Почему казань была криминальной столицей позднего ссср. Записи с меткой ‘Казанский феномен’

История уличных банд советского времени началась и тут же закончилась на молодежной группировке «Тяп-Ляп». Явление в свое время получило название «казанский феномен». Он было тщательно разобран в закрытых приказах МВД СССР, направленных на усиление профилактики правонарушений в среде подростков, да еще слушатели милицейских Академий на лекциях вскользь касались интересного материала. Как часто бывало в стране […]

ОПГ Низы являлось одним из самых устойчивых преступных формирований Казани. Появилась группировка в конце 1970-х годов в Московском районе Казани. Как раз в то время в Казани уже несколько лет существовала печально известная банда Тяп Ляп, члены которой проводили показательные массовые драки. Но если Тяп Ляп была бандой отморозков, любящих поизмываться над более слабыми противниками, […]

30-лет назад был оглашён приговор первой в истории СССР банде «Тяп-ляп». Преступная деятельность членов первой бандитской группировки продлилась с 1976 по 1980 г.г Лишь благодаря самоотверженной работе татарстанских милиционеров их деятельность была пресечена. 29 человек оказались на скамье подсудимых. Все они проходили по ряду тяжких преступлений – убийства, разбойные нападения, грабежи. Они были первыми, кто […]

Верховный суд Рф отложил вердикт по уголовному делу в отношении членов организованной преступной группировки «Севастопольские», противостоящей в 1990-х годах знаменитой казанской организованной преступной группировке «Жилка». Дело направлено в Верховный суд Татарстана на повторное обсуждение, однако в ином составе суда. О этом заявили в пресс-службе прокуратуры республики. Таким образом, суд удовлетворил кассационное представление на вердикт, которое внес прокурор Татарстана Кафиль […]

Тяп Ляп — Это была самая первая организованная преступная группировка в России, в столице Татарии Казани. Потом благодаря банде Тяп Ляп, немного позже преступной группировки Казани Хади Такташ, появилось название, ставшее нарицательным — «Казанский феномен». Возможно именно во время банды Тяп Ляп и появилось устойчивое понятие «криминальный авторитет». Именно криминальный авторитет, а не уголовный. Тот, […]

Многие помнят Казанский феномен — преступную группировку Хади Такташ. Еще в 2002 ее активным членам вынесли обвинительный приговор. Вроде как группировка как таковая распалась. Но осталось несколько бывших участников, которые и по сей день ходят свободно по земле, уже забывая про «дела молодости». Тимоха бандит Тимоха был рядовым членом банды Хади Такташ. После некоторых разборок […]

Начало девяностых годов у большинства россиян ассоциируется в том числе и с разгулом преступности, межклановыми войнами и кровавыми разборками «братвы». С завершением этапа первоначального распределения капитала бандитский беспредел стал постепенно уходить в прошлое. В последние годы организованная преступность меняет свое лицо. Бандиты теперь не какие-нибудь бывшие зэки в ушанках и трико с пузырями, собирающие дань […]

Феномен, схожий с казанским, существовал и в Улан-Удэ в конце 1950-ых - 1990-ых годах, но не получил такого развития, как в Казани. В 1980-ых годах в Казани насчитывалось несколько десятков молодежных группировок, объединяющих молодежь одной улицы, одного двора или даже одного дома.

Хех, в Улан-Удэ тоже один такой домик был.

Улан-удэнские молодежные группировки, слава Богу, не превратились в ОПГ и ОПС по образцу казанских.

Начало: Группировка "Тяп-Ляп" ("Теплоконтроль")

«Тяп-Ляп» - организованная преступная группировка, известная организацией массовых драк в Казани в 1970-е годы, а также убийствами. В нее входили молодые люди и подростки, живущие в районе завода «Теплоконтроль» на одной из окраин Казани. Как считают специалисты, именно с этой банды берет начало массовое явление, получившее название «казанский феномен».

Создание и структура группировки

Группировка получила своё название по названию микрорайона, где проживала большая часть её членов - района завода «Теплоконтроль» города Казань. В те годы Казань была поделена между молодёжными преступными группировками, такими, как, например, «Павлюхинские», «Хади Такташ», «Жилка» и другие, которые также получали своё название по району проживания их членов. В группировку вошли ученики или выпускники двух местных школ - 114-й и 48-й.

Численность банды «Тяп-Ляп» составляла порядка 300 человек. У её членов имелось холодное и огнестрельное оружие, в том числе зарубежного производства. Фирменным знаком ОПГ «Тяп-Ляп» являлся рисунок в виде трёхзубчатой короны и двух букв «Т» и «К», что означало «Теплоконтроль».

Во главе банды стояло три человека, которым удалось превратить подростковую шайку в крупнейшую ОПГ СССР:

Завдат Файзрахманович Хантимиров по кличке «Джавда», 1956 года рождения; прирождённый лидер, властный, мстительный, физически сильный, занимался боксом, однако вместо спортивной злости испытывал к противникам самую настоящую ненависть, поэтому серьёзным спортсменом не стал; весьма ценил порядок, следил за соблюдением кодекса банды. Официально Хантимиров числился электриком молодёжного центра, однако на работе появлялся нечасто. Даже его непосредственный начальник не смел наказать Джавду за прогулы.

Сергей Леонидович Скрябин по кличке «Скряба», 1956 года рождения; в 1977 году окончил Казанский педагогический институт, был весьма умным человеком, являлся мозговым центром группировки, подводил все её действия под своего рода идеологию, разрабатывал разнообразные комбинации, был личным другом Джавды с начальной школы. Они идеально дополняли друг друга в группировке.

Сергей Антипов по кличке «Антип», 1949 года рождения; к моменту создания группировки он уже отсидел несколько лет за хулиганство и грабёж. В колонии он изучил все типичные ошибки криминальных группировок и методику работы правоохранительных органов, что впоследствии при создании ОПГ «Тяп-Ляп» стало неоценимым знанием.

Именно Антипов нашёл место для штаба группировки. Он открыл подпольный спортивный зал, в простонародье «качалку». Роль штанг в ней играли батареи отопления, гантель - утюги, а турника - водопроводная труба. Именно в этой «качалке» трое главарей и их подельники обсуждали все последующие действия. В районе «Теплоконтроля» это было единственным местом, куда по вечерам могли прийти подростки, поэтому власти не закрывали её, не зная что на самом деле творится в «качалке». Здесь же проводился экзамен на «профпригодность» - если после одного удара экзаменуемый не падал, то он принимался в ряды ОПГ.

Кодекс банды был достаточно жёстким: не пить, не курить, своих не бросать. Члены банды носили специальную униформу: шапку-ушанку с завязанными «ушами» и телогрейку. Это давало дополнительную защиту в драках и возможность отличить бойцов одной группировки от членов другой. Когда эту униформу переняли другие группировки, члены ОПГ стали носить на ней значки завода «Теплоконтроль». Был у членов группировки и свой транспорт - мотоциклы, чаще всего украденные и переделанные.

ОПГ «Тяп-Ляп» окончательно оформилась к 1974 году. Лидерство в городе она брала в жестоких боях «стенка на стенку» с такими же группировками из соседних микрорайонов. Дрались арматурными прутьями и монтировками. Тренированные бойцы «Тяп-Ляп» выходили победителями.

Укрепившись, члены ОПГ стали заниматься более серьёзными делами. Типичными её занятиями стали квартирные кражи, вымогательство денег у цеховиков. Тех, кто не соглашался на условия группировки, били, уничтожали или отбирали товар. Не соглашавшихся после этого ждала смерть. Один из членов ОПГ получил задание убить приёмщика стеклотары, не желавшего платить бандитам. Однако в результате выстрела тот получил тяжёлое ранение, но остался жив. Это являлось одной из первых в криминальной истории страны попыток заказных убийств.

Массовые пробеги по Казани

С целью устрашить весь город лидеры группировки решили провести ряд массовых пробегов, забивая насмерть любых встречных.

8 февраля 1976 года «тяпляповцы» устроили массовую драку в ДК имени Урицкого. После драки они организованно покинули здание и разъехались по домам на заранее подогнанном транспорте.

Летом 1976 года Джавда решил совершить пробег в курортную зону Казани - так называемые «острова». Однако пробег не удался - от информатора милиционеры узнали о предстоящем преступлении и задержали около 50 членов ОПГ во главе с самим Хантимировым. Но суд проявил гуманность, и приговорил его всего к 1 году исправительных работ. Вскоре он условно-досрочно был освобождён за хорошее поведение. Срок добавил авторитета Джавде, но лидеров группировки начинает беспокоить проявление признаков разработки группировки сотрудниками правоохранительных органов.

31 августа 1978 года члены «Тяп-Ляп» устроили массовый пробег в район, контролируемой ОПГ «Ново-Татарская Слобода», с которой у «тяпляповских» были враждебные отношения. Приблизительно в 20:30 со стороны Речного вокзала группа подростков численностью около 50 человек, вооружённая обрезами, пистолетами-пулемётами Фольмера и металлическими прутьями, начала избивать и стрелять во всё живое. Толпа прокатилась по всему району. Действовали бандиты слаженно - разделившись на небольшие группы, они растеклись по переулкам, оставляя за собой искалеченных людей, выбитые стёкла и подожжённые машины. Итог пробега - несколько десятков раненых и двое убитых. Пострадавшие неожиданно заявили сотрудникам правоохранительных органов, что не имеют претензий к бандитам.

Когда сотрудники правоохранительных органов предприняли попытку завербовать одного из членов ОПГ Сергея Даньшина, 1957 года рождения, Хантимиров вскоре узнал об этом, и Даньшин был вначале жестоко избит, а затем и убит. После этого за лидерами ОПГ было установлено круглосуточное наблюдение. Вскоре во время попытки разбойного нападения был задержан бригадир группировки Тазетдинов. Антипов попытался подкупить свидетелей преступления Тазетдинова, однако был задержан. Понимая, что дача взятки - лишь повод для его изоляции, а в отношении ОПГ ведётся серьёзная разработка, в тот же день он сбежал из-под стражи.

Антип предложил Джавде устроить массовые беспорядки. Бандиты рассчитывали на то, что милиционеры начнут стрелять, и тогда вспыхнула бы вся Казань. Антипов и Скрябин предпочли уехать из города, лишь тщеславный Хантимиров лично повёл банду в бой. Милиционеры попытались блокировать толпу автобусом, но бандиты обстреляли автобус, и они были вынуждены спасаться бегством. Двое милиционеров попытались остановить голыми руками взбесившихся подростков, но, получив тяжёлые ранения, остались лежать на дороге. Затем ещё несколько членов группировки открыли стрельбу по милиционерам. В ответ полетела граната. Лишь чудом никто не погиб, взрывная волна выбила окна в соседних домах.

Аресты, следствие и суд

Приговор по делу

Были арестованы практически все участвовавшие в погроме бандиты, в том числе и Джавда. Антипов решил убить прокурора, ведшего дело банды, однако вскоре сам был задержан. Был задержан и Скрябин.

Первую советскую ОПГ судили в красном уголке СИЗО № 1 города Казани. В качестве обвиняемых присутствовали 30 человек. Для охраны применялись особые меры - в зале суда находился взвод солдат внутренних войск с резиновыми дубинками и слезоточивым газом. Были серьёзные опасения, что оставшиеся на свободе бандиты решат отбить своих главарей. Была оборудована тревожная кнопка, возле СИЗО дежурили группы захвата. Бандитов судили за бандитизм, 36 грабежей, 4 убийства и 15 покушений на убийство.

14 апреля 1980 года суд приговорил Завдата Хантимирова к смертной казни через расстрел. Также высшую меру наказания получили активные члены банды Тазетдинов, Масленцев и Каюмов. Верховный Суд СССР заменил смертный приговор Масленцеву и Каюмову на 15 лет лишения свободы, а Хантимирову и Тазетдинову оставил его без изменения.На суде Джавда вёл себя спокойно, видимо, надеясь на снисхождение. По воспоминаниям очевидцев, когда Хантимирова стали переодевать в полосатую форму заключённого-смертника, с ним произошла истерика. Все прошения о помиловании были отклонены, и приговоры в отношении Хантимирова и Тазетдинова в 1982 году приведены в исполнение.

Антипова в том процессе осудить не удалось - члены группировки его не выдали. Осудили его по другому уголовному делу. Антипов, по мнению многих исследователей, бывший настоящим лидером группировки, а также Скрябин получили по 15 лет лишения свободы. Остальные члены группировки отделались меньшими сроками.

Впоследствии, когда лидеры ОПГ «Тяп-Ляп» вернулись в город, своё влияние восстановить им уже не удалось. Антипов и Скрябин прибились к различным ОПГ, появившимся в большом количестве в 1990-е годы. Антипов и Скрябин были убиты в 1996 году, хотя на могиле Скрябина в фильме «Следствие вели» видна другая дата смерти - 1994 год.

Истории группировки «Тяп-ляп» посвящено несколько исследований, в том числе два фильма на телеканале НТВ и очерк журналистки Любови Агеевой в книге «Казанский феномен: миф и реальность», которая вышла в 1991 году. Автор книги написала его после изучения 45 томов уголовного дела, после рассмотрения которого в Верховном суде Республики Татарстан группировка «Тяп-Ляп» была официально признана бандой.

Завдат Хантимиров

Сергей Антипов

Сергей Скрябин

ОПГ "Жилка"

У истоков этой ОПГ, возникшей в самом глухом микрорайоне Казани - Жилплощадке, стоял Хайдар Закиров (Хайдер). В кварталах Жилплощадки селились преимущественно вчерашние крестьяне, понаехавшие из колхозов в город за лучшей жизнью. 20 семей ютились в крохотных комнатушках-клетках и бараках. Кухня - на всех одна, туалет - на улице. По выходным - баня.

Хайдар, как и все его друзья, целыми днями пропадал во дворе. Накачивал мускулы, по утрам регулярно отжимался и подтягивался на самодельном турнике. Однажды в драке стенка на стенку за свою территорию он достал из-за пазухи нож и ударил «противника», чем завоевал непререкаемый авторитет среди дворовой шпаны.

Постепенно небольшая группа ближайших друзей Закирова стала костяком молодежной группировки, которую по имени микрорайона называли «Жилкой». В нее входили и десятилетние пацаны, и зрелые двадцатилетние парни. Чтобы повязать каждого бойца кровью, Хайдер обязал всех новобранцев начиная с 14 лет носить с собой холодное оружие: нож, кастет или металлическую трубу, за отсутствие которых жестоко избивали.

Впервые о «Жилке», как о сплоченной преступной группировке, заговорили в 1984 году. Казанские старожилы до сих пор помнят день 15 января. Тогда из-за дележа территории на Лебяжьем озере схлестнулись несколько десятков молодежных казанских группировок. Зачинщиком кровавого побоища был Закиров. Суд приговорил его к шести годам заключения.

Но арест лидера не помешал «жилковцам» идти к вершинам власти в криминальном мире. Из колонии Хайдар наставлял корешей, как надо умножать капиталы. Группировка постепенно обложила данью городских коммерсантов. А с освобождением авторитета бригада выбилась в центровые.

Вернувшись домой, Закиров построил рядом со своим жилищем ресторан «Резеда», где проходили сходки, деловые беседы и просто гулянки. Одно время намеревался с пятого этажа, прямо с балкона своей квартиры, пустить в ресторан лифт. Но потом, занятый более важными делами, поостыл к этой затее. Во дворе Хайдара круглосуточно дежурили его бойцы, они официально числились кто дворниками, кто охранниками предприятий, которые «крышевала» ОПГ «Жилка». Постепенно в этот круг вошли «Казаньоргсинтез» (крупнейший в мире производитель полиэтилена), Казанский вертолетный завод, Татстройбанк, «Красный стекловар», городские рынки.

Но и этого голове «Жилки» показалось мало. К началу 90-х казанцы развернулись в Москве, взяв под контроль весь север столицы вместе с речным портом, складами, нефтяными терминалами, заправками, ресторанами. Они держали в страхе и город на Неве, потеснив тамбовскую группировку, поприжали азербайджанцев, ранее контролировавших рынки. В Севастополе потеснили чеченцев, в Перми обложили данью крупное предприятие по переработке леса. В общаке «Жилки» постоянно хранился неприкосновенный запас - несколько миллионов долларов.

При всем том лидер «Жилки» не позволял своим подопечным никакой самодеятельности. Все операции, в том числе заказные убийства, осуществлялись только с его санкции. Пьянство, употребление наркотиков членами банды жестоко пресекались. Как и любые хулиганские выходки, которые могли привлечь общественное внимание. Зато все, кто был «заказан», имели мало шансов избежать смерти.

В ходе судебного следствия удалось доказать вину «жилковцев» в убийстве известного ростовского адвоката Олега Кима. Он успешно вел дела своих клиентов в спорах «хозяйствующих субъектов». Соперники решили избавиться от «упертого» юриста, не пожелавшего за крупную взятку предать интересы своих клиентов. Киллер из «Жилки» подкараулил Кима, когда тот подъезжал к месту работы в сопровождении охраны. Как только адвокат открыл дверцу автомобиля, убийца выпустил в него две пули. Те, что остались в патроннике пистолета, достались охранникам.

Другое доказанное в суде заказное убийство - устранение Геннадия Хватландзия по кличке Гена-Зверь. Он считался в свое время приближенным знаменитого московского авторитета Отара Квантришвили и верховодил в преступном мире Орска. Воспользовавшись аппаратурой для прослушки мобильного телефона, «жилковцы» выследили и расстреляли Гену-Зверя.

«Жилковца» Радика Акопова признали виновным в убийстве «вора в законе» Виктора Михайлова (Амбал), который руководил соперничающей с «Жилкой» группировкой. Первая попытка убрать его окончилась неудачей - он был только тяжело ранен. В больнице к нему выставили круглосуточную охрану из двух милиционеров. Но в один из дней в палату больницы № 7, где он находился на излечении, ворвались два киллера в милицейской форме и расстреляли Амбала и находившуюся рядом с ним его сожительницу. Настоящая охрана, опять-таки по неведомым причинам, незадолго до этого была снята.

Масштабы деятельности «Жилки», ее могущество устраивали далеко не всех. Наиболее активно противостояла Хайдару Закирову группировка «Драконы». В ходе вспыхнувшей междоусобной войны не стало многих «жилковских» авторитетов - Скрябы, Гитлера, «вора в законе» Рафика Хаснутдинова (Ракоша), который считался правой рукой Хайдара. Но сам он всякий раз избегал гибели. Однажды киллеры выследили Хайдара в лифте, заблокировали кабину, буквально изрешетив ее из автоматов. Милиционеры потом насчитали в ней 94 пулевых отверстия. Но босса прикрыли телами охранники и он остался живым, получив несколько серьезных ранений.

И все же «Драконы» в конце концов добились своего. Их лидер Рифкат Вахитов (Фонтан) резонно рассудил, что с опасным соперником легче будет расправиться не в Казани, где у него все схвачено, а на выезде. От «крота», затесавшегося в окружение авторитета, стало известно, что Хайдар собирается в город на Неве. Там его и настигли киллеры «Дракона».

После гибели Хайдара позиции «Жилки» постепенно слабели. Новые лидеры, едва выдвинувшись, попадали под пули конкурентов. Так был застрелен Александр Навалов (Навал), который вместе с Хайдаром считается основателем «Жилки». Вернувшись после десятилетней отсидки, он хотел объединить казанские группировки и короноваться в «воры в законе». Но не успел: его расстреляли при выходе из ночного клуба «Азия». На суде подтвердилось, что это было дело рук своих же «жилковцев», которым не понравился, как они считали, «авторитаризм» нового босса. Такая же участь постигла Ислама Галимзянова (Исламей). К его машине, стоявшей в многолюдном дворе, подошли двое мужчин, одетые в парадные черные костюмы и белые рубашки. Почти в упор они застрелили авторитета.

В очередной раз власть сменилась и престол занял Ирек Мингазов (кличка Ташкент). Его связи во властных и силовых структурах (в отличие от Хайдара, который всегда заявлял, что он плевал на казанских ментов и не пристало ему ходить к ним на поклон) помогли группировке на какое-то время консолидироваться и начать постепенно восстанавливать утраченные позиции. Но помешали соперники - Ташкента расстреляли в Питере, когда он заходил в дом своей знакомой.

Хайдар Закиров (Хайдер)

Видео:

Бунт отверженных ("Следствие вели...")

ОПГ "Тяп-Ляп"

ОПГ "Хади-Такташ"

ОПГ "Кинопленка"

Страшные игры молодых

Исследовательница «казанского феномена»: о побоище на Глубоком, разнице между ОПГ и группировкой и креативных идеях молодых журналистов

В социальных сетях всю неделю продолжаются споры вокруг «казанского феномена», которые начались после появления коллекции футболок с названиями известных в прошлом татарстанских банд. Площадку для различных мнений предоставило и «Реальное время». Так, ничего крамольного в такой одежде не увидели такие известные в мире медиа деятели, как Олег Кашин и Радмила Хакова . Зато журналист Анвар Маликов выступил против такой инициативы. Одной из тех, кто «казанский феномен» и тему городских гопников подробно исследует более 30 лет, является Любовь Агеева. В интервью корреспонденту нашей интернет-газеты эксперт вспомнила, как это явление зародилось и сошло на нет, а также выразила свое отношение к таким «холиварам».

«В нем были не только минусы, но и плюсы»

– Любовь Владимировна, в интернете продолжаются дискуссии вокруг надписей на футболках с названиями ОПГ и соответствующими фотографиями. Каково ваше отношение к такому креативу?

– Наблюдаю активную дискуссию уже несколько дней. Сама написала несколько постов. Неожиданно в нее вмешался коллега Юрий Алаев, который резонно поинтересовался: «Есть на такие футболки спрос или нет?». И предположил, что это хороший промоушн для тех, кто эти майки продает.

Но мне бы хотелось оценить эту дискуссию в другой плоскости. А есть люди, готовые купить футболку с надписью «Теплоконтроль»? Мы, скорее, к ним должны обращаться. Если не будет спроса, то не будет и предложения. Я читала объяснения то ли производителей, то ли их друзей, будто футболки посвящены определенным микрорайонам Казани. Но когда увидела рисунок с хорошо знакомой короной, которой в свое время были разрисованы все заборы города Казани, то аллюзии, которые закладывали те, кто продает эти футболки, сомнений не вызвали. Закладывались именно ассоциации с прошлым, когда Казань была поделена на территории и подростки выясняли отношения в массовых драках.

В одном из первых своих постов я написала, что надо сначала узнать, кого они таким образом вспоминают. И даже порекомендовала свои публикации по «казанскому феномену» (на сайте газеты «Казанские истории» их две: фрагмент книги «Казанский феномен: миф и реальность» и отклик на телепередачу на телеканале ТВЦ).

И тем не менее дискуссия была небесполезна для тех, кто в ней участвовал. Под напором доказательств дрогнули позиции некоторых ее участников, которые раньше не видели в этом ничего плохого, - и это очень радует. Огорчает то, что в дискуссии проявилось наше неумение рассуждать на спорные темы. У нас это в ментальности: «Книгу Пастернака не читала, но осуждаю…». То есть: «Я ничего не знаю о «казанском феномене», но все равно рьяно буду говорить, что ничего плохого в то время не было». Такая поверхностность суждений, конечно, потрясает.

Явление это было, и в самом деле, очень сложным, в нем были не только минусы, но и плюсы. Поэтому бороться с идеологией гопничества было тяжело. Для меня важны свидетельства тех, кто был это время школьником, потому что они подтвердили мою уверенность в том, что перерезать корни этой идеологии можно было только в детском саду. И в ее распространении была главная опасность. Не в драках, хотя это была большая беда: убийства, покалеченные ребята, у кого-то группировка жизнь сломала, когда они захотели уйти из группировки. Хотя их масштаб сегодня кое-кто явно преувеличивает, это были тяжелое время для города.

Как-то я сказала одному из знакомых полицейских чинов, что хотела бы вернуться к некоторым «героям» книги «Казанский феномен…» и посмотреть, как сложилась их жизнь, он заметил, что многих сегодня уже нет в живых.

Есть еще один важный момент, на котором хотела бы акцентировать внимание посетителей ресурса «Реальное время». К сожалению, когда события ушли в далекое прошлое, легко подменить понятия. В нашем случае - совместить явления, которые наблюдались в разное время, поставить их на одну плоскость. Именно так сделали создатели фильма на ТВЦ в рубрике «Советские мафии», в котором принимала участие и я (у меня тоже брали интервью). Они совместили в одной плоскости банду «Тяп-ляп», которая существовала в 80-е годы и представляла собой нарождающуюся организованную преступность, с подростковыми группировками, которые вошли в историю нашего города как «казанский феномен». В нынешней дискуссии тоже все рассматривается в одной плоскости. И трудно сказать, о чем ностальгируют производители футболок. По-моему, для них, что «казанский феномен», что ОПГ - одно и то же.

Не все казанские группировки были криминальными сообществами. Было много здоровых мальчишеских компаний, которые разделяли идеологию гопничества. Ведь эта идеология была распространена практически на весь город, на все семьи, где были подростки - вот это было страшно.

Иллюстрация из книги «Казанский феномен: миф и реальность». Фото history-kazan.ru

Лишь 5% заявили, что пришли в группировку по принуждению. Бывший директор школы №83 Александр Неманов, выросший среди «мотальщиков», так объясняет добровольность вхождения подростков в группировку: «Контора» предложила им те ценности, которые оказались ближе, чем школьные. Тот же культ силы, который ранее жил в основном только в преступном мире, а сейчас получил широкое распространение. Как ни крути, каждый мальчишка в душе - супермен. Один он едва ли пойдет в ресторан, а компанией - пожалуйста».

Большую роль в укреплении идеологии группировок сыграли девочки. Кого они предпочитают: хлюпика, который не может за себя постоять, или сильного рыцаря, которого никто пальцем не тронет? А о том, как важно ребятам отношение к ним девочек, говорить не приходится.

Конечно, криминальные авторитеты были заинтересованы в криминализации подростковой среды. Было даже такое мнение, что именно организованная преступность стимулировала деление города по микрорайонам. На примере группировки «Тяп-ляп» я исследовала истоки деления на своих и чужих. И узнала от тех, кто в нее входил, что ребята сдружились, чтобы противостоять другим компаниям, в частности, тем, кто жил в Татарской слободе. Они вспомнили, как их били в центре, если они туда приезжали. И как однажды они решили, что будут качаться, чтобы стать сильными и отомстить обидчикам.

Возможно, это и был спусковой курок. Но мальчишеская компания с «Теплоконтроля» превратилась в преступную группу не сразу. Это случилось, когда там появились молодые люди с криминальным прошлым.

То же самое происходило с некоторыми компаниями, которые жили 10 лет спустя. Кого-то привлекала криминальная романтика, кто-то шел в группировку для защиты, поскольку каждый двор напоминал тогда своего рода крепость. И если подросток приходил на чужую территорию, его могли избить. Сама слышала от мальчишек, как себя защитить: стоит сказать, что ты, например, из группировки «Перваки», как от тебя отстанут. Она тогда была одной из самых сильных. А позднее стала ОПГ «Перваки».

Я так и не поняла, о чем хотят напомнить те, кто придумал эти футболки? О мальчишеской дружбе, которая объединяла подростков в дворовые компании, или о реальных ОПГ с их страшными преступлениями?

«Говорить с нашими детьми нужно не только о патриотизме»

– «Казанский феномен» может вернуться в нашу жизнь?

– Я не исключаю эту возможность. Конечно, это будет совершенно другое явление. Идеология гопничества в подростковой среде возникла в силу определенных социальных причин. Есть такие причины и сегодня. И есть люди, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы криминальный мир снова подмял под себя мир обычных людей.

В чем будет разница? Дело в том, что мальчишеские компании, о которых я в свое время писала, дрались между собой и большой опасности для горожан не представляли. Страдали от этих драк в основном родители гопников. Остальные жили в страхе, потому что много слышали и читали про эти драки, про покалеченных и убитых.

«Сегодня легче сбить подростков в стадо. Времени столько не понадобится, как было во времена «казанского феномена». Были бы только вожаки». Фото vk.com

Социальные корни для возвращения массовой преступности несовершеннолетних сегодня - прежде всего, в ужасном расслоении общества, когда есть богатые, порой незаслуженно богатые, и бедные. Если у твоих родителей нет денег, чтобы ты занимался в секции, ходил в театр или ресторан, а другой едет на крутой «тачке», то эта спираль может развернуться вновь. Только на этот раз она будет направлена не внутрь подросткового сообщества, а вовне, и тогда город пострадает в гораздо большей степени.

К тому же сегодняшняя молодежь и подростки очень легко поддаются влиянию. Я как человек, который обучает специалистов по связям с общественностью, знаю такие технологии. Сегодня легче сбить подростков в стадо. Времени столько не понадобится, как было во времена «казанского феномена». Были бы только вожаки.

Я уже много лет говорю всем, кто принимает решения, что молодежью надо заниматься, и не на словах. И говорить с нашими детьми нужно не только о патриотизме.

От стихийных драк до организованных «стенка на стенку»

– Все-таки поподробней расскажите, когда это явление зародилось?

– О социальной обусловленности молодежных проблем центральная пресса заговорила в 1985 году. Но для местных журналистов эта тема еще была закрыта. В своей статье «Этот неслучайный случай», опубликованной в «Вечерке» в 1986 году, я могла апеллировать лишь к телепередаче «Двенадцатый этаж». Ясно, что при таком подходе мы вынуждены были копать лишь в своем, казанском, «огороде». И потому сформировалось мнение, что корни подростковых группировок - здесь, в Казани.

Не избежали этого заблуждения и московские журналисты, и даже исследователи, которые не могли не знать, что подобные конфликты наблюдаются не только в нашем городе. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и специфичные казанские условия. Это, прежде всего, неразвитость социальной инфраструктуры для отдыха и развития подростков.

В моей книге Евгений Гатцук, в то время начальник следственного отдела Управления внутренних дел Казанского горисполкома, вспоминал, что если в середине 70-х годов драки разных компаний были стихийными, то через 10 лет они стали в большинстве своем организованными, заранее спланированными.

Согласно статистике, приведенной в моей книге, анализ велся с 1981 года, когда было зафиксировано 13 групповых драк. Резкий подъем пришелся на 1982-й - 22 драки. Драки между группировками шли с применением кольев и других «подручных средств». Пик драк пришелся на 1983 год - 31 массовая драка.

В 1984 году «Жилка» и «Грязь» устроили «ледовое побоище» на озере Глубоком, где собрались до 400 человек. Ясно, что за городом в один час они оказались неслучайно. В 1984-1985 годах в противоборство были втянуты практически все казанские группировки, и преступные, и обычные, дворовые.

«Евгений Гатцук вспоминал, что если в середине 70-х годов драки разных компаний были стихийными, то через 10 лет они стали в большинстве своем организованными, заранее спланированными». Фото zvezda-r.ru

В 1986 году горком КПСС вернул из небытия сходы, пригласив горожан подумать о детях всем миром. Людям впервые сказали всю правду без прикрас, дали возможность высказаться. В том же году большая группа родителей (300 человек) обратилась в ЦК КПСС с просьбой навести в нашем городе порядок. Положение с группировками уже ни для кого в Казани не было секретом - публикации в местных газетах шли одна за другой. И в этом смысле мы, может быть, действительно накликали на город броский журналистский ярлык - «казанский феномен».

Самым трагичным был 1988 год - семь смертей, пятерых убили в первые три месяца. В тот год было зафиксировано 77 избиений.

В 1989 году были осуждены в Казани 611 несовершеннолетних. В это время в городе началась серьезная работа, к которой были привлечены и родители, и школы, и широкая общественность. Отдельно работали с бывшими гопниками, отдельно - с учениками младших классов.

В 1989 году органы милиции не зарегистрировали уже ни одной массовой драки.

Тимур Рахматуллин

Справка

Агеева Любовь Владимировна - главный редактор культурно-просветительного издания «Казанские истории»; доцент кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ, заслуженный работник культуры РФ и РТ.

«Инде» продолжает рубрику «Ясно-понятно», в которой ищет ответы на вопросы о жизни в городе, культуре и истории Татарстана. В новом выпуске доцент кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ Любовь Агеева и начальник уголовно-судебного управления прокуратуры Татарстана Арлат Аббасов рассказывают, существовал ли на самом деле «казанский феномен» и почему его нельзя отождествлять с «Тяп-ляпом» и организованной преступностью.

Название моей книги «Казанский феномен: миф или реальность» говорит об осторожности, с которой нужно подходить к определению событий того времени. Термин когда-то прижился, и потому сегодня все считают, что Казань - прародитель этого явления, «город грехов», как ее назвали недавно на телеканале ТВЦ. Но это на самом деле не так. Сегодня, говоря о «казанском феномене», часто путают причины и следствия этого явления, и особенно в этом преуспели московские журналисты. Они хоть и разговаривают с нами, участниками этих событий, но делают совершенно не соответствующие действительности выводы.

Рост преступности среди несовершеннолетних наблюдался в конце 1980-х - начале 1990-х не только в Казани. Несмотря на всю оригинальность так называемого «казанского феномена», он воплотил в себе многие типичные явления жизни страны тех лет: серьезный конфликт «отцов» и «детей», экономические, социальные, духовные проблемы, которые влекли за собой криминализацию жизни подростков и молодежи. Мне, например, удалось найти публикации о кровавых подростковых драках, произошедших в городе Дзержинске соседней Нижегородской области.

Вышло так, что о казанских группировках начали подробно писать местные газеты - прежде всего «Вечерняя Казань», где я тогда работала. В 1979−1980 годах у нас была рубрика «Дай руку, подросток». Однажды мы опубликовали письмо молодого человека, который захотел уйти из группировки, но встретился с большими трудностями. Отклик был колоссальным: авторами многих писем, полученных после этой публикации, были подростки из группировок, которых тогда называли гопниками. Когда журналистские работы о казанских группировках получили широкую огласку, к нам присоединились ученые и работники правоохранительных органов, пытавшиеся осмыслить происходящее в городе - в то время в Казани постоянно случались массовые драки. Очень быстро о публикациях в местных СМИ узнали в Москве. Тогда в Казань приехал Юрий Щекочихин (российский журналист, писатель. - Прим. «Инде» ). В очерке для «Литературной газеты» он написал о казанских драках, как умел писать: очень ярко. Именно ему принадлежит определение «казанский феномен». Но он еще тогда подчеркивал, что в силу разных обстоятельств Казань оказалась «наиболее изученной моделью явления, с которым столкнулось наше общество».

Происходящее в Казани представляло очень большую социальную опасность совсем не потому, что ребята изредка дрались и калечили друг друга. Проблема «казанского феномена» заключалась в том, что в идеологию гопничества с ее особыми законами были втянуты практически все подростки Казани, включая девочек - им нравились ребята, называвшиеся гопниками. Лишь небольшое число мальчишек сопротивлялись законам гопничества - как правило, их за это били.

«Казанский феномен» связывают с оргпреступностью, но это неверно. Казанские группировки были разные, и некоторые из них не представляли собой криминального сообщества: это были обычные мальчишеские компании, просто жили они по необычным законам. И не всегда эти законы были дурными: например, в группировках нельзя было пить, не поощрялось даже курение. Благодаря «казанскому феномену» Казань позже других городов столкнулась с наркотиками. Потому и трудно было бороться с гопничеством, что группировки пользовались авторитетом. Конечно, были и группировки криминального характера. Обычно ими руководили «авторитеты», отсидевшие в местах не столь отдаленных.

Когда говорят о «казанском феномене», часто подразумевают банду «Тяп-ляп» и ставят между ними знак равенства, но это заблуждение. Наверное, я в какой-то степени способствовала такому отношению, ведь в моей книге есть отдельный очерк об этом преступном сообществе. Я исследовала эту банду не потому, что меня заинтересовала ее преступная деятельность, - мне было интересно проследить историю зарождения банды и жизненного принципа «чужой - твой враг». Как мне удалось выяснить, эта группировка начинала свое существование как обычная мальчишеская компания, объединившая ребят удаленного от центра микрорайона «Теплоконтроль» в их противодействии другим городским кварталам - прежде всего группировке Ново-Татарской слободы. Ребят били, когда они приезжали в центр, так что группировка стала для них средством коллективной защиты. Постепенно - не без влияния преступных вожаков - компания переродилась в банду.

В те годы каждый квартал представлял собой обособленное сообщество, которому приходилось защищаться, укреплять свой авторитет в ужасных драках. Думаю, зоны влияния существуют до сих пор, но они не мешают жить всему городу, как это было во времена «казанского феномена». Сейчас это маргинальный криминальный мир, скрытый от глаз большинства казанцев.

Низового поветрия, когда преступность получала подпитку из мальчишеских группировок, сегодня, к счастью, нет, но это не означает, что ситуация не повторится завтра. И если новый всплеск случится, он будет для нас с вами гораздо страшнее: в 1990-е гопники враждовали между собой и не трогали «мирных» горожан (если те, конечно, не были родителями подростков), но сегодня агрессия группировок будет направлена вовне и охватит всю Казань. В современном обществе более заметно расслоение на богатых и бедных - об угрожающих масштабах этого явления говорят и социологи, и психологи. Скорее всего, новые группировки захотят направить протест бедных на богатых. Разумеется, это мое личное заключение, но со мной согласны специалисты по преступности среди несовершеннолетних.

Арлат Аббасов

начальник уголовно-судебного управления прокуратуры Татарстана

В основе всплеска подростковой преступности в конце 1980-х годов - множество факторов. Политические: затянувшийся период застоя, разложение системы партийного руководства, топтание институтов власти на месте. Экономические: замедление экономического развития, пустые магазинные полки, обнищание тех, кто еще вчера с уверенностью смотрел в завтрашний день. В обществе нарастало психологическое напряжение, которое питало организованную преступность: расцвели рэкет, вымогательство и другие виды корыстного криминала, весь город был поделен на сферы влияния.

В год в городе происходило до 150 групповых драк и избиений подростков, в которых участвовало от полусотни человек. Были и более масштабные побоища: порой доходило до 100 и более участников с каждой стороны. Избиения двумя-тремя группировщиками одного или двух подростков были повсеместны. Эти драки имели не спонтанный характер и не были традиционным проявлением удали. Групповые преступления стали зачаточной формой деятельности организованных по типу зарубежных преступных сообществ, в которых насаждались правила криминальной среды. Противостоять этому было очень трудно - позднее молодые люди, которых не удалось отбить от группировок, стали участниками взрослых бандитских формирований.

Ситуацией в Казани были обеспокоены в Генеральной прокуратуре Союза и в прокуратуре РСФСР. Старые методы на подростков не действовали, а новые только рождались. В Казани пытались вести профилактику подростковой преступности: рабочие группы при прокурорах района и города, координационные совещания, беседы с конкретными ребятами и их родителями - кстати, часто они узнавали о том, что их ребенок входит в группировку, только на наших заседаниях.
Когда в Казани процветала подростковая преступность, в других регионах еще не знали, что это такое. В свое время меня отправляли делиться опытом работы в Харьков, в институт повышения квалификации прокурорских работников. Там собирались сотрудники прокуратуры со всего Советского Союза, и, когда я выступал, люди не понимали, о чем речь. После двухчасового доклада вокруг меня собрались удивленные коллеги и стали спрашивать, как выявлять подростковую преступность и как с ней бороться.

К концу 1980-х - началу 1990-х годов «казанский феномен» стал постепенно слабеть, а через несколько лет ушел в историю. Конечно, организованная преступность сохранилась и по сей день, но приобрела другие формы. Почему всплеск произошел именно в Казани, до сих пор сказать сложно. Даже на какое-то отдельное преступление влияют как минимум 200 факторов, а тут - такой размах… В свое время мы пытались изучить вопрос вместе с учеными, но, поскольку в 1990-х начались новые проблемы, «казанский феномен» отошел на второй план. Стало не до исследований.

Иллюстрация: Данила Макаров
Оформление книги «Казанский феномен: миф и реальность»: В.П. Букина

В 2005 году Казань отметила тысячелетний юбилей. К этой дате город отмыли, отполировали до блеска – как в прямом, так и в переносном смысле. В 2002 году завершился суд над криминальной группировкой Хади Такташ, которая больше 20 лет «работала» в городе. Это сегодня Казани – пример благочестивого города, жители которого чувствуют себя в безопасности. Но еще 40 лет назад ситуация была обратная.

«Ты из Казани!»

В начале 70-х годов в Казани стали появляться уличные банды, которые организовывали по территориальному типу. В милицию поступала информация о драках на улице в формате «стенка на стенку». Так началась история знаменитого «Казанского феномена».

Про организованные преступные группировки (ОПГ) известно стало в конце 70-х годов, когда на улицах появились участники группы «Тяп-Ляп». Казанская банда стала первой ласточкой в мире ОПГ, организованной в микрорайоне завода «Теплоконтроль». Банда состояла из 200 парней, возраст – от 17 до 20 лет. 4 года участники банды совершали тяжкие преступления – грабежи, нападения, рэкет, убийства.
«Тяп-Ляп» - не просто сборище малолетних бандитов без определенной задачи и цели. Группа была построена четко: шелуха (9-13 лет), супера (14-16 лет), молодые (17-19 лет), старшие (20-30 лет) и дед (король, от 30 лет). Шелуха и супера не знали, как выглядит король, это была конспирация. У тяп-ляповцев были свои законы жизни:

Не курить, не пить, не бросать в беде

Перед вступлением в банду проверять силу воли (если после первого удара кандидат не падал с ног, его принимали)
Банда делилась «верхушку» и мелкие банды. Верхи ставили перед собой задачу навести ужас на людей, понемногу подчинять себе улицы и микрорайоны, и сверхзадача – подчинить себе Казань. Главные люди банды – Сергей Скрябин, Сергей Антипов и Завдат Хантимиров. Скрябин организовывал операции, был «мозгом» группировки. Антипов имел судимости и собирался стать депутатом. Хантимиров был самым хладнокровным, и даже на суде спокойно и твердо парировал показания товарищей «Я не совершал. Он врет».

Антипов организовал сеть мелких групп для небольших операций. Небольшие банды подростков обворовывали квартиры, дачи, угоняли автотранспорт, перебивали номера. Также нападали на граждан, отнимали деньги, ценные вещи, даже одежду.

Тяп-Ляп, как осьминог, тянул в свои щупальца все, что было можно. Был знакомый госчиновник, офицер, чтобы «отмазывал» от армии, хирург для того, чтобы вынуть бандитскую пулю. Администраторы ресторанов держали лучшие столики для членов группировки и предупреждали в случае, если в ресторане были милиционеры или сотрудники КГБ.

Идея «тяп-ляповцев» была простой – социальная справедливость. Нарушая закон, подростки были уверены, что для них существует только собственный справедливый закон. Они не понимали, что «заработанные» деньги верхушка банды тратила на свои развлечения.
Для поимки и разоблачения ОПГ создали специальную группу уголовного розыска. Дела возбуждали медленно: за вымогательство, за хранения оружие, за убийства и рэкет. Действия «тяп-ляповцев» были аккуратными, доказать вину было трудно. Член ОПГ Степин вымогал куртку прохожего следующим образом: подходил, шептал на ухо просьбу и продаже куртки и сыпал мелочь в руку испуганному гражданину. Позже жертвы говорили: продали куртку, ничего не знаем.

Суд над бандой «Тяп-Ляп» состоялся в 1980 году. Всего осудили 28 человек за 4 убийства, 15 покушений на жизнь, 36 грабежей. Члены банды получили по 10, 15 лет колоний усиленного режима, а Хантимиров, Каюмов, Масленцев и Тазетдинов были приговорены к смертной казни через расстрел.

«Хади Такташ – весь город наш»

Хади Такташ – еще одна из ОПГ Казани. Большинство банды проживало на улице Хади Такташа, отсюда название группы. Это одна из самых кровожадных группировок в Казани и в России, на счету ОПГ больше 60 убийств.
Расцвет группировки пришелся на 90-е, после развала Советского союза. Хади Такташ взяли под свой контроль предприятие «Оргсинтез», которое выпускало дефицитную полиэтиленовую пленку.

Руководство Хади Такташ – Рауф Шарафутдинов, Ренат Фархутдинов и Радик Галиакберов – «старики» группировки. Между «стариками» и молодыми в ОПГ постоянно случались стычки из-за нежелания молодых подчиняться старикам. Позже молодые «победили» и тогда ОПГ взяла под свой контроль торговлю наркотиками в городе и проституцию. От вседозволенности у членов Хади Такташа кружилась голова, и тогда они начали войну с другими ОПГ Казани – особенно сильно сцепились с «Перваками» В результате руководящие части группировок сильно поредели. В 2002 году состоялся суд над уцелевшими в бандитских войнах участниками ОПГ. Вся группа получила 180 лет заключения на всех.

Почему так происходило

В 70-е, 80-е, 90-е годы ОПГ в Казани было много: Тяп-Ляп, Хади Такташ, Перваки, Мебелька, Жилка, Обувка, Суконка. Свои названия ОПГ выбирали либо по территориальному принципу (Тяп-Ляп, Хади Такташ) либо по отличительному месту (Мебелька – на районе был магазин мебели). Преступления разнообразны, методы – понятны, страх жителей города тоже. Но неужели никто и ничего не предпринимал, чтобы «освободить» Казань от наплыва преступников?

В 1991 году вышла книга Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность». Любовь Агеева – журналист, проработала в «Вечерней Казани» с января 1979 года по январь 1991 года. Годы ее работы в «ВК» пришлись как раз на расцвет многих преступных групп, поэтому у нее была уникальная возможность собрать материал для осмысления этого феномена.

Книга вышла скромным, в 5 тысяч экземпляров, тиражом. Но уникальность этой книги в том, что в ней собраны сотни публикаций и различных мнений по поводу ситуации с ОПГ.

Агеева пишет, что, несмотря на оригинальность казанского феномена, в этом деле причины типичные. Конфликт «отцов и детей», мальчики, которые росли без папы, отсутствие развитой социальной инфраструктуры в Казани.

Еще одна проблема – в 70-е и 80-е годы в городе был низкий культурный и духовный уровень. Закрывали дискуссионные клубы, запрещали творческие культурные мероприятия самодеятельности. Для наглядности – в одном районе на 150 тысяч человек был один кинотеатр на 200 посадочных мест.

В 1973 году Казань признала, что в городе есть трущобы. Спальные районы были прекрасной почвой для роста малолетних преступников. Плюс ко всему, в Казань приехало очень много выходцев из села. И тут произошел разрыв духовных скреп: от сельского отказались, городское еще не приняли.

Еще один огромный пласт проблем: массовые разводы на фоне алкоголизма, эмансипация женщины, безотцовщина, феминизация воспитания.
Удивительно, что сам термин «казанский феномен» впервые прозвучал в Москве. Отношение к казанской проблеме было странным. 300 родителей уже в 1986 году обратилось в ЦК КПСС с просьбой помочь разобраться в проблеме. В ответ московские журналисты только писали страшные статьи о том, что происходит в Казани, но помощи не поступало. Отчасти это происходило потому, что если бы Казани помогли бороться с преступностью, то это означало признание проблемы. А в партии не могли признать тот факт, что в СССР растет детская преступность, поэтому закрывали глаза на «казанскую проблему».

90-е сменились нулевыми, и сама идея преступных организаций сошла на нет. В 2002 году завершилось дело Хади Такташ, и с этого времени в городе пока спокойно. Казань сбросила с себя клеймо преступного города и стала прогрессивным мегаполисом.