ОПГ - достояние истории? ОПГ и сомнительный позитив «Казанского феномена». Когда был пик

Была ли «гангстерская война» в столице республики и ей ли принадлежит первенство в «крышевании»?

Телеканал «ТВ Центр» показал документальный фильм «Город грехов» в цикле «Советские мафии» об истории преступности в Казани. Фильм с трупами, кровью, зловещими фактами… Однако историческая перспектива здесь искажена невероятным образом, телеканал переплюнул всех по части фальсификации действительности. Об этом пишет в статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», автор книги «Казанский феномен: миф и реальность», главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, У НАС НА КАЖДОМ УГЛУ УБИВАЮТ

Посмотрела на телеканале «ТВ Центр» фильм «Город грехов» и не узнала то, что хорошо знаю. Испытываю некоторую неловкость за участие в этом фильме тех, кому посоветовала встретиться с коллегами из Москвы. Поскольку они наверняка сейчас испытывают те же ощущения, что и я. Такое впечатление, что мы сошли с ума, перепутав два исторических периода в жизни Казани. Да, и 70-е, и 80-е годы остались в памяти жесткими зарубками. Если в эпоху застоя на страницы газет выходили лишь самые общие сведения о преступности (помнится, разрешение использовать в своей книге статистику преступности несовершеннолетних я получала на очень высоком уровне) и в основном рассказывалось о частных фактах (как говорится, в семье не без урода), то после 1985 года писать можно было обо всем. Казанцы, начитавшись московских газет (их тогда называли центральными), писали к нам в редакцию газеты «Вечерняя Казань» тревожные письма. Как сказала одна моя собеседница, с которой мы общались по телефону, оказывается, у нас на каждом углу убивают. Она это в московской газете вычитала. Жила в городе, ходила по его улицам – и ничего подобного не видела. Но ведь написали в газете!..

Подростковые группировки предпочитали выяснять отношения в тихих местах, чтобы их никто не видел, к местам массовых драк приезжали небольшими группками, чтобы никто ничего не заподозрил, били своих сверстников, на людей взрослых нападали уж совсем крутые отморозки. Но это случалось нечасто. Так что женщина могла узнать об «убийствах на каждом углу» только из газет. Страхи были настолько преувеличенными, что, даже зная о криминальной Казани всю подноготную, нельзя было не «восхититься» умением заезжих журналистов в написании «страшилок».

Помню, именно эти публикации привели меня к мысли о книге про «казанский феномен». В предисловии я писала: «Несмотря на всю оригинальность так называемого казанского феномена, он воплотил в себе многие типичные явления нашей жизни. Ведь с конфликтом «отцов» и «детей» столкнулись не только казанцы. И не только наш город стал сосредоточием многих экономических, социальных и других проблем, которые повлекли за собой рост преступности среди подростков и молодежи. Просто в силу разных обстоятельств Казань, как писал в «Литературной газете» Юрий Щекочихин, оказалась «наиболее изученной моделью явления, с которым столкнулось наше общество».

Утверждают, что именно ему принадлежит понятие «казанский феномен». Знаю, как нервно реагировали на публикации СМИ отцы города и республики, руководители правоохранительных органов, поскольку там, наверху, публикации тоже читали, и это не добавляло руководителям авторитета, а городу – престижа. Журналистов не любили – ни московских, которые не жалели черной краски, рассказывая о массовых драках, ни казанских, потому что Москва узнала об этих драках из наших газет и прежде всего из «Вечерней Казани». Это проявилось даже через несколько десятилетий, когда очевидцы тех событий написали книги воспоминаний, не найдя добрых слов о журналистах, а ведь они оказали им большую помощь в борьбе со страшным недугом, поразившим Казань в середине 80-х годов. Но все-таки главным для меня при написании книги была не защита «чести мундира»: «Анализ газетных материалов в их хронологической последовательности оказался не только интересным, но и поучительным. Вскрылись определенные закономерности, стало более понятным то, что ускользало от внимания в суматохе будней».

МЫ ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ КОПАТЬ ЛИШЬ В СВОЕМ, КАЗАНСКОМ, «ОГОРОДЕ»

О социальной обусловленности молодежных проблем центральная пресса заговорила в 1985 году. Но для местных журналистов эта тема еще была закрыта. В своей статье «Этот неслучайный случай» («Вечерняя Казань», 8 июня 1986 года) я могла апеллировать лишь к телепередаче «Двенадцатый этаж». Критиковать без опаски можно было только родителей и учителей. Ясно, что при таком подходе мы вынуждены были копать лишь в своем, казанском, «огороде». И потому сформировалось мнение, что корни подростковых группировок здесь, в Казани. Между тем все начиналось не в Казани. Со временем это поняли все. Недавно, когда я искала собеседников для коллег из ТВЦ, довелось услышать даже такое мнение: якобы драки между подростками в Москве и Ленинграде столь мешали имиджу двух столиц, что известному московскому журналисту летом 1988 года дали другой адрес, чтобы отвлечь внимание общественности от того, что происходило под носом. Юрия Щекочихина уже нет с нами, и не узнаешь, как было на самом деле. К тому же он не изучал казанские группировки специально, поскольку темой его знаменитых бесед с научным работником из ВНИИ МВД А. Гуровым в «Литературной газете» («Лев готовится к прыжку» и «Лев прыгнул») была организованная преступность, а большинство компаний казанских гопников при всем желании отнести к настоящим ОПГ было трудно. Хотя внешнее сходство было, например, в организации группировки, в распределении ролей.

Чтобы убедиться, Казани ли принадлежит первенство в «крышевании», была ли в Казани «гангстерская война», первая в России, нашла в интернете пару публикаций, которые подтверждают наличие сходных явлений и в Ленинграде, и в Москве: «Крыша. 20 лет со смерти СССР. Устная история рэкета » ; «Россия бандитская » («Аргументы недели», 3 марта 2011).

Из первой публикации вытекает, что понятия «рэкет» и «крыша» появились вовсе не в Казани, а в Ленинграде, а во второй говорится о массовых драках, в основном в Сокольниках, иногда на Старом Арбате, о становлении банды люберов, деятельность которой, как свидетельствует журналист Олег Утицин , начиналась в конце 80-х годов. Я удивилась, но в списке городов, где формировалась оргпреступность, он не называет Казань. Утицин пишет о южных городах, а также о Киеве, Львове, Москве, Ленинграде, Пензе, Тамбове, Ярославле, Перми.

ПОСЛЕ СУДА НАД БАНДОЙ «ТЯП-ЛЯП» КРИМИНАЛЬНЫЙ МИР КАЗАНИ ЗАТАИЛСЯ

Впрочем, ничего удивительного в том нет: после оглашения приговора банде «Тяп-ляп» в 1980 году криминальный мир Казани затаился. Слишком серьезным оказалось наказание «тяп-ляповцев». Во-первых, впервые в истории Советского Союза была применена статья 77 УК РСФСР («Бандитизм») – с бандами, как известно, было покончено еще в 1953 году. Во-вторых, главарей банды расстреляли. 27 человек оказались тогда на скамье подсудимых и получили разные строки заключения, до 15 лет. К расстрелу были приговорены четверо, двоим потом заменили высшую меру на пожизненное заключение. Один подсудимый был привлечен к уголовной ответственности за недоносительство.

Чтение уголовного дела банды стало для меня хорошим уроком. Я поняла, что такое презумпция невиновности. Все знали, что истинный главарь – Сергей Антипов , но подельники его не выдали. Круговая порука оказалась сильнее страха тюремной камеры. Антипова все-таки удалось изобличить, но он был обвинен совсем за другие дела: Антипова судили по двум статьям: 146-й («Разбойное нападение») и 117-й («Изнасилование»). Часть эпизодов обвинительного заключения не была учтена в приговоре – суд не счел их доказанными. Еще в ходе следствия от основного уголовного дела отпочковалось несколько «дочерних». Все, что не имело надежных доказательств связи с основным сюжетом следствия, рассматривалось отдельно, уже не по 77-й статье.

Должна заметить, что про презумпцию невиновности надо знать и нам, журналистам. В расследовательском раже создатели фильма измазали черной краской и трудовой коллектив объединения «Теплоконтроль», который якобы работал по принципу «тяп-ляп», то есть спустя рукава. Между тем это было одно из лучших предприятий города. Знаю точно – в 1976 - 1977 годах я работала в заводской многотиражке «Приборостроитель». Оргпреступность в Казани снова расправила плечи, как и везде в России, уже в 90-е годы, но между этими двумя рубежами был этап, который вошел в историю под названием «казанский феномен». Его мне пришлось изучать досконально.

Когда нам разрешили писать о группировках, явление это уже было массовым. Сказать точно, когда Казань оказалась окончательно поделена на территории по конторам (так еще называли группировки), не представляется возможным. Первый большой аналитический материал по материалам уголовных дел о массовых драках я написала в июне 1986 года. Первое письмо подростка о мире гопников, подписанное именем Валера, было опубликовано в «Вечерней Казани» 9 апреля 1987 года. По милицейским архивам можно определить точную дату первой массовой драки в Казани. В моей книге приведена статистика, впервые, кстати, для широкой аудитории. В 1982 году драк было уже 13, пик пришелся на 1983-й – 31, к 1989 году они сошли на нет – всего 3. Зато в 1989 году было более всего преступлений с участием несовершеннолетних, не обязательно членов группировок – 454 вместо 161 в 1984 году. Криминальный мир получил пополнение.

Наверняка понадобилось время на становление подростковых группировок, на подчинение их одним и тем же законам. Не всегда плохим, кстати. Желающие могут познакомиться с неоднозначным «портретом» казанской группировки по книге «Казанский феномен: миф и реальность».


В ФИЛЬМЕ «ГОРОД ГРЕХОВ» ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ИСКАЖЕНА НЕВЕРОЯТНЫМ ОБРАЗОМ

Но все-таки удаленность по времени группировки «Тяп-ляп» (1972 - 1976) и массовых драк середины 80-х годов солидная. Приходится напоминать , как это было. Во-первых, потому что память так долго не хранит плохое, да и кто сегодня в молодежной среде знает о банде «Тяп-ляп»? Но более всего потому, что в фильме «Город грехов» историческая перспектива искажена невероятным образом. Казань, если верить созданной картинке, в конце 70-х годов была пострашнее Чикаго. Надо сказать, что создатели картины довольно умело нарисовали эту картинку. «Страшилка» получилась еще та. Телеканал «ТВ Центр» переплюнул всех по части фальсификации действительности, опираясь на факты, которые в целом соответствуют действительности. Это умудриться надо было…

Процитирую образчик путаницы во времени и смыслах. Это анонс фильма на сайте телеканала: «В казанскую банду «Тяп-ляп» входили школьники, которые жили в районе завода «Теплоконтроль». Над ними стояла ОПГ из взрослых. Власти города и милиции были бессильны. На борьбу с криминальным явлением, вошедшим в историю как «казанский феномен», ушло несколько лет».

Утверждение соответствует действительности лишь частично. Возрастной состав банды был довольно пестрый: самому старшему 26, лишь семеро – несовершеннолетние. Очень важная деталь: десятеро были ранее судимы, в основном за хулиганство. В банду входили люди разных специальностей и социальных положений: рабочие, служащие, учащиеся техникумов. Среднюю школу окончили 17 человек, неполное среднее образование имели 10, у одного за плечами была только семилетка. Один в момент нападения был военнослужащим, дома оказался случайно и вместо спортивных соревнований угодил на целых 10 лет в колонию. 7 человек не работали и не учились. А вот в группировках времен «казанского феномена» действительно были только школьники и учащиеся ПТУ, и над некоторыми из них наверняка стояли «ОПГ из взрослых».

ЧЕГО ГРЕХА ТАИТЬ, В ТО ВРЕМЯ КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА БЫЛА ВСЕОБЩЕЙ. ВСЕ «БОТАЛИ ПО ФЕНЕ»

Еще примеры. Я говорю в кадре, что в группировку входили даже первоклассники; что подростки всего города были вынуждены жить по законам гопников. Мальчик в кадре, отвечая на вопрос судьи, поясняет, что его избили за то, что он не пришел на сход, явка на который в группировках была обязательной. Александр Авдеев рассказывает о массовой драке на озере Глубоком… Все правда. Только это относится не ко временам банды «Тяп-ляп», а совсем к другому периоду истории Казани. Но жители других городов России, да, возможно, и некоторые казанцы, воспримут фильм как правдивую историю об одном и том же времени.

Не буду оценивать яркие описания зверств банды «Тяп-ляп», скажу только, что в уголовном деле некоторых деталей точно нет. В частности, драка на дискотеке в ДК имени Урицкого (читай – на танцах: дискотек в то время еще не было, они появились в начале 80-х годов) лишь упоминается. Но, возможно, именно в таких подробностях рассказал о ней журналистам , в ту пору заместитель начальника управления уголовного розыска МВД ТАССР, который занимался бандой вплотную.

Не могу не заметить эпизода в ресторане. Сообщается, что Сергей Антипов, главарь банды, сиживал в ресторане «Казанский» (наверное, имеется в виду ресторан Молодежного центра) со студентками филологического факультета и вел с ними беседы о кино, о книгах… Может быть, хотя сомневаюсь, что он проявлял интерес к интеллектуальным беседам. Не могу не заметить как положительный факт картинку с Сергеем Антиповым-насильником, казанские зрители, возможно, впервые узнают, что в ресторане «Акчарлак» было подпольное варьете.

Надо признать, что в фильме достаточно очевидно прочерчена преступная направленность банды «Тяп-ляп», которая, как правило, не трогала обычных людей, заставляя делиться доходами первых казанских «теневиков». Есть даже попытка связать Казань с общей ситуацией в стране. Отсюда в кадре люди, не имеющие к казанским событиям никакого отношения: политолог Юрий Пивоваров и один из первых советских кооператоров Артем Тарасов . Но всего лишь попытка…

Беседуя с журналисткой из Москвы, я подчеркнула, что «Тяп-ляп» не был первой группировкой в Казани, что «казанский феномен» как явление имеет лишь опосредованное отношение к этой банде. Во многом по ее модели строились отношения в подростковых группировках более позднего времени. Чего греха таить, в то время криминализация общества была всеобщей. Все «ботали по фене», слегка завидовали тем, которые были сильнее и наглее.

Можно и дальше проводить эти параллели. Но московские коллеги всерьез изучением реальных проблем не заинтересовались. Не соответствовало это первичной концепции создателей. Они создавали экшн, то есть зрелище. С трупами, кровью, зловещими фактами, о которых с железной интонацией рассказывал голос за кадром. Я почувствовала ущербность этой концепции сразу, когда продюсер фильма написала по моей просьбе, что их конкретно интересует. Вот цитата из ее письма: «Нас интересует казанский феномен как психологическая составляющая ОПГ Казани, а уже как направление КФ мы видим в истории «Тяп-ляп». Очень просим Вас помочь выйти на жертв группировок, которые подверглись нападкам либо иным способом пострадали от них».

Сразу предостерегла коллег от неверного анализа криминального прошлого Казани: «Если честно, меня насторожило понятие мафии в названии вашей программы. Оно ведь имеет достаточно четкое лексическое и логическое значение. А у вас это слово еще и во множественном числе употребляется... От терминологической неточности недалеко до фактических ошибок. <…> Я понимаю, современная журналистика интересуется прежде всего трупами, жертвами, да и при криминогенном взгляде на группировки-банды это нормально. Но я вам уже сказала, что за понятием «казанский феномен» стоит не организованная преступность или мафия, хотя это, конечно, родственники. У меня об этом в книге написано».

Возможно, автора сценария смутило интервью полковника милиции в отставке Марселя Айнутдинова , который сказал в синхроне, что в 70-е годы в Казани было около 100 группировок. Вряд ли найдется Казани специалист в криминальных делах, который подтвердит это. Потому и стала банда «Тяп-ляп» легендой, что других таких не было. А десятки ОПГ появятся позднее. По моим данным, криминальные авторитеты Казани активно участвовали в ликвидации «казанского феномена». Поскольку в городе, наводненном милиционерами, стало совершенно невозможно работать…

ЗРЕЛИЩЕ ВМЕСТО ИССЛЕДОВАНИЯ

Надо сказать, что тема бандитского прошлого очень популярна у телевизионщиков. Это не только многочисленные сериалы про ментов и бандитов, но и документальные программы, рассказывающие о страшных преступлениях, о которых раньше чаще всего не писали. Как не писали о банде «Тяп-ляп». Зато потом отыгрались по полной. Достаточно сказать, что телеканал НТВ снял два фильма об этой банде. Один – сугубо документальный, второй – в популярной ныне форме театральной журналистики. До фильма с участием популярного актера Леонида Каневского («Следствие вели…») я эту манеру киноповествования о реальных событиях и людях не очень жаловала. Как мне казалось, театрализация, даже если она качественно исполнена, все равно лишает сюжет абсолютной документальности, что является нормой в журналистике. Но, сравнив два фильма на одном канале, я поняла, что стопроцентно документальная основа – вовсе не гарантия соответствия действительности. Фильм с Каневским все-таки был о реальной банде «Тяп-ляп» (то, что меня в нем назвали Ириной, – сущая безделица), а после сугубо документального фильма я спрашивала себя, о той ли я банде писала, про «Тяп-ляп» ли были 45 томов уголовного дела, которые я изучала в тиши кабинета Верховного суда Татарской АССР, когда работала над очерком для книги «Легенда под названием «Тяп-ляп»?

В фильме «Город грехов» тоже есть театрализация. В основном ее законы соблюдены. Зритель не перепутает, где сценка, разыгранная актерами, а где кадры из документального фильма, снятого Робертом Хисамовым по следам событий. Судя по моему общению с московскими коллегами, они вообще-то понимали, что банда «Тяп-ляп» и подростковые группировки 80-х годов (кстати, далеко не все они были криминальные) – не одно и то же. Но наложение кровавых деяний одной банды, в которой были в основном люди взрослые, на массовые драки группировок, в которые были вовлечены тысячи несовершеннолетних, дало по результату нужный им коммулятивный эффект.

Однако настоящей угрозой были не сами массовые драки и даже не покалеченные и убитые подростки, а общий фон казанской жизни того времени. Ничего этого в фильме нет. Никак не вписывался анализ идеологии гопничества в канву рассказа о кровожадной банде.

ЗАЧЕМ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО РИСОВАТЬ КАЗАНИ ТАКОЕ ЛИЦО?

Я хорошо знаю, что такое клевета (злонамеренная ложь), и если бы город мог защитить себя в суде, то наверняка удалось бы доказать, что факт клеветы имел место. Фильм больно ударяет по репутации Казани. Хотя речь идет о событиях прошлой жизни. Поскольку взыграют старые дрожжи, когда на Казань смотрели как на американский Чикаго. Только зачем целенаправленно рисовать Казани такое лицо? Одно название фильма чего стоит. Политический заказ? Но вроде ни Казань, ни республика ни в чем не провинились перед телеканалом «ТВЦ Центр» и его учредителями. Обыкновенный непрофессионализм? Но показывает не студия местного разлива, а московский телеканал, который смотрит вся Россия.

К сожалению, довольно часто в последнее время, наблюдая за работой коллег, вспоминаю одну поговорку: ради красного словца не пожалеет и отца. Зрелищность, оригинальность, сенсационность становятся самоцелью. Правда факта, которой нас учили на студенческой скамье, перестала быть главным правилом, которому подчиняется в журналистике все, в том числе и форма статьи, телепередачи… Вполне допускаю, что тот, кто писал сценарий, не подышав воздухом Казани, не послушав людей, с которыми встречалась его коллега (к сожалению, телеканал не дал титров, так что все фамилии создателей картины остались за кадром), сделал фильм таким без злого умысла. Хотел как лучше, как ярче… Это и удручает больше всего.

Уверена, что в таком восприятии фильма я не буду одинока. Хотела бы подчеркнуть: в своей статье исхожу вовсе не из стремления возразить по существу. Потому что знаю: были и трупы, и калеки, и бомбочки, которые взрывались в руках, и «качалки», в которых набирала силу подростковая жестокость, и массовые драки с железной арматурой, и драмы ребят, которые хотели уйти из группировки… Все было. Только это были не грехи Казани. Это была ее большая беда. И городу, всем жителям, а прежде всего органам власти (в ту пору в первую очередь Татарскому обкому КПСС), работникам милиции, педагогам, ученым, журналистам (не будем скромничать) хватило ума, терпения, сил при поддержке министерств внутренних дел СССР и РСФСР, чтобы со временем победить такую беду. Правда, об этом в фильме не сказано ни слова. Нет, с преступностью в Казани не покончено. В том числе и с организованной. Но исчезла идеология гопничества, исковеркавшая судьбу не одного подростка, с которой не в один казанский дом постучалась трагедия. Мои претензии к фильму прежде всего профессионального характера. Это тот случай, когда испытываешь нестерпимый стыд за работу коллег, поскольку тоже принадлежишь к этому цеху. Я понимаю создателей художественных фильмов, которые ради кассы кладут на алтарь искусства все, включая здравый смысл. Но у кинодокументалистов совсем другие задачи. Или сегодня это утверждение уже не актуально?

ЖУРНАЛИСТЫ, ПОЛУЧИВ ОТ НАС ОБЪЕКТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, СДЕЛАЛИ ЕЕ ГРЯЗНОЙ

В завершение приведу два мнения о фильме двух непосредственных участников событий, связанных как с бандой «Тяп-ляп», так и с «казанским феноменом».

Александр Авдеев – экс-начальник организационного отдела управления охраны при МВД ТАССР:

– Журналисты, получив от нас объективную информацию, сделали ее грязной. Фильм – набор устрашающих фактов, которые случились в Казани в разное время. Считаю его недобросовестной и неквалифицированной работой. Судя по картине, «теневики» в свое время появились только в Казани. Но они были и в Ростове, и в Куйбышеве. Как и банды. И только в Казани «Тяп-ляп» осудили по 77-й статье, как банду. А как непросто это было сделать! Помню, после суда над бандой в обкоме партии прошло совещание, на котором всех нас пообещали уволить. На нашу защиту встал Рашид Мусин, тогда первый секретарь Казанского горкома КПСС. Он сказал, что никто в милиции не будет наказан за факт пробежки вооруженных «тяп-ляповцев» по улицам Ново-Татарской слободы. На той «пробежке» их и взяли… Но о том, как мы боролись с преступностью, о том, как победили, объединив усилия всех: милиции, родителей, педагогов, широкой общественности, в фильме не рассказывается.

Савелий Тесис – экс- начальник отдела по борьбе с организованной преступностью МВД ТАССР:

– Я бы назвал фильм болезненной фантазией его создателей. Ничего более ужасного я не видел. Это за гранью профессионализма и по форме, и по содержанию. Хотя рассказывается о фактах в основном достоверно. Но факты подобраны только «жареные», многие притянуты за уши. Несчастные зрители, которые это посмотрели… Я не понял, зачем вообще снят этот фильм? В чем конечная цель его создателей, телеканала? А может, и другие фильмы цикла «Советские мафии» сняты таким же образом? Мы ведь просто не знаем подробностей других историй, как не знают и жители других городов подробностей истории казанской. И они поверят, что Казань – это город грехов. Зато о главном в фильме не говорится. Как мы искали выход из трудного положения, как пытались понять, что с нашими детьми происходит. Не всем, кстати, этого хотелось, поскольку Казань становилась городом с плохой репутацией. Помню, как тяжело давалось решение применить 77-ю статью к банде «Тяп-ляп» Николаю Ивановичу Демидову, ставшему министром МВД в 1978 году. Я сам однажды получил выговор о неполном служебном соответствии.

Позднее, когда министром был уже Сергей Иванович Кириллов, мы предложили провести в обкоме партии совещание с участием широкой общественности. Люди должны знать, что происходит в Казани. Были в это время и перестройка, и гласность. И только после этого все пошло-поехало… Теперь уже точно можно сказать, что, создав соответствующий информационный фон, нам удалось изобличить героев криминального мира, которые хотели подмять под себя и подростков, и город. Изобличить – это всегда очень важно. Порой даже не степень наказания важна, а именно это…

Любовь Агеева

Заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи Радиф Кашапов предложил создать в Казани музей организованных преступных группировок (читайте об этом на 3-й стр.)

Елена Приймак, доцент КНИТУ:

Не понимаю, зачем возвращаться к этому позорному периоду нашего прошлого. Нужно забыть его как страшный сон, ужасов у нас и так в жизни хватает. Или это выжившие члены ОПГ ностальгируют по своей молодости, будут водить в этот музей своих детей? Люди ходят в музеи, чтобы увидеть что-то приятное, а на что смотреть в этом музее?

Конечно нет, поскольку они существуют и сегодня. А вот «казанский феномен» - это факт истории. У нас сейчас их отождествляют, но это неправильно. ОПГ - это явление криминального мира, возникшее позже, когда «гопники» - дворовые мальчишеские компании - переродились в преступников. Говорить об этом явлении нужно, потому что криминализация нашего общества носит стойкий, тревожный характер, а отголоски преступного сознания не считаются таковыми. Но тут многое зависит от того, как это делать. Музей, на мой взгляд, не лучшая форма для распространения таких знаний.

Максим Беляев, зампредседателя Верховного суда РТ:

Мне кажется, что создание музея - это интересная инициатива. Вопрос ведь стоит не в увековечении памяти «казанского феномена», а в том, что люди должны знать об истории нашего города, которая не всегда была мажорной, были в ней и такие негативные времена. Но это не значит, что о них надо умалчивать. Ведь народ, который не знает своего исторического прошлого, не имеет будущего. В плане формирования правовой культуры населения первыми посетителями такого музея могли бы быть школьники, потому что «казанский феномен» больше всего затрагивал школы и ПТУ. Им это, думаю, будет интересно. А еще у нас в городе много туристов. Многие бы хотели узнать об этом явлении, посмотреть «вживую». Одно дело - слышать, другое - увидеть собственными глазами.

Игорь Бандеров, предприниматель:

Хорошо помню те времена, когда весь город был поделен на зоны влияния группировок, и слава Богу, что они канули в Лету. Хотя ОПГ, конечно, не исчезли, но сейчас они не имеют такого масштаба и той массовости, что в 80 - 90-е годы. А лидеры группировок и их приближенные - те, которых не отстреляли и не посадили, - уже давно носят цивильные костюмы и стали солидными бизнесменами... Своего ребенка я бы в такой музей сводил ради прикола. Хотя не представляю, где они наберут экспонатов на целый музей. Ну выставят там телогрейки, мохеровые шарфы, прощайки, монтировки - а что еще?

Резеда Сайфутдинова, домохозяйка:
- Мы стараемся воспитывать ребенка на положительных примерах, а что позитивного он узнает об ОПГ, что полезного почерпнет в таком музее?

Первопроходцами криминального террора в СССР были казанские банды, ещё в 1970-е. Одна из самых жестоких группировок, «Тяп-Ляп» в 1977-78 годах проводила массовые избиения и убийства граждан на улицах.
До сих пор никто не берётся объяснить, чем вызван перманентный беспредел в «поволжской Чечне».

Если о Кавказе (Северном и Закавказье), как территории с особым статусом в государстве, российский читатель что-то ещё знает, то вот о Татарстане – почти нет. А ведь в советское время эта поволжская республика могла дать фору тем же Чечено-Ингушской и Дагестанской АССР, Грузии – по беспределу, происходившему в ней. В 1970-е Татарскую АССР заполонили жестокие банды, терроризировавшие власть и простых людей. Что интересно, силовики до определённого момента не боролись с ними, боясь подставиться перед вышестоящим начальством – ведь в то время считалось, что бандитизм в СССР искоренён, а наличие на какой-то территории сплочённых криминальных, а то и террористических групп – это повод для чинуш расстаться со своими должностями (как минимум).
До сих пор даже сторонние наблюдатели (не бандиты или правоохранители) так и не могут объяснить, что явилось причиной «татарского феномена». Кроме крайней жестокости и сплочённости, здешние банды даже и сегодня отличает от своих «коллег» в других регионах отсутствие классической криминальной иерархии: воры в законе в Татарии долго не жили, а понятия воровского мира отвергались напрочь. Напротив, татарские банды отличало строгое единоначалие, организация сообществ по принципу «боёвок» – классического варианта леворадикальных групп начала ХХ века, здоровый образ жизни.
Единственное объяснение этому «татарскому феномену», которое приходит на ум – он был (и есть) калька со степных боевых сообществ, которые, собственно, и заложили фундамент местного менталитета. Орды Батыя или Тамерлана – они очень напоминают то, что до сих пор представляют из себя татарские банды. Возможно, это предположение и неверно. Но других стройных теорий о причинах возникновения этого явления именно в Татарстане, пока никто не представляет.
Бывший министр МВД Татарстана Асгат Сафаров в своей книге «Закат казанского феномена. История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана» рассказывает о начале и закате одной из самых жестоких банд Казани – «Тяп-Ляп». В нижеприведённом отрывке рассказывается об апогее этой банды – терроре, творимой ей в 1977-78 годах.
Возникая в промышленных районах Казани, группировки начали войну друг с другом за зоны влияния. Очень быстро выделилась среди них всех группировка «Тяп-ляп» (название от производства «Теплоконтроль», в районе которого и жили участники ОПГ). Она с самого начала отличалась даже внешним видом, который насаждал один из лидеров Сергей Антипов (по кличке Антип) – стрижки «под ёж», зимой – телогрейки и мутоновые шапки-ушанки, завязанные под горло.

Сергей Антипов
Вторым лидером был Сергей Скрябин (по кличке Скряба). Он имел высшее образование (прежде работал учителем и пионервожатым), и считался мозгом банды. Именно Скряба разрабатывал все планы операций – разбои, вымогательства и т.д.

Сергей Скрябин
Третий лидер – Завдат Хантимиров (по кличке Джавда), относился к разряду «отморозков»: невероятно жестокий, малочувствительный к боли, лишённый страха.

Завдат Хантимиров

Члены банды «Тяп-Ляп» и их «открытка», экспонат из музея МВД Татарстана
Обязанности рядовых членов ОПГ были чётко распределены. Одни грабили прохожих, другие угоняли машины, третьи обчищали квартиры. «Доили» продавцов пивных и винных точек, спекулянтов, приёмщиков стеклотары, мясников, спекулянтов. Со строптивыми не церемонились – могли покалечить или убить. Всего группировка насчитывала более сотни молодых парней.
Лидеры «Тяп-ляпа» не удовлетворились тем, что к ним стабильно текли деньги. Очень скоро они захотели стать полными хозяевами Казани. И не просто подмять под себя другие ОПГ, но и заменить государственную власть в городе.
В начале 1976 года, забрав автобусы из местного АТП, тяпляповцы подъехали ко дворцу культуры им. Урицкого, где шла дискотека, ворвались в зал и стали избивать всех подряд. Подъехавшие наряды милиции с трудом остановили побоище и отбили автобусы, которые пришлось сопровождать до самого гаража автотранспортного предприятия. Спустя некоторое время тяпляповцы устроили перестрелку с другой ОПГ на площади Куйбышева. Милиция и власти «похоронили» оба случая, чтобы не получить разнос из Москвы.
Бандиты, видя, что им всё сходит с рук, планировали новые акции устрашения. Летом того же 1976 года Хантимиров решил устроить «пробег» по Казани, во время которого тяпляповцы должны были избивать всех, кто попадётся им под руку. Поставленная задача: бить максимально жёстко, нанося как можно более серьёзные увечья.
Информаторы МВД сообщили о предстоящем побоище, и в этот раз милиции наконец-то пришлось действовать. Она задержала около 50 членов ОПГ во главе с Хантимировым. Но предъявить им было нечего. Смогли «натянуть» статью только самому Джавде, и то всего 1 год исправительных работ. Вскоре он вышел по УДО за примерное поведение.
Страх тяпляповцы потеряли окончательно, и в 1977 году они стали убивать. Руководил этим процессом вышедший на свободу Джавда, под чьим руководством действовала банда малолеток (их предпочитали использовать, т.к. не достигнув возраста 18 лет, бандитам полагались минимальные наказания, даже за убийства обычно не более 5-7 лет). Первыми жертвами стали те, кто осмелился обратиться в милицию с показаниями на членов ОПГ. Затем – информаторы МВД, которых вычислили довольно быстро – одного из них, сообщившего о готовящемся «пробеге» в 1976-м, просто затоптали до смерти. Но причины для убийства были необязательными. Однажды шестеро бандитов шли к Джавде в гости, но по пути им попался молодой паренёк. Тяпляповцы попросили закурить, парень дал им сигарету и тут же был забит до смерти – средь бела дня.
Милиции снова пришлось действовать. За разбой задержали одного из «бригадиров» ОПГ – некого Тазетдинова. Антипов лично попытался подкупить свидетелей преступления, и был задержан сам. Но в тот же день Антип сбежал из-под стражи.
Гром грянул в августе 1978 года. К пешему наряду милиции в районе «Теплоконтроля» подъехал мотоциклист с девушкой, которые сообщили, что в районе Татарского кладбища их обстреляли из обрезов. По словам потерпевших, стрелявших было человек 10-15. Ещё через 20 минут поступило сообщение от водителя ПАЗа: преступники обстреляли его автобус с пассажирами. Стало ясно – ситуация чрезвычайная.


Карта контроля бандами Казани тех или иных территорий в 90-е годы
Из материалов уголовного дела:
«31 августа 1978 года в 20.30 группа хулиганствующей молодёжи, вооружённых огнестрельным оружием (обрезами) и металлическими прутами, в масках двинулась от Речного вокала по улицам Новотатарской слободы. Банда рассредоточилась по обеим сторонам улиц с целью забивать и стрелять в граждан. В результате беспорядочной стрельбы были ранены 10 человек, в том числе двое сотрудников милиции, пытавшихся остановить толпу, один человек – убит».
1 сентября была создана следственно-оперативная группа из сотрудников МВД и прокуратуры. Впервые за 20 лет дело квалифицировали как бандитизм. Следствие шло полтора года. Суд над бандой состоялся в 1980 году. Опасаясь нападения оставшихся на воле бандитов, суд шёл в помещении СИЗО на улице Красина. 27 членов ОПГ судили за бандитизм, ещё 28 человек были привлечены за недоносительство и другие преступления. Следствием было доказано около 70 преступлений банды. Суд приговорил к расстрелу четверых, из которых двоим смертную казнь позже заменили длительными сроками заключения. Тех, кого судили по статье бандитизм, получили от 10 до 15 лет».
Но место разгромленной ОПГ «Тяп-Ляп» тут же заняли другие казанские банды, не менее, а то и более жестокие. Вот данные только за 1986-87 годы в Казани, противостояние банд друг с другом: 51 групповая драка, 6 человек погибли, 73 были госпитализированы с серьёзными ранениями. С началом «реформ» ОПГ «институализировались», подмяв власть в Татарстане, и все 1990-е фактически были правителями в республике.
Ситуация в Татарстане ещё более осложнилась в середине – конце 1990-х, когда в придачу к криминальным бандам ещё добавились исламистские группировки. Автор книги, министр МВД Сафаров приводит случай террора исламистов – подрыв 1 декабря 1999 года «кукморского газопровода» – магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. Рвануло и в Кировской области. Факелы в местах обоих подрывов были высотой 50 метров, образовались воронки – 20 метров в ширину и 4 метра в глубину.


Карта контроля бандами Татарстана, 90-е годы
Организатором диверсии оказалась группа татарских исламистов под руководством Рамазана Ишкильдина. В 1998 году, в возрасте 23 лет, он уехал учиться на имама в Веденский район Чечни, где действовал учебный центр террористов «Кавказ». Домой он вернулся в августе 1999 года, и вместе с ещё одним выпускником центра «Кавказ», Айратом Гильмутдиновым они сколотили группу, которая должна была заниматься диверсиями и террором против «неверных».
Все члены диверсионной группы были пойманы, и получили от 10 до 15 лет строго режима (последним поймали Рамазана Ишкильдина, 26 июня 2002 года при переходеграницы между Дагестаном и Азербайджаном). Избежал колонии только Гильмутдинов, признанный невменяемым».

Командир ОКОДов и первый руководитель пресс-службы МВД ТАССР прокомментировал скандальную креативную идею с названием казанских банд

Дискуссия о «казанском феномене», запущенная с легкой руки одного из местных дизайнеров, разместивших принты с названием ОПГ (организованных преступных групп) на футболках, вызвала огромнейший резонанс в социальных сетях. Свое мнение по скандальной теме высказал и известный татарстанский журналист Анвар Маликов, который был не только очевидцем становления казанских подростковых банд, но и принимал участие в борьбе с этим явлением. В 1982-1985 годы он был командиром оперативных комсомольских отрядов (ОКОД) - сначала Кировского района, а затем всей Казани, в 1986-1991 гг. - руководителем пресс-службы МВД Татарской АССР.

Музей ОПГ? Для гопников будет «прикольно»

- Анвар Адибович, ваше отношение к футболкам с надписями ОПГ и к предлагаемому туристическому бренду «Казанский феномен»?

Видел в «Фейсбуке» баталии на эту тему и даже поучаствовал. Кто-то эти идеи оправдывает «чистым искусством», художественным творчеством креативного класса… А кто-то приводит в пример увековечивание памяти о концлагерях, как фашистских, так и ГУЛАГа. Да, это история, и это нужно знать и помнить. Я был в музее на Соловках - получил шок, туда надо возить в воспитательных целях сталинистов… Но, надеюсь, никто не додумается носить футболки с изображениями эсэсовцев, расстрельщиков?

Короче, инфантилизм и пофигизм - вот мои первые ассоциации в ответ на ваш вопрос. Большинство из участников дискуссии, даже те, кому посчастливилось не застать время «казанского феномена», осудили эти идеи, посчитав стебом, полной оторванностью от реалий. И многие верно подметили, что авторам несладко пришлось бы в те времена… А ведь кто-то уже заработал ореол гонимого инакомыслящего, когда другие, образно говоря, поливают их мочой (тоже в качестве самовыражения).

Насчет бренда… То же самое, что делать туристической фишкой трущобы. Наверное, для кого-то это будет интересно. Как в Соль-Илецке тюрьма для пожизненников «Черный дельфин» - неофициальный бренд, потому что у них ничего нет, кроме соли. А нам это нужно? Зачем притягивать специфический контингент?

- А как вы относитесь к идее музея ОПГ в Казани?

Смотря, под каким соусом подать. Вот есть в Казани музей социалистического быта - интересно и для молодежи, и для ностальгирующих. Наверное, можно было бы там создать раздел. Да и в музее МВД Татарстана что-то подобное есть.

«Вот есть в Казани музей социалистического быта - интересно и для молодежи, и для ностальгирующих. Наверное, можно было бы там создать раздел. Да и в музее МВД Татарстана что-то подобное есть». Фото umvd-kazan.ru

Но в специальный музей ОПГ приличные люди, думаю, без специального интереса не пойдут. А если в воспитательных целях водить туда трудных подростков, они скажут: «Ваще клево! Прикольно».

В наше время был опыт, когда подучетников инспекции по делам несовершеннолетних возили на экскурсию в детскую колонию. Но это дело в итоге провалилось, потому что в той среде отсидка является своего рода орденом, привод в милицию - зачетом.

Пингвинья походка и «ритуальные хороводы»

- Как вам запомнилось время зарождения «казанского феномена»?

Явные проявления были видны в Казани со второй половины 70-х годов. Хотя драки и раньше «двор на двор», «улица на улицу» были повсеместным явлением советского времени, а уголовная субкультура пронизывала все общество. Альметьевск, например, где прошло мое детство, был поделен на территории со своими названиями, которые крупно были написаны на домах. Был даже двор «Гестапо».

Другое дело, в Казани и Набережных Челнах все это начало оформляться в некую идеологию уже не по уголовным «понятиям», а со своей дисциплиной, некими целями. «Формой» одежды для «пехоты» (малолетки 14-16 лет) были трикотажные шапочки, надетые по самые глаза, телогрейки и «прощайки» на ногах.

Они ходили на «сборы», занимались на самодельных тренажерах в подвалах («качались»), патрулировали свои сферы влияния. Участвовали в пробежках тренировочных и в боевых - нападениях на чужие территории, когда от обрезков арматуры и бомбочек из баллончиков от сифонов чаще всего страдали мирные прохожие. Это называлось «мотаться», а сами они - «мотальщики».

- Насколько сильным было их влияние на молодежь?

Они не дали прижиться в Казани различным течениям «неформалов» - хиппи, панкам и др. Били их повсюду, даже в цитадели «золотой молодежи» - Казанском госуниверситете. Здесь на дискотеках в конце 70-х уже водили огромные «хороводы» группировщики кто постарше. Эти были в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства. Не снимая их, вставали в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу - такой был их ритуальный танец. Никто не смел войти в этот круг.

И так было абсолютно на всех дискотеках города. Они заполонили все рестораны и маломальские приличные кафешки. Удручало, что и студенты начали перенимать их стиль и идиотскую походку «пингвином».

Весь город был поделен на сферы влияния. Под контроль были взяты даже техникумы и профтехучилища. Туда не смели поступать жители враждебных микрорайонов. Как правило, враждовали соседствующие группировки, а союзы заключались с отдаленными. Пройти через вражескую территорию безнаказанно было нельзя. Выехать в центр города - тоже: обязательно наткнешься на «врагов». Везде и всегда можно было встретить группы по 10-15 «мотальщиков», куда-то целенаправленно идущие чуть ли не строем.

Удостоверения дружинников, 1970-е годы Фото umvd-kazan.ru

Когда подростки ехали на учебу в отдаленное учебное заведение, подконтрольное дружественной группировке, нередко по пути автобусы и троллейбусы закидывались металлическими шарами. В итоге дело кончилось тем, что для большинства выпускников школ возможности для продолжения образования были резко ограничены. А из других городов вообще перестали приезжать абитуриенты.

Да и в школу ходить было опасно. Был такой презрительный ярлык для тех, кто не «мотался», - «чушпан». Такие были «вне закона», с них требовали регулярную денежную дань. То есть со всех мальчишек микрорайона, кто не был группировщиком. Они спокойно не могли выйти во двор, пойти в школу. Обязательно остановят и спросят: «мотаешься?». По их кодексу, если тебя остановили «враги», ты должен честно сказать, за кого мотаешься, и получить свое. А если соврал, что не мотаешься, побьют свои.

Меня удивил один знакомый студент, приехавший из маленького городка Башкирии. Как-то увидел я его жестоко избитым - лицо было сплошной фингал, глаз не видно. Рассказал, как было. Его остановили в центре: «за кого мотаешься?». «За тукаевских», - зачем-то ответил он…

«Где тут подростки убивают друг друга?»

- Когда был пик?

Самое жуткое время настало, когда примерно с середины 80-х они стали сознательно драться насмерть. Били арматурой по голове. Поэтому новым элементом зимней «формы» стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, глухо завязанная под подбородком…

Это был позор города. В Казань перестали приезжать экскурсии… О нас стали писать московские издания, а потом и зарубежные. Понятие «казанский феномен» ввели в оборот московские журналисты.

- Говорят, вы каким-то образом причастны к появлению этого термина?

- Некоторым образом, да, хотя он был у нас под запретом. На дворе - перестройка и разгул гласности. Как меня угораздило оказаться в этот период первым профессиональным пресс-службистом республики, а именно в МВД, - видать, судьба. Тогда были рассекречены данные по нашему ведомству, и я оказался на настоящей «золотой жиле».

И так получилось, что в республике оказалась самая продвинутая региональная пресса. Газеты расписывали все ужасы подростковой группировочной преступности. Я аккуратно складывал эти публикации в отдельную папку.

А тут к нам приехала плановая комплексная проверка МВД СССР в составе двух десятков старших офицеров по разным направлениям. Был там сотрудник пресс-службы. «Ну, - говорит мне, - показывай, че тут пишут ваши газеты». А я, наивный, и выложил ему всю подборку.

Приезжайте в Казань! Здесь подростковые группировки насмерть дерутся друг с другом!

И всем давал мой номер. И понеслась! За полгода у меня побывали журналисты чуть ли не из всех московских СМИ, за исключением разве что «Мурзилки». А потом начали приезжать и иностранцы.

В общем, удар по репутации Казани был нанесен сокрушительный. Скажем, приезжает очередной молодой журналист, весь такой смелый и мужественный, и требует:

Везите меня туда, где подростки убивают друг друга!..

Я же своим долгом считал просить их не ограничиваться «чернухой», а подпускать анализу на предмет социальных корней. Что, дескать, милиция только тушит пожар на торфяном болоте и ставит примочки на нарывы больного организма, пораженного метастазами. А об этом тогда еще не писали…

Появились публикации таких серьезных журналистов, как Юрий Щекочихин из «Литературной газеты», который первым заявил, что «казанский феномен» - это общероссийское явление, просто в Казани его изучили и смело об этом написали.

Затем подтянулись и ученые…

О корнях явления, как на «казанский феномен» реагировали власти, что делала милиция, как перебороли и может ли все повториться - об этом Анвар Маликов обещал рассказать в следующий раз.

Тимур Рахматуллин

История уличных банд советского времени началась и тут же закончилась на молодежной группировке «Тяп-Ляп». Явление в свое время получило название «казанский феномен». Он было тщательно разобран в закрытых приказах МВД СССР, направленных на усиление профилактики правонарушений в среде подростков, да еще слушатели милицейских Академий на лекциях вскользь касались интересного материала. Как часто бывало в стране […]

ОПГ Низы являлось одним из самых устойчивых преступных формирований Казани. Появилась группировка в конце 1970-х годов в Московском районе Казани. Как раз в то время в Казани уже несколько лет существовала печально известная банда Тяп Ляп, члены которой проводили показательные массовые драки. Но если Тяп Ляп была бандой отморозков, любящих поизмываться над более слабыми противниками, […]

30-лет назад был оглашён приговор первой в истории СССР банде «Тяп-ляп». Преступная деятельность членов первой бандитской группировки продлилась с 1976 по 1980 г.г Лишь благодаря самоотверженной работе татарстанских милиционеров их деятельность была пресечена. 29 человек оказались на скамье подсудимых. Все они проходили по ряду тяжких преступлений – убийства, разбойные нападения, грабежи. Они были первыми, кто […]

Верховный суд Рф отложил вердикт по уголовному делу в отношении членов организованной преступной группировки «Севастопольские», противостоящей в 1990-х годах знаменитой казанской организованной преступной группировке «Жилка». Дело направлено в Верховный суд Татарстана на повторное обсуждение, однако в ином составе суда. О этом заявили в пресс-службе прокуратуры республики. Таким образом, суд удовлетворил кассационное представление на вердикт, которое внес прокурор Татарстана Кафиль […]

Тяп Ляп — Это была самая первая организованная преступная группировка в России, в столице Татарии Казани. Потом благодаря банде Тяп Ляп, немного позже преступной группировки Казани Хади Такташ, появилось название, ставшее нарицательным — «Казанский феномен». Возможно именно во время банды Тяп Ляп и появилось устойчивое понятие «криминальный авторитет». Именно криминальный авторитет, а не уголовный. Тот, […]

Многие помнят Казанский феномен — преступную группировку Хади Такташ. Еще в 2002 ее активным членам вынесли обвинительный приговор. Вроде как группировка как таковая распалась. Но осталось несколько бывших участников, которые и по сей день ходят свободно по земле, уже забывая про «дела молодости». Тимоха бандит Тимоха был рядовым членом банды Хади Такташ. После некоторых разборок […]

Начало девяностых годов у большинства россиян ассоциируется в том числе и с разгулом преступности, межклановыми войнами и кровавыми разборками «братвы». С завершением этапа первоначального распределения капитала бандитский беспредел стал постепенно уходить в прошлое. В последние годы организованная преступность меняет свое лицо. Бандиты теперь не какие-нибудь бывшие зэки в ушанках и трико с пузырями, собирающие дань […]