Международное сотрудничество в борьбе с международной преступностью. Международная борьба с преступностью, ее особенности и формы. Новые тенденции в борьбе с международной преступностью

Одной из важных сфер международного сотрудничества является борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера.

Международное преступление - это международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом.

Это такие преступления, как военные преступления, а также преступления против мира и человечности, геноцид, экоцид и др. Борьба с такими преступлениями попадает в сферу компетенции Совета Безопасности ООН, который песет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и выступает от имени всех членов

ООН. Субъектами международных преступлений являются прежде всего государства, а также физические лица, выступающие от его имени и лично совершившие такие преступления.

К международным преступлениям относятся прежде всего военные преступления, преступления против мира и человечности, геноцид, преступление агрессии, определения которых содержатся в Уставе Международного Военного Трибунала от 8 августа 1945 г. В соответствии с Уставом к этим преступлениям относятся:

  • а) преступления против мира, а именно планирование, подготовка, развязывание либо ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений либо участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий;
  • б) военные преступления, а именно нарушения законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море, убийства заложников, ограбление общественной или частной собственности, бессмысленное разрушение городов или деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;
  • в) преступления против человечности, а именно убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или пет.

К военным преступлениям относятся также деяния, перечисленные в Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (11ротокол I):

  • а) насилие над жизнью, здоровьем и физическим или психическим состоянием лиц, в частности:
    • - убийство;
    • - пытки всех видов, будь то физические или психические;
    • - телесные наказания;
    • - увечья;
  • б) надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой его форме;
  • в) взятие заложников;
  • г) коллективные наказания;
  • д) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий. В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3 (I) "Выдача и наказание военных преступников" от 13 февраля 1946 г. членами Организации Объединенных Наций принимаются все меры для того, чтобы военные преступники, которые несут ответственность за указанные преступления или приняли в них непосредственное участие, были арестованы и высланы в те страны, где они совершили свои деяния, для суда и наказания согласно законам этих стран.

Все государства должны прилагать усилия в целях обеспечения розыска, ареста и справедливого наказания компетентными судами в соответствии с нормами международного права и внутренними законами преступников, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. Срок давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества не применяется.

Международным преступлением является геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убивать). В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. под геноцидом понимаются действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Геноцид осуществляется в четырех формах:

  • а) физический геноцид, т.е. физическое истребление целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам;
  • б) социально-экономический геноцид, т.е. умышленное создание для таких групп жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное уничтожение;
  • в) биологический геноцид, т.е. меры по предотвращению деторождения в среде таких групп;
  • г) национально-культурный геноцид, т.е. уничтожение культурных и духовных ценностей таких групп.

Геноцид может совершаться как в военное, так и в мир-нос время. Виновные в совершении геноцида лица подлежат наказанию независимо от того, являются ли они государственными деятелями, должностными или частными лицами. Они должны быть судимы судом того государства, на территории которого совершен геноцид, или таким международным судом, который может быть создан участниками Конвенции. В целях выполнения этого положения государства - участники Конвенции взяли на себя обязательство выдавать лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида, и не считать это преступление политическим. Па лиц, обвиненных в геноциде, не распространяется право убежища.

Одним из самых серьезных международных преступлений является международный терроризм, который характеризуется следующими особенностями:

  • а) подготовка преступления ведется на территории одного государства, а осуществляется, как правило, на территории другого государства;
  • б) совершив преступление па территории одного государства, террорист чаще всего скрывается на территории другого государства (возникает вопрос о его выдаче).

Международное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом началось в период существования Лиги Наций. В 1937 г. была принята Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма, в которой терроризм определяется путем перечисления деяний, подлежащих наказанию: покушение на жизнь глав государств, диверсии, подстрекательство к террористическим актам и др. Конвенция в силу не вступила. После Второй мировой войны проблемой борьбы с терроризмом занимается ООН. Так, 14 декабря 1973 г. была принята Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. К лицам, упоминающимся в Конвенции, относятся главы государств, министры иностранных дел (во время нахождения их в иностранном государстве), представители международных организаций, дипломатические агенты. Преступными являются следующие деяния: преднамеренное убийство, похищение или другое нападение на лицо, пользующееся международной защитой, насильственное нападение на официальное помещение или транспортное средство такого лица, угроза любого такого нападения, соучастие в таком нападении. В национальном законодательстве за такие преступления должно быть установлено наказание как за тяжкие преступления. Преступность террористических актов в отношении этих лиц заключается в том, что такие действия создают серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, которые необходимы для сотрудничества между государствами.

Конвенция содержит нормы, регламентирующие действия государств по установлению юрисдикции и применению надлежащих мер по обеспечению уголовного преследования. Юрисдикция государства в отношении указанного преступления осуществляется в случаях, когда:

  • - преступление совершено на территории этого государства;
  • - предполагаемый преступник является гражданином этого государства;
  • - преступление совершено против лица, выполняющего официальные функции от имени этого государства.

Государства - участники Конвенции взяли на себя обязательство сотрудничать в предотвращении преступлений и оказывать помощь и содействие в расследовании преступлений и наказании преступников.

Европейский совет принял Конвенцию о борьбе с терроризмом 1976 г., которая регламентирует две категории правонарушений:

  • а) деяния, которые государства признают преступными в силу своего участия в Конвенции (незаконный захват воздушных судов, покушение на жизнь и свободу лиц, имеющих право на международную защиту, взятие заложников и произвольное лишение свободы и др.);
  • б) деяния, признание преступными которых отдано на усмотрение государств (акты насилия, являющиеся покушением на жизнь, свободу отдельных лиц, серьезные действия против имущества и создающие общую угрозу для людей).

В рамках принимаемых мировым сообществом мер по пресечению международного терроризма обозначенный в Римском статуте 1998 г. состав военных преступлений и преступлений против человечности покрывает собой преступное деяние международного терроризма. В этом плане можно говорить о том, что международный терроризм как преступление, затрагивающее все мировое сообщество в целом, подпадает под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Включенность мирового сообщества в дело противодействия международному терроризму как международному преступлению предметно обозначила себя через принятие Организацией Объединенных Наций в 2005 г. Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, которая вполне обоснованно обозначила, что акты ядерного терроризма создают потенциальную угрозу международному миру и безопасности. Соответственно, в общих параметрах гл. VII Устава ООН "Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира или актов агрессии" мировое сообщество (в лице Совета Безопасности ООН) призвано применять весь комплекс надлежащих мер, не связанных и связанных с использованием вооруженных сил по линии обеспечения международного мира и безопасности.

Преступления международного характера по объекту посягательства и степени общественной опасности отличаются от международных преступлений. Это такие преступные деяния индивидов или групп лиц, которые посягают не только на национальный, но и на международный правопорядок, представляя общественную опасность для двух или нескольких в масштабе региона государств. Это такие преступления, как, например, распространение и торговля наркотиками, подделка денежных знаков и их распространение, пиратство и так называемое воздушное пиратство, захват заложников; незаконное радиовещание, посягательство на лиц, пользующихся дипломатической защитой, неоказание помощи на море, незаконный оборот автотранспортных средств, оружия, преступления на континентальном шельфе.

Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера регламентируется главным образом многосторонними соглашениями (конвенциями), каждое из которых посвящено отдельному преступлению. В конвенциях, как правило, содержится: а) нормативное определение состава преступления; б) обязательство государства-участника закрепить норму конвенции в национальном законодательстве (имплементировать); в) обязательство государств-участников распространить свою юрисдикцию на соответствующие преступления.

Распространение и торговля наркотиками (как конкретный пример последовательной борьбы мирового сообщества с преступлениями международного характера) являются преступлением, посягающим не только на жизнь и здоровье отдельного человека, но и на подрыв экономики страны, внешнеэкономических связей между государствами, на их мирное сотрудничество. В 1961 г. была подписана Единая конвенция о наркотических средствах, в 1971 г. - Конвенция о психотропных веществах, а в 1988 г. - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с этими конвенциями уголовно наказуемыми деяниями являются производство, хранение, распространение наркотических и психотропных средств, а также их продажа, покупка, ввоз и вывоз. Борьба с распространением и торговлей наркотиками - это внутреннее дело каждого государства, большинство из которых приняли национальные законы, предусматривающие суровые меры наказания. Каждое государство может установить свою юрисдикцию, когда предполагаемый правонарушитель находится на его территории (ст. 4). Конвенция 1988 г. детально регламентирует вопросы взаимной правовой помощи в расследовании, в уголовном преследовании и судебном разбирательстве соответствующих правонарушений (ст. 7).

Преступлением международного характера является подделка денежных знаков и их распространение. Для устранения этого преступления необходимы усилия многих государств. В 1929 г. была подписана Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков, в соответствии с которой государства взяли на себя обязательство преследовать в уголовном порядке тех, кто подделывает или фальсифицирует денежные знаки, распространяет поддельные знаки, участвует в изготовлении приборов или других предметов, предназначенных для подделки. К ответственности привлекаются лица независимо от того, денежные знаки какой страны они изготовляют или подделывают. Конвенция содержит положение о выдаче преступников заинтересованному государству.

Тяжким преступлением международного характера является торговля людьми. Этим преступлением охватываются работорговля, торговля женщинами (склонение к проституции) и детьми. Наиболее важными международно-правовыми актами, запрещающими торговлю рабами, являются Конвенция относительно рабства 1956 г., Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством (принудительный труд).

В 1970 г. государства подписали Конвенцию о пресечении торговли женщинами, которая содержала обязательство государств наказывать за такие действия, как склонение к проституции путем обмана, насилия, угрозы, предусматривалось наказание виновных и выдача их по требованию заинтересованного государства.

Начатая в марте 1999 г. совместно с Институтом ООП по вопросам преступности и правосудия Глобальная программа по борьбе против торговли людьми предусматривает комплекс мероприятий в области научных исследований и технического сотрудничества и разработку международной стратегии борьбы против торговли людьми. Цель ее заключается в том, чтобы содействовать странам вывоза, транзита и назначения в разработке совместных стратегий и эффективных и действенных мер в сфере уголовного правосудия для борьбы с торговлей людьми. Нормативную основу этой Глобальной программы составляет Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, дополняющий Конвенцию ООП против транснациональной организованной преступности, и он же выступает в качестве практического руководства для ее осуществления. Эта Программа включает в себя компонент сбора и анализа данных, предполагающий создание базы данных о тенденциях и потоках торговли людьми, а также анализ практики борьбы с торговлей людьми.

К преступлениям, носящим международный характер , относятся также пиратство, широко распространенное в древние и средние века. Однако пиратские нападения совершаются и в наши дни. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. под пиратством понимается:

  • а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна (летательного аппарата);
  • б) любой акт добровольного участия в использовании судна (летательного аппарата) в целях осуществления вышеуказанных действий;
  • в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению вышеуказанных действий.

Конвенция обязывает все государства сотрудничать в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства (ст. 100). Любое государство может захватить пиратское судно (летательный аппарат), арестовать его экипаж, захватить имеющееся на нем имущество (ст. 105). Захват судна за пиратство может совершаться только военным кораблем или военным летательным аппаратом, состоящим на государственной службе и специально на то уполномоченным (ст. 107). Ни одно государство не должно предоставлять убежища пиратским судам и их экипажам. Пиратские суда под любым флагом и с любым национальным экипажем могут преследоваться в открытом море, быть захвачены и, в случае сопротивления, потоплены военными кораблями любой державы. При захвате пиратского судна его экипаж подвергается наказанию по законам захватившего государства (ст. 105). Само судно и имущество конфискуются захватившим государством или возвращаются законным собственникам.

В целях борьбы с захватом воздушных судов государства приняли в Гааге в декабре 1970 г. Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Конвенция устанавливает, что любое лицо на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое незаконно, путем насилия или угрозы применения насилия захватывает это воздушное судно или осуществляет над ним контроль, совершает преступление. Каждое государство взяло на себя обязательство применять в отношении такого преступления суровые меры наказания. Основной целью Конвенции является обеспечение неотвратимости наказания лиц, виновных в незаконном захвате воздушных судов. Мотивы совершения таких действий не считаются обстоятельством, освобождающим преступника от ответственности.

В Конвенции говорится о возможности выдачи преступника соответствующему государству и устанавливается, что каждое государство может рассматривать данную Конвенцию как основание для выдачи. Вместе с тем в Конвенции не предусмотрена обязательная выдача лиц, совершивших незаконный захват воздушного судна. Государство, на территории которого оказывается преступник, если оно не выдает его, обязано сурово его наказать в соответствии со своим национальным законодательством.

В Конвенции предусматривается также, что органы государства, на территории которого совершил посадку угнанный самолет, должны без задержки возвратить соответствующему государству воздушное судно, груз, пассажиров и экипаж. Нормы Конвенции должны применяться ко всем случаям незаконного захвата воздушных судов, как при международных перевозках, так и при полетах по внутренним авиалиниям.

В параметрах борьбы мирового сообщества за обеспечение международного мира и безопасности важное место занимают меры по недопущению и пресечению незаконного оборота радиоактивных веществ. Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. была принята для обеспечения физической защиты ядерного материала, используемого в мирных целях и находящегося в процессе перевозки, а также ядерного материала, используемого в мирных целях при использовании, хранении и перевозке внутри государства.

К Конвенции имеются Приложения I и П. Приложение I определяет уровни физической защиты ядерного материала при его международной перевозке. Приложение II подробно классифицирует ядерные материалы.

Под ядерным материалом в Конвенции понимается плутоний, за исключением плутония с концентрацией изотопов, превышающей 80% по плутоиию-238, уран-233, уран, обогащенный изотопами, уран-235 или уран-233, уран, содержащий смесь изотопов, встречающихся в природе в форме, отличной от руды или рудных остатков, и любой материал, содержащий вышеназванные элементы.

Международная перевозка ядерного материала согласно Конвенции означает перевозку партии ядерного материала любыми транспортными средствами, которые направляются за пределы территории государства, откуда исходит груз, начиная с его отправления с установки отправителя в этом государстве и кончая его прибытием на установку получателя в государстве конечного назначения.

По Конвенции преступлением является:

  • - получение, владение, использование, передача, видоизменение, уничтожение или распыление ядерного материала без разрешения компетентных органов, которое влечет или может повлечь смерть любого лица либо причинить ему серьезное увечье или серьезный ущерб собственности;
  • - кража ядерного материала или его захват путем грабежа;
  • - присвоение или получение обманным путем ядерного материала;
  • - требование путем угрозы силы или применения силы либо с помощью какой-либо другой формы запугивания о выдаче ядерного материала;
  • - угроза использовать ядерный материал с целью повлечь смерть любого лица, или причинить ему серьезное увечье или значительный ущерб собственности, или совершить хищение ядерного материала с целью вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от пего;
  • - а также попытка или соучастие в совершении какого-либо из вышеперечисленных деяний.

В соответствии с Конвенцией Российская Федерация осуществляет свою юрисдикцию в том случае, когда правонарушение совершено любым лицом на территории Российской Федерации, на борту корабля или самолета, зарегистрированных в Российской Федерации, правонарушитель является гражданином Российской Федерации, Российская Федерация выступает при перевозке ядерного материала в качестве экспортирующего или импортирующего государства.

Межгосударственное сотрудничество в рамках Конвенции 1980 г. предусматривает широкий объем правовой помощи. Предметно это допросы свидетелей, назначение экспертиз, производство других следственных действий, выдача правонарушителя. При этом государство, в котором начато уголовное преследование, обязано уведомить о результатах разбирательства заинтересованные государства и МАГАТЭ.

Одним из важных средств борьбы с преступностью является предупреждение возможности легализации доходов от преступной деятельности и обеспечение их конфискации. Российская Федерация является участником нескольких соглашений, предусматривающих комплекс мер по пресечению отмывания преступных доходов. В их числе - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.), Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами и их государствами-членами в сфере пресечения международной преступности, в том числе по вопросам борьбы с отмыванием денег. Предметным подтверждением заявленной приверженности России содействовать общим усилиям мирового сообщества по обеспечению международной законности и правопорядка является подписание Россией Палермской конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.

Согласно Конвенции Совета Европы 1990 г. "доходы" означают любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления. При этом под "материальными ценностями" понимаются ценности любого вида, вещественные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты и документы, дающие право на имущество.

Конвенция даст определение преступлений, связанных с незаконным отмыванием доходов. Это совершенные умышленно:

Конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть Pix незаконное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических последствий деяния (например, конфискации имущества);

утаивание или искажение природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности;

  • - материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;
  • - приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.

Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов, в частности - идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждение этих материальных ценностей.

Суды и другие компетентные органы государств - участников Конвенции вправе наложить арест на финансовые или иные документы (при этом ссылки на банковскую тайну недопустимы, однако запрашиваемое государство может потребовать, чтобы запрос о сотрудничестве, содержащий требование снятия банковской тайны, был подтвержден судебным органом).

Получив запрос о конфискации орудий или предметов, государство должно предъявить его своим компетентным органам и исполнить. В конфискации может быть отказано, если законодательство запрашиваемого государства нс предусматривает конфискации за данное правонарушение, отсутствует имущество, подлежащее конфискации, истек срок давности.

Государства - участники Конвенции назначают центральный орган, ответственный за направление, получение, исполнение запросов о правовой помощи по делам такого рода и извещают об этом Генерального секретаря Совета Европы. Как правило, в большинстве государств таким органом является прокуратура.

Важным направлением усилий мирового сообщества по обеспечению международного правопорядка является борьба ООН против транснациональной организованной преступности. 15 ноября 2000 г. Генеральная Ассамблея Резолюцией 55/25 приняла Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности параллельно с протоколами о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. Той же Резолюцией Ассамблея открыла эти документы для подписания на Политической конференции высокого уровня, состоявшейся в Палермо, Италия, 12-15 декабря 2000 г. 31 мая 2001 г. Резолюцией 55/255 Ассамблея приняла третий Дополнительный протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, который был открыт для подписания 2 июля 2001 г.

Сто двадцать три государства и Европейское сообщество подписали Конвенцию на этой Конференции, что представляет собой самое высокое число поставленных под Конвенцией подписей в истории Организации Объединенных Наций. Протокол о торговле людьми был подписан 80 государствами и Европейским сообществом, а Протокол против незаконного ввоза мигрантов был подписан 77 государствами и Европейским сообществом. После Конференции в Палермо Конвенцию подписали еще две страны, Протокол о торговле людьми подписали еще пять стран и Протокол против незаконного ввоза мигрантов - еще пять стран. 5 июня 2001 г. Монако стала первой страной, ратифицировавшей Конвенцию и Протокол о торговле людьми, а также Протокол против незаконного ввоза мигрантов. Конвенция и Протоколы были открыты для подписания в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке до 12 декабря 2002 г., а после этой даты государства могут стать их участниками путем присоединения.

Данная Конвенция представляет собой важную веху в международном сотрудничестве в деле борьбы против транснациональной организованной преступности, несет в себе мощный политический потенциал и свидетельствует о решимости международного сообщества эффективно бороться с этой глобальной угрозой. Консенсус по тексту проекта Конвенции и проектов протоколов был достигнут в беспрецедентно короткие сроки. Эти правовые документы устраняют различия в культурных взглядах на данную проблему, устанавливают общие темы и стандарты и предусматривают структуру и ряд механизмов для совместного действия правительств, и особенно правоохранительных органов. В этих документах защита потерпевших и предупреждение транснациональной организованной преступности рассматриваются так же, как краеугольные камни совместной международной деятельности. Кроме того, они содержат положения, которые способствуют укреплению потенциала, предоставлению технической помощи и обмену информацией между государствами-участниками.

Принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности открыло новые перспективы для деятельности, направленной на оказание помощи государствам-членам в борьбе с транснациональной организованной преступностью, особенно технической помощи I! форме предоставления консультативных услуг и осуществления проектов на местах в сочетании со сбором и анализом данных и разработкой соответствующей политики. Смежные мероприятия, в том числе глобальное исследование по транснациональной организованной преступности, которые были начаты ранее, в настоящее время соединены в одну Глобальную программу против транснациональной организованной преступности. Названная Конвенция ООН содержит необходимые нормативные положения и директивные указания для осуществления этой Глобальной программы против транснациональной организованной преступности, которая предусматривает оценку действенности и эффективности современной политики и мер по борьбе с организованной преступностью, оказание помощи в укреплении национального потенциала для сбора, анализа и использования данных, касающихся уголовного правосудия, на основе применения комплексной методики, информирование общественности о существовании, причинах и серьезности угрозы, создаваемой транснациональной организованной преступностью, содействие обмену информацией о характере и тенденциях транснациональной организованной преступности и успешных методах борьбы с ней и оказание технической помощи в виде предоставления консультативных услуг и осуществления проектов па местах.

Борьба с преступным использованием информационных технологий

Проблема использования информационных технологий в преступных целях на национальном и транснациональном уровнях вызывает растущую обеспокоенность государств - членов мирового сообщества. Распространение использования компьютеров и электронных сетей, других средств телекоммуникационной связи усиливает опасность совершения преступлений с их использованием, а также масштабы того вреда, который такие преступления могут причинить. В мае 2000 г., по оценкам специалистов, только один компьютерный вирус заразил 45 млн компьютеров и причинил ущерб на сумму 7-10 млрд долл. США во всем мире.

Озабоченность этими новыми формами преступности отражается в усилиях государств-членов по их пресечению. На национальном уровне многие государства приняли законодательные акты, предусматривающие новые составы преступлений и полномочия по преследованию или же обеспечивающие расширение действующих составов, с тем чтобы они охватывали преступления, совершаемые в новой электронной среде. В рамках ООН компьютерные преступления обсуждались на восьмом Конгрессе ООП по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, где была принята резолюция по этому вопросу, на основании которой в 1994 г. было издано Руководство по предупреждению преступлений, связанных с применением компьютеров, и борьбе с ними. Следует также напомнить о том, что 4 декабря 2000 г. Генеральная Ассамблея приняла Резолюцию 55/63, в которой констатировалась значимость усилий мирового сообщества по предупреждению преступного использования информационных технологий.

Во исполнение Резолюции 1999/23 Экономического и Социального Совета Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию на ее десятой сессии был представлен доклад о преступлениях, связанных с компьютерными сетями. В постановочном плане проблемы высокотехнологичных и компьютерных преступлений, а также деятельности ООН и других межправительственных организаций по ее решению необходимо рассматривать и как расширяющиеся новые формы транснациональной преступности, и в таком более общем контексте, как социально-экономическое развитие и защита прав человека.

При подходе к этой теме сразу же возникает вопрос, правомерно ли говорить о международной борьбе с преступностью в то время, когда преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под юрисдикцию этого государства.

В самом деле, борьба с преступностью в каком-либо государстве не является международной в буквальном смысле этого слова. Действует юрисдикция данного государства, компетенция его правоохранительных органов. Точно так же под юрисдикцию государства подпадают преступления, совершенные вне его территории, например в открытом море на морских судах, плавающих под флагом этого государства.

С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами.

Развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь.

Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся. Если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п.

На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами.

То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью.

Например, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись которой в состоянии далеко не все государства.

Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с отдельными видами преступлений и, прежде всего, с организованной преступностью. Хотя борьба с преступностью международного характера остается задачей первостепенной важности, все больше внимания уделяется проблеме предупреждения преступности, обращения с правонарушителями, функционирования пенитенциарной системы и т. п.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях.

1. Двустороннее сотрудничество.

Здесь наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются. Межгосударственные и межправительственные соглашения, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств.

2. Сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением интересов и характеров отношений стран определенного региона.

Так, например, в 1971 г. 14 государств-членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение. 20 апреля 1959 года в Страсбурге страны-члены Совета Европы подписали Европейскую Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам .

В рамках СНГ в 2002 г. в Кишиневе страны Содружества подписали Конвенцию о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам .

  • 3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система многосторонних универсальных договоров в области международного уголовного права:
    • - Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г. ;
    • - Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими людьми 1949 г. ;
    • - Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г. ;
    • - Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. ;
    • - Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. ;
    • - Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. ;
    • - Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. ;
    • - Конвенция о наркотических веществах 1961 г. ;
    • - Конвенция о психотропных веществах 1971 г. ;
    • - Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. ;
    • - Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г ;
    • - Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г ;
    • - Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 г. и т.д.

Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач:

  • - согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для нескольких или всех государств;
  • - координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;
  • - установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;
  • - обеспечение неотвратимости наказания;
  • - оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников.

Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью ведется в нескольких направлениях:

Признание опасности для сообщества государств определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер для их пресечения.

Оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей. Существует два возможных канала осуществления - через дипломатические учреждения и путем непосредственных связей между органами, ведущими в своей стране розыск и дознание (правоохранительные органы).

Необходимо отметить расширение этого направления сотрудничества: если раньше государства обращались к конкретной стране с просьбой о розыске или выдаче преступника, то в настоящее время этот розыск ведется во всемирном масштабе, причем объявляется розыск не только сбежавшего преступника, но и похищенного имущества. С целью облегчения розыска иногда осуществляется обмен информацией.

Помощь в деле получения необходимых материалов по уголовному делу. В случае совершения преступления или совершения его в нескольких странах или совершения его части в другом государстве и т. д. Свидетели и вещественные доказательства могут находиться в другом государстве. Для получения материалов по делу в отдельных случаях необходимо произвести следственные действия за границей, что осуществляется путем направления соответствующего отдельного поручения. Это может быть поручение допросить свидетеля, потерпевшего, произвести осмотр места происшествия и т. п. .

Соглашение определяет, какого рода поручения можно давать соответствующим органам другого государства. Орган, который должен выполнить это поручение руководствуется своими национальными процессуальными нормами, при этом должны быть даны ответы на все поставленные в поручении вопросы.

Оказание практической помощи отдельным государствам в разрешении проблем преступности, изучении этих проблем.

Этот вид помощи выражается в направлении в отдельные страны экспертов призванных оказать конкретную помощь (определить основные направления борьбы с преступностью, дать рекомендации по организации пенитенциарной системы и др.).

Изучение проблем преступности и борьбы с ней. С этой целью созываются международные конгрессы. Конференции, создаются международные организации, научно-исследовательские институты.

Обмен информацией. Государства часто договариваются предоставлять друг другу информацию необходимую для успешного проведения следствия и поимки преступника, а также другую информацию уголовного характера. В частности обмен информацией о приговорах, вынесенных в отношении граждан другой страны. Как правило, обмен такого рода информацией происходит раз в год.

Международная преступность представляет собой совокупность всех преступных деяний, совершенных в определенный период в государствах.

Под международнойборьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами. При этом различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью.

Международная организация уголовной полиции (Интерпол ) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав. В 1982 г. Интерпол получил статус международной межправительственной организации. Его членами являются более 170 государств, и по численности он уступает только ООН.

В соответствии с Уставом Интерпола каждая страна может уполномочить выступать в качестве члена Интерпола любой полицейский орган, функции которого совпадают со сферой деятельности этой организации.

Целями Интерпола объявлены:

1) обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;

2) развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Основные направления деятельности Интерпола следующие.

1. Уголовная регистрация. Объект регистрации - сведения о "международных" преступниках и преступлениях, носящих международный характер.

2. Международный розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола - это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.).

3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.

4. Розыск лиц, пропавших без вести.

5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).

33.Виды и формы борьбы с международным терроризмом.

Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror - страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».

В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. В конце 1960-х годов появилась специфическая форма терроризма - международный.

Виды терроризма

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:

  • Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация;
  • Организованный, коллективный - террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией. Организованный терроризм - наиболее распространённый в современном мире.

По своим целям терроризм делится на:

  • Националистический - преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;
  • Религиозный - может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную;
  • Идеологически заданный, социальный - преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме.

Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый», и др.

Это деление терроризма условно и сходства можно найти во всех его видах.

Особые формы

Террор - применение силы или угроза её применения сильнейшей стороной по отношению к слабейшей (обычный терроризм - наоборот). Примеры: практика массовых публичных казней палачами революционного правительства Франции в 1792 году; «красный террор», сталинские репрессии.

Безлидерный терроризм - террористические акты, совершаемые малыми независимыми группами (тайными ячейками) или отдельными людьми. При этом террористическая организация может быть пирамидальной, но ее сторонники действуют независимо.

Правительства и терроризм

Правительства противодействуют терроризму, чтобы поддерживать стабильную политическую ситуацию. Однако правительство страны может также заниматься специфическим видом терроризма - государственным терроризмом: поддержкой террористических группировок в других странах, арестами, пытками и убийствами членов национальных меньшинств,оппозиции

Запугиванием населения в целях поддержки правящего режима.

Борьба с терроризмом

Специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют две возможные стратегии борьбы с терроризмом - «прогрессивную» и «консервативную»:

«Прогрессивная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов - выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.). В определённой степени такой позиции до недавнего времени придерживалась Россия.

«Консервативная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий.

34. Международное гуманитарное право: понятие, принципы, источники. Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949г.

Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в

  • Гаагских Конвенциях,
  • Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и
  • Дополнительных Протоколах к ним 1977 г.,
  • резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.

Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты немеждународного (внутреннего) характера.

Международное гуманитарное право, именуемое в некоторых нормативных правовых актах как «право вооруженных (военных) конфликтов» или «право войны», представляет собой применяемую в период военных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения военных действий.
Цель международного гуманитарного права - облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые военными действиями, как их непосредственным участникам, так и лицам, непосредственно не принимающим в них участие, а также защитить объекты, не имеющие военного значения.
Предмет регулирования данной отрасли права включает межгосударственные отношения, возникающие по поводу :
- начала и окончания войны или вооруженного конфликта;
- нейтралитета государств, не участвующих в войне (вооруженном конфликте);
- ограничения воюющих в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий;
- защиты жертв войны и культурных ценностей во время войны (вооруженного конфликта); условий военной оккупации; ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

Основными принципами международного гуманитарного права являются:

  • принципы гуманизма;
  • недопустимости дискриминации жертв войны;
  • международно-правовой ответственности государств и уголовной ответственности физических лиц за нарушение норм права;
  • ограничения воюющих в выборе способов и средств ведения боевых действий;
  • разграничения военных и гражданских объектов;
  • защиты законных прав участников военных действий и неотъемлемых прав гражданских лиц;
  • ненападения на гражданское население.

Основными источниками международного гуманитарного права, которые реализуют данные принципы в виде конкретных положений, требований и норм, являются: - Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.; - Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; - Женевский протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или подобных газов и бактериологического оружия 1925 г.; - Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г.; - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.; - Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия 1993 г.; В настоящее время Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области международного гуманитарного права. Положения и нормы международного гуманитарного права базируются на едином понимании всеми государствами и их гражданами, прежде всего из состава вооруженных сил, сущности и содержания основных субъектов, объектов и процессов, которые являются неотъемлемыми составными частями такого сложного социального явления, как война или вооруженный конфликт.

К основным субъектам международного гуманитарного права относятся законные участники военного конфликта: «комбатант» (воюющий), «некомбатант», а также «лицо, находящееся под защитой» , статус которых определен Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним.

Комбатанты (воюющие) - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте (за исключением военно-медицинского и военно-духовного персонала). Комбатантами в ряде случаев могут признаваться партизаны, лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение Сопротивления, а также некоторые другие категории лиц. Они имеют право принимать непосредственное участие в боевых действиях и в случае захвата противником получать статус военнопленного. Комбатанты обязаны соблюдать в своих действиях нормы международного гуманитарного права и отличать себя от гражданского населения, по крайней мере, открытым ношением оружия в ходе боя или на виду у противника перед вступлением в бой.

Некомбатантами признаются лица, не входящие в состав вооруженных сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав действующей армии (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в сражении с оружием в руках. Они имеют специальный правовой статус в случае задержания их неприятелем.

Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов.

К жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам. Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.


Похожая информация.


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТАМБОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин

Утверждаю

Начальник кафедры

государственно-правовых

и гражданско-правовых дисциплин

полковник милиции

А.Н. Попов

Фондовая лекция

по международному праву.

Тема: «Международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью».

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры протокол №

от « »__________ 2008г.

Тамбов 2008

ПЛАН:

Введение

1. Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и формы

2. Борьба с преступностью на основе многосторонних соглашений

3. Борьба с незаконным оборотом наркотиков

4. Борьба с международным терроризмом

5. Международные органы по борьбе с преступностью

6. Выдача преступников

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

При подходе к этой теме сразу же возникает вопрос, правомерно ли говорить о международной борьбе с преступностью в то время, когда преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под юрисдикцию этого государства. В самом деле, борьба с преступностью в каком-либо государстве не является международной в буквальном смысле этого слова. Действует юрисдикция данного государства, компетенция его правоохранительных органов. Точно так же под юрисдикцию государства подпадают преступления, совершенные вне его территории, например в открытом море на морских судах, плавающих под флагом этого государства.

С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами.

Развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся. Если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п.


На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.

Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и формы

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. Например, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись которой в состоянии далеко не все государства.

Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с отдельными видами преступлений и прежде всего с организованной преступностью. Хотя борьба с преступностью международного характера остается задачей первостепенной важности, все больше внимания уделяется проблеме предупреждения преступности, обращения с правонарушителями, функционирования пенитенциарной системы и т. п.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое уходит своими корнями в далекое прошлое. В настоящее время оно не только не утратило своего значения, но играет постоянно возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

В договорной практике России насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном это договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. В части, касающейся уголовной сферы, в этих соглашениях регулируется порядок взаимодействия судебно-следственных органов двух стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами того государства, где ими совершены преступления. Большинство этих договоров было заключено Советским Союзом, и они перешли к России как государству - продолжателю СССР. Но ряд соглашений подписан уже Россией: с Китаем, Азербайджаном, Кыргызстаном, Литвой. Межгосударственные и межправительственные двусторонние договоры, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств, например МВД, Таможенного комитета, более детально определяются их задачи, порядок решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Помимо двустороннего сотрудничество государств осуществляется также на региональном уровне, что обусловлено совпадением интересов и характером отношений стран определенного региона. В его осуществлении существенную роль играют такие региональные организации, как ОАГ, ЛАГ, ОАЕ и др. В 1971 году 14 государств - членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение.

Большая работа в этом отношении проводится в Совете Европы. О высоком уровне сотрудничества в европейском регионе свидетельствуют конвенции: о выдаче преступников; о правовой помощи по уголовным делам; о признании приговоров по уголовным делам; о передаче судопроизводства по уголовным делам; о правонарушениях в отношении культурных ценностей; об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.

Представляет интерес Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Она была подписана в 1978 году в Берлине в основном странами Центральной и Восточной Европы и является в настоящее время действующей.

Быстро развивается сотрудничество в этой области и в рамках СНГ. Его актуальность особенно очевидна как в связи с ростом преступности в странах СНГ, так и по причине открытости границ, что лишает государства возможности успешно бороться с преступностью в одиночку. В августе 1992 года все государства - члены СНГ, а также Грузия подписали Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией. В январе 1993 года в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие статьи этой Конвенции посвящены оказанию правовой помощи по уголовным делам. Они регламентируют сотрудничество по таким вопросам, как выдача преступников, осуществление уголовного преследования, рассмотрение дел, подсудных судам двух или нескольких государств, передача предметов, использованных при совершении преступления, обмен информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т. п.

В ходе развития сотрудничества между государствами довольно быстро обнаружилось, что нельзя ограничиться двусторонними и региональными соглашениями. Стало ясно, что некоторые виды преступлений затрагивают интересы всего мирового сообщества, что создало предпосылки для выхода сотрудничества государств в данной области на универсальный уровень.

Начался процесс заключения многосторонних договоров, и если во времена Лиги Наций в них участвовали десятки государств, то в период деятельности ООН их количество превысило сотню.

Формы и механизмы международного сотрудничества в борьбе с трансграничной преступностью

2.1 Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и формы

При подходе к этой теме сразу же возникает вопрос, правомерно ли говорить о международной борьбе с преступностью в то время, когда преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под юрисдикцию этого государства. В самом деле, борьба с преступностью в каком-либо государстве не является международной в буквальном смысле этого слова. Действует юрисдикция данного государства, компетенция его правоохранительных органов. Точно так же под юрисдикцию государства подпадают преступления, совершенные вне его территории, например в открытом море на морских судах, плавающих под флагом этого государства.

С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами.

Развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся. Если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п.

На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. Например, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись которой в состоянии далеко не все государства.

Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с отдельными видами преступлений и прежде всего с организованной преступностью. Хотя борьба с преступностью международного характера остается задачей первостепенной важности, все больше внимания уделяется проблеме предупреждения преступности, обращения с правонарушителями, функционирования пенитенциарной системы и т. п.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое уходит своими корнями в далекое прошлое. В настоящее время оно не только не утратило своего значения, но играет постоянно возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

В договорной практике России насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном это договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. В части, касающейся уголовной сферы, в этих соглашениях регулируется порядок взаимодействия судебно-следственных органов двух стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами того государства, где ими совершены преступления. Большинство этих договоров было заключено Советским Союзом, и они перешли к России как государству -- продолжателю СССР. Но ряд соглашений подписан уже Россией: с Китаем, Азербайджаном, Кыргызстаном, Литвой. Межгосударственные и межправительственные двусторонние договоры, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств, например МВД, Таможенного комитета, более детально определяются их задачи, порядок решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Помимо двустороннего сотрудничество государств осуществляется также на региональном уровне, что обусловлено совпадением интересов и характером отношений стран определенного региона. В его осуществлении существенную роль играют такие региональные организации, как ОАГ, ЛАГ, ОАЕ и др. В 1971 году 14 государств -- членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение.

Большая работа в этом отношении проводится в Совете Европы. О высоком уровне сотрудничества в европейском регионе свидетельствуют конвенции: о выдаче преступников; о правовой помощи по уголовным делам; о признании приговоров по уголовным делам; о передаче судопроизводства по уголовным делам; о правонарушениях в отношении культурных ценностей; об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.

Представляет интерес Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г. // Ведомости СССР. 1979. № 33. Она была подписана в 1978 году в Берлине в основном странами Центральной и Восточной Европы и является в настоящее время действующей.

Быстро развивается сотрудничество в этой области и в рамках СНГ. Его актуальность особенно очевидна как в связи с ростом преступности в странах СНГ, так и по причине открытости границ, что лишает государства возможности успешно бороться с преступностью в одиночку. В августе 1992 года все государства -- члены СНГ, а также Грузия подписали Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией. В январе 1993 года в Минске страны Содружества Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. № 2. (кроме Азербайджана С Азербайджаном договор подписан в 1992 г. - Договор между РФ и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г. // БМД. 1995. № 5.) подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие статьи этой Конвенции посвящены оказанию правовой помощи по уголовным делам. Они регламентируют сотрудничество по таким вопросам, как выдача преступников, осуществление уголовного преследования, рассмотрение дел, подсудных судам двух или нескольких государств, передача предметов, использованных при совершении преступления, обмен информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т. п.

Анализ преступности несовершеннолетних граждан в современной России

Система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан...

Интерпол: правовые основы организации и деятельности

На рубеже XIX-XX веков, в связи с развитием науки и техники, и возникновением торговых отношений международного характера привели к росту преступности на международной уровне. Международная преступность затрагивает интересы двух или более стран...

Компьютерная преступность как комплексная международная проблема

Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

Планирование призвано упорядочить сложный и многогранный процесс предупредительного воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути работы, выбрать такие тактические методы и приемы...

Международное сотрудничество в сфере борьбы с трансграничной преступностью

Организованная преступность

В системе государственных органов занимающихся борьбой с организованной преступностью МВД РФ занимает центральное место. Основным органом, созданным в системе данного министерства...

Особенности трансграничной организованной преступности в сфере экономики

На сегодняшний день Министерством иностранных дел РФ заключено свыше 70 межведомственных соглашений о сотрудничестве, включая и страны дальнего зарубежья. В том числе с полицейскими органами Италии, Франции, Норвегии, Швеции, Египта...

Предупреждение преступности и криминологическое прогнозирование, планирование

Криминологический прогноз является научной основой программирования и планирования деятельности общества, правоохранительных органов по борьбе с преступностью...

Преступления против государственной власти

Выявление причинного комплекса, порождающего государственную преступность, не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленной борьбы с указанной категорией преступлений...

Проблемы борьбы с преступностью в Республике Казахстан

Борьба с преступностью - сложная системная деятельность, представляющая собой единство трех следующих подсистем: общей организации борьбы; предупреждения преступности и правоохранительной деятельности...

Проблемы борьбы с преступностью в Республике Казахстан

Какова же даже не задача, а сверхзадача борьбы с преступностью. Можно ли всерьез рассчитывать на окончательную победу над ней. Эти вопросы задавали себе многие авторы на протяжении всей истории человечества...

Характеристика организационно-правовых основ создания и деятельности сыскных отделений в начале XX века

Функции полиции обусловливаются целью их деятельности, которой является защита нравственно-правовых ценностей общества. Полицеист И. Е. Андреевский полагал: «Жизнь человека...

Экономическая преступность

Для обеспечения экономической безопасности России необходимо определить: · приоритеты в понятиях...