Поверка прибора учета тепловой энергии. Что это и что нужно знать о поверке теплосчетчика. Как проводится проверка общедомовых приборов учета

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) используются для фиксации расхода воды, газа, электричества либо тепловой энергии во всем многоквартирном доме. На сегодняшний день их установку нельзя назвать прихотью, это необходимость, продиктованная законом. Он действует уже шесть лет, но оснащение такими счетчиками многоквартирных домов происходит крайне медленно.

В этой статье вы узнаете:

  • Каковы особенности установки общедомовых приборов учета.
  • Кто оплачивает установку ОДПУ.
  • Кто обеспечивает обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.
  • Какие услуги включаются в обслуживание общедомовых приборов учета.
  • Что такое техническое обслуживание общедомовых приборов учета.
  • В каком порядке проходит проверка и замена ОДПУ.
  • Кто оплачивает обслуживание общедомовых приборов учета.
  • Какая предусмотрена ответственность за некачественное обслуживание общедомовых приборов учета.

Серьезной темой остается обслуживание общедомовых приборов учета: кто этим занимается и кто платит за проведение работ. С 6 августа 2017 года жилищные инспекторы начали проверять наличие общедомовых приборов учета в МКД. Если ОДПУ не находят, выдают предписания установить или штрафуют. Чтобы не получить штраф , изучите аргументы для инспекторов в вашу пользу .

Установка и обслуживание общедомовых приборов учета

Обычно ОДПУ используются для воды, тепловой энергии, электричества, газа. Их монтаж производится в технических помещениях, таких как подвалы, подсобные комнаты. То есть там, куда не могут проникнуть посторонние граждане и нанести устройствам вред.

Сейчас приборы предусмотрены для таких ресурсов:

  1. Тепловая энергия – тахометрический, вихревой, ультразвуковой, электромагнитный счетчик. В нашей стране их монтаж начали в 2009 году, после появления закона о снабжении зданий приборами учета тепловой энергии. Рост тарифов также послужил стимулом для населения, чтобы контролировать отопление этим способом. Отметим, что коллективный счетчик устанавливается исключительно по решению собрания жильцов.
  2. Электричество . Приборы существуют индивидуальные, многотарифные. Второй вариант действительно позволяет сократить затраты на оплату электроэнергии. Принцип его работы состоит в том, что ночью тариф существенно ниже, чем днем. В часы наиболее активного использования ресурса, то есть 7:00 – 10:00 и 17:00 – 19:00, оплата возрастает.
  3. Холодная, горячая вода . Система фиксирует объем потребленной жидкости в расчете на всех проживающих лиц, а не только прописанных в квартире.

В 2009 году вышел ФЗ № 261-Ф3 об обязательной установке общедомовых счетчиков. В итоге крайним сроком для оснащения ими многоэтажек был назначен 2012 год. Однако в немалом количестве домов эта процедура до сих пор не была проведена.

По этой причине в 2015 году принято решение о том, что пора финансовыми методами воздействовать на граждан, отказывающихся от установки подобных устройств.

Если в многоквартирном доме выполняются все нормы для монтажа общедомовых счетчиков, но самих приборов нет, при расчете коммунальной оплаты фактическая сумма умножается на повышающий коэффициент. Отметим, что возможно увеличение расходов на 10–60 %. Такие жесткие меры предприняты исключительно для того, чтобы быстрее завершить процесс оснащения многоквартирных домов ОДПУ.

Сложность в том, что монтаж приборов производится на основании решения собрания собственников жилья. УК обязана сообщить владельцам, что установить общедомовой счетчик необходимо и что это выгодно. А также передать информацию относительно возможных штрафных и прочих санкций за отказ от его применения.

УК не вправе принуждать собственников жилья принять определенное решение. А значит, когда управляющая компания неспособна объяснить необходимость ОДПУ, собрание не даст согласия на установку оборудования. Причина проста: обычно решение принимается с учетом того, что оплата прибора, монтаж ведутся за счет собственников.

Но отметим, коллективный счетчик включается в общедомовую собственность, его применение идет во благо жильцам, то есть справедливо, что именно на них возлагаются расходы на покупку и установку. Подчеркнем и тот факт, что высокая стоимость при распределении на квартиры оказывается приемлемой.

Цена вместе с монтажом, но без обслуживания, например, общедомового прибора учета холодной воды изменяется под воздействием нескольких характеристик:

  • сечение труб водопроводной системы;
  • объем проходящей жидкости;
  • площадь дома, количество квартир;
  • технические условия, зафиксированные в проекте установки;
  • размер, тип, комплектация ОДПУ;
  • технические, прочие нюансы монтажа.

Вся необходимая документация, расчеты готовятся компанией, отвечающей за поставку ресурса (в нашем примере – холодной воды). Либо работы может произвести специально нанятый подрядчик.

Напомним, что монтируются общедомовые счетчики в подвалах, рядом с основными коммуникациями большинства домов. Исключение иногда составляют общие приборы учета электроэнергии, они могут располагаться в оборудованных щитовых помещениях при наличии последних.

Мнение эксперта

Почему установка ОДПУ выгодна для УК

Любовь Чеснокова ,

главный редактор журнала «Управление многоквартирным домом»

Без использования приборов учета расчеты производятся по нормативам потребления коммунальных ресурсов, из-за этого стоимость оказывается более высокой.

В августе появились еще две причины, чтобы установить в МКД счетчики и автоматизированную информационно-измерительную систему учета потребления энергоресурсов и коммунальных услуг.

  • Во-первых, в настоящее время начать использовать ее разрешается за счет средств фонда капитального ремонта. Условие одно – субъект РФ должен ввести услугу в список работ по капремонту общего имущества в МКД, что указано в ч. 2 ст. 166 Жилищного кодекса РФ.
  • Во-вторых, если в МКД есть автоматизированная информационно-измерительная система учета с возможностью одномоментного снятия показаний, плата за КР на СОИ устанавливается в соответствии с этими данными. То есть у жильцов отпадает необходимость в собрании и отдельном обсуждении этого вопроса.

Кто оплачивает установку ОДПУ

По ФЗ «Об энергосбережении» расходы на установку общедомовых приборов учета полностью покрываются собственниками жилья.

Они обязаны оплатить счета, помимо ситуаций, когда данные затраты вошли в сумму за содержание, ремонт жилого помещения и (или) в обязательные платежи и (или) взносы по обслуживанию, текущему, капитальному ремонту общего имущества (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п. 38).

Счет на оплату общедомовых приборов учета предъявляется каждому собственнику. Этот документ включает общую стоимость и сведения о том, какая сумма требуется от конкретного владельца.

Расходы здесь определяются в виде части, пропорциональной доле в праве общей собственности на совместное имущество. Чтобы ее вычислить, общую площадь помещения делят на весь метраж дома, умножают на площадь общего имущества.

Допустим, площадь квартиры – 100 м², площадь дома – 9 000 м², площадь общего имущества – 1 500 м². Тогда доля собственника окажется: 100 / 9000 х 1500 = 16,67 м².

По Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме ОДПУ представляют собой совместную собственность, входя во внутридомовые инженерные системы. Вот почему для установки этих приборов учета нужно провести собрание владельцев помещений, о котором мы уже не раз говорили. Об этом хозяевам квартир сообщает УК.

Хотя на собрании от управляющей компании требуется лишь ознакомление жителей, ее ждет штраф, если собственники не получат информацию о необходимости установки приборов учета.

В соответствии с п. 5 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ, если компании, несущие ответственность за содержание МКД, уклоняются от разработки, доведения сведений о мероприятиях по энергосбережению до собственников жилья, контролирующий орган направляет предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа в отношении УК, ТСЖ:

  • для должностного лица 5 000–10 000 рублей;
  • для юридического лица 20 000–30 000 рублей.

Оплата монтажа еще до стадии обслуживания общедомовых приборов учета может осуществляться одним из способов:

  1. Однократный платеж. Вся сумма вносится до либо после установки счетчика.
  2. Рассрочка на 5 лет. Тогда доля собственника за оплату такого устройства делится на равные части и вносится в квитанции за коммунальные услуги на протяжении 5 лет. Но подчеркнем, что, помимо цены прибора, придется потратить средства на проценты за рассрочку, соответствующие ставке рефинансирования ЦБ РФ.
  3. За счет средств исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению, увеличению энергетической эффективности.

Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» устанавливает, что исполнитель коммунальных услуг должен тратить на мероприятия по энергосбережению разницу между нормативом и суммой оплаты с учетом повышающего коэффициента.

Поскольку данные средства могут быть направлены исключительно на деятельность по энергосбережению, они имеют целевой характер расходования. То есть правила бухгалтерского учета требуют обеспечить их отражение отдельно от остальных поступлений.

Обсудим пример. Представим, что по нормативу на человека за месяц полагается 7 м³ воды. Если повышающий коэффициент равен 1,4, при тарифе 14,63 руб. за 1 м³ получаем такие цифры: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

Тогда как сумма без переплаты, по стандартной норме, оказалась бы иной: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Значит, разница между двумя вышеобозначенными суммами: 143,37 - 102,41 = 39,96 руб. Эти средства исполнитель обязан направить на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета входит в перечень мероприятий по энергосбережению. Если собственники решили его внедрить, а на счету исполнителя коммунальных услуг есть целевые средства, их необходимо вложить в оплату ОДПУ и его монтаж.

Теперь представим иную картину: собственники отказываются оплачивать внедрение счетчика. В этом случае приборы в принудительном порядке устанавливаются ресурсоснабжающей организацией.

П. 12 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» обязывает собственников предоставить доступ сотрудникам РСО к местам монтажа приборов учета и оплатить расходы на работы. Отказавшись, владельцы должны будут потратиться еще и на принудительное взыскание средств.

  • Три правила заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями при приеме/передаче МКД

Кто обеспечивает обслуживание общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Департамент ЖКХ Минстроя РФ пояснил в своем письме, что исполнитель коммунальных услуг, то есть УК, должен обслуживать общее имущество собственников помещений в доме, обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, в том числе общедомовых приборов учета, к поставкам ресурсов для предоставления коммунальных услуг населению.

Вне зависимости от формы руководства МКД: управляющей компанией, ТСЖ, жилищным кооперативом либо иным специализированным кооперативом, за обеспечение работы коллективных приборов учета и соблюдение всех требований по ним отвечает лицо, занимающееся содержанием общего имущества в доме. Роль жильцов при этом ограничивается ежемесячной оплатой ЖКУ.

При выявленных неисправностях, будучи ответственным за содержание и ввод в эксплуатацию подобного устройства, исполнитель КУ обязан в течение 2 месяцев обеспечить их устранение. Это закреплено в ФЗ № 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (действующая редакция от 13.07.2015).

Даже если вопрос не будет решен в течение вышеобозначенного срока со дня обнаружения неисправности, РСО должны приступить к использованию, обслуживанию общедомовых приборов учета. А все расходы пойдут за счет собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Положения ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261 должны всегда выполняться при обнаружении контролирующими инстанциями нарушений требований об учете затрачиваемых энергоресурсов с применением ОДПУ. А также при неустранении совершившим их лицом в срок до 2 месяцев с момента их выявления.

Собственники ОДПУ должны обеспечивать доступ РСО к приборам учета, оплачивать затраты на эксплуатацию. Если граждане не согласны добровольно вносить данные суммы, последние будут взыскиваться в принудительном порядке.

Мнение эксперта

Как автоматизировать сбор данных с ОДПУ

А. А. Матвеев ,

менеджер по работе с ключевыми клиентами ОАО «Телеофис»

Если вы хотите, чтобы потребление энергоресурсов рассчитывалось без ошибок, необходимо вовремя подавать корректные данные с общедомового прибора учета. Упростить себе работу, облегчить доступ к этим показателям и даже сэкономить можно, установив автоматизированную систему сбора сведений.

Как видно из названия, такая система действует в автоматическом режиме. Она может собирать информацию в определенное время сразу со всех подключенных к ней общедомовых приборов учета. Благодаря этому сведение баланса по всем потребителям оказывается очень удобным.

Автоматизированная система обычно включает такие составляющие:

  • приборы учета, снабженные цифровым интерфейсом, позволяющие снимать показания в автоматическом режиме;
  • устройство связи (модем) для передачи данных на сервер;
  • сервер для хранения информации по приборам учета;
  • программное обеспечение (ПО), позволяющее собирать сведения, рассчитывать оплату.

Связь в рамках обслуживания общедомового прибора учета может использоваться разная:

  • посредством проводного соединения;
  • при помощи беспроводного соединения;
  • через локальные сети;
  • с применением интернета.

Самым эффективным способом из всех перечисленных называют подключение прибора учета к Сети. Его осуществляют посредством адаптера Ethernet или модема.

Ethernet-соединение дает возможность пользоваться имеющимся в доме интернетом для подключения устройств. При этом удается избежать расходов на иные варианты связи с прибором учета.

Тогда подключенные к счетчикам конвертеры (адаптеры) Ethernet через Сеть соединяются с сервером сбора данных, куда и передают показания.

Безусловно, описанный способ эффективен, при нем не нужно устанавливать дорогое дополнительное оборудование, но МКД обязательно должен иметь доступ к интернету.

Другим вариантом подключения к автоматизированной системе сбора данных, необходимым для обслуживания общедомовых приборов учета, будут GPRS-терминалы. Они применяются, если на объекте нет подключения к интернету. Такой прибор устанавливает соединение счетчиков с Сетью почти везде, где есть сотовая связь. Иными словами, это универсальный, надежный, успевший зарекомендовать себя способ.

Если сравнивать GPRS-терминалы с соединением посредством Ethernet-кабеля, то можно выделить несколько их бесспорных достоинств:

  • используемая здесь сотовая связь постоянна, не зависит от инфраструктуры объекта;
  • этот вариант не может стать поводом для простоя по техническим причинам;
  • не требует дополнительных вложений в обслуживание, ремонт при авариях;
  • сотовый оператор гарантирует надежность связи.

Безусловно, нельзя забывать, что за сотовую связь нужно платить. Однако она необходима не более двух раз в месяц исключительно для передачи небольших сообщений при обслуживании общедомовых приборов учета. То есть затраты на подключенный счетчик исчисляются несколькими рублями.

Давайте рассмотрим возможности ПО автоматизированных средств на примере системы АТМ.

Она дает возможность дистанционно:

  • получать сведения с приборов учета воды, газа, электричества, тепла;
  • автоматически в определенное время готовить отчетность;
  • вносить поправки, формировать новые шаблоны для отчетов;
  • располагать объекты на интерактивной карте;
  • получать доступ к системе с любого компьютера, планшета, если на нем есть выход в интернет.

Какие услуги включаются в обслуживание общедомовых приборов учета

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, общее имущество должно обслуживаться и эксплуатироваться согласно требованиям законодательства РФ, поддерживаться в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета к предоставлению коммунальных услуг жителям МКД. Напомним, что счетчик входит в общее имущество. А значит, эксплуатация и обслуживание общедомовых приборов учета включает:

  • постановку устройства на коммерческий учет;
  • контрольное снятие показаний на ежемесячной основе;
  • контроль работы, визуальный осмотр приборов для предотвращения, устранения неисправности;
  • периодические поверки оборудования;
  • ремонт вышедших из строя приборов;
  • составление отчетов о потреблении энергоресурсов.

Что значит техническое обслуживание общедомовых приборов учета

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлениями Правительства РФ, определяют следующее: эксплуатация общего имущества должна быть обеспечена в соответствии с требованиями законодательства РФ. При этом необходимо поддерживать состояние постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета к предоставлению коммунальных услуг жильцам МКД.

В обязанности собственника включается обеспечение использования счетчиков согласно их техническим требованиям. То есть владелец узла учета должен заключить договор на техническое обслуживание с соответствующей организацией. Так, это может быть фирма, устанавливающая регистрирующее оборудование, энергоснабжающая компания, УК.

Обслуживание, подразумевающее ремонт общедомовых приборов учета, производится на специализированном предприятии в соответствии с утвержденной технологией. После восстановительных работ проводится внеочередная поверка устройства.

Техническое обслуживание общедомовых счетчиков расхода холодной, горячей воды, газа, тепловой энергии можно условно разделить на две категории: периодический осмотр и профилактические мероприятия.

В первом случае осуществляются такие действия:

  • выезд на объект (в пределах одного округа, управы);
  • получение ключей в диспетчерской (ОДС);
  • переход от диспетчерской до объекта, открытие помещения, доступ к месту установки общедомового прибора учета;
  • определение соответствия условий эксплуатации средств измерения, приборов, узлов, их деталей нормам технической документации предприятий-изготовителей;
  • визуальный осмотр для проверки на предмет отсутствия механических повреждений, наличия, целостности пломб;
  • проверка надежности механических, электрических соединений, наличия напряжения питания;
  • определение факта и степени рабочего состояния узла;
  • снятие показаний, их запись в журнал;
  • предварительная оценка результатов измерений, ошибок, выявление причин их возникновения, распечатка, окончательный анализ;
  • исследование показаний средств измерений, определение соответствия качественных и количественных параметров тепло- и водоснабжения договорным условиям, нормативным документам;
  • сбор инструментов и приборов, закрытие помещения, переход от объекта до ОДС, сдача ключей, передача анкеты абонента и рекомендаций по эксплуатации внутренних сетей в ОДС и ресурсоснабжающую организацию.

В случае профилактического обслуживания общедомовых приборов учета требуются такие действия:

  • избавление от пыли;
  • проверка наличия масла в защитных гильзах термопреобразователей, его добавление для восполнения потерь от высыхания;
  • проверка работоспособности закрытием до отказа и открытием регулирующих деталей задвижек, вентилей;
  • промывка проточной части расходомеров;
  • очистка фильтров от отложений, песка, окалины с разборкой, ревизией;
  • запуск воды с общих вентилей к соответствующему прибору;
  • проверка работы счетного механизма устройства.

Если нарушена целостность пломб, дается 24 часа на то, чтобы вызвать представителей поставщика и ресурсопотребляющей организации и оформить трехсторонний акт.

Если есть неисправность средств измерения, приборов, частей и деталей, входящих в состав узла учета, готовится заявка для ремонта. При обнаружении течи в области фланцевых соединений с трубопроводами необходимо их подтянуть, если этот шаг не помог – поставить новые прокладки.

  • Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями и прямые расчеты за коммунальные услуги

Обслуживание общедомовых приборов учета: проверка и замена счетчиков

Наравне с остальными сложными приборами общедомовой счетчик требует ухода, осуществления периодического контроля, ремонта и даже иногда полной замены. А так как он является частью общедомовой собственности, вопрос эксплуатации находится в ведении всех жильцов.

Но ответственность ложится на них не в частном порядке. Помочь им должна УК, которая имеет право привлекать квалифицированных специалистов из организаций необходимого профиля. То есть именно УК должна поддерживать техническое состояние ОДПУ, своевременно контролировать, ремонтировать и заменять данное устройство.

Привлекаемой для работ компании необходимо обладать сертификатом на их выполнение, допуском к осуществлению поверок, сервису, ремонту, замене этих устройств. Обычно такие фирмы производят обслуживание общедомовых приборов учета на постоянной основе.

Они контролируют исправность устройств, выполняют их ремонт при поломке, если же восстановление невозможно, заменяют старое оборудование на новое.

После проверки готовится акт, включающий все отклонения в работе прибора, неисправности (при их наличии), существующие варианты их устранения. Данный документ подписывается обеими сторонами: представителем УК и работником, осуществившим контрольные мероприятия.

Подчеркнем, что выгода от установки ОДПУ очевидна, правда, в прибор придется вложить средства. Жильцы должны отнестись этому вопросу со всей серьезностью. И даже при малейших сомнениях они имеют право потребовать от УК отчета о проводимых в этой области действиях.

Дело в том, что использование неповеренного устройства запрещено, приравнивается поставщиком ресурса к отсутствию такового. То есть потребитель почувствует на себе все вытекающие отсюда последствия. На период контрольных мероприятий допускается оплата услуг по усредненному расходу.

Мнение эксперта

Разница между поверкой ОДПУ и проверкой его показаний

Иван Молчанов ,

Поверка представляет собой метрологическое мероприятие, а ОДПУ - средство измерения. Если говорить про наш случай, то речь идет об определении объема израсходованного коммунального ресурса. Поверка средств измерений подразумевает набор операций, производимых для подтверждения соответствия приборов метрологическим нормам. Это устанавливается ФЗ от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ). С технической точки зрения, при поверке производится обслуживание общедомовых приборов учета специализированным оборудованием. Обязательно поверяются средства измерения (СИ), полученные с производства, после ремонта, присланные из-за границы, эксплуатируемые и находящиеся на хранении.

Поверка данных устройств может осуществляться исключительно аккредитованными юридическими лицами, ИП. Данное правило установлено Законом № 102-ФЗ. Периодическую поверку счетчиков, внесенных в список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 № 250, вправе проводить только государственные региональные центры метрологии ФБУ ЦСМ.

Теперь поговорим о проверках. Как исполнитель КУ вы осуществляете проверки приборов учета. Но данные устройства не относятся к ОДПУ, это индивидуальные счетчики. Вы отвечаете за проверки состояния ИПУ, факта их наличия либо отсутствия, достоверности подаваемых потребителем сведений. Данная норма закреплена п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Мнение эксперта

Неправильная эксплуатация ОДПУ – одна из причин недостоверности показаний

Павел Никитин ,

генеральный директор консорциума «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ»

Проблема достоверности данных счетчиков расхода ресурса всегда остается насущной для РСО, для УО, для конечного потребителя. Причин, по которым показания приборов могут быть неточны, невероятно много. Основной можно назвать не злой умысел определенного лица, а недостаточный профессионализм.

Производители приборов учета, борясь за рынок и потребителя, научились изготавливать довольно точные, защищенные устройства. Но жизненный цикл последних не заканчивается на заводе. Некачественная установка, нарушение норм эксплуатации легко нивелируют все усилия компании-изготовителя. Острее всего эта проблема стоит при обслуживании общедомовых приборов учета тепловой энергии. Дело в том, что они значительно сложнее бытовых электросчетчиков, водомерных узлов, а также для проверки их рабочего состояния зачастую необходимо привлекать дополнительное специализированное оборудование.

Кто оплачивает обслуживание общедомовых приборов учета

Если в МКД есть такие устройства, жители каждый месяц должны платить за их обслуживание. По техническому паспорту счетчика раз в несколько лет нужно проводить метрологическую государственную поверку данного устройства. За чей счет она проходит?

П. 29 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, устанавливает: затраты на обслуживание, ремонт жилого помещения должны обеспечивать содержание общего имущества по нормам законов РФ. Сюда включены расходы на поддержание работоспособности и восстановление внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, затраты на истребование задолженности по оплате, на получение сведений со счетчиков, обслуживание информационных систем, необходимых для снятия показаний, обработки, хранения информации о платежах, подготовку всех необходимых расчетных документов.

Подпункт «к» пункта 11 гласит, что обеспечение требуемой эксплуатации и обслуживание общедомовых приборов учета производятся в рамках содержания, ремонта общего имущества.

Подчеркнем, требуемый список мер, установленный разделом 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения», включает в себя проверки исправности, рабочего состояния, регулировку, техническое обслуживание общедомовых приборов учета.

Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ определяет перечень объектов, подпадающих под понятие общего имущества. Коллективные счетчики в него входят, за их функционирование отвечает УК.

Получается, согласно нормам закона, УК осуществляет поверку, текущее обслуживание общедомовых приборов учета на средства, выплачиваемые жильцами за содержание, ремонт жилого помещения.

Системное толкование Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в МКД, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда таково: вся текущая, неотложная, обязательная сезонная деятельность предусматривается договором управления МКД, ведется УК вне зависимости от того, присутствуют ли такие работы в вышеобозначенном перечне.

Иными словами, нельзя требовать от жильцов дома оплаты ремонта, поверки общедомовых приборов учета, так как эти деньги входят в содержание и ремонт общего имущества МКД. Эта норма устанавливается ч. 1, ч. 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, подп. «к» п. 11, п. 29 Правил № 491, раздела 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Подобные действия УК идут вразрез с требованиями подп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416. Дело в том, что по этому документу руководство многоэтажкой осуществляется в соответствии с нормами по организации, ведению расчетов оплаты услуг, работы по содержанию, ремонту общего имущества в МКД, сюда же входят мероприятия по управлению домом, коммунальные услуги. Принимаются во внимание начисление обязательных платежей на содержание, ремонт общего имущества в МКД, коммунальные услуги.

Статья 7.23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ устанавливает административную ответственность должностных, юридических лиц в случае несоблюдения организациями, ИП, управляющими МКД по соответствующим договорам правил ведения предпринимательской деятельности, направленной на обслуживание МКД.

За пресечение таких незаконных действий отвечает Госжилинспекция, которая выдает УК предписания об устранении несоответствий нормам, составляет протоколы об административных правонарушениях. Ответственность за последние предусматривается ст. 7.23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и предполагает для должностных лиц административный штраф 50 000–100 000 руб. либо дисквалификацию на срок до 3 лет. Для юридических лиц сумма составляет 150 000–250 000 руб.

  • Ресурсоснабжающая организация – компаньон УК и ТСЖ или наоборот?

Ответственность за некачественное обслуживание общедомовых приборов учета

Статья 9.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ гласит, что в случае несоблюдения требований закона об установке ОДПУ налагается штраф на:

  • юридических лиц: 500–600 тысяч рублей.

Несоблюдение поставщиками энергоресурсов требований по предложению монтажа общедомовых счетчиков собственникам помещений в МКД, их представителям влечет за собой штраф:

  • должностным лицам: 20–30 тысяч рублей;
  • юридическим лицам: 100–150 тысяч рублей.

Необоснованный отказ либо уклонение УК, отвечающей за монтаж, замену, обслуживание общедомовых приборов учета потребляемых энергоресурсов, от подписания соглашения и/или от его исполнения, а также нарушение порядка его заключения или несоблюдение требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета карается штрафом для:

  • должностных лиц: 20–30 тысяч рублей;
  • ИП: 20–30 тысяч рублей;
  • юридических лиц: 50–100 тысяч рублей.

При невыполнении требований об оснащении МКД общедомовыми счетчиками лицами, несущими ответственность за управление жилыми домами, штраф составит для:

  • должностных лиц: 10–15 тысяч рублей,
  • юридических лиц: 20–30 тысяч рублей.

Иными словами, в обязанности УК входит отслеживание исправности, рабочего состояния, готовности счетчиков к поставкам энергоресурсов и обеспечение КУ населения.

Информация об экспертах

А. А. Матвеев , менеджер по работе с ключевыми клиентами ОАО «Телеофис». TELEOFIS – российская производственная компания, предлагающая широкий ассортимент беспроводного оборудования для построения систем диспетчеризации, контроля и промышленной связи.

Иван Молчанов , ведущий специалист энергоаудита и нормативов ГК «Юрэнерго». ООО «ЗАО «Юрэнерго» является головной компанией группы компаний «Юрэнерго» (в состав которой так же входят ООО «ЭнергоАудитКонсалт» и ООО «Юридическая фирма «ВИГ-БизнесКонсалтинг») и одним из лидеров российского рынка энергоаудиторских, консалтинговых, юридических услуг. Компания создана в августе 1995 года и за это время успела превратиться в крупную организацию, предлагающую широкий спектр услуг во всех регионах России. Группа компаний «Юрэнерго» сегодня – это более 60 энергоаудиторов, консультантов, юристов, экспертов энергетического и правового консалтинга, обладающих передовыми знаниями и современными технологиями.

Павел Никитин , генеральный директор консорциума «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ». Консорциум «ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ» – мощное объединение, обеспечивающее комплексное решение задач коммерческого учета энергоносителей и энергосбережения в целом в промышленности и коммунальном хозяйстве. Более чем 27-летний опыт работы, высокотехнологичная производственная база, знания ведущих специалистов отрасли и накопленный портфель типовых решений обеспечивают системный подход к реализации проекта любой степени сложности и открывают нашим заказчикам возможности, позволяющие получать максимальный эффект и существенно сокращать потребление энергоресурсов.

Наличие общедомового прибора учета (ОДПУ) - важная часть системы диспетчеризации многоквартирного дома. Фиксируя реальное потребление ресурса в рамках дома, общедомовой счетчик дает возможность не переплачивать за потери, возникшие в сетях поставщика.

Важным условием при этом является правильная работа приборов учета, достигаемая путем своевременной поверки счетчиков.

Зачем производить поверку общедомовых счетчиков

Поскольку со временем детали счетчиков изнашиваются, приборы могут давать неточные показания. Для того, чтобы проверить счетчик на корректность исчисления показаний и возможные дефекты, и производится поверка счетчиков.

Поверка предполагает обследование прибора учета на предмет соответствия всех характеристик метрологическим требованиям. Во время поверки выявляется наличие или отсутствие различных дефектов, от которых зависит погрешность ОДПУ в результате его работы. Если поверка выявляет, что прибор учета соответствует необходимым требованиям, его оставляют работать на новый срок. В случае выявления каких-либо дефектов счетчик ремонтируется, а при невозможности или нецелесообразности ремонта - меняется на новый.

Необходимость поверки общедомовых приборов учета следует из Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.

К применению допускаются средства измерений, прошедшие проверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. 102-ФЗ ст. 9. п. 1, ст.12. п.1

Кроме того, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», обязывают потребителей к проведению поверок счетчиков в установленные сроки.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34

При просрочке срока поверки ОДПУ эксплуатация счетчиков запрещена. Оплата коммунальных услуг в таком случае начисляется не по фактическому потреблению, а по нормативу.

Как часто производится поверка общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков в обязательном порядке производится по окончанию «сроков поверки», указанных в технической документации на ОДПУ. Такие сроки устанавливаются заводами-изготовителями. В течение этих сроков гарантируется точность измерений, а по их окончании прибор учета поверяется на исправность.

Управляющие организации многоквартирных домов с установленными ОДПУ заключают с ресурсоснабжающими организациями договоры поставок коммунальных ресурсов и ведут расчеты в соответствии с порядком, изложенным в «Правилах предоставления коммунальных услуг...». В 2013 году правительство редактировало эти Правила, добавив подпункт об обязанностях потребителей проводить поверки общедомовых приборов учета в сроки, установленные их технической документацией.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34, пп. «е»

Поверка общедомовых счетчиков воды

Поверка общедомовых приборов учета воды проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 8.156 (п.3.4.8) и МИ 1592-99. Согласно этим источникам, поверка ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счетчика, проверке его герметичности и определении его относительной погрешности.

При внешнем осмотре ОДПУ воды проверяется:

  • соответствие комплектности требованиям нормативно-технической документации на счетчик конкретного типа;
  • состояние лакокрасочного покрытия;
  • четкость надписей на маркировочной табличке, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчетного устройства;
  • отсутствие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний;
  • отсутствие загрязнений на стекле, закрывающем циферблат и отсчетное устройство;
  • наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Герметичность счетчиков проверяют путем создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа (16 кгс/см). Результаты проверки считают удовлетворительными, если после выдержки в течение 15 мин в местах соединений и корпусе не наблюдается отпотевания или течи воды.

Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трех поверочных расходах - номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определенной при различных расходах.

Поверка общедомовых счетчиков тепла

Методы поверки общедомовых приборов учета тепла определяются согласно правилам Госстандарта РФ. В соответствии с требованиями Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», в заводской документации на единое средство измерения тепловой энергии и теплоносителя должен быть раздел «Методика выполнения измерений».

В общем виде поверка ОДПУ тепла состоит из внешнего осмотра, поверки электрического сопротивления изоляции счетчика и определения его метрологических характеристик.

Внешний осмотр ОДПУ тепла включает:

  • выявления внешних неисправностей и дефектов;
  • проверку маркировки;
  • проверку качества внешнего вида, исправности защитной арматуры и соединительных проводов;
  • проверку равенства длин проводов;
  • проверку отсутствия загрязненности поверхности защитной арматуры.

Проверку электрического сопротивления изоляции между чувствительным элементом счетчика и защитной арматурой проводят при температуре 25 (± 5) °С и относительной влажности воздуха от 45 до 80% мегомметром М4100/1 с переменой полярности напряжения. Сопротивление изоляции должно быть не менее 100 МОм.

Метрологические характеристики определяют по результатам измерений сопротивлений ТП при температурах 0 и 100° С. При этом сопротивления счетчика при температуре вблизи 0 и 100 °С определяют в соответствии с ГОСТ 8.461.

Поверка общедомовых счетчиков газа

Счетчики, снабженные устройствами пересчета результатов измерений объема газа, поверяют поэлементно или поканально по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации. Поверку по каналу измерений объемного расхода и объема этих счетчиков проводят в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 8.324-2002. Такая поверка включает проведение внешнего осмотра и проведение испытаний с целью определения пригодности счетчика.

При внешнем осмотре ОДПУ газа устанавливается:

  • наличие паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке;
  • наличие руководства по эксплуатации;
  • наличие протокола испытаний на герметичность и протокола испытаний на сопротивление изоляции;
  • наличие товарного знака предприятия-изготовителя;
  • наличие надписей с указанием типа, порядкового номера, года изготовления, наибольшего избыточного давления, максимального и минимального значений расхода.

Опробование счетчика проводят, пропуская через него поток воздуха со значением расхода не менее 10% номинального. Счетчик при этом должен работать устойчиво и без посторонних шумов. По результатам сравнения пропущенного через эталонный счетчик контрольного объема воздуха с показаниями поверяемого счетчика проверяют основную относительную погрешность.

Показания счетчиков могут быть сняты визуально по отсчетному устройству или, при наличии импульсного выхода, по числу зарегистрированных импульсов.

Поверка общедомовых счетчиков электроэнергии

Методики поверки ОДПУ электроэнергии разнятся в зависимости от модели счетчиков. В общем виде процедура включает в себя следующие действия:

  1. Проверка наличия паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке.
  2. Осмотр счетчика на предмет наличия повреждений корпуса, внешних или внутренних частей - в том числе, проверяется прочность стекол, наличие индивидуального номера, соответствие комплектности заявленной модели и маркировки.
  3. Опробование и поверка правильности функционирования счетного механизма прибора учета. Для этого счетчик подключается к источнику питания и прогревается при номинальном напряжении и в таком же режиме подачи тока. Также допустима поверка, когда измеряется частота вращения диска и зажигания светодиодов за время изменения показаний счетного механизма на 2 цифры нижнего разряда.
  4. Проверка прочности электроизоляции. Не проверяется, если счетчик недавно ремонтировался или если с момента прошлой поверки счетчика его целостность не нарушалась, что подтверждается неповрежденной пломбой.
  5. Проверка отсутствия самохода. Для этого, при отсутствии тока в последовательной цепи и номинальном показателе напряжения источника питания счетчика, подается напряжение на параллельную цепь - 115% от номинального показателя.
  6. Поверка порога чувствительности электросчетчика. Проводится при номинальном значении напряжения параллельной цепи счетчика и таком же значении напряжения источника питания в приборе учета электроэнергии.

Также определяется соответствие систематической относительной или основной погрешности учета, предусмотренной изготовителем. Погрешность определяется методом косвенного измерения мощности. При этом используются вольтметр, амперметр и секундомер. Погрешность определяется путем сравнения показаний напряжения, силы тока или мощности нагрузки с указанными в технической документации к счетчику.

Методы поверки общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков проводится как в плановом режиме, так и внепланово. Внеочередная поверка проводится в случаях:

  • повреждения пломбы (поверительного клейма), либо в случае утраты свидетельства о поверке или вводе в эксплуатацию оборудования после периода длительного хранения;
  • повторной настройки, связанной с известным, либо предполагаемым повреждением счетчика.

Метрологическое обеспечение достоверности показаний ОДПУ заключается в периодической поверке этих приборов в специализированной организации. Например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории.

Поверка в метрологической лаборатории

Метрологическая поверка в лаборатории заключается в испытаниях прибора учета на специализированном оборудовании. При проверке ОДПУ в метрологической лаборатории счетчик, помимо проверки на соответствие обязательным требованиями, установленными нормативными документами по поверке, очищается от отложений и, при необходимости, ремонтируется.

Для поверки общедомового прибора учета в метрологической лаборатории счетчик демонтируют в присутствии представителя поставщика ресурса, который проверяет показания прибора учета и сохранность пломб. Таким образом, демонтаж ОДПУ сопряжен с необходимостью согласования даты и времени прибытия представителя ресурсной организации. Дальнейшая доставка ОДПУ в метрологическую лабораторию происходит по предварительной договоренности о дате поверки.

После проведения поверки необходим повторный вызов представителя поставщика ресурса для установки поверенного прибора учета, его опломбировки и составления «Акта ввода в эксплуатацию».

Поверка общедомовых счетчиков без снятия

Поверку общедомовых приборов учета возможно проводить и без снятия. Такой подход будет целесообразен в ветхих домах.

Дело в том, что в случае установки общедомового прибора учета в старом жилом фонде, его снятие подвергает риску состояние инженерной системы. Демонтаж ОДПУ может привести к нарушению целостности узлов и, как следствие, к затратам на ремонтные работы.

Для того, чтобы выполнить процедуру поверки без снятия, специалисты метрологической лаборатории могут приехать к месту установки счетчиков самостоятельно и с помощью переносной системы выполнить необходимые операции, не снимая приборы. В результате такой поверки, как и при поверке в метрологической лаборатории, определяется погрешность и составляется соответствующий акт.

Однако при поверке ОДПУ без снятия существует риск того, что какая-то деталь счетчика скоро выйдет из строя, что невозможно определить без лабораторного исследования. Как следствие, снижается достоверность данных об истинном техническом состоянии прибора учета.

Документы после поверки счетчиков

Если после проведения требуемых метрологических процедур, общедомовой прибор учета признается пригодным для дальнейшей эксплуатации, то, вне зависимости от выбранного метода поверки, после ее проведения оформляются следующие документы:

  • свидетельство о поверке;
  • договор о проведении поверки;
  • документ, подтверждающий оплату поверки.

Кроме того, в техническом паспорте счетчика делается запись о том, что поверка пройдена.

Если ОДПУ признается непригодным к применению, выписывается извещение о непригодности.

Право проводить поверку имеет не каждая организация, поскольку такой вид услуг относится к подлежащим обязательному лицензированию. Помимо прочего, такая организация должна быть аккредитирована в Единой национальной системе аккредитации. Поэтому, чтобы результаты поверки признавать действительными, необходимы еще и копии документов, относительно организации, проводившей поверку:

  • аттестат об аккредитации;
  • приказ об аккредитации.

Кто оплачивает поверку общедомовых приборов учет

Ответственность за содержание общедомового имущества ложится на собственников жилого дома. Поскольку ОДПУ входят в категорию общедомового имущества, их установка и поверка осуществляется управляющей компанией многоквартирного дома за счет собственников помещений, в рамках платы по статье «Содержание жилья».

Содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д. ПП РФ №491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»

Своевременная поверка ОДПУ как профилактика ОДН

Неисправные общедомовые приборы учета приводят к неучтенным потерям ресурса, оплачивать которые приходится потребителям. Такие потери включаются в квитанции на оплату коммунальных услуг, в графу ОДН.

Проведение поверок общедомовых счетчиков означает гарантию корректности работы приборов учета. И, как следствие, уменьшение разницы между показателями ОДПУ и реально потребленным объемом ресурса.

Конечно, это не единственная причина высокого ОДН. На практике их существует около десятка, и их устранение становится задачей управляющей компании. «СТРИЖ» помогает помогает разобраться с главными причинами высокого ОДН уже в первую неделю после установки, позволяя развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний за разумный бюджет.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

В продолжение статьи.

Наличие общедомового прибора учета (ОДПУ) - важная часть системы диспетчеризации многоквартирного дома. Фиксируя реальное потребление ресурса в рамках дома, общедомовой счетчик дает возможность не переплачивать за потери, возникшие в сетях поставщика.

Важным условием при этом является правильная работа приборов учета, достигаемая путем своевременной поверки счетчиков.

Зачем производить поверку общедомовых счетчиков

Поскольку со временем детали счетчиков изнашиваются, приборы могут давать неточные показания. Для того, чтобы проверить счетчик на корректность исчисления показаний и возможные дефекты, и производится поверка счетчиков.

Поверка предполагает обследование прибора учета на предмет соответствия всех характеристик метрологическим требованиям. Во время поверки выявляется наличие или отсутствие различных дефектов, от которых зависит погрешность ОДПУ в результате его работы. Если поверка выявляет, что прибор учета соответствует необходимым требованиям, его оставляют работать на новый срок. В случае выявления каких-либо дефектов счетчик ремонтируется, а при невозможности или нецелесообразности ремонта - меняется на новый.

Необходимость поверки общедомовых приборов учета следует из Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.

К применению допускаются средства измерений, прошедшие проверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. 102-ФЗ ст. 9. п. 1, ст.12. п.1

Кроме того, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», обязывают потребителей к проведению поверок счетчиков в установленные сроки.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34

При просрочке срока поверки ОДПУ эксплуатация счетчиков запрещена. Оплата коммунальных услуг в таком случае начисляется не по фактическому потреблению, а по нормативу.

Как часто производится поверка общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков в обязательном порядке производится по окончанию «сроков поверки», указанных в технической документации на ОДПУ. Такие сроки устанавливаются заводами-изготовителями. В течение этих сроков гарантируется точность измерений, а по их окончании прибор учета поверяется на исправность.

Управляющие организации многоквартирных домов с установленными ОДПУ заключают с ресурсоснабжающими организациями договоры поставок коммунальных ресурсов и ведут расчеты в соответствии с порядком, изложенным в «Правилах предоставления коммунальных услуг...». В 2013 году правительство редактировало эти Правила, добавив подпункт об обязанностях потребителей проводить поверки общедомовых приборов учета в сроки, установленные их технической документацией.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34, пп. «е»

Поверка общедомовых счетчиков воды

Поверка общедомовых приборов учета воды проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 8.156 (п.3.4.8) и МИ 1592-99. Согласно этим источникам, поверка ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счетчика, проверке его герметичности и определении его относительной погрешности.

При внешнем осмотре ОДПУ воды проверяется:

  • соответствие комплектности требованиям нормативно-технической документации на счетчик конкретного типа;
  • состояние лакокрасочного покрытия;
  • четкость надписей на маркировочной табличке, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчетного устройства;
  • отсутствие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний;
  • отсутствие загрязнений на стекле, закрывающем циферблат и отсчетное устройство;
  • наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Герметичность счетчиков проверяют путем создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа (16 кгс/см). Результаты проверки считают удовлетворительными, если после выдержки в течение 15 мин в местах соединений и корпусе не наблюдается отпотевания или течи воды.

Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трех поверочных расходах - номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определенной при различных расходах.

Поверка общедомовых счетчиков тепла

Методы поверки общедомовых приборов учета тепла определяются согласно правилам Госстандарта РФ. В соответствии с требованиями Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», в заводской документации на единое средство измерения тепловой энергии и теплоносителя должен быть раздел «Методика выполнения измерений».

В общем виде поверка ОДПУ тепла состоит из внешнего осмотра, поверки электрического сопротивления изоляции счетчика и определения его метрологических характеристик.

Внешний осмотр ОДПУ тепла включает:

  • выявления внешних неисправностей и дефектов;
  • проверку маркировки;
  • проверку качества внешнего вида, исправности защитной арматуры и соединительных проводов;
  • проверку равенства длин проводов;
  • проверку отсутствия загрязненности поверхности защитной арматуры.

Проверку электрического сопротивления изоляции между чувствительным элементом счетчика и защитной арматурой проводят при температуре 25 (± 5) °С и относительной влажности воздуха от 45 до 80% мегомметром М4100/1 с переменой полярности напряжения. Сопротивление изоляции должно быть не менее 100 МОм.

Метрологические характеристики определяют по результатам измерений сопротивлений ТП при температурах 0 и 100° С. При этом сопротивления счетчика при температуре вблизи 0 и 100 °С определяют в соответствии с ГОСТ 8.461.

Поверка общедомовых счетчиков газа

Счетчики, снабженные устройствами пересчета результатов измерений объема газа, поверяют поэлементно или поканально по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации. Поверку по каналу измерений объемного расхода и объема этих счетчиков проводят в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 8.324-2002. Такая поверка включает проведение внешнего осмотра и проведение испытаний с целью определения пригодности счетчика.

При внешнем осмотре ОДПУ газа устанавливается:

  • наличие паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке;
  • наличие руководства по эксплуатации;
  • наличие протокола испытаний на герметичность и протокола испытаний на сопротивление изоляции;
  • наличие товарного знака предприятия-изготовителя;
  • наличие надписей с указанием типа, порядкового номера, года изготовления, наибольшего избыточного давления, максимального и минимального значений расхода.

Опробование счетчика проводят, пропуская через него поток воздуха со значением расхода не менее 10% номинального. Счетчик при этом должен работать устойчиво и без посторонних шумов. По результатам сравнения пропущенного через эталонный счетчик контрольного объема воздуха с показаниями поверяемого счетчика проверяют основную относительную погрешность.

Показания счетчиков могут быть сняты визуально по отсчетному устройству или, при наличии импульсного выхода, по числу зарегистрированных импульсов.

Поверка общедомовых счетчиков электроэнергии

Методики поверки ОДПУ электроэнергии разнятся в зависимости от модели счетчиков. В общем виде процедура включает в себя следующие действия:

  1. Проверка наличия паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке.
  2. Осмотр счетчика на предмет наличия повреждений корпуса, внешних или внутренних частей - в том числе, проверяется прочность стекол, наличие индивидуального номера, соответствие комплектности заявленной модели и маркировки.
  3. Опробование и поверка правильности функционирования счетного механизма прибора учета. Для этого счетчик подключается к источнику питания и прогревается при номинальном напряжении и в таком же режиме подачи тока. Также допустима поверка, когда измеряется частота вращения диска и зажигания светодиодов за время изменения показаний счетного механизма на 2 цифры нижнего разряда.
  4. Проверка прочности электроизоляции. Не проверяется, если счетчик недавно ремонтировался или если с момента прошлой поверки счетчика его целостность не нарушалась, что подтверждается неповрежденной пломбой.
  5. Проверка отсутствия самохода. Для этого, при отсутствии тока в последовательной цепи и номинальном показателе напряжения источника питания счетчика, подается напряжение на параллельную цепь - 115% от номинального показателя.
  6. Поверка порога чувствительности электросчетчика. Проводится при номинальном значении напряжения параллельной цепи счетчика и таком же значении напряжения источника питания в приборе учета электроэнергии.

Также определяется соответствие систематической относительной или основной погрешности учета, предусмотренной изготовителем. Погрешность определяется методом косвенного измерения мощности. При этом используются вольтметр, амперметр и секундомер. Погрешность определяется путем сравнения показаний напряжения, силы тока или мощности нагрузки с указанными в технической документации к счетчику.

Методы поверки общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков проводится как в плановом режиме, так и внепланово. Внеочередная поверка проводится в случаях:

  • повреждения пломбы (поверительного клейма), либо в случае утраты свидетельства о поверке или вводе в эксплуатацию оборудования после периода длительного хранения;
  • повторной настройки, связанной с известным, либо предполагаемым повреждением счетчика.

Метрологическое обеспечение достоверности показаний ОДПУ заключается в периодической поверке этих приборов в специализированной организации. Например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории.

Поверка в метрологической лаборатории

Метрологическая поверка в лаборатории заключается в испытаниях прибора учета на специализированном оборудовании. При проверке ОДПУ в метрологической лаборатории счетчик, помимо проверки на соответствие обязательным требованиями, установленными нормативными документами по поверке, очищается от отложений и, при необходимости, ремонтируется.

Для поверки общедомового прибора учета в метрологической лаборатории счетчик демонтируют в присутствии представителя поставщика ресурса, который проверяет показания прибора учета и сохранность пломб. Таким образом, демонтаж ОДПУ сопряжен с необходимостью согласования даты и времени прибытия представителя ресурсной организации. Дальнейшая доставка ОДПУ в метрологическую лабораторию происходит по предварительной договоренности о дате поверки.

После проведения поверки необходим повторный вызов представителя поставщика ресурса для установки поверенного прибора учета, его опломбировки и составления «Акта ввода в эксплуатацию».

Поверка общедомовых счетчиков без снятия

Поверку общедомовых приборов учета возможно проводить и без снятия. Такой подход будет целесообразен в ветхих домах.

Дело в том, что в случае установки общедомового прибора учета в старом жилом фонде, его снятие подвергает риску состояние инженерной системы. Демонтаж ОДПУ может привести к нарушению целостности узлов и, как следствие, к затратам на ремонтные работы.

Для того, чтобы выполнить процедуру поверки без снятия, специалисты метрологической лаборатории могут приехать к месту установки счетчиков самостоятельно и с помощью переносной системы выполнить необходимые операции, не снимая приборы. В результате такой поверки, как и при поверке в метрологической лаборатории, определяется погрешность и составляется соответствующий акт.

Однако при поверке ОДПУ без снятия существует риск того, что какая-то деталь счетчика скоро выйдет из строя, что невозможно определить без лабораторного исследования. Как следствие, снижается достоверность данных об истинном техническом состоянии прибора учета.

Документы после поверки счетчиков

Если после проведения требуемых метрологических процедур, общедомовой прибор учета признается пригодным для дальнейшей эксплуатации, то, вне зависимости от выбранного метода поверки, после ее проведения оформляются следующие документы:

  • свидетельство о поверке;
  • договор о проведении поверки;
  • документ, подтверждающий оплату поверки.

Кроме того, в техническом паспорте счетчика делается запись о том, что поверка пройдена.

Если ОДПУ признается непригодным к применению, выписывается извещение о непригодности.

Право проводить поверку имеет не каждая организация, поскольку такой вид услуг относится к подлежащим обязательному лицензированию. Помимо прочего, такая организация должна быть аккредитирована в Единой национальной системе аккредитации. Поэтому, чтобы результаты поверки признавать действительными, необходимы еще и копии документов, относительно организации, проводившей поверку:

  • аттестат об аккредитации;
  • приказ об аккредитации.

Кто оплачивает поверку общедомовых приборов учет

Ответственность за содержание общедомового имущества ложится на собственников жилого дома. Поскольку ОДПУ входят в категорию общедомового имущества, их установка и поверка осуществляется управляющей компанией многоквартирного дома за счет собственников помещений, в рамках платы по статье «Содержание жилья».

Содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д. ПП РФ №491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»

Своевременная поверка ОДПУ как профилактика ОДН

Неисправные общедомовые приборы учета приводят к неучтенным потерям ресурса, оплачивать которые приходится потребителям. Такие потери включаются в квитанции на оплату коммунальных услуг, в графу ОДН.

Проведение поверок общедомовых счетчиков означает гарантию корректности работы приборов учета. И, как следствие, уменьшение разницы между показателями ОДПУ и реально потребленным объемом ресурса.

Конечно, это не единственная причина высокого ОДН. На практике их существует около десятка, и их устранение становится задачей управляющей компании. «СТРИЖ» помогает помогает разобраться с главными причинами высокого ОДН уже в первую неделю после установки, позволяя развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний за разумный бюджет.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

В продолжение статьи.

Общедомовые счётчики учёта тепла – метрологические устройства, обязательные к установке во всех многоквартирных домах. Это прописано в Федеральном законе 261-ФЗ, принятом к исполнению 23 ноября 2009 года, и направленном на повышение эффективности использования энергоресурсов. Тепловые счётчики обеспечивают контроль над потреблением тепла жильцами МКД, и позволяют рассчитать стоимость обогрева каждой квартиры в отдельности. Учитывая, что речь идёт о технически сложных устройствах, приборы теплового учёта нуждаются в регулярной проверке. Разберёмся, с какой периодичностью и как проводится эта процедура, кто оплачивает обслуживание общедомовых счётчиков.

Общие положения

Оплата установки счётчиков в многоквартирных домах возлагается на собственников жилья, при этом каждый владелец вправе поставить измерительный прибор в принадлежащей ему квартире. Общедомовые измерительные устройства ставятся на входном коллекторе, который обеспечивает подведение теплоносителя к дому. Индивидуальные – на трубах отопления, ведущих в определённую квартиру.

Для установки тепловых счётчиков характерны такие моменты:

  • Монтаж приборов общего учёта тепла возможен с согласия всех собственников квартир;
  • Если счётчик отсутствует, расчёт стоимости тепловой энергии рассчитывается с применением повышающего коэффициента 1.5;
  • Установка индивидуальных измерительных приборов необязательна, хотя и не запрещена действующим законодательством, но расчёт по таким счётчикам возможен лишь в тех случаях, когда ими оборудованы все квартиры в доме;
  • Общие приборы обслуживаются за счёт платы, вносимой жильцами на ремонт общедомового имущества, индивидуальные – собственником квартиры.

Есть вопрос или нужна помощь юриста? Воспользуйтесь бесплатной консультацией:

Согласно статистическим данным, установка тепловых счётчиков сокращает расходы на оплату отопления примерно на 30%.

Как часто проводится поверка?

Поверка метрологических устройств – это комплекс мероприятий, направленный на выявление погрешностей в работе и определение точности показаний. Вне зависимости от того, где установлен прибор учёта тепла, процедура проверки его работоспособности проводится только специалистами, имеющими необходимое оборудование и разрешение на проведение таких работ.

Существует 3 периодичности проверки теплосчётчиков:

  1. Первичная – выполняется сотрудниками завода-изготовителя перед вводом устройства в эксплуатацию либо после проведения ремонта;
  2. Плановая – периодичность проведения определяется производителем, межпроверочный интервал обычно варьируется в пределах 4-6 лет;
  3. Внеочередная – может проводиться в любое время, при условии, что прибор долго не использовался, отсутствует документация о предыдущих проверках, имеются повреждения корпуса.

Общий срок эксплуатации таких устройств составляет 12-14 лет в зависимости от разновидности счётчика.

Закон допускает проведение внеплановых инспекционных испытаний теплосчётчика, если наблюдаются сильные расхождения показаний со среднестатистическими нормами. Инициируется инспекционная поверка представителями службами метрологического контроля, поводом обычно является жалоба жильцов дома на повышенные тарифы по оплате услуг ЖКХ.

Как правильно выполнить поверку?

Нужно понимать, что слесарь ЖЭК, занимающийся обслуживанием общедомового имущества не вправе выполнять подобные поверки. Это технически сложная процедура, к выполнению которой допускаются специалисты и компании, прошедшие госаккредитацию . Сюда относятся:

  • Коммерческие организации, имеющие соответствующие полномочия;
  • Представители завода-изготовителя;
  • Территориальные отделения Ростеста.

С любой, из перечисленных организаций, управляющая компания может заключить договор на регулярное обслуживание приборов общедомового учёта или пользоваться разовыми услугами специалистов.

Поверка выполняется в строгом соответствии с предусмотренным техническим регламентом, и производится в такой последовательности:

  1. Демонтажные работы – прибор отключается от источников питания, снимается с тепловой магистрали. На время проведения тестовых испытаний, к тепловой сети подключают специальные имитаторы.
  2. Калибровка оборудования – выставляются эталонные показатели, предусмотренные производителем.
  3. Настройка – задаются параметры, необходимые устройству для корректной работы.
  4. Поверка – выполняется тестирование точности показаний в различных условиях эксплуатации.
  5. Подтверждение – ставится штамп или выдаётся свидетельство, что оборудование прошло поверку и не имеет погрешности показаний. Выданный документ действует в течение межповерочного интервала.
  6. Монтаж – с тепломагистрали удаляются имитаторы, счётчик устанавливается на прежнее место, подключается к электропитанию.
  7. Ввод в эксплуатацию – подготавливается необходимая для технадзора документация.
  8. Сдача в эксплуатацию – счётчик пломбируется уполномоченным инспектором теплосетей, снимаются первоначальные показания.

Факт исправности теплоизмерительного прибора подтверждается отдельным актом, который подписывается главным инженером тепловых сетей .

Показания теплового счётчика считаются достоверными в течение всего межповерочного интервала. По истечении этого периода, любые измерительные приборы признаются непригодными для последующей эксплуатации, следовательно, снятые показания и выставленные счета за отопление считаются недействительными.

Стоимость поверки счётчиков тепловой энергии

Приборы теплового учёта различаются по способу действия и базовой комплектации. К основным элементам относятся:

  • Температурный датчик – определяет общие параметры теплоносителя;
  • Расходомер – контролирует количество воды, поступающей в систему отопления;
  • Тепловычислитель – считывает показания датчиков, выводя на дисплей количество израсходованного тепла.

Поверка производится для каждого из вычислительных приборов в отдельности, и к оплате выставляется общая сумма. В стоимость тестирования входят:

  1. Транспортные расходы компании – выезд к месту проведения работ;
  2. Монтаж/демонтаж оборудования;
  3. Работа уполномоченного специалиста;
  4. Замена элементов питания.

Тарифы на выполнение работ, каждая из аккредитованных организаций устанавливает самостоятельно. Например, цена поверки теплового счетчика в Москве и центральных регионах варьируется в пределах 20 000-50 000 рублей, в зависимости от типа счётчика и перечня оказанных услуг.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в данной статьей могла устареть. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения своего вопроса заполните следующую форму или позвоните по телефонам, указанным на сайте, и наши юристы Вас бесплатно проконсультируют!

Общедомовые приборы учета (ОДПУ). Борьба за счётчики

Портал о недвижимости и комфортной жизни в доме сайт начинает публиковать цикл материалов с рекомендациями по контролю за обоснованностью расходов на "коммуналку". Представляем вашему вниманию совместную статью нашего постоянного и , посвященную общедомовым приборам учета коммунальных ресурсов (ОДПУ). К сожалению, это нововведение в ряде случаев привело не к экономии, а напротив - к росту платы за услуги ЖКХ .

В первую очередь проблемы возникают с общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Нередко собственники оплачивают дорогостоящие приборы учета, а отопление приходится оплачивать не по реальному потреблению (которое и должны определять эти самые общедомовые приборы учета ), а по условным нормативным показателям (нормативам).

Проблема общедомовых приборов учета коснется всех собственников квартир в МКД, ведь закон обязал собственников установить общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов (ст. 13 ФЗ № 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»).
Некоторые дома коллективными счетчиками уже оснащены, а во многих еще предстоит их установить. В связи с этим многие успели получить платежные документы "за коммуналку" с увеличенной суммой за счет новой строки "плата за установку общедомовых приборов учета" . Стоимость нововведения при этом оказалась довольно ощутимой. Применив нехитрую математику, можно посчитать, что коллективные приборы учета выходят для собственников "золотыми". Особенно остро проблема стоит с ОДПУ тепловой энергии.
Как уже было сказано выше, часто собственники несут бремя расходов как на сами общедомовые приборы учета, так и на их установку , а платить все равно приходится не по их показаниям, а по нормативам, зачастую - завышенным. В теплые осенние месяцы приборы учета действительно помогают снижать плату за отопление. Жители подмосковных Химок посчитали, что в некоторых домах за один лишь отопительный период общедомовые приборы учета могут позволить сэкономить до 10 тысяч рублей на каждую квартиру!
Итак, приборы есть, а квитанция за «коммуналку» их показания не учитывает. И в октябре при средней температуре +5 приходится платить за отопление столько же, сколько в суровые зимние месяцы.

Полные решимости разобраться в проблеме, собственники приходят в управляющую организацию. И что они слышат (далее приводим наиболее частые примеры креатива работников ЖКХ, поясняющих, почему несмотря на закупку приборов за наш счет, оплата взыскивается не по их показаниям): "прибор не введен в эксплуатацию"; "прибор сломался - теперь надо платить за ремонт", "прибор не поверен - надо платить за поверку ОДПУ" и тому подобное.
И пока граждане разбираются "что к чему", в платежках продолжают приходить увеличенные суммы.
Кто же должен вводить в эксплуатацию ОДПУ, ремонтировать, поверять и иным образом обслуживать это имущество?
Все мы оплачиваем услугу по содержанию и текущему ремонту общего имущества. Но зачастую и не представляем, что управляющие организации должны делать за эту ежемесячную плату. Это и работы по ремонту крыш, подвалов, фундаментов, стен, другого общего имущества.
Что же должны делать управляющие компании по ОДПУ за те деньги, что мы каждый месяц отдаем из своего кармана?

1. Ввод прибора в эксплуатацию: ввод в эксплуатацию ОДПУ различных коммунальных ресурсов обеспечивает управляющая организация, кроме того, управляющая компания должна обеспечить их надлежащую эксплуатацию (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета) - это установлено ч. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса РФ, а также пп. "к" пункта 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность").
В этом пункте Постановления N 491 указано, что содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодного и горячего водоснабжения, тепловой и электрической энергии, природного газа. Таким образом, исполнитель (например, управляющая компания) обеспечивает также и установку общедомового прибора учета . Судебная практика расходы на установку, наряду с расходами на приобретение самого прибора, все-таки возлагает на собственника (например, Определение Верховного Суда РФ № 310-ЭС15-912 от 17 июня 2015 года).
Исключение из правила: если расходы на установку ОДПУ уже были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (ч. 5, ч. 12 ст.13 Закона об энергосбережении № 261-ФЗ от 23.11.2009).

2. Проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание: В работы, которые выполняют для надлежащего содержания систем ХВС, ГВС, отопления и водоотведения в многоквартирных домах, входят проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета , расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах) - мы цитировали п.18 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме").

3. Ремонт и поверка: Относительно ремонта и поверки общедомовых приборов учета часто возникают вопросы, управляющая организация обычно требует на собственников отдельно оплатить расходы по этим пунктам. Однако эти требования незаконны. Работы по ремонту и поверке общедомовых приборов учета возложены на управляющую компанию в рамках платы за жилищную услугу «содержание и текущий ремонт» (п. 6.5 ГОСТ Р56192-2014).

Таким образом, все работы по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, ремонту, поверке приборов мы с вами как собственники оплачиваем ежемесячно, и не должны нести никакие дополнительные затраты по требованию управляющей компании. Управляющие компании пытаются возложить на собственников дополнительные расходы на содержание приборов, которые уже ими оплачены, что нарушает права собственников как потребителей жилищно-коммунальных услуг.

О том, кто должен нести расходы на установку и покупку общедомовых приборов учета, а также, как оспорить стоимость прибора, мы расскажем в следующих статьях.

Воспросы просьба высылать на е-мейл: an.kolesnikova.n (собачка) yandex.ru

ВНИМАНИЕ! ДОПОЛНЕНИЯ:

Также представляем вашему вниманию постоянно обновляемые ответы и дополнения к этой статье:

Представляем юридическую справку, которая даёт понимание о том, каким именно образом был изменен порядок расчета платы за отопление в новостройках в связи со сравнительно свежей позицией Конституционного Суда РФ

Как изменился расчет платы за отопление в новостройках

ЭКОНОМИМ НА ЖКХ - общедомовые приборы учета (ОДПУ)