Сообщение решение проблемы подростковой преступности. Подростковая преступность в россии. Профилактика подростковой преступности

«Пути решения проблемы подростковой преступности» сообщение кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам о том, как бороться с этой бедой.

«Пути решения подростковой преступности» доклад

Понятие подростковая преступность подразумевает под собой 2 термина — «несовершеннолетний преступник» и «преступность». Еще Сократ больше 2000 лет тому назад задумался над тем, почему человек поступает плохо. А известный психолог Зигмунд Фрейд определил ее как дефектное развитие личности.

Как бы то ни было, но преступность является отрицательным социально-правовым явлением, которое существует в обществе и имеет свои закономерности, качественные и количественные характеристики. На сегодняшний день остро стоит проблема подростковой преступности, так как она приняла угрожающие размеры.

Причины совершения преступлений несовершеннолетних:

  1. Негативное влияние семьи.
  2. Отрицательное влияние в ближайшем окружении.
  3. Подростковое пьянство.
  4. Материальные трудности.
  5. Безнаказанность.
  6. Неблагополучная обстановка в семье.
  7. Отрицательное влияние Интернета.

Среди этих причин самой распространенной является влияние ближайшего окружения. Социализация личности играет важную роль в жизни подростка и оказывает на него как отрицательное, так и положительное влияние.

Как снизить подростковую преступность?

Выделяют следующие пути преодоления преступности у подростков:

  • Обсуждение законов в семье.
  • Разъяснение статей закона специалистами.
  • Факультативы, спецкурсы по правовой тематике.
  • Издание специальной литературы

Основной и первоначальный акцент следует сделать на индивидуальном подходе к личности подростка. Очень важно родителям проводить профилактические беседы с детьми. Ведь все начинается с семьи, в ней формируется личность подростка.

Принципы работы родителей с детьми касательно того как бороться с подростковой преступностью:

  1. Принцип ориентирования на позитив — стимулировать саморазвитие и самопознание, включение в деятельность.
  2. Принцип адекватности социального воспитания – привлечение ребенка к творческой деятельности.
  3. Принцип индивидуального воспитания – нужно не критиковать, а поддерживать. Стремиться заинтересовать ребенка к качественным изменениям в себе.
  4. Принцип социального закаливания – ребенок должен уметь высказывать свою точку зрения. Родители должны научить его преодолевать трудности, а не падать духом в затруднительной ситуации. Необходимо донести, что выход есть всегда.
  5. Принцип педагогического оптимизма — родитель должен быть заинтересованным в судьбе подростка, создавать дома ситуацию успеха и развития его в то, что он может много сделать.

Известный педагог А. С. Макаренко утверждал, что главное оружие в борьбе с преступностью подростков – это любовь и внимание родителей. Благодаря этому они не подвергаются постороннему влиянию и не испытывают случайные влечения. Но важно не переусердствовать с опекой.

Переходной возраст - это период личностного становления ребёнка, во время которого у него формируется система жизненных приоритетов и ценностей. Рост подростковой преступности в России напрямую связан с отсутствием грамотного воспитания детей, созданием у них неправильных моральных установок. Понять, в чём заключаются причины подростковой преступности, поможет анализ отношений несовершеннолетнего с родителями, школой и друзьями.

Подростковая преступность является одной из наиболее острых социальных проблем в России. Ежегодно увеличивается количество краж, разбоев и прочих преступлений, совершённых несовершеннолетними правонарушителями. Как предотвратить всплеск подростковой преступности? Для этого необходимо разобраться с причинами, побуждающими детей переступить черту закона, а затем принять меры, направленные на их устранение.

Причины подростковой преступности различны, однако все они в той или иной степени связаны со взрослением ребёнка. Многие ребята перестают ассоциировать себя с детьми и требуют, чтобы окружающие считались с их интересами. Пытаясь самоутвердиться в своём взрослом статусе и заслужить авторитет в глазах сверстников и старших товарищей, они нередко начинают курить, выпивать, пробуют наркотики, вступают в половую жизнь. Бунтарское поведение, нежелание подчиняться общепринятым требованиям и правилам приводит к ухудшению отношений с родителями и учителями. Подростки не имеют достаточного жизненного опыта для того, чтобы отличить правду ото лжи, добро от зла. Попав под дурное влияние неблагонадёжных друзей, они начинают с презрением относиться к морали и легко соглашаются на поступки, находящиеся вне рамок закона. Занимаясь хулиганством, воровством и прочими видами преступной деятельности, они ощущают себя героями и не задумываются о том, что за все свои «подвиги» рано или поздно им придётся понести наказание.

Естественно, что не все подростки становятся преступниками. Во многих случаях фактором, толкающим несовершеннолетних на скользкий путь правонарушений, является неправильное воспитание в семье. Заботясь о материальном благополучии детей, родители часто не уделяют внимания развитию их нравственности. Предоставленные сами себе, подростки большую часть свободного времени проводят за компьютерными играми, просмотрами боевиков. Жестокость, агрессия и антиморальность, пропагандируемая в них, часто становятся для них примером для подражания. И нет ничего удивительного, когда подросток, пытаясь быть похожим на героя любимого фильма или игры, начинает копировать его поведение и совершать противоправные поступки. Предотвратить такой сценарий развития достаточно легко, если уделять достаточное внимание воспитанию ребёнка. Родителям важно помнить, что их задача заключается не только в обеспечении материальных потребностей отпрыска, но и в приобщении его к высокой нравственности. Не нужно поощрять его увлечение компьютерными играми и жестокими фильмами. Подростку необходимо прививать заинтересованность к спорту, наукам, приучать его к общественно полезному труду. Правильно расставленные жизненные приоритеты помогут вырастить из него законопослушного и высокоморального человека.

Родителям необходимо помнить, что дети во многом копируют их привычки и манеру держаться в обществе. Если мама с папой курят, любят выпить, презрительно относятся к окружающим, тогда их взрослеющий ребёнок будет считать такую модель поведения нормой. Желая вырастить из подростка добропорядочного гражданина, родители должны стать для него примером для подражания.

На уровень подростковой преступности оказывает непосредственное влияние сложная экономическая ситуация в стране. Стремление обладать вещами, на приобретение которых у ребёнка нет средств, может толкнуть его на совершение преступления. Чтобы этого избежать, старшему поколению необходимо формировать у отпрысков правильное отношение к чужой собственности, не воспитывать у них потребительские наклонности. Имея чётко сформированную позицию, подросток вместо того, чтобы присваивать незаконным путём понравившуюся вещь, постарается заработать денег и приобрести её честным путём.

Подростковая преступность в России неразрывно связана с плохо организованной системой профилактики правонарушений в учебных заведениях. Современные педагоги почти не занимаются воспитанием учеников, основное внимание уделяя объяснению учебного материала. Помимо этого в школах слабо развита психологическая поддержка детей, а работа с трудными подростками практически отсутствует. Эта проблема является очень серьёзной, так как не получая должного воспитания ни в семье, ни в школе, подростки быстро подвергаются деструктивному влиянию и становятся на скользкий путь. Избежать этого можно с помощью создания сети психологических служб, в которых подрастающее поколение сможет получать необходимую квалифицированную поддержку.

В 2009 году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на территории Житковичского района наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием.


За 1-ое полугодие 2009 года несовершеннолетними на территории района совершено 19 преступлений (за 1-ое полугодие 2008 год — 10 преступлений). Все преступления зарегистрированы по линии уголовного розыска. Из 19 преступлений 15 совершено в г. Житковичи, 4 - на территории Житковичского района. В совершении преступлений принимали участие 20 подростков (в 1-ом полугодии 2008 года - 14 подростков).


Характеристика преступлений, совершенных несоврешеннолтеинми на территории Житковичского района (по видам преступлений):


*грабеж (ст. 206 УК РБ) — 0 (в 1-ом п/г 2008 года - 2);


*кража (ст. 205 УК РБ) - 11 (в 1-ом п/г 2008 года - 7);


*хулиганство (ст. 339 УК РБ) - 7 (в 1-ом п/г 2008 года - 1;


*менее тяжкие телесные повреждения (149 УК РБ - 1 (в 1-ом п/г 2008 года - 0).


Из общего количества совершенных несовершеннолетними преступлений 14 совершены в группах (в 1-ом п/г 2008 года - 4), в том числе 6 - в группах со взрослыми. В 1-ом полугодии 2009 года 5 преступлений совершено несовершеннолетними, находившимися в состоянии алкогольного опьянения. В 1-ом полугодии 2009 года несовершеннолетние Кардаш И.Г. и Рогалевич А.И. вместе совершили 6 преступлений, а несовершеннолетний Хамицевич А.А. совершил два преступления. В 2009 году произошел рост преступлений с участием несовершеннолетних, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности и не состоявших на учете.


Анализ совершенных преступлений показывает, что среди преступлений, совершенных несовершеннолетними, преобладают корыстные преступления - более 57 процентов, и хулиганства - более 36 процентов от общего количества зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними.


Предметами преступного посягательства при совершении несовершеннолетними преступлений против собственности выступали: автомобиль, запчасти к транспортным средствам, деньги, продукты питания, сотовые телефоны. В 1-м полугодии 2009 года несовершеннолетними совершались кражи: из транспортных средств, расположенных на неохраняемых автостоянках, из торговых объектов, на рынке, в кинотеатре, из комнаты общежития училища и из гаража.


Росту преступности несовершеннолетних в большой степени способствует неорганизованность досуга молодежи. В результате создается почва для злоупотребления спиртными напитками, бессодержательного времяпрепровождения, бесконтрольности поведения, формирования групп, склонных к совершению преступлений. Так, 6 преступлений или 31,6 процента несовершеннолетними совершено в выходные дни.


Несомненную пользу приносит вовлечение несовершеннолетних, в том числе «трудных» подростков, в деятельность молодежных общественных формирований, закрепление за ними общественных воспитателей. В то же время возникла необходимость более пристально обращать внимание на поведение подростков во внеучебное время, делая акцент на проведение индивидуальной работы. К примеру, несовершеннолетний Кардаш И.А., учащийся СОШ №1 г. Житковичи, член ОО «БРСМ» в группе с другими подростками совершил 6 краж. На протяжении длительного времени, в период совершения краж с декабря 2008 года по февраль 2009 года, несовершеннолетний Кардаш И.А. не попадал в поле зрения как инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, так и общественного объединения. Это результат того, что соответствующая профилактическая работа с ним не проводилась.


Среди выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, 52,6 процента составили учащиеся общеобразовательных школ, 36,8 процента - учащиеся ГПТУ-182 г. Житковичи. В целом в характеристике несовершеннолетних правонарушителей просматривается их отставание по уровню образования от сверстников. Самая криминальная категория - лица школьного возраста с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием социально значимых интересов. По-прежнему имеет место неэффективная воспитательная работа в отдельных учреждениях образования, слабый контроль за посещением занятий, преобладание массовых мероприятий воспитательного характера вместо организации индивидуальной работы с конкретными подростками, в результате создаются предпосылки для совершения преступлений. Наиболее неблагополучно обстановка в данном направлении складывается в УО «Житковичское ГПТУ-182 сельскохозяйственного производства» и СОШ №1 г. Житковичи. К примеру, несовершеннолетний Евтухович В.Ю., учащийся ГПТУ-182, в текущем году трижды рассматривался на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. Без должного реагирования со стороны администрации училища и инспекции по делам несовершеннолетних остается поведение учащихся училища, находящихся на полном государственном обеспечении и получающих определенные денежные средства, часть из которых расходуется на приобретение спиртного. Так, учащийся ГПТУ-182 Плешенков Ю.В. на протяжении длительного времени совершал преступления и правонарушения, будучи в состоянии алкогольного опьянения. Лишь 30-го июня 2009 года по инициативе прокуратуры направлено в суд заявление об ограничении в дееспособности несовершеннолетнего Плешенкова Ю.В.


Просчеты в организации профилактической работы с подростками имели место в Юркевичской базовой школе, средней школе пос. Хвоенск, учащиеся которых в 1-м полугодии текущего года совершили преступления.


В 1-м полугодии 2009 года 27,8 процента несовершеннолетних, совершивших преступления, воспитывались в неполной семье. Воспитание ребенка в неполной семье само по себе не является криминогенным фактором, но содержит элементы риска. Нарушение структуры семьи довольно часто влечет за собой нарушение ее воспитательной функции. О существующей проблеме воспитания подростка в семье, где отсутствует надлежащий родительский контроль, свидетельствует тот факт, что в настоящее время в районе имеется 46 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывается 107 детей. Судом в 1-м полугодии 2009 года рассмотрено 16 гражданских дел о лишении родительских прав (за аналогичный период 2008 года - 8).


Анализ сложившегося положения показывает, что одними из причин преступности и совершения иных противоправных действий несовершеннолетней молодежи, наряду с объективными социально-экономическими факторами и недостатками в семейном воспитании, нежелании многих подростков учиться и работать, являются недостатки в деятельности заинтересованных государственных органов, учреждений и организаций, которые беспрекословно должны выполнять требования действующего законодательства о несовершеннолетних - Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», других основополагающих нормативных актов.


Таким образом, на основании изложенного, можно сделать следующие выводы:


В структуре преступности несовершеннолетних преобладают преступления против собственности (кражи) и хулиганства;


Каждое 6-е преступление подростками совершалось в состоянии алкогольного опьянения;


Больше половины несовершеннолетних, совершивших преступления, это подростки в возрасте от 14-ти до 16-ти лет;


По роду занятий среди выявленных подростков-правонарушителей большинство составляют учащиеся общеобразовательных школ и училища;



Практически каждый 3-й несовершеннолетний, совершивший преступления, воспитывается в неполной семье, каждый 5-й несовершеннолетний - ранее совершал преступления. Путями решения вышеуказанных проблем могут быть:


Активизация деятельности всех существующих субъектов профилактики (комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций и общественный объединений) путём определения для каждого комплекса мер профилактического характера, которые они обязаны реализовывать на постоянной основе с учётом их функциональных полномочий;


Обеспечение контролируемого и согласованного взаимодействия всех субъектов, вовлечённых в проведение профилактических мероприятий;


Повышение уровня координации при осуществлении профилактических мероприятий с учётом их нацеленности на достижение конкретных результатов в сфере поддержания и укрепления правопорядка, предупреждения правонарушений, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, проживающих в районе;


Повышение внимания к вопросам исполнения законов о ранней профилактике семейного неблагополучия и преступности, особенно групповой и рецидивной преступности, пьянства, наркомании и токсикомании подростков и их родителей;


Обращение особого внимания на оказание должной социальной помощи детям и подросткам, оказавшимся в неблагополучных жизненных ситуациях, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.


В. ЧУГУНОВ, и.о. прокурора Житковичского района, юрист 1-го класса.

В стране с высокой криминогенной обстановкой отмечается угрожающий уровень подростковой преступности. В обществе в таком случае формируются условия для вовлечения несовершеннолетних в незаконную деятельность. В такой ситуации юридические нормы должны обеспечить адекватную реакцию государства на происходящее. Рассмотрим далее проблемы подростковой преступности.

УК РФ

По всем статьям, предусмотренным в кодексе, наказание к несовершеннолетним применяется с 16 лет. Однако в УК присутствует ряд норм, ответственность по которым наступает с 14 лет. К последним относят статьи:

  • 105 - "Убийство".
  • 111 - "Умышленное нанесение тяжкого ущерба здоровью".
  • 126 - "Похищение человека".
  • 112 - "Умышленное нанесение
  • 131 - "Изнасилование".
  • 158 - "Кража".
  • 132 - "Насильственные
  • 163 - "Вымогательство".
  • 162 - "Разбой".
  • 161 - "Грабеж".
  • 166 - "Незаконное завладение транспортным средством без цели хищения".
  • 167 (часть 2) - "Умышленное повреждение/уничтожение имущества при наличии отягчающих обстоятельств".
  • 206 - "Захват заложников".
  • 205 - "Терроризм".
  • 213 (части 2 и 3) - "Хулиганство при наличии отягчающих обстоятельств".
  • 214 - "Вандализм".
  • 226 - "Вымогательство/хищение боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ или
  • 267 - "Приведение в негодность путей сообщения или транспортных средств".
  • 229 - "Вымогательство/хищение наркотических средств или психотропных веществ".

Особенности наказаний

Несовершеннолетними закон именует лиц, которые на момент совершения деяния достигли 14 лет, но им еще не исполнилось 18. К таким субъектам могут применяться не все виды наказания. В частности, тюремное заключение не может длиться более 10 лет, а исправительные работы - больше года. Отбывание наказания, как правило, осуществляется в воспитательных колониях усиленного или общего режима. При вынесении приговора суд учитывает условия жизни несовершеннолетнего, особенности психического развития, степень влияния старших. Недостижение совершеннолетия считается смягчающим обстоятельством. К подросткам могут применяться следующие наказания:

  1. Штраф.
  2. Обязательные или исправительные работы.
  3. Запрет на осуществление какой-либо деятельности.
  4. Арест.
  5. Тюремное заключение на определенный срок. Если деяние небольшой или средней тяжести совершено впервые, суд может освободить несовершеннолетнего от ответственности и по отношению к нему могут применяться принудительные воспитательные меры.
  6. Предупреждение.
  7. Вменение обязанности загладить нанесенный ущерб.
  8. Передача под родительский надзор или под контроль специализированного госоргана.
  9. Ограничение досуга, установление особых правил поведения.

К несовершеннолетнему может применяться несколько мер одновременно. Предупреждение состоит в разъяснении лицу того вреда, который оно причинило, а также последствий, которые возникли от его действий. Загладить ущерб материально субъект может, только имея заработок. К нему законодательство относит не только з/п, но и стипендию и прочие выплаты. В случае систематического невыполнения несовершеннолетним предписанных правил воспитательные меры отменяются, а материалы его дела направляются в суд, где рассматривается вопрос о привлечении его к ответственности по УК.

Влияние взрослых

Существуют различные причины подростковой преступности. Далеко не последнее место среди них занимает негативное влияние взрослых. В практике достаточно много случаев, когда несовершеннолетние участвуют в незаконных действиях вместе со старшими лицами. В качестве подстрекателей нередко выступают рецидивисты. Фактически руками подростков они совершают опасные преступления. При этом сами они зачастую избегают ответственности.

Рассматривая причины подростковой преступности, нельзя не отметить, что многие несовершеннолетние, склонные не исполнять установленные в обществе нормы, идут навстречу взрослым, взамен получая от них вознаграждение в виде вещей, ими же самими украденных.

В некоторых случаях роль взрослых проявляется в действиях, непосредственно не связанных с совершением конкретного незаконного деяния. Однако старшие оказывают негативное воздействие на подростка, способствуя В частности, это относится к сфере полового развития несовершеннолетних. Участие взрослых в сексуальном созревании формирует благоприятную почву, на которой затем культивируется подростковая преступность. Статистика говорит о том, что приблизительно каждый третий несовершеннолетний, совершивший незаконное деяние, рано начал половую жизнь. Более половины из них вступали в сексуальный контакт со взрослыми женщинами и девушками.

Психологические особенности

Решая проблемы подростковой преступности, специалисты отмечают, что в ходе образования переходных и промежуточных форм темперамента возникает определенное непостоянство в становлении тормозных реакций. У несовершеннолетних с выраженным агрессивным поведением наблюдается ослабление осознания значения словесных раздражителей. Именно эта категория нарушителей именуется трудновоспитуемой. Детская, подростковая преступность отличается от взрослой тем, что несовершеннолетние совершают акты, не задумываясь о последствиях. Как правило, ими движет внезапно возникшее и быстро проходящее влечение к какому-либо объекту. Именно поэтому при разбирательстве деяний против личности, совершенных несовершеннолетними, необходимо использовать особый подход и проявлять осторожность.

Агрессивное поведение формируют повышенная эмоциональность, преобладание возбуждения над торможением. Эти свойства усиливаются при непосредственных переживаниях. Этим объясняется то, что несовершеннолетний легче, чем взрослый, реализует в состоянии аффекта противоправный умысел с использованием насилия. Проводя анализ подростковой преступности, многие психологи основывают свои выводы на том, что специфика нервной системы не может оказывать влияние на форму проявления конкретного действия. Между тем насилие выступает в качестве именно выражения, а не содержания незаконного поведенческого акта. Ярким примером, в частности, может служить преступление, основывающееся на подражании.

Влияние физического развития

Подростковая преступность во многих случаях находится в прямой зависимости от характера полового созревания. При этом оно отражается не только на функционировании внутренних органов и работе мозга. Специфика полового созревания обусловливает характер и поведение несовершеннолетнего. Это особенно ярко проявляется при рассмотрении деяний, связанных с посягательством на сексуальную сферу потерпевшего (изнасилование и пр.). При изучении субъективной стороны такого преступления, как хулиганство, необходимо учитывать, что развитие мускульного аппарата, костной системы оказывает влияние на осознание подростками своей силы. Многие несовершеннолетние испытывают гордость за свое физическое состояние, стремятся продемонстрировать силу. Это зачастую выливается в агрессивные и насильственные действия.

Подростковая преступность: статистика

В течение продолжительного периода результаты исследования криминогенной обстановки указывают на увеличение количества противоправных действий, совершаемых несовершеннолетними. При этом рост подростковой преступности отмечался и в годы СССР. Продолжается такая тенденция и сегодня. На настоящее время статистика подростковой преступности в России следующая:

  • 40 % несовершеннолетних осуждены за кражи;
  • 13 % - за разбой;
  • 14 % - за грабеж;
  • 5 % - за убийство.

Всего в воспитательных колониях содержится 12,7 тыс. чел. В РФ существует 3 учреждения для девочек 14-18 лет. В соответствии с новым УК в воспитательные колонии допускается направлять лиц до 20 лет. Больше 70 % осужденных и отбывающих наказание не имеют образования.

Подростковая преступность в России

В течение последнего десятилетия отмечается увеличение количества деяний, совершенных несовершеннолетними. При этом подростковая преступность растет в 7 раз быстрее, чем происходит изменение общего числа населения этой возрастной категории. В некоторых регионах несовершеннолетние определяют криминогенную обстановку в целом. Так, особо развита молодежная и подростковая преступность в Мурманской, Сахалинской, Кемеровской, Камчатской, Архангельской областях. Здесь несовершеннолетние совершают каждое третье незаконное деяние.

Важные обстоятельства

Все годы, на протяжении которых изучается подростковая преступность, РФ входит в перечень суверенных государств бывшего СССР, где она была наиболее высока. В среднем отмечалось, что каждые 5 лет она увеличивалась на 14-17 %. Рост подростковой преступности с 1975 г. сопровождался сокращением либо крайне незначительным повышением общей численности этой категории населения. Вместе с этим отмечалось усугубление вообще по стране. Преступность охватывала все слои населения, но в подростковой группе почти всегда была наиболее интенсивной.

Негативные тенденции отмечались и в те периоды, когда были введены достаточно суровые карательные меры для несовершеннолетних. За 1973-1984 годы рост судимости подростков опережал увеличение количества выявленных преступлений этой группы. При этом общее количество несовершеннолетних, приговоренных к тюремному заключению в указанный период, было значительным. В 1981-1985 гг. среднегодовое число осужденных стало самым большим за все послереволюционное время. Существенную поправку в статистические результаты может внести учет латентности. Из-за дефектов регистрации, плохого выявления неправомерных деяний несовершеннолетних фактические показатели больше в 3-4 раза официально отражаемых данных.

Недостатки системы

Практика борьбы с подростковой преступностью приводит не только к известным искажениям общей картины за счет дефектов регистрации деяний, но и к неправильной и неточной уголовно-правовой политике в отношении возбужденных и расследуемых дел, а также исполнения наказания. Разбирательство по деяниям осуществляется посредством фрагментирования действительности. Это обусловлено зачастую нежеланием следователей устанавливать всех участников преступлений, все эпизоды, связи и пр. На практике получается, что кражи совершаются якобы без сбытчиков и наводчиков, спекуляция - без организаторов покупки, наркоманы действуют самостоятельно, без изготовителей и распространителей и так далее. Все эти обстоятельства обусловливают искажение криминогенной картины. Снижение подростковой преступности, таким образом, происходит искусственно: уменьшается общее количество субъектов, совершивших деяние, разновозрастных групп, участвующих в них, и так далее.

Предпосылки

К криминологическим причинам, влияющим на развитие преступности среди подростков, относят:


Кроме этого, подростковая преступность повышается под влиянием следующих факторов:

  1. Неудовлетворительные воспитательные условия в семьях.
  2. Недостаточная помощь родителям со стороны педагогов.
  3. Неудовлетворительная подготовка специалистов, ведущих воспитательную работу в детских учреждениях.
  4. Плохая работа комиссий, занимающихся делами несовершеннолетних, правоохранительных органов.

Негативное воздействие на ситуацию оказывает и формализм в работе ряда общественных организаций, деятельность которых должна быть направлена на содействие детским учреждениям, школам, семьям, полиции, суду, прокуратуре и предупреждение подростковой преступности.

Мероприятия по улучшению ситуации

В настоящее время профилактика подростковой преступности находится в ведении КДН. Комиссии непосредственно призваны обеспечивать взаимодействие различных звеньев правоохранительной системы. Однако на практике зачастую отмечается неудовлетворительная работа КДН. Такая ситуация обусловливается большим в сравнении с судебными органами объемом дел. Подготовительное производство и непосредственное рассмотрение материалов осуществляет один, зачастую не освобожденный от прочих обязанностей, ответственный служащий комиссии.

Для разрешения ситуации необходимо формирование специального органа профессиональных соцработников. В их компетенцию следует включить деятельность по сопровождению семьи. Эти работники должны взаимодействовать с детьми, растущими в воспитанниками приютов. Необходимо также четкое законодательное определение формы проведения такой деятельности. Сегодня уже разработан и внедряется в практику комплекс дополнительных мероприятий. Они направлены:


Конкретные меры

Государственная политика предусматривает:


Заключение

В настоящее время проблема детской преступности стоит очень остро. Зачастую предпринимаемых обществом и государством мероприятий крайне недостаточно для исправления ситуации. Тем не менее достаточно большой объем работы уже проделан, и он дал ряд положительных результатов. Активно предпринимаются меры, направленные на существенное изменение взаимодействия с несовершеннолетними в условиях воспитательных трудовых колоний. Безусловно, для улучшения ситуации необходимо проделать еще колоссальную работу. При этом взаимодействие должно осуществляться не только непосредственно с самими несовершеннолетними, но и с сотрудниками уполномоченных органов, членами общественных организаций. Зачастую после не очень счастливого детства, задержания, суда, СИЗО становится не самым худшим местом пребывания. На свободе об осужденных никто не заботится. В колонии же, для кого-то впервые в жизни, на них обращают внимание. Их одевают, кормят. Они спят в теплом помещении. И как бы парадоксально это ни звучало, ведут вполне нормальную жизнь.

Изучение проблем подростковой преступности, равно как и преступности в целом, требует учёта той конкретной ситуации — политическойи социально-экономической, на фоне которого формируются и развиваются криминогенные процессы. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время социально-экономический фон оказывает явно негативное воздействие на молодёжную, в том числе подростковую, среду.

В понятии «подростковая преступность» скрыты два термина: «преступность» и «несовершеннолетний преступник». Определений преступности бесчисленное множество. Более двух тысяч лет назад Сократ, обращаясь к своим слушателям, говорил: «Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо». В 30-е гг. XIX в. известный бельгийский учёный Адольф Жак Кетле считал, что к преступности надо относиться как к социальному злу. Известный австрийский психолог Фрейд рассматривал претупность как результат дефективного развития личности. Прежде всего, преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного «организма». Но такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называ¬ют отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества. Кроме того, преступность — социально-правовое явление, ибо сама цифра преступности складывается из суммы совершённых в данном обществе и в данный период времени преступлений. Однако она имеет свои закономерности существования, внутренне противоречивые, связанные с другими социальными явлениями, которые часто ими определяются.

Преступность есть отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущее негативные для общества и людей последствия и требующее специфических госу-дарственных и общественных мерконтроля за ней. Обязательное условие привлечения лица к уголовной ответственности — достижение им определённого возраста. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент совершения преступления достигло 16 лет. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабёж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.

Несовершеннолетние в возрасте 14—16 лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их. В то же время бережное отношение общества к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последними противоправного деяния. Это можно проследить в особенностях привлечения их к уголовной ответственности.

Причины преступлений несовершеннолетних. В повседневной жизни возникает множество криминогенных ситуаций. Они связаны с преступлениями некорыстными, корыстными, против чести и достоинства, против здоровья и жизни. Повседневная жизнь богата различными

эксцессами, на которые косвенно влияет наша рассеянность, непредусмотрительность и легкомыслие. Порой насилие, даже немотивируемое, провоцируется подростками, которые хотят испытать себя и своих приятелей на степень жесто¬кости. Исчезло разделение между несовершеннолетними преступниками из богатых и бедных семей.

1. Отрицательное влияние семьи. Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в переходе на преступный путь конкретных подростков. В большинстве случаев преступлений, совершённых несовершеннолетними, установлено наличие прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий легальным доходам, и т. д.). Низкая культура в таких семьях во многом обусловливает противоправное поведение самих родителей или неправильное воспитание ими своих детей.

2. Отрицательное влияние в ближайшем окружении: бытовом, учебном, производственном и т. д. Эта причина особенно значима в связи со стремлением несовершеннолетних включиться в группу для совместного времяпрепровождения. Дорожа пребыванием в такой группе, они стремятся подрожать лидерам и быть на них похожими внешне и в поведении. Наряду с прямым разлагающим воздействием пьяниц и хулиганов, отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать наблюдение подростком действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий определённого вида, а также действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками воспитателей.

3. Подстрекательство со стороны взрослых преступников.

4. Длительное отсутствие определённых занятий у несовершеннолетних, оставивших учёбу.

5. Пьянство среди подростков.

6. Ответственность за преступления несовершеннолетних.

По каким причинам подростки совершают пресступления?

1. Отрицательное влияние семьи и воспитателей-родителей — 23 %.

2. Материальные трудности — 18 %.

3. Неблагополучная обстановка в семье — 16%

4. Безнаказанность — 15 %.

5. Отрицательное влияние ближайшего окружения - 25 %.

6. Отрицательное влияние Интернета — 3 %.

Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием ближайшего окружения. Это ещё раз доказывает, что социализация личности в подростковом возрасте не завершена и влияние окружения, как положительное, так и отрицательное, слишком велико. Ответы подростков подтверждают, что в наше время снижается роль семьи в формировании личности представителей подрастающего поколения.

Какие меры предупреждения необходимо использовать, чтобы уберечь подростков от преступления?

1.Разъяснение специалистами статей закона — 34 %.

2.Обсуждение закона в семье — 29 %.

3.Издание специальной литературы — 15 %.

Как вы считаете, нужно ли усиливать на¬казания для несовершеннолетних?

1.Усилить наказания — 87 %.

2. Оставить наказания такими, какие они существуют в данный момент — 13 %.

Из этого следует, что подростки не остаются равнодушными к вопросу о наказании несовершеннолетних.

Таким образом, подростковая преступность требует всестороннего и глубокого изучения. Первоначальный и основной акцент при работе с несовершеннолетними необходимо делать на индивидуальном подходе, который позволяет учесть личностные особенности подростка. Предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних лежит в основе ранней профилактики в работе с родителями и детьми.

Направления работы по преодолению сопротивления воспитанию:

1. Ориентация на позитив в ребёнке, стимулирование самопознания и саморазвития, включение в деятельность, создание противовеса негативу.

2. Принцип социальной адекватности воспитания: знание особенностей окружения, окультирование ребенка, привлечение его к творческой деятельности.

3. Индивидуализация воспитания: не критика, а поддержка ребенка, сравнение его с другими, а самим собой, стремление сделать его активным участником своего изменения.

4. Принцип социального закаливания: предоставление ребенку возможности высказывать СВОЮ точку зрения и обуче¬ние его способом преодолевания трудностей.

5. Педагогический оптимизм, заинтересованность в судьбе подростка, социальный аванс, создание ситуации успеха, развитие веры и го, что он многое сможет сделать.

6. Ориентация самостоятельность, самовоспитание, самоанализ, самореализацию.

Для того чтобы положительные интересы превратились в соответствующие поступки, детям нужна помощь и поддержка учителя. Много кратные порицания, выговоры, различного рода наказания не воспринимаются такими учениками. Они болезненно реагируют на действия педагогов, унижающих или выставляющих их в неприглядном свете, доказывающих их несостоятельность. Протест таящихся проявляется в виде грубых нарушений дисциплины и порядка. Сопротивление агрессия — это не злодейство, а способ утверждения, чем-то другим они не овладели.

Исследования показали, что несовершеннолетние не имеют жизненно важных целей.

Их потребности ограничиваются текущими делами или развлечениями. Поэтому подростку следует помочь в постановке задачи саморазвития: научить его планировать, представлять будущие действия, их результаты, уметь предвидеть последствия правонарушения, осуществлять самоконтроль и самовоспитание.

Необходимо стимулировать становление самооценки. В подростковом возрасте она может колебаться от очень завышенной с: самой низкой. Во многом ока зависит от оценки личности родителями, учителями, референтной группой. Для личностного самопределения важна ориентация на положительные стороны своего «я». Деструктивная критика «борцов с недостатками» способна развить в каждом ребёнке неадекватную, за-ниженную самооценку, убеждение, что он — «никто» и «ничто».

Самооценка влияет на самоконтроль и саморегуляцию поведения. Подростку, имеющему низкую самооценку, трудно общаться с другими людьми, так как он принижает свою личность. Чтобы повысить самооценку, он ча¬сто унижает других. Такой подросток зависим от сверстников, лидеров, внушаем. Увеличивается вероятность немотивированных правонарушений: «Мне сказали...», «Все пошли, и я пошёл».

Заниженная самооценка — это красным семафор для будущей успешности в общении с другими людьми, в жизни и труде. Установлено, что каждый третий правонарушитель;; воспитывался в семье, в которой он постоянно сталкивался с резко отрицательным поведением родителей: систематическими пьянками, скандалами, развратом, жестокостью, преступлениями.

В неблагополучной семье у детей не реализуется самая важная потребность — психологическая потребность во внимании и любви со стороны родителей. А. С. Макаренко говорил, что у таких ребят в глазах отсутствует радость завтрашнего дня. Поэтому они стремятся к общению со сверстниками вне семьи. Здесь они находят и понимание, и внимание и признание. Здесь никто их не ругает за неуспеваемость и проступки. Напротив, их ободряют и поддерживают. Группе, как установлено, присуще гораздо более отрицательное; отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из её членов в отдельности. Члены таких групп пьянству г употребляют наркотики, сквернословят, совершают мелкие кражи, правонарушение Итак, 1/3 правонарушителей, наиболее ярко;: сопротивляющихся воспитанию, выходят из неблагополучных семей.

Воспитание подростка не терпит назойливой опеки, но без разумного контроля подросток может испытывать случайные влечения и подвергаться посторонним влияниям. Многие правонарушения - следствие безнадзорности подростков, отсутствие надлежащего контроля в семье.

Современные дети не такие, какими были мы. Сопротивление воспитанию будет нарастать. Причины этому — глобализация, расширение сфер деятельности, информационные потоки. Рождаются другие дети, которые не терпят насилия. Мы обучили их правам, они Хорошо владеют, в отличие от многих взрослых, инструментариями информационно-компьютерной цивилизации, имеют высокий творческий потенциал.

Помните, что работа с трудным ребёнком - это работа с его душой!