Полномочия совета федерации по конституции рф. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, состав, полномочия. III. Совет Федерации - общая характеристика

Верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. См. также: Федеральное Собрание Российской Федерации Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Совет Федерации - СФФСРФ Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации http://www.council.gov.ru/​ гос., РФ … Словарь сокращений и аббревиатур

Согласно Конституции Российской Федерации 1993, одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации. До 2000 формировалась из глав субъектов Российской Федерации. В 2000 главы субъектов были заменены представителями. Во главе Совета… … Политология. Словарь.

- (СФ) верхняя палата Федерального Собрания парламента РФ. СФ первого созыва был избран непосредственно населением сроком на два года. Согласно ФЗ О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 декабря 1995… … Юридический словарь

Совет федерации - (англ. Council Federation) 1) палата Федерального Собрания парламента РФ, в которую входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительных органов гос ной власти. Одно и то же лицо не… … Энциклопедия права

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - верхняя палата Федерального Собрания парламента РФ. В соответствии с Конституцией РФ в С.Ф. входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования… … Юридическая энциклопедия

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 одна из двух палат Федерального собрания … Современная энциклопедия

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, по Конституции 1993, верхняя палата парламента Российской Федерации Федерального Собрания. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Совет Федерации - СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 одна из двух палат Федерального собрания. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

По Конституции 1993 верхняя палата парламента Российской Федерации Федерального собрания. * * * СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, орган российской законодательной власти, верхняя палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России)… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год , . Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона «Об…
  • Совет Безопасности РФ в государственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации , В. И. Мельников. Настоящая монография заместителя председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. И. Мельникова посвящена изучению политико-правовых аспектов деятельности Совета…
Парламент Российской Федерации Советом Федерации и состоит из – верхней и нижней. Нижняя палата – Государственная Дума – выборный орган, а верхняя палата – Совет Федерации - состоит из представителей от каждого субъекта России. К субъектам относятся область, край, автономная или автономная область в составе РФ. От каждого из этих субъектов избираются и назначаются члены Совета Федерации – по одному человеку от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данных регионов, всего по 2 человека.

Порядок, по которому формируется Совет Федерации, регламентируется отдельным государственным законом, который так и называется: «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно этому закону, законодательного органа от каждого региона проходят процедуру избрания на того органа, от которого их кандидатура была выдвинута. А вот представители от исполнительных органов в Совет Федерации назначаются руководителем того субъекта, который они будут представлять. Срок их полномочий в этом случае ограничен сроком полномочий главы данного региона.

Совет Федерации – калька с такого западного органа власти, как Сенат, определенных задач перед ним не стоит, основным видом деятельности является утверждение законов, принятых в Государственной Думе, перед тем, как они будут направлены на Президенту. К тем законам, которые требуют обязательного утверждения в Совете Федерации, в основном, относятся нормативные акты, регламентирующие бюджет, налоги, государственные финансы, а также вопросы военных действий и мирного урегулирования.

Без одобрения Совета Федерации не могут быть изменены границы между регионами. Его является обязательным и в том случае, когда Президент хочет ввести в стране чрезвычайное положение, и в том, когда решается вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны. Совет Федерации также выборов Президента и может инициировать его отрешение в том случае, когда объявляется импичмент после того, как Президенту были выдвинуты обвинения. В полномочия этого органа по представлению Президента входит назначение на должности судей Конституционного и Высшего Арбитражного Суда, а также назначение и освобождение от должности Генерального Прокурора, Председателя Счетной и часть состава аудиторов, работающих в ней.

Вопросы ведения Совета Федерации перечислены в ч. 1 ст. 102 Конституции, и составляют предмет исключительного ведения Совета Федерации. Никакой другой орган, кроме Совета Федерации, не вправе принять по ним решение.

    Совет Федерации утверждает решение об изменении границ между субъектами Российской Федерации. Это решение, согласно ст. 67, ч. 3 Конституции, должно быть принято с согласия субъектов Российской Федерации, которых затрагивает это изменение.

    Совет Федерации утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и введении чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или угрозы агрессии.

    Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, что допустимо в том случае, если это соответствует Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и федеральным законам.

    Совет Федерации производит назначение выборов Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации " от 17 мая 1995 г. и выносит решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности согласно порядку, установленному ст. 93 Конституции.

    Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации назначает на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, а также заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета на основании принципов законности, объективности, независимости и гласности (ст. 101 Конституции и ст. 3 Федерального Закона «О Счетной палате Российской Федерации »). Формирование состава Счетной палаты осуществляется палатами парламента на паритетных началах. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации » от 11 января 1995 г. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему. Согласно ст. 5 указанного Закона, Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет (ст. 6 Закона).

Состав и порядок формирования Государственной Думы рф.

Согласно ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Ст. 96 Конституции РФ устанавливает срок полномочий депутатов Государственной Думы в 4 года. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам – увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем данный срок обеспечивает регулярную обновляемость парламента, периодический «отчет» депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная представительная власть также невозможна.

Согласно Федеральному Закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих и зарегистрированных на территории РФ в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Причем к распределению мандатов допускаются только списки кандидатов, за которые было отдано не менее 5% голосов избирателей, участвовавших в выборах.

Такая избирательная система называется смешанной, так как она соединяет два принципа избрания депутатов: принцип большинства (мажоритарности) для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам, и принцип пропорциональности, применяющийся для кандидатов, входящих в федеральные списки кандидатов.

Согласно Федеральному Закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

В соответствии с ч. 4 ст. 111 , в случае, когда Государственная Дума трижды отклоняет представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ, Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Согласно ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена также в случае, когда она отказывает в доверии Правительству РФ.

Как указывает 95-я статья Конституции, Федеральное Собрание, т. е. парламент, - это две палаты: Госдума и Совет Федерации. Последнюю неофициально называют также Сенатом. Основным документом, регламентирующим его деятельность, выступает Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сенат реализует множество задач на самом высоком уровне. Важность его деятельности для государства сложно переоценить. Рассмотрим далее особенности верхней палаты в парламенте.

Общие сведения

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - должностное лицо, представляющее конкретный регион страны от имени высшего исполнительного или законодательного института власти. В Сенате присутствует по два служащих от каждого субъекта. Всего в верхней палате в настоящее время насчитывается 170 человек. Стоит сказать, что это число менялось несколько раз с 1993 г. в связи с объединением регионов и образованием новых.

Историческая справка

Совет Федерации был образован в соответствии с поправками к Конституции, введенными в 1990 г. Он выступал в качестве консультативного отдела при президенте страны, который его и возглавлял. В его составе присутствовали президенты союзных республик. При дальнейших изменениях Конституции статус СФ определялся в отдельной главе 15.2 Основного Закона. Поправками в Совет Федерации был включен вице-президент СССР, обладавший решающим голосом. Закон также устанавливал, что решения в СФ принимаются большинством, составляющим не менее 2/3 от присутствующих.

С 30 января 1990 г. в его состав входили председатели Советов от 88, а впоследствии и 89 субъектов. В июле 91-го произошли кадровые перестановки. В частности был назначен . Им стал Хасбулатов. СФ РСФСР по руководством Ельцина созывался трижды. 18 сентября 1993 г. президентом была организована встреча представителей законодательных и исполнительных властных структур субъектов. Заранее она была объявлена как учредительное собрание, на котором должен был решаться вопрос о формировании нового Совета Федерации взамен действовавшего СНД. Представители регионов отказались подписывать документ о его создании, пока компетенция структуры не будет утверждена действующим парламентом.

Особенности формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Всего историки выделяют 4 этапа создания верхней палаты. Первый приходится на период с января 94-го по январь 1996 г. Переходные положения Конституции от 1993 г. содержали указание на то, что первый созывается путем избрания гражданами представителей по одномандатным округам на 2 года. В дальнейшем предполагалось установить порядок созыва отдельным законом. Соответственно, выборы прошли 12.12.1993 г.

Первый Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации заседал с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Как показал анализ практической работы Сената, он не всегда справлялся с возложенными на него задачами по "фильтрации" законопроектов, принимаемых в Госдуме. Председатель Совета Федерации - Шумейко - был избран 13 янв. 1993 г. Он являлся депутатом от Калининградской области.

Второй этап

Он приходится на период с января 1996-го по декабрь 2001 г. Учитывая не совсем удовлетворительный опыт работы первого созыва, было решено реформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Состав Сената претерпел ряд изменений. В частности был утвержден закон, согласно которому губернаторы, а также главы заксобраний регионов входили в СФ по своей должности. Каждый член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации работал на непостоянной основе. Представители регионов приезжали в Москву на регулярные заседания. Они также участвовали в работе комиссий и комитетов. В качестве главы Сената в этот период выступал Строев. Он был избран Председателем в 1996 г., 23 января.

Третья стадия

В начале президентства В. В. Путина была предложена новая реформа Сената. Преобразования предполагали замену губернаторов и высших должностных лиц заксобраний назначенными представителями. Эти служащие включались в состав Совета на постоянной основе. При этом один из представителей назначался губернатором, а другой - законодательным институтом субъекта. Реформа, таким образом, лишала высших должностных лиц от исполнительных органов возможности самостоятельно лоббировать свои интересы в Москве и принимать участие в политических событиях, партийной жизни на федеральном уровне. Однако этим лицам была предложена своего рода альтернатива.

Для лидеров субъектов был сформирован Госсовет, не обладающий конституционным статусом. Он периодически собирается в столице. На заседаниях присутствует и президент. На собраниях обсуждаются актуальные внутригосударственные и общественные вопросы. Окончательно структура Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была создана к январю 2002 г.

Последний этап

В декабре 2012 г. вступил в действие новый закон, которым закреплялся порядок создания Сената. В нормативном акте определены требования для кандидатов в представители от регионов. В настоящее время членом Совета может стать гражданин:

  1. Достигший 30 лет.
  2. Имеющий безупречную репутацию.
  3. Проживающий на одном месте в пределах РФ постоянно не менее пяти лет.

В качестве представителя от законодательного института региональной власти может выступать только его депутат. Кандидатуры вносит председатель фракции или группа однопартийцев. Принятие решения осуществляется большинством. Что касается представителя от исполнительной властной структуры, то его кандидатура определяется заранее. В ходе избрания высшего лица в регионе каждый кандидат предоставляет список, в который включается три человека. В случае получения необходимого числа голосов, первый в этом списке станет представителем СФ. Второй или третий человек может стать сенатором только при досрочном завершении полномочий предыдущего. Решение о наделении лица соответствующим статусом принимает избранный гражданин после вступления на свой пост (на следующий день).

Нюансы

Следует отметить важное новшество, введенное законом от 2012 г. Нормативный акт исключил возможность досрочного отзыва представителя региона по инициативе заксобрания или губернатора. Порядок прекращения полномочий сенатора аналогичен тому, который предусматривается для депутата Госдумы. Спикер СФ направляет в институт власти, выбравший представителя от региона, информацию о посещении последним заседаний.

Ограничения

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не могут входить лица:

  1. Имеющие гражданство другого государства, вид на жительство либо другой документ, удостоверяющие право постоянно проживать за пределами РФ.
  2. Признанные ограниченно или полностью недееспособными.
  3. Отбывающие тюремное заключение, согласно приговору суда.
  4. Имеющие судимость за тяжкие/особо тяжкие деяния.

Характеристика

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации выступает в качестве "Палаты субъектов". Он представляет интересы всех регионов на высшем уровне. Структура Совета отражает федеративный принцип устройства России. Сенат выступает как институт интеграции и консолидации субъектов. Он обеспечивает баланс общегосударственных и региональных интересов в процессе принятия разных решений, направленных на достижение стратегических целей и развитие страны. Органы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создаются по непартийному принципу. Представители регионов не образуют фракций и иных политических объединений. Совет Федерации - орган, действующий на постоянной основе. Сенат не может распускаться президентом (в отличие от Госдумы). Заседания СФ созываются при необходимости. Однако они должны организовываться не реже двух раз в месяц. Все члены Совета наделены неприкосновенностью на период действия их полномочий. Они не могут подвергаться личному досмотру, задержанию, к ним не допускается применять меры пресечения. Исключение составляют случаи, прямо установленные законодательством.

Назначение представителей

Кандидат от законодательного института региональной власти избирается им на период своих полномочий. Внесение предложения осуществляется его главой. Группа депутатов вправе представить альтернативную кандидатуру. Для этого ее численность должна быть не меньше трети общего числа членов заксобрания. Представитель от исполнительного института власти назначается лицом, находящимся на высшем посту в регионе. Избрание члена от законодательного органа производится тайным голосованием.

Документальное оформление

Результаты голосований по кандидатам в сенаторы указываются в соответствующем постановлении. Если выдвижение осуществляется от двухпалатного заксобрания, соответствующий акт составляется обеими палатами. Решение, которое принимает высшее должностное лицо о назначении сенатора, оформляется указом. В соответствии с правилами, закрепленными в законодательстве, акт вступает в силу, если на плановом или внеочередном собрании представительной структуры 2/3 от всего количества депутатов не выскажется против кандидата. Указ исполнительного органа направляется на рассмотрение в трехдневный срок. Решения представительных органов передаются в Сенат в течение 5 дней с даты вступления их в силу.

Задачи СФ

В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входит рассмотрение вопросов о следующем:

  1. Утверждении изменений границ субъектов.
  2. Назначении выборов главы государства.
  3. Утверждении президентских Указов, вводящих военное, чрезвычайное положение.
  4. Отрешении главы страны от поста.
  5. Назначении судей КС, ВС, ВАС.
  6. Утверждении кандидатуры и снятии с поста Генпрокурора.
  7. Назначении и освобождении от должностей зампредседателя и 50% аудиторов от Счетной палаты.

Дополнительные функции

Совет Федераций определяет уполномоченных представителей Экономического суда в рамках СНГ. Утверждение кандидатур производится по правилам, установленным для судей ВАС. В соответствии с законодательством Сенат может рассматривать предложения, поступившие от главы страны о назначении либо отзыве диппредставителей в международных организациях и зарубежных государствах.

Специфика деятельности

Правила работы Сената устанавливаются в Конституции, федеральном законодательстве, решениях, вынесенных Советом, а также в Регламенте. Из числа представителей выбирается глава СФ. В ведении его заместителей находятся вопросы, касающиеся внутреннего распорядка палаты. Для оперативного рассмотрения актуальных проблем создается коллегиальный орган.

Особенности заседаний

Слушания организуются с 16.09 по 15.07. Заседание считается правомочным, если явилось больше половины от всего количества представителей. Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации являются обязательными для исполнения. В качестве первоочередных вопросов, подлежащих обсуждению, выступают:

  1. Послания и обращения главы государства.
  2. Изменения в главах 3-8 Конституции, законопроектах, утвержденных Госдумой и подлежащих обязательному рассмотрению.
  3. Проекты постановлений Сената по вопросам, отнесенным к его ведению.
  4. Предложения о пересмотре положений, закрепленных главами 9 и 1, 2.
  5. Законы, утвержденные Госдумой по денонсации и ратификации международных договоров.
  6. Предложения о направлении в КС запросов.

К числу ФЗ, принятых в Госдуме и подлежащих обязательному рассмотрению, относят нормативные акты, касающиеся:

  1. Федеральных сборов, налогов.
  2. Кредитного, таможенного, финансового, валютного регулирования, а также денежной эмиссии.
  3. Статуса и защиты госграницы.
  4. Федерального бюджета.
  5. Войны и мира.

Как правило, Сенат рассматривает большую часть законов, принятых в нижней палате. Как указывает 105-я статья Конституции (ч. 4), ФЗ признается одобренным, если за него проголосовало больше половины от выбранных членов Совета либо он не обсуждался 14 дней. В случае отклонения ФЗ палаты могут образовать согласительную комиссию. С ее помощью осуществляется урегулирование разногласий, появившихся в процессе принятия нормативного акта. Утвержденные законы передаются президенту в пятидневный срок для подписания и обнародования.

Правотворческая инициатива

Сенат обладает достаточно большим объемом полномочий. В частности он может вносить в нижнюю палату проекты законов либо положений Конституции, предложения о внесении поправок или дополнений последних. Стоит сказать, что такой же возможностью обладают и представительные региональные органы. Сенат также может вносить поправки в содержание законопроекта в ходе его рассмотрения в нижней палате.

Дополнительно

Организационное, правовое, документационное, аналитическое, финансовое, информационное, материально-техническое, медицинское, транспортное, хозяйственное, социально-бытовое обеспечение возлагается на аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Эта единица работает на постоянной основе. Расходы, штат, структура определяются главой Сената. Сотрудники наделяются статусом госслужащих. В соответствии со 101-й статьей Конституции создаются комитеты и комиссии при Госдуме и Совете Федераций. Они также постоянно действующие.

Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решают конкретные вопросы, отнесенные к их компетенции. В частности они проводят подготовку, предварительное рассмотрение проектов законов, организуют парламентские слушания, созываемые палатами. В их компетенцию входит решение вопросов, касающихся их собственной деятельности. Комитеты также могут заниматься другими проблемами, относящимися к ведению палат. По законам, принятым Госдумой, они подготавливают заключения. Своей деятельностью комитеты Сената способствуют реализации конституционных положений, норм законодательства. Совет Федерации может формировать временные комиссии. Их деятельность ограничена определенным периодом либо конкретными задачами.

Функции комиссии, срок, в течение которого она будет работать, штат, а также полномочия определяются в нормативных актах Сената. СФ образует также и постоянно действующую комиссию. Она занимается вопросами, связанными с парламентскими процедурами и регламентом. Аналогичные единицы создаются и в Госдуме. Они также решают конкретные задачи в рамках своей компетенции. При необходимости комиссии и комитеты обеих парламентских палат проводят совместные заседания. На них может присутствовать и глава государства.

Совет Федерации является "верхней" палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.
В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" . Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом . Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации , его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е.С.Строев , прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В.Ф.Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты , постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой.

В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;
- Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;
- Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;
- Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;
- Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
- Комитет Совета Федерации по бюджету;
- Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
- Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
- Комитет Совета Федерации по международным делам;
- Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;
- Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;
- Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;
- Комитет Совета Федерации по социальной политике;
- Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
- Комитет Совета Федерации по делам молодежи и спорту;
- Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;
- Комитет Совета Федерации по промышленной политике;
- Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;
- Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
- Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;
- Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
- Комиссия Совета Федерации по информационной политике;
- Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

В порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Назначение выборов Президента Российской Федерации;

Отрешение Президента Российской Федерации от должности;

Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы .

Совет Федерации принимает Регламент , в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года? 133-ФЗ).