Объекты землеустройства. Землеустройство - это что такое? Понятие и определение

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство) (ст. 1 Закона о землеустройстве). Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется Законом о землеустройстве, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 2 Закона о землеустройстве). Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

Изменения границ объектов землеустройства;

Предоставления и изъятия земельных участков;

Определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

Перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

Выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

Проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий (ст. 3 Закона о землеустройстве). Основаниями проведения землеустройства являются:

1) решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

2) договоры о проведении землеустройства;

3) судебные решения (ст. 4 Закона о землеустройстве). Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

а) геодезические и картографические работы;

б) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

г) (ст. 9 Закона о землеустройстве).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО" в других словарях:

    землеустройство - землеустройство … Орфографический словарь-справочник

    Землеустройство - система мероприятий по регулированию земельных отношений и организации охраны и использования земли как средства производства. В результате землеустройства создаются предпосылки для внедрения научно обоснованных систем ведения хозяйства. См.… … Финансовый словарь

    Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального… … Википедия

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - система мероприятий, включающая учет и оценку земель, их распределение между землепользователями, планирование землепользования составление внутрихозяйственных территориальных планов и др. Землеустройство направлено на рациональное использование… … Экологический словарь

    Землеустройство - См. Землепользование Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - система мероприятий по урегулированию землепользования, включает проектно изыскательные, съемочные и обследовательные работы. Осуществляется государственными землеустроительными органами, которые оформляют также документы на право пользования… … Большой Энциклопедический словарь

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - законы, правила, нормы использования, применения земельных угодий, а также их купли, продажи, наследования. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, землеустройства, мн. нет, ср. (офиц., экон.). Система мероприятий, регулирующих эксплоатацию земли. «Основной задачей советского землеустройства является… создание крупных коллективных объединений» Малая Советская Энциклопедия.… … Толковый словарь Ушакова

    ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, а, ср. Совокупность мероприятий, упорядочивающих землепользование. | прил. землеустроительный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    землеустройство - Система мероприятий по регулированию земельных отношений и организации охраны и использования земли как средства производства … Словарь по географии

    Землеустройство - (англ. land use measures) в РФ система мероприятий, направленных на реализацию норм земельного законодательства РФ, актов соответствующих органов власти по организации использования и охраны земель, созданию благоприятной экологической среды и… … Энциклопедия права

Книги

  • Землеустройство в области войска Донского , . Землеустройство в области войска Донского. Донская областная землеустроительная комиссия 1913 года. Состоящая под высочайшим покровительством его императорского высочества наследника…

Землеустройство - это комплекс мероприятий, нацеленных на управление земельными ресурсами, который регламентируется действующим законодательством. Он необходим для правильного использования, восстановления и охраны земель. Кроме того, землеустройство включает в себя изучение состояния земель, установление границ землепользования, организацию рационального использования и решение юридических вопросов. Это была общая характеристика, а теперь узнаем подробнее, что собой представляет землеустройство, какие функции оно выполняет, какими документами регламентируется и многое другое.

Понятие

Землеустройство - это совокупность связанных между собой работ, направленных на изучение состояния земельных ресурсов и их грамотное распределение. Работы могут быть картографическими, инженерно-техническими, инвентаризационными и юридическими. Сюда же входят мероприятия по организации территории и определению границ объектов на местности. Все это проводится согласно установленной процедуре. Вот таким обширным понятием является землеустройство. Ресурсы, которых всегда не хватает, должны использоваться рационально. В этом и заключается главная задача землеустройства.

В Российской Федерации, кроме мероприятий по изучению земель, их планирования, рационального использования и охраны, описания местоположения и установления границ объектов на местности, землеустройство занимается организацией рационального использования гражданами и юридическими лицами участков, принадлежащих малочисленным коренными народам Дальнего Востока, Севера и Сибири с целью обеспечения привычного образа жизни и хозяйственной деятельности.

Методы землеустройства

Землеустройство включает в себя такие процедуры:

  • кадастровая съемка;
  • аэросъемка;
  • топографо-геодезические, геоботанические и почвенные обследования;
  • межевание границ;
  • разработка предложений по рациональному использованию земель.

Все это позволяет собирать и анализировать данные о качественных и количественных параметрах земельных территорий государства. Надежность и достоверность информации, полученной в результате работы с измерительными средствами, которые используются для измерения и обследования земельных участков, контролируется с помощью сертификации этих самых средств на основе технологических и технических стандартов.

По результатам проведенных обследований составляется документация, включающая планы и схемы участков, картографические и прочие материалы землеустройства. На основе документации на все объекты землеустройства составляется землеустроительное дело.

Площадь участка, расположение инженерных систем и других объектов, в том числе природных, заносится непосредственно в план земельного участка. Дополнительно в такой план может входить информация об ограничениях или обременениях участка, указывающая на территории, имеющие право сервитута. План необходим при покупке, продаже и прочих земельных сделках.

Социальные аспекты землеустройства

При проведении работ по землеустройству в обязательном порядке учитываются социальные аспекты. К таковым относятся:

  1. Система расселения (плотность и структура населения).
  2. Количество, размер, расположение и уровень благоустройства населенных пунктов.
  3. Населенные пункты, несущие сельскохозяйственное значение (деревни, села).
  4. Наличие и расположение водных фондов.
  5. Наличие и состояние железнодорожных и автомобильных путей сообщения.
  6. Наличие коммуникационных сетей: электричество, телефонная связь, водопровод, газопровод и прочее.

Во время исследования сельскохозяйственных населенных пунктов учитываются такие факторы: развитие инфраструктуры, наличие производственных фондов (фермы и прочие объекты хозяйственного значения) и их состояние, а также степень развития и автоматизации этих фондов.

Цели землеустройства

С течением времени цели землеустройства могут меняться. На сегодняшний день они таковы:

  1. Реализация государственной земельной политики с помощью экологически и экономически обоснованного перераспределения земельных фондов по субъектам права на землю и формам собственности.
  2. Образование специальных земельных фондов, формирование рентабельной системы использования этих фондов, обеспечение справедливых земельных преобразований и гарантия прав на землю, прописанных в Конституции.
  3. Организация мероприятий направленных на: перспективное распределение земель, организацию рационального использования разных категорий участков, вне зависимости от формы собственности, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; и наконец, обеспечение условий (организационных и территориальных) для эффективной деятельности в сельскохозяйственной и других отраслях.
  4. Проектирование и установка границ административно-территориальных и муниципальных образований, территорий, имеющих особый правовой статус использования земли, а также закрепление городских черт.
  5. Создание новых участков, реорганизация имеющихся участков, оформление их границ и закрепление этих границ на местности.
  6. Подготовка документации для принятия государственными органами решений об управлении земельными ресурсами, а также для реализации оборота земель и регистрации прав владения участками.
  7. Получение информации о качественных и количественных показателях использования земли. Это необходимо для: разработки документации; ведения государственного кадастра, мониторинга территорий, контроля за использованием земель и их охраной и выполнения других государственных функций управления земельными фондами, в том числе взыскание платы за пользование землей и организация мероприятий по стимулированию рационального использования территорий, возмещение убытков, которые может понести лесо- и сельскохозяйственное производства при выкупе или предоставлении земель, и прочее.
  8. Разработка и внедрение методов, нацеленных на сохранение и совершенствование природных ландшафтов, восстановление плодородия почвы и его повышение, землевание малопродуктивных угодий, рекультивацию нарушенных земель, а также защиту территорий от опустынивания, эрозии, подтопления и прочих негативных явлений.
  9. Внутрихозяйственная организация территорий и создание условий для обеспечения рационального функционирования объектов землеустройства.

С точки зрения земельного строя задачей землеустройства является также организация рационального использования и охраны территорий в каждой отрасли экономики, а также приведение организации земель в соответствие с текущими земельными отношениями. Благодаря землеустройству соблюдаются оптимальные условия использования земельных фондов и решаются организационные задачи землепользования.

Функции

Государственные. Землеустройство относится к сфере общественного производства, а значит, оно служит основным государственным рычагом для осуществления земельных преобразований. Следовательно, оно должно иметь государственный характер. С этой целью создаются специальные комитеты. В народе говорят просто: «Комитет по земельным и землеустройству», но в действительно его название несколько длиннее. На уровне государственных функций землеустройство дает возможность:

  1. Реализовать земельную реформу.
  2. Определить перспективность использования территорий.
  3. Перераспределить земли между субъектами и по формам собственности.
  4. Определить целевое назначение земли.
  5. Организовать охрану земельных фондов.
  6. Сформировать рациональную модель землевладения и землепользования.

Государственное землеустройство включает в себя подготовку землеустроительной документации для принятия решений об управлении ресурсами и проведении непосредственно землеустройства. В обеспечении государственных функций используются такие схемы землеустройства:

  1. Генеральную.
  2. Отдельных субъектов.
  3. Муниципальных образований.
  4. Использования и охраны земельных фондов.

Отраслевые . К этим функциям относится поиск территорий для организации несельскохозяйственных производств, изъятие ценных земель и участков с природоохранным статусом.

Территориальная . Эта функция создает условия для жизнедеятельности всех отраслей экономики и формирует рациональную систему землепользования в сельскохозяйственной и другой отраслях.

Принципы

При ведении землеустройства соблюдаются такие принципы:

  1. Обеспечение законных интересов граждан, проживающих на исследуемой территории, и других субъектов права.
  2. Экологические требования имеют приоритет перед экономическими аспектами планируемой эксплуатации земель. Это свидетельствует о необходимости охраны ценных угодий от взятия их под несельскохозяйственные нужды, рекультивации нарушенных участков, консервации территорий, пострадавших от загрязнения промышленными, химическими или радиоактивными отходами.
  3. Обеспечение одинаково выгодных территориальных и организационных условий для различных форм хозяйственности и развитие всех отраслей экономики. Отсюда следует необходимость в сбалансированности между доступными производственными фондами и выделяемой землей, а также обеспечении всех условия для нормального функционирования земельных фондов.
  4. Исследование перспективных направлений развития муниципальных и прочих административно-территориальных субъектов.
  5. Исследование экологической устойчивости и дальнейшей пригодности к использованию земель хозяйственного и другого назначения при нормальной интенсивности их эксплуатации.
  6. Сохранение и рационализация использования ландшафтов.
  7. Соблюдение компактного расположения земельных участков, обеспечение их оптимальной формы и площади, а также комфортного к ним доступа.
  8. Обеспечение стабильного использования участков и предупреждение излишнего деления угодий в том случае, если их целевое применение невозможно или связано с трудностями.
  9. Регулировка оптимального размещения и соотношения участков, а также интенсивности их эксплуатации.
  10. Создание и сохранение элементов организации территории, устойчивых к изменению метеорологических условий. К таковым относятся дороги, лесополосы, мелиоративные сети и прочее.
  11. Использование агроэкологической оценки территории и принципа эколого-технологического зонирования, на основе которых реализуется проект землеустройства.
  12. Своевременное изъятие загрязненных, деградирующих или зараженных участков из сельскохозяйственного пользования с последующей консервацией и исключением варианта их перераспределения.
  13. Определение требований по экологии и обеспечение норм и нормативов, описанных в соответствующих стандартах.

Землеустройство обычно делится на территориальное и внутрихозяйственное. Рассмотрим каждый из видов.

Территориальное землеустройство - это комплекс работ, направленных на изучение состояния земельных фондов, организацию их грамотного использования, определение административно-территориальных границ и межевание земельных объектов.

Его целесообразно проводить в таких случаях:

  1. Изменение границ участка.
  2. Обнаружение нарушенных земель.
  3. Консервация и рекультивация угодий.
  4. Выделение земельных долей.
  5. Изъятие или предоставление участков под сельскохозяйственную деятельность.

К территориальному землеустройству также относится:

  1. Установление и изменение межи населенных пунктов.
  2. Зонирование населенных пунктов.
  3. Создание охраняемых территорий (парки, сады и прочее).
  4. Создание зон с особым режимом землепользования.
  5. Расположение предприятий.

Это комплекс работ по организации рационального землепользования в пределах определенных участков, выделенных под сельскохозяйственную деятельность. Фактически предназначение этого вида землеустройства заключается в изучении и утверждении планов размещения земель, пастбищ, жилых и производственных зданий, а также сооружений инженерно-транспортной инфраструктуры в пределах определенного участка. Как правило, проведение такого землеустройства организовывается по требованию субъектов, обладающих правами на участок.

Землеустройство состоит из довольно обширного перечня работ:

  1. Разработка генеральных планов застройки города.
  2. Планирование развития отдельных районов города и сельских округов.
  3. Разработка схем зонирования защиты населенных пунктов от последствий чрезвычайных ситуаций.
  4. Разработка зон охраны объектов особого значения.
  5. Разработка зон охраны от воздействия промышленных предприятий.

При реорганизации территорий компании, занимающиеся землеустройством, проводят:

  1. Инвентаризацию угодий.
  2. Отделение земли, передаваемой в частную собственность.
  3. Уточнение размеров участка.

На основе такого документа, как положение о землеустройстве, определяются требования к расположению земель.

Землеустройство осуществляется по распоряжению государственных органов. Главный из них - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Основание для проведения таких работ служат договоры, заключенные заинтересованными лицами и землеустроительными организациями. Субъекты, законные интересы которых могут быть затронуты в процессе землеустройства, должны быть извещены о его проведении в письменном виде. В случае несогласия последних комитет по землеустройству будет рассматривать их претензии и защищать права.

По результатам зонирования составляется схема участка. В нее входят данные о расположении, площади и назначении угодий, разрешенные способы использования земли, ограничения, обременения и сервитуты.

Эта схема лежит в основе сделок на строительство объектов коммуникаций и подъездных дорог, развития торговли, общественного транспорта и прочей инфраструктуры.

Объекты землеустройства - это территории муниципальных образований, субъектов государства, населенных пунктов, а также территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования земель.

Документация

По результатам проведения землеустройства формируют специальные документы. К ним относятся:

  1. Схемы: землеустройства территорий, генеральная, охраны и использования земель, землеустройства муниципальных образований.
  2. Карта (план) исследуемого объекта.
  3. Проект внутрихозяйственного землеустройства.
  4. Проекты: улучшения сельхозугодий, освоения новых территорий, рекультивации нарушенных земель, защиты от негативных воздействий (сели, эрозия, заболачивание, подтопление, иссушение, вторичное засоление, уплотнение, загрязнение и так далее).
  5. Отчеты о почвенных, геоботанических и других изысканиях и обследованиях, в том числе инвентаризации земли и оценки ее качества.
  6. Тематические карты и атласы.

Федеральный закон о землеустройстве и прочие нормативно-правовые акты государства или его отдельных субъектов могут самостоятельно устанавливать другие виды землеустроительных документов.

В дальнейшем землеустроительные документы применяют для регистрации прав на отдельный участок наряду с документами, устанавливающими право собственности.

Подготовка кадров

Земельные ресурсы и землеустройство - весьма объемная область знаний. Поэтому в ней задействовано довольно много специалистов. Это направление государственной деятельности играет важнейшую роль в образовании поселков и городов, их дальнейшем развитии и благополучии. Существуют не только факультеты, но и целые университеты, готовящие кадры по столь обширной специальности, как землеустройство и кадастры. Это еще раз доказывает актуальность и полезность данной профессии.

Для примера коротко рассмотрим Московский университет землеустройства. Учебное заведение было основано в 1779 году для кадрового обеспечения земельных реформ, работ по распределению земель и организации их грамотного использования. Это имело как политическое, так и социально-экономическое значение в формировании территорий России, закреплении границ и установлении прав на земельную собственность. На сегодняшний день вуз является единственным в России учебным заведением, специализирующимся на подготовке специалистов по данному направлению. Землеустройство и кадастры - далеко не все, чему учат в Московском университете. Здесь также готовят геодезистов, юристов, архитекторов, оценщиков земли, экономистов и специалистов смежных отраслей. Выпускников данного вуза принимают на работу как в Комитет по ресурсам и землеустройству, так и в частные компании этой отрасли, проектные бюро и прочие организации.

В университете трудится более трехсот преподавателей, среди которых 50 профессоров, докторов и 160 кандидатов наук. Абитуриенты могут выбрать специальность среди 9 факультетов и 27 кафедр.

Заключение

Сегодня мы познакомились с таким понятием, как землеустройство. Резюмируя вышесказанное, отметим, что землеустройство - это система мер, способствующих рациональной организации, эксплуатации и охране земельных фондов. Кроме того, оно отвечает за сохранение природных ландшафтов и создание благоприятной экологической среды. Для подготовки специалистов этой отрасли создаются целые университеты, а за государственное управление земельными преобразованиями отвечает комитет по землеустройству.

Главными мероприятиями землеустройства являются: освоение новых территорий, улучшение земель хозяйственного назначения, рекультивация нарушенных территорий, а также топографические, геодезические, картографические, почвенные, агротехнические и прочие работы.


На протяжении тысячелетий развитие цивилизации происходило на земле. И хотя довольно давно человек стал надолго уходить в море, несколько веков назад рискнул подняться в воздух, а по историческим меркам совсем недавно дотянулся до космического пространства, земля остается для него единственно возможным местом жизни. Даже покидая ее, он стремится быстрее вернуться назад.

Хотя сегодня может создаться впечатление, что значительная часть людей «оторвалась от земли», потеряла с ней связь, пусть и в переносном смысле слова. И если некоторые из них пытаются эту потерю компенсировать эпизодическими поездками на дачу, другие, воспринимая прилагательное «приземленный» исключительно в негативном контексте, об этой на самом деле несуществующей потере нисколько не жалеют.

С бесспорными подтверждениями значимости земли, а в современных условиях еще и важности правого обеспечения ее оборота, человек сталкивается постоянно. И это закономерно, ведь любая недвижимость стоит на земле, и, как правило, неразрывно с ней связана (да и сама земля помимо прочих своих функций является недвижимостью). А всякое владение, пользование или распоряжение землей требует ее измерения.

Землеустройство сегодня ─ это комплекс мероприятий, преследующий достижение широкого спектра целей: изучение состояния земель, планирование и организацию их рационального использования и охраны, описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства. (Объекты землеустройства ─ это территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, а также территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий и их части).

Организация территорий, используемых общинами или отдельными лицами из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, направленная на обеспечение их традиционного образа жизни, равно как и организация рационального землепользования в пределах уже выделенных земельных участков, обозначаются термином «внутрихозяйственное землеустройство».

Землеустройство включает проведение кадастровых съемок, аэросъемку, выполнение топографо-геодезических и почвенно-геоботанических работ, межевание границ и проч.

Землеустройство в историческом контексте

Необходимость разграничения земель и установления границ территорий возникла в доисторические времена, но особую значимость приобрела после появления частной собственности. И если вначале роль границ между земельными участками выполняли естественные рубежи (лесные просеки, реки или элементы рельефа), то позже в обиход вошли специальные знаки, ─ устанавливаемые на межах камни, столбы и т.д.

Землемерным работам, как составной части целенаправленной деятельности по организации использования земель и регулированию земельных отношений, уделяли значительное внимание в первых государствах древнего мира: Индии, Египте, Греции. Там был организован учет земель, проводились работы, направленные на сохранение их качества. Можно говорить, что уже тогда появилось то, что сегодня можно назвать «государственное землеустройство».

Вопросы землеустройства постоянно находились в центре внимания правителей средневековой Европы, в числе которых навсегда вписавшие свои имена в скрижали истории Карл Великий, Вильгельм Завоеватель, Фридрих II.

Землеустройство в России

В России одними из первых землемеров были уполномоченные князьями служители, не только обмерявшие землю, но и отводившие и изымавшие земельные участки.

В царствование Ивана IV было образовано специальное учреждение ─ Поместный приказ, ведавший, используя современную терминологию, землеустроительными работами. Основным видом этих работ были т. н. писцовые межевания. При Поместном приказе возникла первая в России землемерная школа.

В осознании важности землеустроительных дел были едины все российские монархи. Это подтверждается почти полуторавековым, с середины XVIII и до начала XX века без особых изменений, существованием Межевой канцелярии.

Подчинявшиеся губернским межевым конторам землемерные партии сыграли важную роль в производстве Генерального межевания, проводившегося по инициативе государства и носившего обязательный характер для всех землевладельцев. В 1766 г. (начало Генерального межевания) была создана Межевая инструкция, определявшая организацию и порядок производства землемерных работ.

После Октября 1917 г. землеустройство приобрело новое содержание, став инструментом проведения коренных политических, экономических и аграрных преобразований, направленных на воплощение в жизнь Декрета о земле.

К началу 1990-х годов сформировалась система землеустройства. Она была достаточно эффективной, но в связи с начавшимися в это время в стране общественно-политическими изменениями, одним из которых стало проведение земельной реформы, был дан старт очередному этапу землеустройства.

Землемеры и землеустроители

Вплоть до XVIII века тех, кто занимался описанием земель, называли писцами, описчиками, дозорщиками. Их деятельность определяли особые писцовые наказы. Первый из них был издан в 1555 г., а последний - в 1684 г. В Инструкции Генерального межевания 1754 г. посланные для размежевания и съемки земель правительственные агенты названы «межевщиками». Впервые слово «землемер» использовано в межевой инструкции, изданной в 1766 году.

Современный термин «землеустройство» начал использоваться уже в XX столетии. Привычные слова «межевой инженер», «межевание», «землемерия» все чаще стали заменять другими ─ «инженер-землеустроитель» и «землеустройство».

Учреждение Комитета по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия и губернских и уездных землеустроительных комиссий относится к марту 1906 года.

Закон от 14 июня 1910 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» определил землеустройство как механизм осуществления земельной реформы. Принимаются и другие документы: Закон о землеустройстве, утвержденный Николаем II 29 мая 1911 г., а также Положение о землеустройстве, изданное в 1912 году.

Но слово «землемер» не кануло в небытие. Такое название получило созданное в 1994 году государственное предприятие по разработке и производству приборов и технологий для целей земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства.

Землеустройство и законодательство

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», принятый Государственной Думой 24 мая 2001 года и одобренный Советом Федерации 6 июня 2001 года был официально опубликован в Российской Газете 23 июня 2001 г. и с этого же дня вступил в силу.

Закон включает шесть глав. Две ─ «Общие положения» и «Заключительные положения» ─ начинают и завершают документ. И в еще четырех ─ «Государственное регулирование проведения землеустройства», «Проведение землеустройства», «Землеустроительная документация», «Ответственность за нарушение настоящего федерального закона» ─ сконцентрировано его основное содержание. Всего в Законе 27 статей.

На основе этого закона и других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов осуществляется правовое регулирование отношений при проведении землеустройства.

Обязательность и основания проведения землеустройства

В ряде ситуаций проведение землеустроительных работ обязательно. В том числе при изменении границ объектов землеустройства.

Существуют и другие причины для обязательного проведения землеустройства: выявление нарушенных земель и земель, подверженных негативным воздействиям, осуществление мероприятий по восстановлению и консервации земель.

Проведение землеустройства осуществляется на основании решений органов власти (федеральных, субъектов РФ, местных) о проведении землеустройства. Основанием, кроме того, могут служить договоры о проведении землеустройства и судебные решения.

Землеустройство и государство

Российская Федерация обладает широкими полномочиями в области регулирования проведения землеустройства. Во-первых, это принятие нормативных правовых актов о землеустройстве, установление порядка его проведения и координация деятельности органов власти любых уровней. Другие важные полномочия: установление порядка государственной экспертизы землеустроительной документации, организация и осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства, проведение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности, управление государственным фондом данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, отвечающим за проведение государственной политики и осуществление государственного управления в сфере земельных отношений, является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.

В других субъектах Федерации, как правило, также есть орган власти, по содержанию выполняемых функций ─ комитет по землеустройству, хотя его официальное наименование может быть и иным.

Землеустроительная документация

Землеустроительная документация ─ это документы, полученные в результате проведения землеустройства. Существует несколько видов землеустроительной документации: схема, проект землеустройства, карта (план) объекта землеустройства. Землеустроительной документацией также являются тематические карты и атласы состояния и использования земель, материалы обследований и изысканий, оценки качества земель и их инвентаризации.

Наряду с генеральной схемой землеустройства территории Российской Федерации, существуют схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, схемы использования и охраны земель.

Карта (план) объекта землеустройства в графической и текстовой формах отображает его местоположение, размер, границы и характеристики. Она составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, материалов дистанционного зондирования, картографических материалов, а также по данным измерений, полученных на местности.

Почвенные, геоботанические и иные обследования и изыскания проводятся в целях получения информации о состоянии земель.

Оценка качества земель позволяет получить информацию о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.

Инвентаризация земель помогает выявить земельные участки, которые используются нерационально, не по целевому назначению, не в соответствии с разрешенным использованием или не используются вообще.

Землеустройство и образование

Залог эффективного землеустройства ─ квалифицированные кадры. В мае 1779 г. в Москве была открыта Константиновская землемерная школа, положившая начало российской научной школе в этой области знаний.

Специальность «землеустройство» остается востребованной и сегодня. Подготовку по ней осуществляют не только в учебных заведениях, для которых землеустройство является основным профилем деятельности, например, Государственном университете по землеустройству в Москве, который иногда называют «Университет Землеустройства». Но и в таких высших учебных заведениях как Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» в Санкт-Петербурге, в котором представлено направление подготовки студентов «Землеустройство и кадастры».

Землеустройство играет важную роль в жизни общества. Председатель Совета Министров России П. А. Столыпин отмечал: «Землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение». Со времени произнесения этих слов прошло более века, а они нисколько не потеряли своей актуальности. Как не потеряло ее и само землеустройство, и все, что с ним связано.

Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования.

Землеустройство проводится в следующих случаях:

1. Изменение границ землепользования

2. Предоставление и изъятие земельных участков

3. Выявление нарушенных земель, повреждённых водной и ветровой эрозией, селями, подтоплениями

4. Проведение мероприятий по восстановлению и консервированию земель

Земельное устройство подразделяется на 2 вида:

1. Межхозяйственное – затрагивает права 2 и более землепользователей, в результате чего происходит образование новых и упорядочение существующих землепользований, устраняются недостатки землепользований (чересполосица, дальноземелье, вклинивание).

Отвод земельных участков в натуре и подготовка документов, удостоверяющих право на землю.

2. Внутрихозяйственное – внутрихозяйственная организация территорий; проводится в пределах границ отдельных земельных пользований для организации угодий, севооборотов, выделения с/х дорог.

Процесс:

1. Возбуждение ходатайства о согласовании места расположения объекта.

Об этом заинтересованное лицо просит в заявке. Проводится экологическая экспертиза, определяется размер потерь и убытков с/х производства

2. Проведение подготовительных работ: сбор, систематизация и обработка собранных материалов, проведение их обследования.

3. Разработка проектов, прогнозов земельного устройства (основная стадия): изготавливаются эскизы, технические проекты, рассматриваются различные варианты земельного устройства, выбирается наилучший, отвечающий правам и экономическим интересам заинтересованного лица (органы местного управления, ораны РФ).

4. Рассмотрение и утверждение проектной документации: проекты утверждаются собственником (владельцем земельного участка и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), главой местной администрации (в зависимости от территории).

5. Перенесение проектов в натуру (на местность).

6. Выдача землеустроительных документов: графическая (план, экспликация, экипировка) и текстовая части. Утверждённый проект является обязательным для исполнения.

объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

45. Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.

Нельзя вести кадастр, если за землями нет мониторинга, они не учтены.

Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

Для достижения необходимой эффективности информирования при ведении земельного кадастра должны соблюдаться следующие принципы:

1. Единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории рф.

2. Непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.

3. Открытость сведений государственного земельного кадастра.

4. Сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

1) налоговый, или фискальный - для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;

2) правовой, или юридический - для защиты прав владения собственности;

3) многоцелевой - для решения спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решения проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.

Землеустройством называют целый комплекс мероприятий, которые нацелены на изучение, планирование, организацию использования земельных участков. Регулируется процесс Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

Инициатива проведения землеустройства

Проведение землеустройства возможно по инициативе абсолютно любого участника земельных отношений, то есть любой собственник земельного участка или претендент на землю может стать инициатором проведения землеустройства.

При этом существуют определенные основания, которых придерживаются при проведении всех мероприятий. Прежде всего, к ним относятся решения федеральных структур (органов власти), представителей государственной власти, органов местного самоуправления, а также решения государственных органов конкретных субъектов федерации, решения суда, договоры о проведении процедур по землеустройству.

Однако это не означает, что физические лица не могут ходатайствовать в муниципалитет о том, чтобы соответствующие мероприятия провели по какому-то конкретному участку. Любой гражданин, который участвует в земельных отношениях (землевладелец, землепользователь, арендатор и любой другой человек), имеет право обратиться с заявлением к представителям местной власти или в суд с требованием проведения землеустройства.

При наличии соответствующих оснований процедура производится согласно действующему законодательству.

Примечательно, что при проведении процедур по землеустройству все заинтересованные в процессе лица должны быть извещены не позднее, чем за 7 дней (календарных). В противном случае все мероприятия будут считаться не совсем законными. Те, чьи права были ущемлены, имеют право подать жалобу или судебный иск.

Порядок проведения землеустройства

Земельное право предусматривает важный аспект - сведения о землеустройстве носят открытый характер.

За исключением некоторых случаев. В частности, это касается сведений, которые относятся к государственной тайне и личным данным собственников/пользователей/арендаторов земли, которые не могут быть предоставлены третьим лицам без весомых на то аргументов.

Ознакомиться с порядком проведения, проследить за исполнением норм земельного права, указать на недостатки при их обнаружении может абсолютно любой гражданин. Более того, человек имеет право запросить в местной администрации документы, где прописаны все данные по землеустройству по конкретному району, адресу или кадастровому номеру.

Скрывать такие сведения от граждан не имеют права. Выписки предоставляются бесплатно, если иное не прописано в федеральном законодательстве конкретного субъекта.

В целом организация, порядок проведения землеустройства достаточно подробно и четко прописаны в законодательстве.

В частности, в Федеральном законе РФ №78. Полный перечень того, как проводится организация землеустройства, прописан именно там. Он включает в себя несколько этапов:

1. Изучение земельных участков.

2. Проведение работ геодезического и картографического характера.

3. Обследования и изыскания геоботанического, почвенного и иного рода.

4. Независимая оценка качества земли.

5. Инвентаризация.

6. Организация, планирование и определение земель для рационального использования, а также охраны.

7. Определение и установление границ земельных наделов.

8. Устройство землеустройства на внутрихозяйственном уровне.

После того, как на государственном уровне было решено, что провести землеустройство необходимо, запускается поэтапно весь описанный выше процесс. При этом некоторые пункты друг друга взаимно дополняют и определяют.

Так, к примеру, компетентные органы проводят плановое или внеплановое изучение земель, в ходе которого устанавливают и количество, и качество земель. Только после этого приступают к обследованию и определению того, для каких именно целей может быть реализован земельный участок, что на нем может быть возведено, кому его можно передать для использования.

Условия проведения землеустройства

Согласно Федеральному закону РФ № 78 к процедуре землеустройства предъявляются специальные требования технического характера, которые разрабатывают с учетом действующим норм законодательства. Они являются обязательными для исполнения, на их основании составляется государственная экспертная документация.

Проводить все работы необходимо исключительно в рамках законодательства, иначе такие работы считаются незаконными, документация на их основе не имеет никакой юридической силы. А при проведении экспертизы на государственном уровне выносится не только предписание об устранении несоответствий, но и обвинения по нарушению сразу нескольких статей действующего земельного законодательства.

Одним из обязательных условий при проведении, к примеру, оценки качества тех земель, на которых проживают некоторые коренные народы, учитывают не только состояние почвы, но и сохранение условий для проживания коренных народов. К таким народам, согласно законодательству, относятся:

  • Сибирь (малочисленные и малоизвестные народы);
  • Крайний Север (в том числе и традиционные оленеводческие народы);
  • Дальний Восток.

В случаях, если при проведении процедуры землеустройства, описанные факторы не учитываются, то документацию представители государственной или муниципальной власти могут не подписать. И даже отдать на рассмотрение в судебные органы для установления ее правомерности.

Полномочия Российской Федерации при проведении землеустройства

Согласно статье 5 Федерального закона РФ № 5 Российская Федерация наделена особыми полномочиями при проведении процедур по землеустройству:

  • устанавливать порядок, согласно которому будут происходить комплексные мероприятия;
  • координировать действия всех участников процесса землеустройства (государственные органы, местные органы, органы исполнительной власти);
  • управлять государственным фондом, где содержатся данные о землеустройстве;
  • осуществлять государственный надзор за исполнением всех требований и правил по землеустройству. В случаях обнаружения несоответствий выносить решение о наказании нарушителей;
  • самостоятельно проводить процедуру землеустройства на тех землях, которые относятся к федеральной собственности;
  • устанавливать порядок проведения экспертизы документов по землеустройству.

Землеустроительная документация и ее экспертиза

Землеустроительной документацией называют те документы, которые были получены в ходе землеустройства. Их экспертизу проводят государственные органы с целью выявления правомерности их составления.

К примеру, если было неправильно определена целевая принадлежность земель, то компетентные органы могут выписать предписание, чтобы земля была использована строго по назначению.

На законодательном уровне не слишком четко прописано, как именно проверяется землеустроительная документация. Однако при регулировании спорных вопросов суд, к примеру, чаще всего придерживает норм Земельного кодекса РФ и федеральных законов, где прописаны все аспекты земельного права.

Обязательное проведение землеустройства

Согласно статье 3 Федерального закона РФ №78 существуют основания для обязательного проведения землеустройства, независимо от того, ходатайствовал кто-то об этом или нет. К ним относятся:

  • умышленное или естественное изменение границ конкретного земельного участка4
  • обнаружение нарушений по целостности и качеству земли при определении того факта, что качество земель было нарушено из-за подтоплений почвы, эрозии и прочих негативных факторов;
  • при необходимости проведения процедур по восстановлению состояния качества земли.