Правоотношения и субъекты права урок. Субъекты права. Виды правоотношений




Пример правоотношения Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры, не заплатив за аренду Субъекты или участники ________________- Объект ____________________ Содержание __________________


Юридическая обязанность Должное, необходимое поведение, предписанное участнику правоотношений нормами права. Право одного субъекта правоотношений обеспечивается обязанностью другого. Если один из участников правоотношений по закону не наделен какой - либо обязанностью, то другой не имеет права ее требовать.


Юридическая обязанность Защищает от неправомерных действий, от произвола со стороны обладателя права. Право на свободу слова и мысли – ограничения налагаются государством. Государство обязано защитить человека, высказавшего критическую оценку в адрес чиновника, предприятия …



Дееспособность несовершеннолетних Дети от 6 до 14 лет имеют право _______ Подростки в 14 лет имеют право _______ Несут ответственность _________________ Подростки в 16 лет имеют право ________ Несут ответственность _________________ 18- тилетие – совершеннолетие – наступает полная дееспособность – права и ответственность в соответствии с закономи РФ

На уроке мы рассмотрим понятие правоотношения, его признаки и состав. Вы узнаете, кто может вступать в правоотношения, что входит в их содержание и по поводу чего они возникают. Также вы познакомитесь с такими ключевыми правовыми понятиями, как правоспособность и дееспособность.

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Правоотношения

Правоотношение - это общественное отношение между людьми, урегулированное нормами права, в котором его участники выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей.
Общественные отношения, регулируемые правовыми нормами, приобретают ряд признаков , которые отличают их от общественных отношений, регулируемых другими социальными нормами. Став правовым, общественное отношение приобретает следующие свойства:
1) Поскольку правоотношение возникает между определенными лицами, в них конкретизируются субъекты данного правоотношения. Это означает, что между конкретными лицами возникает общественная связь, регулируемая нормами права .
2) Конкретные субъекты правоотношения приобретают субъективные права, и на них возлагаются юридические обязанности . Правоотношение представляет собой двустороннюю связь, которая означает, что в любом правоотношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная.
3) При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей в конкретном правоотношении к нарушителю могут быть применены меры государственного принуждения. Следовательно, в отличие от других общественных отношений, правоотношения обеспечиваются возможностью государственного принуждения .

Правоотношение имеет свой состав , в который входят:
Субъекты, то есть участники правоотношения.
Содержание правоотношения.
Объекты правоотношения.
1. Субъектами правоотношения являются его участники, их должно быть не менее двух, иначе правоотношения не могут состояться. Субъектами правоотношений могут быть только люди (животные и неодушевленные предметы не могут ими выступать). Субъектами правоотношений являются как отдельные индивиды, так и их объединения, то есть организации, учреждения, социальные общности и даже государство.
Субъекты правоотношений обладают правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность возникает с рождением и прекращается со смертью человека. Однако чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть еще и дееспособным.
- это способность (возможность) лица самостоятельно своими осознанными действиями осуществлять субъективные права и исполнять юридические обязанности. У государства в целом как субъекта права, а также у государственных органов и юридических лиц (организаций) правоспособность и дееспособность возникают одновременно в момент их образования.

Дееспособность индивидов, в отличие от правоспособности, формируется постепенно и зависит от ряда следующих факторов :
1. От возраста правоспособного субъекта . Например, ребенок до 14 лет может совершать только мелкие бытовые сделки, например, купить мороженое. С наступлением 14-летнего возраста возникает обязанность отвечать за некоторые виды преступлений, а также возникает частичная трудовая дееспособность, то есть он может поступить на работу или заниматься предпринимательской деятельностью. С 16 лет человек считается дееспособным по всем нормам трудового, административного, уголовного права и частично гражданского права. С наступлением 18 лет лицо становится полностью дееспособным и может почти в полном объеме осуществлять свои имущественные, политические, брачно-семейные права и обязанности и т.д. Исключением является только то, что, например, только с 21 года гражданин может стать депутатом парламента, с 25 лет - судьей, с 35 лет - президентом и т.д.
2. От состояния здоровья . Так, например, душевная болезнь или слабоумие могут стать причиной признания лица судом недееспособным, и тогда гражданские права и обязанности таких лиц осуществляют за них их опекуны.
3. Дееспособность могут ограничить близкое родство или свойство . Так, например, запрещается заключение брака между близкими родственниками, а также запрещается нахождение на государственной службе в одном и том же учреждении, если между родственниками существуют отношения подчиненности.
Объем дееспособности может зависеть и от некоторых других факторов.

2. Содержание правоотношения состоит из субъективных прав и юридических обязанностей.
Субъективное право - это установленная законом возможность определенного поведения лица. Субъективное право имеет два выражения:
1. Право действовать, поступать в рамках закона.
2. Право требовать от другого лица выполнения каких-либо действий.
Каждому субъективному праву в правоотношении соответствует юридическая обязанность.
Юридическая обязанность - это обеспеченная возможностью государственного принуждения мера должного поведения лица. Она тоже выражается в двух формах:
1. Обязанность совершить какое-либо действие, предписанное законом.
2. Обязанность воздержаться от какого-то действия, которое закон запрещает.
3. Объекты правоотношения - это те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения и на которые направлены субъективные права и юридические обязанности их участников.

Объектами правоотношений являются материальные и нематериальные, личные и общественные блага и ценности, по поводу которых возникают правоотношения.
Материальными благами являются вещи, предметы, ценности, различное имущество, а также вещественные носители материальных благ (акции, облигации, чеки, векселя, деньги).
Нематериальные блага - это жизнь, честь, достоинство, здоровье, свобода, продукты духовного творчества (произведения литературы, науки, искусства) и другие нематериальные объекты.
Правоотношения классифицируются по отраслям права. Выделяют гражданские правоотношения, административные правоотношения, трудовые, семейные, уголовные правоотношения и т.д. Причём в каждой отрасли имеется свой круг субъектов и объектов правоотношения, а также объем субъективных прав и юридических обязанностей.

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. - М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2012.

Домашнее задание

1. Расскажите, в какие правоотношения вы вступали за последнее время?

§ 1 Правоотношения – что это?

Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения: личные, религиозные, этические и др. Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении.

Например, внутрисемейные отношения строятся на лично-доверительных и моральных нормах.

Однако существует особая область человеческих отношений, которые могут быть урегулированы должным образом только при помощи правовых норм. Например, отношения собственности лучше всего регулируют нормы права, потому что любая неопределенность в отношении собственности, отсутствие ее надлежащей защиты неизбежно приводит к социальным потрясением.

Так что же такое «Правоотношения»?

Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трех составляющих:

Субъекты правоотношений (участники);

Объекты;

§ 2 Субъект как элемент правоотношений

А теперь перейдем к более детальному рассмотрению перечисленных элементов правоотношения.

Субъекты правоотношений - это те граждане и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями прав и обязанностей.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, составляющему основу гражданского законодательства, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются субъекты РФ, муниципальные образования, граждане (физические лица) и юридические лица.

Юридическое лицо - это организация, обладающая обособленным (отдельным) имуществом и выступающая в правовых отношениях как самостоятельный субъект права.

Физическое лицо - это человек, обладающий правом вступать в правоотношения, т.е. обладающий правоспособностью и дееспособностью, где правоспособность - это предусмотренная нормами права способность лица иметь права и нести юридические обязанности, а дееспособность человека - его способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

Если правоспособность наступает с рождения, то дееспособность своими осознанными действиями осуществлять права и юридические обязанности, приобретается постепенно. С 6 лет дети могут совершать мелкие бытовые сделки (например, купить хлеб в магазине), с 14 лет - гражданин получает паспорт и круг его прав и обязанностей расширяется. Одновременно с расширением набора прав расширяется и сфера ответственности.

В отношении юридического лица правоспособность и дееспособность наступает с момента регистрации, одновременно.

Юридическое лицо имеет правом заниматься не любыми видами деятельности, а только теми, для которых оно создавалось. Для занятий определенными видами деятельности необходимо получение специального разрешения - лицензии.

Кроме правоспособности и дееспособности признаком субъекта правоотношения является деликтоспособность.

Деликтоспособность - это способность лица понимать значение своих действий, руководить ими, а также нести ответственность за допущенное правонарушение.

Фактически деликтоспособность представляет собой дееспособность лиц в правоотношениях, возникающих в связи с совершением правонарушений. Наступает с 16 лет, хотя согласно статье 20 УК РФ существуют преступления, ответственность за которые наступает в 14 лет (против личности, собственности и т. п.).

§ 3 Объект как элемент правоотношений

А теперь перейдем к рассмотрению второй составляющей правоотношения - объекту правоотношения.

Объект правоотношения - это то, по поводу чего вступают в юридические отношения субъекты правоотношений.

Объектами правоотношений могут выступать:

Материальные блага - деньги, вещи, ценности, недвижимость;

Нематериальные блага - это жизнь, здоровье, честь и достоинство;

Культурные ценности - произведения искусства, достижения науки;

Поведение людей и их действия, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением различных товаров и услуг.

§ 4 Права и обязанности субъектов правоотношений

Третьим элементом правоотношений являются права и обязанности субъектов. Правоотношения возникают, функционируют, изменяются и прекращают свое существование под влиянием определенных условий. В теории их обозначают понятием юридические факты.

Юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, которые ведут за собой юридические последствия.

Юридические факты подразделяются на:

1. юридические события, то есть такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли и желания людей (например, стихийные бедствия, наводнения, землетрясения);

2. юридические действия, то есть такие жизненные обстоятельства, которые происходят по воле людей (например, заключение брака).

Таким образом, правоотношения регулируются нормами права, которые обеспечиваются силой государства. Поэтому правоотношения - это тот вид социальных отношений, участники которых имеют возможность обратиться в государственные органы за оказанием содействия в разрешении конфликтной ситуации. А субъектами права являются физические и юридические лица. Они обладают правоспособностью - способностью иметь права и дееспособностью - способностью своими действиями приобретать права и принимать обязанности.

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. - М. 1993.
  2. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 22. Ст. 2031. в ред от 18.07. 2006 г.
  3. Альхименко В. В. Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства // Конституционное право: Учебник /Под ред. В. В. Лазарева. М., 2006.
  4. Арзамаскин Н.Н. Общее и особенное в понятиях «государство» и «переходное государство» //Адвокатская практика. 2006. № 3.
  5. Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
  6. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.,1908.
  7. Жильская Л.В. Социальное государство с точки зрения права //История государства и права. 2006. № 1.
  8. Зиновьев А. В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 1998. С. 26;
  9. Ленин В. И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 73.
  10. Ленин В. И. О конституционных иллюзиях // Полн. собр. соч. Т. 34.
  11. Мамут Л. С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.
  12. Протасов В.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001.
  13. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С, Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. -- М.: Юрайт-Издат, 2005. Гл. 7-8.
  14. Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3. С. 4-16.
  15. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. № 3.
  16. Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. № 3.
  17. Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. № 12.
  18. Тихомиров Ю.А. Государственно-правовая интеграция // Право и политика. 2001. № 6.
  19. Чеснов И.Л. Природа и этапы развития государственности // Правоведение. 1998. № 3.

Правоотношения

Чечурава Е.В. учитель истории и обществознания МБОУ «Плехановская СОШ»

2015 год


План

В ходе совместной работы на уроке самостоятельно составить план урока


Взаимодействия людей можно условно разделить на правовые (регулируемые нормами права ) и неправовые (регулируемые другими социальными нормами - моральными, религиозными )

Правоотношения

это урегулированные нормами права общественные отношения, участники (субъекты) которых связаны друг с другом юридическими правами и обязанностями

Признаки правоотношений

  • Основаны на нормах права
  • Носят волевой характер (возникают на базе государственной воли, выраженной в нормах права, и индивидуальной воле участников правоотношений)
  • Субъекты правоотношений связаны юридическими правами и обязанностями
  • Реализация правоотношений и их охрана от нарушений гарантируется и обеспечивается государством

  • Совокупность субъективных прав и обязанностей участников правоотношений

Чтобы быть участником правоотношения, необходимо иметь все признаки правосубъектности , то есть правоспособность и дееспособность

Дееспособность

Правоспособность

Установленная государством и гарантированная нормами права способность субъектов самостоятельно, своими действиями реализовывать юридические права и исполнять обязанности.

Зависит от возраста и состояния душевного здоровья

Установленная государством, гарантированная нормами права способность субъекта иметь юридические права и обязанности .

Правоспособность индивидов устанавливается с момента рождения и до смерти


Чаще всего индивидуальный субъект правоотношений обладает и правоспособностью, и дееспособностью.

Исключения:

6-14 лет - малая дееспособность

14-16-18 лет - неполная

с 18 лет - полная


Юридический факт - это такие жизненные обстоятельства, с наступлением или отсутствием которых государство через нормы права связывает определённые юридические последствия.

Юридические факты можно типизировать по характеру юридических последствий или волевому содержанию правоотношений.

Правомерные

Факты-действия

Противоправные


Выполните задания:

1. Верны ли следующие суждения ?

А . Любой субъект правоотношений обладает полной дееспособностью

Б. Граждане, субъекты правоотношений, являются правоспособными

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Что относится к юридическим фактам-событиям?

1) принятие закона парламентом 2) разрушение дома при землетрясении

3) продажа автомобиля гражданину 4) встреча владельца завода с рабочими

3. Дедушка завещал свою квартиру внуку. Объект данных правоотношений -

1) дедушка 2) завещание на квартиру 3) отношения собственности 4) внук


План

  • Понятие правоотношений
  • Виды правоотношений
  • Юридические факты

Урок по теме « Правоотношения и их субъекты», 9 класс

Цель урока :

Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия : правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.

Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.

    Изучение новой темы:

    Что такое правоотношения?

    Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

1. Регулируется нормами права

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Элементы правоотношений

Субъекты

Объект

Участники правоотношений

То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие)

Права и обязанности участников правоотношений

Субъекты

Физические лица

Юридические лица

Социальные группы

Гражданин РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т.е. все те люди, которые так или иначе оказались н территории нашей страны.

Коммерческие организации

Некоммерческие организации

Государство

Население региона

Трудовой коллектив

Жильцы многоэтажного дома

Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

    Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.

    Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

Таблица «Элементы правоотношений»

Субъекты

Обязанности

Обсуждение результатов работы в группах.

В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как называются участники правоотношений?

Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.

Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»

В чем отличие физических лиц от юридических лиц?

Правосубъектность – это возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения. Субъекты должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.

В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?

Правоспособность

Деликтоспособность

Дееспособность

Способность иметь права и обязанности

Способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причиненный его противоправным деянием.

Способность субъекта своим действием приобретать права и юридические обязанности

С 6-14 лет, ребенок может самостоятельно делать некоторые покупки (хлеб, ручки, ластики, и тд.)

В 14 лет получают паспорт.

Частичная с 14-16 лет

Полная с 18 лет.

В отличие от физического лица, юридическое лицо правоспособным и дееспособным становится одновременно.

Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»

Приведите примеры дееспособности и правоспособности.

Физические лица

Юридические лица

Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Дееспособность возникает постепенно.

Становится правоспособным и дееспособным одновременным, в момент регистрации.

Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно.

3 . Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.