В целях систематизации и учета. Правоведение. Систематизация законодательства: понятие, значение и виды

В зависимости от субъекта систематизации законодательства выделяют такие ее виды, как официальная, официоз­ная и неофициальная .

Официальная систематизация имеет место в том случае, если она осуществлена непосредственно правотворческим органом, издавшим нормативные правовые акты, либо она осуществлена другим уполномоченным органом по поручению правотворческого органа (ее результат санкционирован правотворческим орга­ном). Примером официальной систематизации является «Собрание законодательства Росийской Федерации».

Официозная (полуофициальная) систематизация является достаточно редким ее видом. Такая систематизация законодательства имеет место в случае, когда ее ре­зультат подготавливается по поручению правотворческого органа, но не получает санкции последнего. Примером официозной сис­тематизации является «Собрание действующего законодательства СССР», которое было подготовлено Министерством юстиции СССР по поручению Президиума Верховного Совета СССР, но официаль­ного утверждения подготовленные тома Собрания в дальнейшем не получили.

Неофициальную систематизацию осуществляют отдельные ведомства, изда­тельства, научные и учебные учреждения, а так же частные лица. Она осуществляется без какого-либо поручения или контроля со стороны правотворческого органа. В качестве примера неофициальной систематизации можно назвать различные сборники нормативных правовых актов (например, Сборник кодексов РФ), издаваемые различными печатными издательствами, но которые не являются официальными источниками законодательства, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества или правоприменения.

По способу расположения нормативного материала при систематизации законодательства выделяют такие ее разновидности, как хронологическая, предметная и алфавитная систематизация .

При хронологической систематизации проводится деятель­ность по расположению систематизируемого нормативного мате­риала в зависимости от даты их принятия. В хронологическом по­рядке принимаемые нормативные правовые акты располагаются в «Собрании законодательства РФ».

При предметной систематизации проводится деятельность по расположению систематизируемого нормативного материала по предметному признаку (отраслям и институтам права, сфере де­ятельности). Например, Свод законов США.

Алфавитная систематизация , предполагающая расположение в алфавитном порядке нормативных правовых актов по заглавной букве вида документа, заголовка документа и т.д., в настоящее время используется достаточно редко (например, в архивах или библиотечных, научных фондах).

С точки зрения объема охватываемого нормативного материала различают полную и частичную систематизацию законодательства.



При полной систематизации затрагивается практически весь массив нормативных правовых актов и результатом является принятие единого сводного акта (например, Собрание законодательства РФ). Частичная систематизация направлена на упорядочение и совершенствование нормативных правовых актов действующих только в определенной сфере общественных отношений, поэтому в результате принимаются сводные или кодифицированные акты по отдельным отраслям (институтам) права (например, УК РФ, ГК РФ, ТК РФ).

В зависимости от используемого в юридической практике способа систематизации законодательства выделяют следующие ее виды: учет, инкорпорация, коди­фикация, консолидация.

Учет законодательства представляет собой процесс сбора, хранения и поддержания в рабочем состоянии нормативных правовых актов, с целью оперативного обнаружения и использования необходимой правовой информации заинтересованными субъектами (государственными органами, негосударственными организациями, гражданами и др.).

К разновидностям учета законодательства можно отнести журнальный учет (фиксация нормативных правовых актов осуществляется в специальных журналах по хронологическому, алфавитно-предметному, системно-предметному критерию с занесением основных реквизитов), картотечный учет (основные реквизиты нормативных правовых актов: вид, наименование, дата принятия, место официального опубликования и т.д. – фиксируются в специальных карточках, объединенных в каталоги), автоматизированный учет законодательства, который представляет более современный вид учета законодательства, основанный на сборе, хранении и поиске нормативных правовых актов в электронном виде. Автоматизированный учет позволяет хранить в компьютерных базах данных огромные объемы правовой информации, в т.ч. не только реквизиты, но и тексты правовых актов, осуществлять поиск и работу с правовыми актами по любым заданным параметрам (например, автоматизированные информационные поисковые системы «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс» и др., а также ведомственные АИПС).

Инкорпорация это вид сис­тематизации, при котором происходит объединение нормативно-правовых актов по каким-либо признакам в сборники (собрания, своды) без изменения их содержания.

Инкорпорацией законодательства могут заниматься государственные и негосударственные организации, граждане. Отсюда различают инкорпорацию официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную .

Кроме того, различают инкорпорацию хронологическую и предметную . Примером указанных инкорпораций законодательства являются уже упомянутое Собрание законодательства Российской Федерации и Свод законов Российской Империиданное время ведется работа по созданию Свода законов Российской Федерации).

Консолидация – это вид систематизации законодательства, представляющий собой сведение множества близких по содержанию нормативных правовых актов в один укрупненный нормативно-правовой акт. Целью консолидации является преодоление множественности нормативных правовых актов и обеспечение при этом единства правового регулирования.

Консолидацию отличают следующие существенные черты:

1. Консолидация - это определенный правотворческий прием, который позволяет, не затрагивая содержание объединяемых нормативных правовых актов, внести существенное изменение во внешнее оформление и структуру нового акта.

2. Носит официальный характер, т.к. проводится только правотворческими органами в отношении принятых им актов.

3. При издании консолидированного нормативного правового акта, объединенные нормативные правовые акты утрачивают свою юридическую силу.

Консолидация как вид систематизации законодательства занимает промежуточное место между инкорпорацией и кодификацией. Данный вид систематизации достаточно широко распространен в Великобритании (например, акты о Парламенте, о министрах Короны, о местном самоуправлении, народном представительстве), в меньшей степени во Франции (законы о дорогах общественного пользования, о сберегательных кассах и др.). В Российской Федерации консолидация законодательства широкого применения не нашла и иногда может встречаться в ведомственном правотворчестве.

Кодификация – это вид систематизации, носящий правотворческий характер, представляющий собой коренную переработку действующего законодательства и создание нового сводного нормативного правового акта.

В юридической науке различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию .

Всеобщая (полная) кодификация предполагает принятие кодифицированного акта затрагивающего все или самые основные отрасли права. В данном случае речь идет о создании так называемого «кодекса кодексов» (например, Кодекс Юстиниана, VI в.). Однако для систематизации современного законодательства, такая деятельность требует гигантских усилий и затрат (временных, финансовых, организационных и т.д.), что связано с необходимостью переработки огромного массива законодательных и подзаконных актов.

Отраслевая кодификация предусматривает создание кодифицированного акта объединяющего все правовые нормы, относящиеся к данной отрасли права (например, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушения в РФ и др.).

Специальная кодификация направлена на создание кодифицированного акта, объединяющего правовые нормы отдельных институтов и подотраслей права (Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс).

Юридической науке и практике известны несколько видов кодифицированных актов: основы законодательства (обеспечивают регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов в соответствующей отрасли, подотрасли, институте права – Основы законодательства РФ о культуре, Основы законодательства РФ о нотариате и др.), кодексы (обеспечивают более детальное и всестороннее регулирование однородных общественных отношений, относящихся к соответствующей сфере – Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ), уставы (регулируют определенную сферу государственной деятельности; работу министерств, ведомств, организаций, а также правовое положение субъектов федерации, административно территориальных единиц и т.д.; например, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав Центробанка, Устав Иркутской области, Устав г. Иркутска.), положения (детально регулируют вопросы правового статуса, образования, структуры, целей, задач определенного органа, учреждения, организации – Положение о Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел), правила (определяют порядок осуществления какой-либо деятельности – Правила дорожного движения, Правила воздушных полетов) и др.

Кодификационные акты обладают рядом преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. В частности в литературе по теории государства и права называют такие достоинства кодифицированных актов как:

1) делают законодательство компактным, согласованным, обладают способностью наилучшим образом упорядочивать действующее, законодательство;

2) укрепляют системность законодательства, его юридическое единство;

3) охватывают широкий круг общественных отношений, наибо­лее важных для жизнедеятельности государства и общества;

4) имеют сводный характер, обеспечивают преемственность в правовом регулировании;

5) имеют сложную структуру, которая обеспечивает рациональ­ную организацию нормативного материала;

7) регулируют общественные отношения на основе единых принципов и тем самым создают устойчивость такого регулирования.

Таким образом, кодификация позволяет осуществить систематизацию законодательства на более высоком и качес­твенном уровне, укрепить системность и единство нормативных правовых актов, достигнуть их полной юридической согласованности, а также своевременно внося необходимые изменения и дополнения, обновлять действующее законодательство для эффективного регулирования общественных отношений.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под системой права и каковы ее основные признаки?

2. Что представляет собой структура системы права?

3. В чем заключается различие между системой права и системой законодательства?

4. Что понимается под отраслью права?

5. По каким критериям происходит деление права на отрасли и институты?

6. Какова структура системы законодательства?

7. Для чего необходима систематизация законодательства?

8. Что представляет собой учет как вид систематизации норма­тивно-правовых актов?

9. Понятие и разновидности инкорпорации законодательства.

10. В чем заключаются характерные черты консолидации?

11. Что понимается под кодификацией законодательства и какие существуют ее разновидности?

Глава 15. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

§1. Понятие, признаки и виды правовых отношений

Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды.

Нормативные акты принимаются различными органами, в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые могут между собой находиться в противоречии. Поэтому, прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативно – правовые акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Систематизация законодательства – это упорядочение нормативных актов, привидение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших, неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Инкорпорация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Инкорпорация может быть:

Хронологической – нормативные акты располагаются по времени их принятия;

Тематической или предметной – экономической, строительной;

Официальной – проводится по поручению органов государства;

Неофициальной – издание сборника составителями – профессионалами.

Кодификация – предполагает такое упорядочение правовых актов, которое направлено на их переработку путем исключения противоречий. Пробегом дополнений по существу. Тем самым обеспечиваются внутренняя согласованность, целостность, системность и полнота, обновленного законодательного акта. В результате кодификации появляются новые укрупненные законодательные акты. Таким образом, кодификация – форма систематизации, путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.

Кодификация может быть:

Всеобщей – переработке подвергается значительная часть законодательства;

Отраслевой – перерабатываются нормы определенной отрасли;

Специальной – перерабатываются нормы определенного института.

Результатом кодификации являются: кодексы, уставы, основы законодательства, положения, в которых всегда в систематизированном виде содержатся новые нормы.

Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образования). Консолидация сочетает в себе черты инкорпорации и кодификации. Используется редко, как правило, в ведомственной сфере.

Некоторые авторы выделяют такой вид систематизации законодательства, как учет нормативно – правовых актов – наиболее простой вид систематизации. В процессе учета осуществляется сбор и хранение правовых актов, издаваемых различными органами власти, управление учреждениями, организациями. Это текущая внутренняя работа для более успешной деятельности конкретного органа или организации. Ее ведут секретариаты, юридические отделы, архивы, состоящие в структуре этих органов и организаций. Это локальный уровень систематизации.

С правотворчеством и юридической техникой непосредствен­но связан процесс систематизации действующих нормативных актов.

Система действующих правовых документов значительна по объему, быстро изменяется. В связи с этим возникают правовые коллизии, что негативно сказывается как на правотворчестве, так и на правоприменении.

Систематизация нормативных актов как раз является од­ним из средств приведения нормативных актов в согласован­ную систему.

Систематизация нормативных актов - это юридическая деятельность, направленная на приведение нормативных актов в единую и внутренне согласованную систему.

Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы, организации, а в определенных случаях - частные лица.

Различают три основных вида систематизации - кодифика­цию, инкорпорацию и консолидацию.

I. Кодификация - это объединение нескольких норматив­ных актов, регулирующих сходные общественные отноше­ния, в единый, логически цельный акт путем переработки норм, объединяемых актов.

В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - и способ правотворчества, и наиболее сложный, трудоемкий вид систематизации.

Кодекс (лат. соdех - собрание законов) - кодифицирован­ный законодательный акт, объединяющий в строго определен­ном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль общественных отношений.

Результатомкодификации могут быть следующие виды актов.

1. Основы законодательства - э то вид кодифицированно­го акта, с которого начинается процесс право­вого регулирования общественных отношений в той или иной сфере. Основы законодательства содержат основополагающие нормы, регулирующие ту или иную область сходных обществен­ных отношений, вследствие чего являются юридической базой для развития законодательства. Например , правовые акты, ре­гулирующие нотариальную деятельность в России основаны на таком акте «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 N 4462-1 (с изм. и доп..

2. Отраслевые кодексы : Гражданский, Уголовный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

3. Межотраслевые кодексы , содержащие нормы различных отраслей права: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

4. Специализированные кодексы , содержащие нормы, ре­гулирующие специфические отношения - Избирательный кодекс г. Москвы.

5. Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, кото­рые регулируют определенную сферу государственной деятель­ности, деятельность определенных ведомств, министерств, орга­низаций в той или иной сфере. (Дисциплинарный устав, Устав внутренней и караульной службы и др.).

II. Инкорпорация - это систематизация нормативных актов путем объединения актов в сборник без изменения его содер­жания.

Виды инкорпорации :

1.В зависимости от принципа объединения нормативных актов выделяют два вида инкорпорации:

- хронологическую инкорпорацию (по времени принятия актов) - Собрание законодательства РФ, Собрание постановле­ний Правительства, Бюллетени высших судебных органов;

- тематическую инкорпорацию (по предмету правового регулирования). Например , Свод законов является вершиной та­кой инкорпорации и представляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подза­конные нормативные акты.



2.В зависимости от субъектов, осуществляющих эту дея­тельность , выделяют:

- официальную инкорпорацию - упорядоченное объеди­нение нормативных актов путем издания компетентными орга­нами сборников (собраний) действующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информации;

- неофициальную инкорпорацию , которая проводится раз­личными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

III. Консолидация - это объединение множества законода­тельных актов в единый укрупненный акт.

При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов.

Примером консолидации времен бывшего Союза являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.101980 «О праздничных и памятных днях», объединивший (а тем са­мым и заменивший) 48 ранее действовавших актов по этому вопросу.

Консолидация используется в правотворческой деятельнос­ти с целью упорядочения нормативных актов по различным воп­росам общественной и государственной жизни, когда необходи­мо свести воедино много разрозненных нормативных предписа­ний по признаку однородности деятельности.

От системы права следует отличать систему законодательства, под которой понимается совокупность всех нормативно–правовых актов, действующих в государстве. Система законодательства (позитивного права) может быть построена по различным основаниям. В основном она строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования). Однако могут быть и нормативно–правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей права.

Например, закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» содержит нормы разных отраслей права. В основу построения системы законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативно–правовых актов. В таком случае нормативные акты располагаются в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу. В данном случае – это нормы конституционного права. В государствах, где есть форма федеративного устройства, система законодательства строится с учетом принципа федерализма– федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации. Ведущее место здесь занимает федеративное законодательство, которое находится в ведении федеральной власти (Россия, Германия, США).

Систематизация законодательства – это упорядочение нормативно– правовых актов, приведение их в единую согласованную систему. Систематизация законодательства осуществляется в целях облегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования. Принципы систематизации: достоверность, полнота и удобство.

В России учету подлежат ФКЗ, ФЗ, нормативные указы президента, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов, акты ОМСУ, постановления КС, нормативны разъяснения пленума ВАС. Учет – сбор действующих НПА, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, а также выдачу справок по вопросам заинтересованных органов и их лиц. Виды учетов: картотечный, журнал, автоматизированные системы (консультант, гарант). Журнал учета ведется по хронологическим и алфавитным принципам. Когда акты систематизируются по отраслям права и дате принятия. Картотечный – создание системы карточек, на которых фиксируется основные реквизиты нпа. Автоматизированный учет позволяет быстро найти необходимый нпа.

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в научной литературе выделяют и такой вид систематизации, как консолидация.

Инкорпорация это вид систематизации, то есть такое упорядочение, которое, во–первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во–вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям.

Главная задача – расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, но и другим категориям населения.

Высшая ступень систематизации законодательства – кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляется по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление, законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ). Кодификация – это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно–правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно–правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно–правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт. Однако при консолидации содержание отдельных нормативно–правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом перед кодификацией.

Сис­тематизация законодательства - это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систе­му действующих законодательных актов с целью их доступнос­ти, лучшей обозримости и эффективного применения. В осно­ве этой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Целями систематизации являются создание стройной систе­мы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение уста­ревших и неэффективных норм права, разрешение юридичес­ких коллизий (это расхождение правовых норм двух или более действующих НПА, регулирующих одно и то же общественное отношение), ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны 4 основные формы системати­зации: учет, консолидация, инкорпорация, кодификация.

1. Учет- сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение гос. органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

Принципы: полнота, достоверность, удобство.

В России учету подлежат: (ФКЗ, ФЗ, Указы През-та РФ, НА Прав-ва РФ, Акты ФОИВ, законы субъектов РФ; акты соответствующих ОМС; нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ; постановления Конст. Суда РФ.

Разновидности учета:

1)Журнальный учет – ведется по хронологическому и алфавитному предметному принципам. Наиболее удобная форма учета – тематико-предметная (акты систематизируются по отраслям права).

2) Картотечный учет – создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты НПА. Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно-отраслевому принципам.

3) Поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии – внесение изменений и дополнений (обычно методом вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты НПА.

4) Автоматизированный учет – наиболее удобный и распространенный в настоящее время (с помощью компьютера). В России «Консультант-плюс», «Гарант», «Кодекс».

2. Инкорпорация - вид систематизации, в ходе которой дей­ствующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае тек­стуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые форми­руются по тематическому принципу (т. е. по предмету регули­рования) или по годам издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу).

Кроме того, инкорпорация под­разделяется на официальную (осуществляется специально на то уполномоченным субъектом и имеющая обязательный характер. Примером офиц-ой И. – Собрание зак-ва РФ) и неофициальную (осуществляемая специально неуполномоченным субъектом и не имеющая юридического значения).

Хронологическая инкорпорация – акты упорядочиваются по дате их принятия.

Предметная инкорпорация – акты упорядочиваются по предмету правового регулирования.

3. Кодификация - вид систематизации, который предпола­гает переработку норм права по содержанию и его систематизи­рованное, научно обоснованное изложение в новом законе (напри­мер, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Всегда носит официальный характер. Кодифи­кация законодательства может быть всеобщей (когда переработ­ке подвергается все законодательство государства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной отрасли законо­дательства) или специальной (охватывающей нормы определен­ного правового института).

Формы кодифицированных актов: Кодекс, Устав, Положения, Правила

4. Консолидация – объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов без изменения их содержания. Осуществляется компетентными органами государства.

Практика подготовки и принятия укрупненных, консолидированных актов осуществлялась в прежние годы в сфере регулирования вопросов сельского хозяйства, заготовок сельскохозяйственной продукции, налогообложения, административной ответственности и т.д. Так, в 1990 г. Президиум Верховного Совета СССР объединил в один акт 48 ранее принятых нормативных актов о служебных командировках.

деятельность по совершенствованию и приведению действующих нормативных актов в единую, упорядоченную и внутренне согласованную систему. Для современных государств характерно значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Законодательство все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений.отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение,приведение в определенную научно обоснованную систему. издание разного рода сборников и собраний законодательства.

С.з. необходима для развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности право-творческой деятельности,способствуют ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве. С.з. обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. С.з. - необходимая предпосылка повышения уровня юридической культуры общества, обучения студентов.

В понятие "С.з." включаются такие самостоятельные формы правовой деятельности, как учет нормативных актов, инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства.

Под учетом нормативных актов понимается сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам. Органы, учреждения и организации осуществляют учет как для удовлетворения своих собственных потребностей, так и для снабжения (в том числе и на коммерческой основе) правовой информацией иных учреждений и отдельных лиц. В РФ обычно подлежат учету ФЗ. нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления КС. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет. в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).

Наиболее простой вид учета законодательства - это фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. При алфавитно-предмет-ной регистрации такие акты фиксируются по предметным рубрикам,располагаемым по алфавиту (например, аванс , аккредитив , аренда и т.д.). Оптимальная форма журнального учета - тематико-предметная. когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли (см. Отрасль права), подотрасли и юридические институты.

Другая, более совершенная форма учета законодательства - картотечный учет. Это создание разного ряда системы карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.

На карточках могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта(вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования), либо его полный текст, что представляется более предпочтительным. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки и тиражирование необходимых карточек и т.д.). Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам.

Третья форма учета законодательства - ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов,указов, постановлений и других нормативных актов, отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.

Все более активно используется так называемый автоматизированный учет законодательства на базе применения компьютерной техники и новейших достижений информатики.

Иногда понятие С.з. имеет более узкий смысл, а именно инкорпорация законодательства в форме издания собраний законодательства, а также деятельность судебных и иных правоохранительных органов по текущему учету действующих нормативных актов.

ПиголкинА.С.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "" в других словарях:

    Систематизация законодательства - деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению их в упорядоченную, согласованную систему. Национальное законодательство современных государств представляет обширное (порой трудно обозримое) нормативное хозяйство, состоящее из… … Элементарные начала общей теории права

    Юридический словарь

    СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА … Юридическая энциклопедия

    Систематизация законодательства - упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в согласованную, взаимоувязанную систему по отраслям законодательства, позволяющую провести максимально полный учет нормативных актов в целях информирования заинтересованных лиц о действующих … Официальная терминология

    Систематизация законодательства - официальная деятельность государственных органов и профессиональная деятельность других организаций, коллективов и лиц, связанная с расположением по заранее определенным принципам нормативно правовых актов, приведением их во внутренне… … Теория государства и права в схемах и определениях

    систематизация законодательства - (систематизация права) процесс сведения к единству нормативно правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания. В зависимости от того, как обрабатывается нормативно правовой материал, различают инкорпорацию (консолидацию) и… … Большой юридический словарь

    Систематизация законодательства - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему в целях обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации… … Большой юридический словарь

    СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - деятельность государственных органов, должностных лиц или граждан, направленная на упорядочение и дальнейшее совершенствование действующих нормативно правовых актов и правовых норм. В процессе С. з. устраняются противоречия между ними, отменяются … Энциклопедический словарь конституционного права

    - (см. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - в соответствии со ст. 1 Закона от 10 января 2000 г. О нормативных правовых актах Республики Беларусь под систематизацией законодательства понимается деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне… … Юридический словарь современного гражданского права

Книги

  • Систематизация и кодификация информационного законодательства , . В сборнике, подготовленном по итогам Международной конференции по информационному праву, прошедшей 13-14 марта 2014 г., в Институте государства и права РАН на базе Сектора информационного…

Страница 2 из 3

§13.2. Виды систематизации

Традиционно в отечественной юридической литературе выделяют четыре вида систематизации законодательства:
- учет нормативно-правовых актов;
- инкорпорацию;
- кодификацию;
- консолидацию.
Учет нормативно-правовых актов - это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативно-правовых актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.
Учет осуществляется практически всеми государственными органами, юридическими лицами и практикующими юристами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.
Основной задачей учета является сбор нормативно-правовых актов и поддержание их в таком состоянии, которое обеспечивает быстрое нахождение нужной правовой информации.
Значительную часть нормативно-правовых актов берут из официально публикуемых сборников нормативно-правовых актов. Совокупность нормативно-правовых актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке: по разделам, по правотворческим органам, по хронологии.
Инкорпорация представляет собой систематизацию путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое юридическое значение. Примерами инкорпорации являются: Свод законов Российской Империи 1832 г. в 16 томах; Свод законов СССР 1988 г. в 10 томах, Свод законов РСФСР 1986-1988 гг. в 8 томах. По Указу Президента РФ от 06.02.1995 г. №94 “О подготовке к созданию Свода законов Российской Федерации” ведется подготовка к составлению и изданию Свода законов, действующих в современной России.
Инкорпорация бывает: официальной, официозной и неофициальной.
При официальной инкорпорации по поручению и под контролем органов государственной власти могут издаваться сборники законов, постановлений правительства, сборники министерских приказов, инструкций и т.д. Формальным показателем официальности опубликования текстов нормативно-правовых актов являются грифы на титульном листе сборников: “утверждаю”, “согласен”, “официальное издание”. Другим признаком официального характера актов инкорпорации является участие в их опубликовании и редактировании руководителей органов, которые ранее приняли собранные в сборник нормативно-правовые акты.
Официозная инкорпорация выглядит как подготовка и опубликование текстов сборников нормативно-правовых актов с согласия органов власти научно-консультативными советами авторитетных ученых, высококвалифицированных юристов этих учреждений и т.д. В данном случае официозность подобных сборников определяется авторитетным мнением специалистов, работающих в данных органах и принявших участие в инкорпорировании нормативного материала. Например, в практике Верховного Суда РФ имеется своеобразная традиция периодически готовить и публиковать Сборники постановлений Пленума Верховного Суда за определенные периоды времени. Они готовятся членами Научно-консультативного Совета, работниками Верховного Суда, видными учеными- юристами и пользуются исключительным авторитетом у всех практикующих юристов.
Неофициальная инкорпорация представляет собой наиболее разнообразный слой систематизированного изложения различных нормативно-правовых актов, которое осуществляют и используют все заинтересованные в этом субъекты: граждане, юристы, должностные лица, общественные объединения и т.д. Это может быть “коммерческое” опубликование текстов нормативных актов различными издательствами, составление компьютерных программ поиска нормативного материала (Гарант, Кодекс, КонсультантПлюс и т.д.), упорядочивание нормативного материала юристами - учеными и практиками - путем занесения текстов правовых актов на карточки, составления папок с материалами и т.д. Известно, что каждый уважающий свою специальность юрист - следователь, судья, прокурор, адвокат и т.д. - всегда имеет у себя дома или на работе всевозможные вырезки из газет, журналов, распечатки текстов законодательства и важнейших правоприменительных актов прецедентного значения, собирает, подшивая и вклеивая, изменения и дополнения к текстам источников права. Это и есть тематическое, или хронологическое, инкорпорирование источников права.
Кодификация - это разновидность систематизации, характеризующаяся объединением нормативно-правовых актов в единый, логически цельный, не противоречивый акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Примерами кодификации являются Гражданский, Уголовный, Таможенный и иные кодексы Российской Федерации.
Кодификация законодательства может быть всеобщей, когда переработке подвергается значительная часть законодательства; отраслевой, когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства; специальной, когда перерабатываются нормы какого-либо правового института.
К признакам кодификации относятся:
1) ее могут заниматься исключительно специальные органы;
2) в итоге кодификации всегда появляется новый нормативно-правовой акт - кодекс;
3) кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
С кодификацией тесно связана, но вместе с тем от нее отличается, консолидация нормативно-правовых актов, представляющая собой промежуточное звено, между кодификацией и инкорпорацией, в процессе которой несколько нормативно-правовых актов объединяются в один. По существу, консолидирование означает объединение имеющегося нормативно-правового материала путем устранения разрозненности и многочисленности правовых норм, сведением их в один нормативно-правовой акт.
Консолидация может использоваться только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативно-правовыми актами. При консолидации объединенные нормативно-правовые акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативно-правовой акт. Но консолидация не меняет содержание правового регулирования.
Издание консолидированных нормативно-правовых актов широко распространено в Великобритании и Франции.