Гражданское законодательство состоит из регулирующих. Гражданское законодательство находится в ведении

Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК граж­данское законодательство составляет предмет исключительной феде­ральной компетенции. Никакие нормативные акты, содержащие нормы гражданского , не вправе принимать ни органы субъектов РФ, ни органы местного самоуправления. Любые со­держащиеся в нормах ГК отсылки к «закону» (или к «законодательст­ву») означают отсылки только к федеральному закону.

Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права мо­гут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодатель­ства, отнесенных к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относит­ся, например, жилищное законодательство, которое состоит из ком­плексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный ко­декс РФ). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами РФ, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ). Например, в сфере жилищного права субъ­екты РФ могут принимать общеобязательные правила учета , нуждающихся в улучшении жилищных условий (ибо они относятся к сфере административного права), но не вправе принимать норма­тивные акты, определяющие (в том числе «конкретизирующие») ус­ловия договоров жилищного найма (ибо они относятся к сфере гра­жданского права).

По своей юридической силе гражданско-правовые акты распреде­ляются на три группы:

  1. федеральные законы (обладающие высшей юридической силой);
  2. указы Президента РФ и постанов­ления Правительства РФ (носящие подзаконный характер);
  3. иных федеральных органов исполни­тельной власти (министерств и ведомств РФ).

Составляющие первую группу актов законы возглавляются Граж­данским кодексом и охватываются понятием гражданское законода­тельство (п. 2 ст. 3 ГК - "Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов").

Ведущая роль в гражданском законодательстве Гражданского кодекса подчеркивается следующими положениями ст. 3 ГК РФ:

  1. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
  2. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный .

Таким образом, действующий закон придает термину "гражданское законодательство" довольно узкое значение:

  • акты не могут включаться в категорию законода­тельства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодатель­ствовать;
  • президентские указы и постановления Правительства РФ охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конститу­ции РФ и п. 3-6 ст. 3 ГК);
  • акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие «нормативные правовые акты феде­ральных органов исполнительной власти».

Подробнее

Использование данной терминологии направлено на ограничение подзаконного нормотворчества в сфере гражданского права. Если при формулировке конкретного правила в ГК допускается возможность его конкретизации или установления иного решения «законодатель­ством» (либо «законом»), это означает, что такая конкретизация или иное решение не могут устанавливаться никакими актами исполни­тельной власти. Если же ГК предусматривает возможность установ­ления отличных от его правил предписаний «иными правовыми акта­ми» (например, ст. 136 ГК), то по этим вопросам возможно принятие президентского указа или правительственного постановления, но не ведомственного нормативного акта.

При отсутствии таких указаний нормы ГК или иного федераль­ного гражданско-правового закона вообще не подлежат конкрети­зации и тем более изменениям любыми подзаконными актами, ибо законодатель счел соответствующую регламентацию исчерпываю­щей. Ведь согласно п. 4 ст. 3 ГК даже постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, могут приниматься им лишь на основании и во исполнение федеральных законов или пре­зидентских указов, т.е. основываться на актах более высокого уров­ня. Только указы Президента РФ, касающиеся гражданско-правовых отношений, могут приниматься по вопросам, прямо не урегулиро­ванным федеральными законами, но лишь при отсутствии специ­альных указаний законодательства на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним (п. 3 ст. 3 ГК).

Гражданский кодекс

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержа­щие нормы гражданского права, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3 ГК). Следовательно, при норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами ГК.

Формально ГК является обычным федеральным законом. От других законов он отличается не своей юридической силой, а своим содержани­ем, которое придает ему системообразующее значение для гражданского законодательства. Оно заключается в том, что:

  1. ГК в систе­матизированном виде содержит все основополагающие правила граж­данского права;
  2. именно в ГК предусмотрено принятие ряда конкретизирующих его правила федеральных законов, т.е. система гра­жданского законодательства.

Разумеется, правило п. 2 ст. 3 ГК не следует воспринимать как за­прет на внесение в Кодекс каких-либо изменений и тем самым как запрет на развитие гражданского законодательства. Речь в нем идет о необходимости согласования содержания законов, при котором принятие новых правил должно сопровождаться обязательным из­менением ранее действовавших предписаний (находящихся в ГК), а главное - об обоснованности этих изменений с учетом того, что они лишь развивают и детализируют принципиальные положения, закрепленные в Кодексе.

Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детали­зации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объем­ным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его прави­ла и институты.

Иные правовые акты

Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер . Тем не менее при наличии прямого указания в ГК (или в ином федераль­ном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают указы Президента РФ . В сфере, прямо не урегулирован­ной нормами закона, правила указов по сути имеют такое же значение, что и закон, разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему (п. 3 и 5 ст. 3 ГК). Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, могут применяться лишь в части, соответствующей предпи­саниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, кото­рые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохра­няют действие до принятия соответствующих законов.

Постановления Правительства РФ , содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным за­конам и президентским указам, но и приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат примене­нию (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение. Ряд правительственных постановлений был принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответству­ющего закона и в части, не противоречащей Кодексу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической си­лой . Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня - законе либо президентском указе или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нор­мотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися по­пытками отдельных министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.

Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающие правовой статус ор­ганизаций, а также акты межведомственного характера подлежат обя­зательной государственной регистрации в Федеральной регистрацион­ной службе Министерства юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания) и последующему официаль­ному опубликованию в «Российской газете» и «Бюллетене норматив­ных актов федеральных органов исполнительной власти».

Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не всту­пившие в силу и не могут регулировать соответствующие отношения; на них также нельзя ссылаться при разрешении споров.

Кроме того, ведомственные нормативные акты могут издаваться только в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инст­рукций и положений, но не в виде писем и телеграмм (как это, напри­мер, до недавнего времени практиковал Центральный банк России).

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убыт­ков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результа­те издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содей­ствовать установлению должного порядка в ведомственном нор­мотворчестве.

В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые норматив­ные акты министерств и ведомств бывшего Союза ССР (в частности, Госбанка СССР, транспортных министерств и др.). Их действие ог­раничено теми же пределами и условиями, что и действие иных обще­союзных актов: отсутствие регламентации в российских нормативных актах и соответствие действующему законодательству и иным право­вым актам (в том числе общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).

Понятие гражданского законодательства. Гражданский кодекс Российской Федерации. Гражданский кодекс и иные федеральные законы. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

1. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Этот основной принцип означает, что по общему правилу все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, регулируются федеральными законами и правовыми актами.

В исключительных случаях по некоторым вопросам установленного Конституцией совместного ведения акты субъектов Федерации, касающиеся гражданско-правовых вопросов (например, по жилищным отношениям), должны основываться и строиться в соответствии с федеральными нормативными актами.

2. Центральное положение среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс РФ.

Действующий Гражданский кодекс РФ - первый за всю историю России сводный закон по гражданскому праву, являющийся кодексом частного права (действовавшие в советском обществе ГК 1922 г. и ГК 1964 г. строились и понимались в соответствии с требованием, сформулированным В. Лениным: "Мы ничего частного в области хозяйства не признаем"). Кодекс разрабатывался и принимался по частям с середины 1990-х гг. В 2007 году принята заключительная, четвертая часть, которая завершила кодификацию современного гражданского права России. При подготовке Гражданского кодекса использованы достижения и лучшие на данное время образцы гражданского законодательства (Германии, Нидерландов, провинции Квебек Канады и др.), международные гражданско-правовые документы. В настоящее время ГК РФ находится в одном ряду с передовыми сводными документами (кодексами) мира по гражданскому праву.

Законодатель крайне редко вносит изменения в Гражданский кодекс, и это подтверждает основательность, глубину и продуманность его основных положений.

3. Гражданский кодекс РФ, являясь федеральным законом, имеет несомненную большую значимость, чем иные федеральные законы, даже принимаемые в развитие общих положений Кодекса. Кодекс, занимая вершину в иерархии гражданского законодательства, не может и не должен регулировать все без исключения экономические отношения. Иные федеральные законы в сфере гражданского права соотносятся с Кодексом как специальные с общим. Основное правило - и общий, и специальный законы не противоречат друг другу и применяются одновременно. И лишь в исключительных случаях вступает в силу правило "специальный закон преобладает над общим законом".


В приведенном ниже судебном акте видно, как Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителя" разъясняет взаимодействие Гражданского кодекса, иных федеральных законов и подзаконных актов.

Судебная практика

Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"). Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если: это предусмотрено ГК РФ (например, п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730 ГК РФ);

ГК РФ не содержит такого указания, однако названные выше Федеральные законы и нормативные правовые акты конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, регулирующие данные правоотношения (например, ст. 8-10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"), либо когда ГК РФ не регулирует указанные отношения (например, ст. 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"); указанные законы и другие нормативные правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и нормативными правовыми актами (например, п. 1 ст. 394 ГК РФ, п. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

Федеральные законы включаются в гражданское законодательство как источники права по признаку их нормативности (содержания общего для неопределенного числа лиц правила).

Из истории цивилистики

Законом называется исходящее от верховной власти правило, которым устанавливаются права. Сама власть верховная в этой деятельности называется властью законодательной. Это свойство закона, что им регламентируются права, только и может руководить нами в различении законов и других актов нераздельной верховной власти.

(Д.И. Мейер)

4. Как правило, федеральные законы включают в себя не только частноправовые нормы, но и публичные.

Пример. Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", принятие которого предусматривается Гражданским кодексом (ст. 132), устанавливает нормы преимущественно публичного права. Такое же содержание (соотношение частных и публичных норм) характерно для большинства федеральных законов, включающих в определенном объеме нормы гражданского законодательства: от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и многих других.

Сложно выделить федеральные законы, содержащие только частноправовые нормы - даже в Гражданском кодексе немало публичных императивных норм (сроки, порядок изъятия земельного участка, форма завещания и т.п.). Такое сочетание публичного и частного права в федеральном законе, регулирующего конкретный участок общественных отношений, естественно и необходимо. Законодатель использует весь арсенал правового регулирования.

Нормы гражданского права содержат Трудовой кодекс, Водный кодекс и ряд других. Отнесение той или иной нормы к гражданскому законодательству производится не от наименования закона, а от существа содержащихся в нем положений.

5. В области гражданского права применяются общие правила действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

В гражданском законодательстве специально определяется действие закона во времени (ст. 4). Здесь, как и в других отраслях права, проводится принцип немедленного действия закона - его немедленное распространение на отношения, возникшие после введения закона в действие.

Правовой акт

Абз. 1 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

Обратное действие закона (его распространение на ситуации, возникшие и "закончившиеся" до введения закона в действие) допускается лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено в законе.

Принцип, исключающий обратное действие норм, является признанным не только для гражданского, но и для ряда других отраслей. Особый интерес приобретает, в частности, уголовное право, которое последовательно исходит из того, что обратную силу имеет только уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица... В отличие от Уголовного кодекса, ГК при решении вопроса об обратной силе закона подобной дифференциации не проводит. Однако это не означает, что гражданскому праву учет возможных последствий применения принципа обратной силы вообще неизвестен.

Гражданское законодательство Российской Федерации главным образом состоит из Конституции, ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские правоотношения (п. 2 ст. 3 ГК). При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать нормам ГК. В свою очередь, аналогичные нормы подзаконных актов не должны противоречить как нормам ГК и другим законам, так и актам органов исполнительной власти. Конституция Российской Федерации, имеющая высшую юридическую силу, прямое действие и применяемая на всей территории РФ, является фундаментом гражданского законодательства. Порядок применения статей Конституции в судебной практике закреплен в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Нормативные правовые акты Российской Федерации представляют собой акты, имеющие обязательную силу и рассчитанные на неоднократное применение, принятые управомоченными государственными органами, выражающие властные веления, порождающие правовые последствия, создающие юридическое состояние и направленные на регулирование общественных отношений. В зависимости от вида субъекта нормотворчества, нормативные правовые акты классифицируются на законодательные и подзаконные. При этом для нормативных правовых актов важен принцип иерархии, выражающийся в том, что нормативный акт нижестоящего государственного органа не может противоречить закону и акту вышестоящего органа.

Гражданское законодательство подразделяется на федеральные конституционные и федеральные законы, центральное место среди которых занимает отраслевой кодифицированный нормативный правовой акт – Гражданский кодекс Российской Федерации. Приоритет норм ГК выражается в том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу (абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в ГК, других федеральных законах и, тем более, других источниках гражданского права, правоприменительный орган должен руководствоваться нормами ГК, если только в самом Кодексе не предусмотрено иное. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные и федеральные законы, которые опубликованы в официальных источниках (на сегодняшний день такими источниками являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации).

Акты гражданского законодательства действуют на всей территории Российской Федерации, т. е. на территории подведомственной принявшему их органу. Тем самым реализуется действие гражданского законодательства в пространстве. Однако из этого правила есть исключения: 1) в силу указания закона территориальные границы действия акта гражданского законодательства или действия его отдельных норм могут быть ограничены; 2) при регулировании правоотношений международного характера законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны.

Действие гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что его акты распространяются на всех субъектов гражданских правоотношений, находящихся на территории, в пределах которой действует гражданское законодательство. В порядке исключения законодатель может прямо или косвенно определить круг лиц, на которых распространяется та или иная норма права. Кроме того, на некоторых субъектов гражданского права, в частности на граждан других государств и иностранных юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации, наряду с гражданским законодательством России может распространятся и законодательство государств, подданными которых они являются.

Действие гражданского законодательства во времени по общему правилу, закрепленному в ст. 4 ГК, состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем регулируемым гражданским правом отношениям, которые возникнут после введения их в действие. Исключением из этого правила являются прямо предусмотренные законом случаи, когда действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие (абз. 2 п. 1 ст. 4 ГК). Так, например, обратную силу имеет действие ст. 234 ГК (приобретательная давность), которое распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжалось в момент введения в действие части первой ГК.

Применение гражданского законодательства по аналогии. Как бы ни развивалось законодательство, в нем неизбежны пробелы. Под словом «пробел» понимается упущение, недостаток. При этом упущение характеризуется как неисполнение должного, недосмотр, ошибка по небрежности, а недостаток – как несовершенство, изъян, погрешность или неполное количество чего-либо. Однако некоторые правоведы выделяют в праве такую категорию, как «преднамеренные» пробелы, существующие, например, там, где законодатель сознательно оставлял вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени или отдавал его решение на усмотрение правоприменительных органов. Как известно, пробел существует в двух видах – в виде полного отсутствия какого-либо регулирования возникших правоотношений и в виде неполноты имеющегося регулирования, т. е. образуется там, где имеет место радикальная противоречивость норм одинаковой силы, когда одна из них «уничтожает» другую. Эти пробелы восполняются путем применения к общественным отношениям аналогии закона и аналогии права.

Так, согласно п. 1 ст. 6 ГК аналогия закона применяется, если: а) возникшие отношения по характеру являются гражданско-правовыми (п. 1, 2 ст. 2 ГК); б) отсутствует закон, иной нормативный акт, прямо регулирующий эти отношения, а также договор, положения которого позволяют урегулировать ситуацию, и, если спор возник в области предпринимательской деятельности, то учитывается также отсутствие такого источника права, как обычай делового оборота; в) имеется закон, регулирующий сходные отношения; г) применение такого закона не противоречит существу спорных правоотношений. При невозможности использовать аналогию закона применяется аналогия права: права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал, принципов и смысла гражданского законодательства, регулирующих сходные отношения, а также требований добросовестности, разумности и справедливости.

Гражданские отношения затрагиваются также и в ряде других статей Конституции. Так, в соответствии со ст. 53 каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Это положение развито в ст. 1069-1071 ГК.

3. Ключевым актом, регулирующим гражданские отношения, безусловно, является Гражданский кодекс, который состоит из четырех частей, две из которых приняты в ХХ в. (в 1994 и 1995 гг.), а две - в ХХI в. (в 2001 и 2007 гг.). В них вносились изменения и дополнения.

4. Других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права , очень много. Их можно классифицировать по разным основаниям.

Можно назвать федеральные законы, прямо указанные в тексте Кодекса: Закон об актах гражданского состояния (ст. 47), Закон об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87), Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 51) и др.

Кроме того, нормы гражданского права зачастую встречаются в федеральных законах, принятие которых не было «запланировано» в Гражданском кодексе прежде всего потому, что это нормативные правовые акты публичного права. Например, ст. 76 Закона об исполнительном производстве определяет правила обращения взыскания на «дебиторскую задолженность». По существу эти положения устанавливают специальные основания и порядок перехода прав кредитора к третьему лицу, т.е., безусловно, являются нормами гражданского права.

Возможность существования таких положений следует из ст. 387 ГК, содержащей не закрытый перечень случаев перехода прав кредитора к другому лицу на основании закона.

Особо следует выделить кодифицированные акты, содержащие гражданско-правовые нормы. Это Земельный, Жилищный, Семейный, Трудовой, Лесной, Воздушный, Водный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и некоторые другие.

5. В силу правила, установленного в абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Очевидно, есть основания рассматривать это правило как презумпцию верховенства Гражданского кодекса над другими законами, содержащими нормы гражданского права. Соотношение норм гражданского права, содержащихся в ГК и в иных законах, подчеркивает Е.А. Суханов.

Рассуждая о значении Жилищного кодекса в регулировании гражданско-правовых отношений, он отмечает, что рассматривать этот Кодекс в качестве специального по отношению к ГК оснований нет, поскольку ЖК был принят не «в соответствии с ГК», имеет собственный предмет и принципы, поэтому «Жилищный кодекс имеет приоритет в применении перед другими законами, содержащими нормы жилищного законодательства (п. 8 ст. 5 ЖК), но должен уступать ГК в сфере регулирования жилищных отношений , являющихся одновременно гражданско-правовыми. При ином подходе приоритет перед ГК получат не только Жилищный и Земельный кодексы, но и транспортные кодексы, обобщающие законы в сфере страхования , банковской деятельности и т.д., что приведет к распаду единого по своей юридической (отраслевой) природе гражданского законодательства и соответствующей ему кодификации».

В целях предотвращения случаев внесения изменений и дополнений несистемного и фрагментарного характера в ст. 3 ГК РФ были даны изменения, исключающие возможность внесения поправок наряду с изменениями других законодательных актов. Установлена норма (п. 2.1), на основании которой внесение поправок в ГК возможно только отдельным (специальным законом)2.

Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права

1. Гражданские отношения могут регулироваться не только законодательными актами, но и указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ . Акты Президента РФ и Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права , именуются иными правовыми актами (п. 6 ст. 3 ГК). Такие акты должны приниматься на основании Кодекса, других федеральных законов и не противоречить им.

По общему правилу, основанному на ст. 6 названного Федерального закона, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, однако в самой статье есть оговорка: «...если самими законами или актами обеих палат не установлен другой порядок вступления их в силу». Зачастую в тексте закона говорится о вступлении в силу с момента опубликования, иногда указывается дата.

Часть первая Гражданского кодекса была опубликована в «Российской газете» 8 декабря 1994 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части первой ГК введена в действие 1 января 1995 г., за исключением гл. 4, посвященной юридическим лицам (вступила в силу 8 декабря 1994 г.), и гл. 17, посвященной праву собственности на землю (вступила в силу 23 апреля 2001 г.). Часть вторая ГК была опубликована 29 января 1996 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части второй ГК введена в действие 1 марта 1996 г. Часть третья ГК была опубликована 28 ноября 2001 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части третьей ГК введена в действие 1 марта 2002 г. Часть четвертая ГК была опубликована 21 декабря 2006 г., однако в силу указания Закона о введении в действие части четвертой ГК введена в действие 1 января 2008 г.

Необходимо обратить внимание на то, что разъяснения верховных судов Союза ССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в частях, им не противоречащих.

Обычай. Аналогия. Действие гражданского законодательства по кругу лиц и в пространстве

2. Аналогия гражданского законодательства возможна, а иногда просто необходима, поскольку все ситуации в экономическом обороте и в частной жизни урегулировать юридических лиц . Так, Гражданский кодекс содержит специальные нормы по поводу участия в гражданском обороте частично и ограниченно дееспособных, а также недееспособных граждан.

Второй фактор связан с тем, что территория российских дипломатических представительств , а также суда, приписанные к порту Российской Федерации, находящемуся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию России. Соответственно, действия гражданских законов подчинены этому законодательству.

4. Действие гражданско-правовой нормы по общему правилу ограничено территорией Российской Федерации. К территории Российской Федерации следует добавить территорию российских дипломатических представительств, а также суда, приписанные к порту Российской Федерации, находящемуся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации.

Исключения из общего правила могут быть указаны в федеральном законе. Например, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 310- ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр…» были внесены изменения в Закон о введении в действие части первой ГК и установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр регулируется Гражданским кодексом, если иное не предусмотрено указанным Законом.