Экономические права граждан по конституции. Что будем делать с полученным материалом. Культурные права человека

Институт прав и свобод человека является одним из центральных в правовой науке, поскольку он закрепляет свободу народа и каждого человека от административного произвола. Права человека - это определенные нормативно особенности бытия личности, которые являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. Всеобщее соблюдение основных прав и свобод личности важнейшее условие достижения стабильности и устойчивости развития современного мира. Все сложнейшие государственно-правовые явления, в конечном счете, проявляются в правах человека, выступающих основой, центральным звеном государственной и общественной жизни.

Становление и развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, ее этап, поскольку отношения человека и государства важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство как правовое или неправовое.

В традиционных обществах (древнекитайской, индусской, азиатской цивилизациях) государство подчиняло своей воле всех подданных, превратив человека в послушного исполнителя. Политико-правовая мысль, возникшая в условиях Афин и Рима породила демократию, а либеральная доктрина прав человека, сформировавшаяся в процессе подготовки и проведения буржуазных революций XVII-XVIII вв. определила новые ориентиры во взаимоотношениях государств и человека свободу, юридическое равенство, верховенство закона, универсальные права человека Лукашева Е.В. Права человека. Учебник для Вузов. «Норма» М., 2001.. Основой буржуазно-либеральной доктрины явилась концепция, выдвинувшая в качестве главных принципов свободу и неотъемлемые, неотчуждаемые права человека, которые принадлежат ему от рождения как представителю рода человеческого. Тем самым был положен предел бесконтрольности и произвола государственной власти, определены границы ее воздействия, выдвинут критерий оценки государства и его цель, осуществление «всеобщего блага», защита прав человека. Государство обязано признавать эти права, считаться с ними, ограждать их от каких бы то ни было посягательств. Современное правовое учение о правах и свободе человека и гражданина может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

  • 1. Все люди свободны от рождения, никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства.
  • 2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей Равенство возможностей для всех - основа свободы.
  • 3. Границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы Свобода и порядок, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено.
  • 4. Часть дозволенного определяется через права человека Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержание свободы.
  • 5. Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Российская правовая система в значительной степени опирается на опыт стран с рыночной экономикой и воспринимает их лучшие достижения. Поэтому в процессе согласования принципов и норм, относящихся к правам человека, достигаются такие договоренности, которые ранее были невозможны. При этом следует иметь в виду, что чем выше уровень обеспечения и защиты прав человека и гражданина в каждой отдельной стране, тем прочнее система межгосударственных отношений.

В настоящее время деятельность государств в области прав человека неуклонно смещается с разработки правозащитных принципов и норм в сторону создания механизмов их имплементации. Однако нормотворческий процесс ни в коем случае нельзя считать завершенным. Там, где вновь возникающие ситуации требуют соответствующего регулирования, разработка новых норм должна продолжаться.

В юридической науке и практике издавна известно разграничение понятий «права человека» и «права гражданина». Действительно, в любом государстве объем и содержание прав и обязанностей у гражданина шире, чем у негражданина. В правовых государствах происходит процесс сближения правовых статусов граждан и неграждан за счет признания за последними все большего круга прав и свобод. Кроме того, права человека постепенно трансформируются в права гражданина в результате признания прав и свобод «человека... согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Правовой статус человека является обобщающим, родовым понятием не только для правового статуса гражданина, но и для правовых статусов иностранных граждан и лиц без гражданства Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М. 1992. С. 5. По мнению Дж. Гинзбурга, в России сейчас созданы конституционные гарантии международно-признанных прав не только гражданина, но и человека Гинзбург Дж. Соотношение международного и внутреннего права в СССР и в России // Государство и право. 1994. № 3. С. 111.. Как отмечает Б.С. Эбзеев, «в результате восприятия государствами международных стандартов само понятие человека и во внутригосударственном праве приобретает правовой характер и обозначает граждан данного государства, а также иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на его территории. И права человека - это такие права, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданской принадлежности» Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М. 1992. С. 120. В конституциях, в международных документах широко используют понятия «права человека и гражданина» и «свободы человека и гражданина».

По мнению Б. А. Страшуна и В. В. Маклакова, в большинстве случаев, когда речь идет о праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, то есть практически к любому возможному ее нарушителю Страшун Б.А. Конституционные перемены в Восточной Европе. М., 1991. С. 89.

В правовой литературе, в исследованиях по международному праву можно встретить различные подходы и точки зрения относительно классификации, группировки прав и свобод человека. Чаще всего выделяют в особую группу естественные права человека, акцентируя внимание на их имманентности человеческой природе, их первичности существования, догосударственности, дополитичности (право на жизнь, свобода выражения мнений, свобода вероисповедания и т. п.).

Экономические права определяют статус человека и гражданина как участника предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. К основным экономическим правам человека и гражданина Конституция РФ относит:

  • * право частной собственности, в том числе на землю;
  • * право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность.

Право частной собственности закреплено в основах конституционного строя и имеет повышенную конституционную защиту, (основные положения Конституции не могут быть изменены, кроме случая принятия новой Конституции).

Данное право подразумевает возможность свободно владеть, пользоваться, распоряжаться собственным имуществом.

Конституция РФ уравнивает частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности. Это важнейшее положение Конституции 1993 г., так как частная собственность в советскую эпоху, за исключением НЭПа, не признавалась, а из признаваемых форм собственности приоритет отдавался государственной.

Основополагающими конституционными гарантиями права частной собственности являются:

  • * право наследования;
  • * запрет отчуждать у лица имущество, кроме как по решению (приговору) суда.

Наследование - возможность передавать свое имущество родственникам либо иным лицам по желанию наследодателя в случае его смерти.

Каждый человек может быть лишен своего имущества только в судебном порядке. Данная норма действует и в случаях, когда человек лишается своего имущества правомерно (например, при переходе имущества залогодержателю в случае невыполнения обязательств залогодателем). Окончательное решение об отчуждении имущества принимает суд.

Судебный порядок отчуждения имущества - революционная новелла нашей Конституции. Внесудебная конфискация имущества в России (как это имело место в прошлом) запрещена.

Частная собственность также защищается и гарантируется нормами Гражданского, Уголовного кодексов, иных законов.

Разновидность права частной собственности - право частной собственности на землю, также закрепленное Конституцией. Граждане имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками. Данное право подробно регламентируется Гражданским и Земельным кодексами. Характерной чертой указанного права является то, что оно может принадлежать только гражданам РФ.

Граждане (российские и иностранные) имеют право заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельностью.

Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке

Запрещенные виды экономической деятельности:

  • * производство оружия;
  • * производство ядерных материалов и торговля ими;
  • * изготовление фальшивых денежных знаков;
  • * занятие лицензируемой деятельностью без разрешения (лицензии);
  • * некоторые другие виды деятельности.

Любая прочая, не запрещенная законом деятельность, разрешена. Свобода экономической деятельности защищается Гражданским и Уголовным кодексами, иными законами.

Важная норма Конституции - запрещение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, распространенные формы которой - соглашения о ценах (искусственно поддерживать высокие цены) и разделе рынков; совместная целенаправленная политика по устранению с рынка других предпринимателей; недобросовестная реклама.

Экономические права и свободы принято рассматривать как совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере и включающих в себя право частной собственности, право частной собственности на землю, право наследования, свободу предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы) и свободу труда. При этом включение права на труд в число экономических прав аргументируется тем, что понятие «трудовая деятельность» шире по своему содержанию, чем «предпринимательская деятельность», что любая предпринимательская и экономическая деятельность является трудовой деятельностью. Следовательно, право на труд рассматривается как экономическое право Шувалов Е.В. Конституционное право РФ. М., 2002. С. 75. . Полагаем, что эта позиция не соответствует существу данного конституционного права и целям его закрепления в Основном Законе. Согласно ст. 37 Конституции РФ наемным работникам, вступающим в трудовые отношения с работодателем, предоставляются следующие социальные права: свобода труда, запрет принудительного труда, защита от безработицы, право на отдых и др. Значит, конституционное регулирование направлено на поддержку лиц, не имеющих права частной собственности на средства производства, являющихся наемными работниками. А это значит, что свободу труда следует отнести к группе социальных прав.

Нормы Конституции, закрепляющие экономические права граждан Российской Федерации, получают развитие в отраслевом законодательстве. Происходит сближение норм конституционного и гражданского права. С одной стороны, конституционное право начинает регулировать важнейшие экономические отношения, в том числе ранее считавшиеся монополией частного права, с другой стороны, происходит усиление публичных начал в гражданском праве. Тесное взаимодействие публичного и частного права приводит к размыванию границ между публичным и частным правом, к образованию комплексных правовых отраслей и институтов, в которых нормы гражданского и публичного права теснейшим образом взаимосвязаны Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995. С. 6.. В отличие от личных прав и свобод политические права и свободы предоставляются лицам, связанным с Российской Федерацией гражданством, хотя некоторыми правами (например, свободой слова, свободой объединений в неполитические организации) могут пользоваться также иностранцы и лица без гражданства Чиркин В.Е. Конституционное право РФ. М., 2002. С. 158.. К конституционным политическим правам и свободам относятся: свобода мысли и слова, право собираться мирно, без оружия, право участвовать в управлении делами государства и др. (ст. ст. 29-33 Конституции РФ).

Экономические права (наряду с культурными) относятся к правам человека второго поколения. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.

В отличие от других видов прав человека особенностями экономических прав являются:

  • · распространенность на определенную - социально-экономическую область жизни человека;
  • · допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых положений (например, «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»);
  • · зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов. Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах специально говорит о том, что эти права должны обеспечиваться постепенно и «в максимальных пределах имеющихся ресурсов».

Длительное время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль, возможности регулирования таких прав оценивались негативно. Причина этого заключалась в господствовавшем представлении о невозможности точно определить и юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей государства по их обеспечению и правовой защите. Позже эта тенденция сменилась отрицанием равноценности экономических и политических прав.

Сегодня значение экономических прав для обеспечения правового статуса личности бесспорно. Как отмечено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами». Эту точку зрения подтвердила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 г.), провозгласив «неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав».

Обязанность государства в сфере защиты экономических прав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессивные экономические реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами. Как отмечается в ст. 7 Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г., каждое государство несёт ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа.

Среди источников правового регулирования экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН, в программных положениях Всеобщей декларации прав человека, в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в конвенциональных стандартах Международной организации труда. В данной области этой организацией принято больше 170 конвенций. Важное значение имеют следующие: «О принудительном труде» (1930 г.), «О справедливом вознаграждении» (1951 г.), «О дискриминации в области труда и занятости» (1958 г.), «О политике в области занятости (1964 г.), «О трудящихся с семейными обязанностями» (1981 г.), «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.) и др.

Другую группу источников регулирования экономических прав составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закреплёнными в национальных законодательствах государств.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами хозяйственной деятельности. К ним относятся: право на труд; право на собственность; право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заключение коллективных договоров; право на свободное объединение в национальные или международные организации для защиты своих интересов 7. Югов А.А. Механизм реализации конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей - ключевой компонент подлинного народовластия / Конституционное и муниципальное право, 2008, № 7..

Ведущее место в каталоге экономических прав занимает право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Это право выражает постоянно действующую потребность человека, необходимую для создания элементарных материальных предпосылок человеческого существования, а также обеспечения условий всестороннего развития личности.

Право на труд и защиту от безработицы зафиксировано и в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.

В Конституции РФ (ст. 37) гарантируется право каждого в Российской Федерации свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, фиксируется право на справедливые и благоприятные условия труда: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

Законодательство РФ обязывает работодателя обеспечить своим работникам соответствующие условия труда. В случае невыполнения этой обязанности, повлекшей за собой повреждение здоровья работника, работодатель обязан возместить причиненный этим материальный и моральный ущерб.

Конституционное право на свободный труд для гражданина Российской Федерации означает:

  • 1) возможность свободного и самостоятельного выбора - работать или не работать;
  • 2) свободный выбор рода деятельности или профессии, что с юридической точки зрения выражается в договорном характере трудовых обязанностей, праве менять место работы после соответствующего уведомления администрации, вправе трудиться после достижения установленного пенсионного возраста и т. д.;
  • 3) запрещение принудительного труда. Принудительным, согласно ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах, признается труд, который гражданин не избрал добровольно. Принудительный (недобровольный) труд допускается только в силу выполнения обязанностей воинской службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств (Конвенция Международной организации труда 1930 г. № 29 «О принудительном или обязательном груде»).

Практическое осуществление права на труд воплощается в задаче обеспечения работой всех желающих, решении проблемы полной занятости населения. Таким образом, право на труд предполагает право на защиту от безработицы, предоставляемую государством любому лицу (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека). В Конвенции Международной организации труда № 122 «О политике в области занятости» отмечается, что в целях «ликвидации безработицы и неполной занятости каждый член организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости» (ст. 1).

Этот принцип получил закрепление и дальнейшее развитие в Конвенции Международной организации труда 1991 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы». Согласно этой Конвенции отказ в приеме на работу может быть оправдан только в случае отсутствия свободных мест или недостаточной квалификации претендента.

Необоснованные увольнения являются незаконными, и в необходимых случаях трудящиеся могут быть восстановлены в прежней должности по решению суда. В РФ право на защиту от безработицы регламентируется Законом «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г.) Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»от 19.04.1991 года № 1032-1(в последней ред. от 23.07.2008 № 160-ФЗ) // Российская газета. 1996. № 84.

Кроме того, для повышения защищенности своих граждан государство обязано принимать надлежащие меры по развитию профессионально-технического обучения, экономическому росту и полной производительной занятости (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных нравах).

Свобода труда включает в себя и право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Это право, гарантированное в ст. 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, состоит из следующих аспектов:

  • а) вознаграждение за труд должно обеспечивать всем трудящимся как минимум справедливую заработную плату и удовлетворительное существование для них и для их семей; равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия;
  • б) условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены;
  • в) все лица должны иметь одинаковую возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени только на основании трудового стажа и квалификации;
  • г) все трудящиеся имеют право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, вознаграждение за праздничные дни.

Конституция Российской Федерации, в свою очередь, закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.

Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения условий достойного и свободного существования личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он состоит; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России (3-е издание, переработанное и дополненное). М., 2004. С. 235..

Особую группу основных прав составляютэкономические права,гарантированность которых государством создает предпосылки выбора гражданами не только сферы приложения трудовых усилий, повышения своего благосостояния, но и условий для реализации личностью иных прав и свобод: личных, политических, социальных и культурных.

Важными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числе право собственности на землю, а также право на свободный труд.

Определяющим при этом является признание за гражданами конституционного права на частную собственность (ст. 35), в том числе на землю (ст. 36). Государство принимает на себя обязанность охраны частной собственности граждан, причем принудительное отчуждение имущества, в том числе для государственных нужд, возможно не иначе как по решению суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Тесно связано с правом частной собственности и сопутствует ему право наследования , которое также гарантируется государством. Лишь при наличии права частной собственности возможна реализация права на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34).

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, [[Конституция РФ 1993]] г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связанысоциальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище, право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основныхкультурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

36. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие и виды.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина - условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина. Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Гарантии правовые прав и свобод человека и гражданина подразделяются на правовые (юридические) гарантии политические гарантии и социально-экономические гарантии . Важнейшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции РФ. Конституционные гарантии прав и свобод человека можно подразделять на общие гарантии (статьи 45, 46, 48 часть 2, 52-55) конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 часть 2) и специальные гарантии .

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина:

1) Государственная защита прав и свобод . В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,

2) Право на самозащиту . Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45 Конституции РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод . В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Порядок обращения в суд, устанавливается Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан",

4) Право на международную защиту . В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юридическая помощь . Статьёй 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.

7) Право на возмещение вреда . Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина . Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционные гарантии судопроизводства.

1) Гарантии подсудности (статья 47). Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

2) Право на защиту (статья 48). Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.

3) Презумпция невиновности (статья 49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

4) Недопустимость повторного осуждения (статья 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5) Недействительность незаконно полученных доказательств (статья 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (статья 50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (Уголовно-процессуальным кодексом), а также право просить о помиловании или смягчении наказания (в УК РФ смягчение наказания охватывается понятием "помилование").

7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (статья 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определён федеральным законом. Статья 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (статья 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Спец.:

Экономические гарантии предполагают наличие эффективной и стабильной национальной экономики, уменьшение внешнего долга страны, рост национального дохода, количества рабочих мест, материальной обеспеченности граждан и т. п.

Политические гарантии предполагают наличие демократической политической системы общества, ее многопартийность, активность политической оппозиции, учет общественного мнения, ответственность перед избирателями и т.п.

Юридические гарантии предполагают,в частности, эффективную деятельность системы судебных и правоохранительных органов, наличие юридических механизмов реализации прав, свобод. Например, гласность и открытость судебного разбирательства, коллегиальность суда, право на бесплатную юридическую помощь, обжалование приговора (решения) суда и т. п. - составная часть процессуальных гарантий как системы соответствующих, предусмотренных законом юридических средств,обуславливающих надлежащее отправление правосудия по уголовным и гражданским делам, служащих обеспечению реальности прав, свобод человека и гражданина, защищаемых в уголовном и гражданском процессе.

Организационные гарантии предполагают , в частности, разработку и проведение в жизнь программ, направленных на повышение уровня занятости населения, снижение уровня преступности, смертности, наркотизации населения, загрязнения окружающей среды.

Культурные (духовные ) гарантии предполагают наличие в стране соответствующего уровня развития общей и правовой культуры.


Похожая информация.


Социально-экономические права и свободы являеются правами человека второго поколения. Экономический блок этих прав фактически является развитием естественных, личных прав человека – дает своеобразную удочку тому, кто уже обладает статусом свободного человека, без экономических и социальных прав личные права человека, включая ключевое – право на человеческое достоинство – лишаются механизмов реализации и поддержания человека. Социально-эккономические права в совокупности определяют условия жизни человека, использование им своих способностей, автономность человека и экономические связи людей в обществе, а также степень его социальной защищенности. Следует сказать, что социальная часть прав человека варьируется, но не может быть меньше минимума, закрепленного в международном праве.

Социально-экономические права подчиняются тем же принципам, что и все права человека:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К социально-экономическим правам относят:

 право частной собственности и право, т.е. владения, распоряжения и пользования своим имуществом (ст. 35, 36 Конституции РФ),

 право наследования (ст. 35 Конституции РФ),

 свобода предпринимательской деятельности – т.е. разрешенной законной деятельности, сопряженной с риском направленной на извлечение прибыли (ст. 34 Конституции РФ),

 свобода промысленности и торговли – отсуствие внетрунних барьеров для обмена товаров и движения денежных средств (ст. Конституции РФ)

 право на труд – т.е. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию (ст. 37 Конституции РФ),

 право на равное вознаграждения за равный труд,

 право на забастовки,

 право на безопасные условия труда (ст. 37 Конституции РФ),

 право на отдых (ст. 37 Конституции РФ),

 право на достаточный жизненный уровень, включая питание, жилищные условия, одежду, право на непрерывное улучшение условий жизни,

 право на жилище, на его предоставления отдельным категориям граждан (ст. 40 Конституции РФ),

 на наивысший достижимый уровень здоровья, его здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ),

 право на охрану и поддержку семьи, материнства, детства (ст. 38 Конституции РФ),

 право на получение социального обеспечения по старости, ивалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и т.д. (ст. 39 Конституции РФ).

Культурные права представляются собой реализацию права человека на развитие, не толкьо физическое, но и духовное, интеллектуальное, социальное. К ним относят:

 право на образование (ст. 43 Конституции РФ),

 свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

 право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

 право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

 право пользования результатами научного прогресса,

Экономические права и свободы в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена распределения и потребления товаров и услуг.

Систему экономических прав и свобод в Конституции РФ образуют следующие элементы.

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности (ч.1 ст.34). Под предпринимательской понимается деятельность, направ­ленная на извлечение прибыли. Однако не допускается экономическая де­ятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкурен­цию и иную, которая запрещена законом (ч.2 ст.34).

Важная роль в поддержке конкуренции правовыми средствами, в пре­дупреждении и пресечении монополизма и недобросовестной конкуренции отведена Закону РСФСР от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограниче­нии монополистической деятельности на товарных рынках1" и Федеральному закону от 25 мая 1995 года "О внесении изменений в Закон РСФСР "О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках2". Однако монополизация не исключается из экономической дея­тельности в принципе, в соответствии с Федеральным законом от 19 ав­густа 1995 года "О естественных монополиях3".

Право на частную собственность (в том числе и на землю) и ее наследование (ст.35,36). Право частной собственности и его охрана

предполагает право человека самому или совместно с другим лицом (физи­ческим или юридическим) - создавать в установленном законом порядке хозяйственные предприятия. Лишить имущества можно только по решению суда. Кроме того, принудительное отчуждение имущества для государс­твенных нужд может быть произведено только при условии предварительно­го и равноценного возмещения.

В соответствии со ст.36 Конституции РФ любой гражданин, в порядке и на условиях, определенных законодательством вправе иметь в частной собственности земельные участки. Это же право касается объединений граждан. Возникновение права частной собственности на землю не ставит­ся в зависимость от ее назначения. Однако, в ч.2 ст.36 Конституции РФ подчеркивается, что владение, пользование и распоряжение землей и дру­гими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и за­конных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. №136 – ФЗ4.

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, вы­бирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37). Это право означает, что только одному человеку принадлежит исключительное право распоря­жаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, человек может выбирать тот или иной род деятель­ности и занятий.



В соответствии со ст.8 Международного пакта о гражданских и поли­тических правах в ч.2 ст.37 Конституции РФ впервые был отражен запрет на принудительный труд.

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч.3 ст.37). Рассматриваемое конституционное право конкретизируется в отраслевых нормативных правовых актах. Оно неразрывно связано с охраной труда, т.е. с системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально – экономические, организационно – технические, санитарно – гигиенические, лечебно – профилактические, реабилитационные и иные мероприятия1.

Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискри­минации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37). В соответствии с трудовым законодательством месячная оп­лата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот пе­риод норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Трудовое законодательство запрещает, какое бы то ни было, понижение раз­меров оплаты труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, принадлежности к общественным объединениям.

Что касается права на вознаграждение за труд, то его значение выражается не только в государственной гарантии минимального размера оплаты труда, ниже которого никто не может его оплачивать.1

Право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37). В Российской Феде­рации предусмотрен ряд защитных мер против безработицы, регламентиро­ванных Законом РФ от 19 апреля 1991 года (в редакции от 20 апреля 1996 года) "О занятости населения в Российской Федерации2" и иными законами и подзаконными нормативными актами, определяющими государственную по­литику в области занятости в отношении отдельных групп населения, осо­бо нуждающихся в защите от безработицы.

Отношения в сфере занятости определяются международными нормативными правовыми актами. Среди международных документов выделяются: Международный кодекс труда, состоящий из конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), Конвенция МОТ о политике в области занятости 1964 г. (№122), которая наиболее обстоятельно решает вопросы зашиты от безработицы, и Конвенции МОТ о содействии занятости и защите от безработицы 1988 г. (№168)3.

Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ч.4 ст.37). Это право может быть использовано в соответствии с установленным федеральным законом способами их разрешения, включая право на за­бастовку. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров предусмот­рен трудовым законодательством. Коллективные трудовые споры регулиру­ются Федеральным Законом от 23 ноября 1995 года "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"4.

Трудовой кодекс РФ развивает положение Конституции РФ относительно права на забастовку в статьях 409 – 417, в которых объясняется, что такое забастовка, как ее объявить, об органе, возглавляющем забастовку, об обязанностях сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки, о незаконных забастовках и т.д.

В разрешении забастовок также участвует служба, являющаяся государственным органом, компетенция которой определена в указанном Законе и Положении о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. №468 «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров»1.

5. Социальны права и свободы человека и гражданина.

Социальные права и свободы - это реально гарантированные возмож­ности пользования материальными и духовными благами для удовлетворения потребностей человека в социальной сфере.

Право на отдых (ч.5 ст.37). Также закреплены конституционные гарантии этого права для работающих по трудовому договору: установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Это значит, что, заклю­чив трудовой договор, гражданин вправе требовать от конк­ретного работодателя соблюдения установленных гарантий права на отдых, а работодатель обязан эти требования удовлетворить и обеспечить усло­вия для реализации этого права. Важной гарантией права на отдых является детальное регулирование в законодательстве о труде вопросов рабочего времени и времени отдыха. Им посвящены 5 глав (с 15 по 19) и 38 статей (с 91 по 128) Трудового кодекса РФ (ТК РФ).

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (ч.1

ст.39). Социальное обеспечение - это участие общества в содержании тех

своих членов, которые по не зависящим от них причинам не имеют доста­точных средств к существованию. В указанном праве человека перечислены условия, наступление которых является основанием для социального обес­печения. Однако этот перечень не является исчерпывающим, и социальное обеспечение может предоставляться в иных случаях, установленных зако­ном (пребывание в отпуске по уходу за ребенком, приобретение статуса безработного и др.).

Согласно ч.3 ст.39 Конституции РФ поощряются добровольное соци­альное страхование, создание дополнительных форм социального обеспече­ния и благотворительность. В Российской Федерации функционируют иные негосударственные формы социального обеспечения граждан (негосударс­твенные пенсионные фонды, система производственного обеспечения, сис­тема муниципального социального обеспечения, профсоюзная система соци­ального обеспечения и др.). Благотворительная деятельность регулирует­ся Федеральным законом от 11 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"1.

Право на жилище (ст.40). Это одно из самых необходимых жизненных благ. Статья 40 Конституции РФ содержит ряд конституционных гаран­тий этого права. Во -первых , никто не может быть произвольно лишен жи­лища. Во -вторых , органами государственной власти и местного самоуправ­ления поощряется жилищное строительство, создаются условия для осу­ществления этого права. В -третьих , предоставляется жилище малоимущим и другим категориям граждан, указанных в законе бесплатно или за доступ­ную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

24 декабря 1992 года был принят Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики"1, который определяет основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономи­ческих условиях.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41). Под ох­раной здоровья следует понимать совокупность мер политического, эконо­мического, правового, социального, культурного, научного, медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление физического и пси­хологического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Реализация этого конституционного права регулируется Основами за­конодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года2.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебно-диагности­ческую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную по­мощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетру­доспособными и инвалидами, включая выдачу пособий по временной нетру­доспособности3. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступле­ний. Часть 3 ст.41 Конституции РФ предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

Законодательство в области охраны окружающей среды кроме Конституции РФ 1993 г. состоит из Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» и многих других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов России, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» стоит во главе всего экологического законодательства, но само оно шире и является комплексной отраслью, включающей в себя:

Законодательство о земле;

Законодательство о недрах и континентальном шельфе;

Лесное законодательство;

Водное законодательство;

Законодательство об охране и использовании животного мира;

Законодательство об охране атмосферного воздуха;

Законодательство о геодезии и картографии;

Законодательство о гидрометеорологии1.

Право на образование (ст.43). Конституция РФ гарантирует обще­доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных об­разовательных учреждениях и на предприятиях. Часть 3 ст.43 Конституции РФ содержит положение о высшем образовании: каждый вправе на конкурс­ной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии. Общие вопросы образования и механизм реализации права на образование регули­руется Законом РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года2 и Федеральным Законом от 13 января 1996 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании"1. 19 июля 1996 года Государственной Думой был принят Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональ­ном образовании"2.

6. Культурные права и свободы человека и гражданина.

Культурные (культурно-творческие) права и свободы связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным челове­ческим обществом.

Экономические права и свободы - это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества.

Виды экономических прав и свобод:

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ).

Право на владение, пользование и распоряжение частной собственности (часть 2 статьи 35 Конституции РФ).

Право на наследование частной собственности (часть 4 статья 35 Конституции РФ).

Право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).

Запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ).

Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статья 37 Конституции РФ).

Право на вознаграждение за труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).

Право на забастовку (часть 4 статьи 37 Конституции РФ).

Экономические права охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг и в своей основе связаны с обладанием собственностью и другими имущественными благами.

Особенностью экономических прав является их способность нередко выступать в качестве права-гарантии, обеспечивающего реализацию других прав и свобод. Основные экономические и социальные права в России впервые в целостном виде были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.

К основным экономическим правам, закрепленным в Конституции РФ, относятся:

– право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

– право частной собственности (ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

– право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36).

Порядок реализации, гарантии и пределы пользования экономическими правами и свободами регулируется ГК РФ, НК РФ, Федеральными законами от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности , закрепленное в ч. 1 ст. 34

Конституции РФ, более емко можно определить как право на свободу предпринимательства. Такое право не закреплялось в советских конституциях.

В ГК РФ предпринимательство определяется как деятельность, "направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

Под имуществом в Конституции РФ понимаются не только вещи и иные объекты гражданского права, указанные в ГК РФ. Имущество используется в качестве собирательного понятия, включающего как предметы материального мира, имущественные права на них, так и результаты интеллектуальной деятельности, информацию, энергию и исключительные права на них. К этой категории относятся также имущественные комплексы, природные богатства и пр.

В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Данное право принадлежит частным, т.е. физическим, лицам (индивидуально или совместно) и юридическим лицам (организациям, предприятиям). Речь идет, прежде всего, о гражданах России; о лицах, не имеющих российского гражданства, но в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ пользующихся равными с гражданами Российской Федерации правами и несущих равные обязанности (кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ), а также о юридических лицах.

Из положений ст. 8 Конституции РФ о признании и защите равным образом всех форм собственности вытекает равенство физических и юридических лиц и всех иных субъектов права как участников имущественных отношений. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами также имеет конституционный характер, поскольку право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю установлено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ.

Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2), а условия и порядок пользования землей в Российской Федерации определяются на основе федерального закона (ч. 3) и регулируются ЗК РФ.

Основными принципами земельного законодательства являются учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Распоряжение землей в Российской Федерации осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде, установлен также приоритет охраны жизни и здоровья человека.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, лесного фонда; занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами; особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности; занятые объектами космической инфраструктуры; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению и т.п.