Четвертое следственное управление. Следственный комитет российской федерации. Особые даты и события

25 июля, в День сотрудников органов следствия, в рамках пропаганды здорового образа жизни и занятия спортом среди несовершеннолетних, а также профилактики правонарушений Тушинским межрайонным следственным...

Следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета РФ по городу Москве возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство)....

В июле 2019 года в квартире одного из жилых домов по 3-му Михайловскому пер. в городе Москве, произошло возгорание. После тушения пожара было обнаружено тело женщины 1976 года рождения. По данному факту...

24 июля 2019 года в одном из зданий, расположенных по улице Малая Ордынка в городе Москве обнаружены фрагменты, предположительно, человеческих костей. По данному факту следственными органами Главного следственного...

25 июля свой профессиональный праздник - День сотрудника органов следствия РФ отмечают как сотрудники Следственного комитета РФ, так и следователи других правоохранительных структур, все специалисты, чьей...

В сюжете одного из телеканалов показали видеозапись, где сотрудники центра, применяя физическую силу, удалили из помещения торгового центра девушку. Также в сюжете указывается, что девушка может являться...

Коптевским межрайонным отделом, при поддержке Главного следственного управления Следственного комитета России по городу Москве, общественной организации «За безопасный город» и Управы Тимирязевского района...

В профессиональный праздник следователей – 25 июля – в эфире телеканала «Россия 1» состоится премьерный показ документального фильма «Профессия – следователь», подготовленный ООО "Фонд национального кино...

По результатам проведенной проверки следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета РФ по городу Москве возбуждено уголовное дело по ст. 141 УК РФ (воспрепятствование осуществлению...

Организацией сыска занимается Следственный комитет. Это крупная структура правоохранительных органов, входящая в систему исполнительной власти. Про работу будет подробно рассказано в нашей статье.

Правовой статус СК РФ

Следственный комитет - это относительно молодой орган. Появился он только в 2011 году. До этого существовал лишь особый комитет, зависимый от прокуратуры. До 2007 года понятия "следственный комитет" и вовсе не существовало - всеми сыскными функциями занималась прокуратура.

Согласно закону, СК РФ осуществляет ряд полномочий в области уголовного судопроизводства. Это крупная государственная военизированная организация. Сотрудники СК РФ имеют право носить с собой боевое оружие.

Основной задачей следственных органов является организация На данный момент во всей системе СК РФ работает около 35 тыс. человек. Системным руководителем является Александр Иванович Бастрыкин. Первый его заместитель - Василий Иванович Пискарев.

Принципы деятельности СК РФ

Следственный комитет - это важнейшая правоохранительная структура, состоящая из множества учреждений, институтов и отделений. Столь крупная система должна функционировать на основе строгих принципов. Согласно статье 5 ФЗ "О Следственном комитете", рассматриваемая система органов реализует свои функции на основе принципов законности, гуманности и гласности. Основной задачей СК РФ является защита свобод, интересов и прав человека и гражданина. Следственным органам необходимо поддерживать постоянные связи с прочими федеральными органами власти, в особенности с прокуратурой.

Большое количество принципов касаются сотрудников Следственного комитета. Так, работники не имеют права совмещать свою основную деятельность с любой другой работой, имеющей возмездную основу. Запрещается входить в состав органов управления, наблюдательных советов, иностранных организаций и прочих инстанций, предусмотренных российским законодательством.

Функции СК РФ

Чем занимаются сотрудники Следственного комитета? Ответ на этот вопрос дает соответствующий Федеральный закон, в котором подробно регламентированы все обязанности, полномочия и задачи работников правоохранительной системы. При этом зависит здесь все от ранга сотрудника, его статуса, а также от положений трудового договора. Однако все же можно выделить наиболее общие функции СК РФ.

Первая задача органа - это проведение доследственных проверок по сообщениям, постоянно поступающим в СК РФ. Анонимные звонки о минировании, заявления о совершении преступных деяний, материалы дела из прокуратуры - все это должно тщательно разбираться сотрудниками следственных органов. Вторая важная задача - осуществление предварительного следствия. Причем дела, которые разбирает СК РФ, должны носить только уголовный характер. Все происходит в строгом соответствии с законодательством.

Реализация криминалистического сопровождения во время расследования преступлений является третьей задачей органов СК РФ. Собираются улики, происходит опрос свидетелей, ведется диалог с подозреваемым и т.д. Особое место здесь занимает судебно-экспертная деятельность - важнейшая функция процессуального контроля.

Таким образом, работникам Следственного комитета точно есть чем заняться. К тому же Россия, несмотря на громадную полицейскую структуру, является довольно криминализированным государством. СК РФ - орган особой важности, получающий свое постоянное развитие.

Председатель СК РФ

Следственный комитет - это широчайшая система органов со сложной структурой. Начать характеристику внутреннего устройства этой системы следует с рассказа о председателе СК РФ.

Еще с момента создания самого органа, в 2011 году во главе Следственного комитета был поставлен Александр Иванович Бастрыкин - юрист и генерал юстиции. Функции председателя указаны в статье 13 ФЗ "О следственном комитете". Первой и основной его задачей является организация работы всей системы СК РФ. Помимо этого, председатель имеет право на изменение работы органа. Все изменения должны носить прогрессивный характер: например, могут смениться заместители, пересмотру подвергнуться системные инструкции и планы, модернизируется штатное расписание и т.д.

Председатель СК имеет нескольких заместителей - одного основного и пятерых дополнительных. Все эти лица образуют собой высший начальствующий состав. У каждого заместителя есть свой специфический набор полномочий.

Управление СК РФ

О системе следственных органов Следственного комитета РФ рассказывается в статье 12 соответствующего Федерального закона. Согласно ему, в систему СК РФ входят следующие инстанции:

  • Центральный аппарат. Здесь заседают председатель, его заместители и председатели от округов.
  • Территориальные отделы следствия, в том числе военные. Деление происходит по окружному, межрегиональному, региональному и районному уровням.

Таким образом, в общую систему СК входят федеральные и региональные структуры. В центральном управлении есть инспекторские, финансовые, кадровые, военные, процессуальные и документационные виды управления.

Образовательные учреждения, готовящие будущих сотрудников следственной системы, также входят в структуру СК РФ. Здесь же находятся некоторые научные инстанции.

Таким образом, Следственный комитет - это широкая и сложная система, имеющая множество отраслей и ответвлений. Во многом, именно из-за этого СК РФ был в свое время отделен от прокуратуры.

Сотрудники СК РФ

Разобрав понятие, цели и функции Следственного комитета, следует перейти к характеристике его работников. Известно, что сотрудником рассматриваемой системы можно стать лишь при наличии юридического образования.

Более того, необходимо отвечать некоторым критериям по физическому и психическому здоровью. Не может быть принят на службу недееспособный, имеющий непогашенную судимость, а также тяжело больной гражданин. Помимо этого, доступ на службу закрыт близким родственникам сотрудников СК РФ.

При приеме на работу проводится специальное испытание. В течение шести месяцев работник исполняет законные требования своего начальства. При удовлетворительном результате гражданин будет принят на работу. Перед началом работы сотрудник обязан принести присягу.

ГЛАВНОЕ СЛЕДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ МОСКВЕ

ГСУ СК РФ по г. Москве

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЦАО

Следственное управление по Центральному административному округу г.Москвы (СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЦАО г. Москвы

Следственный отдел по Басманному району (Басманный СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Замоскворецкий Замоскворецкий МРСО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Мещанский межрайонный следственный отдел (Мещанский МРСО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Пресненский межрайонный следственный отдел (Пресненский МРСО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственный отдел по Таганскому району (Таганский СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственный отдел по Тверскому району (Тверской СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственный отдел по району Хамовники (Хамовнический СО СУ по ЦАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА СВАО

Следственное управление по Северо-Восточному административному округу г.Москвы

(СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по СВАО г. Москвы

Бабушкинский межрайонный следственный отдел (Бабушкинский МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Бутырский межрайонный следственный отдел (Бутырский МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Останкинский межрайонный следственный отдел (Останкинский МРСО СУ по СВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА СЗАО

Следственное управление по Северо-Западному административному округу г.Москвы

(СУ по СЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по СЗАО г. Москвы

Тушинский межрайонный следственный отдел (Тушинский МРСО СУ по СЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Хорошевский межрайонный следственный отдел (Хорошевский МРСО СУ по СЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

СЕВЕРНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА САО

Следственное управление по Северному административному округу г. Москвы (СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по САО г. Москвы

Головинский межрайонный следственный отдел (Головинский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Коптевский межрайонный следственный отдел (Коптевский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Савеловский межрайонный следственный отдел (Савеловский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Тимирязевский межрайонный следственный отдел (Тимирязевский МРСО СУ по САО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ВАО

Следственное управление по Восточному административному округу г. Москвы (СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ВАО г. Москвы

Измайловский межрайонный следственный отдел (Измайловский МРСО СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Перовский межрайонный следственный отдел (Перовский МРСО СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Преображенский межрайонный следственный отдел (Преображенский МРСО СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЗАО

Следственное управление по Западному административному округу г. Москвы (СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЗАО г. Москвы

Дорогомиловский межрайонный следственный отдел (Дорогомиловский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Кунцевский межрайонный следственный отдел (Кунцевский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Никулинский межрайонный следственный отдел (Никулинский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Солнцевский межрайонный следственный отдел (Солнцевский МРСО СУ по ЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЮВАО

Следственное управление по Юго-Восточному административному округу г. Москвы (СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЮВАО г. Москвы

Кузьминский межрайонный следственный отдел (Кузьминский МРСО СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Лефортовский межрайонный следственный отдел (Лефортовский МРСО СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Люблинский межрайонный следственный отдел (Люблинский МРСО СУ по ЮВАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЮАО

Следственное управление по Южному административному округу г. Москвы (СУ по ЮАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЮАО г. Москвы

Нагатинский межрайонный следственный отдел (Нагатинский

Симоновский межрайонный следственный отдел (Симоновский МРСО СУ по ЮАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Чертановский межрайонный следственный отдел (Чертановский МРСО СУ по ЮАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЮЗАО

Следственное управление по Южному административному округу г. Москвы (СУ по ЮЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Следственные подразделения СУ по ЮЗАО г. Москвы

Гагаринский межрайонный следственный отдел (Гагаринский

Зюзинский межрайонный следственный отдел (Зюзинский МРСО СУ по ЮЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

Черёмушкинский межрайонный следственный отдел (Черёмушкинский МРСО СУ по ЮЗАО ГСУ СК РФ по г. Москве)

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА ЗелАО

Следственный отдел по Зеленоградскому административному округу г. Москвы

ТРОИЦКИЙ И НОВОМОСКОВСКИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГА МОСКВЫ — СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТДЕЛЫ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА

Следственный отдел по Троицкому и Новомосковскому административным округам

Следственный отдел по расследованию преступлений на метрополитене, особо режимных объектах и в экологической сфере

Следственный комитет РФ является самостоятельным органом федеральной исполнительной власти, полномочия которого распространяются на сферу уголовного судопроизводства (в пределах, установленных УПК РФ). Как и любой другой государственный орган, он осуществляет свою деятельность, опираясь на собственную правовую основу.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим организацию и деятельность этого следственного органа, является Закон о Следственном комитете РФ. Этот Закон регулирует задачи и принципы организации и деятельности Следственного комитета РФ, вопросы его системной организации, правовое положение его сотрудников, а также иные вопросы.

Следующими по значению для Следственного комитета РФ нормативными правовыми актами являются Положение о Следственном комитете РФ и Перечень должностей в Следственном комитете РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации". Первый из них уточняет и развивает предписания Закона о Следственном комитете РФ. Второй – касается системы должностей и званий.

Не меньшее правовое значение имеет Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета РФ, утвержденный Председателем Следственного комитета РФ 14 апреля 2011 г. В этот нормативный документ включены основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих, рекомендательные правила поведения государственных служащих, а также вопросы, связанные с возложением ответственности за нарушение соответствующих правил.

Основными задачами Следственного комитета РФ (в пределах предоставленных ему полномочий) являются (ст. 1, 8, 9, 11 Закона о Следственном комитете РФ во взаимосвязи):

  • – быстрое (оперативное) и всестороннее, полное и объективное (качественное) расследование преступлений (соответственно подследственности, определенной УПК РФ);
  • – обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования;
  • – осуществление внутриведомственного процессуального контроля над деятельностью по расследованию преступлений;
  • – выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений;
  • – осуществление международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства;
  • – разработка предложений (мер, мероприятий, программ) по реализации уголовно-процессуальной политики;
  • – участие в правотворческой деятельности и совершенствование уголовно-процессуального законодательства;
  • – обеспечение взаимодействия (координация и совместная работа) с другими правоохранительными органами по поддержанию правопорядка и борьбе с преступностью;
  • – информационно-статистическое обеспечение собственной деятельности, внутриведомственной (нижестоящих следственных подразделений и должностных лиц перед своим руководством) и ведомственной (перед Президентом РФ) подотчетности (определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе и процессуальном контроле).

Организация деятельности Следственного комитета РФ строится на принципах, предусмотренных ст. 2, 5, 6 вышеуказанного Закона:

  • – единства формы и содержания – наличия у следственных органов общих функций и выполнение общих задач единообразными способами и средствами;
  • – законности – осуществления своих полномочий в соответствии с УПК РФ и другим законодательством РФ;
  • – централизации – реализации следственных и иных полномочий в рамках отношений субординации между нижестоящими и вышестоящими сотрудниками, подчиненности и подотчетности нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим органам и должностным лицам, включая Президента РФ;
  • – независимости – недопустимости возникновения у следственных органов и их должностных лиц каких-либо отношений (материальных или нематериальных) зависимости от органов власти, общественных объединений и организаций, иных органов (в том числе в форме представительства в органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ);
  • – транспарентности – гласности осуществления мероприятий и действий и информационной открытости результатов следственной деятельности для органов власти и населения (если это не вступает в противоречие с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, требованиями уголовно-процессуального законодательства и законодательства РФ о государственной и иной охраняемой правом тайне);
  • – деполитизации – недопустимости вовлечения сотрудников следственных органов, в какой бы то ни было форме, в политическую деятельность, совершения ими и (или) принятия ими политически мотивированных действий и решений;
  • – декоммерциализации – запрет для сотрудников следственных органов совмещения своей работы с коммерческой или иной деятельностью, осуществляемой на возмездной основе;
  • – творческой свободы – допустимости совмещения своей работы с преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, кроме деятельности, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ).

Как уже отмечалось, Следственный комитет РФ представляет собой единую федеральную централизованную (вертикально-интегрированную) систему следственных органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим руководителям и Председателю Следственного комитета Федерации. Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент РФ.

Системная организация органов следствия строится на принципах.

  • – соответствия их внешнего построения административно-территориальному и военно-административному делению РФ;
  • – внутрисистемной централизации (подчинения нижестоящих органов вышестоящим органам);
  • – процессуального и организационного контроля (со стороны руководителей следственных органов) над следователями в сочетании с их процессуальной самостоятельностью в ходе производства по уголовным делам.

Следственный комитет РФ возглавляет Председатель Следственного комитета РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Председатель несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом РФ задач и реализацию государственной политики в сфере уголовно-процессуальной деятельности (в установленных законом пределах).

Председатель Следственного комитета РФ имеет первого заместителя и заместителей, в том числе заместителя Председателя Следственного комитета РФ – руководителя Главного военного следственного управления. Количество заместителей Председателя Следственного комитета РФ устанавливается Президентом РФ.

Первый заместитель и заместители Председателя, в том числе заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета РФ.

Председатель Следственного комитета РФ имеет советников, старших помощников и помощников, старших помощников по особым поручениям и помощников по особым поручениям.

Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета РФ, в том числе заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления, имеют помощников по особым поручениям.

Заместитель Председателя Следственного комитета РФ – руководитель Главного военного следственного управления также имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников и помощников.

В состав центрального аппарата Следственного комитета РФ входят следующие основные функциональные структуры:

  • – Главное следственное управление;
  • – Главное управление процессуального контроля;
  • – Главное организационно-инспекторское управление;
  • – Главное управление криминалистики;
  • – Главное управление обеспечения деятельности;
  • – Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу;
  • – Следственные управления по федеральным округам;
  • – Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;
  • – Главное военное следственное управление.

Кроме того, в центральном аппарате Следственного комитета РФ образованы дополнительные (вспомогательные) структуры: Главное управление обеспечения деятельности, управление кадров, правовое управление, управление взаимодействия со средствами массовой информации, управление международно-правового сотрудничества, управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению, управление по защите государственной тайны, управление физической защиты, отдел информационного и документационного обеспечения Председателя Следственного комитета РФ.

Главное следственное управление состоит из следующих структурных подразделений:

  • – управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности;
  • – управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики;
  • – управления процессуального контроля и методикоаналитического обеспечения, отдел документационного обеспечения.

Главное управление процессуального контроля включает в себя:

  • – управление процессуального контроля за следственными органами;
  • – управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции;
  • – управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел;
  • – организационно-аналитический отдел и отдел документационного обеспечения.

Главное организационно-инспекторское управление состоит из следующих структурных единиц:

  • – организационно-контрольное управление;
  • – информационно-методическое управление;
  • – управление собственной безопасности;
  • – управление оперативных служб;
  • – отдел документационного обеспечения и корректуры.

Главное управление криминалистики подразделяется

на следующие управления и отделы:

  • – методико-криминалистическое управление;
  • – технико-криминалистическое управление;
  • – управление организации экспертно-криминалистической деятельности;
  • – отдел документационного обеспечения;
  • – отдел по внедрению криминалистической и специальной техники.

Главное управление обеспечения деятельности состоит из следующих подразделений:

финансово-экономическое управление;

  • – управление материально-технического снабжения;
  • – управление делами;
  • – контрольно-ревизионное управление;
  • – управление капитального строительства;
  • – отдел организационного и документационного обеспечения.

Сходной (по предметно-функциональному содержанию) структурой обладают главное следственное управление и следственные управления но федеральным округам.

Особым звеном в организационной структуре Следственного комитета РФ является Главное военное следственное управление. Ему подчинены военные следственные управления по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и по г. Москве. Низшее звено военноследственных органов – отделы или отделения в военных гарнизонах, частях, соединениях, объединениях.

К территориальным органам (структурам) Следственного комитета РФ относятся следственные управления и главные следственные управления в субъектах РФ. Главные следственные управления созданы в четырех субъектах РФ: в г. Москве, в Московской области, в г. Санкт-Петербурге и в Красноярском крае.

Низшее звено территориальных структур – следственные отделы по районам и городам.

В структуре Следственного комитета РФ существуют также специализированные следственные управления на транспорте и другие специализированные следственные органы. К ним относятся Московское межрегиональное, Северо-Западное, Приволжское, Южное, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное следственные управления на транспорте. Волжское межрегиональное природоохранное следственное управление и следственные управления в закрытых административно-территориальных образованиях. Низшие подразделения этих следственных органов – специализированные следственные отделы, приравненные к районным. Юрисдикция указанных специализированных следственных органов закреплена приказом Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 4.

Служба в Следственном комитете РФ относится к разновидности федеральной государственной службы, которую проходят его сотрудники. Иными словами, следователи и другие должностные лица этого органа государства являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных Законом о Следственном комитете РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. Значит, на сотрудников органов Следственного комитета РФ распространяется трудовое законодательство (с учетом специфики, предусмотренной для данного вида службы). Исключение составляют должностные лица военно-следственных органов, которыми могут быть только военнослужащие Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Поэтому порядок прохождения ими военной службы в Следственном комитете РФ регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с учетом специфики следственной службы).

Вместе с тем отдельные должности в Следственном комитете РФ могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, на которых распространяется действие Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

На должность сотрудника Следственного комитета РФ могут претендовать только граждане Российской Федерации, получившие в установленном законом порядке высшее юридическое образование, имеющие необходимые профессиональные и высокие моральные качества и обладающие здоровьем, позволяющим исполнять обязанности, возлагаемые на них службой.

В исключительных случаях на должности следователей районных, городских следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета РФ (и приравненных к ним подразделений) могут назначаться граждане, окончившие три курса образовательного учреждения высшего профессионального образования по юридической специальности. Кроме того, на отдельные должности федеральной государственной службы в Следственном комитете РФ могут назначаться граждане, не имеющие высшего юридического образования, при наличии у них иного высшего профессионального образования, соответствующего замещаемой должности.

При этом гражданин не может быть принят на службу (включая гражданскую государственную службу) или на работу по трудовому договору в Следственный комитет РФ, если он:

  • – по решению суда, вступившего в законную силу, является недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • – по приговору суда, вступившему в законную силу, был осужден за преступление;
  • – имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена;
  • – в отношении него осуществляется уголовное преследование либо уголовное преследование прекращено по нереабилитирующему основанию (за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием и т.п.);
  • – отказался от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если должность, на замещение которой претендует гражданин, требует использования таких сведений;
  • – имеет заболевание, не позволяющее ему исполнять обязанности по службе;
  • – состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником или федеральным гражданским служащим Следственного комитета РФ (если должность, на замещение которой он претендует, предполагает возникновение субординационных отношений между ними);
  • – утратил статус (вышел или был лишен) гражданина Российской Федерации;
  • – гражданин другого государства или других государств (если только иное не предусмотрено международным договором РФ);
  • – представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на следственную службу;
  • – не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо ложные сведения об имеющихся у него, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера;
  • – не исполнял обязанности и не соблюдал ограничения, предусмотренные Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Граждане, получившие высшее юридическое образование по договорам о целевом обучении, заключенным ими со Следственным комитетом РФ (за счет средств федерального бюджета), обязаны пройти службу в следственных органах или учреждениях комитета в течение не менее пяти лет. Причем в случае досрочного прекращения следственной службы (кроме случаев увольнения по состоянию здоровья, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, а также в связи с призывом на военную службу, упразднением соответствующего следственного органа или учреждения, сокращением численности или штата его сотрудников) такие граждане полностью возмещают потраченные на их обучение средства.

На должности руководителей районных, городских (и приравненных к ним) следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, в том числе специализированных, следственных отделов Следственного комитета назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, в судебных органах не менее трех лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделений) и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета РФ назначаются граждане не моложе 30 лет, имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете РФ, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, в судебных органах не менее пяти лет. Назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается. Председатель Следственного комитета РФ вправе в исключительных случаях назначать на такие должности руководителей следственных органов Следственного комитета РФ, имеющих опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти.