Утечка умов из россии. Проблема утечки умов в россии и в мире

1

Аннотация: Статья посвящена проблемы процесса «утечке умов» как одного из последствий образовательной миграции российской молодежи. В работе рассматриваются ключевые понятия проблемы «утечки умов», ее основные последствия и способы урегулирования данного процесса. На современном этапе развития человечества глобализация имеет нарастающие темпы. Один из важнейших факторов глобализации – нарастание миграционных потоков. Сама миграция обусловлена различными факторами, в данной научной работе уделяется внимание образовательной миграции и процессу «утечки умов». Основной поток молодого населения направлен на крупные города для обучения и работы в дальнейшем. Это способствует развитию так называемого явления «утечки умов» из регионов в центр страны и из периферии в крупные областные города Российской Федерации, что неблагоприятно сказывается на их дальнейшем развитии во всех сферах, которые обеспечивают их благополучие.

молодежь

миграция

«утечка умов»

функции миграции

стимулы молодежной миграции

1. Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций / Е.Н. Алексеева // Вестник Московского Университета. Сер.18, Социология и политология. – 2012. – № 04. – С. 113–136.

2. Большой толковый социологический словарь. – М.: Вече, АСТ, 2001. Т. 2. П-Я. 528 с.

3. Бритвина И.Б. Миграция и эффективность массовой коммуникации: учеб.-метод. пособие / И.Б. Бритвина; М-во образования и науки Рос. – 166 с.

4. Волков, Ю.Г. Социология молодёжи: учебное пособие / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков и [др.] / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.

5. Кон, И.С. Молодёжь / И.С. Кон // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.

6. Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. Г.В. Осипова. – М., 1998. – С. 486

7. Ролдугина Н.В. «Утечка мозгов» как угроза экономической безопасности государства (на примере РФ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ibl.ru.

8. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. – М.: Наука, 1987. 199 с.

9. Шевцова Е.В. Миграционная политика: учебн.пособие / Е.В. Шевцова; РАНХиГС, Сиб, ин-т упр. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. – 140 с.

10. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 336 с.

11. Яковлева Т.А., Юхлин Р. «Утечка умов» в условиях глобализации: риски для России // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7–3. – С. 63–64.

12. Данилова И.Н., Александрова И.В. Миграция молодежи в современном мире (электронный ресурс)- http://www.scienceforum.ru/2015/831/8357.

13. Общие итоги миграции населения (по потокам передвижения) // РФ Федеральная служба государственной статистики. Население. Демография. Миграция [Электронный ресурс] / РФ Федеральная служба государственной статистики – М., 1999–2009. – Режим доступа к сайту: http://www.gks.ru.

В данной работе рассматривается проблема процесса «утечки умов» как одного из последствий образовательной миграции российской молодежи.

Молодежь - самый миграционно- активный сегмент общества. Преобладание молодых людей в миграциях началось в 80-90-е гг. и сейчас остается на высоком уровне.

Чаще всего, миграция молодых людей носит образовательный характер. Понятие «образовательная миграция» охватывает как поездки, связанные с удовлетворением потребности в получении образования и повышении уровня квалификации, так и разнообразные стажировки, дополнительное образование, курсы и другие формы повышения квалификации. Данный тип миграции несет в себе определенные последствия, одним из которых является процесс «утечки умов» из периферии в центральные города. Миграционные процессы и их последствия являются чрезвычайно важным фактором в оценке перспектив развития любого общества.

В теории можно говорить не только о внешней, но и о внутренней «утечке умов», что мы и рассматриваем в данной научной работе. Актуальность данной темы обусловлена тем, что миграция населения играет важную роль в формировании численности населения, трудоресурсного потенциала и территориальной структуры расселения страны. Миграционные процессы последних десятилетий привели к негативным изменениям в социально-демографической структуре как сельского, так и населения малых городов. В то время как в областных центрах и столице численность населения с каждым годом стабильно увеличивается значительная часть малых городов и сельских населенных пунктов его теряет.

Целью данной работы является изучение процесса «утечки умов» как одного из последствий образовательной миграции российской молодежи.

Ключевыми понятиями в данной научной работе являются: молодежь, миграция «утечка умов». В социологии молодежь рассматривается как часть общества и выделяется в составе населения прежде всего по демографическим признакам. Она составляет значительную часть любого общества. Возрастная граница молодежи составляет 14-30 лет. Обозначим определение понятия «молодежь», которое выдвинул И.С. Кон . Молодежь- социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Именно молодёжь- наиболее мобильная часть общества, оказывающая активное воздействие на динамику социальной структуры, изменение классового и слоевого состава населения. Мобильность относится к понятию движения, которое может быть социальным, профессиональным и т.д. Я в своей работе основываюсь на территориальное перемещение молодежи, а именно: миграцию. Для характеристики данного понятия я взяла определение Л.Л. Рыбаковского . Миграция- любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от его продолжительности, регулярности и целевой направленности. Один из последствий образовательной миграции является процесс «утечки умов». Термин «утечка умов» сегодня применим для описания случаев, связанных с продолжением научной деятельности за рубежом или работой в другой организации. В научной работе данный процесс мы рассматриваем в контексте внутренней миграции, осуществляемый студентами в целях получения образования. Утечка умов - миграция образованных или профессиональных кадров из одной страны, сектора экономики или области в другую обычно для получения лучшей оплаты или условий жизни . В качестве условий жизни выступает получение образования.

Миграционные процессы выполняют важные социальные функции перераспределения населения по территории , «селекции» населения и организации пространственной подвижности населения. Перераспределительная функция населения связана с размещением производительных сил, распределением производственных мощностей и инвестиций между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для переселений необходимо взаимодействие населения, как минимум, двух регионов. Перераспределительная функция способствует и решению мигрантами своих жизненных задач: путем переселения люди стремятся улучшить свою жизнь.

Вторая функция миграции - селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Велики различия в миграционной подвижности лиц различных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и населения, недавно вселившегося туда из других местностей. Эти функции миграции можно назвать общими. Они обладают известной самостоятельностью и вместе с тем тесно взаимосвязаны.

За последние 10 лет отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России. С другой стороны, нехватка рабочих мест и низкий уровень заработных плат и отсутствие доступности качественного образования служит причиной оттока населения в соседние края и области, а также в города Европейской России. Эта миграция идет как в форме переселения на постоянное жительство, так и в форме выезда на временную работу и учебу, точные масштабы этих потоков неизвестны.

Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Основной центр притяжения внутренних мигрантов в России - Москва и Московская область, причем свою роль эти регионы в последние годы нисколько не утратили. Фактически, Москва и Московская область (столичный регион) - единый рынок труда и жилья; миграционная привлекательность Подмосковья базируется на желании большого числа людей жить если не в Москве, то в непосредственной близости от нее, совершать ежедневные маятниковые поездки. Второй центр всероссийского масштаба, существенно уступающий столичному, - Санкт-Петербург с Ленинградской областью.

Переток населения из сельской местности в города ведет к сокращению сельского населения и, что не менее важно, к его ускоренному старению. Несмотря на то, что сельское население сокращается за счет миграции существенно меньшими темпами, отток идет, прежде всего, молодежи. В последние два десятилетия схожие с сельской местностью масштабы оттока молодого населения имели малые и средние городские поселения, расположенные на некотором удалении от региональных столиц. По расчетам, основанным на данных переписей населения 2002 и 2010 гг., районы и города внутрирегиональной периферии теряют ежегодно более 30 % выпускников школ, направляющихся на учебу в региональные столицы . Очень немногие из них возвращаются, оставаясь в дальнейшем проживать и работать в региональных центрах, или переезжая в столицу. В результате оттока молодежи в сельской местности, поселках и малых городах не только изменяется структура населения, но и сокращается база для его дальнейшего воспроизводства. Напротив, региональные столицы, в том числе самые миграционно привлекательные, получают дополнительную подпитку за счет молодежи, прибывающей с периферии. Образованная молодежь является привлекательным ресурсом для любого региона, но неравномерное распределение молодого населения образует такой процесс как «утечка умов».

Основные причины миграционных процессов молодёжи в целом совпадают с таковыми у взрослого населения, однако для молодёжи характерны и специфические стимулы миграции, в частности :

1. Активность молодёжи, лучшая приспособленность к новым условиям проживания.

2. Желание быть независимыми от родителей, проявить самостоятельность.

3. Нестабильная экономическая ситуация в регионе.

4. Стремление познать новое, неизведанное. Желание познать мир.

5. Не отягощённость различными проблемами и сдерживающими факторами.

7. Частая беспричинность миграции.

Наиболее высокая интенсивность миграционных процессов характерна для молодёжи в возрасте от 19 до 24 лет. Влияя на общую численность населения и на социально-экономическую структуру общества, миграция становится постоянной составляющей его политического, социально-экономического и культурного развития, одной из причин изменения самого типа общества.

Миграция является довольно сложным и противоречивым процессом. Имея ряд плюсов и позитивных результатов для развития принимающих и отправляющих сторон, она ведет и к негативным последствиям. Чем больше население страны вовлечено в миграционные процессы, тем острее проявляются его последствия. При процессе «утечки умов» принимающие регионы обогащаются новыми потенциальными трудовыми ресурсами, в свою очередь, отдающие регионы страдают от нехватки высококвалифицированных специалистов.

Очевидно, что проблема «утечки мозгов» - это острейшая проблема снижения интеллектуального потенциала региона. В современных условиях, когда в произведенном общественном продукте доля интеллектуального труда достигает 70 и более процентов, можно уверенно говорить, интеллектуальный ресурс стал главным фактором обеспечения развития любого региона и страны в целом. Затормозить «утечку мозгов» можно, создав условия для жизни и творческой деятельности молодежи, повысив престиж и социальный статус в обществе научного работника, грамотного инженерно-технического, квалифицированного рабочего. Чтобы повысить заинтересованность молодых людей. Это очень сложный и продолжительный процесс, требующий активного нормативного и финансового участия со стороны государства.

Меры по остановке массовой «утечки умов» из страны могут быть следующими :

1. Повышение уровня оплаты труда научной интеллигенции, инженерно-технического корпуса, квалифицированных рабочих.

2. Создание федерального агентства по связям с интеллектуальными кадрами соотечественниками за рубежом для создания и поддержки совместных научных и научно-технических исследовательских программ. Как в рамках взаимодействия между регионами, так и между странами.

3. Разработка и реализация национальной политики, направленной на приоритетное финансирование тех исследований, которые отвечают научным интересам молодых специалистов.

Все вышеперечисленное указывает на необходимость создания конкретных мер по сокращению глобальной «утечки умов» из регионов. Это очень сложный и длительный процесс, который требует активного нормативного и финансового участия со стороны государства. Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что миграционные процессы будут только усиливаться. Поэтому государству следует подстраиваться под стремительные изменения данных процессов и корректировать их в необходимом ему русле.

Библиографическая ссылка

Вердеш Т.А. ПРОЦЕСС «УТЕЧКИ УМОВ» КАК ОДНО ИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18565 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Эффективное использование трудовой силы как важнейший фактор повышения конкурентоспособности страны. Понятие демографической нагрузки, особенности баланса трудовых ресурсов. Проблема занятости населения, безработица, ее виды, причины и последствия.

    контрольная работа , добавлен 13.11.2013

    Качество трудовой жизни как критерий оценки социально-трудовых отношений, факторы его формирования. Состав рабочей силы предприятия. Оценка качества трудовой жизни работников как основной стимул роста производительности, цели и методы его поддержания.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2014

    Недоиспользование трудового потенциала страны: путь в направлении, обратном общемировому. Изменение структуры занятости. Особенности оборота рабочей силы. Интеллектуальный потенциал России. Потенциал трудовой активности населения.

    реферат , добавлен 15.03.2004

    Класифікація умов праці та їх вплив на працездатність людини. Державна регуляція стану умов праці. Аналіз витрат робочого часу працівників, стан травматизму на підприємстві. Проект покращення умов праці. Організаційно-економічний механізм його реалізації.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2015

    Організаційно-економічна характеристика ПП "Агропрогрес". Вивчення його зовнішнього середовища - сукупності господарських суб"єктів, економічних, суспільних і природних умов, національних та міждержавних інституційних структур та інших умов і чинників.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Оцінка внутрішнього і зовнішнього середовища за умов обраної стратегії її розвитку. Організаційна діяльність, як загальна функція менеджменту. Розробка посадових інструкцій службовців. Забезпечення умов техніки безпеки і охорони праці. Система мотивації.

    дипломная работа , добавлен 04.12.2012

    Причины и последствия движения рабочей силы, обусловленного неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником. Обзор методов устранения текучести кадров. Меры по улучшению адаптации новых сотрудников.

    презентация , добавлен 09.06.2015

57. «Утечка умов»

Во второй половине XX в. при характеристике международных миграций населения стали употреблять еще один термин – «утечка умов», или «утечка мозгов» (англ. Brain drain). Он означает миграцию людей интеллектуальных профессий – ученых, инженеров, медицинских и других специалистов, творческой интеллигенции, а также потенциальных работников этих профессий (студентов, аспирантов, стажеров). Все они могут мигрировать на длительный срок, по контрактам, а могут уезжать и на постоянную работу со сменой гражданства.

Интеллектуальная миграция началась на рубеже 40-50-х гг. XX в. Затем она прошла в своем развитии несколько этапов, отражавших этапы самой НТР и изменения в международной обстановке.

Первый этап «утечки умов» охватывал вторую половину 1940-х гг., когда из побежденной Германии в США в полупринудительном порядке было вывезено несколько тысяч специалистов в области физики, ракетостроения и других подобных специальностей.

Второй этап – это 1950-е гг., когда начался массовый добровольный отъезд талантливых ученых и выпускников университетов из ФРГ, Великобритании, Италии, в меньшей степени из Франции, в США, а также в Канаду и Австралию. В результате только США в 1950-е гг. получили дополнительно не менее 100 тыс. высококвалифицированных специалистов. А многие научные школы Западной Европы при этом заметно обеднели. Но в любом случае «утечка умов» на этом этапе происходила из одних экономически развитых стран в другие.

Третий этап, охватывавший период времени с начала 1960-х до конца 1980-х гг., внес в географию международных интеллектуальных миграций очень большие изменения. На этом этапе главной питательной средой подобных миграций стали развивающиеся страны, в особенности азиатские, но также латиноамериканские и африканские. По некоторым оценкам, только в 60-70-х гг. XX в. из этих регионов в США, Великобританию, Канаду и Австралию переселилось 700–800 тыс. специалистов из стран развивающегося мира – ученых, инженеров, врачей, медицинского персонала, программистов и др. В наибольшей степени «утечка умов» затронула Индию (инженеры и врачи), Филиппины (медсестры), а также Китай, Республику Корею, Египет, Алжир, Нигерию, страны Вест-Индии. К этому нужно добавить десятки тысяч студентов-«невозвращенцев» из развивающихся стран, которые после окончания учебы в США, Канаде, Великобритании так и остались там, не возвратившись на родину. Надо ли говорить о том, что подобная интеллектуальная эмиграция нанесла слаборазвитым странам-донорам большой экономический, да и не только экономический, ущерб. По оценкам ООН, финансовые потери развивающихся стран за последние 30 лет составили более 60 млрд долл.

Четвертый этап, начавшийся в конце 1980-х гг., продолжается до сих пор. «Утечка умов» в это время охватила в первую очередь страны Центрально-Восточной Европы и СНГ, откуда началась массовая эмиграция ученых, технических специалистов, людей свободных профессий в США, Канаду, ФРГ, Израиль и некоторые другие страны.

Всего же, по оценкам экспертов ООН, за послевоенный период (до середины 1990-х гг.) «утечка умов» привела к перемещению во всем мире примерно 2 млн человек.

В географической и экономической литературе уже не раз предпринимались попытки изучить и объяснить причины (факторы, условия) «утечки умов». Ученые пришли к выводу о том, что основная причина интеллектуальной миграции – как одной из разновидностей трудовой миграции в условиях особого внимания к качеству трудовых ресурсов – заключается в экономических преимуществах, которые приобретают мигранты-интеллектуалы в новой стране пребывания по сравнению со страной-донором.

А. Стокер в книге «Работа иностранцев» приводит следующий пример-сравнение: филиппинские медсестры в своей стране могут рассчитывать на месячную зарплату в 150 долл., тогда как в США их зарплата может составить 2,5 тыс. долл. в месяц. Однако далеко не все специалисты высокой квалификации уезжают с единственной целью хорошо заработать. Многие просто вынуждены покидать свою страну, потому что в ней они вообще не могут найти работу по специальности, реализовать свой научно-технический и общеинтеллектуальный потенциал. Впрочем, к этому нужно добавить и целый ряд внеэкономических причин «утечки умов» – социальных, расово-этнических, политических и др.

Что же касается географии этого процесса, то решающее воздействие на него оказывали и продолжают оказывать Соединенные Штаты, которые были и остаются главным центром притяжения интеллектуальных мигрантов, привлекая примерно 2/3 от их общей численности. Еще в середине 1960-х гг. в США был принят новый иммиграционный закон, стимулировавший приток специалистов из развивающихся стран. В 1990-х гг. была принята специальная поправка к иммиграционному закону, увеличившая квоту для специалистов высшей и высокой квалификации из бывшего СССР до 50 тыс. человек в год.

В результате доля иммигрантов среди всех квалифицированных специалистов составляет в США около 1/5, а среди инженеров – даже 2/5. Поскольку в США затраты на подготовку одного специалиста обычно значительно выше, чем в других странах, такой приток интеллектуалов позволяет им экономить многие миллиарды долларов. Уже не раз отмечалось, что за 100 лет существования Нобелевской премии лауреатами ее стали примерно 400 человек, из которых половина приходится на США. Но очень многие из американских лауреатов – это эмигранты, в том числе и в первом поколении (например, всемирно известные экономисты – выходцы из России – С. Кузнец и В. Леонтьев).

Россия в 1990-х гг. вошла в состав ведущих мировых поставщиков интеллектуальных кадров для заграницы. В результате затяжного социально-экономического и политического кризиса, массовой невостребованности, невозможности реализовать знания и опыт в собственной стране, постоянного финансового дефицита, инфраструктурной необеспеченности науки и образования, с одной стороны, и возникновения небывалой ранее открытости, с другой, в 1990-х гг. страну покинули сотни тысяч научных работников разного ранга, включая перспективную научную молодежь. Большинство из них уехало насовсем, многие – в длительные командировки по всякого рода грантам. (К этим потерям нужно добавить и тех, кто не уехал за границу, а перешел из науки и образования в коммерческие, управленческие и другие подобные структуры.) Итогом всех этих процессов стало то, что за годы реформ число занятых в российской науке уменьшилось в два раза. Подобный отток ученых и специалистов из страны не только наносит ей огромный материальный ущерб, но и обедняет ее интеллектуальный потенциал, создавая тем самым реальную угрозу для национальной безопасности.

Миграция населения - любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населёнными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом.

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы страны на временную работу с последующим возвращением на родину.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

Процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны – экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку.

Проблема «утечки умов» из России

Данный термин получил распространение в нашей стране сравнительно недавно. «Утечка умов» - поток, который выделяют из общего процесса внешней миграции как его наиболее ценный компонент . Особую проблему представляет так называемая «утечка умов» - эмиграция высококвалифицированных специалистов из развивающихся стран в развитые страны, в том числе и с переходными экономиками. Традиционно под «утечкой умов» понимают уход из страны творческой интеллигенции, создателей и основных носителей духовных, культурных, научных и иных интеллектуальных ценностей, т.е. элиты общества, которая в значительной степени определяет его культурный, научно-технический и социально-экономический прогресс. Термин «утечка умов» появился на рубеже 40-50-х годов в развитых странах Западной Европы для обозначения нового явления, вызванного последствиями второй мировой войны. Речь тогда шла о массовом отъезде талантливых выпускников университетов Европы, молодых людей, нацеленных на научную деятельность и продолжение образования, за океан, в основном в научные центры США. В первую очередь этот процесс затронул Великобританию, Германию, Италию, в известной мере Францию. В результате «утечки умов» пострадали целые научные направления. За период 1950-1960 гг. в США эмигрировали около 100 тыс. высококвалифицированных специалистов.

Во второй половине 20 в. в мире усилились миграционные процессы высококвалифицированных специалистов. Россия, долгое время существовавшая за «железным занавесом», находилась вне этих тенденций. Однако на пороге третьего тысячелетия, когда роль науки в обществе безгранично велика, российские специалисты оказались непосредственными участниками процесса интеллектуальной миграции.

Вообще под «утечкой умов» рассматривается некий процесс потери страной интеллектуальных человеческих ресурсов в результате выезда из нее научных кадров. Другими словами, «утечка мозгов» есть потеря умственного капитала - одного из наиболее значимых ресурсов в современном обществе.

В настоящее время наблюдается подъем миграционной активности российских специалистов, что не может оставлять равнодушными заинтересованных в благополучии России граждан. В конце столетия Россия оказалась перед лицом многих проблем, связанных с переходным периодом и попыткой построить демократическое государство. Любая ломка социальных отношений, как правило, сопровождается негативными процессами. Однако на науку эти процессы могут оказать губительное, необратимое воздействие. Сохранение интеллектуального потенциала России и дальнейшее развитие отечественной науки - важная и актуальная задача, от решения которой во многом зависит не только состояние экономики и уровень жизни россиян, но и независимость страны в целом.

Следует отметить, что заинтересованность одних стран в «переманивании» специалистов из других стран для работы в собственных научно - исследовательских центрах начала проявляться после второй мировой войны. Одной из главных причин возросшего внимания к роли науки со стороны государства, к сожалению, стала начавшаяся холодная война и сопутствующая ей гонка военных технологий.

Осознание значимости науки для развития государства в целом, включая его безопасность, экономический рост и социальную стабильность общества, было тем толчком, который заставил ряд государств (прежде всего, США, а впоследствии и Канаду) пересмотреть свою иммиграционную политику в сторону все большего открытия границ для высококвалифицированных специалистов из других стран.

Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. В первую очередь надо отметить различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.

Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что и неквалифицированной рабочей силы. В первую очередь надо отметить различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.

Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, так как позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а так же эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его домой по возвращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами.

«Утечка умов» имеет свои нюансы на разных исторических интервалах и иерархических уровнях. Например, если брать геополитический уровень, то чем больше уезжает, тем лучше. Без единого выстрела русская культура распространяется по всему миру. Почти во всех странах есть русские общины. Выезжать за границу стало более модным, чем возвращаться .

Но для российской науки «утечка умов» имеет драматическую окраску. Для решения любой научной проблемы и создания наукоемкой технологии необходима концентрация достаточно толковых людей, потому что научные решения связаны с кооперативным эффектом. В связи с “утечкой умов” произошло «разжижение» научных коллективов. Для страны, выбравшей путь создания наукоемких технологий, - это катастрофа. Важно понимание данной проблемы со стороны государственных органов. Однако пока это понимание существует только на словах.

Проблема «утечки мозгов», оказавшись на какое-то время на периферии общественного интереса, вновь всплывает. Ведь научные работники из России все уезжают и уезжают - в европейские страны, в США. Правда, уже не так массово, как в 90-е гг., когда ежегодные потери нашей страны от «утечки мозгов» эксперты оценивали в 50 млрд. долларов. Но все же уезжают.

Несмотря на предпринятые буквально в последние месяцы попытки как-то поднять зарплаты ученых, до того, чтобы уравнять их с заработками зарубежных коллег, еще очень далеко. Оплата труда ученых в России остается в 40-45 раз ниже, чем в развитых странах Запада.

Основные причины «утечки умов» из России

«Утечка мозгов», или эмиграция научной интеллигенции из России, - следствие все меньшей востребованности науки в нашей стране. Причины эмиграции тесно связаны с кризисом науки в России, который в первую очередь вызван снижением ее финансирования . Опыт развитых стран показывает, что доля государственных ассигнований на науку не может быть ниже 2% от ВВП. У нас же они составляют всего 0,53% от валового национального продукта. А ведь еще недавно доля государственных ассигнований на науку в нашей стране была одной из самых высоких в мире. Радикальные реформы в России привели к тому, что стратегия развития науки сменилась стратегией ее поддержки на минимально возможном уровне.

Одной из причин «утечки мозгов» является политика в области заработной платы. В связи с рыночными реформами и в результате имущественной дифференциации не только снизились уровень и качество жизни научной интеллигенции, но и поставлено под вопрос само ее существование, не говоря уже о создании приемлемых условий для активной творческой работы. Заработная плата в науке ниже прожиточного минимума, а по сравнению с развитыми странами Запада оплата труда российских ученых ниже в 40 - 50 раз.

Среди исследователей нет единой точки зрения на социокультурные последствия «утечки мозгов». Одни считают, что интеллектуальные потери не так велики, ибо страну покидают не самые талантливые люди в науке, а те, кто умеет устраиваться.

Противоположная позиция состоит в том, что эмиграция научной интеллигенции представляет собой реальную потерю самого лучшего, чем обладает Россия, - интеллекта нации, тех, кто в значительной степени определяет вклад в мировую цивилизацию. И это серьезная угроза национальной безопасности России.

Представление о вкладе, который делает эмигрировавший ученый в науку страны, дают следующие факты. Только за последние 25 лет 10 нобелевских лауреатов в области медицины были представителями стран третьего мира, имевшие, однако, американское гражданство. В ряде случаев европейцы, получавшие премии за различные исследования, возглавляли лаборатории, где более 50% исследователей приходилось на эмигрантов из других стран.

Третьи считают, что «утечка мозгов» ведет к тому, что Россия помогает зарубежным странам, в первую очередь США, вкладывая миллионы долларов в поддержание их научно-технического потенциала.

Некоторые специалисты полагают, что эмиграция российской интеллигенции - это следствие нормализации наших связей с мировым научным сообществом и компенсация имевшейся ранее информационной изоляции от Запада. В любом случае остается факт, что численность интеллигенции, занятой в России в научной сфере, продолжает сокращаться.

Если изменение нынешней социально-экономической и политической ситуации в России в лучшую сторону произойдет не скоро, то возвращение в Россию уехавших ученых маловероятно. Высокий уровень эмиграции научных работников приведет к пагубным последствиям не только для российской науки, но и для страны в целом. Отъезд ученых из страны наносит ей прямой экономический ущерб.

Восстановление разрушенного интеллектуального потенциала потребует немалого времени и больших средств.

На самом деле это колоссальная проблема, в которой страдают 3 стороны:

Сами эмигранты, которым приходится переживать эмоциональный надлом и приспосабливаться, а порой просто выживать в чужой стране;

Государство, которое теряет свои лучшие, самые ценные кадры;

Принимающая страна, которой помимо иностранцев надо содержать целую армию своих безработных граждан.

Первый пик отъезда приходится на 1991 г. Отъезд был спровоцирован одиозной политикой на государственном уровне – «утечка умов» проявила все политические ошибки. Правительственная реформа начала 90-х годов сделала нищим научного интеллигента, естественно, что активные сотрудники уехали. Однако вскоре появился второй пик отъезда. Он пришелся на 1998-1999 гг. и был спровоцирован второй ошибкой Правительства РФ, породившей дефолт 1998 г. с гигантской инфляцией. Таким образом, Правительство РФ дважды насильственно выталкивало ученых из собственной страны. Отсюда следует, что «утечка умов» - это эхо политических ошибок .

Обращаясь к рассмотрению процесса интеллектуальной эмиграции в России, отметим, что основная причина и ведущий фактор этого процесса - нынешний кризис отечественной науки. В наличии проблемы в области финансирования науки сомневаться не приходиться. Обобщая, можно утверждать следующее: сокращаются объемные параметры научно-технического потенциала; ухудшаются его качественные характеристики); сужаются возможности для воспроизводства научных кадров.

Нестабильность политической ситуации, угроза социальных конфликтов, беспокойство за судьбу своих детей, общее ухудшение экономической обстановки, угроза безработицы, низкий уровень социальной защищенности ученых, отсутствие юридического оформления результатов научной деятельности - таковы причины, названные работниками научной сферы, оправдывающие их желание выехать за рубеж.

Однако существуют еще и факторы, тормозящие "утечку умов". Основными причинами остаться дома были: желание работать только в своей стране, возможность реализовать себя, свои научные планы здесь, патриотические настроения.

Тенденции изменения рынка труда в западных странах, усиление конкуренции приводят к тому, что, несмотря на желание многих ученых уехать за границу навсегда или по долгосрочному контракту, реализовать эту цель на практике, сохраняя себя именно в науке, может лишь незначительное меньшинство. При этом многие вынуждены снизить свой статус. Часть эмигрантов вынуждена сменить при выезде сферу профессиональной деятельности, и в этом случае Россия теряет ученого, а принимающая страна получает потенциального работника более низкой, другой квалификации, или даже безработного. В этом случае потери России не компенсируются приобретением для мировой науки.

Схема, по которой действуют потенциальные мигранты, проста: выезд на обучение (повышение квалификации) с расчетом на последующее трудоустройство.

В итоге, становится очевидно – «утечка умов» явление неизбежное, но на государственном уровне можно ограничить выезд ученых или найти другое решение сложившейся проблемы.

«Утечка умов» («утечка мозгов») означает процесс эмиграции из страны высококвалифицированных рабочих, деятелей науки, культуры и искусства.Этот тип эмиграции характерен для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Интеллектуальные мигранты находят «убежище» в странах Европы, Дальнего, Ближнего востока и Северной Америки. Эта тема продолжает быть актуальной для современной России. Всем известно, что люди до сих пор продолжают покидать родную страну, желая получить наиболее качественные условия жизни, повысить уровень образования и быть востребованным по специальности. Чаще всего героями утечек становятся студенты, не сумевшие реализовать себя после окончания высшего учебного заведения, а так же ученые. Это происходит из-за недостаточного уровня развития экономики государства, отсутствия финансирования науки и искусства, неопытных правителей, которые проводят милитаризацию страны, вместо ее духовного обогащения. Изначально этот термин был введен британским Королевским обществом для определения эмиграции после второй мировой войны. Но выезд из страны российской интеллигенции осуществлялся гораздо раньше. В 20е годы XX века он вошел в историю России под названием «белая эмиграция» с участием 3 млн. человек.

Среди людей была внушительная группа ученых, писателей, инженеров, врачей, художников и актеров, чья деятельность за рубежом снискала им славу. К примеру, академиками Сербской королевской академии наук были избраны бывший ректор Новороссийского университета А. Ф. Билимович и декан юрфака того же ВУЗа К. М. Смирнов, профессора С. М. Кульбакин, В. Д. Ласкарев, Г. А. Острогорский, Н. А. Пушин, Н. Н. Салтыков, Ф. В. Тарановский, В. В. Фармаковский, Я. М. Хлятчиев. Бывший ректор Киевского университета Е. В. Спекторский стал членом-корреспондентом той же академии. В университетах Берлина, Братиславы, Праги, Белграда, Софии, Каунаса, Тарту и Риги вели научную и преподавательскую деятельность такие видные ученые, как бывший ректор Тартуского университета математик В. Г. Алексеев, историк литературы И. Н. Голенищев-Кутузов, публицист и историк П. Н. Милюков, историк и филолог П. М. Бицилли, правовед П. М. Богаевский, византинист Г. А. Острогорский и др. .

А вот термин "утечка мозга" появился в научной литературе СССР в 1960-е годы и оценивался, как однозначно негативное явление, иначе "высасывание мозгов". Тогда еще никто не подозревал, что утечка затронет и нашу страну. Хотя уже наблюдалось некое стремление к жизни за границей среди молодых специалистов, но оно не было масштабным, поэтому не наносило большой урон научно-технической базе государства. Серьезно задумались об этом только в конце 20 века. В этой статье будут рассмотрены три основных периода умственной эмиграции.

Четвертая волна эмиграции, пришедшая в начале 90-х годов с момента распада СССР, породила «утечку умов». По данным Росстата в 1990 годы за границу уехало 729 тыс. человек, из них минимум 200 тыс. ученых и людей с высшим образованием. Из страны выезжали обученные специалисты, которые не видели перспектив развития карьерного роста в России. Такая эмиграция воспринималась, как освобождение от продолжительных политических репрессий Советского Союза и улучшения материальных условий жизни. По данным Госкомстата с 1987 года более половины эмигрантов уехали в Германию, свыше четверти - в Израиль, более 10% в США, 3%- в Грецию, Канаду, Финляндию, еще 3% - во все остальные страны. Эмиграция в Германию достигла пика в 1995 году, она составила 79,6 тысячи человек, за последние три года отметка уменьшилась до 50 тысяч. Приток эмигрантов в Израиль уступает Германии, он угасал в период с 1992 по 1997, но финансовый кризис в 1998 году возобновил волну эмиграции. Это привело к тому, что к 1999 выезд увеличился почти вдвое, но затем снова снизился до обычных размеров. Больше шансов устроиться заграницей было у представителей инженерно-технических профессий, гуманитарием же самореализоваться было гораздо сложнее. По некоторым данным, в 1990-х гг. Россию покинули около 80% ее математиков и 50% физиков-теоретиков . Так же среди них были ученые, работающие в сферах космических технологий, биохимии, микробиологии и генетики.

На данный момент же в российскую научную диаспору входят около 150 ученых, активно занимающихся научной и преподавательской деятельностью за рубежом. Сведения о работе наших специалистов за границей весьма многочисленны. Например, в Мексике в университетах и научных центрах работает 300 крупных ученых и ведущих специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Новосибирска и других городов. Среди них специалисты по океанографии, геологии, сейсмологии, механике, математике, космосу. Предполагается также пригласить специалистов из оборонной промышленности, специалистов по прикладной математике, биотехнологии, по добыче и переработке рыбы и сельскому хозяйству. Контракты рассчитаны на 2-3 года с возможностью дальнейшего продления.

В период с 2003 по 2010 гг. территорию страны, по российским данным, покинули 166,6 тысяч человек. По данным зарубежных источников количество эмигрантов составило 442,4 тысяч человек. Именно на современный этап приходится большое количество молодых исследователей и студентов, желающих покинуть страну . Директор по исследованиям фонда «Открытая экономика» Иван Стерлигов отметил, что учиться в вузы едут в основном в Германию, где сейчас приблизительно 12,5 тысяч студентов из России (в 2001 году их было 800). Получать же степень PhD наши молодые специалисты предпочитают в США, где в 2006 году защитились 183 человека (в 1997 г. - 74) .

В настоящее время процесс утечки активно продолжается. Достоверно оценить масштабы данного явления невозможно. Некоторые источники утверждают, что более 70% будущих ученых уезжают из страны или вынашивают план эмиграции. И всего 11% точно уверены, что останутся в России, как правило, это представители гуманитарных специальностей. Остальные 19% - не определились. По данным этих же источников каждый год Россию покидают 350 тысяч высококвалифицированных специалистов: врачей, инженеров, программистов. В 2015 году был отмечен всплеск умственной эмиграции. Количество эмигрировавших специалистов превысило все показатели за последние 20 лет. К этому шагу ученых подтолкнул упадок экономики в России, обвал рубля, повышение цен на самые необходимые продукты и, наконец, уменьшение финансирования науки. На данный момент в бюджете России нет средств, так необходимых для наших ученых. И поэтому для того, чтобы реализоваться, они вынуждены покидать свою Родину и искать "теплое место" в странах Евросоюза, в США, в Японии или в Китае.

Россияне принимают решение об отъезде за границу все более по экономическим соображениям. Если в конце 80-х начале 90-х годов ученые покинули страну с выраженными политическими настроениями, то в настоящее время специалисты, уезжающие «на заработки» в экономически развитые страны, более прагматичны.

Причинами современной «утечки» кадров в целом являются: низкий уровень оплаты труда, устаревшая материально-техническая база, невысокий престиж ученого в России, бумажная волокита и бюрократизм. Средняя заработная плата молодого специалиста, недавнего выпускника, в нашей стране составляет 15-20тыс. рублей, в более развитых странах им готовы предложить более весомые суммы в размере 4-5тыс. долларов. Материальная сторона, конечно же, пересиливает желание работать на Родину и чувство патриотизма. Логика ученых вполне ясна и понятна: Если государство не поддерживает их, то почему они должны поддерживать государство? Политическая реформа 90-х годов, которая оставила нищими научные кадры, дала мощный толчок для эмиграции русской интеллигенции. Именно 90-е годы изменили будущее научных центров в худшую сторону. В 1998 году произошла вторая ошибка правительства, создавшая в стране дефолт с огромной инфляцией. Таким образом, из-за одиозной политики Правительства, Российская Федерация дважды потеряла огромное количество высококвалифицированных кадров. Современный этап «утечки» обусловлен нынешним кризисом отечественной науки. Низкий уровень комфортности среды обитания, низкий уровень оплаты труда, невостребованность профессиональных знаний и способностей научных сотрудников, почти полное отсутствие перспективы в научной деятельности, понижающийся уровень престижа науки - являются причинами современной эмиграции деятелей науки и культуры. Факторами для оттока ученых за рубеж могут послужить: обострение социальных конфликтов, нестабильная ситуация в стране, ухудшение экономической обстановки, беспокойство за будущее своих детей, отсутствие социальной защищенности. Однако постоянные изменения на рынке труда в западных странах и сильная конкуренция приводят к тому, что желание ученых реализовать себя в полной мере не всегда осуществляется. Лишь меньшинству удается сохранить себя в науке, остальные же вынуждены снизить свой статус или сменить сферу профессиональной деятельности. В таком случае Россия теряет ученого, а принимающая страна получает потенциальную рабочую силу.

Процесс интеллектуальной эмиграции ведет к снижению научного потенциала страны, прекращению ряда исследований, разрушению научных школ. Но говорить о том, что запад забирает у России специалистов, было бы не верно. В США произошло ужесточение миграционной политики в сфере науки, из-за экономического спада страны. Это приводит к уменьшению притока эмигрантов, а у новоприбывших возникает ряд серьезных проблем: поиск подходящей работы, проблемы с жильем, плохое знание языка, отсутствие денежных средств и т.д. Защита безопасности ученых и общества может осуществляться лишь при условии наличия эффективной системы регулирования умственной эмиграции. Важно менять отношение к ученым, так как они являются ценным достоянием общества, а наука-это генератор экономики, культуры и социальной сферы. Российская наука в современном состоянии существует уже около 15 лет и можно провести определенные итоги. Вначале 90-х был очень серьезный всплеск выезда. Естественно, уезжали не только в США, но и в другие страны, но Америка - это наиболее привлекательный магнит. Действительно, как сказывается российское присутствие в американской науке и преподавание?

Согласно статистике, в Америке всего 2-3 % ученых - выходцы из России. Для Америки это капля в море. Для России же "утечка умов" - масштабная проблема. Урон, нанесенный стране, невозможно оценить. В материальном плане существуют несколько точек зрения, некоторые учитывают только потенциальные потери от разработок этих ученых, иные же добавляют к этой сумме еще и количество средств, затраченных на обучение молодого специалиста. В научном, моральном и культурном плане - это невосполнимый ущерб, повлиявший на развитие страны и ее роль на международной арене.

Список литературы:

  1. Зимина Татьяна. Утечка мозгов или циркуляция талантов. Режим доступа: URL: http://www.nkj.ru/news/14700/ (дата обращения: 20.11. 2016)
  2. Кириллова Е. Эмиграция из бывшего СССР: по страницам отечественных журналов // Бывший СССР: внутренняя миграция и эмиграция. Вып.I. - М., 2007.
  3. Кравец В.С. Либеральная интеллигенция русского зарубежья 20-х годов ХХ века о национально-государственном строительстве в постбольшевистской России / дис.канд. ист.наук. Ростов-на-Дону, 2009. - с 4
  4. Малаха И. «Дренаж» интеллектуального потенциала/И. Малаха, И. Ушкалов//Независимая газета. 1998.4.04