Жизнь русских эмигрантов во франции. Русский Париж. Русская община и волны эмиграции

Нефранцузский Париж

Русский Париж

Русская эмиграция в Париже

Русская эмиграция во Франции - это широко известное историческое явление, хотя публикаций об этом до недавнего времени было немного. Хотелось бы вкратце напимнить основные вехи этой истории:

Первые переселенцы в 19 веке

Первые русские эмигранты появились во Франции в 19 веке. В это время это было модное явление в семьях аристократов, которые приезжали для того, чтобы приобщиться к мировым ценностям в Париже и поговорить на языке Мольера. После битвы при Ватерлоо и победы над Наполеоном, в 1814 году русские солдаты входят в Париж и открывают для себя привлекательность и шарм этого города. Тем не менее, несмотря на Наполеоновские войны, дружеские отношения между Францией и Россией не уменьшаются - в 1916 году, после капитуляции России в первой мировой войне, 44000 человек приезжают во Францию чтобы воевать на французском и македонском фронтах.

Белая эмиграция после 1917 года

В 1917 году большевики приводят к массовой эмиграции во Францию русских аристократов, богатых людей, которые были лишены своего имущества и благ, а также высокопоставленных государственных чиновников. Кроме того, многие солдаты, которые сражались на французских фронтах, решают остаться во Франции и не возвращаться в Россию из-за правительства Советов, которое провозгласило власть Советов в России. В Париже эмигранты берутся за любую работу, в том числе и на автомобилестроительных заводах, в ресторанах, или становятся водителями такси (читайте об этом статьи в "Русской мысли", ссылки находятся в конце раздела).

Советская эмиграция периода между двумя войнами

В 1924 году Франция официально признает советское правительство и становится основной страной переселенция русской эмиграции. Париж становится "столицей политической диаспоры" для советских беженцев, людей искусства, интеллигенции, которые протестуют против нового правительства в России. Париж был политическим убежищем Троцкого с 1933 по 1935 год, до того, как Франция не изгнала его, в свою очередь, по просьбе советского правительства. Перед второй мировой войной переселенцы прибывают неубывающей волной: культурные сообщества процветают, строятся православные церкви, во Франции насчитывается около 300 000 русских в 30-х годах.

После второй мировой войны

После окончания второй мировой войны и немецкой оккупации Франции, здесь остается около 100 000 военнопленных, советских военных и рабочих военной промышленности. В беспорядке и суматохе послевоенного времени большее число из них затем переселится в Соединенные Штаты Америки, некоторые останутся во Франции. К 1946 году во Франции останется около 60 000 русских

После 70-х годов

Первые визы получены диссидентами, изгнанными из своей страны, в том чиле виза получена и великим музыкантом Растроповичем. Другие русские, приезжающие в деловые и туристические поездки во Францию, решают не возвращаться в Советский Союз, и остаются во Франции. И именно в это время советские евреи, у которых была возможность выезда в Израиль, пользуются возможностью обосноваться в Европе или Соединенных Штатах Америки.

После Перестройки

В это время процветает экономицеская эмиграция: многие надеются найти работу, люди искусства мечтают о том, чтобы стать художником или театральным деятелем во Франции. Но одновременно ужесточается французское иммиграционное право в девяностых годах, получение разрешения на работу становится нелегким делом, многие"выживают" в Париже. Смешанные браки, фиктивные и настоящие, становятся все более частыми, давая возможность партнерам жить вместе во Франции. Кроме этого наблюдается волна прибытия "новых русских", тех деловых людей, которые имели возможность заработать "быстрые" деньги после открытия Россией своих границ для иностранцев, именно они составляют большинство тех, кто купил себе шикарные виллы на Лазурном берегу и прекрасные квартиры в дорогих кварталах Парижа.

Сколько русских в Париже?

Для большинства русских Франция - это один большой Париж, так что неудивительно, что в Париже живет, работает и учится много русских. Не случайно есть даже сайт "Русский Париж" , на котором вы можете всегда найти информацию о самых свежих культурных событиях в жизни русской общины в Париже.

Трудно говорить о количестве русских в Париже, в начале века это было около 150 000 человек, но иммиграционный процесс постоянно идет. Русскоязычное население не сплочено в общину, ничто не связывает эмигрантов 20-х годов с теми, кто приехал в более поздние периоды. Согласно цифрам, представленным Государственным Институтом демографических исследований (l"Institut national d"études démographiques - INED), в 1998 году было выдано 1080 видов на жительство сроком менее года и 211 сроком более одного года. В настоящее время эта тенденция сохраняется: многие приезжают на учебу или имеют временное разрешение на работу. Эти две категории являются основными в парижском регионе. Предполагается, что во Франции живут около 5000 русских, но эта цифра не включает в себя тех, кто натурализовался во Франции и имеет французский паспорт.

Статьи о Русском Париже

Первая волна русской эмиграции - это явление, ставшее следствием Гражданской войны, которая началась в 1917 году и продолжалась почти шесть лет. Родину покидали дворяне, военные, фабриканты, интеллигенция, духовенство и государственные служащие. Из России в период 1917-1922 годов выехало более двух миллионов человек.

Причины первой волны русской эмиграции

Люди покидают свою родину по экономическим, политическим, социальным причинам. Миграция — процесс, который в разной степени происходил во все времена. Но характерен он прежде всего для эпохи войн и революций.

Первая волна русской эмиграции — явление, аналога которому нет в мировой истории. Пароходы были переполнены. Люди были готовы терпеть невыносимые условия, лишь бы покинуть страну, в которой победили большевики.

После революции члены дворянских семей подверглись репрессиям. Те, что не успели убежать за границу, погибли. Были, конечно, исключения, например, Алексей Толстой, которому удалось подстроиться под новый режим. Дворяне, не успевшие либо не пожелавшие уезжать из России, меняли фамилии, скрывались. Одним удавалось прожить под чужим именем много лет. Другие, будучи разоблачены, попадали в сталинские лагеря.

Начиная с 1917-го, Россию покидали писатели, предприниматели, художники. Есть мнение, что европейское искусство XX века немыслимо без русских эмигрантов. Судьбы людей, оторванных от родной земли, были трагичны. Среди представителей первой волны русской эмиграции немало всемирно известных писателей, поэтов, ученых. Но признание не всегда приносит счастье.

Какова причина первой волны русской эмиграции? Новая власть, которая проявляла симпатию к пролетариату и ненавидела интеллигенцию.

Среди представителей первой волны русской эмиграции не только творческие люди, но и предприниматели, которым удалось сколотить состояния собственным трудом. Среди фабрикантов были и те, что сперва радовались революции. Но недолго. Вскоре они поняли, что и им нет места в новом государстве. Фабрики, предприятия, заводы были в Советской России национализированы.

В эпоху первой волны русской эмиграции судьбы обычных людей мало кого интересовали. Не волновала новую власть и так называемая утечка мозгов. Люди, оказавшиеся у руля, полагали, что для того чтобы создать новое, следует разрушить все старое. Советскому государству не нужны были талантливые писатели, поэты, художники, музыканты. Появились новые мастера слова, готовые донести до народа новые идеалы.

Рассмотрим более подробно причины и особенности первой волны русской эмиграции. Краткие биографии, представленные ниже, создадут полную картину явления, имевшее страшные последствия как для судеб отдельных людей, так и для всей страны.

Знаменитые эмигранты

Русские писатели первой волны эмиграции — Владимир Набоков, Иван Бунин, Иван Шмелев, Леонид Андреев, Аркадий Аверченко, Александр Куприн, Саша Черный, Тэффи, Нина Берберова, Владислав Ходасевич. Ностальгией пронизаны произведения многих из них.

После Революции родину покинули такие выдающиеся деятели искусства, как Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Василий Кандинский, Игорь Стравинский, Марк Шагал. Представителями первой волны русской эмиграции являются также авиаконструктор инженер Владимир Зворыкин, химик Владимир Ипатьев, ученый-гидравлик Николай Федоров.

Иван Бунин

Когда речь идет о русских писателях первой волны эмиграции, его имя вспоминают в первую очередь. Октябрьские события Иван Бунин встретил в Москве. Вплоть до 1920 года он вел дневник, который позже опубликовал под названием "Окаянные дни". Писатель не принял советскую власть. По отношению к революционным событиям Бунина нередко противопоставляют Блоку. В своем автобиографическом произведении последний русский классик, а именно так называют автора "Окаянных дней", полемизировал с создателем поэмы "Двенадцать". Критик Игорь Сухих сказал: "Если Блок в событиях 1917-го услышал музыку революции, то Бунин - какофонию бунта".

До эмиграции писатель некоторое время прожил с женой в Одессе. В январе 1920 года они поднялись на борт парохода "Спарта", который отправлялся в Константинополь. В марте Бунин был уже в Париже - в городе, в котором провели последние свои годы многие представители первой волна русской эмиграции.

Судьбу писателя нельзя назвать трагической. В Париже он много работал, и именно здесь написал произведение, за которое получил Нобелевскую премию. Но самый известный цикл Бунина - "Темные аллеи" - пронизан тоской по России. Все же предложение о возвращении на Родину, которое получили многие русские эмигранты после Второй мировой войны, он не принял. Умер последний русский классик в 1953 году.

Иван Шмелев

Далеко не все представители интеллигенции услышали в дни октябрьских событий "какофонию бунта". Многие воспринимали революцию как победу справедливости, добра. Октябрьским событиям первое время радовался и Однако совсем быстро разочаровался в тех, кто оказался у власти. А в 1920 году произошло событие, после которого писатель не мог уже верить в идеалы революции. Единственный сын Шмелева - офицер царской армии - был расстрелян большевиками.

В 1922 году писатель с женой покинул Россию. К тому времени Бунин уже был в Париже и в переписке не раз обещал оказать ему помощь. Несколько месяцев Шмелев провел в Берлине, затем уехал во Францию, где провел остаток жизни.

Последние годы один из величайших русских писателей провел в нищете. Он умер в возрасте 77 лет. Похоронен, как и Бунин, на Сент-Женевьев-де-Буа. На этом парижском кладбище нашли последнее пристанище знаменитые писатели, поэты — Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Тэффи.

Леонид Андреев

Этот писатель сперва принял революцию, но позже изменил свои взгляды. Последние произведения Андреева проникнуты ненавистью к большевикам. В эмиграции он оказался после отделения Финляндии от России. Но за границей прожил недолго. В 1919 году Леонид Андреев умер от сердечного приступа.

Могила писателя находится в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище. Прах Андреева был перезахоронен спустя тридцать лет после его смерти.

Владимир Набоков

Писатель происходил из богатой аристократической семьи. В 1919 году, незадолго до захвата Крыма большевиками, Набоковы покинул Россию навсегда. Им удалось вывести часть что спасло от нищеты и голода, на которые обречены были многие русские эмигранты.

Владимир Набоков окончил Кембриджский университет. В 1922 году переехал в Берлин, здесь зарабатывал на жизнь уроками английского. Иногда публиковал свои рассказы в местных газетах. Среди героев Набокова немало русских эмигрантов ("Защита Лужина", "Машенька").

В 1925 году Набоков женился на девушке из еврейско-русской семьи. Она работала редактором. В 1936-м была уволена - началась антисемитская кампания. Набоковы уехали во Францию, поселились в столице, часто бывали в Ментоне и Канне. В 1940 году им удалось бежать из Парижа, который уже спустя несколько недель после их отъезда был оккупирован немецкими войсками. На лайнере Champlain русские эмигранты достигли берегов Нового Света.

В Соединенных Штатах Набоков читал лекции. Писал он как на русском, так и на английском. В 1960 году вернулся в Европу, поселился в Швейцарии. Русский писатель скончался в 1977 году. Могила Владимира Набокова находится на кладбище в Кларане, расположенном в Монтре.

Александр Куприн

После окончания Великой Отечественной войны началась волна реэмиграции. Тем, кто покинул Россию в начале двадцатых, обещали советские паспорта, работу, жилье и прочие блага. Однако многие эмигранты, возвратившиеся на Родину, стали жертвами сталинских репрессий. Куприн вернулся еще до войны. Его, к счастью, не постигла участь большинства эмигрантов первой волны.

Александр Куприн уехал сразу же после Октябрьского переворота. Во Франции первое время занимался в основном переводами. В Россию вернулся в 1937 году. Куприн был известен в Европе, с ним не могли советские власти поступить так, как они поступали с большей частью Однако писатель, будучи к тому времени больным и старым человеком, стал инструментом в руках пропагандистов. Из него сделали образ раскаявшегося писателя, который вернулся, дабы воспеть счастливую советскую жизнь.

Александр Куприн умер в 1938 году от онкологического заболевания. Похоронен на Волковском кладбище.

Аркадий Аверченко

До революции жизнь писателя складывалась замечательно. Он был главным редактором юмористического журнала, который пользовался огромной популярностью. Но в 1918 году все резко изменилось. Издательство было закрыто. Аверченко занял отрицательную позицию по отношению к новой власти. С трудом ему удалось добраться до Севастополя - города, в котором он родился и провел ранние годы. Писатель уплыл в Константинополь на одном из последних пароходов за несколько дней до того, как Крым был взят красными.

Сперва Аверченко жил в Софии, затем в Белгороде. В 1922 году уехал в Прагу. Жить вдали от России ему было сложно. Большая часть произведений, написанных в эмиграции, пронизана тоской человека, вынужденного жить вдали от Родины и лишь изредка слышать родную речь. Впрочем, в Чехии он быстро приобрел популярность.

В 1925 году Аркадий Аверченко заболел. Несколько недель провел в Пражской городской больнице. Умер 12 марта 1925 года.

Тэффи

Русская писательница первой волны эмиграции покинула Родину в 1919 году. В Новороссийске она села на пароход, который отправлялся в Турцию. Оттуда добралась до Парижа. Три года Надежда Лохвицкая (таково настоящее имя писательницы и поэтессы) прожила в Германии. За границей она печаталась, уже в 1920-м организовала литературный салон. Тэффи умерла в 1952 году в Париже.

Нина Берберова

В 1922 году вместе с мужем, поэтом Владиславом Ходасевичем, писательница уехала из Советской России в Германию. Здесь они провели три месяца. Жили в Чехословакии, в Италии и с 1925-го - в Париже. Берберова публиковалась в эмигрантском издании "Русская мысль". В 1932 году писательница развелась с Ходасевичем. Спустя 18 лет уехала в США. Жила в Нью-Йорке, где издала альманах "Содружество". С 1958 года Берберова преподавала в Йельском университете. Умерла в 1993-м.

Саша Черный

Настоящее имя поэта, одного из представителей Серебряного века - Александр Гликберг. Он эмигрировал в 1920 году. Жил в Литве, Риме, Берлине. В 1924 году Саша Черный уехал во Францию, где провел последние годы. В местечке Ла Фавьер у него был дом, куда нередко съезжались русские художники, писатели, музыканты. Саша Черный умер от сердечного приступа в 1932 году.

Федор Шаляпин

Знаменитый оперный певец покинул Россию, можно сказать, не по своей воле. В 1922 году он находился на гастролях, которые, как показалось властям, затянулись. Длительные выступления в Европе и США вызвали подозрения. Тут же отреагировал Владимир Маяковский, написав гневное стихотворение, в котором были такие слова: "Я первый крикну - обратно катить!".

В 1927 году певец пожертвовал сборы от одного из концертов в пользу детей русских эмигрантов. В Советской России это восприняли как поддержку белогвардейцев. В августе 1927 года Шаляпина лишили советского гражданства.

В эмиграции он много выступал, даже снялся в фильме. Но в 1937-м у него обнаружили лейкоз. 12 апреля того же года знаменитый русский оперный певец скончался. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль.

Приехать во Францию на ПМЖ - это выбор многих людей, которые хотели бы пожить полноценной жизнью в Европе. Увы, только в Европе сегодня можно найти многие ценности, так необходимые для человека, а именно - свободу самовыражения, свободу слова, понимание, толерантность, если вы отличаетесь от других. Так что неудивительно, что приехать во Францию на ПМЖ - выбор большого количества успешных граждан. Кроме того, не все приезжают по своему желанию, некоторым требуется потом ещё и защита от экстрадиции. Франция является популярной страной для того, чтобы попросить здесь политического убежища, если вас преследуют на родине.

Какова же она, настоящая жизнь эмигранта? Кому-то эта жизнь рисуется излишне сладкой - там, за рубежом, и сахар слаще, и жизнь сытнее, и все будут чрезвычайно рады, если я туда приеду. Кто-то, наоборот, опасается эмиграции из боязни навсегда остаться непонятым в среде чужих по национальному духу и по мировоззрению людей. Расскажем о жизни эмигранта во Франции без прикрас, чтобы вы заранее знали, что вас ожидает и к чему вам нужно будет приспособиться.

Многонациональность и разнообразие

Если вы решили жить во Франции , то нужно сразу привыкнуть к тому, что в большинстве городов здесь вообще нет понятия "иностранец". В настоящее время Париж, а также и большинство других крупных городов, представляют собой микс из людей всех национальностей, приехавших с разных концов света, носителей разных языков и культур. Французы, настоящие французы, живут, по большей части, только в глубинке. В мегаполисах в равной степени проживают люди разных культур и разной расы, и к этому все уже привыкли. Если вы ещё не привыкли встречаться с темнокожими людьми и с людьми азиатской внешности чаще чем раз в году, то вам придётся привыкнуть, потому что даже простой поход за французским багетом уже, скорее всего, приведёт к встрече с представителями разных культур.

Тот факт, что вы говорите не по-французски, тем более никого не удивит. В толпе людей, гуляющих по улицам Парижа, можно услышать не только английский или русский, но и китайский, японский, африканский язык разных диалектов и стран, а также иврит, языки малых народов. Из какой бы страны вы ни приехали и какой бы язык ни использовали, вы обязательно услышите звуки родного языка хотя бы изредка, а если вы говорите, к примеру, на русском, то его вы услышите каждый день. У эмигранта во Франции, который совершенно не выглядит тут Миклухо-Маклаем среди туземцев, кстати, всегда есть выбор - общаться только с представителями своей национальности, расы и менталитета (и вы без особого труда сможете найти десяток таких людей в первую же неделю), либо не обращать на всё это внимание и в равной степени быть готовым к общению со всеми. Правда, если вам даже наплевать на цвет кожи и вероисповедание, то с языком дело намного сложнее. Если вы хотите активно знакомиться с представителями разных национальностей (опять же, не говорим французами, потому что коренные французы не составляют подавляющее большинство), то нужно хорошо знать французский, а заодно и английский. Зная эти два языка, вы сможете завести знакомство почти с каждым, кого вы встретите в Париже или другом крупном городе Франции.

Многие эмигранты выбирают путь языковой изоляции, то есть общаются только со своими соотечественниками, посещают рестораны и кафе с кухней и языком обслуживания своей страны, записываются к русскоязычному парикмахеру родом из Перми, устраиваются в компанию, где тоже есть русские, для ребёнка находят няню-москвичку. Что ж, это тоже неплохой вариант, конкретный выбор того или другого варианта зависит от вашей способности, вашего желания перестраиваться и адаптироваться или от отсутствия такового. Многие чувствуют себя в Париже настоящим "гражданином мира", другие, как приезжие из стран Африки, держатся своих соотечественников. Кстати, и живут выходцы из одной страны чаще всего вместе, так что мегаполисы во Франции давно уже поделились на еврейские, русские, африканские кварталы. Из своего опыта могу сказать, что лучше либо осесть в центре, либо держаться центральных кварталов или своего. В такие районы, где большую часть населения составляют выходцы из чуждых для вас стран, лучше всего лишний раз не заходить.

Об архитектуре французских городов

Нет, речь не пойдёт о выдающихся памятниках архитектуры типа Нотр Дам де Пари, об этом можно сколько угодно почитать в других источниках. Сама застройка французских городов является не совсем обычной. Типовые девятиэтажки, которые обычно строятся кучно, создают такие кварталы, которые мало чем отличаются от типовых районов Москвы или менее крупных российских или белорусских городов. Новые районы строятся так, чтобы можно было в них проживать годами, и однажды, случайно выйдя на какую-то улочку, попасть в атмосферу чуть ли не девятнадцатого века. Таких крупных и древних городов, как Париж, конечно же, это особенно сильно касается.

Что касается Парижа, то он почти на всех иностранцев производит впечатление города-сказки, но это обычно поначалу - и только самые лучшие, центральные районы Парижа. Если вы посетите его окраины, то, возможно, получите новое представление о бедности, нищете и неблагополучии. Если у вас нет желания знакомиться с тёмными сторонами жизни, то лучше всего купить квартиру в Париже где-нибудь поближе к центру или в спокойном спальном районе. Поверьте, те деньги, которые вы переплатите, окупятся вашим спокойствием, возможностью выйти в магазин в позднее время, достойными соседями, не пристрастными к алкоголю и наркотикам сверх меры. Купить квартиру в Париже на выгодных условиях можно и с профессиональной помощью. Кстати, вы можете найти и обратиться к русскоязычным юристам во Франции - теперь это тоже доступно для всех желающих.

В одном и том же районе, опять же, могут проявляться элементы смешения культур - например, католический или православный храм, а рядом мечеть. И пространство вокруг при этом может быть населено преимущественно еврейским народом. Всё это, как уже говорилось, никого не смущает. Не просто "терпимость", а доброжелательное отношение ко всем, кого можно встретить, вне зависимости от национальности - это черта французов. Конечно же, от тех, кто хочет приехать во Францию на ПМЖ, тоже потребуется некоторое количество уважения к французам и их культуре. К сожалению, не всегда и не везде можно это видеть, особенно со стороны приезжих из неблагополучных стран. Если вы будете демонстрировать уважение и доброжелательность, то и шанс того, что к вам отнесутся так же, становится намного выше.

Интересным фактом является то, что во Франции запрещены социальные опросы, связанные с установлением количества проживающих в стране или в отдельных городах людей в их процентном соотношении. Это говорит о настоящей толерантности, о том, что для жителя Франции не так важна национальность, как личные качества человека. Вообще же, примерно каждый десятый, кого вы встретите во французских городах, является не французом. Однако в Париже, а особенно в центре, находится "концентрат" приезжих, так что там это чуть ли не каждый второй.

Французские забастовки и русский коммунизм

Серьёзно, многие считают, что в России до сих пор засилье коммунизма, Сибирь начинается в пяти метрах от Красной площади и все поголовно пьют водку каждые полчаса. Некоторые французы считают, что жить в России - это значит жить в крайней бедности и кушать через день, а жить в Казахстане - это значит вообще вести кочевой образ жизни.

Как выход из всего этого, французы с радостью предложат вам забастовки - типично французское средство выразить несогласие с чем бы то ни было. Много раз приходилось слышать о том, что "если бы вы начали бастовать, правительство бы обратило на вас внимание, появилась бы какая-то социальная поддержка, рост зарплат". Когда такое слышишь, не знаешь даже, что и сказать - что социальная поддержка у нас всё же имеется или что забастовки вряд ли приведут к повышению зарплат. Впрочем, в чём-то французы и правы - это не та нация, которая будет терпеть недовольство, французский народ склонен бастовать даже без особого повода, не только требуя повышения зарплаты, но и улучшения условий работы, улучшения уровня жизни, изменения политики государства или города. Для французов, откровенно говоря, важно, чтобы их услышали, обратили на них внимание, признали их право высказывать своё мнение. Тогда они реально чувствуют себя достойными гражданами своей страны. Ну а сам повод к забастовкам может быть любым. Но правда в том, что француза действительно трудно утеснить, недоплатить и так далее - он всегда готов отстоять свои права. И в этом у французов можно поучиться.

Если у вас появятся французские друзья, лучше не затевайте спор о местных властях и политике президента Франции - вряд ли вы в этом хорошо разбираетесь, а французы любят поговорить о политике и знают куда больше, чем то, что "там наверху всё разворовали и продали". Приучите также французских друзей уважать вашу собственную родину, развенчайте мифы о ней. Французы любят патриотизм, и если вы будете говорить о своей родине в позитивном ключе, это поможет вам получить их уважение. Кстати, если француз ругает свою страну, не вздумайте с ним соглашаться - французы, как и русские, склонны негативно высказываться о своей стране, своём уровне жизни или правительстве, но никогда не позволят это делать иностранцу. Хвалите Францию, даже если вы не знаете глубоко всех нюансов политики или экономики, вы всегда найдёте что похвалить.

Особенности национального питания

Французский сыр и французские багеты вы обязательно полюбите, это действительно нечто неповторимое, чего не встретишь ни в одной другой стране. Вообще же французы любят закупать провизию на рынках. Более того, они этим чрезвычайно гордятся. Во Франции уже есть такая тенденция, что натуральные продукты "прямо с грядки" могут себе позволить не все, а только наиболее состоятельные граждане. Потому что во Франции на рынке всё дороже. Так что поход на рынок - целый ритуал для француза. Но если вы по привычке отправляетесь на рынок, чтобы сэкономить, то во Франции это не удастся. Дешёвые продукты покупают в крупных сетевых магазинах.

При этом такие магазины работают почти постоянно, а вот рынки функционируют не дольше чем до часа дня. Чаще всего на них отправляются пенсионеры, которые заинтересованы в качестве приобретаемых помидоров и капусты и у которых есть на это время. Возвращаясь с рынка, француз ликует - он не только приобрёл высококачественную еду без ГМО и прочих гадостей, но и поддержал отечественного производителя. И вам тоже предстоит сделать выбор между покупкой продуктов с грядки на рынке или покупкой дешёвых продуктов в супермаркетах, куда обычно французы наведываются раз в неделю и покупают сразу большое количество товаров.

Оформление документов для поездки во Францию

Если вы собираетесь уехать во Францию на ПМЖ, то вам придётся для начала подготовить все документы, которые необходимы для такой поездки. Это важно, чтобы у вас не возникло никаких проблем. Для того чтобы беспрепятственно проживать во Франции в течение длительного времени, вам понадобится:

  • получить визу во Францию. Обычно нужно получить визу D Визитёр для Франции, особенно это касается тех, кто собирается проживать во Франции в течение длительного времени. Для предоставления вам визы потребуется не только подать внушительный пакет документов, но также потребуются услуги присяжного переводчика, чтобы был выполнен качественный перевод на французский язык.
  • открытие банковского счёта. Пока вы не являетесь гражданином Франции, вы не имеете права работать в этой стране и получать каким-то образом прибыль. Если вы хотите открыть банковский счёт во Франции в короткие сроки, то у вас будет возможность воспользоваться профессиональной помощью и сделать всё почти мгновенно.
  • отдельным вопросом является жильё во Франции. Если ваша цель - уехать во Францию на ПМЖ , то вам придётся либо купить дом во Франции , либо арендовать квартиру во Франции. И то и другое связано с длительной процедурой поиска и, что ещё важнее, с заключением договора. Помощь специалистов позволит вам быстрее решить эти вопросы и жить во Франции, чувствуя себя уверенно. Даже в том случае, если вы не собственник жилья, а всего лишь арендатор, потому что договоры аренды во Франции являются вполне серьёзными и действительно обеспечивают стабильность квартиросъёмщикам, а не создают только видимость стабильности.

Если вы проживёте во Франции несколько лет, соблюдая все законы и по официальному виду на жительство, каковым является виза D Визитёр, то вы сможете претендовать на гражданство. У вас будет возможность в ускоренном порядке получить гражданство, если вы вступаете в брак с гражданином Франции. Впрочем, само по себе гражданство не является самоцелью, потому что полноценный вид на жительство обеспечивает все те же самые права и позволяет наслаждаться жизнью в такой замечательной стране, как Франция.

Первая волна русских эмигрантов, покинувших Россию после Октябрьской революции, имеет наиболее трагичную судьбу. Сейчас живет уже четвертое поколение их потомков, которое в значительной степени утратило связи со своей исторической родиной.

Неизвестный материк

Русская эмиграция первой послереволюционной войны, называемая еще белой, – явление эпохальное, не имеющее аналогов в истории не только по своим масштабам, но и по вкладу в мировую культуру. Литература, музыка, балет, живопись, как и многие достижения науки XX века, немыслимы без русских эмигрантов первой волны.

Это был последний эмиграционный исход, когда за рубежом оказались не просто подданные Российской империи, а носители русской идентичности без последующих «советских» примесей. Впоследствии ими был создан и обжит материк, которого нет ни на одной карте мира, – имя ему «Русское зарубежье».

Основное направление белой эмиграции – это страны Западной Европы с центрами в Праге, Берлине, Париже, Софии, Белграде. Значительная часть осела в китайском Харбине – здесь к 1924 году начитывалось до 100 тыс. русских эмигрантов. Как писал архиепископ Нафанаил (Львов), «Харбин был исключительным явлением в то время. Построенный русскими на китайской территории, он оставался типичным русским провинциальным городом в течение ещё 25 лет после революции».

По подсчетам американского Красного Креста, на 1 ноября 1920 года общее количество эмигрантов из России составляло 1 млн. 194 тыс. человек. Лига Наций приводит данные по состоянию на август 1921 года - 1,4 млн. беженцев. Историк Владимир Кабузан число эмигрировавших из России в период с 1918-го по 1924 годы оценивает минимум в 5 млн. человек.

Кратковременная разлука

Эмигранты первой волны не рассчитывали провести в изгнании всю свою жизнь. Они ожидали, что вот-вот советский режим рухнет и они вновь смогут увидеть родину. Подобными настроениями и объясняется их противодействие ассимиляции и намерение ограничить свою жизнь рамками эмигрантской колонии.

Публицист и эмигрант первой воны Сергей Рафальский по этому поводу писал: «Как-то стерлась в зарубежной памяти и та блестящая эпоха, когда эмиграция еще пахла пылью, порохом и кровью донских степей, а ее элита по любому звонку в полночь могла представить на смену "узурпаторам" и полный комплект Совета министров, и необходимый кворум Законодательных палат, и Генеральный штаб, и корпус жандармов, и Сыскное отделение, и Торговую палату, и Священный Синод, и Правительствующий Сенат, не говоря уже о профессуре и представителях искусств, в особенности литературы».

В первой волне эмиграции помимо большого количества культурных элит российского дореволюционного общества была значительная доля военных. По данным Лиги Наций, около четверти всех послереволюционных эмигрантов принадлежали к белым армиям, покинувшим Россию в разное время с разных фронтов.

Европа

На 1926 год в Европе, по данным Службы по делам беженцев Лиги Наций, официально были зарегистрированы 958,5 тысячи русских беженцев. Из них порядка 200 тыс. приняла Франция, около 300 тыс. – Турецкая Республика. В Югославии, Латвии, Чехословакии, Болгарии и Греции приблизительно проживали по 30-40 тыс. эмигрантов.

Первые годы роль перевалочной базы русской эмиграции играл Константинополь, однако со временем его функции перешли другим центрам – Парижу, Берлину, Белграду и Софии. Так, по некоторым данным, в 1921 году русское население Берлина достигало 200 тыс. человек – именно оно в первую очередь пострадало от экономического кризиса, и к 1925 году там остались не более 30 тыс. человек.

На главные роли центров русской эмиграции постепенно выдвигаются Прага и Париж, в частности, последний справедливо считают культурной столицей эмиграции первой волны. Особое место среди парижских эмигрантов играло Донское войсковое объединение, председателем которого был один из лидеров белого движения Венедикт Романов. После прихода в 1933 году к власти в Германии национал-социалистов и особенно во время Второй мировой войны резко увеличился отток русских эмигрантов из Европы в США.

Китай

Накануне революции численность российской диаспоры в Маньчжурии достигала 200 тыс. человек, после начала эмиграции она увеличилась еще на 80 тысяч. На протяжении всего периода Гражданской войны на Дальнем Востоке (1918-1922 годы) в связи с мобилизацией началось активное перемещение русского населения Маньчжурии.

После поражения белого движения эмиграция в Северный Китай резко усилилась. К 1923 году количество русских здесь оценивалось приблизительно в 400 тыс. человек. Из этого числа около 100 тыс. получили советские паспорта, многие из них решили репатриироваться в РСФСР. Свою роль здесь сыграла амнистия, объявленная рядовым участникам белогвардейских соединений.

Период 1920-х годов был отмечен активной реэмиграцией русских из Китая в другие страны. Особенно это затронуло молодежь, направлявшуюся на обучение в университеты США, Южной Америки, Европы и Австралии.

Лица без гражданства

15 декабря 1921 года в РСФСР был принят декрет, согласно которому многие категории бывших подданных Российской империи лишались прав на российское гражданство, в том числе пробывшие за границей беспрерывно свыше 5 лет и не получившие своевременно от советских представительств заграничных паспортов или соответствующих удостоверений.

Так многие российские эмигранты оказались лицами без гражданства. Но их права продолжали защищать прежние российские посольства и консульства по мере признания соответствующими государствами РСФСР, а затем СССР.

Целый ряд вопросов, касающихся российских эмигрантов, можно было решить только на международном уровне. С этой целью Лига Наций приняла решение ввести должность верховного комиссара по делам русских беженцев. Им стал знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. В 1922 году появились специальные «нансеновские» паспорта, которые выдавались русским эмигрантам.

Вплоть до конца XX века в разных странах оставались эмигранты и их дети, жившие с «нансеновскими» паспортами. Так, старейшина русской общины в Тунисе Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн получила новый российский паспорт только в 1997 году.

«Я ждала русского гражданства. Советское не хотела. Потом ждала, когда паспорт будет с двуглавым орлом - посольство предлагало с гербом интернационала, я дождалась с орлом. Такая я упрямая старуха», – признавалась Анастасия Александровна.

Судьбы эмиграции

Многие деятели отечественной культуры и науки встретили пролетарскую революцию в расцвете сил. За границей оказались сотни ученых, литераторов, философов, музыкантов, художников, которые могли составить цвет советской нации, но в силу обстоятельств раскрыли свой талант только в эмиграции.

Но подавляющая часть эмигрантов вынуждена была устраиваться шоферами, официантами, мойщиками посуды, подсобными рабочими, музыкантами в маленьких ресторанчиках, тем не менее продолжая считать себя носителями великой русской культуры.

Пути русской эмиграции были различны. Некоторые изначально не прияли советскую власть, другие насильно были высланы за рубеж. Идеологический конфликт, по сути, расколол русскую эмиграцию. Особенно остро это проявилось в годы Второй мировой войны. Часть русской диаспоры считала, что ради борьбы с фашизмом стоило пойти на союз с коммунистами, другая – отказывалась поддерживать оба тоталитарных режима. Но были и те, кто готов был воевать против ненавидимых Советов на стороне фашистов.

Белоэмигранты Ниццы обратились к представителям СССР с петицией:
«Мы глубоко скорбели, что в момент вероломного нападения Германии на нашу Родину были
физически лишены возможности находиться в рядах доблестной Красной Армии. Но мы
помогали нашей Родине работой в подполье». А во Франции, по подсчетам самих эмигрантов, каждый десятый представитель Движения Сопротивления был русскими.

Растворяясь в чужой среде

Первая волна русской эмиграции, пережив пик в первые 10 лет после революции, в 1930-х годах пошла на убыль, а к 1940-м и вовсе сошла на нет. Многие потомки эмигрантов первой волны уже давно забыли о своей прародине, но заложенные когда-то традиции сохранения русской культуры во многом живы и по сей день.

Потомок знатной фамилии граф Андрей Мусин-Пушкин с грустью констатировал: «Эмиграция была обречена на исчезновение или ассимиляцию. Старики умерли, молодые постепенно растворились в местной среде, превращаясь во французов, американцев, немцев, итальянцев... Иногда кажется, от прошлого остались лишь красивые, звучные фамилии и титулы: графы, князья, Нарышкины, Шереметьевы, Романовы, Мусины-Пушкины».

Так, в транзитных пунктах первой волны русской эмиграции уже никого не осталось в живых. Последней была Анастасия Ширинская-Манштейн, которая в 2009 году скончалась в тунисской Бизерте.

Сложной была и ситуация с русским языком, который на рубеже XX и XXI веков в русском зарубежье оказался в неоднозначном положении. Живущая в Финляндии профессор русской литературы Наталья Башмакова – потомок эмигрантов, бежавших из Петербурга в 1918 году, – отмечает, что в некоторых семьях русский язык живет даже в четвертом поколении, в других – умер много десятилетий назад.

«Проблема языков для меня лично горестна, – говорит ученый, – так как эмоционально чувствую лучше русский, но не всегда уверена в употреблении каких-то выражений, шведский сидит во мне глубоко, но, конечно, я сейчас его подзабыла. Эмоционально он мне ближе финского».

В австралийской Аделаиде сегодня живет немало потомков эмигрантов первой волны, которые покинули Россию из-за большевиков. Они до сих пор носят русские фамилии и даже русские имена, но родным языком для них уже является английский. Их родина – Австралия, эмигрантами себя они не считают и мало интересуются Россией.

Больше всего тех, кто имеет русские корни, в настоящее время проживает в Германии – около 3,7 млн. человек, в США – 3 млн., во Франции – 500 тыс., в Аргентине – 300 тыс., в Австралии – 67 тыс. Здесь перемешались несколько волн эмиграции из России. Но, как показали опросы, потомки первой волны эмигрантов в наименьшей степени ощущают связь с родиной своих предков.

Как хорошо лететь в самолёте «Эйр-Франс», зная, что у тебя впереди целая неделя романтического отдыха в самом шикарном и самом знаменитом месте Франции — в Сен- Тропе! Здесь часто отдыхает очень известная и изысканная публика Франции. Также сюда приезжают иностранные гости и любопытные туристы со всего света. Особенно часто в Сен-Тропе спешат насладиться радостью необычных впечатлений и ощущений молодожёны, которых можно встретить здесь в каждом приличном гламурном заведении, строго охраняемом местной полицией. На шикарном берегу Средиземного моря красиво расположены очень дорогие и фешенебельные отели мира. Сюда приезжают любители острых ощущений и небывалых приключений, а также искушённые и вечно суетливые коммивояжёры, супер «дорогие» женщины для определённой группы мужчин, желающих «круто» провести своё свободное весёлое время и на славу отдохнуть!

Также в Сен-Тропе можно легко столкнуться лбом с любимыми артистами или чисто случайно встретиться в кафе с модным музыкантом, не говоря уже о бестактных журналистах и напористых репортёрах, которые вечно снуют без всякого дела по всем гламурным местам. Они жадно ищут в толпе какого-нибудь, мало-мальски известного человека с хорошей перспективой на большое будущее под кодовым названием «Звезда!». Вся эта разношёрстная и шумная публика, требующая к себе особого внимания среди журналистов, задаёт определённый тон и создает особую атмосферу в колоритно-сказочном месте — Сен-Тропе…

Я удачно остановилась в небольшом и довольно уютном отеле этого шумного города, в котором всегда царит атмосфера постоянного безумного праздника и душевной раскрепощённости. Мне понравилось постоянно быть в центре каких-нибудь весёлых событий и городских мероприятий: ля фет или ля манифестасьон. Отдых на все 100%.

Но как-то однажды со мной произошёл один очень интересный случай, а вернее, случай нашёл меня в самый непредсказуемый момент моей праздной жизни. Это произошло в один из ярких солнечных дней, когда солнце ещё не так сильно жжёт твою незащищённую от лучей нежную кожу, а в воздухе стоит приятный аромат цветов магнолии и роскошных лепестков роз вперемешку с терпким и свежим запахом солёного моря. Сам же воздух ещё не такой плотный и горячий.

Я решила выйти погулять на великолепную набережную, чтобы полюбоваться прекрасной панорамой прибрежной зоны Средиземноморья, откуда хорошо просматриваются шикарные белые яхты и парусники. Одни на якоре медленно и размеренно покачивались на тихих спокойных волнах прекрасного тёплого моря, дожидаясь своего умелого штурмана, другие плавно курсировали и грациозно кружили, рассекая зелёную морскую гладь, создавая лёгкую пену носовыми частями. Всё это создавало великолепный незабываемый волшебный сон наяву!

Пока я медленно шла по широкой набережной и мечтательно любовалась красотой открывавшейся передо мной морской панорамы, я неожиданно оказалась возле удобной скамейки, которая весьма кстати была установлена на моём пути. Присев на скамью, я и не заметила рядом одну пожилую даму, которая как-то тихо сидела и вязала. Сначала я не обратила на неё особого внимания, мы молча сидели и каждый был погружён в свои мысли. Так прошло с четверть часа.

Приятно отдохнув на узорчатой скамейке и насладившись приятными впечатлениями от увиденного, я собралась было уже уходить, но меня вдруг остановило любопытство, вызванное очень необычным и виртуозным движением рук женщины. Ее руки, как две неутомимые птицы, непрерывно парили на ярко белом изящном полотне воздушного изделия. Это была очень красивая воздушная кружевная салфетка, которая быстро росла у меня прямо на глазах, а расторопные и очень изящные тонкие пальцы женщины быстро бегали по петлям вязального крючка. Я за её быстрыми машинальными движениями не могла поспеть глазами, и у меня вдруг создалось впечатление, что она не вяжет, а что-то такое творит волшебное, а что именно — не сразу и поймёшь.

Впечатление от увиденного, как магнитом, притягивало меня к вязальщице. Женщина эта была очень изящной от природы, хоть и в летах. На ней грациозно сидела длинная тёмная юбка и светлая шифоновая кофта, немного старомодная, но она удачно подчёркивала её тонкий стан. На голове у неё была со вкусом подобранная светлая летняя шляпка, которая не портила общий вид классического туалета дамы. Некогда правильные черты лица этой уже не молодой дамы ещё не утратили следы былой красоты. Глядя на неё, почему-то приходила на ум мысль, что по жилам её течёт кровь аристократки. Сидела она изящно на краешке скамейки, но при этом спина её была ровной, как струна. За всё время нашей беседы она ни разу не прикоснулась к спинке уличной скамейки. От такой непривычной для меня позы и от удивления я глаза свои не могла долго отвести в сторону. И я разглядывала её, как диковинную птицу, пытаясь понять для себя, кто эта чудесная дама. Мне было стыдно, но в тоже время и очень любопытно, как она столько времени может просидеть в такой вот неудобной для меня позе и при этом ещё и вязать на ярком и уже палящем южном солнце. Всё это было для меня странной загадкой.

Пока я сидела и размышляла над всем этим, она нежно взглянула на меня и как-то ласково спросила, нравится ли мне ее рукоделие. Я утвердительно ответила ей по-французски. Но мне вдруг показалось, что она как-то слишком по-русски выговаривает французские слова. Я решила спросить её по-русски, и к моему большому удивлению, она вдруг ответила мне на моём родном языке, но с каким-то небольшим акцентом, который указывал на то, что родной язык она не так часто использует. У нас сразу завязалась лёгкая и не принуждённая беседа.

Женщину зовут Мария, а живёт она со своей старшей сестрой в одном небольшом частном и старинном доме, который причудливо расположился на живописном тенистом месте недалеко от набережной. Окна и входная дверь этого ля мезона выходят на очень узкую и тихую улицу. В этом утопающем в зелени и окружённом красивыми цветами доме она теперь живёт вместе со своей старшей сестрой Анной. Родители её давно уже ушли в мир иной, и она со своей старой и очень любимой сестрой коротает свой век… Я была очень удивлена, когда узнала что Марии уже 89 лет, а её сестре Анне уже 92 года. Они переехали сюда из России, из Петрограда, очень давно. Вместе со своими родителями в 19-м году уехали они на первой волне эмиграции во Францию. Сначала им было очень тяжело прижиться на чужбине, среди незнакомых людей, и свыкнуться с мыслью о том, что расставание с родиной — это уже навсегда. И что родной дом на Старо-Невском проспекте и родное имение под Павловском — уже в далёком прошлом. Хоть сёстрам тогда и было всего-то по 16-19 лет и всё тогда казалось временным и несерьёзным.

Мария стала вдруг с большим трепетом рассказывать мне, как она впервые оказалась на Новогоднем балу в Аничковом дворце… Как она на этом первом для себя балу танцевала с шикарным кавалером-офицером. Он её тогда угостил вкусным мороженым и прохладительным лимонадом, вкус которого она запомнила на всю свою жизнь… Этот офицер был очень галантным кавалером и интересным рассказчиком. Его звали Александр и был он очень высокого роста. А с ней он разговаривал исключительно на «вы», хоть Марии и исполнилось тогда всего-то 16 лет. А она его всерьёз не восприняла, постоянно шутила с ним и весело улыбалась. Ведь для неё это был самый первый и последний бал в её длинной жизни.

Самым смелым поступком тогда было при весёлой кадрили чуть-чуть приподнять юбку и показать изящный каблучок туфельки, а также красивые тонкие кружева на нижней юбке. Это можно было сделать очень ненавязчиво и в то же время, чтобы увидел лишь один-единственный, которому она сильно доверяет, а то может случиться конфуз. Ведь бал этот тогда давали в самом Аничковом дворце! А публика тогда была из высшего общества, не говоря уже о великих князьях, так что нужно было соответствовать всем правилам тогдашнего этикета и строгим моральным нормам, которые в наше время кажутся довольно-таки забавными и архаичными.

Единственным, что оставалось у Марии от воспоминания о Новогоднем бале, так это золотые серёжки с изумрудами, которые были подарены родителями на праздник. Этот подарок она бережно хранит у себя в изящной хрустальной шкатулочке. Эта шкатулка, набитая самыми дорогими и ценными подарками, зашитая в подкладку муфты, была удачно вывезена из Петрограда ещё в 19-ом году. А теперь, когда Марии становится особенно грустно, она вместе со своей единственной сестрой достаёт из закромов эту милую сердцу старую шкатулку и, раскрыв её, долго и очень тщательно рассматривают всё содержимое, перебирая и вспоминая о былом.

Она мысленно возвращается в то далёкое прошлое, когда все были беззаботно счастливы от того, что они живут вместе на своей родной земле. И мир для них казался совершенно иным! В старых глазах этой удивительной женщины я вдруг уловила лукавый огонёк и блеск. Видимо, воспоминания, которые давно уже канули в лету, вдруг остро взволновали эту старую, прожившую очень долгую и трудную жизнь женщину. И те душевные переживания и воспоминания вдруг накатили на неё огромной волной. В её рассказе я остро прочувствовала, что она всё ещё живёт той далёкой жизнью и той эпохой, которой нам, молодым, уже никогда не понять. Мне было очень жаль её, что так всё сложилось.

Но всё познаётся в сравнении. Может быть, все не так катастрофично, если мы можем вот так вот просто сидеть на изящной лавочке красивой набережной живописного города Сен-Тропе и любоваться его прекрасным морским видом, а также, не задумываясь, довольно легко и непринуждённо разговаривать на своём родном языке, дыша полной грудью чистым свежим воздухом Средиземного моря!

Вконтакте