Как составить завещание на авторское право. В каком порядке проводится процедура унаследования? Какие бумаги потребуются

После смерти автора обладателями авторских прав становятся его наслед­ники. В соответствии с действующим законодательством наследование, вооб­ще, и авторских прав, в частности, возможно в двух вариантах: либо по закону, либо по завещанию. При первом варианте новыми правообладателями могут стать только граждане, входящие в одну из очередей законных наследников. Второй вариант, естественно, подразумевает в качестве наследников лиц, ука­занных в завещании, при этом не имеет значения гражданство указанного в за­вещании физического лица, наличие либо отсутствие у него родственных от­ношений с умершим автором, если в качестве правопреемника указано юриди­ческое лицо (что также является вполне законным), то не имеет значения про­филь его деятельности и место нахождения. Возможна ситуация, когда умер­ший автор не имеет законных наследников и не оставил завещания, в таком случае, в изъятие из общего правила, его авторские права на созданное произ­ведение в отличие от иной наследственной массы не переходят к государству, а прекращаются (ст.552 ГК РСФСР 1964 г.), т.е. произведение становится обще­ственным достоянием.

Наследников в теории авторского права принято считать носителями про­изводного авторского права, поскольку указанные права у них являются не следствием создания ими творческого произведения, а становятся порождени­ем иных юридических фактов, таких как открытие наследства, вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, вступление в наследство.

На сегодняшний день существуют некоторые сложности при решении во­просов, касающихся наследования авторских прав. Это связано с тем, что дей­ст­вующее законодательство, как авторское, так и наследственное, имеет явный пробел в регламентации авторских прав наследников. В связи с этим конкрет­ные правила могут быть выведены посредством толкования многих правовых норм, содержащихся в различных нормативно правовых актах, а также при по­мощи анализа сложившейся судебной и нотариальной практики.

В первую очередь нужно определиться, какие авторские права переходят по наследству. Если руководствоваться законом, то на этот вопрос можно отве­тить так: не переходят по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (ст.29 Закона "Об авторском праве и смежных правах"). Отсюда можно сделать вывод, что все остальные авторские права, такие как право на обнародование, право на использование произведе­ния, право на вознаграждение и др., могут передаваться по наследству. Но та­кое решение вопроса не снимает всех проблем. Так, могут возникнуть следую­щие затруднения: имеет ли право наследник опубликовать произведение, про­тив выпуска в свет которого возражал при жизни автор? Или правомочен ли наследник дать согла­сие на переделку произведения в другой жанр, если на­следодатель на это не соглашался? Таких ситуаций можно привести множест­во, и, что весьма печально, найти на них прямое решение, воспользовавшись действующим законодательством, нельзя. На практике их поиск выхода из соз­давшейся подобной ситуации переда­ется полностью на усмотрение самих на­следников.

Нередко возникает вопрос об объеме правомочий наследников в области защиты неприкосновенности произведения умершего автора. В данном случае Закон ограничивается лишь указанием о том, что право на защиту репу­тации автора по наследству не переходит, но на наследников воз­лагается охрана этого права. Как соотнести друг с другом названные понятия - Закон ничего не го­ворит. Вне всякого сомнения, что области распространения права на защиту ре­путации автора произведения, ко­торое может принадлежать только самому ав­тору, и права на охрану неприкосновенности произведения, которое может пре­даваться по наследству, совпадают лишь отчасти, хо­тя второе основывается на первом и из него вытекает. Автор, используя право на защиту произведения от всякого искажения, способного нанести вред его чести и достоин­ству, может внести или разрешить внести в произведение любые, в том числе существенные, изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности произведения, сделать этого не вправе. Он вправе лишь дать согласие на внесе­ние в произведение редакционной прав­ки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или ком­ментарием. Но сохранение сущности и оригинальности произведения - его пер­воочередная задача. В случае если имело место внесение в произведение изме­нений, предварительно несогласованных с наследником, то он вправе требовать восстановления нарушенного права. Иллюстрацией данного правила может по­служить следующий пример: по требова­нию наследницы писателя А. было за­прещено дальнейшее публичное исполнение спектакля, поставленного по сказке А. Основанием для этого послужило значительное искажение стихов.

Но необходимо помнить, что охрана неприкосновенности произведения возлагается на наследников, если только автор не указал специальное лицо, ко­торое будет осуществлять охрану личных неимущественных авторских прав по­сле его смерти. Такое лицо осуществляет указанные полномочия пожизненно.

В случае его смерти или отказа от осуществления преданных прав до истечения срока действия авторского права данные полномочия предаются наследникам.

Рассматривая проблему объема переходящих по наследству прав, нельзя обойти вниманием еще и такой вопрос. В соответствии со ст.33-34 Семейного кодекса и ст.256 Гражданского кодекса если имеет место ситуация, что после смер­ти наследодателя остается в живых его супруг и супругами при заклю­чении или в период брака не был установлен режим долевой или раздельной собст­венности, то при определении наследственной массы предварительно дол­жна быть выделена доля этого супруга в общем имуществе, нажитом в период брака. Естественно, что имеются в виду лишь имущественные права автора. Необхо­димо также отметить, что поскольку право на вознаграждение целиком включа­ется в наследственную массу (именно к такому выводу пришла теория автор­ского права, в таком же ключе решается этот вопрос на практике), то пережив­ший супруг не вправе претендовать на выплату ему половины причитавшегося автору воз­награждения на том основании, что произведение было создано в пе­риод брака.

Теперь остановимся на некоторых аспектах, касающихся порядка вступ­ления наследников в обладание авторскими правами. Так как действующее на­следственное право построено на принципе универсального правопреемства (не допускается частичное принятие или частичный отказ от наследства), то в слу­чае если наследственная масса помимо авторских прав включает в себя и иное имущество, вступление на­следника в фактическое владение какой-либо частью имущества будет означать одновременно и принятие им авторских прав насле­додателя. Поэтому нет никакой необходимости в специальном акте, удостове­ряющем согласие наследника на принятие авторских прав. Но если имеет место ситуация, когда наследственная масса состоит исключительно из авторских прав либо одному из наследников завещаны лишь авторские права, то для всту­пления в наследство необходимо получить в нотариальной конторе свидетель­ство о праве на наследство.

Еще одно обстоятельство, на котором стоит особо остановится, - это срок действия авторских прав наследников. Как известно, авторские права самих ав­торов носят пожизненный характер. В отличие от них авторские права наслед­ников ограничены определенным сроком. Такой срок по действующему законо­дательству составляет 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, сле­дующего за годом его смерти. Более подробно данный вопрос рассмотрен при анализе сроков действия отдельных авторских прав (см. оглавление).

Касаясь вопроса наследования авторских прав необходимо отметить, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке (авторские права наследуются как единое целое, их нельзя ни выделить, ни разделить). Это означает, что распорядится произведением наследники смогут только по взаим­ному согласию. В случае возникновения спора между наследниками по поводу распоряжения произведением, то он подлежит разрешению судом. Однако, ука­занное правило имеет одно исключение. Авторское вознаграждение, право на получение которого переходит по наследству, может быть разделено между на­следниками в пропорциях, указанных в завещании, либо в соответствии с со­глашением самих наследников.

Нередко возникают сложности в связи с учетом переходящего по наслед­ству авторского права при расчете обязательной доли. Ст. 535 Гражданского кодекса РСФСР предусматривает независимо от содержания завещания право на обязательную долю в наследстве, составляющую не менее 2/3 доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону, несовер­шенно­летних или нетрудоспособных детей наследодателя (в том числе усыновлен­ных), а также нетрудоспособного супруга, родителей (усыно­вителей) и ижди­венцев умершего. Если попытаться вникнуть в смысл данной нормы, то законо­мерен вывод: это правило применяется к такому авторских праву, как право на гонорар, поскольку только оно способно материально обеспечить наследников, не имеющих самостоятельных источников доходов. Указанные наследники не­зависимо от получения другого наследственного имущества вправе претендо­вать на получение не менее 2/3 причитающей­ся им по закону доли авторского гонорара, если только наследники не придут к соглашению об ином распреде­лении наследственного имущества.

Не нашел должного закрепления в действующем законодательстве вопрос, касающийся наследования авторских прав на произведение, созданное в соав­торстве. Закон "Об авторском праве и смежных правах" ограничился лишь та­кой формулировкой: права каждого из соавторов переходят по наследству и действуют в течение 50 лет после смерти последнего автора, пережившего дру­гих соавторов (п.4 ст.27 Закона). На основании этого следует вывод, что остав­шиеся в живых соавторы независимо от того, о нераздельном или раздельном соавторстве идет речь, обязаны согласовывать свои дейст­вия по использованию произведения с наследниками умершего авто­ра. Но необходимо помнить, что в случае смерти наследников при­надлежащие им права переходят ких наследни­кам и т.д. в течение всего срока действия авторских прав на произведение. Не вполне ясной остается ситуация, связанная с судьбой прав того умершего соав­тора, который не имеет наследников. Гражданский кодекс РСФСР в первона­чальной редакции давал такое разъяснение: принадлежащее умер­шему соавтору и не перешедшее к наследникам право на долю вознаг­раждения за использова­ние коллективного произведения прекраща­ется (ст. 497 Гражданского кодекса). Но позже эта норма в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1.03.74 была исключена. Закон "Об авторском праве и смежных пра­вах" на этот счет ничего не говорит. В теории авторского права было дано такое разъяснение: в данном случае при наличии неделимого соавторства происходит пропорциональное увеличение долей оставшихся в живых соавторов или их на­следников, если же соавторство носит раздельный характер, доля того соавтора, чье автор­ское право прекратилось, не должна прирастать к долям остальных ав­торов, а, напротив, должна переходить к государству и в соответствии со ст. 552 ГК РСФСР 1964 г. - прекращаться. Но такое толкование норм закона не представляется правильным. Принцип прира­щения наследственных долей, свойственный наследст­венному праву ввиду особой связи наследника и наследодателя, не корректно применять к авторско­му праву, где трудно обосновать справедливость перехода прав одного из соав­торов к другим соавто­рам. Следовательно, надо исходить из того, что авторские права соавтора, не имеющего наследников, как при раздельном, так и при не­раздельном соавторстве, в соответствии с общим указанием закона прекраща­ются и не переходят к другим соавторам.

Личные неимущественные права

Основополагающим в комплексе прав, которыми пользуется автор, создающий произведения науки, литературы и искусства, признается право авторства . Под этим правом подразумевается юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Оно неотделимо от личности автора, признается лишь за действительным создателем произведения, его невозможно передать по договору или по наследству, оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. После смерти автора авторское право охраняется как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. Кроме того, от него нельзя отказаться. Факт создания произведения предопределяет существование права авторства не зависимо от того, обнародовано ли произведение или нет, создано ли оно как служебное задание или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. Чтобы признать лицо автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальных действий или чьего-либо согласия. Из права авторства вытекают все другие личные неимущественные и имущественные права.

Вероятные нарушения этого права могут выражаться в присвоении (полном или частичном) чужого авторства – плагиат, отрицании авторства того лица, которым создано произведение. К примеру, в одном из номеров финского журнала "Последнее слово в индустрии" была опубликована статья С. Литманина "Феномен биосинтеза". Российские авторы М. и Ц. установили, что данная статья представляет собой дословный перевод их статьи, опубликованной в СССР в 1982 г. в журнале "Биология сегодня". В результате принятых мер российским авторам были принесены журналом официальные извинения и была опубликована информация об истинных авторах статьи.

Право авторства охраняется от любого нарушения вне зависимости от того, осознания или неосознания нарушителем своих действий в качестве неправомерных. Вот какой пример приводит Э. П. Гаврилов. В 1947 г. К. направила свой рассказ в редакцию журнала "Молодая гвардия", но его не опубликовали. В 1963 г. К. случайно обнаружила, что ее рассказ напечатан в 1961 г. в сборнике рассказов одного покойного писателя. К. обратилась в суд, требуя признать ее автором этого рассказа и выплатить ей гонорар за использование. Суд, проверив обстоятельства создания произведения, убедившись с помощью экспертизы, что рассказ, обнаруженный в архиве писателя и, видимо, присланный ему на рецензию, не принадлежит перу писателя, в 1967 г. вынес решение о признании К. автором и обязал издательство выплатить ей вознаграждение за публикацию. Но бывают иски и с противоположными требованиями, когда заинтересованные лица оспаривают приписываемое им авторство на те или иные произведения. Например, четверо научных работников потребовали исключить их из числа десяти соавторов опубликованной научной статьи, так как они не давали своего согласия на соавторство. Требования ученых были удовлетворены.

Статья 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» посвящена праву на авторское имя : автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Автор реализует свое право на имя посредством одного из этих способов. У него есть право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче по радио, цитировании и ином использовании своего произведения. Также право на имя исключает возможность искажения имени автора (псевдонима) при его упоминании лицами, использующими произведение.

Право на авторское имя относится к числу личных неимущественных прав автора, т и последний не может предоставить его никакому другому лицу. Оно появляется лишь в случае обнародования произведения и действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями (в России Федерации – Российским авторским обществом (РАО)) или государством.

Далее каждый из трех способов реализации права на авторское имя будет рассмотрен подробнее. Наиболее часто авторы произведений обозначают свое авторство путем указания подлинного имени. Оно может проставляться на заглавном листе книги или на афишах, указываться в титрах фильма или объявляться перед публичным исполнением произведения или передачей его в эфир и т. п. Автор самостоятельно определяет способ и полноту указания своего подлинного имени. У него есть три варианта: указать свое имя в полном объеме, т.е. фамилию, имя и отчество, указать только имя и фамилию, фамилию с инициалами. Если произведение подписывается лишь инициалами (Ш. Ю.), такое произведение признается анонимным. При создании произведения несколькими лицами в случае его обнародования правом на указание своего имени пользуются все соавторы, независимо от размера внесенного в произведение творческого вклада. При опубликовании их имена указываются в заранее согласованной последовательности. Но есть вариант выхода в свет произведения под именем одного или нескольких из них для того, чтобы отразить тот факт, что именно этим лицом (лицами) внесен основной творческий вклад в создание произведения. Имена других соавторов могут быть с их согласия указаны в предисловии или другом месте работы. В спорных случаях имена соавторов располагаются в алфавитном порядке. Имена иностранных авторов приводятся в русской транскрипции, согласованной с автором оригинала с указанием имени и на языке оригинала на обороте титульного листа. При использовании научных произведений в печати вместе с именем автора указываются его научная степень, ученое или почетное звание, должность и другие сведения с согласия авторов, при этом на них возлагается личная ответственность за достоверность указанных данных. Типичное нарушение данного права при рассматриваемом способе его реализации – неуказание имени автора или его искажение. Это часто происходит в радио- и телевизионных передачах, где звучат и показываются произведения без указания имен их создателей, а также при допускаемом законом цитировании чужих произведении, но без указания источника заимствования. К примеру, Т.Р. Прохоров заявил претензию журналу "Собеседник и П. Силову на основании того, что в рассказе "Мы", которое печаталось на страницах журнала, использованы цитаты из научных работ Т.Р. Прохорова, при этом его имя не упоминалось. По мнению редакции журнала, такой справочный аппарат затруднил бы и авторское повествование, и восприятие текста читателями. Тем не менее требования Т.Р. Прохорова были удовлетворены. Другой способ обозначения авторского имени реализуется посредством подписания автором произведения вымышленным именем (псевдонимом). Иногда под псевдонимом выступает не одно лицо, а двое, трое или большее число соавторов. Например, под именем Козьмы Пруткова создавали свои произведения братья Жемчужниковы и поэт А. К. Толстой. При использовании псевдонима автор не обязан указывать причины, побудившие его это сделать, а они могут быть различными: неблагозвучность подлинной фамилии автора, ее совпадение с фамилией другого автора, служебное положение автора и т.п. Закон не предусматривает и каких-либо условий или порядка приобретения права на псевдоним. Срок и объем использования псевдонима также оставляется на усмотрение автора. Псевдоним, как и подлинное имя автора, не может искажаться. Особым нарушением считается раскрытие псевдонима автора без его согласия. Однако, псевдоним может быть раскрыт из-за клеветнического или оскорбительного характера опубликованных в печати статьях, но только по требованию суда в связи с находящимся в его производстве делом. В остальных случаях редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, в том числе и путем раскрытия псевдонима (ст. 41 Закона РСФСР «О средствах массовой информации»). Однако не допустимо пользоваться псевдонимом, нарушающим нормы нравственности или носящим оскорбительный характер, а также явно вводящим публику в заблуждение при совпадении с именем другого автора. В таком случае автору может быть отказано в охране его прав со ссылкой на ст. 10 ГК РФ, запрещающую злоупотреблять гражданскими правами. Произведение автора может также публиковаться анонимно, т. е. без указания имени создателя. На это могут быть две причины: автор не хочет связывать созданное им произведение со своим именем или имя автора не указывается в связи со сложившимся порядком опубликования тех или иных произведений (передовых статей в газетах и журналах, статей в справочниках и словарях). Но автор, готовящий подобный материал, должен быть заранее предупрежден об этом. Он может не согласиться с таким положением и запретить использовать созданноеим произведение без указания его имени. Если же автор не возражает против опубликования своего произведения анонимно согласно сложившейся традиции, то это считается реализацией его права на авторское имя. Следует отметить: обнародование произведения без указания имени автора не означает, что его создатель отказывается от авторства. Главная проблема анонимного авторства заключается в его доказательстве. Обычно оно подтверждается организацией, использовавшей произведение. Как и в случае с псевдонимом, анонимное имя может быть раскрыто без согласия автора только по требованию суда. После смерти автора наследники или специально назначенное лицо приобретают право на охрану имени автора, и вопрос о раскрытии имени решается на их усмотрение, если не оставлены автором специальные указания. Рассматриваемая проблема авторского имени очень тесно связана с вопросом о возможности автора посвятить свое произведение каким-либо лицам или событиям. Иногда пользователи произведений возражают против вставки таких посвящений в произведение. Поэтому во избежании конфликтных ситуаций целесообразно заранее в авторском договоре особо обговорить данный вопрос. Помимо непосредственных создателей произведений право на обозначение своего имени имеют предприятия, учреждения и организации, по служебному заданию которых создано произведение (п. 3 ст. 14 Закона "Об авторском праве и смежных правах").

Автор, создавая произведение, несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творческого результата и заинтересован в обнародовании и использовании его в таком виде, в каком он его создал. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения (включая его название) от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах").

Право на защиту репутации автора заключается в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями, сокращать объем произведения, изменять или заменять его отдельные главы, нарушать целостность произведения, изменять или исключать из произведения авторские посвящения, эпиграфы, аннотации и т. п., даже если бы, по мнению пользователя, это могло улучшить произведение. Запрет на внесение изменений относится ко всем без исключения элементам произведения, хотя в самом законе упоминается только его название. При подготовке произведения к обнародованию право на защиту произведения от искажения, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, приобретает особо важное значение. Автор, обычно, тесно работает с организацией, которая будет издавать, публично исполнять или каким-то другим образом использовать его произведение. Например, во время подготовки рукописи к изданию с согласия автора в нее вносится редакторская правка, урегулируются вопросы, связанные с размещением материала, снабжением рукописи иллюстрациями, справочным аппаратом, комментариями. Свое согласие автор выражает, подписывая авторский экземпляр и верстку. Изменения, вносимые в коллективное произведение, должны согласовываться с каждым из соавторов, если только соавторы не поручили вести дела одному из них. Если автор (кто-либо из соавторов) не дает согласия на внесение определенных изменений, то произведение не может быть использовано в измененном виде. Авторы, утвердившие измененное произведение, не вправе в будущем отозвать свое согласие и требовать восстановления произведения в первоначальном виде.

Однако право на защиту репутации автора не безгранично. Некоторые случаи нарушения целостности произведения не рассматриваются как покушение на его неприкосновенность. К примеру, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования, воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Если исполнитель или режиссер-постановщик творчески интерпретирует произведение, при этом не изменяя его формы и содержания, это не рассматривается как нарушение данного права. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами пародий и стилизаций или мешать работать критикам и комментаторам.

Одним из наиболее спорных вопросов считается проблема передачи данного права автора другим лицам. В статье 29 Закон "Об авторском праве и смежных правах" подчеркивается, что право на защиту репутации автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, но наследники имеют право осуществлять защиту указанных прав. Они обеспечивают охрану неприкосновенности произведения. Но на месте наследников по завещанию автора может оказаться другое лицо, на которое возложена охрана права на защиту репутации. В любом случае имеет место наследственное правопреемство. Эти лица также могут выдавать разрешение на внесение в произведение изменений и дополнений (снабжение его предисловиями, комментариями, внесение уточнений, связанных с развитием науки и техники). По закону указанные правомочия наследников каким-либо сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников неприкосновенность произведения обеспечивается специально уполномоченным органом Российской Федерации.

При реализации автором права на защиту репутации бывают случаи столкновения его права с правами лица, являющегося собственником того материального носителя, в котором воплощено произведение. Любые действия собственника, не обеспечивающие сохранность произведения (внесение изменений, переделка, разрушение), могут квалифицироваться как нарушения права автора на защиту репутации. Иногда о нарушении рассматриваемого права может свидетельствовать сам порядок использования произведения собственником. Например, в 1959 г. по заказу творческо-производственного объединения "Искусник" скульптор Д. создал для художественной выставки скульптурный портрет актрисы З. в роли Офелии. В дальнейшем эта скульптура была приобретена у объединения одним из совхозов и под названием "Скорбящая" установлена на могиле воинов, погибших в годы второй мировой войны. В 1986 г. наследница автора и актриса З. потребовали от совхоза перемещения скульптуры в иное, соответствующее назначению место. Первоначально указанное требование было отклонено с мотивировкой, что колхоз является собственником скульптуры и имеет право использовать данное произведение по своему усмотрению. Но судом такие действия совхоза были признаны нарушающими неприкосновенность произведения. Использование скульптуры в ансамбле памятника погибшим воинам было признано противоречащим творческому замыслу автора, содержанию и назначению произведения. Помимо этого, было установлено, что скульптура, выполненная из материала, предназначенного для закрытого помещения, разрушается от атмосферного воздействия. Плюс ко всему установление в качестве надгробия скульптурного изображения здравствующей актрисы в одной из ее ролей является нарушением этических норм. В итоге требования заявителей были удовлетворены.

По-другому решается вопрос об охране неприкосновенности тех произведений, которые предназначены в основном для утилитарного использования. Например, владельцы зданий и сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна вправе вносить в них изменения, соответствующие их разумным потребностям. Но если станет известным, что собственник совершает эти действия исключительно с целью нарушить авторское право, это может быть расценено как злоупотребление правом, и тогда автор приобретает право на защиту. При обнаружении нарушения права на защиту репутации автор (правопреемники автора) может требовать внесения в произведение соответствующих исправлений, публикации за счет нарушителя сведений о допущенном нарушении, запрещения обнародования произведения или прекращения его распространения.

Право автора на обнародование обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, помимо этого указанное право непосредственно затрагивает его имущественные интересы. Его сущность заключается в юридически обеспеченной автору возможности публичной огласки созданного им произведения. С момента обнародования произведения начинают действовать установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного использования произведения (ст. 18-19 Закона "Об авторском праве и смежных правах"); срок охраны анонимных произведений исчисляется с даты их правомерного обнародования (ст. 27 указанного Закона). Если автор считает, что произведение еще не готово к обнародованию, он может хранить его в тайне от публики до момента, когда оно будет завершено. Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Вопрос о времени, месте и способе обнародования решается автором самостоятельно. Он может обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародования зависит от вида созданного произведения, от усмотрения автора. Так, литературное произведение может быть обнародовано через опубликование, публичное исполнение, передачу в эфире и т. д. Право на обнародование, являясь самостоятельным правом создателя произведения всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. Действительно, обнародовать произведение нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, например, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение. Но каждое из них выражает самостоятельный интерес автора и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий. Никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Это касается и произведений, созданных им в связи с выполнением служебных обязанностей, хотя отказ от обнародования такого произведения в ряде случаев может рассматриваться как нарушение им обязанностей по трудовому контракту. Автор может быть привлечен к ответственности и в случае отказа обнародовать произведение, созданное им заказ. Однако принудить автора к обнародованию произведения невозможно. Если произведение создано творческим трудом двух и более лиц, согласие на обнародование должны дать все соавторы.

Право на отзыв произведения - нововведение Закона "Об авторском праве и смежных правах". В соответствие с п.2 ст.15 Закона автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения или, если произведение уже было обнародовано публично оповестить о его отзыве. Единственным условием реализации данного права является возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения подлежат изъятию из обращения также за счет автора. Причины данного решения автора могут быть разными, например, изменение творческих взглядов или мировоззрения автора, возникновение новых внешних обстоятельств, желание использовать иной способ обнародования произведения и др. Но в любом случае юридического значения такие причины не имеют. Рассматриваемое право может противоречить правам лиц, которые имеют право собственности на материальные носители произведений, подлежащих отзыву. Действующее законодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права собственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачивалась соответствующая компенсация. Статья 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах" упоминает только возмещение убытков пользователям произведений, подразумевая под последними лиц, приобретающих права на основании авторских договоров. Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для не обнародованного произведения) или восстановление (для обнародованного произведения) правового статуса необнародованного произведения. Оно может быть вновь доведено до широких масс только самим автором или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из авторского права. Следует помнить, что авторы служебных произведений правом отзыва не пользуются.

В отличие от других личных неимущественных прав, право на обнародование может переходить к другим лицам. Так, оно переходит по наследству. Однако объем правомочий наследников определяется по-разному. Если автор дал специальный запрет на обнародование произведения, то, по мнению большинства ученых, осуществление наследниками данного права должно быть поставлено под контроль определенных государственных учреждений или авторско-правовых организаций. Но действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений прав наследников в отношении обнародования произведений умерших авторов. Этот вопрос решается по их усмотрению, даже если действия наследников противоречат воле умершего автора.

Право на опубликование особо в новом авторском Законе не упоминается, но оно продолжает оставаться в числе важнейших авторских правомочий. Оно представляет собой признаваемую за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Следует отметить, что хотя право на опубликование не названо в числе личных неимущественных и имущественных прав автора, Закон "Об авторском праве и смежных правах" прямо признает его за авторами отдельных видов произведений (см., например, п. 4-5 ст. 19 Закона). Основное содержание рассматриваемого права состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение материальных носителей произведения. Без согласия автора никто, даже работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершить подобных действий. Право на опубликование в большинстве случаев реализуется одновременно с каким-то другим субъективным авторским правом. Если произведение публикуется впервые, это одновременно означает его обнародование. Однако опубликование реализуется как самостоятельный интерес автора, когда выпускаются в обращение экземпляры произведения, которое уже обнародовано через публичное исполнение, передачу в эфир или другим способом. Еще более тесно связано право на опубликование с правами на воспроизведение и на распространение. Чтобы опубликовать произведение, его нужно предварительно воспроизвести, т. е. облечь его в материальную форму. Следовательно, давая согласие на опубликование, автор одновременно соглашается и на воспроизведение. Также, давая согласие на выпуск экземпляров произведения в обращение, автор способствует распространению произведения. Однако каждое из этих правомочий может осуществляться независимо друг от друга. Произведение может быть воспроизведено без цели выпуска его экземпляров в обращение. Под воспроизведением понимается изготовление нескольких или даже одного экземпляра произведения. Даже если эти экземпляры будут распространены (проданы, сданы в прокат), это не будет считаться опубликованием, так как для последнего необходим выпуск в обращение количества экземпляров, которое удовлетворяет запросам публики. Поэтому вполне возможна ситуация, когда в отношении конкретного произведения автор реализовал правомочия по его воспроизведению и распространению, но само произведение является неопубликованным. Последствием реализации права на опубликование является изменение правового режима произведения. С момента выпуска в свет экземпляров произведения оно без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцируется в единичных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), отдельные виды произведений печатаются в газетах, передаются в эфире (п. 3 ст. 19 того же Закона) и т.д.

Помимо материальных ценностей: имущества, недвижимости, денег, и т.д., в наследственную массу включаются нематериальные блага. Так, родственникам или приемникам усопшего, осуществляется передача авторского права по наследству. Наследование происходит по общим правилам – с завещанием, или по закону. Однако нематериальность данного вида имущества стало причиной возникновения особенностей передачи наследникам. Объект собственности передаёт наследнику, получившему его, возможность использовать выгоду и получать прибыль от приобретённого наследодателем права авторства на интеллектуальное имущество.

Особенности наследования по завещанию и по закону

Право на какой-либо результат интеллектуальной собственности приобретается единожды и закрепляется за владельцем до момента смерти и на 70 лет после. Отсчёт срока начинается 1 января в год покупки и заканчивается 1 января, спустя указанный промежуток времени. Наследники получают данный вид имущества во владение ровно на 70 лет с года гибели усопшего наследодателя. Переход по наследству авторского права осуществляется двумя способами:

  1. По закону;
  2. По завещанию.
  • Завещатель составил документ согласно своим пожеланиям, без давления, угроз со стороны третьих лиц;
  • Завещание заверено нотариусом;
  • При составлении документа последней воли наследодателя, нотариусу была предоставлена справка, подтверждающая владение авторским правом на объект нематериального имущества, передаваемый в наследство.

Если завещание исключительного права отсутствует, наследниками могут стать только кровные родственники владельца авторских прав (включая усыновлённых детей и приёмных родителей).

Какие конкретно права переходят наследникам?

Основные особенности наследования авторских прав заключаются во власти, которую получают наследники, приобретающие права усопшего. Важной деталью наследования и эксплуатации авторского права является факт, что владелец прав не становится владельцем самого результата интеллектуальной собственности. Владелец авторского права (наследники в том числе) получает возможность заработать на нематериальных благах различными способами:

  • Публикация;
  • Тиражирование;
  • Распространение.

Пример: обладая правами на кинофильм, владелец авторства может сделать множество копий и выставить копии на продажу, в результате получая прибыль.

Случаи, когда авторские права нельзя передать по наследству

О том, какие из авторских прав не переходят по наследству, говорится в ст. 1142-1148 ГК РФ. По большому счёту, законодательно закреплено лишь одно право, которое наследники не смогут использовать – менять имя автора на результате интеллектуального труда. Пример: книгу, фильм, музыку, и т.д. нельзя подписать именем нового владельца.

В любой момент времени автором будет значиться лицо, результатом чьей умственной и творческой деятельности стал унаследованный предмет авторского права. В некоторых случаях в роли автора может выступать наследодатель, но если он также выкупал интеллектуальную собственность, автором будет значиться истинный создатель.

Дополнительно не переходят по наследству авторские права в случаях, когда наследодатель составлял завещание и указывал, какие манипуляции с интеллектуальной собственностью производить нельзя. Например, наследодатель волен запретить распространение или копирование предмета нематериальной собственности в течение определённого периода или перманентно.

Переход патента

Передача владения патентом передаётся по тем же правилам, что и авторского. Единственным различием остаётся срок владения патентом. В отличие от авторских прав, патенты имеют ограниченный срок действия. Если данный срок подойдёт к концу до смерти изобретателя и владельца, наследование станет невозможным. Если наследодатель умер раньше окончания срока патента, его наследники получат права на патент и лишатся их в момент завершения срока действия.

Оформление наследования и сроки

Наследование проходит по общим правилам. Если объект передаётся не одному, а нескольким наследникам, они признаются соавторами и будут владеть правом на интеллектуальную собственность в равной степени. Основные правила порядка получения авторских прав в наследство таковы:

  • В роли наследника может выступить и физическое, и юридическое лицо (авторское право часто передаётся музеям, государству, тематическим сообществам, предприятиям, и т.д.).
  • Если авторское право входит в состав организации или предприятия, то в наследство передаётся комплект (предприятие и авторское право совместно).
  • Сроки вступления в наследство общие и составляют 6 месяцев с момента открытия наследства;
  • При наличии серьёзных причин на пропуск отпущенного времени для вступления в наследство (командировка, серьёзное заболевание, и т.д.), срок может быть продлён. Как вступить в наследство после 6 месяцев после смерти .
  • В случае отказа от наследования нематериальных благ всеми наследниками и приемниками, либо их полного отсутствия, либо пропуска срока вступления в права наследования, имущество переходит во владение государства на 70 лет.

Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование авторских прав в соответствии с общим правилом может осуществляться либо по закону, либо по завещанию. При наследовании по закону наследниками авторских прав могут стать только граждане, которые входят в ту или иную очередь законных наследников. Если умерший автор не имел законных наследников и не оставил завещания, его авторские права, в отличие от иной наследственной массы, к государству не переходят, а прекращаются (ст. 552 ГК). При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину, независимо от его гражданства и наличия родственных отношений с умершим, или юридическому лицу, независимо от профиля его деятельности и местонахождения Гражданское право: В 3 т. Т. 3. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2011..

В теории авторского права наследники рассматриваются в качестве носителей производного авторского права. Их авторские права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов, а именно: открытия наследства, вхождения в круг наследников по закону или после составления в их пользу завещания, принятия наследниками наследства.

Следует отметить, что действующее законодательство -- и авторское, и наследственное -- не содержит четкой регламентации авторских прав наследников. Поэтому конкретные правила приходится выводить путем толкования многих норм закона, а также анализа сложившейся судебной и нотариальной практики. Остановимся вкратце на тех особенностях наследования авторских прав, которые представляют наибольший практический интерес.

Прежде всего необходимо уточнить, какие авторские права переходят по наследству или, что то же самое, входят в наследственную массу. На первый взгляд, сделать это довольно просто, так как в законе прямо указаны те авторские права, которые к наследникам не переходят. К ним относятся право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (ст. 29 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Следовательно, все остальные авторские права, в частности право на обнародование, право на использование произведения, право на вознаграждение и др., могут передаваться по наследству.

Еще одна важная проблема связана с неприкосновенностью произведений умерших авторов. Закон указывает, что право на защиту репутации автора по наследству не переходит, однако на наследников возлагается охрана этого права. Автор, осуществляя свое право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб его чести и достоинству, может внести или разрешить внести в произведение любые, в том числе существенные, изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности, сделать этого не может. Он может дать согласие на внесение в произведение редакционной правки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или комментарием, которое должно помочь читателю правильно воспринимать произведение, и т.п. Однако при всем этом главной его задачей является сохранение сущности и оригинальности произведения наследодателя. Если при использовании произведения в него вносятся не согласованные с наследниками изменения, они могут потребовать восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

Определяя круг переходящих по наследству авторских прав, необходимо коснуться еще одного вопроса. Как известно, если после смерти наследодателя остается в живых его супруг и супругами при заключении или в период брака не был установлен режим долевой или раздельной собственности, то в соответствии с российским семейно-брачным законодательством (ст. 33--34 Семейного кодекса РФ, ст. 256 ГК) при определении наследственной массы предварительно должна быть выделена доля этого супруга в общем имуществе, нажитом в период брака. Вполне понятно, что в данном случае речь может идти только об имущественных правах автора, в частности праве на гонорар. Переходящие по наследству личные неимущественные права при жизни принадлежат только автору, и его супруг никаких дополнительных прав на них сравнительно с другими наследниками не имеет.

Некоторыми особенностями обладает вступление наследников в обладание авторскими правами. Как известно, в российском наследственном праве действует принцип универсальности наследственного правопреемства, в соответствии с которым не допускаются частичное принятие или частичный отказ от наследства. Поэтому, если наследственная масса не ограничивается авторскими правами, вступление наследника в фактическое владение какой-либо частью имущества будет означать одновременно и принятие им авторских прав наследодателя. В связи с этим в данном случае нет особой надобности в совершении наследником особого акта, выражающего его согласие и желание принять авторские права. Однако если наследство состоит лишь из авторского права или кому-либо из наследников завещаны только авторские права, фактическое вступление в права наследования невозможно. В этом случае наследник должен получить в нотариальной конторе свидетельство о праве на наследство.

В отличие от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. По ныне действующему законодательству авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен ниже при анализе сроков действия субъективных авторских прав Гражданское право: В 3 т. Т. 3. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2011..

Важной особенностью наследования авторских прав является то, что субъективные авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке. Иными словами, авторское право наследуется как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Распоряжение перешедшим по наследству произведением осуществляется наследниками совместно и только по взаимному согласию. При отсутствии такого согласия, например при отказе кого-либо из наследников дать согласие на переиздание произведения, спор наследников рассматривается в суде. Исключение составляет, однако, переходящее по наследству право на получение гонорара. Гонорар может делиться между наследниками в любой пропорции в соответствии с завещательным распоряжением либо соглашением наследников о разделе наследства.

Недостаточно урегулирован законом и вопрос о наследовании авторских прав на произведения, созданные в соавторстве. Пункт 4 статьи 27 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» констатирует лишь положение о том, что права каждого из соавторов переходят по наследству и действуют в течение 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Из этого вытекает, что оставшиеся в живых соавторы, независимо от того, о нераздельном или раздельном соавторстве идет речь, должны согласовывать свои действия по использованию произведения с наследниками умершего автора. При этом нужно учитывать, что в случае смерти наследников принадлежащие им права могут переходить к их наследникам и т.д. в течение всего срока действия авторских прав.

Правопреемниками российских авторов могут быть как российские, так и иностранные юридические лица и граждане. При этом договоры с последними могут заключаться как при посредничестве авторско-правовых организаций, так и напрямую. Правомерно приобретенные авторские права правопреемников признаются и охраняются наравне с правами самих авторов.

Статья 1230 ГК РФ устанавливает срок действия исключительных прав. В частности, она закрепила следующие положения: 1)

исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации действуют в течение срока, определенного частью четвертой ГК РФ.

Исключения также устанавливаются гражданским законодательством; 2)

продолжительность срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, порядок исчисления этого срока, основания и порядок его продления, а также основания и порядок прекращения исключительного права до истечения срока регламентируются нормами ГК РФ.

Соответственно данным положениям ст. 1281 ГК РФ закрепляет срок действия исключительного права на произведение в зависимости от того, кем оно было создано, а именно: 1)

исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если произведение создано в соавторстве, то исключительное право на него действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти; 2)

на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора; 3)

исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования. Однако здесь законодатель закрепляет условие, в соответствии с которым произведение должно быть обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора; 4)

если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным, и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения; 5)

Гражданское законодательство содержит нормы, регулирующие наследование отдельных видов имущества, которые закреплены как в части третьей ГК РФ, так и в части четвертой относительно наследования исключительных прав.

Наследование прав авторов результатов интеллектуальной деятельности обладает определенной спецификой, связанной с характером наследуемых объектов. Обычно оно осуществляется родственниками умершего, хотя в ряде случаев авторы могут завещать свои произведения гражданам, не состоящим с ними в родстве, или даже юридическим лицам.

Перед государством при этом стоят две задачи: 1)

защитить интересы наследников, предоставив им возможность получать доходы от использования произведений умершего автора; 2)

учесть интересы потребителей таких творческих результатов (по существу, всего общества), заключающиеся в возможно более широком и свободном использовании произведений.

Право автора произведения науки, литературы или искусства состоит из комплекса личных неимущественных и имущественных прав. К личным неимущественным правам автора относятся право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора и право на обнародование произведения в любой форме, включая право на отзыв (ст. ст. 1265 - 1269 ГК РФ).

Под имущественными правами автора понимаются его исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом - права на воспроизведение произведения, его распространение, импорт, публичный показ, передачу в эфир, переработку и другие (ст. 1270 ГК РФ).

Личные неимущественные права автора тесно связаны с его личностью и, как правило, не способны по самой своей природе переходить к другим лицам (п. 1 ст. 150 ГК РФ). В статье 1265 ГК РФ подчеркивается, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Эта особенность также нашла отражение в ч. 3 ст. 1112 ГК РФ, которая прямо устанавливает, что личные неимущественные права и другие нематериальные блага не входят в состав наследства.

Вместе с тем в п. 1 ст. 150 ГК РФ уточняется, что "в случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя". Это положение фактически содержит ограничение общего правила о неотчуждаемости и непередаваемости личных неимущественных прав и, следовательно, требует, чтобы случаи и порядок такого их осуществления были урегулированы законом.

Таким образом, по наследству не переходят такие личные неимущественные права, как право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. Однако наследники вправе осуществлять защиту этих прав, причем данные правомочия наследников сроком не ограничиваются (п. 1 ст. 1267 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 1267 ГК РФ автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ) после своей смерти. Данные полномочия осуществляются указанным лицом пожизненно. Здесь же законодатель предусмотрел и случай, когда отсутствуют подобные указания или назначенное автором лицо отказалось от их исполнения. В такой ситуации охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. Данное правило распространяется и на случаи, когда назначенное лицо умерло.

Наследникам часто приходится решать вопросы, связанные с использованием произведений, которые не были обнародованы при жизни автора. В сложившейся ситуации они должны принимать решение о дальнейшей судьбе произведения: не просто защищать некие права от нарушения другими лицами, а самостоятельно осуществлять эти права. Аналогично складывается ситуация и при необходимости внесения тех или иных изменений в произведение умершего автора. Оба эти случая напрямую связаны с возможностью дальнейшего использования соответствующего произведения и вместе с тем затрагивают имущественные интересы наследника, а также интересы общества в целом.

Пункт 3 ст. 1268 ГК РФ устанавливает, что произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.). Следовательно, поскольку к наследникам переходят исключительные права автора (п. 1 ст. 1283 ГК РФ), то и право на обнародование должно к ним переходить. Кроме того, законодатель особо оговаривает случай передачи такого права по завещанию. В то же время необходимо решить вопрос о том, может ли наследник вносить изменения в само произведение после перехода к нему исключительных прав после смерти автора. В части четвертой ГК РФ данный вопрос решается следующим образом: абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ указывает, что при использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Характерной чертой исключительных прав автора является их отчуждаемость. В связи с этим исключительные (имущественные) права автора могут переходить по наследству (п. 1 ст. 1283 ГК РФ). Наследники автора приобретают право решать все вопросы, связанные с дальнейшим использованием произведений умершего автора (определять виды и способы использования, его условия и сроки, заключать соответствующие договоры), а также получать за это вознаграждение.

Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.

Если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя).

Если нет наследников первой, второй и третьей очереди (ст. ст. 1142 - 1144 ГК РФ), право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей.

Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого (рождение самого наследодателя в это число не входит).

В частности, к последующим очередям наследования относятся: 1)

родственники третьей степени родства - прадедушки и прабабушки наследодателя (четвертая очередь); 2)

родственники четвертой степени родства - дети родных племянников и племянниц наследодателя, т.е. двоюродные внуки и внучки, и родные братья и сестры его дедушек и бабушек, т.е. двоюродные дедушки и бабушки (пятая очередь); 3)

родственники пятой степени родства - дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер, т.е. двоюродные племянники и племянницы, и дети его двоюродных дедушек и бабушек, т.е. двоюродные дяди и тети (шестая очередь); 4)

если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

Законодатель также рассматривает случай, когда наследник умирает раньше наследодателя. Статья 1146 ГК РФ устанавливает правила наследования по праву представления. По закону доля наследника, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам и делится между ними поровну: 1)

после смерти наследников первой очереди право наследования переходит к внукам наследодателя и их потомкам; 2)

после смерти наследников второй очереди - детям полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянникам и племянницам наследодателя); 3)

после смерти наследников третьей очереди - двоюродным братьям и сестрам наследодателя.

Кроме того, автор может составить завещание (гл. 62 ГК РФ), по которому наследником может быть как кто-либо из наследников по закону, так и любой другой гражданин, юридическое лицо или государство. При этом авторское право может быть завещано как кому-либо одному из наследников, так и двум (нескольким) наследникам. Причем в последнем случае оно может быть завещано в целом (тогда оно наследуется в равных долях) или с указанием долей. Однако установление долей направлено только на распределение денежных средств (доходов), полученных наследниками в результате осуществления соответствующего исключительного права. Само исключительное авторское право, несмотря на наличие в нем многочисленных разнообразных правомочий, в теории рассматривается как неделимое. В связи с этим к установлению долей в авторском праве применим п. 2 ст. 1122 ГК РФ. В нем законодатель закрепляет, что указание в завещании на части неделимой вещи (ст. 133 ГК РФ), предназначенные каждому из наследников в натуре, не влечет за собой недействительность завещания. Такая вещь считается завещанной в долях, соответствующих стоимости этих частей. Порядок пользования наследниками этой неделимой вещью устанавливается в соответствии с предназначенными им в завещании частями этой вещи.

Из вышеуказанного свойства авторского права (неделимости) вытекает характерная особенность наследования в области авторского права, состоящая в том, что наследники могут осуществлять авторские права только сообща. Любые действия по использованию перешедшего по наследству произведения возможны исключительно с общего согласия всех наследников.

Наследники в целях решения данного вопроса могут заключить соглашение, в котором будет предусмотрен порядок осуществления ими авторских прав (например, осуществление прав будет поручено одному из них или будет решено передать права в доверительное управление какому-то третьему лицу). Такое соглашение по желанию наследников может быть закреплено в свидетельстве о праве на наследство либо составлено в форме отдельного документа.

На практике распространены споры между наследниками авторских прав, которые довольно часто препятствуют широкому использованию произведений умерших авторов. В целом ряде случаев возникающие проблемы бывают обусловлены необходимостью совместного осуществления наследниками авторских прав. К сожалению, полностью избежать подобных ситуаций невозможно. В принципе наследодатель может завещать все права на какое-либо конкретное произведение одному наследнику, а на другое (другие) произведение - второму наследнику и т.д. Но и в этом случае совместное осуществление прав наследниками все же будет необходимо (например, при издании сборников произведений или собраний сочинений автора).

Названная проблема решаема. Наследодатель может совершить завещание, согласно которому на одного избранного им наследника возлагался бы завещательный отказ в пользу лиц, которые при отсутствии завещания являлись бы его наследниками по закону. В соответствии с завещательным отказом такой наследник, самостоятельно осуществляя авторские права, мог бы производить периодические платежи отказополучателям в виде определенного процента от доходов, полученных от использования произведений умершего автора (п. 2 ст. 1137 ГК РФ). В то же время с учетом 70-летнего срока охраны авторских прав, наличия обязательных наследников и иного, во многих случаях такое решение также может оказаться неприемлемым.

Если же спор между наследниками возникает из-за определения размера долей или порядка осуществления ими авторского права, то подобный вопрос решается в суде (абз. 2 п. 2 ст. 1122 ГК РФ).

На практике возникают определенные проблемы при установлении доли пережившего супруга в случае наследования авторского права. Это объясняется тем, что по своей природе наследуемое исключительное право является самостоятельным правом, которое отличается от права собственности. Его сущность состоит в том, что автор вправе самостоятельно использовать свое произведение или выдавать разрешения на использование другим лицам. В соответствии с этим его супруг не может участвовать в осуществлении такого права в силу одного лишь факта состояния в браке с правообладателем (он может это делать, например, на основании поручения, доверенности и т.п.). Таким образом, исключительное право не является общим имуществом супругов, находящимся в их совместной собственности, и переживший супруг не имеет преимуществ перед другими наследниками в отношении наследования исключительного права.

В совместную собственность супругов можно включить только суммы авторского вознаграждения (дохода), полученные супругом-правообладателем при жизни.

В иных случаях при выделении обязательной доли в наследстве автора проблемы возникают при имущественной оценке исключительного права, поскольку такая оценка обычно затруднительна или невозможна (например, если речь идет о рукописях никогда ранее не издававшегося автора). Во многих случаях имущественная оценка исключительного права может быть только приблизительной, поскольку даже в отношении уже обнародованного произведения сложно заранее предугадать, каковы будут общие доходы от него на протяжении всего 70-летнего срока действия авторского права.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что если наследуемое исключительное право поддается имущественной оценке, то применимы общие правила ст. 1149 ГК РФ. Однако если наследуемое исключительное право не может быть оценено, то обязательная доля в составе такого права должна учитываться в процентном отношении без определения ее конкретной суммы. По мере поступления доходов от осуществления такого исключительного права необходимые наследники будут получать свою обязательную долю - не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.

Поскольку срок действия авторского права ограничен 70 годами, то встает вопрос, как долго наследники должны получать причитающуюся им долю (например, несовершеннолетние дети наследодателя через некоторое время станут совершеннолетними), а также что произойдет с обязательной долей в случае смерти этих наследников. Проанализировав общие положения наследственного права, можно заключить, что необходимые наследники будут получать свою долю на протяжении всего срока действия авторского права, а в случае их смерти соответствующая доля должна будет перейти к их наследникам. Однако между наследниками возможно заключение соглашения об ином распределении наследственного имущества (т.е. если обязательная доля не будет выплачена им за счет другого имущества, входящего в состав наследства). Безусловно, в последнем случае будут применяться правила соглашения.

Законодатель предусматривает случай, когда в силу определенных причин у наследодателя нет наследников.

Так, п. 2 ст. 1283 ГК РФ устанавливает, что в случаях, предусмотренных ст. 1151 ГК РФ ("Наследование выморочного имущества"), входящее в состав наследства исключительное право на произведение прекращается, и произведение переходит в общественное достояние. Это происходит в случаях: 1)

отсутствия наследников как по закону, так и по завещанию; 2)

отсутствия у всех наследников права наследовать; 3)

отстранения от наследования всех наследников (ст. 1117 ГК РФ); 4)

непринятия наследства никем из наследников; 5)

отказа всех наследников от наследства без указания, в пользу кого сделан отказ (ст. 1158 ГК РФ).

Статья 1282 ГК РФ регулирует непосредственно переход произведения в общественное достояние. Законодательство устанавливает, что по истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. Данное произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Однако при этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Помимо сказанного ранее, можно отметить, что наследник в ряде случаев реализует права автора в отношении самого произведения. Например, ст. 1291 ГК РФ закрепляет, что при отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т.п.), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. Пункт 3 названной статьи распространяет это правило и на наследников автора, их наследников и иных в пределах срока действия исключительного права на произведение.

Особые правила закреплены в отношении права следования. Так, согласно ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. Правом следования авторы обладают и в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Кроме того, несмотря на то что данное право неотчуждаемо, оно переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

От наследования авторских прав следует отличать наследование авторского вознаграждения, начисленного при жизни автора, но своевременно им не полученного, а также начисленного после его смерти в соответствии с ранее заключенными этим автором договорами на использование его произведений, но до принятия наследниками наследства. В подобной ситуации наследники получают вознаграждение не в результате осуществления ими исключительных прав, перешедших к ним от наследодателя, а наследуют лишь определенные денежные суммы. Наследование осуществляется по общим правилам, установленным гражданским законодательством о наследовании невыплаченных сумм заработной платы и приравненных к ней платежей (ст. 1183 ГК РФ).

Таким образом, основной особенностью наследования авторских прав является то, что по наследству передаются не все авторские правомочия, а только исключительные (и иные имущественные) права автора. Личные неимущественные права автора по наследству переходить не могут. Для защиты этих прав в интересах общества в целом и личных интересах самих наследников последние наделяются специальными полномочиями по их охране, которые всегда являются более узкими по своему содержанию, чем соответствующие личные неимущественные права автора.

Порядок вступления наследников в обладание авторскими правами характеризуется также некоторыми особенностями. В частности, высказывались различные мнения относительно возможности принятия наследства, состоящего из авторского права, путем конклюдентных действий (вступления в фактическое владение).

По общему правилу на практике необходимо получение свидетельства о праве на наследство, подтверждающего перед третьими лицами наличие у наследника умершего автора прав на использование его произведений. Прежде всего это касается наследования исключительных прав автора на обнародованные им произведения, в отношении которых имеется реальная возможность их дальнейшего использования.

В свидетельстве в целом может указываться на наследование авторских прав либо могут быть перечислены конкретные произведения, на которые наследуется авторское право (например, если конкретные произведения уже выпущены в свет или если они упомянуты в завещании). Вместе с тем в большинстве случаев для удостоверения прав наследника представляется достаточным сам факт наличия у него свидетельства о праве на наследство, даже если в нем не уточняется наследование авторских прав.

Нотариусы в ряде случаев требуют от наследников предъявления доказательств того, что авторские права принадлежат именно данному наследодателю. Однако авторское право на произведение науки, литературы или искусства возникает в силу факта его создания, для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или другого специального его оформления. Это означает, что не требуется какого-либо документального подтверждения наличия у наследодателя таких прав. В соответствии со ст. 1257 ГК РФ лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Следовательно, наследникам необходимо предъявить оригинал произведения либо его экземпляр для оформления прав на наследство. Лица, несогласные с таким утверждением, могут оспорить данное право.

Точки зрения о возможности фактически принять авторские права, переходящие по наследству, придерживается, например, И.А. Силонов в своей статье "О наследовании авторских прав" . В противовес данной точке зрения выступает С.П. Гришаев, который утверждает, что отдельные виды имущества нельзя в принципе принять путем фактического вступления во владение и управление им. Данное обстоятельство он относит к авторскому праву.

Что касается проблем, возникающих на практике при решении вопросов, связанных с наследованием авторских прав, то они различны. Как уже отмечалось, часть четвертая ГК РФ вступила в силу недавно, и практики ее применения очень мало, поэтому можно привести примеры из ранее вынесенных решений.

Так, при рассмотрении любых дел, связанных с авторскими правами, судам необходимо устанавливать множество обстоятельств, в том числе и тот факт, кому и на каком основании принадлежит исключительное право, можно ли передать его по договору. Это связано с тем, что в зависимости от наличия или отсутствия данного факта будет решаться спор в дальнейшем. Зачастую авторские права переходят по наследству, и новые обладатели используют их в качестве предмета той или иной сделки. Судам приходится устанавливать, действительно ли данное лицо обладает соответствующим правом.

Федеральным арбитражным судом Московского округа было рассмотрено дело о взыскании компенсации за единичное нарушение исключительного имущественного авторского права.

Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Астрель" (далее - ООО "Издательство "Астрель") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к закрытому акционерному обществу "Легпромэкспресс" (далее - ЗАО "Легпромэкспресс") о взыскании за единичное нарушение исключительного авторского имущественного права на распространение произведения компенсации в сумме 20 тыс. руб.

Исковое требование, предъявленное со ссылкой на нормы ст. ст. 16, 30, 49 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", мотивировано тем, что ЗАО "Легпромэкспресс" нарушило исключительное право истца на распространение перевода книги Л. Виилма "Тепло надежды", выполненного Л. (псевдоним Р.).

Судами обеих инстанций было установлено, что ответчик (правопреемник ЗАО "Легпромэкспресс") распространял книгу автора Л. Виилма "Тепло надежды" в переводе с эстонского, выполненном Л. В обоснование заявленного требования истец указывает на нарушение ЗАО "Легпромэкспресс" принадлежащего ООО "Издательство "Астрель" на основании договора от 28.11.2002 авторского права на использование перевода книги "Тепло надежды", совершенного Р.

Вывод апелляционного суда о правомерности заявленного требования признан вышестоящей инстанцией правильным в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно п. 1 ст. 30 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" имущественные права, указанные в ст. 16 данного Закона, включая право на перевод, могут передаваться только по авторскому договору, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 18 - 26 указанного Закона.

Из материалов дела усматривается и апелляционным судом установлено, что авторским договором от 22 марта 2002 г. Л. передала компании "Ои Ргета" исключительные имущественные права на использование произведений на русском языке на территории Эстонии, России с правом передачи третьим лицам, а именно переводы, созданные творческим трудом Л., книг автора Лууле Виилма, в том числе книги "Тепло надежды".

В соответствии с п. п. 1.1.1 и 1.1.2 указанного договора, компании "Ои Ргета" принадлежат исключительные права осуществлять самостоятельно, запрещать или разрешать третьим лицам осуществление таких действий, как воспроизведение произведения в форме книги и распространение любым способом.

Авторским договором N 1 от 28 ноября 2002 г. компания "Ои Ргета" передала Компании "АрПэ РиЬИзИегБ" принадлежащие исключительные имущественные права на использование произведений, в том числе книги "Тепло надежды".

Согласно приложению к авторскому договору N 1 от 28.11.02, заключенному между компанией "Aplis Publishers" и "OU Prema", последнее передало компании "Aplis Publishers" исключительные имущественные права на перевод на русский язык и использование переводов указанных в агентском договоре N 1 произведений на русский язык, выполненных Л.

Перевод произведений, указанных в договоре, выполнен Л. и используется с согласия обладателя авторских прав на оригинальные произведения Арво Виилма на основании наследования по закону.

Компанией "Aplis Publishers", в свою очередь, по договору N 43-М-02 от 28 ноября 2002 г. исключительные права на использование путем воспроизведения на русском языке и распространения во всем мире произведений автора Лууле Виилма, в том числе книги "Тепло надежды", переданы ООО "Издательство "Астрель".

Таким образом, ООО "Издательство "Астрель" представлены надлежащие доказательства о принадлежности исключительного права на распространение перевода книги Л. Виилма "Тепло надежды", выполненного Л.

Между тем ответчиком в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства того, что он является законным обладателем исключительного права и правомерно реализовывал перевод книги "Тепло надежды".

Согласно ч. 2 ст. 49 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения.

Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

Учитывая вышеизложенное, выводы апелляционного суда о правомерности заявленных требований являются обоснованными, нормы материального и процессуального права применены правильно.

В связи с этим оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 274, 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил оставить без изменения Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2006 г. N 09АП-8016/2006-ГК, которым решение отменено и иск удовлетворен, поскольку апелляционный суд пришел к выводу о наличии у истца исключительных имущественных авторских прав на русский перевод в исполнении Р. книги "Тепло надежды" и неправомерности распространения ответчиком этого произведения.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 октября 2006 г. N КГ-А40/8681-06.

По решению суда издатель Игорь Захаров за нарушение авторских прав должен выплатить вдове писателя Сергея Довлатова - Елене Довлатовой 825 тыс. руб. Суд пришел к выводу, что издатель нарушил права наследницы Довлатова, выпустив в 2001 г. без ее согласия книгу "Сергей Довлатов. Эпистолярный роман с Игорем Ефимовым". Книга была издана тиражом 15 тыс. экземпляров. Ответчик не отрицал того, что издал книгу без согласия третьей жены Довлатова - Елены. В книгу вошла более чем 10-летняя переписка двух друзей-писателей Довлатова и Ефимова. Суд запретил тиражирование данного произведения, однако отказался конфисковать и уничтожить уже изданные экземпляры книги.

www.m3m.ru/text/news-4892.html

Осуществление защиты авторских прав наследниками создателей произведений довольно распространено. Можно привести еще пример, в котором наследница просит суд о защите исключительных прав, однако суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

По договору с Резниковым Анатолием Израиловичем автор передал режиссеру исключительные права на использование литературного произведения "Приключения кота Леопольда". Предметом договора была передача А.И. Хайтом А.И. Резникову исключительных авторских прав на воспроизведение произведения, распространение любым способом, импорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю, перевод, аранжировку, переделку и другую переработку произведения.

Как установлено в договоре, вышеуказанные права были переданы без ограничения срока, на территорию всего мира и безвозмездно.

Аркадий Хайт умер в Германии. После его смерти в декабре 2000 г. вдова и наследница знаменитого автора обратилась в Пресненский суд г. Москвы с иском о признании договора недействительным на основании ст. 168 ГК РФ, поскольку стороны не договорились о размере авторского вознаграждения за передачу прав и порядке его выплаты.

В судебном заседании ответчик иск не признал. Режиссер ссылался на свободу договора, полагая, что стороны вправе были договориться о любых условиях, в том числе о безвозмездной передаче прав. Нотариус, заверившая сделку, также поддерживала эту позицию.

Решением Пресненского суда г. Москвы от 19 ноября 2002 г. вдове Аркадия Хайта в удовлетворении исковых требований было отказано. Суд решил, что договор признанию недействительным не подлежит. В мотивировочной части решения было указано, что в договоре "соблюдены все необходимые условия в части авторского вознаграждения - безвозмездно, то есть 0 руб.". В соответствии с положениями ГК РФ авторский договор является возмездной сделкой. Как предусмотрено ГК РФ, безвозмездный порядок передачи прав возможен только по договору дарения.

Так или иначе, но это означает, что в оспариваемом договоре необходимо было определить размер вознаграждения, причитающегося автору за передачу прав, а также предусмотреть тот или иной порядок его выплаты. Авторское вознаграждение следовало установить в виде процента от дохода за каждый способ использования произведения "Приключения кота Леопольда", в том числе конкретный процент за передачу права на воспроизведение произведения без ограничения тиража, конкретный процент за передачу права на публичное исполнение произведения и т.д. При этом размер вознаграждения за некоторые способы использования произведения не может быть определен в договоре ниже, чем установлено минимальными ставками, например, за воспроизведение путем звукозаписи и публичное исполнение произведения.

Данное существенное условие авторского договора сторонами не было согласовано так, как этого требует законодательство. В соответствии с гражданским законодательством сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Недействительная сделка не влечет юридических последствий.

Также согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Следовательно, авторский договор от 22 января 1996 г. о передаче исключительных авторских прав безвозмездно, т.е. за 0 руб., противоречит требованиям, закрепленным действующим законодательством, и поэтому не может считаться заключенным.

В связи с этим судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда оставила решение Пресненского суда г. Москвы в силе, а кассационную жалобу истца - без удовлетворения.

Тулубьева И.Ю. Наследство "кота Леопольда" // Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права. 2003. N 11.