Фкз 1 от 26 февраля 1997 года. Законодательная база российской федерации. Глава I. Общие положения

Предлагаю к обсуждению черновик моей новой статьи. Буду рад конструктивным замечаниям коллег.

Какие неточности или противоречия вы обнаружили в тексте? Может быть, какие-то фрагменты сформулированы недостаточно четко и нуждаются в другой редакции? Следует ли статью дополнить и, если да, то чем и почему?

Какое периодическое издание для данной статьи предпочтительно, на ваш взгляд? Какое название для этой работы вы могли бы предложить?

Особенно приветствуются суждения и примеры тех, кто имеет опыт обращения к Уполномоченному по правам человека в РФ или кто изучал данную практику.

___________________________________

Место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

в системе государственной защиты прав и свобод граждан

Однако даже по истечении нескольких месяцев с момента поступления заявления о принятом решении заявителю не сообщили - ни в письменной форме (как это предусмотрено законом), ни в устной (по телефону или при личной встрече). Это дает основания полагать, что в Симоновском межрайонном следственном отделе допущено противоправное бездействие, которое обычно сопровождает укрытие преступлений.

Далее А. обратился с жалобой вышестоящую инстанцию, к руководителю Следственного управления по ЮАО ГСУ Следственного Комитета РФ по г. Москве. Жалоба была направлена заказной почтой и согласно информации, размещенной на сайте Почты России, благополучно вручена сотрудникам Следственного управления.

Согласно ст. 124 УПК РФ такая жалоба должна быть рассмотрена в срок до трех суток с момента получения. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования. Однако истечении нескольких месяцев письменное уведомление к А. не поступило, равно как не поступило и устное уведомление (по телефону или при личной встрече).

Можно полагать, что это свидетельствует о грубейшем нарушении процессуальных норм, призванных защитить права лиц, пострадавших от преступлений.

После этого А. обратился с жалобой к прокурору Симоновской межрайонной прокуратуры г. Москвы. Её, как и предыдущую жалобу, также направил заказной почтой и согласно информации, размещенной на сайте Почты России, жалоба была своевременно вручена работникам прокуратуры. Но, как и в предыдущем случае, уведомление о результатах рассмотрения жалобы в течение последующих месяцев не получил. Причем никто из сотрудников прокуратуры или Следственного управления заявителю ни разу не позвонил (мобильный телефон был указан во всех жалобах), не задал ни одного вопроса.

В связи с изложенным А. счел, что его сообщение о преступлении укрыто, а жалобы в прокуратуру и руководителю Следственного управления вообще не проверялись либо по ним приняты необоснованные решения, которые не доведены до сведения А. с целью воспрепятствования дальнейшему обжалованию.

Важно также отметить, что А. в жалобе на имя Уполномоченного по ПЧ в РФ указал почтовые идентификаторы, присвоенные в почтовом отделении при направлении его жалоб в межрайонную прокуратуру и Следственное управление. Эти идентификаторы позволяют через сайт Почты России установить сами факты, а также даты направления жалоб и их вручения получателям.

Однако в рассмотрении жалобы А. было отказано. В ответном письме из аппарата Уполномоченного по ПЧ в РФ, направленном за подписью начальника отдела защиты прав потерпевших, была отмечено следующее. "В соответствии со ст. 16 и 17 ФКЗ № 1 к жалобе должны быть приложены копии принятых решений. Копии принятых решений отсутствуют, что не позволяет проверить обоснованность Ваших доводов о нарушении прав и законных интересов. С учетом изложенного в настоящее время принять меры в пределах компетенции Уполномоченного по ПЧ в РФ по Вашей жалобе не представляется возможным".

Необходима корректировка Федерального конституционного закона

Таким образом, п. 1 ст. 16 и п. 2 ст. 17 ФКЗ № 1 вступают в противоречие с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, закрепившей равенство прав граждан. Те, кто столкнулся с "умеренными" нарушениями, когда по жалобе, поданной в судебном или административном порядке, вынесено решение (пусть и сомнительное по своим фактическим основаниям соответствию нормам права) и его копия предоставлена заявителю жалобы, ‑ имеют право на рассмотрение их последующих жалоб Уполномоченным по ПЧ в РФ и получение от него защиты. А те, кто столкнулись с более грубыми нарушениями, чьи жалобы, поданные в судебном или административном порядке, вопреки закону оставлены без рассмотрения, либо рассмотрены, но принятые решения скрыты от заявителей жалобы, ‑ не имеют права на рассмотрение по существу их последующих жалоб Уполномоченным по ПЧ в РФ. Более того, данные нормы фактически поощряют бездействие чиновников и более грубые нарушения прав и свобод граждан.

Всё это диктует необходимость внесения изменений в ФКЗ № 1. В частности, п. 1 ст. 16 целесообразно дополнить словами: "либо не ознакомлен с этими решениями в установленном порядке". А п. 2 ст. 17 целесообразно дополнить словами: "либо в случае бездействия соответствующего органа, должностного лицом подкрепляться доказательствами получения ими такой жалобы ".

Вместе с тем следует заметить, что не всё в порядке назначения и досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по ПЧ в РФ идеально. Однако это - отдельная тема для обсуждения.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Статья 2

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Статья 3

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Статья 4

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Статья 5

1. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
2. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ
И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 6

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 7

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.
2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Дум

Страницы: 1 ...

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 233, 18.10.2006);
(Российская газета, N 128, 18.06.2008);
(Российская газета, N 296, 30.12.2010) (вступил в силу с 15 января 2011 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.03.2014) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090016);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2015, N 0001201504070019);
Федеральным конституционным законом от 23 мая 2015 года N 4-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2015, N 0001201505230003);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.01.2016, N 0001201601310004).
____________________________________________________________________

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Глава I. Общие положения (статьи 1-5)

Статья 1

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Статья 2

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации , настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Статья 3

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Статья 4

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Статья 5

(Утратила силу с 18 апреля 2015 года - федеральный конституционный закон от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ .

Глава II. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного

Статья 6

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 7

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Статья 8

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 9

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации , законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Статья 10

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 11

1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

1_1. Уполномоченный не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
(Пункт дополнительно включен с 18 апреля 2015 года федеральным конституционным законом от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ)

2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Статья 11_1

Уполномоченный обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
(Статья дополнительно включена с 3 июня 2015 года Федеральным законом от 23 мая 2015 года N 4-ФКЗ)

Статья 12

1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Статья 13

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 14

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 6-10 настоящего Федерального конституционного закона.

Глава III. Компетенция Уполномоченного (статьи 15-36_1)

Статья 15

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).

Статья 16

1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Статья 17

1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Статья 18

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2016 года Федеральным конституционным законом от 31 января 2016 года N 1-ФКЗ .

Статья 19

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Статья 20

1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

Статья 21

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Статья 22

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению, а также направить запрос уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2015 года федеральным конституционным законом от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ .

2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Статья 23

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими, административными делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Федеральным конституционным законом от 8 марта 2015 года N 1-ФКЗ .

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Статья 24

1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих обязанностей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным конституционным законом от 8 марта 2015 года N 1-ФКЗ .

Статья 25

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

Статья 26

1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 27

Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

Статья 28

1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.

2. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

Статья 29

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 сентября 2015 года Федеральным конституционным законом от 8 марта 2015 года N 1-ФКЗ .

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

2. Административное исковое заявление или ходатайство, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2016 года Федеральным конституционным законом от 31 января 2016 года N 1-ФКЗ .

Статья 30

2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

Статья 31

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Статья 32

1. В случае грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы;

2) обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.
(Статья в редакции, введенной в действие с 29 октября 2006 года Федеральным конституционным законом от 16 октября 2006 года N 4-ФКЗ .

Статья 33

1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 января 2011 года Федеральным конституционным законом от 28 декабря 2010 года N 8-ФКЗ ; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ .

2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете", специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в "Российской газете" и в других изданиях.

Статья 34

1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.

2. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

Статья 35

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

Статья 36

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 36_1

1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

2. Общественные наблюдательные комиссии, указанные в пункте 1 настоящей статьи, ежегодно направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

3. Общественная палата Российской Федерации информирует Уполномоченного о том, что в соответствующем субъекте Российской Федерации сформирована в правомочном составе общественная наблюдательная комиссия, а также об изменениях в ее составе.
(Статья дополнительно включена с 29 июня 2008 года Федеральным конституционным законом от 10 июня 2008 года N 3-ФКЗ)

Статья 36_2

1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с государственными органами и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и свобод граждан в субъектах Российской Федерации.

2. В целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации Уполномоченный вправе:

1) оказывать уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;

2) создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 18 апреля 2015 года федеральным конституционным законом от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ)

Глава IV. Аппарат Уполномоченного (статьи 37-41)

Статья 37

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.

2. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

3. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Статья 38

1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета.

2. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.

3. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.

4. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Имущество, необходимое Уполномоченному и его рабочему аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, иными государственными органами, общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ .

Статья 39

1. Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.

2. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата.

3. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.

Статья 40

1. Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации.

2. Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 41

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

Глава V. Заключительные положения (статьи 42-44)

Статья 42

Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

Статья 43

В срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в порядке, установленном главой II настоящего Федерального конституционного закона.

Статья 44

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
26 февраля 1997 года
N 1-ФКЗ



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

ПОЛНОМОЧИЯ:

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).



рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации


30. Международно-правовые механизмы защиты прав человека (общая характеристика). Право граждан Российской Федерации на обращение в международные органы судебной юстиции.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты

Европейский суд по правам человека международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Международные суды ООН
31. Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его становления и развития на современном этапе.

Нормы КП являются исходными для других отраслей права

Тенденции развития КП на современном этапе:

Правовое обеспечение подлинного суверенитета РФ

Гуманизация всех гос. Правовых институтов (человек высшая ценность)

Реализация принципа разделения властей

Многообразие собственности, равная защита государства, всех ее форм


32. Истоки идеи конституционализма: характерные черты конституционализма и современные модели конституционного развития.

9. ФКЗ «О военном положении» от 30.01.2002г.

10. ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000г.

11. ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25.12.2000г.

12. ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25.12.2000г.

13. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994г.

14. ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17.12.2001г.

15. ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004г.

16. Закон Российской Федерации «Об Общественной палате» от 4.04.2005г.

17. ФЗ «Об общественных объединениях» от 14.04.1995г.

18. Закон Российской Федерации « О политических партиях» от 11.07.2001г.

19. ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г.

20. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г.

21. ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995г. № 101-ФЗ.

22. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г.

23. Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 1.06. 2005г.

24. Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991г.

25. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерация на свободу передвижения, выбор места передвижения и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993г.

26. ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004г.

27. ФЗ « Об обороне» от 31.05.1996г.

28. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г.

29. ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002г.

30. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07. 2002г.

31. Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» от 15.04.1993г.

32. ФЗ «О полиции» от 07.02.2011г.

33. ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4.03.1998г.

35. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1.04.1993г.

36. Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.1996г.

37. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.01. 2002г.

38. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.01.1998г.

Основная:

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2007. - 784 с. - Г / МО.
2. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 608 с. - Г / МО.
3. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Под ред. М. В. Баглая; Ю. И. Лейбо; Л. М. Энтина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: Инфра-М, 2005. - 1056 с. - Г / МО.
4. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В. Е. Чиркин; Ин-т государства и права РАН. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2010. - 608 с. - Г / УМО.
Дополнительная:
1. Автономов, А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А. С. Автономов. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 560 с. - Г / МО.
2. Алебастрова, И. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / И. А. Алебастрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 624 с.
3. Андреева, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / Г. Н. Андреева. - М. : ООО "Издательство "Элит", 2007. - 256 с. - Г / Др.
4. Василевич, Г. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. А. Василевич, Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько; Под общ. ред. Г. А. Василевича. - Мн. : Книжный Дом, 2006. - 480 с. - Г / МО.
5. Григонис, Э. П. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / Э. П. Григонис, В. П. Григонис. - СПб. : Питер, 2009. - 208 с.
6. Енгибарян, Р. В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции: монография / Р. В. Енгибарян. - М. : Норма, 2007. - 496 с.
7. Зорькин, В. Д. Конституция и права человека в XXI веке. К 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека / В. Д. Зорькин. - М. : Норма, 2008. - 224 с.
8. Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие / Отв. ред. Б. А. Страшун. - М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 795 с. - (Основы наук).
9. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 608 с. - Г / МО.
10. Кокотов, А. Н. Конституционное право России: курс лекций: учеб. пособие / А. Н. Кокотов. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 296 с.
11. Комкова, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, О. В. Афанасьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 409 с. - (Бакалавр). - Г / УМО.
12. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов; М. И. Кукушкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2007. - 544 с. - Г / МО.
13. Конституционное право России: учебник / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 678 с. - Г / МО.
14. Конституционное право России в вопросах и ответах: учеб.-метод. пособие / Под ред. А. В. Малько. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 272 с.
15. Конституционное право России: сб. нормат. актов / Сост. С. А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. : ТК Велби, 2007. - 896 с.
16. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Под ред. М. В. Баглая; Ю. И. Лейбо; Л. М. Энтина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: Инфра-М, 2010. - 1088 с. - Г / МО.
17. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник / Отв. ред. Б. А. Страшун. - 4-е изд., обновл. и дораб. - М. : Норма, 2007. - 896 с. - Г / УМО.
18. Конституционное развитие России и Украины: сб. науч. трудов. Вып. 1. - М. : ООО "Издательство "Элит", 2011. - 212 с.
19. Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: курс лекций / И. А. Конюхова. - М. : ОАО "ИД "Городец", 2006. - 592 с.
20. Носов, С. И. Конституционное (государственное) право России: практикум / С. И. Носов, О. Н. Доронина, Н. В. Моисеева. - М. : Изд-во РАГС, 2009. - 130 с.
21. Осавелюк, А. М. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / А. М. Осавелюк. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 511 с. - Г / Др.
22. Примова, Э. Н. Конституционно-правовые основы Российской Федерации: концепт-ый аспект: науч. изд. / Э. Н. Примова. - М. : Унив. книга, Логос, 2006. - 224 с.
23. Смоленский, М. Б. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / М. Б. Смоленский, И. А. Иванников. - М. : ИТК "Дашков и К", 2009. - 336 с.
24. Смоленский, М. Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. Б. Смоленский, М. В. Мархгейм. - Ростов н / Д: Феникс, 2007. - 445 с. - (Высшее образование).
25. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 327 с. - (Основы наук). - Г / МО.
26. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: практикум / В. Е. Чиркин. - 2-е изд., перераб. - М. : Норма, 2009. - 368 с.
27. Чудаков, М. Ф. Конституционное право Соединенных Штатов Америки. Основные институты: учеб. пособие / М. Ф. Чудаков. - Минск: Тесей, 1999. - 192 с. - Г / Др.
28. Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации: учебник / С. М. Шахрай, А. А. Клишас. - 2-е изд., доп. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 656 с. - Г / УМО.
29. Широбоков, С. А. Конституционно-правовое регулирование участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах (сравнительно-правовое исследование) : монография / С. А. Широбоков; Пермский филиал НОУ ВПО "Академия права и управления (институт)". - Пермь, 2010. - 218 с.
30. Широбоков, С. А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: учеб. пособие / С. А. Широбоков; Главное управление внутренних дел Пермской области. - Пермь: ПФ Нижегородской академии МВД России, 2002. - 189 с.
31. Якушев, А. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств) : учеб. пособие / А. В. Якушев. - М. : А-Приор, 2010. - 400 с.

Программное обеспечение:

1. Осавелюк, А. М. Конституционное право зарубежных стран: электронное учеб.

пособие /А. М. Осавелюк. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 1 электрон. опт. диск. - Г / Др.

2. Электронная библиотечная система «Ай Пи Ар Букс» - электронная библиотека

полнотекстовых изданий.

Информационно-справочная и поисковая система:

1. Арутюнян, Г. Г. Конституционное право: энциклопедический словарь / Г. Г.

Арутюнян, М. В. Баглай. - М. : Норма, 2006. - 544 с. - (Словари для юристов-

профессионалов).

Ресурсы Интернет:

· www.memo.ru (Законодательство и права человека).

· www.hright.ru (Институт прав человека).

· www.ycentre.org (Молодежный центр прав человека).

· www.hro.org (Права человека в России).

· www.hrpublisher.org (Справочники «Если Вам дали срок», «Правовое положение подозреваемых…», «Если Вас арестовали» и др. издательства «Права человека»).

· www.culture.of.peace.ru (Материалы о терпимости).

· www.tolerance.ngo.ru (Материалы о терпимости).

· www.project-syndicate.org (Права меньшинств и государственный суверенитет).