Ст 134 тк рф индексация заработной платы. Но так ли это? Защита трудовых прав

Одним из наиболее актуальных вопросов для многих работодателей, бухгалтеров и простых работников является индексация заработной платы в 2019 году. При этом следует помнить о том, что индексацию заработной платы в государственных и бюджетных учреждениях, а также индексацию зарплаты в некоммерческих и коммерческих организациях проводят различными методами и способами. Все это следует учитывать работодателям, ведь за непроведение индексации заработной платы в 2019 году законодательством предусмотрена ответственность, и отказываться от её проведения предпринимателям нельзя.

Индексация заработной платы в 2019 году – законы и правовые нормативы

В сфере трудовых взаимоотношений российское законодательство обеспечивает практическую защиту и реализацию прав работников различными способами. В том числе, к основным правам каждого работника относится и право на индексацию заработной платы в соответствии с повышением уровня реальных цен и инфляцией для обеспечения преодоления негативных последствий означенных воздействий. Правовое регулирование данных вопросов в общем контексте возлагается в первую очередь на положения Трудового кодекса РФ и раскрывается в следующих статьях данного нормативного документа:

  • Ст.22. В данной статье устанавливаются основные обязанности работодателя. В их числе нет прямого указания на необходимость повышения реальной заработной платы сотрудника, однако устанавливается прямая ответственность работодателя и обязанность соблюдать положения трудового законодательства.
  • Ст.46. Положения данной статьи регламентируют структуру коллективного соглашения между сотрудниками и работодателями, в частности – предполагают обязательное указание в действующем коллективном договоре информации о мерах и способах обеспечения реального повышения зарплат работников.
  • Ст.130. Нормативы, изложенные в ней, затрагиваются вопросы обеспечения трудящимся определенных социальных гарантий в связи с ведущейся трудовой деятельностью, а также устанавливаются непосредственные виды гарантий в вопросах оплаты труда, к которым относится и повышение зарплаты.
  • Ст.134. Именно эта статья однозначно регулирует обязанность работодателей обеспечивать индексацию зарплаты в 2019 году и других временных отрезках, также возлагая возможность правового регулирования труда бюджетников и госслужащих на отдельные законодательные акты.

Прямого указания на обязанность индексации для небюджетных организаций непосредственно ТК РФ не предусматривает. Тем не менее, разъяснения различных государственных органов и решения судебных инстанций, вплоть до Конституционного суда РФ устанавливают, что работодатели вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой структуры обязаны проводить индексацию зарплат. Единственное исключение в данном вопросе относится к бюджетникам, для которых на данную процедуру могут влиять отдельные федеральные законы и иные нормативные акты.

Следует помнить, что индексация заработных плат может проводиться различными способами и на основании различных показателей. Однако в любом случае работодатели должны реализовывать теми или иными методами повышение зарплат.

Напрямую индексация заработной платы никак не связана с МРОТ, однако, законодательные нормативы позволяют работодателям использовать именно этот показатель при расчете индексации. Но также необходимо помнить, что вне зависимости от показателя индексации, зарплата работников в 2019 году должна быть не меньше, чем МРОТ, установленный на этот год. Соответственно при повышении МРОТ у всех работников, которые ранее получали зарплату меньше его уровня, должна увеличиться сумма получаемых ими средств.

Индексация заработной платы в 2019 году для государственных учреждений и бюджетных организаций

Работники бюджетной сферы и госслужащие в вопросах заработной платы часто полагаются на положения отдельных ведомственных документов. При этом в связи с последствиями экономического кризиса, согласно положениям ФЗ №68 от 06.04.2015, в течение последних лет индексация заработной платы госслужащих не проводилась. Однако с 1 января 2019 года действие моратория на повышение зарплаты бюджетников закончилось. Поэтому индексация заработной платы госслужащих в 2019 году была проведена с 1 января 2019 года. При этом размер повышения зарплат бюджетников и госслужащих был привязан к индексу инфляции и составляет 4%.

Следует помнить, что с 1 января 2019 года в России действует новый МРОТ. При этом вне зависимости от организации или учреждения, где работает гражданин РФ или иностранец, его зарплата не может быть ниже, чем МРОТ, а значит размер реального повышения зарплат может значительно превысить в итоге показатели индексации в 4% для многих работников бюджетных учреждений.

Под индексацию зарплаты в 2019 году всего подпадают более 2 миллионов бюджетников и госслужащих, поэтому отмена моратория стала для многих весьма хорошей новостью. Особенно для тех категорий, которые не попали под прошлую, выборочную индексацию зарплат, которая коснулась лишь отдельных категорий государственных служащих и бюджетных работников. Индексация 2019 года, в отличие от неё, затронула всех без исключения работников.

Индексация заработной платы в 2019 году для коммерческих и некоммерческих организаций

Наибольшие вопросы у работодателей и у простых сотрудников вызывает индексация заработной платы в 2019 году для субъектов хозяйствования внебюджетной сферы. В первую очередь это обеспечивается достаточно пространными требованиями статьи 134 ТК РФ, которая предполагает, что порядок индексации и повышения зарплат работников во внебюджетных организациях устанавливается трудовыми договорами, коллективным договором, либо же локальными нормативными актами предприятия. На основании этого некоторые работодатели, кадровые специалисты и бухгалтера считают, что индексация является правом, а не обязанностью работодателя, однако это не так.

Разъяснениями в данном вопросе могут служить следующие документы:

  • Определение Конституционного суда №2618-О от 19.11.2015.
  • Письмо Роструда №1073-6-1 от 19.04.2010.
  • Письмо Роструда №14-3/В-1135 от 26.12.2017.

Все они, а также ряд иных разъяснительных и информативных актов свидетельствуют о том, что работники имеют неотъемлемое у них право на повышение реального уровня заработной платы.

Однако следует также отметить, что работодатель обладает и определенными свободами в вопросах проведения индексации зарплат. В частности, он самостоятельно устанавливает период для проведения индексации, методику, по которой будет вычисляться её объем и способ начисления. За отсутствие индексирования работодателям грозит ответственность, а в случае выявления факта оставления заработных плат на одном и том же уровне сотрудники вправе подавать жалобы в трудовую инспекцию.

Следует отметить, что государственные органы также считают обязательным наличие у работодателей и локальных нормативных актов, которые бы регулировали порядок проведения индексации зарплат работников. Освобождены от таковых обязанностей лишь микропредприятия – они могут замещать любые локальные нормативы указанием необходимой информации непосредственно в трудовых договорах с работниками.

Как рассчитать индексацию зарплаты внебюджетной организации в 2019 году

Как было упомянуто ранее, работодатель сам вправе определять порядок индексации зарплат сотрудников. При этом он может указывать сведения об индексации как в локальных нормативных актах, так и в коллективном соглашении или договоре, либо непосредственно в тексте трудовых договоров с работниками. Кроме этого, он вправе устанавливать различные периоды для проведения индексации, которыми могут быть:

  • Один год. Данный срок является максимальным, в течение которого может не проводиться индексация зарплаты в коммерческих организациях. То есть – данная процедура должна проводиться как минимум раз в году. Учитывая процессуальный характер оформления индексации, наиболее логичным действием со стороны работодателя будет инициация данной процедуры в последнем месяце года.
  • Полгода. Работодатель вправе индексировать зарплаты каждые полгода. Это позволяет диверсифицировать динамику расходов предприятия и повысить мотивацию работников, а также обеспечить стабильный рост благосостояния сотрудников.
  • Квартал. Индексация зарплаты в коммерческих организациях в 2019 году каждый квартал также является распространенной практикой среди российских работодателей.
  • Месяц. Это – минимальный срок, по отношению к которому может проводиться индексация зарплат работников, так как именно месячные показатели роста потребительских цен публикуются официальными учреждениями. Кроме этого, частая индексация зарплат потребует чрезмерных кадровых затрат и повысит процессуальную нагрузку как на само предприятие, так и на его работников.

Механизмы, в соответствии с которыми проводится индексация, также могут отличаться. В частности, работодатели вправе устанавливать индексацию зарплаты сотрудников, основываясь на следующих показателях:

  • МРОТ. Привязка индексации к изменению размеров МРОТ или прожиточного минимума, которые с 1 января 2019 года становятся идентичными, допускается для российских работодателей. В таком случае индексация проводится соответственно пропорциональному изменению МРОТ каждый раз при изменении данного показателя или в определенный в ином порядке период, но не реже одного раза в год, и при условии, что общий размер индексации не будет ниже, чем индекс роста потребительских цен.
  • Уровень инфляции. Работодатель вправе ориентироваться при индексации зарплаты сотрудников на прогнозируемые на следующий отчетный период показатели инфляции. Однако ключевым требованием в данном вопросе является тот факт, что вне зависимости от инфляции, размер индексации не может быть ниже, чем индекс роста потребительских цен.
  • Индекс роста потребительских цен. В 2017 году данный показатель составил 4%, соответственно, в 2019 году зарплата должна быть проиндексирована как минимум на данный процент. При этом следует помнить, что данный показатель является ключевым при определении соблюдения или несоблюдения работодателем требований законодательства.

Так как индексации подлежит заработная плата сотрудников, включающая большое количество различных доходов, работодатель вправе выбирать, какие именно составляющие части зарплаты будут индексироваться. Главным требованием в данном случае является лишь соответствие общего повышения заработка работников индексу потребительских цен. Кроме этого, работодатель вправе индексировать зарплаты и по иным показателям, а также с иными процентами и суммами повышений при условии, что они не будут ниже установленных требований законодателя.

Работодатель вправе использовать для индексации и стимулирующие выплаты – если по итогам года фактические оклад и тарифная ставка не повышались, но было обеспечено требуемое повышение зарплаты каждого сотрудника соответственно нормативам за счет премирования и иных стимулирующих выплат, то к ответственности работодателя привлечь не могут.

Порядок проведения индексации зарплаты на предприятии в 2019 году

Проведение индексации зарплаты работников в 2019 году требует от работодателя соблюдения достаточно строгого порядка действий. При этом необходимо учитывать обязательность ряда процессуальных процедур и наличия определенных внутренних документов. Так, порядок действий для проведения индексации зарплаты на предприятии в 2019 году может выглядеть следующим образом:

  1. Работодатель устанавливает нормативные акты, соответственно которым может проводиться индексирование заработной платы в 2019 году или на постоянной основе. Чаще всего таковым нормативным актом является положение об индексации заработной платы.
  2. Так как заработная плата относится к обязательной информации, фиксируемой в трудовом договоре, с каждым сотрудником необходимо заключить дополнительное соглашение, изменяющее содержание трудового договора.
  3. По факту повышения заработной платы работодателем издается соответствующий приказ. В тексте приказа может указываться как общий перечень сотрудников, которым повышается зарплата, так и допускается возможность составления приказа по каждому из работников отдельно.
  4. В штатное расписание, действующее на предприятии, вносятся соответствующие изменения, связанные с изменением размеров зарплат работников.
  5. В случае, если на предприятии ранее действовали другие нормативные акты, регламентирующие индексацию или просто размер заработной платы трудящихся, в них также должны быть внесены соответствующие изменения.

Ответственность за неиндексирование заработной платы в 2019 году

Если работодатель не произведет своевременно индексацию заработной платы, он может быть привлечен за данные действия к административной ответственности. Рассматривается данная ответственность положениями статьи 5.27 КоАП РФ. Так, данная статья предполагает наложение штрафа в размере от 1 до 5 тыс. рублей для руководителей предприятия или индивидуальных предпринимателей либо иных, ответственных за установление порядка начисления зарплаты лиц, и от 30 до 50 тыс. рублей для непосредственно субъектов хозяйствования, обладающих статусом юридического лица.

Если работодатель фактически обеспечил индексацию заработной платы путем премий, повышения окладов и тарифных ставок, но не имеет локальных нормативных актов, регулирующих порядок её предоставления, единственной мерой, принимаемой по отношении к нему, может быть предписание трудовой инспекции об обязательном внедрении данных локальных документов.

Следует отметить, что в ситуациях, когда заработная плата не была проиндексирована, а сотрудник обратился в суд, может быть принято также решение о взыскании в пользу работника недополученного им дохода и дополнительных компенсаций. Однако судебная практика по данному вопросу является неоднозначной и имеет примеры освобождения работодателя от таковых выплат.

Кроме этого, в судебной практике по вопросам непроведения индексации заработной платы также имеет место и привлечение работодателей к ответственности за уклонение от уплаты налогов, так как непроведенная индексация снижает размеры зарплаты сотрудников в сравнении с требуемой и, соответственно, уменьшает объемы обязательных налоговых отчислений.

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Комментарий к статье 134 Трудового Кодекса РФ

§ 1. Статья претерпела лишь редакционные изменения. Содержание ее не изменилось.

Повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги должно гарантироваться закреплением на федеральном уровне соответствующего правового механизма индексации заработной платы.

В Трудовом кодексе такой механизм не закреплен в отличие от КЗоТа РФ (ст. 81.1), предусматривавшем, что индексация оплаты труда работников организаций производится в порядке, установленном Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР".

Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 45. Ст. 1488) определял индексацию как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Закон предусматривал также возможность сочетания, а в некоторых случаях и замены индексации иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.). К числу объектов индексации была отнесена и оплата труда работников организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. Порогом индексации (т.е. индексом потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов, сбережений граждан) признавался индекс в размере 6%.

Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал следующий порядок индексации оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий: первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда, индексировалась на полный индекс потребительских цен; вторая и последующая части дохода, равные также полуторной величине минимальной оплаты труда, - на 50% индекса потребительских цен. Доходы, превышающие трехкратную величину минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежали. Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежавшей индексации, определялся с учетом этих коэффициентов. Данный Закон отменен, а нового механизма индексации не предусмотрено.

§ 2. Поскольку Закон от 24 октября 1991 г. на практике не применялся, то лишь до 1 января 2005 г. использовался иной способ государственного регулирования доходов населения - в целях поддержания их покупательной способности в централизованном порядке периодически пересматривался уровень минимальной оплаты труда, пенсий, социальных пособий.

§ 3. Проблема индексации оплаты труда особую остроту имеет для работников бюджетной сферы. Отставание пересмотра уровня оплаты их труда, с одной стороны, и неполный учет реального индекса роста потребительских цен при принятии решений о повышении минимальных размеров оплаты труда, окладов (ставок), с другой стороны, четко выявили тенденцию резкого отставания уровня оплаты труда в бюджетной сфере по сравнению с темпами роста средней заработной платы в промышленности и в иных внебюджетных сферах.

Статья 134 ТК предусматривает, что в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Поскольку в данном случае Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" отменен, очевидно, имеется в виду принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. До их принятия будет иметь место пробел в решении такой острейшей проблемы, как индексация заработной платы.

§ 4. Индексация заработной платы в других организациях, финансируемых не из бюджета, производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.

О включении в содержание коллективных договоров и соглашений механизма регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции см. комментарии к ст. 41, 45 ТК.

§ 5. Условие об индексации заработной платы может быть предусмотрено и в трудовом договоре с работником. Это условие, как и другие условия трудового договора, может быть впоследствии изменено только по соглашению сторон и в письменной форме (см. комментарий к ст. 57 ТК).

§ 6. В связи с тем что в Трудовом кодексе не закреплен механизм индексации заработной платы, а вопрос, связанный с решением соответствующих споров, чрезвычайно актуален, важно обратиться к судебной практике.

Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения судами гражданских дел по спорам об оплате труда, констатировал, что рост числа гражданских дел по спорам об оплате труда отмечен абсолютно на всей территории России. Особый интерес при этом вызывает в практике судов вопрос об индексации денежных сумм при удовлетворении исков о взыскании заработной платы. Во многих случаях требование об индексации взыскиваемой суммы содержится в исковых заявлениях. Если же такого требования не содержится, то суд вправе выйти за пределы заявленных истцом требований, если признает это необходимым для защиты его законных интересов, и проиндексировать взыскиваемую сумму по своей инициативе.

При рассмотрении дел данной категории суды руководствовались ст. 81.1 КЗоТ, согласно которой индексация оплаты труда работников организаций должна была производиться в порядке, установленном Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991 г. (с изменениями, принятыми 24 декабря 1993 г.).

В соответствии со ст. 1 указанного Закона индексация могла сочетаться (а в некоторых случаях и заменяться) с иными методами государственного регулирования доходов населения, в частности пересмотром уровня оплаты труда. Исходя из этого положения, суды применяли индекс роста минимального размера оплаты труда при удовлетворении иска в тех случаях, когда за период задержки выплаты заработной платы минимальный размер оплаты труда повышался в централизованном порядке. Если же за этот период минимальный размер оплаты труда не изменялся, суды при взыскании своевременно не выплаченной заработной платы применяли индекс потребительских цен, определяемый в соответствии со ст. 3 названного выше Закона.

Статья 2 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" относила к числу объектов индексации оплату труда работников предприятий, учреждений, организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. При индексации сумм не выплаченной своевременно заработной платы работникам таких предприятий, по мнению Отдела обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, необходимо, видимо, учитывать индекс роста минимального размера оплаты труда, поскольку в силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом размера оплаты труда.

Суды при удовлетворении исков о взыскании не выплаченной своевременно заработной платы учитывали также и положения об индексации оплаты труда, содержащиеся в коллективных договорах и соглашениях, поскольку ст. 21, 13 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" в редакции от 24 ноября 1995 г. допускают возможность установления механизма регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, установленных в коллективных договорах и соглашениях, наряду с индексацией оплаты труда, осуществляемой в централизованном порядке.

Суды применяли индексацию оплаты труда, предусмотренную и отраслевыми соглашениями, при рассмотрении исков работников предприятий некоторых отраслей: шахтеров, энергетиков.

Возникает вопрос: за какой период должна индексироваться задолженность по заработной плате? За весь период, в том числе за время со дня выдачи судебного приказа о взыскании заработной платы до фактической выплаты ответчиком (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 1999 г. // Бюллетень ВС РФ. 2000. N 7. С. 19).

В некоторых случаях суды стали применять при удовлетворении иска о взыскании зарплаты, не выплаченной работнику в установленные сроки, наряду с индексацией денежных сумм (исходя из повышения минимального размера оплаты труда либо индекса роста потребительских цен) и ст. 395 ГК РФ , предусматривающую ответственность за неисполнение денежного обязательства. Отдел обобщения судебной практики Верховного Суда РФ с такой позицией судов не согласен, поскольку между работником и работодателем отношения по поводу оплаты труда являются трудовыми и должны регулироваться трудовым законодательством (см. Бюллетень ВС РФ. 1997. N 2. С. 22).

Другой комментарий к статье 134 ТК РФ

1. Реальная заработная плата - это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

СТ 134 ТК РФ .

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает
индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные
учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового
права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами.

Комментарий к Ст. 134 Трудового кодекса РФ

1. Реальная заработная плата - это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

На основании ТК предусмотрено ежегодное возрастание заработных плат для трудящейся категории населения, где важное место отводится индексации.

Под этим термином подразумевают систему изменения доходов, поддающуюся корректировке в пропорции к индексу цен.

Проводится на основании роста цен.

На основании действующего ТК полагается при применении системы индексирования заработков трудящихся, увеличивать доходы работающего населения. На основании стремительного роста стоимости потребительских товаров и услуг, трудовое законодательство обязывает организации повышать размер зарплат трудящимся.

Организации, работающие в рамках государственного бюджета, обязаны заниматься индексацией, приводящей к увеличению зарплат трудящихся сотрудников. Управленцы учреждений коммерческого типа также обязаны поднимать уровень доходов своих служащих, увеличение зарплат происходит на основании повышения ценовой политики, путем коллективных договоренностей посредством заключения мирных соглашений или за счет локальных нормативных актов.

Обязательно ли проводить индексацию?

Индексация обязательна на предприятиях.

В организациях, работающих на государственном обеспечении, процесс индексирования является обязательным и предписан законом. Выполнение процедуры проверяют гораздо строже, чем в учреждениях коммерческого типа.

На частных предприятиях директор или иное ответственное лицо, следуя действующему ТК тоже обязан осуществлять повышение заработка своих подчиненных, однако универсальная схема процедуры не была установлена действующим законодательством, все на усмотрение руководителя предприятия.

Следовательно, все хозяева частных организаций в обязательном порядке должны проводить индексирование заработных плат для своих трудящихся. Коммерческие предприятия самостоятельно определяют размер повышения доходов сотрудников с учетом собственных интересов.

Единого порядка для индексирования дохода в результате трудовой деятельности не предусмотрено. В индексировании заработных плат должны принимать участие все трудящиеся предприятия без исключения, работающие в соответствии с установленным в государстве порядке.

Многие трудящиеся граждане не подозревают о такой возможности увеличения заработка.

Коэффициент индексирования граждан производится одинаково, вне зависимости от занимаемой должности.

Данная процедура является процессом периодического характера.

Имеет ли работодатель основания отказать в повышении зарплат

Работодателю грозит ответственность.

Многие работодатели в целях экономии бюджета стараются избежать данного процесса не внося данные об индексации в свои нормативные документы думая, что порядок изменений не установлен, но такие наниматели ошибаются.

При ближайшей проверке , факт нарушения будет обнаружен. По такому нарушению применяется система штрафов и предписаний. Руководство организации обязано заниматься индексацией доходов подчиненных, необходимо проводить ее для всего действующего штата, трудящегося в соответствии с ТК.

Ответственные предприниматели учитывают рост ценовой политики и своевременно проводят процедуру индексирования доходов своих подчиненных.

Индексирование для коммерческих организаций можно произвести двумя способами:

  1. Учет изменения индексов ценовой категории;
  2. По уровню инфляции.

Посмотреть данные по уровню инфляции можно в законе о федеральном или региональном бюджете.

Необходимость в организации такого процесса обуславливается снижением потребительской способности работников. Цены повышаются, а доход граждан остается на неизменном уровне.

Следовательно, качество жизни работающего населения падает. Для этого и разработана система индексирования оплаты труда.

У некоторых работодателей предусмотрено ежегодное повышение зарплаты. Данная процедура не имеет ничего общего с индексацией, и она только на усмотрение работодателя. Индексация – это обязательная процедура и от воли нанимателя она не зависит.

Работники, которые не принимали участия в индексировании своего дохода, имеют все основания для обращения в соответствующие государственные органы.

Какой алгоритм предусмотрен для индексации

Зависит от нескольких факторов.

В соответствии с действующей статьей 134, возможно говорить об индексации, как об обязательной процедуре, но определения четкого плана проведения не существует. Статья ссылается на наличие различных правовых актов руководящего лица и коллективный договор.

Коммерческая компания для проведения необходимой процедуры должна быть осуществлена в определенном порядке. Ее прописывают в договоре коллективного типа или акте иного характера. В случае отсутствия фиксации данного факта ответственным лицом в договоре, оформляется дополнительное соглашение с трудящимся гражданином.

В документе должны быть прописаны детали индексации: на каких условия она проводится и насколько часто. Необходимо обязательно указывать на основании какого внутреннего документа производится данная процедура.

Для нанимателя на работу при составлении документации, на основании которой будет проводиться индексация, нужно учитывать следующие критерии:

  • вид , который подлежит индексированию. Сюда относятся оклады работающих граждан и тарифы, рассчитанные предприятием. Наниматель имеет право индексировать не весь оклад, а лишь его часть, определенный размер оклада.

Например, оклад сотрудника составляет 20 000 рублей, а индексировать работодатель может только 10 000 рублей, остальная часть оклада индексации не подлежит;

  • временной промежуток для осуществления индексации. Ответственное лицо вправе выбирать временной отрезок для индексирования оплаты труда по своему усмотрению, это может быть раз в месяц, раз в квартал или раз в год.

Наниматель имеет право указать так: зарплата индексируется каждые полгода при условии роста цен в регионе на продовольственные товары выше 5%;

  • работодатель также вправе выбирать коэффициент по индексированию оплаты труда;
  • алгоритм вычисления дохода трудящихся после проведения индексации;
  • как правило, осуществляется определение индекса ценовой политики во внутренней документации предприятия. Проведение процедуры допускает изменения ценовой категории за несколько месяцев.

Данные по изменению индексов можно посмотреть на сайте Росстата за необходимый период.

Росстат ежемесячно рассчитывает индексы изменения цен на потребительские товары и уровень инфляции для каждого региона России.

Как должна быть проиндексирована заработная плата в нынешнем году

Правила остались те же.

Введенные новшества для процедуры индексации оплаты труда в 2017 году не изменялись. Для бюджетных учреждений правила проведения утверждены нормативно правовыми актами.

Проводятся они для бюджетников по-разному: это может быть распоряжение Правительства РФ или исполнительных органов субъекта РФ, или муниципалитета.

Коммерческие организации проведут ее на свое усмотрение. Система индексации разработана в основном в крупных компаниях и организациях. Система индексаций имеет серьезный недостаток – это задержка на 2 месяца, потому что такой период необходим для ее развития и проведения.

Вопрос об индексации оплаты труда для работающего населения стоит остро. Людям, работающим в коммерческих учреждениях, приходится надеяться только на порядочность своего нанимателя, а вот сотрудникам госучреждений гораздо проще, они полагаются на решение государственных органов.

Сотрудники коммерческих учреждений могут остаться без индексации оплаты труда. Работодатели могут не включать пункт об индексации в коллективный договор. Работодатель также может сослаться на тяжелое и нестабильное финансовое положение компании.

Начиная с 2015 года не только ТК РФ, но и Роструд обязывает проводить индексацию оплаты труда всех без исключения нанимателей. Если в локальных нормативных актах организаций нет данного положения, то нанимателя обязывают разработать и внести необходимые изменения и дополнения.

Если в организации не существует закрепленного условия об индексировании доходов трудящихся, сотрудники государственной инспекции труда могут привлечь нанимателя к административной ответственности.

Нюансы при индексации заработной платы

Работники могут обратиться в суд.

Если работник узнал, что ему положена индексация оплаты труда и у нанимателя это прописано в нормативных правовых документах, то даже после увольнения, работник может подать на нанимателя в суд. Преимущественно такие суды выигрывают работники, но не наниматели.

Не всегда индексация заработной платы является повышением , такой факт тоже может быть. Проиндексировав часть оклада, наниматель может снизить процент премии или коэффициент начисления премий для сотрудников.

Индексация оплаты труда направлена на повышение уровня жизни работающего населения. В бюджетных и коммерческих учреждениях данная система работает по разным направлениям. Бюджетные организации имеют более высокую и надежную степень индексации. Коммерческие организации имеют более свободный выбор данной системы.

Развивать данную систему наниматель может не в одном направлении. Систему индексации наниматель может выбрать самостоятельно ту, которая для него будет более удобна и приемлема.

Работодатели коммерческих организаций имеют вполне законное право не индексировать заработную плату своим сотрудникам, применяя оговорки в локальных нормативных актах, и они будут законны.

Также работающее население вправе требовать индексацию от своего руководства. Защитить права работников в данном вопросе может государственная инспекция труда.

Судебные органы и Роструд тоже на стороне работающего населения. Большинство обращений работников в судах рассмотрено в пользу работающего населения. Судебная практика может принять и иное решение, предусматривающее взыскание с ответственного лица разницы между зарплатой после прохождения индексирования исходя из показателей повышения стоимости товаров, и размером дохода, который был выплачен по факту.

Как правило, в процессе судебного разбирательства может быть установлен тот факт, что более низкое значение по индексированию стоимости потребительских товаров не имеет основания для повышения доходов трудящихся граждан.

Из этого видео вы узнаете об индексации заработной платы.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Трудовым кодексом РФ предусмотрена индексация заработной платы с целью обеспечения повышения уровня ее реального содержания. Однако эта норма сформулирована крайне неопределенно, что затрудняет ее реализацию на практике. Является по действующему трудовому законодательству индексация заработной платы правом работодателя или вменяется ему в качестве обязанности?

В статье 134 ТК РФ сказано, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает ее индексацию в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, индексируют зарплату в порядке, установленном трудовым законодательством и иными государственными и муниципальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Остальные работодатели проводят индексацию в порядке, закрепленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Таким образом, в отношении бюджетных организаций данная статья Кодекса содержит ясный отсыл к нормам трудового права. В отношении же частных компаний требования сформулированы неопределенно, что оставляет простор для разных толкований.

С одной стороны, порядок индексации устанавливается коллективными договорами, соглашениями и локальными актами, из чего можно сделать вывод, что и сам факт индексации остается на усмотрение работодателя.

С другой — ТК РФ предусмотрена индексация зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги не только для бюджетных организаций, но и для бизнеса, из чего можно сделать вывод, что к полномочиям работодателя относится не установление индексации (которое является его обязанностью), а определение порядка учета роста цен при индексации зарплаты. Так, индексация может проводиться в соответствии с индексом потребительских цен, определенным по методическим рекомендациям Росстата, или на величину инфляции, указанную в законе о федеральном бюджете или бюджете того региона, на территории которого работает предприятие. В каждом варианте размер индексации разный.

Наконец, еще одна неопределенность, не разрешенная в формулировке ст. 134 Трудового кодекса РФ, - периодичность, с которой осуществляется индексация. Этот вопрос важен с практической точки зрения. Ведь если ежеквартальная или даже ежегодная индексация заработной платы возлагает на работодателя безусловные финансовые обязательства, то индексация один раз в пять лет считается не более чем бонусом за лояльность фирме. Рассчитывать на него в условиях российской текучки кадров могут немногие.

Обязанность работодателя

Роструд в письме от 19.04.2010 № 1073-6-1 при толковании ст. 134 ТК РФ пришел к выводу, что законодатель установил для работодателя безусловную обязанность проводить индексацию. Причем если в его локальных нормативных актах не предусмотрен порядок индексации, то с учетом того, что индексация зарплаты - обязанность работодателя, необходимо внести соответствующие дополнения в действующие локальные нормативные акты.

На справедливость этого вывода указано в Определении Конституционного суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О. Еще до его вынесения на аналогичном толковании нормы трудового законодательства об индексации зарплаты основывались, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2005 № Ф08-2060/2005 и от 01.06.2005 № Ф08-2054/2005.

Таким образом, можно утверждать, что в 2010 г. и Рострудом, и Конституционным судом РФ было подтверждено сложившееся толкование ст. 134 ТК РФ как возлагающей на любого работодателя обязанность индексировать заработную плату.

Порядок индексации

Статьей 192 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Госдуму одновременно с предложениями о порядке индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений в очередном финансовом году и плановом периоде. Несмотря на это в настоящее время в открытом доступе отсутствуют нормативные акты, устанавливающие порядок индексации зарплаты бюджетников.

Аналогичным образом и в большинстве отраслевых соглашений раздел о порядке индексации заработной платы работников отрасли содержит отсыл к коллективным трудовым договорам и локальным нормативным актам. Исключениями являются отраслевые соглашения железнодорожников и угольщиков.

В пункте 3.2 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта сказано, что конкретный порядок и сроки индексации заработной платы (ежеквартально, по полугодию или один раз в год упреждающим порядком) определяются коллективным договором, но во всех случаях не ниже среднегодового индекса роста потребительских цен. Согласно подп. 3.2.4 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы проводится ежеквартальная индексация заработной платы работников отрасли исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

Данные Росстата о росте потребительских цен регулярно публикуются на его официальном сайте, например в справке «Об индексе потребительских цен в августе 2010 года».

Помимо этого при индексации могут использоваться и инфляционные показатели - как федеральные, так и региональные. В пункте 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ

«О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» официальный уровень инфляции был установлен в 10%, но уже 23 июля 2010 г. был понижен до 7% - именно его можно принять за общегосударственный официальный показатель инфляции. Региональные показатели инфляции, которые сейчас позволяют наиболее адекватно оценивать покупательную способность денежных средств в той или иной местности, устанавливаются региональными нормативными актами.

Очевидно, что работодателю выгоднее использовать наиболее «экономный» из альтернативных показателей изменения покупательной способности зарплаты, коль скоро нормами Трудового кодекса РФ ему прямо предоставлено такое право. Работодатель же определяет и периодичность проведения индексации в том случае, если отраслевым соглашением или коллективным договором она прямо не установлена.

Оформление и налогообложение индексации

Размер заработной платы согласно ст. 57 ТК РФ - одно из обязательных условий трудового договора. Любое изменение его условий в соответствии со ст. 72 ТК РФ допускается только по письменному соглашению сторон.

Тем не менее индексация не считается повышением зарплаты, поскольку ее реальное содержание при этом остается неизменным, а значит, не является и изменением условий трудового договора, требующих письменного соглашения сторон. Индексация - обязанность работодателя. Для ее реализации достаточно издать соответствующий локальный нормативный акт со ссылкой на ст. 134 ТК РФ, в котором дается указание провести соответствующую индексацию. При этом не важно, предусмотрено вообще трудовым договором условие об индексации заработной платы или нет.

Выплаты, полученные работником от индексации, суммируются с основными доходами и на основании ст. 208 НК РФ облагаются НДФЛ в общем порядке. Эти же расходы, документально подтвержденные, учитываются при уплате налога на прибыль согласно ст. 255 НК РФ.

Защита трудовых прав

Несмотря на трудовое законодательство многие работодатели не горят желанием проводить обязательную индексацию зарплаты работников. В этом случае их действия могут быть обжалованы в суде. Кроме того, в соответствии со ст. 353 ТК РФ работник вправе обратиться за защитой своих прав в прокуратуру и федеральную инспекцию труда. Соответствующее заявление он может подать на сайтах данных учреждений или лично, обратившись в их территориальные органы.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда ст. 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность. Для должностных лиц штраф составляет от 1000 до 5000 руб., для юридических - от 30 000 до 50 000 руб. При этом вместо уплаты штрафа в отношении юрлиц возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Однако при оспаривании отказа работодателя от осуществления индексации заработной платы работнику сложнее всего будет сформулировать финансовые параметры претензии. Законодатель, установив обязанность работодателя по осуществлению индексации, не конкретизировал требования к ее параметрам ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах. В этих условиях работник может требовать от работодателя лишь принятия локального акта, в котором будет установлен порядок индексации. И лишь после этого появятся основания требовать его соблюдения.

Таким образом, при существующем законодательном регулировании даже предусмотренная законом обязанность фактически не обременяет работодателя финансовыми затратами на ее исполнение. Законопослушный работодатель, реализуя предусмотренную законом индексацию, имеет все основания позиционировать ее как свое конкурентное преимущество на рынке труда.