Структура федерального собрания рф. Федеральное собрание. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы наделены правами и обязанностями, связанными с их парламентской деятельностью

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие Федерального собрания

Федеральное Собрание РФ -- это парламент России, ее представительный и законодательный орган, осуществляющий государственную власть в стране наряду с Президентом РФ и Правительством РФ на основе принципа разделения властей. Особое место парламента России в системе государственных органов РФ состоит в том, что ему принадлежит ведущая роль в представительстве интересов и воли всего нашего многонационального народа и только ему предоставлено право принимать федеральные законы как правовые акты, имеющие на всей территории страны высшую юридическую силу. Власть Федерального Собрания РФ базируется на прямом волеизъявлении на­рода путем всеобщих свободных прямых равных выборов при тайном голосовании.

Структура Федерального Собрания

В соответствии со ст. 95 Конституции России Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства. Так, в верхнюю палату парламента - Совет Федерации - входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Этим обеспечивается представительство в Российском парламенте интересов каждого из субъектов Федерации. Более того, обеспечивается реализация интересов и законодательной, и исполнительной ветвей государственной власти этих субъектов.

Палаты могут собираться совместно лишь в нескольких случаях для заслушивания посланий Президента России, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. С целью обеспечения необходимой организации работы палат, ведения заседаний и соблюдения внутреннего распорядка депутаты каждой палаты избирают из своего состава соответственно - Председателя Совета Федерации и его заместителей, Председателя Государственной Думы и его заместителей (ст. 101 Конституции России).

Для предварительного рассмотрения организационных вопросов, касающихся распорядка деятельности этой палаты, образуется Совет Государственной Думы. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп.

К числу депутатских объединений Государственной Думы относятся фракции и депутатские группы. Фракция формируется депутатами, избранными в состав палаты от какого-либо избирательного объединения (политической партии, движения и т. п.) и депутатами - членами этой политической партии (движения), избранными в нее по одномандатным избирательным округам. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, могут образовать депутатские группы (при наличии в них не менее 35 депутатов).

Порядок формирования

Закрепляя полномочия палат Российского парламента, Конституция (ст. ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

Государственная Дума не может быть распущена по последнему основанию в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена и с момента выдвижения ею обвинения против Президента России до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента России.

Важно отметить, что Совет Федерации не может быть распущен ни по какому поводу никаким государственным органом, поэтому нет оснований говорить о возможности роспуска парламента Российской Федерации в целом.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств, на совместных заседаниях голосования не проводятся и решения не принимаются. Заседания палат, как правило, являются открытыми, исключения могут быть установлены регламентами палат. Совет Федерации и Государственная Дума проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Постановления Совета Федерации и постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы соответственно, если Конституцией не установлен иной порядок принятия решений. Для принятия некоторых решений необходимо квалифицированное большинство - три пятых, две трети или три четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации, три пятых или две трети голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы согласно Постановлению Конституционного Суда РФ следует понимать как конституционно установленную численность палат - 178 членов Совета Федерации и 450 депутатов Государственной Думы. Законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы рассматриваются последовательно Государственной Думой, Советом Федерации, в порядке, установленном Конституцией РФ.

Компетенция Федерального собрания.

Статьи 102 и 103 Конституции РФ определяют компетенцию палат Федерального Собрания.

Компетенция Федерального Собрания -- это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти. Компетенция устанавливается Конституцией РФ исходя из принципа разделения властей. Полномочия не дублируют полномочия исполнительной и судебной властей, они отражают его основное назначение как представительного и законодательного органа.

Компетенция Совета Федерации:

1. Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

Вопрос об изменении границ между субъектами РФ рассматривается Советом Федерации по взаимному согласию субъектов РФ, границы между которыми предполагается изменить. Для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границ в Совет Федерации представляются соглашение об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами и утвержденное законодательными органами каждого из этих субъектов, обоснование указанного соглашения, согласованное субъектами РФ, и карта местности.

2. Утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения.

Указ Президента РФ о введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения или чрезвычайного положения незамедлительно направляется Председателем в комитеты Совета Федерации.

Вопрос об утверждении указа Президента РФ рассматривается Советом Федерации в срок, не превышающий 48 часов для военного положения и 72 часов для чрезвычайного положения.

3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами РФ.

Этот вопрос решается по предложению Президента РФ. Заключение по обращению дают комитеты по обороне и безопасности и по международным делам или Комитет по СНГ. На заседание Совета Федерации приглашаются Президент РФ, Председатель Правительства РФ. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением.

4. Назначение выборов Президента РФ.

Основанием для рассмотрения Советом Федерации вопроса о назначении выборов Президента РФ может быть истечение срока пребывания Президента РФ в должности, а также досрочное пре­кращение Президентом исполнения полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. Досрочные выборы в случае от­ставки Президента РФ назначаются Советом Федерации в двух­недельный срок с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ.

5. Отрешение Президента РФ от должности.

Совет Федерации вправе отрешить Президента РФ от должно­сти только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховно­го Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о со­блюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

6. Назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ .

Эти конституционные полномочия Совета Федерации допол­няются п. 7 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 г., в соответствии с которым судьи Экономического Суда Содружества Независимых Государств назначаются в по­рядке, установленном для назначения судей Высшего Арбитраж­ного Суда РФ

7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ.

Кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ представляет Совету Федерации Президент РФ. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Генерального прокурора РФ в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента РФ.

8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на эту должность могут вноситься Президенту комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации

Компетенция Государственной Думы

1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

Государственная Дума рассматривает официально представленную Президентом РФ кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения представления. Кандидат на должность Председателя Правительства РФ докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее.

2. Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Предложение о выражении недоверия может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты

3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ.

Кандидатура на должность Председателя Центрального банка РФ представляется Президентом РФ. Назначение производится на сессии Государственной Думы, ближайшей к моменту истечения полномочий Председателя Центрального банка РФ.

4. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ.

Кандидатуры на эту должность предлагаются Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами и депутатскими объединениями Государственной Думы. Уполномоченный по правам человека назначается на пятилетний срок и не более чем на два срока подряд.

5. Объявление амнистии.

Амнистия - освобождение от ответственности определенных лиц, осужденных по одной или нескольким статьям Уголовного кодекса или в отношении которых только возбуждено или может быть возбуждено дело по данным статьям. Амнистия отличается от помилования, которое касается только конкретных лиц, совершивших преступление (право помилования принадлежит Президенту РФ)

6. Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. федеральный собрание государственный дума

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ, а также обоснование его причастности к этому преступлению.

Основным назначением Федерального Собрания является законотворческая деятельность. Официальные законопроекты вырабатываются в соответствующих комитетах Государственной Думы, а затем они должны быть одобрены Советом Федерации. В некоторых случаях допускается так называемое "молчаливое" одобрение: если в течение 14 дней со дня поступления закона, принятого Государственной Думой, Совет Федерации его не рассматривает, закон считается одобренным и передается Президенту, который подписывает и обнародует его. Однако в некоторых случаях "молчаливое" одобрение недопустимо.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие парламента, двухпалатная структура Федерального Собрания. Порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы. Компетенция Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    Структура Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы, их компетенция. Основания прекращения и ограничения полномочий Государственной Думы. Назначение Председателя Правительства России.

    презентация , добавлен 02.12.2015

    Федеральное Собрание как один из органов государственной власти, принципы деятельности и функции. Двухпалатная структура Федерального Собрания. Порядок избрания Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации, специфика данного органа.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    Федеральное Собрание (ФС) в системе органов государственной власти Российской Федерации. Порядок формирования и структура Совета Федерации ФС РФ. Акты палат Федерального Собрания РФ. Государственная Дума: порядок формирования и внутренняя организация.

    дипломная работа , добавлен 27.12.2016

    Место Федерального собрания в системе государственных органов РФ. Права и обязанности председателя Совета Федерации. Государственная дума как одна из палат Федерального собрания Российской Федерации. Порядок избрания депутатов Государственной думы.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2010

    Конституционный статус палат Федерального Собрания. Порядок формирования палат Федерального Собрания. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы. Комитеты и комиссии Государственной Думы.

    реферат , добавлен 01.04.2003

    Общее понятие Федерального Собрания как органа государственной власти России, особенности его структуры и порядка формирования согласно Конституции Российской Федерации. Характеристика функций и полномочий Государственной Думы и Совета Федерации.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2011

    Правовой статус Федерального собрания Российской Федерации. Порядок выборов в Государственную Думу и ее роспуска. Наделение полномочиями члена Совета Федерации. Досрочное прекращение полномочий депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Высшие законодательные органы Российской Федерации. История Государственной Думы России. Процедуры назначения должностных лиц, вопросы внутреннего распорядка. Конституционный статус Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2011

    Порядок формирования и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Характеристика ее внутренней организации и порядок работы. Изучение конституционно-правового статуса депутатских объединений (фракций и депутатских групп).

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Структура Федерального Собрания

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. ГосДума избирается на конституционно установленный срок - 5 лет, а Совет Федерации установленного срока не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией РФ случаях:

1. для заслушивания посланий президента РФ;

2. для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;

3. для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия Совета Федерации

Ряд полномочий Совета Федерации касается утверждения решений, принятых другими органами. Необходимость утверждения Советом Федерации изменения границ между субъектами РФ обусловлена тем, что такое изменение может затронуть интересы РФ или других субъектов.

Утверждение Советом Федерации указа Президента РФ о введении военного положения должно произойти в течение 48 часов с момента получения указа. Указ Президента РФ о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения.

По ряду полномочий Совет Федерации принимает решения самостоятельно, например, по вопросу об отрешении Президента РФ от должности, о возможности использования Вооруженных Сил РФ вне территории РФ. Полномочие Совета Федерации по назначению выборов Президента РФ регламентируется Федеральным законом. Постановления Совета Федерации обязательны к исполнению на всей территории РФ.

Порядок формирования Государственной Думы

1. В Совет Федерации Федерального Собрания РФ (далее - Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации.

3. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта РФ на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта РФ.

4. Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Исполнительная власть в России

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России - организация практического исполнения Конституции РФ и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Федеральное собрание - высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации.

Структура федерального собрания:

Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Конституция 1993 года внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания Российской Федерации - это обязательный признак формального федеративного устройства, это фундаментальная основа реального федерализма, призванного расширить права граждан и обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации, их различная компетенция и различный статус депутатов. Но палаты Федерального Собрания Российской Федерации рассматриваются как части единого - парламента, и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы.

Двухпалатная структура Федерального Собрания Российской Федерации эффективно помогает разрешению разногласий между различными социальными группами населения.

Структура представительного и законодательного органа преобразована с учетом опыта организации парламентских органов в развитых государствах.

В основу образования Федерального Собрания Российской Федерации положен принцип национально-государственного устройства, обеспечивающий интересы многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве.

Структура парламентских органов зависит, во-первых, от их значимости, приоритетности по осуществлению парламентских полномочий; во-вторых, от порядка их образования; в-третьих, от их принадлежности к той или иной палате 1. парламент власть федерализм двухпалатность

В соответствии с первым принципом можно поделить парламентские органы на основные и вспомогательные. Основные органы - это палаты Федерального Собрания, а также образуемые ими комитеты и комиссии. Вспомогательные органы, формируемые по усмотрению палат, обеспечивают организационно-техническое, правовое, информационное и иное обслуживание основных органов. В верхней палате парламента такими органами являются канцелярия депутата Совета Федерации и аппарат Совета Федерации; в нижней палате - Совет Государственной Думы, аппарат Государственной Думы и другие вспомогательные подразделения.

В зависимости от порядка образования парламентские органы подразделяются на избираемые, формируемые и создаваемые в целях оказания организационно-технической помощи. К избираемым относятся органы, образуемые путем выборов депутатов. Ко второй категории принадлежат органы, образуемые путем включения депутатов в состав того или иного органа по представлению уполномоченных на то субъектов. Такими являются комитеты и комиссии палат Федерального Собрания, Счетная палата и др. К третьей категории следует относить все вспомогательные органы парламента.

Руководствуясь третьим принципом предложенной классификации, можно рассматривать парламентские органы в зависимости от их принадлежности к соответствующей палате Федерального Собрания. При этом следует иметь в виду, что палаты вправе образовывать и совместные органы, каковыми, например, являются согласительные комиссии, создаваемые для преодоления возникших между палатами разногласий. Счетная палата, образуемая в целях контроля за использованием федерального бюджета и т. П.

Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции, в Совет Федерации входят по два представителя каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Эти конституционные положения позволяют сделать два очевидных вывода. Во-первых, в Совете Федерации должно насчитываться ровно 166 членов (по два представителя от 83 субъектов РФ), вследствие чего и председатель палаты должен быть избран из этого числа членов. Во-вторых, поскольку в одной и той же статье Конституции законодатель указал, что Совет Федерации "формируется", а Государственная Дума образуется путем "выборов", то тем самым он установил, что порядок образования Совета Федерации отличается от порядка образования Думы.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Выборы депутатов Государственной Думы строятся на основе Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы".

Срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года. По истечении срока полномочий Думы президент назначает ее выборы (ст. 84 Конституции).

В Конституции предусмотрена возможность роспуска Государственной Думы до окончания четырехлетнего срока ее полномочий. Это связано с двумя обстоятельствами: трехкратным отклонением Думой кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации, предложенных Президентом России (ст. 111), и выражением Думой недоверия Правительству (ст. 117).

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

В соответствии с Конституцией в Государственную Думу избирается 450 депутатов. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее - кандидаты) могут быть выдвинуты избирателями соответствующего одномандатного избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, списки кандидатов могут быть выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками.

Полномочия федерального собрания:

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Функции федерального собрания:

Принципиально деятельность Федерального Собрания происходит в ракурсе трех традиционно данных парламентских функций:

представительной, законодательной, контрольной.

Представительная функция Федерального Собрания. Представительная функция призвана выражать волю народа - основу государственной власти. Она реализуется путем проведения периодических свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных связей и отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.

Это значит, что среди всех государственных институтов парламент выступает единственным органом общенародного представительства. Именно народу, точнее избирателям, т. Е. правоспособной и дееспособной части населения, предоставлено право формировать парламент. Выборность и "мандат народа" позволяют парламенту законодательствовать и выполнять другие функции, а избирателям видеть свою сопричастность с ним. Следовательно, представительность - определяющее свойство парламента. Это и способ формирования Федерального Собрания как органа законодательной власти, и способ его функционирования и деятельности.

Представительство как способ функционирования и деятельности Федерального Собрания выражается прежде всего в обязанности депутатов поддерживать тесные отношения с избирателями. Другой немаловажный аспект представительной функции парламента - отражение в его деятельности общественных интересов, которые фиксируются в законах, постановлениях палат Федерального Собрания, в иных действиях данного органа. Примером этому служат позиции депутатов, фракций и комитетов, парламента в целом по актуальным внутренним и международным проблемам, волнующим общество, официальные оценки парламентом тех или иных явлений государственной и общественной жизни и т. П. В этом смысле можно говорить о фокусировании, отражении в работе Федерального Собрания наиболее злободневных вопросов государственной, общественной, политической жизни страны. В рассматриваемом аспекте представительская роль парламента поднимает его значение как органа, способствующего развитию гражданского общества, принципов демократии и правового государства.

Законодательная функция Федерального Собрания. Законодательная функция - наиболее важная и объемная по своему значению и содержанию. В ее рамках формируется правовая система государства, обеспечивается правовое регулирование всех отношений, возникающих в обществе и требующих законодательного закрепления. Смысл законодательной деятельности парламента заключается в подготовке и принятии законов, которые либо прямо предусмотрены Конституцией Российской Федерации, либо их издание вызывается потребностями развития общества и государства в разных областях политической, экономической и социальной сферах жизни.

Контрольная функция Федерального Собрания. Сущность контрольной функции парламента проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Вне контроля не должны находиться никакие государственные образования, в том числе и органы народного представительства. Осуществляя от имени народа высшую форму контроля (парламентский контроль), они сами контролируются народом через различные институты прямой демократии.

Совет Федерации на основании статьи 102 Конституции РФ имеет следующие полномочия.

– Утверждение изменения границ между субъектами Федера­ции. Такие изменения (ст. 67, ч. 3) могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов РФ. Роль Совета Федерации в дан­ном случае состоит в санкционировании договоренностей соот­ветствующих субъектов Федерации.

– Утверждение Указа Президента РФ о введении военного по­ложения, Указа Президента РФ о введении чрезвычайного поло­жения. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 88 Пре­зидент РФ имеет право вводить на территории России или в от­дельных ее местностях чрезвычайное положение, а в соответст­вии со ст. 87 – и военное положение в случае агрессии против РФили непосредственной угрозы агрессии. В этих случаях Пре­зидент должен немедленно сообщить о своих указах по этим вопросам Федеральному Собранию.

– Решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории Федерации.

– Назначение выборов Президента РФ (как в связи с исте­чением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения).

– Отрешение Президента РФ от должности. Окончательное решение об импичменте Президента отнесено к компетенции Со­вета Федерации ввиду того, что Президент не вправе распускать верхнюю палату Федерального Собрания.

– Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

– Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ. Указанные кадровые назначения. как уже отмечалось, осуществляются по представлению Президента РФ.

– Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вышеперечисленным вопросам Совет Федерации прини­мает постановления простым большинством голосов. Однако в ряде случае, предусмотренных Конституцией (решение об отре­шении Президента от должности, пересмотр положений Консти­туции), постановления принимаются в ином порядке (см. ст. 93. ч. 2; ст. 134-137 САМОСТОЯТЕЛЬНО!)

Государственная Дума на основании ст. 103 имеет следующие полномочия:

– Дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

– Решает вопрос о доверии Правительству РФ.

– Назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

– Назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

– Назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека. Этот институт (омбудсмена) рассматривает жалобы на наруше­ние конституционных прав, анализирует состояние дел в облас­ти прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры. Функционирует в соответствии с федеральным кон­ституционным законом.

– Объявляет амнистии – акты о полном или частичном освобождении от ответственности (как правило, уголовной) лиц, со­вершивших преступления.

– Выдвигает обвинение в адрес Президента для отрешения егоот должности. Нижней палате российского парламента пре­доставлено право лишь возбуждения вопроса (инициировать импичмент), вовлечения в процедуру Верховного Суда РФ, Кон­ституционного Суда РФ, а окончательное решение по данному обвинению принимает верхняя палата.

По перечисленным вопросам Государственная Дума прини­мает постановления большинством голосов. Конституцией пре­дусмотрен иной порядок принятия решений по некоторым во­просам. Так, постановление о пересмотре Конституции должно быть принято не менее, чем 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, что соз­дает возможность созыва Конституционного Собрания.

Вследствие наделения обеих палат парламента различными полномочиями Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь в следующих случаях для заслушивания:

посланий Президента РФ;

посланий Конституционного Суда РФ;

выступлений руководителей иностранных государств.

Это означает, что на заседаниях имеют право при­сутствовать представители средств массовой информации, раз­личных государственных органов и т.п. Однако в случаях, преду­смотренных регламентами палат, могут проводиться закрытые заседания.

Для обеспечения порядка организации Федерального Собра­ния депутаты каждой из палат избирают из своего состава Пред­седателя и его заместителей, но над ними нет никакого общего руководства.

Каждая из палат образует комитеты и комиссии, в которых осуществляется детальное обсуждение проблем, прорабатывают­ся законодательные акты по различной предметной (тематиче­ской) компетенции данных структурных подразделений палат.

Комитеты – постоянные структурные подразделения палат, создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности.

Комиссии создаются на постоянной или временной основе, их сравнительно узкая специализация, небольшой численный состав позволяют с необходимой глубиной и компетентностью курировать отдельные области государственной деятельности.

В настоящее время Совет Федерации состоит из 16 комитетов и 11 комиссий, Госу­дарственная Дума имеет 32 комитета и 5 комиссий.

Перечень комитетов и комиссий, их порядок создания, численность закреплены в Регламенте каждой из палат. Регламенты предусматривают важнейшие парламентские процедуры.

Понятие «парламентские процедуры» включает в себя порядок работы парламента (каждой из его палат), которая состоит из сессий, пленарных заседаний, заседаний комиссий, комитетов.