Образовательная лицензия. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка На что можно получить лицензию

Чтобы самостоятельно получить лицензию на такси в Москве и Московской области необходимо соответствовать всем требованиям настоящего законодательства. Актуальная нормативная база, которая касается лицензирования права для осуществления перевозки населения, рассматривает многие вопросы этой сферы. Главная цель федерального законодательства - устранение нелегальных таксистов на дорогах.

С 2015 года, согласно закону, перевозка граждан больше не является привычной для многих подработкой, а, напротив, считается полноценной работой. Именно поэтому таксисты, перевозящие людей, должны быть трудоустроены по всем правилам ТК РФ, то есть с занесением данных в трудовую книжку. Это значит, что работник должен получать все соцгарантии. Давайте более подробно рассмотрим вопрос, как получить лицензированный документ на извоз граждан в столице и Московской области.

Какие варианты получения разрешительного документа на перевозку населения существуют в настоящее время?

  • Лицензировать деятельность согласно действующему закону вправе организации, а также ИП. Без получения лицензии оказание таких услуг считается противозаконной деятельностью.
  • Оформить разрешительный документ на работу в такси на территории Москвы и области без открытия ИП. По факту, это значит, что вы, как таксист, имеющий статус ИП работаете в такси по заключенному трудовому договору в компании, которая занимается извозом населения на основании уже полученного лицензированного документа.

Где оформить лицензию на такси?

Лицензии на извоз граждан в Москве выдает Минтранс РФ. Подать заявление на регистрацию своей деятельности можно с помощью:

  • всероссийского сайта госуслуг, где необходимо быть зарегистированным в качестве юрлица или индивидуального предпринимателя;
  • портала госуслуг непосредственно относящегося к территории Московской области;
  • обращения в МФЦ.

Каким образом можно получить лицензию на такси без ИП?

​Если вам требуется лицензировать оказание услуг по извозу населения без ИП, тогда вам следует составить соответствующий договор с юридическим лицом или частным предпринимателем, которые уже успешно получили лицензию и занимаются извозом граждан официально в Москве и области.

Как правило, такой документ можно оформить сроком на пять лет. Чтобы оформить договор на осуществление частного извоза на личном ТС и получить необходимый разрешительный документ на такси, вам понадобится следующая документация:

  • правильно оформленное заявление;
  • ксерокопия паспорта страниц с фотографией и пропиской;
  • ксерокопия документации на машину;
  • договор аренды, при покупке авто в лизинг;
  • доверенность, заверенная у нотариуса, если за вас бумаги передает третье лицо.

Как получить лицензированный документ на такси юрлица или индивидуального предпринимателя?

Если вы являетесь частным лицом, а не организацией, то сначала вам потребуется стать индивидуальным предпринимателем. Подать заявление на регистрацию себя в качестве ИП можно:

  1. через сайт госуслуг;
  2. лично через ФНС.

Если вы уже зарегестрировали предпринимательскую деятельность, то чтобы оформить лицензию на извоз граждан, вам нужно прийти вближайшем МФЦ или получить соответствующий разрешительный документ через сайт госуслуг.

Стать официальным таксистом вы сможете после передачи полного пакета документации, в который входят:

  1. Грамотно заполненное заявление.
  2. Ксерокопии паспорта и свидетельства на машину.
  3. Договоры аренды, в случае приобретения авто в лизинг.
  4. Заверенная нотариально доверенность, в случае если вместо вас обращается третье лицо.
  5. Чек об уплате госпошлины.
  6. Ксерокопия свидетельства ИП или ЮЛ.

Согласно нормам действующего законодательства лицензированный документ выдается в течение 30 дней после передачи всех бумаг в соответствующий орган власти. Оформленная лицензия имеет срок действия, который обычно не превышает пяти лет.

После того как срок лицензии закончится, вам потребуется либо продлить ее, либо аннулировать.

Разрешительная бумага на осуществление извоза граждан представляет собой бланк, в котором должны быть указаны следующие данные:

  • Информация из паспорта владельца документа;
  • Тех.характеристики ТС, на котором будут осуществляться перевозки;
  • Название органа, выдавшего лицензию;
  • Данные о работодателе, обладающем лицензией;
  • Номер, дата и место выдачи лицензированного документа.

Какие требования предъявляют к таксистам и какие ограничения могут сопровождать их?

Физлицо, которое подает заявление на получение лицензированного документа, должно соответствовать следующим требованиям:

  • иметь опыт вождения минимум пять лет;
  • пройти технический осмотр транспортного средства, на котором планирует работать;
  • иметь в наличие таксометр;
  • получить спецразметку, которая представляет собой изображение шашек на боковых частях ТС;
  • иметь подсветку в виде плафона желтого или оранжевого оттенка.

Оригинал лицензии должен быть всегда в салоне машины, которая используется непосредственно для перевозки граждан. В случае утери документ можно восстановить на бесплатной основе. Для этого понадобится подать письменный запрос в орган, который выдавал документ.

Аннулировать лицензию можно, в случае:

  • отказа от соблюдения требований и норм;
  • если ТС, используемое для извоза, не принадлежит заявителю;
  • если заявитель не владеет машиной по договору лизинга.

Какие требования предъявляются к транспортным средствам для осуществления извоза населения?

На сегодняшний день многих людей интересует вопрос оформления лицензированного документа на такси. Но прежде чем оформлять его, важно убедиться, что ваше транспортное средство соответствует всем требованиям для осуществления извоза. Для Москвы и Московской области при получении лицензии необходимо, чтобы ваш автомобиль имел желтый цвет. Помимо этого существует еще несколько немаловажных требований, среди них наличие:

  • на руках у водителя действующей документации, подтверждающей прохождение технического осмотра;
  • у таксиста таксометра, наклеек в виде шашек, желтого плафона на крыше авто;
  • рации или устройства с возможностью интернет-соединения для получения заказов;
  • автостраховки на ТС.

Условия оформления лицензии

Обязательными условиями для оформления разрешительного документа на извоз населения являются следующие моменты:

  1. Собственник транспортного средства должен являться гражданином РФ.
  2. Авто должно быть оформлено в РФ.
  3. Легковая машина должна иметь от 4 до 6 мест вместе с водителем.
  4. Авто должно быть желтым или белым.

Цена на лицензию в столице и области

Цена лицензирования не фиксирована. Ее стоимость устанавливается местной администрацией. Кроме цены за лицензию, получатель должен будет внести госпошлину.

Стоимость лицензионного документа на извоз без открытия ИП:

  • получение разрешительного документа составляет 3-5 тысяч рублей, по времени занимает от 7 до 21 дня;
  • срочное получение желтых номеров составляет 10-14 тысяч рублей, оформляется в течение трех дней.

Доп.затраты на покраску авто и установку оборудования:

  1. установка таксометра - до десяти тысяч рублей;
  2. шашка с надписью такси и оформление разметки в виде шашек с боковых частей авто - до пяти тысяч рублей;
  3. окраска или оклейка ТС - 10-15 тысяч рублей;
  4. покупка рации или устройства с поддержкой интернет-соединения - 5 -15 тысяч рублей;
  5. для индивидуального предпринимателя бланки и квитанции, кассовый аппарат - 2-3 тысячи рублей;
  6. без оформления индивидуального предпринимательства - кассовый аппарат.

Какое наказание грозит за незаконную деятельность?

Противозаконный извоз граждан без получения соответствующего лицензированного документа может грозить штрафом в 30 тысяч рублей, а при новом нарушении повторным штрафом в том же размере и лишением возможности управлять ТС на полгода.

Как узнать подлинная ли лицензия у таксиста?

Проверить на подлинность лицензию у таксиста можно, обратившись на сайт МинТранса РФ. Для этого вам потребуется скачать базу данных и проверить номер документа на наличие. Кроме этого способа, проверить лицензию можно на сайте госуслуг.

Таким образом, чтобы заниматься частными перевозками населения в Москве и Московской области вам потребуется либо стать индивидуальным предпринимателем, либо получить соответствующее разрешение на работу в службе такси.

Что нужно для получения лицензии охранника?

  • Пройти медкомиссию. В справке должны быть подписи врача-нарколога, психиатра, офтальмолога, дерматовенеролога, отоларинголога, хирурга, невролога и терапевта. Также нужно пройти дактилоскопическую экспертизу.
  • Определиться с разрядом, по которому вы будете обучаться на охранника. Четвертый разряд дает право на использование спецсредств (наручников, резиновых палок, бронежилетов и т. д.). При пятом разряде помимо спецсредств можно использовать гражданское оружие самообороны (газовые и бесствольные пистолеты и револьверы). Шестой разряд позволяет использовать спецсредства, гражданское оружие самообороны и служебное огнестрельное оружие (пистолеты, ружья, револьверы).

Охранники, имеющие любой из 3 разрядов, имеют право на официальное трудоустройство в любое ЧОП. После получения лицензии они периодически проверяются сотрудниками ОВД на соответствие квалификации.

  • После того как нужный разряд определен, следует выбор заведения, обучающего охранников различных разрядов и категорий. Как правило, такие заведения являются коммерческими.
  • Когда выбор обучающего заведения будет сделан, нужно прийти в него и осмотреться: есть ли хорошие условия для обучения, лицензия на право обучения охранников и т. д.
  • По завершении обучения выдается «Свидетельство о присвоении квалификации частного охранника». С этим свидетельством нужно идти в лицензионно-разрешительный отдел (ЛРО), где получить лицензию охранника можно после подачи заявления с необходимыми документами и принятия положительного решения в выдаче лицензии начальником ЛРО.
  • Стоимость обучения в заведении, обучающем охранников различных категорий, зависит от желаемого разряда и региона, в котором будет проходить обучение. В среднем такое обучение стоит от 8000 до 14000 рублей.

В некоторых случаях сама охранная организация направляет своих новых сотрудников на обучение в соответствующее заведение. Если у ЧОП или ЧОО есть лицензия на право осуществления обучающей деятельности по специальности «охранник», она занимается проф. подготовкой и выдачей свидетельства о присвоении квалификации самостоятельно.

Сейчас появилось множество незаконных фирм, предлагающих купить свидетельство об окончании обучения и лицензию. Не стоит обращаться к ним, так как при малейшей проверке ЧОО может быть выявлено, что эти документы являются липовыми, и их владелец будет привлечен к ответственности по закону.

Как получить удостоверение охранника в ЛРО?

Для получения удостоверения охранника в лицензионно-разрешительном отделе потребуются следующие документы:

Не знаете свои права?

Если ЛРО одобрит заявление о выдаче удостоверения охранника - потребуется оплатить госпошлину перед тем, как забирать готовые документы. Заявление о выдаче лицензии охранника рассматривается сотрудниками ЛРО в течение 10-ти дней, по истечении которых они дают свой ответ в виде письменного уведомления на почтовый адрес, указанный в заявлении.

Следует учесть, что основанием для отказа в выдаче лицензии охранника могут служить неверно указанные данные, опечатки и помарки в заявлении. Перед тем как подавать заявление, его нужно проверить, и в случае обнаружения ошибок написать новое.

Кто не может быть охранником?

Не допускаются к охранной деятельности следующие граждане:

  • Недееспособные лица и лица, не достигшие 18 лет.
  • Имеющие заболевания, несовместимые с осуществлением охранной деятельности.
  • Имеющие судимость за совершение умышленного деяния.
  • Бывшие сотрудники госорганов, уволенные по статье за профнепригодность, превышение должностных полномочий и т. д.
  • Лица, у которых из-за неоднократного привлечения к административной ответственности было аннулировано удостоверение охранника.
  • Не прошедшие дактилоскопическую экспертизу.

Как видно из написанного выше, получить лицензию охранника несложно, достаточно лишь пройти обучение в специализированном заведении и подать заявление в лицензионно-разрешительный отдел. Если, конечно, у вас нет ограничений по допуску к охранной деятельности.

Получение лицензии охранникакак для основного вида деятельности охранника, так и для владельцев ЧОО регламентируется законами «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 года и «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» № 2487-1 от 11.03.1992 года, согласно которым человек, желающий поступить на работу в охранное предприятие, заявляющее требование обязательного наличия 4, 5 или 6 разрядов у своих сотрудников, обязан пройти соответствующее обучение и получить лицензию; а предприятия, занимающиеся оказанием охранных услуг, должны иметь в наличии лицензию на осуществление права ведения коммерческой охранной деятельности.

Оборот алкогольной продукции в Российской Федерации — дело законодательного уровня. Для регулирования его производства и оборота еще в 1995 году принят Федеральный закон №171-ФЗ от 22.11.95 , действующий и по сей день, правда, со множеством поправок и изменений.

Для того, чтобы все требования, предписанные законом, выполнялись надлежащим образом, существует специальный контролирующий орган — Федеральная служба «Росалкогольрегулирование» .

Главная задача Службы, как и всего Федерального Закона — предотвратить распространение на рынке некачественной алкогольной продукции для того, чтобы защитить потребителей от подделок и просто низкокачественного продукта, защитить их от преступных сбытчиков подпольно произведенной продукции, содержащей этиловый спирт.


Прежде всего, закон дает четкий перечень понятий и определений, чтобы не возникало разночтений при его толковании:

Понятие Толкование
Оборот алкогольной продукции Закупка, поставка (экспорт), продажа в розницу, хранение, транспортировка
Круг лиц, участвующий в обороте продукции Все виды организаций, вне зависимости от формы собственности, участвующие в производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; ИП, занимающиеся продажей в розницу непищевой продукции, содержащей спирт, пива и пивных напитков, яблочного сидра, медовухи; физлица, которые находятся в трудовых отношениях с перечисленными субъектами хоз. деятельности; потребители
Алкогольная продукция Продукция (пищевая), которая в конечном объеме готового продукта которой содержит более 0,5% этилового спирта — водка, вина (виноградные, ликерные, фруктовые, игристое), сидр, пиво,

Когда нужна лицензия

Итак, какие же виды продукции подвергаются государственному лицензированию? В случае, если содержание этилового спирта в продукте не превышает 15%, лицензия на такую алкогольную продукцию не требуется и ее можно производить и реализовывать на общих основаниях.

Однако, производитель должен помнить, что упомянутый выше Федеральный Закон делит продукцию с содержанием спирта, превышающим 15%, на пищевую (полуфабрикаты для алкопродукции — виноматериал, эмульсия, сусло) и непищевую (парфюмерия, лакокрасочные вещества), и предписывает, что не требуют лицензирования:

  • продажа (розничная) спиртосодержащей продукции непищевого назначения;
  • производство, закупка и распространение пива и пивных напитков;
  • закупка и транспортировка жидкостей, содержащих спирт, который используется в качестве сырья либо для технужд, однако годовой объем не должен превышать 2000 литров.

Вывод: для осуществления предпринимательской деятельности по поставке, производству и продаже алкогольной продукции пищевого назначения с содержанием спирта свыше 15%, необходимо получение государственной лицензии.

Виды и цена

Продажа спиртосодержащей продукции, подверженная лицензированию, делится на:

  • оптовую — при получении таких лицензий выдвигаются дополнительные требования по наличию складских помещений достаточной площади и соответствующих технических характеристик;
  • розничную — для предприятий общепита, кафе, баров, ресторанов, магазинов.

Для малого бизнеса получение лицензии на торговлю алкоголем имеет слишком высокую цену. Объясняется столь высокая планка стремлением государства допустить на рынок только тех поставщиков, которые смогут обеспечить потребителя по-настоящему качественным продуктом.

Тем бизнесменам, для которых сумма государственной пошлины за оптовую торговлю еще слишком высока, следует начать с розницы и лицензии за 65 000 рублей.

Требования для получения лицензии на алкоголь в 2019 году

Для упрощения нелегкой участи предпринимателей на рынок вышли негосударственные компании-посредники, получившие лицензионные сертификаты на осуществление услуг по получению лицензий на торговлю алкоголем для физических и юридических лиц. Они содействуют своим клиентам, консультируют их, продляют действующие и получают для них новые лицензии.

Подача заявления для получения права осуществлять розничную торговлю алкоголем осуществляется в департамент развития предпринимательства и торговли по месту регистрации субъекта хозяйственной деятельности. Сама же лицензия выдается строго «Росалкогольрегулированием».

Между подачей заявления и получением лицензии должно пройти не более 30 календарных дней.

Возможные причины отказа в получении лицензии

Может случиться так: собран огромный пакет документов, часть из них заверена нотариально (что тоже стоит денег!), наконец найдены средства на госпошлину для получения вожделенной лицензии. Казалось бы, дело за малым: положи все это на стол чиновнику и жди установленного законом срока, чтобы начать получать баснословную прибыль.

А на деле выходит немного иначе — все так, но до момента получения лицензии.

В получении лицензии часто отказывают и вот почему. На рассмотрение подаются просроченные уставные документы, ошибочно оформленные, указанные фиктивно либо вовсе неуказанные данные о соискателе, требования об уставном капитале и его оплате игнорируются заявителем, помещение непригодно к эксплуатации, задолженности по налогам не погашены. Все бы ничего, можно повторно подать документы.

Но! Ни государственную пошлину, ни пакет документов, в случае отказа никто не вернет. Поэтому следует отнестись к их подаче максимально серьезно и ответственно.

Сроки действия лицензии на алкоголь

Получить лицензию на продажу алкоголя (оптовую или розничную) придется не единожды. Если планируется дальнейшая реализации продукции, то лицензию со всем пакетом документов придется оформлять один раз в год, или же оформить ее сразу на 5 лет с уплатой соответствующей госпошлины.

Выгода от алкогольного бизнеса в 2019 году

Одним из самых прибыльных видов предпринимательской деятельности, отличающейся высокой рентабельностью, всегда считалась розничная торговля алкогольной продукцией.

Невзирая на высокие затраты при подготовке документации, доведения помещения до соответствия техническим требованиям, все они с лихвой окупятся уже в первые несколько месяцев работы торговой точки. Для достижения более высоких показателей в получении прибыли следует соблюдать несколько основных условий, чтобы бизнес стал выгоден уже с первых дней своей работы.

Поскольку для торговли алкопродукцией в розницу требуется торговая площадь квадратурой не менее 50 м 2 , лучше, если на такой большой площади будут продаваться не исключительно алкогольные напитки, а и продукты питания, кулинария, бакалея, табачные изделия.

Практика показывает, что «алкогольные бутики», где ведется торговля исключительно спиртными напитками, еще не слишком популярны на территории РФ.

Важно учесть, что процент наиболее востребованных напитков: водки, коньяка, пива и виски должен составлять 70% от общей доли продукции спиртного. Однако в преддверии новогодних или женских праздников, когда спрос на вина и шампанское резко возрастает, запас их должен быть достаточным, чтобы обеспечить покупателя в полной мере, а торговую точку хорошей выручкой.

Штрафы

И без того немалую степень ответственности перед потребителем заметно ужесточил принятый в декабре 2013 года Федеральный Закон № 365-ФЗ .

В соответствии с его статьями, нерадивому предпринимателю надлежит выплатить штраф в размере до 15 000 рублей, а организации — до 300 000 рублей. Помимо уплаты штрафа, контролирующий орган должен конфисковать всю алкогольную продукцию, реализуемую без лицензии.

В случае несоответствия объекта лицензионным требованиям, даже при наличии лицензии, торговля в магазине или работа кафе или бара будет прекращена на срок до 3 месяцев.

Реализация товара с фиктивными акцизными марками карается штрафом до 300 000 рублей и полной конфискацией всей партии продукта. Причем, неведение не освободит от ответственности и прикрыться тем, что алкоголь в таком виде был получен от поставщика не удастся.

Ну а самой громкой «новинкой» 2018 года для тех, кто занимается розничной продажей алкоголя, стало внедрение с 1 января Единой государственной автоматизированной информационной системы.

Что же предписывает законодательство? С 1.01.2016г. все, кто производит, продает алкоголь оптом и в розницу, должны подключиться к ЕГАИС , чтобы с 1.07.2016 направлять информацию о своих продажах в Службу Росалкогольрегулирования.

Иными словами, система будет содержать данные о том, кем, когда произведена каждая бутылка алкогольной продукции, каков ее состав, объем и крепость.

Так что вот и еще один потенциальный штраф для предпринимателя: неподключение к системе обойдется до 15 000 рублей для физических лиц и до 200 000 рублей для юридических лиц.

Как получить лицензию на алкоголь узнайте из видео.

Вконтакте

Российское законодательство не запрещает гражданам заниматься бизнесом, но обязывает их зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. Причем если деятельность, которую намерен осуществлять гражданин, является лицензируемой, то коммерсант обязан получить еще и соответствующую лицензию. О лицензировании деятельности индивидуальных предпринимателей и пойдет речь в настоящей статье.

Как сказано в ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

С даты регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица к предпринимательской деятельности гражданина по общему правилу применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность коммерческих организаций.

Вместе с тем регистрация в качестве индивидуального предпринимателя - это не единственное условие для ведения бизнеса физическим лицом. Отметим, что некоторые виды деятельности требуют специального разрешения государства. На это указывает п. 1 ст. 49 ГК РФ, в котором сказано, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В силу того что индивидуальный предприниматель является участником гражданско-правовых отношений наравне с коммерческими организациями, данное правило справедливо и для коммерсантов. Причем, как и у коммерческих компаний, право бизнесмена вести лицензируемую деятельность возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Отметим, что сегодня основным нормативным актом российского законодательства в сфере лицензирования выступает Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).

При этом под лицензией Закон N 99-ФЗ понимает специальное разрешение на право осуществления индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Перечень видов деятельности, ведение которых невозможно без лицензии, установлен ст. 12 Закона N 99-ФЗ, в том числе:

Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Частная детективная (сыскная) деятельность;

Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;

Оказание услуг связи;

Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);

Образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково");

Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и другие виды деятельности.

Следует обратить внимание, что перечень лицензируемых видов деятельности, перечисленных в ст. 12 Закона N 99-ФЗ, является закрытым. Введение иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в данный Закон (п. 3 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).

Предприниматель, предполагающий осуществлять какой-либо вид деятельности, поименованный в указанной статье , обязан пройти процедуру лицензирования.

Обратите внимание! Несмотря на то что Закон N 99-ФЗ является основным нормативным документом в сфере лицензирования, в п. 2 ст. 1 Закона N 99-ФЗ перечислены сферы деятельности, лицензирование которых производится в соответствии с иными нормативными документами. Однако в силу своей специфики индивидуальные предприниматели не имеют права заниматься указанными видами деятельности.

Следует иметь в виду, что некоторые виды деятельности лицензируются в порядке, установленном Законом N 99-ФЗ, но при этом особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и продления срока ее действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться специальными федеральными законами, на что указывает п. 4 ст. 1 Закона N 99-ФЗ.

Оказания услуг связи, телевизионного вещания и (или) радиовещания;

Частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности;

Образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").

Итак, лицензируемую деятельность может вести только индивидуальный предприниматель, получивший соответствующую лицензию. Причем по большинству лицензируемых видов бизнеса сегодня действуют бессрочные лицензии, на что указывает п. 4 ст. 9 Закона N 99-ФЗ. Вместе с тем, например, при оказании услуг связи лицензия выдается на срок от трех до двадцати пяти лет (ст. 33 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"), после чего она подлежит продлению лицензиатом.

Рассмотрим более подробно основные требования и порядок лицензирования для некоторых видов деятельности.

Деятельность по перевозкам пассажиров

автомобильным транспортом, оборудованным

для перевозок более восьми человек

Порядок лицензирования утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Положение N 280).

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, утвержден Приказом Минтранса Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 144 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".

В соответствии с Положением N 280 индивидуальный предприниматель для получения лицензии должен удовлетворять следующим условиям:

Иметь в наличии на праве собственности или ином законном основании и соответствующие установленным требованиям помещения и оборудование для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

Иметь в наличии водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

Иметь в наличии специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или иметь договор с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию;

Иметь в наличии на праве собственности или на ином законном основании необходимых для регулярных перевозок пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении транспортные средства, соответствующие по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенные в установленном порядке к участию в дорожном движении;

Использовать транспортные средства, оснащенные в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);

Использовать транспортные средства, оснащенные в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

Соблюдать требования, установленные ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";

Соблюдать требования, предъявляемые к перевозчику в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".

Для получения лицензии индивидуальный предприниматель - соискатель лицензии - направляет или представляет в лицензирующий орган, указанный в п. 2 Положения N 280, заявление и документы, указанные в ст. 13 Закона N 99-ФЗ, а также копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, перечисленных в п. 6 Положения N 280.

Образовательная деятельность

Порядок лицензирования образовательной деятельности утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (далее - Положение N 966) и применяется с учетом особенностей, установленных ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ).

Обратите внимание! Если индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно, получения лицензии в этом случае не требуется (п. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ).

Если индивидуальный предприниматель предполагает осуществлять образовательную деятельность с привлечением сторонних лиц, в этом случае он обязан получить лицензию на образовательную деятельность.

Обратите внимание! Согласно п. 1 Положения N 966 образовательная деятельность на территории инновационного центра "Сколково" осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими лицензий в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

В соответствии с п. 4 Положения N 966 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия), являются:

Наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

Наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

Наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со ст. ст. 37 и 41 Закона N 273-ФЗ;

Наличие разработанных и утвержденных предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст. 12 Закона N 273-ФЗ;

Наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах в соответствии с ч. 6 ст. 28 Закона N 273-ФЗ;

Наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со ст. 79 Закона N 273-ФЗ.

Для получения лицензии индивидуальный предприниматель - соискатель лицензии - представляет в лицензирующий орган, указанный в п. 2 Положения N 966, заявление, оформленное в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 Закона N 99-ФЗ, а также документы (копии документов) и сведения, перечисленные в п. 10 Положения N 966.

Медицинская деятельность

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положение N 291).

В соответствии с п. 4 Положения N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:

Наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;

Наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;

Наличие у индивидуального предпринимателя: высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;

Наличие у индивидуального предпринимателя стажа работы по специальности:

не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования;

не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;

Наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

Наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;

Наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Для получения лицензии индивидуальный предприниматель - соискатель лицензии - направляет или представляет в лицензирующий орган, указанный в п. 2 Положения N 291, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона N 99-ФЗ заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются документы (копии документов), перечисленные в п. 7 Положения N 291.

Следует отметить, что заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются соискателем лицензии в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 5 ст. 13 Закона N 99-ФЗ). Заявление и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 6 ст. 13 Закона N 99-ФЗ).

Общий порядок получения лицензии указан в ст. 13 Закона N 99-ФЗ.

Для получения лицензии индивидуальный предприниматель должен представить в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

Фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;

Адрес места жительства;

Адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять бизнесмен;

Данные документа, удостоверяющего его личность;

Государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а также данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в ЕГРИП, с указанием адреса налоговой инспекции, осуществившей государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

Идентификационный номер налогоплательщика, а также данные документа о постановке на учет в налоговом органе;

Лицензируемый вид деятельности, который коммерсант намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

Реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины.

Обратите внимание! В соответствии с пп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) размер государственной пошлины, которую придется уплатить коммерсанту за предоставление лицензии, составляет 6000 руб.

Имейте в виду, что в случае отказа лицензирующего органа в предоставлении лицензии государственная пошлина возврату или зачету не подлежит, на это указывает ст. 333.40 НК РФ. Аналогичные разъяснения дают финансисты в своем Письме от 19 апреля 2010 г. N 03-05-04-03/39;

Реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, - в отношении документов, на которые распространяется требование п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Обратите внимание! Состав сведений, указываемых в заявлении на предоставление лицензии, является исчерпывающим, следовательно, обязать коммерсанта вносить иные сведения в указанное заявление лицензирующий орган не вправе. На это указывают и арбитры в Постановлении ФАС Поволжского округа от 3 марта 2006 г. по делу N А12-20550/05-С15-5/30.

Обратите внимание! Для упрощения предоставления информации о лицензировании в заявлении коммерсант может указать просьбу о направлении ему информации по вопросам лицензирования в электронной форме. Такое право ему предоставлено п. 2 ст. 13 Закона N 99-ФЗ.

Представленные документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема в этот же день вручается соискателю лицензии либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если поданное коммерсантом заявление и комплект документов к нему полностью отвечают установленным требованиям, то в течение трех рабочих дней со дня их получения лицензирующий орган должен принять решение о принятии их к рассмотрению. На это указывает п. 9 ст. 13 Закона N 99-ФЗ.

После проверки полноты и достоверности сведений об индивидуальном предпринимателе, а также проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Такое решение ему необходимо принять в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В случае если лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии, она оформляется одновременно с приказом (распоряжением). Приказ (распоряжение) о предоставлении лицензии и лицензия одновременно подписываются руководителем (заместителем руководителя лицензирующего органа) и регистрируются в реестре лицензий. После чего в течение трех рабочих дней лицензия вручается индивидуальному предпринимателю лично или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ст. 14 Закона N 99-ФЗ).

Лицензия выдается по типовой форме , утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии".

Осуществлять вид деятельности, указанный в лицензии, индивидуальный предприниматель может только самостоятельно. Передать свою лицензию другому лицу он не вправе, поскольку приобретаемое на основе лицензии право осуществлять определенный вид деятельности обусловливает персонифицированный характер лицензии, означающий, что лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом. На это указывает ст. 15 Закона N 99-ФЗ. Это подтверждает и правоприменительная практика, о чем свидетельствует Постановление ФАС Поволжского округа от 13 января 2009 г. по делу N А49-3246/2008.

Если в заявлении и (или) документах, представленных предпринимателем для лицензирования, лицензирующим органом будет выявлена недостоверная или искаженная информация, то лицензирующий орган откажет в предоставлении специального разрешения. Аналогичное правило касается и случая несоответствия самого индивидуального предпринимателя (отсутствие необходимого образования, опыта или стажа работы и так далее), принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Кроме того, основанием для отказа в получении лицензии может стать подача заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности, если в отношении коммерсанта - соискателя лицензии - имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на данный вид деятельности.

При этом отказ в выдаче лицензии предприниматель вправе обжаловать в суде.

Мы уже отметили, что в основном лицензии срока действия не имеют. Вместе с тем в некоторых случаях у коммерсанта может возникнуть необходимость в переоформлении специального разрешения. Поэтому индивидуальному предпринимателю, ведущему лицензионный бизнес, следует особое внимание обратить на ст. 18 Закона N 99-ФЗ, где установлен перечень оснований для переоформления специального разрешения, а также регламентирован порядок переоформления.

При утере (утрате) лицензии индивидуальный предприниматель может обратиться в лицензирующий орган с заявлением на выдачу дубликата. При этом прямо установлено, что эта процедура не является бесплатной, то есть за выдачу дубликата лицензии коммерсант также должен уплатить госпошлину, размер которой установлен пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет 600 руб. Такую же плату придется внести и при переоформлении лицензии.

При ведении лицензируемой деятельности коммерсанту следует помнить о том, что лицензирующий орган может приостановить действие лицензии предпринимателя или же вообще ее аннулировать. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии установлен ст. 20 Закона N 99-ФЗ.

Следует помнить, что нарушение коммерсантом норм действующего законодательства о лицензировании может обернуться для него весьма негативными последствиями.

Так, в соответствии со ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) за ведение лицензируемой деятельности без наличия специального разрешения индивидуальному предпринимателю придется заплатить штраф в размере от 2000 до 2500 руб., причем не исключена и конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2000 руб.

Не исключена и уголовная ответственность. Так, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет. Правда уплату данного штрафа могут заменить обязательными работами на срок до 480 часов либо арестом на срок до шести месяцев.

То же деяние, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается уже либо:

Штрафом в размере от ста до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

Принудительными работами на срок до пяти лет;

Лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Получение индивидуальным предпринимателем лицензии дает возможность заниматься выбранным видом деятельности. Однако надо понимать, что лицензируемая деятельность будет периодически проверяться контролирующими органами и при выявлении нарушений действие лицензии может быть прекращено. О том, когда и какие проводятся проверки, к каким последствиям могут привести и какие права есть у индивидуального предпринимателя при проведении проверок, мы поговорим ниже.

Основным Законом, регламентирующим процесс проведения проверок коммерческой деятельности предпринимателя, является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Данный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Статьей 3 Закона N 294-ФЗ установлены основные принципы защиты прав индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. К ним относятся:

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (далее - контролирующих органов), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями контролирующих органов, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного индивидуального предпринимателя несколькими контролирующими органами проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления для начала осуществления предпринимательской деятельности за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность контролирующих органов, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Обратите внимание! Несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или непредставлении акта о проведенной проверке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года (ст. 19.6.1 КоАП РФ);

8) недопустимость взимания контролирующими органами с индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых контролирующими органами проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

При проведении проверок контролирующие органы могут привлекать экспертов, экспертные организации к проведению мероприятии по контролю для оценки соответствия осуществляемых индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным для лицензируемого вида деятельности. Плата с индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается.

Проверки деятельности индивидуального предпринимателя могут быть как плановые, так и внеплановые.

Предметом плановой проверки является соблюдение индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение индивидуальным предпринимателем помимо вышеперечисленных требований, выполнение предписаний контролирующих органов, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых контролирующими органами в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В ежегодных планах проведения плановых проверок индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

1) фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности;

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

4) наименование контролирующих органов, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

/"Налоги" (газета), 2014, N 46/

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), и размещают на своих официальных сайтах в сети Интернет, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для включения индивидуального предпринимателя в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с полученной лицензии.

В отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

О проведении плановой проверки индивидуальный предприниматель уведомляется контролирующим органом не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Основание и процедура проведения внеплановой проверки регламентируются ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка так же, как и плановая, может проводиться в форме документарной и (или) выездной проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки индивидуальный предприниматель уведомляется контролирующим органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Исключение составляют внеплановые выездные проверки, связанные с возникновением угрозы причинения или с причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в случае нарушения прав потребителей. В этом случае индивидуальный предприниматель не уведомляется.

Как уже говорилось ранее, проверка может быть документарной и (или) выездной. Документарная проверка регламентируется ст. 11 Закона N 294-ФЗ. Ее предметом являются сведения, содержащиеся в документах индивидуального предпринимателя, устанавливающих его права и обязанности, документы, используемые при осуществлении им деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений контролирующих органов.

Документарная проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа, и в процессе ее проведения в первую очередь рассматриваются документы индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении контролирующего органа, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществленных в отношении этого индивидуального предпринимателя.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контролирующего органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в адрес индивидуального предпринимателя направляется мотивированный запрос с требованием представить иные, необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки, документы.

Обратите внимание! К запросу должна прилагаться заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки (п. 4 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

Индивидуальный предприниматель в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса обязан направить контролирующему органу указанные в запросе документы. Документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и, соответственно, подписью индивидуального предпринимателя. Коммерсант вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов".

Обратите внимание! Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в контролирующий орган, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контролирующих органов, информация об этом направляется индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Индивидуальный предприниматель вместе с пояснениями относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах вправе предоставить дополнительно в контролирующий орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений контролирующий орган установит признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица контролирующего органа вправе провести выездную проверку.

Обратите внимание! При проведении документарной проверки контролирующий орган не вправе требовать у индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (п. 11 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных, имеющихся в распоряжении контролирующего органа, документах индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Условие и порядок проведения выездной проверки регламентируются ст. 12 Закона N 294-ФЗ.

Начинается выездная проверка с предъявления служебного удостоверения должностными лицами контролирующего органа, обязательного ознакомления индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам контролирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Контролирующие органы имеют право привлекать к проведению выездной проверки индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся с ним аффилированными лицами.

Как выездная, так и документарная проверка не может продолжаться бесконечно долго, и ст. 13 Закона N 294-ФЗ установлены ограничения по времени. Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцати рабочих дней.

Любая проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Приказ N 141).

Обратите внимание! Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые непосредственно указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа (п. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ).

Даты начала и окончания проведения проверки, а также иные сведения, предусмотренные п. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ.

Обратите внимание! Приказ о проведении проверки должен быть составлен таким образом, чтобы у проверяемого лица не было сомнений в том, какая именно проверка и на каких правовых основаниях будет в отношении его проведена, в том числе с той целью, чтобы определить, соблюден ли установленный Законом N 294-ФЗ порядок при ее проведении, не нарушены ли права и законные интересы лица, в отношении которого проводится проверка.

Если распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о проведении проверки не соответствуют нормам закона или составлены не в соответствии с типовой формой , утвержденной Приказом N 141, приказ о проведении проверки может быть признан недействительным. Это подтверждает и судебная практика (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 апреля 2014 г. по делу N А82-2845/2013).

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа вручаются должностными лицами контролирующего органа под роспись индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Статьей 15 Закона N 294-ФЗ установлены ограничения для должностных лиц контролирующего органа. При проведении проверок они не имеют права:

Проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к полномочиям контролирующего органа, от имени которого действуют эти должностные лица;

Осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением проверки, связанной с причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

Отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

Распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Превышать установленные сроки проведения проверки;

Осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

По результатам проверки должностными лицами контролирующего органа, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки установлена Приказом N 141. Перечень сведений, указываемых в акте проверки, определен п. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле контролирующего органа.

Индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме , установленной Приказом N 141 (п. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Индивидуальный предприниматель, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий контролирующий орган в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в контролирующий орган.

В случае выявления при проведении проверки нарушений индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица контролирующего органа, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

Выдать предписание индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

Принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению.

Если при проведении проверки установлено, что деятельность индивидуального предпринимателя, эксплуатация им зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые им товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, контролирующий орган обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя в порядке, установленном КоАП РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также юридических лиц, других индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

Обратите внимание! Результаты проверки, проведенной контролирующим органом с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления индивидуального предпринимателя. Полный перечень грубых нарушений установлен п. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ.

Любая проводимая контролирующим органом проверка не должна нарушать права индивидуального предпринимателя, установленные ст. 21 Закона N 294-ФЗ.

Если при проведении проверки индивидуальному предпринимателю причинен вред вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролирующего органа, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, он подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

Однако если индивидуальному предпринимателю причинен вред правомерными действиями должностных лиц контролирующего органа, он возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При проведении проверок индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Коммерсанты, их уполномоченные представители, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии со ст. ст. 19.4 , 19.4.1 , 19.5 КоАП РФ.

В России есть такие виды предпринимательской деятельности, которые подразумевают получение разрешительных документов (чаще всего – лицензии). Виды деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию, указаны в государственном законе «О лицензировании» . Но многих интересует вопрос, кто же выдает ту или иную лицензию.

Технические лицензии выдает Гостехнадзор . Они необходимы для работы на производственных опасных объектах (взрывоопасных, химически опасных, при использовании атомной энергии), для проведения в промышленности экспертиз безопасности, для производства маркшейдерских работ. Связные лицензииоформляет Роскомнадзор . Эти разрешительные документы необходимы сотовым операторам, СМИ, скорой помощи, такси, интернет-провайдерам, авиаперевозчикам и прочим организациям, которые для работы используют радиочастотные спектры. Также этот орган выдает вещательнуб документацию (она дает право пускать программу в теле-, радиоэфир). Строительная лицензия позволяет вести деятельность в строительной области и выдается в Минстрое России . Ее получают архитекторы, проектировщики, отделочники, строители. С полным перечнем видов лицензируемых строительных работ можно ознакомиться в специализированном Классификаторе . Пожарные лицензии выдаются УГПС МЧС России. Всю полезную информацию можно найти на сайте www.mchs.gov.ru . Лицензию на медицинскую деятельность можно получить в Министерстве здравоохранения . Лицензированию также подлежит производство лекарственных препаратов, фармацевтическая деятельность, производство медицинского оборудования. Лицензии на сыскную, охранную деятельность, а также на приобретение оружия, его использование, хранение оформляет Министерство внутренних дел . Лицензии на реставрацию, сохранение памятников культурного наследия получите в Минкультуры . Оформить разрешительные документы по трудоустройству россиян за границей можно в Федеральной миграционной службе . Федеральная служба безопасности РФ выдает лицензию на деятельность по производству, разработке конфиденциальной информации, производству и распространению криптографических (шифровальных) средств, а также на деятельность учреждений, связанных с государственной тайной. Российское авиационно-космическое агентство занимается лицензиями на разработку, производство, ремонт и испытание авиационной техники. А Федеральное космическое агентство – для осуществления космической деятельности. Для деятельности, связанной с обращением опасных отходов, документы можно получить в Министерстве природных ресурсов . В Министерстве промышленности и энергетики можно получить лицензию на техобслуживание медтехники. Министерство транспорта РФ контролирует деятельность по перевозкам водным, морским, воздушным, автомобильным, железнодорожным транспортом (Госморречнадзор, Госавианадзор, Госавтонадзор, Госжелдорнадзор). Для осуществления деятельности в области организации, проведения тотализаторов, азартных игр, букмекерских контор следует получить документы в Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре и спорту . Министерство промышленности, предпринимательства и торговли оформляет лицензию на деятельность по заготовке, переработке, хранению, реализации лома черных, цветных металлов.