономические – государственные дотации, кредитование, субсидии и т.д.;

· политические – согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и т.д.;

· идеологические – призывы политических лидеров к населению, агитация через СМИ и т.д.;

· организационные мероприятия – планирование, контроль и т.д.

Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

Форма государства выражается через форму правления, форму государственного устройства и вид политического режима. Форма правления – это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Выделяют две основные формы правления – монархию и республику, которые различают, прежде всего, по способу замещения поста главы государства.

Монархия – это форма правле­ния, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (мо­нарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархия делится на абсолютную и конституционную (ограниченную).

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей пол­ноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномо­чий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Для конституционной (ограниченной) монархии характерно огра­ничение полномочий монарха и распределение государственно-­властных полномочий между несколькими центральными орга­нами. По степени ограничения конституционные монархии подразделя­ются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует пар­ламент, который издает законы и утверждает бюджет. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений пар­ламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитиче­ских функций и т.д. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.

В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах функции монарха сведены практически к символическому представительству традиционного единства государства (например, в Японии и Швеции). В других странах (Великобритании, Бельгии, Нидер­ландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх либо пользуется ими толь­ко в результате инициативы правительства или какого-либо дру­гого органа, либо вообще ими не пользуется и эти полномочия носят резервный характер на случай какого-либо по­литического кризиса.

Республика – форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется пред­ставительными органами, избираемыми населением на определен­ный срок.

Республики характеризуются следующими чертами:

· выборностью органов государственной власти на определенный срок;

· производным от народного суверенитета характером государ­ственной власти;

· юридической ответственностью главы государства.

Современные республики подразделяют на четыре формы: пар­ламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монократическую. Иногда также выделяют теократическую республи­ку, где реальная власть принадлежит духовенству (например, Иран).

В парламентарной республике важнейшим органом государствен­ной власти является парламент и в качестве самостоятельных ор­ганов власти существуют независимые суды. Роль главы государства (президента) в парламентарной респу­блике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назна­чения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осу­ществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра. К парламентарным республикам относятся Ита­лия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.

В президентской (дуалистической) республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. В ней существу­ет три центра власти: президент, парламент и судебные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, кото­рый не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогатель­ного органа. Законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. Для функционирования властного механизма как единого цело­го принцип разделения властей в президентской республике, например в США, дополнен системой сдержек и противовесов (англ. checks and balances). Например, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; а парламент в свою очередь может сместить президента в случае нарушения им законов (процедура импичмента) и т.д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.

Республики со смешанной формой правления (полупрезидентские республики) обладают отдельными чертами как парламен­тарной, так и президентской республики. Роль президента в такой республике ве­лика. Как правило, он избирается внепарламентским путем, то есть непосредственно гражданами. Правительство, хотя и долж­но опираться на парламентское большинство, несет ответствен­ность не только перед парламентом, но и перед президентом. Решения правительства утверждаются президентом, при этом президент не несет ответственности за действия правительства. Президент имеет также право отлагательного вето в отношении актов парламента и право досрочного роспуска парламента. Та­ким образом, при смешанной форме республиканского правле­ния глава государства становится ключевой фигурой в государ­ственном механизме. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Перу, Казахстане и других странах. Россия также относится к республикам со смешанной формой правления.

В монократических республиках центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в Белоруссии, Туркменистане, Корейской Народно-Демократической республике с 1972 г., странах Тропической Африки), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и пр. Роль пред­ставительных и судебных органов в этих странах невелика, а прак­тически вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного лидера. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, их избрание на практике предопределе­но заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавляется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находят­ся под контролем государства, а реально – под контролем пра­вящего лидера и достаточно узкой политической группировки, сплотившейся вокруг него и т.д.

Форма государственного устройства – это политико-террито­риальная организация государства, его внутреннее деление, правовое положение составных: частей государства, характер их взаимоотно­шения друг с другом и с центральными органами власти.

В юридической науке обычно различают две основные формы государственного устройства – федеративную и унитарную. Также выделяют: регионалистское государство, унию и конфедерацию.

1. Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образо­ваний (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполни­тельные и судебные). Государственные образования внутри феде­рации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоре­чащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они ли­шены права одностороннего выхода из состава федерации, не об­ладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ). Федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъ­ектами федерации (например, ФРГ, Бразилия по Конституции 1988 г. и др.), в отличие от асимметричной федерации, части которой имеют различный правовой статус (напри­мер, Индия, Канада).

2. Унитарное государство – это единое, слит­ное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической само­стоятельностью. Такое государство централизовано и неделимо. Входящие в его состав административно-территориальные образо­вания (губернии, области, департаменты), хотя и отличаются из­вестным своеобразием, но не имеют ни собственного законодатель­ства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Франция. Финляндия, Белоруссия).

· под регионалистским (или квазифедеративным) государством понимают государство, вся территория которого состоит не из административно-территориальных единиц, а из автономных образований. Такие государства представляют собой сравнитель­но новое явление в мировой политике. Они стали развиваться только после Второй мировой войны. На конец XX в. классическими регионалистскими государствами Европы являлись Италия и Испания. Однако Италия после внесения в 2003 г. поправок в Конституцию постепенно эволюционирует в феде­рацию.

· государства уния – сложносо­ставное государство, образовавшееся в результате присоедине­ния одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особо статуса. В качестве при­мера можно назвать унию Англии и Шотландии 1707 г., при­ведшую к созданию единого государства.

· конфедерация – союз государств, создаваемый для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода. Исторически конфедерация­ми были США в 1776-1864 гг. и Германский союз в 1815-1867 гг. На современном этапе конфедерацией, постепенно превраща­ющейся в федеративное государство, является Европейский союз (ЕС).

Политический режим – это совокупность способов и приемов осу­ществления государственной власти, определяющих конкретное выра­жение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический политический режим характеризуется свобо­дой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффек­тивного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой харак­тер государства), многообразием политических взглядов и убеж­дений.

Авторитарный политический режим является одной из разновид­ностей недемократических режимов. Для него характерна монополия пра­вящей власти на политическую деятельность, концентрация за­конодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, соци­альную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.

Тоталитарный политический режим характеризуется полным контролем государства всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной идеологией, выразителем которой высту­пает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

Фашистский режим – является одной из форм тоталитаризма, которая характеризуется ликвидацией или сведением на нет роли парламента, небывалой концентрацией государственной власти в руках стоящих во главе государственной машины партийных лидеров, централизацией и милитаризацией государственного аппарата. Также таким государствам присуща идея превосходства одной нации или расы над другой и крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Примером государств с фашистским режимом можно назвать Италию (в 1922 г.), Германию (в 1933 г.).

Диктаторский режим – для диктатуры характерна неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая им социально-политическая идея дает определение тому или иному виду диктатуры (цезаризм, бонапартизм, диктатура пролетариата, диктатура партии т.д.).

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно-правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

анализа – разделения объекта на части;

синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально-юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно-социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально-правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений;

моделирования. Государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко-правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно-правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.

Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно-правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно-правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Функции теории государства и права:

1) онтологическая – функция, которая изучает государственно-правовые явления, исследует их и анализирует;

2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно-правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности;

6) политическая (политико-управленческая или организационно-управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно-правовых явлений;

9) практически-организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства и юридической практики;

10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

11) теоретико-познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно-общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин-округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Отличия государства от общественной власти родового строя:

1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;

2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

3) для управления обществом и государством использовались права.

7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно-общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил-мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально-экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

Существует множество весьма разнообразных теорий, поразному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, пути развития государств и проч. Множественность таких теорий связана не только со сложностью, многосторонностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность прямо затрагивает интересы различных социальных классов и групп. Связано это и с разнообразием идеологических позиций и философских подходов различных авторов.

Следует отметить, что до недавнего времени в нашей науке безраздельно господствовала одна марксистсколенинская теория государства, основанная на классовом подходе, а все другие концепции отвергались как буржуазные, без их всестороннего анализа, без попыток хотя бы найти в них рациональное зерно. Сейчас отношение к ним существенно изменилось: признается, что любая теория опирается на какието фактические данные, на обстоятельства, имеющиеся в реальной жизни. Учет этих обстоятельств и теоретических обобщений дает возможность более широко и всесторонне анализировать изучаемые явления и процессы. Относится это и к рассматриваемым далее теориям государства.

Существующие теории государства условно можно разделить на четыре группы: о сущности государства, о его целях и задачах, о средствах и методах его деятельности, о путях и перспективах его дальнейшего развития. Поскольку различные авторы, рассматривая в своих работах проблемы, связанные с государством, так или иначе обращаются ко всем указанным вопросам, то теории, относящиеся к разным группам, взаимодействуют между собой, образуют различные сочетания.

Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие.

Теория элит. Теория элит сформировалась в начале XX в. (работы В. Парето, Г. Моски) и получила развитие в середине века (X. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай и др.). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности и проч.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.

Отмечая негативные стороны этой теории (отстранение населения от власти, отрицание ее классового характера и т.п.), следует отметить и следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей: депутатов, работников государственного аппарата и проч. Важно, чтобы эти лица реально выражали интересы народа, различных социальных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избранников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой.

Технократическая теория. Эта теория возникла в 20х гг. нашего столетия и получила значительное распространение в 6070х гг. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл и др. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно используются в других теориях, относящихся как к сущности государства, так и к другим его сторонам.

Теория плюралистической демократии. Эта теория появилась также в XX в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др. Теория отражает политические взгляды как социалдемократов, так и либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам: возраст, профессия, место жительства, круг интересов и проч. Таким образом, существуют страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива и т.п. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Положительная сторона этой теории заключается в ее действительно демократическом характере, обосновании участия всех граждан в делах государственного управления.

Из теорий, рассматривающих вопрос о целях государства, отметим теорию «государства всеобщего благоденствия». Она возникла после Второй мировой войны и явилась антиподом ранее существовавшей концепции о том, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений (теория «государства ночного сторожа»). Ее основы были сформулированы Д. Кейнсом в 30х гг. и получили развитие в работах Д. Мюрдаля, А. Пигу, К. Боулдинга, В. Мунда и др.

Суть теории состоит в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в социальной, культурной и иных сферах. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства. Положительная сторона теории заключается в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека. Ее недостаток умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и развивающиеся страны, где уровень жизни населения исключительно низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает.

Теория правового государства освещает вопросы как целей государственной деятельности (добиться господства права во всех сферах социальной жизни), так и средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Позитивная сторона этой теории в том, что она направлена на демократизацию общества, исключение произвола и беззакония в работе всех государственных органов. Недостаток в том, что она позволяет вуалировать несоответствие ряда социальных ценностей праву.

К теориям о средствах государственной деятельности следует отнести теорию «технократического государства». Ее основой являются успехи многих стран в освоении и использовании технических средств, в том числе радиоэлектроники. Считается, что дальнейшее развитие техники позволит поновому решать многие вопросы государственного управления: например, можно будет проводить опросы граждан и даже голосование (референдум) с использованием радиотелевизионной техники, компьютеры дадут возможность принимать независимые от воли отдельных лиц и поэтому справедливые и оптимальные решения и т.п.

Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие государства, отметим теорию конвергенции, которая появилась в 5060х гг. XX в. (работы Д. Гэлбрейта, Р. Арона, П. Сорокина и др.). Эта теория рассматривала взаимное влияние государств двух систем: западных США, Англия и других с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря. Делался вывод о том, что происходит «обмен» между этими государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и проч. Это должно привести к тому, что через какоето время различия утратятся и возникнет «постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством «всеобщего благоденствия». Определенные положения этой теории находят несомненное подтверждение в современный период.

Особое место среди указанных теорий занимает историкоматериалистическая концепция государства, которая рассматривает все аспекты его существования и развития. В основе этой теории лежат идеи исторического материализма и классовый подход. Государство рассматривается как орудие власти экономически господствующего класса. Его особенности определяются, прежде всего, экономикой общества на определенной стадии его исторического развития. Цель построение социалистического, а затем и коммунистического общества, а конечная судьба государства его отмирание по мере построения коммунистического общества. Положения данной теории будут более подробно рассматриваться в дальнейшем.