В случае восстановления платежеспособности корпорации должника. Внешнее управление. Другие обязательные действия

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению должника:

  1. Перепрофилирование .
  2. Закрытие нерентабельных производств.
  3. Взыскание .
  4. Продажа части имущества должника.

Продажа имущества должника осуществляется внешним управляющим на открытых торгах после проведения инвентаризации и оценки и не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности. Торги проводятся в форме аукциона, за исключением продажи имущества оборонного значения, которое может быть продано только на закрытых торгах. В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с законом могут иметь в собственности или ином вещном праве такое имущество. Порядок проведения торгов аналогичен порядку проведения торгов при продаже предприятия.

Начальная цена имущества должника, выставляемого на торги, устанавливается собранием (комитетом) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определяемой в соответствии с отчетом независимого оценщика. При продаже имущества стоимостью свыше 200 млн руб. организацию торгов осуществляет государство или специализированное учреждение, уполномоченное Правительством РФ на безвозмездной основе.

Естественно, что эти положения не распространяются на изготовленную должником в процессе продукцию.

5. Уступка прав требования должника

Уступка прав требования должника может быть осуществлена внешним управляющим путем продажи требований на открытых торгах с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов. При этом переход права требования осуществляется только после его полной оплаты, которая должна быть произведена не позднее 15 дней с даты заключения договора купли- продажи.

6. Исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьим лицом (третьими лицами).

Собственник имущества должника — унитарного предприятия, участники (учредители) или третьи лица вправе в любое время до окончания внешнего управления осуществить одновременное удовлетворение требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства на условиях договора беспроцентного займа, достаточные для удовлетворения этих требований. По окончании исполнения обязательств должника арбитражный суд на основании отчета внешнего управляющего может вынести определение о прекращении производства по делу.

7. Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц.

8. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника

Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных акций может быть включено в план внешнего управления исключительно по ходатайству органа управления должника.

Размещение дополнительных обыкновенных акций должника может проводиться только по закрытой подписке. Срок размещения дополнительных обыкновенных акций должника не может превышать три месяца. Государственная регистрация отчета об итогах размещения дополнительных обыкновенных акций должника должна быть осуществлена не позднее чем за месяц до даты окончания внешнего управления. Проспектом эмиссии (решением о выпуске) дополнительных обыкновенных акций должника должна предусматриваться оплата дополнительных обыкновенных акций только денежными средствами.

Акционеры должника имеют преимущественное право на приобретение размещаемых дополнительных обыкновенных акций должника в течение не более три месяцев с даты начала размещении этих акций.

9. Продажа предприятия-должника

Продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления по решению органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении таких крупных сделок.

Продажа предприятия как и продажа части имущества, производится путем проведения открытых торгов в форме аукциона , за исключением продажи ограниченного в обороте имущества (оно продается на закрытых торгах).

Начальная цена продажи предприятия устанавливается решением собрания (комитета) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим. Она не может быть ниже минимальной цены, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия. Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не может быть более 20% от начальной цены. По условиям проведения торгов должник должен получить денежные средства не позднее чем через месяц по истечении срока внешнего управления.

Продажа стратегического предприятия (или организации), предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса, причем Российская Федерация имеет право преимущественного приобретения этого предприятия и даже может в течение месяца после торгов приобрести предприятие у победителя торгов по той же цене, какую заплатил победитель торгов. Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов или привлекает для этих целей специализированную организацию с оплатой услуг последней за счет имущества должника. Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в «Российской газете» и местном печатном органе не позднее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

В случае, если в указанные в объявлении о продаже предприятия сроки не получено ни одной заявки или получена заявка на приобретение предприятия от одного участника, торги по продаже предприятия считаются несостоявшимися. Если предприятие не было продано на повторных торгах или повторные торги были признаны несостоявшимися, то начальная цена продажи может быть снижена на 10%, но не может быть ниже минимальной цены. Если и после этого предприятие не было продано, то порядок его продажи устанавливается собранием (комитетом) кредиторов. В любом случае оно не может быть продано по цене ниже минимальной.

10. Замещение активов должника

Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности.

Такая возможность может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Планом внешнего управления может быть предусмотрено создание нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности. Состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ, определяется планом внешнего управления.

Величина уставных капиталов этих обществ устанавливается исходя из рыночной стоимости вносимого имущества, определенной на основании отчета независимого, оценщика с учетом предложений органа управления должника, уполномоченного согласно учредительным документам принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.

При замещении активов должника все , действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому ОАО. Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, подлежит переоформлению.

Созданных на базе имущества должника ОАО включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах. Это должно обеспечить накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов.

11. Иные способы восстановления платежеспособности должника

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений об обращении в арбитражный суд с ходатайством о:

  • прекращении внешнего управления в связи с восстановлением должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • прекращении дела в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;
  • продлении установленного срока внешнего управления;
  • признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • заключении .

Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего и протокол собрания кредиторов направляются в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней после даты проведения собрания кредиторов. К отчету внешнего управляющего должны быть приложены реестр требований кредиторов и жалобы кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании.

Затем отчет внешнего управляющего и жалобы кредиторов рассматриваются арбитражным судом на заседании. По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит соответствующее определение

Расчеты с кредиторами

Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня вынесения соответствующего определения суда или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.

С момента исполнения обязательств должника внешний управляющий или реестродержатель вносит соответствующую запись в реестр требований кредиторов.

Если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а кредитор вправе требовать начисления на невыплаченную сумму процентов в размере ЦБ РФ, начиная с даты вынесения определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди и до даты удовлетворения его требования полностью или в определенной пропорции.

Финансовое оздоровление вводится при условии, что имеется ходатайство учредителей, собственника, уполномоченного государственного органа или третьих лиц о предоставлении обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер обеспечения должен превышать размер обязательств не менее, чем на 20 %.

Статья 76 Ходатайство о введении финансового оздоровления

17.5 К решению об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления прилагается: план финансового оздоровления; график погашения задолженности; протокол собрания учредителей и др.

Статья 79 Обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения 1. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и др. 2. Соглашение об обеспечении обязательств должника заключается в письменной форме в течение 15 дней с даты введения финансового оздоровления. 3. При обеспечении обязательств банковской гарантией бенефициаром признается арбитражный управляющий.

Статья 81 Последствия введения финансового оздоровления п.1 требования кредиторов могут быть предъявлены только с учетом требований ФЗ. отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям и т. т. д.

Статья 84 План финансового оздоровления и график погашения задолженности п.1 План ФО разрабатывается учредителями, собственником, утверждается собранием кредиторов и предусматривает способы получения денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности п.2 График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным учредителем, собственником унитарного предприятия и с даты его утверждения арбитражным судом возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность. п.3 График задолженности предусматривает погашение всех требований кредиторов включенных в реестр. В нем должно быть предусмотрено пропорционально погашение требований кредиторов в очеред-ности, предусмотренной Ф.З.

Статья 86. Досрочное окончание ФО. 1. В случае погашения всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности до истечения установленного срока должник представляет отчет о досрочном окончании ФО. п.3 По итогам рассмотрения отчета арбитражный суд выносит одно из предложений: о прекращении производства по делу о банкротстве; об отказе в прекращении производства по делу о банкротстве;


Статья 88 Окончание ФО п.1 не позднее чем за месяц до истечения срока ФО должник обязан представить административному управлению отчет о результатах ФО: баланс; отчет о прибылях (убытках); документы, подтверждающие погашение задолженности. п.6 По итогам рассмотрения отчета о результатах ФО арбитражный суд принимает решениео прекращении; о введении внешнего управления; об открытии конкурсного производства.

Раздел 6. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

ФРАНЦИЯ

До 1967 года процесс банкротства во Франции почти полностью сводился к ликвидации предприятия - должника; все его средства шли на погашение долгов. Закон о банкротстве 1967 года и последующий соответствующий Декрет предусматривали возможность защиты предприятия и заключения соглашения с кредиторами. Но практически эти возможности почти не использовались, и лишь 2-3 % разбирательств по данной категории дел в период действия Закона 1967 года разрешились компромиссом. Остальные дела закончились ликвидацией должников.

В 1985 году во Франции был принят новый закон, касающийся несостоятельности предприятий (закон № 85-98 “О конкурсном управлении, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий” от 25.01.1985, в дальнейшем - “Закон 1985 года”), предусматривающий бо’льшую защиту предприятий, во многом обусловленную проблемой сохранения рабочих мест.

По французскому законодательству, банкротом может быть признано как физическое лицо, так и юридическое (“любой коммерсант, ремесленник, а также любое юридическое лицо частного права”). Интересно, что в определении субъектов несостоятельности физические лица упомянуты прежде, что, видимо, зависит от исторических факторов. (В законодательстве дореволюционной России при определении субъектов несостоятельности также в основном имели в виду частных лиц, разъясняя в дальнейшем, что несостоятельным может быть признано и юридическое лицо). Рассмотрением дел о несостоятельности занимаются в основном коммерческие суды.

Возможные заявители стандартны во многих странах. Ими являются сам должник, его кредиторы и прокурор. Во Франции и в Англии, к тому же, производство по делу о несостоятельности может быть начато по инициативе суда.

Производство по делу о несостоятельности начинается в том случае, когда должник оказывается не в состоянии платить долги. Минимальная сумма неуплаченных долгов законодательством Франции (также как и в ФРГ) не установлена.

При разбирательстве интересы должника и кредитора представляют разные лица (по Закону 1967 года, назначался судом и контролировал ход разбирательства один поверенный). Очевидно, что интересы должника и кредиторов зачастую противоположны, и один человек не может одновременно эффективно защищать их. Интересы должника представляет судебный администратор. (В дальнейшем будет указано, что в определенных случаях интересы должника могут представлять должностные лица предприятия-должника.) Его основной задачей является сохранение производственных возможностей предприятия. С этой целью он отвечает за управление предприятием-должником в период судебных разбирательств, контролирует дебиторскую задолженность, поддерживает хозяйственную деятельность предприятия. Свои действия судебный администратор осуществляет согласуясь с имущественным положением должника. Судебный администратор может предоставить предприятие третьей стороне для арендного ведения дел и использовать полученные от доходы для покрытия долга.

Представитель кредиторов защищает права и интересы лишь кредиторов предприятия. Он составляет список кредиторов предприятия, включая иски работников, анализирует деятельность предприятия и, исходя из результатов деятельности, может просить суд дать распоряжение о прекращении этой деятельности или расторжении соглашения об арендном управлении.

В зависимости от масштабов предприятия-должника Закон 1985 года различает две процедуры разбирательства по делу о несостоятельности - обычную (общую) и упрощенную. Упрощенная процедура применяется к предприятиям со штатом не более 50 человек и годовым оборотом не более 20 миллионов франков. К остальным предприятиям применяется общая процедура.

При упрощенной процедуре суд может не назначать судебного администратора, а разрешить должнику самому представлять свои интересы, сохраняя контроль над предприятием.

При принятии судом ходатайства и вынесении решения о возбуждении дела о несостоятельности суд анализирует предшествовавшую деятельность предприятия, определяя время, когда предприятие вступило в “стадию неуплаты по задолженностям”. Период с установленного момента и до момента принятия судом ходатайства о возбуждении дела о несостоятельности именуется “периодом подозрительности”. Установление этого периода имеет значение для опротестования таких сделок предприятия, осуществленных в указанный период, как дача закладной или права на удержание имущества, погашение заранее долгов, безвозмездная передача имущества или передача его за неадекватную стоимость. Такие сделки могут быть аннулированы по требованию судебного администратора, представителя кредиторов или ликвидатора. Суд может также признать недействительными передачи прав собственности, сделанные в течение шести месяцев до начала прекращения выплат, если это нанесло ущерб интересам кредиторов.

После принятия ходатайства и объявления о начале реабилитационного процесса начинается “период наблюдения” - период оценки предприятия-должника и вынесения решения о реорганизации или ликвидации предприятия. Судебный администратор представляет план продолжения деятельности или передачи предприятия-должника в аренду. Если планы продолжения деятельности не считаются реалистичными, предприятие подлежит ликвидации.

При упрощенной процедуре период наблюдения длится от 15 до 30 дней, но может быть продлен судом на период до 30 дней, в течение которого должен быть подан соответствующий отчет, после чего дается время от 2 до 4 месяцев с возможностью продления еще на 2 месяца для подготовки плана.

При общей процедуре период наблюдения длится до 6 месяцев с возможностью его продления еще на 3 или 6 месяцев, и в исключительных случаях еще на 6 месяцев после этого.

Во время периода наблюдения третьи лица могут внести предложения по поводу покупки части предприятия-должника или целиком его. Каждое такое предложение должно быть учтено при составлении плана реорганизации.

В течение периода наблюдения не может быть отчуждено никакое имущество должника, кроме случаев обычного ведения деловых операций. Кроме того, в указанный период не может быть уволен ни один работник предприятия-должника, кроме исключительных случаев, когда данное увольнение жизненно необходимо для сохранения предприятия.

Особое место занимает такая реорганизационная процедура как сдача предприятия в аренду. Закон 1985 года установил, что арендные отношения к предприятию должнику применяются лишь в случае исключительного значения деятельности предприятия для жизнедеятельности региона. Установлен максимальный срок аренды - 2 года, по истечении которых арендатор должен выкупить предприятие. Если же арендатор не выкупает предприятие, уже против него возбуждается производство по делу о банкротстве с целью взыскания средств для погашения кредиторской задолженности предприятия.

В случае неуспешной реорганизации или даже при отсутствии или даже при отсутствии реалистичного плана ее проведения, судом назначается “мандатный ликвидатор”, изымающий и реализующий имущество предприятия. В большинстве случаев ликвидатором становится лицо, представлявшее кредиторов.

При продаже имущества наиболее удачным представляется вариант продажи предприятия как производственной единицы, а не по частям, при наибольшей защите рабочих мест, с учетом, естественно, интересов кредиторов.

Иски кредиторов учитываются ликвидатором, который проверяет их и определяет очередность их погашения. К предпочтительной категории относятся обязательства по выплате заработной платы, уплате налогов и обеспечению социальной защиты. После погашения указанных обязательств пропорционально удовлетворяются и остальные требования.

Работники предприятия-должника, по Закону 1985 года, получили “сверхприоритет” над остальными категориями кредиторов, им сохранена заработная плата на период до 60 дней. Кроме того, по ходатайству кредитора суд может установить внеочередной порядок покрытия долга.

Особое место при проведении процедуры банкротства занимает представитель работников. В его обязанности входит работникам в заявлении исков, защита этих исков при их оспаривании; суд должен учесть доводы представителя работников по вопросам исполнения судебным администратором его функций, одобрения реорганизационного плана, сокращения рабочих мест, передачи имущества. При ликвидации предприятия-должника представитель работников высказывает свое мнение по поводу продажи производственных единиц. При несогласии с решением суда представитель работников может подать на апелляцию.

ГЕРМАНИЯ

Правовой основой рассмотрения дел о несостоятельности в Германии является Конкурсный Устав 1877 года в редакции 1898 года, с учетом изменений и дополнений, внесенных принятыми с того времени более чем 20 законами по данному вопросу. Также имеет значение закон о мировых сделках, широко применяемых в делах данной категории.

Дело о несостоятельности в Германия может быть открыто в отношении любого лица, независимо от осуществления им предпринимательской деятельности, оказавшегося неспособным платить долги. Как уже говорилось, для возбуждения судом производства по делу о несостоятельности в Германия необходим лишь факт неплатежей, без определения минимальной суммы задолженности. Дела данной категории рассматривают все гражданские суды.

Собрание кредиторов, по законодательству Германия и Франции, созывается после вынесения решения суда, признающего должника несостоятельным. Практика показывает, что ликвидация предприятий обычно связана со значительными потерями для кредиторов, акционеров и государства, которые не компенсируются продажей имущества соответствующей фирмы. Поэтому обычно кредиторы, особенно если ими являются банки или иные кредитные учреждения, определяют дальнейшие действия в отношении предприятия-должника еще на начальной стадии неплатежей. При этом возможные варианты рассматриваются в такой последовательности:

1 - возможность сохранения предприятия и урегулирования задолженности;

2 - добровольная ликвидация предприятия;

3 - принудительная ликвидация по решению суда.

При установлении факта кризисной ситуации на предприятии лицами, уполномоченными кредиторами, проводится первичный анализ состояния предприятия с выявлением основных его проблем. Проводится комплекс мер, направленных на повышение ликвидности предприятия, таких как снижение издержек, запасов нереализованной продукции, назначение “кризисного управляющего” для хозяйственной и финансовой стабилизации предприятия.

По принятии первоочередных мер создается комитет по реструктуризации предприятия, состоящий из специалистов в различных отраслях хозяйственной деятельности, проводящий детальный анализ состояния предприятия и выдвигающий предложения по дальнейшей судьбе предприятия. Решающим критерием является качество продукции, рыночный спрос на нее, экономичность производства и другие “реально-экономические” параметры.

Если положение безнадежно - кредитные отношения с должником разрываются и инициируются процедуры по признанию предприятия несостоятельным в судебном порядке.

При принятии решения о возможности восстановления платежеспособности предприятия разрабатывается дальнейший план, сопровождающийся, как правило, уступками со стороны кредиторов в виде частичного отказа от требований, которые могут быть переоформлены в ссуды на новых условиях.

Реструктуризация предприятия проводится путем изменения его организационной и производственной структуры с целью приспособления к изменяющимся рыночным условиям, концентрации усилий предприятия на развитии тех сфер деятельности, которые приносят предприятию основную часть прибыли.

При рассмотрении дела о несостоятельности в суде и при установлении факта неплатежеспособности должника существует два варианта развития событий - заключение мировой сделки между должником и кредиторами относительно выплаты долгов или процедура конкурсного производства.

Конкурсное производство представляет собой раздел в пользу кредиторов имущества должника. Имуществом должника распоряжается назначаемый судом управляющий конкурсной массой, определяющий состав этой массы, дающий ей денежную оценку, реализующий ее и распределяющий полученные средства между кредиторами. Вне очереди удовлетворяются требования залоговых кредиторов. Из остального имущества сперва удовлетворяются требования массовых кредиторов и возмещаются издержки по процедуре банкротства. Затем возмещаются задолженности по заработной плате, по налогам, требования поставщиков, банков и иных кредиторов, не имеющих обеспечения по ссудам.

По окончании конкурсного производства в Германия, так же как и во Франции, прекращаются все процессуальные действия в отношении имущества должника в связи с объявлением его несостоятельным, прекращают свое существование органы конкурсного управления, должник вновь приобретает право управления имуществом, не реализованным во время конкурсного производства, кредиторы получают право самостоятельного взыскания по долгам в части, не покрытой в процессе конкурсного производства. Таким образом, в указанных странах освобождение от долгов как результат конкурсного производства отсутствует.

АНГЛИЯ, США

Общие положения о несостоятельности регулируются в Англии законом о неплатежеспособности 1986 года (в дальнейшем - закон 1986 года), а в США - законом о банкротстве 1979 года, с последующими изменениями (в дальнейшем - закон 1979 года). Эти правовые акты регулируют признание несостоятельными почти всех субъектов хозяйственной деятельности, за некоторым исключением. Так, в Англии, по закону 1986 года могут быть признаны несостоятельными физические лица и компании, за исключением страховых компаний, которые создаются, функционируют и ликвидируются в соответствии с законом о страховых компаниях 1982 года, а также банков и иных банковских институтов, правовое положение которых регламентируется законом о банках 1979 года. В США, в соответствии с законом 1979 года могут быть признаны банкротами физические лица, товарищества и корпорации. Исключение составляют страховые и банковские корпорации, а также строительные и кредитные учреждения и союзы, подчиняющиеся специальному законодательству.

Дела о признании несостоятельными в Англии и США рассматривают специальные суды. Заявление ходатайства в суд должником и кредиторами допускается лишь при превышении задолженности установленного размера. В Англии суд может сам возбудить дело о признании несостоятельным, если нарушены интересы общественные или того требуют интересы кредиторов, или компания, по мнению суда, неизбежно станет неплатежеспособной.

В Англии, в случае установления факта неплатежеспособности должника -юридического лица могут применяться реорганизационные процедуры, такие как добровольное урегулирование долгов (вид мировой сделки), администрирование доходов компании, управление доходами компании. Другим вариантом является ликвидация должника. К физическим лицам применяется процедура добровольного урегулирования долгов или конкурсное производство.

При процедуре добровольного урегулирования долгов куратор созывает собрание кредиторов и учредителей компании и предлагает собранию план урегулирования долгов на утверждение. При утверждении плана куратор приобретает статус “супервайзера” (superviser), осуществляющего надзор за соблюдением утвержденного плана. Кстати, в Англии и США собрание кредиторов созывается не после вынесения судом решения о признании должника несостоятельным, как в ФРГ и Франции, а после принятия ходатайства о возбуждении дела о несостоятельности к производству.

Процедура администрирования доходов компании схожа с внешним управлением. Назначаемый собранием кредиторов администратор осуществляет контроль за деятельностью компании и ее доходами.

В США к несостоятельным должникам могут применяться следующие меры:

Реорганизация (перестройка финансов, погашение долгов, выплата дивидендов) осуществляется самим должником, но в случае выявления с его стороны обмана или некомпетентности собрание кредиторов может назначить для проведения реорганизации временного управляющего;

Ликвидация в процессе конкурсного производства проводится временным управляющим, выбираемым собранием кредиторов и подотчетным ему;

Меры, предусмотренные специальными нормативными актами - по отношению к должникам, не попадающим в сферу действия закона 1979 года.

С завершением конкурсного производства в Англии и США должник освобождается от своих долгов, за некоторым исключением (взыскания по алиментам, требования о возмещении вреда и т.п.) Освобождение от долгов в процессе конкурсного производства имеет значение лишь для физических лиц. Юридические же лица прекращают свое существование с завершением конкурсного производства.

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

Законодательными актами, регулирующими несостоятельность в Республике Казахстан, являются Общая Часть Гражданского Кодекса Республики Казахстан (в дальнейшем - ГК РК), принятая 27 декабря 1994 года и вступившая в силу с 01 марта 1995 года, а также Указ Президента РК “О банкротстве” (в дальнейшем - Указ о банкротстве), подписанный 07 апреля 1995 года. Ранее данные отношения регулировались законом “О банкротстве”, принятым 14 января 1992 года. На практике указанный закон применялся достаточно мало.

Указ о банкротстве предлагает следующую формулировку банкротства: “Банкротство - устойчивая неспособность индивидуального предпринимателя или юридического лица удовлетворить требования своих кредиторов и выполнить налоговые и иные обязательные платежи вследствие превышения пассивов должника над его активами.”

Сравнение данного определения с нормами ГК РК позволяет сделать вывод о невозможности прямого толкования данного определения. Так, например, исходя из смысла определения, для признания предприятия банкротом необходимо одновременное наличие задолженности кредиторам и по уплате обязательных платежей. Но, учитывая нормы ГК РК, дело о банкротстве по иску кредитора может быть возбуждено даже при приостановлении платежей должником хотя бы по одному из своих обязательств в течение трех месяцев со дня наступления срока платежа.

Также, Указ о банкротстве косвенно указывает, что банкротом может быть признано любое юридическое лицо. Но ГК РК предусматривает, что такие юридические лица как учреждения и казенные предприятия отвечают по своим обязательствам не всем закрепленным за ними имуществом, а лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами. Таким образом, при недостаточности у такого юридического лица средств для удовлетворения обязательств вопрос может ставиться лишь о возложении ответственности на собственника, а не о признании юридического лица банкротом.

Определение банкротства не дает указаний на определенный срок, в течение которого должны отсутствовать платежи по обязательствам. Но дальнейшее изучение текста Указа о банкротстве позволяет сделать вывод о минимальном сроке в три месяца, так как по нормам указа, кредитор, обращаясь в суд, должен представить доказательства отсутствия платежей в течение 3 месяцев.

Дело о банкротстве рассматривается судом, и только судом должник может быть признан банкротом. В течение одного месяца со дня подготовки дела к судебному разбирательству суд должен принять решение либо о признании должника состоятельным (в случае выявления реальной возможности удовлетворения требований кредиторов или заключения мирового соглашения), либо о признании должника банкротом и ликвидации его, либо вынести определение о приостановлении производства по делу и проведении реорганизационных процедур.

Реорганизационными процедурами, применяемыми к несостоятельному должнику, являются внешнее управление и санация. Возможно применение как одной из них, так и обеих одновременно. На проведение внешнего управления требуется согласие более 50% кредиторов (по сумме долгов). Для проведения санации согласия кредиторов не требуется.

Внешнее управление осуществляется доверенным управляющим, разрабатывающим план внешнего управления и организующим его выполнение. Внешнее управление назначается на период до 18 месяцев, но может быть продлено судом еще на 6 месяцев. На период проведения внешнего управления устанавливается мораторий на требования кредиторов. Внешнее управление прекращается по истечении установленного срока или по ходатайству доверенного управляющего, убедившегося в невозможности восстановления платежеспособности должника.

Санацию проводят собственник предприятия или кредиторы. Санацию может провести также любое третье лицо или третьи лица с согласия собственника предприятия. При поступлении в суд ходатайства о проведении санации, суд анализирует представленные материалы, проводит конкурс лиц, желающих участвовать в санации и объявляет лицо, которое будет проводить санацию, одновременно утверждая план проведения санации и соглашение между ее участниками. Также суд осуществляет контроль за проведением санации. Продолжительность санации устанавливается на срок до 18 месяцев, и может быть продлена судом, но не более чем на 6 месяцев. За первые 12 месяцев санации должно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований. Санация прекращается по достижении цели санации; окончании установленного срока санации; невыполнения требований соглашения о проведении санации; установления неэффективности санации.

Ликвидационное производство объявляется судом, который сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию субъектов хозяйственной деятельности и назначает ликвидационную комиссию. Ликвидационная комиссия устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации, проводит инвентаризацию имущества и его оценку, учет долгов и проводит конкурс по продаже имущества должника. Вырученные средства распределяются среди кредиторов в такой же очередности, что установлена ст. 64 ГК РФ.

Восстановление платежеспособности должника осуществляется на основе плана внешнего управления. Он составляется внешним управляющим, утверждается собранием кредиторов и содержит меры по восстановлению платежеспособности должника. К таким мерам согласно статье 85 закона о несостоятельности относятся:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

ликвидация дебиторской задолженности;

продажа части имущества должника;

уступка прав требования должника;

исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

продажа предприятия (бизнеса) должника ;

иные способы восстановления платежеспособности должника.

Закон не содержит исчерпывающего списка мер по восстановлению платежеспособности должника.

Закон устанавливает, что при продаже предприятия должника денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав реализуемого имущества. Продажа предприятия как единого комплекса включает отчуждение всех видов имущества, предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности: зданий, сооружений, земельных участков, на которых они расположены, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования. Продаже также подлежат исключительные права на фирменное наименование, товарные знаки и т.д. Согласно плану внешнего управления предприятие может реализовываться по частям. При банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса это не допускается. Таким образом обеспечивается связь должника с кредитором. Предприятие продается на торгах, которые должны быть открытыми и совершаться в форме аукциона. Может быть предусмотрена реализация предприятия на торгах, проводимых в форме конкурса. При этом условия конкурса утверждаются комитетом или собранием кредиторов. Торги проводятся внешним управляющим или специализированной организацией по поручению последнего.

Отличительной чертой реализации предприятия в качестве меры по восстановлению платежеспособности должника от продажи предприятия, предусмотренной ГК РФ, является то, что долги предприятия не передаются новому собственнику, а возмещаются из полученных от реализации предприятия сумм.

В случае удовлетворения всех требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве. Если средств, вырученных от продажи предприятия недостаточно для покрытия всех требований кредиторов, от внешнего управляющего кредиторам поступает предложение заключить мировое соглашение.

Полномочия внешнего управляющего завершаются с прекращением внешнего управления. Однако в случае завершения внешнего управления принятием мирового соглашения или погашением требований кредиторов управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до момента назначения последнего. В случае открытия конкурсного производства полномочия внешнего управляющего прекращаются до назначения конкурсного управляющего.

По общему правилу внешнее управление продолжается не более двенадцати месяцев, и может быть продлено решением суда на срок до шести месяцев. Особенностью банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса является то, что внешнее управление вводится на срок до восемнадцати месяцев и может быть продлено на срок до пяти лет.

По результатам проведения внешнего управления, не позднее, чем за пятнадцать дней до его завершения, или при наличии оснований для досрочного прекращения, внешний управляющий представляет собранию кредиторов отчет внешнего управляющего. По результатам его рассмотрения собрание выносит одно из следующих решений:

о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;

о заключении мирового соглашения;

о продлении установленного срока внешнего управления на срок до шести месяцев;

о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В случае восстановления платежеспособности должника внешний управляющий вправе досрочно созвать собрание кредиторов. Следует заметить, что кредиторы, в свою очередь, при наличии признаков неэффективности проведения внешнего управления в любое время вправе созвать собрание кредиторов и рассмотреть представленный на нем отчет внешнего управляющего. ЗоН подробно описывает содержание отчета о проведении внешнего управления.

Собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

о прекращении внешнего управления вследствие восстановления платежеспособности должника и переходе с расчетами с кредиторами;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока внешнего управления;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Отчет и протокол собрания передаются на утверждение арбитражному суду. Последний вправе утвердить решение собрания кредиторов и при наличии ходатайства со стороны собрания установить окончательный срок расчетов должника с кредиторами, не превышающий шести месяцев. С момента фактического окончания расчетов с кредиторами производство по делу о банкротстве прекращается.

Если к моменту истечения определенного арбитражным судом срока должник не может рассчитаться с кредиторами, если собрание кредиторов ходатайствует о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, если арбитражным судом не утвержден отчет внешнего управляющего, а также в случае непредоставления подобного отчета, арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Таким образом, вышеописанная процедура внешнего управления имеет своей целью восстановить платежеспособность должника и удовлетворить требования кредиторов. Практически все трудовые отношения, возникающие между работниками предприятия-банкрота – юридического лица и лицами, осуществляющими управленческие функции, регулируются соответствующими статьями КЗоТа. ЗоН содержит лишь отдельные краткие положения по уточнению того или иного вопроса.

Заключение

В последнее время проблемам банкротства юридических и физических лиц посвящается все большее и большее количество статей, работ, диссертаций. Это объясняется тем, что сама процедура признания должника несостоятельным (банкротом) в том виде, в котором она существует сейчас, сформировалась совсем недавно. Совершенно естественно то, что некоторые вопросы урегулированы еще не достаточно объективно, что вызывает у современных правоведов стремление на них ответить.

Как было написано выше, основным законом в сфере несостоятельности является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 1998 года. Практически сразу за ним следуют законы, устанавливающие особенности проведения процедур банкротства, применяемых к отдельным хозяйствующим субъектам. Однако, несмотря на это, той нормативно-правовой базы, которая регулирует рассматриваемые правоотношения в настоящее время, по моему мнению, недостаточно. Например, необходимо дополнить законодательство отдельными законами о банкротстве страховых, сельскохозяйственных организаций, в т.ч. организаций, занимающихся разведением и выращиванием животных. О последних Закон о несостоятельности не упоминает.

Говоря непосредственно о Законе о несостоятельности, хотелось бы отметить следующее. В процессе изучения двух юридических процедур банкротства образовалось несколько вопросов, на которые Закон не дает ответа. В частности, каковы действия арбитражного суда, если кредиторами предлагаются две кандидатуры арбитражных управляющих, например, кредиторами по денежным обязательствам и кредиторами по обязательным платежам в бюджет, внебюджетные фонды. Закон не упоминает такого варианта.

Кроме этого, представляется нецелесообразным отстранение временным управляющим руководства должника от исполнения своих обязанностей по управлению в период наблюдения в том случае, если снижение платежеспособности должника, ухудшение его финансового состояния вызвано вмешательством внешнего фактора, не связанного с качеством руководства. В данном случае, на мой взгляд, вернее было бы внедрить совместную систему управления, при которой временный управляющий и руководитель должника практически меняют свои места по отношению друг другу. При этом функции руководителя должника осуществляет временный управляющий, а руководитель вправе наблюдать и принимать лишь согласованные с ним решения. Тем самым используется опыт бывшего руководителя должника и незаинтересованность временного управляющего.

Таким образом, рассматриваемая тема представляет собой интересную пищу для размышлений, поэтому продолжению этой темы будет посвящена дальнейшая работа автора с целью написания дипломной работы.

Список использованных нормативно-правовых актов

Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. – М.: Издательская группа ИНФРА*М – НОРМА, 1997.

Федеральный закон от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Федеральный закон от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». СЗ РФ. 1997.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1998 г. № 202 «О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению».

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1544 «О лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих».

Распоряжение Премьера Правительства Москвы от 30 декабря 1998 г. № 1474-РП «О дополнительных мерах по обеспечению финансового оздоровления предприятий строительного комплекса города».

Распоряжением Госкомимущества РФ от 15 февраля 1995 г. № 187-р «О порядке продажи предприятий-должников и распределении средств, поступивших от этой продажи».

Список литературы

Брагинский М.И. Комментарий к закону о несостоятельности (банкротстве). – Журнал «Право и экономика №4 – М.: ЗАО «Юридический Дом Юстицинформ», 1998 с. 11.

Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). – Вестник высшего арбитражного суда. Специальное приложение № 2 – М.: Изд-во «Юристъ», 1998.

Витрянский В.В. Суды услышат мнение кредиторов. – Журнал «Эксперт» № 5 – М.: ЗАО «Эксперт», 1998.

Витрянский В.В. Новое в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). Журнал «Хозяйство и право», 1998, № 3.

Гражданское право. Учебник. Часть I. Издание третье переработанное и дополненное. /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого – М.: ПРОСПЕКТ, 1998.

Гражданское право. Часть первая: Учебник/Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. – М.: Юристъ, 1997.

Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации. Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 1999.

Калинина Л. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций. Журнал «Хозяйство и право», 1998, № 7.

Если человек или компания не могут справляться с многочисленными платежами и долгами, то для них оптимальным решением будет начало процедуры банкротства. Она предполагает использование разных мер для погашения задолженностей должника, для чего применяется его имущество. Сама процедура делится на несколько этапов, каждый из которых имеет свое предназначение. Если имеется возможность для улучшения финансового состояния должника, то осуществляется внешнее управление. При нем используются разные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Понятие внешнего управления

Не всегда банкротство предполагает полное аннулирование долгов, которые не могут быть погашены должником. Если имеются предпосылки для улучшения его финансовой ситуации, то используются разные меры по восстановлению платежеспособности должника при внешнем управлении. Они направлены на то, чтобы у компании появились возможности самостоятельно справляться со всеми долгами.

Внешнее управление представлено определенным этапом банкротства, на котором предпринимаются разные действия, способствующие выходу фирмы из кризисной ситуации. Вводится процедура на срок, не превышающий 18 месяцев, но допускается в некоторых случаях его продление, но максимум на полгода.

Целью внешнего управления выступает организация разных мер по восстановлению платежеспособности должника при банкротстве. За счет этих действий удается вывести организацию из кризисной ситуации, восстановить ее положение на рынке, а также дать возможность самостоятельно погасить все долги разными способами, причем нередко удается даже сохранить активы фирмы.

Поэтому внешнее управление считается процессом, предполагающим использование реабилитационных действий для спасения бизнеса, а не для его закрытия.

Отличие от оздоровления

Оба данных процесса преследуют одну цель, предполагающую улучшение финансового состояния должника.

При оздоровлении инициатором выступает сама компания. Меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником, не всегда являются эффективными.

Внешнее управление предполагает, что именно кредиторы или иные прочие компании стараются улучшить положение фирмы. В большинстве случаев эти действия являются действенными, так как приостанавливаются все действия по возврату долгов.

Процедура внешнего управления применяется по решению собрания кредиторов или суда. После этого разрабатываются разные меры по восстановлению платежеспособности должника, для чего оценивается его состояние, направление работы и иные факторы.

Составление плана

При внешнем управлении учитываются положения закона о несостоятельности.

После утверждения управляющего дается ему месяц на составление специального плана, по которому необходимо действовать для улучшения финансового состояния компании. Данный документ рассматривается на собрании кредиторов, после чего утверждается ими.

В план должны включаться меры по восстановлению платежеспособности должника при банкротстве. Дополнительно в него входят разные расходы, для воплощения всех действий в жизнь. Рассматривается и утверждается документ в течение одного месяца после его предоставления управляющим. Далее он направляется в суд, причем на это дается пять дней.

Срок внешнего управления

Данный этап банкротства является строго ограниченным по времени, поэтому все действия должны воплощаться в течение 18 месяцев. Если имеются основания полагать, что необходимо еще немного времени для оздоровления фирмы, то этот срок может продлеваться еще на полгода.

Внешний управляющий первоначально анализирует финансовое состояние конкретной компании, после чего разрабатывает разные мероприятия для его улучшения.

Основные меры

Меры по восстановлению платежеспособности должника - это разные действия, предполагающие улучшение его материального положения, стабилизацию на рынке, а также предотвращение действия разных негативных факторов, приводящих к уменьшению прибыли и увеличению задолженности.

Данные действия являются многочисленными, поэтому могут применяться в совокупности разные меры.

Продажа имущества

Проводится данный процесс после осуществления инвентаризации. По ее итогам определяется, какое имущество имеется у должника, а также выполняется его оценка, чтобы определить, какое количество средств может быть получено для погашения долга.

Продажа ценностей выполняется только на открытых торгах, куда имеют доступ разные лица.

Переуступка прав требования

Данная процедура осуществляется только от имени назначенного управляющего или самого руководителя компании.

Для ее оформления требуется составить договор купли-продажи.

Передача обязательств третьим лицам

Как называется мера по восстановлению платежеспособности должника в таком случае? Она предполагает привлечение страховых компаний или поручителей, так как они должны расплачиваться по долгам компании, если она сама не справляется с этим процессом.

Данный процесс может осуществляться в любое время до окончания процедуры внешнего управления самим должником. Для этого надо написать письменное уведомление, направляемое управляющему. Обычно это действие является эффективным, поэтому не встречают недовольства со стороны специалиста.

Смена направления работы

Нередко компании осознают, что выбранная ими сфера деятельности не является выгодной и оптимальной. Для этого проводится мониторинг результатов работы, имеющегося рынка сбыта и других параметров. Если выявляется, что при смене направления деятельности будет улучшена финансовая ситуация фирмы, то управляющий может разрешить выполнение этого процесса.

Для его реализации требуется вносить корректировки в уставные документы и реестр.

Закрытие нестабильных или невыгодных подразделений

Все меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые внешним управляющим, должны быть комплексными и универсальными. Поэтому подвергаются проверке все имеющиеся филиалы. Нередко выясняется, что некоторые подразделения являются убыточными, поэтому оптимальным считается их закрытые.

Первоначально проводится тщательное изучение результатов деятельности филиала. Далее принимается решение по его ликвидации, что значительно улучшит материальное положение организации. Далее выпускается распоряжение руководителя компании, на основании которого и производится закрытие филиала.

Увеличение уставного капитала

Учредители разных обществ не несут ответственность по долгам своим личным имуществом, но они могут воспользоваться своими сбережениями и ценностями для предотвращения банкротства организации. Для этого они могут вложить их в уставный капитал для его значительного увеличения.

Именно средства из уставного капитала применяются для погашения долгов, поэтому если их будет достаточно для покрытия всех задолженностей, то можно избежать принудительной ликвидации фирмы.

Для увеличения капитала потребуется внести соответствующие изменения в Устав и другую документацию. Дополнительно надо корректировать сведения, имеющиеся в ЕГРЮЛ.

Взыскание средств с дебиторов

Нередко кризис в компании возникает по причине того, что у компании имеется значительная дебиторская задолженность. Должники не отдают средства своевременно, поэтому появляется сомнительная или вовсе безнадежная задолженность.

Сам процесс взимания средств с дебиторов делится на этапы:

  • первоначально определяется размер долгов;
  • анализируются отношения, имеющиеся между фирмами;
  • направляются претензии дебиторам, на основании которых они должны возвращать средства в короткие сроки, что может предотвратить банкротство компании;
  • если претензии не приводят к нужному результату, то приходится обращаться в суд для принудительного взыскания денег.

Такие меры, применяемые для восстановления платежеспособности должника, являются действенными, так как у многих организаций действительно имеется значительная дебиторская задолженность.

Эмиссия ценных бумаг

Другим эффективным способом улучшения финансового состояния фирмы выступает выпуск дополнительных акций. Осуществляется процесс только в закрытой подписке. Выполняется исключительно в течение максимально трех месяцев после того, как будет принято решение о выпуске акций.

Для применения этого метода необходимо вносить изменения в регистрационные документы фирмы.

Досудебная санация

Этот способ относится к иным мерам по восстановлению платежеспособности должника. Он реализуется при финансовом оздоровлении компании, поэтому проводится до непосредственного обращения в суд для закрытия организации.

Основной целью этого процесса выступает погашение долгов путем выделения денег третьими лицами. В качестве инициатора выступают обычно сами владельцы бизнеса, но могут заниматься этим процессом и кредиторы.

Результатом процедуры выступает погашение прошлых долгов с одновременным формированием новых обязательств, отличающихся более выгодными и простыми условиями для постепенного погашения задолженности.

Другие обязательные действия

Меры по восстановлению платежеспособности должника могут быть принудительными или добровольными. Обязательными действиями являются:

  • руководитель компании отстраняется от должности, причем он может увольняться или переводиться на другую работу в фирме, а при этом должны соблюдаться основные положения трудового законодательства;
  • доверительный управляющий принимает обязательства по управлению активами предприятия;
  • управленческие органы фирмы лишаются своих полномочий;
  • данные полномочия делятся между управляющим и собранием кредиторов, поэтому все действия, имеющие отношение к интересам кредиторов, используются только при их предварительном одобрении;
  • бухгалтерские бумаги, ценности фирмы, штампы и печати передаются в полное распоряжение временному управляющему;
  • учредителям вменяется о необходимости увеличение уставного капитала, для чего они должны вносить свои средства;
  • принимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, связанные со снятием ареста с имущества, чтобы можно было продать его на торгах.

Могут использоваться и иные действия, если они получают одобрение собрания кредиторов, а также планируется, что они действительно будут эффективными.

Наложение моратория на удовлетворение требований кредиторов

Как называется мера по восстановлению платежеспособности должника, предполагающая отсутствие необходимости погашать долги? Она представлена мораторием, поэтому временно приостанавливается удовлетворение всех требований имеющихся кредиторов. Эта возможность считается наиболее значимым преимуществом внешнего управления.

На основании этого процесса дается примерно 1,5 года на то, чтобы компания распоряжалась всеми деньгами для развития и стабилизации своего состояния, а не для погашения долгов.

Нередко недобросовестные владельцы бизнеса намеренно в мошеннических целях пользуются возможностью использования моратория при фиктивной инициации банкротства, чтобы распоряжаться всеми денежными поступлениями в своих целях. Мораторий применяется только по отношению к тем долгам, которые имелись до начала оздоровления фирмы.

Такая мера по восстановлению платежеспособности должника обладает некоторыми ограничениями:

Не относится мораторий к выплате зарплаты или покрытию морального или физического ущерба.

Как восстанавливается платежеспособность фирмы путем внешнего управления?

Сама процедура внешнего управления осуществляется последовательными действиями:

  • первоначально назначается специалист для временного управления фирмой;
  • формируется им специальная программа в течение месяца, в которой указываются все действия для улучшения состояния фирмы;
  • план согласовывается с кредиторами, после чего отправляется в суд;
  • осуществляется непосредственное внедрение разных мер, способствующих восстановлению платежеспособности и стабильности организации;
  • управляющий регулярно отсылает кредиторам уведомления о достижении тех или иных целей плана;
  • проводится собрание, при котором обсуждаются все достигнутые результаты, а итоги такого собрания протоколируются;
  • управляющий представляет разные планы и отчеты, причем если будет доказано, что было улучшено финансовое состояние должника, то через суд не получится признать компанию банкротом.

Назначается на должность внешнего управляющего только незаинтересованный специалист, хорошо разбирающийся в особенностях работы имеющегося предприятия. Он не должен являться работником фирмы, поэтому обычно выступает им приглашенный юрист.

Таким образом, для предотвращения банкротства часто используются разные способы, позволяющие улучшить финансовое состояние фирмы. Мерами по восстановлению платежеспособности должника являются: продажа имущества, мораторий на требования кредиторов, изменение сферы деятельности и другие методы. Реализуются они только в рамках временного управления, причем все действия согласуются предварительно с кредиторами. Если они дают необходимый результат, то это становится основанием для прекращения процедуры банкротства. Некоторыми такими мерами пользуются даже недобросовестные владельцы бизнеса, так как это позволяет длительное время не уплачивать средства по имеющимся долгам.