«Город грехов» – это про Казань? Ясно-понятно. была ли казань столицей организованной преступности в ссср? Насколько сильным было их влияние на молодежь

В 2005 году Казань отметила тысячелетний юбилей. К этой дате город отмыли, отполировали до блеска – как в прямом, так и в переносном смысле. В 2002 году завершился суд над криминальной группировкой Хади Такташ, которая больше 20 лет «работала» в городе. Это сегодня Казани – пример благочестивого города, жители которого чувствуют себя в безопасности. Но еще 40 лет назад ситуация была обратная.

«Ты из Казани!»

В начале 70-х годов в Казани стали появляться уличные банды, которые организовывали по территориальному типу. В милицию поступала информация о драках на улице в формате «стенка на стенку». Так началась история знаменитого «Казанского феномена».

Про организованные преступные группировки (ОПГ) известно стало в конце 70-х годов, когда на улицах появились участники группы «Тяп-Ляп». Казанская банда стала первой ласточкой в мире ОПГ, организованной в микрорайоне завода «Теплоконтроль». Банда состояла из 200 парней, возраст – от 17 до 20 лет. 4 года участники банды совершали тяжкие преступления – грабежи, нападения, рэкет, убийства.
«Тяп-Ляп» - не просто сборище малолетних бандитов без определенной задачи и цели. Группа была построена четко: шелуха (9-13 лет), супера (14-16 лет), молодые (17-19 лет), старшие (20-30 лет) и дед (король, от 30 лет). Шелуха и супера не знали, как выглядит король, это была конспирация. У тяп-ляповцев были свои законы жизни:

Не курить, не пить, не бросать в беде

Перед вступлением в банду проверять силу воли (если после первого удара кандидат не падал с ног, его принимали)
Банда делилась «верхушку» и мелкие банды. Верхи ставили перед собой задачу навести ужас на людей, понемногу подчинять себе улицы и микрорайоны, и сверхзадача – подчинить себе Казань. Главные люди банды – Сергей Скрябин, Сергей Антипов и Завдат Хантимиров. Скрябин организовывал операции, был «мозгом» группировки. Антипов имел судимости и собирался стать депутатом. Хантимиров был самым хладнокровным, и даже на суде спокойно и твердо парировал показания товарищей «Я не совершал. Он врет».

Антипов организовал сеть мелких групп для небольших операций. Небольшие банды подростков обворовывали квартиры, дачи, угоняли автотранспорт, перебивали номера. Также нападали на граждан, отнимали деньги, ценные вещи, даже одежду.

Тяп-Ляп, как осьминог, тянул в свои щупальца все, что было можно. Был знакомый госчиновник, офицер, чтобы «отмазывал» от армии, хирург для того, чтобы вынуть бандитскую пулю. Администраторы ресторанов держали лучшие столики для членов группировки и предупреждали в случае, если в ресторане были милиционеры или сотрудники КГБ.

Идея «тяп-ляповцев» была простой – социальная справедливость. Нарушая закон, подростки были уверены, что для них существует только собственный справедливый закон. Они не понимали, что «заработанные» деньги верхушка банды тратила на свои развлечения.
Для поимки и разоблачения ОПГ создали специальную группу уголовного розыска. Дела возбуждали медленно: за вымогательство, за хранения оружие, за убийства и рэкет. Действия «тяп-ляповцев» были аккуратными, доказать вину было трудно. Член ОПГ Степин вымогал куртку прохожего следующим образом: подходил, шептал на ухо просьбу и продаже куртки и сыпал мелочь в руку испуганному гражданину. Позже жертвы говорили: продали куртку, ничего не знаем.

Суд над бандой «Тяп-Ляп» состоялся в 1980 году. Всего осудили 28 человек за 4 убийства, 15 покушений на жизнь, 36 грабежей. Члены банды получили по 10, 15 лет колоний усиленного режима, а Хантимиров, Каюмов, Масленцев и Тазетдинов были приговорены к смертной казни через расстрел.

«Хади Такташ – весь город наш»

Хади Такташ – еще одна из ОПГ Казани. Большинство банды проживало на улице Хади Такташа, отсюда название группы. Это одна из самых кровожадных группировок в Казани и в России, на счету ОПГ больше 60 убийств.
Расцвет группировки пришелся на 90-е, после развала Советского союза. Хади Такташ взяли под свой контроль предприятие «Оргсинтез», которое выпускало дефицитную полиэтиленовую пленку.

Руководство Хади Такташ – Рауф Шарафутдинов, Ренат Фархутдинов и Радик Галиакберов – «старики» группировки. Между «стариками» и молодыми в ОПГ постоянно случались стычки из-за нежелания молодых подчиняться старикам. Позже молодые «победили» и тогда ОПГ взяла под свой контроль торговлю наркотиками в городе и проституцию. От вседозволенности у членов Хади Такташа кружилась голова, и тогда они начали войну с другими ОПГ Казани – особенно сильно сцепились с «Перваками» В результате руководящие части группировок сильно поредели. В 2002 году состоялся суд над уцелевшими в бандитских войнах участниками ОПГ. Вся группа получила 180 лет заключения на всех.

Почему так происходило

В 70-е, 80-е, 90-е годы ОПГ в Казани было много: Тяп-Ляп, Хади Такташ, Перваки, Мебелька, Жилка, Обувка, Суконка. Свои названия ОПГ выбирали либо по территориальному принципу (Тяп-Ляп, Хади Такташ) либо по отличительному месту (Мебелька – на районе был магазин мебели). Преступления разнообразны, методы – понятны, страх жителей города тоже. Но неужели никто и ничего не предпринимал, чтобы «освободить» Казань от наплыва преступников?

В 1991 году вышла книга Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность». Любовь Агеева – журналист, проработала в «Вечерней Казани» с января 1979 года по январь 1991 года. Годы ее работы в «ВК» пришлись как раз на расцвет многих преступных групп, поэтому у нее была уникальная возможность собрать материал для осмысления этого феномена.

Книга вышла скромным, в 5 тысяч экземпляров, тиражом. Но уникальность этой книги в том, что в ней собраны сотни публикаций и различных мнений по поводу ситуации с ОПГ.

Агеева пишет, что, несмотря на оригинальность казанского феномена, в этом деле причины типичные. Конфликт «отцов и детей», мальчики, которые росли без папы, отсутствие развитой социальной инфраструктуры в Казани.

Еще одна проблема – в 70-е и 80-е годы в городе был низкий культурный и духовный уровень. Закрывали дискуссионные клубы, запрещали творческие культурные мероприятия самодеятельности. Для наглядности – в одном районе на 150 тысяч человек был один кинотеатр на 200 посадочных мест.

В 1973 году Казань признала, что в городе есть трущобы. Спальные районы были прекрасной почвой для роста малолетних преступников. Плюс ко всему, в Казань приехало очень много выходцев из села. И тут произошел разрыв духовных скреп: от сельского отказались, городское еще не приняли.

Еще один огромный пласт проблем: массовые разводы на фоне алкоголизма, эмансипация женщины, безотцовщина, феминизация воспитания.
Удивительно, что сам термин «казанский феномен» впервые прозвучал в Москве. Отношение к казанской проблеме было странным. 300 родителей уже в 1986 году обратилось в ЦК КПСС с просьбой помочь разобраться в проблеме. В ответ московские журналисты только писали страшные статьи о том, что происходит в Казани, но помощи не поступало. Отчасти это происходило потому, что если бы Казани помогли бороться с преступностью, то это означало признание проблемы. А в партии не могли признать тот факт, что в СССР растет детская преступность, поэтому закрывали глаза на «казанскую проблему».

90-е сменились нулевыми, и сама идея преступных организаций сошла на нет. В 2002 году завершилось дело Хади Такташ, и с этого времени в городе пока спокойно. Казань сбросила с себя клеймо преступного города и стала прогрессивным мегаполисом.

Была ли «гангстерская война» в столице республики и ей ли принадлежит первенство в «крышевании»?

Телеканал «ТВ Центр» показал документальный фильм «Город грехов» в цикле «Советские мафии» об истории преступности в Казани. Фильм с трупами, кровью, зловещими фактами… Однако историческая перспектива здесь искажена невероятным образом, телеканал переплюнул всех по части фальсификации действительности. Об этом пишет в статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», автор книги «Казанский феномен: миф и реальность», главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, У НАС НА КАЖДОМ УГЛУ УБИВАЮТ

Посмотрела на телеканале «ТВ Центр» фильм «Город грехов» и не узнала то, что хорошо знаю. Испытываю некоторую неловкость за участие в этом фильме тех, кому посоветовала встретиться с коллегами из Москвы. Поскольку они наверняка сейчас испытывают те же ощущения, что и я. Такое впечатление, что мы сошли с ума, перепутав два исторических периода в жизни Казани. Да, и 70-е, и 80-е годы остались в памяти жесткими зарубками. Если в эпоху застоя на страницы газет выходили лишь самые общие сведения о преступности (помнится, разрешение использовать в своей книге статистику преступности несовершеннолетних я получала на очень высоком уровне) и в основном рассказывалось о частных фактах (как говорится, в семье не без урода), то после 1985 года писать можно было обо всем. Казанцы, начитавшись московских газет (их тогда называли центральными), писали к нам в редакцию газеты «Вечерняя Казань» тревожные письма. Как сказала одна моя собеседница, с которой мы общались по телефону, оказывается, у нас на каждом углу убивают. Она это в московской газете вычитала. Жила в городе, ходила по его улицам – и ничего подобного не видела. Но ведь написали в газете!..

Подростковые группировки предпочитали выяснять отношения в тихих местах, чтобы их никто не видел, к местам массовых драк приезжали небольшими группками, чтобы никто ничего не заподозрил, били своих сверстников, на людей взрослых нападали уж совсем крутые отморозки. Но это случалось нечасто. Так что женщина могла узнать об «убийствах на каждом углу» только из газет. Страхи были настолько преувеличенными, что, даже зная о криминальной Казани всю подноготную, нельзя было не «восхититься» умением заезжих журналистов в написании «страшилок».

Помню, именно эти публикации привели меня к мысли о книге про «казанский феномен». В предисловии я писала: «Несмотря на всю оригинальность так называемого казанского феномена, он воплотил в себе многие типичные явления нашей жизни. Ведь с конфликтом «отцов» и «детей» столкнулись не только казанцы. И не только наш город стал сосредоточием многих экономических, социальных и других проблем, которые повлекли за собой рост преступности среди подростков и молодежи. Просто в силу разных обстоятельств Казань, как писал в «Литературной газете» Юрий Щекочихин, оказалась «наиболее изученной моделью явления, с которым столкнулось наше общество».

Утверждают, что именно ему принадлежит понятие «казанский феномен». Знаю, как нервно реагировали на публикации СМИ отцы города и республики, руководители правоохранительных органов, поскольку там, наверху, публикации тоже читали, и это не добавляло руководителям авторитета, а городу – престижа. Журналистов не любили – ни московских, которые не жалели черной краски, рассказывая о массовых драках, ни казанских, потому что Москва узнала об этих драках из наших газет и прежде всего из «Вечерней Казани». Это проявилось даже через несколько десятилетий, когда очевидцы тех событий написали книги воспоминаний, не найдя добрых слов о журналистах, а ведь они оказали им большую помощь в борьбе со страшным недугом, поразившим Казань в середине 80-х годов. Но все-таки главным для меня при написании книги была не защита «чести мундира»: «Анализ газетных материалов в их хронологической последовательности оказался не только интересным, но и поучительным. Вскрылись определенные закономерности, стало более понятным то, что ускользало от внимания в суматохе будней».

МЫ ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ КОПАТЬ ЛИШЬ В СВОЕМ, КАЗАНСКОМ, «ОГОРОДЕ»

О социальной обусловленности молодежных проблем центральная пресса заговорила в 1985 году. Но для местных журналистов эта тема еще была закрыта. В своей статье «Этот неслучайный случай» («Вечерняя Казань», 8 июня 1986 года) я могла апеллировать лишь к телепередаче «Двенадцатый этаж». Критиковать без опаски можно было только родителей и учителей. Ясно, что при таком подходе мы вынуждены были копать лишь в своем, казанском, «огороде». И потому сформировалось мнение, что корни подростковых группировок здесь, в Казани. Между тем все начиналось не в Казани. Со временем это поняли все. Недавно, когда я искала собеседников для коллег из ТВЦ, довелось услышать даже такое мнение: якобы драки между подростками в Москве и Ленинграде столь мешали имиджу двух столиц, что известному московскому журналисту летом 1988 года дали другой адрес, чтобы отвлечь внимание общественности от того, что происходило под носом. Юрия Щекочихина уже нет с нами, и не узнаешь, как было на самом деле. К тому же он не изучал казанские группировки специально, поскольку темой его знаменитых бесед с научным работником из ВНИИ МВД А. Гуровым в «Литературной газете» («Лев готовится к прыжку» и «Лев прыгнул») была организованная преступность, а большинство компаний казанских гопников при всем желании отнести к настоящим ОПГ было трудно. Хотя внешнее сходство было, например, в организации группировки, в распределении ролей.

Чтобы убедиться, Казани ли принадлежит первенство в «крышевании», была ли в Казани «гангстерская война», первая в России, нашла в интернете пару публикаций, которые подтверждают наличие сходных явлений и в Ленинграде, и в Москве: «Крыша. 20 лет со смерти СССР. Устная история рэкета » ; «Россия бандитская » («Аргументы недели», 3 марта 2011).

Из первой публикации вытекает, что понятия «рэкет» и «крыша» появились вовсе не в Казани, а в Ленинграде, а во второй говорится о массовых драках, в основном в Сокольниках, иногда на Старом Арбате, о становлении банды люберов, деятельность которой, как свидетельствует журналист Олег Утицин , начиналась в конце 80-х годов. Я удивилась, но в списке городов, где формировалась оргпреступность, он не называет Казань. Утицин пишет о южных городах, а также о Киеве, Львове, Москве, Ленинграде, Пензе, Тамбове, Ярославле, Перми.

ПОСЛЕ СУДА НАД БАНДОЙ «ТЯП-ЛЯП» КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР КАЗАНИ ЗАТАИЛСЯ

Впрочем, ничего удивительного в том нет: после оглашения приговора банде «Тяп-ляп» в 1980 году криминальный мир Казани затаился. Слишком серьезным оказалось наказание «тяп-ляповцев». Во-первых, впервые в истории Советского Союза была применена статья 77 УК РСФСР («Бандитизм») – с бандами, как известно, было покончено еще в 1953 году. Во-вторых, главарей банды расстреляли. 27 человек оказались тогда на скамье подсудимых и получили разные строки заключения, до 15 лет. К расстрелу были приговорены четверо, двоим потом заменили высшую меру на пожизненное заключение. Один подсудимый был привлечен к уголовной ответственности за недоносительство.

Чтение уголовного дела банды стало для меня хорошим уроком. Я поняла, что такое презумпция невиновности. Все знали, что истинный главарь – Сергей Антипов , но подельники его не выдали. Круговая порука оказалась сильнее страха тюремной камеры. Антипова все-таки удалось изобличить, но он был обвинен совсем за другие дела: Антипова судили по двум статьям: 146-й («Разбойное нападение») и 117-й («Изнасилование»). Часть эпизодов обвинительного заключения не была учтена в приговоре – суд не счел их доказанными. Еще в ходе следствия от основного уголовного дела отпочковалось несколько «дочерних». Все, что не имело надежных доказательств связи с основным сюжетом следствия, рассматривалось отдельно, уже не по 77-й статье.

Должна заметить, что про презумпцию невиновности надо знать и нам, журналистам. В расследовательском раже создатели фильма измазали черной краской и трудовой коллектив объединения «Теплоконтроль», который якобы работал по принципу «тяп-ляп», то есть спустя рукава. Между тем это было одно из лучших предприятий города. Знаю точно – в 1976 - 1977 годах я работала в заводской многотиражке «Приборостроитель». Оргпреступность в Казани снова расправила плечи, как и везде в России, уже в 90-е годы, но между этими двумя рубежами был этап, который вошел в историю под названием «казанский феномен». Его мне пришлось изучать досконально.

Когда нам разрешили писать о группировках, явление это уже было массовым. Сказать точно, когда Казань оказалась окончательно поделена на территории по конторам (так еще называли группировки), не представляется возможным. Первый большой аналитический материал по материалам уголовных дел о массовых драках я написала в июне 1986 года. Первое письмо подростка о мире гопников, подписанное именем Валера, было опубликовано в «Вечерней Казани» 9 апреля 1987 года. По милицейским архивам можно определить точную дату первой массовой драки в Казани. В моей книге приведена статистика, впервые, кстати, для широкой аудитории. В 1982 году драк было уже 13, пик пришелся на 1983-й – 31, к 1989 году они сошли на нет – всего 3. Зато в 1989 году было более всего преступлений с участием несовершеннолетних, не обязательно членов группировок – 454 вместо 161 в 1984 году. Криминальный мир получил пополнение.

Наверняка понадобилось время на становление подростковых группировок, на подчинение их одним и тем же законам. Не всегда плохим, кстати. Желающие могут познакомиться с неоднозначным «портретом» казанской группировки по книге «Казанский феномен: миф и реальность».


В ФИЛЬМЕ «ГОРОД ГРЕХОВ» ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ИСКАЖЕНА НЕВЕРОЯТНЫМ ОБРАЗОМ

Но все-таки удаленность по времени группировки «Тяп-ляп» (1972 - 1976) и массовых драк середины 80-х годов солидная. Приходится напоминать , как это было. Во-первых, потому что память так долго не хранит плохое, да и кто сегодня в молодежной среде знает о банде «Тяп-ляп»? Но более всего потому, что в фильме «Город грехов» историческая перспектива искажена невероятным образом. Казань, если верить созданной картинке, в конце 70-х годов была пострашнее Чикаго. Надо сказать, что создатели картины довольно умело нарисовали эту картинку. «Страшилка» получилась еще та. Телеканал «ТВ Центр» переплюнул всех по части фальсификации действительности, опираясь на факты, которые в целом соответствуют действительности. Это умудриться надо было…

Процитирую образчик путаницы во времени и смыслах. Это анонс фильма на сайте телеканала: «В казанскую банду «Тяп-ляп» входили школьники, которые жили в районе завода «Теплоконтроль». Над ними стояла ОПГ из взрослых. Власти города и милиции были бессильны. На борьбу с криминальным явлением, вошедшим в историю как «казанский феномен», ушло несколько лет».

Утверждение соответствует действительности лишь частично. Возрастной состав банды был довольно пестрый: самому старшему 26, лишь семеро – несовершеннолетние. Очень важная деталь: десятеро были ранее судимы, в основном за хулиганство. В банду входили люди разных специальностей и социальных положений: рабочие, служащие, учащиеся техникумов. Среднюю школу окончили 17 человек, неполное среднее образование имели 10, у одного за плечами была только семилетка. Один в момент нападения был военнослужащим, дома оказался случайно и вместо спортивных соревнований угодил на целых 10 лет в колонию. 7 человек не работали и не учились. А вот в группировках времен «казанского феномена» действительно были только школьники и учащиеся ПТУ, и над некоторыми из них наверняка стояли «ОПГ из взрослых».

ЧЕГО ГРЕХА ТАИТЬ, В ТО ВРЕМЯ КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА БЫЛА ВСЕОБЩЕЙ. ВСЕ «БОТАЛИ ПО ФЕНЕ»

Еще примеры. Я говорю в кадре, что в группировку входили даже первоклассники; что подростки всего города были вынуждены жить по законам гопников. Мальчик в кадре, отвечая на вопрос судьи, поясняет, что его избили за то, что он не пришел на сход, явка на который в группировках была обязательной. Александр Авдеев рассказывает о массовой драке на озере Глубоком… Все правда. Только это относится не ко временам банды «Тяп-ляп», а совсем к другому периоду истории Казани. Но жители других городов России, да, возможно, и некоторые казанцы, воспримут фильм как правдивую историю об одном и том же времени.

Не буду оценивать яркие описания зверств банды «Тяп-ляп», скажу только, что в уголовном деле некоторых деталей точно нет. В частности, драка на дискотеке в ДК имени Урицкого (читай – на танцах: дискотек в то время еще не было, они появились в начале 80-х годов) лишь упоминается. Но, возможно, именно в таких подробностях рассказал о ней журналистам , в ту пору заместитель начальника управления уголовного розыска МВД ТАССР, который занимался бандой вплотную.

Не могу не заметить эпизода в ресторане. Сообщается, что Сергей Антипов, главарь банды, сиживал в ресторане «Казанский» (наверное, имеется в виду ресторан Молодежного центра) со студентками филологического факультета и вел с ними беседы о кино, о книгах… Может быть, хотя сомневаюсь, что он проявлял интерес к интеллектуальным беседам. Не могу не заметить как положительный факт картинку с Сергеем Антиповым-насильником, казанские зрители, возможно, впервые узнают, что в ресторане «Акчарлак» было подпольное варьете.

Надо признать, что в фильме достаточно очевидно прочерчена преступная направленность банды «Тяп-ляп», которая, как правило, не трогала обычных людей, заставляя делиться доходами первых казанских «теневиков». Есть даже попытка связать Казань с общей ситуацией в стране. Отсюда в кадре люди, не имеющие к казанским событиям никакого отношения: политолог Юрий Пивоваров и один из первых советских кооператоров Артем Тарасов . Но всего лишь попытка…

Беседуя с журналисткой из Москвы, я подчеркнула, что «Тяп-ляп» не был первой группировкой в Казани, что «казанский феномен» как явление имеет лишь опосредованное отношение к этой банде. Во многом по ее модели строились отношения в подростковых группировках более позднего времени. Чего греха таить, в то время криминализация общества была всеобщей. Все «ботали по фене», слегка завидовали тем, которые были сильнее и наглее.

Можно и дальше проводить эти параллели. Но московские коллеги всерьез изучением реальных проблем не заинтересовались. Не соответствовало это первичной концепции создателей. Они создавали экшн, то есть зрелище. С трупами, кровью, зловещими фактами, о которых с железной интонацией рассказывал голос за кадром. Я почувствовала ущербность этой концепции сразу, когда продюсер фильма написала по моей просьбе, что их конкретно интересует. Вот цитата из ее письма: «Нас интересует казанский феномен как психологическая составляющая ОПГ Казани, а уже как направление КФ мы видим в истории «Тяп-ляп». Очень просим Вас помочь выйти на жертв группировок, которые подверглись нападкам либо иным способом пострадали от них».

Сразу предостерегла коллег от неверного анализа криминального прошлого Казани: «Если честно, меня насторожило понятие мафии в названии вашей программы. Оно ведь имеет достаточно четкое лексическое и логическое значение. А у вас это слово еще и во множественном числе употребляется... От терминологической неточности недалеко до фактических ошибок. <…> Я понимаю, современная журналистика интересуется прежде всего трупами, жертвами, да и при криминогенном взгляде на группировки-банды это нормально. Но я вам уже сказала, что за понятием «казанский феномен» стоит не организованная преступность или мафия, хотя это, конечно, родственники. У меня об этом в книге написано».

Возможно, автора сценария смутило интервью полковника милиции в отставке Марселя Айнутдинова , который сказал в синхроне, что в 70-е годы в Казани было около 100 группировок. Вряд ли найдется Казани специалист в криминальных делах, который подтвердит это. Потому и стала банда «Тяп-ляп» легендой, что других таких не было. А десятки ОПГ появятся позднее. По моим данным, криминальные авторитеты Казани активно участвовали в ликвидации «казанского феномена». Поскольку в городе, наводненном милиционерами, стало совершенно невозможно работать…

ЗРЕЛИЩЕ ВМЕСТО ИССЛЕДОВАНИЯ

Надо сказать, что тема бандитского прошлого очень популярна у телевизионщиков. Это не только многочисленные сериалы про ментов и бандитов, но и документальные программы, рассказывающие о страшных преступлениях, о которых раньше чаще всего не писали. Как не писали о банде «Тяп-ляп». Зато потом отыгрались по полной. Достаточно сказать, что телеканал НТВ снял два фильма об этой банде. Один – сугубо документальный, второй – в популярной ныне форме театральной журналистики. До фильма с участием популярного актера Леонида Каневского («Следствие вели…») я эту манеру киноповествования о реальных событиях и людях не очень жаловала. Как мне казалось, театрализация, даже если она качественно исполнена, все равно лишает сюжет абсолютной документальности, что является нормой в журналистике. Но, сравнив два фильма на одном канале, я поняла, что стопроцентно документальная основа – вовсе не гарантия соответствия действительности. Фильм с Каневским все-таки был о реальной банде «Тяп-ляп» (то, что меня в нем назвали Ириной, – сущая безделица), а после сугубо документального фильма я спрашивала себя, о той ли я банде писала, про «Тяп-ляп» ли были 45 томов уголовного дела, которые я изучала в тиши кабинета Верховного суда Татарской АССР, когда работала над очерком для книги «Легенда под названием «Тяп-ляп»?

В фильме «Город грехов» тоже есть театрализация. В основном ее законы соблюдены. Зритель не перепутает, где сценка, разыгранная актерами, а где кадры из документального фильма, снятого Робертом Хисамовым по следам событий. Судя по моему общению с московскими коллегами, они вообще-то понимали, что банда «Тяп-ляп» и подростковые группировки 80-х годов (кстати, далеко не все они были криминальные) – не одно и то же. Но наложение кровавых деяний одной банды, в которой были в основном люди взрослые, на массовые драки группировок, в которые были вовлечены тысячи несовершеннолетних, дало по результату нужный им коммулятивный эффект.

Однако настоящей угрозой были не сами массовые драки и даже не покалеченные и убитые подростки, а общий фон казанской жизни того времени. Ничего этого в фильме нет. Никак не вписывался анализ идеологии гопничества в канву рассказа о кровожадной банде.

ЗАЧЕМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО РИСОВАТЬ КАЗАНИ ТАКОЕ ЛИЦО?

Я хорошо знаю, что такое клевета (злонамеренная ложь), и если бы город мог защитить себя в суде, то наверняка удалось бы доказать, что факт клеветы имел место. Фильм больно ударяет по репутации Казани. Хотя речь идет о событиях прошлой жизни. Поскольку взыграют старые дрожжи, когда на Казань смотрели как на американский Чикаго. Только зачем целенаправленно рисовать Казани такое лицо? Одно название фильма чего стоит. Политический заказ? Но вроде ни Казань, ни республика ни в чем не провинились перед телеканалом «ТВЦ Центр» и его учредителями. Обыкновенный непрофессионализм? Но показывает не студия местного разлива, а московский телеканал, который смотрит вся Россия.

К сожалению, довольно часто в последнее время, наблюдая за работой коллег, вспоминаю одну поговорку: ради красного словца не пожалеет и отца. Зрелищность, оригинальность, сенсационность становятся самоцелью. Правда факта, которой нас учили на студенческой скамье, перестала быть главным правилом, которому подчиняется в журналистике все, в том числе и форма статьи, телепередачи… Вполне допускаю, что тот, кто писал сценарий, не подышав воздухом Казани, не послушав людей, с которыми встречалась его коллега (к сожалению, телеканал не дал титров, так что все фамилии создателей картины остались за кадром), сделал фильм таким без злого умысла. Хотел как лучше, как ярче… Это и удручает больше всего.

Уверена, что в таком восприятии фильма я не буду одинока. Хотела бы подчеркнуть: в своей статье исхожу вовсе не из стремления возразить по существу. Потому что знаю: были и трупы, и калеки, и бомбочки, которые взрывались в руках, и «качалки», в которых набирала силу подростковая жестокость, и массовые драки с железной арматурой, и драмы ребят, которые хотели уйти из группировки… Все было. Только это были не грехи Казани. Это была ее большая беда. И городу, всем жителям, а прежде всего органам власти (в ту пору в первую очередь Татарскому обкому КПСС), работникам милиции, педагогам, ученым, журналистам (не будем скромничать) хватило ума, терпения, сил при поддержке министерств внутренних дел СССР и РСФСР, чтобы со временем победить такую беду. Правда, об этом в фильме не сказано ни слова. Нет, с преступностью в Казани не покончено. В том числе и с организованной. Но исчезла идеология гопничества, исковеркавшая судьбу не одного подростка, с которой не в один казанский дом постучалась трагедия. Мои претензии к фильму прежде всего профессионального характера. Это тот случай, когда испытываешь нестерпимый стыд за работу коллег, поскольку тоже принадлежишь к этому цеху. Я понимаю создателей художественных фильмов, которые ради кассы кладут на алтарь искусства все, включая здравый смысл. Но у кинодокументалистов совсем другие задачи. Или сегодня это утверждение уже не актуально?

ЖУРНАЛИСТЫ, ПОЛУЧИВ ОТ НАС ОБЪЕКТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, СДЕЛАЛИ ЕЕ ГРЯЗНОЙ

В завершение приведу два мнения о фильме двух непосредственных участников событий, связанных как с бандой «Тяп-ляп», так и с «казанским феноменом».

Александр Авдеев – экс-начальник организационного отдела управления охраны при МВД ТАССР:

– Журналисты, получив от нас объективную информацию, сделали ее грязной. Фильм – набор устрашающих фактов, которые случились в Казани в разное время. Считаю его недобросовестной и неквалифицированной работой. Судя по картине, «теневики» в свое время появились только в Казани. Но они были и в Ростове, и в Куйбышеве. Как и банды. И только в Казани «Тяп-ляп» осудили по 77-й статье, как банду. А как непросто это было сделать! Помню, после суда над бандой в обкоме партии прошло совещание, на котором всех нас пообещали уволить. На нашу защиту встал Рашид Мусин, тогда первый секретарь Казанского горкома КПСС. Он сказал, что никто в милиции не будет наказан за факт пробежки вооруженных «тяп-ляповцев» по улицам Ново-Татарской слободы. На той «пробежке» их и взяли… Но о том, как мы боролись с преступностью, о том, как победили, объединив усилия всех: милиции, родителей, педагогов, широкой общественности, в фильме не рассказывается.

Савелий Тесис – экс- начальник отдела по борьбе с организованной преступностью МВД ТАССР:

– Я бы назвал фильм болезненной фантазией его создателей. Ничего более ужасного я не видел. Это за гранью профессионализма и по форме, и по содержанию. Хотя рассказывается о фактах в основном достоверно. Но факты подобраны только «жареные», многие притянуты за уши. Несчастные зрители, которые это посмотрели… Я не понял, зачем вообще снят этот фильм? В чем конечная цель его создателей, телеканала? А может, и другие фильмы цикла «Советские мафии» сняты таким же образом? Мы ведь просто не знаем подробностей других историй, как не знают и жители других городов подробностей истории казанской. И они поверят, что Казань – это город грехов. Зато о главном в фильме не говорится. Как мы искали выход из трудного положения, как пытались понять, что с нашими детьми происходит. Не всем, кстати, этого хотелось, поскольку Казань становилась городом с плохой репутацией. Помню, как тяжело давалось решение применить 77-ю статью к банде «Тяп-ляп» Николаю Ивановичу Демидову, ставшему министром МВД в 1978 году. Я сам однажды получил выговор о неполном служебном соответствии.

Позднее, когда министром был уже Сергей Иванович Кириллов, мы предложили провести в обкоме партии совещание с участием широкой общественности. Люди должны знать, что происходит в Казани. Были в это время и перестройка, и гласность. И только после этого все пошло-поехало… Теперь уже точно можно сказать, что, создав соответствующий информационный фон, нам удалось изобличить героев криминального мира, которые хотели подмять под себя и подростков, и город. Изобличить – это всегда очень важно. Порой даже не степень наказания важна, а именно это…

Любовь Агеева

Командир ОКОДов и первый руководитель пресс-службы МВД ТАССР прокомментировал скандальную креативную идею с названием казанских банд

Дискуссия о «казанском феномене», запущенная с легкой руки одного из местных дизайнеров, разместивших принты с названием ОПГ (организованных преступных групп) на футболках, вызвала огромнейший резонанс в социальных сетях. Свое мнение по скандальной теме высказал и известный татарстанский журналист Анвар Маликов, который был не только очевидцем становления казанских подростковых банд, но и принимал участие в борьбе с этим явлением. В 1982-1985 годы он был командиром оперативных комсомольских отрядов (ОКОД) - сначала Кировского района, а затем всей Казани, в 1986-1991 гг. - руководителем пресс-службы МВД Татарской АССР.

Музей ОПГ? Для гопников будет «прикольно»

- Анвар Адибович, ваше отношение к футболкам с надписями ОПГ и к предлагаемому туристическому бренду «Казанский феномен»?

Видел в «Фейсбуке» баталии на эту тему и даже поучаствовал. Кто-то эти идеи оправдывает «чистым искусством», художественным творчеством креативного класса… А кто-то приводит в пример увековечивание памяти о концлагерях, как фашистских, так и ГУЛАГа. Да, это история, и это нужно знать и помнить. Я был в музее на Соловках - получил шок, туда надо возить в воспитательных целях сталинистов… Но, надеюсь, никто не додумается носить футболки с изображениями эсэсовцев, расстрельщиков?

Короче, инфантилизм и пофигизм - вот мои первые ассоциации в ответ на ваш вопрос. Большинство из участников дискуссии, даже те, кому посчастливилось не застать время «казанского феномена», осудили эти идеи, посчитав стебом, полной оторванностью от реалий. И многие верно подметили, что авторам несладко пришлось бы в те времена… А ведь кто-то уже заработал ореол гонимого инакомыслящего, когда другие, образно говоря, поливают их мочой (тоже в качестве самовыражения).

Насчет бренда… То же самое, что делать туристической фишкой трущобы. Наверное, для кого-то это будет интересно. Как в Соль-Илецке тюрьма для пожизненников «Черный дельфин» - неофициальный бренд, потому что у них ничего нет, кроме соли. А нам это нужно? Зачем притягивать специфический контингент?

- А как вы относитесь к идее музея ОПГ в Казани?

Смотря, под каким соусом подать. Вот есть в Казани музей социалистического быта - интересно и для молодежи, и для ностальгирующих. Наверное, можно было бы там создать раздел. Да и в музее МВД Татарстана что-то подобное есть.

«Вот есть в Казани музей социалистического быта - интересно и для молодежи, и для ностальгирующих. Наверное, можно было бы там создать раздел. Да и в музее МВД Татарстана что-то подобное есть». Фото umvd-kazan.ru

Но в специальный музей ОПГ приличные люди, думаю, без специального интереса не пойдут. А если в воспитательных целях водить туда трудных подростков, они скажут: «Ваще клево! Прикольно».

В наше время был опыт, когда подучетников инспекции по делам несовершеннолетних возили на экскурсию в детскую колонию. Но это дело в итоге провалилось, потому что в той среде отсидка является своего рода орденом, привод в милицию - зачетом.

Пингвинья походка и «ритуальные хороводы»

- Как вам запомнилось время зарождения «казанского феномена»?

Явные проявления были видны в Казани со второй половины 70-х годов. Хотя драки и раньше «двор на двор», «улица на улицу» были повсеместным явлением советского времени, а уголовная субкультура пронизывала все общество. Альметьевск, например, где прошло мое детство, был поделен на территории со своими названиями, которые крупно были написаны на домах. Был даже двор «Гестапо».

Другое дело, в Казани и Набережных Челнах все это начало оформляться в некую идеологию уже не по уголовным «понятиям», а со своей дисциплиной, некими целями. «Формой» одежды для «пехоты» (малолетки 14-16 лет) были трикотажные шапочки, надетые по самые глаза, телогрейки и «прощайки» на ногах.

Они ходили на «сборы», занимались на самодельных тренажерах в подвалах («качались»), патрулировали свои сферы влияния. Участвовали в пробежках тренировочных и в боевых - нападениях на чужие территории, когда от обрезков арматуры и бомбочек из баллончиков от сифонов чаще всего страдали мирные прохожие. Это называлось «мотаться», а сами они - «мотальщики».

- Насколько сильным было их влияние на молодежь?

Они не дали прижиться в Казани различным течениям «неформалов» - хиппи, панкам и др. Били их повсюду, даже в цитадели «золотой молодежи» - Казанском госуниверситете. Здесь на дискотеках в конце 70-х уже водили огромные «хороводы» группировщики кто постарше. Эти были в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства. Не снимая их, вставали в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу - такой был их ритуальный танец. Никто не смел войти в этот круг.

И так было абсолютно на всех дискотеках города. Они заполонили все рестораны и маломальские приличные кафешки. Удручало, что и студенты начали перенимать их стиль и идиотскую походку «пингвином».

Весь город был поделен на сферы влияния. Под контроль были взяты даже техникумы и профтехучилища. Туда не смели поступать жители враждебных микрорайонов. Как правило, враждовали соседствующие группировки, а союзы заключались с отдаленными. Пройти через вражескую территорию безнаказанно было нельзя. Выехать в центр города - тоже: обязательно наткнешься на «врагов». Везде и всегда можно было встретить группы по 10-15 «мотальщиков», куда-то целенаправленно идущие чуть ли не строем.

Удостоверения дружинников, 1970-е годы Фото umvd-kazan.ru

Когда подростки ехали на учебу в отдаленное учебное заведение, подконтрольное дружественной группировке, нередко по пути автобусы и троллейбусы закидывались металлическими шарами. В итоге дело кончилось тем, что для большинства выпускников школ возможности для продолжения образования были резко ограничены. А из других городов вообще перестали приезжать абитуриенты.

Да и в школу ходить было опасно. Был такой презрительный ярлык для тех, кто не «мотался», - «чушпан». Такие были «вне закона», с них требовали регулярную денежную дань. То есть со всех мальчишек микрорайона, кто не был группировщиком. Они спокойно не могли выйти во двор, пойти в школу. Обязательно остановят и спросят: «мотаешься?». По их кодексу, если тебя остановили «враги», ты должен честно сказать, за кого мотаешься, и получить свое. А если соврал, что не мотаешься, побьют свои.

Меня удивил один знакомый студент, приехавший из маленького городка Башкирии. Как-то увидел я его жестоко избитым - лицо было сплошной фингал, глаз не видно. Рассказал, как было. Его остановили в центре: «за кого мотаешься?». «За тукаевских», - зачем-то ответил он…

«Где тут подростки убивают друг друга?»

- Когда был пик?

Самое жуткое время настало, когда примерно с середины 80-х они стали сознательно драться насмерть. Били арматурой по голове. Поэтому новым элементом зимней «формы» стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, глухо завязанная под подбородком…

Это был позор города. В Казань перестали приезжать экскурсии… О нас стали писать московские издания, а потом и зарубежные. Понятие «казанский феномен» ввели в оборот московские журналисты.

- Говорят, вы каким-то образом причастны к появлению этого термина?

- Некоторым образом, да, хотя он был у нас под запретом. На дворе - перестройка и разгул гласности. Как меня угораздило оказаться в этот период первым профессиональным пресс-службистом республики, а именно в МВД, - видать, судьба. Тогда были рассекречены данные по нашему ведомству, и я оказался на настоящей «золотой жиле».

И так получилось, что в республике оказалась самая продвинутая региональная пресса. Газеты расписывали все ужасы подростковой группировочной преступности. Я аккуратно складывал эти публикации в отдельную папку.

А тут к нам приехала плановая комплексная проверка МВД СССР в составе двух десятков старших офицеров по разным направлениям. Был там сотрудник пресс-службы. «Ну, - говорит мне, - показывай, че тут пишут ваши газеты». А я, наивный, и выложил ему всю подборку.

Приезжайте в Казань! Здесь подростковые группировки насмерть дерутся друг с другом!

И всем давал мой номер. И понеслась! За полгода у меня побывали журналисты чуть ли не из всех московских СМИ, за исключением разве что «Мурзилки». А потом начали приезжать и иностранцы.

В общем, удар по репутации Казани был нанесен сокрушительный. Скажем, приезжает очередной молодой журналист, весь такой смелый и мужественный, и требует:

Везите меня туда, где подростки убивают друг друга!..

Я же своим долгом считал просить их не ограничиваться «чернухой», а подпускать анализу на предмет социальных корней. Что, дескать, милиция только тушит пожар на торфяном болоте и ставит примочки на нарывы больного организма, пораженного метастазами. А об этом тогда еще не писали…

Появились публикации таких серьезных журналистов, как Юрий Щекочихин из «Литературной газеты», который первым заявил, что «казанский феномен» - это общероссийское явление, просто в Казани его изучили и смело об этом написали.

Затем подтянулись и ученые…

О корнях явления, как на «казанский феномен» реагировали власти, что делала милиция, как перебороли и может ли все повториться - об этом Анвар Маликов обещал рассказать в следующий раз.

Тимур Рахматуллин

В минувшую среду все желающие могли послушать вечерний разговор о важном и во многом переломном времени в истории нашей страны – 90-х годах XX века. Мероприятие прошло в центре современной культуры «Смена».

В качестве участников дискуссии были заявлены небезызвестные в Казани личности. Журналист и ученый Любовь Агеева (автор нашумевшей в свое время книги «Казанский феномен: миф и реальность»), главный редактор интернет-портала «Инде» Феликс Сандалов , доктор социологических наук, работавший раньше в Казани, а ныне преподающий в НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга Искандер Ясавеев и кандидат исторических наук, зампредседателя Всемирного форума татарской молодежи Айрат Файзрахманов . Модератором же встречи выступил главный редактор сайта и журнала «КЗН.Собака.ru» Радиф Кашапов .

Вступительное слово

Итак, когда спикеры собрались вместе подискутировать на тему «Татарстанская история девяностых в публичном пространстве десятых годов» , в зале собралось около 50-60 человек, в основном молодых людей, для которых на 90-е годы пришлось детство.

Сначала модератор предложил спикерам охарактеризовать эпоху 90-х годов за 3 минуты, но при этом не впадая в воспоминания и ностальгию, попытаться наметить узловые точки. Первой микрофон взяла Агеева. По её мнению, одними из главных явлений «90-х» стали приватизация, развитие национального сознание и гражданская активность, которая была недолгой , отметила спикер. Резюмируя, Агеева произнесла тривиальную, но по сути ключевую фразу: «Россия 90-х у каждого своя» .

Сандалов сразу сказал, что родился в 1989 году, дав понять публике, что он к ней ближе, чем кажется. Обронив фразу «мечты сбываются и этого надо бояться» , он отметил, что в 90-е многие мечты сбылись. На людей обрушались свободы, и они их испугались. По его мнению, самое важное в «90-х» – это то, что люди получили доступ к информации, а также то, что в стране появился коммерческий рынок информации . Резюмируя, Сандалов отметил, что люди были не готовы к информационному бурану.

Когда микрофон получил Файзрахманов, он заявил, что 90-е – это поиск существования новых политических форм, сопряженный с децентрализацией власти в стране. Это время сочетало в себе романтику и жизненный пессимизм, люди занимались поиском индивидуальных путей существования, пытались заниматься бизнесом.

Следом выступил Ясавеев. Он заявил, что не будет давать общей оценки 90-х годов, так как не эксперт в этом вопросе и большую часть того времени сидел в башне из слоновой кости , благодаря чему большой мир политики и власти его не тронул. Ясавеев предложил отказаться от использования по отношению к 90-м годам клишированных фраз типа «лихие» и фраз Владимира Путина из разряда «поураганили в 90-е».

Особенности «татарстанских 90-ых»

Дальше начался разговор о 90-х в Татарстане. Первым делом остановились на политической истории, перипетии которой вряд ли были известны многим собравшимся в силу возраста и, вероятно, других интересов. По мнению Агеевой Татарстан ждал тех преобразований, которые произошли в стране в 90-е года. Она развенчала миф о том, что Татарстан ничего не платил в федеральный бюджет и благодаря этому жил лучше других регионов . Богатый Татарстан 90-х – это миф, заключила Агеева и пояснила, что тогда республика жила на свои деньги. Суверенитет Татарстана, о котором так много говорили тогда и вспоминают сейчас, по мнению спикера, нельзя рассматривать как этническое явление. К примеру, русские понимали суверенитет как экономическую самостоятельность, пояснила она.

Файзрахманов заявил, что не согласен с таким пониманием суверенитета, но при этом сам же сказал, что суверенитет – это борьба за экономические права. Затем он вспомнил о создании «Татарского общественного центра» (ТОЦ), который, по его словам, сейчас незаслуженно демонизируется, хотя в нем были русское и еврейское отделение, а в какой-то период с ТОЦ сотрудничал Олег Морозов (бывший глава управления президента РФ по внутренней политике, ныне член Совета Федерации – прим.ред. ). По мнению спикера, в 90-ые годы Татарстан должен был выбрать одну из трех политических моделей:

1) Получить статус союзной Республики; 2) Стать ассоциированным государством (на манер Пуэрто-Рико); 3) Обеспечить себе статус особого субъекта.

Затем Файзрахманов посоветовал присутствующим почитать статьи татарского писателя, драматурга и философа Диаса Валеева .

Слово взял Сандалов. Он, как человек, приехавший из Москвы, отметил, что для Татарстана национальный аспект очень важен и вспомнил татароязычную рекламу магазина электроники «Александр L.T.D.». По его словам, владелец сети магазинов был первым, кто начал рекламировать электронику на татарском языке, чтобы заинтересовать богатых представителей татарской элиты.

ОПГ и сомнительный позитив «Казанского феномена»

После очень фрагментарного обсуждения политической ситуации в Татарстане 90-х годов разговор участников перешел на тему криминала и «Казанского феномена». Эту часть разговора лучше представить несколько в тезисной форме. Агеева очень активно отсылала слушателей к тексту своей знаменитой книги и предавалась воспоминаниям. По её мнению, в Казани всегда был очень сильный криминал мир, но при этом «Казанский феномен» уже не повторится, а если и повторится, то это будет более худшее явление. Также она заявила, что сейчас столица Татарстана имеет противоядие против «Казанского феномена». На закономерный вопрос Ясавеева «какое?», Агеева четкого ответа дать не смогла… Также она высказывала тривиальные вещи из серии: ОПГ были и будут.

Ясавеев же справедливо заметил, что так называемый «Казанский феномен» далеко не только казанский, но и общероссийский. Он также не согласился, что это явление перестало существовать и привел в пример Ульяновск, где по его словам, подростковые группировки недавно поделили город на сферы влияния.

Больше всех удивил Файзрахманов, назвав «Казанский феномен» зачатками гражданского общества . Он напомнил, что члены ОПГ кооперировались и строили футбольные поля, устанавливали турники. Ясавеева такая оценка явления, как мне показалось, тоже несколько смутила, однако он согласился, что подростковые криминальные группировки были некой формой социальной организации молодежи и даже в каком-то смысле выступали агентами социализации . По мнению Ясавеева, «Казанский феномен – это диагноз советского времени, а криминальные группировки в свою очередь давали молодежи некую альтернативу» . Агеева же нашла позитивную сторону группировок в том, что их члены, не курили, не пили спиртное и не употребляли наркотики, а активно занимались спортом.

Утерянное архитектурное наследие Казани и историческая память

После достаточно странного разговора о таком явлении как «Казанский феномен», разговор зашел о том, как в 90-ые власти города и сами жители не уберегли архитектурное наследие Казани. Спикеры вспомнили о сносе номеров гостиницы «Булгар», где когда-то жил великий татарский поэт Габдулла Тукай , об утрате деревянной Казани, прекращении существования Ново-Татарской слободы и ещё много о чём.

Ясавеев рассказал, что некоторые его знакомые были не рады переселению из ветхого жилья в новые дома, расположенные на окраине. Файзрахманов же констатировал, что с опустением Ново-Татарской слободы в Казани исчезла татароязычная городская культура . Агеева заявила, что нынешняя Казань – это не её город. И посетовала, что из-за сноса исторических зданий и архитектурных памятников рвется связь поколений . Сандалов отметил, что Москва, откуда он приехал, тоже в историческом смысле пострадала от сноса старых домов.

Затем Ясавеев задался вопросом о том, почему в 90-е годы люди не протестовали против сноса старинных домов, но сам для себя ответа не нашел. По мнению Агеевой, нынешний ажиотаж вокруг исторического наследия связан с тем, что люди начали по-другому его оценивать.

Итоги дискуссии

В конце беседы, которая продолжалась больше часа модератор попросил спикеров высказать финальную реплику и перейти к вопросам от слушателей.

Сандалов заявил, что у «90-х» очень яркая имиджевая сторона, элементы которой легко поддаются эстетизации. Он заметил, что благодаря этому символическому наследию можно легко создать атмосферу «Дискотеки 80-х» или «90-х», а к примеру, «нулевые» года и период с 2010 года по нынешнее время не имеет таких ярких индикаторов эпохи, так как каждый «слушает свое» .

Ясавеев заявил, что «90-е» продолжают сохранятся в нашем обществе. В качестве примера он привел модели поведения, декламирующие возможность решения проблем с помощью силы и насилия. Файзрахманов же в конце изрек заурядный вывод о том, что каждое явление, в том числе такое как «90-е», достойно дискуссии.

Вскоре модератор обратился к залу, у которого почти не возникло вопросов. Один молодой человек лет 25-ти дал свой ответ на вопрос Ясавеева о том, почему люди не выступали против сноса старинных деревянных домов. По его мнению, люди хотели улучшить свои жилищные условия: отказаться от печного отопления, уличного туалета и прочего . Ясавеев возразил, заявив, что некоторые дома пустовали по нескольку лет и лишь затем были снесены.

После с речью в защиту «90-х» выступил молодой человек, который предложил вернуть то время, так как ему там все нравилось, в том числе и ребята с улицы, которые ставили турники и строили футбольные поля.

На взгляд автора этих строк, прослушавшего дискуссию от начали и до конца, кое-что в разговоре о 90-ых пошло не так, как хотелось бы или виделось изначально - по заявленной теме «Татарстанская история девяностых в публичном пространстве десятых годов». Во-первых, как таковой беседы на конкретно заявленную тему, на мой взгляд, не получилось. Каждый спикер говорил о том, что ему близко и понятно. Агеева о «Казанском феномене» и ОПГ; Файзрахманов – об архитектурном наследии, политике и татарской культуре; Ясавеев – об обществе и протестных движениях. Сандалов же вовсе лишь вскользь обмолвился на тему, которой посвящена его книга «Формейшн. История одной сцены», а ведь именно в ней представлен ретроспективный взгляд на московскую музыкальную сцену 90-х годов и одну из ярких сторон того времени.

Такой же аналитический ретроспективный взгляд хотелось бы видеть и на дискуссии. Исходя из логики заявленной темы, спикеры должны были с высоты нынешнего времени взглянуть на явление «90-ых», выявить общее и безвозвратно потерянное, а также найти современные способы репрезентации 90-ых в нынешней культуре. К примеру, поговорить о тех же интернет-мемах, видео... Кроме того, участники всё-таки не определись с понятием «90-ых». Безусловно они для каждого были свои, но в начале беседы можно было прийти к некоему общему определению. К примеру, «90-ые» – это закономерный этап исторического развития нашей страны или «90-ые» – культурно-историческое явление, которое живет в глубинке и по сей день, и его мы сегодня и будем рассматривать... В итоге разговор шел в основном о Казани, а не о Татарстане (хотя жизнь деревни или тех же Набережных Челнов и Камских Полян двадцать лет назад тоже могла дать серьёзную почву для размышлений).

Сложилось впечатление, что спикеры стороной обошли важный вопрос о том, а почему собственно они все собрались беседовать на эту, довольно новую для культурологических рассуждений и поисков в республике тему. На мой взгляд, актуализация «90-ых» связана с двумя процессами. Во-первых, уже подросло поколение, которое вообще не застало 90-ых, и им интересно узнать об этом времени , а во-вторых, люди начале чаще говорить о возвращении эпохи 90-х. Такие разговоры не случайны: нам говорят, что на дворе экономический кризис, который вынуждает людей, как и в 90-ые идти на крайне опрометчивые, а порой жестокие и незаконные поступки.

Помимо того, что мероприятие несколько подвела содержательная часть беседы, были серьезные проблемы с формой подачи. Спикеры практически не контактировали с аудиторией: возможно, стоило периодически задавать какие-то вопросы людям, можно было подготовить 20-30 анкет с вопросами о 90-ых годах, чтобы понять, что твориться в головах юной публики, а результаты выставить в Сеть или же объявить тут же. Наконец, спикеры могли подготовить какой-нибудь интересный визуальный материал и хоть иногда шутить...

Тем не менее, организаторов мероприятия есть за что благодарить: дискуссия состоялась, она заинтересовала сразу несколько десятков человек, которым как минимум было любопытно и во многих смыслах полезно послушать спикеров. Очень надеюсь, что видео беседы будет опубликовано в сети, и спикеры смогут со стороны посмотреть на то, как они выступили и сделать определенные выводы, чтобы улучшить информативность подобных встреч.

В 2005 году Казань отметила тысячелетний юбилей. К этой дате город отмыли, отполировали до блеска – как в прямом, так и в переносном смысле. В 2002 году завершился суд над криминальной группировкой Хади Такташ, которая больше 20 лет «работала» в городе. Это сегодня Казани – пример благочестивого города, жители которого чувствуют себя в безопасности. Но еще 40 лет назад ситуация была обратная.

«Ты из Казани!»

В начале 70-х годов в Казани стали появляться уличные банды, которые организовывали по территориальному типу. В милицию поступала информация о драках на улице в формате «стенка на стенку». Так началась история знаменитого «Казанского феномена».

Про организованные преступные группировки (ОПГ) известно стало в конце 70-х годов, когда на улицах появились участники группы «Тяп-Ляп». Казанская банда стала первой ласточкой в мире ОПГ, организованной в микрорайоне завода «Теплоконтроль». Банда состояла из 200 парней, возраст – от 17 до 20 лет. 4 года участники банды совершали тяжкие преступления – грабежи, нападения, рэкет, убийства.

«Тяп-Ляп» - не просто сборище малолетних бандитов без определенной задачи и цели. Группа была построена четко: шелуха (9-13 лет), супера (14-16 лет), молодые (17-19 лет), старшие (20-30 лет) и дед (король, от 30 лет). Шелуха и супера не знали, как выглядит король, это была конспирация. У тяп-ляповцев были свои законы жизни:

  1. Не курить, не пить, не бросать в беде
  2. Перед вступлением в банду проверять силу воли (если после первого удара кандидат не падал с ног, его принимали)

Банда делилась «верхушку» и мелкие банды. Верхи ставили перед собой задачу навести ужас на людей, понемногу подчинять себе улицы и микрорайоны, и сверхзадача – подчинить себе Казань. Главные люди банды – Сергей Скрябин, Сергей Антипов и Завдат Хантимиров. Скрябин организовывал операции, был «мозгом» группировки. Антипов имел судимости и собирался стать депутатом. Хантимиров был самым хладнокровным, и даже на суде спокойно и твердо парировал показания товарищей «Я не совершал. Он врет».

Антипов организовал сеть мелких групп для небольших операций. Небольшие банды подростков обворовывали квартиры, дачи, угоняли автотранспорт, перебивали номера. Также нападали на граждан, отнимали деньги, ценные вещи, даже одежду.

Тяп-Ляп, как осьминог, тянул в свои щупальца все, что было можно. Был знакомый госчиновник, офицер, чтобы «отмазывал» от армии, хирург для того, чтобы вынуть бандитскую пулю. Администраторы ресторанов держали лучшие столики для членов группировки и предупреждали в случае, если в ресторане были милиционеры или сотрудники КГБ.

Идея «тяп-ляповцев» была простой – социальная справедливость. Нарушая закон, подростки были уверены, что для них существует только собственный справедливый закон. Они не понимали, что «заработанные» деньги верхушка банды тратила на свои развлечения.

Для поимки и разоблачения ОПГ создали специальную группу уголовного розыска. Дела возбуждали медленно: за вымогательство, за хранения оружие, за убийства и рэкет. Действия «тяп-ляповцев» были аккуратными, доказать вину было трудно. Член ОПГ Степин вымогал куртку прохожего следующим образом: подходил, шептал на ухо просьбу и продаже куртки и сыпал мелочь в руку испуганному гражданину. Позже жертвы говорили: продали куртку, ничего не знаем.

Суд над бандой «Тяп-Ляп» состоялся в 1980 году. Всего осудили 28 человек за 4 убийства, 15 покушений на жизнь, 36 грабежей. Члены банды получили по 10, 15 лет колоний усиленного режима, а Хантимиров, Каюмов, Масленцев и Тазетдинов были приговорены к смертной казни через расстрел.

«Хади Такташ – весь город наш»

Хади Такташ – еще одна из ОПГ Казани. Большинство банды проживало на улице Хади Такташа, отсюда название группы. Это одна из самых кровожадных группировок в Казани и в России, на счету ОПГ больше 60 убийств.

Расцвет группировки пришелся на 90-е, после развала Советского союза. Хади Такташ взяли под свой контроль предприятие «Оргсинтез», которое выпускало дефицитную полиэтиленовую пленку.

Руководство Хади Такташ – Рауф Шарафутдинов, Ренат Фархутдинов и Радик Галиакберов – «старики» группировки. Между «стариками» и молодыми в ОПГ постоянно случались стычки из-за нежелания молодых подчиняться старикам. Позже молодые «победили» и тогда ОПГ взяла под свой контроль торговлю наркотиками в городе и проституцию. От вседозволенности у членов Хади Такташа кружилась голова, и тогда они начали войну с другими ОПГ Казани – особенно сильно сцепились с «Перваками» В результате руководящие части группировок сильно поредели. В 2002 году состоялся суд над уцелевшими в бандитских войнах участниками ОПГ. Вся группа получила 180 лет заключения на всех.

Почему так происходило

В 70-е, 80-е, 90-е годы ОПГ в Казани было много: Тяп-Ляп, Хади Такташ, Перваки, Мебелька, Жилка, Обувка, Суконка. Свои названия ОПГ выбирали либо по территориальному принципу (Тяп-Ляп, Хади Такташ) либо по отличительному месту (Мебелька – на районе был магазин мебели). Преступления разнообразны, методы – понятны, страх жителей города тоже. Но неужели никто и ничего не предпринимал, чтобы «освободить» Казань от наплыва преступников?

В 1991 году вышла книга Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность». Любовь Агеева – журналист, проработала в «Вечерней Казани» с января 1979 года по январь 1991 года. Годы ее работы в «ВК» пришлись как раз на расцвет многих преступных групп, поэтому у нее была уникальная возможность собрать материал для осмысления этого феномена.

Книга вышла скромным, в 5 тысяч экземпляров, тиражом. Но уникальность этой книги в том, что в ней собраны сотни публикаций и различных мнений по поводу ситуации с ОПГ.

Агеева пишет, что, несмотря на оригинальность казанского феномена, в этом деле причины типичные. Конфликт «отцов и детей», мальчики, которые росли без папы, отсутствие развитой социальной инфраструктуры в Казани.

Еще одна проблема – в 70-е и 80-е годы в городе был низкий культурный и духовный уровень. Закрывали дискуссионные клубы, запрещали творческие культурные мероприятия самодеятельности. Для наглядности – в одном районе на 150 тысяч человек был один кинотеатр на 200 посадочных мест.