По отношению к жилым, производственным и общественным зданиям АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допуска-ется размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах. Общий вид стационарной АЗС показан ниже.
Общий вид стационарной АЗС
Планировка должна исключать возможность растекания аварийного про-лива топлива на территории и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка должна предусматривать:
- удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;
- широкий обзор всей территории из помещения оператора;
- отведение зон под зеленые насаждения;
- санитарно-гигиенические условия для работников станции;
- согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.
Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны ус-танавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключи-тельных случаях - на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.
Минимальные расстояния от АЗС до внешних объектов и между ее здани-ями и сооружениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98.
Расстояние от края площадки для АЦ до наземно-расположенного техно-логического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологических шахт подземных резервуаров, заполненных негорючим материалом, указанное рас-стояние не нормируется.
Ограждение должно быть продуваемым. Не допускается озеленение тер-ритории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, во-локнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельскохозяй-ственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерно-вые, хлопчатник и т. п.), предусматривается наземное покрытие, не распрост-раняющее пламя или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
Устанавливаются знаки о расположении пожарного водоема, водозабор-ных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки при наличии наве-сов, плакаты с обязанностями водителя при заправке автомобиля.
Территория должна быть освещена в соответствии с существующими нор-мами, особенно места заправки и слива горючего. Оборудована телефонной и громкоговорящей связью, и средствами измерений в соответствии с «Табе-лем оснащенности АЗС средствами измерений».
Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке долж-ны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродук-та.
ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согла-сованной с административными органами и Госпожнадзором, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправ-ки с соблюдением правил пожарной безопасности. Устанавливается соответ-ствующая охранная разметка.
ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. Наносятся трафареты «Передвижная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза. На внутренней стороне дверки шкафа помещается табличка с указанием отпускаемых марок нефте-продуктов и технологической схемы заправочного оборудования. Комплект оборудования:
- специальное оборудование и инструмент;
- одиночный комплект запасных частей;
- мерник образцовый II разряда вместимостью 10 литров;
- два огнетушителя;
- кошма;
- медицинская аптечка;
- средства для сбора и ликвидации проливов разлившегося горючего.
На территории стационарных станций разрешается использовать ПАЗС только в случаях ремонта или зачистки резервуаров.
Документация АЗС:
- лицензия на право эксплуатации;
- паспорт с технологической и электрической схемой станции и отметкой о ежегодной проверке на соответствие реальному объекту; В паспорте указывается:
- номер автозаправочной станции и ее точный адрес;
- название собственника станции и эксплуатирующей организации;
- величина используемого земельного участка и срок окончания его арен-ды;
- дополнительные услуги автосервиса (мойка автомашин, автостоянка,количество постов техобслуживания и ремонта автотранспорта, кафе, мага- зины и др.)
- данные о проведении реконструкции;
- сведения об используемом технологическом оборудовании (ТРК, резер-вуары, электрооборудование, системы вентиляции и отопления, очистные сооружения).
При описании топливораздаточного оборудования указывается количе-ство ТРК и их марка, год ввода в эксплуатацию, вид реализуемого топлива, количество топливораздаточных рукавов (пистолетов).
При описании резервуаров указывается:
- общее количество;
- количество эксплуатируемых (наземных и заглубленных);
- год изготовления и дата ввода в эксплуатацию;
- номинальная вместимость и вид топлива;
- общая вместимость резервуарного парка;
- технические мероприятия, проводимые по каждому резервуару (дата зачистки, проверки на герметичность, дефектоскопии).
Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов с оборудованием и запорно-регулирующей арматурой, обес-печивающей выполнение всех технологических операций с топливом.
На электрической схеме в паспорте должны быть указаны потребители электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные приборы и др.), аппаратура (пускатели, выключатели и др.), электролинии (кабели, про-вода, марки и площади их сечений, способы прокладки).
- формуляры и технические описания топливо- и маслораздаточных коло-нок
Разделы формуляров должны постоянно заполняться в процессе эксплуа-тации оборудования. Особое внимание уделяется отметке госповерителя о погрешности, которое заверяется оттиском Государственного поверочного клейма и подписью.
- паспорта и технические паспорта на резервуары.
Разделы паспортов содержат отметки о зачистке, проверке на герметич-ность, проверке высотного трафарета, проведении дефектоскопии. Базовую высоту или высотный трафарет резервуаров проверяют ежегодно в летнее время и после ремонта. Результат оформляется актом (протоколом).
- градуировочные таблицы на резервуары
Резервуары проверяются каждые 5 лет. Таблицы считаются действитель-ными, если они утверждены органами Госстандарта и подписаны Госповерителем.
- правила технической эксплуатации АЗС;
- инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности;
- инструкция по эксплуатации очистных сооружений;
- инструкция по сбору отработанных нефтепродуктов;
- сменный отчет, содержащий сведения о наличии топлива в резервуарах на начало и конец смены, показаниях суммарных счетчиков, поступлении неф-тепродуктов, уровне подтоварной воды в резервуарах, погрешности работы ТРК, определяемой с помощью мерников второго разряда.
- журнал учета поступивших нефтепродуктов;
- журнал учета ремонта оборудования с отражением в нем информации о проведении технического обслуживания и ремонта технологического обору-дования и сооружений, показаний счетчика до и после ремонта ТРК, отметки о снятии пломб Госповерителя.
- график технического обслуживания и планово-предупредительного ремон-та технологического оборудования и сооружений;
- график поверки средств измерений, утвержденный органом Госстандарга
- журнал учета расхода электроэнергии;
- журнал регистрации заявок на завоз нефтепродуктов;
- журнал учета оборудования, инвентаря и имущества;
- должностные инструкции работников;
- табель оснащенности средствами измерений;
- свидетельства о поверке средств измерений;
- книга (журнал) приема и сдачи дежурства;
- книга жалоб и предложений;
- план ликвидации возможных аварий, согласованный с противопожар-ной службой и комитетом по ликвидации чрезвычайных ситуаций при адми-нистрации района. План должен разрабатываться с учетом специфических условий деятельности, предусматривать оперативные действия персонала по предотвращению аварий и ликвидации аварийных ситуаций, а в случае их возникновения - по локализации, максимальному снижению тяжести послед-ствий при проливах топлива, возгораниях и взрывах;
- сертификаты соответствия на оборудование и изделия зарубежного про-изводства; .. .
- приказы о назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию, охрану труда, пожарную безопасность, эксплуатацию электроустановок и за вскрытие пломб Госповерителя;
- журнал учета и содержания средств электрозащиты;
- журнал эксплуатации молниезащитных устройств.
Кроме того, на ПАЗС дополнительно должны быть:
- должностная инструкция водителя-заправщика;
- формуляр на топливораздаточный агрегат
- техническое описание топливораздаточного агрегата;
- паспорт и протокол поверки цистерны ПАЗС;
- паспорта и инструкции по эксплуатации шасси автомобиля, прицепа, бензоэлектрического агрегата, агрегата раздачи топлива и масла.
Бензиновый бизнес один самых перспективных, и один из самых опасных. Поэтому к требованиям контролирующих органов нужно отнестись внимательно, не только ради избавления от "головной боли" при общении с инспекторами, но и ради собственной безопасности.
Контролирующие органы
При открытии данного вида организации в процессе ее функционирования согласовывать свою деятельность владельцу нужно будет:
- Управлением по архитектуре и градостроительству.
- Комитетом по охране ОС (окружающей среды).
- Управлением по энергонадзору.
- ГИБДД.
- Управлением противопожарной службы (ГПН).
- Роспотребнадзором (СЭС).
Имейте в виду, что на региональном уровне местная администрация может издать Постановление или поручить соответствующим структурам разработать иные регламентирующие деятельность АЗС документы способствующие повышению:
- качества услуг;
- скрупулезности выполнения экологических и санитарных нормативов;
- пожарной безопасности (ПБ).
И даже созданию и поддержанию стилевой гармонии городских построек. В свое время такое постановление было принято в Вологодской области. Поэтому при подготовке к открытию АЗС уточните в местных контролирующих структурах нет ли специальных региональных актов, описывающих требования:
- архитектуре АЗС;
- выбору территории;
- зданиям и сооружениям;
- оборудованию;
- системе безопасности.
Открывая АЗС будьте готовы к частым визитам инспекторов из нефтеинспекции, ГПС, налоговых органов и других.
Имейте в виду, что АЗС могут быть стационарными и передвижными, контейнерными, модульными, блочными, топливозаправочными и т.п. В зависимости от размеров и мобильности будут меняться и объем требований контролирующих органов.
Регламентирующие документы: наиболее часто используемые
- Закон о ЗПП №2300-1 .
- СанПиН 2.1.7.1322-03 , описывающий правила обезвреживания отходов производства.
- СанПиН 2.1.6.1032-01 о качестве атмосферного воздуха.
- ФЗ РФ № 52 о эпид. благополучии...
- СП 2.1.7.1386-03 о санитарных правилах об определении класса токсичности отходов.
- СП 1.1.2193-07 о производственном контроле.
- СанПиН 2.2.4.1294-03 требования я аэроионному составу воздушной среды.
- СП 3.5.1378-03 требования к дезинфекции.
- СП 2.2.2.1327-03 требования к организации технологических процессов.
- СП 156.13130.2014 требования ПБ.
- НПБ 02-93 правила, определяющие степень участия ГПН в выборе территории для автозаправки.
- НПБ 03-93 акт, определяющий моменты согласования проекта и сметной документации с ГПН.
- НПБ 111-98 основные нормы противопожарной безопасности.
- РД 153-39.2-080-01 правила эксплуатации АЗС.
- СНиП 2.07.01-89* / СП 42.13330 (Градостроительство, определяет минимальное расстояние до автодорог и жилых улиц от АЗС).
Требования санитарных служб
Самыми распространенными нарушениями в работе автозаправок, по мнению Роспотребнадзора, являются нарушения:
- потребительских прав;
- требований к обращению с отходами;
- норм ПДК по воздуху;
- требований санитарно-эпидемиологического характера при эксплуатации построек на территории заправки.
Во избежание отказа СЭС в разрешительном заключении на этапе оформления документов и штрафов в процессе работы стоит познакомиться с основными требованиями данной структуры. Если руководство вашего региона не подготовило специальный СНиП, где были бы собраны все основные рекомендации по планированию, проектированию, возведению и обустройству заправок, вам придется познакомиться с несколькими довольно объемными трудами, чтобы выбрать требования, относящиеся именно вашей будущей деятельности.
Требования к месту расположения заправки
Размер участка земли под АЗС согласовывается с имеющими градостроительными нормами. Его положение должно быть подветренным по отношению к жилому массиву. Вся территория заправки планируется, участок под нее выравнивается и покрывается ровным покрытием.
Вы можете применить:
- бетонирование;
- асфальтирование.
Подъездные пути и съезды на автомагистраль не должны иметь дефектов. Территория не занятая сооружениями озеленяется и поддерживается ухоженном и чистом виде.
Накапливать на территории автозапровочной станции отходы нефтепродуктов запрещается. Если в процессе работы произошла утечка - разлив засыпается песком, который затем удаляется.
ТБО, скапливающиеся при работе организации, следует хранить в спецконтейнерах с плотно закрывающимися крышками. Контейнеры устанавливаются на водонепроницаемом основании/фундаменте. Чаще всего используют для этих целей бетонные плиты.
Производственные помещения и зоны для бытовых нужд: требования
Проектируют заправку согласно своду правил 56.13330.2011 /СНиП 31-03-2001. Рабочие помещения окрашивают тонами/цветами, снижающими утомление глаз сотрудников и улучающими освещенность рабочего места.
Помещение для персонала и рабочую зону выстилают твердым напольным покрытием, разрешенным санитарными правилами.
Место оператора АЗС для проведения рабочих манипуляций в положении сидя, оборудуется согласно ГН2.2.5.1314-03.
В части для сотрудников должна быть предусмотрена:
- туалетная комната;
- гардеробная;
- душевая.
В данных помещениях полу делают стойкими к воде и моюще-дезинфицирующим средствам. Все стены и имеющие перегородки облицовывают керамо-плиткой или другим влагостойкими светлого материала на высоту не меньше, чем 1,8 м.
Гардеробную для рабочего персонала оборудуют двухсекционными шкафами:
- для хранения верхней одежды и обуви;
- для спецодежды.
Эти предметы гардероба не должны хранится вместе! На габаритных заправках, оборудованных торговым залом с бистро должна быть туалетная комната для клиентов. Желательно одно место для отправки естественных потребностей оборудовать для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Все туалетные комнаты снабжаются средствами для просушки кожи рук или одноразовыми полотенцами, мылом и туалетной бумагой.
Микроклимат сооружений АЗС: требования
Внутренняя среда рабочих и бытовых помещений автозаправки поддерживается согласно требованиям СП 60.13330.2012/СНиПа 41-01-2003
Обязательным требованием для АЗС является обустройство искусственной вентиляции для помещений, где хранится спецодежда работников. Рабочие и административные помещения должны иметь отопление:
- центральное;
- местное.
При организации местного отопления разрешен пар, подогретый воздух или вода в качестве носителя тепла.
Условия микроклимата на рабочем месте сотрудников АЗС нормируются согласно СанПиНу2.2.4.548-96. Допустимые колебания показателей влажности и температуры зависят от периода года и региона. В среднем для холодов это:
- 20-22оС (максимум 24оС);
- 15-75% влажность.
Для жаркого времени:
- 21-23оС (максимум 28оС);
- влажность остается такой же
ПДК вредных веществ в воздушной среде, которой дышат сотрудники АЗС описаны в ГН2.2.5.686-98. Основные показатели следующие, мг/м.куб:
- мин.масла - 5;
- углеводороды в общим - 300;
- оксид углерода - 20;
- бензин - 100.
Все эти показатели будет контролировать СЭС при проверке.
Требования к инженерным сетям: вода, канализация
СП 30.13330/СНиПом2.04.01-85*регламентируются требования к внутренним водопроводно-канализационным сетям. Если вы планируете построить новую заправку, недопустимо возводить сооружения без этих элементов.
Вода к АЗС подводиться питьевая. Ее параметры должны соответствовать СанПиНу2.1.4.559-96 . Снабжение водой организуется путем:
- врезки в сети центрального водоснабжения;
- обустройством поступления воды от колодца;
- бурения АС (артезианской скважины).
Источник забора воды в обязательном порядке согласуется с санитарными службами. Если она забирается из собственных водоисточников, то руководитель АЗС обязан обеспечить контроль лабораторных показателей состояния воды по указанному выше СинПиНу.
Требования к канализационной сети предусматривают обустройство раздельных сетей канализации:
- бытовых вод;
- дождевых и производственных.
Соединять их в одну систему запрещено. Перед началом эксплуатации заправки, на ее территории должна быть обустроена система очистки стоков. Бытовые стоки очищаются согласно требованиям СНиП 2.04.03-85/СП 32.13330.2012.
Дождевая канализация/"ливневка" допускает обустройство системы лотков со съемными решетками. В эту же систему подсоединятся производственный слив стоков. По лоткам воды направляются к очистным конструкциям.
Очистные конструкции как минимум должны состоять из:
- отстойника (колодца);
- фильтрационной части;
- сборника (колодца).
Производственные стоки, отфильтрованные нефтяные продукты и осадочный мусор вывозится в оговоренные с санитарными службами вашего региона/района места.
Требования к инженерным сетям: освещение
Требования к средствам освещения диктуются СП 52.13330.2011/ СНиПом 23-05-95* . Это значит, что все помещения производственного назначения должны иметь кроме искусственного и естественное освещение. Причем последнее рекомендуется использовать по максимуму. Уровень КЕО:
- Если используется комбинированный вариант освещения - 0,48%.
- При освещении исключительно светом солнца - 0,8%.
Освещать рабочую поверхность нужно с интенсивностью 200 лк/150 лк (для ламп накаливания). Все осветительные приборы должны быть иметь светорассеивающие плафоны и регулярно очищаться.
Нефтепродукты и правила их хранения
Все производные нефти на заправке хранят в металло-резеруарах, обустроенных под землей. Защитный слой грунта должен составлять не менее 100 см. Все дополнительно реализуемые продукты в индивидуальной упаковке/таре:
- масла;
- смазочные материалы;
- охладители, очистители и т.п. средства.
Хранят в специально отведенных для этого местах. Причем оператор, принимая смену, должен удостоверится в целостности тары. Мелко-фасованный товар с высокой степенью воспламеняемости можно хранить в торговом зале с учетом 5 дневного оборота продукции. Исключение составляет лишь тормозная жидкость. Выставить ее можно в количестве до 20 бутылок.
Отработанные нефтепродукты можно хранить в любых емкостях при условии, что они:
- целые;
- способны обеспечить сохранность содержимого при его транспортировке и погрузке/разгрузке;
- маркированы;
- калиброваны.
Перед заливкой отработанных материалов в контейнеры для хранения, последние проверяют на целостность.
ООС
Представители природоохранных структур наряду с работниками СЭС строго следят за деятельностью АЗС. Так как этот вид предприятий имеет несколько источников загрязнения ОС (окружающей среды):
- отработанные автомобильные газы;
- испарения производных нефти;
- разливы нефтепродуктов.
Поэтому руководство АЗС, во избежание штрафов, должно предпринимать меры по уменьшения загрязнения ОС:
- топливораздаточные колонки необходимо защищать от осадков;
- регулярно осуществлять ПК (производственный контроль) за содержанием вредных веществ в почве и воздухе (на границе СЗЗ показатели не должны превышать ПДК для населенных мест);
- предпринимать меры по уменьшению испарений бензина (не допускать перелива топлива, следить за герметичностью сливных и замерных устройств и т.п.).
Кроме этого собственник или первый руководитель заправочной станции должен обеспечивать аттестационные мероприятия по условиям труда на рабочих местах.
Требования к продукции
Вся продукция заправочной станции должна иметь сертификат от завода-изготовителя, подтверждающего качественные характеристики товара:
- марку;
- ТУ и соответствие им.
Паспорт на реализуемую нефтепродукцию (НП) должен иметь подпись руководителя и печать завода-изготовителя. Поступающая продукция этого типа должна по партионно заноситься в специально предназначенный для этих целей журнал.
Кроме этого, на АЗС должны вестись журналы движения НП и запасных частей к автомобилям (если этот товар реализуется).
Требования к оборудованию
Все оборудование АЗС должно быть приобретено в официальном порядке, иметь паспорт. К резервуарам обязательны градуировочные таблицы. На АЗС заводят специальный журнал, куда заносят сведения о ремонте оборудования заправки.
Требования Госпожнадзора
Все новые АЗС необходимо проектировать и строить согласно СП 156.13130.2014 . Согласно этому нормативу выделяется порядка 13 видов заправочных станций. Требования для каждой из них имеют свои особенности. Мы остановимся лишь на основных. Уточнять требования к конкретным видам заправочных станций нужно в приложениях (П) к НПБ 111-98:
- П№2 - для топливозаправочныех пунктов;
- П№3 - для передвижных заправок, реализующих ЖМТ (жидкое топливо);
- П№6 - для различных видов мультитопливных заправок: АЗС, АГЗС, а также АГНКС.
Кроме того, АЗС могут располагаться за пределами населенных пунктов и на их территории. Расположение тоже значимо для некоторых требований ГПС. Технологические системы, которыми можно оборудовать АЗС должны соответствовать НПБ 03-93.
Требования к размещению
Заправки размещают с подветренной стороны от других сооружений. В этом вопросе госпожинспекция (ГПС) солидарна с санстанцией. Выбор участка должен согласовываться с ГПС и соответствовать НПБ 02-93.
Расстояния до автодорог/магистралей, улиц при размещении нормируются градостроительными нормативами СП 42.13330/СНиП 2.07.01-89* и зависят от категории дороги и типа АЗС. Требования к минимальным расстояниям от объектов, не относящимся к автозаправке и относящимся к ней можно посмотреть .
Требования к сооружениям в зоне заправки
В отличие от многих предприятий заправка - это предприятие, на территории которого разрешается размещать далеко не любые типы сооружений. Разрешено возведение:
- операторная;
- сооружения административного назначения;
- помещения для хранения формы работников, деталей и инструментария, необходимого для работы, оборудования;
- котельная с теплоносителями, разогревающимися до 80оС и не выше;
- туалетные комнаты;
- помещения для охраны;
- комната для приема пищи работающей смены.
Ряд автозаправок (исключая газового типа заправки с резервуарами в одну стенку) могут располагать на собственных землях центры сервисного обслуживания автомашин и зоны по обслуживанию их водителей.
На территории заправки не разрешено размещать:
- сооружения А и Б классов (кроме относимых к технологической системе заправки) и Г-помещений, исключая котельные;
- помещения для сервисного обслуживания автомобилей с техпроцессами, приводящими к циркуляции паров/газов с высокой степенью возгораемости (окраска).
Здания, возводимые на территории заправочной станции должны быть:
- одноэтажными либо выстроенными в 2 этажа (последние должны быть не более 150 кв.м);
- I-III степени огнестойкости.
Навесы на автозаправке делают из негорючих материалов. Все контейнеры с топливом защищают от возможного повреждения машинами и механизмами. К каждому элементу конструкции, вплоть до ограждения предъявляются строгие требования, описанные НПБ 111-98.
На всех заправках предусматривают молниезащиту не менее II-категории по РД 34.21.122-87. Электросистема монтируется до ввода заправки в эксплуатацию, заземление до пуско-наладки. Требования к ней описаны ПУЭ и правилами, разработанными для нефтехимических предприятий. Воздушные ЛЭП на заправочных станциях всех модификаций запрещены.
Некоторые требования к оборудованию АЗС
На заправках обязательно должны быть:
- телефонная линия;
- радиосвязь;
- средства громкого вещания.
Высоки требования к герметичности оборудования:
- колонки надлежит оборудовать устройствами, способные при ее повреждении остановить излитие содержимого;
- резервуары должны поддерживать собственную герметичность 10 лет при соблюдении требований техтребований;
- емкости для хранения топливных материалов оборудуют системами, позволяющими проверить степень герметичности (П№5 к НПБ 111-98);
- опорная арматура выполняется по I кл. герметичности по ГОСТу 9544 .
Все электрооборудование на территории АЗС требуется заземлять, при его установке нужно исходить из нормативов ПУЭ и ПЭЭП (правил эксплуатации). Монтаж такого оборудования проводится с учетом зон повышенной взрывоопасности.
Для каждого из типов заправочных станций/пунктов к их технологическому оборудованию предъявляются специфические требования, описанные нормативами ПБ 111-98.
Требования к персоналу
Персонал должен строго соблюдать правила ТБ и ПБ при работе на АЗС. При приеме на работу обязательно проводится вводный инструктаж по ПБ, затем первичный и систематические инструктажи с занесением в журнал.
Работники заправки должны четко знать свои действия на момент возгорания. Ориентироваться в системе пожаротушения на АЗС, уметь пользоваться первичными средствами ликвидации пожара.
Средства тушения пожара: основные требования
Средства для тушения пожара на заправке не ограничены первичными вариантами (огнетушители), как во многих предприятиях. Должна быть дополнительно предусмотрена возможность использовать наружный водоем либо водопровод. А также необходимо предусмотреть системы пожаротушения стационарного типа (автоматы в том числе).
Огнетушители размещаются в местах и количестве, указанных в правилах пожбезопасности 01-93 (Глава17 п. 17.5.5. и 17.5.6). Тип огнетушителей описан тем же нормативом.
В ППБ01-03 АЗС посвящена целая глава №17. Этот документ описывает требования не только к огнетушителям, но и к:
- документации, которую нужно иметь на заправке (журналы, планы эвакуации, локализации и тушения возгорания, схему описывающую ближайшие источники воды и их дебет и т.д.) ;
- оборудованию по приему и подаче топлива;
- использованию электрооборудования;
- содержанию сооружений;
- противопожарной защите станции;
- плану локализации возгорания;
- средствам быстрого удаления горящего транспорта с АЗС;
- условиям хранения опасных веществ и многому другому.
Современные автозаправочные станции, или АЗС, принято классифицировать по нескольким основным принципам и направлениям, одним из которых являются нормативные параметры типовых проектов:
- Количество топливораздаточных колонок (ТРК);
- Общая вместимость имеющихся резервуаров;
- Максимальное число заправок в течение определенного промежутка времени, например, в «часы пик»;
- Количество машин, заправляемых в течение одних суток.
К числу наиболее используемых типовых проектов относятся:
1.1 Проект многотопливной автозаправочной станции , основной характеристикой которого служит возможность заправки транспортных средств двумя-тремя видами моторного топлива (светлые нефтепродукты, компилированный природный и сжиженный углеводородный газ).
1.2 Проект топливозаправочного пункта , размещаемого, как правило, на территории крупного производственного предприятия (автомобильного парка) и обеспечивающего моторным топливом транспортные средства данного предприятия.
1.3 Проект традиционной АЗС , предусматривающий подземное расположение топливных резервуаров-хранилищ, и реализующий технологическую схему, предполагающую разнесение ТРК и резервуаров.
Эффективность использование типовых проектов АЗС обусловлена следующими факторами:
- упрощенный порядок согласований и прочих разрешительных мероприятий;
- минимальные сроки проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию;
- гарантированный экономический эффект, рассчитанные сроки окупаемости инвестиций и получения прибыли.
Генплан АЗС – это одна из составляющих проекта, назначение которой заключается в комплексном решении планировки, размещения зданий (сооружений), инженерных сетей и технологических коммуникаций, а также благоустройство территории автозаправочной станции. Расположение автозаправки в границах населенного пункта или промышленного (автотранспортного) узла тоже оговаривается в генеральном плане.
В данном документе в обязательном порядке учитываются:
- места установки дорожных (по согласованию с ГИБДД) и информационных (о размещении пожарного гидранта, водозаборного колодца или пожарного водоема) знаков;
- значения годовой «розы ветров»;
- устройство пологих повышенных участков на въездах и выездах и дренажных лотков для отвода атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, в очистные сооружения;
- соблюдение минимальных расстояний.
Технологические требования, предъявляемые к схемам генеральных планов автозаправочных станций:
- наличие возможности заправки моторным топливом транспортных средств с различными вариантами расположения топливных баков (правостороннее, левостороннее, двустороннее);
- обеспечение независимого подъезда автомобилей к ТРК;
- минимальная протяженность топливных коммуникаций;
- оптимальность радиусов поворота транспортных средств;
- вместимость зоны отстоя транспорта, ожидающего заправки;
- наличие визуального контроля заправочной зоны (зон) оператором АЗС.
Проектирование и строительство автозаправочных станций
При проектировании автомобильных заправочных станций обязательным условием является соблюдение следующих требований:
3.1 Размещение АЗС выполняется на участках придорожной полосы, обладающих одним из следующих признаков:
- возвышение;
- уклон, превышающий 40%;
- закругление, радиус которого превышает 1000 метров;
- удаленность от железнодорожного переезда более 250 метров;
- удаленность от мостовых переходов 1000 метров и более.
3.2 Включение в расчет поставки оборудования серийных технологических систем приема, хранения и раздачи топлива, сопровождающихся согласованной в установленном законодательством порядке технико-эксплуатационной документацией.
3.3 Соответствие технико-эксплуатационных данных разрабатываемых систем пожарной безопасности требованиям, предъявляемым нормами «НПБ 111» к автозаправочным станциям всех типов.
3.4 Учет требований комплекса требований, включающих правила безопасной эксплуатации в сфере взрывозащищенности, газовой и экологической безопасности, охраны труда и иных требований, регламентируемых утвержденными действующими нормативно-правовыми актами.
3.5 Определение минимальных расстояний в пределах территории АЗС.
Организация территорий
Процесс организации территорий АЗС сопровождается соблюдением нижеперечисленных условий:
4.1 Учет инженерно-геологических, климатических и социально-экономических особенностей данной территории. Размещение комплекса сооружений АЗС предполагает отсутствие негативного влияния деятельности автозаправки на состояние здоровья и санитарно-бытовые условия населения и обслуживающего персонала.
4.2 Выполнение функционального зонирования территории, учитывающее не только технологические связи, но и соблюдение противопожарных и санитарно-гигиенических мероприятий, пропускную способность АЗС, рациональность транспортных и инженерных связей, а также защиту территорий, прилегающих к заправочной станции от загрязнений отходами ее деятельности.
4.3 Выезды на дороги с I-ой по IV-ю категории оборудуются переходно-скоростными полосами, длина которых определяется СНиПом 2.05.02.
4.4 Установление движения автотранспорта в одном направлении.
4.5 Размещение на территории АЗС необходимых средств организации дорожного движения (знаки, ограждения, направляющие устройства, разметка, светофоры и т.п.). Не допускается установка рекламных щитов на выездах (въездах) со стороны дорог.
4.6 Наличие малых архитектурных форм и устройство озеленения.
4.7 Устройство жестких покрытий и оснований (цементно-бетонных, асфальтобетонных, монолитных) проездов и площадок, предотвращающих попадание моторного топлива в грунт.
4.8 Равная прочность конструкции покрытий переходно-скоростных полос и основной дороги.
4.9 Наличие отдельного проезда (не менее 3,5 метров шириной) для проезда автоцистерн к местам слива светлых нефтепродуктов.
4.10 Устройство «треугольника видимости» при въезде (выезде) на АЗС.
Применяемые для АЗС нормы проектирования
Должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.
8. Размещение АЗС должно выполняться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой “розе ветров”) по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).
Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.
9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.
10. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:
- от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров , наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;
- до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения – до окон (дверей);
- до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).
Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01- 89 *, а именно:
- до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
- до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
- до остальных дорог и улиц - не нормируются.
12. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1 .
13. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2 .
14. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3 .
15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то расстояние до шахт не нормируется.
16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.
17. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд. Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.
18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.
19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.