Авторские права на произведение

Автор, создавая свое произведение самостоятельно, исходит из своего видения сюжета и формы реализации идеи. Поэтому произведение появляется на свет обладающим оригинальностью и отличающимся по своей уникальности от другого схожего произведения по сюжету или теме. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Основное требование ГК РФ заключается в том, что данные объекты должны быть выражены в какой-либо объективной форме – письменной, устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ).

Обнародование либо необнародование произведения зависят только от воли автора. Если автор решил оставить произведение неизвестным широкому кругу читателей, то такая воля должна быть четко им выражена и в этом случае произведение не должно публиковаться.

Соответственно следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и, в частности, идею, тему, сюжет произведения, а также отдельно концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты авторское право не охраняет. Таким образом, можно по-разному описать один и тот же сюжет. Однако такие произведения могут быть связаны с другими, или основываться на них, например, к таким произведениям относятся переводы, обработки, составные произведения.

Закон также ничего не говорит о способах и критериях, пользуясь которыми можно определить, является ли творческое начало в произведении достаточным для того, чтобы оно охранялось авторским правом, также закон не раскрывает понятие творчества. Однако данный критерий является очень важным для признания охраноспособности произведения. Часто такие вопросы возникают по отношению к произведениям, выраженным одним или несколькими словами – названиям, заголовкам, афоризмам и др. Например, название "Чебурашка" является произведением, так как создано путем творчества Э. Н. Успенского.

Объекты авторского права не подлежат государственной регистрации, но при желании автор может их зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). В случае если объект прошел государственную регистрацию, то и все договоры, связанные с ним, будут подлежать регистрации в Роспатенте.

Объекты авторского нрава

Гражданский кодекс РФ (ст. 1259) не дает четкого определения понятия произведения, но закрепляет открытый перечень произведений, которые следует считать объектами авторского права.

  • 1. Литературные произведения. К ним относятся произведения, выраженные в любой символьно-словесной форме (художественные, научные и другие книги, рукописи, стихотворение, лекции и т.д.).
  • 2. Драматические и музыкально-драматические произведения , сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения.
  • 3. Произведения изобразительного искусства. Особенности их правового режима определены в ст. 1292–1293 ГК РФ. Исходя из положений ст. 1293 ГК РФ, при передаче исключительного права на произведение изобразительного искусства за автором остается право следования (см. подпараграф 3.4 .3).

4. Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства. В научной литературе произведениями декоративноприкладного искусства считаются художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека.

Нельзя не упомянуть и о произведениях народного творчества. Они исключены из объектов авторского права, поскольку в силу своей "древности" в большинстве случаев не имеют автора, действия исключительных прав истекли, в связи с чем произведение находится в общественном достоянии. К таким произведениям относятся кустарные промыслы и произведения народного декоративно-прикладного искусства. В тоже время, если автор произведения известен, то такое произведение попадает под действие авторского права.

В случае если фольклор, положенный в основу рекламы или другого произведения, перерабатывается благодаря творческому труду, то авторы производных произведений (переработок и т.п.) приобретают соответствующие авторские права. В тоже время другие лица могут использовать тот же фольклор в своей деятельности, но такое использование должно обладать оригинальностью и не пересекаться с переработанным произведением других лиц.

  • 5. Произведения архитектуры. Права на данные объекты регулируются ст. 1294 ГК РФ. Специфика правового режима данных объектов выражается, прежде всего, в наделении их авторов дополнительными правами:
    • правом на осуществление авторского контроля над разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта;
    • правом требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.
  • 6. Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. К последним можно отнести, например, голографии, телеиммерсию, слайды и т.п.

Любое использование данных объектов должно сопровождаться получением разрешения от автора либо иных правообладателей. Однако для данных объектов предусмотрены случаи их использования без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения.

7. Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

Объектом охраны в данном случае выступает творческий труд автора карты, плана и т.д.

Статья 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ "О геодезии и картографии" определяет, что исключительные права на результаты геодезической и картографической деятельности признаются и осуществляются в соответствии с ГК РФ.

В Постановлении Правительства РФ от 03.08.2012 № 793 "О распоряжении исключительным нравом РФ на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии".

8. Производные произведения. Произведение, созданное на основе уже существующих произведений, относится к производным. Оно представляет собой переработку другого произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки музыкальных произведений, киносценарии по чьим- либо романам и т.д.).

При переработке произведения должно быть получено разрешение его автора или иного правообладателя. При этом ГК РФ предусматривает случаи, при которых испрашивания такого разрешения не требуется. Однако такая переработка должна обладать творческим характером и появиться на свет только благодаря самостоятельной творческой деятельности лица.

Правообладатель может передать права на перевод, как вид переработки произведения на один язык одному лицу, а права на использование данного произведения в постановке или фильме – другому. В этом случае и первый, и второй субъекты будут обладать самостоятельными исключительными и неимущественными правами на созданные ими производные произведения.

Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

Авторские права признаются за переводчиком вне зависимости от правомерности перевода, а вот реализовать эти права такой автор может только с разрешения авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке, авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Данные права должны быть получены автором до момента реализации возникших исключительных прав у автора производного произведения. О необходимости получать разрешение автора на перевод и иную переработку, а также на включение результата творческой деятельности в качестве части составного произведения говорится в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г. (Бернская конвенция).

9. Составные произведения. В таких произведениях охраняется творческий труд но подбору или расположению материалов, вне зависимости от того, являются ли положенные в его основу произведения объектами авторского права. В результате такого труда рождаются сборники и другие подобные составные произведения.

Под охрану подпадают структура сборника и творческий труд но подбору материала, вводная статья и все те материалы, которые позволили сборнику стать уникальным. Но необходимо помнить, что к автору-составителю не переходят права авторов отдельных статей или материалов, из которых состоит сборник. Права на произведения, вошедшие в составное произведение, охраняются независимо от авторского права на сборник, возникшего у составителя. Сохраняемые за авторами права на произведения, вошедшие в сборник, позволяют использовать авторам эти произведения независимо от издания в целом. Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, могут передать эти исключительные права издателю, составителю или другим лицам, либо эти исключительные права могут перейти к издателю или к составителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Следует отметить, что не всякий сборник является объектом авторского права, поскольку не всякая деятельность по его составлению носит творческий характер. Так, например, авторским правом не будут охраняться сборники правовых актов, расположенных по времени их издания. Однако сборники правовых актов, которые созданы творческим трудом, являются охраноспособными (например, если в них предложена удобная схема поиска материала, указаны всевозможные ссылки на историю создания акта и практику применения и т.д.).

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий.

10. Письма , дневники и другие документы личного характера. Такие объекты, с одной стороны, являются записями, содержащими персональную информацию, информацию о частной (личной и семейной) жизни лица, а с другой – творческим трудом автора, поэтому правовая охрана данным РИД определяется исходя из этих положений. Они охраняются нормами Конституции РФ и защищаются нормами Уголовного кодекса РФ (УК РФ) о неприкосновенности частной жизни, которая состоит из личной и семейной тайны, Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" и другими нормативными актами. В соответствии с этими законами в случае отсутствия согласия автора писем на опубликование, такие действия не могут быть выполненными и будут считаться противозаконными.

Среди писем выделяют письма в редакцию. В отличие от писем частного характера они могут быть опубликованы редакциями газет и журналов (за исключением случаев, когда в письмах содержится запрет на публикацию). В соответствии со ст. 42 Закона от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

11. Название произведения , персонаж произведения. Авторские права распространяются на часть произведения, на сто название, персонажей, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ, т.е. эти выражены в какой-либо объективной форме. В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) от 28.09.1999 № 47 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.

Ярким примером являются созданные Э. Успенским образ и название героя мультфильма "Чебурашка". В данном случае охраняться будут и описание образа, и название персонажа.

Э. Успенский творческим трудом переделал существовавшее слово "чебурахнуться" и описал своего героя.

  • 12. Форма изложения новости , события журналистами. В данном случае охраняется творческий труд по изложению новости, события журналистами. Сами по себе новости как произошедшие события творческим характером не обладают, но рассказ о них журналиста в случае приложения его творческого труда становится объектом авторского права. Охраняется сама форма изложения сюжета, т.е. творческий подход подачи материала обществу. Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.) неоригинальны, представляют собой простое, механическое, нетворческое изложение событий и фактов и потому авторским правом не охраняются. Исключение указанных объектов из числа охраняемых основывается на нормах Бернской конвенции: "охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации" (п. 8 ст. 2).
  • 13. Официальные документы исключаются из-под правовой охраны авторских произведений, хотя они и создаются определенными физическими лицами и в порядке выполнения служебных обязанностей. Исключением они являются но той причине, что говорить об авторах можно на стадии первого чтения, далее они становятся коллективным трудом лиц, участвующих в обсуждении, например, законопроектов. Кроме того, они изначально предназначены для широкого использования, которое должно быть беспрепятственным и оперативным. Поэтому с того момента, когда они получают официальный статус (утверждаются соответствующим государственным органом) они не охраняются авторским правом.

До того как закон, судебное решение, перевод, флаг, герб, знак и т.п. будут утверждены или приняты в качестве официального или государственного документа, символа или знака, они существуют как произведения науки, литературы и искусства и охраняются авторским правом. Право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику) (ст. 1264 ГК РФ).

Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.

При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющие подготовку официального документа, разработку официального символа или знака.

После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика. Однако сам разработчик в дальнейшем имеет право указывать себя в качестве автора законопроекта или официального символа.

14. Оригинал произведения. Правовой режим оригинала произведения предусматривает отчуждение автором оригинала рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного, в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное (ст. 1291 ГК РФ). В то же время, если отчуждение оригинала произведения проводится его собственником, не являющимся автором произведения, но обладающим исключительным правом на произведение, то исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное (ч. 2 сг. 1291 ГК РФ).

Если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения:

  • демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения;
  • воспроизводить оригинал этого произведения в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции;
  • передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Правила об отчуждении оригинала произведения и исключительного права на произведение, относящиеся к автору произведения, распространяются и на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение (п. 3 ст. 1291 ГК РФ).

В свою очередь автор произведения изобразительного искусства обладает правом требования от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения, которое является и правом доступа. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору (ст. 1292 ГК РФ).

15. Программы для ЭВМ. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

Программа для ЭВМ охраняется как литературное произведение. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации программы для ЭВМ или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Авторские права распространяются на все виды программ для ЭВМ, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, алгоритм, выражающий последовательность операций, которые должны привести к определенному функциональному решению.

Если программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (но заказу), исключительное право на такую программу или базу данных принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком ие предусмотрено иное (ст. 1296 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1297 ГК РФ, если программа для ЭВМ или база данных создана при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали ее создание, исключительное право на такую программу или базу данных принадлежит подрядчику (исполнителю). Договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком может быть предусмотрено иное.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, которая осуществляется по желанию правообладателя.

Согласно ст. 1262 ГК РФ правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может зарегистрировать такую программу или базу данных в Федеральной службе но интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Существует возможность регистрации названия программы как товарного знака, если такое название обладает уникальностью и данный товарный знак предполагается использовать для определенной группы товаров.

Не подлежат государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Если лицо желает зарегистрировать программу для ЭВМ или базу данных, то оно может подать заявку на государственную регистрацию в Роспатент. Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для ЭВМ устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

При положительном результате проверки Роспатент вносит программу для ЭВМ в Реестр программ для ЭВМ, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации (см. Приказ Роспатента от 26.03.2004 № 41 "Об изменении формы свидетельства на официальную регистрацию программы для ЭВМ, формы свидетельства на официальную регистрацию базы данных, формы свидетельства на официальную регистрацию топологии интегральной микросхемы") и публикует сведения о зарегистрированной программе для ЭВМ в своем официальном бюллетене.

В случае если программа для ЭВМ или база данных зарегистрированы, то государственной регистрации подлежат:

  • договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ;
  • переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора.

Сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ на основании зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа и публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Сведения, внесенные в Реестр программ для ЭВМ, считаются достоверными, пока не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставленных для государственной регистрации сведений несет заявитель.

16. База данных – это представленная в объективной форме, например, на диске, совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), представленных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Воспроизведение баз данных или их существенных частей запрещено (подп. 2 п. 1 ст. 1273 ГК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 1270 ГК РФ под переработкой базы данных понимаются любые ее изменения, в том числе перевод с одного языка на другой, за исключением адаптации, т.е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Использование базы данных должно разрешаться правообладателем. Лицам, правомерно владеющим экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных, разрешено без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения:

  • 1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и храпение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;
  • 2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что она предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях, чем цели, указанные выше, и должна быть уничтожена, если владение экземпляром таких программы или базы данных перестало быть правомерным.

Авторское право это совокупность установленных и охраняемых государством норм права, регулирующих отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства. Субъектом авторского права является автор – создатель творческого произведения (объекта авторского права). Его права – авторские права и призвано охранять авторское право. Основное назначение авторского права это охрана авторских прав. К ним относятся:

1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.

При этом исключительные права являются имущественными, а прочие из вышеприведённых неимущественными. При создании некоторых произведений, например, произведений изобразительного искусства авторы имеют и другие права, например, право доступа, право следования. Многие авторы не уделяют достаточного внимания неимущественным правам, однако следует принимать во внимание что возможность их реализации во многом связана с возможностью осуществления исключительных прав. Кроме того осуществление неимущественных прав сопряжено с повышением престижа и имиджа автора.

Поскольку авторское право обширно по форме и глубоко по содержанию мы остановимся только на его наиболее важных положениях и особенностях.

Автор произведения и право авторства

Прежде всего, надо разобраться, кто считается автором произведения. Согласно закону автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом в Законе нигде не разъясняется, что признаётся «произведением» и что такое «творческий». Эти обстоятельства дают возможность расширительного толкования этих терминов и соответственно понятия «автор». Однако при дальнейшем изучении авторского права и соответствующей области судебной практики следует прийти к выводу о практической нецелесообразности четкого определения этих терминов, т.к. любые четкие определения оставляют за бортом ряд ценных для культуры произведений.

Следующим важным положением является положение об авторстве - лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Многие юристы трактуют это положение следующим образом – авторские права (в том числе и право авторства) возникают по факту создания произведения. А что является фактом? Опять нигде не написано. Но понятно и следует из практики, что должны быть доказательства существования данного произведения на данный момент времени за подписью данного автора. И в принципе этого достаточно. Но на практике опять-таки сложнее – имеет значение достоверность и форма доказательств.


О подтверждении и регистрации авторских прав

В Законе написано, что «для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей» (ст. 1259 п.4 ГК РФ). Тем не менее, предусмотрена возможность государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных. Значит, регистрация все-таки имеет значение! А как же другие произведения? Так или иначе, для многих произведений их регистрация осуществляется. Это происходит при оформлении договоров на публикацию произведений в издательствах и журналах, заключении авторских контрактов, договоров авторского заказа. Однако, во многих случаях надежность таких регистраций невысока вследствие пролонгированности таких процедур или ненадежности контрагентов. Кроме того, авторы часто по разным причинам не могут или не хотят публиковать свои произведения. На самом деле надёжное подтверждение авторских прав необходимо и во многих других случаях – без этого невозможно отстоять свои авторские права.

Наиболее действенной формой доказательства авторства (или подтверждения авторства) произведения и соответственно авторских прав является регистрация произведения в том или ином виде. Эффективность такой формы доказательств подтверждается практикой. В этих случаях могут помочь регистрации в независимых организациях, однако надо внимательно подходить к выбору такой организации.


Обнародование произведения

Важным положением авторского права является положение (ст.1259 п. 3): «Авторские права распространяются как на обнародованные , так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме».

Несмотря на то, что правовая охрана авторских прав обнародованных и необнародованных произведений ничем не различается, обнародование является очень весомым аргументом в пользу подтверждения этих прав. Практически очень важным является указание о распространение авторских прав на «произведения, выраженные в какой-либо объективной форме». При этом важно не то, что произведение должно быть выражено в «объективной» форме, что казалось бы само собой разумеется. Важна именно данная конкретная форма выражения, именно она подлежит правовой охране. Под объективной формой выражения понимается всё произведение в данном выражении от начала до конца, включая название (если оно есть). Если же произведение (или суть произведения) выразить в другой форме выражения, то эта другая форма подлежит отдельной правовой охране. Так, например Петр Ильич Чайковский создал оперу «Евгений Онегин», которая в музыкальной форме отражала суть поэтического произведения Александра Сергеевича Пушкина. Правда при этом он использовал и стихи поэта, на что, наверное, было разрешение его наследников. А Джон Крэнко поставил балет «Евгений Онегин», т.е. выразил сущность произведения уже в хореографической форме, хотя и использовал при этом музыку П.И. Чайковского. В этом случае за давностью лет уже не требовалось получать разрешение на переработку произведения. В приведенных примерах Петр Ильич Чайковский и Джон Крэнко создали новые произведения, которые по современным нормам следует отнести к сложным объектам интеллектуальной собственности. Эти произведения содержат в качестве части сложного объекта как вновь созданные авторские произведения, так и заимствованные. При этом вновь созданные авторские произведения могут иметь самостоятельное значение, а значит, имеют правовую защиту.

Уже даже эти несложные примеры частично показывают хитросплетения вопросов авторского права, которые могут встречаться. В реальной же практике встречаются и гораздо более сложные вопросы.

Право на имя

Право авторства сопряжено с правом автора на имя ст. 1265 ГК РФ: «правом использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения». Здесь следует отметить, что использование псевдонима тоже должно быть каким-либо способом зафиксировано, иначе доказать авторство в этом случае не представится возможным.


Исключительное право

Одним из основных авторских прав (а многие считают самым важным) является исключительное право на произведение. Это право предусматривает исключительные права на использование произведения, т.е. право использования произведения принадлежит только и исключительно правообладателю. Изначально это право принадлежит автору. Но автор может передавать это право другим лицам как физическим, так и юридическим, которые становятся в этом случае правообладателями. Часто это право передается ещё до создания произведения, например в случае заключения договора авторского заказа с полным отчуждением авторских прав. Исключительное право предусматривает многочисленные варианты использования произведения, например, воспроизведение, распространение, публичный показ. Перечисление всех вариантов использования произведения с определением терминологии и указанием условий использование не может быть приведено в данной статье из-за его значительного объёма (см.: ст. 1270 ГК РФ).

Изъятия исключительного права

Очень важно принимать во внимание изъятия из исключительного права , а именно положения, которые позволяют использовать с ограничениями произведения автора. Так возможно без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (ст. 1274 ГК РФ):

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях (и других) правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем.

Есть и другие изъятия. Во многих случаях эти изъятия объяснимы и оправданы, т.к. связаны, в основном, со свободой обмена информацией. Но с помощью манипулирования этими положениями можно в значительной мере использовать многие произведения, хотя в ряде случаев требование обязательного указания имени автора содействует продвижению произведения. Ограничить нежелательное использование произведений авторы могут с помощью положения о специальным запрещении публикации произведения без разрешения правообладателя.

Авторам также необходимо принимать во внимание, что авторское право охраняет произведение только в той форме, в которой оно выражено при создании, а не содержание этого произведения. Поэтому возможно практическое использование положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, за исключением практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.


Неприкосновенность произведения

Необходимой составляющей авторского права является также право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ). Данное право не позволяет без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями, а также извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора. Эти положения достаточно полно защищают права автора, но при этом надо принимать во внимание возможность создания пародий (или карикатур) на произведения без разрешения автора (ст. 1274 п.3 ГК РФ). Созданные на какое-либо произведение пародии считаются самостоятельными, а не переработанными произведениями. Такие пародии могут значительно влиять на престиж и имидж автора – как подорвать их, так и повысить.

В данной статье мы привели наиболее важные для начинающих авторов положения и особенности авторского права. При этом решение затронутых в этих положениях вопросов и разрешение противоречий возможно с помощью сервисов предложенных на данном сайте.

Для регистрации произведений перейдите на страницу " Депонирование "
и нажмите одну из кнопок
" Самостоятельно " или " Через администрацию "

Для регистрации произведений малых форм перейдите на страницу " З

Авторские права - совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.

Лишь в начале 70-х годов экономические стороны этого права начали обсуждаться в науке. Пока еще авторское право не имеет такого же значения для экономистов, каким обладает патентная система. Поэтому зачастую происходит недооценка значимости подобной защиты с экономической точки зрения.

Одной из главных причин такой ситуации является то, что изначально авторские права и идея их защиты развивались в основном как правовая и социальная система. Но по мере того как человечество эволюционировало, и повышалась важность информации, авторское право, как часть интеллектуальной собственности, постепенно становится важнейшим нематериальным экономическим активом информационного общества. Сегодня оно больше не считается исключительно категорией права, а рассматривается в качестве неотъемлемой части активов фирм и богатства стран. Понятие авторского права служит основой развития различных отраслей промышленности, способствует росту добавленной стоимости, внешней торговли и рабочих мест. По некоторым данным, доля основанных на нем отраслей промышленности в мировой экономике в начале тысячелетия составила около 7,3% (примерно 2,2 триллиона долларов). При этом прирост в данных сферах - в среднем 5% в год, то есть быстрее, чем в среднем рост всей экономики планеты.

Источники авторского права

Рост значения данного права также явился результатом расширения среды, в которой оно действует. В 1996 году международное авторское право было зафиксировано двумя документами: были приняты два Интернет-договора ВОИС (Договор об исполнениях и фонограммах и Договор об авторском праве), после чего с помощью национального законодательства соответствующих стран оно начало применяться по отношению к экономическим сделкам в различных компьютерных цифровых сетях. Это дало толчок к взаимодействию и обмену опытом, усилению экономического эффекта данного Появились и местные источники авторского права. Развитие технологий, кроме того, позволило ввести новые формы управления им, являющиеся менее дорогостоящими и более точными, с помощью особых технических мер по защите. Благодаря таким технологиям возросли продажи продукции, находящейся под защитой авторских прав.

Оно стало неотъемлемой частью повседневной жизни, и сегодня мы работаем с формами творчества, которые двадцать лет назад было сложно даже себе представить. Продукция, находящаяся под защитой авторского права, на сегодняшний день включает в себя большую часть бизнеса.

Категории прав

Права имущественные и неимущественные;

Права исключительные и неисключительные.

Человек, который обладает авторскими правами на тот или иной объект, являющимися исключительными, имеет на его использование единоличное право и может запрещать использование этого объекта третьими лицами. Исключительные права на произведение возникают, когда автор не передал их (то есть не заключил договор о передаче исключительных прав) другим лицам.

Неисключительное право означает, что лицо, обладающее им, может использовать объект права, созданный обладателем исключительных прав, наравне с ним и другими лицами, имеющими разрешение на его использование этим же способом. Неисключительные права возникают, когда создается договор авторского права, если в нем прямо не предусмотрено другое.

Неимущественные права - это личные права (с ними нельзя совершать операций, как с имуществом: покупать, продавать, передавать, дарить, наследовать и т.д.).

Регистрация и защита авторского права

Данное право является одним из способов защиты то есть представляет совокупность норм права, отношений по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Срок авторского права - на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет непосредственно после его смерти. Бессрочно охраняются право на имя, право авторства и на защиту репутации создателя произведения.

Такая регистрация существует для того, чтобы показать, что на ее момент объект права существует объективно. Это может пригодиться для защиты авторских прав при столкновении интересов. Во всех странах, на которые распространяется об авторских правах, охраняются права на объекты, созданные жителями России, независимо от того, были ли они зарегистрированы, или от места их регистрации.

Международное авторское право, так же как и РФ, не требуют его регистрации для охраны. Однако, если нужно показать, что объект на момент регистрации существовал объективно, можно зарегистрировать эти правовые отношения в Российском авторском обществе. Если авторские права будут нарушены, дело должно быть рассмотрено в той стране, где произошло нарушение.

Субъекты авторского права

Субъектами являются:

3) переводчик (на собственный перевод).

Объекты авторского права

На основании статьи номер нашего государства, объектами, по отношению к которым применяется авторское право в России, являются произведения литературы, науки и искусства, независимо от их назначения, а также достоинств и формы выражения.

К ним относятся:

Авторское право в России имеют как произведения обнародованные, так и необнародованные, выраженные в любой объективной форме, включая устную и письменную (например, в виде публичного исполнения, произнесения и др.), в форме изображения, видео- и звукозаписи, а также в объемно-пространственной форме.

Признаки объектов

Следует при этом отметить, что объекты такого права имеют конкретные признаки:

То есть объект должен быть создан именно в результате творческого труда и закреплен на некотором материальном носителе (в форме изображения, письменной, видеозаписи или звукозаписи, объемно-пространственной) или выражен в устной форме, но обязательно в виде публичного выступления.

То есть, например, созданные в результате творческого труда автора водные узоры, которые можно наблюдать при работе фонтана, не будут объектом авторского права. Им охраняется только сам фонтан, поскольку он имеет объемно-пространственную объективную форму (камень, металл), а водные узоры ее не имеют.

Еще один пример: просто технический сбор материалов не является плодом творческого труда, поэтому его результат не считается объектом данного вида права. Музыка без авторского права - это, например, сборники лучших песен той или иной группы.

Виды объектов

Итак, на основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашей страны, объектами авторского права считаются:

Понятие авторского права распространяется и на различные программы, созданные для ЭВМ. Но, в отличие от других объектов, права на них можно оформить в федеральном органе исполнительной власти, работающим с Регистрация не является обязательной и осуществляется по желанию владельца.

Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом.

Например, персонаж Гарри Поттер, а также часть названия книги имеют авторские права, принадлежащие Дж.К. Роулинг вместе с правами на текст произведения.

Знак авторского права

Это латинская буква С (от слова "copyright", означающего "авторское право"), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) - буква С в круглых скобках.

Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство. Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Также и на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Защита авторских прав

Возникновение их напрямую связано с самим фактом создания объекта права.

В законодательстве нашей страны не существует особой процедуры регистрации прав авторства на произведение, за исключением регистрации их на программы для ЭВМ. Автором, согласно закону, является тот, кто создал объект, и он обладает следующими правами:

1) исключительным правом на само произведение;

3) правом на имя;

4) на неприкосновенность произведения;

5) на его обнародование.

Технические средства, предназначенные для защиты авторских прав

Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта.

Информация об авторском праве

Ей считается любая информация, идентифицирующая произведение, автора или другого правообладателя, а также об условиях использования объекта права, содержащаяся в оригинале или экземпляре произведения, появляется в результате сообщения в эфир или другим способом доведения произведения до всеобщего сведения, прилагается к нему, а также любые коды и цифры, в которых содержится подобная информация.

1) распространение;

2) воспроизведение;

3) перевод;

4) импорт;

5) переработку;

6) публичное исполнение;

7) публичный показ;

8) передачу в эфир;

9) сообщение по кабелю для всеобщего сведения.

Непосредственно после создания произведения автору необходимо иметь доказательство, что он обладал им на определенную дату. В случае спорных ситуаций это очень поможет. Такие доказательства можно получить с помощью специальной процедуры, называемой депонированием. Ее суть - принятие на хранение экземпляра произведения, а также фиксирование даты его предоставления с участием нотариуса. После этого будет выдано свидетельство о депонировании. С помощью этой процедуры можно документально зафиксировать наличие у автора экземпляра на определенную дату. Такое свидетельство - самая надежная защита в вопросе авторских прав.

Нарушение авторских прав

Их нарушение может повлечь административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Часто бывает, что нарушение авторских прав происходит по незнанию. Поэтому рекомендуется для оповещения третьих лиц о них использовать следующую формулу: знак "защита авторских прав" + имя автора (правообладателя) + год опубликования или его период. Однако по закону оповещать о праве авторства или использовать предложенный формат вовсе не обязательно.

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время в большинстве стран мира сложилась комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью и коммерциализацией объектов авторского права и смежных прав.

В соответствии со ст.1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру оно может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме также является объектом авторского права.

Субъектами авторского права являются соответственно авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. К ним относятся также компьютерные программы, базы данных, кинофильмы, видеофильмы и аудиопроизведения, полиграфическая продукция и т.д.

Создание и использование объектов авторского права привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства - авторского права. Понимание этой особенности экономического развития РФ позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.

Как только идеи воплощаются в произведения, возникает авторско-правовая охрана их формы - в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным созданием автора.

Практическая ценность закона зависит в первую очередь от того, насколько эффективно он исполняется. Так как авторам порой очень непросто самостоятельно реализовать свои права, то весьма распространённым является создание специальных организаций авторов, которые от их имени управляют определёнными авторскими правами. В частности, такие организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании получать для авторов гонорары.

Вся система охраны авторских прав будет лишена смысла, если творческая деятельность не будет поощряться и поддерживаться. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда от результата своей работы он получает доход, но это невозможно без опубликования и распространения произведения.

Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.

Одной из задач курсовой работы является исследование вопроса об исключительной природе авторских прав, напрямую связанного с целым рядом актуальных проблем, имеющих большое практическое значение.

Глава 1. Развитие авторского права

В средние века предшественниками авторского права были так называемые "привилегии". Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь "проводниками" божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно. Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым. Появляются права автора, издателя, книготорговца - лиц-участников создания, печати и распространения произведений, - которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью. Так, первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 года. Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву. Следовательно, авторские права сначала как в европейских странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений. Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России. В 1771 году книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, так как в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 года и отменена через 13 лет. В 1828 году появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст.420 т. Х ч.1., где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати. В XIX веке Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов. В 1830 году вышел закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", который фактически приравнивал авторские права и права собственности.20 марта 1911 года приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, так как этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права.29 октября 1917 года в постреволюционный период декрет "О государственном издательстве" предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет.26 ноября 1918 года декрет "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства.30 ноября 1925 года во время нэпа вышел закон "Об основах авторского права".16 мая 1928 года приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором. В 1960-80-х годах отношения, связанные с правами автора, регулировались:

Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года;

Многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре.

Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР.3 августа 1992 года, в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ ("Авторское право"), где появилось понятие охраны смежных прав.9 июля 1993 года президент Российской федерации подписал Закон "Об авторском праве и смежных правах". Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 года. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ.

Глава 2. Понятие авторского права и сфера его регулирования

2.1 Понятие и значение авторского права

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Основным нормативным актом в области авторского права является Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах » от 9 июля 1993 г.

Объекты

Объекты. Авторское право охраняет произведения науки, литературы и искусства, под которыми понимаются результаты творческой деятельности человека . Эти результаты охраняются авторским правом, если имеют оригинальный характер и выражены в какой-либо объективной форме, доступной другим лицам. Если произведение состоит из нескольких оригинальных частей, то каждая из них охраняется авторским правом, причем сама по себе.

Закон содержит примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом. Это литературные (включая компьютерные программы) и драматические произведения, кино-, теле- и видеофильмы, живопись, скульптура, графика, фотографии, произведения архитектуры и т.п. К объектам авторского права относятся также производные произведения (переводы, обработки, инсценировки) и сборники произведений и материалов (энциклопедии, базы данных).

Субъекты

Субъекты. Первоначальным носителем авторских прав всегда является автор, которым может быть только гражданин. Однако по ранее действовавшему законодательству в некоторых случаях первоначальными носителями авторских прав признавались юридические лица (киностудии, телестудии, издатели энциклопедий и др.); их авторские права сохраняют силу и в настоящее время.

Если произведение является результатом творчества двух или нескольких авторов, то все они считаются соавторами. Соавторство бывает нераздельным (если создан неделимый объект) или раздельным. Взаимоотношения соавторов определяются соглашением между ними.

Авторы зависимых произведений (переводчик, обработчик, составитель) могут использовать свое авторское право лишь в том случае, если получено согласие от автора основного (первоначального) произведения, например от автора оригинала.

Содержание авторских прав. Авторские права включают несколько различных правомочий. Некоторые авторские правомочия являются личными. Это право авторства (право считаться автором, право защищаться от присвоения авторства, т.е. от плагиата), право на имя (т.е. право на использование произведения под своим именем, под своим псевдонимом или без указания имени, анонимно), право на опубликование произведения, право на защиту произведения от искажений.

Личные права всегда принадлежат только автору; они не могут быть уступлены другим лицам. Кроме личных прав, автору принадлежит имущественное право , которое в законе названо «исключительное право на использование произведения».

Своим исключительным характером это право напоминает право собственности . Опираясь на это имущественное право, автор может осуществлять сам либо разрешать другим лицам:

воспроизводить произведение (тиражировать книгу, пластинку и т.п.);

распространять (продавать, сдавать в прокат и т.п.) экземпляры произведения;

публично показывать произведение;

публично исполнять произведение в театрах, концертных залах и т.п.;

сообщать произведение по радио, телевидению и т.п.;

переводить произведение на другие языки;

переделывать (перерабатывать) произведение.

Если какое–либо лицо осуществляет эти действия без согласия автора или иного владельца исключительных авторских прав, то оно нарушает авторские права.

Однако в некоторых случаях, прямо указанных в законе, произведение может быть использовано свободно, без согласия владельца авторских прав. К числу таких случаев относятся: цитирование, воспроизведение произведения в личных целях, воспроизведение некоторых актуальных произведений в газетах, по радио и телевидению, воспроизведение произведений для чисто информационных целей в газетах, по радио и телевидению, репродуцирование (ксерокопирование) в единичном экземпляре некоторых произведений без извлечения прибыли .

Срок действия авторского права . По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора, а после его смерти в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако ранее действовавшее законодательство предусматривало, что авторское право после смерти автора действует только 25 лет. Поэтому произведения авторов, умерших в 1967 г. или ранее, не охватываются новым законодательством и не охраняются.

Авторское право на произведение , созданное в соавторстве, охраняется вплоть до истечения 50 лет с даты смерти того соавтора, который пережил остальных соавторов. Если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован, то датой его смерти считается дата реабилитации.

Авторское право на служебные произведения и сложные составные произведения

Авторское право на служебные произведения и сложные составные произведения. Если произведение создано по служебному заданию, в рамках трудового договора (например, штатный фотограф журнала изготовил фотографию, журналист написал статью по заданию газеты), то такое произведение называется служебным.

По общему правилу личные авторские права на служебное произведение сохраняются за автором. А право на использование служебного произведения переходит к работодателю согласно трудовому договору, причем на весь срок действия авторского права. Таким образом, работодатель не обязан спрашивать согласие автора на использование служебного произведения или выплачивать ему какое-либо вознаграждение (кроме оплаты по трудовому договору). Однако это правило может быть изменено особым договором между автором и работодателем.

Особые правила определения владельца авторских прав установлены в отношении сложных составных произведений кино-, теле-, видеофильмов, называемых аудиовизуальными. В их создании участвует большое количество авторов (режиссер, сценарист, композитор, художник и др.). Закон исходит из того, что, участвуя в создании аудиовизуального произведения, все они передали свои исключительные авторские права изготовителю такого произведения (киностудии, продюсеру и т.п.), причем на весь срок действия авторских прав. Однако договором между изготовителем и автором может быть предусмотрен иной порядок использования произведения автора.

Авторские договоры

Авторские договоры. Это гражданско-правовые договоры, предусматривающие передачу отдельных прав на использование произведения. Они заключаются, как правило, в письменной форме. Срок действия договора определяют сами стороны.

Авторские права могут передаваться по договору в разном объеме. Например, по договору может быть передано только авторское право на издание произведения на русском языке, причем только в книжной форме. Но договор может предусматривать и более широкий объем передаваемых прав вплоть до передачи всех прав на использование произведения.

Авторские права на использование произведения могут передаваться как исключительные, и тогда автор лишается этих прав, а получатель становится монополистом в их использовании. Но авторские права по договору могут быть переданы и как неисключительные. В этом случае автор может передавать те же права третьим лицам.

Выплачиваемое по договору вознаграждение за передачу авторских прав определяется соглашением сторон. Закон ориентирует договаривающиеся стороны устанавливать вознаграждение в виде процента от дохода , получаемого от использования произведения.

Организация, получившая по договору исключительные права , может в свою очередь передать их другому лицу по новому договору, который тоже является авторским договором.

Коллективное управление имущественными авторскими правами

Коллективное управление имущественными авторскими правами . В некоторых сферах культуры и информации (радио, телевидение, концерты и т.п.) количество используемых произведений различных авторов очень велико, поэтому заключение индивидуальных договоров с каждым автором практически неосуществимо.

В этой связи в соответствии с законом об авторском праве авторы , создающие произведения, которые обычно используются в этих сферах (прежде всего - песни), поручили специальной организации - Российскому авторскому обществу (РАО) представлять их интересы в этих сферах и заключать от их имени авторские договоры. В свою очередь РАО заключает с организациями, действующими в указанных сферах (радио- и телеорганизации, концертные объединения и т.п.), генеральные авторские договоры. В соответствии с такими договорами организации получают право использовать любые авторские произведения, но обязаны периодически выплачивать РАО определенные суммы и, кроме того, сообщать РАО, какие именно произведения были ими фактически использованы. РАО выплачивает указанные суммы авторам использованных произведений. РАО имеет филиалы в основных регионах страны.

Защита авторских прав

Защита авторских прав . Защита производится в суде или арбитражном суде . Владелец исключительных авторских прав может требовать от нарушителя прекращения нарушения и возмещения причиненных ему убытков. Вместо взыскания убытков владелец авторских прав может потребовать в свою пользу доходы, полученные нарушителем от незаконного использования авторских прав, либо выплаты ему так называемой законной компенсации в размере до 50000 минимальных месячных оплат труда. Конкретный размер этой компенсации устанавливается судом.

Смежные права

Смежные права. По правилам, которые весьма сходны с авторским правом, охраняются так называемые «смежные права», под которыми понимаются права артистов-исполнителей на свои исполнения, права звукозаписывающих организаций на свои звукозаписи, а также права радио - и телестанций на свои передачи.

Крылова З.Г. Основы права. 2010

© 2024. errands.ru. Как заработать, сохранить и приумножить.