Лишение лицензии на продажу алкоголя. Аннулирование лицензии на алкоголь

МОСКВА, 16 авг - РИА Новости. Наделение Росалкогольрегулирования (РАР) правом аннулировать лицензии на розничную продажу алкоголя может помочь навести порядок на рынке, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты и представители отрасли. Однако они предсказывают непростую борьбу с нелегальной торговлей и опасаются "подводных камней".

О том, что РАР получило полномочия во внесудебном порядке самостоятельно аннулировать лицензии на производство, хранение, поставки и розничную продажу алкоголя, говорится в обнародованном в среду постановлении правительства от 14 августа. Лишиться лицензии магазины могут, в частности, за торговлю в ночное время, без маркировки и документов, а также по цене ниже минимальной, в запрещенных местах или несовершеннолетним покупателям.

Аннулировать лицензию в рознице ранее могли либо региональные чиновники, которые их и выдают, либо суд.

Внимание, есть нюансы

"Мы с пониманием относимся к тому, что у РАР появился такой рычаг регулирования", - сказал агентству "Прайм" исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейших ритейлеров в РФ, Илья Белоновский. По его мнению, нововведение направлено на обеспечение справедливой конкуренции на рынке розничной торговли алкоголем и в большей степени адресовано отдельным торговым точкам и небольшим сетям, которые практикуют торговлю алкоголем в обход закона. "Крупные розничные компании и так тщательно следят за исполнением норм закона", - добавил Белоновский.

Аннулирование такой лицензии может стоить бизнеса, потому что на алкоголь в небольших магазинах приходится львиная доля продаж, обратил внимание собеседник агентства.

Обеспечение единых правил для всех участников рынка - это один из главнейших вопросов, считает генеральный директор сети "Магнит" Сергей Галицкий.

"И если федеральное ведомство получает такое право (аннулирования лицензий - ред.), то это установит одинаковые правила для всех", - добавил собеседник агентства. В том числе, в борьбе с нелегальным алкоголем "РАР лишним не будет", считает он.

Галицкий указывает также на еще одну важную проблему.

"Ни одна нормальная, в здравом уме, розничная сеть не хочет, чтобы продавцы продавали алкоголь несовершеннолетним. Но когда у нас каждый день работает 20 тысяч, мы физически не можем каждого из них контролировать", - поясняет он. И если кто-то из кассиров вдруг нарушил правило, то от этого страдает компания, а не конкретный продавец, подчеркивает глава "Магнита".

Директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Михаил Сусов (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.) отмечает, что наделение дополнительными полномочиями РАР является логичным шагом в рамках ужесточения государственного регулирования алкогольного рынка. "Это очередной сигнал, что с алкоголем надо работать очень аккуратно. Мы уже давно поняли, что ужесточение регулирования алкогольного рынка - это неизбежность, это государственная политика. И мы ее разделяем, считаем, что все участники рынка должны быть дисциплинированными и должны правила выполнять", - прокомментировал он.

"В теории все звучит достаточно логично. Посмотрим, как это будет реализовываться на практике, не создаст ли это каких-то нерыночных препятствий, подводных камней", - продолжил Сусов.

"Любое дополнительное регулирование несет с собой дополнительную коррупционную составляющую", - добавил председатель координационного Совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев, заметив, что в нововведении видит и позитивную сторону - оно направлено на борьбу с теневым рынком. "Сети как федеральные, так и крупные региональные, предельно осторожны и аккуратны в плане исполнения законодательства. На нарушениях в виде продажи алкоголя ночью или продажи несовершеннолетним мы никогда не будем зарабатывать. Это теневой бизнес, который ведут палатки и маленькие магазины", - пояснил Пономарев.

Однако он не уверен, что дополнительные полномочия у РАР приведут в "обелению" таких коллег. "Там подпольная торговля ведется на доверии - в палатках круглосуточно отпускают алкоголь знакомым, это явление в России существует повсеместно. Я не уверен, что РАР имеет необходимый механизм, чтобы отслеживать подобную теневую торговлю", - подытожил он.

"Розница должна бояться"

Государство последовательно проводит реформу на алкогольном рынке, напоминает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Так, по его словам, в 2009-2010 годах была проведена реформа в сегменте производства, импорта и дистрибуции алкоголя, в результате которой произошло укрупнение рынка и сокращение вдвое его участников. Затем началась реформа в сегменте розницы. "Для того, чтобы с розницей разобраться идет процесс укрупнения. За 2012-2013 годы количество точек по продаже пива сократится раза в четыре, наверное, потому что с 1 января оно уйдет из киосков и будет продаваться только в магазинах. Само количество магазинов, я думаю, сократится раза в 1,5 раза из-за ряда ограничений (установленных законом о госрегулировании алкогольного рынка), плюс вводится декларирование, с которым не все справятся", - пояснил он.

Вместе с тем доля нелегальной водки остается высокой: по итогам 2011 года в легальной рознице было продано 55% легальной водки, 45% - нелегальной. "Переломить ситуацию пока не удается. Местные органы власти, местные контролирующие органы не справляют с вытеснением нелегальной водки, магазины по-прежнему продолжают ее продавать", - констатирует он.

"Поэтому возможность лишения лицензии в досудебном прядке, я думаю, будет очень позитивной мерой. Розница должна бояться. Если более менее какой-то порядок навели в сегменте производства, дистрибуции и импорта, то в сегменте розницы его навести пока не удается", - считает эксперт.

Приструнить нарушителей могут помочь выездные проверки. "Сразу за день обошли 100 торговых точек, увидели нелегальную продукцию - сразу лишили лицензии. Несколько таких показательных поездок, я думаю, дадут очень неплохой эффект", - добавляет он.

Хотя это, к сожалению, не значит, что весь нелегальный алкоголь уйдет с рынка - он перейдет в альтернативный сектор продаж (торговля с рук, увеличение спроса на алкогольные аптечные настойки, самогон и т.д.). "Потому что потребности в нелегальной продукции у потребителя есть, все-таки она дешевле", - признает Дробиз.

Крупные производители алкоголя тоже считают усилений полномочий РАР "больше плюсом, чем минусом" для рынка. "На рынке еще много заводов, которые по документам работают с минимальными объемами, а на самом деле - в полную мощь, поставляя на рынок контрафактный алкоголь. Если этот факт вскрывается, то все равно судебные разбирательства затягивают процесс, а в это время этот может продолжать производство. Так что усиление полномочий профильного ведомства может заставить "левых" производителей алкоголя лишний раз призадуматься", - сказал агентству представитель крупной алкогольной компании.

Ответственность за несоблюдение требований к обороту алкоголя предусмотрена двумя нормативными актами: Законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Кодексом об административных правонарушениях.

В первом случае речь идет о возможности приостановления или аннулирования лицензии на право осуществлять оборот алкогольной продукции, то есть о возможности ограничения осуществления нарушителем лицензируемого вида деятельности, а во втором - об административной ответственности в виде штрафа и конфискации предметов незаконной деятельности.

Пункт 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ содержит перечень оснований, по которым лицензирующий орган (налоговый орган, выдавший лицензию) может приостановить действие лицензии на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением требований к производству и обороту алкоголя:

невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;

непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;

неуплата в установленный срок лицензионного сбора;

использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;

использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи) и не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему в соответствии с требованиями статьи 8 Закона;

оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, а спиртосодержащей непищевой продукции, кроме того, с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 10.1 Закона

непредставление в установленный срок организацией в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме производства и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции;

поставки, закупка этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции без уведомления;

использование для производства этилового спирта и алкогольной продукции нового основного технологического оборудования с нарушением требований пункта 10 статьи 19 Закона N

нарушение требований пунктов 2.1 и 2.2 статьи 11 Закона N 171-ФЗ;

передача федеральных специальных марок и акцизных марок другой организации;

использование зарегистрированных товарных знаков, а также изобретений и промышленных образцов, защищенных патентами, после вступления в силу решения суда о незаконности их использования.

Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шести месяцев. В случае если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

После получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение десяти дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.

Для налоговых органов приостановление действия лицензии не является наказанием предприятия за совершение тех или иных действий, для них это скорее мера профилактики с целью предотвращения совершения противоправных действий в будущем. Для предприятия же это, безусловно, наказание, поскольку деятельность его парализуется, оно несет убытки, не выполняет обязательства по хозяйственным договорам, в результате чего несет ответственность и за их неисполнение. Однако судебное оспаривание решений налоговых органов о

приостановлении действия лицензий на основании пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ редки: обычно гораздо проще исполнить требования налогового органа.

Пункт 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ содержит перечень оснований, по которым лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа:

обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения такой лицензии;

поставки этилового спирта, в том числе денатурата, потребителям, не имеющим соответствующих лицензий или уведомлений;

оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона N 171-ФЗ либо с поддельными марками;

поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции организациям, не имеющим предусмотренных Законом лицензий;

невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии;

повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган;

производство продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на договорной или бездоговорной основе для организаций, не имеющих соответствующих лицензий;

повторное приостановление действия лицензии за совершение одного и того же нарушения в течение одного года;

непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование организации на соответствие лицензионным требованиям, контроль за эксплуатацией автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему и снятие с них показателей;

эксплуатация основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средствах фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом;

производство и оборот спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более установленного максимального содержания этилового спирта в спиртосодержащей продукции в соответствии с абзацем семнадцатым статьи 5 Закона N 171-ФЗ;

поставки денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным Законом перечню и концентрации денатурирующих веществ, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;

поставки этилового спирта организациям, не имеющим соответствующих лицензий, и повторные в течение года поставки этилового спирта без уведомлений;

неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

До вступления решения суда в законную силу лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии.

Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии обычно содержит решение о приостановлении действия лицензии до вступления решения суда в законную силу и является и для налоговых органов, и для предприятий прямой санкцией за совершение действий, расцениваемых налоговиками как противоправные.

Такие действия налоговых органов довольно-таки часто обжалуются, так как деятельность организации в таком случае практически прекращается и возобновить ее можно только в судебном порядке.

После того как налоговый орган вынес решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, это решение в течение трех дней в письменной форме доводится до предприятия (п. 4 ст. 20 Закона N 171-ФЗ). Решение о приостановлении действия лицензии обычно доводится таким же образом, так, как содержится в первом. После этого обычно наступает пауза, так как подготовка заявления в суд требует времени, да и налоговые органы особенно не спешат, поскольку считают, что основную часть своей работы они выполнили - пресекли противоправную деятельность. При этом налоговиков мало заботит то, что суд может и не удовлетворить их

заявление, а предприятие все это время не сможет функционировать. Возникает вопрос: а правомерны ли такие действия налоговых органов?

Казалось бы, все ясно: право на приостановление действия лицензии закреплено Законом, и нет никаких препятствий для того, чтобы налоговый орган реализовал его. Но не так все просто, в Законе не определен порядок принятия решения о приостановлении лицензии и не указано, что является в данном случае юридическим основанием для его принятия: заявление в арбитражный суд об аннулировании лицензии или решение о направлении в суд такого заявления. В связи с тем, что срок действия данной меры, которая по своей сути является обеспечительной в рамках судебного дела, ограничен моментом принятия судом решения по данному делу, решение о приостановлении действия лицензии не может быть принято до подачи лицензирующим органом соответствующего заявления в суд и вынесения судом определения о принятии этого заявления к производству. Поскольку решение о направлении заявления, во-первых, может быть не исполнено, во-вторых, может быть по тем или иным основаниям возвращено судом, а, следовательно, юридический факт, указанный в Законе как момент окончания течения срока, может не наступить. Это означает, что приостановление действия лицензии будет бессрочным, то есть фактически действие лицензии будет аннулировано, а таких полномочий Закон налоговому органу не дает. Позиция эта спорная, так как была сначала поддержана судом апелляционной инстанции, но потом отвергнута судом кассационной инстанции, хотя организация, оспаривавшая решение налогового органа, в заседании последнего суда не участвовала и отзыв на кассационную жалобу не направляла.

Таким образом, если налоговый орган без достаточных оснований вынес решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии и одновременно решение о приостановлении действия лицензии, то нужно незамедлительно обжаловать последнее решение в арбитражный суд и ссылаться на вышеизложенные доводы. Суд может, конечно, и отказать в удовлетворении требований, но может и удовлетворить их, в любом случае госпошлина при подаче заявления в суд составляет всего 2000 рублей. В заявлении в обязательном порядке должно содержаться ходатайство о приостановлении действия обжалуемого решения (об обосновании такого ходатайства см. выше).

Готовя отзыв на заявление налогового органа, необходимо внимательно изучить данный документ и соотнести содержащиеся в нем доводы с требованиями Закона. Налоговые органы часто расширительно толкуют Закон в части оснований для аннулирования лицензий, поэтому нередки случаи, когда в суд направляются заявления, в которых указаны основания для аннулирования, не содержащиеся в законе. Например, Законом в качестве основания для аннулирования лицензии предусмотрен случай поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции организациям, не имеющим предусмотренных Законом лицензий, а вот случай закупки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции у организаций, не имеющих предусмотренных Законом лицензий, Законом не предусмотрен. Если налоговый орган в этом случае требует аннулирования, его ждет отказ суда.

Очень часто налоговые органы полагаются на информацию, поступающую из органов внутренних дел. Последние, проведя оперативные мероприятия и выявив факты, являющиеся основанием для возбуждения уголовного дела, сообщают об этом налоговым органам. Те, в свою очередь, полагая, что переданная им информация достоверна и проверена, выносят решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии указанного в сообщении лица. При этом налоговики совершенно не задумываются о том, что выводы, сделанные оперативными работниками, носят предварительный характер, и в ходе следствия по уголовному делу переданная информация может быть подвергнута существенной корректировке либо вообще опровергнута.

Аннулирование лицензии должно производиться в случаях явного и грубого нарушения законодательства и должно быть соразмерно последствиям этого нарушения и формы вины организации. В Законе N 171-ФЗ в отличие от Кодекса об административных правонарушениях не сказано о том, что привлечение к ответственности в виде аннулирования лицензии возможно только при наличии вины организации. Но суды все же приходят к выводу, что привлечение к ответственности за нарушение правил оборота алкогольной продукции возможно по правилам, изложенным в Кодексе об административных правонарушениях.

/ от

14 августа было принято Постановление Правительства РФ от 14.08.2012 N 824 “Об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке” (далее – Постановление). Постановление наделяет Росалкогольрегулирование полномочиями по аннулированию лицензий во внесудебном порядке. Постановление вступает в силу по истечении семи дней с момента опубликования (на момент подготовки материала документ опубликован не был).

Основания для аннулирования лицензии во внесудебном порядке

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” (далее – Закон об обороте алкоголя) устанавливает три случая, когда лицензия может быть аннулирована во внесудебном порядке. Аналогичные основания для аннулирования лицензии повторяются и в Постановлении.

1. Поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) этилового спирта по цене ниже цены, установленной в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона об обороте алкоголя.

Напомним, что минимальная цена для поставки и закупки этилового спирта установлена Приказом Росалкогольрегулирования от 30.05.2012 N 132 “Об установлении и введении с 1 июля 2012 года цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) этилового спирта”. Такая минимальная цена (без учета акциза и налога на добавленную стоимость) на этиловый спирт из пищевого сырья составляет 35 руб. за 1 л безводного спирта.

Отметим, что ограничение по минимальной цене закупки или поставки этилового спирта не распространяется на некоторые виды жидкостей: денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головную фракцию этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового спиртов.

2. Поставка (за исключением экспорта), закупка (за исключением импорта) и розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с п. 5 ст. 11 настоящего Федерального закона.

Напомним, что в Российской Федерации минимальная цена для поставки, закупки и розничной продажи установлена только в отношении алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов. Такая минимальная цена варьируется в зависимости от разновидности алкогольного напитка и его крепости. Минимальные цены установлены Приказом Росалкогольрегулирования от 30.05.2012 N 131 “Об установлении и введении с 1 июля 2012 года цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов”.

В соответствии с данным Приказом различаются минимальные цены поставки и закупки алкогольной продукции у ее производителя и у посредников. Например, для водки крепостью 40 градусов минимальная цена закупки и поставки у производителя составляет 101 руб. за 0,5 л, а у посредника – 112 руб. Минимальная цена розничной продажи – 128 руб. за 0,5 л.

3. Нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных п. 2 и абз. 1 п. 5 ст. 16 Закона об обороте алкоголя.

Этими положениями Закона об обороте алкоголя установлен ряд требований и ограничений в отношении розничной продажи алкогольной продукции: требования к месту и времени продажи, к содержанию сопроводительных документов, запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним и др.

За нарушение правил розничной продажи теперь можно будет во внесудебном порядке лишить продавца лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Ранее за нарушение таких требований лицензия аннулировалась в судебном порядке.

Отдельно стоит отметить, что во внесудебном порядке лицензий будут лишать только за нарушение требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных федеральным законодательством. Например, требования о запрете продажи алкогольной продукции в ночное время (с 23 до 8 часов), установленного в абз. 1 п. 5 ст. 16 Закона об обороте алкоголя. Причем субъекты РФ вправе своими актами дополнительно запретить реализацию алкоголя и в иное время, однако только за продажу алкоголя с 23 до 8 часов можно будет аннулировать лицензию во внесудебном порядке.

Внесудебный порядок аннулирования лицензий

Аннулирование лицензий во внесудебном порядке при наличии оснований является обязанностью Росалкогольрегулирования.

Росалкогольрегулирование принимает решение об аннулировании лицензии при условии, что основания для аннулирования были подтверждены вступившими в законную силу постановлениями или судебными актами по делам об административных правонарушениях, вынесенными в отношении лицензиата.

Предоставлять Росалкогольрегулированию информацию о вступивших в законную силу постановлениях или судебных актах должны государственные органы, которые либо составили протокол об административных правонарушениях (для постановлений), либо обратились в суд.

Решение об аннулировании лицензии принимается в течение десяти дней с момента получения постановления или судебного акта. Если же дело об административной ответственности рассматривалось по инициативе Росалкогольрегулирования, десять дней отсчитываются либо с момента вступления в законную силу постановления Росалкогольрегулирования, либо с момента получения судебного акта, для вынесения которого Росалкогольрегулирование обратилось в суд.

Решение об аннулировании лицензии вступает в силу по истечении месяца со дня его принятия.

Документ:

Постановление Правительства РФ от 14.08.2012 N 824 “Об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке”.

Кepeнcкий И.B.

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2012-09-24 16:58:22 2016-03-19 17:36:51 Аннулирование лицензии на производство и продажу алкоголя без суда

Компания лишится алкогольной лицензии, если продает алкоголь без маркировки или с поддельными марками.

Чаще всего лицензии аннулируют по двум причинам: организация несвоевременно представила декларацию об объеме оборота алкогольной продукции или продавала алкоголь несовершеннолетним. Полный список оснований аннулирования алкогольной лицензии можно найти в Законе о регулировании алкогольной продукции: 21 причина лишиться лицензии в судебном порядке и шесть нарушений для аннулирования по административному решению Росалкогольрегулирования.

Чтобы аннулировать лицензию во внесудебном порядке, в Росалкогольрегулирование должен обратиться орган лицензионного контроля. Например, в Москве такой орган - городской Департамент торговли и услуг.

Департамент отвечает за торговлю, розничные рынки, ярмарки выходного дня, региональные и специализированные ярмарки, обеспечивает продовольственную безопасность. Оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции также в его ведении.

Суд может отказать в приостановлении или аннулировании лицензии, если обращение будет исходить от другого органа.

Например, в деле № А19-16844/2012 администрация города приостановила действие лицензии по представлению МВД. Но суд указал, что в компетенцию полиции не входит контроль и надзор за оборотом алкогольной продукции. А значит, решение лицензирующего органа, которое вынесли на основании представления МВД, незаконно.

Организациям нужно строго соблюдать требования законодательства, поскольку аннулировать лицензию могут даже из-за небольшого нарушения. Большинство судов поддерживают госорган, но некоторым компаниям удается обжаловать решения департамента.

Как опровергать доводы ведомства

В суде заявите, что последствия аннулирования лицензии несопоставимы с тяжестью нарушения. ВАС разъяснял, что приостановление или аннулирование лицензии - это не административное наказание в смысле КоАП, а специальная предупредительная мера.

Эту санкцию можно применять лишь в исключительных случаях. Мера должна соответствовать степени нарушения, требованиям справедливости, быть соразмерной характеру деяния.

Если компания несистематично пропускала сроки предоставления декларации, такое нарушение не может быть достаточным основанием для того, чтобы аннулировать лицензию. Например, лицензиат не представил в срок декларации об объеме розничной продажи алкоголя за два квартала.

Суд отказал московскому департаменту и обосновал это следующим. Нарушение не причинило значительного ущерба публичным интересам и не привело к иным неблагоприятным последствиям. Государственный орган не доказал, что компания продолжает противоправную деятельность.

Аналогичные выводы суды делали при рассмотрении спора, в котором компания повторно нарушила сроки представления декларации.

В другом деле Департамент торговли и услуг Москвы просил суды аннулировать алкогольную лицензию.

Коллегия по экономическим спорам ВС выявила, что компания не подала декларацию о розничной продаже пива. Верховный суд отметил, что нарушение исключительно правил декларирования объемов розничной продажи пивных напитков не может повлечь аннулирование алкогольной лицензии.

Не аннулируют лицензию, если организацию уже привлекали к административной ответственности за нарушение и она уже понесла наказание - заплатила штраф в размере 200 тыс. руб. Контрафактную алкогольную продукцию конфисковали; для определения подлинности марок общество приобрело спецоборудование, неблагоприятных последствий нет.

Кроме того, компания сохранит за собой разрешение на оборот алкогольной продукции, если нарушение было несущественным.

Например, когда предприятие допустило техническую ошибку в юридическом адресе или в торговом зале магазина проверяющие обнаружили одну бутылку ликера без акцизной марки. Суд посчитал это нарушение несущественным и признал незаконным решение департамента об аннулировании лицензии.