Что такое монетизация льгот? Закон "о монетизации льгот"

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон №122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Монетизация льгот — замена натуральных льгот денежными компенсациями.

Сама система льгот сформировалась в нашей стране в советское время. Примерно до 1980-х годов льготы распространялись на относительно небольшое количество граждан. В 1980-1990 годы, когда экономика страны начала рушиться, количество льгот было резко расширено.

По данным министерства финансов РФ, до 2005 года только на федеральном уровне существовало около 120 видов льгот, которыми пользовались свыше 200 категорий получателей. Всего правом на льготы обладало более 103 миллионов человек, или около 70% населения. Ими, в частности, пользовались около 20 миллионов ветеранов труда, более 1 миллиона участников ВОВ, 800 тысяч инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, а также 5,2 миллиона тружеников тыла и 880 тысяч семей погибших и др.

Категории федеральных льготников:

— ветераны;

— инвалиды, включая детей-инвалидов;

— бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

— лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;

— лица, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо кавалера ордена Славы трех степеней (полный кавалер ордена Славы);

— члены семей умерших (погибших) Героев или полных кавалеров ордена Славы (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

— лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы).

В отношении граждан, социальная поддержка которых относилась к полномочиям федеральных органов государственной власти, законом устанавливалась замена основой части натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ).

Первоначально разработчики закона предполагали заменить все натуральные льготы "живыми" деньгами, что вызвало широкий общественный резонанс. Было принято решение наиболее значимые льготы сохранить в натуральном виде. Они составили так называемый "социальный пакет" (в 2005 году — 450 рублей). В него вошли: предоставление бесплатных лекарств (из специально составленного и утвержденного Минздравсоцразвития списка лекарственных средств), санаторно-курортное лечение, включая льготный проезд до места лечения и бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте.

Начиная с 2006 года, гражданин может отказаться от "социального пакета" (полностью или частично) и получать соответствующие денежные выплаты.

Все остальные льготы были переведены в денежные компенсации, которые должны ежемесячно выплачиваться в размере, установленном законом. Выплачивать их поручено Пенсионному фонду РФ вместе с пенсией. При наличии у человека права на меры социальной поддержки по нескольким основаниям денежная компенсация предоставляется по одному из них. Одновременно с базовой пенсией, которая по законодательству индексируется в зависимости от инфляции, повышаются и социальные выплаты с постоянным коэффициентом индексации.

Региональным властям предписывалось разрабатывать свои механизмы монетизации, но положение льготников не должно было ухудшаться.

Реформа так или иначе затронула более 40 миллионов человек: около 14 миллионов федеральных льготников (например, инвалидов, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, чьи льготы оплачивал федеральный бюджет), и до 30 миллионов региональных (ветеранов труда, пенсионеров, издержки по предоставлению льгот которым лежали на местных бюджетах).

На замену льгот денежными компенсациями в федеральном бюджете 2005 года было заложено 171,8 миллиарда рублей. Чтобы стимулировать местные власти к проведению реформы, центр пообещал в случае проведения монетизации компенсировать регионам 40% расходов.

Полностью монетизировали льготы с 1 января 2005 года только четыре региона: Вологодская, Тверская, Пензенская области и Татарстан.

Ряд регионов, среди которых Красноярский край, Северная Осетия, Хакасия, Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ, Калининградская и Новгородская области, оставили прежнюю систему натуральных льгот. Большинство же ввели смешанную форму социальной поддержки населения.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

Контрольно-курсовая работа на тему:

«Монетизация льгот и ее последствия для населения»

Выполнил: Ф.И.О.

гр.ХХХХХХ

Проверил:Ваховский А.М.

Введение 1

Причины принятия закона о монетизации льгот и основные его положения. Кому была выгодна отмена льгот………………………………………………………………………1-4

Проблемы, с которыми столкнулись при реализации закона, и их причины…………………………………………………………………..4-8

Последствия для населения: плюсы и минусы………………………...8-9

Заключение…………………………………………………………………….9-10

Список литературы…………………………………………………………..11-12

Приложения…………………………………………………………………..13-15

Введение

Монетизация льгот – этот вопрос волнует всю нашу страну с середины прошлого года. Нет смысла говорить об актуальности этой темы - в каждой второй российской семье были те или иные категории льготников. Вопрос о монетизации не имеет возрастных рамок: он в равной мере затронул интересы как школьников, так и пенсионеров. К решению о принятии законопроекта страна отнеслась по-разному (см. приложение №2). Это вполне объяснимо, ведь кому-то монетизация оказалась выгодной, часть населения выиграла от перевода льгот в денежную форму, другая, наоборот, - проиграла. Предполагалось, что реформа принесет стране только пользу, но, возможно, правительство не учло мирового опыта. Нет ни одной экономически развитой страны, где все льготы переведены в денежную форму, будь то Соединенные Штаты или Швеция.  Это означает, что схема, предложенная правительством, нигде экспериментально не подтверждена. Попробуем разобраться, к чему привела монетизация в нашей стране.

Причины принятия закона и его основные положения.

Кому была выгодна монетизация?

2 июля 2004 года депутаты Госдумы в первом чтении большинством голосов поддержали законопроект о монетизации льгот. Идеологами и главными реализаторами этой реформы стали министр здравоохранения и социального развития М.Зурабов, Герман Греф, Алексей Кудрин.  Правительство убедило Думу принять законопроект, представив целый ряд преимуществ:

    Во-первых, помощь придет по точному адресу, тем, кто действительно в ней нуждается, минуя чиновников.

    Во-вторых, она будет конкретной, а не в виде пустых обещаний. По словам А.Исаева (председателя комитета Госдумы, ответственного за принятия 122 закона) новый закон дает населению деньги вместо существовавших только на бумаге льгот и приводит меры социальной защиты в соответствие с рыночной экономикой.  Часть льгот уже давно не работает (например, бесплатные лекарства: лекарственных препаратов часто не оказывалось в аптеках; кроме того, по льготам можно было приобрести только 150 препаратов (обычно самых дешевых и неэффективных)). Доказывая необходимость принятия закона, сторонники монетизации опирались на то, что большинство льготников поддерживают монетизацию. Однако исследования, проводимые Аналитическим Центром Юрия Левады, показывают совсем другое: решение о замене льгот денежными выплатами целиком поддерживают 12% от всех опрошенных, по большей части поддерживают 21%, по большей части против этого 23%, целиком против 34%. 

    К тому же, «отказ от бартера в социальной сфере», по мнению правительства, приведет к снижению тарифов.

    И, наконец, эта реформа позволит разграничить полномочия федеральной и региональной власти.

Цель реформы определил Алексей Кудрин: она состоит в «переходе от популизма к выполнению государством своих обязательств»  - многообещающий, но довольно обтекаемый ответ; по народному мнению, цели закона несколько другие: лишь 13% полагают, что замена производится для того, чтобы улучшить положение самых обездоленных, 25% предполагают, что целью является уравнение положения льготников с теми, кто не пользовался льготами, но по мнению большинства (53%) дело просто в том, чтобы "сэкономить бюджетные средства" за счет самых бедных.  Законопроект был принят Госдумой 5 августа 2004 г., одобрен Советом Федерации 8 августа. Впоследствии были внесены изменения от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 года. Он принят «в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» 

Что же предложило правительство населению взамен натуральных льгот?

По 122-му федеральному закону все льготники разделены на федеральных и региональных, в зависимости от того, кто финансирует социальную поддержку этих граждан. Финансирование за счет федерального бюджета сохранилось для Героев СССР, России, Соцтруда, полных кавалеров ордена Славы и Трудовой Славы, инвалидов и участников ВОВ и их семей, узников фашизма, ветеранов боевых действий, проходивших военную службу в ВОВ не в действующей армии, блокадников, инвалидов всех трех групп, чернобыльцев. Финансирование ветеранов труда, тружеников тыла и пострадавших от политических репрессий производят региональные бюджеты. Взамен всех льгот (бесплатный проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; абонентская плата за телефон и его установка; протезирование и зубопротезирование и др.) они получают от 150 до 1550руб. + соцпакет (скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатные лекарства, бесплатные санаторные путевки (с оплатой проезда на курорт и обратно), бесплатный проезд в пригородных электричках) стоимостью 450руб. (при желании можно от него отказаться и с 1.01.2006 получать деньги). Причем, по новому закону можно выбирать только одну компенсацию. Так что, если гражданин принадлежит к нескольким льготным категориям, он сможет получить деньги только по одной из них.

Проблемы, с которыми столкнулись при реализации закона, их причины.

При реализации закона власти столкнулись с множеством проблем и самая масштабная из них – отсутствие средств в региональных бюджетах. Регионы оказались неподготовлены к осуществлению перевода льгот в денежные компенсации. Чтобы не «будить в народе зверя» некоторые субъекты сохранили льготы (Камчатка, Красноярский край, Ростовская обл., Тюменская обл., Москва, Ульяновская обл., Челябинская обл. (подробнее – см. Приложение№1)). Но народного волнения, социальной напряженности не удалось избежать. Многие города встретили Новый год демонстрациями. Если до Нового года телевидение пестрело репортажами о довольных льготниках, уверенных в том, что после монетизации жить станет легче, после вступления закона в силу картина резко изменилась. Возмущенные пенсионеры и инвалиды недовольны порядком выплаты компенсаций и требуют вернуть натуральные льготы. С 9 января практически по всей стране проходят массовые акции протеста: митинги в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Ставрополе, Георгиевске; пикеты зданий администрации в Курске, Нальчике, Самаре, Казани, Барнауле, Ангарске; блокирование движения транспорта в Твери, Вологде, Альметьевске, Хабаровске.  Митинг прошел и в нашем городе: 20 января тульские льготники вышли на пл.Ленина.  Некоторые политики считают эти выступления не стихийными, а хорошо спланированными: кто-то использует народ для достижения своих целей. Олег Ковалев ("Единая Россия") утверждает, что «под видом протестов идет политическая борьба, стариков обманом и подкупом вовлекают в преступные действия»  . По данным соцопроса, проведенного «Левадой», 59% считают, что нынешние протесты "носят в основном стихийный характер", 18% - что они организованы "противниками Путина".  Но митингующие предъявляли конкретные требования (вернуть льготы), не выдвигая политических лозунгов.

На фоне всеобщих волнений Сибирь оставалась спокойной. Это объясняется социальной политикой, проводимой местными властями. В Кузбасс средства из федерального бюджета поступают всего на 1/3 всех льготников, остальных финансирует область. «Но, несмотря на это, - отмечает Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области, - мы не будем отменять свои льготы…Подписан указ о сохранении бесплатного проезда федеральным льготникам и милиции, сохранении бесплатного слухо - и зубопротезирования для инвалидов и ветеранов войны, блокадников».

Спокойно отнеслась к монетизации и Челябинская область. 20 января более 20 общественных организаций Уральского федерального округа выступили с заявлением в поддержку проводимых в стране реформ, осуждая митингующих.  Стоит отметить, что 41% опрошенных заявили о поддержке акций протеста, еще 41% относятся к ним "с пониманием", но не готовы поддержать, лишь 10% решительно высказались против действий протеста.

Чем вызвана волна протеста, прокатившаяся по всей стране? Ведь до вступления закона в силу многие льготники выступали за монетизацию. Причина очевидна: правительство не оправдало ожиданий (компенсации, по мнению 74% опрашиваемых, не соответствуют размеру утраченных льгот  , более того, власти не организовали своевременную их выплату) (приложение №2).

Что касается военных и милиции, государство обделило их не меньше других. Но Министерство обороны предприняло ряд мер, призванных улучшить их положение.

    Во-первых, с 1 января 2005г. Увеличена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы (теперь он составляет примерно 1000 руб.)

    Во-вторых, увеличена выплата за поднаём жилья (до 1500 руб. вместо прежних 500 руб., а если в семье бесквартирного военнослужащего есть дети – 2250руб.)

Что можно сказать об обеспечении льготными лекарствами? Лучше всего ситуация обстоит в Дальневосточном округе (здесь в январе лекарства не получили лишь 3,5 % льготников ). В остальных регионах картина печальная: с началом года в аптеках и больницах выстроились огромные очереди, льготных лекарств не хватает. Чем объяснить подобную ситуацию?

    Одна из причин – ажиотажный спрос: люди запасались впрок, брали лекарства и себе, и родственникам, боясь, что что-нибудь изменится.

    Другая причина - несовершенный перечень лекарств.

    И третья, самая главная, - неподготовленность к реформе врачей и работников аптек. Врачам поликлиник приходится заполнять несколько анкет, помнить многозначные коды лекарств. Поэтому процедура получения рецепта довольно длительная и утомительная.

Сибирь нашла решение этой проблемы: для директоров и работников аптек, фармацевтов были проведены выездные семинары, на которых разъяснялся порядок заполнения бланков и работы с новыми списками лекарств. Немалые деньги вложены также и в компьютеризацию аптек. 

Сложно обстоит ситуация в Туле. В городе всего 11 аптек, работающих с льготниками, по области – 121. К тому же льготные лекарства на 30-50% дороже обычных. Это объясняют тем, что лекарства поставляют в аптеки не напрямую, а через посредников – фирмы, одобренные правительством. К тому же аптеки не получают лекарства в необходимом объеме (в январе всего 25-30%). Поэтому льготники вынуждены либо ждать, томиться в очередях, либо покупать лекарства за свой счёт.

Чем можно объяснить сложившуюся ситуацию? Почему через полгода после принятия закона власти не смогли его реализовать, чем вызвали народное недовольство? Почему долгожданная монетизация не улучшила жизнь всей страны? Причин, на мой взгляд, несколько:

    Во-первых, все это говорит о непродуманности самого закона и несоответствии его российской действительности. (Кстати соцопрос показал, что "продуманной и подготовленной" считают замену льгот всего 13% опрошенных, не согласны с этим 81%). Создается впечатление, что власти не имели представления о реальном числе льготников и необходимых суммах компенсаций.

    Во-вторых, регионы оказались неподготовлены к переводу натуральных льгот в денежную форму. Когда настало время выплачивать компенсации, выяснилось, что в местных бюджетах не хватает средств.

    Третья причина – недостаточная информированность населения. Многие льготники не были ознакомлены с порядком выплат и не знали, какая сумма полагается взамен потерянных льгот.

Последствия закона о монетизации для населения: плюсы и минусы.

Как же отразился новый закон на населении? Ответом на этот вопрос могут быть акции протеста, требования вернуть льготы. Бывших льготников не устраивает ни порядок выплат, ни размер компенсаций (в большинстве случаев их не хватает ни на лекарства, ни на проезд). По данным соцопросов, в том, что социальная реформа принесет стране пользу, уверены только 34% населения (причем из них лишь 23% считают, что она улучшит положение наименее социально защищенных слоев населения (приложение №3)). За примером далеко ходить не надо: если раньше пенсионеры имели право на 50% - ную оплату за телефон и могли разговаривать без ограничений, то после отмены этой льготы пожилые люди лишились, возможно, единственного способа общения.

Еще один пример. До Нового года пенсионеры пользовались правом на бесплатный проезд в городском транспорте, после «отмены льгот» они его лишились (в большинстве регионов). И что мы видим? Ни одна поездка в общественном транспорте не обходилась без стычек между пенсионерами и кондукторами, порой доходило до того, что деды врукопашную бросались на кондукторов, как будто те виноваты во всем. Ветераны Труда, труженики тыла, репрессированные граждане не могли смириться с отменой льгот, ведь за это они почти ничего не получили.

С введением льготного проездного положение несколько улучшилось.

Сильно монетизация ударила по карману семей, где есть учащиеся, ведь школьники остались без компенсаций, о них власти просто-напросто забыли.

Но наиболее предприимчивые бывшие льготники нашли способ увеличения выплат: они записываются в инвалиды (это самая «выгодная» категория льготников – из федеральной казны они получают ежемесячно до 950 руб.). Число инвалидов в Калининградской обл. резко возросло с середины 2004г. В Карелии неожиданно возникли огромные очереди желающих получить звание ветерана труда республики (по данным республиканского Минздрава, количество заявлений о присвоении звания увеличилось в два раза)  . Не имея возможности честно получить от государства достойные выплаты, льготники идут на хитрости.

Кому монетизация и принесла пользу, так это жителям деревень. Для них, действительно, льготы существовали лишь на бумаге. Они не могли пользоваться бесплатным проездом в городском транспорте, правом на льготную установку телефона (просто нет возможности провести телефонную линию в отдаленные поселки и деревни)  . Поэтому денежные компенсации для этих людей оказались хоть и небольшой, но помощью.

Заключение

Монетизация оказалась серьезным общественным потрясением. Пожалуй, ни одна из сторон-участниц (ни министры, разрабатывавшие законопроект, ни сами льготники) не предполагала, насколько сильна будет реакция. Оценить последствия социальной реформы довольно сложно. С одной стороны, некоторые(!) группы населения оказались в выигрыше – вместо несуществующих льгот они получили реальные деньги. Выполнены ли остальные цели?

Да, действительно удалось разграничить полномочия региональной и федеральной власти. Но к чему это привело? К сокращению социальных обязательств государства и частично к перекладыванию их с федерального на региональный уровень. Кто от этого выиграл (если кто и выиграл), трудно сказать. Но уж точно не региональные льготники, мизерные компенсации которым выплачиваются из местных бюджетов. По мнению Оксаны Дмитриевой, депутата Госдумы, подобные действия приведут к «дезинтеграции, ликвидации единой политики федерального центра в области социальной защиты, образования и культуры»  .

На мой взгляд, монетизация льгот – поспешный и необдуманный шаг, действия правительства не основаны на анализе реальной социально-экономической ситуации в стране. Безусловно, идея монетизации правильная: необходим перевод части (!) натуральных льгот в денежные компенсации, но эта реформа должна была проводиться постепенно, в несколько этапов. При этом важно было провести ряд организационных мероприятий по переходу от льгот к выплатам, чему наше правительство, к сожалению, уделило мало внимания. И последнее - государство с самого начала должно было предоставить населению право выбора: льготы или деньги. Возможно, в этом случае удалось бы избежать социального взрыва.

Список литературы :

    Агентство социальной информации. Реформа "монетизации" льгот. Горькие "уроки" монетизации льгот. 20.10.2005

    Большинство россиян не знают, какую сумму будут получать взамен льгот.Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр). Брянцева Г. «Социальный пакет: хватит на всех»// «Российская газета»-2004г.-№143(3520)-стр.4-5.

    «Еще раз о выплатах и льготах»// «Российская газета»-2005.-№6(3675)-стр.-11-12.

    Каковы отрицательные последствия монетизации льгот? | Опросы за январь 2005 года... Нижний Новгород / Новости / Участники акции против монетизации льгот перекрыли...22.01.2005. http://8312.ru/0-889-7154-0/20050122-20050122/1085700--0/

    Н.Коньков. «Лишняя страна Кремля (парламентский репортаж)»

    Овчарова Л.Н. Монетизация льгот: экспертиза социальных последствий. Политический журнал - ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА - Монетизация льгот: цена вопроса 24.07.2004г

    Россияне о монетизации льгот. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)

    Сергей Черешнев. Обиженные льготники записываются в инвалиды… 17.12.2004 Сивкова В. Жертвы и герои монетизации.// «Аргументы и факты»-2005г.-№5-стр.9

    Социально-политическая ситуация в России в январе 2005 года. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)

    С. Юринский «Что будет с льготами?» // «Российская газета»-2004г-№141(3518)-стр.3

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

    ФОМ > Акции в поддержку замены льгот выплатами. (29.02.2005)

Приложение №1

Какие льготы сохранились в регионах

Алтайский край

зубопротезирование

Ивановская обл.

Иркутская обл.

зубопротезирование

Калининград

Камчатка

Проезд в пригородном транспорте

Красноярский край

Все льготы сохранены

Все льготы сохранены

Ростовская обл.

Все льготы сохранены

Свердловская обл.

Все льготы сохранены

Тюменская обл.

Все льготы сохранены

Ульяновская обл.

Все льготы сохранены

Челябинская обл.

Все льготы сохранены

Ярославская обл.

Приложение №2

Монетизация льгот

Монетизация льгот (также отмена льгот ) - замена натуральных льгот денежными компенсациями, проведенная правительством России в 2005 г. и повлекшая за собой массовые выступления протеста пенсионеров в стране.

Данная реформа обычно ассоциируется с именами министра здравоохранения и соцразвития М. Ю. Зурабова и заместителя председателя правительства России А. Д. Жукова .

Правительственные обоснования проведения монетизации льгот

Говоря о монетизации в здравоохранении, выводы ещё делать рано. Поскольку индивидуальный учет больных, в большинстве своём, происходит при помощи бумажных картотек, у медицинских сестёр значительно прибавилось работы в виде дополнительной отчётности по льготным лекарствам, что, в свою очередь, негативно влияет на производительность труда, что выражается в ухудшении качества обслуживания пациентов. В то же время ситуация обещает исправиться в лучшую сторону, в связи с переходом на автоматизированные системы учёта больных.

Примечания

Ссылки

  • Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • Кара-Мурза С. Г. . Монетизация льгот - активизация «мины недовольства»

Монетизация льгот – позволяющая заменить льготы пенсионерам денежными выплатами. В этой статье мы подробно разобрались как правильно поступить, от каких льгот можно отказаться в пользу денег, и на какие суммы можно рассчитывать. Читайте обо всем этом ниже.

Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, была проведена для урегулирования вопроса компенсации официальным категориям льготников, которых до указанного времени «набралось» более половины населения страны. Монетизация льгот должна была восстановить убытки федерального бюджета, которые образовались вследствие обязательного предоставления компенсации.

Понятие «монетизация льгот» и ее воплощение привело к массовым забастовкам по всем городам России. Все основывалось на том факте, что в короткие сроки у людей льготной категории стали «отбирать» определенные привилегии, но при этом предусматривалась денежная доплата, которая могла быть использована для покрытия пробела в собственном бюджете.

Процедура была проведена после заключения, что почти все льготники не могут воспользоваться представленными льготными услугами в полном объеме. К примеру, на инвалида первой группы выделяются средства для посещения санаторно-курортного лечения, но получатель не может воспользоваться подобной возможностью.

Сейчас можно подать отказ от льгот подобного характера и получать за это денежную компенсацию.

Федеральный закон о монетизации льгот № 122 регулирует всю процедуру. К общему списку свода законов, регулирующих вопрос, следует отнести и ФЗ № 178 2015 года, содержащий весь перечень услуг, от которых льготные категории могут отказаться – к примеру, от лекарственного обеспечения или бесплатного проезда в общественном транспорте. Подать заявление на отказ следует до 1 октября текущего года. Заявка вступит в силу с января следующего года.

От каких льгот можно отказаться в пользу денег

Законами предусмотрены денежные выплаты на:

  • лекарственное обеспечение;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд в транспорте.

В индивидуальных случаях можно получить выплаты для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с представленным списком возможны следующие действия:

Отказаться можно только от одной льготно предоставляемой услуги, частично или полностью.

Категории льготников

Монетизация льгот предусмотрена только для определенных категорий граждан. Право на получение денежной замены предоставляется следующим лицам:

  • инвалидам;
  • пенсионерам;
  • многодетным семьям;
  • ветеранам труда;
  • матерям-одиночкам;
  • ветеранам боевых действий;
  • детям-инвалидам.


Размер денежной компенсации

Монетизация льгот влечет обязательную ежегодную переиндексацию денежных выплат. На 2019 год замена натуральных льгот денежными компенсациями представляется в следующих размерах:

  • 833 рубля 79 коп. – сумма для оплаты лекарственных средств;
  • 128 рублей 99 коп. – выплаты по пособиям относительно санаторного лечения;
  • 119 рублей 75 коп. – на оплату проезда на пригородном ж/д транспорте и общегородских транспортных средствах.

В соответствии с этим, предусмотрено ежемесячно выплачивать 1082 рубля 53 копейки. Суммы указаны на 2019 год, основные положения не были заменены.

Как оформить отказ от льгот

Монетизация льгот предусматривает обязательное подписание отказа от предоставления «условной» компенсации. Только официальный отказ от льгот влечет предоставление денежной суммы к имеющейся пенсии и дотациям. Чтобы воспользоваться денежной компенсацией, надо осуществить следующие действия:

  1. Написать заявление в Пенсионный Фонд, в котором указать наименование организации получателя, а также собственные данные. Прописать просьбу в отказе от выбранной компенсации.
  2. Заявление на отказ следует подать до 1 октября текущего года. Представленные заявки делают ежегодно, чтобы с января следующего года получать компенсации в денежном эквиваленте.
  3. В случае необходимости можно вернуть льготы до 31 октября – то есть в течение месяца. Для возврата также следует подавать заявление на отказ в монетизации.

Дополнительных действий в монетизации проводить не придется. Поданную заявку рассматривают госслужащие регионального уровня, которые сверяют верность поданной информации о заявителе.

Чтобы получить компенсации, необходимо представить следующий перечень документов:

  • оригинал и копию паспорта гражданина РФ;
  • оригинал и копию пенсионного удостоверения;
  • удостоверение-основание, доказывающее наличие прав пользования льготами заявителю;
  • заявление – зачастую выдают готовый бланк, также заполнить форму могут сами сотрудники Пенсионного фонда.

В зависимости от ситуации, возможно, потребуются дополнительные документы. К примеру, если оформление отказа от льгот проводится представителем ребенка с наличием инвалидности, необходимо дополнительно подать оригинал и копию свидетельства о рождении.


Плюсы и минусы монетизации льгот

Новшество повлекло массовые споры с ни в чем не повинными людьми. Так, при отмене бесплатного проезда представители льготных категорий стали ругаться с кондукторами, которые не имеют никакого отношения к действиям Правительства страны.

К остальным недостаткам относят следующие моменты:

  • споры и недовольства граждан – регулярные изменения влекут массовые протесты с митингами возле администраций населенных пунктов;
  • необходимость ежегодного посещения Пенсионного Фонда с обязательной подачей заявления на отказ;
  • нехватку полученной компенсации для восполнения необходимого приобретения услуг.

Зачастую льготники сетуют на факт, что монетизация льгот в виде полученной единовременной компенсации не может покрыть тот расход, который последовал в текущем месяце. Но при тщательном подсчете затраченных денежных средств льготники остаются с незначительной прибылью.

К примеру, пенсионерам и прочим категориям населения не удается получить льготных средств в результате развития заболевания – приходится тратить собственные деньги. От льгот в виде оплаты лекарственных средств нельзя отказываться в том случае, если имеются хронические заболевания с вероятностью обострения.

Рассмотрим преимущества, которые влечет монетизация льгот:

  • при отсутствии возможности прожить на одну пенсию, можно получить денежную компенсацию за услуги, которыми льготники не могут воспользоваться в полной мере;
  • полученная компенсация тратится на индивидуальные нужды, а не «оседает в карманах» Правительства вследствие не востребованности;
  • значительную помощь теперь получают жители деревень, которые не могут пользоваться общественным транспортом в черте своего населенного пункта.


Ответить на вопрос, полезна ли процедура монетизации для граждан, практически невозможно. В данном случае все индивидуально. К примеру, мама-одиночка имеет возможность получения льготных лекарств на ребенка, который болеет максимум 1 раз в год. Отказавшись от них, она может ежемесячно получать денежную компенсацию, на которую купит что-то необходимое ребенку.

22 августа 2014 года исполнилось 10 лет с того момента, как был подписан Федеральный закон № 122, касающийся монетизации натуральных льгот.

В 2004 году 22 августа президент России Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон № 122, который вносил изменения в законодательные акты РФ. Он признавал утратившими силу некоторые законодательные акты по причине принятия Федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Федеральный закон, регулирующий общие принципы организации исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в закон, прописывающий общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

122-й закон вступил в силу (с рядом исключений) 1 января 2005 года. В быту он получил название «о монетизации льгот». Монетизация льгот представляет собой замену денежными выплатами натуральных льгот.

История системы льгот

Эта системы была выстроена во времена Советского Союза. Примерно до 1980 годов льготами пользовалась относительно небольшая прослойка населения. А в период 1980−1990 годов с началом экономического упадка количество льгот значительно возросло.

Согласно информации Министерства финансов России только федеральных льгот до 2005 года было около 120 видов. Ими пользовались более 200 категорий получателей. Около 70 процентов граждан (103 миллиона человек) имело те или иные льготы. В частности, среди пользователей были свыше 1 миллиона ветеранов ВОВ, 20 миллионов ветеранов труда, 800 тысяч инвалидов ВОВ и приравненных к ним лиц, 880 тысяч семей погибших, 5,2 миллиона тружеников тыла и прочие категории.

Целью 122-го закона был пересмотр федерального законодательства в плане разграничения полномочий органов власти разного уровня и их финансовой базы.

Категории льготников согласно 122-му закону

В результате данной реформы категории получателей льгот были разделены на региональные и федеральные.

  • Ветераны.
  • Бывшие несовершеннолетние узники фашизма.
  • Инвалиды (включая детей-инвалидов).
  • Герои Советского Союза, Российской Федерации или полные кавалеры ордена Славы (имеющие орден Славы трёх степеней).
  • Члены семей погибших либо умерших Героев Советского Союза или Российской Федерации, а также полных кавалеров ордена Славы (вдовец, вдова, родители, дети до 18 лет, дети-инвалиды старше 18 лет, которые получили инвалидность до 18 лет, дети до 23 лет, проходящие очное обучение в образовательных учреждениях).
  • Лица, получившие радиоактивное облучение в результате ядерных испытаний или аварий на предприятиях, использующих атомную энергию.
  • Герои Социалистического Труда или полные кавалеры ордена Трудовой Славы (имеющие орден Трудовой Славы трёх степеней).

Граждане, социальную поддержку которых осуществляли федеральные органы государственной власти, получили в результате принятия 122-го закона вместо основной части натуральных льгот ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ).

Региональная власть должна была создавать собственные механизмы монетизации, не допускающие при этом ухудшения положения льготников.

Основные моменты 122-го закона

Вначале разработчиками закона планировалось провести замену всех натуральных льгот деньгами, что привело к широкому резонансу в обществе. В результате самые значимые льготы были сохранены в натуральном виде и составили «социальный пакет», сумма которого в 2005 году равнялась 450 рублям.

Состав «социального пакета»:

  • Лекарственные средства на безвозмездной основе (в соответствии со списком лекарственных средств, специально составленным и утверждённым Минздравсоцразвития).
  • Бесплатный пригородный железнодорожный транспорт.
  • Бесплатное санаторно-курортное лечение плюс льготный проезд до места лечения.

Остальные льготы были заменены на денежные компенсации, которые гражданин должен получать ежемесячно в установленном законом размере. Их выплаты поручили Пенсионному фонду Российской Федерации вместе с пенсией. Если человек имеет право на социальную поддержку по нескольким основаниям, то компенсация выплачивается лишь по одному из них. Вместе с базовой частью пенсии, индексирующейся в соответствии с инфляцией, повышаются и выплаты льготникам с постоянным коэффициентом индексации.

С 2006 года гражданин вправе частично либо полностью отказаться от «социального пакета» и получать денежные выплаты.

Итоги реформы

Принятие 122-го закона тем или иным образом коснулось свыше 40 миллионов россиян: около 14 миллионов, чьи льготы оплачивались из федерального бюджета (например военнослужащих, инвалидов, ветеранов ВОВ), а также до 30 миллионов, которые получали выплаты из региональных бюджетов (пенсионеров, ветеранов труда).

Федеральный бюджет 2005 года имел 171,8 миллиарда рублей на замену льгот деньгами. Для стимуляции местных властей к проведению реформы центр дал обещание выплачивать регионам компенсацию в размере 40 процентов расходов, понесённых в результате проведения монетизации.

На дату 1 января 2005 года полностью монетизированы льготы были лишь в четырёх регионах: Тверской, Пензенской, Вологодской областях и Татарстане.

Большинство регионов остановили свой выбор на смешанной форме социальной поддержки граждан. Ряд же субъектов федерации, таких как Новгородская и Калининградская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край, Дагестан, Хакасия и Северная Осетия не стали проводить монетизацию и оставили старую систему натуральных льгот.