Закон яровой о чем он. Закон Яровой принят, но что дальше? Пакет Яровой для компаний и миллиарды долларов бюджета

Сегодня Госдума приняла так называемый "пакет Яровой". Интернет-отрасль затронет непосредственно две статьи закона, согласно которым компании и операторы должны хранить все данные о звонках и сообщения россиян и декодировать переписки, зашифрованные интернет-сервисами. Лайф попытался разобраться, что будет с IT-бизнесом и пользователями дальше.

Исчезающий закон

С самого начала законопроект сопровождали странные события. В среду проект закона в последней редакции (ко второму чтению) был удалён с автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности (сайт ГД, на котором публикуются все документы). Рассмотрение "пакета Яровой", которое изначально было назначено на среду, 22 июня, было перенесено на пятницу.

Во время последнего заседания Госдумы 24 июня должны были принять весь "антитеррористический" пакет во втором и третьем чтениях. При этом, согласно данным корреспондента телеканала Лайф, журналистам, присутствующим на заседании, был почему-то роздан текст законопроекта в старой версии. Так, в нём указывалось, что организаторы распространения информации в сети Интернет должны хранить факты о приёме и передаче сообщений пользователей в течение трёх лет, тогда как на сайте был размещён документ, где эту меру сократили до года.

В конечном счёте примерно в 16 часов на сайте базы законопроектов появился окончательный вариант принятого Госдумой закона, который будет направлен в Совет Федерации.

Таким образом, Госдума приняла поправки, касающиеся интернет-отрасли, в следующем виде:

Интернет-компании (или, по закону, о рганизаторы распространения информации в сети Интернет) будут хранить информацию о фактах совершения звонков и передачи текстов, видео и иного контента россиян в течение года . Также будет храниться информация об этих пользователях. Причём все данные должны быть расположены на территории России. Само содержание сообщений - до полугода . Точный объём и срок определит правительство.

Операторы связи должны хранить данные о фактах приёма и передачи сообщений и контента в течение трёх лет . Само их содержание - до полугода . Здесь также точные нормы установит правительство.

Интернет-сервисы, занимающиеся шифрованием передаваемой пользователями информацией (например, мессенджеры WhatsApp, Telegram), должны предоставить по запросу госорганов соответствующие инструменты для декодировки переписки пользователей.

Не услышали

Единственной поправкой в тех статьях для интернет-отрасли стало сокращение срока хранения данных до года для интернет-сервисов. Для операторов связи, которые пожаловались на то, что затраты на выполнение закона приведут к колоссальным расходам, эту норму оставили без изменений - в течение трёх лет. Однако, даже если бы парламентарии и согласились изменить этот пункт для сотовых операторов, указанный объём хранения непосредственно всего переданного пользователями контента (звонки, сообщения, мультимедийные файлы) до 6 месяцев уже становится непомерным грузом для компаний.

По нашим оценкам, разовые расходы операторов на организацию хранения голосовой информации и трафика персональных данных в течение 6 месяцев составят триллионы рублей, - заявили в МТС.

В пресс-службе "Яндекса" отметили, что с депутатами договориться не получилось.

"Мы оперативно давали отзывы на поправки. Впервые увидев проект в понедельник, уже во вторник отправили наш отзыв. Но конструктивного диалога не было. Ни одно предложение отрасли не было учтено", - говорится в заявлении компании.

О провале переговоров также сообщил и советник президента по Интернету Герман Клименко.

К сожалению, в процессе подготовки законопроекта к слушаниям в Госдуме полноценный двусторонний диалог между интернет-индустрией и законодателями не состоялся: доводы и предложения компаний, отраслевых и общественных организаций не были услышаны и приняты во внимание, - высказал он своё мнение через пресс-службу Института развития Интернета.

В Mail.ru, которая ранее оценила затраты от законопроекта, превышающие годовую выручку группы в три раза, от комментариев отказались.

В Российской ассоциации электронных коммуникаций, которая ранее направила письма в Администрацию Президента, Минкомсвязи, Госдуму и Совфед с просьбой изменить пункты поправок, также не смогли прокомментировать принятие закона.

Что дальше?

Несмотря на то что закон был направлен на благородную цель - противодействие терроризму, эксперты не видят связи в том, как ограничение интернет-бизнеса и жизни россиян в Сети поможет в обеспечении нацбезопасности.

Компании, особенно небольшие, окажутся вынужденными нарушать закон, если он будет одобрен впоследствии в том виде, как это есть сейчас. И миллионные штрафы либо тюремные сроки на вполне добросовестных Яндекс, Google, WhatsApp и прочих никак не помогут России в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, - считает юрист адвокатского бюро "Деловой фарватер" Павел Ивченков.

К тому же объём собираемой информации ставит под сомнение тот факт, что правоохранительным органам хватит сил и времени для того, чтобы оперативно всю эту информацию проанализировать и выявить потенциальную угрозу, уверен юрист.

При этом российские интернет-игроки не раз указывали, что меры депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова ударят именно по отечественному бизнесу и поставит их в невыгодное положение по сравнению с иностранными конкурентами. Что касается выполнения требований закона международными компаниями, Ивченков говорит, что у них есть два выбора: либо исполнять требования, либо уходить с российского рынка.

В свою очередь операторам связи в случае невыполнения требований закона грозит отзыв лицензии, прокомментировал партнёр юридического бюро "Замоскворечье" Дмитрий Шевченко.

Закону "О связи", оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Таким образом, нарушение закона будет чревато прежде всего лишением лицензии", - отметил он.

Эксперты сходятся во мнении, что принятый Госдумой закон, по сути, невыполним, но впоследствии он будет одобрен как Советом Федерации, так и президентом России. Однако теоретически свои поправки перед принятием решения может внести сенат.

Как юрист, могу сказать, что все заинтересованные компании будут до последнего биться за то, чтобы закон пусть бы и оставался суровым, но не лишал граждан их конституционных прав на тайну переписки и личной жизни. Если и президент его подпишет, то, скорее всего, будут лоббироваться поправки об отсрочке вступления в силу этого закона, - прокомментировал Ивченков.

«Антитеррористический пакет» Яровой принят Советом Федерации, что это и чем он грозит простым россиянам.

Прежде всего хочется сказать, что «Антитеррористический пакет» Яровой это один из самых жестки и резонансных законов принятых Госдумой за последние десять лет.

24 июня 2016 года Госдума России приняла во втором и третьем чтениях «антитеррористический пакет», внесли его на голосование депутаты Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Перед голосованием депутаты отменили самые одиозные поправки – о лишении гражданства и запрете на выезд из страны.

Однако, в этом пакете остались десятки других законов, которые очень сильно отразятся на жизни просто россиянина. Пакет законов одобрен Советом Федерации и нет сомнений, что его подпишет президент России Владимир Путин.

Антитеррористический пакет Яровой текст:

Сейчас мы вам расскажем о самых важных в документе законодательных актов.

Недоносительство

Начиная с 20 июля 2016 года не сообщившие о преступление граждане могут ответить за уголовной ответственностью. Наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок до одного года. Люди должны сообщать властям о таких правонарушениях, как подготовка теракта, вооруженны мятеж, а также другие виды преступлений. Всего их в законе около пятнадцати описано.

Теперь записи телефонных разговоров и СМС каждого абонента будут хранится у операторов связи «Мегафон», «Билайн» и МТС и другие в течение полугода. В течение трех лет операторы связи должны хранить мета-данные – сюда входит информация о том, что разговор состоялся, был обмен СМС между клиентами. Данная норма касается и интеренет-ресурсы, которые будут внесены в соответствующую базу. Они должны будут хранить мета-данные один год. Операторы связи предупредили, что данное нововведение повлечет увеличение платы в 2-3 раза за использование мобильной связи.

Шифрование данных

Интеренет-сервисы, мессенджеры, социальная сеть, почтовый клиент или просто сайт, который поддерживает шифрование данных должен помочь ФСБ в случае надобности расшифровать их. За отказ это делать будет оштрафован на сумму от 800 тысяч до миллиона рублей.

Миссионерство

Законы Яровой касаются и регулирования в религиозной сфере. Теперь «миссионерской деятельностью» смогут заниматься только зарегистрированные организации. Любая миссионерская деятельность вне помещений запрещена. Штраф до миллиона рублей.

Ужесточение наказания за экстремизм

За экстремизм будут наказывать еще более жестко. За финансирование экстремистской деятельности (282.3 УК) теперь предусматривают срок до восьми лет, а до этого был порог до трех лет.

Склонение к массовым беспорядкам

В случае «склонения, вербовки или иное вовлечение» в организацию массовых беспорядков будет наказываться сроком лишения от пяти до десяти лет.

Уголовная ответственность с 14 лет

Теперь за некоторые преступления в России установлена уголовная ответственность с 14 лет. 14-летних детей будут судить за международный терроризм, участие в террористических сообществах, участие в массовых беспорядках. Так же они будут подвержены уголовной ответственности за недоносительство.

Международный терроризм

Уголовная ответственность будет предусматриваться за международный терроризм совершенный за пределами России, в котором пострадали российские граждане. Тут предусмотрено наказание – пожизненное лишение свободы.

Проверка почтовых посылок

На почтовых операторов возложили ответственность за содержание и проверку посылок. Теперь они должны проверять, чтобы в посылках не было оружия, наркотиков или денег.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности

Внести в Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ
«О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) в части 4 четвертое и пятое предложения исключить;

б) дополнить частью 4.1 в следующей редакции:

«4.1. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа. Решения указанных органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами в соответствующем субъекте Российской Федерации.»;

2) дополнить статьей 5.2 следующего содержания:

«Статья 5.2. Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:

1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, а также на оказание позитивного воздействия на граждан в целях формирования у них неприятия идеологии терроризма, посредством распространения информационных материалов, печатной продукции, разъяснительной работы и иных мероприятий;

3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.»;

3) статью 11 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Правовой режим контртеррористической операции может вводиться в целях пресечения и раскрытия преступления, предусмотренного статьей 206, частью четвертой статьи 211 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) сопряженного с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренного статьями 277, 278, 279, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – преступления террористической направленности), минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В этих случаях при введении правового режима контртеррористической операции применяются положения, предусмотренные статьями 11 – 19 настоящего Федерального закона.»;

4) часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«1. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности в случае принятия решения о ее проведении в порядке, предусмотренном настоящей статьей.»;

5) в статье 24:

а) в части 1 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361»;

б) в части 2 слова «2821-2823 и 360» заменить словами «2821-2823, 360
и 361».

Статью 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ
«Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 51, ст. 5681) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) производство гражданского и служебного оружия из боевого ручного стрелкового оружия, в том числе снятого с вооружения.».

Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418) следующие изменения:

1) в абзаце четвертом статьи 3 слова «279 и 360» заменить словами «279, 360 и 361»;

2) в статье 6:

а) в пункте 2.1:

в подпункте 5 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

б) в пункте 2.2:

в подпункте 2 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 4 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361»;

в подпункте 8 слова «2823 и 360» заменить словами «2823, 360 и 361».

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1) следующие изменения:

1) дополнить статьей 11.14.3 следующего содержания:

«Статья 11.14.3. Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности

1. Нарушение экспедитором порядка организации оказания экспедиционных услуг, а также обязанностей, установленных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;

2) в части 1 статьи 23.1 после слов «статьей 11.7.1» дополнить словами «, частью 2 статьи 11.14.3»;

3) в части 1 статьи 23.36 слова «статьями 11.14.2, 11.15,» заменить словами «статьей 11.14.2, частью 1 статьи 11.14.3, статьей 11.15,».

Статью 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ
«О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031) изложить в следующей редакции:

«Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

2. Решение о приобретении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в связи с осуждением лица к наказанию по приговору суда, вступившему в законную силу, за совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206, 208, 211, 277 – 2824, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, если такое лицо не имеет иного гражданства или гарантий на его приобретение.».

Пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ
«О транспортно-экспедиционной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27, ст. 2701) изложить в следующей редакции:

«4. При приеме груза экспедитор обязан проверить соответствие наименования (маркировки) груза действительному наличию и установить личность клиента, после чего выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.».

Пункт 1 статьи 64 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895) изложить в следующей редакции:

«1. Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи и предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.».

В пункте 17 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215) слова «без письменного разрешения представителя нанимателя» и слово «исключительно» исключить.

Статью 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
№ 34, ст. 4029) дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

«9) является лицом, которому в установленном порядке объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, частями третьей и четвертой
статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, – в течение пяти лет со дня объявления ему официального предостережения, а равно имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение сопряженного с осуществлением террористической деятельности хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, и (или) преступления экстремистской направленности.».

В части 3 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006,
№ 31, ст. 3448) после слов «пользователей сети «Интернет» дополнить словами «, включая их содержание,», слова «шести месяцев» заменить словами «трех лет».

Алексей Наумов

Шрифт A A

Отправить статью на почту

Добавить в избранное

7 июля президент Российской Федерации В.В. Путин подписал пакет Яровой. Суть этого ряда законов, направленных на борьбу с терроризмом и ужесточение ответственности за акты террористического характера. Для простых граждан, которым будет интересно узнать о том, когда вступит в силу и как реализация данной законодательной инициативы коснется их самих, мы постарались изложить краткую суть “пакета Яровой”.

Ниже будут приведено описание наиболее значимых законодательных нововведений и поправок, способных повлиять в той или иной мере на большинство проживающих в России людей, включая тех, кто не является ее гражданином.

Новая статья УК РФ (205.6)

Законом введена новая статья “несообщение о преступлении”. По ней будут привлекаться те, кто заведомо решил не сообщать в органы правопорядка о готовящемся преступлении в нескольких десятках категорий, начиная от активности международных террористических группировок и заканчивая вооруженным мятежом, посягательствами на территориальную целостность государства. Высшей мерой наказания за недоносительство стало тюремное заключение на срок до 12 месяцев.

Ответственность за неисполнение статьи 205.6 не несут люди, которые отказались доносить в органы правопорядка на своего мужа/жену или близкую родню.

Усиление ответственности за пропаганду терроризма

Закон Яровой 2016 года также призван усилить меры пресечения для лиц, которые призывают к осуществлению террористических актов или оправдывают идеологию террористических группировок, в том числе, и на просторах всемирной паутины. Теперь интернет фактически приравняли к средству массовой информации, поэтому ответственность за незаконную деятельность с его помощью будет аналогична. Преступникам грозит до семи лет тюремного заключения и пятилетнее вето на занятие обозначенных должностей. Как вариант, в качестве меры взыскания установлен штраф суммой до миллиона рублей.

Уточнения в документе раскрывают понятие “оправдание терроризма” – это публичные заявления, признающие террористическую идеологию, а также призывающие подражать ей и поддерживать ее.

Все лица, имеющие непогашенную судимость по ряду статей, в той или иной мере касающихся терроризма, лишаются права на выезд за пределы РФ. Часть из них четко указаны в документе. По большей части, относятся они к формированию вооруженных группировок, захвату заложников, терактам, принудительному захвату и удержанию власти. Присутствует и аналогичная мера для тех, кто осуществил покушение на жизнь государственного деятеля.

Закон о хранении информации

Антитеррористический пакет Яровой повлиял и на порядок предоставления телекоммуникационных услуг. Теперь операторы связи и прочие “организующие распространение информации службы” будут вынуждены сохранять на территории РФ записи звонков, текстовую переписку и прочие данные, вплоть до изображений и видеозаписей в течение полугода. Данные о том, что факт переписки или звонка состоялся (то есть, данные о самих участниках, времени проведения и пр), оператора обязывают хранить три года. Все перечисленное нужно будет передавать по первому же запросу правоохранительных органов.

Вместе с этим, к административному кодексу приписали новую статью, согласно которой пользователи интернет, использующие несертифицированные средства шифрования переписки, будут облагаться штрафами. К примеру, юридическим лицам придется оплатить штраф в размере 30-40 тысяч рублей, а несанкционированные средства конфискуют.

Введение понятия “миссионерская деятельность”

Ряд статей получил поправки, в которых четко прописывается обозначение миссионерской деятельности. Это религиозный церемониал, раздача религиозных книг, брошюр и прочих информационных материалов, проповедование и другие практики, которые проходят вне религиозных школ, церквей, мест захоронения или других имеющих отношение к религии заведений. Под миссионерской деятельностью также подразумевается религиозная пропаганда в СМИ, к которым относится и интернет.

Вести деятельность миссионера уполномочены лишь члены прошедших регистрацию организаций или лица, заключившие с ними письменную договоренность. Каждому миссионеру необходимо иметь при себе документы, которые смогут подтвердить его членство.

Ужесточение ответственности за экстремизм

Всемерный размер наказания за организацию незаконных бандформирований или участие в оных, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, подняли на пять лет. Также была введена новая статья, предусматривающая крупный денежный штраф в размере 300-700 тысяч рублей или тюремный срок от 5 до 10 лет за привлечение людей к участию в массовых волнениях, мятежах (попытки склонить или завербовать).

Статья 282 УК РФ серьезно дополнена. Теперь в ней прописано минимальное наказание за порочащие честь и достоинство действия, разжигание вражды – ограничение свободы на 3 года. Высший срок за данное преступление – 6 лет. Подобным образом усиливается ответственность за организацию актов экстремизма, экстремистских сообществ, а также оказание им содействия в материальном плане. Под последним подразумевается сбор средств и прочие финансовые услуги, которые лицо предоставляло преступникам осознанно.

Увеличен список статей, по которым можно судить с 14 лет

Подростки (дети, достигшие возраста 14 лет) теперь будут нести уголовную ответственность по ряду статей:

  • Недоносительство (заведомый отказ сообщать о готовящемся преступлении)
  • Угроза жизни государственному или общественному деятелю, а также находящимся под международной протекцией лицам.
  • Принадлежность к террористическим организациям, незаконным вооруженным формированиям, акты терроризма.
  • Участие в массовых волнениях или причастность к их организации.
  • Обучение терроризму или прохождение подготовки.

Разумеется, помимо наиболее значимых особенностей, пакет Яровой содержит и ряд мелких. Например, почтовые служащие теперь обязаны контролировать содержимое посылок. Узнать обо всем подробнее можно прочитав официальный текст.

Когда произойдет принятие пакета Яровой

Большинство законов и поправок, входящих в пакет Яровой, были приняты еще 20 июля 2016 года. К ним относится ужесточение наказания за различные преступления, относящиеся к терроризму и экстремизму, их организации и финансированию.

Что касается остальных положений, касающихся главным образом связи, хранения информации и смежных областей, где реализация инициатив сопряжена с рядом трудностей и требует времени на подготовку – они должны будут вступить в силу лишь в 2018 (по некоторым данным, в 2023) году. За столь продолжительный период времени ситуация может серьезно поменяться.

Пакет Яровой – что включает в себя этот «антитеррористический пакет», принятый 24 июня и подписанный 7 июля 2016 года ? Несмотря на основную направленность против экстремизма и терроризма, этот законодательный пакет касается десятков действующих законов и конституционных положений. Принятие пакета касается абсолютно всех жителей РФ, серьезным образом отражаясь на важных сферах жизни. Рассмотрим подробнее, что входит в «пакет Яровой» и каким образом это будет сказываться на повседневной жизни миллионов граждан страны.

Как скажется «пакет Яровой» на гражданских правах?

Если рассматривать основные положения и изменения в действующем законодательстве, то можно сразу увидеть, что пакет от Ирины Яровой покушается на конфиденциальность частной жизни любого гражданина и способен в кратчайшее время буквально убить интернет-компании. Какие законы входят в «пакет Яровой» и насколько изменяется наказание за совершение преступной деятельности? Основными сферами, которые ждут серьезные перемены, являются:

  1. Миссионерство. Принятый законопроект сильно ужесточает регулирование в этой области, разрешая проповедование и миссионерскую деятельность только специально зарегистрированным группам или организациям. Деятельность их допускается исключительно в предназначенных для этого помещениях, нарушения влекут за собой штрафные санкции до 1 млн. рублей.
  2. Недоносительство и бездействие. Любой гражданин обязан сообщать о готовящихся беспорядках или нарушениях, даже если источниками такой информации являются интернет-порталы.
  3. Ужесточение наказаний за преступления экстремисткой направленности. Согласно ст. 282.3 УК за финансирование такой деятельности срок лишения свободы поднимается до 8-им лет, нижний порог – 3 года. Также предусмотрены высокие штрафы за призывы к экстремизму.
  4. Пакет включает в себя новое понятие склонения и вербовки к массовым беспорядкам , предусматривая лишение свободы до 5-10 лет.
  5. Введено новое понятие международного терроризма , то есть преступлений за пределами РФ, в результате которых погибли граждане России. Статья предусматривает пожизненное лишение свободы.
  6. Уголовная ответственность теперь наступает с 14-ти лет , при этом список преступлений, за которые могут судить подростков, расширен до 32-х, включая участие в массовых беспорядках, террористических организациях и недоносительство, обучение терроризму, нападение на общественных, государственных деятелей.
  7. Проверка почтовых отправлений на предмет обнаружения денег, наркотических средств, оружия. Новый законопроект предусматривает, что частные и государственные почтовые службы обязаны проверять все посылки, неся за это полную ответственность.

Некоторые законы, входящие в «пакет Яровой», предусматривали также лишение гражданства за отдельные виды преступной деятельности, но при принятии законопроекта были временно исключены.

Статья за недоносительство и посты в соцсетях

Основной неприятной новостью стали статьи за недоносительство или высказывания в соцсетях, относящиеся к одобрению терроризма или призывам к нему, перепосты таких сообщений. За недоносительство предусмотрено лишение свободы до 1-го года и даже лишение гражданства. Новое положение указывает, что все люди обязаны сообщать властям о подготовках к вооруженным мятежам, терактам и другим видам преступной деятельности. Согласно ст. 205.6 УК, несообщение или бездействие являются уголовными преступлениями, но от ответственности могут быть освобождены близкие родственники или супруги.

Ответственность за призывы или оправдание терроризма в соцсетях приравнивается к аналогичным призывам в средствах массовой информации, за что предусмотрены такие виды наказаний:

  • лишение свободы – до 7-ми лет;
  • запрет занимать некоторые посты и должности – до 5-ти лет;
  • лишение гражданства (эта норма пока остается спорной);
  • запрет на выезд за пределы РФ.

При этом лишить свободы могут даже за перепост, публично заявляющий об оправдании/признании практики терроризма или принятый за такой.

Неснятая или непогашенная судимость по таким статьям делает человека невыездным, срок запрета не ограничивается и может различаться для отдельных статьей. Например, для ст. 282 УК за разжигание вражды или ненависти такой срок равен трем годам.

Телефонная связь и электронная переписка: конфиденциальности больше не будет

Что входит в антитеррористический «Пакет Яровой», оказывающий влияние не только на повседневную жизнь граждан РФ, но и профессиональную деятельность многих предприятий? В первую очередь, это обязательство телефонных и интернет-компаний хранить записи и переписку пользователей в течение полугода, что влечет за собой финансовые расходы и увеличение платы за связь. В реестр таких «организаторов распространения информации» может попасть любой ресурс, при помощи которого пользователи обмениваются видео или голосовыми сообщениями, переписываются. Многие популярные блоги также вошли в этот список, как представители СМИ. Все хранимые данные необходимо будет передавать в правоохранительные органы по первому требованию. Данная норма вступит в действие с 01.07.2018 года.

Неприятным «сюрпризом» стало требование отказа от шифрования передаваемых данных или передача спецорганам ключей шифрования. Отказ от передачи средств кодирования влечет за собой штраф в размере 800 тыс.-1 млн. рублей.

Множество вопросов вызывает формулировка этой статьи, так как неясно, о каком именно типе шифрования идет речь, касается ли это всех сайтов, использующих HTTPS, или нет. Отказ от сертификации средств кодирования информации также карается штрафом в размере 30-40 тыс. рублей, конфискацией всех нелегальных средств передачи данных.

Контроль над религиозной сферой

Чем еще отличается «Пакет Яровой», что туда входит касаемо религиозной области деятельности? Новый законопроект предполагает жестче контролировать эту сферу, теперь вводится понятие миссионерской деятельности, а некоторые идеи будут запрещены в проповедованию вообще. К миссионерству теперь относятся все религиозные практики, совершаемые вне специально отведенных для этого мест. Заниматься проповедничеством могут только представители официально зарегистрированных организаций, иностранные лица допускаются к миссионерству при наличии приглашения.

Когда войдет в силу «пакет Яровой», некоторые изменения в этой области станут положительными. Например, запрещается распространение религиозных идей отказа от медпомощи, призывы к экстремизму, уголовным преступлением считается требование передавать имущество частных лиц религиозным организациям. Штрафы предусмотрены довольно крупные, достигающие 1 млн. рублей.

Большая часть законов и поправок из антитеррористического пакета уже вступила в силу 20.07.2016 года. Проекты, касающиеся хранения и предоставления данных переписки, начнут действовать с 01.07.2018 года, так как необходима подготовка соответствующей технической, кадровой базы. Согласно Указу Президента, до 01.11.2016 должны быть подготовлены проекты, снижающие риски для обычных граждан, что связано с принятием пакета. Кроме того, существует предложение частично отложить исполнение некоторых положений (в частности, касающихся хранения переписки и содержания разговоров) до 2023 года. Но на данный момент законопроект А. Белякова о переносе сроков не вынесен на общее рассмотрение.

Что включает в себя антитеррористический «пакет Яровой» и насколько сильно его принятие скажется на обществе в целом? Многие сегодня оценивают его, как излишне жесткий и вмешивающийся в частную жизнь граждан. Некоторые введенные статьи напрямую могут нарушать положения конституции (например, лишение гражданства), но эти вопросы остались спорными, из окончательной редакции они были удалены почти в полном объеме. Ужесточение контроля над экстремисткой и террористической деятельностью, к сожалению, крайне негативно сказывается на самых обычных гражданах, не защищая их, а буквально уничтожая гражданские права.

Зако́н Ярово́й (также паке́т Яровой или пакет Яровой-Озерова) - два законопроекта, декларировавшиеся их авторами как имеющие антитеррористическую направленность, были приняты в России в июле 2016 года. В СМИ и общественных дискуссиях закон стали называть именем одного из его авторов - Ирины Яровой . Пакет состоит из двух федеральных законов :

Поправки, вносимые этим набором дополнений в федеральное законодательство, можно условно разделить на следующие части:

История принятия

13 мая 2016 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении , до этого получив одобрение Правительства (потребовавшего лишь доработать пункт касательно операторов связи ) и возглавляемого Яровой Комитета по безопасности. 24 июня закон успешно проведен через 2-е и 3-е чтение в Думе. 7 июля 2016 года пакет подписан Президентом РФ В. В. Путиным . В итоговой версии документа, которая была направлена на рассмотрение Совета Федерации, срок хранения данных о фактах передачи информации пользователями был сокращён с трёх лет до одного года .

Поправки, дающие Правительству полномочия обязывать операторов связи хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей сроком 6 месяцев, должны были вступить в силу 1 июля 2018 года . При этом, как это следует из поправок, указанная информация должна была храниться исключительно на территории России. Однако 19 июля 2016 член Совета Федерации Антон Беляков внёс законопроект о переносе срока вступления в силу этих поправок на 2023 год .

Законопроекты приняты Думой во втором и третьем чтениях 24.06.2016 , на последнем пленарном заседании VI созыва . Во втором чтении за проект 1039101-6 получено 276 голосов (61 %) , в третьем - 277 (61 %) . За проект 1039149-6 - 266 голосов во 2 чтении и 287 в 3 чтении . За проекты проголосовали все представители партии Единая Россия и около 40-50 депутатов партии Справедливая Россия.

Среди нововведений содержатся повышение срока по ряду уголовных статей, введение дополнительных причин для запрета на выезд и въезд, повышение срока хранения операторами мобильной связи информации о фактах приёма, передачи и содержимого голосовой информации и сообщений (от полугода до трёх лет) , дозволение следователям получать информацию из электронной переписки , лишение гражданства (убрали из закона) для совершивших террористические и экстремистские действия, введение понятия «акт международного терроризма» и введение уголовной ответственности за недоносительство.

«Пакет Яровой» состоит из двух законопроектов:

Уголовный кодекс

Первый законопроект дополнил уголовный кодекс России тремя новыми составами преступления - несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности и совершение акта международного терроризма.

Хранение интернет-трафика

Второй законопроект обязывает операторов связи хранить звонки и сообщения абонентов за период, определяемый Правительством Российской Федерации (но не более, чем за 6 месяцев) в соответствии с 64-й статьей федерального закона «О связи», а информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков - 3 года .

Согласно проекту приказа Минкомсвязи, интернет-компании и сервисы должны хранить и предоставлять спецслужбам: псевдоним, дату рождения, адрес, фамилию, имя, отчество, паспортные данные, языки, которыми владеет пользователь, список его родственников, текст сообщений, аудио- и видеозаписи, адрес электронной почты, дату и время авторизации и выхода из информационного сервиса, наименование программы-клиента .

12 апреля 2018 года правительство РФ подписало постановление о том, что с 1 октября 2018 года операторы связи обязаны хранить в течение 30 суток текстовые, голосовые, видео- и другие сообщения пользователей. Далее оператор обязан увеличивать объем хранения на 15 процентов в год.

Средства шифрования

Законопроект устанавливает запрет на использование несертифицированных средств кодирования (шифрования). За нарушение этого запрета нарушителю грозит штраф в размере от 3 000 до 5 000 руб. с конфискацией средств шифрования . В Федеральной службе безопасности уточнили, что обязательная сертификация средств кодирования (шифрования) требуется только при передаче сведений, составляющих государственную тайну , поэтому сертификации систем мгновенного обмена сообщениями (месенджеров), таких как Telegram , WhatsApp и прочих при передаче сведений не составляющих гостайну, не требуется .

Также «закон Яровой» обязывает организаторов распространения информации в интернете декодировать сообщения пользователей. По требованию ФСБ компании должны будут предоставлять ключи к зашифрованному трафику.

Деятельность религиозных организаций

Закон также накладывает ограничения на деятельность религиозных организаций. В частности, устанавливается закрытый перечень мест, в которых допускается миссионерская деятельность, также вводится запрет миссионерской деятельности в жилых помещениях (кроме проведения религиозных обрядов и богослужений) .

При ведении миссионерской деятельности закон обязывает миссионеров иметь пакет документов, подтверждающих их полномочия. Вводится ограничение на участие иностранцев, въехавших в Россию по приглашению религиозной организации, на миссионерскую деятельность от имени иных религиозных организаций. Вводится запрет на миссионерскую деятельность, направленную против общественной безопасности, общественного порядка, прав и свобод личности и ряда иных целей

Оценки

Директор отдела анализа и контроля рисков, информационной безопасности PwC в России Роман Чаплыгин отмечал, что исполнение закона может привести к созданию хранилищ данных с большим объёмом накопленной информации, которые могут стать привлекательной целью для злоумышленников и спровоцировать рост числа кибератак. При этом угрозой конфиденциальности могут стать недобросовестные сотрудники, обладающие доступом к данным .

Пакет законопроектов критиковали Правовое управления Государственной думы [ ] , Совет по правам человека при президенте РФ (заместитель председателя - правозащитник Евгений Бобров и член - директор информационно-аналитического центра «Сова» и вице-президент и главный редактор информационно-исследовательского центра «Панорама» Александр Верховский) , министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров , депутаты КПРФ [кто? ] и ЛДПР (в частности В. В. Жириновский ), а также интернет-издание Meduza за жёсткость, внесудебность, нарушение прав граждан и регламента.

Затраты на реализацию

Авторы законопроекта заявляли, что бюджетных денег для его реализации не потребуется . Как отмечала газета «Ведомости», это вполне возможно в случае, если оборудование для сбора информации закупят операторы, а в центры хранения данных вложатся инвесторы (в роли потенциальных инвесторов упоминались Ростех и Ростелеком) .

На реализацию требований «закона Яровой» потребуются следующие затраты:

Для сравнения: ВВП России в 2015 году в текущих ценах составил около 80 трлн рублей .

После принятия закона акции российских операторов сотовой связи упали в цене: акции МТС упали на 2,5 %, МегаФона - на 1 % .

За полгода (максимально возможный срок, которым может Правительство в будущем обязать операторов связи хранить информацию) абонентами сотовой связи в России создается порядка 700 млрд минут телефонных переговоров и 50 млрд SMS-сообщений, а также потребляется 6 Эксабайт интернет-трафика . Для снижения затрат на хранение записей телефонных разговоров российская компания Spirit предложила алгоритм сжатия этих данных, сжимающий до 1 МБ голосовую запись длительностью 2 часа . Таким образом, при использовании этого алгоритма для хранения 700 млрд минут телефонных переговоров понадобится хранилище ёмкостью около 6 петабайт .

Уже после подписания этого закона Президентом выяснилось, что оборудования, необходимого для хранения таких гигантских объёмов данных, нет не только в России, но и во всём мире. В связи с этим Путин распорядился запустить собственное производство необходимого аппаратного обеспечения . К 1 сентября 2016 года он также поручил проанализировать возможность, сроки и затраты на организацию производства отечественного оборудования и программного обеспечения, нужного для хранения и обработки данных.

Виктор Озеров оценивал ежегодные затраты операторов связи на хранение трафика в 3 млрд руб. Такой вывод он сделал на основе расчётов правительственных экспертов об исполнении закона в Москве (там сумма равнялась 287 млн рублей) .

Летом 2017 года рабочая группа РСПП выступила с предложением выбрать, кто будет оплачивать расходы (государство или пользователи). Согласно расчётам организации, реализация закона в нынешнем виде будет означать рост тарифов на услуги мобильной связи на 180 %, на проводной интернет - на 1257 % .

На выполнение требований закона Яровой Билайн в течение 5 лет планировал потратить 45, Мегафон - 35-40, МТС - 60 млрд руб. Агентство Fitch оценивало чистые убытки в 2,5-3,3 % от общей выручки, по сравнению с 2017 годом рост капитальных инвестиций составлял 14-23 %. В июне 2018 года интернет-операторы начали повышение тарифов на 8-10 %, которое оправдывали затратами на закупку требуемого по законопроекту оборудования.

Хранение интернет-трафика

Соавтор закона Виктор Озеров среди возможных исполнителей указывал Ростех . Дочерняя структура этой фирмы - Национальный центр информатизации, по данным газеты «Ведомости» , предлагала создать единый центр хранения и обработки данных, который бы предоставлял операторам связи «соответствующие услуги». Возможными выгодоприобретателями это издание также называло «Ростелеком », предложивший создать систему хранения данных на базе мощностей, которые сейчас используются поисковиком «Спутник » .

Оценки размера сохраняемого трафика:

Оценки суммарных пропускных способностей сетей передачи данных.

Из этих данных:

Крупнейшие хранилища данных

В 2011 году было объявлено о постройке компанией IBM для неназванного заказчика крупнейшего на тот момент хранилища данных размером 120 петабайт , а в 2014 году компания Backblaze (англ. ) объявила о вводе в эксплуатацию хранилища данных объёмом до 500 петабайт, построенного в Калифорнии неподалёку от Сакраменто (на ноябрь 2013 - 75 петабайт) .

В России в 2015 году были созданы хранилища данных в интересах ФНС (2 петабайта с потенциалом до 10) и Минфина (до 5 петабайт) .->

Петиции и протесты против закона Яровой

12 апреля 2016 года было получено отрицательное экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на законопроект .

На следующий день после подписания этого законопроекта Путиным на сайте Российской общественной инициативы появилась петиция, призывающая отменить этот закон , набравшая за первый день более 10 000 подписей , что является удивительным промежуточным успехом , и в итоге меньше чем за месяц набрала все 100 000 подписей , необходимых для рассмотрения инициативы . 16 августа 2016 года инициатива была направлена руководителю экспертной рабочей группы при правительстве министру по вопросам Открытого правительства М. Абызову . 19 января 2017 года экспертная рабочая группа сочла недопустимой отмену так называемого «закона Яровой». «Недопустима отмена фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы, в угоду интересов отдельной группы коммерсантов» - указано в перечне выводов по итогам заседания, на котором обсуждалась петиция об отмене «закона Яровой».