147 фз о естественных монополиях с изменениями. Законодательная база российской федерации

Действующий

Кроме того, если ресурсоснабжающая организация прекратит предоставление коммунальных услуг (отключит электроэнергию или воду и т.п.) в связи с тем, что гражданином перечисленные услуги оплачивались не полностью, а в размере с учетом предоставленных ему льгот, то по требованию такого гражданина суд обязывает эту организацию восстановить предоставление услуг и может взыскать компенсацию за причиненный моральный вред в соответствии с РФ "О защите прав потребителей".

Как было показано выше, помимо обеспечения доступности реализуемого субъектами естественных монополий товара для потребителей второй составляющей такой цели комментируемого , как достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий является эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Этими законодательными положениями преследуется цель безубыточного функционирования субъектов естественных монополий. Кроме того, законодателем также преследуется цель развития субъектов естественных монополий: строительство новых мощностей, модернизация производства, улучшение качества производимых ими товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции, эксплуатируемых основных средств и т.п.

1. Комментируемая определяет сферу применения настоящего Федерального закона, то есть круга общественных отношений, на которые распространяется действие его норм. Круг отношений, на которые распространяется действие Закона, определен исходя из следующих признаков: субъектного состава (участников отношений) и территориальной принадлежности. Прежде всего, нормы Закона применимы к товарным рынкам Российской Федерации, то есть действуют только на внутреннем рынке России.

Под товарным рынком в соответствии со Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Отношения, регулируемые настоящим могут возникать между субъектами естественных монополий и потребителями, субъектами естественных монополий и органами исполнительной власти (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления.

Понятие субъекта естественной монополии и потребителя раскрывается в комментируемого Закона. И будут подробнее рассмотрены к комментарии к данным статьям. Здесь же отметим, что под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; потребителем является физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

Система органов власти в Российской Федерации, прежде всего, определяется ее федеративной структурой, а также системой разделения властей, закрепленной в Конституции РФ. В соответствии с указанной нормой государственная власть в Российской Федерации осуществляется посредством разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Россия - федеративное государство, имеющее два уровня государственной власти: федеральный (осуществляемый на уровне Российской Федерации в целом) и уровень власти субъектов Российской Федерации (субъект Российской Федерации - это территориально и организационно самостоятельная часть Российской Федерации, обладающая своими властными полномочиями и предметами ведения, в соответствии с РФ. Среди видов субъектов Российской Федерации, указанных в Конституции РФ названы: республики, края, автономные округа, автономная область, области, а также города федерального значения). Особенностью федеративного государства является наличие двух уровней власти и соответственно органов власти (федерального и субъектов федерации), а также наличие двух уровней законодательства (федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации). Система разделения властей в России реализована посредством создания трех видов государственных органов: органов законодательной власти, органов исполнительной власти и судебных органов. Система федеральных органов исполнительной власти определена Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Федеральные органы исполнительной власти создаются в форме федеральных министерств, федеральные служб и федеральных агентств. Возглавляет систему органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации. Среди федеральных органов исполнительной власти полномочиями по контролю и надзору за субъектами естественной монополии, а также по осуществлению государственного регулирования в отношении субъектов естественной монополии обладают два органа: Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и Федеральная служба по тарифам.

В соответствии с Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Кроме того, федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации. По общему правилу не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Такое исключение в частности сделано для Федеральной службы по тарифам, которая осуществляет нормативное правовое регулирование на своем уровне по вопросам установления тарифов, посредством издания нормативных правовых актов (приказов).

Под органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль за деятельностью субъектов естественной монополии, понимаются органы, созданные по решению губернатора субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Это органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Название данных органов различное и в каждом субъекте свое. Необходимо отличать данные органы от территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти на уровне регионов. Так Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее ФАС РФ) имеет территориальные управления в каждом субъекте Российской Федерации. Территориальные управления ФАС России являются федеральными органами исполнительной власти, финансируются из федерального бюджета и вертикально подчинены ФАС РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свои функции по государственному регулированию и контролю деятельности естественных монополий на основании постановления Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности естественных монополий".

Указанным постановлением Правительства РФ утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля. Данное Положение определило, что государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов).

Органы регулирования субъектов РФ осуществляют государственный контроль деятельности субъектов естественных монополий во всех сферах, указанных в

Естественная монополия - подвид монополии, которая занимает преимущественное положение на рынке в силу технологичных особенностей производства. Занимается регулированием трудоемких инфраструктур, дублирующее создание которых другими учреждениями экономически невыгодно или технически невозможно. Главным нормативно-правовом актом, регламентирующим цели, нормы, требования, порядок, функции, права и обязанности в соответствующей области является закон о субъектах естественных монополий.

Настоящий Федеральный закон о монополии от 17.08.95 г. был принят участниками Государственной Думы 17 августа 1995 года. Данное постановление регламентирует законодательные основы общефедеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации. Основные цели закона направлены на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, которые гарантируют доступность реализуемого ими продукта для потребителей, а также эффективность их функционирования.

Структура ФЗ 147 о естественных монополиях разделена на 6 глав:

Глава 1 (статья 1-5). Основные положения закона. Рассматривает:

  • цели настоящего Федерального закона;
  • сферу применения;
  • определения общих понятий;
  • сферу деятельности;
  • службы, которые занимаются регулированием деятельности соответствующих субъектов.

Глава 2 (ст 6-8.1). Национальное регулирование и государственный надзор. В данном разделе представлены:

  • методы управления деятельности;
  • подробное описание государственного надзора;
  • обязанности субъектов;
  • стандарты раскрытия сведений.

Глава 3 (ст 9-14). Права и функции органов регулирования. Раздел регламентирует:

  • перечень служб регулирования естественных прав;
  • права и функции соответствующих органов;
  • причины для принятия службами стабилизации естественных монополий решений об использовании определенных методик;
  • осведомленность служб стабилизации о принятых ими решениях.

Глава 4 (ст 15-20). Ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона. В данном разделе представлены основные последствия нарушений, а также порядок возмещения убытков. Статьи 16, 18,19 утратили свою правовую силу.

Глава 5 (ст 21-25). Порядок утверждения предписаний и порядок их обжалования. Рассматривает:

  • процедуру утверждения о введении, изменении или полного прекращения стабилизации деятельности соответствующих субъектов;
  • причины рассмотрения нарушений относительно закона №147;
  • процедура осуществления предписаний;
  • порядок обжалования решений.

Глава 6 (ст 26-27). Заключительные положения законодательства.

Последние изменения, внесенные в ФЗ «О естественных монополиях»

В начале 2008 года Федеральная антимонопольная служба приняла решение внести существенные изменения в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях». Нововведения - совокупность мер, способствующих развитию конкуренции на рынках РФ.

Основные изменения и дополнения:

  • был введен понятийный аппарат;
  • были закреплены дополнительные сферы деятельности рассматриваемого закона, такие как: служба централизованного водоснабжения и водоотведения; служба по аэронавигационному обслуживанию;
  • разграничили рынки сетевых и конечных услуг, а также были утверждены рынки по оказанию услуг и рынки доступа. В последней редакции данного нормативно-правового акта регламентируются тарифообразования конечных услуг;
  • установление тарифов. ФАС ввел целый ряд методик, которые направлены на повышение эффективности национального ценового тарифного регулирования;
  • ответственность конкурсных процедур при исполнении сделок на право пользования главными средствами субъектов, которые находятся в общегосударственной или муниципальной собственности, с учетом как общих требований антимонопольных актов, так и специального положения;
  • субъекты естественных монополий обязаны утверждать инвестиционные программы с федеральными субъектами РФ муниципального образования;
  • установлены правила и принципы гарантирования недискриминационного доступа покупателей к производимым продуктам;
  • отказ от процесса контроля сделок, которые утверждены законом о естественных монополиях №147;
  • были разграничены права и обязанности между службой по тарифному регламентированию естественных монополий, антимонопольной службой и отраслевыми федеральными службами исполнительного правления.

Каждая служба правления, имеющая полномочия относительно регулирования и контроля естественной монопольной области деятельности, обязательно должна иметь определенные права и обязанности, а также обязана нести ответственность за принимаемые решения.

Перечень организаций

Деятельность данных субъектов устанавливается в соответствии со специальными законодательными актами, которые включаются в реестр. Его ведением занимается Федеральный орган по тарифам. В перечень входят только те субъекты, в отношении которых устанавливается общегосударственное регулирование и надзор с целью определения цен тарифов.

Выделяется 3 вида организаций:

  • реестр по субъектам в ТЭК;
  • реестр по субъектам на транспорте;
  • реестр по субъектам в сфере связи.

Скачать закон о субъектах естественных монополий

В области общественного потребления присутствует возможность злоупотребления со стороны естественных монополий, которые могут негативно сказываться на уровне жизни всего населения. Во-первых, это касается повышения тарифов и цен организациями-монополистами, которые приводят к росту издержек производства в иных отраслях, то есть и к росту цен на другие товары. Именно поэтому существует необходимость общегосударственного регулирования таких учреждений со стороны специальных административных служб.

Скачать Федеральный закон №147 «О естественных монополиях» .

Естественные монополии занимают высокое положение на торговых рынках. Это происходит из-за технических особенностей производства. Такие корпорации занимают большую часть торговой ниши и другим организациям и компаниям не выгодно конкурировать с ними. Существует закон, регламентирующий цели, права, функции, обязанности, полномочия такого вида объектов.

Что представляет собой закон?

Закон об естественных монополиях был принят Государственной Думой 19 июля 1995 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Закон о монополии содержит 6 глав и 27 статей. Этот закон регулирует и контролирует возникающие правоотношения между потребителями и субъектами естественных монополий. Также закон регламентирует вектор развития политики по отношению к естественным монополиям РФ, а также развитие эффективности мер функционирования таких монополий.

Краткое содержание Федерального закона номер 147 о естественных монополиях:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, которую регулирует настоящий закон. Перечислены термины и понятия, используемые в законе, и даны их определения. Также описана сфера влияния субъектов ест. монополий. Оформлен список органов и учреждений, проводящих контроль и надзор за деятельностью субъектов естественных концернов, также описаны полномочия сотрудников органов;
  • В главе второй описан надзор и регулирования государством настоящей сферы деятельности. Дан список с описанием методов, которые используются для надзора над субъектами описанных монополий. Оформлена информация о процессах и принципах госконтроля за естественными монополиями. Дан список обязанностей работников;
  • В главе номер три оформлена информация об органах регулирования естественных концернов. Перечислены виды и категории таких органов. Дан список функций и полномочий перечисленных органов. Оформлено, на каких основаниях применяются методы контроля и регулирования. Описано, кому принадлежат права на доступ к информации о деятельности естественных монополий, и на каких основаниях были переданы такие права;
  • В г. четыре оформлены виды и способы ответственности за нарушения и преступления согласно настоящему Федеральному закону. Дан список последствий в случаях нарушений. Также перечислены штрафы, процессы и размеры возмещения убытков;
  • В пятой г. описаны порядки и процессы принятия решений органами управления монополиями и способы исполнения этих решений. Даны пункты порядка, по которому лица могут обжаловать действия сотрудников органов. Также даны пункты процесса принятия решений сотрудниками органов о прекращении регулирования, либо о внесении изменений. Перечислены нюансы, порядок и основания просмотра и рассмотрения работниками органов регулирования естественных монополий дел о нарушениях;
  • В шестой описаны заключительные требования и дополнительные положения и условия настоящего Федерального закона.

Для контроля описанной сферы специально были собраны органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона №58. Подробнее об этом

Список организаций

Деятельность организаций обуславливается законодательными актами, включенными в госреестр. Информацию в реестр заносят сотрудники особого органа, контролирующего тарифы.

  • Реестр со списком и описанием субъектов топливно-энергетических комплексов;
  • Реестр со списком и описанием субъектов работы сферы связи;
  • Реестр со списком и описанием субъектов, занимающихся деятельностью в области транспортного дела.

В списки реестра вносятся только определенные государством субъекты, подходящие под описание и условия. По отношению к этим субъектам государственные органы ведут надзор за деятельностью, функциями и полномочиями.

Какие изменения были внесены в 147 ФЗ?

Последние изменения в закон о субъектах естественных монополий были внесены 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 279. При последней редакции изменения произошли только в 6 статье. Шестая статья была дополнена пятым пунктом. В этом пункте написано, что все процессы и определения цен и тарифов для корпораций по передаче и подаче тепловой энергии определяются другим Федеральным законом. Эту область регулирует закон номер 190 о теплоснабжении.

В статье 10 перечислены функции органов регулирования естественных монополий:

  • Создание и запись информации в реестры по контролю и регулированию деятельности ест. монополий;
  • Принятие решений по внесению изменений и прекращению надзора над описанными объектами;
  • Анализируют и принимают меры и методы регулирования;
  • Рассматривают и вносят корректировки предложений в соответствующие деятельности законы и акты;
  • Только в пределах собственных полномочий и в пределах собственной области имеют право на контроль соблюдения требований закона.

Согласно 8 статье перечислены виды и категории информации, которые подлежат раскрытию публично и должны быть выведены в свободный доступ о регулировании естественных корпораций:

  • Информация о тарифных планах и ценах на услуги или продукцию субъектов естественных монополий;
  • Информация о процессах и способах покупки и продажи, а также о ценах разных объемов товаров;
  • Информация о показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая доходы и расходы;
  • Информация об инвестициях, вкладах и программах вложения денежных сумм, а также итоги таких мероприятий;
  • Информация о товарах, их характеристика, необходимость для потребителя, соответствие продукции установленным требованиям закона;
  • Подробный порядок подключения монополии к внешней инфраструктуре;
  • Сведения о способах доставки, хранения товаров и формы, способы заключения соглашений, договоров или контрактов;
  • Сведения о возможностях тех. доступа к продукции, а также ход отправки и получения заявок.

Во второй статье написано, что описываемый Федеральный закон регламентирует отношения, возникающие между участниками купли — продажи на товарных рынках РФ, когда одним из участников является естественная монополия. Другими участниками правоотношений могут быть потребители продукции, федеральные исполн. органы, органы, относящиеся к субъектам России и учреждения местного самоуправления.

Также читайте о последних изменениях в ФЗ 69

Скачать закон о естественных монополиях с изменениями

Зачастую на рынках страны встречаются ситуации, когда естественные монополии захватывают весь торговый процесс и злоупотребляют своими полномочиями и возможностями. Такие ситуации негативно сказываются на населении России. При отсутствии толковой конкуренции на рынке ест. монополии начинают повышать цены и тарифы, что означает большое количество издержек на других производствах и в других компаниях. Именно поэтому государством было принято решение о контроле этой сферы для улучшения баланса и равновесия в ценовой отрасли. В случае, если гражданин РФ замечает какое-либо нарушение закона со стороны сотрудников описанных корпораций, он имеет право подать в особые органы жалобу. Для правильного оформления жалобы, рекомендуется изучить настоящий закон.