Как в гибдд избавляются от всего человеческого. Мвд проводит проверку по факту видео о коррупции в гибдд саратова

Для всех не секрет, что структуру ГИБДД взяточничество стороной не обошло. Это очень «хлебное» место с точки зрения мздоимства. Торговля блатными номерными знаками на автомобили, помощь в сдаче экзаменов на водительское удостоверение, и тому подобное.

Но и правоохранительные органы не спят. За неполный 2015 год были раскрыты крупные коррупционные дела в высших чинах Госавтоинспекции.

Анекдот в тему:
Устроился парень работать инспектором ГИБДД. Приходит через месяц за зарплатой в кассу. Кассир протягивает ему табель, он расписывается, отдает табель, а окно закрывается. На следующий месяц то же самое. Пошел к начальнику своему узнать, в чем дело. А он ему и говорит: «Поехали, покажу как надо». Приезжают на пост ГАИ и через два часа у них в машине полно денег и всякой всячины. Начальник и говорит: «Вот видишь! Всего пару часов, а я вашу зарплату целый месяц жду!»

Хочешь работать - плати!

В каждой шутке есть доля правды. И вышеприведенный анекдот не исключение. То и дело в СМИ рассказывают о том, что для рядовых сотрудников ГИБДД установлена такса поборов, что каждый должен за месяц сдать определенную сумму начальству. И получается как на карикатуре: наверху сидит самый чистый ворон, а чем ниже сидят птицы, тем больше на них помета. И действительно, в наших глазах рядовые сотрудники, патрулирующие город, самые последние люди, а тот факт, что зачастую они берут взятки не по своей воле, нас не волнует.

Он же памятник, кто ж его посадит?

Чиновники, слава богу, не памятники, на них заводят уголовные дела и даже сажают. За последние 2 года десятки высших чинов в региональных ГИБДД становились фигурантами уголовных дел.

Этим летом была поставлена точка в самом громком коррупционном деле последних лет в Мордовии . Бывшего руководителя мордовского ГИБДД А. Шелудякова приговорили к 10 годам строгого режима, командир спецбатальона В. Астунин по этому же уголовному делу получил 8 лет тюрьмы, а руководитель районного ГИБДД Р. Исякаев - 4,5 года. В доход государству эта троица за свои махинации должна будет выплатить более 50 миллионов рублей: 35 миллионов, 16 миллионов и 200 тысяч рублей соответственно.

Осужденных обвинили в мошенничестве с использованием своего служебного положения, в покушении на мошенничество в особо крупном размере, в посредничестве во взяточничестве.

Экс-начальника мордовского ГАИ обвинили в получении с рядовых сотрудников денег за покровительство по службе, в том числе с помощью командира спецбатальона Астунина, за что и он был наказан. Кстати, Астунин единственный фигурант этого уголовного дела, который признал свою вину, за что и получил вместо запрашиваемых прокурором 10 лет лишь 8.

Следствие доказало, что только за 2013 год Шелудяков получил свыше 1,1 миллиона рублей, а работал он в Мордовии с 2006 года, сколько еще неизвестных фактов мздоимства остались за пределами уголовного дела, неизвестно. Еще ему инкриминировали дачу взятки московскому руководству ГИБДД. Не факт, что это была взятка в 100 тысяч рублей, может это была круговая порука: «я знаю, что берешь, делись и со мной».

А районный начальник ГИБДД Исякаев попался на том, что совместно со своим начальником Шелудяковым требовал от другого районного руководителя подразделения ГИБДД 1,5% миллиона рублей якобы, чтобы поспособствовать ему в улучшении жилищных условий.

С миру по нитке - голому рубаха

Чуть ли не каждый день мы слышим по телевизору или читаем в интернете о мелких . Но стоит задуматься о том, сколько эпизодов взяточничества по 35-55 тысяч рублей остались неизвестными. Получается, что в месяц каждый инспектор-взяточник может иметь доход в сотни тысяч рублей.

Так в Крыму был задержан сотрудник ГИБДД за взятку в 35 тысяч рублей. Помог поставить на учет автомобиль с агрегатами, номера которых не совпадают с документами.

В конце июля трое сотрудников столичной Госавтоинспекции были задержаны за подозрение в получении взятки в размере 200 тысяч рублей. Этой суммой гражданин откупился от административной ответственности за нарушения ПДД. Судя по сумме ему светило лишение прав.

Особо отличились гаишники в Чите . Они помогали регистрировать автомобили, привезенные в Россию в разобранном виде, что снижает таможенные сборы за ввоз. Ввоз автомобилей-конструкторов запрещен законом, их ввозили под видом деталей. Незаконная регистрация автомобиля-конструктора оплачивалась гаишникам в размере 50-100 тысяч рублей. На какую сумму обогатились читинские инспекторы ГИБДД, разбирается следствие.

Руководитель ГИБДД Новосибирска попался на смешной взятке 30 тысяч рублей. Взятка предназначалась за помощь в возврате МАЗа со штрафстоянки. Эксперты трубят о подставе, ведь возле штрафстоянок ходят люди, которые за 5-10 тысяч рублей обещают вернуть вашу машину, неужели столь высокий чиновник будет мараться из-за 35 тысяч рублей.

Как еще борются с взятками в ГИБДД?


В столичной Госавтоинспекции ввели электронную систему распределения регистрационных номеров для автомобилей. По словам ведомства, инспекторы не могут повлиять на распределение номеров компьютером, поэтому торговля номерами в столице прикрыта. Но ведь в регионах то все вручную, поэтому ничего не стоит доехать до соседнего региона и прикупить там себе «999». А будет ли принят окончательно закон, предусматривающий аукционное распределение госномеров, не ясно. Но и он даст возможность брать взятку за красивый номер, контрактная же система госзакупок не искоренила коррупцию в торгах.

В Саратовской области разразился громкий скандал после анонимного видеообращения на YouTube мужчины, представившегося действующим сотрудником ГИБДД.

Он досконально описал коррупционные схемы в городской госавтоинспекции, которые, по его словам, действуют практически на любом участке работы ведомства.

В организации поборов, в том числе с самих гаишников, аноним обвинил главу полка ДПС ГИБДД Саратова Якова Муравьева. При этом никаких вещественных доказательств своих слов автор ролика не привел, ограничившись лишь словесным изложением своей точки зрения.

«Сразу отмечу, что я отнюдь не положительный персонаж, поэтому вынужден скрывать свое лицо. Терпеть эту ситуацию сил больше нет ни у меня, ни у моих сослуживцев. Самодурство, самоуправство и коррупция превысили все мыслимые пределы. Прошу считать это официальным обращением во все инстанции и лично к министру внутренних дел России генералу полиции Владимиру Колокольцеву и начальнику ГУ МВД по Саратовской области генерал-лейтенанту полиции Сергею Аренину», — заявляет в начале видеообращения сидящий спиной к камере мужчина в черной кофте, по всей видимости высокого роста и весьма атлетического телосложения.

Обрисовывая ситуацию в городской ГИБДД, автор обращения долго и подробно перечисляет различные коррупционные проявления, якобы имеющие место в полку ДПС. Он детально описывает, кто, кому, за что и сколько платит внутри этой замкнутой полицейской системы.

Новый мост через Волгу в окрестностях Саратова автор записи называет «золотым». Так якобы его прозвали дальнобойщики, которые пытаются по нему проехать.

Каждый сотрудник, говорит предполагаемый полицейский, работающий на этом мосту, должен отдавать начальству «дань» в 8−10 тыс. за 12-часовую смену. И это все «несмотря на то, что по решению начальника ГУ МВД Сергея Аренина на новый мост поставили 20 камер видеонаблюдения».

С дальнобойщиков, утверждается в ролике, берут деньги буквально за любое нарушение — провезти по «золотому» мосту с негласного разрешения начальства инспектора дозволяют буквально все: «безакцизную водку, нелегальных мигрантов, продукцию из Казахстана, контрафакт и другие товары». Так, пьяные водители платят за безнаказанность от 20 тыс. до 100 тыс. рублей, нелегальные грузы — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей.

Тех, кто не справляется с «планом», могут «наказать» перемещением на менее «хлебные» места — старый саратовский мост или, что еще хуже, на пост у здания ГИБДД Саратова и управления ГИБДД по области. По словам автора обращения, там «зарабатывать» просто не на ком.

Для примера аноним сообщил, что работающие на старом мосту сотрудники ГИБДД, как утверждается, должны сдавать начальству всего по 1 тыс. рублей, да и то не всегда — мужчина объясняет такой разброс «цен» отсутствием здесь федеральной трассы и, как следствие, дальнобойщиков.

В общей сложности с двух мостов сотрудники ДПС должны передавать начальству 20 тыс. рублей в сутки.

Аноним также рассказал о поборах в сфере эвакуации автомобилей. По его словам, ранее каждый гаишник с одной эвакуированной машины получал от штрафстоянки 350 рублей, но после назначения в Саратов Муравьева 50 рублей из этих денег якобы стал забирать он. Мужчина уверяет, что за эту долю подполковник получил прозвище Яшка-полтинник. Общий нелегальный доход со штрафстоянок автор ролика оценил в 200 тыс. рублей. При этом любой автомобилист за мзду якобы может легко и быстро вернуть свою машину без лишних формальностей.

Рядовым полицейским, как уверяет заявитель, приходится постоянно за все платить. Чтобы уйти в законный выходной, нужно отдать командиру 1 тыс. рублей.

«Людей даже на такие мероприятия, как похороны, отпускают лишь за деньги. Сотрудники элементарно не знают свой график работы и когда у них выпадет выходной», — уверяет он.

Заправка служебных автомобилей и, что удивительно, их ремонт после ДТП также оплачиваются в основном из кошелька инспекторов. Даже если в аварии они не виноваты. Проверить свои слова относительно расходов на бензин автор ролика предложил с помощью камер на АЗС, где видно, что инспекторы расплачиваются наличными.

«Те, кто не занимается поборами, выполняют всевозможные служебные поручения. Те, кто платят, освобождены от этих обязанностей», — рассказал «сотрудник ГИБДД».

Также среди упомянутых мужчиной предполагаемых преступлений руководства полка ДПС — оформление фиктивных ДТП для получения страховых выплат, принятие решения в пользу того или иного участника аварии.

Есть, по его словам, в ГИБДД Саратова и тотальная «палочная система»: у не выполнившего необходимый план по фиксации тех или иных нарушений сотрудника после смены могут даже не принять оружия, и ему придется работать до тех пор, пока нужные показатели не будут достигнуты.

«План ставится невыполнимый и постоянно растет. Хотя все знают, что такие вещи давно запрещены. Если план не выполняешь — остаешься без выходных», — говорит он.

Помимо вышеупомянутых сведений на записи перечислено и множество других эпизодов возможной коррупции и злоупотреблений.

«К сожалению, данное видеообращение вряд ли что-то изменит. Все как было, так и останется. Все правоохранители будут заниматься не тем, чтобы разобраться в проблеме, а тем, чтобы вычислить инспектора, который рассказал всю правду народу», — подытоживает аноним.

В пресс-службе областного ГУ МВД «Газете.Ru» сообщили, что по факту появления видеозаписи в ведомстве проходит служебная проверка, которая в настоящий момент продолжается, поэтому никаких конкретных комментариев в областном главке пока не дают. «Проверка, ее проводит в том числе сотрудник отдела собственной безопасности, может продлиться до 30 дней, но ее срок в случае необходимости может быть увеличен», — сообщили в ведомстве.

Официальный представитель областного управления Следственного комитета, который занимается преступлениями, совершенными сотрудниками полиции, дала понять «Газете.Ru», что в ведомстве в курсе появления видеозаписи. «Но никаких проверок у нас пока нет», — сообщила представитель СК.

«То, что один из руководителей ГИБДД города взяточник, — этот факт пока никто не установил. Есть какой-то человек, повернутый к нам спиной, который рассказывает о том, что кто-то кому-то в ГИБДД передает какие-то суммы. Я тоже об этом слышал от своих знакомых, например по ситуации со штрафстоянками, но это еще ничего не значит, — говорит известный саратовский автомобильный активист Евгений Ширманов. — Понятно, что если сведения будут честно и досконально проверять, то, наверное, из ГИБДД придется уволить очень много сотрудников, руководителей. Проверку, конечно, проведут, но скорее формальную. Опросят всех упомянутых сотрудников, спросят, берут ли они взятки, передают ли деньги руководителям. Мы понимаем, что они скажут в ответ, и на этом проверка закончится.

Никто открыто ничего не скажет. Если выступишь, даже что-то предъявишь, то тебе скажут, что это клевета, доказательств недостаточно, они недостоверны — и на этом все».

Активист прокомментировал свое невольное участие в видеоролике, где он в ходе инцидента на дороге настойчиво обращается к Муравьеву, но тот в ответ почти никак не реагирует.

«У меня с ним был инцидент. На меня сзади напал один из сотрудников ГИБДД, а тот стоит рядом и ничего не видит. Был случай, этот видеоролик у меня тоже есть, когда у нас с друзьями на новом мосту потребовали взятку в 500 рублей за отсутствие страхового полиса. Мы возмутились, вызвали на место сотрудников отдела собственной безопасности, приехал ответственный от ГИБДД. Выяснилось, что начальник его — тот самый Муравьев. И с тех пор ничего не произошло, этот полицейский, несмотря на заявление, на видеозапись инцидента, продолжает нести службу. Но надежда, что в этот раз виновных накажут, есть, иначе бы не публиковал этот ролик на своем канале, не просил его распространять», — добавил активист.

Примечательно, что после того, как активист спустя несколько дней после появления ролика обратил на него внимание и разместил в своем аккаунте, запись посмотрели уже более 85 тыс. человек, а оригинал в аккаунте «Алексей ГИБДД» — лишь около 23 тысяч.

Сотрудники полиции не так часто публично обращаются к руководству МВД и выступают с разоблачениями начальства. Последним таким ярким эпизодом стало дело так называемого Андрея Ласкина из Нижневартовска.

Узнав, что остановленные его нарядом и оформленные по всем правилам двое пьяных водителя по какой-то причине не были лишены водительских прав, он обнародовал записи со служебного видеорегистратора. Они наглядно подтверждают слова инспектора, а заодно и состояние двух автомобилистов, один из которых, кстати, оказался действующим сотрудником полиции.

Появлению записей в интернете предшествовало обращение Ласкина к Владимиру Путину и Юрию Чайке, в котором он обвинял свое руководство в том, что именно оно «не дало ход» административным протоколам.

Итогом скандала, который повлек за собой уголовное дело и служебные разбирательства, стало увольнение Ласкина со службы с циничной формулировкой за «поступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел», а именно обнародование видеозаписей.

При этом, несмотря на очевидность правонарушения, к обоим пьяным автомобилистам, выявленных Ласкиным, в окружном МВД никаких санкций применять не стали, даже не уволив оскандалившегося полицейского.

Впрочем, Ласкину удалось восстановиться на работе с помощью суда. Однако, как зимой писала «Газета.Ru», из-за предвзятого отношения со стороны начальства он .

Летом 2013 года почти 150 сотрудников ГИБДД Тюмени , в котором пожаловались на массовые поборы со стороны начальства и увольнения недовольных. Даже за само право работать в местном полку ДПС сотрудник должен был заплатить руководству от 200 тыс. до 300 тыс. рублей в зависимости от должности.

Из-за огромного резонанса в город приехала комиссия из Москвы, которая . После этого в руководстве региональной полиции произошли серьезные кадровые перестановки.

Вопрос коррупции и взяток в ГИБДД при получении водительского удостоверения (прав) очень сложен. Действует презумпция невиновности сотрудников ГИБДД, а система приема экзаменов в ГИБДД построена так что доказательств нет и ссылаться по факту не на что. Я упоминал данную тему, но осторожно, так как у меня нет никакой доказательной информации. Но сегодня попалась ссылка на январский материал официальной «Российской газеты», где они явно обозначают что коррупция все таки встречается.

Статья полноценная, обозначены основные моменты, но конечно ситуация более проблемная, например, не указано что видеофиксация по сути ничего не поменяла и лишь создает иллюзию. Даже дается правильный совет — тщательно выбирать РЭО где сдавать экзамены для получения водительского удостоверения.

Кто и как зарабатывает на экзаменах на водительские права

Почему екатеринбурженка оставила попытки выдержать экзамен на получение водительских прав в родном городе
28-летняя Мария из Екатеринбурга решила стать автолюбительницей. Прилежно училась в автошколе, практиковалась в вождении с отцом, но выдержать экзамен в ГИБДД смогла не сразу. После трех неудач в мегаполисе забрала документы из автошколы и отправилась сдавать вождение самостоятельно в пригороде. Оказалось, не зря.

Дешевле будет

Первый экзамен в Екатеринбурге курсантка провалила явно: создала помеху на перекрестке. А в других случаях усомнилась в беспристрастности экзаменаторов и инструкторов школы.

— Во время второй попытки меня попросили развернуться, — рассказывает Маша. — В школе нам говорили, как определять расстояние не на глазок, а, например, по столбам вдоль дороги. Мне показалось, что я выбрала подходящий участок, посмотрела, что на встречке никого нет, и развернулась. «Экзамен не сдан: недостаточная видимость». Есть тут сто метров или нет? Рулеткой, что ли, измерять?! Но, с другой стороны, это же субъективно: у меня такой глазомер, у экзаменатора — другой…

А в третий раз произошла откровенная гадость. Я тогда еще разговорилась с девушкой из другой группы. Она провалила экзамен из-за того, что инструктор, когда она ехала, стал выворачивать руль. Видела — дорога меняет направление, сейчас надо будет поворачивать, но не успела: за руль ухватился инструктор. Раз вмешался — не сдала. И надо же, ровно так же завалили и меня! Опять разворот, я делала его с прилегающей территории. Рядом были кусты, но дорогу за ними я видела хорошо. Разумеется, остановилась перед выездом. Инспектор скомандовал: «Товарищ инструктор, выйдите! Помогите курсанту совершить разворот: посмотрите, нет ли автотранспорта». Тот тут же выскочил из машины, а мне заявили: «Не сдала». Нельзя помогать курсантам! О таких провокациях в автошколе нас не предупреждали. Да и что я могла сделать — заорать «сидеть!»?!

После этого Маша все поняла. До начала эпопеи с экзаменом инструктор предлагал: «С первого раза не сдашь, придется снова платить — за вождение, за сдачу, время тратить. Оно тебе надо?! Лучше сразу заплати 12 тысяч. Дешевле выйдет». И вправду, каждая попытка — почти три тысячи рублей. Четыре раза не сдал — вот тебе и 12 тысяч. Она отказалась.

Отец девушки встретился с руководством школы, предупредил: деньги вымогаются не у дочери, а у него, и, если подобные игры не прекратятся, он просто так этого не оставит. С сайта автошколы исчезли фотографии двух инструкторов: того, кто предлагал заплатить, и участника подставы при развороте. Но в четвертый раз сдавать экзамен через автошколу Мария не стала. Забрала документы и обратилась в ГИБДД Березовского.

— Ни к инструктору, которого я наняла, ни к сотруднику ГИБДД у меня нет никаких претензий: все было понятно и корректно. На экзамене я проехала чуть ли не втрое большее расстояние, чем в Екатеринбурге, но не допустила ни одной ошибки, — говорит Мария.

Семь из сорока

Ежедневно в Екатеринбурге экзамен по вождению сдают более 260 человек. Как часто инструкторы предлагают им заплатить? «РГ» опросила автолюбителей. Анкету заполнили 40 автомобилистов в возрасте от 17 до 35 лет, получившие права в 2012-2016 годах: 10 мужчин и 30 женщин. Семь человек — шесть женщин и мужчина — указали, что им предлагали дать взятку. Трое из них согласились заплатить, двое из этих троих сдали с первой попытки, третий — со второй. Всего экзамен с первого раза выдержала половина опрошенных. Сумма взятки — от одной до 20 тысяч, в среднем — 15 тысяч.

По утверждению одной из участниц опроса, дать взятку ей не предлагали, но после первой неудачи мать девушки «кому-то принесла, чтоб не валили».
Люди сами готовы заплатить за успешный экзамен, лишь бы не мучиться

— Мне кажется, все дело в том, что в автошколах плохо учат вождению, — сделала вывод из собственной истории Мария, — дают слишком много теории и очень мало практики. Когда несколько раз пересдаешь экзамен, узнаешь все, к чему придираются экзаменаторы, и в дальнейшем стараешься не создавать спорных ситуаций. Вот почему в третий раз я не стала разворачиваться на дороге, а нашла прилегающую территорию. Не прошло: пустили в ход другую уловку. Наверное, сказывается то, что люди сами готовы заплатить, лишь бы не мучиться. Это заставляет принимающую сторону придумывать способы, как заставить людей нести деньги.
Как это происходит

Как это происходит

«РГ» обращалась почти к тридцати действующим инструкторам автошкол Екатеринбурга с просьбой хотя бы анонимно поговорить на исследуемую тему. Отказались. Пошел на контакт бывший инструктор Анатолий. Преподавал вождение десять лет, но уже не работает в автошколе. Выдержки из беседы с ним:

— Если курсант водит слабо, ему могут предложить заплатить за экзамен. Бывает, инструктор сам имеет связи с принимающим экзамен инспектором, а может действовать через знакомого… Часто руководство автошколы даже не знает, что инструктор как-то связан с ГИБДД. И наоборот. Но, если курсант платит, взятка идет от инструктора не напрямую экзаменатору, а через третьи руки. Поэтому суммы различаются: в зависимости от того, кто сколько от нее «отщипывает» на каждом этапе.
читайте также

— Оплаченный экзамен — это езда по прямой, без всяких разворотов и поворотов. Могут даже пешехода не пропустить, на красный проехать… Но, когда на экзамене создается угроза ДТП, тут уж и «звонок другу» не поможет. Сдают заплатившие, как правило, последними, чтоб остальные не видели.

— Валят чаще всего на развороте, либо на прилегающей территории, либо где интенсивное движение. Заезжает курсант, ему говорят: найди место для разворота… А там надо следить за дорогой, за встречкой, за поворотниками… Забыл, например, про поворотники, пока следил за встречкой, все — не сдал.

— Видеофиксация, конечно, осложнила ситуацию, но не настолько, чтоб взятки прекратились. Осторожней стали… Но, с другой стороны, все знают: конфликтовать себе дороже. Можешь никогда в городе на права не сдать.

О видеофиксации

Чтобы бороться со взятками, правительство страны постановило с 2014 года оснастить все машины, задействованные в проведении экзаменов ГИБДД, аудио- и видеорегистраторами. Согласно рекомендациям МВД РФ 2016 года, сроки хранения записей устанавливают руководители региональных подразделений Госавтоинспекции, но не меньше одного и не более трех месяцев. Так, в ГИБДД Челябинской области записи хранят два месяца.

По приказу МВД РФ от 20 октября 2015 г. № 995 «Об утверждении административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» кандидат в водители имеет право получить эти записи. Необходимо обратиться в экзаменационное подразделение ГИБДД с документом, удостоверяющим личность. Основание — необходимость обосновать жалобу.
Как пресечь

Как пресечь

Сергей Колосовский, бывший оперативный сотрудник МВД, адвокат:

Должностным лицом, которое можно привлечь за взятку, является только экзаменатор. Если инструктор предложил заплатить за экзамен и взял деньги у курсанта, он несет уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве. Курсант в этой ситуации — взяткодатель. Это тоже наказуемо.

Считается, что факт взятки подтверждается технической фиксацией. На самом деле, если передача денег зафиксирована, а показаний от участников нет, сложно доказать, что эти деньги заплатили именно за успешную сдачу экзамена. Таким образом, кто-то из сторон должен сотрудничать с правоохранительными органами.

Трудно предположить, что передача денег происходит в одном месте и в одно время. А раз так, без участия спецслужб доказать взятку тут практически невозможно. В ГИБДД есть контрольно-профилактической отдел (КПО), служба собственной безопасности дорожной инспекции. КПО может проводить оперативные мероприятия: выяснить, где можно дать взятку, ввести своего человека, отследить всю цепочку и задержать участников.
Кстати

Жительница Сургута, не сдавшая завершающий экзамен на получение водительских прав, обратилась в суд. По ее мнению, сотрудник ГИБДД увидел нарушение правил дорожного движения там, где его не было. Это первый в стране иск от кандидата в водители, пытающегося оспорить «неуд» за экзамен по вождению.
От редакции

Комментарии ГИБДД по поводу коррупции (даны не были)

В управлении ГИБДД по Свердловской области не дали комментарии по сути проблемы: как предупреждают мздоимство? Выявляла ли собственная служба безопасности факты взяточничества в инициативном порядке? Ответ руководителя управления Юрия Демина на двухстраничный запрос редакции укладывается в одну фразу: есть факты коррупции — обращайтесь в органы МВД.

Расследование показало, что как раз обращений ожидать и не стоит: тот, кого методично подвигают заплатить, боится осложнений; тот, кого уже подвигли, цели достиг и хочет побыстрее все забыть. Без воли и оперативных возможностей самого ведомства никто мздоимцев, увы, не приструнит.

И проблема не только на Урале:

Описаны наиболее популярные подставы со стороны работников ГИБДД, их признаки на дорогах. Изложены основные методы противодействия и даны некоторые рекомендации.

Не секрет, что сегодня бытует стереотип о повышенной коррумпированности ГИБДД. Тема коррупции среди гаишников, пожалуй, самая любимая у большинства водителей. Конечно, в отношении больших городов в этом есть некая доля лукавства. Многие возмущены взяточничеством среди гаишников. Но с другой стороны, факт того, что работники ГИБДД берут взятки, довольно-таки удобен водителям. Во-первых, экономия времени на оформление протокола, оплату и прочее. Во-вторых, экономия денег, ведь взятка как правило меньше официального штрафа.


Можно бесконечно спорить о том, плохо это или хорошо. Аргументы против взяток могут быть, например, такими: пьяные водители, отпущенные гаишниками за деньги, представляют явную угрозу для окружающих. Пример аргумента «за»: человеку, не заметившему в темноте знака и нарушившему поэтому правила, проще будет откупиться, нежели лишаться из-за этого водительского удостоверения. Но какими бы противоречивыми не были мнения, взятка всё равно будет оставаться нарушением закона. Справедливости ради стоит отметить, что в коррупции на дорогах виноваты не только работники ГИБДД, но и отчасти сами водители.

Сегодня особенно популярны случаи не просто «закрытия глаз» на нарушение со стороны водителя за деньги, но и откровенного вымогательства сотрудников ГИБДД под предлогом несуществующего нарушения. Как правило, затрагиваются виды нарушений, влекущих за собой максимальное наказание. Первое место в этом списке занимает езда в пьяном виде. Официальное наказание за данное нарушение – до 2 лет лишения прав и административный арест на 15 суток, неофициальное – примерно от 30 до 50 тысяч рублей наличными. Возможно, дешевле, если водитель сумеет договориться.

Рассмотрим следующую ситуацию. Инспектор ГИБДД обвиняет водителя в нахождении за рулём в нетрезвом виде. Водитель в действительности трезв, но инспектор угрожает лишением прав, а иногда показывает алкотестер, по которому видно, что водитель пьян. В случае, если водитель сильно торопится, для него будет проще откупиться, чем ехать на освидетельствование и доказывать гаишникам свою невиновность. Но даже если водитель и поедет на это обследование, нет гарантии, что врачи вынесут правильный вердикт. Ведь они также могут иметь долю со взятки, договорившись с коррумпированными сотрудниками ГИБДД.

В этом случае можно посоветовать следующее: держаться уверенно, быть готовым поехать на медицинское освидетельствование, при наличии в салоне пассажиров говорить автоинспектору, что они тоже водители и могут спокойно ехать по своим делам, даже если это не так. Обязательно нужно зафиксировать номер жетона инспектора. После этого, скорее всего, вас отпустят, если к вам действительно не возникло подозрений. Более того, вы вправе потребовать освидетельствования, а вот за отказ от него может последовать лишение прав.

Если вы прошли освидетельствование, но результат оказался не в вашу пользу, не стоит паниковать. Всегда есть возможность пройти независимую экспертизу, а на инспектора, задержавшего вас, подать жалобу его начальству. Кроме того, жалоба может быть написана сразу в контрольно-профилактическую комиссию. И даже после этого, если вас не оправдают, есть возможность возвращения прав через суд. Поэтому под рукой всегда желательно иметь телефоны пунктов медицинского освидетельствования и контрольно-профилактической комиссии в вашем регионе.

Второй популярный способ вымогательства – обвинение в выезде на полосу встречного движения. Официально за это наказывают лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев, а «оперативный» вариант наказания, например, в Москве – до 5 000 рублей. Опять же есть шанс договориться на меньшую сумму.

Обычно ситуация разворачивается следующим образом. Водитель, объезжая, скажем, припаркованную машину, выруливает на полосу встречного движения. Инспектор, пользуясь неграмотностью водителя, обвиняет его в нарушении. Якобы нарушивший водитель не знает или не помнит о том, что при невозможности объехать препятствие справа его действия были вполне правомерными. Если возможность объехать препятствие справа была, то правомерны уже действия инспектора. Посему в этой ситуации нужно быть крайне внимательным и осторожным, ведь уже участились случаи преднамеренного выпуска гаишниками на трассу медленно движущегося автомобилей, провоцирующих на обгон.

Игра на незнании водителя своих прав также проводится и в случае пересечения сплошной линии. При повороте налево и развороте через сплошную грозит штраф от 1000 до 1500 рублей. Инспектор же может обмануть водителя, пригрозив лишением прав. Последнее законно только в случае, если водитель пересёк сплошную линию, не доехав до её разрыва несколько метров. Наказание же за выезд же со двора налево с пересечением сплошной ограничивается 100 рублями.

Другой популярный у гаишников-взяточников вид нарушения – превышение скорости. Это нарушение стали очень активно использовать сотрудники ГИБДД особенно после появления возможности лишать прав водителей уже после превышения ими скорости более чем на 60 км/ч. Вымогательства здесь не особо распространены, однако у гаишников имеются некоторые хитрости для поимки водителя «с поличным». Например, таковой хитростью может являться открытый багажник патрульной машины. Багажник, таким образом, скрывает от водителей «мигалку» на крыше автомобиля, и ничего не подозревающие водители часто попадаются на этом. Другая распространённая хитрость – скрытая засада через 500-1000 метров после засады открытой, хорошо видной водителю, либо после стационарного поста. Как правило, водитель, минуя такой видимый пост, через полкилометра уже расслабляется и попадает тем самым в «лапы» настоящей засады. Наконец, ещё один способ поймать водителя – наблюдать за ним через камеру, установленную в автомобиле без опознавательных знаков, находясь при этом в другом, обычном патрульном автомобиле.

Самые тяжкие последствия может повлечь для водителя что-то подброшенное в его машину. Речь здесь уже может идти о лишении свободы, а не прав. Важно знать разницу между осмотром и досмотром автомобиля. Досмотр обязательно должен происходить на стационарном посту при наличии веской на то причины в присутствии понятых. Осмотр же предполагает самостоятельную демонстрацию водителем содержимого его автомобиля. В любом случае желательно иметь при себе телефон юриста, у которого можно проконсультироваться, попав в подобную ситуацию. А при общении с ГИБДД, как и с представителями власти, нужно просто следовать определённым правилам: не грубить, вести себя вежливо и уверенно, демонстрировать знание законодательства и своих прав. В резкой форме требуя соблюсти свои права, есть вероятность нарваться на ответную агрессию со стороны сотрудника ГИБДД. Увы, в нашей стране такое возможно. С другой стороны, такие ситуации случаются всё реже и реже, что не может не радовать. Тем не менее, всегда нужно быть бдительным и держать свои эмоции под контролем.

Есть ли коррупция в ГИБДД?

К данной теме подтолкнул иск начальника Управления ГИБДД УВД по Калининградской области к нашей газете и защитнику прав автомобилистов Георгию Румянцеву, в котором истец потребовал защитить деловую репутацию его ведомства и компенсировать моральный ущерб в размере 50 тыс. рублей.

Какова репутация ГИБДД?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо уточнить, что такое «репутация». Согласно словарю С.Ожегова: «Репутация – приобретённая общественная оценка, создавшееся общественное мнение о качествах, достоинствах и недостатках чего-либо». Какое мнение сложилось о ГИБДД среди автомобилистов – подробно рассказывать нет необходимости, и так все знают. Если коротко, то в числе достоинств – работа по обеспечению безопасности дорожного движения, недостатками же являются коррупция и низкая эффективность работы гаишников. Какую же часть «деловой репутации» хочет защитить Управление ГИБДД? Отрицательную или положительную? Не хочет ли заявить начальник УГИБДД о том, что публикации о недобросовестных инспекторах ДПС в нашей газете под рубрикой «Приколы гаишного городка» не имеют под собой оснований и что в ГИБДД нет сотрудников-взяточников? Так в это всё равно никто не поверит. Даже если недостаточно фактов мздоимства среди гаишников, то это лишь означает, что правохранительные органы не уделяют этому вопросу должного внимания - в отличие от президента страны Дмитрия Медведева и главы МВД Рашида Нургалиева. Приводим высказывания на этот счёт, опубликованные в интернете.

О низкой эффективности работы ГИБДД говорит этот снимок. В то время, как машины из среднего ряда совершают поворот налево в два ряда, инспекторы ДПС не обращают на это никакого внимания, занимаясь проверкой документов у водителей вне стационарного поста, что противоречит
приказу МВД РФ №329

Коррупция продолжает бесчинствовать

Наиболее коррумпированными сферами и институтами общества россияне считают ГИБДД, власть на местах и милицию.

Среди россиян нет ни одного, кто заявляет об отсутствии коррупции в стране - об этом свидетельствуют данные всероссийского опроса, проведённого социологами ВЦИОМ, передаёт «Интерфакс». Три четверти россиян (74%) считают степень распространения коррупции в обществе "высокой" или "очень высокой" , 19% - "средней", 1% - "низкой", но никто не сказал, что коррупции в стране нет совсем. Как показало исследование, проведённое 6-7 сентября в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России, россияне пока не видят реальных успехов властей в борьбе с коррупцией и считают алчность российских чиновников и несовершенство законодательства главными причинами повсеместного распространения этого явления в стране.

Каждый третий респондент (32%) отметил, что результаты в борьбе с коррупцией есть, но они не слишком значительны, а 10% россиян склонны видеть скорее ухудшение ситуации и усиление коррупции. Лишь 7% россиян видят прогресс в борьбе с этим явлением.

Главными причинами коррупции россияне считают аморальность российских чиновников и бизнесменов, а также несовершенство законов. Почти каждый пятый считает, что корень проблемы - в низком уровне правовой культуры и законопослушания у подавляющего большинства населения.

Наиболее коррумпированными сферами и институтами общества россияне считают ГИБДД (33%), власть на местах (28%) и милицию (26%). Во второй "тройке" следуют: "всё общество в целом" (23%), "медицина" (16%) и "образование" (15%).

Далее в рейтинге коррумпированности идут: федеральная власть и судебная система (по 15%), крупный бизнес (13%), военкоматы, шоу-бизнес, армия и сфера торговли (8%, 6%, 5%, 4% соответственно). На последнем месте СМИ, политические партии и парламент РФ (по 3%).

Коррупционные поборы на дорогах

Для российских водителей по-прежнему очевидная и главная проблема – коррупционные поборы на дорогах. Масштаб этого явления заслоняет в глазах автомобилистов всё остальное.

Разрыва между стратегическим целеполаганием ГИБДД и общественными ожиданиями нет, считает глава МВД Рашид Нургалиев, поскольку в основе решения этих проблем (снижения смертности от ДТП и уменьшения коррупции на дорогах) – один системный фактор. Это воспитание правосознания всех участников дорожного движения: и инспекторов, и водителей, и пешеходов.

Нургалиев убеждён: «Мы все должны, наконец, это понять. Иначе так и будем бесконечно бегать по замкнутому кругу, кивая друг на друга. Цена вопроса - тысячи человеческих жизней. Одни сознательно нарушают, другие осознанно ловят незаконные лёгкие деньги – и обе стороны заранее согласны с этим. Водитель внутренне готов нарушить Правила, а у инспектора своя внутренняя установка: не безопасность обеспечить, а высмотреть нарушителя и тут же выпрыгнуть ему навстречу с жезлом: ну, как будем вопрос решать? Пока мы будем мириться с отсутствием правосознания, коррупция так и останется и образом жизни, и образом мысли страны".

Ключевым инструментом воспитания правосознания глава МВД считает ужесточение персональной ответственности: как автомобилистов, так и сотрудников ГИБДД по всей ведомственной вертикали.

Рашид Нургалиев:

– Я часто слышу, что коррупция – болезнь всего общества. Не только общества, но и конкретного человека. Это настолько глубокое явление, что у него уже выработалась философия. Философия коррупционера сродни философии игромана: азарт, жажда и привычка к лёгким деньгам.

Да, ты можешь "проиграть" – тебя могут схватить за руку, уволить, посадить. Но можешь и «банк сорвать»: не работая, не трудясь, никаких сил не прилагая. Два часа постоял в "правильном месте" – набил полный карман.

А ведь взятки воспринимаются совершенно иначе, чем честный заработок. Человек привыкает, становится психологически зависим от лёгких денег. У него ломка начинается, когда никто не нарушает Правила.

А всем взяточникам в форме хочу сказать: если чиновник-мздоимец в штатском, в конце концов, только себя позорит, ну, ещё своё ведомство, то ты – ещё и плюешь на честь мундира, в котором тысячи твоих коллег гибли, исполняя служебный долг, пачкаешь в грязи память наших ветеранов.

Победить коррупцию можно, но только когда и во власти, и в обществе возникнет атмосфера нетерпимости к ней. В ГИБДД мы пытаемся создать такую атмосферу. В этом году обязательно наведём порядок в наиболее "взяткоёмких" сферах деятельности этой службы: при проведении техосмотра, экзаменов на получение водительских удостоверений, регистрации транспорта. Всё это отражено в директиве МВД "О приоритетных направлениях деятельности в 2007 году".

Ведь чем отличается коррупция в ГИБДД от всех других государственных институтов? Тем, что она убивает людей. Отпустил пьяного водителя – а он через пять минут насмерть ребёнка сбил.

Теневые доходы достигают $1 млрд в год

Виктор Похмелкин, депутат Госдумы, один из лидеров партии «Гражданская сила»: «Масштабы коррупции в ГИБДД поистине громадны – теневые доходы достигают $1 миллиарда в год».

Главная причина беспредела, творящегося на российских дорогах, – безответственность властей. В России повышаются штрафы за нарушение Правил дорожного движения, вместе с тем расширяются полномочия сотрудников ГИБДД. Это создаёт благоприятную почву для дальнейшего развития коррупции, хотя её масштабы и без того громадны – по данным фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова, теневые доходы сотрудников ГИБДД превышают один миллиард долларов в год. Это максимальный показатель коррупционности в бытовой сфере.

Генпрокуратура намерена проверить деятельность ГИБДД

Поводом к этому послужили участившиеся в последнее время жалобы автомобилистов на злоупотребления и превышение гаишниками должностных полномочий, а также на незаконные поборы и вымогательство денег. "Случаи взяточничества за последнее время участились, - говорится в официальном сообщении Генпрокуратуры. – Также стали известны факты продажи водительских удостоверений сотрудниками ГИБДД, совмещающими предпринимательскую деятельность со службой в органах внутренних дел".

За последний месяц состоялось сразу несколько процессов, связанных с коррупцией в рядах Госавтоинспекции. Так, новгородская облпрокуратура передала в суд уголовное дело группы гаишников, обвиняемых в систематическом получении взяток с водителей-"дальнобойщиков".

Недавно городской суд подмосковного Серпухова приговорил инспектора ГИБДД к условному наказанию за получение взятки. В ночь на 18 августа 2006 г. лейтенант Игорь Чернышёв, проверяя документы одного из водителей, без оснований обвинил его в пьянстве за рулём. При этом Чернышёв сообщил, что всех проблем можно избежать, если заплатить 10 тыс.руб.

К одному году лишения свободы в колонии общего режима суд Тобольска Тюменской области приговорил замначальника городского управления ГИБДД Миршата Искандарова. Напомним, что 22 апреля 2006 года он, находясь в форменном обмундировании при исполнении своих служебных обязанностей, избил жителя Тобольска за то, что мужчина, переходивший улицу по пешеходному переходу, не уступил дорогу его автомобилю.

В декабре прошлого года прокуратура Корякии объявила о том, что по делу о поддельных регистрационных и водительских удостоверениях арестованы три крупных чиновника местной ГАИ, в том числе замначальника ГИБДД Корякии Виталий Русанов.

В Чувашии два года назад произошёл и вовсе вопиющий случай: сотрудники ГИБДД сломали водителю руку, у которого оказался просроченным страховой полис ОСАГО.

Вопрос о проблеме коррупции в ГИБДД достаточно часто поднимался в том числе и в ходе пресс-конференций Владимира Путина.

Результат проверки ГИБДД Прокуратурой

За показательными примерами далеко ходить не надо. Например, в мае в Новгородской области суд признал виновными в превышении должностных полномочий и получении взяток двух инспекторов дорожно-патрульной службы отделения ГИБДД, которые без правовых на то оснований сняли государственный регистрационный знак с автомобиля "Москвич-2140", после чего предложили потерпевшему владельцу автомобиля возвратить номера за вознаграждение. Оба молодчика были отправлены за решётку.

В Тульской области предприимчивый инспектор ДПС незаконно потребовал 2 тыс. рублей у водителя грузовика за беспрепятственный провоз груза на автомобиле ЗИЛ. У водителя не было всей суммы, но он пообещал отдать деньги через несколько часов, после чего обратился в правоохранительные органы и сообщил о вымогательстве у него взятки. Когда водитель приехал передать обещанные деньги, на месте внезапно появилась милиция, а вымогатель так растерялся, что сжевал "заработанное". Суд назначил инспектору ДПС наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.

В декабре прошлого года в Корякском автономном округе были расследованы факты незаконной выдачи сотрудниками ГИБДД водительских удостоверений и ПТС. Инспекторы незаконно выдали как минимум 200 водительских прав. О том, как права покупаются в столице, рассказывать не нужно: практически в каждой автошколе можно свободно договориться о сделке.

В органах ГИБДД повсеместно распространено взяточничество – об этом знают все. С одной стороны, гаишников можно понять: условия труда у них суровые, оклад маленький, вот и «зверствуют» не от хорошей жизни. С другой стороны, коррупция приобрела такие размеры, что каждый автовладелец сегодня должен из семейного бюджета выделять отдельный пакет "на оплату гаишника". С каждого третьего водителя столичный инспектор получает как минимум 50-100 руб. Таким образом, в день набегает от 200 до 300 долларов. Судиться с правоохранительными органами ради принципа никому не хочется, поэтому парадоксальным образом дошло до того, что водители сами начинают поощрять взяточничество. Типичный случай: водитель отстёгивает деньги и предлагает: слушай, давай остаток довезу, и "добрый" гаишник разрешает: валяй! И ведь многие водители послушно привозят взятки на "стрелку" – а то как-то нечестно получается, ведь обещал «доброму» милиционеру...

Судя по жалобам автовладельцев, инспекторы злоупотребляют полномочиями не только на дороге, но и в ситуациях при оформлении документов: постановке автомобиля на учёт, проведении техосмотра и прочее. Каждому, кто хоть раз толкался с МРЭО ГИБДД, знакомо мерзкое чувство унижения и бессилия.

Сколько стоит инспектор ДПС?

По мнению многих аналитиков, коррупция в ГИБДД пустила глубокие корни и превратилась в хорошо отлаженный бизнес с многоуровневой структурой. Депутат Госдумы Виктор Похмелкин полагает: «Сегодня ГИБДД имеет планы по взяткам и систему распределения теневых доходов от низов к верхам. Попадая в такую структуру, новый сотрудник вынужден играть по правилам». По мнению Виктора Похмелкина, последние повышения штрафов создали благодатную почву для дальнейшего процветания коррупции.