Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: срок действия наказания

один из видов уголовного наказания, состоящий в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Оно может быть установлено на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

В качестве дополнительного такой вид наказания допускается и в тех случаях, когда он не предусматривается соответствующей статьей УК РФ, но суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления признает в своем приговоре невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При сочетании данного вида наказания с наказанием, связанным с лишением свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы), его срок исчисляется с момента отбытия основного наказания.

Обеспечение надлежащего исполнения данного вида наказания возложено на у головно- исполнительные инспекции, а также на администрацию организаций, где работает осужденный, и органы, выдавшие разрешение (лицензию) на занятие определенной деятельностью. (К. Г.)

  • - вид административного наказания, заключающийся в лишении физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права, за грубое или систематическое нарушение...

    Пограничный словарь

  • - в уголовном праве РФ один из видов наказания...

    Энциклопедия юриста

  • - вид административного взыскания за административные правонарушения...

    Энциклопедия юриста

  • - вид административных взысканий. Применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом...

    Административное право. Словарь-справочник

  • - вид наказания, предусмотренный п. "б" ст. 44 и ст. 47 УК РФ и представляющий собой запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной...

    Словарь-справочник уголовного права

  • - 1. Правило, используемое при даче свидетельских показаний, которое состоит в том, что лицо не может отрицать, что данное положение существует, если ранее оно утверждало это. 2...

    Словарь бизнес терминов

  • Словарь юридических терминов

  • - по уголовному праву один из видов наказания...

    Словарь юридических терминов

  • - Юридическое право кредитора в том случае, если заемщик не возвращает полученные деньги или часть их в положенные сроки...

    Финансовый словарь

  • - Переход заложенной недвижимости в собственность кредитора по причине невыполнения заемщиком условий предоставления ипотечного кредита...

    Экономический словарь

  • - "...1. состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.....

    Официальная терминология

  • - или заниматься определённой деятельностью, в советском уголовном праве вид наказания, который состоит в лишении осуждённого права занимать конкретно указанные в приговоре должности или заниматься...
  • - см. в ст. Стаж трудовой...

    Большая Советская энциклопедия

  • - прил., кол-во синонимов: 1 обязывавший...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 бесцельный...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 специально...

    Словарь синонимов

"ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ" в книгах

5. Кто я и что дает мне право заниматься этой деятельностью?

Из книги Как выделить свой бренд из толпы автора Хорн Сэм

5. Кто я и что дает мне право заниматься этой деятельностью? У всех неправильных людей есть комплекс неполноценности. Неизвестный автор Какие знания или опыт позволяют вам делать это предложение? Насколько хорошо вы разбираетесь в теме, чтобы люди могли положиться на

Лишение права занимать определенные должности

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Лишение права занимать определенные должности ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ (заниматься определенной деятельностью) - в уголовном праве РФ один из видов наказания; заключается в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах

Лишение права занимать определённые должности

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Вопрос 317. Отдельные виды наказаний, не связанные с лишением или ограничением свободы: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы и исправительные работы. Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера.

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 317. Отдельные виды наказаний, не связанные с лишением или ограничением свободы: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы и исправительные работы. Конфискация имущества как мера

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Статья 35. Лишение права осуществлять определенную деятельность. Лишение права занимать определенные должности (1) Лишение права осуществлять определенную деятельность состоит в наложении на физическое лицо временного запрета осуществлять определенную деятельность,

Глава 12. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Из книги Уголовно-исполнительное право автора Фокин В. М.

Глава 12. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 12.1. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюНаказание в

48. Исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

48. Исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью Этот вид наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, либо заниматься

Исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью Этот вид наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, либо заниматься определенной

§ 2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 2. Общая часть: Учение о наказании автора Коллектив авторов

§ 2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью В дореволюционной России лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в их современном понимании, входило в общее понятие

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах

73. Лишение права занимать должность или заниматься профессиональной деятельностью

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

73. Лишение права занимать должность или заниматься профессиональной деятельностью Данный вид наказания составляют два самостоятельных карательных элемента.Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности на государственной

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Статья 55. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве основного наказания на срок от двух до пяти

26. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИИ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

26. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИИ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Данный вид наказания состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься

Один из основных принципов менеджмента при назначении на должности является профессионализм. То есть, более высокую должность имеет право занимать работник или служащий, военнослужащий, который в профессиональном плане лучше подготовлен, чем остальные.

На практике так случается далеко не всегда. И очень часто должность занимает человек, который не соответствует ей ни по морально-деловым, ни по профессиональным качествам. А поскольку каждая должность, каждое рабочее место подразумевает выполнение определенных обязанностей на необходимом уровне, а назначенное лицо этого сделать не может, то результат не заставляет себя должность ждать в виде преступного деяния .

Установив состав преступления, его объективную и субъективную стороны, суд признает лицо виновным и в качестве наказания лишит его права занимать должность, либо запретит заниматься какой-то определенной деятельностью .

Статья 47 УК РФ. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Занимать определенные должности

Законодателем в статье 47 Уголовного Кодекса РФ предусмотрено, что лицо, совершившее преступление, может быть лишено прав занимать какую-то конкретную должность .

Суд может принять такое решение, исходя из характера деятельности осужденного, во время выполнения им своих должностных обязанностей. Но суд может прийти к такому же выводу даже в тех случаях, если осужденный не занимал таких должностей, однако характер его преступного деяния указывает на то, что оставлять за ним такое право нецелесообразно.

Ограничение осужденного вправе занимать какую-либо должность не является бессрочным .

Оно может действовать от одного года до пяти лет , по истечении которых осужденный вновь имеет право занимать соответствующие должности. Но тут есть один важный нюанс.

Несмотря на то, что такое право у осужденного появиться вновь, у работодателя нет обязанности брать его на эту должность. Ведь претендентов на нее может быть очень много. Более того, в период, когда осужденный не имеет права ее занимать, на эту должность уже будет назначен другой человек.

На каком же основании его увольнять, если он добросовестно выполняет свои обязанности? К тому же, кандидат на ту или иную должность, у которого есть или была судимость за преступление, связанное с выполнением обязанностей на подобной должности, представляется для организации или учреждения малоперспективным. Вот здесь и срабатывает эффект бессрочности этого наказания.

С одной стороны законодателем преступник лишается прав на какой-то временной отрезок , в данном случае от одного до пяти лет . Но общество продолжает наказывать преступника, сильно сокращая в дальнейшем его шансы на занимание таких должностей.

Кто может быть подвержен такому наказанию или, выражаясь юридическим языком, кто является субъектом преступления?

Лишить права занимать определенные должности могут тех сотрудников и служащих, которые работают на государственной службе .

Но лишив права занимать какую-то должность, закон не лишает осужденного права продолжать работу в данном учреждении, но уже на другой должности . Другое дело, что сам руководитель учреждения сочтет невозможным оставлять осужденного в качестве своего подчиненного. Основание для увольнения такого работника у него будет. Это приговор суда. А вот обязать его взять осужденного на какую-то другую должность не может никто.

Суд, принимая решение о запрете занимать какую-либо должность, должен указать перечень должностей, которые осужденный имеет право занимать на период действия ограничения .

Это исключает двусмысленное толкование приговора , оставляя за руководителем право предоставить осужденному другую должность или уволить его на основании решения суда.

Заниматься определенной деятельностью

Данный вид наказания используется более широко, поскольку его субъектами могут быть различные лица , которые выполняют свою работу как в государственных, бюджетных учреждениях и организациях, так и на частных предприятиях.

Иногда в каком-то фильме можно встретить историю хакера, который по решению суда не имеет права пользоваться компьютерной техникой. Это как раз и есть яркий пример лишения права заниматься определённой деятельностью .

Из-за своих преступных действий, которые хакер совершал, пользуясь компьютерной техникой, он был лишен права заниматься программированием. А чтобы обеспечить это решение суда, самому хакеру запретили пользоваться устройством, на котором он мог программировать.

Аналогично суд может поступать с любым видом деятельности, если посредством нее осужденный осуществил преступление.

Механик в автомастерской, учитель в школе, воспитатель в детском саду, психолог, занимающийся частной практикой, адвокат и многие другие, — все они могут быть лишены права заниматься своей деятельностью, если будут злоупотреблять ею, совершая преступные действия . Например, механик может умышленно наносить вред транспортным средствам, для того, чтобы поток клиентов не иссякал.

Преподаватель в университете может умышленно нарушать требования Министерства образования , выдавая студентам запрещенный материал, который направлен на подрыв государственной безопасности или разжигает межнациональный конфликт. Адвокат может совершать мошеннические действия по отношению к своим клиентам, либо злоупотреблять полученной им от клиентов информацией.

Суд может лишить прав осуществлять какую-то определенную деятельность на какой-то определенный срок не только в тех случаях, когда речь шла о постоянной, профессиональной деятельности.

Такое решение вполне допустимо и для временной деятельности .

Что характерно, так это то, что по отношению к несовершеннолетним может быть применено лишение права на занятие какой-то деятельностью . Такое наказание для данной категории лиц предусмотрено на срок не более 3-х лет .

Действие основного и дополнительного наказания

Судами применяется эти виды наказания в качестве основного , если в статье Особенной части УК они представлены в качестве наказания за совершенное преступление.

Основными они могут быть и в порядке замещения других видов наказаний. Применяют их при переходе к более мягкому виду наказания , если соблюдено условие, при котором преступное деяние было связано с занимаемой субъектов должностью и осуществлением определенного вида деятельности.

Особенной частью УК предусмотрены данные виды наказания в качестве дополнительных . В этих случаях, суд назначает основной вид наказания, например, ограничение свободы, и дополнительное наказание в виде лишение прав на занятие какой-то должности или вида деятельности.

Иногда, суд назначает по каким-то статьям другой вид наказания в качестве основного, хотя в самой статье указано именно лишение рассматриваемых прав. В этом случае лишение этих прав может применяться как дополнительное наказание .

Если суд посчитает, что характер совершенного преступления указывает на значительную социальную опасность подсудимого , а значит, требуется принятие более жестких мер по отношению к нему.

В некоторых ситуациях суд, руководствуясь частью 2 ст. 47 УК РФ , может применить подобные ограничения в качестве дополнительного наказания, но срок этих ограничений установить в пределах 20 лет .

В качестве заключения следует отметить, что эти виды наказания в самом уголовном праве встречаются как основные в каждой пятнадцатой статье , а как дополнительные – в каждой шестой .

На практике они применяются судами значительно реже, чем предусмотрел законодатель. Удельный вес этого вида наказания по отношению ко всем основным не превышает полпроцента, колеблясь в пределах от 0,01 до 0,2 процента .

Наибольшее количество случаев, когда прибегают к этим наказаниям, связано с преступлениями по уклонению от уплаты налогов и растрате .

То есть на законодательном уровне судьям и правоохранительным органам предоставлена возможность для требования и применения более мягких видов наказаний по отношению к гражданам, совершивших преступления.

В разные годы отечественное уголовное законодательство по-своему определяло сущность и пределы назначения такого наказания, как лишение осужденного определенных прав. Так, Уголовный кодекс РСФСР 1926 г.

В ст. 34 это наказание называл поражением прав; которое согласно ст. 34 УК РСФСР могло быть назначено лишь лицу, осуждаемому к лишению свободы на срок свыше года.83

В ч. 1 ст. 29 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. говорилось, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом на срок от одного года до пяти лет в качестве основного или дополнительно-го наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Уголовного кодекса РФ 1996 г. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Общим признаком для этого вида наказания всегда было то, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется как в качестве основного, так и дополнительного наказания. При этом, выступая в роли основного наказания, лишение определенных прав может назначаться только в случаях, когда это наказание предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, по которой осуждается лицо, и в порядке перехода к более мягкому наказанию на основании ст. 64 УК РФ. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. в качестве основного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено в тридцати санкциях статей или частей статей Особенной части УК.

При назначении данного наказания в качестве дополнительной меры соблюдение названных условий, как отмечают И.М.Гальперин и Ю.Б.Мельникова, необязательно. К сведению, в качестве такой меры лишение определенных прав предусмотрено в санкциях семидесяти четырех статей или частей статей Особенной части УК.

Трайнин А., Меньшагин В., Вышинская 3. Уголовный кодекс РСФСР. Комментарий. С. 39, 42. *4 Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. М., 1981. С. 30.

В свое время на указанное обстоятельство обращал внимание Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 23 марта 1971 г. «О практике назначения судами Российской Федерации до-полнительных мер наказания» (в ред. от 21 декабря 1993 г.).Так, в п. 4 постановления разъяснялось, что, признав по характеру совершен-ных виновным преступлений по должности или при занятии опреде-ленной деятельностью невозможным сохранение за ним права зани-мать определенную должность или заниматься определенной дея-тельностью, суд вправе в соответствии со ст. 29 УК РСФСР (ст. 47 УК РФ) применить к нему в качестве дополнительной меры наказа-ния лишение права занимать определенные должности или зани-маться определенной деятельностью независимо от того, что ука-занная мера не предусмотрена санкцией закона, по которому осуж-ден виновный.

При этом, если в упомянутом постановлении Пленум допускал возможность применения лишения определенных прав в качестве дополнительного наказания независимо от того, что оно указано в санкции уголовного закона как одно из основных наказаний, то в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» такая возможность признана недопустимой.

В частности, согласно п. 16 данного постановления, поскольку лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено санкцией ч. 1 ст. 199 УК РФ в качестве основного наказания, оно не может быть назначено лицу, осужденному по данному закону, в качестве дополнительного наказания к другим видам наказаний. Аналогично этот вопрос решил и Пленум Верховного Суда РФ в п. 25 постановления от 11 июня 1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказа-ния»86.

По нашему мнению, коль скоро и судебная практика прошлых лет, и ч. 3 ст. 47 УК РФ позволяют суду применить к осужденному лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания безотносительно к тому, предусмотрено оно или нет в санкции соот-

Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1993. М., 1994.С. 189. " Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. Кч 9. С. 5; 1999. №8. С. 7.

ветствующей статьи или части статьи Особенной части УК, то не должно быть каких-то ограничений в применении этого дополни-тельного наказания.

По смыслу ч. 3 ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется в рассматриваемом нами случае тогда, когда с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним таких прав. И если лицо осуждается, например, по ч. 1 ст. 199 УК РФ, а суд не найдет оснований назначить ему иное наказание, кроме лишения свободы, то в соответствии с указанными разъяснениями Пленумов Верховного Суда РФ это лицо не может быть лишено определенных прав, с использованием которых оно совершило преступление.

Представляется, что нелогичность решения данного вопроса очевидна, а поэтому мы предлагаем изменить редакцию п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июня 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» и п. 25 постановления от 11 июня 1999 г. «О практике назначения судами уголовного наказания» в той части, в которой разъяснения в указанных постановлениях ограничивают суд лишать виновного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В обоснование нашей позиции можно привести еще два аргумента. Во-первых, при разрешении конкретного дела в отношении В. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 7 апреля 1969 г. отметил, что с учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть применено в качестве дополнительного наказания и в том случае, если лишение этих прав предусмотрено в качестве одной из основных мер наказания за данное преступление.87

Во-вторых, согласно ч. 2 ст. 45 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, как и штраф, может применяться в качестве и основного, и дополнительного наказания. Но если закон, как видно из содержания, например, санкции ч. 2 ст. 183 УК РФ, расположенной в той же

Бюллетень Верховного Суда СССР. 1969. № 5. С. 24.

главе, что и ст. 199 УК РФ, предусматривает возможность назначения штрафа как вида наказания и в качестве основной, и наряду с этим дополнительной меры к другим наказаниям, то какие могут быть принципиальные основания невозможности применить к осужденному лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по ч.1 ст. 199 УК РФ в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 47 УК РФ.

На наш взгляд, таких оснований быть не должно, поскольку, как отметил Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 9 октября 1964 г. по делу С, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет цель предупредить дальнейшее совершение аналогичных преступлений.88

Анализ судебной практики показывает, что в последние годы применение данного вида наказания имеет тенденцию к сокращению. Например, за предыдущие пять лет, среди общего количества осужденных, лица, которым по приговору суда назначено лишение определенных прав, в Российской Федерации составили: в 1993 г. - 1,8%; в 1994 г.- 1,2; в 1995 году- 1,0; в 1996 г.- 0,46; в 1997 г. - 0,6%.89

Из содержания ч. 1 ст. 47 УК РФ можно сделать вывод, что предусмотренный в этой норме вид наказания включает в себя две карательные меры: 1) запрещение занимать определенные должности на государственной службе или в органах местного самоуправления и 2) запрещение заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Каждая из этих мер может быть применена к определенному кругу субъектов.

Так, запрещение занимать определенные должности на государственной службе или в органах местного самоуправления суд вправе применить только к виновным, занимающим эти должности. К их категории, на наш взгляд, можно отнести тех должностных лиц, перечень которых приведен в примечании к ст. 285 УК РФ.

Согласно примечанию, к должностным лицам относятся те, ко-торые постоянно, временно или по специальному полномочию осу-ществляют функции представителя власти либо выполняют органи-зационно-распорядительные, административно-хозяйственные функ-

Сборник постановлений Пленума и определений коллегий Верховного Суда СССР. 1959 1971 гг. М., 1973. С. 101-102.

Преступность и правонарушения (1992-1996). С. 168, Российская юстиция. 1998. №6. С, 56.

ции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

При этом, как закреплено в ч. 2 и 3 Приложения, под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов, а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, - лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения указанных полномочий.

В отношении остальных лиц, например, работающих в негосу-дарственных органах и учреждениях, коммерческих предприятиях и организациях, у частных предпринимателей и в других подобных коллективах, лишение права занимать определенные должности применено быть не может.

Аналогичная позиция содержится в упомянутом нами постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г., в котором разъясняется, что при назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью надлежит иметь в виду, что в соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности может быть назначено только тем осужденным, которые занимают должности на государственной службе или в органах местного самоуправления. Лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть назначено наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением этих функций.90

Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности является специальным, поскольку оно может быть применено лишь к ограниченному кругу субъектов.

В отличие от него лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью безусловно является общей мерой наказания, поскольку суд вправе применить его к лю-бому лицу, в том числе и должностному, если преступное деяние им совершено в связи к занятием только профессиональной или иной

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 9. С 5.

деятельностью, осуществляемой вне рамок должностных полномочий, например, при исполнении воспитательных, педагогических, врачебных функций либо при управлении транспортными средствами и т.п.

По смыслу ст 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть применено только к лицу, обладающему таким правом на момент совершения преступления безотносительно к тому, что ко времени рассмотрения дела в суде оно по каким-то основаниям это право утратило. Данное положение находит свое подтверждение в судебной практике.

Так, при рассмотрении дела в отношении Л., осужденного по ч. 3 ст. 92 УК РСФСР, исключая из судебных решений указание на лишение Л. права занимать должности, связанные с учетом, хранением и распоряжением материальными ценностями, Верховный Суд РСФСР в своем постановлении отметил следующее.

В соответствии со ст. 29 УК РСФСР такое наказание может быть назначено в случаях, когда по характеру совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Как видно из материалов дела, Л. работал шофером и, используя закрепленный за ним автомобиль, в составе группы лиц совершил ряд хищений государственного имущества. Ни должностным, ни материально-ответственным лицом он не являлся. Обязанностей, связанных с учетом, хранением и распоряжением материальными ценностями, не выполнял, поэтому назначение ему дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности ошибочно.91

На то обстоятельство, что если к моменту постановления приговора подсудимый уже не занимал должности или не занимался деятельностью, с которыми было связано преступление, то это не является препятствием для применения названного дополнительного наказания, обращал внимание Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 29 августа 1980 г. «О практике назначения судами дополнительных наказаний» (в ред. от 26 апреля 1984 г.).92

*" Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1988. № 6. С. 3. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986. М., 1987. С. 557.

В данных решениях хотя речь идет о применении лишения оп-ределенных прав в качестве дополнительного наказания, изложенные в них рекомендации безусловно относятся и к назначению этого наказания в качестве основной меры. При этом из содержания вы-шеназванных примеров и смысла ст. 47 УК РФ можно заключить, что при назначении лишения права занимать определенные должно-сти или заниматься определенной деятельностью суд должен точно установить характер и пределы занимаемой виновным должности либо выполняемой им другой работы.

В то же время представляется, что установления лишь таких обстоятельств еще недостаточно для применения этого наказания. Дело в том, что виновный не только должен обладать правом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно-стью, но и небрежно или легкомысленно ими пользоваться либо использовать их в целях совершения противоправных деяний. От-сутствие данного условия исключает возможность применения ли-шения определенных прав.

Например, Куйбышевским районным судом г. Ленинграда Б. был осужден по ч. 2 ст. 144 УК РСФСР к лишению свободы на 4 года с конфискацией имущества и лишением на основании ст. 29 УК РСФСР права заниматься деятельностью врача по обслуживанию населения на дому сроком на пять лет. Он признан виновным в том, что, работая врачом скорой помощи, и оказывая медицинскую помощь на дому, совершил из квартир больных три кражи личного имущества, причинив в двух случаях значительный ущерб потерпевшим.

Изменяя приговор, Президиум Ленинградского городского суда отметил, что дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью врача по обслуживанию населения на дому сроком на пять лет назначено Б. без достаточных оснований, поскольку совершенное им преступление не связано с профессиональной врачебной деятельностью, а поэтому указание о его применении подлежит исключению из состоявшихся судебных решений.93

По другому делу, П., воспользовавшись подложной трудовой книжкой, поступила на Иошкар-Олинский консервный завод технологом.

Приговором суда она была осуждена по ч. 3 ст. 196 УК РСФСР к одному году исправительных работ с удержанием 20% заработка в доход государства с лишением права занимать инженер-

95 Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1990. № 8. С. 14.

ные должности и должности, связанные с материальной ответствен-ностью, в течение пяти лет.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР признала неправильным применение такой меры, указав при этом следующее.

П, использовала подложную трудовую книжку для поступления на работу. Эти действия с выполнением обязанностей инженера не связаны. Она имела диплом инженера, а в трудовой книжке был подделан лишь ее трудовой стаж. Преступление, совершенное П., по своему характеру не делало невозможным занятие ею инженерных должностей и должностей, связанных с материальной ответственно-

Таким образом, для применения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью необходимо установление двух обстоятельств: во-первых, лицо должно обладать соответствующим правом на момент совершения преступления и, во-вторых, преступное деяние должно быть совершено именно в связи со злоупотреблением таким правом либо небрежным его использованием.

Как справедливо отмечает В.И.Тютюгин, обязательным основанием назначения лишения права занимать определенные должности является совершение лицом преступления, непосредственно связанного по своему характеру с выполнением им своих служебных полномочий, профессиональных либо иных гражданских обязанностей. На это обстоятельство обращается внимание и в работах других криминалистов.

При назначении данного вида наказания одним из важных моментов является правильная формулировка в приговоре вида должности или иной деятельности виновного, права на занятие которыми он лишается. И.И. Горелик и И.С. Тишкевич пишут, что вопрос о формулировке «занимать определенные должности» оказался слож-ным применительно к руководителям учреждений и бухгалтерам, осужденным за хищение. Они полагают, что в названных случаях следовало бы лишать осужденных права занимать должности, свя-занные с распоряжением, учетом, хранением и иным обслуживанием

Там же. 1967. №7 С. II.

Тютюгин В.И. Назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Харьков. 1976. С. 12. 1 Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. С. 35; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Книга первая. М, Новая Волна. 1998. С.146.

материальных ценностей. По конкретному делу Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда СССР, например, подчеркну-ла, что при осуждении К. за хищение в крупном размере суд мог применить к осужденному дополнительную меру наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, но не вообще работать в торговой

В ряде случаев, особенно по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, применение, например, дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами каких-либо трудностей не вызывает, поскольку эта мера конкретизирована в санкции самой уголовно-правовой нормы - в ст. 264 УК РФ. Там же, где этот вид наказания указан в общей форме, суду надлежит точно определить характер занимаемой виновным должности либо вид деятельности, которой он занимается, и их взаимосвязь с совершенным преступлением.

Особое внимание на эти обстоятельства обращалось в постановлении Пленума Верховного Суда от 29 августа 1980 г. «О практике назначения судами дополнительных наказаний» (в ред. от 26 апреля 1984 г.). По смыслу п. 6 данного постановления суд в каждом случае совершения лицом преступления, связанного с исполнением обязанностей по должности или занятием определенной деятельностью, обязан обсудить вопрос о лишении подсудимого права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При этом, назначая такое наказание, суд в резолютивной части приговора должен конкретно обозначить должность либо вид деятельности осужденного. Недопустимо, в частности, отмечается в постановлении, лишать осужденного права работать в той или иной отрасли народного хозяйства без определения круга должностей,

занимать которые он не вправе.

Следует признать, что исследование данных обстоятельств по каждому конкретному делу есть необходимое условие правильного применения этого вида наказания, влекущего неблагоприятные последствия для осужденного. Например, лишение лица" занимать определенные должности влечет за собой увольнение работающего в

Горелик ИИ., Тишкевич И.С. Вопросы Уголовного права в практике Верховного Суда БССР. Минск, 1973. С. 162.

Сборник постановлений Пленума и определений коллегий Верховного Суда СССР. 1959-1971 гг. М., 1973. С. 102. 99 Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986. С. 557.

той должности, занимать которую ему запрещено судом и в то же время запрещение занимать такую же или аналогичную должность на другом предприятии, в организации, учреждении на срок, назна-ченный судом. Лишение права заниматься определенной деятельно-стью означает запрещение заниматься ею в качестве профессио-нальной либо иной, осуществляемой вне рамок профессии.

Кроме того, как полагает А.В.Наумов, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно-стью может привести к утрате или ограничению законных льгот и преимуществ, связанных с прежней должностью или деятельностью осужденного, может повлечь перерыв специального трудового ста-жа, наконец, может привести к понижению размера его заработка.100

Как отмечалось, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания может быть назначено лишь тогда, когда таким оно предусмотрено в санкции соответствующей статьи Особенной части УК. Что же касается этого наказания, применяемого в качестве дополнительной меры, то соблюдение данного правила необязательно.

В связи с этим при назначении лишения определенных прав в качестве основного либо дополнительного наказания в соответствии с санкцией статьи, по которой осуждается лицо, ссылки на ст. 47 УК РФ не требуется. Иначе необходимо решать вопрос в ситуациях, когда это наказание не значится в санкции уголовно-правовой нормы. На наш взгляд, в таких случаях суд в описательной части приговора обязан обосновать, а в резолютивной части указать, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ. Аналогичное решение данного вопроса можно встретить и в юридической литературе."01

Несоблюдение такого положения, как правило, ведет к изменению приговоров. Например, Новгородским областным судом П. была осуждена по ч. 1 ст. 170 УК РСФСР к одному году исправительных работ с удержанием в доход государства 20% заработка с

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В.Наумова. М., Юристъ. 1996. С. 145.

Гальперин ИМ., Мельникова Ю.Б. Дополнительные наказания. М., 1981. С. 37-38; Чекали-на H., Щеглова Т. Применение дополнительных наказаний в судебной практике // Советская юстиция. 1983. № 23. С 6-7.

лишением права занимать должности, связанные с учетом и распо-ряжением материальными ценностями сроком на три года.

Так как санкция ч. 1 ст. 170 УК РСФСР дополнительного наказания не предусматривает, а суд, назначая его, не сослался на ст. 29 УК РСФСР, то Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР приговор изменила, исключив указание на применение к П. дополнительного наказания.102

Назначение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью носит срочный характер. Это значит, что такое наказание не может действовать в течение всей дальнейшей трудовой жизни осужденного. Как отмечал Вер-ховный Суд СССР в постановлении Пленума от 29 августа 1980 г. «О практике назначения судами дополнительных наказаний» (в ред. от 26 апреля 1984 г.), лишение определенных прав назначается в пределах, установленных статьей уголовного закона, по которой подсудимый признан виновным. Если срок данного дополнительного наказания не указан в этой статье или это наказание применяется на основе норм Общей части УК РСФСР, его срок назначается в пределах, предусмотренных ст. 29 УК РСФСР (ст. 47 УК РФ).103

Решая вопрос о применении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, важно иметь в виду, что, с одной стороны, в санкциях статей Особенной части УК РФ, как правило, указан лишь высший предел срока этого наказания, безотносительно к тому, назначается оно в качестве основной или дополнительной меры.

С другой стороны, Уголовный кодекс РФ 1996 г., в отличие от Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., устанавливает иные сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Так, согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ срок такого наказания, назначаемого в качестве: а) основного вида - от одного года до пяти лет, а б) дополнительного вида - от шести месяцев до трех лет.

Однако, как показывает судебная практика, это положение закона соблюдается не всегда, что ведет к определенным ошибкам. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые связаны с нарушением установленных в ч. 2 ст. 47 УК РФ пределов назначения данного наказания.

Архив Новгородского областного суда. Дело № 2-23. 1984 г.

Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924-1986. С. 557.

Например, вопреки требованиям этой нормы Удорский районный суд Республики Коми назначил осужденному дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортными средствами сроком на три месяца, хотя низший предел такого вида наказания установлен в шесть месяцев.104 По другому делу Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ назначенное по ст. 147 УК РСФСР дополнительное наказание в виде лишения права в течение пяти лет занимать должности в правоохранительных органах и органах государственной власти, связанные с осуществлением функций представителей власти, в силу ч. 2 ст. 47 УК РФ смягчила до трех лет, указав, что в соответствии с новым Уголовным кодексом дополнительное наказание назначается на срок от шести месяцев до трех лет.105

Вторая группа ошибок объединяет случаи, когда суд вообще не указывает срок при назначении данного вида дополнительного наказания. На такого рода ошибки неоднократно указывал Верховный Суд РСФСР при разрешении конкретных дел. При этом Верховный Суд РСФСР отмечал, что ошибка суда, выразившаяся в неустановлении срока дополнительного наказания, не может быть устранена ни определением самого суда, постановившего приговор, в порядке, предусмотренном ст. 367-369 УПК РСФСР106, ни определением суда вышестоящей инстанции путем назначения этого срока в рамках ч. 2 ст. 47 УК РФ (ст. 29 УК РСФСР), поскольку данные решения затрагивают существо приговора.

В ч. 4 ст. 47 УК РФ законодатель установил два порядка исчисления срока начала отбывания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве дополнительного наказания.

Во-первых, в случае назначения такой меры к: 1) обязательным работам; 2) исправительным работам; 3) а также при условном осуждении, срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

Во-вторых, в случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к: 1) ограничению свободы; 2) аресту; 3) содержанию в дисциплинарной воинской части и 4)

Юридическая практика. Информационный бюллетень. СПб., 1997. № 4 (11). С. 57.

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. № 12. С. 11. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1971. №3. С. 15. 7 Там же. 1972. №5. С. 8.

лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчис-ляется с момента их отбытия.

Таким образом, действие лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью распространяется как бы лишь на случаи нахождения осужденного на свободе, т. е. при осуждении его к основному наказанию, не связанному с лишением (ограничением) свободы.

В соответствии со ст. 37 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны исполнять требования приговора, представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении. В то же время за неисполнение приговора суда о лишении определенных прав, в том числе и злостного, ответственность возложена на представителей власти, государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, служащих государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, вина которых может выражаться, например, в неувольнении осужденного с должности, занимать которую ему запрещено, в фактическом воз-ложении на осужденного обязанностей по запрещенной должности, в отказе от выполнения предписаний приговора об аннулировании разрешения на занятие запрещенным видом деятельности и т.п. От-ветственность указанных лиц за злостное неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению предусмотрена ст. 315 УК РФ, санкция которой включает наказание до двух лет лишения свободы.

Что же касается ответственности самих осужденных, то в настоящее время она законом не установлена. Как пишет В.А.Уткин, единственным правовым последствием для осужденного является невключение периода занятия запрещенной деятельностью в срок наказания.

Уголовный закон не содержит каких-либо отдельных рекомендаций для применения этого вида наказания к лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте. Часть 1 ст. 88 УК РФ

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Комментарий к Ст. 47 УК РФ

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного наказания, так и дополнительного. При этом осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений или по совокупности приговоров указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного наказания. Следует обратить внимание также на то, что исходя из положений ст. ст. 45 и 47 УК за совершение одного и того же преступления осужденному не могут быть назначены одновременно наказания в виде лишения права занимать определенные должности и в виде лишения заниматься определенной деятельностью. Однако в судебной практике встречаются подобные ошибки.

Например, Поздняков был признан виновным и осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 5 ст. 290 УК, наряду с основным наказанием ему было назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью сроком на три года.

Кассационная инстанция оставила приговор без изменения.

Между тем суд, назначая Позднякову наряду с основным дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью, не учел, что по смыслу уголовного закона (ст. 47 УК) за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Учитывая вышеизложенное, Президиум ВС РФ исключил назначенное Позднякову дополнительное наказание в виде лишения права заниматься частной охранной деятельностью.
———————————
См.: Постановление Президиума ВС РФ от 01.07.2009 N 54 П09 // Архив ВС РФ за 2009 г.

Данные виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие должностные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления. Содержание данных видов наказаний состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Значимость данного вида наказания заключается в том, что по приговору суда исключается доступ осужденного к той должности или деятельности, которые были использованы им при совершении преступления. К государственной службе относится служба в федеральных органах государственной власти и в органах власти субъектов РФ. Перечень государственных должностей определен в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (в ред. от 01.12.2012) . Профессиональная деятельность граждан в органах местного самоуправления, не входящих в систему государственной власти, называется муниципальной службой, которая регулируется Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) . При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в качестве основного или дополнительного вида наказания суду следует исходить из того, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий). В то же время судам следует иметь в виду, что запрет не распространяется на занятие должностей в общественных и коммерческих организациях. Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрете на занятие профессиональной деятельностью или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать врачебную, педагогическую, торговую, фармацевтическую и другие виды профессиональной деятельности. К иной деятельности следует отнести, например, занятие охотой, рыболовством, управление транспортным средством и т.д. При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности, например, заниматься врачебной деятельностью, педагогической деятельностью. Если при назначении в качестве дополнительного вида наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью судом первой или апелляционной инстанции неточно указаны должности или виды деятельности, то суд вышестоящей инстанции вправе внести в приговор соответствующие уточнения, если это не ухудшает положения осужденного.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118; N 10. Ст. 1091; N 13. Ст. 1360; N 38. Ст. 3975; N 43. Ст. 4480; 2007. N 13. Ст. 1530; N 14. Ст. 1664; N 20. Ст. 2390; N 23. Ст. 2752; N 32. Ст. 4124; N 40. Ст. 4712; N 50. Ст. 6255; N 52. Ст. 6424; 2008. N 9. Ст. 825; N 17. Ст. 1818; N 21. Ст. 2430; N 25. Ст. 2961; N 31. Ст. 3701; N 49. Ст. 5763; N 52 (ч. 1). Ст. 6363; 2009. N 16. Ст. 1901; N 20. Ст. 2445; N 34. Ст. 4171; N 36. Ст. 4312; N 52 (ч. 1). Ст. 6534; 2010. N 3. Ст. 276; N 4. Ст. 371; N 12. Ст. 1314; N 15. Ст. 1777; N 16. Ст. 1874; 2011. N 5. Ст. 711; N 48. Ст. 6878; 2012. N 4. Ст. 471; N 8. Ст. 992; N 15. Ст. 1731; N 22. Ст. 2754; N 27. Ст. 3681; N 29. Ст. 4071; N 35. Ст. 4783, 4787; N 44. Ст. 5995; N 47. Ст. 6460; N 50 (ч. 4). Ст. 6954.

СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4987, 4988; N 48. Ст. 5514; N 52 (ч. 1). Ст. 6222, 6235; 2009. N 29. Ст. 3597; 2011. N 19. Ст. 2709; N 43. Ст. 5976; N 48. Ст. 6730.

2. Продолжительность срока назначения данного вида наказания зависит от того, в качестве основного или дополнительного наказания оно назначено. В качестве основного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного вида наказания — на срок от шести месяцев до трех лет. Федеральным законом от 27.07.2009 N 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» ч. 2 комментируемой статьи, предусматривающая данный вид наказания, дополнена тем, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. Так, например, ч. ч. 3 и 4 ст. 131 и ч. ч. 3 и 4 ст. 132 УК предусматривают дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 31. Ст. 3921.

3. Как правило, указанный вид наказания применяется в качестве основного либо дополнительного вида наказания, когда это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК. В то же время лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено на основании ч. 3 комментируемой статьи в качестве дополнительного вида наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено санкцией соответствующих статей Особенной части УК либо указано в санкциях в качестве одного из основных видов наказаний (например, наряду с лишением свободы в ч. 1 ст. 286 УК). Такое решение судом может быть принято, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного будет признано невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Например, за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 269 УК). Вместе с тем дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть человека, в ч. 2 ст. 269 УК не предусматривается. Более того, в ч. 3 этой же статьи, в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, дополнительное наказание также не предусмотрено. При указанных выше обстоятельствах (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и т.п.) суд может признать невозможным сохранение за осужденным, например, права занимать должности в строительной, эксплуатационной или ремонтной индустрии магистральных трубопроводов и принять решение о лишении его права заниматься такой деятельностью на срок до трех лет.

4. В ч. 4 комментируемой статьи указаны сроки исчисления данного вида наказания, когда оно назначается в качестве дополнительного наказания. Момент начала исчисления срока наказания зависит от того, связано ли наказание осужденного с изоляцией его от общества или нет. Так, если дополнительное наказание назначается к основному наказанию, отбываемому реально, таким как арест, принудительные работы, лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, то срок его исчисления начинается с момента окончания реально отбытого наказания. Если же дополнительное наказание назначается к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении лица, то его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Например, при назначении наказания по ч. 1 ст. 290 УК (получение взятки) в виде пяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности в правоохранительных органах в течение трех лет, течение срока исполнения дополнительного наказания начнется после отбытия пяти лет лишения свободы или после решения вопроса об условно-досрочном освобождении лица от основного наказания, если при этом не был решен вопрос о полном его освобождении от отбывания дополнительного наказания. В том случае, если лишение свободы лицу назначено условно, то исчисление срока дополнительного наказания определяется с момента вступления приговора в законную силу.

5. Согласно ст. 33 УИК порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных, если же указанное наказание назначено в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, принудительным работам, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания — уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных. При этом администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

В соответствии со ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью − есть запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Этот вид наказания оказывает существенное психологическое воздействие на осужденного, значительно ограничивает его права и возможности, способствует очищению государственной службы и иных видов деятельности от лиц, которые наносят серьезный ущерб обществу и отдельным гражданам. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью выступает как в виде основного, так и в виде дополнительного наказания. Основанием назначения данного вида наказания является: - в качестве основного – прямое установление его в санкциях Особенной части УК; - в качестве дополнительного − это наказание может быть назначено и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если по характеру совершенных виновным преступлений по должности или при занятии определенной деятельностью суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве дополнительного наказания к лишению свободы, аресту, ограничению свободы, обязательным и исправительным работам, содержанию в дисциплинарной воинской части. Как показывает судебная практика, этот вид наказания применяется, как правило, к работникам транспорта, должностным лицам, в ведении которых находятся материальные ценности, к некоторым видам работников торговли, а также к лицам, совершившим преступления, связанные с врачебной или медицинской, педагогической деятельностью, исполнением инженерных обязанностей, к чиновникам государственной или муниципальной службы, на которых возложены обязанности принимать юридически значимые решения и т. п. Требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны как для организаций (государственных, общественных или частных), в которой работает осужденный, так и для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, которые в течение трех дней после получения копии приговора суда обязаны либо освободить осужденного от занимаемой должности, либо аннулировать соответствующее разрешение и изъять лицензию. В случае увольнения из организации осужденного, не отбывшего наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, администрация обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании и на какой срок он лишается права занимать определенные должности или заниматься каким видом деятельности. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет – в качестве дополнительного наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания. Такое положение было введено связи с ужесточением уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних. Уголовный кодекс определяет порядок исчисления сроков этого наказания. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Еще по теме 58. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью:

  1. § 4. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
  2. § 3. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
  3. § 8. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
  4. Глава 6. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
  5. Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья
  6. 1.2.5.5. Расторжение трудового договора в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации
  7. Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации
  8. Расторжение трудового договора в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) 22.