Государственное предприятие

Значимую роль в экономике РФ играют государственные предприятия. Соответствующего типа организации могут вести деятельность в самых разных сегментах национального хозяйства. Их учреждение и обеспечение работы имеет специфику. В чем она заключается? Какие типы госпредприятий распространены в России?

Что представляют собой государственные предприятия?

Государственное предприятие - субъект экономической деятельности, имущество которого находится в собственности органов власти - на федеральном или региональном уровне. Достаточно близким к нему учреждением по правовому статусу является муниципальное предприятие. Оно, в свою очередь, имеет активы, принадлежащие местным властям.

Государственные и муниципальные предприятия чаще всего относятся к категории унитарных, то есть их имущество не может быть распределено по долям. С точки зрения вида деятельности и те и другие могут не отличаться от частных бизнесов. Работа государственных и муниципальных предприятий может быть полностью коммерциализированной.

Специфика унитарных предприятий

Как мы отметили выше, государственные и унитарные предприятия России по правовой природе чаще всего являются унитарными. В чем специфика данного статуса фирм?

К унитарным предприятиям относятся фирмы, за которыми не закреплено право собственности на какие-либо активы. То имущество, которое используется в коммерческих активностях соответствующего типа организации, может находиться в хозяйственном ведении. Оно полностью принадлежит собственнику предприятия, то есть государству.

Соответствующие активы неделимы и не могут быть, как мы отметили выше, каким-либо образом распределяться. Основные признаки унитарности фирмы:

  • юридическое лицо утверждается посредством выделения некоторого имущества, в то время как хозяйственные общества формируются, как правило, посредством объединения активов нескольких инвесторов;
  • право собственности всегда остается за учредителем фирмы;
  • распоряжение активами унитарного госпредприятия осуществляется исходя из принципа хозяйственного ведения или же оперативного управления.

Основной принцип управления государственным предприятием, относящимся к категории унитарных - наличие единоличного органа, принимающего решение. В то время как в хозяйственных обществах распространен принцип коллегиального принятия ключевых решений.

Для чего создаются унитарные предприятия?

С чем связана необходимость учреждения государством предприятий рассматриваемого типа? Это может связано, к примеру, с невозможностью приватизации тех или иных фирм, в то время как использование их ресурсов в коммерческих целях вполне возможно. В этом случае бизнес ведется в форме унитарного предприятия.

Еще одна возможная причина учреждения фирм рассматриваемого типа - необходимость решения социальных задач. Таких как, например, обеспечение занятости граждан. Бывает, что частные бизнесы не рассматривают вариантов с открытием производств в том или ином регионе в силу того, что это может быть нерентабельно.

В этом случае государство может учредить в соответствующем субъекте унитарное предприятие. Оно может быть не слишком прибыльным и даже иметь убытки, но сможет обеспечить занятость населения. Возможные долги фирмы вследствие убыточной бизнес-модели могут компенсироваться посредством государственных финансовых механизмов.

Учредительные документы госпредприятий

Государственные и муниципальные предприятия, как и другие юрлица, имеют учредительные документы. Главный из них - решение собственника. Таковым чаще всего выступает компетентный государственный орган. Другой важнейший учредительный документ госпредприятия - устав. Он утверждается тем же органом власти, который выносит решение об учреждении фирмы. В документах, о которых идет речь, должны быть зафиксированы цели деятельности предприятия.

Можно отметить, что государственное предприятие будет вправе заниматься только теми коммерческими активностями, что определены на уровне учредительных источников. Но фирма сможет осуществлять, в принципе, любые сделки, что необходимы ей для осуществления деятельности. Государственное предприятие, как и другие коммерческие структуры, может зарегистрировать фирменное название и иные признаки индивидуализации - например, логотип.

Создание госпредприятия и управление бизнесом

Создание госпредприятие осуществляется по инициативе компетентного органа власти - он, в частности, подписывает учредительные документы, о которых мы сказали выше. При этом собственник имущества фирмы, если она создается по принципу хозяйственного ведения, который рассматривается как один из самых распространенных, не отвечает по возникшим у компании обязательствам, не считая субсидиарной ответственности по факту банкротства фирмы, если оно допущено в результате его действий.

Собственник государственного предприятия имеет широкий круг полномочий. Так, он имеет право выносить решения о создании, изменении статуса и ликвидации фирмы, определять цели деятельности государственного предприятия, назначать и освобождать от должности директора фирмы, осуществлять контроль над использованием имущества фирмы, контролировать сделки компании с недвижимостью.

Кроме того, государственное предприятие в ряде случаев может быть обязано уплачивать собственнику часть прибыли.

Назначение уставного фонда госпредприятия

Полезно будет рассмотреть специфику одного из важнейших элементов госпредприятия - уставного фонда. Данный ресурс также чаще всего формируемый исходя из принципа хозяйственного ведения, должен быть сформирован собственником еще до того как предприятие будет зарегистрировано. Минимальный размер соответствующего фонда должен удовлетворять критериям, прописанным в законодательстве.

Рассматриваемый ресурс госпредприятия является основным инструментом защиты интересов кредиторов. Если величина чистых активов компании будет ниже размера уставного фонда, то он также должен быть сокращен. Однако в этом случае кредиторы получают право запросить у фирмы досрочное исполнение имеющихся обязательств. Если чистые активы предприятия становятся меньше того минимального уровня, что определен в законодательстве, то оно должно быть ликвидировано.

Дочерние структуры госпредприятий

Государственные предприятия России могут учреждать дочерние структуры. Их имущество может быть отнесено исходя из принципа хозяйственного ведения как в сферу компетенции учредителя, так и, собственно, находиться под управлением самой дочерней фирмы. Соответствующая структура, как и основная компания, должна иметь собственный устав. Учредитель дочернего предприятия также должен назначить его директора. Ответственность субъекта, учреждающего дочернюю структуру, реализуется в рамках тех же юридических механизмов, что и в случае с собственником основного предприятия.

Госпредприятия в оперативном управлении

Альтернативой созданию госпредприятия по принципу хозяйственного ведения может быть учреждение фирмы по праву оперативного управления. Оно имеет ряд особенностей. В данном случае формируется не государственное предприятие (учреждение). Статус организуемой фирмы другой - федеральное казенное предприятие. Главным образом такие структуры учреждаются в промышленных сегментах. То есть представляют собой преимущественно производственные предприятия.

Как создаются госпредприятия в оперативном управлении?

Данного типа структуры создаются в соответствии с решениями правительства РФ. К ним приписывается имущество, которое входит в структуру федеральной собственности. Устав казенного предприятия также утверждается правительством РФ. Рассматриваемого типа структуры могут учреждаться как заново, так и посредством реорганизации госпредприятий иных типов. В том числе и тех, которые изначально формировались исходя из принципа хозяйственного ведения. Таковым может быть федеральное государственное предприятие. Если оно реорганизуется в казенное - то это не должно сопровождаться сокращениями кадров. Каждый сотрудник получает право перейти на работу на новое предприятие.

Устав казенного госпредприятия

Полезно будет рассмотреть специфику устава казенного госпредприятия. В нем фиксируются: порядок предоставления отчетности, а также указываются ее формы, механизмы ответственности директора за результаты работы фирмы, обязательство по использованию государственных средств по назначению, виды коммерческой деятельности фирмы, а также то, в каком порядке должна распределяться прибыль организации. В уставе организации рассматриваемого типа также отражается фирменное название компании.

Какие в России есть госпредприятия: примеры

Какие в России функционируют известные государственные предприятия?

В числе таковых - ФГУП «Космическая связь», которая находится в подчинении Федерального агентства связи. Данная организация является одним из ведущих поставщиков спутниковых технологий в РФ. География его деятельности не ограничена территорией России - компания широко известна и за рубежом. Данное госпредприятие обладает современной инфраструктурой, задействует волоконно-оптические линии. Ее сервисы представлены организацией телевизионного вещания, предоставления доступа в интернет, предоставления коммуникационных услуг для крупных бизнесов.

Известным государственным предприятием является ФГУП «Гознак». Данная организация осуществляет исследования и разработки в сфере государственных знаков. В компетенции данной компании - производство различных официальных документов, монет, орденов. Госпредприятие находится в подчинении Минфина РФ.

К федеральным госпредприятиям относится Издательско-торговый центр «Марка». Данная издает и выпускает почтовые марки, различные буклеты, конверты, карточки, бланки, штемпели, открытки, наборы для филателистов.

В регионах РФ учреждено большое количество муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в самых разных сегментах. Данная форма коммерческих активностей также в достаточной мере популярна в России.

Госкорпорации РФ

Наряду с унитарными госпредприятиями, существуют также госкорпорации, а также бизнесы с государственным участием. В чем их специфика? Прежде всего стоит отметить, что госкорпорации - это разновидность некоммерческих учреждений. В то время как деятельность государственных предприятий унитарного типа по сути может не отличаться от активностей частных бизнесов.

Госкорпорации учреждаются высшими органами власти РФ на базе имущественных взносов. Создаются такие организации, как правило, в целях решения социальных задач. Одна из важнейших характеристик госкорпораций в том, что в отношении них осуществляется существенно менее активный контроль со стороны надзорных органов. Главное отличие госкорпорации от ГУП в том, что она владеет всем тем имуществом, которое ей передается органами власти, на праве собственности. В то время как в государственной собственности находятся все активы унитарных предприятий. Учредители госкорпораций не несут обязательств перед кредиторами соответствующих организаций.

Бизнесы с государственным участием

Еще один тип компаний, присутствующих в экономике РФ - бизнесы с государственным участием. Они чаще всего представлены в виде хозяйственных обществ. Это могут быть производственные предприятия, банки, консалтинговые - в принципе, любые бизнесы. Участие государства в них обеспечивается посредством приобретения с его стороны определенной доли в акциях соответствующих фирм. Властям может принадлежать контрольный пакет акций, или же, миноритарный. В первом случае фирма, теоретически, может именоваться госпредприятием, но это не совсем корректно с юридической точки зрения. Например, ПАО «Сбербанк» с точки зрения контрольного пакета акций принадлежит государству. Но называть его госпредприятием не вполне корректно, так как по всем признакам данное кредитно-финансовое учреждение следует относить к хозяйственным обществам.

Резюме

Государственные и муниципальные предприятия - организации, которые играют заметную роль в экономике РФ. Они ведут деятельность в самых разных сферах национального хозяйства. Посредством них государство обеспечивает занятость граждан, создает капитализацию в различных сегментах экономики, извлекает прибыль как коммерческий субъект. Наиболее распространенный тип структур соответствующего типа - унитарное предприятие. Также государство может быть субъектом бизнеса, приобретая долю в хозяйственных обществах. В некоторых случаях власти РФ могут учреждать госкорпорации, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, но не считающиеся коммерческими организациями.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что имеется в виду форма собственности, характерная для таких организаций. Уч­реждаются они государством, которому принадлежит право собст­венности на их имущество.

Государственное предприятие – разновидность коммерческой организации, так как они создаются для производственно-хозяй­ственной деятельности (создание материальных ценностей, оказа­ние хозяйственных услуг и т.п.).

В настоящее время количество государственных предприятий в отраслях промышленного и строительного производства, транс­порта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и т.п. резко сократилось.

Это результат их приватизации и акционирования. Соответст­венно изменилась и роль государства по отношению к ним. Если раньше, когда все средства производства были обобществлены, го­сударство безраздельно господствовало в экономической сфере, в широком масштабе диктовало свою волю предприятиям, напри­мер, в форме адресных плановых заданий и директив иного рода, то сейчас положение изменилось. Государственные предприятия приобрели существенный объем оперативно-производственной самостоятельности, причем само государство ее гарантирует. В силу этого органам исполнительной власти запрещено вмеша­тельство в сферу их оперативной деятельности.

Однако это не означает, что государство устранилось от какого бы то ни было организующего влияния на работу предприятий являющихся его собственностью. Тем не менее чисто административно-правовое регулирование их деятельности во многом замене но сейчас гражданско-правовым регулированием. Объясняется это тем, что государственные предприятия, как и другие коммерческие организации, являются юридическими лицами.

Характерные черты административно-правового статуса государственных предприятий можно обнаружить на примере государственных унитарных предприятий. Ввиду отсутствия федерального закона о них им в настоящее время дается преимущественно гражданско-правовая характеристика как юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.

Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. го­сударством. Такое предприятие может быть создано только как государственное (если не учитывать возможность создания уни­тарных муниципальных предприятий).

Во-вторых, унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа, который утверж­дает и учредительный документ предприятия – его устав. Подра­зумевается соответствующий орган исполнительной власти. Так, Министерство путей сообщения РФ создает, реорганизует и ликви­дирует предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и т.д.

В-третьих, органом унитарного предприятия является руко­водитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственни­ку, так и указанному органу.

В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются в рамках предприятия.

В-пятых, унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

К этому следует добавить, что именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью унитар­ных предприятий, применяют по отношению к ним различного рода административно-принудительные средства воздействия, ли­цензируют в установленных случаях их деятельность, имеют право в обязательном порядке размещать на них некоторые виды государственных заказов на поставку продукции (например, госу­дарственный оборонный заказ).

Унитарное предприятие самостоятельно осуществляет текущее и перспективное планирование совей производственной деятель­ности.

Руководство унитарным предприятием (его администрация) наделено необходимыми полномочиями по организации его рабо­ты, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. Оно реализует от имени предприятия, действующего в качестве юриди­ческого лица, его гражданскую и административную правосубъектность. Административные полномочия реализуются им только в отношении руководимого им производственного коллек­тива. В отношениях внешнего характера с органами исполнитель­ной власти администрация вправе: обращаться к ним с соответст­вующими ходатайствами; обжаловать их действия как в админи­стративном, так и в судебном порядке; ставить перед ними вопрос о банкротстве предприятия и т.п. В отношении работников пред­приятия администрация обладает дисциплинарной властью.

Специфично административно-правовое положение такой раз­новидности государственных предприятий, как казенные. Они могут быть образованы на базе имущества, находящегося в феде­ральной собственности, а потому являются федеральным казен­ным предприятием. Указом Президента РФ «О реформе государст­венных предприятий» от 23 мая 1994 г. было установлено, что казенные предприятия создаются на базе ликвидируемых феде­ральных государственных предприятий.

Правительство РФ 12 августа 1994 г. утвердило Типовой устав казенного завода. Казенный завод находится в ведении соответст­вующего федерального органа исполнительной власти, который осуществляет регулирование и координацию в порученной ему сфере деятельности. Он утверждает индивидуальный устав казен­ного завода, назначает на должность его руководителя, принимает решение об осуществлении заводом самостоятельной производст­венной деятельности, т.е. дает разрешение на таковую. По этому поводу издается приказ, определяющий конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство и реализацию которых распростра­няется разрешение.

Типовой устав определяет цели и предмет деятельности казен­ного завода; его имущественную базу; основы организации его деятельности; систему управления заводом. Директор завода, действующий на принципах единоначалия, назначается уполномоченным Правительством РФ органом, утверждающим индивидуальный устав казенного завода.

По согласованию с таким органом директор утверждает своих заместителей.

Реорганизация и ликвидация казенных предприятий – компетенция ПравительстваРФ.

Производственно-хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется на основе плана-заказа. Распоряжение имуществом завода возможно только с согласия органа исполнительной власти, уполномоченного на руководство данным предприятием Практически этот орган осуществляет в отношении казенного завода (фабрики, хозяйства) директивное планирование.

Нередко в казенные преобразуются государственные предприятия, ставшие несостоятельными (банкротами). Как правило, иди образование происходит на базе ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

Заслуживает внимания еще одна организационная форма государственных по своей сути предприятий. Речь идет о некоторых акционерных обществах (АО). Правовой основой их организации и деятельности является Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июня 1996 г.). К сожалению, в законе не определены конкретные формы государственного влияния на деятельность таких обществ, что нередко приводит, как показыва­ет практика, к различного рода неблаговидным операциям, в част­ности, по продаже государственных акций негосударственным акционерным обществам (например, АО «Связьинвест»). Тем более в нем нет (впрочем, как и в ГК РФ) норм, специально посвященных акционерным обществам, создаваемым государством и, по сущест­ву, являющимися государственными организациями, объединяю­щими производственные предприятия. Между тем именно на по­добной основе функционирует ряд крупных акционерных обществ в сфере естественных монополий – производителей нефти, газа, энергоресурсов и т.д. Так, еще в 1993 г. Правительством РФ было учреждено Российское акционерное общество (РАО) «Газпром» и утвержден его устав. Это РАО разрабатывает месторождения газа, строит газопроводы, обеспечивает производство газа и газового конденсата и т.п. Существует РАО «Единая энергетическая систе­ма России» и др.

О государственном характере такого рода АО свидетельствует следующее. В этих и ряде других АО Правительство РФ обеспечи­вает представление интересов государства по принадлежащим РФ пакетам акций. В этих целях оно назначает своих представителей (коллегии), через которых включает в повестку дня собрания ак­ционеров вопросы, связанные с удовлетворением государственных интересов и потребностей. Представители Правительства включа­ются в состав совета директоров РАО. Они обладают правом вето при принятии решений и другими правами. Очевидно, что все это становится возможным только в тех случаях, когда государству принадлежит контрольный пакет акций АО. Это АО с участием государства.

Государственные учреждения по своей сути не относятся к ком­мерческим организациям. Действуют они преимущественно в со­циально-культурной сфере, причем, как правило, на тех же ос­нованиях, что и государственные предприятия, не отнесенные к числу казенных. Это означает, что они наделены, как и произ­водственные предприятия, достаточной самостоятельностью; их оперативная деятельность координируется и контролируется со­ответствующими органами исполнительной власти. Так, госу­дарственными могут быть общеобразовательные учреждения, вузы и т.п. В отдельных случаях руководители государственных учреждений квалифицируются в качестве представителя госу­дарства в данном учреждении (например, ректор вуза). При этом такой руководитель может быть как назначен соответствующим органом исполнительной власти, так и избран коллективом работ­ников учреждения. В последнем случае требуется последующее официальное утверждение итогов голосования (часто конкурсно­го). Для государственных учреждений в целом характерна более жесткая роль государственного регулирования их деятельности.

И опять возникает вопрос: возможно ли руководителей государ­ственных унитарных и казенных предприятий, а также предста­вителей государства в акционерных обществах рассматривать в качестве государственных служащих и соответственно должност­ных лиц? По всем внешним признакам они подходят под эту кате­горию работников, но по духу законодательства о государственной службе – нет. Это еще раз свидетельствует о том, что сама идея государственной службы в ее современном понимании весьма про­тиворечива.

Предусмотрено, что правовой статус государственных предпри­ятий и учреждений регламентируется специальным федеральным законом. Однако до сих пор такой правовой акт отсутствует многие вопросы их организации и деятельности решаются президентскими указами и правительственными постановлениями.

Государственными являются все учреждения, находящиеся в федеральной или региональной собственности и финансируемые из федерального и региональных бюджетов.

Муниципальными называются те учреждения, собственником которых является муниципальное образование и которые финансируются из местных бюджетов.

Каждое государственное или муниципальное учреждение должно иметь утвержденный учредителем и зарегистрированный в установленном порядке устав, бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельный баланс, а также имущество в оперативном управлении.

Государственные и муниципальные учреждения подразделяются на три типа:

Казенные;

Бюджетные;

Автономные.

Согласно ст. 6 БК РФ, казенные учреждения - это государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Законом № 83-ФЗ установлено, что статус казенных учреждений должны иметь:

Управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

Учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

Учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС (Федеральная миграционная служба), ФТС, ФСБ, СВР (Служба внешней разведки), ФСО (Федеральная служба охраны), специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

Психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Казенные учреждения, являясь некоммерческими организациями, имеют ряд присущих именно им признаков:

1) цель создания - осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;

2) учредитель такого учреждения - органы государственного управления и органы местного самоуправления;

3) закрепление имущества - на праве оперативного управления;

4) источники финансирования - средства соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

5) наличие бюджетной сметы, объем которой устанавливается учредителем, в том числе и на основе государственного задания;

6) высокая степень государственной регламентации их финансовой деятельности и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы;

7) операции с бюджетными средствами проводятся через открытые им в казначейских органах лицевые счета;

8) отсутствие прав на предоставление и получение кредитов (займов), приобретение ценных бумаг;

9) зачисление в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ внебюджетных поступлений от приносящей доход деятельности за исключением учреждений системы исполнения наказаний, где такие доходы в полном объеме направляются на финансовое обеспечение их функций сверх бюджетных ассигнований;

10) закрепление в уставе позиции о субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения публично-правового образования в лице органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

11) особый порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".

По функциональному признаку все государственные и муниципальные учреждения подразделяются:

На органы государственного управления и местного самоуправления. Например, это Администрация Президента РФ, Минфин России, федеральные агентства, администрация муниципального образования "Волховский район Ленинградской области" и т.п.;

Судебные органы, включающие, к примеру, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции и т.п.;

Военные, образовательные, медицинские и другие учреждения.

На примере сферы образования рассмотрим другой принцип группировки учреждений. В зависимости от реализуемой программы образовательные учреждения группируются в определенные типы учреждений, функционирующих в соответствии с утвержденными Правительством РФ типовыми положениями:

Дошкольные;

Общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

Начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

Дополнительного образования взрослых;

Дополнительного образования детей;

Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В свою очередь, в составе типовой группы учреждений могут функционировать отдельные виды учреждений. Например, к общеобразовательным учреждениям относятся школы, гимназии, лицеи, школы-интернаты, вечерние школы.

В отличие от образования для других отраслей бюджетного сектора типовые положения не утверждаются, а их деятельность регламентируется уставами. Так, например, уставы всех государственных музеев напрямую утверждаются Правительством РФ.

Организационное построение государственной системы медицинских учреждений регулируется Минздравсоцразвития России путем утверждения соответствующей номенклатуры учреждений и правил их лицензирования. В соответствии с номенклатурой все учреждения сгруппированы в три крупных блока:

Лечебно-профилактические;

Государственной санитарно-эпидемиологической службы;

Аптечные.

В свою очередь, в каждую из перечисленных групп включаются учреждения определенных типов и видов, что свидетельствует о широко разветвленной структуре медицинских учреждений, название которых отражает специфику выполняемых ими функций. Например, к учреждениям охраны материнства и детства отнесены дома ребенка и родильные дома; диспансерами называются учреждения, специализирующиеся на отдельных видах заболеваний или видах деятельности (кожно-венерологические, наркологические и т.п.).

Ко второму типу государственных и муниципальных учреждений относятся бюджетные учреждения . К ним относятся некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответствующих органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Во многом признаки, права и обязанности бюджетных учреждений до 1 июля 2012 г. будут схожи с признаками, правами и обязанностями казенных учреждений. В частности, бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях будет осуществляться в том же, что и для казенных учреждений, порядке.

Следующий организационно-правовой тип - автономные учреждения. В Законе об автономных учреждениях приведено следующее определение: автономное учреждение (АУ) - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (которые выступают его учредителем) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Помимо Закона об автономных учреждениях вопросы правового и финансового характера их функционирования изложены в следующих законодательных актах:

Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", где говорится, что при создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства;

БК РФ, которым установлено, что в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

НК РФ: при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль в доходную часть не включаются субсидии автономным учреждениям (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Все типы государственных и муниципальных учреждений обладают как общими, так и характерными признаками. Среди общих признаков необходимо отметить: наличие собственника имущества в лице органа государственной власти либо органа местного самоуправления; закрепление имущества на праве оперативного управления; закрепление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования; выполнение государственного (муниципального) задания; публикацию отчетности в средствах массовой информации; лицензирование отдельных видов деятельности независимо от того, оплачиваются ли их услуги гражданам и юридическим лицам за счет бюджета или предоставляются на платной основе.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим государственным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат лицензированию: образовательная деятельность, деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; медицинская и фармацевтическая деятельность и т.д.

Помимо лицензии потенциальные получатели бюджетных средств должны иметь и другие документы. Например, образовательные учреждения получают право выдавать документы государственного образца только после прохождения государственной аккредитации, которая проводится аккредитационным органом один раз в шесть лет в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования и в научных организациях; один раз в двенадцать лет - в иных образовательных учреждениях.

Учредитель сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя учреждения, несмотря на то, что в отличие от руководителя казенного учреждения у руководителя бюджетного или автономного учреждения появляется гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений. Это касается расходования средств, управления персоналом, политики оказания платных услуг.

В табл. 1.1.1 приведены основные различия между системами управления материальными и финансовыми ресурсами на уровне казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Таблица 1.1. Основные различия казенных, бюджетных и автономных учреждений

Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия? В российском законодательстве, в частности, в Гражданском кодексе, есть определение данного термина. В соответствии с ним, государственные и муниципальные унитарные предприятия – это организации, созданные с целью решения основных задач государства и получения прибыли, но при этом не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними. Распоряжаться им имеет право лишь непосредственно учредитель. Унитарными они названы потому, что имущество не может быть разделено на доли, акции, вклады и иные части. В названии данного субъекта непременно должно присутствовать указание собственника.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия делятся на 2 вида. Первый – организации, базирующиеся на праве хозяйственного ведения. Следует отметить, что сюда относят такие унитарные предприятия, как муниципальные. Они создаются после принятия соответствующего решения уполномоченным государственным органом или муниципалитетом. Второй вид – организации, базирующиеся на праве оперативного управления. Могут быть основаны лишь по решению правительства страны. Государственные и муниципальные унитарные предприятия в данном случае обладают довольно специфичным положением в правовом аспекте. Так, они создаются с целью оказания определенных услуг, выполнения работ или производства какой-либо продукции, что характерно для коммерческих организаций. В то же время, вся деятельность предприятия может быть основана на финансировании из средств бюджета.

В первую очередь, этот вид хозяйствующих субъектов имеет специальную правоспособность. То есть они созданы с целью выполнения определённых работ, оказания услуг или производства какой-то продукции, что является характерной чертой коммерческих организаций. Тем не менее, государственные и муниципальные унитарные предприятия вовсе не ограничены в правах на совершение тех или иных сделок. Так, например, они могут сдавать свободные помещения в аренду (если иное не предусмотрено уставом и другими нормативными актами). Другая особенность состоит в том, что такие хозяйствующие субъекты являются индивидуальными предприятиями. Третья специфическая черта данной разновидности предприятий связана с Гражданским кодексом. Особое внимание уделяется терминологии. Применительно к подобным организациям определение «предприятие» выступает субъектом гражданских прав, в иных случаях – это только объект правоотношений. Помимо всего прочего, они могут претендовать на целевое финансирование (сюда относятся дотационные отчисления, субсидирование, а также субвенции). Оно осуществляется для выполнения разнообразных программ. Преимущество отдается тем, которые имеют социальную направленность.

Отсюда следует четвертая особенность. Устав хозяйствующих субъектов унитарного типа должен включать информацию о непосредственном владельце имущества, источниках формирования уставного капитала и порядке его образования. Необходимо отметить, что предприятие не несет ответственность по обязательства собственника, но он отвечает за деятельность организации.

Здесь имеет место единоличный управленец, а не коллегиальный орган, как это бывает в иных случаях. Как правило, это директор. Человека на данную должность назначает собственник или специальный орган, обладающий соответствующими полномочиями.

Под термином «государственная корпорация» понимается некоммерческое учреждение, активы которого принадлежат РФ, созданное в целях осуществления общественно значимых функций, таких как, например, справедливое распределение финансовых ресурсов. На практике данная функция может выражаться в том, что государственные корпорации предоставляют рабочие места с хорошей зарплатой, стимулируя тем самым рост покупательной способности населения, или, например, в том, что соответствующего типа учреждения выступают крупными заказчиками для частных бизнесов, способствуя, в свою очередь, развитию предпринимательства. Госкорпорации стимулируют рост и модернизацию экономики в целом, способствуют выстраиванию активных международных связей РФ.

Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия: соотношение понятий

Государственные корпорации и государственные компании - это 2 разновидности некоммерческих структур. Они в определенной степени отличаются, хотя и очень похожи. Прежде всего, следует отметить, что их деятельность регулируется одним и тем же источником права - Законом «О некоммерческих организациях».

Согласно его положениям, госкомпания - это НКО, которая не имеет членства, создана РФ на базе имущественных инвестиций в целях предоставления госуслуг и выполнения других функций при задействовании государственного имущества в форме доверительного управления. В свою очередь, госкорпорация - это также не имеющая членства НКО, созданная РФ на базе имущественного взноса, но уже для достижения социальных целей и для реализации, как мы отметили выше, общественно значимых функций. Оба типа государственных структур создаются на основе издания федеральных законов.

В свою очередь, госкорпорации и госпредприятия характеризуются еще более выраженными различиями. Первые имеют статус субъектов, учрежденных системой власти РФ. В свою очередь, госпредприятие - не то, что обязательно учреждено государством, но то, в котором ему принадлежит наибольшая доля акций. Совладельцами госпредприятия вполне могут быть и частные лица.

В свою очередь, различия между государственными корпорациями и предприятиями с трудом можно проследить на уровне организационно-правовых форм. Дело в том, что госкорпорации, в принципе, могут быть теми же хозяйственными обществами - открытыми или закрытыми, что и госпредприятия.

Некоторые юристы вместе с тем относят к категории государственных корпораций такого рода организации, как ФГУП. Госпредприятия в общем случае могут быть только хозяйственными обществами - такая форма, как унитарное предприятие, для них, как правило, не свойственна.

Однако есть эксперты, которые предпочитают разграничивать понятие «государственная корпорация» и ФГУП. Это связано с тем, что первые практически полностью неподконтрольны и неподотчетны государственным органам - исключением может быть необходимость периодического предоставления некоторых данных об осуществляемой деятельности Правительству РФ. В свою очередь, госструктуры могут иметь значительно больше полномочий в части управления ФГУПами.

Но, в целом, распространена точка зрения, согласно которой госкорпорация может быть представлена в любой организационно-правовой форме. Примеры госпредприятий - «Роснефть», РЖД, «Ростелеком». Примеры, в свою очередь, унитарных предприятий - «Почта России», Мосгортранс, агентство «ТАСС».

Так или иначе, но госпредприятия, государственные корпорации и государственные компании имеет смысл различать исходя из их фактического механизма учреждения. Который предопределяется прежде всего спецификой правового регулирования деятельности соответствующих организаций.

Особенности правового регулирования деятельности госкорпораций

Рассмотрим, таким образом, правовой аспект деятельности госкорпораций. Прежде всего стоит отметить, что государственные корпорации находятся в юрисдикции, прежде всего, гражданского права. То есть в сделках и иных правоотношениях выступают как юридически равноправный партнерам субъект. Однако правовой статус соответствующих организаций имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что государственные корпорации в России учреждаются на основании изданного федерального закона. Аспект деятельности соответствующих фирм в том, что они не наделены обязанностью отвечать по возникающим обязательствам РФ. И наоборот, государство не несет ответственности за работу госкорпораций. Исключением могут быть сценарии, при которых те или иные виды взаимной ответственности РФ и принадлежащих ей компаний прописаны в законе.

Привилегии госкорпораций

Еще один примечательный аспект деятельности госкорпораций - в отношении них не применимы положения законодательства, регулирующие банкротство. Кроме того, определенные привилегии соответствующего типа организации имеют в части отчетности:

  • они не должны раскрывать информацию о работе подобно тому, как это обязаны делать хозяйственные общества;
  • они в общем случае не имеют предписаний направлять отчет в государственные структуры, за исключением некоторых правительственных инстанций;
  • госкорпорации имеют право проводить конкурсы в рамках механизма госзакупок исходя из самостоятельно устанавливаемых правил, которые не обязательно могут совпадать с нормами, утвержденными в законодательстве о государственных закупках.

Можно также обратить внимание на то, как формируются осуществляющие управление госкорпорациями органы. Государственные корпорации возглавляются руководителями в соответствии с нормами, которые, как и в случае с учреждением организаций соответствующего типа, определяются отдельным законом. Так, согласно положениям ряда НПА, во многих случаях глава госкорпорации может назначаться напрямую президентом РФ.

Когда в России появились госкорпорации?

Государственные корпорации как субъекты гражданского права в РФ начали появляться по факту внесения 8.07.1999 года корректировок в Закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. Появилась, таким образом, база для легализации деятельности соответствующего типа учреждений.

Как считается, первой госкорпорацией России стало агентство «АРКО», занимающееся реструктуризацией банковских организаций - оно было зарегистрировано в 1999 году. Однако после того как было учреждено данное агентство, государственные корпорации достаточно долгое время были не самой популярной организационно-правовой формой бизнеса с участием государства. Только в 2007 году их популярность приобрела устойчивый рост.

Крупнейшие госкорпорации России

Какие сегодня существуют государственные корпорации в России? Список таковых относительно небольшой, но он, безусловно, не может рассматриваться как закрытый. В зависимости от задач, которые ставит перед собой государства, могут создаваться новые организации соответствующего типа, упраздняться действующие.

В числе крупнейших госкорпораций РФ сегодня:

  • «Внешэкономбанк»;
  • «Ростехнологии»;
  • «Роснано»;
  • «Росатом».

Можно отметить, что за строительство олимпийских объектов в Сочи отвечала госкорпорация «Олимпстрой». Значимой по масштабам деятельности корпорацией считается Фонд ЖКХ.

Перспективы госкорпораций в России

Насколько перспективно дальнейшее развитие таких форм предприятий, как государственные корпорации? На этот счет есть разные точки зрения.

Так, в последние несколько лет в СМИ появляются сообщения о том, что соответствующую организационно-правовую форму деятельности предприятий планируется отменить. В частности, в одну из концепций совершенствования законодательства, регулирующего деятельность юрлиц, были включены тезисы о необходимости рассмотрения преобразования госкорпораций в иные типы организационно-правовых форм предприятий. При этом те привилегии, что имеют госкорпорации в соответствии с текущим законодательством, предполагалось аннулировать.

Но пока что госкорпорации успешно функционируют. Правда, их деятельность находится под пристальным мониторингом правительства, стремящегося повышать эффективность деятельности соответствующих организаций. В частности, довольно активно корректируются текущие системы оплаты труда сотрудников госпредприятий.

Есть, к примеру, предложения о привязке компенсаций работников соответствующих организаций к фактическим результатам труда. Есть инициативы, в соответствии с которыми полномочия сотрудников госкорпораций предполагается приблизить к тем, что характеризуют деятельность госслужащих. Аналогично планировалось возложить на специалистов государственных компаний дополнительные ограничения, в частности те, что связаны с возможностью ведения коммерческой деятельности.

Отраслевая специфика развития госкорпораций

Есть тезисы о том, что деятельность госкорпораций должна регулироваться исходя из специфики конкретного сегмента их деятельности. Так, финансовые государственные корпорации, возможно, будут в большей степени совместимы с правовыми актами, строго регламентирующими их активности. Инновационные госкорпорации, в свою очередь, возможно, будет не столь приемлемо регулировать жестко.

Аналогично отраслевой подход можно адаптировать к деятельности иных структур, таких как, например, отвечающий за развитие ЖКХ фонд. Государственные корпорации, таким образом, как формы деятельности сохраняют актуальность и имеют хорошие, как считают многие аналитики, перспективы развития.

Специфика зарубежных госкорпораций

Изучив специфику деятельности госкорпораций РФ, рассмотрим то, как работают соответствующие типы предприятий за рубежом. Учреждение подобных организаций предусматривает, конечно же, не только российская политическая система. Государственные корпорации есть во многих странах мира. Например, в США.

В числе самых известных американских госкорпораций - Amtrak. Данная фирма занимается оказанием услуг в сфере пассажирских перевозок на железных дорогах США. Учреждена она в 1971 году. Примечательно, что российские и американские госкорпорации в некоторой степени схожи в таком аспекте, как создание, - государственные корпорации в обеих странах формируются на основе принятых нормативно-правовых актов. Так, фирма Amtrak была учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одна крупная американская госкорпорация - OPIC, осуществляющая инвестирование в зарубежные проекты. Как и Amtrak, была основана в 1971 году. Некоторые эксперты рассматривают ее как агентство, подотчетное правительству США, - в данном аспекте мы можем проследить различие между российскими и американскими организациями соответствующего типа. Несмотря на то что их в некотором смысле сближает такой аспект, как создание, государственные корпорации США могут быть в большей степени подотчетны органам государственной власти. В свою очередь, по закону госкорпорации РФ, как мы знаем, менее зависимы от системы государственного управления.

К слову, можно отметить, что классификация организаций соответствующего типа в США осуществляется по более сложной схеме, чем в РФ. Например, в Америке есть госкорпорации, спонсируемые правительством, - в России их прямой аналог на уровне федерального законодательства не определен.

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «государственные корпорации». Примеры и характеристика соответствующих учреждений нами также были исследованы. Какие выводы мы можем сделать?

Прежде всего следует понимать, что госкорпорация и госпредприятие - не одно и то же. В достаточной мере близким первому термину по смыслу является понятие госкомпании. В частности, регулируются оба типа организаций положениями одного и того же закона. Однако стоит отметить, что исследованные нами термины, такие как «госкорпорация», «госпредприятие», а также «госкомпания», часто рассматриваются как синонимы. С юридической точки зрения это не вполне корректно, но в целом допустимо в силу того, что соответствующие понятия действительно очень близки.

Государственные корпорации в России, список которых достаточно регулярно корректируется, согласно приоритетам и динамике законотворческой деятельности органов власти являются, несмотря на тезисы о возможности упразднения соответствующего типа юрлиц, в достаточной мере перспективной формой работы предприятия.

Однако успешное развитие госкорпораций РФ во многом зависит от качества регулирующего законодательства, особенно в части определения критериев эффективности работы данных организаций. Популярен подход, в соответствии с которым оценка работы госкорпораций должна осуществляться по отраслевому принципу, исходя из конкретного сегмента деятельности учреждения. Также распространены тезисы о необходимости приблизить схемы регулирования деятельности государственных корпораций к тем, что характеризуют работу собственно органов власти.

Госкорпорации успешно развиваются не только в России, но и за рубежом. В частности, большое количество соответствующего типа учреждений функционирует в США. При этом их статус может иметь как признаки схожести с тем, что характеризует российские госкорпорации, так и существенные различия относительно модели работы государственных предприятий РФ.

  • Биологические мембраны. Цитоплазматическая мембрана: строение, свойства, функции.
  • в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях
  • В то же время, старение тела - это прогрессирую­щий ожог химическими веществами, который приводит к повреждению желез и нарушению их функций, вплоть до их полой дисфункции.

  • Государственные предприятия – образования, учрежденные по указанию органов власти страны. Прекращение существования предприятия также осуществляется на основании приказа органов власти. В качестве государственных органов выступают министерства и ведомства.Преобразование в другую форму собственности в процессе деятельности не производится.

    Отличительные признаки государственных предприятий

    Государственная принадлежность предприятия определяется по признакам принадлежности имущества и социальной значимости деятельности.

    Недвижимость, активы, прочая собственность предприятия принадлежит государству. Государственные права на собственность могут производиться в полном или частичном объеме. В случае частичного участия государства другая часть принадлежит коммерческим структурам.

    Ведомствами при полной принадлежности имущества государству производится контроль использования собственности. В случае наличия у предприятия части государственной собственности контроль осуществляется в отношении подчиненного имущества. Деятельность сотрудников государственного предприятия подлежит проверке вне зависимости от доли участия коммерческого имущества.

    Деятельность предприятий государственной принадлежности может производиться по государственным заказам либо иному плану. Основная задача учреждений государственного сектора – удовлетворение социальных потребностей общества, не всегда совпадающих с возможностью получения прибыли.

    Преимущества государственных предприятий

    Бюджеты различного уровня обеспечивают нужды госпредприятий. Финансирование производится на основании сметы. Планирование статей осуществляется в году, предшествующем финансированию. В течение года проводятся корректировки смет.

    Поступление средств ведется по статьям назначения. Особенность произведения трат – сугубо целевое назначение. Контроль над тратами осуществляется Казначейством и ревизионными структурами учреждения. При отступлении от целевого назначения проведение оплаты приостанавливается.

    В орган контроля должностные лица предприятия представляют документы, подтверждающие назначение платежа. Особый контроль проводится в отношении оплаты закупок, осуществляемых в отношении коммерческих структур. Для предотвращения хищений бюджета проводятся аукционы госзакупок. Преимущество получают поставщики с более высоким качеством продукции и низкими ценами.

    Штат лица формируется согласно расписанию, утвержденному вышестоящим органом. Внутри предприятия соблюдаются требования трудового законодательства. Четкое соблюдение правил приема, перемещения, предоставления отпусков, увольнения, оплаты сверхурочного времени, больничных листов – большое преимущество, предоставленное сотрудникам по сравнению с условиями труда работников коммерческих структур.

    Недостатки ведения государственных предприятий

    Имущество, находящееся в ведении предприятия, необходимо использовать по назначению, указанному в Уставе либо ином учредительном документе. При разрешении использования имущества в коммерческих целях суммы приходуются на счета учреждения. Для осуществления трат создается разрешительный документ. Расходование внебюджетных средств, полученных с использованием госимущества, допускается только по целевому назначению и согласно направления деятельности учреждения.

    В конце финансового года статьи сметы подлежат закрытию. Должностные лица финансового отдела осуществляют отчетность в вышестоящие органы. Остаток неиспользованных средств возвращается в бюджет. Перенос финансирования на следующий год запрещен. При возникновении остатков на счетах либо в кассе предприятия уплачивается на , сумма которого взыскивается с лиц, нарушивших требования бюджетирования.

    Минусом ведения кадрового учета предприятий является отсутствие возможности самостоятельного формирования штатного расписания. Прием служащих производится только на установленные штатом должности и в соответствии с утвержденным окладом. Допускается внутреннее совмещение должностей, не занятых другими сотрудниками.

    Виды государственных предприятий

    Приняты несколько видов государственных предприятий. Отличия состоят в способе владения и распоряжения имуществом. Установлены следующие виды:

    • Унитарное . Имущество лица находится в государственной собственности и передается в или хозяйственное ведение. Ведомства осуществляют полный контроль деятельности.
    • Коммерческое учреждение. Имущество передается в хозяйственное ведение. Деятельность осуществляется на основании Устава. Ведомства и министерства не контролируют деятельность. Рамки вмешательства ограничиваются величиной уставного капитала по отношению к сумме переданного имущества.
    • Казенное предприятие. Имущество передается в оперативное управление. Деятельность ведется только в структурах, доступных государственным органам. Продукция потребляется преимущественно государством.
    • Коммунальные унитарные учреждения. Имущество передается на правах оперативного управления. Предприятие входит в систему органов местного самоуправления.

    Государственный сектор – важная часть экономики страны. Контроль над деятельностью госпредприятий позволяет планировать ряд учреждений, имеющих важность для финансовой и другой независимости страны.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш