Уголовно-исполнительная политика

В рамках единой уголовной политики традиционно выделяют: уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную (ранее исправительно-трудовую) политику. Карательные элементы той или иной разновидности политики обычно акцентированно не рассматриваются и связываются, как правило, с наказанием и условиями его отбывания, а на первое место всегда выдвигаются социально-политические, экономические, профилактические и воспитательные аспекты, призванные, прежде всего, объяснить, почему общество и государство использует именно такой, а не иной характер и объем кары (право- ограничений) при защите своих интересов. В этом случае смягчается, камуфлируется неблагоприятный фон карательного воздействия, применения репрессии по отношению к «своим» осужденным лицам, совершающим те или иные правонарушения. Но сущностью, квинтэссенцией любой из указанных выше разновидностей политики является кара или угроза ее применения. Тезис о том, что главное не в наказании, а в неотвратимости ответственности за содеянное, имеет больше нравственный, нежели правовой аспект.

Вид, характер и объем кары, а также ее последствия, являются определяющими факторами в механизме частного и общего предупреждения преступлений (здесь возможны и отклонения, особенно на индивидуальном уровне). Особенно значимыми выступают последствия применения кары, причем не только и не главным образом на личностном уровне (при всей важности конституционного принципа приоритета охраны прав личности). На первое место выходят общезначимые аспекты применения кары: социальные, экономические, общественно- политические. Поэтому уголовно-исполнительная политика направляет законотворческую деятельность и практическую работу соответствующих органов государства и общественности по применению наказания.

Уголовная и уголовно-исполнительная политика (в недавнем прошлом, исправительно-трудовая) имеют общую цель - снижение уровня преступности либо эффективный ее контроль. В то же время у них есть и различия. До недавнего времени специфическими целями уголовной политики признавались: недопустимость осуждения невиновного, выбор справедливой меры наказания виновному с тем, чтобы она карала его и в то же время преследовала цели исправления и перевоспитания осужденного, а также предупреждение совершения нового преступления, как самим осужденным, так и другими лицами. Цели же исправительно-трудовой политики ориентировали соответствующие органы государства и общественные организации на то, чтобы назначенное осужденному наказание было исполнено надлежащим образом. Иными словами, чтобы оно карало преступника, и в то же время само по себе будучи соединенным с исправительно-трудовым воздействием, достигало с наибольшей эффективностью цели исправления осужденных, а также предупреждения совершения новых преступлений, как самим осужденным, так и другими лицами (Н. А. Стручков).

Под термином «исправительно-трудовая политика» в ранний советский период понималась совокупность мероприятий по осуществлению исправления и перевоспитания осужденных, подвергнутых наказанию в виде лишения свободы, ссылки, соединенной с исправительно-трудовыми работами, исправительно-трудовых работ. Сюда же включалось принятие соответствующих правовых норм и их применение. Наряду с указанным понятием в 1920-1930 гг. широко употреблялся термин «карательная политика».

В этот же период встречалось и понятие «пенитенциарная политика». Выражение «пенитенциарный» в переводе на русский язык означает «раскаяние». Термин, появившийся в конце XVIII в., дал название особой тюремной системе в Англии и Америке. Под влиянием религиозного воздействия на осужденных у них должно было наступить раскаяние в содеянном. Отсюда пошли выражения «пенитенциарный режим», «пенитенциарная система», «пенитенциарное заведение». Со временем слово «пенитенциарный» было приравнено по своему значению к слову «исправительный». Последнее понятие более широко стало распространено в Советском государстве. Термин «исправительно-трудовая политика» получил предпочтение как понятие, более точно выражающее сущность воздействия наказания на осужденных.

После принятия Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик был сформулирован вывод о том, что советская исправительно-трудовая политика есть участие в делах государства по исполнению наказаний, она дает направление деятельности органов государства и общественных организаций в области исполнения наказаний, а также определяет формы, задачи и содержание этой деятельности.

Уголовно-исполнительная политика имеет свои цели, которые ориентируют соответствующие органы государства и общественные организации на то, чтобы назначенное осужденному наказание было исполнено надлежащим образом, иными словами, чтобы оно карало (все-таки - примеч. авт.) преступника и в то же время, само по себе, будучи соединенным с исправительным воздействием, достигало с наибольшей эффективностью цели исправления осужденного, а также предупреждения совершения новых преступлений как самим осужденным, так и другими лицами.

Вторая часть определения фактически называет цели наказания: исправление осужденного, а также предупреждение совершения новых преступлений осужденными и иными лицами. Цели наказания едины независимо от вида учреждения и от того, кто в нем отбывает наказание: несовершеннолетний или взрослый преступник, мужчина или женщина, впервые осужденный или рецидивист.

Цель исправления осужденного касается всех категорий осужденных, в том числе, например, несовершеннолетних. В этом случае требуется учесть индивидуальные особенности несовершеннолетних преступников: анатомо-физиологические; психологические и нравственно-этические качества характера; непродолжительный жизненный опыт; продолжающийся процесс их социализации, присутствие у большинства из них прочных антиобщественных установок.

Современной представляется дефиниция понятия уголовно-исполнительной политики, предложенная А. С. Михлиным. Уголовно-исполнительная политика - это деятельность государства по определению целей, принципов, стратегии, основных направлений, форм и методов по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, поскольку базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки. Цели и принципы политики в сфере исполнения наказания реализуются в соответствующей отрасли права.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в актах различного характера. Речь идет о назначении и исполнении наказания, закрепленных в главах УК РФ и УИК РФ. Анализ ряда международных стандартов в сфере обращения с осужденными и организации исполнения уголовных наказаний показывает, что УИК РФ в основном воспринял закрепленные в них принципы. Нормы рекомендательного характера международных организаций реализуются в отечественном уголовноисполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных возможностей, а также соответствия Конституции и решениям Конституционного Суда РФ.

Конституционные основы уголовно-исполнительной политики обеспечивают формирование ее законодательной базы и развитие правоприменения по достижению стоящих перед ней целей и задач.

Главными (центральными) задачами уголовно-исполнительной политики являются:

  • 1) определение целей, принципов и общих положений исполнения всех видов уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового воздействия и применения средств исправления;
  • 2) установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;
  • 3) обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;
  • 4) определение системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля за их деятельностью;
  • 5) определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных;
  • 6) разработка мероприятий по совершенствованию деятельности и научному прогнозированию развития учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с учетом изменений, происходящих в обществе и государстве (например, Концепции развития уголовноисполнительной системы до 2020 года, Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2020- 2035 годы)»).

Специфика отбывания наказания различными категориями осужденных позволяет сделать вывод о наличии и особенностях уголовноисполнительной политики в отношении этих преступников, имеющей свои специфические цели, принципы, стратегию, формы и методы деятельности государства и общественных объединений по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Уголовно-исполнительную политику определяет комплекс социальных факторов. К основным относятся: социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структура и динамика преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук. В число этих факторов также входит система наказаний.

Стратегия политики в сфере исполнения наказания хотя и стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства в указанной социальной сфере произошло в последние десятилетия. Это обусловлено новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных; новыми экономическими отношениями, возникшими в обществе; существенными преобразованиями в производственной деятельности исправительных учреждений и иными установками на роль труда осужденных; деполитизацией воспитательной работы с ними; изменением организационных основ уголовно-исполнительной системы.

Социально-экономическая поляризация населения приводит к усилению настроений социальной безысходности и дезориентированности. Названные угрозы в социальной сфере, безусловно, ведут к росту, прежде всего, преступности молодежи. Вследствие этого усиливается карательная политика и увеличивается количество осужденных. Повышение концентрации преступников в местах лишения свободы, в свою очередь, вновь приводит к обострению проблем уголовно-исполнительной политики.

Современный период России характеризуется противоборством двух мировоззренческих тенденций: демократическим лозунгом французской революции «свобода, равенство, братство» и вновь оформляемой идеей «государственности и соборности». Внешняя привлекательность первого броского лозунга побудила миллионы людей в течение долгих столетий безуспешно воплощать его в жизнь. Однако в природе нет равенства - она бесконечно разнообразна и строго иерархична; нет и абсолютной свободы, не ограниченной взаимозависимостью и закономерной упорядоченностью явлений; нет бессодержательного братства - ибо нравственное чувство человека всегда избирательно.

Заметим, что «раздрай» между далеко не лучшими псевдоценностями Запада, культивирующими насилие, секс, грубый индивидуализм, и государственно-православными идеалами является общепризнанным фактором, определяющим рост преступности, прежде всего, молодежи в России.

Вместе с тем официальная позиция России совпадает с европейской и направлена на безусловное соблюдение международных актов о правах человека и обращении с осужденными.

Реализация международных стандартов, касающихся обращения с осужденными, в России осуществляется по трем направлениям:

а) формирование соответствующей уголовно-исполнительной политики; б) регулирование национального законодательства; в) практическая деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания.

С конца 1980-х гг. Россия активно интегрировалась в мировое сообщество, что сопровождалось принятием соответствующих политических и государственных решений: Венские соглашения 1989 г.; Концепция реорганизации (позднее реформирование) уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 года); Указ Президента РФ от 28.07.1998 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».

Уголовно-исполнительная политика реализуется в различных формах и, прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закрепляется в УК РФ, УИК РФ, Федеральном законе «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ряде более поздних законов. Политика в сфере исполнения наказания реализуется также в подзаконных актах - постановлениях Правительства РФ, нормативных документах Минюста России, ФСИН России, Генеральной прокуратуры РФ и постановлениях Верховного Суда РФ.

Практический интерес представляют, прежде всего, нормативные акты, устанавливающие: минимальные нормы питания и материальнобытового обеспечения осужденных, нормы материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными, примерное Положение о попечительском совете при колонии, порядок оплаты проезда освобожденных из колоний, обеспечение их продуктами питания или деньгами на время проезда, обеспечение необходимой по сезону одеждой или средствами по ее приобретению осужденными, освобожденными из мест лишения свободы, если таковые у них отсутствуют.

Преобразования, направленные на гуманизацию отбывания наказания применительно к правилам обращения с заключенными, принятым в международном сообществе, затронули (и улучшили) порядок и условия исполнения наказания в воспитательных и исправительных колониях.

Анализ уголовно-исполнительного законодательства позволяет сделать вывод о гуманизации уголовно-исполнительной политики в отношении большей части осужденных. Последнее подтверждается сопоставлением условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы по ИТК РСФСР 1924, 1970 гг., УИК РФ 1996 г. Вопрос в том: всегда ли соблюдалась мера в этом процессе?

Законодательство РФ предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право оказывать содействие в комплектовании учреждений и органов УИС квалифицированными кадрами, создавать условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду, обеспечивать реализацию гарантий правовой и социальной защиты персонала и членов его семьи, а также устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты за счет соответствующих бюджетов. Указанное право способствует подготовке персонала новой формации, способного адекватно воспринимать требования международных стандартов в сфере обращения с осужденными несовершеннолетними.

Постепенное внушение персоналу представлений и убежденности в том, что выполняемая им работа имеет большую ценность, является трудной задачей руководителей пенитенциарной системы. Она не может быть решена наскоком или сама собой, случайным образом. Поставленная цель может быть достигнута только в том случае, если разработана последовательная стратегия, базирующаяся на предпосылке о том, что ключевым элементом хорошей пенитенциарной системы является хороший персонал, который ценится государством.

Общеизвестны следующие способы реализации международных стандартов с помощью законодательства: 1) прямое действие международных норм; 2) приведение в соответствие с ними национального законодательства.

Ратифицированные Россией международно-правовые акты, не требующие издания специальных законов для их применения, действуют непосредственно. К их числу относятся такие стандарты ООН в области соблюдения прав и свобод человека, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.

Специализированные международные документы рекомендательного характера (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Пекинские правила, Токийские правила и др.) оцениваются неоднозначно. Тем не менее такие акты могут действовать непосредственно, без включения в национальное законодательство.

Указанные в УИК РФ цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, а также многие его нормы отвечают требованиям международных стандартов. Кроме общих положений и принципов, УИК РФ воспроизводит и более конкретные требования и рекомендации международных норм, касающихся, например, классификации осужденных, микросоциальных условий отбывания наказания, режима труда, воспитательной работы, обучения, подготовки к освобождению и т.д.

В части классификации осужденных международные стандарты требуют раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, заключенных под стражу и осужденных; подчеркивают необходимость гибкости классификации, что способствует размещению каждой классификационной группы осужденных в отдельном учреждении или отдельной секции одного учреждения. Классификация осужденных должна преследовать следующие цели: а) исключение отрицательного влияния одной категории осужденных на другую; б) создание условий для облегчения работы с осужденными по их исправлению.

Для практического решения проблемы применения международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной системе наиболее актуально следующее: 1) предотвращение применения запрещенных способов обращения с осужденными, унижающих их человеческое достоинство; 2) обеспечение осужденных оплачиваемым трудом; 3) обеспечение защиты осужденных от негативного влияния лидеров уголовной среды; 4) обеспечение законности деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания; 5) оказание социально-реабилитационной помощи осужденным и освобожденным от отбывания наказания; 6) реализация осужденными прав и гуманных возможностей законодательства; 7) решение проблемы переполненности исправительных учреждений.

Для решения в России проблемы социальной адаптации освобожденных от наказания необходимо, в частности, создание во всех регионах центров социальной адаптации освобожденных; введение в практику квотирования на предприятиях рабочих мест для таких лиц; формирование специальной службы социальной реабилитации освобожденных и др.

Продолжает оставаться нерешенной проблема реализации осужденными ряда своих прав и законных интересов, которыми они могут воспользоваться. Причины такого положения заключаются в отсутствии в стране надлежащих экономических возможностей, обусловливающих недофинансирование уголовно-исполнительной системы. На протяжении ряда лет откладывалось применение принудительных работ (вплоть до 1 января 2017 г.). В силу этого не разрешена и проблема переполненности исправительных учреждений. На государственном уровне она частично решается путем проведения амнистии осужденных. Но это только временная разгрузка исправительных учреждений, так как они вновь пополняются контингентом, численность которого увеличивается (несмотря на все возрастающее применение обязательных работ и ограничения свободы) вместе с ростом уровня преступности. В результате страдают принципы правосудия и нивелируется значение института амнистии. В целом переполненность мест предварительного заключения и исправительных учреждений сводит на нет многие принципы и правила, рекомендуемые международными стандартами обращения с заключенными.

В деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, имеются и другие проблемы, связанные с практическим применением международных стандартов. Их разрешение также обусловлено наличием необходимых экономических и социальных условий.

Говоря о вкладе фундаментальных наук в уголовно-исполнительную политику, следует отметить, что он все еще незначителен. Можно лишь назвать временные периоды, когда наблюдались реальные подвижки в исправительно-трудовом (1970-е гг.), а затем уголовно-исправительном праве (начало и середина 1990-х гг.). В настоящее время развивают международное сотрудничество по проблемам уголовно-исполнительной науки и проводят прикладные исследования Академия и НИИ ФСИН России. В то же время многие защищаемые в этой сфере кандидатские и докторские диссертации страдают мелкотемьем, переделыванием одних и тех же положений, большинство из которых не подлежит практическому применению.

Многие эксперименты в области УИС не доводятся до логического конца. В этом случае не используются новые информационные и инновационные технологии.

Наиболее зримо недоработки отраслевых наук в сфере уголовноисполнительной политики проявились и проявляются при построении и применении системы наказаний. Уже многие годы продолжаются споры вокруг, в частности, такого наказания, как арест.

Несмотря на то что в Государственную Думу внесен, например, законопроект об исключении ареста, не понятно, чем руководствовались разработчики этого проекта, поскольку нами уже многие годы после принятия УК РФ и УИК РФ предлагается сохранить этот вид наказания хотя бы в отношении несовершеннолетних (даже с учетом того, что по действующей редакции ст. 54 УК РФ в отношении несовершеннолетних арест уже не применяется. - Примеч. авт.). Для этого местами отбывания ареста (кроме арестных домов, которых нет) можно законодательно предусмотреть, например, камеры дисциплинарных изоляторов воспитательных колоний, а также выделить отдельные камеры в следственных изоляторах (которые имеются в каждом субъекте РФ).

В случае решения ряда вышеуказанных проблем можно было бы говорить о некоторой стабильности и преемственности в стратегии развития уголовно-исправительной политики в недавнем прошлом и современности.

Тема 1. Уголовно-исполнительное право и система законодательства по исполнению уголовного наказания

Уголовно-исполнительная политика

Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных целей.

Важное место в государственной политике Российской Федерации занимает борьба с преступностью. Выделяют уголовную, уголовно-исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности . Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Она базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными.

Стратегия уголовно-исполнительной политики заключается в демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, привлечении общества в исправлении осужденных.

Субъектами формирования политики в области исполнения наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов уголовно-исполнительной системы (Министерство юстиции РФ, департамент судебных приставов, учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания и др.). Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства.

Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики. На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; достижения науки.

Прежде всего, уголовно-исполнительная политика во многом зависит от нравственного состояния общества , от уровня его правового сознания. Если обостряются социальные отношения и ослабевают нравственные устои общества, то это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.

Самое непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества .

В экономически сильном государстве ставятся более высокие цели, стратегия становится фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры.

Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности . Стабильный уровень преступности или ее снижение делают политику в данной сфере, как правило, более гуманной. Рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК РФ), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах – постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение).

Предмет и наука уголовно-исполнительного права

(УИП) – это установленная государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики система норм, которая регулирует общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, устанавливает задачи, принципы, общие положения, порядок и условия отбывания наказаний, применение к осужденным основных средств исправительного и воспитательного воздействия. На сегодняшний день преобладает представление об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли, части системы права Российской Федерации.

Наука уголовно-исполнительного права – это результат человеческой деятельности по систематизации и накоплению знаний об уголовно-исполнительном праве и его исполнении (проведении) в правоприменительной деятельности органов государственной власти исполняющих наказание.

Основная задача науки уголовно-исполнительного права заключается в теоретическом обеспечении совершенствования исполнения наказаний.

Уголовно-исполнительное право делят на Общую и Особенную часть.

Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных, систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.

Особенная часть определяет порядок и условия исполнения и отбывания конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от наказания и контроль за освобожденными и условно-осужденными.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Предмет УИП включает в себя политику государства в сфере исполнения уголовного наказания; структуру норм рассматриваемой отрасли права; систему законодательства и его источники; уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международно-правовые стандарты по обращению с осужденными и предупреждению преступности; практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.

Деятельность уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и средства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этап правоприменения. От ее эффективности зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социальных задач. Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.

В современных условиях действия УК РФ и соответствующего ему УИК РФ произошло расширение предмета уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 2 УИК РФ расширение предмета уголовно-исполнительного права связывают со следующими формами регулирования общественных отношений:

а) с исполнением всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ (принудительных мер медицинского и воспитательного характера), на основе установленных законодательством принципов, правил и порядка;

б) с применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

в) с регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

г) с порядком участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений;

д) с процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобождаемым лицам.

Самостоятельность любой отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования отношений. В уголовно-исполнительном праве основным методом является императивный метод, предполагающий неравенство субъектов правоотношения.

Принципы уголовно-исполнительного права

Существует три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.

I. Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.

1. При принципе демократизма руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма.

2. Принцип законности выражается в неуклонном соблюдении и точном исполнении законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.

3. Принцип гуманизма выражается в установлении гуманных условий отбывания наказания и проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства.

II. Межотраслевые принципы: равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний.

1. заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.

2. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству; полу; возрасту; тяжести совершенного преступления; судимости.

3. Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.

1. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных заключается, с одной стороны, в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны – в ее достаточности и соразмерности.

2. При принципе стимулирования правопослушного поведения применяются поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

3. представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

4. Принципы законности и гуманизма.

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

Принцип законности – конституционный. Он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17–19 и др.) и международных документов. В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10–15 УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19–23 УИК РФ, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма закреплен во многих институтах и нормах УИК РФ, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Например, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». В гл. 2 ст.12 УИК РФ указано, что осужденные «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».

Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Его реализуют с помощью средств исправительного воздействия: общественно полезный труд, интенсивное психолого-педагогическое воздействие, профессиональная подготовка и общеобразовательное обучения.

Цели гуманного отношения к осужденным отражены в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК РФ), свидания (ст. 91 УИК РФ), телефонные переговоры (ст. 92 УИК РФ) и др.

Принцип демократизма реализуется признанием осужденного субъектом уголовно-исполнительного права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) написано, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Это положение гарантирует осужденному, существенно ограниченному в правах, соответствующую социальную защищенность.

Принцип демократизма закреплен в ч. 2 ст. 9 УИК РФ, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них . В ст. 23 УИК РФ закреплено содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

Принцип демократизма выражается в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, и в осуществлении контроля общества за их деятельностью.

Принцип равенства осужденных перед законом является конституционным и международно-правовым принципом. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ (ст. 6) этот принцип формулируется, как запрет установления каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от «расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения».

Но равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они корректируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Так, в соответствии с международными положениями для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Есть определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых осужденных, женщин. Также условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и уровня общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания является производным от принципа дифференциации и индивидуализации ответственности (ст. 6 УК РФ). Дифференциация означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания – классификация осужденных, принятая в УИК РФ, и распределение их по видам исправительных учреждений. Индивидуализация исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения предполагает учет обстоятельств совершения преступления, личность осужденного и его предыдущее поведение. При этом налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК РФ).

Принцип стимулирования правопослушного поведения закреплен во многих нормах УИК РФ. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Стимулирующие нормы регулируют изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону. К поощрительным нормам относят положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК РФ).

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием предполагает, что кроме карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК РФ. Также к осужденным должны применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера.

Нормы уголовно-исполнительного права

Норма уголовно-исполнительного права – это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Норма УИП – основной элемент отрасли права, его первый уровень. Второй уровень образует комплекс норм, регулирующих определенную группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбывания наказания. Такое объединение норм второго уровня образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Сама отрасль права образует третий, высший уровень его структуры.

Особенностью норм уголовно-исправительного права является то, что некоторые из них рецепиированы из других отраслей права. Это прежде всего относится к нормам, регулирующим: труд осужденных к лишению свободы (ст. 103–107 УИК РФ); их пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности (ст. 98 УИК РФ); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст. 99-101 УИК РФ).

Существует группа специальных норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции). В уголовно-исполнительном праве различают нормы-задачи; нормы-принципы и нормы-дефиниции .

К нормам-задачам относятся, в частности, следующие: ст. 1 УИК РФ, определяющая цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК РФ, устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи исправительных учреждений – исправление осужденных. К нормам-принципам относится ст. 8 УИК РФ, формулирующая систему принципов этой отрасли права. В нормах-деференциях раскрываются определенные понятия. Например, в ч. 1 ст. 9 УИК РФ дается определение исправления осужденных, а в ч. 1 ст. 82 УИК РФ – понятие режима в исправительных учреждениях.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ можно выделить большую группу норм: бланкетных и отсылочных.

В бланкетной норме (ст. 84, ч. 2 ст. 103 УИК РФ) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, которые возникают в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Отсылочные нормы (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 УИК РФ) отсылают к другим нормам УИК РФ, облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирование норм. Они имеют внутриотраслевое назначение.

Нормы уголовно-исполнительного права классифицируют по отдельным видам, а в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения, их принято подразделять на регулятивные? поощрительные, охранительные .

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных правил и обязанностей они, в свою очередь, делятся на:

а) обязывающие – устанавливающие требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 82 УИК РФ);

б) уполномочивающие – предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 4 ст. 89 УИК РФ);

в) запрещающие – устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные. Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей (ч. 4 ст. 103 УИК РФ), так и в конкретной форме (ч. 1 ст. 90 УИК РФ).

Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных (ст. 108, 109, ч. 1 ст. 111, ст. 112, 113 УИК РФ и др.).

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 102, 115 УИК РФ).

Структура норм уголовно-исполнительного права. В структуре норм выделяются гипотеза, диспозиция, санкция.

Структура нормы права – это и есть связь между ее элементами. Иными словами, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя – с санкцией, и наоборот. Структуру правовой нормы легко представить в виде формулы: «Если… то… иначе». Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция – какое правило поведения закрепляется; санкция – какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны.

Гипотеза - это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за приделы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм. В ряде случаев гипотеза содержится в самом тексте нормы (ст. 97 УИК РФ).

В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы – правила поведения субъектов и участников правоотношения, определены их права и обязанности. Нормы права и статьи закона не обязательно совпадают. В статьях нередко содержится несколько норм.

В качестве санкции рассматриваются предусмотренные нормой права последствия нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, является то, что они могут находиться в одной статье (ст. 115 УИК РФ), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту – осужденному, иные субъекты и участники несут ответственность в соответствии с нормами административного или трудового права.

Страница 1 из 2

Понятие уголовно-исполнительной политики

Введение

В основе формирования и развития государ­ства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направле­ния и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация - социальное государство, поли­тика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Политика государства, в частности, представляет собой фунда­мент . Одно из ее направлений - политика в сфере борьбы с преступ­ностью. В ней в концентрированном виде выражены цели, прин­ципы, стратегия, основные направления, формы и методы контро­ля государства за преступностью. Она должна выражать интересы России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств.

Политика в сфере борьбы с преступностью - это целенаправ­ленная деятельность государства по определению целей, принци­пов, задач и направлений противодействия преступности и адек­ватных способов, средств и форм их осуществления. Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государст­ва, его органов по профилактике преступлений и иных правонару­шений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступле­ния, исполнению наказания в отношении и достиже­нию его целей.

Внутреннее содержание политики в сфере борьбы с преступностью слагается из следующих ее направлений (элементов):

  • уголовно-правовая политика,
  • уголовно-процессуальная (судебная) политика,
  • уголовно-исполнительная политика,
  • криминологическая (относящаяся к сфере предупреждения пре­ступности) политика.

Такое разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью достаточно условно; отдель­ные ее направления могут объединиться между собой, например уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. В любом случае все направления этой по­литики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тес­но связаны между собой.

Исполнение наказания - одна из составляющих борьбы с пре­ступностью, следовательно, уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики. Уголовная по­литика формирует законодательство в сфере борьбы с преступнос­тью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.

Уголовно-исполнительная политика - это деятельность государства по определению целей , государственно-правового механизма их ре­ализации, организации процесса исполнения уголовных наказа­ний и применения к осужденным мер исправительного воздейст­вия.

Цель, задачи, содержание и стратегия уголовно-исполнительной политики

Цели и принципы уголовно-исполнительной политики определяются Конституцией РФ (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства).

Цель уголовно-исполнительной политики - создание эффективной исправительной системы России путем

    1. защиты граждан от преступных посягательств посредством ис­полнения уголовных наказаний,
    2. создания условий для исправления осужденных, а также
    3. обеспечения прав, свобод и законных интересов самих осужденных.

Принципы уголовно-исполнительной политики :

    • законности,
    • равенства граждан перед законом,
    • гума­низма,
    • демократизма,
    • соблюдения прав, свобод и законных инте­ресов .

Задачами уголовно-исполнительной политики являются разработка и определение:

    1. приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами;
    2. основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
    3. порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных;
    4. характера применяемых средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.

Реализация положений политики представляет собой сложный процесс, проявляющийся во взаимодействии различных областей (социальной, пра­воохранительной, уголовной и уголовно-исполнительной), находящихся в постоянном взаимном влиянии.

Подробнее

Правовая сфера уголовно-исполнительной политики определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказыва­ет влияние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы наказаний и отдельных его видов, к практи­ке назначения наказаний. В конечном итоге политика в рассматри­ваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступнос­тью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

И уголовная, и уголовно-исполнительная политики связаны с социальной политикой, прежде всего, целями. Цель социальной политики государства - создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Уголовная политика, выражая интересы социальной полити­ки государства, обеспечивает охрану прав и свобод человека, граж­данина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя, мира и безопасности человечества от преступных посягательств (ст. 2 УК РФ). Уголовно-исполнительная политика, конкретизируя уголовную политику, имеет своими целями исправление осужден­ных и предупреждение совершения новых преступлений как ими, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ). Исправление преступников и предупреждение новых преступлений в итоге создают условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие всех лю­дей (а это есть цель социальной политики). Кроме того, социаль­ная политика выражена в средствах материально-бытового и меди­цинского обеспечения осужденных.

Являясь частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы поли­тики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных ак­тах, достижениях науки.

На стратегию, формы и методы уголовно-исполнительной по­литики оказывает влияние комплекс социальных факторов, в том числе

    • социально-политическое состояние и структура общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые пред­ставления,
    • здоровье людей, их материальное благополучие,
    • работа системы социальных служб;
    • обеспечение людей пенсиями, посо­биями и иными гарантиями социальной защиты,
    • создание условий для деятельности общественных формирований,
    • состояние и дина­мика правонарушений в стране, меры по их предупреждению,
    • про­филактика пьянства, взяточничества, и др.

Стратегия политики в сфере исполнения наказания заключается

    • в демократизации деятельности исправительных учреждений,
    • в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы,
    • в привлечении общества в исправлении осужденных.

Хотя она до­статочно стабильна, но может меняться в связи с коренными пре­образованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства может быть обусловлено:

    1. новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных;
    2. новыми экономическими отношениями, возникши­ми в обществе;
    3. существенными преобразованиями в производст­венной деятельности исправительных учреждений и иными уста­новками на роль труда осужденных;
    4. деполитизацией (политизацией) воспитательной работы с ними;
    5. изменением организационных основ уголовно-ис­полнительной системы.

Существенное влияние на состояние уголовно-исполнительной политики оказывает экономическое положение общества. Благо­приятное в экономическом отношении государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов.

Стоит сказать - политика государства оказывает оказывает существенное влияние на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Стоит заметить, что она формирует принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, кᴏᴛᴏᴩые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека.

Поскольку политика пробудет в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области ϲʙᴏего действия имеет специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в ϶ᴛᴏм смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.

Не стоит забывать, что важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Стоит заметить, что она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, ϲʙᴏевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью, выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая, уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики.
Стоит отметить, что основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно – правового действия. Вместе с тем все направления ϶ᴛᴏй политики едины с позиции целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Уголовно – исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно – правового воздействия на преступность. Стоит сказать - политика государства в области исполнения наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.

Уголовно – исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы исполнения наказания.

Отметим, что термин "" уголовно – исполнительная политика"" пришел на смену термину ""исправительно-трудовая политика"". Наименование ""исправительно-трудовая политика"" адекватно отражало сущность политики советского государства в сфере исполнения наказания. Исправительно-трудовая политика и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно исправительно-трудовое законодательство провозглашали главную цель исполнения наказания – исправление и перевоспитание осужденных. Основным средством достижения ϶ᴛᴏй цели был признан труд. Стоит сказать, для достижения цели – исправления с помощью труда были созданы исправительно-трудовые учреждения. Институт исполнения наказания был связан с мерами исправительно-трудового воздействия. С мерами исправительно-трудового воздействия были связаны такие наказания как: условное осуждение с обязательным привлечением к труду, исправительные работы. При этом термин ""исправительно-трудовая политика"" как и термин ""исправительно-трудовое право"" перестал отвечать ϲʙᴏему содержанию, т.к. в системе уголовных наказаний появилось много таких наказаний, кᴏᴛᴏᴩые не были связаны с привлечением осужденных к труду. К таким наказаниям относились общественное порицание, увольнение от должности и др.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что уже с 70-х годов появилось основание изменить наименование ""исправительно-трудовая политика"" на ""уголовно-исполнительную политику"".

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим международным актом, достижениям наукам и практикам.

В России произошла смена общественно-экономической формации и политической системы общества, что повлекло изменения стратегии основных направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной системы. Соответственно показателям правового государства должна быть приведена вся система исправления и отбывания наказания. Стратегия уголовно-исполнительной политики в реализации ϶ᴛᴏй цели заключается в гуманизации исполнения и отбывания наказания, демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению ϲʙᴏбоды, существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений, изменении установок на роль труда осужденных, привлечении общества в исправлении осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда социальных факторов.

Факторам влияющими на уголовно-исполнительную политику будут: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической деятельности.

Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствия крупномасштабных социальных конфликтов.

Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. Экономическое благополучное государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной.
Стоит отметить, что основные формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от политических факторов и коньюнктуры. В условиях экономического кризиса создается разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики, реализованном в уголовно-исполнительном законодательстве и реальном их воплощении.

Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также влияют на уголовно-исполнительную политику.

Разные социальные группы имеют значительные отклонения от провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны. Стоит заметить, что они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества, углубление социальных противоречий отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.

Состояние преступности также оказывает существенное влияние на уголовно-исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-исполнительная политика как правило более гуманна. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе оправдывает более жестокие политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации будут составной частью ее правовой системы.

В 1989 г. СССР подповествовал Венские соглашения, на базе кᴏᴛᴏᴩых были приняты обязательства, привести ϲʙᴏе законодательство в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с международными соглашениями о защите прав человека, в т.ч. и в сфере борьбы с преступностью. Государства-участники принимали на себя обязательства ""обеспечить, ɥᴛᴏбы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности"".

Россия будет правопреемницей СССР, и взяла на себя обязанность соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно выделить Европейские принципы и стандарты, кᴏᴛᴏᴩые содержат более высокие требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать: Европейскую конвенцию о защите прав человека; Европейскую конвенцию по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейские пенитенциарные правила и ряд других документов. Россия как член совета Европы, должна привести ϲʙᴏе уголовно-исполнительное законодательство в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с Европейскими принципами и стандартами.

Принципы и стандарты о защите прав человека и обращении с осужденными носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуре, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов.

Принципы и стандарты будут четким ориентиром для развития политики законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.

Достижения науки будут важным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного права.

Наука, разрабатывая проблемы борьбы с преступностью, также исследует проблемы исправления осужденных. В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращениям с заключенными говорится о необходимости использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении правил обращения с заключенными.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуется уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией. Нужно помнить, такие исследования в России начались в дореволюционный период, были продолжены в советское время. Наука сформулировала цели, принципы, основные формы и методы обращения с осужденными.

Современной задачей российской науки будет определение места пенитенциарной системы России в правовом государстве, определении стратегии принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Не стоит забывать, что важным критерием правильности достижений науки будет практическая деятельность исправительных учреждений и других уголовно исполнительных органов. В случае если она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно, возникает необходимость внести ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие коррективы в политику.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики будет уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

Таким образом уголовно-исполнительная политика являясь частью единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики, определяет направление деятельности государственных органов в области исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания ϶ᴛᴏй деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий,

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации направлена на предупреждение совершения преступлений лицами, освобожденными от наказания.

Она состоит в оказании содействия указанным лицам при освобождении из мест лишения свободы (в частности, содействие в трудоустройстве), а также в контроле за их поведением со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов.

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Политика государства имеет несколько направлений, одно из которых - борьба с преступностью. Политика государства в сфере борьбы с преступностью содержит цели, основные направления деятельности, формы и методы контроля государства за преступностью. Политика государства в сфере борьбы с преступностью содержит направления:

0 политика в сфере предупреждения преступности;

0 уголовная политика;

0 уголовно-исполнительная политика.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления реализации указанной политики, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения уголовных наказаний, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений (профилактические мероприятия).

Уголовно-исполнительная политика формируется Президентом РФ и Федеральным Собранием РФ.

Уголовно-исполнительная политика зависит от нравственного состояния всего общества, уровня его правосознания, так как обострение социальных отношений влияет на нравственные устои общества, что ведет к обострению противоречий между гражданами.

Уголовно-исполнительная политика выражается в различных формах, например в уголовно-исполнительном законодательстве, к которому относится УИК РФ и иные федеральные законы.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности различных государственных органов: органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (далее - Минюст России), Департамента судебных приставов-исполнителей, органов управления военными уголовно- исполнительными учреждениями, органов государственной власти и управления субъектов РФ и др.

Связь уголовно-исполнительной и уголовной политики:

§3* уголовно-исполнительная политика выделилась из уголовной политики;

уголовная политика определяет уголовную ответственность, ее основания, квалификацию деяний, цели, систему, содержание и виды наказаний, а также освобождение от наказания.

Уголовно-исполнительная политика в отличие от уголовной политики определяет цели, принципы, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении уголовного наказания; уголовно-исполнительная политика влияет на уголовную политику. Например, практика назначения наказаний влияет на определение системы наказаний и отдельных ее видов.

Еще по теме 2. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:

  1. § 1. Понятие уголовно-исполнительного права и политики в области исполнения уголовных наказаний
  2. § 2. Общая характеристика условий функционирования уголовно-исполнительной системы и формирования политики в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными
  3. § 1. Влияние международных стандартов обращения с осужденными на уголовно-исполнительную политику и законодательство
  4. § 1. Необходимость изменения уголовно-исполнительной политики в условиях демократизации России
  5. § 2. Обсуждение концептуальных основ формирования политики, законодательства и функционирования уголовно-исполнительной системы на научных семинарах, конференциях, симпозиумах
  6. Глава 11. Правовое обеспечение уголовно-исполнительной политики России в 1917-1959 гг.
  7. Глава 20. Формирование уголовно-исполнительной политики суверенной России в 1991 - 1996 гг.
  8. Глава 1. Понятие уголовно-исполнительного права, политики и законодательства, его задачи, принципы и система
  9. § 4. Проблема соотношения понятий уголовная политика и налоговая политика Российской Федерации. 4.1. Налоговая политика государства. Понятие налоговой политики и методы ее осуществления.
  10. §3. Особенности реализации уголовной политики в сфере налогообложения и налогово-правовые средства обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов. 3.1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации - основа формирования основных положений уголовной политики в сфере налогообложения.