Цель воинской обязанности. Воинская обязанность. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" простыми словами

1. Воинская обязанность. Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества, установленной п. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации, и является одной из форм соответствующей конституционной обязанности российских граждан.

Назначением воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.

Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также на граждан Российской Федерации, проживающих вне территории Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

Воинский учет;

Обязательную подготовку к военной службе;

Призыв на военную службу;

Прохождение военной службы по призыву;

Пребывание в запасе;

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Службой внешней разведки, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1541. Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.

Целями и задачами воинского учета являются:

Обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;

Определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных людских ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

Проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.

Воинскому учету подлежат граждане:

1) мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

2) женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет:

Проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах государственной власти. Они зачисляются на воинский учет по соответствующим военно-учетным специальностям;

Получившие подготовку в образовательных учреждениях профессионального образования, других учреждениях, а также в организациях или в ходе практической работы по определенным специальностям (например, связь - телефонисты, телеграфисты, радисты, радиотелефонисты и др.).

Не подлежат воинскому учету граждане:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности;

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Обязательная подготовка к военной службе как форма исполнения воинской обязанности введена в целях улучшения подготовки граждан к военной службе и овладению ими военно-учетными специальностями. Система обязательной подготовки гражданина к военной службе предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;

Подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

Военно-патриотическое воспитание;

Подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

Медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны предусмотрено государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования. Федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции определяют федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, которые должны включать в себя: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников.

Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций осуществляется при изучении учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в который введен раздел «Основы военной службы», а в учреждениях среднего профессионального образования «Основы военной службы» преподаются в качестве самостоятельной дисциплины.

Обязанность организации работы по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441. Организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, а также осуществление мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу, Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» от 15 октября 1999 г. возложена на военные комиссариаты.

Подготовка граждан по основам военной службы предусматривает проведение с ними ежегодных учебных сборов. В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации. Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях, а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Порядок проведения военно-врачебной комиссии регламентируется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123.

2. Призыв на военную службу. Призыв на военную службу - одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности - является одним из способов комплектования, т. е. привлечения граждан Российской Федерации на военную службу. Порядок призыва определен Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. № 587.

Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания.

Решение о призыве конкретного гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Граждане освобождаются от призыва на военную службу по основаниям, установленным законодательством. В силу фактических обстоятельств в отношении их не принимается решение о призыве на военную службу. К ним относятся граждане:

а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

г) прошедшие военную службу в другом государстве;

д) имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

е) отец, мать, родной брат, родная сестра которых погибли (умерли) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

В случае если прекращается действие перечисленных обстоятельств (ВВК состояние здоровья конкретного гражданина будет признано позволяющим проходить военную службу по призыву; неполный срок прохождения альтернативной гражданской службы; лишение ученых степеней), граждане могут быть призваны на военную службу.

Граждане, в отношении которых ведется уголовно-правовое преследование или имеются иные уголовно-правовые обстоятельства, не подлежат призыву на военную службу. В частности, к ним относятся граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

После устранения указанных обстоятельств в отношении граждан, которых они касались, может быть принято решение об их призыве на военную службу.

Не призываются также граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва на военную службу - это временное освобождение граждан от призыва на военную службу, осуществляемое решением призывной комиссии по основаниям и в порядке, установленным законодательством.

В соответствии со ст.ст. 18, 19 и 20 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации контроль за сохранением у призывника оснований для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и орган здравоохранения. Призывник, у которого истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях. Призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу, по достижении им 27 лет решением призывной комиссии зачисляется в запас.

Действующее законодательство предусматривает обязательные и факультативные основания для предоставления отсрочек от призыва на военную службу. Отличие факультативных оснований, дающих право на получение отсрочек, от обязательных оснований состоит в том, что по факультативным основаниям отсрочка предоставляется гражданину только при наличии его волеизъявления отсрочить прохождение военной службы, т. е. реализовать свое субъективное право на отсрочку. Иными словами, граждане могут воспользоваться своим правом на отсрочку, а могут и не воспользоваться вообще.

К обязательным основаниям предоставления отсрочек относятся:

Медицинские показания - в случае наличия у гражданина определенного заболевания. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется, если гражданин будет в установленном порядке признан временно не годным к военной службе по состоянию здоровья. Отсрочка предоставляется на срок до одного года;

Семейные обстоятельства. Данными обстоятельствами признаются:

1) занятость гражданина, подлежащего призыву на военную службу, постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) или являются инвалидами I или II группы, достигли пенсионного возраста по старости или не достигли возраста 18 лет;

2) наличие у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, ребенка, воспитываемого без матери;

3) наличие у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, двух и более детей;

4) наличие у гражданина, подлежащего призыву на военную службу, ребенка в возрасте до трех лет;

5) осуществление воспитания матерью (отцом) гражданина, подлежащего призыву на военную службу, двух и более детей в возрасте до восьми лет или ребенка - инвалида с детства, при условии, что воспитание указанных детей осуществляется без мужа (жены);

Обстоятельства, связанные с трудоустройством граждан на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, - на время этой работы.

К факультативным основаниям предоставления отсрочек относятся:

Получение образования:

1) для получения начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - на время обучения;

2) на время послевузовского профессионального образования по очной форме обучения и защиты квалификационной работы;

Издание указов Президента Российской Федерации в отношении определенной группы граждан, например:

1) отдельных представителей талантливой молодежи99;

2) курсантов и выпускников Морского колледжа и мореходных школ Военно-Морского Флота100 и др.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации, которые издаются два раза в год. Проекты указов разрабатываются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации непосредственно перед каждым призывом. В указе определяется конкретная численность граждан, подлежащих очередному призыву. Обеспечение выполнения мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, поручается Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение указов Президента России издаются приказы министра обороны Российской Федерации.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

Явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

Явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия, которая создается в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления (далее - призывная комиссия).

Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, включает:

Явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;

Явку в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организует и осуществляет военный комиссар.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

О призыве на военную службу;

О направлении на альтернативную гражданскую службу;

О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

Об освобождении от призыва на военную службу;

О зачислении в запас;

Об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При призыве на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, указанные обязанности возлагаются на военного комиссара.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности указанных граждан к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы. Явка призывников в военный комиссариат для последующей их отправки на сборный пункт назначается, как правило, заблаговременно, с учетом времени прибытия на сборный пункт, ознакомления представителей воинских частей с призывниками и формирования воинских эшелонов (команд). На сборный пункт призывники направляются в организованном порядке в сопровождении представителей органов местного самоуправления и военных комиссариатов.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к уголовной или административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прохождение военной службы по призыву является наиболее активной формой исполнения воинской обязанности гражданами Российской Федерации.

Военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах и пограничных войсках Федеральной службы безопасности Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации

В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах.

3. Запас. Пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются формами исполнения гражданами воинской обязанности.

Запас создается из числа граждан:

1) уволенных с военной службы с зачислением в запас.

Увольнение военнослужащих с военной службы в запас в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» производится, если военнослужащий к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе;

2) прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Законодатель предусмотрел подразделение граждан, состоящих в запасе, на три разряда. Такое деление обусловлено необходимостью дифференцировать граждан по возрастным группам в связи с возложением на них в случае необходимости различных (по интенсивности, по наличию требований к уровню подготовки и т. п.) задач по обеспечению обороноспособности государства. Составы запаса

(воинские звания) Возраст граждан, пребывающих в запасе первый разряд второй разряд третий разряд Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы до 35 лет до 45 лет до 50 лет Младшие офицеры до 45 лет до 50 лет до 55 лет Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга до 50 лет до 55 лет до 60 лет Полковники, капитаны 1 ранга до 55 лет до 60 лет - Высшие офицеры до 60 лет до 65 лет - Лица, пребывающие в запасе первого и второго разрядов, в случае мобилизации, как правило, направляются в части постоянной готовности. Пребывающие в запасе третьего разряда предназначаются в тыловые формирования, медицинские структуры или строительные части.

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные - до достижения ими возраста 45 лет.

Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.

Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Под военными сборами понимается проведение в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, мероприятий по подготовке граждан к военной службе. Порядок их проведения установлен Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 № 605 (с изменениями и дополнениями).

Учебные сборы (стажировки), предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, на которые привлекаются студенты, проходящие обучение на военной кафедре вуза, из числа прошедших военную службу и граждан женского пола также считаются военными сборами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют призыв и отправку граждан на военные сборы.

На военные комиссариаты возлагаются следующие функции:

Изучение и подбор кандидатур, подлежащих призыву на военные сборы;

Организация медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военные сборы;

Оповещение и призыв граждан на военные сборы;

Организация отправки призванных граждан в воинские части;

Возмещение расходов предприятиям за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, понесенных ими в связи с проведением военных сборов.

Планирование и проведение военных сборов возлагается на федеральные органы исполнительной власти. Сроки проведения военных сборов согласовываются с органами исполнительной власти и руководителями предприятий. Граждане, призванные на военные сборы, исполняют обязанности военной службы.

Подготовка граждан к военной службе может проводиться в ходе плановых занятий, учений, тренировок и практической работы по обслуживанию вооружения и военной техники в воинских частях, учреждениях, организациях, на предприятиях и в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

По характеру и целям проведения военные сборы подразделяются:

а) на учебные сборы в составе воинских частей и подразделений на штатных должностях, на которые граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной службы в военное время (учебные сборы приписного состава);

б) на сборы по проверке мобилизационной готовности соединений, воинских частей, военных комиссариатов и других войск (проверочные сборы). Проверочные сборы проводятся в целях определения боевой и мобилизационной готовности войск (сил флота) и военных комиссариатов.

Военные сборы проходят в следующие сроки:

Учебные сборы приписного состава - до 10 дней;

Учебные сборы по подготовке и переподготовке граждан по военно-учетным специальностям - до 60 дней;

Учебные сборы по обслуживанию техники «НЗ» - до 25 дней;

Проверочные сборы - до 10 дней.

От военных сборов освобождаются граждане женского пола, а также:

а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;

б) сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации;

в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов Российской Федерации;

г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;

д) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности - в период навигации;

е) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, - в период проведения таких работ;

ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;

з) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях;

и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;

к) граждане, уволенные с военной службы, - в течение двух лет со дня увольнения в запас;

л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

м) граждане, имеющие отсрочку от призыва на военную службу;

н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации. Освобождение от военных сборов данной категории граждан вызвано физической невозможностью этих граждан участвовать в рассматриваемых мероприятиях вследствие территориальной удаленности от Российской Федерации;

о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главы исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также депутаты представительных органов местного самоуправления или главы муниципальных образований, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.

Военный комиссар вправе освободить гражданина от призыва на военные сборы при наличии уважительных причин. Уважительными причинами для освобождения гражданина от призыва на военные сборы являются:

Заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;

Тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

Препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

Иные причины, признанные уважительными военным комиссаром или судом.

Для проведения учебных и проверочных сборов проводится призыв граждан на военные сборы.

Для проведения тренировочных занятий граждане вызываются в военный комиссариат.

На военные сборы могут призываться граждане, не имеющие права на отсрочку от призыва по мобилизации.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ (с изменениями от 16 июля 1998 г.) отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:

1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до шести месяцев;

3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, а также за членами семьи, не достигшими 16-летнего возраста, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

4) имеющим на иждивении четырех и более детей (гражданам женского пола - одного ребенка);

5) матери которых, кроме них, имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;

6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации, кроме граждан, указанных выше, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации. На тренировочные занятия могут вызываться граждане, привлекаемые в аппарат усиления военных комиссариатов, включенные в состав команд по выполнению первоочередных работ в воинских частях при переводе их на штаты военного времени, а также по подготовке их по военно-учетным специальностям и воинским должностям. Отбор кандидатов для призыва на учебные сборы проводится военными комиссариатами совместно с комплектуемыми воинскими частями.

О призыве граждан на военные сборы извещаются руководители предприятий. В извещении руководителю предприятия время отвлечения граждан в связи с их призывом на военные сборы указывается с учетом сроков прохождения сборов, времени на дорогу до воинской части и обратно.

Граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения (контузии) или заболевания, полученных в период прохождения сборов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане, призванные на военные сборы, обеспечиваются в период сборов:

Продовольствием по нормам пайка, установленным для личного состава частей, проводящих сборы;

Вещевым имуществом по нормам, установленным для соответствующих категорий военнослужащих.

Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопроса о призыве на военные сборы, а также на время привлечения на тренировочные занятия по подготовке к выполнению первоочередных работ в воинских частях при переводе их на штаты военного времени, по подготовке аппарата усиления военных комиссариатов, по подготовке по военно-учетным специальностям и воинским должностям, на время изучения и подбора кандидатов для призыва на военные сборы или исполнения ими других обязанностей, связанных с призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 10 минимальных размеров оплаты труда, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Выплата указанным гражданам среднего заработка и возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов производится предприятиями, где они работают, на основании выдаваемых военными комиссариатами справок о фактическом времени пребывания гражданина в военном комиссариате или на тренировочных занятиях.

Компенсация предприятиям расходов, связанных с выплатой гражданам среднего заработка, с оплатой найма (поднайма) жилья и проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочных расходов производится военными комиссариатами на основании выставляемых предприятиями счетов после призыва на военные сборы и прохождения военных сборов. Перечисление денежных средств военными комиссариатами производится в месячный срок со дня получения счета предприятия.

Гражданам, пребывающим в запасе, очередные воинские звания могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, только после прохождения военных сборов и сдачи зачетов, установленных министром обороны Российской Федерации, но не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе:

а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:

До старшины, главного корабельного старшины включительно - военным комиссаром;

До старшего прапорщика, старшего мичмана включительно - военным комиссаром субъекта Российской Федерации;

б) офицеру:

До майора, капитана 3 ранга включительно - командующим войсками военного округа;

До полковника, капитана 1 ранга включительно - министром обороны Российской Федерации.

Гражданам, пребывающим в запасе и не имеющим воинского звания офицера, успешно сдавшим во время прохождения военных сборов зачеты по программе подготовки офицеров запаса, воинское звание офицера может быть присвоено министром обороны Российской Федерации.

Пребывающим в запасе сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, а также лицам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, воинские звания присваиваются министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке с учетом имеющихся у них специальных званий.

Гражданам, пребывающим в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, воинские звания присваиваются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Военно-транспортная обязанность. Военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время. Под транспортными средствами понимаются железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транспорт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.

Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определен Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. № 1175.

Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств. Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование в интересах войск, формирований и органов.

Военно-транспортная обязанность распространяется:

На федеральные органы исполнительной власти. В Вооруженных Силах Российской Федерации действует приказ министра обороны Российской Федерации «О мерах по исполнению в Министерстве обороны Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» от 28 декабря 1998 г. № 590;

На органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Так, например, в соответствии с распоряжением губернатора Московской области «Об исполнении военно-транспортной обязанности» от 2 марта 2001 г. № 130-РГ исполнительные органы государственной власти Московской области по запросу военного комиссариата Московской области должны бесплатно представлять информацию о наличии в Московской области подведомственных им организаций, имеющих транспортные средства (с указанием их количества и технического состояния), и организаций по ремонту и обслуживанию транспортных средств, а также рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области по запросам соответствующих военных комиссариатов бесплатно представлять информацию о наличии на территориях муниципальных образований организаций, имеющих транспортные средства (с указанием их количества и технического состояния), и организаций по ремонту и обслуживанию транспортных средств;

На организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств, организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, а также на организации, обеспечивающие работу транспортных средств, в том числе порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации; граждан - владельцев транспортных средств.

Военно-транспортная обязанность не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, иностранные и международные организации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Указанным Положением предусмотрено, что возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением войскам, формированиям и органам транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 25). Однако до настоящего времени порядок не определен.

Учебные вопросы

1. Воинская обязанность граждан.

2. Военно-профессиональная ориентация.

1. Воинская обязанность граждан

Правовой основой военной службы является статья 59 Конституции и Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

    воинский учет;

    обязательную подготовку к военной службе;

    призыв на военную службу;

    прохождение военной службы по призыву;

    пребывание в запасе;

    призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Обязательная подготовка к военной службе

Обязательная подготовка граждан к военной службе предназначена дать молодежи необходимые знания и некоторые практические навыки по основам военной службы и предусматривает:

а) получение начальных знаний в области обороны;

б) подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности;

в) военно-патриотическое воспитание;

г) подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

д) медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

е) проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Первоначальная постановка на учет

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном образовании.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

Медицинское освидетельствование

Под медицинским освидетельствованием призывников понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям с вынесением письменного заключения.

Организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет возлагается на комиссии по постановке граждан на воинский учет, создаваемые в военном комиссариате, а граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности и лиц, получивших гражданство Российской Федерации, - на военного комиссара.

Призыв на военную службу

Призыву на военную службу подлежат:

1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не прибывающие в запасе;

2) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям, негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:

а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера, перечень которых определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня;

б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня.

Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, осуществляется в сроки, устанавливаемые Президентом Российской Федерации.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям (военно-профессиональной пригодности) проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и является обязательной для лиц, отобранных и направленных для обучения военным комиссариатом.

Порядок размещения и быт военнослужащих определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Обязанности военнослужащих

Общие обязанности распространяются на всех военнослужащих, независимо от их должностного положения, воинского звания, принадлежности к виду или роду войск, воинскому формированию. В них выражается существо воинского долга, который обязывает военнослужащих быть верными военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов и др. Они изложены в статье 24 Закона РФ «О статусе военнослужащих» и в общевоинских Уставах Вооруженных Сил РФ.

Должностные обязанности военнослужащих определяются соответствующими законодательными актами, воинскими уставами, другими нормативными документами применительно к должностям, которые могут занимать военнослужащие.

Специальные обязанности возникают в связи с возложением на военнослужащего заданий, выполнение которых выходит за рамки его повседневных обязанностей по занимаемой должности (командировка, наряд, караул, патруль и т.д.). Специальные обязанности, как правило, краткосрочны и связаны с выполнением конкретного задания.

Права военнослужащих

Военнослужащие пользуются установленными Конституцией и российским законодательством правами и свободами наравне с другими гражданами Российской Федерации. Вместе с тем, специфика возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других государственных военных организаций влечет за собой некоторые, установленные законами, ограничения военнослужащих в общегражданских правах и свободах.

Так, свобода передвижения и право на выбор места жительства реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы. В связи с чем, например, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться лишь в расположении воинских частей или в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения частей.

При реализации права на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации военнослужащие не должны разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников).

Они вправе участвовать в митингах, собраниях, уличных демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей и не запрещенных органами государственной власти и органами местного самоуправления, - и только в неслужебное время.

Военнослужащие имеют право на участие в управлении делами общества и государства. В частности, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Также в свободное от службы время они вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях.

Помимо общегражданских прав и свобод военнослужащие имеют права, обусловленные военной службой. К числу таких относится право на государственное материальное обеспечение в период состояния на военной службе. Это право реализуется путем получения от государства денежного довольствия и натурального обеспечения (продовольственного, вещевого, предоставления жилых помещений).

Выполнение строевых приемов и движения без оружия и с оружием, строи подразделений и частей, порядок воинского приветствия, обязанности военнослужащих перед построением в строю, способы передвижения военнослужащих на поле боя определены Строевым Уставом Вооруженных сил Российской Федерации.

Огневая подготовка проводится с целью обучить военнослужащих умело использовать свое оружие в различных условиях боевой обстановки. Огневая подготовка включает следующие разделы: материальную часть оружия; приемы и правила стрельбы; метание ручных гранат; наблюдение в бою и определение расстояний.

Материальная часть оружия – раздел предназначенный для изучения боевых свойств, назначения и устройства оружия. Знание материальной части оружия необходимо для правильного обращения с ним, его сбережения и обеспечения безотказной работы при стрельбе в различных условиях.

Приемы и правила стрельбы – необходимо для того, чтобы научиться метко поражать огнем неподвижные, появляющиеся и движущиеся одиночные и групповые цели из различных положений, в разнообразных условиях местности, погоды, времени года и суток.

Обучение метанию ручных гранат имеет целью научить метать ручные гранаты из различных положений по разнообразным целям в любых условиях боя.

Обучение наблюдению в бою и определению расстояний проводится для выработки навыков в наблюдении за противником, обнаружении цели, точном определении расстояния до нее, правильном выборе прицела и точки прицеливания, а также в корректировании стрельбы.

Автомат Калашникова АК-74 является индивидуальным оружием и предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож, для стрельбы и наблюдения ночью – НСПУ.

Тактическая подготовка – это система обучения личного состава подразделения, частей и соединений, а также командиров и органов управления ведению боевых действий. Тактическая подготовка – один из важнейших предметов боевой подготовки.

Тактическая подготовка солдата включает: изучение характеристик современного боя, приемов и способов действий в бою, способов применения оружия в бою, воспитание у военнослужащих высоких морально-боевых качеств. Объем и содержание тактической подготовки определяются программами боевой подготовки видов Вооруженных Сили родов войск.

    Военно-профессиональная ориентация

В зависимости от направления формируемой психологической готовности к военной службе в образовательных учреждениях применимы следующие видывоенно-профессиональной ориентации:

военно-профессиональная ориентация на овладение военно-учетными специальностями;

военно-профессиональная ориентация на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям.

Военно-учетная специальность является категорией воинского учета и помимо специальности военнослужащего дополнительно отражает его принадлежность к виду Вооруженных Сил, роду войск или службе, имеет действительное (выраженное словами) и условное (цифровой код), наименование, что облегчает воинский учет.

Основные направления подготовки специалистов для службы в ВС РФ

Для ознакомления с конкретными воинскими должностями солдат, матросов, сержантов и старшин следует использовать имеющиеся в военном комиссариате «Справочник специальностей (должностей) военнослужащих сержантского и солдатского состава Сухопутных войск с учетом их сходства с гражданскими специальностями» и «Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту».

В этих справочниках содержатся сведения о предназначении воинских должностей, должностных обязанностях и условиях их выполнения, требования к профессионально важным индивидуально-психологическим качествам и образовательному уровню военнослужащих, наименования родственных (по предметам, целям, средствам, условиям труда и составу требований к человеку) гражданских профессий рабочих и должностей служащих.

Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности

Виды и рода Вооруженных Сил

Профессионально важные качества

Ракетные войска

Правильное и твердое понимание основ процессов, протекающих в ракетных системах;

Внимание, быстрота, четкость, точность и аккуратность;

Способность успешно переносить длительные статические напряжения при малоподвижных позах;

Отличное знание штатной техники

Военно-воздушные силы

Внимание, быстрота реакции и действий, хорошая пространственная ориентировка;

Эмоциональная и высотная устойчивость;

Способность успешно переносить перегрузки;

Хорошая тренированность сердечно­сосудистой системы

Военно-морской флот

Поддержание высокой работоспособности в длительных походах;

Умение снять нервную напряженность;

Устойчивость к действию неблагоприятных факторов: перегревания, охлаждения, температурных перепадов, изменения состава воздушной среды, качки и непогоды;

Быстрое восстановление физической работоспособности;

Умение сноровисто действовать в борьбе за живучесть корабля

Воздушно-десантные войска

    отличная всесторонняя физическая подготовка;

    смелость, дерзость и решительность при действиях в тылу врага;

    отличное владение различными видами вооружения и техники;

    сообразительность, инициатива и находчивость;

Воля, самообладание и выдержка

Мотострелковые войска

Хорошее знание оружия и техники;

Выносливость и быстрота;

Тренированность в преодолении препятствий, плавании и совершении марш-бросков;

Навыки в метании гранат и выполнении приемов нападения и самозащиты

Танковые войска

Хорошая двигательная память;

Ловкость и силовая выносливость;

Навыки в действиях под водой;

Устойчивость к укачиванию

Наземная артиллерия

Точность и быстрота зрительного восприятия; - хороший глазомер;

Силовая и скоростная выносливость;

Навыки в поднимании и переносе тяжестей.

Номенклатура военно-учетных специальностей непостоянна и зависит от уровня технической оснащенности и организации Вооруженных Сил.

Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту

Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту регламентируются Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. №1237 «Вопросы прохождения военной службы», который утвердил Положение о порядке прохождения военной службы.

Альтернативная гражданская служба

Конституция РФ (ст.59): гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Литература

1. Российская Федерация. Федеральный Закон. О статусе военнослужащих [Текст] : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ: принят Гос. Думой 6 марта 1998 г. (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №22. – ст. 2331; 2015. – № 29 (ч.1). – ст. 4374.

2. Российская Федерация. Федеральный Закон. О воинской обязанности и военной службе [Текст] : федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ: принят Гос. Думой 6 марта 1998 г. (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №13. – ст. 1475; 2015. – № 29 (ч.1). – ст. 4356.

3. Президент Российской Федерации. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [Текст] : указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. (ред. 01.07.2014) //Собрание законодательства РФ. – 2009. – №20. – ст. 2444; 2014. – №27. – ст. 3754.

4. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл. [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002. – С. 263 – 308.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл. [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – С. 122 – 203.

Воинская обязанность – это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:

Призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

Прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Мобилизация – комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение – особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах и выражающийся в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время – период фактического нахождения государства в состоянии войны. Оно характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и в межгосударственных отношениях и введением в действие законов военного времени.

Схема 9

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против нашей страны, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА

Воинский учет – это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Не обязаны состоять на воинском учете следующие категории граждан:

Освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»;

Проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женщины, не имеющие военно–учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

В документах воинского учета предусматриваются следующие сведения на каждого военнообязанного:

Фамилия, имя, отчество;

Дата рождения;

Место жительства;

Семейное положение;

Образование;

Место работы;

Годность к военной службе по состоянию здоровья;

Профессиональная пригодность к подготовке по военно–учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;

Основные антропометрические данные (окружность грудной клетки, масса тела, мышечная сила кисти, жизненная емкость легких);

Прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;

Прохождение военных сборов;

Владение иностранными языками;

Наличие военно–учетных и гражданских специальностей;

Наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;

Возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;

Наличие судимости;

Бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ГРАЖДАН НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 2 января по 32 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Ее осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в этих организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно–учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

При первоначальной постановке гражданина на воинский учет проводятся мероприятия профессионального психологического отбора с целью определения годности его к обучению по военно–учетным специальностям и постановке на воинский учет, либо внесения на рассмотрение вопроса о зачислении его в запас или освобождения от воинской службы.

После проведения всех мероприятий, связанных с первоначальной постановкой граждан на воинский учет, председатель комиссии (или по его поручению секретарь комиссии) объявляет гражданам решение комиссии и разъясняет их обязанности по воинскому учету.

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

Состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военкомата, – в органах местного самоуправления;

Являться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

При увольнении с военной службы в запас прибыть в двухнедельный срок со дня исключения их из списков части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для постановки на воинский учет;

Сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления;

Сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из страны на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или при возвращении в Российскую Федерацию;

Бережно хранить военный билет (удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу); в случае утраты этих документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, для решения вопроса о получении новых документов взамен утраченных;

Гражданин, подлежащий призыву на военную службу и выезжающий в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должен лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАН ПРИ ПОСТАНОВКЕ ИХ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ И ПРИ ПРИЗЫВЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами–специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости врачами других специальностей.

Перед медицинским освидетельствованием, но не ранее чем за 30 дней, у всех граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, проводится флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ мочи, анализ крови, а в день освидетельствования – измерение роста и массы тела.

При проведении медицинского освидетельствования врачи–специалисты, изучив представленные медицинские документы и обследовав гражданина, оценивают состояние его здоровья, физическое развитие и выносят заключение о соответствии его одной из категорий годности к военной службе:

«А» – годен к военной службе;

«Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

«В» – ограниченно годен к военной службе;

«Г» – временно не годен к военной службе;

«Д» – не годен к военной службе.

Граждане, признанные при медицинском освидетельствовании годными к военной службе (категория «А») или годными к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»), подлежат призыву на военную службу. При этом граждане, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, не могут направляться для прохождения военной службы в Воздушно–десантные войска, морскую пехоту и Военно–Морской Флот (плавающий состав). Гражданам, признанным временно негодными к военной службе (категория «Г»), предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования и лечения. Граждане, признанные ограниченно годными к военной службе (категория «В»), зачисляются в запас Вооруженных Сил РФ и подлежат периодическому (один раз в 3 года) освидетельствованию до достижения ими 27–летнего возраста, а признанные негодными к военной службе (категория «Д») исключаются с воинского учета.

Граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет нуждающимися в обследовании и лечении, военным комиссариатом направляются в медицинские учреждения. Направление на обследование выдается им при объявлении решения комиссии по постановке на воинский учет. В направлении указывается наименование медицинского учреждения, диагноз, цель обследования и срок повторной явки на освидетельствование. Контроль за своевременностью обследования (лечения) и повторного освидетельствования осуществляет военный комиссариат.

Граждане, желающие поступить в военное учебное заведение, проходят предварительное освидетельствование при военном комиссариате, а окончательное – в военно–учебном заведении. На предварительное освидетельствование направляются граждане, имеющие нормальное цветоощущение, остроту зрения не ниже 1,0 на каждый глаз без коррекции, артериальное давление не выше 130/80 и не ниже 105/50 мм рт. ст.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет, кроме медицинского освидетельствования для определения их годности к военной службе по состоянию здоровья, проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору. Этот отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально–психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно–профессиональной деятельности. В военных комиссариатах этот отбор проводится группой профотбора, которая по данным социально–психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет профессиональную пригодность гражданина к обучению в военно–учебных заведениях или к подготовке по военно–учетным специальностям в государственных и общественных организациях.

По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:

Граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, не могут быть направлены для подготовки по военно–учетным специальностям и в военно–учебные заведения, а также не подлежат приему на военную службу по контракту.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Обязательная подготовка гражданина к военной службе установлена Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441.

Эта подготовка предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;

Подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования, на учебных пунктах организаций;

Военно–патриотическое воспитание;

Подготовку по военно–учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

Медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

Проведение лечебно–оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе

условно можно разделить на два периода: подготовка к военной службе граждан допризывного возраста до первоначальной постановки их на воинский учет; подготовка к военной службе граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете, до отправки их к месту прохождения военной службы.

В первый период эта подготовка направлена на получение гражданами необходимого общего образования, позволяющего успешно исполнять воинские обязанности. Работа организуется по следующим направлениям: совершенствование физической подготовки, формирование психологических качеств, необходимых для службы и жизни в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей.

Во второй период подготовка граждан к военной службе имеет более целенаправленный характер. Призывники знакомятся с содержанием военной службы по призыву, основными требованиями к состоянию здоровья и к индивидуальным психологическим качествам военнослужащих. После этого они должны составить план своей индивидуальной подготовки так, чтобы подготовиться к успешному выполнению обязанностей военной службы.

ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Добровольная подготовка граждан к военной службе проводится в соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и предусматривает:

Занятия военно–прикладными видами спорта;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах;

Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Военное обучение студентов дневных отделений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам подготовки офицеров запаса проводится в целях подготовки запаса Вооруженных Сил Российской Федерации.

Студенты – граждане Российской Федерации, обучающиеся по очной форме в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие другим установленным требованиям, имеют право заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт. Этот контракт предусматривает обучение по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и в дальнейшем прохождение военной службы по призыву.

Военное обучение включается в качестве самостоятельной дисциплины в учебный план образовательного учреждения. Оно состоит из теоретического и практического курсов обучения в вузе, учебных сборов, проводимых в воинской части, военно–учебном заведении, учебном центре или полигоне.

Общее количество часов на военное обучение, их распределение по видам занятий определяются программами военного обучения в зависимости от военной специальности.

Учебные сборы, предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, считаются военными сборами. В период их прохождения студенты именуются курсантами. Продолжительность учебных сборов по всем военным специальностям, за исключением специальностей «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация», составляет 30 дней. По военным специальностям «Штурманская авиация» и «Штурманская морская авиация» сборы продолжаются в течение 75 дней.

В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзамены, а после прохождения всей учебной программы они сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинской части, учебном центре или вузе и принимаются специально созданной для этого экзаменационной комиссией. Студентам, успешно завершившим обучение по программе подготовки офицеров запаса, в установленном порядке присваиваются офицерские звания, и они зачисляются в запас. Призыв этих граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Вопросы и задания

1. Дайте определение воинской обязанности и расскажите о ее содержании.

3. Какие обязанности в целях обеспечения воинского учета возложены на граждан РФ?

4. Какие мероприятия проводятся в рамках обязательной подготовки граждан к военной службе?

5. Какие виды добровольной подготовки граждан к военной службе предусмотрены Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»?

6. Разработайте и оформите графически схему содержания медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет и при призыве на военную службу. _

| Материалы к урокам ОБЖ для 11 класса | План проведения занятий на учебный год | Воинская обязанность

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 15
Воинская обязанность

Основные понятия о воинской обязанности

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Структура и содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации приведены на схеме 25.

Воинская обязанность граждан в период мобилизации , военного положения и в военное время определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Она предусматривает:

Призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах и воинских формированиях (схема 26).

Военная служба приоритетна перед другими видами государственной службы и иной деятельностью. Она имеет некоторые особенности.

Основные из них заключаются в следующем:

Во-первых, выполнение обязанностей военной службы сопряжено с риском для здоровья, а нередко и жизни;
во-вторых, к этой службе привлекают лишь граждан, достигших определенного возраста и отвечающих установленным требованиям по состоянию здоровья и физическому развитию;
в-третьих, для военнослужащих предусмотрены специальные звания, единая форма одежды и знаки различия, специальная система аттестования;
в-четвертых, права и обязанности военнослужащих регламентированы специальным законодательством;
в-пятых, лица, проходящие военную службу, в особом порядке несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.

Граждане Российской Федерации проходят военную службу по призыву и в добровольном порядке (по контракту) .

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Вопросы

1. Какие нормативные правовые акты регламентируют воинскую обязанность и военную службу граждан Российской Федерации?

2. В чем заключается воинская обязанность граждан Российской Федерации?

3. В каких войсках, воинских формированиях и органах исполняют граждане Российской Федерации военную службу?

4. Почему военная служба приоритетна по сравнению с другими видами государственной службы?

Каждому гражданину известно, что представляет собой военная служба. Но всем ли жителям России известен Федеральный Закон "О военной службе и воинской обязанности"? Основные положения этого законопроекта будут представлены в статье.

Военная служба

  • по возрасту;
  • по истечении срока службы по контракту или по призыву;
  • по причине плохого состояния здоровья;
  • в связи с лишением полученного ранее воинского звания;
  • по причине утраты доверия высших чинов.

Таким образом, Федеральный Закон России "О воинской обязанности и воинской службе" закрепляет достаточно большое количество моментов, связанных с увольнениями.

О вооруженном запасе

А что представляет собой запас в рядах армии Российской Федерации? Рассматриваемый законопроект говорит в данном случае о так называемом мобилизационном развертывании всех воинских формирований РФ в необходимых на то случаях.

Под запасом подразумевают людской мобилизационный резерв. В этот резерв входят граждане, заключившие с Минобороны договор о пребывании в запасе. По представлению Президента РФ или отдельного федерального органа военный запас должен будет собраться и сформироваться по территориальному признаку.

Стоит также отметить, что зачисление в запас должно происходить из числа лиц, а также из числа граждан, успешно окончивших обучение в военных организациях высшего образования.