Местное самоуправление можно определить как. Что такое местное самоуправление

АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТЯИ

И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. Что же такое местное самоуправление и какие вопросы относятся к вопросам местного значения?

Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В круг вопросов местного значения (Приложение 1) входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования . Иными словами, круг дел, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни жителей. Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки , трещина в стене дома, горы мусора на улице - все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления. Обычно, перечень вопросов местного значения приводится в Уставе муниципального образования.

Полномочия органов местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно.

2. Что такое муниципальное

образование?

В состав Российской Федерации входят субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономные области и автономные округа.

Муниципальными образованиями являются - городское или сельское поселение , муниципальный район , городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. (Приложение 2,3)

Местное самоуправление осуществляется на территории как муниципальных районов и городских округов , так и отдельного поселения городского или сельского. Таким образом, вертикаль власти в России включает в себя три ступени: федеральную, субъекта РФ и местную. Однако надо учитывать, что на уровне федерации и субъекта РФ осуществляется власть государственная , а на уровне муниципального образования - местная . Обязательными атрибутами муниципального образования являются муниципальная собственность , местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

3. Что такое Устав муниципального образования? Где можно ознакомиться с текстом Устава?

Устав - это местная Конституция, важнейшее условие создания и функционирования муниципального образования. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. А принимает его Совет народных депутатов.

С Уставом муниципального образования можно ознакомиться в библиотеке, Совете народных депутатов. А ознакомиться с ним просто необходимо, если Вам небезразличны Ваши права и свободы.

4. Что такое органы местного самоуправления?

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения. Органами местного самоуправления являются глава администрации, Совет народных депутатов и администрация муниципального образования. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

5. Для чего дано право на местное самоуправление и как его можно реализовать?

В статье 3 Конституции РФ установлено, что единственным источником власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно, либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уровнях.

Если не вдаваться в юридические подробности, то предназначение Совета народных депутатов можно охарактеризовать таким образом: он реализует законодательную инициативу и принимает решения по важным для каждого жителя поселения вопросам местного значения. Решения Совета обязательны для исполнения на территории всего муниципального образования. Более того, Совет осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Именно Совет утверждает местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по ним.

7. Кто такой глава муниципального образования?

Уставом муниципального образования обязательно предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Компетенция глав муниципальных образований устанавливается уставами.

В уставах муниципальных образований записано, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, он возглавляет местную администрацию и осуществляет контроль за реализацией принятых Советом народных депутатов решений.

8. Какие вопросы решает глава местного самоуправления?

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Глава оказывает содействие Совету народных депутатов, предоставляет информационную помощь депутатам. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения Совета народных депутатов. Глава осуществляет разработку программ и планов развития муниципального образования, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями , предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.

Надо отметить, что должность главы муниципального образования - одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период реформы местного самоуправления необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

9. Можете ли Вы контролировать работу Совета народных депутатов и главы муниципального образования?

В соответствии с законодательством, органы местного самоуправления подотчетны населению муниципального образования. Население наделяется правом отозвать депутата или выразить недоверие главе образования. Эти процедуры регулируются законодательством Российской Федерации и Кемеровской области . В этих случаях полномочия депутата и главы прекращаются досрочно.

Конституция РФ говорит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (статья 32).

Принимая участие в муниципальных выборах , мы определяем, кто из кандидатов, на наш взгляд, способен представлять интересы населения (наши интересы) в выборных органах местного самоуправления наилучшим образом.

Муниципальные выборы, равно как и выборы на федеральном уровне, осуществляются на основе общих принципов избирательного права России. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.

Приложение 1

К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи , общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство , разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне , защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

25) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

Приложение 2

Основные термины и понятия:

· сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, деревень и других сельских населенных пунктов);

· муниципальный район - несколько поселений или поселений объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера;

· городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района;

· муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ;

· вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

· органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

· депутат - член совета народных депутатов поселения, муниципального района, городского округа;

· административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится Совет народных депутатов соответствующего муниципального образования.

Приложение 3

Количество муниципальных образований

в Кемеровской области (с 1.01.2006 г.)

Всего – 223

Городские округа – 16

Муниципальные районы – 18

Городские поселения – 22

Сельские поселения – 167

В каждом регионе России, в каждой области, городе, селе есть местное самоуправление. Это местная власть, неподотчетная государству, которая существует для улучшения жизни народа и им избирается. Органы местной власти разделены на исполнительно-организационные и представительные (законодательные).

Органы местного самоуправления есть в каждом регионе, области, городе, селе и т. д. Они не являются государственными, но также обладают властью и полномочиями. Можно сказать, что все вопросы управления определенной единицей страны ложатся на плечи местных властей. Конечно, органы местного самоуправления подчиняются всем государственным законам и Конституции.

Однако они имеют право по собственному усмотрению вводить законы конкретного региона.

Понятно, что местные депутаты или главы администраций стоят несравнимо ближе к народу, чем Госдума и президент. Благополучие жителей каждого населенного пункта зависит от местной власти. Поэтому так важно разбираться в устройстве системы местного самоуправления, знать, какие в ней существуют органы, чтобы иметь представление, куда обратиться.

Местные органы решают вопросы благоустройства городских территорий. Даже за асфальт во дворе дома ответственен муниципалитет, в то время как за состояние дома отвечает управляющая компания. Вопросов, которые граждане хотели бы задать местным управленцам, действительно бывает очень много.

Какими органами представлено местное самоуправление

В каждом муниципальном образовании местная власть обязательно включает следующие органы:

1) представительный орган (городская дума), состоящая из депутатов, которых выбирает народ;

2) глава муниципального образования (высшее должностное лицо, которого выбирает народ);

3) исполнительно-распорядительный орган (местная администрация), выполняет распоряжения главы администрации и государственной власти;

4) возможно наличие других местных органов, если об этом говорится в уставе муниципального образования.

Главы думы и администрации являются должностными лицами местного самоуправления. У них есть полномочия принимать решения о том, как будет организована деятельность каждого такого органа, управляющего муниципалитетом. Городская дума формируется из депутатов, за которых на выборах голосует местное население. Таким образом оно непосредственно решает, кому доверить благополучие своей жизни.

За что ответственен представительный орган (дума) власти

Самое, пожалуй, важное, что нужно знать об этом органе - его работа контролируется самим населением, перед населением он должен отчитываться о своей деятельности. Этим местная дума отличается от Государственной, которая подотчетна правительству России.

Городская дума занимается распределением местного бюджета, а также принимает решение о его размере. При этом дума должна руководствоваться тем соображением, что местный бюджет не может быть ниже минимального, установленного государством, но и при слишком завышенной планке суммы могут возникнуть трудности. Дума решает, какие будут муниципальные предприятия, сколько денег они будут брать за свои услуги. Полный перечень полномочий местного представительного органа в каждом конкретном муниципалитете будет свой.

Представительный орган управляет жизнью поселения, опираясь на местный устав. В каждом муниципальном образовании России есть свой устав, в котором прописаны основные законы и порядок местного самоуправления. В этот главный документ региона могут вноситься изменения, касающиеся даже самой структуры органов. Структура органов может быть изменена, если такое решение примет городская дума. Прописан в уставе и может изменяться и срок полномочий местных органов власти. Вступить в силу такое решение может только начиная с нового созыва муниципальной думы.

Что делает местная администрация

Местный исполнительно-распорядительный орган (администрация) формирует ее глава. Его задачей, в первую очередь, становится контроль за соблюдением в муниципальном образовании законов РФ и законов вышестоящих органов субъекта страны, к которому принадлежит (например, город должен подчиняться общим для области законом, утвержденным областными властями).

Председатель ответственен за качественное выполнение тех полномочий, которые в муниципалитет делегировало государство. Он организует работу администрации, ведет статистику подведомственного региона, встречается в приемные часы с населением и многое другое.

Примеры органов местного самоуправления

В разных городах РФ органы местного самоуправления, сохраняя в целом одинаковую структуру, подчас имеют разные названия. Поэтому местным жителям бывает затруднительно определить, что есть что. Попробуем разобраться на конкретных примерах некоторых городов. Возьмем, допустим, Нижний Новгород. Здесь местные власти решили не изобретать велосипед, поэтому представительный орган в древнерусском городе называется Городская дума, а исполнительно-распорядительный - Администрация Нижнего Новгорода.

В другом городе с древней историей, Ярославле, отличились большей оригинальностью. Представительный орган назвали Муниципалитет. То есть горожанин, пытаясь найти городскую думу, может не догадаться, что ярославские депутаты заседают в Муниципалитете. Вообще же это слово является синонимом определения «муниципальное образование».

Принципы местного самоуправления

Если местное самоуправление так самостоятельно, имеет свой устав, который способно подвергать изменениям, то что составляет общие и единые начала для самоуправления во всей стране? Оказывается, наличие общих принципов.

Принципы эти закреплены в Конституции и являются базисом для местного самоуправления. Принципы организации местного самоуправления подробно рассматриваются нами в отдельной статье.

Местное самоуправление — это гарантируемая конституцией организация и деятельность граждан по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления - структура и полномочия

Понятие основ местного самоуправления.

Основы местного самоуправления — это совокупность экономических, социальных и правовых условий для деятельности местного самоуправления и реализации права граждан в сфере решения вопросов местного значения.

Экономические основы местного самоуправления — это совокупность норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, в сфере финансового и бюджетного планирования в деятельности по решению вопросов местного значения.

Социальные основы местного самоуправления — это совокупность норм права, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения населения муниципальных образований.

общепризнанные принципы и нормы международного права

— международные договоры Российской Федерации

— Конституция РФ

— федеральные конституционные законы

— федеральные законы

— подзаконные нормативные правовые акты

— конституции (уставы) субъектов РФ

— законы субъектов РФ

— уставы муниципальных образований

— решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан

Организационная основа местного самоуправления — это совокупность норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, в сфере реализации прав граждан на местное самоуправление.

3. Правовые основы местного самоуправления.

Правовые основы местного самоуправления — это совокупность норм права, осуществляющих юридическую регламентацию вопросом местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

— Общепризнанные принципы и нормы международного права

Часть 4 статьи 15 Конституции РФ закрепляет то, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

— Международные договоры Российской Федерации

К международным договорам Российской Федерации в сфере местного самоуправления можно отнести Европейскую хартию местного самоуправления, Декларацию о принципах местного самоуправления.

— Конституция РФ

Регулированию вопросов местного самоуправления посвящены нормы права, описанные в таких статьях, как 3,8,9,12,15,18,24,32-33,40-41,43,46,72,130-133.

— Федеральные конституционные законы

— Федеральные законы

Наиболее обширным документом, регулирующим вопросы в сфере местного самоуправления, является ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Также необходимо отметить ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и многие другие.

— Подзаконные нормативные правовые акты

Прежде всего, это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

— Конституции (уставы) субъектов РФ

— Законы субъектов РФ

— Уставы муниципальных образований

— Решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан

Твои права, избирательница

I. Что такое местное самоуправление и как мы, граждане Российской Федерации, можем осуществлять свое право на местное самоуправление

1. Что же такое местное самоуправление и какие вопросы относятся к вопросам местного значения?

Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В круг вопросов местного значения входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Иными словами, круг дел, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни жителей.

Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки, трещина в стене дома, горы мусора на улице — все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления. Обычно, перечень вопросов местного значения приводится в Уставе муниципального образования.

Полномочия местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно без оглядки на губернатора (главы субъекта РФ).

2. Что такое муниципальное образование?

В состав Российской Федерации входят субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа. Местное самоуправление осуществляется на территории отдельного поселения городского, сельского несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселения. Таким образом, вертикаль власти в России включает в себя три ступени: федеральную, субъекта РФ и местную.

Органы местного самоуправления Понятие и структура органов местного самоуправления

Однако надо учитывать, что на уровне федерации и субъекта РФ осуществляется власть государственная , а на уровне муниципального образования — местная . Здесь есть принципиальное различие. Обязательным атрибутами муниципального образования являются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

3. Что такое Устав муниципального образования? Где можно ознакомиться с текстом Устава?

Устав — это местная Конституция, важнейшее условие создания и функционирования муниципального образования. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. А принимают его представительные органы местного самоуправления или население непосредственно.

С Уставом муниципального образования можно ознакомиться в любой городской или районной библиотеке, представительном органе местного самоуправления (Городском Совете, районном Совете). А ознакомиться с ним просто необходимо, если Вам небезразличны Ваши права и свободы.

4. Что такое органы местного самоуправления?

Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения (см. п. 1) Они не входят в систему органов государственной власти.

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Так, в городе Пионерском представительный орган местного самоуправления — городской Совет, возглавляемый главой местного самоуправления (мэром) и состоящий из 9 депутатов, в муниципальном образовании «Гурьевский район» — районный Совет депутатов, в который входит 19 депутатов.

5. Для чего дано право на местное самоуправление и как его можно реализовать?

Конституцией РФ в статьей 3 установлено, что единственным источников власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно, либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уровнях.

В законодательстве Российской Федерации выделяются два способа реализации права граждан на местное самоуправление.

Первый — охватывает формы прямого волеизъявления, к которым относятся:

    — участие в выборах органов местного самоуправления и должностных лиц — главы администрации, мэра;

    — участие граждан в местных референдумах;

    — участие граждан в собраниях (сходах) граждан;

    — обращение граждан в органы местного самоуправления;

    — самоорганизация граждан путем использования форм территориального общественного самоуправления;

    — иные формы, предусмотренные законами Калининградской области (народная правотворческая инициатива, митинги, опросы граждан и др.).

Второй способ реализации права граждан на местное самоуправление — это опосредованное участие — через выборные и иные органы местного самоуправления. Эти органы обязаны учитывать общественное мнение, обобщать предложения и жалобы граждан, давать ответы на обращения граждан, проводить встречи с общественностью, выступать с отчетами. Если органы местного самоуправления игнорируют эти обязанности, то может быть поставлен вопрос об утрате доверия депутатам, главе администрации (мэру), об отзыве, об административной, дисциплинарной ответственности.

6. Зачем нужны представительные органы местного самоуправления, и что они делают?

Если не вдаваться в юридические подробности, то предназначение представительного органа можно охарактеризовать таким образом: он реализует законодательную инициативу и принимает решения по важным для каждого жителя поселения вопросам местного значения. Решения этого органа обязательны для исполнения на территории всего муниципального образования. Более того, представительный орган осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Именно представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по ним.

7. Кто такой глава муниципального образования?

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

В Калининградской области в каждом из 22 муниципальных образований такая должность установлена. Наименование и компетенция глав муниципальных образований устанавливаются уставами.

Так, в городе Пионерском, это -глава местного самоуправления — мэр; в Гурьевском районе — глава района. В уставах этих муниципальных образований записано, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, он возглавляет местный исполнительный орган и осуществляет контроль за реализацией принятых представительным органом решений.

8. Какие вопросы решает глава местного самоуправления?

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Глава оказывает содействие представительному органу, предоставляет информационную помощь депутатам местного представительного органа. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения представительного органа. Глава осуществляет разработку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.

Глава местного самоуправления города Пионерского осуществляет полномочия городского Совета в случае досрочного прекращения деятельности Совета до первого заседания вновь избранного городского Совета.

Глава местного самоуправления города Пионерского имеет право отлагательного вето на решения городского Совета в течение 15 дней с момента принятия решения. Вето может быть преодолено 2/3 голосов избранного состава депутатов городского Совета.

Глава Гурьевского района согласно Уставу обладает широкими полномочиями по отношению к районному Совету депутатов.

Надо отметить, что должность главы муниципального образования — одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период реформы местного самоуправления необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

9. Можете ли Вы контролировать работу представительного и исполнительного органов местного самоуправления?

В соответствии с законодательством, органы местного самоуправления подотчетны населению муниципального образования. Население наделяется правом отозвать депутата представительного органа или выразить недоверие главе образования. Эти процедуры регулируются законами Калининградской области об отзыве депутатов представительного органа и главы муниципального образования. В этих случаях полномочия депутата и главы прекращаются досрочно.

Вы не вошли.Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Активные темыТемы без ответов

Страницы1

1Тема от VincentTen2017-03-12 11:43:57

Я слышал что слово ОМСК расшифровывается как — Отдаленное Место Ссылки Каторжников. Это правда?

2Ответ от admin2017-03-12 14:14:17

Наш город получил свое название по имени реки Омь, в устье которой в 1716 году была заложена крепость, ставшая в последствии городом Омском.
Подобные "расшифровки" названия города — это местечковый фольклор, легенда, основанная на том что в Омск в XIX веке ссылались уголовные и политические преступники, также была каторга.

3Ответ от ДАС2017-03-18 14:20:43

  • Откуда: Омск, ул. Дианова

4Ответ от StepanTop2017-03-24 12:09:41

admin пишет:

— это местечковый фольклор

Вы правильно заметили что это фольклор.

Местное самоуправление

Придумывают много что, но не все становится так распространено и популярно в народе.
Я считаю что это уже типичная поговорка отражающая какое-то явление жизни, в данном случае — каторжные условия жизни в городе Омск.

5Ответ от Кот Матроскин2017-03-27 12:35:53

  • Откуда: Омск, улица Маяковского

Ещё вот такие есть варианты расшифровки:

6Ответ от Jeffreygen2017-09-10 10:30:50

ОМСК - город на реке Омь, а Омь, в свою очередь - это трансцендентальная мантра «Ом».

7Ответ от alla2017-10-09 16:51:11

Город назван в честь немецкого учёного Ома, Георга Симона.

Сообщений 7

Страницы1

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

© 2011 — «Погода в Омске» | Наша электронная почта (E-mail): ur.ksmoadogopliam
Все права на контент, опубликованные на сайте PogodaOmsk.ru, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При полном либо частичном использовании материалов прямая гиперссылка на страницу, с которой заимствован материал обязательна.

Внутренняя политика в РФ реализуется на двух уровнях. Ее осуществляют органы государственного и местного самоуправления. На втором уровне формируются исполнительные структуры муниципального значения. Государственное и местное самоуправление отличаются кругом полномочий, сферами их распространения. Муниципалитеты формируют самостоятельное направление реализации внутренней политики РФ. Они независимы от федеральных структур и неподотчетны им. Рассмотрим далее общие принципы организации местного самоуправления.

Основные сведения

Местная власть и самоуправление выступают в качестве одной из форм выражения волеизъявления населения страны. Оно реализуется на уровне МО - в сельских и городских поселениях, городах или их отдельных районах. Местное самоуправление решает вопросы, касающиеся жизни МО. Причем ключевую роль в этом играют граждане, проживающие в пределах конкретного муниципалитета. Волеизъявление населения выражается на выборах, референдумах, собраниях, и пр.

Какие вопросы решает местное самоуправление?

Конституцией, федеральными, региональными законами, а также Уставами МО определен круг проблем, отнесенных к ведению территориальных структур. Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, следует в первую очередь отметить, что в функции административно-территориальных единиц входят распоряжение, владение и пользование их собственностью. Соответственно, в полномочия территориальных структур входит реализация мероприятий по содержанию и эксплуатации нежилого и жилищного фондов. Они определяют перечень объектов, отнесенных к той или другой категории, категории граждан, которые могут получить их в аренду, пользование или собственность. Муниципальные устанавливают порядок предоставления объектов, а также правила их эксплуатации. При этом нормативные предписания должны соответствовать федеральным законам. В качестве ключевых объектов собственности выступают земля, жилые здания, образовательные, культурные учреждения, предприятия здравоохранения, торговли, промышленности и бытового обслуживания.

Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, необходимо отметить важнейшую обслуживающую функцию уполномоченных структур. В их обязанности входит обеспечение надлежащего состояния коммуникационных сетей. В частности, речь об электро-, газо-, водо-, теплоснабжении, водоотведении и канализации. Кроме этого, в задачи структур входят дорожное строительство и содержание трасс, связывающих разные населенные пункты в границах конкретного МО. Нельзя не упомянуть и о том, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере благоустройства территории. В задачи структур входят озеленение улиц, содержание садово-паркового хозяйства.

Финансовый контроль

Далеко не многие знают, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере бюджетного обеспечения. Между тем для надлежащей реализации своих полномочий каждое МО должно иметь на это необходимые средства. В качестве источников доходов выступают:

  1. Сборы и налоги, штрафы, часть государственных отчислений, предусмотренных в ФЗ и Уставе.
  2. Поступления от приватизации либо сдачи в аренду имущества.
  3. Отчисления с прибыли промышленных, обслуживающих, торговых и прочих предприятий.
  4. Дотации.

Общая организация местного самоуправления

Структура системы определена в законодательстве формально. В соответствии с ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации состоит из выборных (избираемых непосредственно гражданами) либо образуемых представительным институтом МО структур. Они наделяются собственными полномочиями. Эти территориальные структуры не входят в систему государственных органов. Для них определяется конкретный перечень направлений работы. Местное самоуправление реализуется на территории всей страны. Границы МО изменяются и устанавливаются по законодательству субъектов РФ.

Виды территориальных структур

Выше мы рассмотрели, какие вопросы решает местное самоуправление в целом. Однако в его структуре образуются службы, учреждения и предприятия, которые наделяются полномочиями в конкретных сферах. Органы территориального самоуправления представляют собой уполномоченные институты МО, образованные для реализации административных функций в пределах его границ в целях развития экономики, социально-культурной сферы, обеспечения интересов населения. Среди основных структур следует выделить:


Обязательным считается наличие выборных структур и администрации. Последняя выступает в качестве исполнительно-распорядительного института. Правила создания, круг и срок полномочий, подконтрольность и подотчетность местных органов определяются в Уставе МО. Наименования территориальной администрации и ее главы, представительной структуры устанавливаются региональным законодательством. При этом учитываются культурно-исторические традиции населенного пункта.

Представительная структура

Местное самоуправление включает в себя выборный институт, наделенный правом представлять интересы граждан и принимать от их имени постановления и прочие нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию МО. Представительная структура включает в себя депутатов. Они выбираются гражданами, проживающими на территории МО по принципу всеобщего, прямого, равного, тайного голосования. Структура считается сформированной при избрании не меньше 2/3 от установленного в Уставе общего числа депутатов.

Направления деятельности

В лице представительных структур местное самоуправление решает проблемы, касающиеся:

  1. Принятия Устава МО, внесения в него дополнений/изменений.
  2. Утверждения бюджета и отчетности по его исполнению.
  3. Установления, изменения и отмены сборов и налогов на территории МО.
  4. Принятия программ и планов развития населенного пункта, утверждения отчетов по их реализации.
  5. Определения порядка распоряжения и управления имуществом, составляющим собственность МО.
  6. Контроля реализации территориальными структурами и их должностными лицами своих полномочий.
  7. Порядка принятия решений, связанных с созданием, ликвидацией учреждений и предприятий МО, а также установления тарифов на их услуги.
  8. Определения правил материально-технического обеспечения работы уполномоченных структур.
  9. Участия МО в организациях межмуниципального взаимодействия.

Прочие полномочия представительных структур устанавливаются ФЗ, а также региональными законами и Уставами.

Глава МО

Это высшее муниципалитета. Глава МО наделяется полномочиями Уставом и является подконтрольным населению и представительной структуре. К его ведению относятся проблемы территориального значения, утверждение приказов о назначении служащих в администрацию. В законодательстве предусматривается порядок досрочного прекращения полномочий главы в случае отставки по личному желанию, отзыва избирателями и в ряде иных ситуаций.

Администрация

Местное самоуправление в Российской Федерации может осуществлять отдельные гос. полномочия. Они определяются ФЗ и региональными нормативными актами. Эти полномочия передаются в первую очередь администрации МО. В качестве руководителя может выступать непосредственный глава муниципалитета либо лицо, назначаемое на эту должность по контракту. Он, в свою очередь, заключается по результатам конкурса. Срок полномочий руководителя определяется в Уставе. утверждается представительным территориальным органом. В нее могут входить функциональные (отраслевые) и прочие отделы.

Права территориальных структур

Вопросы, решаемые органами местного самоуправления, зачастую не терпят отлагательств. В этой связи у уполномоченных структур должны быть соответствующие полномочия, позволяющие устранить те или иные проблемы в кратчайшие сроки. Российское местное самоуправление наделяется рядом прав, которые передаются:


В качестве важнейшего направления реализации функций выступает издание обязательных для исполнения нормативных актов. К ним, в частности, относят постановления и решения, содержащие правила поведения граждан и должностных лиц на территории МО. За невыполнение либо нарушение предписаний предусматривается ответственность.

Особенности распоряжения собственностью

В полномочия местного самоуправления входят:

  1. Управление казной МО - единым нераспределенным денежным фондом.
  2. Определение порядка пользования лесов, водных объектов и земельных участков.
  3. Контроль деятельности муниципальных предприятий.

Уполномоченные структуры вправе:


Дополнительно

Правовая основа функционирования местных органов устанавливается Конституцией в ст. 130-133 и 12, ФЗ, региональном законодательстве. В Уставах МО могут предусматриваться различные должности, в том числе главы администрации и представительных структур. Руководитель муниципалитета может избираться населением, проживающим непосредственно на его территории. Глава МО может также выдвигаться представительным органом из состава своих членов. Избранный населением руководитель вправе председательствовать на заседаниях законодательной структуры, если это предусматривается в Уставе. Продолжительность полномочий главы и выборных лиц представительного органа не может составлять менее двух лет.

Ответственность

Территориальные структуры подконтрольны в первую очередь населению. Они также несут ответственность перед государством в порядке, установленном в законодательстве. Она наступает по решению соответствующей судебной инстанции при нарушении уполномоченной структурой положений Конституции, ФЗ, региональных нормативных актов или Устава МО. Должностные лица привлекаются к ответственности и в случае неисполнения ими либо ненадлежащего исполнения отдельных гос. полномочий. Глава региона вправе издать нормативный акт о снятии с поста главы МО в порядке, определенном законодательством. Это допускается при выявлении нарушений в работе должностного лица по результатам проверки. Период, в который он утверждается, не может быть меньше 1 мес. с даты вступления в действие последнего судебного решения, выступающего в качестве основания для его принятия. Надзор за исполнением положений Конституции и законодательных актов территориальными структурами и их служащими осуществляется прокуратурой и прочими уполномоченными федеральными органами. В нормах предусматривается возможность обжалования действий/бездействий, постановлений и иных юридических документов, изданных территориальными структурами.

Заключение

Местное самоуправление выступает в качестве связующего звена между населением и государством. Ключевой задачей территориальных структур выступает обеспечение благоприятных условий для населения, проживающего на территории МО. Для ее реализации местные органы наделяются соответствующими полномочиями. Вместе с этим территориальные структуры несут ответственность в первую очередь перед гражданами.

Местное самоуправление

Местное (муниципальное) самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: « Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Статья 12: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьями 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

Через референдумы, выборы, собрания и сходы;

Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

Основные направления муниципальной деятельности характеризуются функциями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправления (под полномочиями мы будем понимать правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции:

обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131)

управление муниципальной собственностью (ст. 132)

обеспечение развития соответствующей территории

охрана общественного порядка (ст.132)

защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133)

обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

К принципам местного самоуправления относятся следующие основополагающие принципы:

самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения

организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством

многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления

соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Органы местного самоуправления

Анализ статей 3,12, а также главы 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти. Правда, они могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. И в этом качестве представляют собой государственно-властные органы, деятельность которых по реализации им полномочий подконтрольна государству. К органам местного самоуправления относятся:

Представительные органы самоуправления;

Собрания, сходы граждан (в основном в небольших населенных пунктах);

Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, и т.д.);

Местная администрация, подконтрольная главе местного самоуправления.

Основы деятельности местного самоуправления

Территориальная основа местного самоуправления - это городские и сельские поселения. Однако, оно осуществляется и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (район, сельский округ, и т.д.)

Деятельности органов местного самоуправления основана на действующей Конституции и на правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных представительских органов.

Экономическая основа местного самоуправления - муниципальная собственность, к ней относятся жилищный фонд, нежилой фонд, бюджетные и внебюджетные средства, и т.д. Органы местного самоуправления имеют свою экономическую и финансовую базу, формируют бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Полномочия местного самоуправления

Полномочия местного самоуправления, которые реализуются населением непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления, включают: собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, переданные им государством.

Глава местного самоуправления непосредственно или через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и т.д. Издает постановления и распоряжения в пределах своих полномочий.

Представительный орган местного самоуправления утверждает бюджет, устанавливает налоги и сборы, утверждает программы развития и т.д. Также осуществляют контроль за деятельностью главы администрации.

Органы местного самоуправления организуют исполнение законов РФ, указов Президента, правовых актов субъектов РФ, на территории которых они находятся.

Гарантии правомочий местного самоуправления

Гарантии правомочий служат для того, чтобы обеспечить правовыми средствами самостоятельность органов местного самоуправления в решении местных вопросов и обеспечить условия для наиболее полной реализации прав местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, и устанавливает следующие положения:

органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти

изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения

структура органов местного самоуправления определяется население самостоятельно

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации Конституция РФ (ст. 133) гарантирует:

судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления

компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти

гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ

ряд важных гарантий содержит указ Президента РФ «О гарантиях местного самоуправления в РФ». В нем в частности, установлено, что решения органов самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.

Местное самоуправление в городе Москве

Рассмотрим пример организации местного самоуправления в городе Москве. Москва как субъект РФ имеет систему органов государственной власти, определяет самостоятельно в соответствии основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами. В связи с этим органы местного самоуправления обязаны в своих действиях руководствоваться законами города Москвы, регулирующими их действие на территории города. Данные законы принимаются на основании действующей Конституции, что записано в статье 5 Устава города Москвы: «Жители Москвы в своей совокупности образуют городское сообщество и осуществляют самоуправление на основе статей 3,12,32,130-133 Конституции РФ», а также на основании закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г.

Основные положения местного самоуправления заложены в законе о «Территориальном общественном самоуправлении в г. Москве» от 10 июля 1996 г. Он определяет права граждан на самоорганизацию, порядок организации и действия органов местного самоуправления, полномочия, права и обязанности.

Принципы организации территориальных общин

Территориальное самоуправление в г. Москве - самоорганизация граждан для самостоятельного осуществления инициатив местного значения. Любой житель достигших 18-летнего возраста может принимать участие или быть организатором органов местного самоуправления. Закон дает также определение территориальной общины как добровольной, самоуправляемой, некоммерческая организация, созданной по инициативе жителей микрорайона, улицы, дома и т.д. Высшим руководящим органом общины является собрание или конференция, которые избирают подотчетные органы - комитет (совет) и контрольную комиссию, для организации и непосредственного осуществления функций. К полномочиям территориальной общины законом отнесены следующие функции: защита прав и интересов граждан, организация акций милосердия и благотворительных акций, контроль над муниципальной собственностью, содействие органам правопорядка, контроль над соблюдением прав потребителей, работа с детьми и подростками, содействие в решении жилищных проблем, а также другие вопросы, переданные общине органами власти. Для регистрации общины необходимо представить: карту границ, документ об утверждении границ районным Собрание, список участников собрания (схода), протокол выдвижения делегатов конференции. С момента регистрации община приобретает гражданские права и принимает обязанности как юридическое лицо. Взаимодействие с органами власти осуществляется на основании договоров и соглашений, органы власти района содействуют созданию и деятельности общин на своей территории, осуществляют контроль. В случаи возникновения разногласий между органами власти и общиной рассматривает районное Собрание.

Органы и средства общины

Собрание (сход) или конференция является высшим органом и созывает комитетом (советом) или районной Управой не реже одного раза в год. В ее ведение находятся следующие вопросы: организация общины, изменение границ, устава, избрание органов общины, утверждение программы деятельности общины.

Комитет является руководящим органом общины и после ее регистрации действует в качестве юридического лица от имени общины в соответствие с уставом. В его полномочиях находятся: заключение договоров с органами власти и другими организациями, принятие участия с правом совещательного голоса в заседаниях районного Собрания и администрации района, распоряжение финансовыми средствами, пользование собственностью, реализация других полномочий.

Контрольная комиссия является контрольным органом общины и создается для проверки и контроля финансовой деятельности комитета, подотчетна только собранию или конференции, может привлекать аудиторские организации, также на нее могут быть возложены функции по контролю над выполнением устава.

Финансовые средства общины состоят из средств бюджетного финансирования из фондов районной Управы, города и т.п., собственных средств полуученых от дохода по оказанию услуг населению, по акциям, от взносов и пожертвований. Контроль над поступлением и расходование финансовых средств осуществляет контрольная комиссия.

В собственности общины могут находиться кооперативные средства населения, жилые, нежилые, иные построенные сооружения, другое имущество, переданное городом на основе правовых актов. Управление собственностью общины осуществляет комитет. Он также имеет право на договорной основе осуществлять управление собственность города и других юридических лиц.

Органы общины несут ответственность перед жителями соответствующие территории, основания и вид ответственности определяется уставом общины. Ответственность наступает в случае нарушения законов, уставов общины, утраты доверия со стороны жителей. С другой стороны жители соответствующей территории ни в целом, ни индивидуально не отвечают за действия комитета (совета). Деятельность общины прекращается решением собрания, конференции или решением суда. С иском в суд могут обращаться Управа, префект, Дума, Мэр, органы юстиции и прокуратура. Имущество и финансовые средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, передаются районной Управе для использования в интересах жителей.

Таки образом территориальная община является важным элементом управления в демократическом государстве, способствующая более полному выражению прав и свобод граждан, участия их в управление государства. В реферате были рассмотрены основные понятия и принципы организации местного самоуправления заложенье в Конституции РФ, а также на примере конкретного субъекта РФ, местные законы, регулирующие действие территориального самоуправления.

Литература

    Конституция РФ

    Основы государства и права; под ред. О.Е. Кутафина, М., Юрист, 1994

    Законы города Москвы (1994-1996), М, 1997

Как указывается в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Мест­ное самоуправление - это самостоятельная форма реализации народом сво­ей власти. Его органы не являются структурным подразделением государственного механизма управления (ст. 12 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления неразрывно связаны с государственными органами, и в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, могут наде­ляться отдельными государственными полномочиями, т. е. участвовать в осуществлении государственных функций. Реализация переданных полномо­чий подконтрольна государству.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» систему органов местного самоуправления образует совокупность негосударственных образований, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления.

Итак,органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

К органам местного самоуправления в Российской Федерации относят­ся:

1. Представительные органы местного самоуправления (которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т. п.). Они избираютсягражданами соответствующей территории.

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы насе­ления и принимать от его имени решения, действующие на территории му­ниципального образования.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального образования обладает правом юридического лица.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

В качестве санкции за принятие неконституционных решений предусматривается роспуск представительного органа муниципального образования, т. е. принудительное досрочное прекращение его полномочий. Основанием роспуска является неисполнение представительным органом муниципального образования решения суда об отмене принятого им нормативного правового акта, признанного судом противоречащим (полностью или отдельными положениями) Конституции РФ, федеральным законам, уставу муниципального образования.



Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу регионального закона о его роспуске. Однако этот закон о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня его подачи. Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены в случае:

Принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определённом уставом муниципального образования;

Вступления в силу решения соответственно Верховного Суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, с том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

Преобразования муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечёт досрочное прекращение полномочий его депутатов.

2. Главы муниципальных образований, иные выборные должностные ли­ца местного самоуправления.

Глава муниципального образования – это высшее должностное лицо муниципального образования, наделённое уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее 2 и более 5 лет.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

Либо избирается на муниципальных выборах представительным органом муниципального образования из своего состава, либо, в случае избрания на муниципальных выборах, входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

В случае формирования представительного органа муниципального района исполняет полномочия его председателя;

Не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

Глава муниципального образования не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, депутатом законодательных органов государственной власти субъектов РФ, занимать иные государственные должности и муниципальные должности. Он не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчётен населению и представительному органу муниципального образования. Свои полномочия осуществляет на постоянной основе.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

Его смерти;

Отставки по собственному желанию;

Отрешения от должности.

3.Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

Их структура и порядок образования предусматривается в уставе му­ниципального образования. К ним можно отнестиисполнительные органы местного самоуправления - местные администрации, которые образуются во всех муниципальных образованиях. Местная администрация состоит из гла­вы администрации, иных должностных лиц администрации, структурных под­разделений администрации.

Общие принципы организации муниципальной службы и основы правово­го положения муниципальных служащих в Российской Федерации устанавли­вает Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»1.

Исполнительные органы муниципального образования осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в целях организации выполнения законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечения законных прав и интересов всего населения в границах муниципального образования.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В неё могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации может быть:

Глава муниципального образования;

Лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Условия контракта для главы местной администрации утверждаются представительным органом в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта РФ в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и региональными законами.

Контрольный орган муниципального образования – новый орган в системе местного самоуправления, который создаётся на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ». В соответствии с уставом муниципальное образование вправе самостоятельно избрать название, а также одну из моделей создания и организации деятельности своего контрольного органа. Законодательством предусматриваются следующие варианты:

Контрольный орган реализует финансово-контрольную функцию представительного органа местно самоуправления и подотчётен ему;

Контрольный орган реализует финансово-контрольную функцию администрации муниципального образования и ей подотчётен;

Контрольный орган является самостоятельным органом местного самоуправления, не находящимся в подчинении ни у одного из муниципальных органов.

Контрольный орган может быть сформирован на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования1.

Значимая роль в системе местного самоуправления отводится органам территориального общественного самоуправления, которые образуются на­селением, проживающим в районе и городе (советы, комитеты микрорайо­нов, жилищных комплексов).

В настоящее время в Российской Федерации происходит реформирование организационной структуры местного самоуправления.