Императивное регулирование. Методы и способы правового регулирования

Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Методы правового регулирования

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    1. установление границ регулируемых отношений , что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    2. издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    3. наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью , позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    4. определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Правовой метод - известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

В юридической науке выделяют два основных метода правового регулирования. К ним относятся:

    • императивный (административно-правовой) метод - базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном и уголовном праве). Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.
    • диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования - построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера. Основывается на равенстве сторон правоотношения . В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

Методы правового регулирования по Н.И. Матузову

Помимо указанных выше (универсальных) методов Матузов выделяет:

    1. дозволение, обязывание и запрет , свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло (по-моему, это способы императивного метода).
    2. метод субординации и властного приказа (адиминстративное право), позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих - характерные черты указанного метода.
    3. метод поощрения свойственен в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д.
    4. метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.
    5. метод рекомендаций , обусловленный тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы - не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод свободного волеизъявления), под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленной на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д. (Т.В. Кашанина).

Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

    1. дозволение,
    2. обязывание и
    3. запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его. Например, обязанность уплатить стоимость вещи по эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого , эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Тип правового регулирования - те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования:

    • общедозволительный и
    • разрешительный.

Диспозитивный метод является одним из способов юридической координации общественных отношений, имеющих место в различных правовых областях. Где чаще всего применяется этот прием, какое происхождение имеет его название, в чем его специфика? Поищем ответы на все возникающие вопросы.

Научные положения

Учение о методах права возникло после широкой дискуссии о системе права. Ученые выдвинули теорию о нецелесообразности использования в качестве основания для классификации отраслей и элементов права лишь предмет. Было установлено, что существует несколько особенностей юридического состояния. Наиболее распространенные из них – субъективная автономия и гетерономия. Первая указывает на свободу и равенство субъектов, вторая же – на властно-подчиненные отношения. Впоследствии два этих состояния были именованы в диспозитивный метод и императивный. С развитием правовой науки расширялось и представление об этом юридическом элементе. Так, Л.С. Явич считал методы сложными категориями и выделял в них ряд компонентов.

Первый из них – это порядок установления субъективных правомочий и обязанностей. Второй – это взаимоотношения между субъектами. Третий – степень определенности предоставленных прав, а также свободы действий в правоотношениях. Четвертый – наличие или отсутствие конкретных связей между правами и обязанностями, и, наконец, пятый – гарантии их обеспечения. С.С. Алексеев, в свою очередь, полагал, что структура методов – сложная конструкция. В нее входят такие элементы, как общее правовое положение субъектов, связи между ними и основания их возникновения, изменения и прекращения, а также санкции юридической нормы.

Происхождение понятия

Термин «диспозитивность» в качестве своего источника использует позднелатинское dispositi vus, в дословном переводе означающее «усматривающий, распоряжающийся». Буквальное значение этого слова – «допускающий выбор». Диспозитивный метод правового регулирования в юридической литературе имеет множество определений. Так, Большая советская энциклопедия трактует это понятие как возможность распоряжаться процессуальными правомочиями при защите. Наиболее распространено определение метода как способа воздействия на существующие общественные связи. Толкованием этого понятия занимаются преимущественно юристы, изучающие гражданское право.

Классификация приемов координации

В качестве основных способов регулирования, возникающих и существующих в социуме общественных отношений, чаще всего рассматривают императивный и диспозитивный. Метод права необходимо изучать для установления характера тех или иных нормативных предписаний, определения меры свободы в поведении субъектов, важности тех или иных связей для государства и общества в целом.

Рассмотрим, что представляет собой императивный и диспозитивный метод. В наиболее общем смысле первый представляет собой властное воздействие и строгую субординацию всех участников отношений. Можно сказать, что субъекты имеют право на совершение только разрешенных им действий. Здесь имеет место неравенство участников. Диспозитивный метод права, в свою очередь, характеризуется присущим ему свойством децентрализации управления. Иными словами, участникам дается возможность самостоятельно решать, каким образом себя вести в правовых рамках.

Правовые основы

Диспозитивный метод базируется на положениях, закрепленных в некоторых нормативных актах. Так, постулаты, изложенные в главе 2 Конституции РФ, наделяют субъектов гражданских отношений правовой свободой, лишь частично ее ограничивая определенными рамками. Диспозитивный метод также отображается и в нормах Гражданского кодекса. Границы юридической свободы определяются также земельным, семейным, налоговым, уголовным правом.

Рамки возможностей

Следует учитывать и принимать во внимание тот факт, что понятие диспозитивности является исключительно правовым. Важно в условиях свободы не допустить произвола. Поэтому, несмотря на то что диспозитивный метод правового регулирования характеризуется, прежде всего, простором выбора, субъекты правоотношений вольны совершать лишь правомерные поступки. Несоблюдение этого критерия может быть охарактеризовано как явление, противоположное диспозитивности, как нарушение права.

Юридическая свобода

Этот термин часто применяется в определениях понятия диспозитивности. Что же представляет собой юридическая свобода? Выражается она в возможностях, которыми могут пользоваться участники отношений. Во-первых, это приобретение либо субъективного правомочия, либо обязанности, а также отказ от этого. Во-вторых, это волевое определение структуры своего личного права как самостоятельное, так и совместное с другой стороной правоотношения. В-третьих, это его осуществление. Право может быть реализовано не только лишь непосредственным его применением, но и отказом от него либо путем передачи его другим лицам. В-четвертых, юридическая свобода подразумевает и гарантию прав, возможность использовать все разрешенные законом способы их защиты. И, наконец, пятой возможностью является выбор ответственности в отношении правонарушителя.

Отражение в законодательстве

Диспозитивные нормы легко найти в любом из актов государства. Как правило, в них содержится конструкция «если в договоре не предусмотрено иное». Это значит, что в подобных нормах закреплено определенное общепринятое правило поведения, которое подлежит применению лишь тогда, когда стороны отношений не договорились поступать иначе.

Определение

На вопрос о том, что такое диспозитивный метод, нет однозначного ответа. К примеру, С.С. Алексеев пишет, что источником правовой энергии при подобном регулировании выступают правомерные и, главное, самостоятельные действия субъектов, а не властная воля государства. Р.З. Лившиц описывает диспозитивный метод как стремление законодателя урегулировать только базовые линии поведения, отказ от детальной и доскональной регламентации. В.И. Гойман и Т.Н. Радько пишут, что данный способ координации базируется на учете инициативы и самостоятельности участников.

Диспозитивность в гражданском праве

Рассматриваемый метод регулирования является базовым, родовым для этой отрасли права. Диспозитивность отражает всю гражданско-правовую специфику. В подобного рода правоотношениях действуют такие принципы, как равенство их субъектов, их самостоятельность. В силу своей значимости для гражданско-правового регулирования диспозитивность зачастую относят к основным принципам, на которых базируется эта отрасль права. Это обусловлено тем, что свобода пронизывает различные стадии механизма координации гражданских отношений (к примеру, вопросы правосубъектности, юридических фактов), а также проявляется и в их содержании (в правомочиях и обязанностях, в защите нарушенных прав). Ранее диспозитивность традиционно считалась понятием лишь цивильного права. И лишь впоследствии стало очевидным, что это явление не замыкается рамками лишь одной юридической отрасли и имеет междисциплинарный характер.

Государственное право

Рассматриваемый способ правового регулирования использует не только гражданское право. Применяется он и во властных отношениях. Так, диспозитивный метод конституционного права воздействует на соответствующие отношения с помощью установления принципов равенства и автономии участников, обязанности невмешательства в компетенцию субъектов федерации, равно как и отдельных государственных органов. Помимо этого, в Конституции находят отражения правомочия и обязанности граждан, в том числе и права на свободу гражданских отношений. И даже в административном праве используется диспозитивный метод. Пример – регулирование отношений между иерархически равными, неподчиненными субъектами - органами государственной власти. Диспозитивность можно отыскать и в налоговом праве.

Процессуальные отношения

Диспозитивные начала имеют место и в отношениях, которые зарождаются при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Процессуальные отношения в РФ носят состязательный характер. Их участники имеют равные права по предоставлению доказательств, по оспариванию противоположных утверждений, по защите своих прав. Таким образом, даже правовые отрасли, в которых лейтмотивом выступает применение принудительных мер, закрепление властных предписаний, также используют диспозитивный метод правового регулирования.

Поляков, Тимошина

Методы правового регулирования - это методы, направленные на установление правовой коммуникации. В рамках этатистской теоретика правовой традиции метод правового регулирования определяется как способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства

Методы определяются предметом правового регулирования, т. е. многообразием соответствующих общественных отношений, которые, как показано выше, могут быть разделены на три группы. В первую группу входят отношения между собственниками. Данные отношения не могут строиться на основе доминирования властеподчинеиия. Возникающие здесь правовые коммуникации имеют диспозитивный, диалогический характер. Во вторую и третью группы входят отношения между властвующими и подвластными. Такие правовые коммуникации будут иметь императивный и монологический характер.

В соответствии с этим в теории права выделяют два основных метода нормативно-правового регулирования: централизованный (императивный, авторитарный) метод и децентрализованный (автономный, диспозитивный) метод.10

Метод централизованного регулирования основывается на отношениях субординации, властеподчинеиия. Правило поведения, которое формулируется при использовании этого метода, носит императивный и однозначно-обязывающий (монологичный) характер. Последствия его нарушения (санкция) наступают независимо от воли и желания потерпевшего. При помощи данного метода регулируются отношения между государством и частными лицами (публично-правовые отношения).

Метод децентрализованного регулирования основывается прежде всего на координации отношений между субъектами, которые находятся в юридически равных отношениях. Поэтому нормы, используемые при данном методе правового регулирования, формулируются таким образом, чтобы в границах нормы субъекты могли вступить в диалог, т. с. самостоятельно договориться о правиле поведения, регулирующем их взаимоотношения (например, «необходимо поступать так-то, если стороны не договорились об ином»). Данный метод делает также акцент на предоставлении правомочий и используется прежде всего для регулирования частноправовых отношений.



Итак, механизм правового регулирования, или механизм действия права (механизм правовой коммуникации), в широком смысле складывается из двух блоков: 1) соцнопснхнческого механизма действия права, т. е. механизма информационно-ценностного восприятия, интерпретации, легитимации правовых текстов, придания им правового значения; 2) нормативно-поведенческого правового механизма, что соответствует двум этапам правовой коммуникации: информационному и поведенческому. В целом - это механизм действия правовой системы.

Под механизмом правового регулирования, механизмом действия права, в узком смысле можно понимать структуру поведенческой правовой коммуникации Это механизм действия системы нрава.

Механизм действия права в узком смысле (механизм действия системы права) состоит из следующих элементов: общих и индивидуальных правовых норм, правовых фактов и правовых отношений.

Несколько упрощенная схема действия механизма права в широком смысле выглядит следующим образом.

1. Правовые тексты (текстуальные источники правовой информации) интерпретируются субъектами права и конституируют в процессе социальной

легитимации когнитивные (виртуальные) правовые нормы, права и обязанности субъектов правовой коммуникации.

2. Социально признанные (легитимированные) когнитивно-правовые нормы порождают когнитивные правовые связи между субъектами и, воздействуя на их поведение, конституируют общие правовые отношения.

3. Общие правовые отношения при возникновении определенных правовых (юридических) фактов трансформируются в конкретные правовые отношения. Правоотношения могут возникать, изменяться и прекращаться в результате самостоятельных коммуникативных актов реализации прав и обязанностей субъектов.

4. При возникновении препятствий для реализации своего права или при неисполнении какими-либо субъектами своих обязанностей (разрывы в правовой коммуникации) к действию правового механизма подключается государство, толкуя законодательство и конкретный случай правонарушения и осуществляя правоприменительную деятельность в режиме законности.

5. Создаваемые при этом вторичные правовые тексты корректируют смысл становящихся (актуализируемых) правовых норм и содержание правовых коммуникаций. Действие механизма права (правовой коммуникации) опосредуется правосознанием субъектов права, общественным правосознанием и правовой культурой в целом. Результатом действия права является общественный правопорядок.

А.В. Малько

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования - специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования - регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В целом правовой метод представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. К ним относятся.

Императивный и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма - это властное предписание, веление государства; в то же время она дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

А.В. Мелехин

Механизм правового регулирования (МПР) рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей. Понятие МПР призвано, образно говоря, отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны.

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

М.Н. Марченко

Механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения

Управлять обществом во все времена было непростой задачей. Ведь социум является целостной структурой, состоящей из большого количества людей, каждый из которых является индивидуальностью. При этом управление может основываться совершенно на разных методах, способах и принципах. К примеру, такой регулятор общественных отношений, как религия, строил свою силу на догматических нормах святых писаний. Однако он совершенно неэффективен в условиях развивающегося общества, потому что действие распространяется исключительно на верующих людей.

Но эффективный отношений все же был найден. Таковым на сегодняшний день является право. Оно представляет собой совокупность определенных правил поведения, наделенных официальным характером. Свое действие право распространяет через такие конструкции, как нормы. При этом последние элементы не являются однообразными. Существует два вида правовых и диспозитивные. Они выходят из двух основных методов юридического регулирования. Последний вид, диспозитивный, имеет множество особенностей. Он проявляется в нормах многих юридических отраслей на сегодняшний день.

Норма права: понятие

Как уже указывалось ранее, юридическая сфера имеет свой механизм реализации. Его основой являются Но возникает вопрос: что они собой представляют? Нормой права называется правило поведения, в котором закреплены возможности и обязанности людей. Но, как мы понимаем, далеко не все правила могут иметь представленный статус. Чтобы он существовал, норма должна быть официальной. Она должна исходить от государственных органов и признаваться ими. В своей совокупности правила поведения такого рода регулируют разные типы юридических отношений, входящих в ту или иную отрасль.

Признаки норм

Говорить о правиле как об официальной форме проявления права можно лишь в том случае, если оно характеризуется по ряду признаков. То есть норма права является таковой, если ей присущи все особенности данного юридического явления:

  1. Все правила поведения официального характера общие. Иными словами, не существует единого адресата для их действия. Регулируемые нормами права отношения, как правило, типичны и однородны.
  2. Юридические нормы общеобязательны абсолютно для всех.
  3. Официальные правила поведения максимально конкретизированы, что облегчает их употребление в процессе правореализации.
  4. Нормы права фиксируются в официальных нормативных актах. Например, в законах, указах, конституциях и т. п.
  5. Правовая норма является системой, состоящей из гипотезы, диспозиции и санкции.

Виды правовых норм

Следует отметить тот факт, что упомянутое в статье юридическое явление имеет большое количество видовых интерпретаций. Как уже указывалось ранее, существует два противоположных метода правового регулирования. Именно они обуславливают наличие диспозитивных и императивных норм. Но в данном случае как метод, так и правила поведения являются исходными элементами от понятия диспозитивности, которое представляет собой достаточно многогранное явление.

Понятие диспозитивности

В юриспруденции существует множество терминов, расшифровать которые можно несколькими способами. Категория диспозитивности является таким понятием. Долгое время ученые спорили, что же именно характеризует этот термин. На сегодняшний день существует три основных взгляда на проблематику диспозитивности:

  • Прежде всего, данное понятие характеризует один из методов правового регулирования. Он применяется для координирования правоотношений той или иной направленности в рамках каких-либо юридических отраслей. Диспозитивный метод подразумевает наличие свободы у сторон в конкретных ситуациях. Прямой его противоположностью является императивный способ регулирования. В нем четко прописана вся деятельность субъектов правоотношений. При этом они не могут отступать от созданных официальных рамок.
  • Диспозитивная норма права - это еще одна интерпретация одноименного понятия. Такие правила поведения применяются в тех случаях, когда стороны правоотношений не установили иные принципы своей деятельности. То есть подобные нормы отменяются общим решением субъектов.
  • Существует также принцип диспозитивности. Он присущ гражданской отрасли права. Является реальной, неограниченной ничем возможностью субъектов распоряжаться своими правами и защищать их от любого рода посягательств.

Таким образом, диспозитивность - это возможность самостоятельного становления собственного правового режима. Чтобы лучше разобраться в особенностях этого явления, необходимо детальнее рассмотреть все его проявления.

Диспозитивный метод: особенности и отрасли использования

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приемов и конкретных средств, при помощи которых общество можно регулировать и направлять. В процессе социального координирования данное явление играет достаточно значимую роль. Благодаря этому право формирует главные социальные устои. Диспозитивный метод в данном случае представляет собой условные рамки, которые люди должны соблюдать. Однако субъекты правоотношений на законных основаниях могут сами определять варианты поведения, которые приемлемы для них в конкретных условиях. Если какие-либо вопросы между сторонами не урегулированы, то за них это делают ранее созданные правовые нормы. Следует отметить, что диспозитивный метод применяется в отраслях частного права. Для него характерно равенство субъектов.

Вид юридических правил диспозитивного характера

Диспозитивная норма права - это, как мы выяснили, правило поведения, которое устанавливает общие тенденции по тому или иному вопросу в конкретных правоотношениях. Иными словами, подобная норма очерчивает лишь примерный сюжет деятельности сторон. Они, в свою очередь, имеют полное право отказаться от выполнения предписаний того или иного правила и создать собственную линию поведения.

Однако отступление от нормы не говорит о том, что стороны полностью вольны в своих действиях. Да, они могут выбирать свои права. Однако должны делать это в рамках, установленных законодательством. Отличным примером диспозитивной нормы является возможность любого человека подать иск в суд. При нарушении прав кто-либо может обращаться в соответствующую инстанцию за защитой, однако не обязан этого делать, если мы говорим о гражданском процессе. Но при реализации данного права лицо должно воспользоваться услугами исключительно судебных органов.

Диспозитивные нормы в разных юридических отраслях

В системе юриспруденции существует большое количество различных сфер регулирования. Все они отличаются по типу правовых отношений, которые непосредственно координируются. Наиболее явными и часто используемыми являются диспозитивные нормы гражданского права. Их существование обусловлено основополагающей идеей равенства сторон, которая представлена в отрасли. Вторым важным фактором можно назвать саму специфику гражданского права. В сферу его ведения входят договорные, обязательственные, наследованные и иные подобные правоотношения. Тут изначально не может быть властного веления. Диспозитивные нормы существуют также в отрасли, которая исходит от основного закона. В данном случае мы говорим о Конституции.

Диспозитивные нормы в конституционном праве - это правила, определяющие возможность субъектов совершать или не совершать определенные действия. К примеру, согласно положениям основного закона РФ, республики имеют возможность устанавливать собственный язык наравне с государственным. То есть отличие диспозитивных норм гражданской отрасли от конституционных состоит в том, что в первом случае субъекты могут лишь принимать или отказываться от конкретных возможностей, а во втором - лично создавать собственный правовой режим.

Императивные и диспозитивные нормы семейного права

Наиболее противоречивой в плане регулирования отношений является отрасль, наиболее тесно связанная с деятельностью людей. Таковой является Метод регулирования в контексте этой сферы проявляется двояко. С одной стороны, появление семейных отношений реально лишь при наличии конкретных оснований, например, заключения брака и т. п. Но если посмотреть на отрасль с иной позиции, то становится понятно, что в ней есть определенная субъективная свобода. К диспозитивным правовым нормам относятся нормы права семейной сферы, затрагивающие вопросы договоренности между субъектами. Отличным примером является юридический режим брачного контракта, при котором стороны определяют рамки своего поведения.

Диспозитивность: принцип

Практически все современные отрасли строятся на определенных основополагающих началах - принципах. Диспозитивная норма права - это в большинстве случаев прямое проявление одной из основ конкретной сферы регулирования. Иными словами, правила поведения такого типа существуют, если основополагающие начала отрасли допускают равенство и самостоятельность сторон в некоторых случаях.

Принцип диспозитивности отлично проявляется в гражданском и процессуальном праве. То есть данные сферы изначально предполагают самостоятельность субъектов. При этом многие ученые отрицают наличие какой-либо свободы в процессуальной среде. Они утверждают, что это невозможно, так как главным субъектом таких отношений является суд. Однако существует ряд моментов, которые раскрывают содержание процессуальной диспозитивности.

Свобода правоотношений в процессе гражданского типа

Императивные и диспозитивные нормы права в равной мере присутствуют в цивилистической процессуальной деятельности. Однако свобода юридических отношений имеет свое содержание, которое обусловлено следующими аспектами:

  • Исковые требования определяются конкретной стороной.
  • Гражданское дело возбуждается после подачи иска.
  • Кассация и апелляция возможны по воле сторон.
  • Требование о принудительном исполнении акта подается одной из сторон.

Учитывая представленные особенности, можно утверждать, что диспозитивные нормы права, примеры которых существуют в других отраслях, есть и в процессуальной сфере гражданской направленности.

Вывод

Итак, диспозитивная норма права - это правило поведения, допускающее свободу сторон в конкретных правоотношениях. Но в некоторых юридических отраслях наличие вольностей недопустимо, так как это может сказаться на жизнях людей и их неотъемлемых возможностях.

Императивный метод

Императивный метод (его называют также директивным, авторитарным, методом субординации, методом власти и подчинения ) используется в публичном праве для регулирования так называемых вертикальных отношений, отношений между государством с одной стороны и гражданами и их организациями - с другой.

Регулируя данные отношения, государство одних субъектов (государственные органы, должностных лиц) наделяет властными полномочиями, на других же (граждан и их организации) возлагает соответствующие обязанности . В результате отношения между этими субъектами складываются как отношения власти и подчинения. В наиболее чистом виде императивный метод правового регулирования проявляет себя в административном праве .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Императивный метод" в других словарях:

    Метод правового регулирования - (англ method of legal regulation) совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых материальное и процессуальное право воздействуют на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет регулирование общественных… … Энциклопедия права

    Юридический словарь

    МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.п.р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Юридическая энциклопедия

    метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм. М.п.р. подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивный метод это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить… … Большой юридический словарь

    Метод муниципального права - способы, приемы, средства воздействия на участников муниципально правовых отношений. Метод отвечает на вопрос, как муниципально правовая норма осуществляет регулятивную роль. Для муниципального права характерны три метода регулирования… … Большой юридический словарь

    Совокупность приемов и способов регламентации общественных отношений, воздействия на человеческое поведение. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод как осуществляется это регулирование. М.п.р. определяется, во … Энциклопедия юриста

    Способ воздействия юридических норм на общественные отношения. М.П.Р. свойственны только государству в лице его органов; касаются лишь юридических норм; их действенность обеспечивается государственным принуждением. М.п.р. подразделяются на… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Метод правового регулирования - совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического «набора» юридических средств. В отличие от предмета правового регулирования,… …

    Императивный или властно-побудительный метод - строго обязательный, не допускающий отступления от требований юридического установления. Данный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Что предписано, то и следует делать, не допуская каких либо… … Элементарные начала общей теории права

    Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Факторы, определяющие содержание метода: а) общее взаимоположение субъектов (равноправное подвластное);… … Большой юридический словарь