Как не спать всю ночь и быть бодрым? Методика преподавания теории государства и права

После сдачи ТГП у меня началось то, что лучше всего описывается двумя словами: синдром бога. И/или, возможно, последствия огромного стресса, коим был прошлый экзамен. Я думал - все, жизнь удалась, я сдал ТГП, да не просто сдал, а сдал на 5. До следующего экзамена было 6 дней. В первый же день после этого мне пришлось ехать в военкомат по повестке и вежливо намекать, что у меня ГОСы и что пока мне не до них. И после этого я смог начать готовиться. Парням на заметку: так можно и к ответственности за это вас не привлекут, как бы они не грозились (если будет интересно, расскажу, как дружить с военкоматом - что можете вы и они).

Особенностью первого экзамена было то, что он огромен по объему, достаточно жесток в структуре ответа, но наполнение этой структуры могло быть достаточно свободным, если вы можете обосновать свое мнение. И это сделать действительно возможно.

Второй Экзамен

Уголовное право - это предмет без чувства юмора, где одна запятая может решить судьбу человека (казнить нельзя помиловать). Т.е. в ответе нельзя забыть даже одно слово и структура значительно жестче. В то же время объем материала значительно меньше, и если вы не судья Верховного Суда или доктор юридических наук, своих рассуждений от вас не потребуют. По крайней мере, пока не закончат с основной программой.

Соответственно, не требуется читать много, нужно просто запомнить и понять одну единственную книжку - Уголовный кодекс РФ. Единственное, что можно прочитать сверх - это постановления Пленума Верховного Суда, в которых суд разъясняет некоторые положения УК. Но их объем также не велик.

Уголовное право я помнил довольно хорошо со второго и третьего курсов, когда мы сдавали экзамены по этому предмету. Поэтому основной деятельностью было повторение, которое состояло в перечитывании УК и необходимых пленумов.

Экзамен состоит из двух вопросов по общей и особенной части. В общей части закреплены, как понятно из названия, общие положения (понятия преступления и наказания, виды, сроки, порядок его назначения и т.д.), а в особенной - конкретные составы преступлений (убийство, мошенничество, бандитизм и др.). Так как формат ответа на второй вопрос закреплен очень жестко (есть четыре элемента, через которые раскрываются все преступления), я решил составить таблицу, в которой разбил все перечисленные в билетах преступления на эти четыре элемента. Такая работа требует хорошего понимания материала и позволяет уже подготовиться к ответу на экзамене.

Далее я использовал схемы моей мамы, которая среди прочих предметов преподает и уголовное право. Пару дней я изучал их, проговаривая ответы и составляя конструкции у себя в голове. После чего перешел к этапу обсуждения. И в течение двух дней по вечерам по 5-6 часов без перерывов отвечал маме все вопросы без подготовки. Надо сказать, милая вещь, после которой мысли вообще не складываются в хоть сколько-нибудь связные предложения. Увы, по всем вопросам мы пройтись не успели.

На уголовном праве я волновался уже меньше, но все равно проделал ту же процедуру: прежде чем начал отвечать на вопрос, пару минут потратил на то что бы успокоиться с помощью дыхательных техник, и лишь затем приступил к ответу на вопрос.

Этот экзамен я, наверное, не забуду никогда. Все началось с того, что одного из студентов поймали на списывании и, пригласив сотрудника деканата, выгнали с выставлением двойки. Затем другому студенту приспичило в туалет, и просьба выйти каким-либо образом (со сменой билета или под присмотром) вызвала бурю негодования в комиссии с приглашением все того же сотрудника из деканата, который тоже добавил свои пять копеек. Завершилось все тем, что последний зашедший студент вытянул вопросы, которых не было в предварительном перечне и ему пришлось 4 раза перетягивать билет и гонять председателя комиссии для выяснения причины того, почему у студентов оказались не те вопросы.

Пока все это кипело вокруг, нам нужно было готовиться, не обращая ни на что внимания. Но чертовски сложно сохранять самообладание, когда вокруг тебя постоянно что-то происходит. Так что умения сосредотачиваться и контролировать свое эмоциональное состояние оказываются крайне полезными навыками на ГОС экзамене.

Отвечал я быстро и уверенно, но во втором вопросе допустил ошибку в описании государственной измены. Описал ее по редакции, в которую недавно внесли изменения. Самое веселое здесь то, что я никогда эту редакцию не читал, т.е. вспомнил то, чего никогда не знал (прям как в том анекдоте).
Мой ответ оценили на четверку, что меня хоть и расстроило, но не особо удивило. Что из этого я извлек, и как следовало действовать для получения пятерки? Технология показала себя отлично. Слабым местом оказался я, так что для решения этой проблемы существует два варианта: повышать работоспособность заранее или иметь большее количество дней на подготовку.

Защита диплома

Следующим этапом была защита дипломной работы. Те, кто читает меня уже долго, знают, что диплом я писал сам, и даже видел мою статью о том, как написать диплом за неделю. После написания той статьи и диплома было еще много встреч с научным руководителем, было внесено достаточно дополнений, правок, ссылок и прочего. Над ним кипела работа и за его защиту я, в целом, мог не волновался. Если бы только на момент начала ГОСов моему научному руководителю не пришла в голову мысль о том, что в одном из параграфов не хватает примеров и их пришлось срочно искать и вставлять в текст. С другой стороны, несколько моих коллег на ГОСах полностью переписывали части диплома, так что все познается в сравнении.

Основную трудность во всей подготовке составляло оформление ссылок и сносок по правилам ГОСТа и требованиям организации. Полный бред, надо сказать, но требования есть требования.

Закончив со всем оформлением, я отправил диплом на рецензирование своему будущему научному руководителю. Рецензию я получил в двух вариантах: сначала профессор прошелся по моему русскому языку. Моему удивлению не было предела. 70 страниц текста он умудрился просмотреть за пару дней не просто его прочитав, но найдя все опечатки и не совсем корректные формулировки. Это на самом деле круто, я тоже так хочу уметь.

Зато вторую рецензию (содержательную) я получил в ночь перед защитой диплома, что заставило немного понервничать. Но рецензия оказалось положительной, а заданные вопросы не были для меня новыми, и я быстро составил речь на защиту, согласовал ее с научным руководителем и спокойно пошел спать.

После таких приготовлений и объема выполненной работы, защита прошла как по маслу, со всеми заданными вопросами я справился отлично, получил свою пятерку, и мы всей кафедрой пошли отмечать защиту дипломов чаем с тортиком.

Третий Экзамен

Последним экзаменом был Английский язык. Экзаменационные задания были известны -

1) письменный перевод текста в размере 1800 знаков на юридическую тему с английского на русский язык (проверка навыков перевода)
2) устный перевод с русского на английский язык небольшого текста (проверка навыков перевода)
3) диалог на тему дипломной работы (проверка коммуникативных навыков).

Т.е. на экзамене было то, что либо есть, либо нет, за несколько дней это не создашь. Поэтому вся моя подготовка заключалась в создании и погружении в атмосферу английского языка с помощью 10 часов просмотра Игры престолов на английском языке и нескольких выступлений с TED корейцев и других участников, для которых английский не являлся родным языком. И в первом, и во втором случае мне приходилось прикладывать усилия, чтобы различать акценты, особенности произношения тех или иных слов. Такие усилия натренировали меня достаточно, чтобы я вспомнил язык и мог спокойно понимать кого угодно и когда угодно.

К началу третьего экзамена мне было уже вообще все равно. Казалось, что шел на беседу, не более. Все выгорело. Текст попался мне не очень знакомый, но в общем понятный и если бы не пришлось писать перевод от руки, справился бы гораздо быстрее. С написанием перевода вручную, кстати говоря, проблема возникла почти у всей группы - скорость письма была низкой.

С устным текстом почти не возникло проблем, в одном месте я допустил неточность в переводе, а так все прошло замечательно.

Беседа на тему диплома, который я полностью написал сам, в том числе на основе иностранных источников прошла быстро, я даже разогнаться не успел, а мне с улыбкой: «все достаточно, спасибо». Получил я, соответственно, пятерку.

В следующей (последней) части я сведу всю информацию и обобщу ее чтобы сформировать некоторые закономерности и привести мой опыт в четкую систему полученных знаний, не пропустите!

П.С. Дорогие читатели, в последнее время мои статьи выходят не так регулярно как раньше, но не переживайте, со мной все хорошо и блог я оставлять не собираюсь! Чтобы не пропустить обновления подписывайтесь и добавляйтесь в друзья в ВК (

21 июня 2013

Поступив в вуз, на первых порах новоиспеченный студент может несколько растеряться от того, сколько совершенно новых и неизвестных учебных предметов придется изучать. Представители технических специальностей сконцентрируются на математике, физике и химии, гуманитарии - на социологии, языках и обществоведении, а юристы - на политологии, теории государства и права и изучении законодательства.

Почему вместе?

Многих может интересовать вопрос, почему же государство и право нужно изучать вместе, ведь по отдельности их можно рассмотреть лучше и детальнее? Дело в том, что закономерности касательно возникновения и развития права и государства практически одинаковы. Они изменяются в зависимости друг от друга, а также от преобразований той социально-экономической формации, которой они принадлежат. Можно сказать, что совмещенное понятие теории государства и права органично, т.к. связывает два элемента, трудно отделимых друг от друга.

Общая информация

В основе предмета «Теория государства и права» лежит обобщенная система знаний о принципах возникновения и развития государств на различных этапах истории, а также о их правовых особенностях в разный исторический период. Студенту необходимо знать, что теория государства и права - это вводная дисциплина, которая призвана всего лишь ознакомить с основами юриспруденции. Однако качественно освоив вступительную часть юридических наук, с легкостью можно будет разобраться и в более сложных предметах юридической отрасли.

Основное о предмете

Чтобы понять, что же представляет собой теория государства и права, нужно выделить объект и предмет данной науки. Объектом, как и во всех общественных науках, тут является само общество со всеми его изменениями и закономерностями развития. Предмет же должен рассказывать, что на самом деле изучает данная наука. Исходя из названия, легко можно сделать вывод, что предметом ТГП являются различные государственно-правовые явления на разных уровнях их возникновения и трансформации.

Что изучает ТГП

Из всего курса можно выделить особо важные пункты, на изучение которых будет уходить львиная доля времени студента. В первую очередь, это функциональная составляющая государства и права как раздельно, так и в тандеме. Также теория государства и права направлена на изучение социальных закономерностей, благодаря которым и происходят изменения в самом государстве, а также в его правовой составляющей. Очень важным пунктом при изучении предмета будет ознакомление с различными, довольно-таки сложными правовыми категориями, с которыми и далее будет работать будущий юрист. Важно разобраться и во всех классических примерах возникновения и развития государств и их правовой базы. Это может очень помочь студенту, т.к. зная, что история имеет свои циклы, которые со временем повторяются, можно определить закономерности возникновения и даже этапы развития различных государств. И при этом можно научиться немного прогнозировать, с юридической точки зрения, ситуацию даже в своей стране.

Источник: fb.ru

Актуально

Теория государства и права представляет собой одну из основополагающих юридических дисциплин, предмет которой составляют общие закономерности различных правовых систем, а также возникновения, становления и развития форм государственного устройства. Не менее важным элементом этой науки является изучение особенностей и методов функционирования государственных и правовых институтов. Такое определение обуславливает структуру теории государства и права как науки.

Структура

Конструкция этой науки базируется на существовании двух крупных блоков. Каждый из них подразделяется на более мелкие элементы, а основные, это: теория государства и теория права.

Эти блоки являются взаимодополняющими, в них обнаруживаются общие закономерности и проблемы (например, происхождение и эволюция государственных и правовых норм, методология их изучения).

При разборе сущностных элементов теории права необходимо учитывать конкретное содержание получаемого знания. С этой точки зрения в нем можно выделить следующие элементы:

  • философия права, которая по мнению некоторых исследователей (С. С. Алексеев, В. С. Нерсесянц) представляет собой изучение и осмысление самой сути права, его соответствие основным философским категориям и понятиям;
  • социология права, то есть его применимость в реальной жизни. Этот элемент включает в себя проблемы эффективности правовых норм, их границы, а также изучение причин возникновения правонарушений в различных обществах;
  • позитивная теория права, занимающаяся вопросами создания и претворения в жизнь правовых норм, их трактования и механизмами действия.

Версии происхождения государства

На разных этапах своего развития человечество пыталось осмыслить, каким образом возникли те или иные руководящие их жизнью правовые нормы. Не меньший интерес для мыслителей представлял вопрос о происхождении государственного строя, в котором они живут. Оперируя современными понятиями и представлениями, философы древности, Средневековья и нового времени сформулировали ряд теорий происхождения государства и права.

Философия томизма

Известный христианский мыслитель Фома Аквинский, давший свое имя философской школе томизма, разработал на базе трудов Аристотеля и Святого Августина теологическую теорию. Суть ее состоит в том, что государство создано людьми по воле Бога. Это не исключает возможность, что власть может быть захвачена злодеями и тиранами, примеры чего можно найти в Священном писании, но в этом случае Бог лишает деспота своей поддержки, и его ожидает неминуемое падение. Такая точка зрения не случайно сформировалась в XIII веке - эпохе централизации в Западной Европе. Теория Фомы Аквинского придавала государству авторитет, соединяя высокие духовные идеалы с практикой отправления власти.

Органические теории

Несколькими веками позже с развитием философии появился корпус происхождения государства и права, базировавшихся на представлении о том, что любой феномен можно уподобить живому организму. Подобно тому, как сердце и мозг выполняют более важные функции в сравнении с другими органами, так и государи со своими советниками имеют более высокий статус в сравнении с крестьянами и купцами. Более совершенный организм имеет право и возможности поработить и даже уничтожить слабые образования, как сильнейшие государства завоевывают слабейшие.

Государство как насилие

Из органических теорий выросла концепция насильственного происхождения государства. Знать, обладающая достаточными ресурсами, подчиняла себе бедных соплеменников, а затем обрушивалась на соседние племена. Из этого следовало, что государство появилось не в результате эволюции внутренних форм организации, а в силу завоевания, подчинения и принуждения. Но эта теория практически сразу была отвергнута, поскольку, учитывая лишь политические факторы, она совершенно игнорировала социально-экономические.

Марксистский подход

Этот недостаток был устранен Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Все виды и формы конфликтов как в древних, так и современных обществах они свели к теории классовой борьбы. Ее базисом является развитие производительных сил и производственных отношений, в то время как политическая сфера жизни общества представляет собой соответствующую надстройку. Факт подчинения слабых соплеменников, а за ними слабых племен или государственных образований с точки зрения марксизма детерминирован борьбой угнетенных и угнетаемых за средства производства.

Современная наука не признает главенства какой-то конкретной теории, используя комплексный подход: из концепций каждой философской школы берутся наиболее значимые достижения. Представляется, что государственные системы древности действительно были построены на угнетении, и существование рабовладельческих обществ в Египте или Греции не подвергается сомнению. Но при этом учитываются и недостатки теорий, вроде характерного для марксизма преувеличения роли социально-экономических отношений при игнорировании нематериальной сферы жизни. Несмотря на обилие мнений и взглядов, вопрос о происхождении государственно-правовых институтов представляет собой одну из проблем теории государства и права.

Методология теории

Каждая научная концепция обладает своей методологией анализа, позволяющей приобретать новые знания и углублять уже имеющиеся. Теория государства и права в этом отношении не исключение. Поскольку эта научная дисциплина занимается изучением общих государственно-правовых закономерностей в динамике и статике, конечным итогом ее анализа является выделение понятийного аппарата юридической науки, как-то: право (а также его источники и отрасли), государственный институт, законность, механизм правового регулирования и так далее. Используемые для этого теорией государства и права методы можно разделить на всеобщие, общенаучные, частнонаучные и частноправовые.

Всеобщие методы

Всеобщие методы разрабатываются философской наукой и выражают единые для всех областей знания категории. Наиболее существенными приемами в этой группе являются метафизика и диалектика. Если для первой характерен подход к государству и праву, как к вечным и неизменным категориям, связанным друг с другом в незначительной степени, то диалектика исходит из их движения и изменения, противоречий как внутренних, так и с другими явлениями социальной сферы жизни общества.

Общенаучные методы

К общенаучным методам, в первую очередь, относятся анализ (то есть выделение составных элементов какого-либо крупного явления или процесса и последующее их изучение) и синтез (объединение составных частей и их рассмотрение в совокупности). На разных этапах исследования могут применяться системный и а для проверки полученных ими сведений - метод социального эксперимента.

Частнонаучные методы

Существование частнонаучных методов обусловлено развитием теории государства и права в связи с другими науками. Особое значение играет социологический метод, суть которого состоит в накоплении посредством анкетирования или наблюдения конкретных сведений о поведении государственно-правовых субъектов, их функционировании и оценки обществом. Социологическая информация обрабатывается при помощи статистических, кибернетических и математических методов. Это позволяет определить дальнейшие направления исследования, выявить противоречия теории и практики, обосновать, в зависимости от ситуации, возможные пути дальнейшего развития или амортизации последствий апробированной теории.

Частноправовые методы

Частноправовые методы представляют собой непосредственно юридические процедуры. К таковым, например, относится формально-юридический метод. Он позволяет уяснить существующую систему правовых норм, определить границы ее интерпретации и способы применения. Суть сравнительно-правового метода состоит в изучении сходств и различий, существующих в разных обществах на различных этапах их развития, правовых систем с целью выявления возможностей применения элементов чуждых законодательных норм в данном обществе.

Функции теории государства и права

Существование любой отрасли научного знания предполагает использование ее достижений обществом. Это позволяет говорить о конкретных функциях теории государства и права, в числе которых наиболее значимыми являются:

  • объяснение базовых закономерностей в государственно-правовой жизни общества (объяснительная функция);
  • прогнозирование вариантов развития государственно-правовых норм ;
  • углубление существующих знаний о государстве и праве, а также приобретение новых (эвристическая функция);
  • формирование других наук, в частности, юридических (методологическая функция);
  • вырабатывание новых идей с целью позитивного преобразования существующих форм государственного устройства и правовых систем (идеологическая функция);
  • позитивное воздействие теоретических разработок на политическую практику государства (политическая функция).

Правовое государство

Поиск наиболее оптимальной формы политико-правовой организации общества является одной из наиболее важных задач теории государства и права. Правовое государство на данный момент представляется в этом отношении главным достижением научной мысли, что подтверждается очевидными практическими выгодами от реализации его идей:

  1. Власть должна быть ограничена неотчуждаемыми правами и свободами человека.
  2. Безусловное верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  3. Зафиксированное в Конституции разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
  4. Существование взаимной ответственности государства и гражданина.
  5. Соответствие законодательной базы конкретного государства принципам международного права.

Значение теории

Итак, как следует из самого предмета теории государства и права, - эта наука, в отличие от других юридических дисциплин, ориентирована на изучение существующих систем законодательных норм в самом абстрактном виде. Получаемые методами этой дисциплины знания ложатся в основу правовых кодексов, формируют представление о функционировании законов, намечают пути дальнейшего развития общества. Это и многое другое позволяет с уверенностью говорить о центральном положении теории государства и права в общей системе юридического знания и более того, играть в ней объединяющую роль в силу взаимосвязи с другими гуманитарными науками.

Изучение теории государства и права призвано вооружить будущих юристов современными достижениями общетеоретической мысли, сформировать политико-правовое мышление, включающее идеи приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, господства права.

Задачей курса, традиционной для фундаментальной академической дисциплины, является выработка ценностных ориентации в жизни на базе превращения теоретических знаний в убеждения и движущую силу поведения обучающихся.

Поэтому в процессе преподавания теории и истории государства и права важнейшим считается вопрос: как преподавать. Полагая, что ответ находится на поверхности, мы ошибаемся. Методы и приемы преподавания теснейшим образом связаны с содержанием предмета. А само содержание определяется конкретным способом разрешения основной методологической проблемы: об отнесенности теории государства и права к гуманитарной парадигме.

«Нет ничего практичнее хорошей теории». Эта крылатая фраза не является убедительной для значительного числа студентов, если речь вести об уровне преподавания. В том случае, если преподаватель предлагает массу теоретических установок, которые непонятны студенту, то надеяться на то, что это вызовет встречное качественное восприятие учебного материала, не приходится.

Не является секретом то, что подавляющее большинство студентов в отношении данной учебной дисциплины любовью не пылают, и откровенно побаиваются, и соответственно слушать и читать учебный материал не спешат. В ряде случаев обучение сводится к вынужденной зубрежке. А сдача экзамена превращается в настоящее испытание. В чем же причина подобного положения дел и чем необходимо руководствоваться в этих случаях?

На наш взгляд, в процессе преподавания теории государства и права преподаватель обязан четко осознавать, на какие принципы он должен опираться как специалист.

Основной принцип - ориентация на четкость и ясность постановки проблемы (научной или практической) как со стороны содержания, так и по форме.

В процессе изучения курса теории государства и права используются различные организационные формы обучения: лекция, семинар, индивидуальное собеседование, коллоквиум, конференция, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены. В качестве методов педагогического контроля успеваемости студентов могут использоваться, в частности, опрос, контрольные задания, проверка преподавателем конспектов рекомендованной литературы, рецензирование курсовой работы, тестирование и другие способы и приемы, направленные на проверку знаний обучающихся по широкому кругу вопросов, предусмотренных программой обучения.

Все формы обучения призваны одновременно выполнять ряд педагогических функций: обучающую, развивающую, образовательную, воспитательную и дополнительные - направляющую, активизирующую, организующую. Повышение эффективности обучения непосредственно связано со стремлением преподавателя реализовать максимальное число функций.

Все указанные формы по своей структуре имеют вводную, основную и заключительную части. Во вводной части в общем случае проверяется присутствие обучающихся, объявляется тема, цель, задачи и общая организация занятия, проверяется готовность обучающихся к занятию, разъясняются задачи, стоящие перед ними, и способ действий. Основная часть - изложение или отработка вопросов, составляющих содержание занятия. Заключительную часть составляют ответы на вопросы, дополнительные разъяснения, разбор итогов (групповых и индивидуальных), оценки, задания обучающимся на самостоятельную работу и подготовку к следующему занятию.

Подготовка к занятиям предполагает: продумывание целей, задач и функций занятия; отбор содержания, его структурирование и запоминание (или оживление в памяти); продумывание методики, отбор (изготовление) средств обеспечения; разработку плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия.

Лекция. Лекция - ведущая форма обучения. Ведущей она является потому, что с нее начинается учебная дисциплина, раздел и большинство тем, предусмотренных учебной программой. Лекция является составной частью учебного процесса и представляет собой систематическое, последовательное изложение лектором программного материала. Лекция - это одна из основных и наиболее важных форм учебной работы студентов.

В преподавании учебного предмета (теории государства и права), имеющего своим содержанием теоретические установки, перед преподавателем ставится задача сделать его доступным пониманию неподготовленной аудитории, адаптировать его к уровню научной компетенции данных слушателей. Эту задачу преподаватель должен решить при подготовке к лекции. Естественно, что перед ним встают вопросы: какими приемами и методами, способами и средствами необходимо пользоваться, чтобы содержание лекции по теории государства и права было изложено доходчиво и интересно для студента. Вопрос состоит в том, что лекция не должна повторять учебник. Лекция должна дополнять учебный материал самыми последними данными науки, порой даже неопубликованными, но известными преподавателю, фактами из жизни, личным пониманием и отношением его к излагаемому. Один из первых вопросов, которые необходимо решить в процессе чтения лекции, - как довести до сознания слушателей научное содержание основных понятий темы. К примеру, возьмем дефиницию понятия «государство». Государство представляет собой властно-политическую организацию общества. В этом определении студен- ту-первокурснику могут быть непонятны слова «властно-политическая организация» (что под ним подразумевается?). И далее, обладающая государственным суверенитетом (что стоит за понятием «суверенитет», как он достигается?). Таким образом, содержание данной дефиниции должно быть объяснено студентам. Разъяснение содержания дефиниций в лекции должно присутствовать всегда, в противном случае все дальнейшее изложение темы может оказаться неэффективным.

Другой не менее важный методический вопрос лекции - это доказательность изложения. Как показывает практика, доказательность по значимости намного опережает другие показатели, такие, как эмоциональность, популярность, связь теории с жизнью, культуру речи и т.д. Доказательность представляет собой логические рассуждения, обоснованные аргументы. Никакого шаблона в этом нет. Каждое доказательство имеет свою специфику, которая определяется характером тезиса и имеющихся доводов. Например, историческую необходимость создания государства как социального института доказать быстро невозможно. Тем не менее логика находит нечто общее, что характерно для любого доказательства, - это его структура: тезис (положение, которое требуется доказать), аргумент (аксиома или ранее доказанный тезис) и вывод (результат доказательства).

Для методики лекции имеет важное значение информативность содержания, отсутствие в нем банальных утверждений, примитивных примеров, общих рассуждений. Если примеры будут простыми, то теряется понимание важности и необходимости изучения данной науки.

В заключение, следует отметить, что в лекции по теории государства и права учебный материал необходимо оживить в речи преподавателя, представить его в эмоциональном и доступном изложении. Живая речь преподавателя, его поведение, общение со студентами способны существенно дополнить положения учебника, научных публикаций, сделать их интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее. Лекция - это произведение научной мысли, эстетики слова, глубокого понимания преподавателем того, о чем он говорит.

  • 1. Познавательная. Она выражается в вооружении студентов научным, цивилизованным пониманием государственно-правовой действительности и юридической деятельности, всесторонне осмысленных способов обеспечения ее эффективности и совершенствования. Лекция призвана давать целостное, систематизированное, доказательное, современное представление о вопросах правовой действительности и предстоящей слушателям практической деятельности в правоохранительных органах, в качестве юрисконсультов. В лекции теория всегда должна соотноситься с практикой. В этом случае достигается цель занятия.
  • 2. Развивающая. Важно, чтобы лекция была ориентирована не на память студентов, а на мышление, учила их не запоминать, а думать, понимать. Она призвана будить и направлять мысль, и тогда она сможет аккумулировать научную мысль, а студенты станут в этом случае ее соучастниками. Студенты, слушая преподавателя и следя за ходом его мысли, повторяя их, мысля в резонанс с преподавателем, перенимают манеру и способы его мышления. Если преподаватель мыслит логично, доказательно, четко, то так приучаются мыслить и студенты. Противоположные характеристики мышления, воплощенные в речевых высказываниях, сказываются, естественно, отрицательно. Преподаватель, который передает содержание лекции нелогично, шаблонно, неубедительно и при этом не высказывает своего мнения по острым, злободневным вопросам, оказывает негативное влияние на студентов. Практика свидетельствует, что в повседневном и интенсивном упражнении студентов в научном мышлении, в живом и непосредственном приобщении к научным источникам и состоит ценность лекции.
  • 3. Воспитательная. Основные воспитательные возможности лекции связаны с усвоением слушателями ее содержания. От умения преподавателя зависит заинтересованность студентов излагаемой проблемой, способами ее решения, рассуждениями и обоснованиями. В этом случае необходимо умение преподавателя говорить профессионально, свободно, вдохновенно, убежденно, ярко, живым языком.

Основными задачами обучения и воспитания в процессе чтения лекции следует считать:

  • формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права;
  • формирование уважения к государству, праву и законности;
  • привитие навыков правомерного поведения;
  • воспитание у студентов активной гражданской позиции, нетерпимости к различного рода правонарушениям;
  • формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы государства, общества, личности.
  • 4. Организующая. Данная функция связана с чтением установочных, вводных и обзорных лекций. В ходе этих лекций особенно важно установить психологический контакт с аудиторией, захватить внимание студентов, что будет способствовать их развивающему и воспитательному воздействию.

В практике преподавания теории государства и права выработано несколько разновидностей лекций. Рассмотрим их кратко.

Вводная лекция читается для студентов, которые еще не знакомы с предметом изучения. Она направлена на ознакомление студента с предметом науки теория государства и права. Задача такой лекции - возбудить у студента интерес к общетеоретическим юридическим дисциплинам.

Установочные лекции читаются для студентов, приступающих к изучению дисциплины. Их цель - ознакомить студентов с основными и наиболее сложными вопросами учебного курса, дать рекомендации методического характера для самостоятельной работы над материалом в межсессионный период.

Обзорные лекции читаются с целью привести знания, полученные студентами во время самостоятельного изучения, в определенную систему, показать взаимосвязь различных государственно-правовых явлений. Они содержат анализ наиболее типичных ошибок, допускаемых студентами при изучении дисциплины, информируют о новейших достижениях в теории государства и права.

Перед лекцией студенту рекомендуется самостоятельно прочитать раздел учебника, соответствующий теме предстоящей лекции, что позволит более осознанно воспринимать информацию, полученную от лектора. Важно зафиксировать основные, принципиальные положения и выводы, раскрывающие тему лекции, а также оригинальную иллюстративную информацию к ней.

Возникающие в процессе лекции вопросы обязательно следует сформулировать на полях тетради и задать их преподавателю в конце лекции. После лекции целесообразно еще раз просмотреть конспект и при необходимости внести соответствующие исправления и дополнения. Качественный конспект лекции окажет большую пользу при написании контрольной работы, подготовке к семинарским занятиям, зачету и экзамену.

Информативно-проблемные лекции читаются в связи с необходимостью передачи новой для студентов научной информации на основе отбора новейшего и важного материала, сопряженного с элементами научного опережения, прогнозирования.

Семинар. Характерная особенность его - в групповом обсуждении студентами под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний студентов, полученных в ходе лекции по определенной теме, и при подготовке к семинару по заданию преподавателя. Эффективным следует считать семинар, имеющий дискуссионный характер. Вмешательство преподавателя в дискуссию должно быть минимальным: он должен тактично направлять ее ход, чтобы не допускать отклонений от обсуждаемых вопросов, ведущих к потере времени и темпа, предоставлять возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить сообщать их самому. Если ему хочется высказаться, то лучше сделать это, подводя итог некоторому рубежу обсуждения, либо в конце семинара.

Семинары проводятся для закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельного изучения дисциплины. На них вырабатываются и развиваются самостоятельность мышления, умение формулировать выводы, увязывать теоретические положения с зарубежной и отечественной практикой государственноправового регулирования, отрабатываются культура речи, навыки публичных выступлений и ведения полемики.

Рассматриваемые в рамках лекционных и семинарских занятий вопросы полноценно раскрываются и освещаются не только благодаря аудиторным занятиям, но и в результате самостоятельной работы студентов с указанной в программе учебной и научной литературой.

Конференция. Конференция похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между студентами и тщательно подготавливаются. Творческий, дискуссионный характер их программируется. Обсуждение получается более основательным, полным, чем это удастся на семинаре. Обычно конференции проводятся на кафедре или на факультете.

Метод «круглого стола». В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в курсе теории государства и права. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования накопленных теоретических знаний. Обмен мнениями позволяет находить какие-то точки соприкосновения, чтобы в дальнейшей работе они могли служить отправными для поиска общих выводов - получения научной истины. Такие занятия рекомендуется организовывать и проводить в конце курса обучения или на последнем курсе обучения при изучении проблем теории государства и права.

Метод «круглого стола» может иметь самые разнообразные формы реализации в обучении теории государства и права. Важно помнить о главном условии и его неукоснительном соблюдении - это осознание необходимости разностороннего, разноаспектного рассмотрения теоретической проблемы с разных позиций и точек зрения на ее практическое воплощение в жизнь. Если такой необходимости нет или она есть, но не осознана всеми сторонами, то круглый стол превратится в обычный семинар, где каждый будет говорить что-то свое, и консенсус (общий, согласованный вывод) не получится.

Такие занятия призваны обеспечить развитие творческого мышления, познавательной мотивации и последующего профессионального использования знаний. Профессиональное использование знаний - это свободное владение языком науки теории государства и права, научная точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.

Важное место в процессе обучения занимают индивидуальные и групповые консультации студентов. Они могут быть устными и письменными, по вопросам самих слушателей либо по вопросам, предложенным преподавателем.

Групповые консультации проводятся по расписанию занятий в связи с подготовкой к зачету, курсовому или государственному экзамену.

Устные индивидуальные консультации даются студентам в дни и часы, предусмотренные графиком кафедры.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны приобрести знания:

  • 1) основных положений современной теории, относящихся к государству, праву и власти;
  • 2) основных закономерностей происхождения и функционирования государства и права;
  • 3) места и роли основных закономерностей среди других форм общественного сознания, социальных учреждений и институтов;
  • 4) сущности задач, функций, форм государства и права и их типологий;
  • 5) соотношения взаимосвязей между государством и правом, социальной обусловленности различных правовых и государственных институтов;
  • 6) единства и взаимодействия различных правовых категорий в механизме правового регулирования общественных отношений;
  • 7) важности правосознания и правовой культуры;
  • 8) сущности законности и правопорядка, их роли в жизни общества, механизма их обеспечения, в том числе и применительно к деятельности правоохранительных органов.

В процессе изучения теории государства и права студенты должны приобрести умения и навыки:

  • 1) использования в практической деятельности, а также в аналитических и прогностических исследованиях возможностей методологии;
  • 2) самостоятельного выделения в нормативных юридических актах логических норм права, определения их структуры;
  • 3) самостоятельной работы с нормативными актами, научной юридической литературой, периодическими изданиями;
  • 4) сравнительно-правового анализа правовых норм и институтов различных национальных правовых систем;
  • 5) составления правоприменительных актов, относящихся к деятельности правоохранительных органов.

Современные интенсивные технологии в юридическом образовании

Мы живем в эпоху, когда успехов в любой области и в соперничестве с другими достигают те, кто владеет более совершенными технологиями, позволяющими при тех же или меньших затратах времени и средств получать более значимые результаты. Следовательно, побеждает тот, кто создает интенсивные технологии и использует их, ускоряя общественный прогресс.

Сфера образования стремительно развивается и, следовательно, не может отставать от требований современной жизни. В педагогике разработано достаточное количество усовершенствованных технологий образования. Их особенностью является психолого-педагогический характер, позволяющий на деле избежать субъективизма, волюнтаризма и авантюризма в процессе обучения.

Таким образом, использование наиболее свойственных специфике юридического образования современных интенсивных технологий - реальный инновационный ресурс сегодня.

Нам часто приходится слышать мнения о том, что «не тот студент пошел». Сегодняшний студент действительно не тот: он более развитый, более информированный, более требовательный, более раскованный. Данные обстоятельства лишь повышают требования к профессионализму преподавателя. Доказано, что причинами равнодушия студентов к учебе становятся нередко недостатки профессионализма преподавателей, неумение пользоваться интенсивными технологиями. Поэтому внедрение современных технологий является кардинальным путем развития образования.

К значимым и актуальным для юридического образования относятся:

а) технология формирования и поддержания готовности студента к овладению содержанием занятия; б) технология обеспечения интереса студентов к занятию; в) технология педагогического сотрудничества; г) технология проблемного обучения; д) технологии компьютерного обучения; е) технология гуманизации и демократизации обучения;

Рассмотрим кратко их содержание применительно к теории государства и права.

Технология формирования и поддержания готовности студента к овладению содержанием занятия. Занятие требует не только активности преподавателя, но и усилий студента. Определяющим фактором в этом будет желание студента к повседневной творческой работе по овладению знаниями. Невозможно научить студента равнодушного, сонного, скучающего, у которого нет желания познавать новое, совершенствовать свои знания. Необходимо добиваться, чтобы на занятии каждый студент хотел качественно усвоить все то, чему его учат, был психологически активен, старался и напряженно трудился, т.е. находился в состоянии готовности к овладению учебным материалом от начала до конца занятия. Такое состояние объединяет усилия преподавателя и студента, открывая для студента новые горизонты.

Готовность студента к овладению содержанием занятия, обучению на каждом занятии имеет многофакторную обусловленность. Многое зависит от особенностей занятия, на котором он присутствует: его содержания, организации, методики, действий преподавателя. Возможности преподавателя достаточны для организации и проведения занятия. Общее мнение состоит в том, что все преподаватели делятся на три группы: а) на тех, кого невозможно слушать;

  • б) на тех, кого можно слушать;
  • в) на тех, которых нельзя не слушать.

Педагогическая культура и мастерство последних, состоит в том, что они покоряют любую аудиторию, подчиняют ее своему влиянию, даже если она изначально была не настроена слушать.

Основные особенности технологии этой работы таковы:

  • а) занятие может дать максимальный эффект в том случае, если преподаватель не сводит свою задачу к изложению учебного материала, а одновременно, параллельно с ней ориентирован на решение задачи формирования и поддержания готовности студентов к овладению учебным материалом на каждом занятии;
  • б) занятие необходимо проводить с полной самоотдачей и хорошим настроем на него, которые, в свою очередь, транслируются на студенческую аудиторию. Если у преподавателя отношение к занятию как к тяжелой повинности, если его мысли заняты другими заботами, если он чем-то расстроен, то все это неизбежно отразится на выражении его лица, глаз, общем виде, тоне голоса и одновременно на настрое студентов,
  • в) занятие должно быть интересным;
  • г) постоянно привлекать и удерживать внимание студентов.

К.Д. Ушинский сравнивал внимание с «дверью души»: есть внимание - «дверь» открыта, нет - «дверь» закрыта и в сознание слова преподавателя не проникают. А.Ф. Кони писал: «Чтобы лекция имела успех, надо 1) завоевать внимание слушателей; 2) удержать внимание до конца речи».

Достигается это на всех занятиях:

  • а) подбором привлекающего внимание содержания, сведений, примеров, рекомендаций;
  • б) разнообразием и комбинированием характера учебного материала (не только теоретических положений, но и доказательств, цифр, таблиц, примеров их практики, данных научных исследований, цитат, практических рекомендаций, выводов и др.);
  • в) разнообразием и комбинированием методов на каждом занятии (рассказ, разъяснения, разбор, показ, вопросы к аудитории, ответы на вопросы, обсуждения, проверка усвоения, упражнения обучающихся, изменения учебной обстановки, контрольные меры, задания и др.);
  • г) богатством используемых речевых и неречевых приемов (изменение громкости голоса, интонаций, ударений, темпа и ритма произнесения слов, выразительность мимики и жестов, изменение позы и места нахождения в учебном помещении и т.п.). Иногда преподаватель обнаруживает, что важное положение, которое он разъяснял, не привлекло внимания студентов, и часть студентов не записывало его в конспект. Стоит повторить его, произнося с расстановкой, словно проводя диктант;
  • д) стилем конспектирования лекции. Конспектирование на занятиях нормативно не обязательно. Вместе с тем необходимо поощрять конспектирование, особенно в тех случаях, когда учебника нет или он устарел. Достоин поощрения стиль, отличающийся строгой логикой изложения, четким структурированием, выделением переходов от одной структурной единицы к другой. При удачном изложении материала преподавателем сами студенты убеждаются, насколько хорош и полезен краткий, содержательный и четко структурированный конспект;
  • е) управление вниманием осуществляется прямыми обращениями к аудитории («Обратите внимание на...»), использованием указки, периодическими расслаблениями, избавляя тем самым от необходимости напряженно конспектировать. В этой ситуации преподаватель приводит и описывает примеры, задерживаясь на детальном рассмотрении какого-то вопроса, обращается к аудитории, используя шутки и тем самым устраняя причины, отвлекающие студентов. Говорить необходимо достаточно громко, чтобы все слышали, и достаточно тихо, чтобы слушали;
  • ж) выбором форм, организации и методов проведения занятия, стимулирующих внимание. Общее правило: чем меньше студент сидит, подперев голову рукой, и чем больше он что-то делает (пишет, рассматривает, берет в руки, размышляет и пр.), тем он внимательнее, тем лучше усваивает учебный материал.

Технология обеспечения интереса студентов к занятию. Никакой материал не может быть усвоен хорошо, если он не интересен. Интерес мобилизует возможности, обеспечивает внимание, а отсюда - и лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне успешно. Идея интересной школы - одна из идей в развитии мировой педагогики.

Интерес- положительное познавательно-эмоциональное отношение человека к новому, неизвестному, сопровождающееся стремлением разобраться в нем. Он может быть поверхностным (любопытство, реакция на новое, наглядное) и глубинным (пытливость, интерес к содержанию, пониманию, причинам, идеям, доказательствам), неустойчивым, ситуативным и устойчивым, личностным (качеством человека). Общая стратегия его развития у студентов: от повседневного, ситуативного - к содержательному, глубинному познавательному интересу, а от него - к интеллектуальной потребности, профессиональному интересу как качествам личности юриста.

В технологии обеспечения интереса студентов на занятии можно выделить ряд особенностей.

Необходимо постоянное и выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, увлеченности им. Если от него веет скукой, то почему должно быть интересно студентам?

Человеку интересно всегда то, что имеет для него значение. Поэтому нужно постоянное раскрытие студентам значения изучаемого: в начале занятия, при переходе к изучению очередного основного вопроса плана темы, при изложении отдельных положений и советов. Нельзя ограничиваться только словами - «это важно», «это очень важно». Понимание важности студентами достигается разъяснениями, что это дает студенту, для чего потребуется в предстоящей жизни и практической работе, как повлияет на успех и оградит от промахов, ошибок и неприятностей. При этом хорошо бы почаще иллюстрировать разъяснения примерами из практики, ссылаться на опыт, рассуждать от противного («Предположим, решая определенную задачу, вы пренебрегли этим, забыли, не учли. Давайте посмотрим, к чему это приведет...»).

При отборе и раскрытии содержания темы преподавателю необходимо учитывать, что вызывает интерес студентов:

  • а) актуальность темы и ее содержания, ее новизна; нельзя сводить содержание лекции к элементарным основам, из которых не найти ответа на трудные вопросы курса теории государства и права;
  • б) строгое подчинение отобранного материала теме и целям занятия, его четкое структурирование, логика изложения;
  • в) глубина и интересное изложение содержания, обоснованность и доказательность, постоянная связь с практикой;
  • г) смелость и самостоятельность суждений преподавателя, а не уклончивость при ответах на вопросы студентов.

Следует активно пользоваться обоснованными и проверенными педагогической практикой методическими приемами возбуждения и удержания интереса студенческой аудитории:

  • а) приемами наглядности, т.е. показа;
  • б) приемами конкретизации - перехода от теоретических рас- суждений к конкретным событиям, почерпнутым из жизни, практики;
  • в) приемами персонификации - упоминания фамилий, конкретных регионов, организаций, обращение к личному опыту студентов, персональные обращения к кому-нибудь в аудитории;
  • г) приемами соучастия - приглашения обучающихся к совместному поиску ответов на вопросы («давайте подумаем...», «как вы считаете?»), предложение им мысленно превратиться в участника определенного события («представьте, что вы находитесь...», «поставьте себя на место... и подумайте...»), яркое раскрытие чьих-то или собственных впечатлений и переживаний и т.п.;
  • д) приемами создания проблемной ситуации;
  • е) приемами включения студентов в решение практических задач;
  • з) приемами активизации самостоятельности и творчества.

Педагогическая практика подтверждает, что большинству студентов интереснее самостоятельно разобраться, придумать, решить конкретную задачу. Поэтому важно поощрять студентов к самостоятельным и творческим проявлениям и ценить, учитывать их мнение, предлагая одновременно обосновать его, по возможности тактично подправить ошибки и неточности.

Технология педагогического сотрудничества. Педагогическое взаимодействие - неотъемлемый и очень важный элемент педагогической системы образовательного процесса.

Анализ опыта ряда педагогов свидетельствует о том, что при всем разнообразии организации и методик проведения занятий есть и общее: умение построить и провести занятия так, что на них царит атмосфера подъема, увлеченности, интереса, высокой активности, взаимопонимания преподавателя и обучающихся, деловой доброжелательности. Занятие при этом превращается из мероприятия по передаче информации в дружную совместную работу по высокоэффективному достижению образовательных целей. Вместо зрительного и слухового контакта между обучающим и обучающимися функционирует межличностное взаимодействие, которому присущи:

  • а) стремление и преподавателя и студентов к единой цели;
  • б) взаимное понимание преподавателем и обучающимися друг друга, осознание общности интересов и необходимости взаимной поддержки;
  • в) доброжелательное, доверительное отношение друг к другу, удовольствие от общения и совместной работы;
  • г) взаимная добросовестность, усердие, самоотдача;
  • д) «культ учебы», эмоциональный подъем, интерес, хороший настрой, увлеченность занятием, упорство и настойчивость в решении задач занятия;
  • е) взаимопомощь в преодолении трудностей;
  • з) объективность во взаимных оценках, справедливость, культура взаимоотношения и общения.

Взаимодействие преподавателя и студентов получило название педагогического сотрудничества.

Исходной предпосылкой реализации технологии педагогического сотрудничества выступает задача понимания и принятия ее для реализации преподавателем. Педагогическая практика подтверждает, что это условие и способ достижения высоких результатов:

  • 1) стимулирующие добросовестное отношение студентов к учебе;
  • 2) приносящие существенную прибавку в овладение ими учебным материалом на занятиях;
  • 3) развития необходимых профессиональных качеств.

Для достижения педагогического сотрудничества преподавателю следует:

  • а) занять в отношении к студентам позицию старшего товарища и наставника, которому свойственна доброжелательность, открытость, доступность, готовность помогать, откровенность, принципиальность;
  • б) постоянно стремиться к завоеванию авторитета у студентов. Для этого преподавателю следует на каждом занятии проявлять увлеченность и самоотдачу, высокий профессионализм и мастерство, уважение и внимание к студентам, не совершать ошибок, подрывающих его собственный авторитет.

Преподавателю необходимо:

  • а) строить рациональные взаимоотношения со студентами, которые должны быть взаимно уважительными, отличаться взаимопониманием, взаимными симпатиями, принципами гуманности. Тенденциозность, субъективность и односторонность в оценках студентов («все они бездельники» и т.п.) искажают взаимоотношения, ведут к утрате взаимоуважения и понимания;
  • б) проявлять культуру, вежливость, щедрость на доброе слово, умение высказывать советы и замечания, достигая нужного педагогического результата. Ошибки в общении очень часто имеют тяжелые психолого-педагогические последствия;
  • в) ставить перед собой задачу достижения психологического контакта с аудиторией, с отдельными студентами. Психологический контакт особый вид коммуникативного настроения, особая атмосфера общения, характерная сопряженностью намерений, мыслей, чувств, искренностью, вниманием к тому, что говорит собеседник, готовностью к пониманию его и принятию его доводов.
  • г) постоянно проявлять педагогический такт, руководствуясь определенными правилами: не подавлять активность студентов своей активностью (практика свидетельствует, чем активнее преподаватель, тем пассивнее его слушатели); быть требовательным, но справедливым и уважительным; проявлять настойчивость, твердость, решительность во влиянии на студентов, но без подавления их воли, самостоятельности, инициативы.

Технология проблемного обучения. Суть проблемных технологий обучения заключается в регулярном решении обучающимися проблемных ситуаций: познавательных, деятельностных, поведенческих. Проблемная ситуация характерна не тем, что она требует от обучающегося воспроизведения в памяти и приложения к данной ситуации знаний, но и обязательно анализа, оценки, размышлений, проявления активности, самостоятельности, творчества, настойчивости. Систематическое проявление таких качеств способствует их развитию.

Главная психолого-педагогическая цель проблемного обучения - развитие профессионального проблемного мышления. Подготовка студента должна сформировать у специалиста необходимые творческие способности:

  • возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;
  • способность выдвинуть гипотезу, найти способ ее проверки;
  • собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;
  • способность сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов;
  • способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе - определить меру личного участия каждого в ее решении.

В профессиональном юридическом образовании проблемные технологии используются, прежде всего, для развития профессиональных качеств будущего юриста.

Практика свидетельствует об эффективности применения проблемных технологий во всех сегментах образовательного процесса.

В процессе занятий по теории государства и права возможны варианты:

  • а) преподаватель обращается с проблемным вопросом к аудитории и дает ответ на него;
  • б) преподаватель ставит проблемный вопрос в конце занятия и предлагает студентам найти ответ на него при самоподготовке;
  • в) преподаватель осуществляет проверку знаний и уровень подготовленности студентов преимущественно постановкой проблемных вопросов.

В процессе подготовки юристов получили распространение разные типы проблемных ситуаций («юридических казусов»): ситуация - юридический анализ, ситуация - правовая квалификация, ситуация - юридическое решение, ситуация - юридическое исполнение.

Техника обучения с применением проблемных ситуаций может строиться с привлечением коллективных усилий группы или индивидуально каждого и в общем случае предполагает:

  • а) осмысление существа проблемы, ее природы, значения (теоретического и практического), ее разрешения;
  • б) установление причин и условий возникновения проблемы;
  • в) разработку комплекса вариантов решения проблемы (научных и практических версий);
  • г) исследование каждой версии, ее плюсов, минусов, оценки возможного результата решения проблемы, надежности варианта (в плане затрат времени, привлечения сил и средств, расходов), а также имеющихся возможностей;
  • д) сопоставление разных версий и выбор лучшей; детальную проработку решения проблемы на основе отобранной версии и достижения наилучшего итогового результата.

Высший уровень проблемного обучения достигается при привлечении студентов к научно-исследовательской работе. Проблемной должна быть и тема курсовой работы по теории государства и права.

Технологии компьютерного обучения

Развитие современных информационных технологий, массовое распространение персональных компьютеров, распространение Интернета открывает принципиально новые возможности обучения. Не случайно за рубежом функционируют вузы, которые перешли на обучение с помощью компьютеров и обучение перевели на индивидуальное (компьютеры задают программы, открывают возможности индивидуализации их изучения, осуществляют рубежный и итоговый контроль, оценивают уровень достижений студента и пр.). Преподаватели заняты разработкой программ и обеспечивают обучающихся учебным материалом, а также консультируют студентов. Сегодня можно уверенно утверждать, что через небольшой промежуток времени образование в основном будет осуществляться на базе информационных сетей и люди смогут получать его по месту жительства, находясь в своих квартирах, выбирая индивидуальный темп и сроки обучения, пользуясь при этом неограниченным объемом учебной информации, не только слушая, но и видя на дисплее лектора, получая ответы на вопросы, консультируясь, сдавая зачеты и экзамены. Проблемным пока остается вопрос получения полного объема практических навыков и умений. Но, полагаем, решение и этого вопроса не за горами.

Сейчас трудно говорить о сложившихся технологиях компьютерных обучающих программ. В настоящее время компьютерные обучающие программы основываются на идеях и правилах программированного обучения, а именно: предоставление текста для изучения, - контрольный вопрос, - набор ответов для выбора, один из которых является правильным, - при затруднениях получение справки, дополнительных материалов для изучения, - вновь вопрос - выбор ответов - оценка и разрешение продолжать изучение либо возвратиться к дополнительному изучению и т.д.

Сегодня с учетом прогресса в развитии информационных сетей в каждом образовательном заведении компьютеры используются для:

  • а) компьютерного контроля усвоения знаний студентами (например, по итогам каждого занятия);
  • б) охвата ежедневным контролем успеваемости всех студентов;
  • в) обеспечения объективности оценок;
  • г) улучшения информационного обеспечения деятельности, как преподавателей, так и студентов;

В процессе использования компьютерных технологий:

  • нельзя обольщаться внешними эффектами, а постоянно вникать в процесс обучения, интересоваться, как учится студент, с какой глубиной усваивает учебный материал, может ли применять знания, какие качества и способности развивает при этом? Эти вопросы первостепенны. Педагогические технологии должны основываться на «живой работе» преподавателя со студентами, быть нацелены на решение не только задачи обучения, но и образования, воспитания, развития;
  • необходимо искать возможности использования компьютеров не только для овладения знаниями, но и для практического обучения студентов, формирования у них части профессиональных навыков и умений (например, анализа и оценки обстановки, осуществления наблюдения, идентификации предметов и лиц и др.).

Технология гуманизации и демократизации обучения

Выдающийся педагог прошлого Л. Дистервег (1790-1866) писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжение . Федеральный закон «Об образовании» квалифицируют обучающихся, студентов в качестве субъектов деятельности в системе образования, а не пассивных объектов педагогических воздействий. Это предполагает активный характер их позиции, их заинтересованность в процессе и результате овладения образовательными программами и в становлении как профессионалов.

Положения федеральных законов отражают объективные закономерности формирования человека, образованного профессионала. Народная мудрость гласит: каждый образован настолько, насколько занимался сам. Никто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть. Человек сознательно или бессознательно выбирает свой путь в жизни и сам ответствен за то, какова есть и будет его судьба, благополучие, достаток. В том, в какой степени студент выступает как субъект образовательного процесса - активным или пассивным, идущим в ногу с ним или живущим интересами, находящимися вне его, использует ли он выпавший в жизни шанс стать образованным человеком, личностью, профессионалом или упустит его и бездарно проведет годы в юридическом образовательном учреждении, - зависит в решающей степени от самого студента.

Отношение к учебе в профессиональном образовательном учреждении - это профессиональная проба студента: каков студент в учебе, таким, скорее всего, он будет и юристом. Наивно надеяться, что ленивый студент после выпуска вдруг станет добросовестным юристом, мало знающий - тонким профессионалом, бездарный - интеллектуалом, безответственный ответственным должностным лицом. Практика подтверждает, что студенты, которые не научились самостоятельно работать, редко становятся высококвалифицированными специалистами. Только интенсивное учение каждого студента со всеми проявлениями положительных личностных потенций и усилий может сформировать полноценного профессионала Поэтому нельзя откладывать проблему, задачу формирования личности на потом. Ее надо обязательно решать сегодня.

Известный российский юрист С.С. Алексеев подчеркивает особую значимость становления личности юриста у молодых людей, обучающихся в юридическом вузе . С первых же дней учебы в вузе студент активно «входит в роль» настоящего юриста. Обучаясь, он уже юрист, хотя пока не подготовлен в полной мере и не имеет право занимать ответственные юридические должности (старшекурсники уже привлекаются к участию в практической работе). Сам студент с первого курса должен чувствовать себя юристом и окружающие должны относиться к нему как к юристу, чем определяются и повышенные требования к его работе над собой.

Все это должен понимать и делать сам студент, занимаясь своим формированием.

В конечном итоге само понятие «студент», латинское по происхождению, означает «усердно работающий, жаждущий знаний». И чтобы добиться этого, надо желать знаний. Только желающий преодолеет трудный путь образования и принесет пользу себе и другим. Эта истина стара, но именно в ней и скрыт весь механизм познания.

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно-правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

анализа – разделения объекта на части;

синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально-юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно-социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально-правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений;

моделирования. Государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко-правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно-правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.

Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно-правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно-правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Функции теории государства и права:

1) онтологическая – функция, которая изучает государственно-правовые явления, исследует их и анализирует;

2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно-правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности;

6) политическая (политико-управленческая или организационно-управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно-правовых явлений;

9) практически-организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства и юридической практики;

10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

11) теоретико-познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно-общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин-округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Отличия государства от общественной власти родового строя:

1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;

2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

3) для управления обществом и государством использовались права.

7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно-общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил-мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально-экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.