Лицензионные нормы. Лицензирование деятельности: когда оно нужно и как проводится процедура. Обязанности управляющей компании

О том, что российским налоговым кодексом предусмотрена возможность работать сразу по нескольким режимам налогообложения, знают многие предприниматели. Безусловно, это удобно, особенно, если предприятие развивается сразу в нескольких направлениях и имеет в них разную степень доходов. В данном материале рассмотрим вопрос о том, можно ли совмещать Упрощенный налоговый режим с и если да, то при каких условиях и кому из бизнесменов это будет наиболее выгодно.

Кто может работать по УСН и ЕНВД

Работать как по УСН так и по ЕНВД могут представители малого и среднего бизнеса, независимо от того, в какой организационно-правовой форме они зарегистрированы: ИП или ООО. С 2013 года у бизнесменов появилась возможность совмещать эти две налоговые схемы в добровольном порядке.

Чем отличается ЕНВД от «упрощенки»

Если избегать сложных терминов и говорить на простом и доступном языке, то ЕНВД это весьма распространенная, общепринятая специальная налоговая система, при которой налоговые выплаты производятся не с доходов предприятия, а с видов его деятельности.

То есть вместо целого комплекса всевозможных налогов, таких как НДС, НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущества и т.д. организация может платить всего один, что существенно облегчает ведение бухгалтерской отчетности.

Причем, размер оборота и прибыли компании при исчислении ЕНВД никакого значения не имеют – сумма налога платится исходя из предполагаемых, потенциально возможных ее доходов.

До 2013 года ЕНВД относился к основным видам налога и был обязательным для некоторых предприятий и организаций, с 2013 года он стал добровольным.

Виды деятельности, облагаемые данным налогом, определяются на уровне местных муниципальных и районных властей и в зависимости от того или иного региона РФ меняются. Для уточнения перечня подпадающих под ЕНВД видов деятельности предпринимателям необходимо проконсультироваться в налоговой инспекции по месту регистрации.

Упрощенная система налогообложения подразумевает под собой основной налоговый режим, также весьма популярный среди предприятий малого и среднего бизнеса.

Основной смысл его, объясняющий в том числе и высокую востребованность, заключается в том, что при сравнительно небольших налоговых сборах и отчислениях, УСН существенно упрощает бухгалтерское сопровождение, то есть нагрузка по налоговой и бухгалтерской отчетности совсем невелика.

При «упрощенке» возможны два варианта : 6% с доходов и 15% с доходов минус расходы. Первый вариант выгоден при небольших текущих расходах организации, второй особенно актуален на этапе становления предприятия, когда происходят наибольшие затраты. Огромный плюс организаций, работающих по УСН — это то, что они довольно редко проверяются представителями налоговых служб.

Внимание! Основное отличие ЕНВД от «упрощенки» состоит в том, что на Упрощенную схему налогообложения предприятие переходит полностью, а по «вмененке» оно может работать частично, так как под нее могут попадать только отдельные виды деятельности.

Может ли предприятие, ИП или ООО, совмещать ЕНВД и УСН

Ответ на главный вопрос этого материала положителен: да, предприятие, независимо от организационно-правовой формы, может совмещать два этих налоговых режима.
Но, при этом есть ряд ограничений. Поговорим о них подробнее.

Ограничения для работы по ЕНВД и УСН

Начнем с УСН. Компания, желающая работать по «упрощенке» не должна иметь в своем штате более 100 работников. Кроме того, есть ограничения и в финансовой части: годовой доход ее не должен превышать 60 миллионов рублей. а остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств не может быть выше 100 миллионов рублей. Еще один лимит связан с долей в уставном капитале предприятия других юридический лиц – данная цифра ограничена 25%.
По ЕНВД работать также могут не все. В частности, существует тот же запрет для предприятий и организаций с численностью более 100 человек и долей в уставном капитале иных юридических лиц свыше 25%.

Табу на применение ЕНВД наложено и для тех торговых организаций и общепитовских заведений, залы обслуживания посетителей в которых превышают по площади 150 кв. метров.

Помимо этого по ЕНВД не имеют права работать государственные бюджетные учреждения, в рамках своей деятельности обязанные организовывать общественное питание.

Важно: Как УСН, так и ЕНВД имеют ряд тонкостей при применении. Чтобы точно знать, есть ли возможность использования каждой из этих налоговых систем для того или иного предприятия, желательно тщательно изучить раздел Налогового Кодекса РФ по этой части или проконсультироваться в ближайшей налоговой инспекции.

Как объединить два режима: УСН и ЕНВД

На самом деле сама процедура объединения двух этих режимов довольно проста. В первую очередь, следует написать обоснование для совмещения данных налоговых схем, то есть документально указать, как будет распределяться между ними деятельность компании в части сделок, операций и различных проводок.
Следующий этап: процедура уведомления налоговых органов :

  • если предприятие до совмещения налоговых систем работало на УСН, то необходимо в пятидневный срок с момента начала выполнения работ и предоставления услуг, подпадающих по ЕНВД, обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия с заявлением, заполненным по определенной форме. Налоговые платежи по ЕНВД рассчитываются поквартально;
  • если ранее предприятие вело отчетность и оплачивало налоги по ЕНВД, то начать работать на «упрощенке» можно будет только с начала следующего календарного года. Для этого, Уведомление об упрощенной системе налогообложения нужно подать в территориальную налоговую службу до 31 декабря текущего года включительно.

    Если нет желания ждать нового года, то, в крайнем случае, можно закрыть предприятие и открыть заново, уже с возможностью работать по УСН и ЕНВД одновременно.

Внимание! Применять УСН и ЕНВД для одного и того же вида деятельности нельзя. Лучше заранее все просчитать и определиться, для какого направления бизнеса выгоден тот или иной налоговый тариф.

Раздельный учет: ЕНВД и УСН

Необходимо учесть, что работая на двух налоговых режимах, предприятие обязано будет вести раздельный бухгалтерский учет.

То есть, несмотря, на упрощенное бухгалтерское сопровождение по каждой из этих налоговых систем в отдельности, при их совмещении, нагрузка на бухгалтерию увеличится.

Если говорить подробнее, то придется распределить прибыли и расходы организации на разные группы. По части доходов это будут те группы, которые получены на основании ЕНВД и те, что рассчитаны исходя из УСН. По затратам их придется разделить на группы, связанные с операциями отдельно по ЕНВД, отдельно по УСН и по затратам одновременно для видов деятельности, подпадающих под обе эти налоговые системы.

Тонкости налогообложения при одновременном использовании УСН и ЕНВД

Как уже понятно из названия раздела, при совмещении ЕНВД и УСН для предпринимателей возникает ряд особенностей:

  1. По части ведения документооборота: в конце налогового периода придется сдавать сразу две декларации: одну по УСН, другую по ЕНВД;
  2. В области начисления налогов появляется вариативность: при необходимости можно использовать тот налоговый режим, который наиболее интересен и выгоден;
  3. Возможность уменьшения НДС за счет взносов в социальные фонды.

Подводим итог: совмещение УСН и ЕНВД возможно. Для того, чтобы начать работать одновременно по обеим этим системам, предприятию необходимо соответствовать определенным параметрам и соблюдать некоторые правила. Если все требования закона будут учтены, препятствования такому налоговому совмещению не появится.

При совмещении любых двух налоговых режимов, у любого предпринимателя возникает вопрос: «Как разделить доходы и расходы при совмещении?»

В сегодняшней статье мы рассмотрим правила раздельного учета «вмененки» (ЕНВД) и «упрощенки» (УСН).

Что будет если раздельный учет не вести?

Существуют требования о необходимости ведения раздельного учета при совмещении упрощенной системы налогообложения (проще «упрощенки») и единого налога на вмененный доход (проще «вмененка»), это прописано в п. 8 ст. 346.18 и п. 7 ст. 346.26 НК РФ.

Если такой учёт не вести, то это может привести к искажению базы по начислению налога при упрощенной системе налогообложения, а вот наказание за это будет зависеть от того, в какую сторону ведет это искажение - либо к занижению суммы налога, либо к увеличению.

Если была занижена налоговая база и Вы это обнаружили самостоятельно, то Вы доплатите налог, пени и подадите уточненную декларацию по УСН. Если занижение налоговой базы обнаружат налоговые органы, то Вам придется заплатить еще и штраф в размере 20% неуплаченной суммы налога, но не менее 40 000 рублей.

Помимо этого, раздельный учет нужен и для того, чтобы не утратить право на применение упрощенной системы налогообложения, а ведь мы помним, что имеем право применять «упрощенку», если:

  1. У нас до 100 наёмных работников;
  2. Доход в год не превышает 150 млн. рублей;
  3. Остаточная стоимость ОС (основных средств) не превышает 150 млн. рублей.

Ведь в противном случае (и при занижении налоговой базы) можно потерять право на применение УСН и оказаться на общем режиме налогообложения, что в свою очередь влечет начисление НДС для Индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, начисление налога на прибыль для организаций и НДФЛ для ИП.

Никаких конкретных способов ведения раздельного учета налоговым кодексом не предусмотрено, а обязанность есть. Что это значит? А только то, что организация или ИП должны самостоятельно разработать эти способы и закрепить (прописать) их в учетной политике.

Раздельный учет доходов - как вести?

Организации и ИП, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, обязаны вести КУДиР (книгу учета доходов и расходов). А организации и ИП, находящиеся на «вмененке», не обязаны вести такую книгу, но для целей раздельного учета, возможно разработать её самостоятельно.

Как можно вести раздельный учёт, если есть расчетный счёт и касса:

  • Если при упрощенной системе деньги поступают на расчетный счёт, а при вмененной - пробиваются чеки через кассовый аппарат. То тут всё просто: доходы по расчетному счёту - это доходы при УСН, а доходы по кассовой книге - это доходы при ЕНВД.
  • Если все деньги поступают с использованием кассового аппарата, то их можно разделять с помощью разделения на отделы в кассовом аппарате. То есть у Вас магазин розничной торговли на УСН и хлебопекарня на ЕНВД в этом же магазине. Доход по УСН у Вас будет по отделу магазин, а доход по ЕНВД будет по отделу пекарня. При снятии Z-отчетов не понадобится никаких усилий, чтобы разделить доход по «упрощенке» и «вмененке» - они будут разделены отделами.
  • Если Вы не используете кассовый аппарат и все денежные потоки происходят по расчетному счёту, то для разделения доходов Вам можно ввести раздельные номера для разных налоговых режимов. Например, у Вас опять же торговля и хлебопекарня, работаете Вы только с юридическими лицами и все расчеты происходят по расчетному счёту. То для торговли Вы используете нумерацию 1-У, 2-У, 3-У и т.д. А для хлебопекарни - 1-Е, 2-Е, 3-Е и т.д. Ваш клиент оплачивает счета и в назначении платежа указывает: «Оплата за … по счету 1-У от 10.01.2017 г.» А Вы уже, при разноски банковской выписки, отделяете доходы по разным системам налогообложения.
  • Если Вы до 01 июля 2018 г. решили на «вмененке» не использовать новый кассовый аппарат, то Вы можете выдавать БСО (бланки строгой отчетности) до этого времени. Но выписывать их придется не по требованию клиента, а всегда. В этом случае Ваши доходы по ЕНВД будут - БСО, а по УСН - либо операции по расчетному счету, либо кассовые операции, либо то и другое.

Если никаким из вышеперечисленных способов Вам не удается воспользоваться, то можно ввести дополнительный регистр, как например указано в таблице, в который Вы будете ежедневно заносить данные и разделять доходы:

По такому регистру не сложно вести учет и составлять книгу учета доходов и расходов по УСН.

Во многих источниках есть информация о том, что при упрощенной системе налогообложения применяется кассовый метод начисления доход, а при едином налоге на вмененный доход данные бухгалтерского учета. Иными словами, при «упрощенке» доход считают «в деньгах», а при «вмененке» документами.

Но исходя из нескольких писем-пояснений Минфина, а именно письмо 03-11-11/121 от 28.04.2010 г. и письмо 03-11-06/3/271 п. 1 от 23.11.2009 г., явно следует рекомендация кассового метода при совмещении «упрощенки» и «вмененки». То есть считаем всё в зависимости от дохода (полученных денег).

Раздельный учет расходов - как вести?

При совмещении двух спец налоговых режимов, помимо доходов, есть еще и расходы. Они бывают явные, которые можно отнести к определенному виду деятельность. Тут для примера, мы сразу обратимся к нашему магазину, в котором ведется розничная торговля и хлебопекарня. Купили муку - отнесли к хлебопекарне. Купили товар для продажи - отнесли к розничной торговле. Обычно в этом вопросе никакой путаницы нет.

Но бывают такие расходы, которые относятся к обоим видам деятельности. К таким расходам можно отнести аренду, коммуналку, услуги бухгалтера, страховые взносы.

Напомню, как уплаченные страховые взносы могут уменьшить налог к уплате:

  • ИП без наёмных работников и применяющий один из режимов (УСН или ЕНВД) уменьшает сумму налога к уплате на сумму уплаченных взносов на 100%;
  • ИП без наёмных работников, применяющий оба спец режима, уменьшает сумму налога к уплате на сумму уплаченных взносов на 100% либо на УСН, либо на ЕНВД;
  • Организации и ИП с наёмными работниками, применяющие один из спец режимов, могут уменьшить сумму налога к уплате на сумму уплаченных страховых взносов, но не более, чем на 50%;
  • Организации и ИП с наёмными работниками, применяющие оба режима - УСН и ЕНВД - могут уменьшить сумму налога к уплате на сумму уплаченных страховых взносов, но не более, чем на 50% ЛИБО на одном из налоговых режимов, ЛИБО пропорционально занятым сотрудникам (но это должно быть прописано в учётной политике).

Также необходимо сделать пометку, что при УСН уплаченные страховые взносы при разных налоговых ставках учитываются по разному:

  • при УСН «доходы» 6% (а также и ЕНВД) сумма уплаченных страховых взносов уменьшает саму сумму налога;
  • при УСН «доходы минус расходы» 15% сумма уплаченных страховых взносов включается в расходы.

И что же нам делать с расходами, относящимися к обоим видам деятельности? Их мы будем учитывать пропорционально нашим доходам. То есть считаем какой процент из всей выручки составляет доход по «упрощенке», какой по «вмененке». И в таком же процентном соотношении мы высчитываем наши «неделимые» расходы.

Разберем на нашем любимом примере:

У ИП небольшой магазин в 90 квадратов в Московской области, работает 10 человек с заработной платой 20 000 руб., годовой доход 19 млн. руб., расходы в год 14 млн. руб.

Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник /Под ред. С.Э. Жилинского. - М.: Инфра-М, 2000. - С. 123.. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Законодатель говорит о лицензионных требованиях. Среди них в соответствии с законодательством можно выделить обязательные и специальные требования и условия Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2-х томах. Т.1. / Под.ред. О.М. Олейник. - М.: Юристъ, 2000. - С. 180..

Лицензионные условия - это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензируемых видов деятельности законодатель относит:

соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Кроме обязательных требований законодателем предусмотрены и специальные. Так в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем, а также требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2-х томах. Т.1. / Под.ред. О.М. Олейник. - М.: Юристъ, 2000. - С. 181..

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом, получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодателем исключена. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 17 августа. - С. 3..

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территории данного субъекта РФ. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

При нарушении этого правила, то есть, за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени. Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который, лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2-х томах. Т.1. / Под.ред. О.М. Олейник. - М.: Юристъ, 2000. - С. 183..

В лицензии указывается:

  • 1) наименование органа, выдавшего лицензию;
  • 2) для юридических лиц - наименование и юридический адрес;
  • 3) для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);
  • 4) вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
  • 5) срок действия лицензии;
  • 6) условия осуществления лицензируемой деятельности;
  • 7) регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Содержанием последней является перечень полномочий, составляющих компетенцию хозяйствующего субъекта (см. Приложение В). Его определение вызывает некоторые вопросы. В частности, нуждаются в уточнении пределы усмотрения органов управления в установлении этого перечня. Известно, что должностные лица по собственному усмотрению вычеркивают или вписывают в выдаваемую лицензию отдельные направления деятельности. Это представляется недопустимым. Необходимо, чтобы в лицензию включались по просьбе хозяйствующего субъекта все виды не запрещенных законом операций в пределах данного направления деятельности, для ведения которых этот субъект представил необходимые обоснования Ершова И. В., Иванова Т.М. Предпринимательское право /Под ред. И.В.Ершовой. - М.: Юриспруденция, 2000. - С. 188..

Лицензия подписывается руководителем (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) органа лицензирования и заверяется печатью этого органа.

Следует также отметить, что бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Они являются документом строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляет орган лицензирования.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий должны быть указаны О ведении государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции: Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 №825 // Российская газета. - 1997. - 22 июля. - С. 4.:

  • 1) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
  • 2) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
  • 3) основание и дата аннулирования лицензии;
  • 4) иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

Лицензирование деятельности: когда оно нужно и как проводится процедура

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование осуществляется в целях соблюдения прав, жизни или здоровья граждан, обороноспособности и безопасности страны, а также требований по охране окружающей среды и памятников архитектуры. Если деятельность вашей компании в той или иной степени может нарушить обозначенные требования, то получение лицензии является обязательным условием ведения бизнеса.

Как получить документ, что он собой представляет и каким требованиям должен соответствовать потенциальный лицензиар? Ищите ответы в нашей статье.

Что такое лицензирование: буква закона

Лицензией называют особый разрешительный документ, позволяющий осуществлять определенную деятельность. Соответственно, лицензирование - это процесс оформления, продления и аннулирования такого разрешения. Порядок лицензирования регулируется указанным выше законом (далее - № 99-ФЗ).

Наличие лицензии гарантирует потребителю безопасность и качество услуг или работ, их соответствие всем установленным законодательством иными правовыми актами нормативам.

Соискателем лицензии может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Выдачей лицензий занимается множество государственных органов. В какой из них обратиться? Это зависит от типа деятельности. Например, лицензия на оказание многих типов грузоперевозочных услуг выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, аудиторские компании получают лицензии в Минфине России, лицензии на производство медицинской техники и оказание медицинских услуг выдает Росздравнадзор, а за лицензией на предоставление охранных услуг нужно обращаться в МВД России. Всего же в нашей стране насчитывается почти 30 государственных органов, занимающихся лицензированием деятельности.

В их ведении находится не только выдача лицензий, но и их аннулирование и приостановление, ведение реестров организаций, получивших лицензию, а также контроль за соблюдением соответствующих условий.

Существуют также частные коммерческие организации, оказывающие консалтинговую помощь в лицензировании - они помогают собрать пакет документов и пройти все бюрократические препоны.

Важно помнить о том, что лицензирование деятельности - это не акт доброй воли со стороны предпринимателя, а требование законодательства, за нарушение которого предусмотрены санкции.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию

На сегодняшний день закон выделяет около 50 направлений деятельности, для которых обязательно получение лицензии. В частности, лицензированию подлежат:

  • кредитование;
  • любая деятельность, так или иначе связанная с охраной государственной тайны;
  • производство и оборот этилового спирта и содержащей спирт продукции;
  • услуги связи;
  • фармацевтическая деятельность;
  • услуги частных охранных агентств;
  • производство, установка и обслуживание медтехники;
  • биржевая деятельность;
  • услуги в области таможенного дела;
  • нотариальные услуги;
  • страховые услуги;
  • внешнеэкономические операции;
  • международные пассажирские и грузовые перевозки;
  • реализация оружия и патронов;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • теле- и радиовещание;
  • использование природных ресурсов;
  • образовательная деятельность и др.

Это лишь основная часть обширного списка видов деятельности, для занятия которыми требуется лицензия.

Важно!
Весь перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Хотеть - не значит получить лицензию: требования к организациям

Процедура лицензирования достаточно непростая задача и предполагает соответствие соискателя определенным требованиям. Необходимо иметь соответствующую деятельности техническую базу (причем необходимое оборудование должно быть в собственности и иметь соответствующую документацию), помещения, штат квалифицированных специалистов, систему производственного контроля, уставной капитал определенного размера, отсутствие задолженностей и многое другое.

На заметку
Согласно статье 333.33 НК РФ для большинства типов деятельности размер госпошлины за получение лицензии составляет 7,5 тысяч рублей. Но из этого правила есть исключения. Например, для получения лицензии на совершение банковских операций придется заплатить 0,1% уставного капитала, но не более 500 тысяч рублей. Лицензия на производство спиртосодержащих продуктов стоит от 800 тысяч рублей, а на розничную продажу алкоголя - 65 тысяч рублей за год.

Короткого и простого ответа на вопрос о том, как получить лицензию, не существует как минимум потому, что правила и условия лицензирования зависят от вида деятельности, на который получается лицензия.

Однако, вне зависимости от рода деятельности, для оформления лицензии требуются:

  • заявление на получение лицензии, составленное по форме;
  • копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям (их перечень определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности);
  • пакет учредительных документов компании;
  • квитанцию об уплате госпошлины за предоставление лицензии.

Порядок получения лицензии

Порядок лицензирования предполагает прохождение нескольких этапов.

Сначала вам необходимо оплатить госпошлину, поскольку квитанция об ее оплате входит в пакет необходимых документов. Затем нужно собрать все бумаги, которые нужны для получения лицензии, и здесь нужно быть крайне внимательным, поскольку отсутствие даже одного документа станет препятствием в получении лицензии.

  • наименование, организационно-правовая форма компании, юридический и фактический адрес, электронный адрес и телефон, государственный регистрационный номер юрлица и наименование органа регистрации с указанием его адреса;
  • ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговой службе;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • реквизиты квитанции об уплате госпошлины;
  • данные документов, подтверждающих соответствие лицензиара требованиям к лицензируемому виду деятельности.

Заявление вместе с подкрепляющим пакетом документов подается в соответствующий лицензирующий орган. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2012 г. № 722 «Об утверждении Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов» допускается подача электронных документов.

По закону в течение пяти рабочих дней вам сообщат, приняты ли документы к рассмотрению. Положительный ответ еще не означает, что лицензия уже практически у вас в кармане - он говорит лишь о том, что документы предоставлены в полном объеме. Бывает и так, что лицензирующий орган отказывается принимать бумаги, как правило, это связано с тем, что какого-то документа не хватает. Тогда чиновники выдают уведомление о необходимости устранения недочета. На это дается 30 дней.

Если документы приняты на рассмотрение, придется запастись терпением. Процедура лицензирования занимает 45 дней, считая со дня подачи заявления. За это время лицензирующий орган проверит все бумаги и достоверность указанных в них сведений, а также соответствие претендента требованиям. После этого оформляется приказ о выдаче лицензии. Через 3 дня после подписания приказа его выдают на руки представителю компании.

Лицензия на деятельность - это не только права, но и обязательства. Помните о том, что государственный орган, выдавший вам лицензию, будет периодически проверять вас. Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

График и частота плановых проверок зависит от вида деятельности, обычно они проводятся каждые 1–3 года. Если в процессе такой проверки контролер обнаружит нарушения, у вас будет 30 дней на то, чтобы их исправить. В противном случае лицензия будет приостановлена, а данные об этом факте внесут в специальный реестр. В случае если бизнесмен продолжает игнорировать требования и по истечению этого срока, лицензия аннулируется.

Внеочередные проверки проводятся в случаях выявления нарушений во время предыдущих проверок, если в орган поступило сообщение о таких нарушениях и пр.

Иногда обстоятельства складываются так, что лицензию приходится переоформлять. Переоформление лицензии на деятельность требуется при реорганизации юридического лица, изменении юридического адреса и названия компании или смене фактического либо юридического адреса осуществления деятельности. Порядок переоформления во многом схож с процессом получения лицензии, однако госпошлина в этом случае меньше - от 600 рублей.

Хотя процесс оформления лицензии может показаться непростым, получить эту бумагу необходимо. Работа без лицензии считается административным правонарушением и карается штрафами, конфискацией продукции, орудий производства и сырья, а в ряде случаев - приостановлением деятельности.


Подготовка к получению лицензии - дело непростое и кропотливое, требующее особого внимания. Однако ничего невозможного в этом нет. Если вы все же не уверены, что все сделали правильно, лучше начать процедуру с консультации в надежной юридической компании, которая оказывает поддержку на всех этапах получения лицензии на деятельность.


Помощь в лицензировании

«Лицензирование деятельности - одна из самых сложных процедур, особенно для тех, кто не является специалистом в этом вопросе, - говорит эксперт юридической компании «Клифф». - Начинающие предприниматели, которым требуется получить лицензию, очень часто совершают типовые ошибки при подготовке документации, в результате чего получают отказ в выдаче лицензии. Это не лучшее начало для бизнеса! Поскольку процедура лицензирования деятельности требует строгого соблюдения лицензиатом всех требований и условий, имеет смысл обратиться за помощью к тому, кто знаком с нюансами лицензирования в разных областях.

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности яв­ляется соблюдение законодательства Российской Федерации, поло­жений о лицензировании конкретных видов деятельности.В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалифи­кационные требования к работникам юридического лица или гражда­нину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соот­ветствии указанным специальным условиям объекта, с помощью ко­торого осуществляется такой вид деятельности.Принятие решения о выдаче лицензии. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирую­щий орган:· заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и ор­ганизационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя;· характеристику лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на­мерены осуществлять с указанием срока, в течение которого он его намерен осуществлять;· копии учредительных документов и копию свидетельства о го­сударственной регистрации лицензиата в качестве юридическо­го лица - для юридических лиц;· копию свидетельства о государственной регистрации граждани­на в качестве индивидуального предпринимателя - для инди­видуальных предпринимателей;· справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;· документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии, мак­симальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федераль­ным законом.По итогам рассмотрения представленных документов на получе­ние лицензии лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимы­ми документами. После этого лицензирующий орган обязан уведо­мить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора, ему вручается лицензия.Основания для отказа в выдаче лицензии. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:· наличие в документах, представленных соискателем лицензии недостоверной или искаженной информации;· несоответствие соискателя лицензии лицензионным требова­ниям и условиям.Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензиру­ющего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.В том случае, если юридические лица образовались в результате законодательно установленного порядка преобразования, изменения его наименования или места его нахождения, то переоформление до­кумента, подтверждающего наличие лицензии, начинается с подачи заявления. При переоформлении документа, подтверждающего нали­чие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изме­нения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждаю­щего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий. Над­зор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и усло­вий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.В пределах своих полномочий они имеют право:· проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соот­ветствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензи­онным требованиям и условиям;· запрашивать и получать от лицензиата необходимые объясне­ния и справки по вопросам, возникающим при проведении про­верок;· составлять на основании результатов проверок акты (протоко­лы) с указанием конкретных нарушений;· выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выяв­ленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких на­рушений;· выносить предупреждение лицензиату;· осуществлять иные предусмотренные законодательством Рос­сийской Федерации полномочия.Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензи­рующими органами проверок, в том числе представлять необходимую информацию и документы.Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если будут выявлены нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам граждан, а также государству. Лицензия может быть даже аннулирована решением суда на основа­нии заявления лицензирующего органа, выдавшего ее, или органа го­сударственной власти.Основанием для аннулирования лицензии является:· обнаружение недостоверных или искаженных данных в доку­ментах, представленных для получения лицензии;· неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензион­ных требований и условий;· незаконность решения о выдаче лицензии.Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжа­ловано в порядке, установленном законодательством Российской Фе­дерации. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шесть месяцев.Формирование и ведение реестров лицензий. Лицензирующие орга­ны формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды дея­тельности, лицензирование которых они осуществляют.В реестрах лицензий должны быть указаны:· сведения о лицензиатах;· сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензии;· виды деятельности, на осуществление которых выданы лицен­зии;· даты выдачи и номера лицензий;· сроки действия лицензий;· сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;· основания и даты аннулирования лицензий;· иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, является от­крытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.Величина лицензионного сбора. За выдачу лицензии взимается ли­цензионный сбор. Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензирова­нии конкретных видов деятельности.Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты, и из этих источников осуществляется фи­нансирование лицензирования.

Еще по теме Требования и условия лицензирования:

  1. Расходы на подтверждение соответствия продукции, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров