2 чтение закона о декриминализации. Госдума приняла во втором чтении резонансный законопроект о декриминализации побоев в семье

Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в ходе заседания 16 мая рекомендовал своим коллегам по Думе принять во втором чтении законопроект о гуманизации некоторых статей Уголовного кодекса, внеся важные изменения в текст документа. Депутаты урезали список статей, наказание по которым изначально предлагалось смягчить, но при этом ввели административную преюдицию и новое основание для освобождения от уголовной ответственности.

Проект поправок под авторством Верховного суда был разработан в соответствии с требованиями Послания Президента Федеральному собранию РФ от 3 декабря 2015 года. Изначально ВС предлагал декриминализовать составы преступлений по четырем статьям Уголовного кодекса РФ (УК РФ): ч. 1 ст. 116 (побои), ч. 1 ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ч. 1 и 2 ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) и ч. 3 ст. 327 (использование заведомо подложного документа). Кроме того, документ предлагает повысить с 2500 до 10 000 рублей нижнюю границу значительного ущерба, причиненного гражданину, по гл. 21 УК РФ.

Убрали угрозу

Ко второму чтению текст законопроекта претерпел существенные изменения: профильный комитет рекомендовал принять 20 масштабных поправок, рассказал в ходе сегодняшнего заседания профильного комитета ГД его председатель Павел Крашенинников. Так, в частности, ко второму чтению депутаты решили, что такое преступление, как угроза убийством или причинения тяжкого вреда здоровью, должно быть уголовно наказуемо, поэтому исключили ее из законопроекта. Подобную идею раньше уже высказывало Правительство РФ в официальном отзыве на законопроект: Кабмин сомневался в необходимости освобождать от привлечения к уголовной ответственности тех, кто совершил преступление по 119 УК, отмечая, что за последние годы число таких уголовных дел только растет.

Административная преюдиция

Законотворцы решили сохранить в УК ст. 157, существенно переработав ее нормы, о чем ранее Павел Крашенинников уже сообщал. Теперь статью 157 УК ("Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" ) предлагается озаглавить как "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспообных родителей". При этом члены комитета дали новое понятие термину "неуплата средств без уважительных причин" - это неоднократная невыплата несовершеннолетним детям или нетрудоспособным родителям средств со стороны гражданина, который ранее уже подвергался административному наказанию за аналогичное правонарушение.

Кратность сроков

Одобрил комитет и другую поправку Крашенинникова, введя в уголовное законодательство кратность сроков. Депутат предложил исправить несправедливость, с которой засчитываются сроки домашнего ареста, на котором находилось лицо до вступления приговора суда в силу, при исчислении общего срока наказания. По действующим сегодня нормам срок домашнего ареста засчитывается точно так же, как и срок пребывания в СИЗО, то есть день в день. Депутат же предлагает засчитывать один день в СИЗО за два дня нахождения на домашнем аресте. Кроме того, депутаты также согласилисть приравнять один день нахождения в СИЗО к одному дню отбывания наказания в исправительных колониях особого и строгого режима, полутора дням отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, а также двум дням отбывания наказания в колонии-поселении. Соответствующие поправки будут внесены в ч. 3 ст. 72 "Исчисление сроков наказаний и зачет наказаний" .

Ввели судебный штраф

В ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении Правовое управление Госдумы, а также некоторые депутаты выступили с критикой документа, поскольку он вводит в УК РФ (ст. 76.2) новый вид освобождения от уголовной ответственности в связи с применением иных мер уголовно-правового характера (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы и исправительные работы). Как говорилось в заключении думских юристов, такой вид освобождения от уголовной ответственности фактически предполагает внесудебное признание лица совершившим преступление, что противоречит Конституции РФ. Ко второму чтению, законотворцы доработали документ. Теперь единственной мерой уголовно-правового характера останется судебный штраф. Соответствующие поправки будут прописаны в ст. 76.2. Судебный штраф предлагается назначать в случае освобождения лица от уголовной ответственности, если преступление небольшой или средней тяжести было совершено впервые, а причиненный ущерб - возмещен. В связи с этим в УК появится новые статьи 104.4 Судебный штраф и 104.5Порядок определения размера судебного штрафа . Согласно предложению депутатов, размер выплаты не может превышать половину максимального размера штрафа, который предусмотрен соответствующей статьей УК. Если статья не предполагает выплату штрафа, то его сумма не может составлять более 250 000 руб. В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок, он отменяется, а лицо привлекается к уголовной ответственности.

Между тем, как заявил Павел Крашенинников в ходе заседания комитета 16 мая, Правительство еще не высказало своей позиции по поводу законопроекта со всеми поправками, так как "придерживается диаметрально противоположного мнения", поэтому рассмотрение законопроекта во втором чтении будет отложено до июня.

С текстом законопроекта № 953369-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" можно ознакомиться

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Законопроект был внесен в Госдуму осенью депутатами от ЕР во главе с Ольгой Баталиной

Госдума приняла во втором чтении резонансный законопроект, выводящий из Уголовного кодекса побои в семье, совершенные впервые. Документ поддержали 385 депутатов, против высказались двое, один воздержался. Не голосовала фракция КПРФ.

Был внесен в Госдуму осенью депутатами-единороссами во главе с Ольгой Баталиной, а также несколькими сенаторами. Свою подпись под ним поставила и сенатор Елена Мизулина.

Парламент выступил против , предложенных зампредседателя комитета по законодательству Юрием Синельщикововым (КПРФ). Он предлагал сохранить уголовную ответственность за побои беременных, несовершеннолетних и людей в беспомощном состоянии.

  • Не традиционные ценности: мнения борцов с семейным насилием

"В Уголовном уложении 1903 года существовали нормы о наказуемости умышленных ударов и иных насильственных действий над личностью, не повлекших никакого расстройства здоровья. Уголовный кодекс 1922 года предусматривал лишение свободы до одного года за умышленное нанесение побоев, причинившее физическую боль. […] Я привожу этот экскурс не для красного словца, а чтобы подчеркнуть, что русские традиции основаны не на воспитании детей и жен кнутом и физическим наказанием, как нас заверяют некоторые политики, а на правовых позициях о недопустимости нарушений телесной неприкосновенности личности".

Баталина на это возразила, что поправка "носит откровенный антисемейный характер". "Она продолжает линию на прямое вмешательство в дела семьи. В таком случае родитель, причинивший синяк ребенку, потенциально будет осужден на два года лишения свободы", - сказала депутат.

Депутат Алексей Журавлев выступил за большее ужесточение, предложив вывести из Уголовного кодекса статью 116.1, по которой грозит уголовная ответственность за повторные побои. Однако Госдума не поддержала эту поправку. По словам Баталиной, "домашние тираны, неоднократно избивающие близких, должны быть подвергнуты уголовному наказанию".

Единоросс Андрей Исаев назвал голосование по этому законопроекту историческим. "В нашем обществе не утихают споры вокруг ювенальной юстиции. Мы знаем чудовищную ситуацию, которая складывается в некоторых европейских странах, где вмешательство в дела семьи, государственное насилие над семьей стали практикой", - заявил Исаев и призвал опубликовать в СМИ результаты голосования депутатов.

По данным недавнего опроса ВЦИОМ, большинство россиян осуждают физическое насилие, но поддерживают предложение смягчить наказание за побои, нанесенные впервые. За то, чтобы перевести это правонарушение в разряд административных, выступили 59% опрошенных. При этом 70% россиян высказались против побоев, 19% допустили применение физической силы в семье в отношении жен, детей или мужей.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин накануне заявил, что декриминализация побоев создаст условия для создания крепких семей. Третье, окончательное чтение законопроекта состоится 27 января.

О декриминализации побоев в отношении членов семьи и других близких лиц. "За" проголосовали 385 депутатов, против - двое, один воздержался, передает ТАСС.

Депутат-единоросс Ольга Баталина, являющаяся одним из разработчиков это законодательной инициативы, предложила рассмотреть ее в третьем, окончательном чтении 27 января.

"Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 116 УК РФ путем исключения "побоев в отношении близких лиц" из числа преступлений. Таким образом, побои в отношении членов семьи, других близких лиц будут отнесены к административным правонарушениям", - говорится в пояснительной записке к документу. Вместе с тем уточняется, что лицо, повторно совершившее подобное деяние, будет привлекаться по уголовному законодательству.

В настоящее время за такие действия предусмотрено наказание до 360 часов обязательных работ, до одного года исправительных работ, до двух лет ограничения или лишения свободы, до двух лет принудительных работ либо арест до шести месяцев.

11 января Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который переводит побои в отношении близких родственников из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения в случаях, если проступок совершен впервые. Проект закона внесла группа депутатов-единороссов и членов Совета Федерации.

Тема декриминализации семейных побоев вызвала широкий общественный резонанс. Спикер Госдумы Вячеслав Володин признал, что "закон резонансный", и пообещал, что при его рассмотрении во втором чтении будет учтено "в первую очередь мнение общества, как общество реагирует на принятие этого вопроса". При этом он называл недопустимым давлением на российских парламентариев критику генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда в адрес данного законопроекта.

Между тем Департамент региональной безопасности Москвы отклонил заявку на проведение 28 января на Болотной площади столицы митинга против законопроекта - столичные власти указали, что площадка не вместит тысячу протестующих, как было указано в заявке.

Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, большинство россиян осуждает физическое насилие, но поддерживают инициативу смягчить наказание за первый случай нанесения побоев. Об этом заявили 59% респондентов.

По данным другого опроса, проведенного в октябре прошлого года Фондом "Общественное мнение", инициативу о переводе семейных побоев в разряд административных преступлений не поддерживают 44% россиян . При этом среди тех, кто не одобряет данную законодательную инициативу, 50% женщин и более трети (36%) мужчин. Сторонники смягчения наказания считают, что супруги должны "сами разбираться".

Летом 2016 года были декриминализированы совершенные впервые побои в отношении не близких людей, но аналогичные деяния в отношении родственников остались уголовным преступлением. Это вызвало в обществе споры о том, почему побои в отношении незнакомых лиц следует считать административным нарушением, а в семье - уголовным преступлением.

Законопроект о декриминализации побоев в отношении членов семьи не подвергнется серьезной правке. В нем сохранится идея административного наказания за первый случай применения насилия в отношении близких и уголовного - за повторные аналогичные действия в течение года.

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении законопроект о декриминализации побоев в отношении близких лиц. Ожидается, что он будет рассмотрен на пленарном заседании палаты 25 января. Ранее планировалось, что до второго чтения дело дойдет 20 января. Однако, как следовало из слов главы комитета Павла Крашенинникова («Единая Россия»), было решено дать депутатам достаточно времени на ознакомление с текстом.

Проект внесли в Госдуму в середине ноября депутаты Ольга Баталина и Ольга Окунева (обе - «Единая Россия»), а также сенаторы Галина Карелова и Зинаида Драгункина. Предлагается перевести первый случай домашних побоев из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. Второй и последующий случаи по-прежнему будут считаться уголовными преступлениями. Так, за впервые совершенные побои в отношении членов семьи, если им не причинен вред, будет полагаться административный штраф от 5 до 30 тыс. рублей. Если же он в течение года изобьет своих близких вновь, то ему будет грозить уже уголовное наказание - штраф до 40 тыс. рублей или обязательные работы до 240 часов, или исправительные работы до 6 месяцев.

Ранее Павел Крашенинников говорил журналистам, что по поводу этого законопроекта у коллег есть разные предложения. Шесть поправок было отклонено комитетом без споров, причем только одна из них обсуждалась на заседании, поскольку на ней «категорически настаивала» фракция КПРФ в лице депутата Юрия Синельщикова.

Согласно тексту этой поправки, в сфере действия уголовной статьи 116 УК РФ «Побои» даже при первичном эпизоде избиения должны были остаться несовершеннолетние, беременные женщины, а также лица, заведомо для виновного находящиеся в беспомощном состоянии. По мнению депутата, перевод их в сферу КоАП нужен лишь суду, который «хочет избавиться от тяжелых и сложных дел».

Разговоры о том, что семейные дебоширы будут привлекаться к административной ответственности, это пустые разговоры. Это будет произвол или полное безразличие, будет отдаваться на усмотрение участкового или дознавателя, как им удобно, составлять или нет протоколы об административной ответственности. В таких случаях нужно проводить следственные действия, чтобы установить истину, - считает Синельщиков.

Он привел статистику, собранную уполномоченным по правам человека, согласно которой более 300 детей ежегодно лишаются жизни в результате семейных побоев. Согласно идее коммуниста, пресекая бытовые разборки с применением насилия, можно было бы снизить уровень бытовых убийств.

Однако единороссы из комитета не поддержали коллегу. Ольга Баталина заявила, что недопустимо говорить об административной ответственность как об отсутствии ответственности вообще.

Нет никаких оснований полагать, что дела об административных правонарушениях не будут возбуждаться или расследоваться, - сказала она.

Баталина напомнила, что в отношении лиц, которые зависимы или находятся в беспомощном состоянии (к этой категории относятся и несовершеннолетние), дела возбуждаются без заявления потерпевшего, рассматриваются судьями на основании протокола о совершении административного правонарушения, и в этом случае никакой адвокатской защиты для обвиняемого не предусматривается.

Нет никаких оснований ставить под сомнение неотвратимость наказания за них, - подчеркнула депутат. - При повторном нарушении предусмотрена уголовная ответственность. Никакой прямой зависимости между побоями и убийствами нет, и сводить всё к эмоциональным заявлениям мне представляется неверным.

Баталина отметила, что предлагаемая КПРФ поправка нарушает концепцию законопроекта, основой которого является одинаковая ответственность за одни и те же деяния, независимо от того, кем и в отношении кого они были совершены. В результате за свою поправку проголосовал только один Синельщиков.

Мы восстанавливаем ситуацию, которая была в законопроекте, внесенном Верховным судом, - резюмировал Крашенинников.

Ранее он подчеркивал, что комитет против крайних позиций и поддерживает предложенную год назад Верховным судом РФ идею - первый раз наказывать в административном порядке, а второй раз - в уголовном.

Напомним, что летом 2016 года Госдума декриминализировала статью о побоях по инициативе Верховного суда. Однако тогда во втором чтении парламентарии поменяли исходный законопроект ВС. В результате совершенные впервые побои стали считаться административным правонарушением, а побои в отношении близких лиц не только остались в Уголовном кодексе, но и санкции за них стали строже - вместо штрафа в размере 40 тыс. рублей виновные могли получить заключение на срок до двух лет. На восстановление равновесия и направлен рассматриваемый сейчас законопроект.

Предложения Верховного суда о сокращении нетяжких преступлений в Уголовном кодексе РФ окончательно приняты, и новый закон опубликован. Исключению из УК подлежат кражи до 5000 тысяч рублей, побои, неуплата алиментов и другие составы преступлений.

09 сен 2016

Первые обвиняемые освобождены от уголовной ответственности, а осужденные подают заявления о пересмотре дел после поправок в Уголовный кодекс

06 ИЮЛЯ 2016

Декриминализация прошла успешно

Пакет законопроектов о декриминализации ряда преступлений принят Госдумой 21 июня в третьем (заключительном) чтении, Советом Федерации одобрен, и 4 июля подписан Президентом.

Приняты и подписаны сразу несколько законопроектов, вносящих изменения в Уголовный кодекс. Документ о декриминализации некоторых составов преступлений под авторством Верховного суда депутаты дополнили пунктами из предложенного президентом проекта, призванного смягчить уголовное законодательство по экономическим преступлениям.

Законопроект, разработанный ВС, предлагал декриминализовать составы преступлений по некоторым статьям УК. За время рассмотрения документа в нижней палате парламента его редакция несколько раз существенно изменялась: депутаты не могли определиться с тем, каким должен быть финальный текст. Так, в частности, парламентарии решили сохранить в УК такое преступление, как угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью - изначально состав предлагалось декриминализовать. Сохранили в уголовном законодательстве депутаты и ст. 157 УК ("Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей") переименовав ее в "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" и ввели административную преюдицию.

Доработка законопроекта продолжалась вплоть до пленарного заседания 7 июня: текст документа, который депутаты в итоге приняли во втором чтении отличался от того, который был одобрен комитетом. В частности, профильный комитет одобрил поправку под авторством главы комитета Павла Крашенинникова о введение в УК кратности сроков: один день в СИЗО предлагалось засчитывать за два дня нахождения на домашнем аресте, а также приравнять один день нахождения в СИЗО к одному дню отбывания наказания в исправительных колониях особого и строгого режима, полутора дням отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, а также двум дням отбывания наказания в колонии-поселении. Однако в финальной версии законопроекта такой поправки не оказалось.

В последний момент депутаты определились с тем, какое хищение можно называть мелким: предлагаемый ВС порог в 5000 руб. депутаты уменьшили вдвое, теперь мелкими считаются хищения, размер которых не превышает 2500 руб. Также в два раза, по сравнению с первоначальным предложением ВС, уменьшен и размер хищения, который предлагается считать значительным: с 10 000 руб. до 5000 руб. Подробнее о декриминализации краж можно прочитать .

Доработали еще раз

Однако в ходе сегодняшнего пленарного заседания оказалось, что проект, который депутаты собирались принимать уже в третьем чтении, вновь нуждается в изменениях, в связи с чем его опять вернули во второе чтение. По предложению профильного комитета (заседание которого по этому вопросу не проводилось) в законопроект о декриминализации ВС были внесены некоторые пункты из предложенной президентом инициативы, возвращающей в Уголовный кодекс статьи о мошенничестве в сфере предпринимательства.

Так, проект о декриминализации дополнился президентским предложением добавить в ст. 159 "Мошенничество" три новые части - 5, 6 и 7, которые прописывают ответственность за преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности в зависимости от размера ущерба. Значительным будет считаться ущерб в размере от 10 000 рублей и более, крупным - от 3 млн рублей и выше, а особо крупным - превышающий 12 млн рублей. По действующим сегодня нормам размер значительного ущерба начинается с 2500 рублей, крупного - с 250 000 рублей, а особо крупного - с 1 млн рублей, однако статья устанавливает равные размеры ущерба для всех видов мошенничества, не выделяя предпринимательскую деятельность в особый пункт.

Оставшиеся нормы

Соответствующие пункты из законопроекта под авторством главы государства были исключены. Оставшиеся в президентской инициативе нормы регулируют размер ущерба по всем экономическим статьям УК, где он указан. Так, в частности, в ст. 171.1 "Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ" размер крупного ущерба с 250 000 руб. увеличивается до 400 000 руб., а особо крупного - с 1 млн руб. до 1,5 млн руб. Кроме того, размер крупного ущерба по ст. 185 "Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг", ст. 185.1 "Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ", ст. 185.2 "Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги", а также по ст. 185.4 "Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг" увеличился с 1 млн руб. до 1,5 млн руб., а особо крупного - от 2,5 млн до 3,75 млн руб.

Кроме того, согласно проекту закона, расширяется сфера влияния ст. 76.1 УК ("Освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности") путем снижения размера денежного возмещения, которое подлежит перечислению в федеральный бюджет: размер этого возмещения снижается с пятикратной суммы причиненного ущерба (или полученного в ходе преступления дохода) до двукратной.

Второй законопроект из президентского пакета вносит поправки в ст. 18 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Теперь к предпринимателям, находящимся в СИЗО или на домашнем аресте, предлагается допускать не только защитников, но и нотариусов.

Все пакеты законов были приняты Госдумой в третьем чтении и отправлены на рассмотрение Совета Федерации.

По информации Право.ru (http://pravo.ru/news/view/130423/)

27 ЯНВ 2016

За побои, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, злостное уклонение от уплаты алиментов и использование поддельных документов введут административное наказание.

Напомним, что инициативу Верховного суда РФ о декриминализации УК поддержал Владимир Путин, выступая с посланием Федеральному собранию в Кремле 3 декабря. Президент обратился к парламенту с просьбой перевести преступления, не представляющие большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений. "Но с принципиальной оговоркой - повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние", - добавил глава государства.

Сегодня (26 января) инициативу поддержал профильный Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному, процессуальному законодательству.

Есть ряд возражений у правительства : в кабмине, согласно его отзыву на проект, сомневаются относительно декриминализации статей "побои" и "угроза убийством".

А член комитета Рафаэль Марданшин ("ЕР") предложил даже расширить действие поправок - декриминализовать и экономические статьи. По его словам, в предпринимательской среде ставятся вопросы о том, что в настоящее время за незначительные с экономической точки зрения преступления применяются несоразмерно жёсткие наказания.

18 ЯНВ 2016

Указанные законопроекты Верховного суда не включены в Программу законопроектной работы комитетов Госдумы в период весенней сессии 2016 года.
Следовательно, прогнозировать 1 чтение проектов о декриминализации мелких преступлений можно, в лучшем случае, на осень 2016 года .

15 ДЕК 2015

Предлагается, в частности, декриминализовать статьи "Побои", "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью", "Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей", "Использование заведомо подложного документа".

"В связи с декриминализацией деяний, ответственность за которые предусматривалась частью первой статьи 116 (побои), частью первой статьи 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), частями первой и второй статьи 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) и частью третьей статьи 327 (использование заведомо подложного документа) Уголовного кодекса РФ, предлагается дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях новыми статьями, предусматривающими административную ответственность за эти деяния", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

19 АВГ

Законопроекты о декриминализации преступлений Уголовного кодекса

Предлагается декриминализовать следующие деяния, относящиеся в настоящее время к преступлениям небольшой тяжести:

В целях обеспечения должного уровня защиты личности от таких правонарушений, как побои и угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, законопроектом предлагается установить в статьях 116.1 и 119.1 УК РФ уголовную ответственность за совершение указанных действий лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичные действия (пункты 4 и 6 статьи 1 законопроекта).

Нанесение побоев или совершение других насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших "кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности", повлечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 30 000 руб., либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов.

За угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью предлагается назначать обязательные работы на срок от 60 до 200 часов или административный арест на срок от 20 до 30 суток. Тех, к кому в соответствии с КоАП не могут быть применены такие виды наказания, предлагается штрафовать на 50 000 руб.

Отмечается, что те, кто был привлечен к административной ответственности за побои и угрозу убийством, при повторном совершении этих деяний будут уже привлекаться к уголовной ответственности.

Использование заведомо подложного документа будет наказывать штрафом в размере от 5000 до 30 000 руб. или обязательными работами на срок до 50 часов. Для должностных лиц штраф будет выше - от 30 000 до 50 000 руб.

Также административная ответственность предусматривается за мелкие хищения. Наказание будет варьироваться в зависимости от стоимости похищенного. Если она не превышает 1000 руб., то правонарушителя будет ждать штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного (но не менее 1000 руб.), арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов. При стоимости похищенного от 1000 руб. до 5000 руб. также будет накладываться штраф до пятикратной стоимости имущества, административный арест на срок от 10 до 15 суток либо обязательные работы на срок до 120 часов.

Предлагаемые законопроектом изменения не касаются групповых и иных квалифицированных форм кражи, которые по-прежнему будут влечь уголовно-правовые последствия для виновных.

В случае реализации положений данной части законопроекта из-под действия уголовного закона может быть выведено порядка 300 тысяч лиц. Если коротко, то Верховный суд предлагает
1) смягчить систему наказаний за мелкие преступления: введение института освобождения от уголовной ответственности в связи с применением иных мер уголовно-правового характера;
2) исключить из УК ряд нетяжких преступлений, совершенных впервые: побои, угроза убийством, мелкое хищение (кража).

31 ИЮЛ

Освобождение от уголовной ответственности реализуется путем прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. В таком случае лицо, совершившее преступление, не имеет судимости, что позволяет ему избежать негативных последствий, связанных с наличием судимости. Для применения данного вида освобождения от уголовной ответственности предлагается установить следующие условия: преступление должно быть совершено впервые и относиться к категории небольшой или средней тяжести; причиненный преступлением ущерб должен быть возмещен или вред заглажен иным образом (пункт 1 статьи 1 законопроекта). В качестве иных мер уголовно-правового характера предлагается применять некоторые виды наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, а именно: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы и исправительные работы (пункт 2 статьи 1 законопроекта).

Интересно, что если сегодня виновное, например, в нанесении побоев лицо может быть оштрафовано, приговорено к обязательным либо исправительным работам (ч. 1 ст. 116 УК РФ), то с принятием предложений ВС РФ перечень наказаний за это деяние практически не изменится. Так, на нарушителя согласно инициативе Суда, может быть наложен административный штраф, в отношении него могут быть применены административный арест либо исправительные работы. Рассмотрение дел о соответствующих административных правонарушениях в законопроекте относится к подведомственности судей. А за повторное совершение таких правонарушений предлагается установить уголовную ответственность.

Вторым законопроектом предусматривается расширение практики освобождения от уголовной ответственности за совершение деяний небольшой или средней тяжести. Напомним, к преступлениям небольшой тяжести относятся те, максимальное название за совершение которых не может превышать трех лет лишения свободы, к преступлениям средней тяжести - не более пяти лет (ч. 2-3 ст. 15 УК РФ). Сегодня может быть освобождено от уголовного наказания лицо, которое совершило преступление впервые, примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред (ст. 76 УК РФ). Предлагается конкретизировать действия следственных органов по освобождению от уголовной ответственности. Так, согласно законопроекту, следователей и судей могут обязать не только разъяснять подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему их право на примирение, но и выяснять мнение сторон по этому вопросу и фиксировать эти действия в процессуальных документах. При этом позиция сторон по вопросу примирения должна быть включена в обвинительное заключение, а в случае ее отсутствия в уголовном деле такое дело судом рассмотрено не будет. Кроме того, документ в случае его принятия в нынешнем виде позволит отменять приговоры за примирением сторон судам не только первой, но и апелляционной инстанции.

Одновременно предлагается ввести новое основание освобождения от уголовной ответственности - в связи с применением так называемых иных мер уголовно-правового характера. Освобождать от уголовной ответственности по таким основаниям предлагается только лиц, совершивших преступление небольшой или средней тяжести впервые и возместивших причиненный ущерб. Под иными мерами уголовно-правового характера подразумеваются наказания, не связанные с лишением свободы, такие, как штраф, обязательные и исправительные работы и т. д.

Кроме того предлагается, в частности, оптимизировать ответственность за совершение мелких корыстных преступлений путем увеличения минимальной суммы стоимости похищенного имущества, с которой наступает уголовная ответственность, - с 1 тыс. до 5 тыс. руб., а также повысить нижнюю границу ущерба гражданину, начиная с которого ущерб становится значительным (то есть деяние приобретает квалифицирующий признак и становится преступлением), - с 2,5 тыс. до 10 тыс. руб. При этом предлагаемые изменения не коснутся более тяжких составов преступлений, таких как совершенные группой лиц и т. д., или совершенных при отягчающих вину обстоятельствах (ст. 63 УК РФ). Таким образом, кражи, повлекшие небольшой ущерб, попадут под действие законодательства об административных правонарушениях с сохранением уголовной ответственности за повторное совершение аналогичных деяний.