Органы государственной власти кто. Понятие и признаки органа государственной власти

Развитие человеческого общества продолжается уже несколько десятков тысячелетий. За это время организация общественных отношений претерпела значительные изменения. Наверное, сейчас уже никто не возразит, что государственная власть (понятие и виды будут охарактеризованы ниже) - это наиболее совершенная на современном этапе эволюции форма общественной организации.

Что такое власть?

Любая форма организации жизни общества подразумевает наличие власти кого-то над кем-то. Власть - это форма управления социальными процессами. Личность или социальная группа, имеющие большой авторитет среди множества социальных групп или на определенной территории, определяют приореты для всех. Власть - это подчинение большого количества людей социальным признанным авторитетам.

Государственная власть: понятие и виды

В теории государства и права принято считать, что государственная власть - это особый вид социальной власти, при наличии которой удерживается единство социально неоднородного общества путем деятельности особой структуры. Именно государство считается тем механизмом, который может обеспечить мирное сосуществование и динамичное развитие общества в определенных границах.

Виды государственной власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

В России, как и в любой другой цивилизованной стране, действует принцип деления власти. Все 3 вида государственной власти существенно отличаются друг от друга и имеют конкретные характеристики. Свойства органов власти отображаются в специфике их деятельности и функциях.

Органы государственной власти: понятие, виды

Органы государственной власти - это основанный государством коллектив людей, имеющий статус юридического лица и осуществляющий государственные функции в определенной отрасли или сфере общества.

Каждый из них входит по своему функционалу в структуру конкретной ветви власти в Российской Федерации. Функции и цели, а также методы работы всех государственных органов регулируются Конституцией и законами государства. В теории государства и права выделяют следующие виды органов государственной власти.

В зависимости от способа создания:

  • Первичные - орган избирается всем населением страны или определенной территории непосредственно. К таким органам можно отнести законодательное собрание края, области, а также Государственную Думу.
  • Вторичные - это институции, которые создаются первичными органами государственной власти. Вторичные учреждения не подконтрольны народу, так как он их не назначает и не выбирает.

По характеру образования:

  • избираемые органы (парламент, местные советы);
  • органы, состав которых определяет или назначает глава государства или вышестоящая организация (например, часть судей Конституционного Суда назначается Президентом);
  • органы власти, передающиеся по наследству (в России и Украине таковых нет).

В зависимости от способа принятия решений:

  • Коллегиальные - решение в этом учреждении может приниматься только большинством голосов. В основном, это органы законодательной власти или местные советы.
  • Единоличные - решения принимаются непосредственно руководителем и оформляются в виде приказа.

По видам функций:

  • парламент (в России это Государственная Дума, в Украине - Верховный Совет) - орган законодательной власти;
  • Президент - это фигура, которая стоит над всеми органами власти, а также представляет интересы страны на внешней арене;
  • суды - это органы, выполняющие важнейшую в демократическом государстве функцию правосудия;
  • милиция и другие правоохранительные органы;
  • спецслужбы, которые защищают особые интересы государства (ФСБ в России, СБУ в Украине, ФБР и ЦРУ в США).

Как формируются органы власти?

Итак, мы говорим про виды государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Формирование органов каждой из ветвей власти в Российской Федерации происходит по-разному. По своей природной сути, власть принадлежит народу. Ясно, что каждый гражданин государства не может обладать одновременно властными функциями, поэтому вполне логично делегировать эти полномочия избранным, наиболее достойным и авторитетным людям.

Для этого существуют выборы. Исключительно выборным путем формируются органы законодательной ветви власти. Это касается как центрального законодательного субъекта (Государственной Думы), так и местных советов областей, автономных республик и краев. Органы исполнительной власти относятся к категории назначаемых. Избрать Совет Министров путем выборов невозможно ни в одном из государств на Земле. Судебная власть также не выбирается. Судьи назначаются на свои должности квалификационными коллегиями после сдачи определенных нормативов (кроме некоторых исключений, например, судьи Конституционного Суда назначаются по квоте Президента, Государственной Думы и Съезда судей).

Структура исполнительной власти в Российской Федерации

По Конституции Российской Федерации предусмотрены такие виды исполнительных органов государственной власти:

  • федеральные;
  • местные.

К федеральным органам власти относятся: правительство (Кабинет Министров), министерства и ведомства. Главный орган исполнительной власти - это правительство. В состав Кабинета Министров входят: премьер-министр, первый заместитель премьер- министра, несколько заместителей главы правительства, министры. Количество министров в разные годы может колебаться, потому что министерства могут как создаваться, так и ликвидироваться. Перечень министерств, которые входят в структуру правительства сегодня, такой:

  • внутренних дел;
  • гражданской обороны и противодействия чрезвычайным ситуациям;
  • обороны;
  • юстиции;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • образования и науки;
  • экологии и природных ресурсов;
  • развития промышленности и торговли;
  • по делам регионов Дальнего Востока;
  • недавно создано Министерство, которое курирует Крым;
  • сельского хозяйства;
  • спорта;
  • развития транспорта;
  • труда и социальной защиты населения;
  • по делам развития экономики;
  • энергетики.

Кроме министерств, действуют также службы и ведомства. Такие структуры чаще всего занимаются вопросами безопасности, а также узкопрофильными темами, которые должна курировать центральная власть. На местах функции исполнительных органов власти исполняют местные администрации. Возглавляют местные органы президенты или губернаторы.

Как назначаются руководители и члены органов исполнительной власти? Премьер- министр назначается президентом страны после согласования с Государственной Думой. Формирование правительства, кроме руководителей оборонного блока, проводит глава правительства на свое усмотрение. Руководители некоторых служб и ведомств также назначаются президентом и утверждаются парламентом. На местном уровне принцип назначения руководителей выборный. Люди на территории субъекта Федерации могут самостоятельно решить, кто достоин руководить регионом.

Полномочия исполнительной власти

Как известно, все виды органов государственной власти РФ построены по принципу деления власти. Органы исполнительной власти осуществляют внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство разрабатывает и реализует программы экономического и социального развития государства, разрабатывает программы обороны государства. В ведении правительства находятся такие сферы, как промышленность, охрана правопорядка, оборона, торговля, образование, охрана природы, финансы, транспорт и многие другие отрасли. Реализация функций исполнительных органов власти происходит путем принятия таких нормативно- правовых актов, как распоряжения и постановления.

Законодательная власть

Говоря на тему про виды государственной власти в РФ, стоит отметить, что большая роль в развитии страны принадлежит законодательной власти. Правительство проводит государственную политику на базе законов, которые принимаются именно этой властью. По Конституции Российской Федерации единственным органом законодательной власти является Федеральное Собрание. Состоит из двух палат: Федерального Собрания (высшая палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Принцип формирования палат разный. Государственная Дума избирается путем общенациональных прямых выборов. Независимо от избирательной системы, которая практикуется на конкретных выборах, депутаты Думы представляют интересы всех жителей страны. Совет Федерации формируется фактически на местах, потому что в его состав входят руководители местных органов исполнительной и законодательной власти.

На местах также избираются законодательные собрания, состоящие из одной палаты. Необходимость местных органов, которые вправе издавать законы, объясняется большой площадью государства. Россия - это федерация, которая включила в свой состав много этнически разных субъектов, поэтому такая система власти позволяет наиболее точно учитывать интересы всех групп общества.

Полномочия законодательной власти

Основная функция законодательной ветви - создавать юридическую базу для жизни государства. Депутаты разрабатывают и принимают законы, постановления, регулирующие разные сферы деятельности. Парламент утверждает состав Кабинета Министров. Также депутаты дают согласие на назначение и увольнение руководителей центральных органов исполнительной власти. Кроме этого, исключительно Государственная Дума может поднимать вопрос об импичменте президента.

Система органов судебной власти

Виды государственной власти в системе сдерживания и противовесов выстроены очень логично. Роль судебной власти тоже следует оценивать серьезно. Суды в России выстроены по той же системе, которая практикуется сейчас в лучших мировых демократиях. Элементами судебной системы есть конституционные, арбитражные суды, а также суды общей юрисдикции. В отличие от унитарных государств, конституционные (в некоторых регионах - уставные) суды есть в каждом регионе страны.

Система и полномочия судов общей юрисдикции

Существует 3 уровня судов общей юрисдикции в системе российского судопроизводства. В роли судов первой (в некоторых случаях - второй) инстанции подразумеваются районные суды. Выше районных по иерархии считаются областные (краевые, республиканские) суды, которые рассматривают апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов. Возглавляет иерархию судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации. Коллегии судей этого органа принимают решения по кассационным жалобам на решения средних инстанций судебной системы.

В некоторых случаях роль первой инстанции могут выполнять мировые судьи, которые проживают на определенной территории, владеют основными теоретическими знаниями.

Суды общей юрисдикции могут начинать судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и другим делам.

Полномочия и система конституционных и арбитражных судов

Система этих судов похожа, потому что есть всего лишь две ступени. Действуют конституционные и арбитражные суды на уровне субъектов Федерации. Высшими инстанциями по Конституции считаются Конституционный Суд РФ и Верховный арбитражный суд РФ.

Вопреки схожести систем, полномочия у судебных инстанций разительно отличаются. Конституционные суды по своей компетенции рассматривают законы и подзаконные акты, принятые органами законодательной и исполнительной власти. Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими лицами.

Президент: порядок избрания и полномочия

Россия - это очень централизованная республика, поэтому президент стоит в центре системы власти. По статусу президент - это глава государства. Он представляет государство на внешней арене.

Президент выбирается сроком на 6 лет путем прямого, тайного избирательного права всем населением государства. Отстранение от должности возможно только путем импичмента.

Президент может влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства. Полномочия президента распространяются на такие сферы:

  • исполнительную власть;
  • право законодательной инициативы;
  • сферу безопасности и т. д.

Заключение

Виды власти, государственного управления - это всего лишь формы государственной власти. Каждая ветвь власти путем реализации своих полномочий как бы сдерживает остальные две ветви от монополизации всей власти в своих руках.

Итак, в России существует 3 вида государственной власти: судебная, законодательная, исполнительная. Именно такое соединение видов власти на сегодняшний день идеальное.

Органы, не обладающие властными полномочиями , осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а их акты и решения не обладают внешним действием.

К числу таких органов относятся: Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности; Государственный совет - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и организации, не являющиеся государственными органами. К их числу относятся государственные учреждения, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации; адвокатура, созданная для оказания квалифицированной юридической помощи; органы судейского сообщества, участвующие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности).



Задание 1. Чем отличаются государственно-властные полномочия от полномочий органов «внутреннего управления»?

· Государственно – властные полномочия – это совокупность прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ и законами, на основе которых орган государственной власти решает в пределах его ведения поставленные перед ним цели и задачи.

В чем состоит содержание государственно-властных полномочий?

Во-первых, в праве органов государства издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы. Эти юридически обязательные акты издаются органами государства от имени последнего. Акты государственных органов могут быть адресованы другим органам государства, должностным лицам, учреждениям, организациям, предприятиям, гражданам.

Для государственно-властных полномочий характерно право органов государства на обеспечение реализации принимаемых ими актов путем использования от имени государства соответствующих мер воспитания, убеждения, поощрения.

Для государственно-властных полномочий характерно также право органов государства на осуществление от его имени надзора (наблюдения) за исполнением требований правовых актов.

Таким образом, основными признаками органа государства являются следующие:

1. орган государства - это часть аппарата государства;

2. орган государства есть организация, т.е. ячейка человеческого коллектива, в определенной степени оформленного;

3. орган государства является организацией политической;

4. он осуществляет от имени государства его задачи и функции;

5. обладает государственно-властными полномочиями;

6. имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности;

7. образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

8. несет ответственность перед государством за свою деятельность. Понятие органа государственного управления (исполнительной власти) в основном совпадает с понятием органа государства, но это совпадение не является полным. Понятие органа государства является более широким.

Каждый орган государственного управления (исполнительной власти), как и любой орган государства, имеет свою компетенцию, организационную структуру, территориальный масштаб деятельности.

В то же время органы государственного управления (исполнительной власти) обладают и специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов.

1. Они осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера.

2. Деятельность органов государственного управления в пределах предоставленных государственно-властных полномочий направлена на осуществление общего, непосредственно, повседневного оперативного руководства объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Таким образом: орган государственного управления (исполнительной власти) представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, призвана, в порядке исполнительно-распорядительной деятельности, осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий повседневное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства.

Задание 3 . Государственная власть осуществляют:

a)Генеральный прокурор РФ;

b) Центробанк РФ;

c)Федеральное собрание РФ;

d) Партия «Единая Россия»;

e)Президент РФ;

f) Правительство РФ;

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. (Конституция РФ, ст. 11) В современных демократических обществах государственная власть, как правило, поделена между тремя независимыми ветвями: исполнительной (Правительство РФ, входящие в его состав министерства и ведомства), законодательной (Совет Федерации и Государственная Дума) и судебной (Верховный суд РФ, а также суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд РФ). В России Президент, в отличие от некоторых республик, помещен над ветвями власти и выступает арбитром в спорах между ними и гарантом Конституции РФ. С 1991 по 1993 год это место было отведено Конституционному Суду. В других государствах президенты либо возглавляют исполнительную власть, либо выполняют декоративные функции. Отношения между ветвями власти регулирует система "сдержек и противовесов". Это означает, что полномочие, скажем, президента уравновешивается полномочием парламента, дабы ни президент, ни парламент не могли узурпировать власть в стране. Точно также работают механизмы совместного формирование высших судов – ни одна из сил, участвующих в их формировании не может монопольно формировать состав их судей и тем самым обеспечивать себе поддержку или усиливать тем самым себя. Государственная власть не существует сама по себе. Осуществляясь в соответствии с Конституцией и федеральными законами системой органов государственной власти она требует финансирования, которое осуществляется посредством налогов и сборов.

Самостоятельная работа

1.Приказом ректора Государственного университета было запрещено курение на муниципальной автостоянке, расположенной рядом со зданием ВУЗа. Правомерен ли этот приказ

2 .Ч.3.ст.118 Конституции РФ вводит понятие судебной системы РФ. Сформулируете понятие судебной системы по действующему законодательству и определите перечень федеральных органов судебной власти и перечень органов судебной власти субъектов РФ.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. – это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды. Принципы системы органов государственной власти: единство системы; разделение властей; демократизм.

Виды органов государственной власти

1. По месту в системе разделения власти: законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

2. По месту органов в иерархии власти: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

3. По способу формирования состава: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

4. По первичной нормативной основе деятельности: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

5. По кадровому составу: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

6. По способу волеизъявления: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

7. В зависимости от формы государственного устройства: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

8. По объему компетенции – делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).

Система органов государственной власти

1. Федеративная форма территориального устройства России обусловливает разделение всей совокупности ее органов государственной власти на две системы и существование относительно независимых друг от друга федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

* Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ.

* К числу федеральных органов относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и иные арбитражные суды, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ. Установление их системы, порядка организации и деятельности, а также их формирование относятся к ведению Российской Федерации.

2. В демократических государствах органы государственной власти строятся на основе принципа разделения власти.

* Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации), состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы.

* Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства). В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

* Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

3. Организационно-правовая связь между органами государственной власти, относящимися к различным государственно-территориальным уровням и ветвям власти, строится на началах: децентрализованных (функциональная взаимосвязь); централизованных (выделяются инстанции, выстроенные по иерархическому принципу); органы, возглавляющие такие системы, характеризуются как высшие, например: в Конституции РФ высшими органами названы Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. В системах этих судебных органов помимо первой имеются апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, которые по основаниям, указанным в ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ, могут пересматривать принятые судебные акты в целях исправления судебных ошибок.

Органы законодательной власти – представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача – правотворчество; контролируют деятельность исполнительной власти. Органы исполнительной власти – как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти – выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов; действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью. Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов.

Президент Российской Федерации – глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти, он обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Федеральное Собрание РФ (парламент Российской Федерации) является представительным и законодательным органом Российской Федерации, соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Орган государственной власти" в других словарях:

    ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ - орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную, судебную власть. В Российской Федерации существуют федеральные О. г. в. и О. г. в. субъектов РФ. К федеральным О. г. в. относятся Президент РФ, Федеральное Собрание… …

    ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта РФ, призванный обеспечивать исполнение законодательства на территории данного субъекта. Наименование В.и.о.г.в.с. РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией… …

    ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - формируемый населением путем выборов постоянно действующий высший и единственный орган государственной власти субъекта РФ, призванный осуществлять законодательную власть в субъекте РФ посредством принятия законов в сфере предметов ведения данного … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ОРГАН ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - представительный (избираемый населением) орган государственной власти РФ и субъекта РФ. На федеральном уровне О. з. в. федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. На уровне субъекта РФ О. з. в.… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Не следует путать с государственным аппаратом. Не следует путать с органом государственной власти. Органы публичной власти органы, реализующие публичную власть в обществе (государстве). Органы публичной власти предназначены для управления… … Википедия

    Орган исполнительной власти - государственное политическое учреждение, являющееся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющее организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции от… … Административное право. Словарь-справочник

    Орган законодательной власти РФ - Органом законодательной власти в Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации, которое состоит из Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской… … Официальная терминология

    ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - коллегиальный или единона чальный государственный орган, осуществляющий особый вид государственной деятельности, связанный с исполнением законов и иных нормативных правовых актов, организацией управления сферами и отраслями государственного и… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРИНИМАЮЩИЙ МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ - уполномоченный орган, определяемый Президентом РФ, являющийся федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, устанавливаются в … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Орган государственной исполнительной власти - Это некоммерческая государственная организация, часть государственного аппарата, образованная в системе других органов исполнительной власти и осуществляющая в установленных законом пределах публичную власть государства для обеспечения целей,… … Большой юридический словарь

Книги

  • Украинский национализм. Кризис или распад государства? , Аксененко Сергей Иванович. Украинскому национализму уже посвящен целый ряд изданий, в которых рассматриваются в основном исторические аспекты. Книга Сергея Аксененко, имеющего опыт работы вукраинском парламенте и…

Определенной совокупности органов государственной власти. В сфере конституционно-правового регулирования находятся порядок образования (формирования) органов государственной власти, их система, конституционный статус, основы взаимоотношений различных звеньев государственной организации и гражданского общества.

Большое значение для имеет характеристика черт (свойств) органа государственной власти. По этому вопросу в юридической литературе высказаны различные суждения. По мнению некоторых ученых, важнейшим признаком органа государственной власти является его принадлежность к государственному аппарату , так как вне единой государственной организации не может быть органа государственной власти как такового. Однако такое суждение не раскрывает полноту и специфическую сущность органа государственной власти. Государствоведы выделяют обычно наличие у органа государственной власти государственно-властных полномочий. Цивилисты, напротив, выделяют идею организации, подчеркивают, что орган государства — это особая юридическая организация (юридическое лицо), обладающая помимо властных полномочий имущественной обособленностью.

Признаки органа государственной власти

Орган государственной власти характеризуют следующие признаки .

1. Орган государственной власти — это в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры.

2. Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. Он имеет свою смету, фонд заработной платы, помещения, оборудование и т. д. Государство уделяет укреплению материально-финансовой базы своих органов постоянное внимание.

3. Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий является его компетенция, т. е. закрепленные в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления.

4. Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения. Однако государство на современном этапе не может отказаться и от принуждения, применяемого после того, как исчерпаны иные методы.

5. Орган государственной власти отличается своей структурой, со- подчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал.

Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.

В современных условиях, когда была учреждена новая форма республиканского правления с особым статусом единоличного главы государства — Президента, появилась необходимость выделения единоличных органов государства. Отметим, что действующее законодательство характеризует Президента РФ, глав субъектов Федерации, ряд других должностных лиц единоличными органами власти. Органы государственной власти — часть государственных органов наряду с государственными органами, не обладающими признаками органов государственной власти.

На основании изложенного орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).

Структура органа государственной власти объединяет должностных лиц, осуществляющих полномочия от имени государства, данного органа и иных работников (служащих).

Конституционные основы органов государственной власти в Российской Федерации

Функции государства во всем их многообразии выполняются специально созданным государственным аппаратом. Центральное место в нем занимают государственные органы.

Современная отечественная правовая наука под государственным органом понимает организационно и структурно обособленную часть государственного аппарата, наделенную в установленном законодательством порядке полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти.

Различают органы государственной власти, а также органы государства, не обладающие властными полномочиями.

Органы государственной власти наделены возможностью воздействовать, в том числе путем применения государственного принуждения, на деятельность граждан, их объединений, других государственных органов, органов местного самоуправления.

В юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно того, какими признаками обладает орган государственной власти. К ним относят: создание в принятом государством порядке; обладание государственно-властными полномочиями; осуществление его деятельности в формах и методами, установленными государством. Помимо этого он призван реализовывать задачи и функции государства; входит в единую систему органов государственной власти. Кроме того, признаками органа государственной власти считаются существование его как организации, коллектива, объединенного общностью целей и родом деятельности; наделение его частью единого фонда государственной собственности; особая структура, соиодчиненность его отдельных подразделений. Перечисленные черты характеризуют разные стороны этого многопланового правового явления.

В самом общем виде органы государственной власти характеризуют следующие свойства:

  • через них народ осуществляет свою власть;
  • они входят в систему публичной власти наряду с органами местного самоуправления;
  • они выступают неотъемлемым элементом статуса Российской Федерации и субъектов РФ, поскольку являются частью государственного аппарата;
  • они обладают собственным правовым статусом и самостоятельно участвуют в публично-правовых и отдельных частноправовых отношениях.

Организация и функционирование органов государственной власти регламентируются отраслями публичного права, в большей степени — конституционного. Установление системы органов государственной власти и определение общих принципов их деятельности — одна из основных задач конституции. Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 января 2007 г. № 1-П, на те области социальной жизнедеятельности, которые связаны с реализацией государственной власти, недопустимо распространять договорные отношения и лежащие в их основе принципы. Их деятельность (как сама по себе, так и ее результаты) не может быть предметом частноправового регулирования.

Властным органам была посвящена большая часть текста всех советских конституций. Так, Конституция РСФСР 1918 г. содержала отдельный раздел «Конструкция Советской власти», который закреплял положения об организации центральной власти и власти на местах. Восемь из одиннадцати глав, составлявших раздел второй Конституции СССР 1924 г., регламентировали деятельность союзных органов государственной власти (гл. 1, 3-9). То же количество глав об органах государственной власти Союза, союзных и автономных республик, местных органов власти, суда и прокуратуры имелось в Конституции СССР 1936 г. Конституция СССР 1977 г. включала в себя четыре раздела, объединявших 11 глав, посвященных высшим органам государственной власти и управления СССР, основам построения органов государственной власти и управления в союзных республиках, а также организации правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Схожий по объему текст основных законов РСФСР 1925, 1937 и 1978 гг. детализировал статус центральных и местных органов власти республики. Следует, однако, заметить, что понятие «орган государственной власти» применялось в то время только к представительным органам — Советам, чем подчеркивалось их полновластие. Такая ситуация характерна для государств, отрицающих принцип разделения власти.

В действующей Конституции РФ общие положения об организации государственной власти содержатся преимущественно в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ней зафиксировано, что через органы государственной власти народ осуществляет свою власть (ч. 2 ст. 3); закреплены принципы единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 11), разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); установлено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (там же); дан перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11); указано, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11); отражено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); определена обязанность органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» указано, что органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32); решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46); вред, причиненный их незаконными действиями (бездействием), возмещается государством (ст. 53).

Органами, осуществляющими государственную власть на федеральном уровне, являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Их деятельности посвящены отдельные главы раздела первого Конституции РФ («Президент Российской Федерации» (гл. 4), «Федеральное Собрание» (гл. 5), «Правительство Российской Федерации» (гл. 6), «Судебная власть» (гл. 7)).

В отношении формирования и компетенции органов государственной власти субъектов РФ в Конституции РФ есть только самые общие положения, сосредоточенные в гл. 3 «Федеративное устройство». В частности, в ней указано, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73), субъекты РФ устанавливают систему своих органов государственной власти самостоятельно (ч. 1 ст. 77). Перечень органов, осуществляющих государственную власть в субъектах РФ, индивидуален для каждого из них, и закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта.

Помимо перечисленных в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ней упоминаются и другие органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: Центральный банк РФ (ст. 75); Счетная палата РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); прокуратура РФ (п. «о» ст. 71, ст. 129); Конституционное Собрание (ч. 2, 3 ст. 135). Они не именуются органами государственной власти. Однако их предназначение и характер присущих им полномочий позволяет включить их в число властных органов.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» относит к ведению Центрального банка РФ осуществление банковского и валютного регулирования, банковского надзора, валютного контроля и решение ряда других вопросов (ст. 4). Он наделен полномочиями по изданию нормативных правовых актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ полномочия этого органа по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения (определение от 14 декабря 2000 г. № 268-0).

Косвенным образом необходимость включения Центрального банка РФ в систему властных органов выводится из положения ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. в соответствии с которым защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Специфическим органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ, формируемая палатами Федерального Собрания — парламента Российской Федерации и подотчетная им (ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»). Как указал Конституционный Суд РФ, она действует в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета (постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П).

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — это должность, учреждаемая в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Конституционное Собрание — орган, созываемый в случае поддержания тремя пятыми голосов от общего числа членов палат Федерального Собрания поправок к гл. 1, 2, 9 Конституции РФ. Оно может подтвердить неизменность Конституции РФ, разработать проект новой конституции, а также принять его двумя третями голосов от общего числа его членов. Порядок созыва и работы Конституционного Собрания должен регулироваться федеральным конституционным законом, который в настоящее время отсутствует.

Кроме вышеназванных к числу властных органов современной России можно отнести ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, иные избирательные комиссии. В соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав эти органы обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации (п. 3 ст. 20); в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 12 ст. 20); их решения и акты, принятые в рамках собственной компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (п. 13 ст. 20).

Органы, не обладающие властными полномочиями , осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а их акты и решения не обладают внешним действием.

К числу таких органов относятся: Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности; Государственный совет — совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и организации, не являющиеся государственными органами. К их числу относятся государственные учреждения, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации; адвокатура, созданная для оказания квалифицированной юридической помощи; органы судейского сообщества, участвующие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности).